Играем родственные слова подбираем из опыта работы. Расширение и обобщение словарного запаса младших школьников с ОНР III уровня через ознакомление с родственными словами. Дидактическая игра «Родственные слова»

В статье изложена и обоснована важность целенаправленной работы над родственными словами с дошкольниками с нарушением речи, предпринята попытка систематизировать многолетнюю практическую работу автора, а так же собрать и сконцентрировать достаточный словарный материал для лексических упражнений с родственными словами.

Данилишина А.В., учитель-логопед МДОУ д/с комбинированного вида №8 «Теремок» Московская область, город Подольск

Аннотация:

Изложена и обоснована важность целенаправленной работы над родственными словами с дошкольниками с нарушением речи, предпринята попытка систематизировать многолетнюю практическую работу авторов, а так же собрать и сконцентрировать достаточный словарный материал для лексических упражнений с родственными словами.

Ключевые слова: дошкольный возраст, дисграфия, нарушения речи, родственные слова.

Актуальность статьи обусловлена увеличением количества детей с на-рушениями речи и необходимостью проводить целенаправленную работу по профилактике дисграфии у дошкольников.

Дети старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи имеют бедный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить слова, т. е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития. Обычно дошкольники 5-6-летнего возраста хорошо выполняют задания на словообразование, дети с ОНР самостоятельно, без предварительного обучения с этими упражнениями не справляются.

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР - обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования и подбора родственных слов.

Упражнения с родственными словами играют огромную роль в развитии логического мышления и памяти ребенка, в осмысливании семантических связей между словами, в обогащении активно используемой ребенком лексики, в подготовке к ощущению, а потом и осознанию состава слова. Основная цель работы по подбору родственных слов заключается в том, чтобы научить ребёнка подбирать родственные однокоренные слова в доступных для его возраста пределах. Этот важнейший вид работы подготовит его к подбору проверочных слов, без хорошего владения которым в дальнейшем невозможно будет научиться применять на практике грамматические правила.

Работу над родственными словами следует проводить на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, а также закреплять пройденный материал дома с родителями.

Нами разработана и эффективно используется на практике следующая последовательность ознакомления детей с родственными словами:

  • занимательные стихи, рифмованные тексты, загадки, помогающие рас-крыть тему в доступной для детей форме
  • наблюдения, которые подводят детей к осознанию родственных слов в тексте
  • упражнения в определении родственных слов в тексте
  • упражнения на группировку родственных слов и самостоятельный их подбор

Упражнения, направленные на использование родственных слов детьми в собственной речи (например, составление предложений с заданными словами, пересказ текстов, составление рассказов) .

Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников» . Слова – родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Знакомство детей с понятием «родственные слова» можно начать с про-чтения стихотворения:

Как-то, много лет назад,

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово-корень,

Разрастаться стало вскоре,

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Слова, как родные, похожи чуть – чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

Предлагаем примерные игры и задания

1. Д/и «Подбери «слова – родственники» (тема «Зима» ) .

На доске картинка «Зима» . Проводится беседа по картинке.

Подберите «слова – родственники» к слову «зима» . Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму» ? (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима» ? (Зимушка, зимние, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день) ; «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа) ; «зимнее» (небо, солнце, утро) .

2. Д/и «Доскажи словечко»

Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях ле-жит… (снег) . Будем подбирать «слова-родственники» к слову «снег» . А поможет нам в этом игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег)

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою

Каруселью… (снеговою)

На полянки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью… (снежной)

Вот веселье для ребят

Всё сильнее … (снегопад)

Все бегут вперегонки

Все хотят играть в … (снежки)

Снежный ком – на снежный ком,

Всё украсили… (снежком)

Словно в белый пуховик

Нарядился… (снеговик)

Рядом снежная фигурка –

Это девочка… (снегурка)

На снегу-то, посмотри –

С красной грудкой… (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег) .

Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом» (тема «Дом и его части» )

Жил да был весёлый гном

Он в лесу построил… (дом)

Рядом жил поменьше гномик

Пол кустом он сделал… (домик)

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… (домишко)

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой… (домище)

Был он стар и был он сед

И большой был… (домосед)

А за печкой за трубой

Жил у гнома… (домовой)

Очень строгий, деловитый

Аккуратный… (домовитый)

Мох, калину, зверобой –

Всё из леса нёс… (домой)

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас… (домашний)

Каждый день соседи-гномы

Навещали деда… (дома)

Всех встречал радушно гном

Все любили этот … (дом) .

Подобная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами:

Лес, лесок, лесной, лесник;

гриб, грибок, грибник, грибной;

вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;

сахар, сахарный, сахарница;

носят, поднос, носильщик;

гора, горка, гористый, горный, пригорок;

лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;

дуб, дубок, дубовый;

ёж, ежиха, ежонок, ёжик, ежата, ежовый;

весна, весенний, веснянка, веснушка.

3. Д/и «Найди «лишнее» слово»

Горе, горный, гора;

Боль, большой, больница;

Водить, вода, водный;

Лес, лесник, лестница;

Море, морщины, морской;

Беседа, беседка, соседка.

4. Д/и «Назвать общую часть «слов-родственников»

Зимушка, зимовать, зимний;

Животное, живёт, живой;

Пасёт, пастух, пастушка;

Печка, печник, испечь;

Дворик, дворник, дворовый;

Сорить, мусор, насорит;

Звонить, звонок, звонкий.

5. Д/и «Объяснялки»

Объясните, почему так называется

Рыболов (рыбу ловит)

Листопад (листья падают)

Пчеловод (пчёл разводит)

Ледоход (лёд ходит, идёт)

Землекоп (землю копает)

Самокат (сам катается)

Пешеход (пешком ходит)

Вездеход (везде ходит)

Ледокол (колет лёд)

Самосвал (сам сваливает)

Лесоруб (лес рубит)

Паровоз (возит с помощью пара)

Трубочист (трубы чистит)

Самолёт (сам летает) и т.д.

6. Д/и «Скажи одним словом»

Придумай одно слово вместо двух

Снег чистит – (снегоочиститель)

Канавы копает – (канавокопатель)

Трубы укладывает – (трубоукладчик)

Сам ходит – (самоход)

Землю роет – (землеройка)

Пыль сосет – (пылесос)

Снег падает – (снегопад)

Листья падают – (листопад)

Сам варит – (самовар)

Сам летает – (самолет)

Лес рубит – (лесоруб) и т.д.

7. Д/и «Найди в стихотворении родственные слова»

Сосны и сосенки – в сосняке,

А ели и ёлочки – в ельнике.

Дубки и дубочки растут в дубняке,

И в нём не найдёшь можжевельника.

У дуба крепкая кора,

Красив листок дубовый.

Дублёнку надевать пора,

К зиме готовясь новой.

Ивушки, ивы растут у реки,

Низко склоняясь над водой.

Из ивовых прутьев плетут старики

Корзиночки долгой зимой.

Осинки растут в осиннике

И тянутся к небу синему.

Под осинами – подосиновики,

Такие грибы красивые.

В лесистой местности лесочки и леса,

Здесь лесники работают вокруг,

Чтобы лесная дивная краса

Не пострадала почему-то вдруг

Мы маслим кашку маслом,

Храним его в маслёнке.

Одежду коль замаслил –

Держи её в сторонке.

В морях морские пароходы,

В морях всегда есть мореходы,

И я хочу быть моряком,

Но только не сейчас – потом.

Бывают домики, домишки и дома,

Домашнее хозяйство мы ведём,

А домоводству я учусь сама.

Своих домашних дома мы найдём.

Наступила зимушка, зимушка-зима,

Всю одежду зимнюю достала я сама.

Видно, очень долго придётся зимовать

И о лете красном с грустью вспоминать.

С лиственных деревьев падает листва,

Все листочки жёлтые осень принесла.

Листопад бывает осенью большой.

Листья вновь появятся раннею весной.

Мы все живём на родине,

В своём родном краю.

Люблю своих родителей

И родину люблю.

В процессе всей работы с текстами нужно стараться всемерно подчёркивать смысловое родство выделенных в них слов, чтобы ребёнок смог его почувствовать. В дальнейшем нужно брать любые другие «близкие» ребёнку слова и упражнять его в подборе к ним родственных слов, широко используя при этом наводящие вопросы. Например:

Давай мы с тобой подберём родственные слова к слову МОРОЗ.

  • Если мороз небольшой, лёгкий, как его можно назвать?.. (морозец)
  • Поздней осенью начинаются небольшие… (заморозки)
  • Что делает мороз?.. (морозит)
  • НА морозе можно уши и нос… (отморозить)
  • Реки и озёра зимой… (замерзают)
  • Иногда вода в них насквозь… (промерзает)
  • Какая бывает погода во время мороза… (морозная)
  • А как в это время бывает на улице?.. (морозно)
  • Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике?.. (морозильная)
  • Замороженные продукты потом… (размораживают)
  • Что очень вкусное делают из замороженных сливок?.. (мороженое)

После нескольких подобных упражнений ребёнку предлагается самостоятельно подбирать родственные слова к заданному или выбранному им самим слову. Наводящие вопросы нужно в этом случае задавать лишь после того, как он полностью закончит подбор «доступных» ему слов. Можно не сомневаться в том, что в результате таких упражнений ребёнок довольно быстро поймёт сам принцип подбора родственных слов и овладеет этим навыком на доступном его возрасту уровне.

Построенная по такому принципу строгая система заданий и упражнений позволяет добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении старших дошкольников с родственными словами. Работа над родственными словами способствует уточнению значений слов, нормированию процессов словообразования, выделению морфем в слове и соотнесению их со значением, морфологическому анализу слова. Речь ребенка становится богаче и выразительнее.

Таким образом, решаются коррекционные задачи: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования родственных слов, развиваются мыслительные способности детей, так как вырабатывается привычка задумываться над значением слова, закладывается основа для орфографически-грамотного письма.

Список литературы.

  1. Кислова Т.Р. По дороге к Азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2.– М.: «Баласс» , 1999. – 144 с.
  2. Коноваленко В.В. Родственные слова. Лексико – грамматические уп-ражнения и словарь для детей 6 – 8 лет. Выпуск 1. Пособие для педагогов. – М.: Издательство ГНОМи Д, 2004. – 24 с.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и граммататического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб.: «Союз» , 2001. – 224 с.
  4. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 112 с.

Организация: ГБДОУ д/с №70

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

АКТУАЛЬНОСТЬ . Дети старшего дошкольного возраста с ОНР 3-го уровня речевого развития имеют недостаточно развитый словарный запас. Они не до конца понимают, а иногда и не знают значения многих слов, часто не могут правильно употребить слова, т.е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития.

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР 3-го уровня – обогащение словарного запаса за счет развития навыков словообразования. Детей учат устанавливать родственные связи между однокоренными словами.

Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. Таким образом, решается коррекционная задача по уточнению и расширению пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования, развиваются мыслительные способности детей, т.к. вырабатывается привычка задумываться над значением слова, развивается память и языковое чутьё. Тем самым закладывается основа для орфографически грамотного письма.

ЗАДАЧИ, ФОРМЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ . На фоне относительно развернутой речи у старших дошкольников с ОНР 3-го уровня наблюдается неточное употребление многих лексических значений слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью приставок и суффиксов. Проявления неточности или неправильного употребления слов в речи у детей с ОНР многообразны. В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком смысле, в других – проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с ОНР используют слово лишь во в определенной ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит еще и ситуативный характер.

Среди многочисленных вербальных парафазий у детей с ОНР наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. В процессе поиска слова из-за недостаточной закрепленности значения слова и его звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но относящегося к другому семантическому полю.

Характерной для детей с ОНР является вариативность лексических замен, что свидетельствует о большей сохранности слухового контроля, чем произносительных образов слов. На основе слуховых образов ребенок пытается воспроизвести правильный вариант звучания слова. У детей с ОНР процесс поиска слов осуществляется очень медленно, недостаточно автоматизировано. При реализации этого процесса отвлекающее влияние оказывают ассоциации различного смыслового и слухового характера.

Дети с ОНР не умеют оперировать морфологическими элементами при словообразовании, что особенно ярко проявляется при выполнении заданий, связанных с подбором однокоренных слов. Подбор таких слов оказывается крайне бедным, стереотипным. Иногда подбираются слова, близкие по звучанию, но разные по значению. Н.Н.Трауготт отмечает, что у детей с речевым недоразвитием отсутствует «чувство языка», благодаря которому ребенок с нормальным речевым развитием спонтанно овладевает всей сложной системой грамматики русского языка.

Несформированность лексико-грамматического строя речи может сохраняться и проявляться у детей с ОНР и в младшем школьном возрасте, что проявляется в аграмматизмах на письме.

Работу над родственными словами следует проводить на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, а также дома с родителями.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ

1 ЭТАП. НАБЛЮДЕНИЯ, ПОДВОДЯЩИЕ К ОСОЗНАНИЮ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ В ТЕКСТЕ

Логопед объясняет сущность слов-«родственников», их похожесть друг на друга общей частью. Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников», которые не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу. Для этой цели используется различный речевой и картинный материал.

2 ЭТАП. УПРАЖНЕНИЯ В ОПРЕДЕЛЕНИИ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ В ТЕКСТЕ.

Сюжетные иллюстрации во время чтения текста логопедом выставляются на доске, а предметные картинки находятся у детей. После повторного чтения дети самостоятельно выделяют слова-«родственники», предметные картинки при этом играют вспомогательную роль. По мере нахождения родственных слов в тексте предметные картинки выставляются детьми на доске. Задание усложняется, если предметные картинки не раздаются детям. В этом случает логопед показывает предметную картинку после того, как ребенок назовет родственное слово, тем самым подкрепляя правильный ответ. При определении родственных слов в тексте целесообразно использовать загадки. Работа с загадкой всегда интересна для детей, потому что в ней дается поэтическое, метафорическое описание предмета, уделяется внимание каким-то отдельным чертам, по которым он может быть узнан. При этом выясняется, что загадка имеет еще один секрет – слова-«родственники», которые в ней спрятаны, и их нужно услышать и назвать. После того, как дети начнут легко узнавать родственные слова, научатся выделять их из текста, целесообразно приступать к следующему этапу в работе над родственными словами.

3 ЭТАП. ГРУППИРОВКА РОДСТВЕННЫХ СЛОВ И ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОДБОР

На начальной стадии детям предлагается закончить рифмованные строчки нужными словами –«родственниками». Подбирается речевой материал по изучаемым лексическим темам. Умение быстро подбирать родственные слова говорит о том, что дети глубже начинают осознавать их значение, смысловые связи между ними. В упражнениях на словообразование простые формы дети называют сами, а сложные – сначала логопед, а потом дети. Тексты проговариваются с помощью детей несколько раз, потом предлагается назвать из него родственные слова. Выполняя такие задания, дети многократно слышат словесные цепочки из родственных слов, что позволяет им лучше запомнить лексический материал.

Дети с ОНР часто подбирают родственные слова по одним внешним, звуковым признакам, не вдумываясь в значение слов. Для них родственными могут быть слов: лес-лиса, дом-домино …, т.е. при словообразовании они не проводят дифференциацию между родственными и похожими по звучанию словами, но имеющими другой смысл. Поэтому детям предлагают послушать цепочку слов и назвать слово, которое не подходит. Называя лишнее слово, дети подбирают к нему настоящие родственные слова, тем самым вырабатывая привычку задумываться над значением слова. Специально подобранные игры этого этапа активизируют мыслительные способности детей, учат использовать накопленный по теме речевой материал, самостоятельно устанавливать между словами смысловые связи. При этом логопед имеет возможность увидеть, как быстро дети подбирают родственные слова, много ли их знают, насколько осознанно идет их подбор. На данном этапе также учат детей закончить объяснение слова, назвать слово по данному объяснению. Данные упражнения помогают решить проблемную задачу: объяснить значение слова, которое позволяет подобрать к нему родственное.

4 ЭТАП. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОДСТВЕНЫХ СЛОВ В СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

На этом этапе учат детей составлению предложений, пересказыванию текстов, составлению рассказов с установкой на то, что слова-«родственники», которые дети должны найти самостоятельно. Задание на самостоятельное составление рассказов с использованием заданных слов-«родственников» можно предложить для выполнения дома с родителями. Ребенок вместе со взрослыми составляет небольшой рассказ с использованием родственных слов, которое записывается и красочно оформляется.

Используемые упражнения и игры по овладению детьми родственными словами, подбираются с учетом закономерностей онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологии в старшем дошкольном возрасте.

Игры и упражнения должны предусматривать постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

Целесообразный подбор дидактического речевого материала и строгая система заданий и упражнений к нему позволяет добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении детей с родственными словами. В этом случае языковой материал становится для детей источником знаний, средством, способствующим развитию речевых навыков. У них вырабатывается умение выделять родственные слова по двум признакам: они близки по смыслу и имею общую часть.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.-М., 1981
  2. Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи.-М., 1994
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвитя речи у дошкольников.-М., 1990
  4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.-СПб., 1999
  5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии.-СПб.,1994
  6. Логопедия. Под ред. Волковой Л.С., М., 1989
  7. Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят.-СПб., 1994
  8. Ткаченко Т.А. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет.-М., 2001

Работа над родственными словами.

Учитель-логопед Лукашева Н.А. ЦРР- д/с «Родничок» г. Беломорск.

Игра – упражнение «Семья – слов родственников»

Цель: показать детям, что от существительных (слов, обозначающих предметы) могут образовываться глаголы (слова, обозначающие действия) и другие существительные. (авт. Е.А. Левчук)

Материал: рассказ «Обещание», стихотворение «Оркестр», мяч.

Ход: Логопед читает рассказ «Обещание»:

Петя попросил папу: - Подари мне, пожалуйста, барабан и трубу». - Я бы подарил, сынок, да боюсь, что ты будешь то трубить, то барабанить и мешать мне работать. -Честное слово, папочка, я буду барабанщиком, когда ты отдыхаешь, а трубачом, когда ты спишь» (по Ф.Рау)

Вопросы к ребенку:

Что Петя просил подарить? (барабан и трубу)

Чего боялся папа? (папа боялся, что Петя будет трубить и барабанить)

Что обещал Петя? (Петя обещал, что он будет барабанщиком, когда папа отдыхает, а трубачом, когда он спит)

Задание: «Назови слова, похожие на слово «барабан» (барабанить, барабанщик); на слово «труба» (трубить, трубач)» Логопед объясняет ребенку, что есть слова-родственники. Они похожи, словно из одной семьи, поэтому так и называются – родственные.

Упражнение для пальчиков (имитируя игру на музыкальных инструментах)

Оркестр:

«Я играю на гитаре,

Друг мой Вася – на баяне,

Таня может на трубе

Поиграть готов тебе.

Ты, я слышал, пианист.

Поиграем вместе твист».

Игра в мяч

Перекидывая мяч, логопед (воспитатель) играют с ребенком в слова.

Кто играет на баяне? – баянист.

На пианино – пианист.

На гитаре – гитарист.

На контрабасе – контрабасист.

На флейте – флейтист.

На органе – органист.

На трубе – трубач.

На скрипке – скрипач.

На барабане – барабанщик.

На балалайке – балалаечник.

На арфе – арфист.

Предложить пересказать рассказ «Обещание», используя родственные слова: труба, трубить, трубач; барабан, барабанщик, барабанит.

На закрепление материала использовать игру «Лото » (музыкальные инструменты, музыканты оркестра - кому что нужно).

Игровое упражнение «Назови родственные слова»

Цель: продолжить знакомство со словами – родственниками (родственными) по теме «Зима» (авт. Ткаченко Т.А.).

Ход: Логопед рассказывает детям сказку, и одновременно выставляет на доску картинки, названия предметов на которых, являются родственными словами.

«Давным-давно потеряли люди слово «снег», забыли о нем. а слово попало в землю и стало расти – в нем появились ростки – было слово «снег», появилось слово «снегурочка», за ним – «снеговик», «снежок», «снежинка». Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи, родные. И назвали люди эти слова…(как?) родственными. Назовите общую часть, повторяющуюся в каждом слове (снег, снеж). Дети вместе с логопедом проговаривают слова, логопед одновременно под каждой картинкой выставляет схемы – полоски одной длины и цвета: часть «снег», «снеж» и приставляет прямоугольники разного цвета к каждому следующему слову, акцентируя внимание на повторяющуюся главную часть слова и на меняющуюся часть новых слов, после чего поясняет смысловую общность названных слов. Аналогично разбираются слова – родственники ЛЕД – ЛЕДЫШКА – ЛЕДЯНКИ – ЛЕДНИК. Логопед тщательно анализирует получившуюся цепочку слов, уточняя с детьми их звуковую и смысловую общность.

В заключении, чтобы закрепить понятие «родственные слова», логопед читает стихотворение:

«Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить и в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

они об одном говорят».

Игра «Собери семейку слов»

Цель: подбор однокоренных слов.

Ход игры. Логопед предлагает ребенку: «Посмотри на картинку. Какое время года на ней нарисовано? (Зима). А теперь подбери слова – «родственники» к слову «зима».

Каким словом можно ласково назвать зиму? (зимушка).

А как можно назвать день зимой? (зимний).

Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие).

А как по-другому можно сказать «живут зимой»? (зимуют).

Вот, оказывается, сколько слов - «родственников» у слова «зима».

«Еще раз посмотри на картинку и сам скажи, что здесь можно назвать зимним». (Зимний лес, зимняя дорога, зимнее солнце, зимнее небо, зимняя стужа, зимняя пора, зимняя погода).

«А сейчас постарайся сам подобрать семейку слов к слову «снег». Смотри на картинку – она тебе поможет». (Снег, снежинка, снежок, снеговик, снежный, подснежник…).

Логопед: «Подбери родственные слова к слову «лес». (Лес, лесок, лесной, лесник).

Так же подбираются «семейки» к словам:

гора – горка, гористый, горный, пригорок, горняк;

гриб – грибок, грибник, грибной;

вода – водный, водяной, водолаз, наводнение;

лист – листик, листок, листочек, листва, лиственница, лиственный;

ёж – ёжик, ежиха, ежонок, ежата, ежовый;

весна – весенний, веснянка, веснушка;

сахар – сахарный, сахарница, сахарок.

Игра «Найди общее»

Цель: выделение корня в родственных словах.

Логопед предлагает: «Назови общую часть слов –«родственников» (называя слова, интонационно выделяет голосом корневую часть слова в случае затруднений у ребенка в выделении корня).

зимушка, зимовать, зимний (зим);

животное, живет, живой (жив);

пастух, пасти, пастушка (пас);

двор, дворник, дворовый (двор);

сорить, мусор, насорить (сор);

позвонить, звонок, звонкий (звон).

Упражнение «Найди родственные слова»

Цель: выделение родственных слов к слову медведь.

Ход упражнения: Логопед предлагает выполнить задания от медведя – Потапа. Он просит найти и назвать слова, похожие на слово медведь. На каждое правильное слово ребенок получает фишку.

1. Медпункт, медвежонок, медведица, медвежий, медленно.

2. Медуза, медведушка, медведка, медведица, медаль.

3. Медный, медведик, медвежатник, мед, медицина.

Логопед уточняет у детей, почему не подходят слова медпункт, медленно, медуза, медаль, медный, мед, медицина (слова имеют другое значение).

Еще раз вспоминают родственные слова к слову медведь. Медвежонок, медведица, медвежий, медведушка, медведка, медведище, медведик, медвежатник.

Игровое упражнение «Выбери родственные слова из стихотворения».

Цель: упражнять в нахождении из текста родственных слов.

Материал: тексты стихотворений.

Ход: Логопед читает стихотворение.

1. Мыло душистое, белое, мылкое .

Мыло глядит на грязнулю с ухмылкою. Пенится.

Если б грязнуля вспомнил про мыло,

Мыло его, наконец, бы отмыло .

Вопрос к детям: «Какие слова в стихотворении повторяются и похожи?»

После того, как дети отыскивают родственные слова, аналогичные картинки выставляются логопедом:

Мыло в мыльнице - мыло пенистое - чистый мальчик.

МЫЛО- МЫЛКОЕ- ОТМЫЛО.

Анализируется цепочка слов-родственников. Отыскивается общая часть, которая повторяется в других словах и имеет общий смысл.

2. Упражнение предложено авт. Т.Ткаченко:

«У рыбаков небывалый улов.

Рыбу поймал и старик-рыболов.

Мы рыболовную сеть соберем,

Рыбного супа в тарелки нальем».

Отбор родственных слов. Выставляются картинки, анализируется цепочка родственных слов.

Упражнение «Лишнее слово».

Цель: выделение однокоренных слов среди группы слов. сходных по звучанию.

Задание: «Найди среди этих слов лишнее – слово не из этой «семейки». Вот послушай пример: лес, лесовик, лестница (-).

Слова «лес», «лесник» и «лесовик» - родственники, они все из одной семьи, все они произошли от слова «лес». А вот слово «лестница» не имеет к лесу никакого отношения – оно здесь лишнее.

Задание: «Теперь попробуй сам(а) найти лишнее слово».

Боль, болеть, больница, большой (-).

Вода, водить (-), водный. водяной.

Морщины (-), море, морской, мореплаватель.

Гора, горный, горе (-), горняк.

Соседка (-), беседа, беседка, собеседник.

Игровое упражнение «Найди неродственное слово».

Цель: упражнять в различении родственных и неродственных слов.

Материал: картинки в соответствии с речевым материалом.

Ход игрового упражнения: Логопед напоминает, что родственные слова имеют похожее звучание и что-то общее в значении. Далее говорит: «Сейчас я буду называть слова, но среди них не все слова будут родственниками. Найдите среди слов, которые я назову слово, которое не будет родственным другим словам». (1) На доску выставляются картинки: конь, конюх, конюшня, жеребенок, конница.

Анализируются смысл и звучание слов, отыскивается общая часть слова, сходная по звучанию с каждым из названных слов. Выбирается неродственное слово «жеребенок».

(2) Выставляются и называются картинки: лев, львенок, львица, львы, клевать.

Аналогично анализируется смысл и звучание слов, выбирается неродственное слово.

Рис. - скан игры на однокоренные слова с портала МЕРСИБО

Обучаясь в школе все дети знакомятся с темой "Однокоренные слова", где должны уметь осознанно находить, составлять, определять слова происходящие от одного корня. Но данная тема не является для школьников абсолютно новой. Так или иначе многие приобщались к понятию "однокоренные слова" еще в дошкольном возрасте в рамках некоторых образовательных программ, реализуемых в детских садах, или на подготовительных к школе занятиях, или при работе с логопедом, дефектологом. И в шесть-семь лет данная тема, определялась как "родственные" слова.

Именно родственным словам и посвящается статья. Пост содержит материалы, благодаря которым дети дошкольного возраста смогут более полно постигнуть особенности родной речи.

Итак, первоначально здесь представлена серия картинок, наглядно раскрывающая родственность слов. Когда ребенок сможет самостоятельно определять главное слово от которого и появились все остальные слова родственники, можно переходить и к играм (упражнениям) без использования наглядности, которые позволят закрепить изученный материал.

Игры по теме "Родственные слова" размещены ниже, после подборки картинок.

Следует учесть, что рассматривая слова-родственники в детском саду, опираемся на природное языковое чутьё ребенка и на свой артистизм, сообразительность и оригинальность в подаче материала, а термины типа "однокоренные слова" ни в коем случае не применяем.

Рассматривая предложенную наглядность, желательно, что бы взрослый помог ребенку самостоятельно догадаться какое же главное слово скрывается во всех словах родственниках. При этом, на начальных этапах работы не следует обращать внимание на слова, в которых наблюдается смена букв. Например, снег - снеговик - снегурочка =удачный пример; снег - снежинка - снежок - менее удачный вариант, мешающий детям уловить логику образования однокоренных понятий.

Единой, общепризнанной и жестко утвержденной методики ознакомления детей с родственными словами не разработано, поэтому задание и наглядность приведены примерные, а их использование может быть вариативно и окрашено Вашими творческими доработками и нюансами.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Примерные игры и задания. Тема "Родственные слова". Обратите внимание, что в каждой игре следует в начале, по ходу и в конце упоминать про понятие "родственные слова" и разъяснять детям неясные моменты.

Д/и "Объяснялки" . Взрослый объясняет слово, а ребенок сам отгадывает и называет то понятие, о котором говорил педагог. Постоянно акцентируем внимание на понятии "снег", и что от него образовались слова. В конце игры подводим итог - слова родственники и все они произошли от слова "снег".
Если позволяет развитие ребенка, то педагог называет слово, а ребенок его объясняет. Так же постоянно акцентируем внимание на понятии "снег". и что от него образовались другие слова. В конце игры подводим итог - слова родственники произошли от слова "снег".

  • Снежинка - капельки воды застывшие и имеющие шестиугольную форму.
  • Снег - скопление снежинок.
  • Снегопад - момент когда снежинки падают с неба.
  • Снежная зима - зима с большим количеством выпавшего снега.
  • Снежки - комочки из снега.
  • Снеговик - фигура сделанная из трех снежных шаров.
  • Снегурочка - сказочный персонаж из снега.

Давай мы с тобой подберём родственные слова к слову МОРОЗ.

1. Д/и «Подбери «слова - родственники» (тема «Зима» ) .

На доске картинка «Зима» . Проводится беседа по картинке.

Подберите «слова - родственники» к слову «зима» . Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) А как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? А как по-другому сказать «остаются на зиму» ? (Зимуют.) Итак, какие же вы вспомнили слова-родственники к слову «зима» ? (Зимушка, зимние, зимовать, зимующие.) Про что можно сказать «зимний» (лес, сад, день) ; «зимняя» (дорога, погода, пора, стужа) ; «зимнее» (небо, солнце, утро) .

2. Д/и «Доскажи словечко»

Посмотрите на картинку. Зимой на крышах, на земле, на деревьях ле-жит… (снег) . Будем подбирать «слова-родственники» к слову «снег» . А поможет нам в этом игра «Доскажи словечко»

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю … (снег)

С неба всё скользят пушинки -

Серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою

Каруселью… (снеговою)

На полянки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью… (снежной)

Вот веселье для ребят

Всё сильнее … (снегопад)

Все бегут вперегонки

Все хотят играть в … (снежки)

Снежный ком - на снежный ком,

Всё украсили… (снежком)

Словно в белый пуховик

Нарядился… (снеговик)

Рядом снежная фигурка -

Это девочка… (снегурка)

На снегу-то, посмотри -

С красной грудкой… (снегири)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег) .

Аналогичная работа проводится при подборе родственных слов к слову «дом» (тема «Дом и его части» )

Жил да был весёлый гном

Он в лесу построил… (дом)

Рядом жил поменьше гномик

Пол кустом он сделал… (домик)

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил… (домишко)

Старый, мудрый гном-гномище

Выстроил большой… (домище)

Был он стар и был он сед

И большой был… (домосед)

А за печкой за трубой

Жил у гнома… (домовой)

Очень строгий, деловитый

Аккуратный… (домовитый)

Мох, калину, зверобой -

Всё из леса нёс… (домой)

Есть любил он суп вчерашний,

Пил он только квас… (домашний)

Каждый день соседи-гномы

Навещали деда… (дома)

Всех встречал радушно гном

Все любили этот … (дом) .

Подобная работа проводится в дальнейшем со следующими родственными словами:

Лес, лесок, лесной, лесник;

гриб, грибок, грибник, грибной;

вода, водные, водяной, водолаз, наводнение;

сахар, сахарный, сахарница;

носят, поднос, носильщик;

гора, горка, гористый, горный, пригорок;

лист, листик, листочек, листва, лиственница, лиственный;

дуб, дубок, дубовый;

ёж, ежиха, ежонок, ёжик, ежата, ежовый;

весна, весенний, веснянка, веснушка.

3. Д/и «Найди «лишнее» слово»

Горе, горный, гора;

Боль, большой, больница;

Водить, вода, водный;

Лес, лесник, лестница;

Море, морщины, морской;

Беседа, беседка, соседка.

4. Д/и «Назвать общую часть «слов-родственников»

Зимушка, зимовать, зимний;

Животное, живёт, живой;

Пасёт, пастух, пастушка;

Печка, печник, испечь;

Дворик, дворник, дворовый;

Сорить, мусор, насорит;

Звонить, звонок, звонкий.

7. Д/и «Найди в стихотворении родственные слова»

Сосны и сосенки - в сосняке,

А ели и ёлочки - в ельнике.

Дубки и дубочки растут в дубняке,

И в нём не найдёшь можжевельника.

У дуба крепкая кора,

Красив листок дубовый.

Дублёнку надевать пора,

К зиме готовясь новой.

Ивушки, ивы растут у реки,

Низко склоняясь над водой.

Из ивовых прутьев плетут старики

Корзиночки долгой зимой.

Осинки растут в осиннике

И тянутся к небу синему.

Под осинами - подосиновики,

Такие грибы красивые.

В лесистой местности лесочки и леса,

Здесь лесники работают вокруг,

Чтобы лесная дивная краса

Не пострадала почему-то вдруг

Мы маслим кашку маслом,

Храним его в маслёнке.

Одежду коль замаслил -

Держи её в сторонке.

В морях морские пароходы,

В морях всегда есть мореходы,

И я хочу быть моряком,

Но только не сейчас - потом.

Бывают домики, домишки и дома,

Домашнее хозяйство мы ведём,

А домоводству я учусь сама.

Своих домашних дома мы найдём.

Наступила зимушка, зимушка-зима,

Всю одежду зимнюю достала я сама.

Видно, очень долго придётся зимовать

И о лете красном с грустью вспоминать.

С лиственных деревьев падает листва,

Все листочки жёлтые осень принесла.

Листопад бывает осенью большой.

Листья вновь появятся раннею весной.

Мы все живём на родине,

В своём родном краю.

Люблю своих родителей

И родину люблю.

В процессе всей работы с текстами нужно стараться всемерно подчёркивать смысловое родство выделенных в них слов, чтобы ребёнок смог его почувствовать. В дальнейшем нужно брать любые другие «близкие» ребёнку слова и упражнять его в подборе к ним родственных слов, широко используя при этом наводящие вопросы. Например:

  • Если мороз небольшой, лёгкий, как его можно назвать?.. (морозец)
  • Поздней осенью начинаются небольшие… (заморозки)
  • Что делает мороз?.. (морозит)
  • НА морозе можно уши и нос… (отморозить)
  • Реки и озёра зимой… (замерзают)
  • Иногда вода в них насквозь… (промерзает)
  • Какая бывает погода во время мороза… (морозная)
  • А как в это время бывает на улице?.. (морозно)
  • Какая камера для замораживания продуктов есть в холодильнике?.. (морозильная)
  • Замороженные продукты потом… (размораживают)
  • Что очень вкусное делают из замороженных сливок?.. (мороженое)

Светлана Гладышева
«Формирование умение образовывать родственные слова». Тренинг детей дошкольного возраста

Пояснительная записка

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР имеют недостаточно развитый словарный запас . Они не до конца понимают, а иногда и не знают значения многих слов , часто не могут правильно употребить слова , т. е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития.

Многообразие семантики слов и их сложность в структурно-грамматическом отношении являются причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам , по произношению, но нормативному ударению. Ограниченность активного словарного запаса детей , неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова , наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания, порождают многочисленные речевые ошибки. Эти упущения дошкольного возраста в дальнейшем могут вызвать сложности в овладении русским языком. Школьники, как правило, с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии, который требует умения быстро и безошибочно подбирать однокоренное (родственное ) проверочное слово . Устранить эти речевые недочеты можно только при систематической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации их словаря . Огромную роль в развитии словаря , в его обогащении, в осмыслении семантических связей между словами играют упражнения с родственными словами .

Целью предлагаемого тренинга научить образовывать родственные слова , обогащать у детей словарный запас . Учить детей устанавливать родственные связи между однокоренными словами . Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. Тем самым закладывается основа для грамотного письма.

Структура тренинга представлена тремя этапами.

1 этап. Подготовительный

Задачи :

Учить сравнивать предметы;

- формировать умения

Классифицировать предметы по признакам.

2 этап. Формирование умения

Задачи :

- формировать понимание того , что многие слова могут иметь «родственников » , которые не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу;

- сформировать родственных слов ;

3 этап. Применение умения

Упражнять самостоятельно, , отвечающих на вопрос КАК?

Тренинг предназначен для работы с детьми дошкольного возраста , имеющими ОНР, может быть реализован в условиях индивидуальных и/или подгрупповых занятий, а также как честь занятий по предупреждению или коррекции дисграфии, дислексии. Освоение учебного материала предполагает использование традиционных методов : наглядных, словесных , практических, а также опору на различные анализаторы.

Программа тренинга

I. Подготовительный

1. Учить сравнивать предметы;

рассматривание картинок;

изображение частей предметов .

Иллюстрации, картинки с изображением предметов и сами предметы, игрушки, игры с мячом.

Диагностика

Игра «Не ошибись» .

Цель : упражнять детей в различении предметов по материалу закрепить знания о таких свойствах предмета, как твердый, мягкий, плоский, шероховатый, гладкий, блестящий, матовый.

Игра «Похож – не похож» .

Цель : учить сравнивать предмет замечать признак сходства по цвету, форме , величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

2. Формировать умения выделять признаки или свойства одного объекта и различия между признаками 2-х и более объектов;

рассматривание карточек с предметами;

рассматривание предметов и анализ.

Иллюстрации, картинки с изображением предметов и сами предметы.

Диагностика

Игра «Отгадай-ка» .

Цель : учить детей описывать предмет , не глядя на него; выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Игра «Магазин игрушек» .

Цель : учить детей описывать предмет , находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок.

Знакомство со способами применения или использования предметов.

3. Классифицировать предметы по признакам.

Предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами.

Настольные игры, картинки, предметы, игрушки.

Диагностика

Игра «Назови три предмета» .

Цель : упражнять детей в классификации предметов.

Игра «Четвертый лишний»

Цель : Упражнять детей в классификации предметов.

Игра «Птицы (звери, рыбы) ».

Цель : закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Игра «Кому что нужно?» .

Цель : упражнять детей в классификации предметов, умения называть предмет , необходимые людям определенной профессии.

II Формирование умения

1. Формировать понимание того , что многие слова могут иметь «родственников » , которые не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.

Подбор к одному – «главному» слову родственников по словесному описанию , загадкам или читают стихотворение и просят выделить родственные слова из него с опорой на картинку.

Картинки, иллюстрации, стихи, загадки.

Диагностика Вода (водоём, водяной, водолаз, водичка, водопад, водица, водовоз, водопой)

Водолаз из водоёма

Водоросли достаёт.

Воду доставляет к дому

По трубе водопровод.

И в деревню водовоз

Водичку чистую привёз.

В наводненье Водяной

Заливает все водой,

И приходят торопливо

Звери все на водопой.

Цветок (цветочек, цветик, цветник, цветовод, цветочница, цветные, цветы)

Утром весь в росе цветок,

Днём прикроет глазки.

Видит он цветные сны из волшебной сказки.

Цветоводство по душе нашей тёте Даше.

У неё всегда цветёт не один цветочек.

В мае будет вся сирень белая, цветущая,

Ну а тётушка у нас - цветочница поющая.

Снег (снежинки, снеговою, снежок)

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые… (снежинки)

Кружатся над головою

Каруселью… (снеговою)

На полянки, на лужок

Всё снижается… (снежок)

Гриб (грибок, грибочек, грибник, грибной, грибница)

Как – то раннею порой вдруг полился дождь… грибной

И из дома в тот же миг в лес отправился… грибник.

Чтобы принести улов, взял корзину для грибов.

Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал …грибную.

Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

Как ему не веселиться, если здесь, в земле - грибница.

Человек собрал их много и отправился домой,

И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп…грибной.

Много он собрал грибов , и грибочков и грибков,

А тому, кто долго ищет, попадется и …грибок.

Игра «Отгадай слово »

Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка)

Огромная рыбина? (Рыбища)

Рыбная ловля. (Рыбалка)

Ловить рыбу. (Рыбачить)

Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбак)

Назови его ласковою (рыбачок)

Что такое уха (рыбный суп)

Игра «Что это?»

Лес – это … (место, где растет очень много деревьев) .

Лесок- это … (маленький лес) .

Лесной – это … (то, что находится в лесу) .

Лесник – это… (человек, который охраняет лес) .

Лесовик – это … (сказочный герой, который живет в лесу) .

2. Сформировать алгоритм обучения по модели подбора родственных слов .

модель подбора родственных слов ;

отличия похожих слов с опорой на картинки.

Схема подбора родственных слов .

Диагностика

Игра «Игралочка»

Образование уменьшительно ласкательных суффиксов и пренебрежительно- увеличительных суффиксов.

Пример :

Образование слов отвечающие на вопрос КАКОЙ?

III Применение умения

1. Упражнять самостоятельно, образовывать однокоренные слова обозначающие предметы, признаки предметов и действия предметов. Образование однокоренных слов , отвечающих на вопрос КАК?

За основу любой модели берется главное слово .

Демонстрационные модели : в виде солнышка, пирамидки, тучки, снежинок, цветика – семицветика.

Диагностика

Упражнение №1.

Подберите к данным словам однокоренные слова , обозначающие предметы.

Грибной - гриб. Садовый - Мясной -

Степной - Тенистый - Зеленый -

Звериный - Лесной -

Часовой - Дворовый -

Упражнение №2.

Замените в словосочетаниях слова -действия однокоренными словами-предметами .

Продавать билеты - продажа билетов.

Подарить другу -

Защищать Родину -

Примирять шляпу -

Проверять тетради -

Посадить дерево -

Упражнение №3.

От слов , обозначающих названия предметов, образуйте однокоренные слова , обозначающие признаки предметов и действия предметов. Составьте с ними предложения.

Какой? Что делает?

Двор - дворовый Дым - дымит

Зуб - Гудок -

Зима - Игра -

Мороз - Коса -

Лень - Пила -

Дождь - Ход -

Грязь - Шум –

Упражнение №5.

Отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

б) мороз –

Упражнение №6.

Образуй от данных слов однокоренные слова , отвечающие на вопрос КАК?

а)прямой –

громкий –

быстрый –

б) смелый –

короткий –

кривой –

Упражнение №7.

Употребления уменьшительно -ласкательных и пренебрежительно-увеличительных суффиксов соревнование двух команд : Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря :

Мальчик-с-пальчик Иван-богатырь

рубашечка рубашища

сапожки сапожища

кармашек карманище

ремешок ремнище

топорик топорище

сабелька саблища

ножка ножища

рука ручища

глазик глазище