Психологический анамнез — отличия от медицинского и особенности сбора данных. Этапы психокоррекцонной работы. Понятия «психологический анамнез», «психологический диагноз Как правильно собрать анамнез для психологической диагностики

Психологический анамнез, представляющий собой совокупность данных о клиенте, изначально широко эксплуатировался в медиц-ской психологии. Этот вид получения информации подразделяется на субъективный, когда специалист работает исключительно с самим больным, и объективный, когда информация поступает от его окружения.

Общие данные

Сегодня понятие психологического анамнеза стало намного шире. Высвободившись из узких рамок медицинской психологии, психологический анамнез является синонимом индивидуального развития личности и ее особенностей.

Специалист, собирая информацию и анализируя полученные данные, имеет возможность корректно ответить на вопрос, что именно спровоцировало то или иное нарушение в развитии.

Кроме того, анамнез в психологии предполагает наличие сведений относительно гипотетических возможностей пациента, о том, чем он интересуется и к чему стремится. Благодаря полученным данным, специалист имеет возможность выдвигать гипотезы и искать пути исправления патологической ситуации.

Работа с ребенком

Особенности работы

Для составления образца психологического анамнеза юного клиента, специалист должен обратить внимание на:

  • выявление ключевых механизмов, влияющих на личность юного клиента;
  • связь ранне-детских происшествий с нынешними особенностями развития;
  • специфику развития в каждом из возрастных периодов.

Это психологич-е исследование эксплуатируется в очень широком смысле. По этой причине специалист не должен акцентировать внимание на негативных особенностях личности исследуемого.

Существующие трудности

Составляя пример психологического анамнеза, специалист нередко сталкивается с некоторыми трудностями. Наиболее значимыми считаются:

  1. Далеко не всегда есть возможность составить реальную картину по данным, полученным от родителей.
  2. Сведения на реакцию исследуемого на то или иное изменение получить достаточно проблематично.
  3. У специалиста редко имеется возможность отделить реальные факты относительно жизни и развития ребенка от родительских интерпретаций.

Отличия психологического анамнеза

Анамнез в психологии имеет несколько существенных отличий от медицинской истории заболевания. Этот вид исследования преследует такие цели:

  • выявление отношения человека к собственной личности;
  • выявление отношения человека к болезни;
  • выявление того, как заболевание повлияло на жизнедеятельность клиента.

Анамнез в медицине, собранный из жалоб больного, раскрывает только лишь факторы, спровоцировавшие прогрессирование того или иного заболевания.

Также существует психиатрический анамнез, использующийся для выявления психических патологий. Основные симптомы могут выявиться при личном контакте с больным, находящимся в психотическом состоянии.

Оба актуальных вида исследования имеют немало схожих внешних признаков.

Схема психологического анамнеза почти аналогична схеме медицинских исследований. Однако, эксплуатация полученных данных существенно отличается.

Специалисты-психологи, помимо анамнеза жизни, выделяют анамнез заболев-ия. В этом случае учитывается то, как пациент относится тому, что его окружает и преподносит сведения о своем заболевании доктору. Основываясь на полученных данных, специалист делает вывод относительно личности клиента.

Как проводится сбор данных

Пример психологического анамнеза должен соответствовать всем существующим правилам интегративной оценки. Он являет собой важнейшую сторону построения специфической гипотезы в психологической науке. Кроме того, благодаря целому «кладезю» объективнейших данных о личности исследуемого человека, специалист имеет возможность выявить ключевые факторы, которые провоцируют развитие того или иного заболевания.

Специалисты в области психологии отмечают, что ключом к объективным данным является динамический подход. Для получения достоверной информации крайне важно уделять достаточно внимания реализации его принципа.

Сбор данных нередко основывается на информации, полученной благодаря медицинскому исследованию.

Но важно помнить, что это исследование достаточно специфично, и на соответствующих тематиках и вопросах основывается беседа специалиста-психолога и его взрослого или юного клиента.

В помощь психологам

Если медицинский анамнез проработан детально и досконально, то работа специалиста в области психологии будет значительно облегчена. Это объясняется тем, что в этом случае специалист может не тратить время на задавание уже пройденных и обработанных вопросов.

В этом случае специалист должен только уточнить более узкие вопросы, что позволит превратить врачебный анамнез в психологическое исследование.

Нередко специалисты в области психологии, работающие в детских садиках (государственных или частных), школах и иных общеобразовательных учреждениях, и осуществляющие психолого-педагогическую и социальную помощь детям и подросткам представляют собой настоящий якорь спасения. Это объясняется тем, что родители «сложных» школьников, имеющих психические нарушения в той или иной степени в первую очередь ищут помощи и поддержки именно у них.

Если это происходит, то специалист обязуется провести оценку всей истории развития юного пациента. Особое внимание при этом обращается на то, как развивался плод внутри материнской утробы.

Заключение

Некоторое время назад только специалисты в области медицины имели возможность корректной оценки и анализа полученных данных.

Сегодня специалисты-психологи получили более высокую квалификацию, что позволяет им заниматься сбором психологического анамнеза. Это считается явным показателем того, что специалист является подлинным профессионалом в своей деятельности. В особенности это касается специалистов, работающих со школьниками с нестабильной психикой, или с теми ребятами, у которых было выявлено то или иное психологическое заболевание.

В семейном, и в частности в возрастно-психологическом, консультировании одной из первых и важных работ психолога-консультанта является сбор психологического анамнеза. Этому посвя щена первая (первые) встреча(и) с клиентом. Вспомогательным средством для сбора психологического анамнеза на ребенка в случае консультирования по поводу родительско-детских отношений является анамнестическая анкета. Разработано несколько различных ее вариантов. В практике возрастно-психологической консуль тации при кафедре возрастной психологии факультета психологии МГУ хорошо себя зарекомендовала приведенная ниже анкета. В любом случае анкета не заменяет, а только помогает провести анамнестическую беседу с клиентом. Наиболее полно принципы составления (возрастно-) психологического анамнеза описывает Г.В.Бурменская [Бурменская Г. В. и др., 2002].

Текст анкеты

Ф.И.О._
Мать: Ф.И.О._
образование_
специальность_
Отец: Ф.И.О._
образование_
специальность_

Для родителей детей от 3 до 6 лет

  1. Каковхостав семьи (укажите возраст ее членов)_
  2. Где воспитывался ребенок (посещал ли ясли, детсад круглосуточный или обычный, с какого возраста, кто занимался воспитанием ребенка до поступления в дошкольное учреждение)_
  3. Особенности развития ребенка в младенчестве и раннем возрасте: когда сел_пошел_
    когда появились первые слова и фразы_
    преобладающий эмоциональный фон_
    интерес к окружающему_
    когда сформировались навыки самообслуживания_
    наблюдались ли трудности в поведении в 3 года_
  4. Каковы любимые занятия ребенка _
  5. В какие игры и с кем любит играть ребенок
    дома___
    в детском саду__
    во дворе________
  6. Занимается ли: рисованием__конструктивными
    играми ___
    что делает по дому (регулярно)_
  7. Умеет ли ребенок читать_
    как научился _
  8. Любит ли ребенок задавать вопросы, чем интересуется_
  9. Взаимоотношения ребенка с родителями (с кем из членов семьи ребенок больше общается, к кому более привязан)_
  10. Характер отношений со сверстниками_
  11. Типичные конфликты_
    способы их разрешения_
  12. Как вы поощряете и наказываете ребенка_
  13. Как вы оцениваете поведение вашего ребенка (добрый, послушный, дерзкий, упрямый, внимательный к другим членам семьи, обидчивый и др.)_
  14. Состояние здоровья (часто ли болеет, имелись ли травмы, госпитализировался ли ребенок)_
  15. Особенности истории развития ребенка (наличие психических травм, серьезных перемен в жизни и др.)_
  16. Что беспокоит вас в вашем ребенке_
    Для родителей школьников
  17. В каком возрасте пошел в школу, как адаптировался к школьной жизни__
  18. Какова успеваемость, любимые и нелюбимые предметы__
  19. Как сложились отношения с учителем, есть ли жалобы учителей на ребенка___
  20. Каковы отношения с одноклассниками_
    Дата заполнения анкеты «_»_200_г.

Схема составления психологического анамнеза, по Г.В. Бурменской

Данная схема строится по возрастному принципу (за исключением трех первых разделов, включающих сведения общего характера).

  1. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст на момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи, а также родственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств здесь и далее необходима более подробная их характеристика).
  2. Особенности перинатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития до и после рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. (При подозрении на наличие органических или иных нарушений, находящихся в компетенции медиков, психолог должен получить медицинское заключение; соответственно сведения относительно медицинской части анамнеза собираются врачом.)
  3. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания. Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка на учет у психоневролога или других специалистов. Особенности сна и питания с момента рождения.
  4. Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения ? Кто ухаживал за ним на протяжении первых двух лет жизни? Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать сроки и тип учреждения, например круглосуточные или дневные, специальные- логопедические, для детей с неврологическими заболеваниями и др.). Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длительные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.
  5. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно). Особенности развития моторики. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда начал сидеть, стоять, ходить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения. Активность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навыков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Проявления самостоятельности, настойчивости. Какие трудности наблюдались в поведении? Любимые занятия и игры.
  6. Развитие ребенка в дошкольном возрасте . Любимые занятия. В какие игры и с кем любит играть? Любит ли рисовать, с какого возраста, что? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Умеет ли читать, когда и как, по чьей инициативе научился? Как развит физически? Какая рука является ведущей? Имеются ли домашние обязанности? Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых. Актуальные запреты. Особенности характера. Посещает ли какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия? Как проводит досуг? Ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т.д. Проявляет ли инициативу, в чем? Отмечаются ли страхи или какие-либо другие нежелательные проявления?
  7. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жизни? Тип посещаемого учебного заведения (спецшкола, интернат и т.д.). Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена школы, класса, если да, то по какой причине? Успеваемость: любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и т.д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортивные секции и т.д.), круг общения вне школы. Степень самостоятельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты.
  8. Развитие в предподростковом и подростковом возрасте . Физическое развитие. Особенности перехода к среднему звену школы. Изменения в поведении и интересах. Особенности взаимоотношений в семье. Как проявляются тенденции к самостоятельности и взрослости? Формы общения со сверстниками, проведение досуга, участие в неформальных организациях.
  9. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?

Г. В. Бурменская подчеркивает, что приведенный перечень воп росов для составления истории развития ребенка является не более чем схемой, отдельные пункты которой подлежат существенной конкретизации в зависимости от многих условий: характера жалоб родителей, индивидуальных особенностей обстановки (например, близнецовой ситуации или наличия в семье нескольких детей разного возраста и т .д.). Более подробно особенности и примеры сбора психологического анамнеза описаны в книге «Возра стно -психологический подход к консультированию детей и подростков» [Бурменская Г. В. и др., 2002].

Воссоздание особенностей хода и условий развития клиента на пройденных им этапах онтогенеза с полным основанием относится к числу обязательных методов, применяемых в возрастно-психологическом консультировании. В консультировании ребенка, наряду с данными наблюдений и экспериментально-психологического обследования, история развития, или психологический анамнез, является важнейшим источником информации, необходимой для оценки развития и характера возникших проблем. Как писал Л.С. Выготский, на основе данных о развитии и воспитании ребенка психолог должен создать не просто «летопись» различных событий, т.е. перечисление отдельных обстоятельств, повлиявших на развитие ребенка, а причинное жизнеописание его развития и воспитания. Другими словами, психолог должен выявить источники, факторы и механизмы наиболее существенных влияний на формирование личности, проследить причинно-следственные связи событий детства с особенностями психического развития ребенка, учесть специфику содержания и реального состава необходимых условий развития в каждом возрастном периоде.

Особое значение условий, в которых развивается ребенок, вытекает из разрабатываемой в отечественной психологии концепции онтогенеза как процесса прижизненного формирования психической деятельности и личности ребенка. Кроме того, неоднозначность многих особенностей поведения и психической деятельности, ограниченность возможностей исследования их в ситуации однократных и довольно кратковременных встреч с консультантом-психологом также приводят к необходимости придавать большое значение анамнестическим данным при интерпретации результатов обследования. Например, дети с существенно разными по своему происхождению психологическими нарушениями и трудностями могут обнаруживать не только сходную картину поведения, но и давать близкие результаты в диагностическом обследовании (например, эмоциональные нарушения у детей в результате так называемых «стертых форм госпитализма» и в связи с некоторыми формирующимися акцентуациями характера или нарушения познавательной деятельности у детей, страдающих легкой мозговой дисфункцией, и у детей с педагогической запущенностью и т.д.). Как правило, наличное состояние психического развития ребенка, его «психологический статус» может быть правильно оценен и истолкован только в свете всей предшествующей истории его развития. Именно поэтому психолог-консультант, как подчеркивает Г.В. Бурменская, должен с особым вниманием отнестись к анализу сложного комплекса жизненных условий, в которых рос ребенок.

В литературе, посвященной исследованиям психологии личности и вопросам консультирования, история развития ребенка или взрослого часто называется психологическим анамнезом [Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989]. Как известно, анамнез – понятие медицинское, в узком смысле слова обозначающее историю развития болезни. В более широком значении анамнез включает не только данные о начале и развитии заболевания, сообщаемые больным (или его близкими), но и сведения об условиях его жизни, работы и т.д. Медики выделяют личный и семейный анамнез, анамнез пренатального периода, периода новорожденности и т.д. в зависимости от того, кто сообщает сведения и к какому периоду развития они относятся. Таким образом, если о собственно анамнезе уместно говорить в связи с наличием аномалий или заболеваний, то понятие «психологический анамнез» свободно от обязательной связи с болезненными процессами и употребляется как синоним понятия «история индивидуального психического развития ребенка».

В различных областях медицины значение анамнестического метода существенно различно. Оно, например, весьма велико в детской психиатрии. Считается, что при установлении умственной недостаточности «точный и детальный анамнез может оказаться наиболее важной частью диагноза. В результате искусного собирания нередко можно поставить предположительный диагноз до получения объективных данных». Закономерно, однако, что заимствование термина «анамнез» из медицины не может означать переноса в психологию принципов сбора и анализа анамнестических данных. Вполне естественно, что представителей этих наук интересуют разные стороны развития, даже если речь идет об одних и тех же фактах. Для психолога на первый план выдвигается процесс усвоения социального опыта, а значит, механизмы и условия формирования деятельности и общения.

Принципы составления психологического анамнеза . В основу психологического подхода к сбору и систематизации анамнестических данных о ребенке может быть положена схема возрастной периодизации . Психолог получает от клиента исключительно объемную и разнородную информацию относительно истории развития (а нередко и предыстории его рождения) и схема возрастной периодизации может стать базовым принципом организации этой информации. Подчеркнем, что психологический анамнез, необходимый для решения консультативных задач, не может сводиться к прослеживанию истории возникновения и развития главным образом нежелательных, негативных особенностей, тех проблем и трудностей, которые заявлены в жалобах клиента.

Одна из существенных трудностей, возникающих при составлении психологического анамнеза, связана с необходимостью опираться на те данные, которые сохранились в памяти клиента. Как правило, многие особенности поведения, занятий, черты характера ребенка, а также обстоятельства семейной жизни, отдельные яркие эпизоды, обнаруживающие характерные реакции ребенка, родители помнят достаточно хорошо. То же самое касается и личных воспоминаний, которые ретроспективно описывает клиент в консультации. Далеко не всегда удается установить реальную динамику определенных сторон развития личности.

Важнейшим принципом составления истории психического развития является установление не только системы объективных условий и обстоятельств жизни ребенка или взрослого, но главным образом характера и степени влияния этих условий на него. Переживание одних и тех же обстоятельств разными людьми или даже одним и тем же человеком, но в разном возрасте, нередко может быть совершенно различным в зависимости от возрастных возможностей понимания, осмысливания их, от сложившихся потребностей, привязанностей, взаимоотношений и т.д. В связи с этим необходимость установления отношений между субъектом и различными значимыми сторонами его среды (а не самих по себе их внешних особенностей) настоятельно подчеркивается многими психологами.

Применительно к составлению анамнеза это означает, что практически все вопросы консультанта к клиенту по поводу событий и изменений в жизни ребенка или взрослого должны включать попытку выяснить реакцию субъекта, характер его переживаний, особенности эмоционального отношения к ним, а далее – характер и средства приспособления к тем или иным трудностям. В качестве примера здесь можно привести огромный диапазон возможных индивидуальных реакций детей на такие существенные изменения в ситуации развития, как, скажем, помещение в ясли или детский сад, смена места жительства, появление в семье еще одного ребенка, отчима и т.д. Все эти факторы одними детьми могут переживаться сравнительно легко или даже восприниматься сугубо положительно как несущие, например, новое интересное содержание и более широкие возможности общения и действия, тогда как у других детей могут возникать тяжелые реакции дезадаптации, переживания утраты, чувства отверженности и т.д. Выяснение такого рода реакций имеет большое диагностическое значение. Значимость оценки эмоционального отношения к событиям жизни определяется и потенциальной опасностью переоценки значения тех или иных факторов в возникновении психологических проблем ребенка, осложнений его развития. Эта опасность связана с тем, что анамнез большинства людей содержит, как правило, указания на многие неблагоприятные факторы, но далеко не все из них реализуют свое влияние. В случае переоценки их значения и недостаточного исследования всей совокупности условий развития истинные источники нарушений или проблем могут остаться нераскрытыми.

Существенное место в анализе истории развития ребенка, должно быть отведено установлению стрессовых (психогенных) факторов, а также многообразных факторов риска в отношении разных сторон психического развития. К числу неблагоприятных воздействий на психику ребенка относят разлуку с матерью или семьей в целом, утрату (смерть) или болезнь члена семьи или близкого человека, появление новых членов семьи (отчима, мачехи и т.д.), неправильное воспитание, отвержение в семье или детском коллективе, низкую успеваемость в школе, тяжелые соматические заболевания, хронические болезни, травмы, госпитализации, перемены места жительства, чужое окружение за рамками семьи (язык, культура) и многие другие.

Устанавливая как объективные обстоятельства жизни ребенка или взрослого, так и их субъективные переживания, психолог должен также стремиться не менее четко дифференцировать фактические сведения о жизни, от той интерпретации или оценки этих сведений, которая всегда (вольно или невольно) присутствует в сообщениях клиента или родителей ребенка. На этом моменте как важнейшем в психологическом обследовании специально останавливался Л.С. Выготский: «Обычно мы имеем дело с тем, что собираются жалобы в обобщенном виде и вместо фактов нам сообщают мнения, готовые выводы, часто тенденциозно окрашенные. Исследователя же интересуют факты, которые должны ему указать отец и мать... Сам по себе факт, что отец считает своего ребенка злым, должен быть учтен исследователем, но он должен быть учтен именно в своем значении, т. е. как мнение отца. Это мнение должно быть проверено в течение исследования, но для этого должны быть вскрыты факты, на основе которых получено данное мнение, факты, которые исследователь должен толковать по-своему...».

Схема составления психологического анамнеза. Рассмотрим схему составления истории развития ребенка, включающую основные вехи этого процесса, признаки, имеющие важное диагностическое значение. Строится данная схема по возрастному принципу (за исключением трех первых разделов, включающих сведения общего характера).

1. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Дата рождения и точный возраст на момент обследования ребенка. Полный состав семьи с указанием возраста, образования и характера работы всех членов семьи, а также родственников или других лиц, реально участвующих в воспитании ребенка. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств здесь и далее необходима более подробная их характеристика).

2. Особенности перинатального периода развития ребенка. Общие сведения об условиях развития до и после рождения. Наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка. (При подозрении на наличие органических или иных нарушений, находящихся в компетенции медиков, психолог должен получить медицинское заключение; соответственно сведения относительно медицинской части анамнеза собираются врачом.)

3. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования и перенесенные заболевания. Наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний. Случаи госпитализации. Постановка на учет у психоневролога или других специалистов. Особенности сна и питания с момента рождения.

4. Где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения? Кто ухаживал за ним на протяжении первых двух лет жизни? Помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать сроки и тип учреждения, например круглосуточные или дневные, специальные – логопедические, для детей с неврологическими заболеваниями и др.). Как ребенок привыкал к детским учреждениям, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей? Были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (например, переезды), частые или длительные разлуки с родителями? Реакция на них ребенка.

5. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет включительно). Особенности развития моторики. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда начал сидеть, стоять, ходить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи: сроки появления первых слов, фраз, активность речевого общения. Активность в освоении окружающего, любопытство. Отношение к близким и незнакомым взрослым. Овладение предметными действиями (когда научился самостоятельно есть, одеваться). Сроки формирования навыков самообслуживания. Когда и как приучили к опрятности? Проявления самостоятельности, настойчивости. Какие трудности наблюдались в поведении? Любимые занятия и игры.

6. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. Любимые занятия. В какие игры и с кем любит играть? Любит ли рисовать, с какого возраста, что? Любит ли слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Умеет ли читать, когда и как, по чьей инициативе научился? Как развит физически? Какая рука является ведущей? Имеются ли домашние обязанности? Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми? Отношения со сверстниками. Отношения с членами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых. Актуальные запреты. Особенности характера. Посещает ли какие-либо кружки, студии, секции, имеет ли какие-либо специальные занятия? Как проводит досуг? Ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т.д. Проявляет ли инициативу, в чем? Отмечаются ли страхи или какие-либо другие нежелательные проявления?

7. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте. В каком возрасте поступил в школу? Легко ли адаптировался к школьной жизни? Тип посещаемого учебного заведения (спецшкола, интернат и т.д.). Посещает ли группу продленного дня? Была ли смена школы, класса и по какой причине? Успеваемость. Любимые и нелюбимые предметы. Выполнение домашних заданий. Отношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и т.д.). Отношения с учителями. Участие в общественной жизни школы. Наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, спортивные секции и т.д.), круг общения вне школы. Степень самостоятельности. Обязанности по дому. Место игр, телевидения и чтения в досуге ребенка. Наиболее типичные конфликты.

8. Развитие в предподростковом и подростковом возрасте. Физическое развитие. Особенности перехода к среднему звену школы. Изменения в поведении и интересах. Особенности взаимоотношений в семье. Как проявляются тенденции к самостоятельности и взрослости? Формы общения со сверстниками, проведение досуга, участие в неформальных организациях.

9. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?

Приведенный перечень вопросов для составления истории развития ребенка является не более чем схемой, отдельные пункты которой подлежат существенной конкретизации в зависимости от многих условий: характера жалоб родителей, индивидуальных особенностей обстановки (например, близнецовой ситуации или наличия в семье нескольких детей разного возраста и т.д.). Очерчивая круг существенных условий и показателей развития ребенка, данная схема не содержит указаний на их диагностическое и прогностическое значение, которое раскрывается лишь в соответствующих психологических исследованиях.

Завершая беседу по поводу истории развития ребенка или взрослого, целесообразно вновь вернуться к беспокоящим особенностям поведения или ситуации. Теперь можно попытаться более конкретно выяснить: в чем видятся проблема; с чем связано нежелательное поведение ребенка; с чем связана проблемная ситуация в жизни взрослого; что уже предпринималось и что предпринимается в данное время для устранения проблемы; какова собственная роль клиента (или родителей ребенка) в возникновении и сохранении трудностей?

При достаточно хорошем контакте психолога с клиентом изложение жалоб в конце беседы становится, как правило, не только более точным и подробным, но и более откровенным, чем при первичном приеме. Как показывает практика, нередки случаи, когда первоначально клиент или родители ребенка скрывают или сами до конца не осознают истинные причины своего обращения, свои подлинные тревоги и опасения (например, опасения в связи с неблагоприятной наследственностью у приемных детей, сложности супружеских отношений, личные проблемы, планирование развода и заключения нового брака и т.д.), но затем раскрывают действительные мотивы своего обращения.

Подчеркнем, что такая беседа ни в коей мере не может быть заменена самостоятельным заполнением клиентом анкеты с теми же, по существу, вопросами. Анкета, предлагаемая при первичном приеме, предназначена главным образом для того, чтобы, готовясь к встрече с консультантом, можно было припомнить основные вехи в развитии личности, особенности поведения и переживания в разные возрастные периоды.

Таким образом, составляется объемная, по возможности полная и разносторонняя характеристика истории развития субъекта. Полнота психологического анамнеза имеет принципиальное значение в нескольких отношениях. Во-первых, вместе с результатами обследования она необходима для построения достаточно широкого круга гипотез относительно сущности и причин трудностей или проблем субъекта (особенно важно избежать предвзятого, «зауженного» видения проблемы под влиянием конкретных жалоб). Во-вторых, без данных анамнеза, позволяющих судить о степени благоприятности условий развития и жизнедеятельности, часто нельзя однозначно оценить результаты (особенно в отношении ребенка) психологического обследования. Психологический анамнез важен и как начало рефлексивного процесса в ходе консультативного взаимодействия.

В целях учета возрастных закономерностей процесса психиче­ского развития ребенка в основу психологического подхода к сбору и систематизации анамнестических данных о ребенке может быть положена схема возрастной периодизации . По сути, это базо­вый принцип организации той исключительно объемной и раз­нородной информации, которую психолог получает от родите­лей относительно истории развитии ребенка (а нередко и преды­стории его рождения). Согласно этой схеме характеристика каж­дого этапа развития подчинена общей логике анализа структуры и динамики возраста, включая, таким образом: 1) описание осо­бенностей социальной ситуации развития ребенка; 2) квалифи­кацию развития деятельности; 3) оценку уровня развития позна­вательной деятельности и личности ребенка (на основе показате­лей важнейших психологических новообразований). Подчеркнем в этой схеме исходно широкий охват существенных условий раз­вития ребенка. На наш взгляд, психологический анамнез ребен­ка, необходимый для решения консультативных задач, не может сводиться к прослеживанию истории возникновения и развития главным образом нежелательных, негативных особенностей ре­бенка, тех проблем и трудностей, которые заявлены в жалобах родителей.

Одна из существенных трудностей, возникающих при составле­нии психологического анамнеза, связана с необходимостью опи­раться на те данные, которые сохранились в памяти родителей. Как правило, многие особенности поведения, занятий, черты характера ребенка, а также обстоятельства семейной жизни, от­дельные яркие эпизоды, обнаруживающие характерные реакции ребенка, родители помнят достаточно хорошо. Однако воссозда­ние в ретроспективном плане специфических для каждого возра­стного этапа характеристик психического развития ребенка, хотя бы косвенно свидетельствующих о тех или иных новообразовани­ях, обычно оказывается крайне ограниченным. Далеко не всегда удается установить реальную динамику определенных сторон раз­вития ребенка.

Важнейшим принципом составления истории психического развития ребенка является установление не только системы объек­тивных условий и обстоятельств жизни ребенка, но главным образом характера и степени их влияния на него. Переживание одних и тех же обстоятельств разными детьми или даже одним и тем же ребенком, но в разном возрасте, нередко может быть совершенно различным в зависимости от возрастных возможностей понима­ния, осмысливания их ребенком, от сложившихся у него потреб­ностей, привязанностей, взаимоотношений и т.д. В связи с этим необходимость установления отношений между ребенком и раз­личными значимыми сторонами его среды (а не самих по себе их внешних особенностей) настоятельно подчеркивается многими психологами. В работах Л. С. Выготского, а затем Л. И. Божович это содержание вложено в понятие «переживание», несущее в себе единство внешних, объективных и внутренних, субъективных ус­ловий .

Применительно к составлению анамнеза это означает, что практически все вопросы консультанта к родителям по поводу событий и изменений в жизни ребенка должны включать попыт­ку выяснить реакцию ребенка, характер его переживаний, осо­бенности эмоционального отношения к ним, а далее - характер и средства приспособления к тем или иным трудностям. В каче­стве примера здесь можно привести огромный диапазон возмож­ных индивидуальных реакций детей на такие существенные из­менения в ситуации развития, как, скажем, помещение в ясли или детский сад, смена места жительства, появление в семье еще одного ребенка, отчима и т.д. Все эти факторы одними детьми могут переживаться сравнительно легко или даже воспринимать­ся сугубо положительно как несущие, например, новое интерес­ное содержание и более широкие возможности общения и дей­ствия, тогда как у других детей могут возникать тяжелые реакции дезадаптации, переживания утраты, чувства отверженности и т.д. Выяснение такого рода реакций имеет большое диагностическое значение.

В анализе истории развития ребенка существенное место дол­жно быть отведено также установлению стрессовых (в терминах психиатрии - психогенных) факторов, а также многообразных факторов риска в отношении разных сторон психического разви­тия. К числу неблагоприятных воздействий на психику ребенка относят разлуку с матерью или семьей в целом, утрату (смерть) или болезнь члена семьи или близкого человека, появление но­вых членов семьи (отчима, мачехи и т.д.), неправильное воспита­ние, отвержение в семье или детском коллективе, низкую успевае­мость в школе, тяжелые соматические заболевания, хронические болезни, травмы, госпитализации, перемены места жительства, чужое окружение за рамками семьи (язык, культура) и многие другие .

Особого внимания требуют хронические, постоянно действую­щие факторы, среди которых в первую очередь необходимо выделить различные виды неправильного воспитания. Разумеется, пси­хологу-консультанту важно выявить не само по себе наличие пере­численных факторов в психологическом анамнезе, а индивидуаль­ную реакцию и механизм их влияния на формирование личности ребенка. Иначе возникает опасность переоценки значения тех или иных факторов в возникновении психологических проблем ребен­ка, осложнений его развития. Эта опасность связана с тем, что анамнез большинства детей содержит, как правило, указания на многие неблагоприятные факторы, но далеко не все из них реали­зуют свое влияние. В случае переоценки их значения и недостаточ­ного исследования всей совокупности условий развития истинные источники нарушений или проблем ребенка могут остаться нерас­крытыми.

Устанавливая как объективные обстоятельства жизни ребенка, так и их субъективные переживания, психолог должен также стре­миться не менее четко дифференцировать фактические сведения о жизни ребенка, сообщаемые взрослым, от той интерпретации или оценки этих сведений, которая всегда (вольно или невольно) при­сутствует в сообщениях родителей. На этом моменте как важней­шем в психологическом обследовании специально останавливался Л.С.Выготский: «Обычно мы имеем дело с тем, что собираются жалобы в обобщенном виде и вместо фактов нам сообщают мне­ния, готовые выводы, часто тенденциозно окрашенные. Исследо­вателя же интересуют факты, которые должны ему указать отец и мать... Сам по себе факт, что отец считает своего ребенка злым, должен быть учтен исследователем, но он должен быть учтен имен­но в своем значении, т.е. как мнение отца. Это мнение должно быть проверено в течение исследования, но для этого должны быть вскрыты факты, на основе которых получено данное мнение, факты, которые исследователь должен толковать по-свое­му...» .

Биографический метод относится к аналитическим клинико-психологическим методам диагностики. Посредством изучения истории жизненного пути человека он дает возможность получить целостное представление о личности и ее развитии.

Основным методическим приемом биографического метода в клинической психодиагностике является составление психологического анамнеза.

Психологический анамнез

В медицине анамнез - это совокупность сведений из истории жизни больного, которые помогают установить диагноз и определить прогноз.

Пси­хологический анамнез отличается от медицинского тем, что его за­дачей является получение сведений из истории жизни пациента, касающихся психологических аспектов его проблем со здоровьем и индивидуальных психологических особенностей.

Медицинский анамнез в субъективных жалобах больного направлен на установление объективных проявлений болезни.

Психологический анам­нез призван выявить, как представляется болезнь в субъективном мире больного, какое влияние она оказалана его поведение, переживания, на сферу его личностных отношений.

Медицинский и психологический анам­нез сходны тем, что используют одинаковый способ получения све­дений о больном - расспрос, но их цель и использование полученных данных различны.

Тематическое содержание психологического анамнеза

Сбор психологического анамнеза предполагает беседу с испытуемым по следующим темам.

1. Перенесенные в прошлом болезни и реакции на них.

Выясняется, были ли у пациента тяжелые, опасные для жизни или длительные заболевания, какова реакция на них. Особо следует отметить, сталкивался ли он ранее с необходимостью отказываться из-за болезни от намеченных планов, отражались ли прежние болезни на отношениях с окружающими.

2. Профессиональный путь, трудовая деятельность и удовлетворенность работой.

Проводится расспрос о профессии, ее выборе, насколько больной удовлетворен своимпрофессиональным статусом, каковы профессиональные планы на будущее. Какие профессиональные проблемы и трудности имеются, являются ли они реальными или только воображаемыми.

3. Анамнез семейных и интимных отношений.

Эти отношения должны быть прослежены на всем протяжении жизни, начиная сродительской семьи. Оценка семейного положения в данный момент включает расспрос о том, как формировалась семья в настоящем составе, взаимоотношения в ней. Желательно составить пред­ставление о типе семьи. Следует выяснить отношения с родителями больного и родителями супруга (супруги). Переносились ли утраты близких, какая была на них реакция. Выявить возможные семейные проблемы и трудности.



4. Отношения с ближайшим микросоциальным окружением вне семьи.

В этом разделе проводится расспрос об отношениях с коллегами по работе и членами неформальной референтной группы (друзьями, приятелями, знакомыми). Важно оценить уровень напряженности и конфликтности в отношениях, а также наличие и выраженность социальной поддержки за пределами семьи.

5. Наиболее тяжелые события в прошлом и реакция на них.

Следует выяснить наиболее тяжелые события, психотравмы и конфликты в истории жизни больного, как больной реагировал и справлялся с ними, а также, какие именно события являются для него тягостными.

6. Вредные привычки.

Выясняется не только возможность злоупотребления алкоголем или зависимости от курения. Выявляется также склонность к злоупотреблению лекарствами, психоактивными веществами, а также другие вредные привычки и пристрастия. Вскрываются возможные мотивационные и внешние факторы, поддерживающие вредное поведение.

7. Развитие расстройства (болезни).

Психологический анамнез болезни собирается путем расспроса больного о начальных проявлениях проблем со здоровьем, обстоятельствах развития болезни, пусковых и поддерживающих факторах, переживаниях, связанных с болезнью, изменениях в сфере отношений. При этом осуществляется наблюдение за поведением больного во время расспроса, стилем изложения сведений.

Схема анамнестического расспроса в каждом индивидуальном случае диктуется конкретными целями психологического исследования.

Основной материал в психологическом анамнезе составляют связанные с заболеванием изменения в трудовой и семейной сферах отношений больного.

Анализируя сферу трудовых отношений , в ходе анамнестическо­го опроса следует выяснить у больного, как, по его мнению, болезнь повлияла на его работоспособность, служебное положение, зарабо­ток, отношения с сослуживцами, руководством, имеются ли опасе­ния, касающиеся ухудшения профессионального статуса.

При психологической оценке изменений семейных отношений в связи с болезнью следует исходить из представления о том, что иног­да болезнь служит своего рода психологическим индикатором и даже психологическим катализатором семейных отношений, обнажая в них то, что до этого было завуалировано или скомпенсировано.