Теория когнитивного развития Ж. Пиаже. Жан пиаже Теория психического развития пиаже кратко

Одна из наиболее известных систем принадлежит Жану Пиаже, который основывал свою систему на анализе развития мышления. По мнению Пиаже, интеллект, как живая структура, растет, меняется и адаптируется к миру. Различия между детьми и взрослыми обусловлены не только тем, что дети знают меньше, но и тем, что способ познания детей иной, чем у взрослых. Пиаже высказал предположение, что детям присущи некоторые когнитивные (мыслительные) ограничения. По мере того, как человек растет и получает больше знаний, усложняются и способы обработки информации в его когнитивных структурах. Ученый выделил три главных периода в умственном развитии ребенка, внутри каждого периода выделяется несколько стадий. Все дети проходят периоды и стадии развития в определенной последовательности, каждая новая стадия основывается на предыдущей, и этот порядок является неизменным для всех детей.

Первый период развития назван Пиаже сенсомоторным, поскольку в возрасте до двух лет дети знакомятся с миром в основном посредством ощущений - рассматривания, хватания, сосания, кусания, жевания и др.

Второй период - конкретных операций, включает в себя две стадии: дооперационную и операционную. Первая стадия - дооперационная, характерна для возраста от двух до шести лет. В этом возрасте дети формируют понятия и пользуются символами, но делают это, опираясь на свой опыт. В отличие от взрослых, дети могут видеть происходящее только со своей точки зрения (эгоцентризм) и сосредоточиваться на одном отношении за раз (центрация). Зачастую ребенок не может продумать последствий конкретной цепи событий. В начале этой стадии дети настолько серьезно относятся к названиям, что порой не могут отделить их буквальное значение от сути этой вещи. Так, ребенок может называть воду в кружке «пить», а воду в ванной другим словом, которое означает в его лексиконе «купаться».

В тех случаях, когда происходящее явление не вписывается в имеющийся у ребенка опыт, он может прибегнуть к «магическим» представлениям о причинах и следствиях - например, предпринять попытку «заклинания» автобуса, чтобы он скорее приехал. Также мышлению детей этого возраста свойственен «анимизм» (лат. «anima» - душа) –одушевление окружающих предметов. Например, ребенок может решить, что лифт «рассердился» на него и потому захлопнул дверцей полу его пальто. На этой стадии ребенок зачастую испытывает затруднения при классифицировании объектов и понятий.

На второй стадии - операционной (от семи до одиннадцати–двенадцати лет) дети начинают использовать в мышлении логику, классифицировать объекты по нескольким признакам. Мышление ребенка на этой стадии учитывает иерархию классов. Так, машина - это большая группа, внутри которой есть подгруппы марок автомобилей, да и внутри этих подгрупп могут быть еще более мелкие подгруппы. Логические операции успешно применяются к действиям с конкретными объектами.

Третий период - формальных операций, от двенадцати лет или чуть позже. Мышление подростка развивается настолько, что он в состоянии оперировать абстрактными понятиями, не опирающимися на наглядные образы. Подростки не только в состоянии думать и рассуждать о свободе, любви, справедливости; они могут строить свои умозаключения и выдвигать гипотезы, рассуждать по аналогии и метафорически, обобщать и анализировать свой опыт.

В созданной Ж. Пиаже теории когнитивного развития обозначены различия между формой и содержанием познания. Содержание детского познания - все то, что приобретается благодаря опыту и наблюдению. Форма познания есть специальная структура мыслительной деятельности человека. Как говорит Пиаже, человек усваивает то, что его окружает, но он усваивает это соответственно своей «умственной химии». Познание реальности всегда зависит от господствующих умственных структур. Одно и то же знание может быть разного достоинства в зависимости от того, на какие мыслительные структуры оно опирается. Важнейшим педагогическим принципом для Пиаже является признание ребенка «активным исследователем», который постигает мир согласно своей собственной умственной структуре.

Изучая развитие мышления, Пиаже указал на взаимодействие морального чувства с развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом ребенка. Развитие морального чувства по Пиаже осуществляется в две стадии. На стадии нравственного реализма дети уверены, что существующие нравственные предписания абсолютны и степень нарушения этих предписаний прямо пропорциональна количественной оценке происшедшего. Так, ребенок будет считать девочку, накрывавшую на стол и нечаянно разбившую двенадцать тарелок более виноватой, чем девочку, намеренно разбившую только две тарелки в порыве гнева на сестру (по примеру Пиаже). Позже дети достигают стадии нравственного релятивизма. Теперь они понимают, что существующие правила в некоторых ситуациях могут значительно корректироваться и нравственность поступка зависит не от его последствий, а от намерений. Эту теорию Пиаже о двух стадиях нравственного развития значительно развил Лоуренс Кольберг (см. ниже).

6. Пиаже (Piaget) Жан (1896–1980) - швейцарский психолог, основатель женевской школы генетической психологии. В начальный период своей деятельности описал особенности представлений детей о мире. В дальнейшем Ж. Пиаже обратился к исследованию развития интеллекта, в котором видел результат интериоризации внешних действий и выдвинул концепцию стадиального развития психики.

Восприятие ребенка n Едва появившись на свет, ребенок становится зрителем, слушателем и одновременно созидателем. Однако его возможности воспринимать мир далеки от того, как это могут делать взрослые.

Восприятие ребенка n Взрослый, выхватывая тот или иной кусок реальности, неосознанно сопоставляет свои ощущения с известной ему ранее информацией, а потому получает настолько точный образ, насколько обширен был предыдущий опыт.

Восприятие ребенка n Ребенок на определенном этапе развития не воспринимает вещи в их внутренних отношениях, а лишь такими, какими они видятся в непосредственном контакте с ними.

Восприятие ребенка n Именно поэтому малыш искренне полагает, что луна движется за ним и играет с ним в прятки. Вспомните, когда вы идете по дороге ясным лунным вечером, луна очевидно движется за вами.

Восприятие ребенка n Однако всякий взрослый человек научился не верить своим глазам. Он точно помнит усвоенную в школе картину мира, согласно которой Луна – огромный холодный шар в бесконечном космосе, который вращается вокруг еще большего шара – Земли, на которой и стоит человек, видящий, что луна перемещается вслед за ним.

Восприятие ребенка n Это дополнительное знание позволяет ему сделать вывод, что если Луна и движется, то явно не за ним, а исключительно по своим лунным законам. Она безразлична не только к нему, но и к человеку вообще, также как и к любому другому объекту во вселенной.

n Малыш еще не был в школе и не приобщился к книжной мудрости. Непосредственное восприятие он принимает за реальность и полностью уверен, что луна следит именно за ним. Тени гор на Луне создают иллюзию лица, которое ребенок легко интерпретирует как улыбающееся лично ему лицо.

n У него даже есть точное (с его точки зрения) доказательство собственной правоты. Можно закрыть глаза – и луна исчезнет, можно их открыть – и она - на тебе, смотрит и благодушно улыбается.

n Мама может долго говорить о бесконечности вселенной, о темном, твердом образовании, несущемся с огромной скоростью по кругу в холодном космосе. Ребенок точно знает, что луна – очень теплая, потому что желтая и ласковая – она не ругается, но всегда готова молча играть с ним, когда взрослые о чем-то долго и нудно говорят.

Генетическая психология Пиаже n Эту особенность детского восприятия Ж. Пиаже назвал детским реализмом. Этот реализм объясняется тем, что ребенок не рассматривает объекты независимо от себя. Это частное проявление детского эгоцентризма, согласно которому ребенок не имеет своей точки зрения.

Детский эгоцентризм n Он еще не знает, не успел понять, что его взгляд на мир отличается от того, как видят те же объекты другие люди. Ж. Пиаже приводит свой пример такого явления. Ребенок находится перед макетом горы, с одной стороны ее ютится крохотный домик. По другую сторону от ребенка располагается кукла.

Детский эгоцентризм n У ребенка спрашивают о том, что видит кукла, когда глядит на гору? Он описывает от имени куклы то, что видит сам – домик у подножия горы, хотя кукла, находящаяся с противоположной стороны, не может его видеть.

Детский эгоцентризм n Маленькие дети некоторое время не обманывают, поскольку полагают, что все другие люди знают, что они сделали. Они уверены, что их знания доступны всем, точно также как все другие знают лишь то, что знают они сами.

Детский эгоцентризм n Ребенок должен повзрослеть, чтобы понять, что отсутствие взрослого в комнате – твердая гарантия того, что он ничего не знает о произошедшем. Обманывать начинают, обычно, уже поумневшие дети.

n Мгновенное восприятие ребенок считает истинным, поскольку не отделяет себя от мира. Ему достаточно закрыть глаза, чтобы полагать, что его никто не видит. А затем радостно распахнуть их и приобщиться к миру, наивно полагая, что именно в этот момент окружающие вновь видят его.

n В реализме выражается парадокс детской мысли: с одной стороны, ребенок ближе к непосредственному наблюдению, но он одновременно более отдален от этой реальности. Случайные отношения в мире при этом способе восприятия мира принимаются за причинные.

n Различают два вида детского реализма: интеллектуальный и моральный. Интеллектуальный реализм заключается в особенностях объяснения ребенком событий реального мира.

n Например, он твердо верит, что ветви дерева создают ветер. Ребенок не видит воздуха. А потому не может считать его причинным фактором этого явления. Но он видит, как качаются деревья, и это достаточное обоснование для объяснения появления ветра.

n Моральный реализм состоит в том, что ребенок не умеет судить о поступке человека, исходя из его помыслов. Он судит о нем только по результату. Работая в первом классе, я много различным детям в возрасте 6 -7 лет рассказывала о двух мальчиках.

n Первый помогал маме мыть посуду и нечаянно разбил две тарелки. Они были такие скользкие, что сами вылетели из его рук. Второй мальчик, когда мама ушла в магазин, забрался в шкаф, стад доставать конфету из него и разбил одну тарелку. Мама запретила есть конфеты перед обедом, но пока она отсутствовала, он взял одну конфету.

n Затем ставился вопрос о том, кто заслуживает большего наказания: первый или второй мальчик. Сразу же после рассказа практически все дети утверждали, что первый мальчик больше виноват, так как разбил две тарелки, а не одну.

n Необходимо было специально обращать внимание на особенности поступков мальчиков, чтобы постепенно после мучительных раздумий они сменили свое мнение. Чем меньше ребенок, тем большие усилии необходимы для понимания связи поступков с их причинами и тем меньше вероятности, что он вообще сможет их понять.

n Восприятие требует от ребенка выделения из множества точек на сетчатке объекта – то есть значимой части видимого, подобно тому, как, глядя на экран телевизора, взрослый человек из множества точек, составляющих изображение, выделяет те или иные фигуры людей, здания и другие объекты.

n Чтобы научиться этому, ребенок должен исследовать объекты восприятия с разных сторон – потрогать, понюхать, засунуть в рот и т. д. Только подробное исследование позволит ребенку не ошибиться при выборе правильного объекта.

n Следовательно, восприятие человека зависит от его опыта общения с объектами внешнего мира, поэтому оно различно у взрослых и детей, обладающих неодинаковым опытом

Восприятие n Первоначальное изучение ребенком внешнего мира (примерно до двух месяцев) проявляется в своеобразном сосредоточении ребенка на объекте и несколько хаотическими движениями рук и ног.

n Но уже после трех месяцев движения становятся уверенными, свидетельствующими об умении обследовать новую игрушку. После 6 месяцев ребенок может четко выделять объекты восприятия: близких людей, знакомые предметы.

n Пока мы не можем сказать, что до 7 -8 месяцев ребенок воспринимает именно предмет, а не знакомый ему комплексный раздражитель маму и игрушку или маму и комнату. Восприятие маленького ребенка ситуативно, слитно и глобально

Развитие интеллекта (по Пиаже) n Дошкольный возраст охватывает два периода развития интеллекта по Ж. Пиаже (1964): период сенсомоторного интеллекта (с момента рождения до двух лет) и период конкретных операций, подпериод предоператорный (с 2 до 6 -8 лет).

n Сам термин – сенсомоторный – свидетельствует о том, что до двух лет интеллект ребенка определяется интенсивностью его сенсорной стимуляции и возможностью освоения пространства с помощью движения.

n На рисунках видно, как процесс размышления годовалого ребенка сопровождается отчаянной жестикуляцией. Он требует столь интенсивной траты энергии, что малыш быстро утомляется.

Схема n Ребенок еще не может говорить, а потому в своем ментальном обобщении он пользуется схемами. Схема, согласно Ж. Пиаже – сенсомоторный эквивалент понятия.

n Она позволяет ребенку экономно и адекватно действовать с различными объектами одного и того же класса или с различными состояниями одного и того же предмета. Ребенок приобретает новый опыт в результате движения, и комплекс ощущений от различных органов чувств, участвующий при восприятии объекта, составляет схему, относящуюся к данному предмету.

n Схематическая организация, как и иерархическая является эффективным способом восприятия и последующего воспроизведения. Такие схемы обнаруживаются уже у детей второго года жизни.

n Немного позднее ребенок научится связывать эти ощущения с тем или иным словом, что сделает процесс мышления еще более эффективным. Опосредствование мышления словом составляет основу гибкости мышления.

Ассимиляция n Пока он осваивает мир с помощью двух механизмов – ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция - процесс адаптации к внешней среде, при котором ребенок не приобретает новый навык, а лишь улучшает уже существующий.

n Например, малыш освоил хватание висящей у него над кроватью игрушки. Дальнейшим процессом ассимиляции будет то, что он начнет хватать любой объект, оказывающийся у него перед глазами, и будет все более и более преуспевать в этом. Во всех подобных действиях ребенок не менял свою стратегию адаптации в мире

Аккомодация n Аккомодация – процесс адаптации, связанный со сменой стратегии поведения ребенка, при которой он обучается принципиально новому навыку. В этом случае в силу собственного развития ему приходится перестраиваться для того, чтобы полнее освоить этот мир.

n Например, впервые сменив позу лежания на сидячую, ребенок получает большие возможности: он уже может больше видеть в окружающем пространстве, а наклонившись, он сможет доставать более отдаленные предметы.

n Следующим шагом аккомодации будет ползание, а затем и хождение, которые позволят ему стать более самостоятельным в этом мире.

n После двух лет ребенок переходит на более высокую ступень развития интеллекта. Освоение речи развивает символические способности. Формируется интуитивное мышление, основанное на восприятии, а не на знании закономерностей, присущих миру (мы уже описывали детский реализм, базирующийся на этом виде интеллекта).

n Ребенок, находясь на этой предоператорной стадии, не способен проделывать многие умственные операции до тех пор, пока его опыт не наберет соответствующий багаж. Более того, это не может быть опыт, полученный из книг исключительно.

n Это должен быть собственный опыт, основанный на анализе воспринятых сенсорных стимулов и двигательных навыков. Следовательно, любые ограничения собственной активности в познании в это время снижают интеллект.

n Кроме собственного чувственного опыта, ребенок получает в дар от взрослых обозначение данного объекта – слово. Каждое слово как бы намертво прикалывается к объекту (Лакан, 1997) и позволяет легко вычленять его из многих других.

n Выделяют непосредственночувственное отражение действительности в форме ощущений и восприятий и отражение существенных форм явлений и объектов при абстрагировании, мыслительных процессах. Это последнее опирается на социальный опыт и опосредуется словом или другим символом. Возможности работы с посредниками у детей развиваются постепенно.

n Это последнее опирается на социальный опыт и опосредуется словом или другим символом. Возможности работы с посредниками у детей развиваются постепенно.

n Интенсивная стимуляция не сможет перевести ребенка мгновенно на другой этап развития. Кроме необходимости получения опыта, ребенку требуется время для его осмысления. Теория Ж. Пиаже потому и называется генетической, что делает акцент на внутренних, общих для всех детей, закономерностях развития интеллекта. Она не противоречит культурноисторической теории Л. С. Выготского, показывающей важную роль культуры в развитии ребенка.

n Общество существенно корректирует мышление ребенка как на этапе получения опыта (поскольку в каждой культуре ребенку предоставляется особый комплекс стимулов), так и на этапе осмысления им собственного опыта, который опосредуется через слова, несущие в каждом языке разные дополнительные значения.

n Но это влияние общества, формирующего всегда человека своей культуры, не может существенно ускорить процесс развития интеллекта, который определяется, в свою очередь, скоростью разворачивания физиологических процессов в мозге, что и фиксирует генетическая теория, не ссылаясь на сами физиологические процессы.

n Существует множество методик интенсификации развития интеллекта, но нет данных о том, чтобы они способствуют высоким достижениям ребенка в дальнейшем. С этой точки зрения, показательны представления Г. Домана (1995), полагающего, что более всего мозг ребенка нуждается сразу же после рождения. Он разработал методику обучения чтению до года и развитию энциклопедических знаний в первые два года.

n Эти методики основаны на особенностях восприятия ребенка в этот период жизни. Мы уже говорили, что внимание малыша неустойчиво и непроизвольно. Поэтому привлечь его внимание к печатным плакатам, с помощью которых его обучают чтению, можно только сделав эти плакатики очень яркими и предъявляя их на короткое мгновение.

n Например, мама, громко говорит слово: «Мама» и показывает 7 -ми месячному ребенку плакатик с надписью «МАМА» на несколько секунд, пока он, непроизвольно привлеченный необычным предметом, его рассматривает.

n После этого она подкрепляет его интерес кормлением. Затем она в следующих кормлениях предъявляет другие слова и постепенно малыш осваивает процесс не буквенного чтения, а образного, при котором ребенок узнает предъявленные ранее слова, а не читает

n Для приобретения энциклопедических знаний ребенку регулярно предлагаются значимые, с точки зрения родителей, тексты. Например, гуляя с ребенком, мама сообщает ему, когда родился Наполеон и когда была Трафальгарская битва.

n Вернувшись домой, она демонстрирует малышу картину того или иного художника, называя имя художника и название картины. И в какой-то период времени она включает то или иное музыкальное произведение, которое ребенок прослушивает и запоминает его название и автора.

n Безусловно, ребенок может запомнить все, что предлагается ему взрослым (в это и состоит влияние культуры). Однако это не будет собственной системой мировоззрения, которая и является основой личностных достижений.

n Воспринятые, как манная каша, вне собственных усилий, без встраивания в схемы индивидуального опыта, на основе системы, выбранной другим, эти данные так и останутся фактами, а не знаниями. Такой ребенок может поразить взрослого описанием места и времени битвы при Трафальгаре, но он не сможет обосновать ее причины и последствия.

n Раннее детство – это не время приобретения книжных знаний, осмысление большей части которых для ребенка невозможно. Это время приобретения сенсорного, чувственного и двигательного опыта, который и составит в дальнейшем фундамент, на котором ребенок сможет построить собственную мировоззренческую систему, осмыслив каждый факт и сопоставив его с другими.

n Психофизиологические особенности детства таковы, что ребенок учится на своих ошибках, приобретая все более и более объективную картину мира.

n Более того, в это время развитие его чувственной сферы, завершение развития психофизиологической основы которой происходит до 6 лет, будет способствовать не только формированию более высокого интеллекта, но и тех личностных особенностей, которые в дальнейшем составят необходимую основу творчества: инициативность, любознательность, стремление понять суть проблемы, а не просто решить поставленную задачу.

Рис.

Жан Пиаже (1896-1980) (рис. 2.9) - швейцарский и французский психолог, изучал механизмы познавательной деятельности ребенка. В результате своих исследований по изучению мышления и речи у детей он пришел к выводу, что психическое развитие есть развитие интеллекта, а стадии психического развития есть стадии развития интеллекта. Сущностью и целью развития является приспособление к окружающей действительности с целью достижения равновесия с ней.

Интеллект, по Пиаже, - это средство приспособления к жизненной среде. Живя в социальной среде, человек постоянно испытывает на себе ее воздействия, которые зачастую выводят человеческий организм из состояния равновесия, дезориентируют, дезадаптируют его. Поскольку любой человек стремится к поддержанию гармоничных взаимоотношений с окружающей средой, т.е. имеет потребность в адаптации, то, чтобы достичь равновесия (адаптации), человек должен компенсировать возникший дисбаланс, решать постоянно возникающие проблемы. Именно этой цели и служит, по мнению Ж. Пиаже, интеллект.

Механизмами уравновешивания, по Пиаже, являются аккомодация и ассимиляция. Ассимиляция - это действие с новыми предметами в соответствии с уже сложившимися умениями и навыками. Аккомодация - это стремление изменить сами умения и навыки в соответствии с изменившимися условиями. В результате аккомодации и ассимиляции в психике и поведении восстанавливается нарушенное равновесие, а несоответствие между имеющимися умениями, навыками и условиями снимается. Пока ассимиляция и аккомодация находятся в состоянии равновесия, можно говорить о разумном поведении; в противном случае оно утрачивается и теряет свои интеллектуальные свойства. Достижение фундаментального равновесия между ассимиляцией и аккомодацией - трудная задача, и ее решение зависит от уровня интеллектуального развития субъекта.

Становление интеллекта Пиаже расценивает как стержневую линию психического развития ребенка, от которой зависят все другие психические процессы. Пиаже не рассматривал ребенка как интеллектуально «несовершенного», он увидел своеобразие детского мышления и поставил цель изучить это своеобразие, понять его закономерности.

Понимая, что мышление человека начинает складываться задолго до того, как оно становится речевым, Пиаже тем не менее особое внимание в своих исследованиях уделял изучению детской речи. В условиях детского сада было проведено исследование, в котором систематически фиксировались все высказывания и действия детей во время свободной деятельности (игры, рисования, конструирования). Данные, полученные Пиаже, показали, что детские высказывания можно разделить на две группы:

  • социализированная речь, в которой присутствует заинтересованность в ответном реагировании партнера по общению, ее назначение - воздействие на собеседника. Эта речь может иметь форму вопроса, ответа, информации, критики, просьбы, приказа, и т.п.;
  • эгоцентрическая речь, которая характеризуется тем, что ребенок сообщает то, о чем он думает в данный момент, не интересуясь тем, слушают ли его, какова точка зрения собеседника. По форме эти высказывания могут быть различны: повторение, монолог, фразовая речь. Пиаже полагал, что функция эгоцентрической речи скорее экспрессивная - удовольствие разговаривать, сопровождение и ритмизация действий .

Эгоцентрическая речь ребенка, проявляемая на определенном этапе развития, - это важнейшее доказательство качественного своеобразия детской мысли. Эгоцентризм как важнейшая особенность детского мышления состоит в суждении о мире исключительно со своей непосредственной точки зрения и в неумении учесть чужую.

Эгоцентризм выражается через другие феномены. Среди них:

  • реализм характеризуется непосредственным восприятием предметов такими, какими они наблюдаются в данный момент («ветер дует, потому, что деревья качаются», «больше виноват тот, кто больше промочил ноги» и т.п.);
  • анимизм - одушевление, наделение вещей чувствами, сознанием и жизнеспособностью (ребенок привязывает сломанную ветку к дереву, взрослый спрашивает: «Зачем ты это делаешь?» - «Ему больно, у него рука сломана»);
  • артификализм - понимание мира как созданного человеком или для человека (солнце - «чтобы нам светло было», река - «чтобы лодки плыли»).
  • синкретизм - слитность детского мышления; восприятие деталей, причин и следствий как рядоположенных («когда мы банку открыли, а в окне так машина гудела, а жук уполз...»);
  • трансдукция - переход от частного к частному, минуя общее («если она мяукает, и пушистая, и еще у нее царапки есть, то она... еще должна молоко пить»);
  • нечувствительность к противоречию.

Эти характеристики детского мышления образуют комплекс, определяющий логику ребенка, в основе которого - эгоцентризм речи и мыслительной деятельности. Пиаже полагал, что эгоцентрическое мышление является промежуточной формой в развитии детского мышления и обеспечивает переход от автономного (неосознаваемого, мотивируемого удовлетворением элементарных потребностей) к социализированному, осознаваемому, рациональному мышлению.

Для изучения детского мышления и речи Пиаже применил новый метод - клиническую беседу, которая протекает в свободной форме без ограничения ребенка фиксированными стандартными вопросами. Содержание общения экспериментатора с ребенком касается обыденных ситуаций, рассуждений о предметах, событиях, действиях и т.д. Исследователь задает вопрос, выслушивает рассуждения ребенка и далее формулирует дополнительные вопросы, каждый из которых зависит от предыдущего ответа ребенка.

Второй этап своей научной деятельности (с 1950-х гг.) Пиаже посвятил изучению операциональной стороны детского мышления. Он пришел к выводу, что развитие мышления есть развитие мыслительных операций. Он выделил четыре стадии интеллектуального развития детей:

  • сенсомоторная стадия (от рождения ребенка до 1,5-2 лет);
  • дооперациональная стадия (от 2 до 7 лет);
  • стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет);
  • стадия формальных операций (после 12 лет).

В скорости прохождения этих стадий у детей наблюдаются определенные индивидуальные различия, поэтому возрастные границы стадий определены приблизительно.

Сенсомоторная стадия. От рождения до 1,5-2 лет доминирующая линия развития ребенка связана с формированием сенсо- моторной сферы: он смотрит, слушает, кусает, трогает, хватает, манипулирует - все это для него важно и любопытно.

Критерий появления интеллекта использование ребенком определенных действий в качестве средства для достижения цели. В возрасте около 10 месяцев ребенок начинает связывать собственное действие и его результат - чтобы достать красный шарик, который находится в стакане под белым, надо вытащить сначала белый.

Постепенно к ребенку приходит осознание того, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах и тогда, когда они непосредственно не воспринимаются при помощи органов чувств.

Дооперациональная стадия. На этой стадии происходит активное усвоение языка, называние предметов и их образов словами. Ярко проявляется эгоцентризм мышления, выражающийся в трудности становления на позицию другого человека, неспособность видения явлений и вещей его глазами.

Наглядным примером служит эксперимент с макетом из трех гор: ребенок садился за стол, на котором размещен макет с тремя горами разного цвета и с дополнительными отличительными признаками (снежная вершина, домик, дерево). С другой стороны размещали куклу. Ребенка просили (в одном из вариантов задания) выбрать из предъявленных ему снимков тот, на котором запечатлен вид гор так, как их видит кукла. До 6-7-летнего возраста дети склонны выбирать картинку с изображением того, что они видят сами. Пиаже объяснял этот феномен «эгоцентрической иллюзией» .

Чтобы проследить, как в онтогенезе развивается мышление ребенка, Пиаже разработал «тесты на сохранение равенства» - веса, длины, объема, числа - задачи Пиаже (см. практическое задание № 10). Обычно у детей до 7 лет отстает понимание сохранения свойств предметов при его перцептивном преобразовании. Тогда констатируют феномен несохранения.

Дошкольник оценивает объект, полагаясь на восприятие его в данный момент. Он «центрирован» на настоящем и не в состоянии одновременно думать о том, как предметы выглядели раньше; не видит, что произведенное действие может быть обратимо (вода, перелитая из широкого стакана в узкий, в котором уровень воды выше, воспринимается ребенком не как то же количество воды, а как «другая вода, которой больше») Пиаже расценивает феномен несохранения как доказательство неспособности ребенка (до достижения им 7-летнего возраста) к децентрации и неспособности к построению логического рассуждения .

Стадия конкретных операций. У ребенка формируется способность к элементарным логическим рассуждениям относительно объектов и событий. Происходит усвоение представлений о сохранении числа (около 6 лет), массы (возраст примерно 7 лет) и веса предметов (около 9 лет). В этом возрасте ребенок способен классифицировать объекты по отдельным существенным признакам.

Социальное и культурное окружение ребенка, процесс обучения и воспитания может ускорить или замедлить скорость прохождения этой стадии развития. Особенно важна при этом собственная активность ребенка, Также для развития мышления (и в особенности для развития осознания других точек зрения) важен обмен идеями, обсуждение и спор со сверстниками и взрослыми.

Переход к конкретно-операциональному мышлению перестраивает все психические процессы, моральные суждения и способность к сотрудничеству с другими людьми.

Стадия формальных операций. На этом этапе ребенок способен мыслить логически, пользуясь абстрактными понятиями, он может выполнять прямые и обратные операции в уме, рассуждать, формулировать и проверять предположения гипотетического характера.

Новые гипотетико-дедуктивные средства постижения мира резко раздвигают границы внутренней жизни подростка: его мир наполняется идеальными конструкциями, гипотезами о себе, окружающих, человечестве в целом. Подростки преодолевают «житейский» наивный эгоцентризм детей младшего возраста, они захвачены открывшимся им разнообразием точек зрения .

Формальные мыслительные операции основа логики взрослого человека, на них базируется элементарное научное мышление, функционирующее с помощью гипотез и дедукций.

По мнению Пиаже, функционирование интеллекта наследственно и потому присуще всем людям. Этим объясняется то, что все дети проходят различные стадии в одной и той же последовательности, причем некоторые проходят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка одного или нескольких необходимых факторов. Пиаже признавал существенную роль обучения для психического развития, однако в истории науки с его именем связывают недооценивание влияния обучения на психическое развитие ребенка. По этому поводу, в частности, с Пиаже спорил Л.С. Выготский.

Однако идеи Пиаже послужили стимулом для множества других теоретических и эмпирических исследований интеллекта. Вклад Пиаже в детскую психологию огромен: он одним из первых поставил проблему детского мышления как качественно своеобразного, имеющего уникальные достоинства, проследил генезис мышления, открыл феномены детского мышления («феномены Пиаже»), разработал методы его исследования («задачи Пиаже»).


Когнитивное развитие - развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже. Его эпистемологическая теория дала множество основных понятий в области психологии развития и исследует рост разумности, которая, по Пиаже, означает способность более точно отражать окружающий мир и выполнять логические операции над образами концепций, возникающих во взаимодействии с окружающим миром. Теория рассматривает появление и построение схем - схем того как воспринимается мир - в «стадии развития», времени когда дети получают новые способы представления информации в мозге. Теория считается «конструктивистской», в том смысле что, в отличие от нативистских теорий (которые описывают когнитивное развитие как разворачивание врождённых знаний и способностей) или эмпирических теорий (которые описывают когнитивное развитие как постепенное приобретение знания через опыт), она утверждает что мы самостоятельно конструируем наши когнитивные способности с помощью собственных действий в окружающей среде.
В соответствии с теорией интеллекта Жана Пиаже интеллект человека проходит в своём развитии несколько основных стадий. От рождения до 2 лет продолжается период сенсо-моторного интеллекта; от 2 до 11 лет - период подготовки и организации конкретных операций, в котором выделены подпериод дооперациональных представлений (от 2 до 7 лет) и подпериод конкретных операций (от 7 до 11 лет); с 11 лет приблизительно до 15 длится период формальных операций.
Сенсо-моторный интеллект (0-2 года)
На протяжении периода сенсо-моторного интеллекта постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане.
Подготовка и организация конкретных операций (2-11 лет)
[Подпериод дооперациональных представлений (2-7 лет)
На стадии дооперациональных представлений совершается переход от сенсо-моторных функций к внутренним - символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами.
Эта стадия развития интеллекта характеризуется доминированием предпонятий и трансдуктивного рассуждения; эгоцентризмом; центрацией на бросающейся в глаза особенности предмета и пренебрежением в рассуждении остальными его признаками; сосредоточением внимания на состояниях вещи и невниманием к её преобразованиям.
[Подпериод конкретных операций (7-11 лет)
На стадии конкретных операций действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями. У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация), благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей.
Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только с конкретными объектами, но не с высказываниями. Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут.
Формальные операции (11-15 лет)
Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций (от 11 приблизительно до 15 лет), - способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Познание становится гипотетико-дедуктивным. Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т. п.) между ними. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.

  • Теория психического развития Ж . Пиаже . Когнитивное развитие - развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.


  • Теория психического развития Ж . Пиаже . Когнитивное развитие - развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, фор.


  • Основатель генетической психологии - швейцарский психолог Ж . Пиаже (1896-1980).
    Свою теорию развития психического развития является развитие интеллекта.


  • Теория психического развития Ж . Пиаже .
    - Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни).


  • теории развития Пиаже (1896–1980) .
    Развитие системы психических действий от одной стадии к другой – такой представил Пиаже картину сознания.


  • Теория психического развития Э. Эриксона.
    Теория психического развития Ж . Пиаже . Когнитивное развитие - развитие


  • Основателем генетической психологии является швейцарский психолог Ж . Пиаже (1896–1980).
    Свою теорию развития детского мышления он построил на логике и биологии. Он исходил из того, что основой психического развития является развитие интеллекта.


  • Теория психического развития Э. Эриксона.
    Теория психического развития Ж . Пиаже . Когнитивное развитие - развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, фор... подробнее ».


  • Создателем наиболее глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарец Жан Пиаже . Необихевиоризм.
    Положение о том, что психические образы служат регулятором действия, было обосновано гештальт-теорией .


  • Особенности психического развития детей раннего возраста.
    Связан с возрастанием самост. Стадии развития речи в детском возрасте. Полемика Л.С.Выготского и Ж . Пиаже об эгоцентрической речи.

Найдено похожих страниц:10


Мышление по Пиаже складывается задолго до того, как оно становится речевым. На основе проведенных исследований Ж. Пиаже были выделены логические структуры мышления - операции, генезис которых составляет содержание стадий развития детского интеллекта.

Знания по Пиаже - это не сумма единиц информации и не состояние обладания ею со стороны индивида, а процесс. Нечто знать означает действовать в соответствия с имеющимися знаниями в уме или практически. Предметами познавательных действиймогут стать реальные объекты, их образы, знаки и символы.

Основная цель разумного поведения или мышления человека - адаптация к окружающей среде. Способы такой адаптации Пиаже называет схемами. Схема представляет собой повторяющуюся структуру или организацию действий в типичных ситуациях. Схема может состоять из самых простых движений, включать в себя достаточно сложные комплексы двигательных умения, навыков и умственных действий.

Операция - центральное понятие теории Пиаже, объясняющее процесс развития интеллекта. Под операцией понимается мысленное действие, обладающее важным свойством - обратимостью, которая заключается в том, что, выполнив соответствующее действие, ребенок может вернуться к его началу путем совершения обратного ему действия. Операция - это обратимое действие. Такими обратимыми операциями, выполняемыми как в прямом, так и в обратном порядке, являются большинство парных математических операций. Суть интеллектуального развития ребенка составляет овладение операциями.

Основные механизмы, с помощью которых ребенок переходит с одной стадии развития на другую, - ассимиляция, аккомодация и равновесие. Ассимиляция - это действие с новыми предметами в соответствии с уже сложившимися умениями и навыками. Аккомодация - это стремление изменить сами умения и навыки соответственно изменившимся условиям. В результате аккомодации в психике и поведении вновь восстанавливается нарушение равновесие, а несоответствие между имеющимися умениями, навыками и условиями выполнения действия снимается. За счет процессов ассимиляции, аккомодации и равновесия осуществляется когнитивное развитие детей. Эти процессы функционируют на протяжения всей жизни человека.



Когда ассимиляция доминирует над аккомодацией, то возникают ригидность мышления и негибкость поведения. Когда аккомодация превалирует над ассимиляцией, не формируются устойчивые экономные приспособительные умственные действия и операции, а поведение становится непоследовательным и неорганизованным. Равновесие между этими процессами означает их оптимальное сочетание. Пока ассимиляция и аккомодация находятся в состоянии равновесия, можно говорить о разумном поведении; в противном случае оно утрачивается и теряет свои интеллектуальные свойства. Достижение фундаментального равновесия между ассимиляцией и аккомодацией - трудная задача, и ее решение зависит от уровня интеллектуального развития субъекта, от тех новых проблем, с которыми он сталкивается. Такое равновесие должно существовать на всех уровнях интеллектуального развития.

Ж. Пиаже выделил четыре стадии интеллектуального развития детей:

1. сенсомоторная стадия , от рождения ребенка до 18-24 месяцев (с рожд.-1,5-2лет).

Психологическое отделение ребенком себя от внешнего мира. Познания себя как субъекта действия. Начало волевого управления собственным поведением. Понимание устойчивости, постоянства внешних объектов. Осознание того, что предметы продолжают существовать и находиться на своих местах и тогда, когда они непосредственно не воспринимаются при помощи органов чувств.

2. дооперациональная стадия , от 18-24 до 7 лет.

К концу сенсомоторной стадии развития ребенок из существа, зависящего от наследственности, становится субъектом, способным к элементарным символическим действиям. Основная характеристика дооперациональной стадии - начало использования символов, в том числе слов. Таким образом, происходит усвоение языка, представление предметов и их образов словами. Ребенок употребляет их, прежде всего в игре, в процессе подражания. На этой стадии ему еще очень трудно представить, как воспринимают другие то, что наблюдает и видит он сам. Однако когда соответствующую задачу ребенку необходимо решать в конкретной ситуация, включающей реальные отношения людей, то уже дети примерно трехлетнего возраста неплохо справляются с ней, испытывая затруднения лишь в том случае, когда найденный принцип решения необходимо выразить в абстрактной, словесной форме. Можно поэтому предположить, что те трудности, с которыми в данном случае сталкивается ребенок, это трудности, обусловленные недостаточной развитостью речи. Проявляется эгоцентризм мышления, выражающийся в трудности становления на позицию другого человека, видения явлений и вещей его глазами. Ребенок классифицирует объекты по отдельным, зачастую случайным признакам.

3. стадия конкретных операций , от 7 лет до 12 лет.

Происходит возникновение элементарных логических рассуждений относительно объектов исобытий. Идет усвоение представлений о сохранении числа (возраст около 6 лет), массы (возраст примерно7 лет) и веса предметов (около 9лет). Классифицирует объекты по отдельным существенным признакам.

На стадии конкретных операций ребенок обнаруживает способность к выполнению гибких и обратимых операций, совершаемых в соответствии с логическими правилами. Дети, достигшие этого уровня развития, уже могут давать логические объяснения выполняемым действиям, способны переходить с одной точки зрения на другую, становятся более объективными в своих оценках. Они сравнительно легко справляются с задачами на сохранение (феномены Пиаже). Дети приходят к интуитивному пониманию двух важнейших логических принципов, которые выражаются отношениями:


Если, А=В и В=С, то А=С; А+В=В=/=А

Другой важнейшей характеристикой этой стадии интеллектуального развития является способность ранжировать объекты по кому-либо измеримому признаку, например по весу или величине. В теории Ж. Пиаже эта способность носит название сериации. Ребенок также уже понимает, что многие термины, выражающие отношения: меньше, короче, легче, выше и т.п., характеризую не абсолютные свойства объектов, т.е. такие их качества, которые проявляются у данных объектов лишь в отношении других объектов.

Дети этого возраста способны объединять предметы в классы, выделять из них подклассы, обозначая словами выделяемые классы и подклассы. Вместе с тем дети в возрасте до 12 лет еще не могут рассуждать, пользуясь абстрактными понятиями, опираться в своих рассуждениях на предположения или воображаемые события.

4.стадия формальных операций, после 12 лет .

На стадии формальных операций, которая, начинаясь с 12 лет, продолжается в течение всей жизни человека, индивид усваивает настоящие понятия, проявляет гибкость мышления, демонстрирует обратимость умственных операций и рассуждений. Характерная особенность этой стадии - способность рассуждать, пользуясь настоящими абстрактными понятиями. Другой существенной чертой данной стадии развития является системный поиск решения задач, при котором последовательно испытываются различные варианты решения, оценивается и взвешивается эффективность каждого варианта. В скорости прохождения этих стадий у детей наблюдается определенные индивидуальные различия, поэтому возрастные границы стадий определены приблизительно.