Дипломная работа анализ опыта реализации социальной реабилитации инвалидов с нарушением слуха в ноои "верба" г. новосибирска. Методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко Диагностики коммуникативной установки в бойко

Нужно прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ; затем, по ходу дальнейших наших пояснений, обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни:

1. Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.

2. Лучше думать о человеке плохо и ошибаться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться)

3. Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.

4. Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.

5. С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.

6. Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание.

7. Большинство людей лишено чувства сострадания к другим.

8. Большинство работников на предприятиях и в учреждениях старается прибрать к рукам все, что плохо лежит.

9. Подростки в большинстве своем сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.

10. В моей жизни часто встречались циничные люди.

11.Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью.

12. Добро должно быть с кулаками.

13. С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем.

14. Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.

15.Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые, отношения, разыгрывают из себя порядочных, но по сути они иные.

16. Я очень доверчивый человек.

17. Правы те, кто считает: надо больше боятся людей, а не зверей.

18. Милосердие в наше обществе в ближайшем будущем останется иллюзией.

19.Наша действительность делает человека стандартным и безликим.

20. Воспитанность в моем окружении на работе - редкое качество.

21.Практически я всегда приостанавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги.

22.Большинство людей пойдет на безнравственные поступки ради личных интересов.

23. Люди, как правило, безынициативны в работе.

24.Пожилые люди в большинстве показывают свою озлобленность каждому.

25. Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге.

Итак, вы ознакомились с вопросами и зафиксировали свои ответы. Теперь переходим к обработке данных и интерпретации результатов.

1 . Завуалировать жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них.

2. Открытая жестокость в отношениях к людям.

3. Обоснованный негативизм в суждениях о людях.

4. Брюзжание , т.е. склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.

5. Негативный личный опыт общения с окружающими.

Подведем итоги:

Признаки негативной установки

1.Завуалировать жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них.

Вернитесь, пожалуйста, к вопросам, на которые вы отвечали в самом начале раздела. О завуалированной жестокости в отношениях к людям свидетельствуют такие варианты ответов (в скобках указывается количество баллов, начисляемых за соответствующий вариант): 1- да (3), 6- да (3), 11-да (7), 16-нет (2), 21-нет (4). Максимально можно набрать 20 балов. Сколько получилось у вас? Чем больше заработанных очков, тем отчетливее выражена завуалированная жестокость в отношении к людям.

2.Открытая жестокость в отношениях к людям.

Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и переживания по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие однозначные и сделаны, возможно, навсегда. Об открытой жестокости вы можете судить по таким вопросам из выше приведенного опросника: 2-да (9), 7-да (8), 12- да (10), 17-да (10), 22-да (8). Сколько у вас баллов из 45 возможных?

3.Обоснованный негативизм в суждениях о людях.

Таковой выражается в объективно обусловленных отрицательных выводах о некоторых типах людей и отдельных сторонах взаимодействия.

Обоснованный негативизм обнаруживается в таких вопросах и вариантах ответов: 3-да (1), 8-да (1), 13-нет (1), 18- да (1), 23-да (1) максимальное число баллов - 5 , набрать их не считается зазорным. Однако обращает на себя внимание особый тип опрашиваемых. Они демонстрируют весьма выраженную жестокость - завуалированную или открытую, либо и ту и другую сразу, но в то же время словно носят розовые очки: того, что вызывает обоснованный негативизм, не замечают.

4.Брюзжание , т.е. склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.

О наличии такого компонента в негативной установке свидетельствуют следующие вопросы из упомянутого опросника: 4 -да (2), 9-да (2), 14- да (2), 19-да (2), 24-да (2). Максимальное количество баллов - 10. А как обстоит с брюзжанием у вас?

5.Нега тивный личный опыт общения с окружающими .

Данный компонент установки показывает, в какой мере вам везло в жизни на ближайший круг знакомых и партнеров по совместной деятельности (в предыдущих показателях оценивались скорее общие ситуации). О негативном личном опыте контактов свидетельствуют вопросы: 5-да (5), 10-да (5), 15- да (5), 20 - да (4), 25- да (1). Сколько баллов набрали вы из 20 максимально возможных?

Умение слушать

Инструкция . Отметьте номера тех утверждений, в которых описаны ситуации, вызывающие у Вас неудовлетворение, досаду или раздражение при беседе с любым человеком.

1. Собеседник не дает мне шанса высказаться, у меня есть что сказать, но нет возможности вставить слово.

2. Собеседник постоянно прерывает меня во время беседы.

3. Собеседник никогда не смотрит в лицо во время беседы, и я не уверен, слушают ли меня.

4. Разговор с таким партнером, который не смотрит в лицо во время беседы, часто вызывает чувство пустой траты времени, так как создается впечатление, что он не слушает меня.

5. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага занимает его больше, чем мои слова.

6. Собеседник никогда не улыбается. У меня возникает чувство неловкости и тревоги.

7. Собеседник постоянно отвлекает меня своими вопросами и комментариями.

8. Что бы я ни высказывал, собеседник всегда охлаждает мой пыл.

9. Собеседник постоянно пытается отвергнуть меня.

10. Собеседник «передергивает» смысл моих слов и вкладывает в них иное содержание.

Обработка результатов тестирования

Подсчитайте долю отмеченных ситуаций в процентах от общего числа: - если она колеблется в пределах от 70 до 100% (18 и более утверждений) – Вы плохой собеседник. Вам необходимо работать над собой и учиться слушать;

Если она колеблется в пределах 40-70% (10-17 утверждений) - Вам присущи некоторые недостатки. Вы критически относитесь к высказываниям собеседника, и Вам еще не хватает некоторых достоинств хорошего слушателя: избегайте поспешных выводов, не заостряйте внимания на манере говорить, не притворяйтесь, ищите скрытый смысл сказанного, не монополизируйте разговор;

Если отмеченные ситуации колеблются в пределах 10-40% (4 – 9 утверждений) – Вас можно считать хорошим собеседником, но иногда Вы отказываете партнеру в полном понимании. Постарайтесь вежливо его высказывания повторить, дайте ему раскрыть свою мысль полностью, приспосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с Вами будет ещё приятнее;

Если Вы набрали 0-10% (до трех высказываний) – Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

Цель : выявление деструктивных установок в межличностных отношения испытуемых.

Инструкция . Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ; затем по ходу наших дальнейших пояснений обращайтесь к своей записи. Будьте внимательны и искренни.

Опросник
  1. Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.
  2. Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).
  3. Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.
  4. Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.
  5. С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.
  6. Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание.
  7. Большинство лишены чувства сострадания к другим.
  8. Большинство работников на предприятиях и в учреждениях стараются прибрать к рукам все, что плохо лежит.
  9. Большинство подростков сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.
  10. В моей часто встречались циничные люди.
  11. Бывает так: делаешь добро , а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью.
  12. Добро должно быть с кулаками.
  13. С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем.
  14. Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.
  15. Большинство , с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных, но по сути они иные.
  16. Я очень доверчивый человек.
  17. Правы те, кто считает, что надо больше бояться людей, а не зверей.
  18. Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией.
  19. Наша действительность делает человека стандартным, безликим.
  20. Воспитанность в моем окружении на работе - редкое качество.
  21. Я практически всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги.
  22. Большинство людей готовы совершить безнравственные поступки ради личных интересов.
  23. Люди, как правило, безынициативны в работе.
  24. Большинство пожилых людей показывают свою озлобленность каждому.
  25. Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге.
Обработка и интерпретация данных Завуалированная жестокость в отношении к , в суждениях о них

Вернитесь, пожалуйста, к вопросам, на которые вы отвечали в самом начале раздела. О завуалированной жестокости в отношениях к людям свидетельствуют такие варианты ответов (в скобках указывается количество , начисляемых за соответствующий вариант):1 – да (3); 6 – да (3); 11 – да (7), 16 – нет (3); 21 – нет (4).

Максимально можно набрать 20 балов. Чем больше заработанных , тем отчетливее выражена завуалированная жестокость в отношении к людям.

Открытая жестокость в отношении к людям

Личность не скрывает и не смягчает свои негативные оценки и по поводу большинства окружающих: выводы о них резкие, однозначные и сделаны, возможно, навсегда. Об открытой жестокости вы можете судить по таким вопросам из выше приведенного опросника: 2 – да (9); 7 – да (8); 12 – да (10); 17 – да (10); 22 – да (8).

Обоснованный негативизм в суждениях о людях

Другие новости по теме:

  • Варианты межличностных отношений – Метод диагностики межличностных отношений ДМО Л.Н. Собчик
  • Диагностика манипулятивного отношения (по шкале Банта)
  • Диагностический опросник «Одиночество» С.Г. Корчагиной
  • Обычно не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из-за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями. Такая ситуация обнаруживается довольно часто в процессе консультирования родителей, хотя их истинные мотивы могут скрываться под самыми разными рассуждениями о перспективности и полезности этой деятельности для ребенка.

    Второй вариант потребности в достижениях тоже нередок в современном мире, где социальная успешность и конкурентоспособность являются зачастую едва ли не мерилом человеческой ценности. Подобные отношения нередко выстраиваются в семьях успешных, много работающих и привыкших достигать своих целей людей. Такие родители будут требовать от ребенка достижения целей, доведения дел до конца, раздражаться на проявления лени и непоследовательность своего сына или дочери. Цель их воспитания - привить организованность и целеустремленность - безусловно, благая. Однако та настойчивость, с которой они ее добиваются, а также игнорирование возрастных особенностей ребенка и предъявление к нему завышенных требований могут отрицательно сказываться на отношениях в семье и сеять вечное недовольство своим сыном (дочерью).

    Одна из базовых человеческих потребностей в привязанности , особым образом может проявляться в отношениях родителей с детьми. Если взрослый испытывает слишком сильную потребность в эмоциональной привязанности к нему ребенка, то за этим может стоять или страх одиночества (особенно при отсутствии других тесных отношений, например с супругом), или собственная детская недостаточно удовлетворенная потребность в привязанности, в какой-то степени "слиянии" с матерью. Результатами такой потребности в отношениях с ребенком могут стать повышенная опека со стороны родителя, потребность делиться всеми своими переживаниями с ребенком и ожиданием того же от него. Соответственно, поведение сына (дочери) будет восприниматься как положительное или отрицательное в зависимости от того, обеспечивает ли оно родителю ощущение крепкой эмоциональной связи.

    3) Личностные особенности родителей. Наверное, действие этого фактора отследить наиболее сложно, для многих родителей, однако при некотором навыке или с помощью специалиста вполне возможно осознать наличие у себя тех или иных черт и их влияние на восприятие ребенка.

    Так, например, можно проследить связь между тревожностью родителя, ее проявлением (в виде опекающего и оберегающего поведения) и ее следствием - подавлением развития активности и самостоятельности ребенка.

    Нередко приходится сталкиваться и с такой ситуацией: родитель считает своими недостатками какие-то черты характера или привычки, отрицательно к ним относится. Поэтому, если он встречает их проявления у своего ребенка, то реагирует на них очень эмоционально и начинает вести борьбу с этими недостатками с удвоенной силой. Однако описанный случай не самый сложный. Хуже, если родитель не осознает или не признает существование каких-то отрицательных черт в себе, а приписывает их ребенку (иногда совершенно неоправданно) и ведет «военные действия» на чужой территории. Крайним следствием этой борьбы может стать даже эмоциональное отвержение ребенка (родитель не способен смириться с наличием недостатков, а потому никогда не принимает ребенка таким, какой он есть, пытаясь его постоянно «улучшать»).

    Негибкость поведения и мышления родителя, привычка действовать в разных ситуациях по одной схеме, может приводить к конфликтам в детско-родительских отношениях. Это вызывает необходимость "подстраиваться" под новый этап возрастного развития ребенка по мере его роста. Таким родителям может казаться, что их дети стали хуже, упрямее, своевольнее, эгоистичнее, просто потому, что прежние методы в обращении с ними уже не годятся, а новые выработать сложно, это и вызывает у родителей напряжение, раздражение от необходимости перемен.

    4) Отношения со вторым родителем ребенка . Если что-то в ребенке напоминает того, кого хотелось бы стереть из памяти, кто нанес душевную рану, то естественно, что в этом случае, родитель совершенно иначе будет воспринимать те характеристики ребенка, которые он унаследовал от второго биологического родителя. К сожалению, описанное явление довольно часто лежит в основе недовольства ребенком разведенным родителем, однако взрослыми с трудом осознается истинная причина этого неприятия. В подобных ситуациях очень важно осознавать, что «перевоспитывая» ребенка, «борясь» с его недостатками, вы главным образом ведете незримую войну в отношениях с бывшим супругом(гой), но делаете это на территории ребенка, который ничуть не виноват в том, что вы выбрали ему такого отца (или мать).

    5) Обстоятельства рождения ребенка. Если родители воспринимают своего ребенка как «болезненного», «хрупкого» или «беззащитного», то полезно вспомнить при каких обстоятельствах появился на свет их малыш. Нередко страх потерять ребенка, приводящий к описанному искажению восприятия, появляется у родителей при наличии таких проблем, как долгое лечение бесплодия, тяжелые роды и их последствия, перенесение ребенком серьезного заболевания в раннем детстве, или же, напротив, нежеланность появления ребенка, несоответствие его пола ожидаемому или желаемому, осложнения в личной жизни с появлением малыша и т.п., могут приводить к эмоциональному отвержению ребенка.

    Конечно, перечисленные аспекты отнюдь не исчерпывают все разнообразие факторов, влияющих на отношение родителей к ребенку. Однако их достаточно для того, чтобы понять, как сложны эти отношения и из каких разных компонентов они складываются.

    Итак, исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что юность – это пора становления личности. От успешного прохождения этого периода зависит дальнейшее самоопределение личности и ее будущая жизнь. Социально-психологические установки, появившиеся в этом возрасте, скорее всего, будут влиять на построение жизненных планов и на жизненные позиции в будущем. На формирование личности влияет прежде всего среда обитания. Больше всего времени ребенок проводит в семье. В семье закладываются основные черты личности, ее отношения к жизни в целом.

    Глава 2. Эмпирическое исследование социально-психологических аспектов коммуникативных установок старшеклассников

    (16-17 лет)

    § 1. Цель, задачи и методы исследования

    Цель работы: Исследование социально-психологических установок старшеклассников.

    Задачи исследования:

      Изучение коммуникативных установок личности

      Исследование уровня коммуникативной толерантности

      Исследование негативных установок

      Изучение личности старшеклассников

      Изучение мотивационно-потребностной сферы старшеклассников и их родителей

      Изучение родительских установок

    Гипотеза исследования

    В качестве гипотезы мы выдвигаем предположение, что негативные установки старшеклассников зависят прямо пропорционально от их личностных особенностей, от родительских установок на воспитание и от коммуникативных установок в родительских семьях.

    В работе мы использовали следующие методы:

      метод анализа литературы по теме исследования;

      методы психодиагностики (анкетирование, тестирование, структурированное интервью на исследование образов жизни)

      методы математико-статистического анализа полученных данных:

    t-критерий Стьюдента и метод ранговой корреляции Спирмена.

    В качестве психодиагностических методик использовали:

    Методика «Диагностика коммуникативной установки» В.В.Бойко;

    Методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф.Потёмкина;

    Методика PARI (адаптирована Т.В.Нещерт);

    Подростковый вариант теста Кэтелла (12-18 лет)

    Выборку испытуемых составили 54 старшеклассника, 10-х и 11-х классов МОУ «СОШ №73»г. Саратова и их родители – 54 человека.

    На первом этапе исследования мы провели обследование старшеклассников методикой «Диагностика коммуникативной установки В.В.Бойко». По результатам обследования испытуемые старшеклассники были разделены на две группы. В первую группу вошли юноши и девушки, с наличием выраженной негативной коммуникативной установкой (общий балл был ≥ 33), во вторую-с отсутствием таковой (общий балл

    § 2 Описание методик

    В работе использовались следующие методы и методики:

      Методика диагностики коммуникативной установки В.В.Бойко

    Методика В.В.Бойко состоит из 2-х частей. В первой части, отвечая на вопросы, мы выясняем признаки негативной установки:

      Завуалированная жестокость в отношениях к людям

      Открытая жестокость в отношениях к людям

      Обоснованный негативизм в суждениях о людях

      Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.

      Негативный личный опыт общения с окружающими.

    Если количество баллов выше общего среднего - 33, это свидетельствует о наличии выраженной негативной коммуникативной установки.

    Во второй, части теста выясняется коммуникативная толерантность.

    Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
    Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
    Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

    Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

    Подобные документы

      История развития проблемы инвалидности. Сущность, основные виды социальной реабилитации инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, их права и интеграция в общество. Роль социальных работников в реабилитации инвалидов.

      контрольная работа , добавлен 02.03.2011

      курсовая работа , добавлен 05.04.2008

      Понятие "социальная реабилитация". Профориентационная работа с инвалидами. Установление квоты для приема на работу инвалидов. Образование, воспитание и обучение детей-инвалидов. Проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов, молодых инвалидов.

      контрольная работа , добавлен 25.02.2011

      курсовая работа , добавлен 06.12.2010

      Особенности и социальные аспекты реабилитации в России и мире. Этапы развития социальной реабилитации. Гипокинетическая болезнь, ее особенности и течение. Физическое воспитание инвалидов, задачи, приемы, формы. Организационные методы занятий с инвалидами.

      контрольная работа , добавлен 10.02.2010

      Основы организации работы бюро медико-социальной экспертизы. Формирование, контроль и коррекция индивидуальных программ реабилитации инвалидов. Определение нуждаемости инвалида в технических средствах реабилитации и протезно-ортопедических изделиях.

      курсовая работа , добавлен 31.01.2011

      Социальная работа с инвалидами в России. Социальные проблемы инвалидов и роль социальной работы в их разрешении. Технологии социальной работы с молодыми инвалидами. Социальная реабилитация молодых инвалидов и инвалидов пожилого возраста г. Волгоград.

      курсовая работа , добавлен 11.05.2011

      Понятие и сущность профессиональной реабилитации инвалидов. Опыт использования новых информационных технологий в профессиональной реабилитации инвалидов. Разработка модели отделения профессиональной реабилитации людей с ограниченными возможностями.

      курсовая работа , добавлен 18.06.2011

    Анкета «Эмоциональная напряженность труда медицинского работника»

    5 – совершенно верно

    4 – пожалуй, верно

    3 – трудно сказать

    2 – пожалуй, неверно

    1 – совершенно неверно

    1. Мне приходится прикладывать много усилий, чтобы контролировать свое отношение и чувства к клиентам.
    2. Клиенты могут легко увидеть, какие чувства они у меня вызывают.
    3. Когда клиенты меня раздражают, я не особенно сдерживаюсь в общении с ними.
    4. Некоторые случаи научили меня быть более любезной с клиентами.
    5. Я умею успокоить недовольного клиента.
    6. Я устаю от общения с клиентами.
    7. У меня были неприятности на работе из-за моей несдержанности с клиентами.
    8. Когда у меня плохое настроение, я заставляю себя быть «теплой» с клиентами.
    9. Я довольна своими умениями расположить клиента к себе.
    10. Даже с самыми трудными клиентами я умею вести себя сдержанно и обходительно.
    11. Общаться с клиентами – это трудная работа.

    Тест «Самоконтроль в общении»

    Инструкция : «Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется, вам верным или преимущественно верным поставьте рядом с порядковым номером букву "В", если неверным или преимущественно неверным – букву "Н"».

    1. Мне кажется трудным искусство подражать привычкам других людей.

    2. Я бы, пожалуй, мог свалять дурака, чтобы привлечь внимание или позабавить окружающих.

    3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

    4. Другим людям иногда кажется, что я переживаю что-то более глубоко, чем это есть на самом деле.

    5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

    6. В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себя совершенно по-разному.

    7. Я могу отстаивать только то, в чем я искренне убежден.

    8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают видеть.

    9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых я не выношу.

    10. Я не всегда такой, каким кажусь.

    Диагностика общей коммуникативной толерантности (В.В.Бойко)

    Инструкция: Вам предлагается оценить себя в девяти предложенных несложных ситуациях взаимодействия с другими людьми. При ответе важна первая реакция. Помните, что нет плохих или хороших ответов. Отвечать надо, долго не раздумывая, не пропуская вопросы. Меру согласия с суждения выражайте следующим образом:

    Точно нет,

    Пожалуй, да,

    Обычно да,

    Точно да.

    1. Медлительные люди обычно действуют мне на нервы.

    2. Меня раздражают суетливые, непоседливые люди.

    3. Шумные детские игры переношу с трудом.

    4. Оригинальные, нестандартные, яркие личности обычно действуют на меня отрицательно.

    5. Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня.

    6. Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник.

    7. Меня раздражают любители поговорить.

    8. Я тяготился бы разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если бы он проявил инициативу.

    9. Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры.

    10. Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня.

    11. Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прическа, косметика, наряды).

    12. Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бес-культурьем, либо рвачеством

    13. Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно мне несимпа-тичны

    14. Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу

    15. Терпеть не могу деловых партнеров с низким интеллектуальным или профессиональным уровнем

    16. Считаю, что на грубость надо отвечать тем же.

    17. Мне трудно скрыть, если человек чем-либо неприятен.

    18. Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем.

    19. Мне неприятны самоуверенные люди.

    20. Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте.

    21. Я имею привычку поучать окружающих.

    22. Невоспитанные люди возмущают меня.

    23. Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо.

    24. Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания.

    25. Я люблю командовать близкими.

    26. Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах.

    27. Жить в номере гостиницы с посторонним человеком для меня просто пытка.

    28. Когда партнер не соглашается в чем-то с моей правильной позицией, то обычно это раздражает меня.

    29. Я проявляю нетерпение, когда мне возражают.

    30. Меня раздражает, если партнер делает что-то по своему, не так, как мне того хочется.

    31. Обычно я надеюсь, что моим обидчикам достанется по заслугам.

    32. Меня часто упрекают в ворчливости.

    33. Я долго помню обиды, причиненные мне теми, кого я ценю или уважаю.

    34. Нельзя прощать сослуживцам бестактные шутки.

    35. Если деловой партнер непреднамеренно заденет мое самолюбие, то я на него, тем не менее, обижусь.

    36. Я осуждаю людей, которые плачутся в чужую жилетку.

    37. Внутренне я не одобряю коллег (приятелей), которые при удобном случае рассказывают о своих болезнях.

    38. Я стараюсь уходить от разговора, когда кто-нибудь начинает жаловаться на свою семейную жизнь.

    39. Обычно я без особого внимания выслушиваю исповеди друзей (подруг).

    40. Иногда мне нравится позлить кого-нибудь из родных и друзей.

    41. Обычно мне трудно идти на уступки партнерам.

    42. Мне трудно ладить с людьми, у которых плохой характер.

    43. Обычно я с трудом приспосабливаюсь к новым партнерам по совместной работе.

    44. Я избегаю поддерживать отношения с несколько странными людьми.

    45. Обычно я из принципа настаиваю на своем, даже если понимаю, что партнер прав.

    Методика диагностики коммуникативной установки

    Инстркуция : Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором фиксируется номер вопроса и ваш ответ. Будьте внимательны и искренни:

    1. Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.

    2. Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).

    3. Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.

    4. Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.

    5. С годами я стал более скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.

    6. Практически в любом коллективе присутствует зависть или подсиживание.

    7. Большинство людей лишено чувства сострадания к другим.

    8. Большинство работников на предприятиях и в учреждениях старается прибрать к рукам все, что плохо лежит.

    9. Подростки в большинстве своем сегодня воспитаны хуже, чем когда бы то ни было.

    10. В моей жизни часто встречались циничные люди.

    11. Бывает так: делаешь добро людям, а потом жалеешь об этом, потому что они платят неблагодарностью.

    12. Добро должно быть с кулаками.

    13. С нашим народом можно построить счастливое общество в недалеком будущем.

    14. Неумных вокруг себя видишь чаще, чем умных.

    15. Большинство людей, с которыми приходится иметь деловые отношения, разыгрывают из себя порядочных, но по сути они иные.

    16. Я очень доверчивый человек.

    17. Правы те, кто считает: надо больше бояться людей, а не зверей.

    18. Милосердие в нашем обществе в ближайшем будущем останется иллюзией.

    19. Наша действительность делает человека стандартным, безликим.

    20. Воспитанность в моем окружении на работе - редкое качество.

    21. Практически я всегда останавливаюсь, чтобы дать по просьбе прохожего жетон для телефона-автомата в обмен на деньги.

    22. Большинство людей пойдет на безнравственные поступки ради личных интересов.

    23. Люди, как правило, безынициативны в работе.

    24. Пожилые люди в большинстве показывают свою озлобленность каждому.

    25. Большинство людей на работе любят посплетничать друг о друге.