Под «социальной ролью » понимается определенный набор моделей поведения и ожиданий, определяемых специальными нормами, обращенными от соответствующей группы (или нескольких групп) к обладателю определенных социальных позиций.
Обладатели социальной позиции ожидают, что исполнение специальных норм дает в итоге регулярное и потому предсказуемое поведение, на которое может ориентироваться поведение других людей. Благодаря этому возможна регулярная и непрерывно поддающаяся планированию интеракция.
Ролевые предписания - как и другие нормы - подкрепляются социальными санкциями . Фактическое исполнение ролевых ожиданий объясняется прежде всего процессами усвоения, в ходе которых многие ролевые предписания иытернализируются. Часто это происходит уже в процессе социализации.
Поскольку в любом обществе существуют различные позиции, с которыми их обладатели связывают различные ожидания, приходится принимать во внимание наличие у одного индивида множества ролей. Во-первых, существуют всевозможные роли, которые соотносятся и согласуются друг с другом. Некоторые из них имеют смысл только потому, что носитель одной роли оправдывает определенные ожидания носителей другой роли (например, «учитель - ученики»). Все общество представляет собой единую, согласованную ролевую структуру.
Во-вторых, каждый член общества исполняет несколько ролей (роль в семье, профессиональная роль, роль соседа, роль гражданина). Трудно представить, чтобы человек исполнял лишь одну роль. Если такое происходит, то налицо более или менее особый патологический случай.
В каждом обществе есть нормы, которые действительны для всех людей, попавших в ситуации определенного типа. Они существуют даже тогда, когда люди вовсе не востребованы как носители ролей. Ролевые предписания, напротив, являются специальными нормами, действительными только для тех, кто занимает определенную позицию. Итак, предполагается социальная дифференциация, которая связана с дифференциацией норм. Отношение специальных ролевых норм к всеобщим значимым нормам очень сложное. Многие ролевые предписания вообще не касаются общезначимых норм.
Конечно, обычно бывает так, что в ролевом поведении содержатся общезначимые нормы. Они служат как бы фоном ожиданий, обращенных к конкретным носителям ролей. Важно то, что хотя поведения-ожидания обращены к людям, они относятся не к ним самим, а к занимаемым ими позициям. Индивидуальность человека здесь не имеет значения, поскольку он типизируется как носитель позиции. Это не значит, что он должен отказаться от всего индивидуального, потому что. направленные на него как на носителя позиции ожидания относятся только к поведению в тех ситуациях, которые существенны с точки зрения позиции.
Понятие «социальной позиции» объяснить нелегко. Если с точки зрения структурно-функциональной теории его считают функциональным, относящимся к определенной функции в социальной системе, то в таком случае оно снова привязывается к нормативным структурам и также объясняется ролевыми предписаниями. Быть может, прав был Линтон, рассматривая «роль» и «статус» как аспекты одного и того же субъекта, а это значило бы для нас, что мы должны постоянно соотносить позиции с ролями, а роли с позициями (причем, согласно Линтону, понятие «статуса» идентично понятию «позиции»). Позицию и роль по сути можно изолировать друг от друга лишь аналитически. Под «социальной позицией» мы понимаем прочные, закрепившиеся, отделимые от конкретных лиц узловые пункты в сети социальных отношений. Они указывают прежде всего на объективные и могущие быть объективными социальные отношения. В сознании не только познающих, но и действующих индивидов они обнаруживаются в типизированной форме. Но типизация конституируется не только существующими нормативно установленными структурами ожиданий, но и такими поведениями-ожиданиями, которые нормативно не определены.
Следует еще раз подчеркнуть, что исполнение ролевых предписаний служит не только непосредственному удовлетворению норм-ожиданий, но и потребности в общей социальной ориентации. Даже у того, кто не затронут непосредственно невыполнением ролевых норм другими людьми, может возникнуть чувство раздражения и протеста. Символическая ценность ролевых атрибутов состоит в их социально ориентирующей функции.
Люди, которым постоянно приходится играть определенные роли, часто со временем приобретают ролевые привычки. Отклонение от них не подлежит санкциям. Тем не менее они способствуют ориентации других людей в процессе социального взаимодействия. Например, не существует специальных предписаний относительно формы одежды доцентов высшей школы. Но если молодой ученый, которого пригласили в чужой университет для чтения доклада, оденется точно так же, как и студент, может случиться так, что его никто не заметит. Так возникает дезориентация. Нормативное ядро роли окружено, как правило, рядом ненормативных атрибутов, которые тоже формируют относящиеся к роли поведенческие ожидания.
Что касается конфликтов, возникающих из-за противоположного содержания выполняемых одним и тем же субъектом ролей, то следует отметить, что наличие у субъекта одновременно нескольких ролей ведет к конфликту лишь в том случае, когда пересекаются существенные ролевые сферы и в ситуации сталкиваются взаимно исключающие друг друга поведения-ожидания.
Индивиды могут исполнять множество значительно изолированных друг от друга ролей; в особенности это характерно для современного общества, в котором, как известно, профессиональные и семейные роли мало связаны друг с другом. Поэтому социологи не без основания говорят о «ролевом наборе». Существуют разные степени переплетения, взаимодействия ролей. В некоторых случаях даже возникает сомнение, имеем ли мы дело с сетью множества ролей или с сегментами одной обширной роли.
ЖУРНАЛИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социальная позиция, т.е. поддержка тех или иных социальных сил, выступление на их стороне, выражение и отстаивание их интересов, осознается журналистом и проявляется в его творческой деятельности в разных формах. Социальная позиция может быть неосознанной, формироваться интуитивно. Она может быть и слабо осознанной, когда ее связь с интересами определенных социальных сил видится как необязательное и непостоянное совпадение стремлений и направленности действий. Связь социальной позиции журналиста с нуждами и стремлениями определенных социальных групп может стать и сознательной, хотя понимание места этих групп в социальной структуре общества и их роли в историческом процессе может оказаться неясным и даже ложным. Так, неверное понимание изменений, происшедших в конце XX века в структуре общества, изменений роли и значения различных слоев общества в истории возникновения новых социальных групп приводит к тому, что прежние приоритеты (например, выступление на стороне «капитала» или «пролетариата») оказываются в той или иной мере устаревшими стереотипами. Реализация же в практике журналистики подобных социальных позиций может привести к такому выполнению журналистикой ее функций, результатом которого станет неверная ориентация в современности.
Вот почему так важно, чтобы социальная позиция журналиста была глубоко осознанной и правильно отражала бы те интересы, которые способствуют прогрессивному развитию общества.
Так через ясное осознание своей социальной позиции и решительное последовательное проведение ее в жизнь формируются принципы (лат. principium «основа, начало») журналистской деятельности. Принципиальность журналиста является одной из наиболее важных направляющих его деятельности.
Принципы относятся к той области правил и норм деятельности, которая определяет ее общий характер. Создание произведения регулируется и мерой владения жанром, и способами сбора начальных сведений, и требованиями законов композиции и т.п. Однако называть эти правила принципами некорректно. Принципы всегда лежат в основе какой-то определенной сферы человеческой практики: принцип реактивного движения положен в основу ракетостроения; принцип сохранения энергии - в основу физики; принцип невмешательства во внутренние дела - в основу межгосударственных отношений и т.д. И согласно принципам и «во исполнение» их отбираются и реализуются все более конкретные правила и нормы, способы действия, технические решения и т.п.
Таким образом, принципы строятся на базе знания очень высокого уровня, прежде всего знания общих законов данной сферы социальной практики, составляющих ее концептуальную базу, играющих роль упорядочивающего начала, благодаря чему определяются способы подхода и методы деятельности. В принципе как бы соединяются «фиксирующее» знание высокого уровня (типа закона) и «работающее» знание, на основе применения закона задающее угол зрения и способ деятельности в практике. Образно принцип можно представить как единство «ядра» - знания и «оболочки» - метода (греч. methodos «путь исследования»).
Поэтому, например, гуманизм как принцип для журналиста состоит не только в признании человека мерой всех вещей, в познании его природы, в понимании взаимоотношений человека с себе подобными и с миром природы и т.д. и т.п., но и в направленности всей его деятельности на реализацию гуманистических ценностей, на всестороннее развитие человека, отстаивание прав и интересов личности, гуманизацию всех сфер жизни, гармонизацию отношений с окружающей средой и т.д.
Разумеется, следование принципам будет плодотворным (и особенно в исторической перспективе), если в основе его лежит верное знание. Правда, в ряде концепций принцип просто постулируется или «доказывается» ложным образом (как, например, расистский принцип превосходства арийской расы, который пытался в идеологической и политической практике реализовать фашизм). Но век таких «принципов» не может быть долгим, хотя применение их способно принести большой вред. Значит, можно утверждать, что принципы верны лишь постольку, поскольку покоятся на верном знании . Но не менее важно, чтобы перевод «знания» в «метод» также был проведен добросовестно и точно, а реализация его была полнокровной и творческой . И если «социалистическая идея» как вековая мечта человечества при ее видимой справедливости оказалась глубоко извращенной по содержанию, а при попытке реализации привела в определенных исторических условиях к формированию методов «построения социализма по-сталински» и воплощалась с применением массовых репрессий, нарушением прав как отдельной личности, так и целых народов, то и «социалистический принцип» оказался серьезно и надолго подорванным в глазах миллионов людей.
Поскольку принципы - это теоретико-методологические основы журналистской деятельности, естественно возникает теоретическая и практическая необходимость выяснения оснований выделения принципов, совокупности и определения структуры системы принципов, а также их исторической динамики (генезиса и развития системы в соответствии с изменениями закономерностей).
Порождающим фактором формирования системы принципов является понимание журналистом действующих в окружающем мире законов. При формировании принципов основу составляет группа фундаментальных законов генезиса, функционирования и развития мира в целом и важнейших структурных элементов жизни общества. Критерием отбора законов, необходимых для формирования системы принципов, является их всеобщность – основанный на каждом из них принцип должен быть применим к любому рассматриваемому в журналистике явлению и проявляться в любой области и стороне журналистской деятельности. Например, объективность не может не быть принципом журналистики, поскольку все стороны жизни (от оценки политических действий до рассмотрения технических решений, от суждений об экономической и социальной целесообразности налоговой системы до анализа положения в образовании и культуре) и все творческие шаги журналиста (от постановки задачи и формулирования вопросов собеседникам до концептуально-содержательных решений и предвидимых последствий публикации) контролируются «на объективность». Конечно, решения и поступки журналиста могут быть и необъективными, более того, произвольно-субъективистскими, но это означает лишь то, что он нарушает принцип и заслуживает осуждения (или даже «отлучения» от профессии). Иной вопрос - содержание принципа объективности (как и всех остальных), поскольку журналисты разных ориентации могут вкладывать в него различные, вплоть до значимо расходящихся, значения (к примеру, для представителей разных сил -либералов, консерваторов или социалистов - объективная необходимость экономических решений «центристского» правительства почти неизбежно оценивается по-разному).
Каковы же законы, на основе которых объективно возникают принципы? Их совокупность может выглядеть так: законы природы и жизни человечества на Земле, затем законы функционирования и развития народа как большой совокупности разнообразных социальных групп (прежде всего классовых), стран с их формами государственного управления, массами населения (всей страны, регионов, профессий, возрастов и т.д.), наций и интернациональных сообществ, наконец, человека как субъекта всех социальных отношений. От того, как подходит журналист к каждому из этих объектов, какую позицию по отношению к ним занимает, как судит о конкретных событиях, процессах, тенденциях жизни с учетом специфики фундаментальных «образований» действительности, складываются основы его воззрения на жизнь, методологические основы творчества.
В самом деле: если журналист не признает закономерностей общественной жизни, он оказывается на позициях субъективизма; если он не верит в роль демократии - в его собственных убеждениях начинает довлеть авторитаризм того или иного толка (аристократизм, плутократизм, меритократизм, т.е. предпочтение власти «крови», «богатства», «положения» и т.д.); если он считает какую-то расу или нацию способной играть ведущую роль в обществе, - его позиция неизбежно проникается шовинистическими или националистическими чертами. И, наоборот, стремление проникнуть в закономерность жизни приводит его к объективному взгляду на реальности, вера в преимущества демократии - к демократизму, убежденность в равенстве всех людей при понимании особенностей и роли каждой нации в жизни человечества - к патриотизму и интернационализму.
От чего зависит выбор журналистом принципиальной позиции? Прежде всего от принятой социальной позиции и, далее, от ее осмысления и «разработки» на основе использования тех или иных философско-социальных концепций.
Так в соответствии с осознанием своей позиции, с выбором для себя приоритетов в представительстве интересов тех или иных групп (или всего человечества как предельно большой группы) складывается идея партийности.
Вокруг идеи партийности сразу же после ее рождения в середине XIX века и выдвижения на первый план в прессе русских большевиков в начале XX века по требованию В. И. Ленина (социалистический пролетариат должен был выдвинуть принцип партийности литературы, развить его и провести в жизнь в возможно более полной и цельной форме) развернулась и до сих пор не утихает политическая борьба. Главное возражение против идеи партийности - это то, что подчинение извне идущим требованиям (какой-либо политической партии, группы людей, идеологической концепции) ограничивает независимость журналиста, сужает или полностью ликвидирует возможности творческой свободы, вводит его в прокрустово ложе заданной концепции. Однако эти возражения чаще всего основаны либо на недоразумении, либо на сознательном извращении идеи партийности.
Термин «партийность» возник на основе латинского слова pars, partis, означающего «часть» (отсюда и «партия товаров», и «геологическая партия», и «партия в шахматы»). При этом понятно, что совсем не обязательно партийность в журналистике жестко связывать с позицией определенной политической партии. Основа партийной позиции - представительство интересов какой-либо части общества , без чего вообще немыслима деятельность журналиста, который всегда защищает (сознательно или нет) чьи-то интересы. Это могут быть и интересы частной группы (социальной -предпринимателей или рабочих; профессиональной - шахтеров или учителей; возрастной - детей или пенсионеров и т.д.), и интересы всеобщей группы - народа, всего человечества (поэтому идея «соборности» или «всечеловечности» - это тоже партийная идея). При этом в открытом демократическом обществе партийная позиция не может не быть гуманистически ориентированной - это либо выступление с позиций «частной группы» при понимании забот и требований других групп, то есть «на фоне» общечеловеческого, либо выступление с общечеловеческих позиций, но при «различении» нужд и интересов «частных групп» как органических составляющих человечества. Иные подходы ущербны и непродуктивны.
В обществе с конкретной социальной системой, в которой находят выражение интересы различных групп, сложившаяся социальная позиция думающего, желающего максимально глубоко разобраться в сущем журналиста проявляется как отчетливое выражение интересов тех или иных групп. Партийность в «начальном» смысле и заключается в том, чтобы ясно и отчетливо определить свое место как позицию на стороне определенной группы (конечно, это может быть и совокупность групп, и общество в целом). Тем самым журналист оказывается «представителем» этой группы, притом сознательно выступающим на ее стороне.
Осознание своей позиции на стороне той или иной (или ряда, или всех) группы и аргументированное и результативное отстаивание ее автоматически требует формирования (или присоединения к уже разработанной) идеологической концепции и создания (или участия в уже созданной) партии как политической организации единомышленников. Так складываются другие две стороны партийности - идейно-гносеологическая и институционально-организационная .
Таким образом, в законченном виде партийность включает социально-групповую, идейно-гносеологическую и организационно-институциональную стороны . Поэтому принцип партийности можно представить следующим образом:
Конечно, в сознании и реальном поведении конкретного журналиста социальная позиция может оказаться невыявленной и потому неспособной перерасти в партийную позицию. Но и будучи осознанной, партийность может остаться незавершенной, когда успевает сформироваться только одна из трех ее сторон, что, разумеется, может быть объяснено в каждом конкретном случае (причем в определенные моменты это бывает неизбежным и даже оправданным). Так случается, как это ни парадоксально, в ситуациях переломных, когда много неясного и в социальном, и в идеологическом, и в организационном планах, хотя именно в таких ситуациях ясность позиции бывает крайне необходима, поскольку всесторонне «оформленная» партийность позволяет более успешно вести определенную журналистскую линию. Вместе с тем опять-таки в сложных условиях преследований неизбежно «скрытое» бытование партийной позиции (например, при жестких законодательных рамках, цензурных ограничениях, политических преследованиях). «Скрытая» партийность часто возникает также из желания казаться независимым, привлечь внимание самых разных слоев аудитории на свою сторону. Иначе говоря, существует множество вариантов и структурной наполненности партийности, и характера ее проявления на практике.
Особенно важными являются вопросы о содержании партийности, о соответствии (или несоответствии) партийной линии действительным нуждам общественного развития, о мере выражения в ней реальных потребностей народа, определенных социальных групп, всего человечества. В условиях, когда, общество состоит из множества групп со своими интересами, по-разному выявляющими (а иногда и отрицающими) общечеловеческие ценности, когда эта объективная множественность интересов порождает большую совокупность идейно-политических позиций, конкурирующих между собой за влияние на аудиторию, когда, наконец, в условиях политического плюрализма действует несколько политических группировок (партий, союзов, блоков, фронтов и т.д.), перед каждым журналистом стоит задача: определиться в своих позициях, «перевести» свои неосознанно, под влиянием конкретных обстоятельств жизни складывающиеся симпатии и антипатии, склонности и предпочтения на уровень сознательно выбранных и последовательно отстаиваемых позиций. При этом принципиально важно избегать догматического окостенения раз принятой линии поведения, равно как и отклонений в своих позициях, вызванных конъюнктурой, следованием за политической модой.
Журналисту необходимо развивать свою деятельность по двум направлениям: во-первых, расширять горизонты осмысливаемых явлений жизни, все глубже проникая в ее закономерности; во-вторых, внимательно следить за происходящими существенными изменениями, требующими коррекции ранее принятой линии поведения. Эти направления деятельности характеризуют творческое наполнение, содержание партийной позиции журналиста.
Социально-групповой аспект партийности, как уже отмечалось, заключается в сознательном представлении журналистом интересов тех социальных слоев и групп (классовых, национальных, региональных, профессиональных, возрастных и т.д.), которые, по его мнению, являются носителями прогрессивных тенденций в общественном развитии, или интересы которых нуждаются в защите в силу ущемления их прав и свобод, или которые по каким-либо иным причинам, с его точки зрения, необходимо представить через средства массовой информации. Чтобы иметь уверенность и весомые аргументы при защите интересов представляемых журналистом тех или иных групп, надо максимально глубоко разбираться в социальной сущности, месте, роли и значении этих групп в жизни современного общества, постоянно развивать и совершенствовать это знание. В ходе представления интересов групп может обнаружиться, что одни из них следует действительно отстаивать, другие - «поправлять», а третьим и вовсе противостоять. Например, из огромной совокупности интересов квалифицированных рабочих всяческой поддержки заслуживает стремление к профессиональному росту, развитию технической и общей культуры, но при этом «поправок» требует стремление отдалиться от других слоев рабочих и оказывается вовсе неприемлемым резкое противопоставление себя менеджерам и предпринимателям. Поэтому партийная позиция журналиста вовсе не требует безоглядного следования стихийно проявляющимся формам и направлениям деятельности тех групп, чьи позиции в принципе представляются ему исторически прогрессивными. А общегуманистическая «составляющая» позиции, стоит напомнить, предполагает, что отстаивание «частных» интересов требует учета «общих», стремления сопрягать частное с общечеловеческим. А для этого требуется знание, воля и талант.
В процессе самоопределения в жизни общества, разделенного на множество групп, сложно взаимодействующих между собой, журналист сталкивается с различными политическими организациями, выступающими представителями интересов тех или иных групп, и прежде всего с политическими партиями, названия которых нередко содержат прямые указания на их социально-классовую ориентацию (крестьянская партия, рабочая, мелких сельских хозяев и т.д.), хотя чаще свое название партии определяют по идейным основам (либеральная, христианская и т.д.) или каким-то иным свойствам (демократическая, народная, республиканская и т.д.).
В своих исканиях верной социальной позиции и соответствующей ей идеологической концепции журналисты, как и все политически активные люди, ищут союзников и единомышленников, а это ведет к объединению.
Так проявляется организационно-институциональный аспект партийности. Журналисту как общественному деятелю необходимо определиться среди тех группировок, партий, объединений, союзов, фронтов и других организаций, которые выступают на арене общественной жизни со своими платформами, программами, идеологическими концепциями. Часто ему приходится иметь дело с многообразным миром политических сил, каждая из которых по-своему отражает интересы тех или иных групп общества. Он сталкивается с множеством изданий, программ, по-разному связанных с партийными группировками. Одни открыто выступают как органы различных организаций (государственных, партийных, профсоюзных, объединений предпринимателей, кооперативов и т.д.), как бы являясь официальными представителями их в сфере массово-информационной деятельности; другие являются официозными изданиями, близкими по своим позициям к тем или иным организациям; третьи - независимыми, для которых характерно отсутствие явных признаков связи с какими-либо общественными объединениями. Обычно таким изданиям и программам свойственна широта взглядов, не укладывающихся в рамки какой-либо одной принятой партийной позиции. Однако, не будучи принадлежащими ни к каким официальным или официозным органам, такие издания и программы «сами себе партия».
Определение своей позиции в организационно-институциональной сфере для журналиста может быть различным. Если обратиться к самым характерным проявлениям партийности в организационно-институциональной сфере, то выбор можно остановить на таких основных вариантах.
Первый. Журналист, разделяющий программные и организационные установки партии (является ли он членом партии, не имеет существенного значения), руководствуется ими в своей деятельности и тем самым проводит в журналистике линию партии. Таким образом, он выступает от имени определенной партии, причем может делать это открыто, определенно, «называя вещи своими именами», или же проводить партийную линию (особенно в трудных для партии условиях работы) без явного указания, позиций какой партии он придерживается.
Второй. Политическая линия организации (партии, фронта, союза, ассоциации) недостаточно четко определена или внутри нее действуют разные фракции, группировки, объединения; журналист имеет большее «пространство» при определении позиции по тому или иному вопросу, так как линия организации или «размыта», или имеет несколько варианта. И если в первом случае журналист берет на себя вполне добровольно ответственность за творческое и эффективное проведение позиции партии, то во втором он ответствен за выбор наилучшего и наиболее точного способа реагирования на явления жизни, хотя и в рамках определенного «пространства» позиций входящих в организацию сил.
Третий. Журналист, занимая независимую от каких-либо политических организаций позицию, сам выбирает линию поведения в той или иной ситуации общественной жизни. При этом она может частично или полностью совпадать с позицией какой-то партии, но может содержать и вполне оригинальные идеи. Это тоже партийная позиция, так как в ней определенным образом выражены интересы какой-либо социальной группы (или общества в целом). И вокруг этой позиции (что бывает нередко) может сформироваться группа сторонников, положив тем самым начало новой политической группировке, способной в дальнейшем стать партией.
Таким образом, идя по пути осознания общественной жизни как взаимодействия (сотрудничества или столкновения) большой совокупности различных социальных групп (классовых, национальных, региональных, возрастных, профессиональных и т.д.) к формированию своей позиции, выражающей интересы тех или иных групп (при этом неизбежно возникает согласие с одними интересами, нейтральное отношение к другим и неприятие третьих), журналист должен определить и свое место среди множества действующих политических организаций. В ходе этого самоопределения в мире социальных групп и политических сил неизбежно формируется идейно-гносеологическая сторона партийной линии журналиста.
Идейно-гносеологический аспект партийности как раз и проявляется в системе мировоззренческих представлений журналиста, в совокупности его идеологических ориентиров, определяющих подходы к пониманию и оценке явлений жизни, к выдвижению перспектив социального развития и путей достижения целей, соответствующих интересам, которые он выражает.
Характер идей, присущих тому или иному журналисту, может быть очень разным в мировоззренческом отношении (разные формы идеализма, агностицизма, материализма; причем они могут быть выражены в разных системах - неотомизм, кантианство, экзистенциализм, прагматизм, марксизм и т.д.) и по-разному выражать интересы представляемых им социальных групп. Это зависит от понимания журналистом общества как социальной системы, движущих сил и направленности его изменения и развития, места и роли в социальных процессах различных групп общества. Каждый журналист по-своему может видеть место в жизни общества рабочих и предпринимателей, крестьян и интеллигенции и, представляя интересы одного из этих слоев, по-разному их осмысливать. Это могут быть и интуитивно выявляемые, неявно выраженные, отрывочные, несистематизированные представления. Но в таком случае и гносеологические, социально-познавательные черты творческого метода журналиста окажутся расплывчатыми, зависимыми от множества часто случайных влияний и факторов. А отсюда - неточности и ошибки в оценке явлений действительности, в формулировании выводов и социальных требований.
Недостаточная определенность, размытость идейных основ позиции журналиста часто проявляется в периоды социальных кризисов, требующих переосмысления, а нередко и глубоких изменений в идеологических концепциях. Однако такие необходимые этапы следует отличать от принципиальной идейной неопределенности, эклектической «лоскутности», бесперспективного скептицизма. Здоровая тенденция в идейной сфере - стремление к определенной и целостной системе взглядов и позиций, к строго очерченной идеологической линии, последовательно выражающей действительные, верно понятые интересы представляемых журналистом социально-классовых сил в перспективе гуманистического развития.
Не случайно в общественной жизни очень часто именно орган журналистики оказывается «знаменем», вокруг которого собираются сторонники определенных взглядов, а борьба различных сил наиболее ясно проявляется как раз в журналистике. И успешной, привлекательной для одних и вызывающей отрицательную реакцию других, оказывается деятельность именно таких изданий и программ, которые стремятся занять и отстаивать четкую идейную позицию.
Поэтому журналист оказывается идеологическим деятелем, носителем и пропагандистом определенных общественных идей. Его идейность проявляется в возможно более строгом следовании принятой системе взглядов, касающихся понимания характера движущих сил общественного развития, социальных идеалов, соответствующих им целей и путей их достижения. При этом идейность предполагает концептуальную целостность убеждений, стремление к ясности и последовательности выражения взглядов, что исключает эклектику и явную внутреннюю противоречивость их составляющих. Идейность как основа творчества исключает также догматическое доктринерство, равно как и субъективистский произвол.
Действительная идейность творческого деятеля журналистики проявляется в способности его к критическому взгляду на собственные позиции и способы их реализации, к новаторскому осмыслению им жизни и выработке новых решений в изменившейся обстановке, к открытому отказу от устаревших, не отвечающих реалиям жизни идеям. Отсюда непременное условие - единство слова и дела, внутренних убеждений и характера творческой деятельности. Идейность несовместима с фанатизмом, слепым следованием раз принятым постулатам и, конечно, с демагогией, основанной на неискреннем использовании высоких, увлекающих массы идей и лозунгов, прикрывающих корыстные цели, чуждые подлинным интересам народа.
Вот почему естественное для журналиста стремление к объективности побуждает его встать на прогрессивные позиции (соответствующие Интересам гуманистического развития общества) и найти (принять, разрабатывать, менять при необходимости) идеологическую концепцию, верно выражающую и интересы всех социальных сил, и закономерности гуманистического функционирования и развития общества.
Понятие социальной роли человека разрабатывалось в связи с необходимостью осмысления влияния социальных функций на его развитие, жизнедеятельность и отношения с др. людьми.
Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, системе межличностных отношений.
Впервые понятие социальной роли было предложено американскими социологами Р.Линтоном и Дж.Мидом независимо друг от друга. Линтон и Мид рассматривали социальную роль как особое явление, в котором сходятся индивид и общество, а индивидуальное поведение превращается в социальное. При этом индивидуальные проявления человека сопоставляются с общественными нормами.
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Т. Парсонсом. К ним относятся: масштаб, способ получения, эмоциональность, формализация, мотивация. Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб.
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, академика, писателя и т.д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.
Социальные роли существенно отличаются по уровню эмоциональности. Каждая роль несет в себё определенные возможности эмоционального проявления ее субъекта. Переживания по поводу утраты близкого человека являются вполне естественными и оправданными. Однако существуют такие роли, которые предписывают эмоциональную сдержанность и контроль, как, например, работа следователя или хирурга.
Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, - только неформальные; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.
Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т.д.
Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.
Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения - имаготерапия (имаго - образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли.
У истоков имаготерапии стоит метод психодрамы Д. Морено. Он лечил людей от неврозов, предоставляя им возможности проигрывания тех ролей, которые они хотели бы, но не могли исполего использования была достаточно высока, поскольку субъекту была дана возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко извёстен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Сторонники данного подхода рассматривают жизнь как драму, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий, педагогический эффект.
Маленькие дети играют в сюжетно-ролевые игры, имитируя социальные роли окружающих их людей. посредством игры они обучаются разнообразным социальным функциям. В определенном возрасте игра является ведущей деятельностью для ребенка. условность игры не влияет на ее социальное предназначение, поскольку действия в условной ситуации остаются подлинными. В игре ребенок как бы разднаивается, исполняя различные роли и благодаря этому отделяет себя от других. Вместе с тем он учится становиться на позицию другого и может посмотреть на себя со стороны. Кроме того, игры имеют правила. В связи с этим ребенок может воспринимать свою индивидуальность не только с точки зрения лиц, чьи роли он исполняет, но и с точки зрения обобщенных установок группы, к которой он принадлежит.
Социальный статус - это положение субъекта в системе межличностных отношений, оно определяет его права, обязанности и привилегии, статус отражает иерархическую структуру группы и создает в ней вертикальную дифференциацию. Субъект всегда старается найти свое место внутри крупного сообщества и принимает связанные с этой позицией обязанности, ожидает, что и другие признают его права. Не только от субъекта завит его статусная характеристика.
Социальный статус - это устанавливаемый обществом признак, который характеризует позицию человека в социальной общности. Статус - это признанный группой ранг, индивидов социальной группы Статус - это социальный процесс, человек сохраняет свой статус если живет в соответствии с установленными нормами, которые управляют поведением людей данной категории. те. позиция индивида в обществе определяется только на основе хорошо установленных отношений между ним и теми кто занимает другие позиции, многое в поведении человека направлено на сохранение имеющегося статуса или повышение его.
Социальными психологами установлено достаточно высокая чувствительность человека к символам статуса, как бы не был статус низок, он важен, т.к. без него субъект не имеет прав в отношении других. В различных группах человек может иметь разный статус и вообще человек обладает несколькими статусами, но они не равны, зачастую профессия служит наиболее используемым показателем статусной позиции, т.е. положение в обществе, как правило, определяется при помощи должности и профессии. Наш социальный статус отражаются в поведении, облике и одежде, жаргоне, манерах и внутренней позиции личности, это установки, позиции,мотивы. Статус однажды установленный остается постоянным, хотя он подвижный, может быть деградация, а может быть повышение статуса. Статусы различаются по характеру появления: выделяется прирожденный, приписываемый, достигнутый. Прирожденный - тот статус, который появляется при рождении - национальность, пол, раса, членство королевской семье + система родства дает тоже набор статусов - прирожденных и приписываемых - сын, брат, сестра.
Есть приписываемые статусы, но не прирожденные, они появляются благодаря стечению обстоятельств, например благодаря заключению брака (например, мама невесты станет теща). Достигнутый статус - он приобретается путем усилий самого человека с помощью тех или иных социальных групп. Здесь статусы определяются должностью, статусы определяются званиями, и есть определяемые профессиональные звания, достигаемый статус приобретается благодаря свободному выбору индивида, его личных усилий и находится под его контролем (например, муж, жена)
Статусы бывают постоянные, временные, основные, не основные.
Постоянные – это большинство прирожденных статусов (раса, пол).
Временные - (пассажир, сосед)
Основные - это те, которые являются прирожденными, приписываемыми, достигаемыми. Основным является личный статус - он проявляется в малых группах. Не основные - это большинство наших статусов, обусловленных кратковременной ситуацией, например пациент, свидетель, зритель ДТП. Социальная позиция - место, занимаемое человеком в системе общественного разделения труда и соподчинения в социальных структурах, группах и организациях.
Похожая информация.
И соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется статусным набором . Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.
Статусы подразделяются на предписанные (получаемые в силу рождения) и достигаемые (которые приобретаются целенаправленно). Чем свободнее общество, тем менее важными становятся предписанные статусы и более важными — достигаемые.
Человек может обладать разными статусами. Например, его статусный набор может быть таким: мужчина, неженатый, кандидат технических наук, специалист по компьютерному программированию, русский, горожанин, православный и т.д. Ряд статусов (русский, мужчина) получен им от рождения — это предписанные статусы. Ряд других статусов (кандидат наук, программист) он приобрел, приложив к этому определенные усилия, — это достигаемые статусы. Предположим, что этот человек идентифицирует себя прежде всего как программиста; следовательно, программист — его главный статус.
Социальный престиж человека
Понятие статуса обычно связывается с понятием престижа.
Социальный престиж - это общественная оценка значимости того положения, которое человек занимает в .
Чем выше престиж социальной позиции человека, тем выше оценивается его социальный статус. Например, престижными считаются профессии экономиста или юриста; образование, полученное в хорошем учебном заведении; высокая должность; определенное место проживания (столица, центр города). Если говорят о высокой значимости не социальной позиции, а конкретного человека и его личных качеств, в этом случае имеют в виду не престиж, а авторитет.
Социальная роль
Социальный статус является характеристикой включенности человека в социальную структуру. В реальной жизни статус человека проявляется через те роли, которые он играет.
Социальная роль представляет собой совокупность требований, которые предъявляются обществом к лицам, занимающим конкретную социальную позицию.
Иными словами, если кто-то занимает в обществе определенное положение, от него будут ожидать соответствующего поведения.
От священника ожидают поведения, соответствующего высоким моральным стандартам, от рок-звезды — скандальных поступков. Если священник станет вести себя скандально, а рок-звезда — читать проповеди, это вызовет недоумение, недовольство и даже осуждение публики.
Для того чтобы чувствовать себя комфортно в обществе, мы должны ожидать, что люди будут исполнять свои роли и действовать в рамках предписанных обществом правил: преподаватель в вузе будет учить нас научным теориям, а не ; врач будет думать о нашем здоровье, а не своем заработке. Если бы мы не ожидали от других исполнения своих ролей, мы не смогли бы никому доверять и наша жизнь наполнилась бы враждебностью и подозрительностью.
Таким образом, если социальный статус — это позиция человека в социальной структуре общества с определенными правами и обязанностями, то социальная роль — это функции, выполняемые человеком в соответствии со своим статусом: поведение, которое ожидают от обладателя этого статуса.
Даже при одинаковом социальном статусе характер исполняемых ролей может значительно варьироваться. Это связано с тем, что исполнение ролей носит личностную окраску, а сами роли могут иметь разные варианты исполнения. Напри м с р. обладатель такого социального статуса, как отец семейства, может относиться к ребенку требовательно и строго (играть свою роль в авторитарном ключе), может строить отношения в духе сотрудничества и партнерства (демократический стиль поведения) или может пустить события на самотек, предоставив ребенку широкую степень свободы (попустительский стиль). Точно таким же образом разные актеры театра сыграют одну и ту же роль совершенно по-разному.
В течение жизни положение человека в социальной структуре может изменяться. Как правило, эти изменения связаны с переходом человека из одной социальной группы в другую: из неквалифицированных рабочих в специалисты, из жителей села в горожане и т.д.
Особенности социального статуса
Статус - это социальная позиция, которая включает профессию данного типа, экономическое положение, политические пристрастия, демографические особенности. Например, статус гражданина И.И. Иванова определяется так: «продавец» — профессия, «работник наемного труда, получающий средний по размерам доход» — экономические черты, «член ЛДПР» — политическая характеристика, «мужчина в возрасте 25 лет» — демографическое качество.
Каждый статус как элемент общественного разделения труда содержит совокупность прав и обязанностей. Права обозначают то, что человек может себе свободно позволить или допустить в отношении других людей. Обязанности предписывают носителю статуса какие-то необходимые действия: по отношению к другим, на своем рабочем месте и т.д. Обязанности строго определены, зафиксированы в правилах, инструкциях, положениях либо закреплены обычаем. Обязанности ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. Например, статус раба в Древнем мире предполагал только обязанности и не содержал никаких прав. В тоталитарном обществе права и обязанности асимметричны: у правителя и высших должностных лиц права максимальны, а обязанности минимальны; у обычных граждан много обязанностей и мало прав. В нашей стране в советское время многие права были провозглашены в конституции, но далеко не все они могли быть реализованы. В демократическом обществе права и обязанности более симметричны. Можно сказать, что уровень социального развития общества зависит от того, как соотносятся и как соблюдаются права и обязанности граждан.
Важно, что обязанности индивида пред полагают его ответственность за их качественное выполнение. Так, портной обязан в срок и качественно сшить костюм; если это не сделано, он должен быть как-то наказан — выплатить неустойку или быть уволенным. Организация обязана по договору поставить заказчику продукцию, в противном случае она несет убытки в виде штрафов и пени. Еще в Древней Ассирии был такой порядок (зафиксированный в законах Хаммурапи): если архитектор построил здание, которое впоследствии рухнуло и придавило хозяина, архитектора лишали жизни. Это — одна из ранних и примитивных форм проявления ответственности. Ныне формы проявления ответственности довольно многообразны и определяются культурой общества, уровнем социального развития. В современном обществе права, свободы и обязанности определяются социальными нормами, законами, традициями общества.
Таким образом, статус — позиция индивида в , которая связана с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.
Поскольку каждый человек участвует во множестве групп и организаций, он может иметь и много статусов. Например, упомянутый гражданин Иванов является мужчиной, человеком средних лег, жителем Пензы, продавцом, членом ЛДПР, православным, русским, избирателем, футболистом, постоянным посетителем пивного бара, мужем, отцом, дядей и т.д. В этом наборе статусов, который имеется у любого человека, один является главным, ключевым. Главный статус — наиболее характерный для данного индивида и обычно связан с основным местом его работы или занятием: «продавец», «предприниматель», «научный сотрудник», «директор банка», «рабочий на промышленном предприятии», «домохозяйка» и т.п. Главным выступает тот статус, который определяет материальное положение, а значит, стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения.
Заданный (прирожденный, предписанный) статус определяется полом, национальностью, расой, т.е. характеристиками, заданными биологически, наследуемыми человеком помимо его воли и сознания. Достижения современной медицины делают некоторые статусы изменчивыми. Так, появилось понятие биологического пола, социально приобретенного. С помощью хирургических операций мужчина, который с детских лет играл в куклы, одевался, как девочка, мыслил и чувствовал себя, как девочка, может стать женщиной. Он обретает свой истинный пол, к которому был предрасположен психологически, но не получил при рождении. Какой пол — мужской или женский — следует в этом случае считать прирожденным? Однозначного ответа нет. Социологи также затрудняются определить, к какой национальности при надлежит человек, родители которого-лица разной национальности. Нередко, переселяясь в другую страну в детском возрасте, эмигранты забывают старые обычаи, родной язык и практически не отличаются от коренных жителей своей новой родины. В этом случае биологическая национальность вытесняется социально приобретенной.
Обретенный статус — это статус, который человек получает при определенных условиях. Так, старший сын английского лорда после его смерти наследует этот статус. Система родства обладает целым набором обретенных статусов. Если прирожденные статусы выражают кровное родство («сын», «дочь», «сестра», «брат», «племянник», «дядя», «бабушка», «дедушка», «тетя», «кузен»), то некровные родственники обладают обретенным статусом. Так, женившись, человек может получить в родственники всю родню жены. «Теща», «тесть», «свояченица», «свояк» — это обретенные статусы.
Достигаемый статус - социально приобретаемый человеком благодаря собственным усилиям, желанию, удаче. Так, статус менеджера человек приобретает благодаря образованию и настойчивости. Чем более демократичным является общество, тем больше в обществе достигаемых статусов.
Для разных статусов существуют свои знаки отличия (символы). В частности, форма военных выделяет их из массы гражданского населения; кроме того, каждое воинское звание имеет свои отличия: у рядового, майора, генерала разные нагрудные знаки, погоны, головные уборы.
Статусный образ , или имидж, — совокупность представлений о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом. Чтобы соответствовать статусному образу, человек должен «не позволять себе лишнего», иными словами, выглядеть так, как ожидают от него окружающие. Например, президент не может проспать встречу с лидером другой страны, преподаватели вузов не могут спать пьяными в подъезде, так как это не соответствует их статусному образу. Бывают ситуации, когда человек незаслуженно пытается быть «на равной ноге» с человеком, обладающим иным по рангу статусом, что приводит к проявлению фамильярности (амикошонству), т.е. бесцеремонного, развязного отношения.
Различия между людьми, обусловленные приписанным статусом, заметны в той или иной степени. Обычно каждый человек, так же как и группа людей, стремится занять более выгодное социальное положение. При определенных обстоятельствах продавец цветов может стать вице-премьером страны, миллионером. Другим это не удается, поскольку мешает приписанный статус (пол, возраст, национальность).
В то же время некоторые социальные слои пытаются повысить свой статус, объединяясь в движения (женские движения, организации типа «союза предпринимателей» и т.д.) и лоббируя свои интересы повсюду. Однако существуют факторы, которые препятствуют попыткам отдельных групп изменить свой статус. Среди них — этнические противоречия, попытки других групп сохранить статус-кво, нехватка сильных лидеров и т.д.
Таким образом, под социальным статусом в социологии понимается положение, которое человек (или социальная группа) занимает в обществе. Поскольку каждый человек является членом различных , он является обладателем множества статусов (т.е. носителем некоторого статусного набора). С каждым из имеющихся статусов связана совокупность прав, определяющих, что носитель статуса может себе позволить, и обязанностей, предписывающих выполнение конкретных действий. В целом статус можно обозначить как позицию индивида в социальной структуре общества, связанную с другими позициями через систему прав, обязанностей и ответственности.
В результате изучения главы студент должен:
знать
- основные особенности социальных ролей, выполняемых личностью в организации;
- специфику взаимовлияния личности и организационной роли;
уметь
- различать причины ролевой перегрузки и ролевой недогрузки личности в организации;
- выделять основные причины профессиональной деформации личности;
владеть
Навыками анализа возможных причин недостаточной эффективности того или иного члена организации.
Социальные позиции и роли личности
Дать определение личности – нелегкая задача. Если обратиться к происхождению этого слова, то первоначально личностью, персоной (от латинского persona) называлась театральная маска, которую надевали во время представления актеры античной эпохи. Цицерон употреблял данный термин, чтобы показать, каким человек предстает перед другими людьми, не являясь в действительности таковым, а также как конгломерат личных качеств.
Обычно термин "личность " используется по отношению к человеку как носителю каких-либо свойств, черт, обладающему теми или иными признаками. При этом обязательно отмечается социальность личности, ее включенность в определенную систему социальных отношений. В целом личность каждого индивида представляет собой своеобразную интеграцию его физических, психических, моральных и социальных свойств.
Любой человек, будучи членом какой-либо организации, занимает ту или иную позицию (местоположение) в ее структуре. Если взять, например, официальную организацию, то эта социальная позиция обусловлена прежде всего профессионально-квалификационными характеристиками работника, его функциональными обязанностями. Так, в производственной организации четко различаются позиции директора, главного инженера, бухгалтера, юрисконсульта, контролера отдела технического контроля, начальника участка, мастера, рабочего и т.д.
Многие позиции, занимаемые людьми, характеризуют их в более широком социальном смысле. Например, можно выделить общественно-политические позиции (депутат, член какой-либо партии или инициативной группы граждан), профессиональные (инженер, врач, артист) и ряд других (гражданин, потребитель, пенсионер). Человек, находящийся в той или иной официальной позиции, имеет соответствующие права и обязанности.
Отдельно следует упомянуть позиции, занимаемые человеком в семье и вообще среди родственников (дед, отец, муж, брат, племянник и т.д.). Определенные права и обязанности выступают в качестве регуляторов и в семейно-родственных отношениях. Семью можно рассматривать как своеобразную организацию, которой свойственны как неофициальные, так и официальные характеристики.
Каждый человек обладает целым рядом различных социальных позиций, что составляет его статусный набор . Так, один и тот же человек может представать перед другими людьми как врач, муж, отец, брат, друг, шахматист-разрядник, член профсоюза. Рассмотрение любой позиции в группе, организации или в обществе всегда подразумевает наличие других, связанных с ней позиций. Отсюда выводится известная взаимозависимость между людьми, находящимися в позициях, так или иначе соотносимых друг с другом. Например, положение руководителя подразумевает существование позиции подчиненного. Позиция врача подразумевает наличие положения пациента. Имеется определенная взаимосвязь между сотрудниками любой организации, между членами семьи, родственниками, вообще между людьми, вступающими друг с другом даже в один-единственный непродолжительный контакт (например, между продавцом и покупателем, кондуктором автобуса и пассажиром). Таким образом, можно говорить о наличии соответствующих взаимоотношений между людьми, находящимися в этих позициях. При анализе различных взаимоотношений между людьми (в том числе и в организациях) можно обратиться к положениям ролевой теории личности, разрабатываемой в социальной психологии.
Существует много определений понятия "социальная роль ", и в его интерпретации разными исследователями встречаются большие расхождения. Мы будем понимать этот термин как нормативную систему действий, ожидаемых от человека в соответствии с его социальной позицией (положением). Отсюда следует, что роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и далеко не всегда зависит от его индивидуально-психологических свойств. Так, выполнение роли преподавателя вуза должно подчиняться одним официальным предписаниям, а роли студента – другим. Эти предписания безличны, они никак не ориентированы на особенности характеров тех или иных преподавателей или студентов.
Существует ряд классификаций социальных ролей. Так, все их многообразие можно подразделить на роли приписанные и роли достигнутые. К приписанным относятся, например, роли, обусловленные дифференциацией людей в обществе по полу. Их называют гендерными. Обычно родители понимают, что мальчиков и девочек нужно воспитывать по-разному, прививая им различные навыки. Так, мальчиков чаще учат обращаться с различными хозяйственными инструментами, а девочек – готовить пищу и шить. При этом современные родители понимают, что и юношам, и девушкам необходимо овладеть основами компьютерной грамотности, знанием по крайней мере одного иностранного языка, не помешает им и умение водить автомобиль.
К достигнутым ролям относят те, которые выполняются в той или иной профессиональной области, например роли директора предприятия, доктора философии, тренера футбольной команды.
Если окружающим людям известна социальная роль какого-либо человека в данный момент, то они будут предъявлять к его поведению соответствующие ролевые ожидания , которые включают в себя определенные предписания (то, что человеку необходимо делать обязательно), запреты (то, чего он не должен делать) и ряд менее точно определенных ожиданий (то, что человеку следовало бы делать в данной роли). Когда поведение человека, выполняющего какую-либо роль, соответствует ожидаемому образу, оно считается успешным.
Каждый человек обладает множеством социальных ролей. Некоторые из них являются доминантными, т.е. преобладающими, другие – второстепенными. Одни из них выполняются в течение продолжительного периода, другие – время от времени. Подобно тому как человек имеет определенный статусный набор, можно говорить и о соответствующем его ролевом наборе . Так, имея статус отца, человек выступает в разных ролях по отношению к своей жене, сыну, родителям, тестю и теще, учителям школы, где учится ребенок (там он может быть еще членом родительского комитета). Каждое из ролевых взаимодействий, вытекающих из статуса отца, характеризуется своей спецификой (сравните, например, следующие парные взаимодействия: отец, муж – его жена, отец – его сын, отец – его мать, отец – теща, отец – учитель школы и т.д. (рис. 3.1).
Рис. 3.1.
Работая на том или ином предприятии, в учреждении, человек также выполняет ряд социальных ролей, соответствующих его статусному набору. Возьмем, например, такие его статусы, как инженер, начальник цеха, член профсоюза, совладелец акций компании. При этом роли, выполняемые индивидом, имеют официальный характер. Кроме того, человек обладает определенным ролевым "набором" и в системе неофициальных отношений, сложившихся в его организации. Часто эти роли являются следствием некоторых индивидуальных свойств личности. Двое рабочих, выполняющих одну и ту же операцию, но имеющих различные черты характера, могут играть совершенно разные неформальные роли в своей бригаде. Так, спокойный и рассудительный человек порой выступает в роли "третейского судьи", к которому обращаются остальные рабочие в спорных ситуациях. Другой рабочий, обладающий организаторскими способностями и стремлением к лидерству, иногда становится неофициальным лидером какой-либо группы лиц в бригаде.
Порой та или иная роль навязывается человеку другими членами группы. Часто это обусловлено не столько индивидуальными особенностями данного человека, сколько его положением в группе. Например, ученик в производственной бригаде может рассматриваться "старожилами" как объект всевозможных шуток и розыгрышей. Однако роли, которые человек выполняет в тех или иных группах и ситуациях, подвержены изменениям. Так, бывший ученик, выросший до уровня высококвалифицированного рабочего, навсегда прекращает свое пребывание в роли "козла отпущения", приобретая другую неофициальную роль.
Подчеркнем, что личность не исчерпывается всем многообразием ее социальных ролей, как бы ни были они значимы для нее. Важным элементом структуры личности является ее субъективное "Я", которое можно определить прежде всего как представление данного человека о своей внутренней подлинной сущности на основе самовосприятия и самопонимания. Иначе говоря, то, каким данный человек видит себя и как он истолковывает себе свои действия, составляет Я-концепцию личности . Это своеобразная психология и философия собственного "Я". В соответствии со своей Я-концепцией личность и осуществляет деятельность. Поэтому поведение человека всегда логично с его точки зрения, хотя оно может не казаться таковым другим людям.
Для того чтобы понять, почему один и тот же человек ведет себя при выполнении различных социальных ролей по-разному, следует отделять роли и от его субъективного "Я", и от других его индивидуально-психологических особенностей, интеллекта, потребностей, интересов, силы воли, убеждений, темперамента и т.д. Например, придирчивый менеджер может также быть любящим отцом, а недисциплинированный служащий – заботливым сыном.
Следует отметить, что в нашем определении социальной роли и приведенных примерах говорилось лишь об ожиданиях других людей относительно поведения личности. Однако термин "роль" может использоваться также для определения того, как сам человек, занимающий какую- либо позицию, считает необходимым себя вести (воспринимаемая социальная роль). Можно также сконцентрировать особое внимание на том, как именно данный человек в действительности себя ведет (выполняемая роль). Известно, что один и тот же человек может изменять многие свои социальные роли и действовать различным образом в разных ситуациях. Мы будем прежде всего говорить о социальных ролях, выполняемых людьми в официальной организационной структуре. При этом главное значение имеют определенные ожидания других членов данной организации, связанные с поведением работников.
Образцы поведения, ожидаемого от личности в производственной организации, обусловливаются как организационно-технической, так и социальной стороной ее деятельности. Так, будучи членом трудовой бригады, человек должен выполнять определенные обязанности, действуя при этом в соответствии с предписанными ему образцами поведения. Рабочий, например, обязан соблюдать технологию производства, правила техники безопасности, дисциплину труда и т.д. Если его деятельность вполне соответствует ожидаемому образцу, она считается успешной.
Необходимо подчеркнуть при этом, что в ролевых предписаниях, исходящих от конкретных лиц или групп, ярко проявляются и их социально-психологические особенности. Так, взаимные ролевые ожидания двух сотрудников, использующих одно и то же оборудование, обусловлены не только их официальным положением в структуре данной организации, но и чертами личности каждого из них. Допустим, один из них, отличающийся аккуратностью и следящий за безукоризненной чистотой рабочего места, будет требовать от своего коллеги такого же отношения к делу. Другой работник, не столь аккуратный, может игнорировать эти требования, полагая, что достаточно лишь иметь все оборудование в исправном состоянии.
На групповом уровне ролевые предписания определяются соответствующими групповыми ценностями, нормами, традициями и могут быть различными даже в пределах одной организации. В соответствии с этим осуществляется ролевое взаимодействие и в системе неофициальных отношений, сложившихся здесь. Отметим, что положение личности в данной системе отношений также бывает связано с ее трудовой деятельностью.