Уровни саморегуляции. Моральная регуляция Нравственные отношения как система механизмов социальной саморегуляции


Роль психической саморегуляции в поддержании здоровья личности

Формирование психического здоровья предполагает гигиену тела и психогигиену, самовоспитание, самоуправление.

Под психологическим самоуправлением (саморегулированием) понимаются сознательные воздействия человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение для поддержания или изменения характера их протекания.

Психическое самоуправление и саморегуляция соотносятся между собой как целое и частное: управление включает в себя регулирование. Переход от самоуправления к саморегуляции – это переход от замысла, идеи к воплощению их в жизнь. Если саморегуляция, как правило, подчинена решению задач ближайшего будущего, то самоуправление может быть нацелено на более долгосрочную перспективу – выбор жизненного пути, постановку задач самосовершенствования, конкретизацию целей, самовоспитания.

В современных психологических исследованиях понятие «саморегуляция» трактуется по-разному. Среди основных подходов выделяются несколько.

Саморегуляция – это:

○ особый уровень программирования деятельности на основе процессов предвидения;

○ управление человеком своими эмоциями, чувствами, переживаниями;

○ целенаправленное изменение, как отдельных психофизиологических функций, так и нервно-психических состояний в целом;

○ целенаправленный сознательный выбор характера и способа действий;

○ «внутренняя» регуляция поведенческой активности человека;

○ взаимодействие внешнего и внутреннего в поведении и деятельности индивида, и т.д.

С практической точки зрения важно уяснить, что саморегуляция во многом зависит от желания человека управлять собственными эмоциями, чувствами, переживаниями, и как следствие – поведением.

В психологической науке существует множество подходов к классификации уровней психической саморегуляции. Рассмотрим уровни психической саморегуляции с позиций психофизиолога Л. П. Гримака.

Выделяются следующие уровни:

I. информационно - энергетический;

II. мотивационный;

III. эмоционально – волевой;

IV. индивидуально – личностный.

I. Информационно - энергетический уровень саморегуляции

Данный уровень регуляции обеспечивает необходимую степень энергетической мобилизации физиологических систем для оптимального функционирования психики.

Режим работы психики определяется той задачей, которая решается в данный момент, и ее соответствующим энергетическим обеспечением.

§ Чрезмерная психическая активность, возникающая в результате избытка нервной энергии, приводит к ее разрядке через речевые, двигательные, физиологические реакции внутренних органов.

§ Недостаток психической активности сопровождается включением механизмов мозга, вызывающих местное или общее напряжение скелетных мышц, которые вырабатывают большое количество нервных импульсов, поступающих в головной мозг, повышая уровень его бодрствования.

Выявлено три основных типа саморегуляции на ЭИУС:

§ Реакция «отреагирования».

§ Катарсис.

§ Ритуальные действия.

1. Реакция «отреагирования» - заключается в усилении двигательной или психической активности.

Буквально «не находит себе места»,

Беспрестанно двигается, ходит,

Стремится «излить душу» в разговоре даже с посторонним человеком.

Двигательное «отреагирование» носит охранительный характер.

Своеобразным способом регуляции многих тяжелых состояний является использование возможностей реагирования на эстетическую информацию.

2. Катарсис (очищение) - определяется как эмоциональное потрясение, испытываемое человеком под воздействием произведения искусства, способ освобождения от отрицательных переживаний и мыслей, состояние внутреннего облегчения.

3. Ритуальные действия - этот вид саморегуляции является распространенным способом воздействия на психику через соответствующую организацию внешних условий в целях стимуляции или, наоборот, снижения избыточной ее активности.

Ритуал призван что-то внушить человеку, как-то его настроить, привить определенную стереотипную реакцию.

Обряды и ритуалы отражают потребность человека в определенном психологическом настрое, эмоциональном подкреплении, воздействии на подсознание, поддержании соответствующих состояний, регулирующих психическую устойчивость в трудных условиях деятельности.

II. Мотивационный уровень саморегуляции

Любые процессы саморегуляции начинаются с саморегуляции мотивации.

В психологическом плане можно выделить три группы основных факторов, определяющих различия в мотивационной саморегуляции людей.

1. Индивидуально- личностные факторы.

2. Факторы, обеспечивающие состояние общей неудовлетворенности собой.

3. Смыслообразующие факторы.

1. Индивидуально- личностные факторы

Ø Сила мотивации, т.е. заинтересованность человека, в чем либо, проявляющаяся в психической энергии определенной интенсивности.

Ø Осознанность мотиваций. В той или иной степени каждый человек осознает свои хорошие или дурные привычки и влечения, отдает себе отчет, насколько они устойчивы и в какой степени захватывают его внутреннюю сущность. Но человек может и не осознавать свои истинные жизненные потребности и стремления. В нашей мотивационной сфере немало неявных побуждений и стремлений, часто неосознанных, но оказывающих свое активизирующее действие. Некоторые привязанности, побуждения, мотивы настолько захватывают личность, что она не может взглянуть на них со стороны и осознать их смысл.

Ø Смысловая насыщенность мотивации характеризует индивидуальный смысл содержательной стороны жизни личности. Человек ведет либо содержательную, насыщенную жизнь, либо не имеет долговременной цели в жизни, часто занимается бессмысленном делом, «убивает время».

Ø Целостность мотиваций - характеристика направленности интересов личности степени ее социально – психологической устойчивости. Недостаточное развитие данного свойства проявляется в виде разобщенности жизненных планов и стремлений, их неувязанности друг с другом.

Ø Реалистичность мотивации. Четкость представления себе, когда и каким способом следует добиваться поставленных целей. Поведение, в данном случае, мало расходится с истинными намерениями. В противном случае человек будет часто наталкиваться на непредвиденные обстоятельства, затрудняющие осуществление его планов.

Ø Эмоциональная устойчивость мотивации. Человек с эмоциональной устойчивостью мотивации не склонен менять свои установки и намерения в зависимости от настроения. Постоянная импульсивность намерений и действий, неспособность долго заниматься каким- либо делом, периодическое увлечение второстепенными задачами – показатель неразвитости эмоциональной устойчивости.

Ø Ситуационная независимость мотивации, то есть устойчивость мотивации во времени, когда на повседневное поведение человека оказывает решающее влияние перспективные цели. Ситуационная зависимость предполагает, что человек легко проявляет импульсивность, на его поведение оказывают сильное влияние обстоятельства и внешняя обстановка.

2. Факторы, обеспечивающие состояние общей неудовлетворенности собой

Ø Депрессивность потребностей - мало осознаваемое смутное переживание неудовлетворенности своим жизненным положением.

Ø Кризис принятия мотивов –состояние, которое характеризуется тем, что человек не может сделать окончательный выбор в данной ситуации.

Ø Кризис реализации мотивов –обусловлен расстройством собственных планов, целей, надежд. Может сопровождаться отрицательными переживаниями, вплоть до общего снижения интереса к жизни.

3. Смыслообразующие факторы

Ø Внешне опосредованная регуляция. Для саморегуляции используются не прямые способы самовоздействия (самоубеждение, самоприказ и т. п.) а какое-то необязательное, отвлекающее занятие, хобби, прогулки, путешествия, общение с искусством, людьми.

Ø Активная смысловая регуляция. Требует прямых интеллектуальных усилий, переосмысления сложившийся ситуации, попыток с иных позиций взглянуть на свои желания и побуждения, открыть для себя новое видение жизни.

Ø Резервная мотивация. Необходимость в резервной мотивации возникает, когда требуются дополнительные побудительные ресурсы. Примером может быть выполнение нужной, но неинтересной работы.

Методы непосредственной мотивационной саморегуляции

Аутогенная тренировка. АТ как метод саморегуляции позволяет дополнительно использовать в качестве приема своеобразный диалог с собой, по результатам которого можно судить о прочности закрепления необходимого психического образования. Использование диалога повышает эффективность субъективного контроля психологической готовности человека к предстоящей деятельности.

Самогипноз. Это целая система общения с собой, состоящая из трех стадий:

«Ревизия» своих мотивов. Человек мысленно смотрит на себя со стороны, оценивает свои желания, стремления, моральную чистоту своих жизненных целей. В результате выявляются слабые места. Человек корректирует систему мотивов, обновляет внутренние установки, приобретает смысл.

Предгипнотическая беседа с самим собой. Вслух, внятно и осмысленно резюмируются результаты пересмотра и переоценки своих мотивационных ценностей. На данном этапе себе могут быть заданы уточняющие вопросы, на которые должны быть даны четкие, откровенные ответы.

Действия. Стадия первоначальной реализации мотивов.

III. Эмоционально-волевой уровень саморегуляции

К данному уровню психической регуляции принято относить свойства, особенности, возможности человека которые он реализует при участии волевых процессов.

Другими словами, эта сфера самообладания – умение владеть собой, своими действиями и поступками, переживаниями и чувствами, способность сознательно поддерживать и регулировать свое самочувствие и поведение в экстремальных ситуациях.

Самообладание можно рассматривать как баланс эмоционального и волевого компонентов психики при господстве воли над эмоциями, независимо от факторов времени (К. К. Платонов, 1982)

Волевое действие представляет собой конечный результат сложной «обработки самого себя», то есть результат общения с собой.

Автокоммуникация лишь предпосылка к волевому, логическому поступку.

Для реального поступка человек должен располагать развитыми механизмами самоконтроля и саморегуляции.

В зависимости от ситуации или задачи, существенно меняются способы и виды работы над собой.

Рассмотрим основные типы психической саморегуляции на эмоционально-волевом уровне.

1. Самоисповедь.

2. Самоубеждение.

3. Самоприказ.

4. Самовнушение

5. Самоподкрепление.

1. Самоисповедь как разновидность саморегуляции

Самоисповедь – начальный и необходимый момент процесса общения с собой.

Самоисповедь является, по существу, полным внутренним отчетом перед собой о самом себе, о складывающихся жизненных обстоятельствах и о своей истинной роли в них.

Осознание своих опрометчивых слов, неблаговидных действий, у морально развитого и воспитанного человека вызывает чувство досады, сожаления, самоосуждения.

Затянувшееся переживание такой ситуации создает предпосылку к развитию комплекса неполноценности.

Поэтому самоисповедь, процесс высказывания помогает человеку лучше разобраться в том, что его волнует.

Психологическая потребность в самоисповеди реализуется в разнообразных формах:

С близким другом, членом семьи,

Исповедоваться в церкви, самоисповедь.

Во все времена большую психопрофилактическую роль играли дневники, записи своих размышлений, переживаний.

В наши дни людям не хватает времени для душевного общения, что является причиной психического напряжения.

Современный человек часто вынужден поступать вопреки собственной личностной мотивации, вследствие некритического восприятия шаблонных поведенческих установок.

Формирование привычки к самоотчету будет способствовать устранению нежелательной спонтанности и импульсивности в поведении, а также задействует механизмы интеллектуального и морального контроля.

2. Самоубеждение как специфический вид саморегуляции

Самоубеждение –это процесс коммуникативного критико-аналитического, сознательного воздействия на собственные личностные установки, ядро личностных мотивов.

Основой данного процесса является логическое обоснование практической пользы того или иного действия.

Метод самоубеждения – один из самых действенных психологических инструментов самоуправления личности, отбора необходимой для этого информации, преодоления чужих, чуждых установок, собственных предубеждений, которые препятствуют адекватному восприятию действительности.

Чтобы избежать неблаговидных поступков, разумно корректировать их, необходимо вовремя обращаться к собственному интеллекту.

Мощный и развитый интеллект в состоянии противостоять самым невероятным жизненным обстоятельствам.

Наиболее действенным способом самоубеждения (самоутешения) будет тот, который опирается на трезвый интеллект, объективный подход к проблемам и противоречиям жизни.

Активный поиск помогает найти реальные пути решения жизненных проблем, а также проверяет человека и придает ему уверенность.

3. Самоприказ как разновидность саморегуляции

Самоприказ, как элемент эмоционально – волевой саморегуляции, обеспечивает решительные действия в условиях ясной цели и ограниченного времени для раздумий.

При выработке данного навыка формируется своего рода рефлекторная связь между внутренней речью и действием.

Самоприказ – это «пусковой» стимул, который применяется в различных методах самоубеждения.

4. Самовнушение как особый вид саморегуляции

Самовнушение – это психорегулятор, который действует на привычном стереотипном уровне и не требует творческих усилий по анализу и разрешению затруднительной ситуации.

Эффект самовнушения известен с древних времен, но наибольшую известность получил как метод самовнушения Э. Куэ. Куэ первым предложил методы контроля мысли и подчеркивал, что позитивные мысли оказывают большое влияние на самочувствие и поведение человека.

Влияние самовнушений проявляется особенно эффективно, когда словесные сигналы сопровождаются яркими, образными представлениями.

5. Самоподкрепление и его роль в саморегуляции

Самоподкрепление относится к числу контролирующих реакций саморегуляции жизнедеятельности, т.е. базируется на механизме самоконтроля.

Реакции самоподкрепления (или самонаказания) регулируют поведение человека постоянно и непрерывно, включаясь в зависимости от ситуации.

Многие специалисты (К. Прайор и др.) считают самоподкрепление одним из наиболее полезных и действенных механизмов саморегуляции.

Часто человек не получает благодарности даже от самого себя, что вызывает повышенную нервозность и депрессии.

Развитая личность выбирает

Положительные способы подкрепления (прогулки, беседы с друзьями, чтение книг и т.п.),

А не отрицательные (сигареты, пиво, пища, и т.п.).

Большое значение имеет самоодобрение.

В основе методики самоодобрения лежит одобрение, каких – то своих действий, планов, итогов и результатов.

Верное понимание причин собственных недостатков, страхов и неудач позволяет более спокойно и выдержанно относится к таким же недостаткам у других, что приводит к разумному отношению к себе, к окружающим, и, в конечном результате, к жизни.

Самоодобрение создает ощущение внутренней свободы и раскованности, приводит психику в уравновешенное состояние, позволяет проявится самокритичности, более ясному, честному, открытому выражению мыслей и чувств.

IV. Индивидуально – личностный уровень саморегуляции

Данный уровень мобилизуется, когда надо «переделывать» самого себя, свои личностные ценности и психологические установки, а не обстоятельства.

К основным методам индивидуально – личностного уровня относятся:

1. Самоорганизация.

2. Самоутверждение.

3. Самодетерминация.

4. Самоактуализация.

1. Самоорганизация и ее особенности

Самоорганизация – показатель личностной зрелости человека.

Самоорганизация не свойственна инфантильным субъектам, у которых, в процессе индивидуального развития, не произошло полноценного становления механизмов саморегуляции. Самоорганизация таких личностей не приобрела четкую нацеленность, осознанность, контролируемость.

Важнейший признак становления самоорганизации – активное формирование себя как личности, соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т.п.) индивидуальным особенностям личности.

Самоорганизация – это интегральная совокупность природных и социально – приобретенных свойств, воплощенных в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в организации деятельности и поведения.

2. Самоутверждение как важнейшая потребность человека

Потребность в самоутверждении неразрывно связана с фундаментальными потребностями человека в самовыражении и самораскрытии, в достижении максимальной полноты жизни, доступной в конкретных условиях существования.

Понятия самовыражение и самораскрытие тесно связано с понятием «моральная сила личности», которая проявляется в способности мобилизовать в нужный момент все резервы своего организма. Люди, обладающие большей моральной силой по сравнению с другими членами общества, достигают в своей деятельности результатов, во много раз превосходящих средний уровень.

3. Самодетерминация и ее проявления

В самодетерминации человека основную роль играет смысл жизни.

Борьба за обретение смысла жизни – движущая сила в жизни личности.

Потребности в смысле жизни проявляется часто настолько сильно, что человек способен даже умереть ради своих идеалов и ценностей.

Для конкретной личности важен специфический смысл жизни в каждый данный момент времени, и потеря этого смысла часто приводит к непоправимым последствиям.

4. Самоактуализация и ее особенности

В момент самоактуализации «Я» реализует самое себя, осуществляет непрерывный процесс выбора, означающий для личности ее продвижение или отступление (лгать или говорить правду, воровать или не воровать и т.д.).

Самоактуализироваться – это значит реализовать потенции внутреннего роста.

Обращаться к самому себе, требуя ответа и делая выбор, - значит брать на себя ответственность, совершать очередной шаг в своем развитии.

Самоактуализация – это и умение высказать противоположную точку зрения, умение пойти наперекор своим слабостям, это накопление «приобретений», которые впоследствии могут стать крупными достоинствами личности.

Механизмы психологической защиты личности

Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности ".

Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

В обычной жизни любого человека (малыша или взрослого) возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит к различного рода личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным аффектам, деструкции.

Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения – стрессы и фрустрации.

Нередко все предпринятые конструктивные попытки не приводят к желаемой цели.

Напряжение продолжает расти и человек перестает замечать альтернативные пути.

Кроме того, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия.

Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит.

Примерами защитных типов поведения могут быть:

Агрессия (или нападение на "фрустратора");

Аутизм (самозамыкание, "уход от фрустратора");

Репрессия (подавление желаний, "отказ от фрустратора");

Рационализация (объяснение поведения ложными мотивами, "оправдание фрустратора");

Сублимация (переключение поведения с неудачной деятельности на новую, "замещение фрустратора") забывание;

Самопрощение ("Да! А что?");

Проекция собственной вины на всех других ("Сами виноваты!") и др.

Схема "действия" личности с участием психологических защит

День ото дня человеку встречаются ситуации, когда имеющаяся потребность не может быть удовлетворена по каким-либо причинам.

В таких случаях поведение обычно регулируется с помощью механизмов психологической защиты, которые направлены на предупреждение расстройств поведения.

Психологическая защита связана с изменением системы внутренних ценностей личности, направленной на снижение уровня субъективной значимости соответствующего переживания с тем, чтобы свести к минимуму психологически травмирующие моменты.

Функции психологической защиты по своей сути противоречивы:

С одной стороны, они способствуют адаптации человека к собственному внутреннему миру, но при этом,

С другой, - могут ухудшить приспособленность к внешней социальной среде.

В психологии давно известен эффект так называемого незавершенного действия. Он заключается в том, что всякое препятствие ведет к прерыванию действия до тех пор, пока препятствие не будет преодолено или человек не откажется от его преодоления. В работах многих исследователей показано, что незаконченные действия формируют тенденцию к их завершению, при этом, если прямое завершение невозможно, человек начинает совершать замещающие действия. Можно сказать, что механизмы психологической защиты - это и есть некоторые специализированные формы замещающих действий.



В. Э. ЧУДНОВСКИЙ

ВОЗРАСТНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ

В старшем школьном возрасте существенно изменяется социальная ситуация развития. Устремленность в будущее - характерная особенность старшего школьника (Л. И. Божович). Он еще живет реальной жизнью ученика школы, но вместе с тем уже приблизился к тому моменту, когда реальностью станет жизнь за пределами школы после ее окончания. Будущее все больше влияет на его сегодняшнюю действительность, изменяя и преобразуя ее. Создаются неповторимые условия для формирования личности школьника, в том числе ее устойчивости. В самом деле, относительная эмансипация от непосредственных воздействий может иметь место лишь в том случае, когда человек подчиняет свои действия и поступки определенным ориентирам, позволяющим ему оценивать ситуацию в свете более или менее отдаленного будущего. Характерная для старшеклассника обращенность в будущее создает благоприятные психологические условия для формирования способности подчинять свои поступки отдаленным ориентирам. Большая значимость мотивов, связанных с будущим, рождает стремление не только действовать в рамках данной ситуации, но планировать будущее и самоопределяться в нем. Этим существенно определяются особенности познания окружающего мира старшими школьниками: если подросток идет к познанию внешнего мира во многом "от себя", через свои переживания, интересы и стремления, то старшеклассник, познавая внешний мир, воссоздавая в своем сознании более или менее полное представление о нем, "возвращается к себе": "Что я значу в этом мире?", "Какое место занимаю я в нем?", "Каков я?", "Каковы мои возможности?" Интерес к собственной личности, попытки разобраться в ее особенностях, достоинствах и недостатках обусловливают стремление старшеклассника к моральным знаниям и самовоспитанию (А.Я.Арет, 1961; Л.И.Божович, 1968; Н.С.Лейтес, 1971; Л.И.Ру-винский, 1969).

Более избирательным, личностным становится и отношение к сверстникам. "Каков он как личность - мой одноклассник, товарищ, приятель?", "Каковы его достоинства и недостатки?" - такие вопросы свойственны старшеклассникам. Они также стремятся четко определить свое отношение к некоторым поступкам сверстников. При этом, как показывают исследования, юноши и девушки нередко проявляют максимализм и бескомпромиссность, иногда граничащие с беспощадностью. Наиболее ярко такая избирательность проявляется в характерных для этого возраста романтических отношениях между юношами и девушками. Если иметь в

виду, с одной стороны, физическую акселерацию и связанное с ней ускоренное половое созревание, с другой - склонность старшеклассников к обсуждению и решению нравственных проблем, то станет ясно, почему эти новые взаимоотношения характеризуются тесным переплетением романтического начала со стремлением к их нравственному осмыслению и оценке . Этот вид отношений начинает занимать существенное место в нравственном развитии школьника и общем формировании его личности.

Итак, для старшеклассника характерна направленность в будущее, а его возросшие физические и умственные возможности создают определенную уверенность в себе, нередко переходящую в самоуверенность. Вместе с тем старшекласснику свойственна еще характерная для подростка переоценка ценностей, его моральные взгляды только складываются. В анализе сложных явлений окружающей действительности им часто недостает гибкости и жизненного опыта старших поколений. Поэтому столкновение с каким-либо фактом, не укладывающимся в рамки выработанных старшеклассниками взглядов и убеждений, может приводить к значительной и болезненной ломке жизненных представлений. Отсутствие достаточного опыта, юношеский максимализм, большая эмоциональная возбудимость делают этот возраст легко ранимым.

Этим в большой степени объясняется своеобразное отношение старшеклассников к взрослым; как уже упоминалось, оно становится весьма избирательным и критичным, вместе с тем к некоторым взрослым, обладающим привлекательными для них качествами личности, устанавливается то особое, восторженное отношение, которое в чем-то напоминает отношение к взрослым младших школьников. Разумеется, сходство здесь чисто внешнее. Существенным отличием старшеклассника во взаимоотношениях со взрослыми является тот факт, что для него характерна не вообще потребность в руководстве со стороны взрослого, во внешней опоре, чтобы чувствовать себя защищенным, а потребность в помощи и поддержке для совершенствования собственной системы саморегуляции, развития самостоятельности и целеустремленности.

В этом возрасте и в самом деле создаются наиболее благоприятные предпосылки для удовлетворения такой потребности. Весь

ход предыдущего интеллектуального и нравственного развития подготавливает школьника к усвоению научного и морального мировоззрения (Н.А.Менчинская, Т.К.Мухина, 1976). Знания об окружающем мире и сведения об основах нравственности объединяются в сознании старшеклассника в единую картину. Это способствует изменению системы нравственной саморегуляции школьника, которая становится более полной, осмысленной и гибкой. Формирующиеся на основе научных знаний и жизненного опыта убеждения все больше становятся основными ориентирами поведения и обусловливают относительную самостоятельность, независимость от привходящих ситуационных влияний. Разумеется, этот процесс не завершается в старшем школьном возрасте, в нем только закладываются основы, обеспечивающие дальнейшее совершенствование системы нравственной саморегуляции. <...>

У старшеклассников начинает формироваться именно нравственная устойчивость, школьник приобретает способность быть относительно эмансипированным от непосредственных воздействий и преобразовывать обстоятельства. В отличие от младших возрастов у старшеклассника увеличивается способность оптимально использовать свои индивидуальные особенности. Это дает возможность добиваться результатов в различных видах деятельности, организуя профессиональную сторону деятельности в соответствии со своими возможностями. По-видимому, именно в различиях процессуальной стороны деятельности индивида выступает его способность преобразовывать собственное поведение.

Относительная эмансипация от ситуации, преобразование обстоятельств и собственного поведения все больше начинают зависеть от характера нравственных побуждений, их иерархической структуры. Это значит, что с возрастом увеличивается зависимость устойчивости личности от содержательной стороны побуждении, от характера направленности личности.

Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость
личности. - М, 1981.-С. 176-180.

В диспутах, на вечерах вопросов и ответов на темы морали, в которых нам приходилось участвовать, подавляющее большинство вопросов было "про любовь" или "про дружбу", причем дружба очень часто есть просто другое название любви. Старшеклассников интересуют особенности этих взаимоотношений, нравственная оценка их, что "можно", а что "нельзя", что является предосудительным с точки зрения морали и т.д. Разумеется, это вполне естественно: запретная тема впервые становится разрешенной, доступной для открытого обсуждения и как бы приобщает юношей и девушек к миру взрослых. Стремление разобраться в новых переживаниях, осмыслить новый вид взаимоотношений и включить их в систему ориентировки в окружающем мире и в себе самом становится для старшеклассников насущной задачей.


Обратно в раздел

Что исследуют, чему учат этика и эстетика

Этика

· Этика - наука о правилах поведения в обществе. Предмет изучения этики - нравственность.
Этика - наука о морали, добре и зле.

· Этика – это система знаний, позволяющая людям отличать добро от зла, прекрасное от безобразного

· Этика - ветвь философии, изучающая вопросы морали

· Этика - это наука о морали, а мораль, в свою очередь, это совокупность моральных правил, норм и принципов поведения людей в отношении друг к другу и к обществу.

Эстетика

· Эстетика - наука, изучающая и определяющая принципы красоты в этом обществе

· Эстетика - основоположница искусства, учащая о красоте.

· Эстетика представляет науку о чувственном познании мира, постижении и создании прекрасного

15. Моральные ценности и моральная регуляция

Моральные ценности

  • Моральные ценности - система миропонимания человека, содержащая оценку всего существующего с позиций добра и зла, понимания счастья, справедливости и любви, позволяющая установить связь поступка человека с общепринятой системой социальных ценностей.
  • Моральные ценности - это вечные и универсальные ценности, являющиеся основой духовного единства общества и человечества
  • Моральные нормы это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Моральные нормы указывают границы, за которыми поведение перестает быть моральным и оказывается аморальным. Ценности, по существу, являются тем содержанием, которое утверждается в нормах.

Моральная регуляция

· Моральная регуляция представляет собой саморегуляцию, детерминированную способностью личности самостоятельно, посредством осознания возлагаемых на нее обязанностей, долга и ответственности перед обществом, направлять, контролировать, оценивать и эмоционально переживать свое поведение. Обобщенное выражение этой способности представлено в понятии «совесть».

Ø В систему моральной регуляции входят:

* нормы - предписания, правила поведения, объединенные в кодекс. Они, в свою очередь, делятся на:

* общепринятые эталонные образцы (позитивные нормы ),

* запреты, абсолютные запреты (общий смысл которых - "не навреди"). В отличие от позитивных норм ("будь добрым" и пр.),) бсолютные зап­реты не оставляют свободы для толкований.

Нормы морали указывают границы дозволенного. Поведение человека считается аморальным если он игнорирует нормы, и внеморальным , если человек не знаком с нормами;

* ценности (добро, справедливость и т. п.), которыми являются:



* образцы поведения, мышления и переживания, признанные в качестве моральных ориентиров.

Ценности в отличие от норм не меняются на протяжении веков. Нрав­ственные ценности составляют иерархию, в которой можно выделить высшие ценности и идеалы (высшие цели развития личности);

* важным компонентом моральной регуляции является вопрос о смысле жизни. Задаваясь им, люди хотят понять свое предназначение, место в мире;

* следующим компонентом моральной регуляции являются нравственные принципы - универсальные формулы поведения (например, принцип любви к ближнему). Принципы:

* четко формулируются (в виде лозунгов и т. п.);

* бывают связаны с идеологией, выражают интересы какой-либо соци­альной группы.

* Жесткое следование принципам высокой морали называется ригориз­мом.

Моральная регуляция носит характер:

* оценочный (поступки людей одобряются или порицаются);

императивный , нравственные правила преподносятся (иногда навязы­ваются) как образцы поведения.

Мораль соотносит реальное поведение, сознание и переживания людей с идеалами, духовными и нравственными ориентирами ("как должно быть").

Нравственное сознание человека включает в себя:

Привычки (автоматически соблюдаемые моральные нормы);

Рефлексию (раздумья);

Интуицию (интуитивные решения в затруднительных ситуациях);

Моральные переживания.

-
процесс, характеризующий способность личности приводить свое поведение в соответствие с общепринятыми моральными нормами, оценками и профессиональными требованиями.


Смотреть значение Нравственная Саморегуляция в других словарях

Саморегуляция — -и; ж. Книжн.
1. Установление и поддержание биологическими, физиологическими системами внутреннего равновесия элементов, составляющих эти системы; саморегулирование........
Толковый словарь Кузнецова

Саморегуляция — - целесообразная самоорганизация поведения, объективная оценка реально достигаемых результатов.
Юридический словарь

Саморегуляция — в биологии, свойство биол. систем автоматически устанавливать и поддерживать на определённом, относительно постоянном уровне те или иные физиол. или др. биол. показатели.........
Биологический энциклопедический словарь

Саморегуляция Этноса — - способность этнической системы развиваться в направлении, обеспечивающем уменьшение затрат биохимической энергии - пассионарности при сохранении существования и адаптации к среде.
Исторический словарь

Саморегуляция — (Self-regulation). Возможность управления событиями окружающей среды и собственным поведением. Бандура разделяет две группы факторов саморегуляции. Внешние факторы: подкрепления........
Психологическая энциклопедия

Саморегуляция Психического — (Self-regulation of the Psyche; Selbstregulatorische Funktion der Psyche) - понятие, базирующееся на компенсаторных взаимоотношениях между сознанием и бессознательным.Идея саморегуляции проходит........
Психологическая энциклопедия

Саморегуляция Психологическая — - целенаправленное изменение индивидом работы различных психофизиологических функций, для чего требуется формирование особых средств контроля за деятельностью.
Психологическая энциклопедия

Саморегуля́ция Физиологиче́ских Фу́нкций — форма взаимодействия биологических структур, обеспечивающая на основе принципа обратной связи поддержание на относительно постоянном уровне физиологических показателей.........
Медицинская энциклопедия

Норма Нравственная — - система идей и представлений о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие.
Социологический словарь

Саморегуляция — (от русск. само-и лат. regulo - устраиваю, привожу в порядок) - англ. self-regulation; нем. Eigenregulierung. 1. Свойство систем разных уровней сохранять внутреннюю стабильность благодаря........
Социологический словарь

Культура Нравственная — - уровень нравственного развития об-ва и человека, отражающий степень освоения ими морального опыта культуры человечества, способность органичного и последоват. осуществления........
Философский словарь

Нравственная Деградация — - форма антимедиации, направленная на разрушение, дезорганизацию массовой нравственности, результат острейшего социокультурного противоречия, вызванного ростом........
Философский словарь

Нравственная Культура Личности — - степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры об-ва; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках........
Философский словарь

Свобода Нравственная — - категория этики, охватывающая проблемы возможности и способности человека быть самостоятельной, самодеятельной и творческой личностью, выражать в моральной деятельности........
Философский словарь

САМОРЕГУЛЯЦИЯ — САМОРЕГУЛЯЦИЯ в биологии, способность биологических систем (на любом уровне организации жизни) к автоматическому установлению и поддержанию жизненных........
Экологический словарь

САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЭКОСИСТЕМ — САМОРЕГУЛЯЦИЯ ЭКОСИСТЕМ способность экосистем к изменению внутренних свойств и количественных характеристик отдельных составляющих экологических........
Экологический словарь

Нравственное самопознание, самоотношение ценны не столько сами по себе, поскольку в контексте жизнедеятельности человека как важнейшие факторы ее нравственной саморегуляции и самосовершенствования. Моральная самос сознание, по сути, выступает как практически-волевое, определяющая и направляющая нравственная активность личности в качестве ее субъективного регулятора. Она не является ни абсолютно пассивным эпифеноменом, усупере ч мнению необихевиористив, ни вполне спонтанным двигателем поведения, как утверждают экзистенциалисты. Самосознание - снаружи обусловлена, относительно автономная внутренняя детерминанта нравственной деятельности лица. Эффективность социального регулирования нравственных отношений в современном мире является тем выше, чем больше последнее опирается на саморегуляцию поведения каждого особсоби.

Ансамбль общественных отношений не создает родовой сущности человека и не определяет однозначно специфики ее деятельного существования. Человек - самоспрямована существо. Каждая из ее сущностных признаков обладает свойством целеустремленности. Для всех людей общим является стремление реализовать себя, дать себе через себя самого увидеть объективность в объективном мире и осуществить (выполнить) себя. Потребность в самообьективации и саморегуляции по-разному выражается в отдельных индивидов в зависимости от конкретно-особенностей их бытия и сущностных сил, которые выражаются в их деятельноьності.

В социологии и психологии, в физиологии и кибернетике утвердилось представление о человеке как сложную открытую и автономную, само-осознаваемую и самоуправляемую микросистему, органично включенную в общественное ьну макросистему в качестве ее основного активного компонента, и находится в постоянном взаимодействии с не.

Такое понимание человека исключает как абсолютизацию ею духовного фактора, изначально определяет ее активность независимо от социальной среды, так и ограничения человеческого поведения совокупности вынужденных их реакций на внешние стимулы. Управление человека собой является диалектическим единством сознательного и бессознательного, в котором приоритет принадлежит самосознания. Вне самосознанием невозможны ни самоконтроль, ни управл ния собственными поступками, хотя степень самоуправления неодинаков в разные периоды общественного и индивидуального развития. Утверждение о том, что свобода предшествует самосознания, выступая лишь как условие и фон д ля ее проявления является ошибкой. Ошибочная уже сама постановка вопроса , потому что воля и самосознание взаимообусловлены, взаимопроникают, возникая и развиваясь как грани целостного, сознательной, свободной деятельности человекдини.

Первоисточники нравственной активности не заложены априорно внутри лица, а находятся в обществе, формирует в ней нравственные потребности и способности, побуждая к различным формам взаимодействия с другими индивид дамы и группами в рамках определенной системы норм и ценностей. Однако лицо - это не пассивный объект, управляемый извне с помощью команд и санкций, а сознательный субъект, управляющий собой на основе само-СПОН к. Ее поведение непосредственно обусловлено субъективными причинами, которые приобретают относительную самостоятельность, действуя по степени внутренней необходимоститі.

Моральная сущность не задана индивиду с самого начала (неотомизм , персонализм) и не является продуктом"настоящего"существования, самоконструирование (экзистенциализм), а формируется и проявляется в процессе мора альниснои деятельности, является ее глубинной основой, предпосылкой и результатом мистифицируя моральную активность субъекта, ряд философов рассматривает самореализацию как конечную цель, к которой стремится наше"Уникальный е. Я"(Ф. Бердли,. П. Тиллих), высшее врожденную способность и осознанную потребность в осуществлении"идеализированного. Я"(А. Маслоу,. Г. Олпорт), творческое созидание своей""экзистенции"посредством свободного самовибору (Ж-П. Сартр,. С де. Бовуар), самоактуализацию в"продуктивной любви"к ближнему (Е. Фроммю у "продуктивній любові" до ближнього (Е.. Фромм).

Моральная самореализация личности, объективация ее социальной сущности в поступках, во всем образе жизни ограничена рамками общественных и индивидуальных возможностей и потребностей. Не всякая деятельность человека является его м моральной самоактуализацией, а лишь та, в которой она свободно определяет и утверждает свои нравственные потребности и способности, принципы и идеалы, то есть активная самодеятельность, направленная на самостоятельную реализацию общественно и лично значимых целей и заданиеь.

В нравственной деятельности происходит осознанное самовыражения и самораскрытия моральных потенций личности - ее склонности и желания, готовности и способности добровольно и бескорыстно делать добро. Л. Человеческая потребность"проявить себя - знать, что это сделал я", является одной из фундаментальныхаментальних.

Самореализация тесно связана с самоутверждением личности, но не ограничиваются им. Одни авторы приводят различия между этими понятиями (С. Л. Березин,. Е. Ф. Майорова,. Н. И. Шаталова), другие же отождествляют их (Д. Д. И. Антропова,. Н. М. Бережной,. Б. И. Кабрини,. Д. Н. Коган,. В. А. Мальцев,. В. Ф. Сафин). Самоопределение, самовыражения, самоутверждения личности в обществе возможны только через"опредмечивания"ею своей соци альной сущности на практике в общении. Именно предметно-практическая деятельность является самоутверждением человека как сознательного родового существа. Человек утверждает свою моральную ценность в мире и в личной сознательно сти, лишь реализуя собственное. Я с помощью моральной деятельности. Если побуждениями к моральной самореализации субъекта обязанность, совесть, чувство достоинства, то непосредственными мотивами морального самост вердження служат чувства чести, стремление обеспечить и повысить свой положительный нравственным статус перед общественным мнением, оставить добрый след в реальной жизни и памяти потомков. Выступая в качестве одной из форм и результатов реализации человеком своих моральных потенций, самоутверждения может превратиться и в самоцель. Подобно самореализации в целом, оно выражает социальную сущность лица более полно или частично, адекватно или превратно. В одних конкретно-исторических условиях способом проявления и утверждения лицом своей сущности становится творческий труд, социальная активность, взаимопомощь, а в и. Других - корысть, конкуренция, карьеризм, насилий, конкуренція, кар"єризм, насильство.

Нравственное развитие индивида выступает в единстве и борьбе самоутверждения и самоотрицания. Идеально и реально утверждая в себе добрые начала, мы сохраняем и утверждаем свое моральное. Я, одновременно критически пересматривая и отбрасывая старые взгляды, стали неприемлемыми для нас, преодолевая дурные привычки, черты характера. Взаимодействие с другими людьми"не является абсолютным отрицанием моей моральной сущего ости", - как считают экзистенциалисты"Отрицается только мое наличное бытие, завершенность, концовка. Мое действие в каком-то аспекте отрицает меня, а в каком-то превращает, обнаруживает и реализует".

самоотрицания, как и самоутверждения, может иметь не только про-социальную, но и антисоциальную направленность. Искаженные формы самоутверждения в виде цинично аморального поведения одновременно выступают я как опровержение личного. Я - есть сознательным отказом человека от реализации своих положительных нравственных возможностей, предательством собственной совести как отрицание в себе общественной сущности. Разрушение нравственной п рирода лица может происходить вследствие различных социальных или психофизиологических причин, не зависящих от воли и сознания и лишь субъективно переживаются как самоотчуждения, деперсонализация и тд. С амозабуття при забвении других теряет положительный нравственный смысл, превращается в показное или в бесцельное самоотрицания. Добровольное полное самоотрицание вследствие невозможности плодотворной самореализации, потери смысла жизни тождественно духовному крушению, а порой и физическому самоуничтожению человека (синдром). Но при определенных конкретно-исторических условий самопожертвование ради блага других людей, общества становится необ дною формой морального самоутверждения. Самоотдача и самозабвения, а в исключительных случаях - героическая самоотверженность во имя добра глубоко выражают социальную сущность человека. Целиком отдаваясь общественные в полезном деле, заботе о счастье ближних и дальних, мы забываем об их благодарность, чистую совесть, высокое достоинство, и тогда самоотдача становится моральным самообогащением личности. Важной предпосылкой ной и необходимым условием морального самореализации человека является его духовно-практическое самоопределение как морального субъекта. Оно выступает как процесс поиска и акт выбора самого себя, своей позиции в обществ и. Итогом самоопределения лица становится качественная определенность намерений и поступков, жизненных планов и линии поведения, моральная устойчивость и надежность надійність.

Нравственное самоопределение отличается тем, что внешние требования становятся внутренним самовелинням лица, которое сохраняет при этом свою автономную самооценку. Самоопределение выражает меру нравственной воли человека и и одновременно ограничивает ее рамками социальной необходимости, поскольку здесь общие принципы становятся сущностью личного самосознания нравственной деятельности, вообще, происходит как сознательно регулируемая свобод ова самодеятельность, отдельные моменты которой могут иметь и подсознательный, непроизвольный характер. В зрелой форме целенаправленная саморегуляция выступает как скеровування собственного поведения, что становится возможным благодаря моральной свободе индивида. Внешняя и внутренняя детерминированность поступков не только не исключает, но, безусловно, предполагает их строгое самооценку на основе разума и совести каждого. Моральная воля есть спос истю субъекта самостоятельно принимать решения и добровольно совершать поступки в соответствии с адекватно познанной нравственной необходимости. Вне свободному выбору моральная саморегуляция вообще невозможна, так как л юдина только в том случае несет полную ответственность за свои поступки, если он совершил их, обладая полной свободой .

Следует отличать общественную моральную необходимость, проявляется в виде интересов различных обществ и осознается ими в форме моральных принципов и норм, отличается от индивидуальной морал ной необходимости, при которой интересы и потребности личности осознаются человеком как моральные убеждения и стремления, обеспечивающие саморегуляцию поведения. Степень личной нравственной воли обусловлено степени совпадения индивидуальных интересов с общественными и уровнем отражения этого соответствия в сознании особи.

Успешное самоуправления предполагает постоянный приток достаточно полной и верной информации об условиях течения и характер нашей нравственной деятельности. Активный поиск, отбор, хранение, переработка и использов зования этой информации осуществляет моральное сознание, которая направлена??на социальную среду и самого субъекта. Для свободной реализации моральных требований"необходимо, чтобы человек умел видеть не только вокруг себя, но и опускаться в глубины своего собственного духа, стремиться находить себя и сознательно развивать свои субъективные возможности".

Полученная извне информация позволяет создать адекватную модель ситуации выбора, включая знания о духовной атмосфере в обществе и морально-психологический микроклимат в группе, о системе этических эти инность и моральную практику сообщества и ее отдельных представителей, о моральных требования, пожелания, ожидания, оценки и санкции, связанные с нашими поступками. Не менее важное значение в моральной саморегул яции имеет модель. Я, сконструирована самосознанием на основе информации, поступающей"изнутри"Поскольку самопознания вообще является первым необходимым условием свободы", постижение человеком своей моральной прир оды является существенной предпосылкой ее нравственного выбора. Информация о собственный образ жизни и мысли, ценностные установки, линии поведения, запросы и возможности в единстве с внешней информацией подвергаются обр обци сознанием, на основе чего осуществляется программирование, прогнозирование и коррекция своей нравственной деятельноральної діяльності.

Программа поведения, объективно заданная нам в самом общем виде как совокупность нравственных требований и рекомендаций, адресованная всем в равной степени. Но социальная программа превратится в"алгоритмы"мораль ьнои деятельности только тогда, когда станет личным задачей, кодексом требований, самостоятельно предлагаемых каждым себе на основе сознательного"самопрограммирования". При таком понимании специфически мо рального способа программирования задачи в каждом конкретном случае человек выступает как самозаконодавець своего поведения. Важно не только добровольно подчиняться моральным побуждениям извне. Не менее важ ивим"моральным долгом является сопротивление всякому принуждению к аморального поступка". В то же время для репродуктивно-нормативной деятельности совсем не обязательно иметь высокий уровень нравственного самосознания. Л истисть становится морально зрелой, когда осознает себя самоусвидомлюючим субъектом творческой деятельности, обязанным и способным создавать и развивать новые отношения между людьми розвивати нові відносини між людьми.

Нравственная норма общества превращается в нормативное убеждения лица, если она поняла умом и приняла сердцем как должное, справедливое, желательно, что для нее глубокий смысл. Необходимо также чтобы норма убеждения стала достоянием доброй воли - нормой - побуждением, субъективным принципом поведения, велению совести, установкой, выражает стремление и готовность вести должным чином.

"Вообще моральный долг во мне как в свободном субъекте является одновременно субъективным правом свободы моего образа мыслей". А это возможно, когда норма не только рационально и эмоционально усвоенная, но и пра актично освоена в виде потребности, склонности, умений, навыков и привычек, то есть прочно вошла в моральную практику лица. Только тогда моральное самосознание набирает внутренне императивного характера и в каком бы векторе мы не вербовали обращения к себе, голос совести будет звучать для нас категорически настойчиво как моральное волеизъявления. В противном случае норма останется внешним желанию, аб страктним пожеланиям, порой непонятным и далеким нам, от выполнения которого мы скрыто или демонстративно уклоняемся или потакают ему формально, вынуждены, угождая окружающим или опасаясь обще ных санкций. Социальные нормы имплицитно или эксплицитно находятся в сознании личности и так, или по-другому влияют на ее поведение, но далеко не всегда присутствуют в"феноменальном поле"самосвидомос те, регулируя ее моральную активность . Внутренне-личностное самовелиння и социальная требование могут не совпадать по нравственным содержанием и формами проявления. Но, поскольку лицо, верная своим пер еконанням, не может не выполнять собственно личностных норм без риска дезинтеграции самосознанияезінтеграцї самосвідомості.

Управлять собой как моральным субъектом означает вести, в соответствии с убеждениями, личных принципов поведения, направлять свою нравственно деятельность на достижение достойной цели, используя мо орально оправданы средства. Критериями оценки этой цели и средств выступают интерпретированы индивидом моральные нормы, идеалы данного общества. Обеспечивая относительную упорядоченность и стабильность морал ьных отношений, нормы и правила одновременно предоставляют человеку определенную свободу нравственной творчества. Глубоко проникая в структуру и содержание самосознания, они творят систему координат, на основе которой субье кт самостоятельно ориентируется в социальной действительности и самому себе, согласовывает свои поступки с общими интересами. Потому что мир никогда полностью не удовлетворяет нас морально, мы в своей деятельности стремимся изм иниты его в соответствии с пониманием добра как внешней требования, отраженной в нашем сознании. Но"добро, благо, добрые намерения остаются субъективной принадлежности", пока не реализуются в поступкаються у вчинках.

нравственной деятельности выступает, таким образом, как изменение социальной среды и самоизменение субъекта на основе практического решения противоречий между имеющимся и должным, реальным и идеальным, исходя или из приемлемых интересов сообщества. В субъективном плане эти противоречия осознаются и разрешаются на основе морального выбора, осуществляемого в процессе циленаполягання и мотивацииї.

Деятельность человека - не только целенаправленная, но и циленаполягаюча выступают как процесс цилездийснення. Гегель рассматривал цель как существенное стремление субъекта к самоопределению и самонаполегливости, как при. Ичин самого себя и силу, побуждает к самопроявления . Цель находится внутри самого себя, побуждение к самореализации. Этика исходит из того, что хотя цели деятельности не навязанные человеку с внешне как вполне далекие, но и не присущие ей имманентно как абсолютно независимые от мира. Циленаполегання как специфическая функция сознания является формой самоспонукання в поведении человека. Нравственная цель сус щества объективно заданная каждой личности в империческое-целостной форме, и она становится его субъективной целью, поскольку воспринимается в виде конкретных задач, которые предстоит решать практически. Присвоение и р еализация моральных ценностей невозможны без самопидкоряння нравственной цели - прообразом должного и нужного майбутньогбутнього.

Моральная самосознание - своеобразное"царство цели"(И. Кант), самостоятельно сложившейся и реализованной субъектом в процессе внутренней деятельности, которая непосредственно направлена??на осуществление определенных поступков ков. Конкретная нравственная цель - это прогнозирование результатов поступка, в котором реализуются интересы общества и личности. В ней проявляется активное волевое отношение субъекта в наличной или воображаемой ситуации и к себе самому, проектирование себя в будущее путем опережающего отражения - предвидение последствия своей нравственной активности. Целеустремленность является свободным выбором на основе сравнительной оценки вариантов возможной цели. Другой человек может заставить меня делать то, что является средством для достижения ее цели,"но она не может заставить меня сделать ее моей целью, и все же я не могу иметь любую цель, ес в я, не сделал ее своей". В процессе нравственного целеполагания лицо рассматривает и использует себя как средство реализации поставленной цели и одновременно как самоцель. Для выбора цели ей необходимо н является лишь учитывать объективные условия, но и осознавать свои субъективные возможности и желанииктивні можливості і бажання.

целенаправленности синтезирует познания объективного мира и ценностно-прогностическую самосознание как двуединую функцию сознания, в которой находятся противоречия между имеющейся действительностью и необходимостью ее изменения

бесцельно и немотивированных поступков не бывает (в отличие от внеморальные действий). Мы не всегда вполне обдумываем наши конечные цели и глубинные мотивы, но ближайшая цель и непосредственное внутреннее побуждение ния нам более-менее понятны. Нравственная деятельность является цилездийсненням - реализацией перспективной линии (иерархии) нравственных целей - ближних и дальних, частных и общих, простых и сложных, конкретными х и абстрактных. Частная (тактическая) цель дает мне представление о том, что делать, как действовать в данной ситуации, а общая (стратегическая) цель позволяет определить, ради чего я, намерен делать ряд поступков. И ближайшая, и более отдаленные цели становятся мотивами поступка в качестве его внутренних импульсов или нравственных основ определенной линии поведения. Цель становится непосредственным побуждением-мотивом в виде осоз мленого стремления, желания, намерения действовать соответствующим чиночином.

С другой стороны, не только цель субъективны стимулом наших моральных акций. Чувства и наклоны, убеждения и влечения, желания и привычки прямо или косвенно побуждают нас к различным поступкам, наполняя их кон нкретним нравственным содержанием, придавая им своеобразной формы. Лишь наиболее примитивные уровни мотивации характеризуются синкретической неделимость мотива и цели. На зрелом степени нравственной деятельности перен ос мотива на ближайшую цель происходит в той мере, в которой отдельный поступок приобретает для лица непосредственное самоценность. В большинстве же случаев поступок совершается не ради него самогомого.

Пути осознания результата наших действий неоднозначны: стоит отделить циленаполягання как его мысленное предвосхищение от предвкушения как интуитивного догадки о нем во имя достижения весомого цели, выступает как мотивы, морально обосновывают и направляют йог.

Моральный мотив - специфический внутренний двигатель моральной саморегуляции личности. Психологи рассматривают мотив как объект стимулирует деятельность субъекта для удовлетворения определенной потребности (А. Н. Леонтьев) как вербализацию цели и программы деятельности ее осуществления (К. Обуховский), как субъективное побуждение к целенаправленным действиям в конкретной ситуации (В. Т. Асеев,. Б. С. Мерлин,. С. Г. Москвичев,. А. В. Петровский,. Г. П древний). В первом случае мотив отождествляется с любым стимулом, во втором не проводится различия между мотивом, желанием и решением. Более приемлемым представляется определение мотива как идеа ной побудительной причины действий человека, в основе которой лежат ее потребности, интересы, нормативно-ценностные установки. Мотив становится морально значимым, поскольку служит субъективным стимулом и основанием для поступков ку, выражая отношение человека к интересам других, общества в целом с позиций добра и обязателдобра і обов"язку.

Личность - сознательный автор и неутомимый создатель нравственной цели и мотивов, в которых выражается осмысленное отношение к чужому и собственного блага и, за которые она несет ответственность перед обществом и с собой. В этом аспекте ее самосознание выступает как мотивация нравственной деятельности, а моральная мотивация - как способ функционирования последнейї.

Иногда утверждают, что лицо не отвечает за свои мотивы поскольку они могут возникать самопроизвольно и остаются морально нейтральными, пока не воплотятся в поступки. С этим согласиться нельзя, так как, по-п. Во-первых, побуждения к поступкам трансформируются в добрые или злые намерения, становясь результатом осознанного выбора, во-вторых, потенциально мотив - аморальный, если побуждает причинить прямой или косвенный ущерб др. им, хотя в данный момент лицо воздерживается от его реализацииї.

Мотивация нравственной деятельности в этике рассматривается, с одной стороны, как система моральных побуждений лица, различных по своей общественной ценностью, с другой стороны - как духовный акт и процесс ценностного выбо ору наиболее значимых мотивов - субъективных основ для принятия решения. Моральный уровень мотивации, обусловленный как ценностной ориентацией лица, так и ситуацией выбора"Мотив является итогом самоопределения субъекта в сложной структуре задачи". Ситуационное поведение часто обнаруживает разрыв между абстрактными ценностными установками и конкретными мотивам поступков. В подобных случаях лицо пытается ется замаскировать настоящие мотивы под общепризнанные нравственные ценности. Напротив, высокий уровень моральной мотивации характеризуется устойчивой единством нравственных убеждений и линии поведения любой яки х жизненных обстановкиттєвих обставин.

Как правило, поступки человека - полимотивирована, являются результатом взаимодействия противоборства ряда внутренних побуждений. Исходя из приоритета общественных интересов перед частными, моральное самосознание личности и субординуе мотивы ее поведения. Важно, каково истинное место того или иного побуждения в иерархии мотивов, в котором взаимоотношении оно находится со всеми другими и, которая доминирующая тенденция в систе мы мотивации данного лица. В определенных условиях коренные интересы общества в самосознании людей могут принимать форму исключительно личным мотивам, а эгоистические побуждения приобретают видимость общественно их. При этом мораль прогрессивная, уважая (но не абсолютизируя) суверенность внутреннего мира личности, оправдывает и поддерживает ее стремление к индивидуальному блага, поскольку оно не противоречит обще льному благу, не осуществляется за счет интересов других. Определяющими при верном нравственном выборе остаются мотивы добра, справедливости, долга, в основе которых лежат прогрессивные интересы обществ ильства. В конфликтных ситуациях побуждения, выражающие узкоэгоистические интересы, должны бы уступать и подчиняться более широким общественным мотиваотивам.

Иногда выделяют собственно моральные мотивы, побуждающие индивида к благотворительности как самоцели, исходя из нравственных потребностей и убеждений (Г. Н. Гумницкий,. Н. Д. Зотов,. В. Н. Шердаков и др.). К таким мотивам относят только о социальных и альтруистические побуждения, веление, долга, совести. Мотивы же поступков, прямо или косвенно направленных на достижение личного блага (забота о собственном счастье, гармоний ный развитие, достоинство, авторитет), является утилитарными и считаются внеморальные. Справедливо подчеркивая бескорыстный характер высших моральных побуждений, названные авторы трактуют эту их особливис во как полную незаинтересованность субъекта в последствиях поступка для себя самого в противовес егоистичнорозрахунковому стремлению к личному выгодутого зиску.

Подобного рода"этический пуризм", абсолютизируя автономность"чисто моральных"мотивов, превращает всю моральную деятельность в самоцель. Но даже. Кант, несмотря на крайний риторизм его этической систем мы, признавал морально оправданными права и обязанности человека по отношению к себе как существа, одаренного чувствами и умом. Обеспечение собственного достоинства, чистоты совести, нравственного и физического здоровья благополучия и совершенства, борьбы со своими недостатками он характеризовал как обязанность личности перед собой и человечеством в своем лице . Эту гуманистическую традицию развивали французские мат ериалисты,. Фейербах, революционеры-демократы тощюціонери-демократи тощо.

В современной философии и социологии эгоизм и альтруизм нередко трактуют как выражение двух социально правомерных и морально оправданных типов мотивации, обусловленных природными свойствами индивидов соответ идно. Е. Олденквисту, эгоизм -"концепция самосознания", что рассматривает. Я как единичность, идентифицируя с желаниями, оценками, поступками лица, а для альтруизма,"эгоизма группы"Я - часть вида, в котором каждый индивид чувствует себя подобным друсебе подібним до інших.

Исторически и онтогенично способность к моральной мотивации возникла из реакций индивидов на социальные повеления и запреты, стимулы и санкции, которые направляют и ограничивают их единичную волю согласно общ щего интереса. Только на основе побуждений и принуждения со стороны других личность приучается владеть собой, укрощая в себе эгоизм, подчиняя свои действия собственной доброй воле. Важность выдержки, самоволод иння, самодисциплины отношении своих аффектов, страстей, влечений и желаний подчеркивали индийские йоги, римские стоики,. Декарт,. Спиноза,. Локк. Кант утверждал, что самопринуждение к исполнению обязанности, ч есноты путем подавления в себе естественных влечений является высшим проявлением нравственной воли . По объективных условий борьба мотивов, как фатальное столкновение долга и склонности, совести и побуждения пере становится быть непременно доминирующей формой морального выбора. Добровольное исполнение обязанности как осознанной потребности становится ведущим мотивом морально зрелой личности. Одновременно и здесь возникает необходимость мость самоограничения, самопринуждения, самообуздания, особенно в ситуациях конфликта между общественным и индивидуальным, альтруистическим и эгоистическим, социальным и биологическим, рациональным и эмоциональным. М и не властны над своими чувствами только потому, что они в значительной степени формируются и проявляются помимо нашей воли. Но каждый волен и разумно обязан критически относиться к собственным чувствам, аффектам, н. Астрой, должен давать им моральную оценку, отвергать или принимать их как мотивы поступка, учитывая возможные социальные последствиянаслідки.

Чем острее борьба мотивов, тем сильнее волевое напряжение, необходимое для принятия и осуществления оптимального решения. Моральная культура свободы выражается не столько в том, чтобы не делать того, что х хочется, но нельзя, поскольку в том, чтобы делать то, чего не хочется, но надо. Чтобы реализовать свою нравственную сущность, человек учится самостоятельно побудить себя к достижению социально и лично весомой цели, проявляя тем большую моральную энергию, настойчивость в преодолении внешних и внутренних препятствий. Способность оказывать решительное сопротивление негативному влиянию, то извне, или изнутри, откуда давая их как чужие по отношению к собственной совести, является важным условием и признаком морального иммунитета личности, ее нравственной надежности, устойчивости. Моральный мотив сам по себе далеко не всегда непосредственно с понукая к морального воздействия, обычно бывает активное воздействие личности на собственную волю посредством чувств долга, совести, предельной мобилизации возможностей через самоубеждение и самовнушение, сам онаказ и самозапевнення, самовосхваления и само-ободрение,. Самопоощрение и самоосуждение. Важно, чтобы разумное хорошо волеизъявления не переросло в безрассудное плохо произвола. А это невозможно, если решающим мотивом становится прогрессивная нравственная идея - ведущий принцип которым личность сознательно руководствуется в своей деятельности. Такая идейная убежденность - не формально-рассудочное знание добра, а страстное"стремление (желание) человека". Истинно нравственное самоспонукання не бывает бесстрастным, и"только мертвая, и очень часто лукавая мораль выступает против формы страсти как таковой". При прочих равных у как побудительная сила морального мотива прямо пропорциональна его эмоциональном розжига, достигающей высшей интенсивности в наиболее ответственные моменты жизни общества и особеннти життя суспільства й особи.

Моральный мотив в саморегуляции поведения выполняет функции не только стимулирования поступков, а и их ценностного обоснования. По своей сути - это разные функции, связанные единством происхождения и участия в в скеровуванни поведения личности. Потребность в моральном самооправдании будущих и реабилитации прошлых действий формируется на основе их общественного санкционирования. Мотивировка личностью своих учи нкив в индивидуально-психологической форме интересом воспроизводят логику их идеологического обоснования в данном обществе. Там, где необходимость соблюдения правил поведения принято аргументировать ссылками на обычаи, законы предков, волю богов, индивиды не пытаются давать рациональное объяснение совершенным ими поступкам самообоснования поступка лицом - это преимущественно рациональный процесс его м орального оправдание, самозащиты с помощью наведения ценностных доводов в пользу определенного выбора. В этом плане мотивирования выступает как смислотворення - выяснение для себя моральной значимости и своего поступка. Ограничивать мотивировки фрейдовской"рационализацией"в духе апологетической самореабилитации ради успокоения больного самолюбия означает явно упрощать процесс обоснования решений, п рийнятих совестью. В ситуации морального выбора, особенно при конфликте мотивов, их оценка и окончательное решение является итогом совместной работы ума и интуиции. Обоснование оптимального варианта пове ки нередко сопровождается самокритичным просмотром и осуждением других альтернативым інших альтернатив.

На наш взгляд, нет необходимости оправдательную функцию мотива противопоставлять смислотворчим . Оправдать или обвинить себя в чем-то - это и значит придать своим действиям положительного или негатив вного нравственного содержания, объяснить себе и другим их общественную и личностную значимость того, чтобы осмыслить этическую ценность своего поступка важно не только осознать его ближайший объективный результат, но и осознать отдаленную цель, ради которой он происходит, то есть определить его главный смыслообразующий мотив (замысел). В зависимости от социального значения и места поступка в системе нравственной деятельности (как самоцели, или как средства достижения более значимой цели) получает для лица разное моральное содержание. Действие, не стала поступком, бесцельное немотивированное (которое кажется таким), явление бессмысленным,. АБСУ рдним для окружающих и самого субъекта (или для одной из сторон). Возможен разрыв между тем, как лицо объясняет свой поступок окружающим, и какой смысл он имеет для нее самой. Это несоответствие может быть рез ультатом преднамеренного обмана других или самопроизвольного самообманобману.

На определенном уровне социально-психологической зрелости личности в результате соотношение собственных свойств с мотивами деятельности в структуре самосознания вичленовуеться содержание. Я, который ему в важным условием самореализации . Осознание своей моральной ценности - это, прежде всего, осмысление иерархии целей-мотивов и результатов жизнедеятельности (отдельных поступков, прожитого дня, образа жизни). Это - решение ряда сложных"задач личного содержания", причем"необходима особая внутренняя работа, чтобы решить такую??задачу и, возможно, отбросить от себя то, что открылось". Одн им из самых ответственных и сложных задач является определение нравственного содержания всей своей жизни, исходя из ведущих ценностных ориентаций и стратегической цели как предельных основ выбора образа жизни. Содержание жизни нередко находится в тяжелых моральных поисках (как и ради чего жить), в преодолении противоречий между требованиями общественного идеала и содержанием собственной жизнедеятельности, субъективными задумчивость мы и объективными итогам, истинными и ложными взглядам і помилковими поглядами.

определенной степени ценность конкретной личности обусловлена??тем, в чем она видит главный смысл человеческого существования и, как реализует свою концепцию жизни. Ложные убеждения и замыслы, которые противоречат инт тересам прогрессивных сил общества, портят субъективное содержание и объективное значение жизни данного индивида, а ошибочное решение жизненно важных проблем искажает его цель. Неправильный выбор жизненных ого пути на основе ошибок приводит к горькому разочарованию в себе и в жизни, к поискам утешения в новых иллюзиях и мифаах.

Необходимость в понимании смысла жизни выступает как проблема оценки собственного существования, рано или поздно встает перед человеком, поскольку"понимание смысла своей жизни является необходимым условием ее нормального функ кционування, т.е. концентрации всех способностей, максимального их использования".

побудительным-мотивационная стадия нравственной саморегуляции личности заканчивается принятием решения, которое непосредственно подводит к ее исполняющей стадии. В решениях доброжелательный намерен выступает в форме конкре етного плана, в котором сознательная цель, как правило, определяет способ и характер действий человека, покоряя ей свою добрую волю. Поскольку на данном этапе цели поступков определены, то устанавливается рациональный вы бор наиболее целесообразных средств для их реализации с учетом внутренних и внешних условий. Принятие оптимального решения предусматривает сочетание репродуктивного и конструктивного, стереотипного и такта ческого подходов к использованию общественного и личного нравственного опыта. Принятие и исполнение решения выступает как кульминационный момент морального выбора, определяющий направление нравственной активности ее последствий для других и самого субъекта. Не у каждого хватает решимости, смелости возложить на себя бремя ответственности за принятое решение, преодолеть психологический барьер, связанный со своевременным им переходом от намерения к поступку. При этом особое значение приобретает нравственная установка как выражение готовности субъекта реализовать в поступках свои убеждения и решения, опираясь на собственный мора ный опыт. Уровень моральной активности личности в значительной степени зависит от глубины, устойчивости и действенности ее установок. Чтобы сделать добро, надо еще суметь самостоятельно действовать до конца, отбросив сомнения и колебания, всецело полагаясь на свою моральную правоту и, не боясь риска. В таком случае"моральный выбор является не просто выбором поступка, но, прежде всего, и главным образом выбором себя как личности". На переходных этапах жизни приходится принимать кардинальное решение, которое будет определять весь дальнейший жизненный путь, в отличие от тактических планов, которые служат средством реализации стратегическими х"целевых программ"в конкретных поступкарам" у конкретних вчинках.

Саморегуляция нравственной деятельности невозможна без самоконтроля как на побудительной, так и, особенно, на исполнительной ее стадии. Суть и значение самоконтроля над поведением человека в этике трактуются по-рез. ЗНОМ. Экзистенциалисты осуждают социальный контроль как форму принуждения и подавления нравственной свободы личности, отрицают также необходимость самоконтроля, который ограничивает спонтанную самореализацию ее. Я. Соц иобихевиористы (Дж. Мид,. Б. Скиннер,. Т. Шибутани и др.), признавая важное значение самоконтроля в поведении лица, вместе с тем сводят его только к разновидности социального контроля, который рассматривается форма льно и позаисторично. Марксистская этика исходит из того, что нравственный самоконтроль формируется на основе прямого и косвенного общественного регулирования и контроля поведения человека с помощью соб х моральных и внеморальные средств. Сейчас в процессе развития общества в степени перехода от жесткого"динамического"контроля над поступками индивидов к все более гибкого"статистического"социального ко нтролю возрастает значение интравертные механизмов самоконтролятних механізмів самоконтролю.

Специфика нравственного самоконтроля в этической и психологической литературе раскрыта недостаточно. В"Словаре по этике"самоконтроль определяется как"самостоятельное регулирование личностью своего поведения, ее мо отивив и побуждений с помощью предубеждений, чувств, привычек, самооценки". Да, во-первых, моральную саморегуляцию не следует сводить только к самоконтролю, а во-вторых, по определению непонятно, в ч ом состоит его особая роль в регулировании поведения личности. На наш взгляд, основная функция самоконтроля заключается в обеспечении максимального соответствия результатов нравственной деятельности пере выполнением и намерениями лица. Это достигается, с одной стороны, проверкой правильности (моральной ценности) принятых решений и совершаемых поступков на основе совести, а с другой - предотвращением и практических м исправлением выявленных ошибок (отклонений от нормы-целиідхилень від норми-мети).

Моральный контроль над собой выступает как единый механизм самоотчета, самооценки, самокоррекции нравственной деятельности. Чтобы контролировать свои поступки и побуждения, необходимо ясно отдавать себе в них отчет,. Осмы ислюваты их социально-нравственное содержание. На побудительной стадии саморегуляции личность посредством совести поставленные цели и средства сопоставляет со своими моральными убеждениями, а на исполняющей спи вставляет достигнуты конечные и промежуточные результаты непосредственно с решением и опосредованно - с общими моральными установками. Учитывая допущенные отклонения от выбранного направления и плана поведение и, субъект корректирует деяния ваши, отбирает и применяет средства, наиболее подходящие цели и обстоятельствам. Результативность самокорегування зависит от способности человека предвидеть реакции (оценки, чувства поступки) окружающих и сначала определять свои оптимальные действия, учитывая интересы общества, коллектива, отдельных лиц. Дело не в умелом манипулировании и подтасовке своих поступков под общепринятым и правила и ожидания (Дж. Мид,. Б. Скиннер), не в заделке, вытеснении и замене иррациональных импульсов с помощью рационализации (С. Фрейд,. К. Хорни), а в способности идентифицировать себя с другими и н еухильно проводить собственную линию поведения на основе правильных убежденыереконань.

Самоконтроль на том или ином уровне всегда присутствует в управлении человека своим поведением, но степень его эффективности зависит от ситуации, возрастных и индивидуальных моральных и других особенностей и субъекта. Необходимость сознательного контроля над собой увеличивается при повышении общественной и личной значимости совершаемых поступков, ответственности за них, когда обостряются ум и внимание, напр ужуеться воля и память, мобилизуется нравственный опыт и энергия личности. Наоборот, при обычных условиях при выполнении обычных и незначительных действий самоконтроль ослабляется до минимума, снова подключая сь к моральной саморегуляции при наименьших осложнениях ситуации. Эмоционально-волевой подъем, связанный с уверенностью в своей моральной правоте, заостренными ощущениями ответственности, готовности и решимости довести начатое дело до конца, повышает эффективность самоконтроля. Но чрезмерное напряжение, особенно в экстремальных условиях, может причинить угнетающего влияния на разум и волю, снизить а потому даже парализовать способность к трезвому самоконтроля, крайне ограничить моральную самоосуднисть личностиості.

Моральный самоконтроль проявляется прежде всего в способности человека через волевое усилие блокировать спонтанные импульсы и действия, противоречащие его моральным принципам"Сдержанность воспитывается внутренней ди исциплиною, умением владеть собой". Само-владения, самодисциплина, умение критически относиться к себе, своевременно ограничивать и подавлять свои желания и привычки, настроение и аффекты, негативно оп заливают на взаимоотношения с окружающими, свидетельствуют о зрелости в личности способности к самоконтролю"Держаться в моральном смысле - это значит не дать себе деморализуватись, дезорганизуватись, с могу сохранить трезвую оценку положения, бодрость и твердость духа". Вместе важно наличие необходимой степени, за пределами которого недостаточен или чрезмерный внешний контроль порождает безконтр ольнисть и безответственность индивидов. Умный самоконтроль с гибким социальным контролем способствует моральной устойчивости и надежности личности і надійності особистості.