Конспект урока литературы с применением приема зигзаг. Приёмы, используемые в технологии развития критического мышления. Оборудование к уроку

Плюсы и минусы групповой работы.

Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

1. Повышается учебная и познавательная мотивация.

2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

4. Улучшается психологический климат в классе.

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Принципы групповой работы.

С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:

1. Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.

2. Учитывать особенности состава группы.

3. Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.

4. Распределять роли между участниками группы.

5. Организовывать коммуникацию в группе и между группами.

6. Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.

Варианты комплектования групп.

Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы. Способов разделения существует множество, и они в значительной степени определяют то, как будет протекать дальнейшая работа в группе, и на какой результат эта группа выйдет.

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

· Разделитесь на группы по... человек.

· Разделитесь на... равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

Виды групповой работы.

Назовем несколько видов групповой работы, которые можно использовать на уроках в начальной школе.

· Работа в парах.

· Мозговой штурм.

· Игра «Продолжи».

· Охота за сокровищами.

· Снежный ком.

· Мозаичная группа или Пазлы.

· Прием «Зигзаг». (Метод пилы).

Мозговой штурм.

· Используется для генерации идей.

· Соблюдается жесткий регламент.

· Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).

· После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы.

Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания.

Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

План урока.

1. Знакомство с темой урока и формой его проведения.

2. Сообщение учителем плана лекции, который зафиксирован на доске.

План лекции.

Что такое древнерусская литература? История возникновения и развития древнерусской литературы.

Основные особенности произведений Древней Руси.

Тематика произведений древнерусской литературы.

Ведущие жанры.

3. Сообщаю, что первая часть лекции будет посвящена рассмотрению первого и второго вопросов и спрашиваю ребят, что им известно по этому поводу. Результаты фронтальной беседы фиксируются на доске и в тетрадях подобным образом:

3. Чтение первой части лекции учителем.

4. Анализируя услышанное в парах, ученики отмечают + ту информацию в записях, подтверждение которой они услышали в лекции, – то, что не подтвердилось или было опровергнуто (это делает один из членов пары). Второй ученик в паре фиксирует то, что было новым. Записи в их тетрадях должны выглядеть примерно так:

5. Обсуждение результатов работы в классе.

6. Работа над второй частью лекции проводится по тому же плану, но функции учеников при работе в парах меняются.

8. Домашнее задание: составить устное монологическое высказывание на тему «Своеобразие древнерусской литературы» или написать вступительную статью для учебника по истории русской литературы к разделу «Литература Древней Руси».

Прием «Зигзаг» основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определенным вопросам изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по-своему фрагменту, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели темой в полном объеме. Перед тем как эксперты излагают изученный ими материал членам рабочей группы, они встречаются в экспертной группе, которая состоит из членов различных рабочих групп, которым «поручены» одинаковые фрагменты. Изучив фрагмент, члены экспертной группы обсуждают и планируют эффективные способы передачи информации членам своих рабочих групп.

2. Учимся прогнозировать.

Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых этой способностью обладают немногие. Использование приемов «Верные - неверные утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала. Используя прием «Верные - неверные утверждения» или «Верите ли вы?», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты (при чтении материала или прослушивания лекции по данной теме), а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Еще один пример использования приема - прогнозирование по фотографии , портрету . При изучении поэмы «Княгиня Трубецкая» я предложила детям поработать с портретом княгини Трубецкой, сделать предположения об этой женщине по её внешности, а после краткого рассказа о ней соотнести реальное лицо с героиней поэмы, носившей такую известную фамилию. Составление психологического портрета развивает психологическую зоркость, погружает во внутренний мир другого человека.

3. Учимся работать с текстом. Для осмысления содержания текста, обнаружения личностного смысла в материале используются приемы «Чтение со «стопом» или «чтение с остановками», «Чтение с пометками INSERT », «Двойной дневник», «Составление кластера» .

При чтении с остановками чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Непременное условие для использования приёма – найти оптимальный момент в тексте для остановки, и разделить текст на части. Эти остановки – своеобразные шторы: по одну сторону находится известная информация, а по другую – совершенно неизвестная, способная серьёзно повлиять на оценку событий. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что - нет и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, целостного видения произведения, проследить судьбу одного из героев и заполнить таблицу, охватывающую внешность, характер героя, события и размышления читателей.

Чтобы снять проблему неосмысленного конспектирования, использую прием «Чтение с пометками «ИНСЕРТ» - «самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления» , позволяющий информацию разделить на известную, новую, интересную, непонятную. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста заполнить таблицу, где эти же значки станут заголовками граф таблицы. (На уроке можно будет увидеть).

4. Учимся задавать вопросы: приемы «Толстые и тонкие вопросы», «Мозаика».

Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст.

«Тонкие» вопросы - вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «Толстые» вопросы - вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Прием «Мозаика»: класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста.

Приём «Почта». Прочитаем внимательно учебный текст. Возьмите лист бумаги. Рассчитайтесь по порядку, начиная с первой парты первого ряда. Этот номер будет номером адресата . Каждый задаёт вопрос по тексту, пишет его на листочке бумаги и отдаёт выбранному вами почтальону с указанием номера адресата. Чем больше вы зададите вопросов за отведённое время (5-7 мин.), тем лучше. Затем по команде пересылка вопросов прекращается. Игра переходит во вторую стадию – ответов на вопросы. Выигрывает тот, кто успел задать больше интересных вопросов, и кто лучше ответил на них.

5. Учимся творчески интерпретировать информацию

Проблема недостаточности рефлексии в школе не дает возможности для личного осознания материала, собственных действий и мыслей. Эту проблему устраняют приемы устной и письменной рефлексии. Устная рефлексия учит публично формулировать и обозначать свое отношение к объекту изучения и подразумевает ответы на следующие вопросы:

1.Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?

2. Какие предположения подтвердились?

3. Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

Письменная рефлексия позволит ученикам остаться наедине со своими мыслями, учит внутреннему диалогу, углубляет внутренний мир и развивает коммуникативную рефлексию (т. е. рефлексию за другого). Это возможно с помощью приемов «Написание эссе», «Составление телеграммы», «Стихотворение по алгоритму», приема «Нарисуйте счастье».

Эссе - письменные размышления на заданную тему, разновидность эссе - прием «Напишите письмо» - когда учащимся нужно написать кому-либо письмо от имени героя произведения, что позволяет поставить себя на место другого, соотнести его мысли и чувства со своими.

Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки».

Научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде.

Например, телеграмма, которую, по мнению ученика 9 класса, мог бы отправить Чацкий с бала в доме Фамусова:

Нахожусь на балу. Какое жалкое зрелище!

Ужасно давит сердце. Терпеть больше нет сил.

Не каждому дано быть поэтом. Но уловить внутренний ритм жизни, развить у ребенка внутренний слух поможет гармония поэзии. Приемы написания стихотворений по алгоритму: синквейна , - развивает поэтические способности учеников.

Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. Слово «Синквейн» происходит от французского «пять». Это белое стихотворение, состоящее из пяти строк. В первой строке заявляется тема или предмет – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное). Во второй строке даётся описание темы/предмета (два прилагательных или причастия). Третья строка состоит из трёх глаголов, показывающих действия темы/предмета. Четвёртая строка представляет собой фразу, обычно из четырёх значимых слов, выражающую отношение автора к новой информации, полученной на занятии (по теме/предмету). Пятая строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово), с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. Приём применяется для «присвоения» новой информации. Дети всех возрастов с удовольствием сочиняют синквейны, но к старшим классам синквейны обретают более глубокое содержание.

1 существительное

2 прилагательных

Что делает?

3 глагола

Фраза из 4 слов

Кто? Что? (Новое звучание темы)

1 существительное

Примером синквейна

После изучения стихотворения А. С Пушкина «Узник» ученики составили синквейн:

Невольник

Грустный, одинокий

Переживает, страдает, наблюдает

Мечта героя о вольной жизни

Гордость.

Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. У каждого члена группы - тетрадь и ручка, каждый записывает несколько предложений на заданную тему, затем каждый передает тетрадь соседу, который должен продолжить его размышления, тетради передаются до тех пор, пока каждая тетрадь не вернется к своему хозяину.

Таким образом, перечисленные выше методы и приемы технологии РКМЧП дают возможность развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся, повышать познавательное отношение к прочитанному, развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемного характера.

Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов:

1) изменила отношение детей к урокам русского языка и литературы.

2) изменила у учащихся отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над художественным текстом.

3) усилила мотивацию учащихся к дальнейшей деятельности.

4) создаю атмосферу доверия, сотрудничества в системе „учитель - ученик - класс".

Конспект урока литературы в 6 классе

Тема урока:

«Вдруг метелица кругом…» Идейное содержание повести «Метель»

Цель урока:

Определить роли метели в произведении. Обсуждение характеров героев. Лучшее понимание героев произведения через переживание их чувств.

Задачи урока :

Формирование целостной картины мира.

Развитие эмоциональной сферы учащихся, в частности эмпатии.

Развитие умения выражать (формировать) и отстаивать (аргументировать) свою точку зрения.

Развитие мышления, воображения, устной и письменной речи.

Формирование понятий о долге, нормах этике и этикете.

Оборудование к уроку:

Магнитофон, кассета с записями музыки Г. Свиридова «Тройка» и «Зимняя дорога», электронная презентация по теме «Вдруг метелица кругом…» идейное содержание повести «Метель», компьютер, мультимедийный проектор, тетради, ручки.

Ожидаемые результаты:

Повышение мотивации и активности учащихся при изучении произведения.

Формирование коммуникативной, информационной, социокультурной компетенции, собственной позиции учащихся.

Воспитание нравственно – духовных ценностей, формирование ценностных позиций.

Приобретаемые навыки учащихся:

Когнитивные: умение использовать литературные понятия: идея, конфликт.

Аналитические: знание путей анализа произведения, самостоятельно делать выводы по прочитанному произведению.

Нравственные: формирование чувства ответственности за свои поступки, формирование уважительного отношения к родителям, формирования чувства личностного долга.

Форма – занятия: урок – диалог

Ход урока

1. Организационный момент. Тема, цель (слайд №1).

Сегодня нам предстоит уникальный разговор о произведении «Метель», а точнее о главной героине повести – Марье Гавриловне.

2. 1 стадия – «вызов»

Работа с эпиграфом к произведению (слайд №2)

Повесть предваряет эпиграф. Прочитайте его и назовите произведение, из которого взяты строки, стывшие эпиграфом с повести «Метель»

(Баллада Жуковского «Светлана»)

Для начала ответить на вопрос, почему возникает и какую роль в произведении играет роль.

Какую основную мысль, по-вашему, выражает эпиграф?

(Печальное событие)

Вдруг случиться метель, которая несет что – то печальное, предвещает трагические события: черный ворон – символ потустороннего, непонятного, вещий сон, темная даль – все это предвестники трагических событий, которые каким – то образом связаны с метелью. Случай сродни судьбе, року. На это нацеливает эпиграф.

3 . Работа с темой - постановка проблемного вопроса.

Тема произведения часто выносится в название. Почему повесть называется «Метель»? Каково значение этого образа?

В метель попадают все 3 героя: Марья Гавриловна, Владимир, Бурмин. Метель - та сила, которая меняет жизнь героев.
То есть мы можем предположить, что метель играет роль случая, от которого, по мысли Пушкина, зависит судьба человека (слайд №3).

4. 2 стадия – «осмысление»

Работа с текстом.
- Дома вы должны были найти описание метели в восприятии героев повести и ответить на вопрос: Как описание метели связано с душевным состоянием и характером героев.
Метель в восприятии Маши.

«На дворе была метель. Ветер выл, ставни тряслись и стучали, все казалось угрозой и печальным предзнаменованием. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу…»
- То есть Маша мучается от осознания своей преступности, боится будущего: угроза и печальное предзнаменование.

Метель в восприятие Владимира.

«Поднялся ветер, и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел…»

Торопится, не успевает, а, следовательно, переживает, беспокоится.

Метель для Бурмина.

«Непонятное беспокойство овладело мною, казалось, кто-то меня так и толкал. Метель не унималась. Я не вытерпел, поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать, буря не утихала. Я увидел огонек и велел ехать туда…»

Посмотрите, во всех З-х описаниях одна фраза: «Метель не унималась» (Бурмин), «Метель не утихала» (Маша, Владимир). И поэтому с героями случается то, о чем они не могли знать.
Таким образом, мы доказали справедливость утверждения, что метель играет роль случая, от которого зависит судьба героя (слайд №4).
5. Письмо Марьи Гавриловны

Обратимся к образу главной героини повести – Марье Гавриловны. Как вы считаете, какими прилагательными можно описать её характер? А какими прилагательными вы можете описать Владимира и Бурмина?

(прилагательные записываются на доске)

Вспомните события, в которых так ярко проявились все эти черты. Я имею в виду день и ночь накануне побега и сам день венчания . Что произошло тогда. (Зачитывают из повести)

Звучит музыка «Тройка»

Сядьте поудобнее, закройте глаза и не открывайте их, пока не закончится музыка. Перенеситесь мысленно в дом, где живет Марья Гавриловна со своими родителями. Какой он? Большой или маленький? Каменный или деревянный? Тепло ли в нем или прохладно?

Походите по первому этажу. Что вы там видите? Какие окна, мебель? А теперь поднимитесь по лестнице на второй этаж, пройдите в комнату Марьи Гавриловны. Давайте понаблюдаем, что происходит в ней. Здесь стоит стройная бледная семнадцатилетняя девица. Узнали её? .

Её лицо напряжено. Она кусает губы, теребит волосы, ходит по комнате из угла в угол. Весь день не может найти себе места, потому что ей больше нет места в этом доме, в её родном доме.

Сегодня ночью она убежит отсюда, покинет своих родителей. Она не может сказать им о своих замыслах и поэтому садится писать письмо отцу и матери…

Оставим её за этим занятием и вернемся обратно в класс. Вы чувствуете под собой стул, слышите мой голос и возвращаетесь. Когда стихнет музыка, откройте глаза (слайд №8).

А сейчас попробуйте написать письмо, которое Марья Гавриловна написала своим родителям перед побегом. (Приложение).

6. Мозговой штурм. Работа с текстом. Характеристики второстепенных героев.

Эпизод, к которому мы обратимся, - сцена в церкви. Вспомните, какие герои присутствовали при венчании Марьи Гавриловны.

Учащиеся называют героев, с опорой на текст, учитель записывает их на доске.

Какими прилагательными вы могли бы охарактеризовать каждого из этих людей?

Почему ни один из присутствующих в церкви не сказал, что перед алтарем стоит не Владимир? (слайд №9).

7. 3 стадия – рефлексия .

Финал повести. Как бы я закончил повесть?

Обратимся к финалу повести, когда метель улеглась, и Марья Гавриловна и Бурмин встретились, все уже пережито, супруги встретились, нашли друг друга, их ждет счастье... А может, все не так?

Закончилась ли метель в произведение и в душе героев?

Возможно ли их счастье?

Почему не состоялась свадьба Марьи Гавриловны и Владимира?

Был ли Бурмин её судьбой?

8. Подведение итогов.

Почему Пушкин назвал свою повесть «Метель»?

Какую роль сыграла в жизни героев метель?

Метель закружила героев, «подменила» женихов и переплела судьбы трёх героев. Человек оказался игрушкой в руках неведомых сил природы. Метель и есть воплощение тайных сил, руководящих нашей жизнью. Они могут жестоко подшутить над человеком, а могут неожиданно принести счастье и удачу. Судьба снова подшутила над героями, но на этот раз по-доброму… (слайд №10).

9. Домашнее задание (слайд №11).

Приложение.

Письмо Марьи Гавриловны

Приложение.

Урок литературы 9 класс «Смысл существования в…»

(По рассказу Андрея Платонова «Юшка»)

Цели и задачи урока.

1.воспитания духовно-нравственной личности, умеющей сострадать;

2.обучения умению анализировать литературный текст;

Оборудование: презентация по уроку: слайды по каждому этапу

Эпиграфы:

Не воздавайте злом за зло.

(Из Библии)

Добро из добра приходит.

(Пословица)

Жизнь дана на добрые дела.

(Пословица)

Ход урока:

1.Организационный момент.

На доске портрет Андрея Платонова и таблица

Вопрос 1.Ребята, что вы знаете об этом писателе? (Ответы вписываются в 1колонку таблицы)

Вопрос 2.Что вы хотите о нем узнать? (Ответы вписываются во вторую колонку таблицы)

Познакомившись с данным материалом, ученики заполняют 2 колонку таблицы. Идет обсуждение.

3.Стадия вызова. Слово учителя

Послушайте стихотворение в прозе «Нищий».

Скажите, какие чувства возникли у вас по ходу знакомства с произведением? (жалости, сострадания, желание помочь.)

Скажите,что значит жить по законам добра и человечности?

Составьте кластер.

4.Словарная работа.

Найдите в толковом словаре лексическое значение слов:

МИЛОСЕРДИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ПРАВЕДНИК.

Запишите в тетрадь.

Именно эти качества всегда ценились человечеством.

О добре, человечности, милосердии очень много есть пословиц и высказываний известных людей.

Какие пословицы и поговорки о добре вы знаете?

Обратимся к тексту рассказа Платонова «Юшка»
Кто главный герой рассказа А. Платонова?

5.Стадия осмысления.

А) Работа с текстом: чтение рассказа выборочно.

Б) По ходу чтения составить сравнительную таблицу, которая поможет понять: «По каким законам живет Юшка и его односельчане?»

В) Беседа по вопросам.

1.Какие чувства вызвал у вас герой рассказа А. Платонова «Юшка»? (Герой рассказа честный и добрый, живет по законам Божьим).

2.Что завещал нам всем Юшка? (Не утомляясь, утолять страдания души и тела, младших братьев наших, каждого листочка, цветка на планете Земля).

3.Прав ли был Юшка, говоря, что народ его любит? (Нет, люди жестоки по отношению к Юшки…)

4.Как узнали люди о добром деле Юшки, которое он делал всю жизнь?

5.Умирает Юшка - непонятый черствыми людьми, обиженный их жестокостью, равнодушием. Хуже или лучше стало людям изменились ли они? (Люди впервые попросили у Юшки, уже мертвого прощение, без него людям стало хуже жить, потому что теперь вся злоба оставалась среди людей…)

Каким чувством переполнено сердце Юшки? (ЛЮБОВЬЮ)

ВЫВОД: (слово учителя)

В Библии сказано: »Побеждай зло ДОБРОМ.» Главный герой рассказа А. Платонова» Юшка» жил по законам человеческим и своим ДОБРОМ победил людское зло.

Счастлив человек, несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий. Послушайте молитву одного итальянского проповедника, который свою жизнь посвятил служению Богу и людям.

6.Рефлексия

Слово учителя.

Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Не бойтесь делать добро - вам станет от этого радостно и мирно, не бойтесь отдавать частичку своего сердца, милосердия.

Быть человеком на земле, быть добрым сыном земли, любить все живое,

помогать всему, что живет на земле, - таков урок этого произведения.

Ребята будьте добры к тем, кто вас окружает. Будьте добрыми и человечными, пусть от вас исходит душевное тепло и человеческая доброта.

Какие мысли возникли у вас после нашего разговора?

Напишите четверостишие, мини-сочинение, синквейн…

Какими чувствами наполнено ваше сердце?

Презентация работ.

Пожеление. Пусть Ваши маленькие сердечки с добрыми чувствами сольются в одно большое сердце, наполненное любовью и добром к людям.

8.Домашнее задание.

Отзыв о рассказе. Сообщение о А. Платонове.

«Математика в школе» - Математический бой. Работа по формированию компетентностной среды как фактора развития основных компетенций учащихся. «Занимательные страницы геометрии». «Цепные дроби». В первой части рассматриваются некоторые факты, связанные с историей развития «Теории вероятностей». В третьей части предложены пять занимательных задач с решением.

«Неделя математики» - Направление первое. “День истории математики”. Каждый ребенок является активным участником всех событий Недели. День шестой: математический вечер, подведение итогов. Направление пятое. “День массовых мероприятий”. День пятый: олимпиада, выпуск газеты. Современная школа должна управлять воспитательным процессом.

«ФГОС по математике» - Кружковая работа (с 1 класса) факультативные занятия (со 2 класса) проектная деятельность (с 1 класса). Математическое развитие младшего школьника Освоение начальных математических знаний Развитие интереса к математике. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по каждому предмету представлено несколькими вариантами Выбор варианта определяется условиями работы конкретного образовательного учреждения, приоритетами в учебно-воспитательной работе Математика представлена тремя вариантами планирования.

«Математика в 1-м классе» - Разбей число. Разность. Квадрат. Сколько в вазе мандаринов. Пары чисел. Катя придумала задачу и составила к ней схему. Слагаемое. Повторение изученного в 1- м классе. Математика. Найди значения выражений. Повторение изученного. Разность с наибольшим и наименьшим значением. Записи. Сумма. Разность с наибольшим значением.

«Математика в 6 классе» - Делимое умножить на число,обратное делителю. Умножение положительных и отрицательных чисел. Вариант 24. Алгоритм сложения (вычитания) рациональных чисел. Геометрический материал. Сложение и вычитание отрицательных чисел. Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями. Решить уравнения. Координаты на плоскости.

«Математический урок» - 3)Какие бывают современные фотоаппараты? К помощи каких инструментов прибегли мастера? урок ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА. Льюис Кэрролл. урок МАТЕМАТИКИ. Петр Первый хорошо знал адицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. Какой геометрический термин образовался от латинского слова "отвесный"? Какая цифра в переводе с латинского означает " никакая"?

Использование приема «Зигзаг» на уроках в начальной школе

С переходом на новый образовательный стандарт изменился поход к образовательному процессу. Приоритетная цель обучения на сегодняшний день - научить детей учиться, т.е. сформировать способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, приобретать навыки эффективного общения и работы с информацией.

На уроках по многим предметам в методических рекомендациях предлагается работа в малых группах, парах и другие формы групповой работы, при которой создаются благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу.

На уроках окружающего мира и литературного чтения, начиная с 3 класса, очень хорошо зарекомендовал себя прием «Зигзаг».

Данный прием мною был выбран неслучайно:

  1. в статье учебника содержится большой объем информации;
  2. хотелось активной работы каждого ученика на уроке.

Работа строилась классически:

  1. Предварительная работа учителя. Текст разбивался на логически завершенные части; составлялись наводящие вопросы или указывались опорные слова; в соответствии с этим составлялись карточки.
  2. Групповая работа. Коллектив делился на равные группы, в каждой группе количество участников соответствовало количеству частей текста. Карточки отмечались разными цветами (например, карточка 1 - зеленая, карточка 1 - желтая и т.д.); на них указывался номер страницы, где необходимо искать информацию. В каждой группе по одной карточке разного цвета. Ученик, выбирая карточку, видел номер страницы, вопросы или опорные слова, и самостоятельно прорабатывал свою часть текста. Через определенное время звучал сигнал о смене групп: теперь группы собирались по номерам карточек. В этих группах ребята обменивались той информацией, которую они смогли выделить как основную. На этом этапе каждый мог еще раз проговорить информацию и проконтролировать свою работу. Через определенное время звучал сигнал, и ребята возвращались в свои первичные группы. Теперь каждый участник проговаривал другим свою часть работы, которые, в свою очередь, по ходу рассказа либо заносили данные в таблицу, либо составляли опорный конспект по теме урока. После очередного сигнала каждая группа составляла кластер по одной из частей темы. Представлял кластер необязательно тот ученик, кто прорабатывал именно эту часть. Выступающим мог быть любой участник группы, выразивший свое желание защищать творческий продукт. На первых порах группа получала конверт с нужными и лишними опорными словами для кластера, затем, когда принцип был усвоен, ребята сами составляли схемы, выбирали необходимые данные.
  3. И обязательно - рефлексия. Словесную оценку своего выступления получал выступающий. В группе ребята оценивали работу каждого: насколько точно и полно был раскрыт вопрос. И каждый оценивал себя лично, через прием «Лесенка успеха». Также по моей просьбе ребята продолжали одну из фраз (на их выбор):
  • Сегодня на уроке я сумел….
  • Сегодня на уроке я могу похвалить себя за ….

Даже для слабоуспевающих детей создавалась «ситуация успеха».

Данный прием эффективно использовать при закреплении тем по русскому языку. Так, при обобщении знаний о глаголе как части речи, учащиеся работали по 4 вопросам: прошедшее время, настоящее время, будущее время и неопределенная форма глагола. На выходе должна быть заполнена таблица, в которой были графы: «Вопросы», «Вид», «Изменяются по…», «Особенности», «Примечание».

Самое сложное при такой форме работы - решиться. Буквально за два первых занятия мои ребята уяснили, что от них требуется. А через пять попросили все дальнейшие уроки, по крайней мере, по окружающему миру строить именно с применением «Зигзага».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные приемы, используемые на уроках в начальной школе.

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения, навыки, т.е. служить своего рода раздаточным пунктом, складом готовых знаний, признается неактуальным....

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Приемы рефлексии на уроках в начальной школе" знакомит с видами, классификацией рефлексии учащихся в начальной школе....

Приемы рефлексии на уроках в начальной школе. Фоторефлексия

Рассматриваюразличные рефлексивные методики поклассификации исходя из целей. Описываю свою педагогическую находку - фоторефлексию. Мастер-класс проводился на областном уровне....

Приемы использования элементов театрализации на уроках в начальной школе

В данной работе представлена итоговая таблица по методу использования элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальных классах с примерами упражнений....

Данная презентация может быть использована преподавателями СПО, учителями ОУ, студентами для подробного ознакомления со стуктурными элементами технологии развития критического мышления через подробное описание использования приёма "Зигзаг".

В качестве реклымы педставленного материала мы используем приём "Синквейн":

Приём Зигзаг".

Интересный, эффективный.

Помогает, увлекает, активизирует.

Повышает познавательный интерес обучающихся.

Взаимообучение.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРОЕКТИРУЕМ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК Использование приёма «Зигзаг» технологии развития критического мышления на уроках и занятиях в школе, а также системе СПО. Автор презентации: Шепелева Валентина Анатольевна, преподаватель СПб ГБПОУ «Педагогический колледж № 8»

Сущность приема «Зигзаг»: Методическая ценность приема – самостоятельное изучение нового материала взаимообучение

ТРИ ФАЗЫ, НА КОТОРЫХ «ДЕРЖИТСЯ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ» Вызов Осмысление содержания Рефлексия Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме) Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знании по теме) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) Информационная (получение новой информации по теме) Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Достижение образовательных результатов: Личностные: развитие навыков сотрудничества, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, работе на результат; развитие познавательной активности и самостоятельности при планировании своих действий. Предметные: сформировать у учащихся представление о …. развить умение определять …. прививать интерес к предмету, воспитывать …

Метапредметные: Познавательные: применение предметных знаний в моделировании графического текста; осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; Регулятивные: согласование в группе последовательности действий по разработке проекта – ответа на изучаемый вопрос; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации; Коммуникативные: определение функций участников группы и способов их взаимодействия; обмен знаниями между членами группы для эффективного выполнения поставленной задачи и составления графического текста

ПРЕИМУЩЕСТВА ПРИЁМА Преимуществом приёма «Зигзаг» является то, что за урок каждым учеником, вне зависимости от его способностей, усваивается большой объём теоретического материала, всю работу на уроке учащиеся выполняют самостоятельно, сотрудничество и ответственность школьников за результат являются основными составляющими урока.

Из опыта работы по применению приёма «Зигзаг» технологии РКМ на уроках в начальной школе

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Постановка задачи. Планирование работы. ПЛАН = ЭТАПЫ ПРИЁМА «Зигзаг» Время работы – 60 мин.

Индивидуальная работа с текстом. «Зигзаг-1» – тексты у каждого в группе разные. «Зигзаг-2» – тексты у каждого в группе одинаковые, но вопросы для изучения разные.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Работа в группе экспертов. Сбор группы по одному вопросу. Обсуждение. Совместная подготовка презентации – ответа на свой вопрос. ОСНАЩЕНИЕ: листы для презентации, фломастеры, маркеры, клей, картинки по теме урока.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Работа в первоначальной группе Трансляция (рассказ) своего вопроса, другие слушают, записывают основные мысли (заполняют схему, таблицу…) Затем все слушают защиту презентации (выступает один из экспертов) – вторичное слушание вопроса (дополняют) Этап рефлексии сопровождает презентация учителя – проверяют, дополняют, воспринимают материал третий раз. Так по каждому вопросу темы.

ИТОГ ОБЯЗАТЕЛЬНО ТЕСТОВОЕ ИЛИ ИНОЕ КОНТРОЛИРУЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ – ПРОВЕРКА УСВОЕНИЯ

Тестовая работа в конце урока «Древнерусское государство» Люди какой профессии помогают человечеству узнать о прошлом? А) врачи Б) археологи В) геологи Кто был нашими предками? А)печенеги Б) корелы В)восточные славяне Какое общее название было у всех княжеств? А)Русь Б) Россия В) Рось Кто стоял во главе объединённых славянских племён? А)родоначальник Б) князь В)предводитель В каком веке возникло древнерусское государство? А)в Х веке Б) в конце I Х века В) в начале Х II века Какой город был столицей древнерусского государства? А)Киев Б) Москва В)Псков

Ещё раз о методической ценности приёма «Зигзаг» Самообучение. Взаимообучение. Взаимоорганизация учебного процесса. Создание условий для формирования всего спектра УУД. Осуществление многофункциональной деятельности. Охват большого объёма материала.

Вопрос - ответ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ЖЕЛАЮ ВСЕМ ЗДОРОВЬЯ И ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!