Прейер тьерри вильям. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций Введение диссертации по психологии, на тему "Психолого-педагогическое наследие Вильгельма Прейера и его значение для психологии развития ребенка"

(04.07.1841 г., Мосс Сайд, близ Манчестера, - 15.07.1897 г., Висбаден), немецкий биолог и психолог, основатель детской психологии. Учился в Боннском и Парижском университетах. Преподавал в Боннском (1865 г.), Иенском (1866-1888 гг.) и Берлинском (1888-1893 гг.) университетах. Один из редакторов ведущего для своего времени психологического "Журнала психологии и физиологии органов чувств" ("Zeitschrift fuer Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane"). Проводил исследования по широкому кругу вопросов общей биологии, эмбриологии, физиологии (в частности, изучал деятельность органов чувств), психологии и психотерапии. Являлся последователем Чарльза Дарвина и в своих трудах стоял на эволюционных позициях. Книга Прейера "Душа ребёнка" ("Die Seele des Kindes", 1882; неполный русский перевод, под редакцией И. А. Сикорского, 1891; полный русский перевод, под редакцией В. Динзе, 1912) положила начало систематическим исследованиям психологии ребёнка. В ней Прейер описал результаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына по следующим разделам: развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребёнка велись задолго до появления книги Прейера, его приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребёнка (от рождения до 3 лет) и введением в детскую психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естественных наук. Взгляды Прейера с современной точки зрения воспринимаются как наивные и ограниченные уровнем развития науки конца 19-го века (он, например, рассматривал психическое развитие как частный вариант биологического). Однако Прейер первым осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребёнка. Книга Прейера - образец монографического метода исследования ребёнка. Русские учёные (И. А. Сикорский, П. Ф. Каптерев, Н. Н. Ланге, В. М. Бехтерев) высоко оценили значение труда Прейра как для понимания закономерностей психического и физического развития, так и для научного обоснования педагогического процесса. В русской психологии получил дальнейшее развитие монографический метод (дневники А. Ф. Левоневского, 1914; H. H. Ладыгиной-Коте, 1935; Н. А. Менчинской, 1948; А. Н. Гвоздева, 1949; В. С. Мухиной, 1969), ценность и продуктивность которого состоит в том, что в лице наблюдателя совмещается родитель и учёный.

Литература: Никольская A. A., Значение работ Вильгельма Прейера для развития детской психологии, «Вопросы психологии», 1983, № З.

(1841-07-04 )

Биография

Тьерри Вильям Прейер родился в Англии в 1841 году , получил образование в Лондоне и Бонне , где изучал медицину , а также в Берлине , Вене , Гейдельберге и Париже . Учителями, оказавшими на него самое сильное влияние, были Макс Шульце , Гельмгольц , Лудвиг , фон Брюкке , Дю-Буа-Реймон , Вирхов и Клод Бернар . Прейер получил степень доктора медицины в Бонне в 1866 году, он с 1865 года работал в качестве доцента физиологии в Боннском университете, а с 1869 года - профессором физиологии в Йене .

Напишите отзыв о статье "Прейер, Тьерри Вильям"

Примечания

Ссылки

  • . Max Planck Institute for the History of Science .

Отрывок, характеризующий Прейер, Тьерри Вильям

Полковой командир обратился к князю Багратиону, упрашивая его отъехать назад, так как здесь было слишком опасно. «Помилуйте, ваше сиятельство, ради Бога!» говорил он, за подтверждением взглядывая на свитского офицера, который отвертывался от него. «Вот, изволите видеть!» Он давал заметить пули, которые беспрестанно визжали, пели и свистали около них. Он говорил таким тоном просьбы и упрека, с каким плотник говорит взявшемуся за топор барину: «наше дело привычное, а вы ручки намозолите». Он говорил так, как будто его самого не могли убить эти пули, и его полузакрытые глаза придавали его словам еще более убедительное выражение. Штаб офицер присоединился к увещаниям полкового командира; но князь Багратион не отвечал им и только приказал перестать стрелять и построиться так, чтобы дать место подходившим двум баталионам. В то время как он говорил, будто невидимою рукой потянулся справа налево, от поднявшегося ветра, полог дыма, скрывавший лощину, и противоположная гора с двигающимися по ней французами открылась перед ними. Все глаза были невольно устремлены на эту французскую колонну, подвигавшуюся к нам и извивавшуюся по уступам местности. Уже видны были мохнатые шапки солдат; уже можно было отличить офицеров от рядовых; видно было, как трепалось о древко их знамя.
– Славно идут, – сказал кто то в свите Багратиона.
Голова колонны спустилась уже в лощину. Столкновение должно было произойти на этой стороне спуска…
Остатки нашего полка, бывшего в деле, поспешно строясь, отходили вправо; из за них, разгоняя отставших, подходили стройно два баталиона 6 го егерского. Они еще не поровнялись с Багратионом, а уже слышен был тяжелый, грузный шаг, отбиваемый в ногу всею массой людей. С левого фланга шел ближе всех к Багратиону ротный командир, круглолицый, статный мужчина с глупым, счастливым выражением лица, тот самый, который выбежал из балагана. Он, видимо, ни о чем не думал в эту минуту, кроме того, что он молодцом пройдет мимо начальства.
С фрунтовым самодовольством он шел легко на мускулистых ногах, точно он плыл, без малейшего усилия вытягиваясь и отличаясь этою легкостью от тяжелого шага солдат, шедших по его шагу. Он нес у ноги вынутую тоненькую, узенькую шпагу (гнутую шпажку, не похожую на оружие) и, оглядываясь то на начальство, то назад, не теряя шагу, гибко поворачивался всем своим сильным станом. Казалось, все силы души его были направлены на то,чтобы наилучшим образом пройти мимо начальства, и, чувствуя, что он исполняет это дело хорошо, он был счастлив. «Левой… левой… левой…», казалось, внутренно приговаривал он через каждый шаг, и по этому такту с разно образно строгими лицами двигалась стена солдатских фигур, отягченных ранцами и ружьями, как будто каждый из этих сотен солдат мысленно через шаг приговаривал: «левой… левой… левой…». Толстый майор, пыхтя и разрознивая шаг, обходил куст по дороге; отставший солдат, запыхавшись, с испуганным лицом за свою неисправность, рысью догонял роту; ядро, нажимая воздух, пролетело над головой князя Багратиона и свиты и в такт: «левой – левой!» ударилось в колонну. «Сомкнись!» послышался щеголяющий голос ротного командира. Солдаты дугой обходили что то в том месте, куда упало ядро; старый кавалер, фланговый унтер офицер, отстав около убитых, догнал свой ряд, подпрыгнув, переменил ногу, попал в шаг и сердито оглянулся. «Левой… левой… левой…», казалось, слышалось из за угрожающего молчания и однообразного звука единовременно ударяющих о землю ног. Прейер (Ргеуег) Вильгельм Тьерри (1841 - 1897) - немецкий биолог, физиолог, психолог. Основатель детской психологии. Последователь Ч. Дарвина. Учился в Боннском и Парижском ун-тах. Профессиональную деятельность в качестве преподавателя начал в Боннском ун-те (1865). Читал лекции в Йенском (1866- 1888) и Берлинском (1888-1893) ун-тах. Был одним из ред. немецкого Журнала психологии и физиологии органов чувств. Занимался широким кругом вопросов общей биологии, эмбриологии, психофизиологии органов чувств, психологии и психотерапии. Отстаивал идею о важной роли наследственности в развитии ребенка. Своей наиболее известной книгой Душа ребенка (Die Seele des Kindes, 1882; в рус. пер. под ред. В. Динзе, 1912) положил начало систематическим исследованиям психологии ребенка первых лет жизни (от рождения до трех лет). Наблюдая за своим новорожденным сыном, П. ежедневно, трижды в день, фиксировал развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Исследования за развитием детей велись, конечно, задолго до появления книги П., но его достижением и приоритетом является, во-первых, исследование самого раннего периода детства, а во-вторых, введение в детскую психологию метода объективного наблюдения (по аналогии с объективными методами естественных наук) и метода монографического описания(дневниковый метод). Несмотря на ошибочные с точки зрения современной психологии, представления П. о психическом развитии как частном варианте биологического, его исследования имели большое значение как для понимания закономерностей физического и психического развития детей, так и для научного обоснования воспитательного педагогического процесса. Исследования П. ознаменовали в научной психологии переход от интроспективного метода исследования психики ребенка к объективному, что высоко было оценено российскими учеными - И.А. Сикорским, П.Ф. Каптеревым, Н.Н. Ланге, В.М. Бехтеревым. Получил дальнейшее развитие в России и монографический метод, когда в одном наблюдателе совмещались родитель и ученый (например, дневниковое фиксирование наблюдений А.Ф. Левонев-ским, 1914; Н.Н. Ладыгиной-Коте, 1935; Н.А. Менчинской, 1948; А.Н. Гвоздевым, 1949; B.C. Мухиной, 1969 и др.). В рус. пер. изданы монографии П.: Пять чувств человека, М., 1873; О причине сна, М., 1877; Психологическая азбука, 1877; Элементы общей физиологии, СПб., 1884. Л.А. Карпенко

(4.7.1841, Мосс Сайд, близ Манчестера, - 15.7.1897, Висбаден), нем. биолог и психолог, основатель детской психологии. Учился в Боннском и Парижском унтах. Преподавал в Боннском (1865), Иен-ском (1866-88) и Берлинском (1888-93) ун-тах. Один из редакторов ведущего для своего времени психол. «Журнала психологии и физиологии органов чувств» («Zeitschrift fur Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane»).

Проводил исследования по широкому кругу вопросов общей биологии, эмбриологии, физиологии (в частности, изучал деятельность органов чувств), психологии и психотерапии. Являлся последователем Ч. Дарвина и в своих трудах стоял на эволюционных позициях.

Книга П. «Душа ребёнка» («Die Seele des Kindes», 1882; неполный рус. пер., под ред. И. А. Сикорского, 1891; полный рус. пер., под ред. В. Динзе, 1912) положила начало систематич. исследованиям психологии ребёнка. В ней П. описал результаты ежедневных наблюдений за развитием собств. сына по след, разделам: развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребёнка велись задолго до появления книги П., его приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребёнка (от рождения до 3 лет) и введением в дет. психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естеств. наук. Взгляды П. с совр. точки зрения воспринимаются как наивные и ограниченные уровнем развития науки кон. 19 в. (он, напр., рассматривал психич. развитие как частный вариант биологического). Однако П. первым осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребёнка. Книга П. - образец монографич. метода исследования ребёнка. Рус. учёные (И. А. Сикорский, П. Ф. Каптерев, Н. Н. Ланге, В. М. Бехтерев) высоко оценили значение труда П. как для понимания закономерностей психич. и физич. развития, так и для науч. обоснования пед. процесса. В рус. психологии получил дальнейшее развитие монографич. метод (дневники А. Ф. Левоневского, 1914; H. H. Ладыгиной-Коте, 1935; Н. А. Менчинской, 1948; А. Н. Гвоздева, 1949; В. С. Мухиной, 1969), ценность и продуктивность к-рого состоит в том, что в лице наблюдателя совмещается родитель и учёный.

С о ч.: Ober die Erforschung des Lebens, Stuttg., 1873; Naturforschung und Schule, Stuttg.; Die geistige Entwicklung in der ersten Kindheit, nebst Anweisungen fur Eltern dieselbe zu beobachten, Stuttg. - B. - Lpz., 1893; Zur Psychologie des Schreibens, Lpz.; в рус. пер.: Пять чувств человека, М. (1873; О причине сна, М., 1877; Психол. азбука, Од.; Элементы общей физиологии, СПБ, 1884.

Лит.: Никольская A. A., Значение работ В. Прейера для развития дет. психологии, ВП, 1983, № З. Л. Ф. Обухова.

Другие новости по теме.

4.7.1841, Мосс Сайд, близ Манчестера, - 15.7.1897, Висбаден), нем. биолог и психолог, основатель детской психологии. Учился в Боннском и Парижском унтах. Преподавал в Боннском (1865), Иен-ском (1866-88) и Берлинском (1888-93) ун-тах. Один из редакторов ведущего для своего времени психол. «Журнала психологии и физиологии органов чувств» («Zeitschrift fur Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane»).

Проводил исследования по широкому кругу вопросов общей биологии, эмбриологии, физиологии (в частности, изучал деятельность органов чувств), психологии и психотерапии. Являлся последователем Ч. Дарвина и в своих трудах стоял на эволюционных позициях.

Книга П. «Душа ребенка» («Die Seele des Kindes», 1882; неполный рус. пер., под ред. И. А. Сикорского, 1891; полный рус. пер., под ред. В. Динзе, 1912) положила начало систематич. исследованиям психологии ребенка. В ней П. описал результаты ежедневных наблюдений за развитием собств. сына по след, разделам: развитие органов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Несмотря на то, что наблюдения за развитием ребенка велись задолго до появления книги П., его приоритет определяется обращением к изучению самых ранних лет жизни ребенка (от рождения до 3 лет) и введением в дет. психологию метода объективного наблюдения, разработанного по аналогии с методами естеств. наук. Взгляды П. с совр. точки зрения воспринимаются как наивные и ограниченные уровнем развития науки кон. 19 в. (он, напр., рассматривал психич. развитие как частный вариант биологического). Однако П. первым осуществил переход от интроспективного к объективному исследованию психики ребенка. Книга П. - образец монографич. метода исследования ребенка. Рус. ученые (И. А. Сикорский, П. Ф. Каптерев, Н. Н. Ланге, В. М. Бехтерев) высоко оценили значение труда П. как для понимания закономерностей психич. и физич. развития, так и для науч. обоснования пед. процесса. В рус. психологии получил дальнейшее развитие монографич. метод (дневники А. Ф. Левоневского, 1914; H. H. Ладыгиной-Коте, 1935; Н. А. Менчинской, 1948; А. Н. Гвоздева, 1949; В. С. Мухиной, 1969), ценность и продуктивность к-рого состоит в том, что в лице наблюдателя совмещается родитель и ученый.

С о ч.: Ober die Erforschung des Lebens, Stuttg., 1873; Naturforschung und Schule, Stuttg.; Die geistige Entwicklung in der ersten Kindheit, nebst Anweisungen fur Eltern dieselbe zu beobachten, Stuttg. - B. - Lpz., 1893; Zur Psychologie des Schreibens, Lpz.; в рус. пер.: Пять чувств человека, М. (1873; О причине сна, М., 1877; Психол. азбука, Од.; Элементы общей физиологии, СПБ, 1884.