Конфликт с классным руководителем. Как вести себя, если учитель предвзято относится к ребёнку Что делать если классный руководитель оскорбляет

Школа - первый институт в жизни каждого человека. От того, обижают ли ученика, и насколько комфортно и уверенно он себя чувствует, напрямую зависит его дальнейшее развитие, творческие способности, желание учиться и достигать новых высот.


Школа и последствия обид

Тяжело сосредоточиться на занятиях, если ты стал объектом насмешек для своих одноклассников. А если обиды имеют более серьёзный характер, последствия, вероятно, будут плачевными и выразятся в отсутствии силы воли, неспособности принимать решения, развитии комплексов, недоверия или, напротив, в озлоблении.


Как понять, что школьника обижают или дрязнят, если он молчит?

Признаками могут быть:

  • Ребенок отказывается идти учиться, ищет любой повод остаться дома, снижается успеваемость.
  • Малыш расстроен и подавлен в будни, но бывает в хорошем расположении духа в выходные дни.
  • Внешние признаки - побои, испорченные вещи или их отсутствие.
  • Жалобы на боль головы или живота (возможно, это признаки психологических проблем).


Как выбирают изгоя

Большинство людей считают, что причины травли - во внешних или социальных отличиях от большинства. На самом же деле объектом насмешек может стать любой человек. Один неверный шаг или секрет, разлетевшийся по классу, подрывает репутацию. Ни разный достаток, ни особенности внешности не обуславливают травлю. Гораздо большее значение имеют отношения в семье. Если ваш отпрыск спокоен и тверд, как правило, злые шутки быстро прекращаются.


Кто чаще подвергается нападкам:

  • "жертвы" - сомневающиеся, запутанные, апатичные. Не дают отпор на оскорбления.
  • "агрессоры" - часто сами нападают на окружающих, дают слишком бурную реакцию на провокации.
  • ребята из неблагополучных семей - неаккуратные, опаздывающие к уроку, плохо одетые.


Для того, что бы крохе было хорошо в любом социуме, воспитывайте в нем внутренний стержень, достоинство и уверенность в собственных силах.

Подробнее о детях, которых часто обижают, посмотрите в видео клинического психолога Вероники Степановой - получите ценные рекомендации родителям.

Ошибки родителей или как реагировать НЕ стоит

  1. Оставить одного, предоставив ему возможность самостоятельно справляться с проблемой. Ваш ребенок, пожалуй, не готов к этой ситуации, желательно его научить давать отпор правильно.
  2. Перевести его в другое учебное заведение или класс. Бывают случаи, когда быстро среагировать и спасти ребёнка необходимо. В этом случае перевод возможен, но нет никакой гарантии, что на новом месте все не повторится. Школьнику будет сложно адаптироваться в новом коллективе т.к. в предыдущем он уже потерпел поражение. А в старом один пострадавший сменится другим.
  3. Полностью брать решение конфликта в свои руки. Выяснять отношения с врагами, их родителями, преподавателями. Во-первых, можно ещё больше навредить и спровоцировать увеличение агрессии не только со стороны ребят, но и наставников. Во-вторых, не следует предпринимать какие-либо действия, не обсудив это со школьником.

Прислушайтесь к чувствам, доверяйте и уважайте его мнение.


Не следует оставлять проблему вашего ребенка для его самостоятельного решения

Как быть или неотложная помощь

Могут помочь:

1. Доверительный разговор по душам

Пусть он задаст вопрос "почему я?" - так вы выясните, что он сделал нападающей стороне, если ничего, то причина не в нем. Сын или дочь не виноваты в сложившейся ситуации.


2. Ребенок подвергается групповым преследованиям только в одном месте (учебное заведение, секция)

  • Узнайте, необходима ли ему помощь. Предложите свои варианты решения проблемы. Роль папы и мамы велика, от них требуется эмоциональная поддержка: вне агрессивно настроенного общества, он должен быть понят, принят, нужен.
  • Предложите устроить детский праздник с целью примерить, а, возможно, и подружить детей.
  • Запишите в секцию, лучше в спортивную. Он найдёт там себе единомышленников и почувствует себя тверже. Вообще все, что отвлечет школьника - хобби или кумир - даст ему возможность абстрагироваться, отвлечься и восстановиться морально.
  • Помогите разобраться в конфликте, проанализировать свое поведение и обидчиков. Возможно, он сам является провокатором. Не давите на него, объясните, как стоит себя вести.
  • Донесите, что внешность ни при чем, это защитит его от развития комплексов. Он должен знать, что любим таким, каков есть, в очках, полный или со шрамом на лице.
  • Причина чаще всего в нарушителях. Как правило, над слабыми издеваются желающие самоутвердиться и заглушить собственные комплексы. Объясните своему отпрыску, что те, кто это делают, чувствуют себя неполноценными и слабыми. Все, что стоит к ним испытывать, - жалость, т.к. они не нашли лучшего способа бороться со страхами. Эта установка может стать защитой: "Ты хочешь меня обидеть, потому что сам боишься". Обычно, когда задевают самое больное, желание нападать пропадает.
  • Иногда помогает игнорирование, если нет реакции, слез и истерик, обидчикам быстро надоедает жертва. Например, если забрали тетрадь, можно сказать: "Надоест с ней играть, вернёшь". В скором времени она будет брошена на соседнюю парту.
  • Не стоит показывать слёзы одноклассникам. Плакать полезно, чтобы снять стресс, но не демонстрировать слабость мучителям. Нет морального удовлетворения, если жертва не мучается.
  • Обратитесь в учебное заведение. Классному руководителю или завучу надлежит организовать классный час, темой которого станет "детская жестокость, групповое преследование". Для наглядности лучше показать фильм по теме (чучело) или мультфильм (гадкий утёнок). Главное - не указывать прямо на обидчиков. Иначе они закроются и примут позицию обороны (Причём тут я? Он начал первый и т.п.)


Необходимо научить ребенка правильно реагировать на происходящее

После демонстрации фильма ценно указать на базовые ценности, на комичность и уродливость преследователей.

Наставник объясняет, как мерзко и опасно то, что происходит. Часто дети не осознают размер ущерба, который наносят пострадавшей стороне.

Конечно, от профессионализма руководителя зависит качество проведения классного часа. Заранее обсудите с педагогом ход урока.

Если контакт с учителем найти не удаётся, следует обратиться к директору школы, а в случае физического насилия не тяните с обращением в правоохранительные органы.


3. Когда ребёнок - жертва в любом социуме (улица, лагерь)

Следует обратиться к семейному психологу, чтобы разобраться, почему он притягивает к себе агрессию. В том случае, когда в учебном заведении твёрдая позиция, чёткие правила о том, что нельзя оскорблять и нападать на других, и учителя не проявляют агрессию, не унижают учеников, тогда любые дети, даже с выраженными особенностями, будут приняты. В обществе будут развиваться лучшие качества - доброта, терпимость и сострадание.

Педагогу необходимо проводить мероприятия, выявлять скрытый буллинг (англ. агрессивное преследование одного из членов коллектива), не замалчивать проблему. Травля возникает не только из-за агрессивных детей, но и из-за нечутких, невнимательных взрослых. Нечувствительные к проблеме, они не вмешиваются, объясняя, что мальчик "сам виноват", " не может за себя постоять", "странный" и т.п. Необходимо информировать учителей, как бороться с насилием. Правильный способ - комплексный, влияние на всю группу. Работа с одним агрессором или только с потерпевшим результата может не дать.


В сложных ситуациях лучше обратиться с ребенком к пихологу

Обязанность классного руководителя - постоянно контролировать атмосферу в группе.Если после собраний дети согласны, что не хотят жить в коллективе, где кого-то травят - это начало выздоровления коллектива. Будет хорошо заинтересовать учеников совместной работой, научить показывать себя без применения силы.

Поможет бескорыстный обмен опытом, ранее неизвестными знаниями и достижениями, а также необычные игры). "Чему я научился за лето" - занятие, которое поможет каждому показать свои лучшие качества, продемонстрировать свои сильные стороны. Этим можно снизить доминирование одних детей над другими.


Звонок на перемену. Катя выходит из класса, в дверях её обгоняют одноклассники, задевая плечом, выкрикивают: «Катя- жирная корова!». На другой день в классе стайка ребят подходит к ней, один из них говорит: «Дай молочка!» Катя понимает посыл, но, не зная, что делать, вступает в диалог:

  • У меня нет молока…
  • Как же ты живёшь, корова без молока! - Ребята дружно хохочут, кто-то в приступе смеха сгибается пополам.

На следующий день Катя идёт по коридору, мимо проносятся ребята, на ходу бросают: «Мууу…»

Катя в слезах обращается к учительнице с жалобой, что её дразнят. «Что ж они говорят?» - спрашивает учительница. «Му», - честно и всё ещё с надеждой отвечает Катя. «Ну, это что такое, это вообще не к тебе относится. Ты притягиваешь», - отвечает учительница с облегчением. Занавес.


Арсенал реакций и действий учителя на ситуацию моббинга разнообразен – игнорировать, решительно запрещать, увещевать, беспомощно вопрошать («Дима, ну зачем ты ударил Петю?»), вызывать родителей (чаще всего родителей обижаемого)- но неэффективен.


В Российской школе на настоящий момент нет ни единой российской, ни частной школьной политики в отношении моббинга – травли ученика другими учениками (или учителем и учениками). Но это не означает, что всегда будет так. Кажется, пришла пора менять порядки беспорядки на здоровые позитивные порядки.

Если вы – родитель ученика, и оказалось, что в классе идёт моббинг, то ваш ребенок вовлечён в него безусловно – либо в качестве свидетеля, либо в качестве жертвы, зачинщика или подпевалы. Вероятнее всего, раз вы читаете эту статью, то вы подходите ответственно, и не хотите, чтобы опыт свидетеля разъел душу человека малодушием, опыт гонителя полюбился и впитался, а опыт жертвы оставил болезненные рубцы на памяти и самооценке.

Травля возникает не на пустом месте. Есть предпосылки и причины возникновения травли. И причины находятся в семейной обстановке ребенка, осуществляющего травлю. Предпосылки (порой и причины) возникновения травли в классе формируются в школе.


О семье. В ребенке подросткового возраста нарастает потребность самореализоваться, почувствовать свою значимость. Эта глубокая потребность реализуется, когда человек 1) по движению своей воли делает что-то полезное для других 2) принимает ответственные решения 3) получает положительное подкрепление от родных – уважение, любовь, радость от его успехов и его существования как такового.


Представьте себе старшего сына в многодетной семье, которому родители поручают заботиться о младших и хвалят, поощряют его, поддерживают в его собственных начинаниях. Такого ребенка не вообразишь во главе стайки мобберов.


Если у ребенка нет регулярных ситуаций, где он должен принимать решения, где он помогает и служит людям, если ребёнок не получает поддержки от близких или получает противоречивое послание от родителей, если родители (это может быть очень устроенная семья в материальном и социальном отношении) общаются с ребенком поверхностно, предоставляют его самому себе, или очень давят и прессингуют, то ребенок попытается самореализоваться во зле. Человек, организовывающий травлю другого, получает удовольствие от власти - от злой власти.

Вместе с потребностью в самореализации в подростке проявляется и потребность в принадлежности к группе, в принятии среди сверстников – потребность пережить сплочённость. Учёба в этом не помогает. Дело в том, что учебная деятельность в школе не является групповой. Каждый учится сам для себя параллельно с одноклассником, как в первых цехах средневековья ремесленники трудились каждый над своим заказом, сидя рядом друг с другом. И если конструктивное групповое отсутствует, то дети будут получать удовольствие от сплочения ПРОТИВ кого-то. Это мотив участия в травле «подпевал», он движет ими вместе со страхом и желанием отвести удар от себя.

Важно понимать, что нет причин для травли в ребёнке, против которого она ведётся – есть лишь поводы (телесные особенности, национальность, успехи/неуспехи в учёбе и т.д.). Иллюстрирует этот тезис один пример: если вдруг этот ребёнок стал неудобным объектом для моббинга, например, ушёл из школы; окреп и научился отстаивать своё достоинство, то группа находит другой подходящий объект.

Повторю ещё раз, поскольку для школьного сообщества эта мысль нова - Мотив моббинга не имеет связи с жертвой. Это внутренний мотив ребенка, осуществляющего травлю. Потребность в любви, в признании его как важного и значимого, в самореализации, которую не направили в созидательное русло.

О школе. Главная предпосылка травли в том, что школа выполняет сугубо функцию образования. Дать знания – вот на что работают учителя. Выходит однобоко: в школе не стоит задачи воспитания.

Бывает, и не редко, что в школе есть и причины возникновения травли. Учитель невольно инициирует моббинг, делая регулярные уничижительные высказывания в адрес ученика. А иногда и специально учитель создаёт и поддерживает гонения, чтобы легче управлять классом.

Что делать родителю ребёнка в отношении школы.

Вы разобрались и прояснили с очевидностью, что идёт не противостояние соперничающих сил, а именно травля. Не молчите, поговорите с учителем. Обозначьте проблему моббинга, поскольку она часто не осознаётся как таковая.


Покажите учителю своё видение ситуации как травли, учитель может быть не согласен и привести доводы в обвинение вашего ребенка («она у вас сама кричит, дерётся») и в оправдание обижающих («это переходный возраст, ну что вы хотите») – будьте стойки в своей позиции и аргументируйте фактами. Когда консенсус в восприятии ситуации достигнут, постарайтесь найти общие с учителем цели - такие цели, про которые можно сказать «мы с Вами» – «мы с Вами вместе заботимся о создании дружелюбной среды в классе». Придите к согласию об однозначной недопустимости травли. Спросите, какими средствами учитель предлагает эту проблему решать. Если учитель не знает, как решать проблему в классе (что скорее всего, раз травля возникла) – предложите источники информации, книги, сайты. Дайте понять, что вы не обвиняете никого и не требуете от учителя « уметь справляться с моббингом» , но точно настаиваете, что пришла пора научиться. Преодоление травли в школе – это ответственность, в первую очередь, школы. Сообщите, что вы будете разговаривать с директором. Обязательно выходите с этой темой на более высокий уровень, не откладывая, каждый новый школьный день – это новые риски и новые душевные раны для детей. А преодоление моббинга по определению лежит в поле более широком, чем один класс.


Напишите письменное обращение к директору школы, подайте его секретарю и получите входящий номер. Почему важно письмо: мы живём в бюрократическом мире. Если разговор с директором ведётся на словах, то для директора вы малая весовая категория, и многие ли из директоров привыкли считаться с родителями? Но если есть входящее письмо, то по нему директор будет отчитываться в вышестоящей инстанции о данном ответе и принятых мерах. Более того, директор понимает, что если Вы написали ему, то можете написать и выше, его руководству. В Москве, например, принята система рейтинга, в которой оценивается и умение директора строить диалог с родителями, находить доверие. Если родители пишут выше (пусть они и не правы были бы) – это означает, что директор недостаточно работал с родителями, не договорился, и получит минус в рейтинге. Поэтому директор постарается более внимательно и ответственно выслушать Вас и решить проблему.


После передачи письма договоритесь о встрече с директором и назначьте день и время. Если нужно для вашей моральной поддержки, придите вдвоём с другим небезразличным взрослым, поскольку директор, вполне возможно, примет вас в присутствии классного руководителя, завуча и может быть, вызовет психолога или социального педагога. Поэтому, чтобы вы не растерялись, присутствие разделяющего вашу позицию человека очень поможет. Также, как с учителем, обозначьте директору видение ситуации как травлю, и, возможно, что опять надо будет доказывать и иллюстрировать это фактами. Когда вы пришли к единому видению ситуации, спросите, что предлагает делать директор для исправления атмосферы в классе. Директор обладает большими ресурсами и знает свой коллектив, в котором могут быть учителя, зрелые как личности, обладающие авторитетом среди детей и понимающие детей.

Директор может задействовать их. В его распоряжении целый комплекс мер. Главное, чтобы эти меры работали с истинной причиной, побуждающей детей к травле.

Моббинг возник не за секунду, и его не преодолеть в одночасье. Тут нужен бархатный каток долгосрочных целенаправленных усилий. В первую очередь – неусыпных усилий родителя. Хочется закончить статью на радостной ноте, или просто на светлой. Но будущее нам не видно, загадывать трудно, поэтому расскажу красивый пример из настоящего - живого состоявшегося будущего: о людях из одного класса Салтыковской средней школы Балашихинского района Московской области, которые закончили школу в 1951 году, и которых я лично знаю. Они учились в классе, где учитель обладал авторитетом, дружба была ценность, взаимовыручка культивировалась, труд был нормой жизни. Они все состоялись как люди. Их дружба и сплочённость такова, что, и сейчас, когда им за восемьдесят, каждую весну все, кто жив, собираются на встречу выпускников.

Анна Шапошникова

Москва, 07.02.2016

P.S. За рамками статьи осталось рассмотрение что делать родителю в отношении детей – ради фокуса на теме статьи.

Вопрос психологу:

У меня конфликт с классным руководителем моего сына. Она часто жалуется на его поведение. В последний раз она возмущалась тем, что он читает реп перед старшеклассниками и на ее взгляд выставляет себя посмешищем. Я поговорила с сыном, встала на ее сторону. Но сам конфликт разгорелся на почве того, что документ, который выдают в школе всем без исключения ученикам и был поставлен срок для этого до 1 января моему сыну так и не дали. Я у нее неоднократно спрашивала, и просила помочь. И когда в очередной раз моему сыну отказали я позвонила ей и попросила объяснить. В разговоре сказала, что дети ее не слушаются потому что не уважают. Она же опять начала мне говорить про поведение моего сына, какие-то откровенные глупости. Я ей так и сказала, что за глупости вы говорите, на что она мне ответила, что она не глупая и бросила трубку. На следующий день я пошла к директору по поводу выдачи документа, а у сына как раз был классный час. Учитель меня увидела и сказала я с вами разговаривать не буду. Я ей ответила, что вообще -то и не собиралась и пришла к директору. Но его не оказалось и она с помощью учеников вызвала меня на классный час. И тут на меня набросились ученицы с ее класса. Она устроила мне так сказать с моим сыном публичную казнь, то есть на меня стали возмущаться все ученики, говорить о том, что мой сын себя плохо ведет (хотя сами они далеко не идеальные) одна девочка ну просто возмутительно себя вела, а учительница ей ни слова не сказала. В ответ на это я сказала, что буду отстаивать права сына. Сын не хочет переходить в другой класс. Я не хочу больше иметь общение с классным руководителем и сказала ей об этом, а также о том, что мой сын не будет ходить на классные часы, а я больше не буду ходить на классные собрания. Я не знаю имею ли я на это право, но учитель, на мой взгляд, сам не может найти общего языка с учениками и в частности с моим сыном. Я два дня подряд не могу придти в себя от этой ситуации и нахожусь на грани нервного срыва. Задумываюсь о том, не стоит ли мне написать заявление на классного руководителя.

На вопрос отвечает психолог Шиколаева Светлана Сергеевна.

Здравствуйте, Светлана!

В любом конфликте виноваты обе стороны. Виноваты в том, что допустили ситуацию до конфликта. Понятно Ваше стремление защищать сына и быть на его стороне, это правильная родительская позиция, но при этом Вы должны стараться всегда объективно оценивать его поступки и не попускать своим отношением какое-то явно неправильное поведение. Вы не должны при сыне возмущаться классной руководительницей, тем более говорить, что она глупая. Потому что такое отношение к учителю, которое ребёнок перенимает и усваивает, влияет на его отношение к школе и обучению вообще. Это может снизить мотивацию учиться, обесценить учёбу. А вот если Вы научите с детства ребёнка уважительному отношению к окружающим (в первую очередь своим личным примером), то Вы здорово упростите ему дальнейшую адаптацию в обществе, ему будет просто и радостно общаться с людьми, его будут лучше принимать и любить. Мы ведь все этого хотим своим детям.

При жалобах ребёнка на учителя, что бы ребёнок ни говорил, Всегда лучше воздержаться от скоропалительных выводов и сказать: «я поняла, пожалуйста, успокойся, я обязательно разберусь, я схожу и поговорю с учителем, а потом мы обсудим, как быть». И сходить, и поговорить как можно скорее.

Конечно, любой разговор с учителем должен начинаться в спокойном и уважительном тоне. Если Вы уверены, что учитель где-то в чём-то не прав, то постарайтесь донести это до него благожелательно (насколько возможно). Даже самые «суровые» педагоги способны прислушиваться к родителям и менять своё поведение и отношение, если они чувствуют, что родитель, во-первых, «в теме», а во вторых, не права пришёл качать, а конструктивно хочет решить проблему.

Вы, к сожалению, конфликт настолько запустили, что попали в очень неприятную ситуацию откровенной вражды. Тот, кто стремится решить конфликт силой (повышенные тона, неуважительные высказывания, жалобы в инстанции), тот нанесёт себе самому столько урона, что никакая «победа» не сможет скомпенсировать. Да и в чём эта победа заключается?

Но Вам, Светлана, важнее даже помнить, что не только Вы сами, но и Ваш сын терпит урон, и ему, возможно, намного сложнее будет пережить Ваш конфликт с учительницей, чем Вам самой.

Знаете, кто первым выходит победителем из любого противостояния, любого конфликт? Тот, кто делает первым шаг к примирению, к пониманию и поиску компромисса. То, что страдает Ваш сын, это должно подстегнуть Вас сделать этот первый шаг самой как можно быстрее. Начните с того, что пересмотрите всё предыдущее общение с учительницей. Что бы она сама ни говорила и ни делала, но Вы ведь и сами допускали неуважительные высказывания в её адрес. Вы говорили ей, что её не слушаются и не уважают дети (безусловно, Вы имеете право на подобное мнение, но высказывать его, если уж на то пошло, нужно не учителю в лицо, а его руководителю, директору, а уж задача директора разобраться с этим), что она говорит глупости и т.п. Проще говоря, на Вас, Светлана, есть за что обидеться… Далее постарайтесь учительницу понять. Подумайте, что может быть причиной того, что она постоянно жалуется на поведение сына. Возможно ведь, что она не просто придирается? Ну и настройте себя на то, чтобы сделать попытку наладить с ней отношение.

Подождите пока жаловаться директору, Вы всегда это сделать успеете. Даже если до этого и дойдёт, лучше это будет сделать после того, как Вы успокоитесь и полностью взвесите все за и против. Но скорее всего, если Вы правильно поговорите с учителем, до этого и не дойдёт, никому ни на кого жаловаться не придётся.

Хоть учительница и сказала, что общаться с Вами она больше не будет, Вы всё-таки можете ей позвонить и попросить Вас выслушать. Сказать, что Вы готовы сменить тон и ещё раз попробовать обсудить те проблемы, которые сложились у сына в школе: документ, его поведение и всё остальное. Если Вы найдёте в себе силы для этого, и для того, чтобы быть готовой извиниться за какие-то свои чересчур эмоциональные слова и разговоры, то как бы она не отреагировала - это уже не Ваша ответственность. Ваша задача – сделать первый шаг к примирению и не углубиться во вражду повторно, если, к примеру, учительница свой тон так и не поменяет. В любом случае нервного срыва у Вас после этого не будет, и на душе станет спокойней. И сыну Вы подадите отличный пример.

Вопрос (подробно):

Здравствуйте.

Подскажите как мне быть.

Классный руководитель моей дочери регулярно оскорбляет и унижает словесно мою дочь при всем классе, такому же унижению подвергаются еще несколько учеником. Мне лично и ей она все время говорит о том что нам необходимо перевестись в другую школу так как мы ее не устраиваем, в связи с тем, что мы часто болеем. Обвиняет нас в том, что мы придумываем болезни и вместе с врачами подделываем справки о болезни. На этой почве она не разрешает моему ребенку посещать олимипиады, так она не посещала уроки классного руководителя во время болезни. Одно время настаивала на домашнем обучении, но такого обучения мы не можем добиться, так врачи нам соответствующего заключения не дают, по причине нашего заболевания, оно временное в связи гормональным сбоем и во ремя летних каникул ее вылечили. Все заболевания мы подтвержаем справками и не отказываемся предоставить медицинскую карту. Так же у них есть свободный доступ, для звонка нашему участковому врачу. Но классного руководителя это не устраивает и она регулярно ведет против нас боевые действия. Постоянные беседы в кабинете завуча ни к чему конкретному не приводят, все заканчивается на том, что она приходит к обвинениям в симуляции ребенки болезней и моем потокании и согласии врача выдавать нам липовые спавки и регулярно требует перевестись в другую школу. А при всем классе ежедневно оскорбляет мою дочь в том, что тупая, ленивная и т. д. Переводиться из-за одного учителя, который к нам неадекватно относится мы не хотим, но найти управу на ее нежелание уживаться со всем светом найти хотели бы.

Подскажите, пожалуйста, как правильно поступить с таким учителем, чтобы в дальнейшем не навредить учебе моей дочери, так как она в последнее время уже за грани нерывных срывов и учиться ей нравиться и к ней на уроки ходить нет желания. И мои беседы в кабинете завуча ни к чему не приводят.

Поведение педагога является недопустимым. Единственный способ повлиять на изменение отношения - это попытаться, для начала, переговорить с самими учителем, затем жаловаться. Именно директор школы несет ответственность за недопущения нарушений прав учащихся и неэтичного поведения педагогов. Он обязан принять меры.

Обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья ().

Педагог обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений ().

Родители имеют право защищать права и интересы ребенка. В зависимости от ситуации и степени договороспособности педагога и директора вы можете предпринять разные шаги. Прежде всего, выяснить причины поведения учителя. Попытаться поговорить.

Если учитель предвзято относится к вашему ребенку, допускает оскорбления - вы можете обратиться с жалобой на имя директора школы. В заявлении лучше указать конкретные факты, описать действия, слова, все что вы считаете оскорбительным. Директор должен провести служебное расследование, и вправе привлечь учителя к дисциплинарной ответственности. Если ситуация серьезным образом влияет на психологическое состояние ребенка, вы вправе требовать от администрации школы обеспечить нормальные условия для получения образования. В крайнем случае, возможен вариант, при котором вы можете просить перевести вашего ребенка к другому учителю (то есть в другой класс).