Презентация на тему способности и задатки. Презентация по психологии на тему "способности как психическое свойство". Существует несколько концепций способностей

Способности в структуре индивидуальности.Способности- индивидуальнопсихологические особенности,
являющиеся условием успешного
осуществления определенной
деятельности.
Деятельность является первой
пробой способностей и условием
их развития.
По Б.М. Теплову: способности - это то, что не
сводится к знаниям, умениям и навыкам, но
объясняет (обеспечивает) их быстрое
приобретение, закрепление и эффективное
использование на практике.

Важным компонентом способностей
является повышенная мотивация к
соответствующей
деятельности. Она обеспечивает
интенсивную деятельность,
необходимую для развития
способностей.

Существует несколько концепций способностей

СТРУКТУРА СПОСОБНОСТЕЙ

По числу и
характеру
деятельности
Общие (умственные,учебные,
коммуникативные)
Специальные (математические, музыкальные)
По составу,
строению
Элементарные (ощущения, глазомер, муз.слух)
Сложные (учебные, трудовые, общения)
По
значимости
деятельности
По уровню
развития
Ведущая, занимающая главное значение в
деятельности
Вспомогательные, подчиненные
Репродуктивные (способность действовать
по образцу)
Творческие (способность создавать новое)

Тимы способностей: учебные, творческие, интеллектуальные, и специальные

Учебные способности определяют
успешность обучения и воспитания, усвоения
человеком знаний, умений, навыков,
формирования качеств личности.
Творческие способности способствуют
создание предметов материальной и духовной
культуры, производство новых идей, открытий
и произведений, словом - индивидуальное
творчество в различных областях
человеческой деятельности.

Интеллектуальная способность определяется как
индивидуально-своеобразное свойство личности,
являющееся условием успешности решения
определенной задачи (проблемы): способность
раскрывать значения слов, выстраивать
пространственную фигуру из заданных элементов,
выявлять закономерность в ряду чисел и
геометрических изображений и т.д.
Специальные способности определяют успехи
человека в специфических видах деятельности, для
осуществления которых необходимы задатки особого
рода и их развитие. К таким способностям можно
отнести музыкальные, математические,
лингвистические, технические, литературные,
художественно-творческие, спортивные и другие.

Уровни развития способностей и индивидуальные различия:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ
ЗАДАТКИ
СПОСОБНОСТИ
УСЛОВИЯ
РАЗВИТИЯ

Формирование способностей. Развитие природных задатков.

Формирование способностей происходит на
основе врожденных задатков.
Задатки- врожденные анатомофизиологические особенности нервной
системы, мозга, составляющие природную
основу развития способностей.
В способностях неразрывно переплетаются
природное (задатки) и приобретенное
человеком в процессе деятельности
(социальное). Ведущую роль играет
социальный фактор.

Границы задатков по Лангмейеру

Зависимость музыкальных способностей у детей от музыкальной
одаренности родителей
Родители
Дети,%
Ярко выраженная
Совсем немумузыкальность
зыкальны
Оба музыкальны
85
7
Оба немузыкальны
25
58

РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ
Ф
А
К
Т
О
Р
Ы
Характер деятельности
Внешняя среда
Внутренняя среда
Компенсация
Сензитивные периоды развития – периоды онтогенетического
развития, в которые развивающийся организм бывает особенно
чувствителен к определенного рода влияниям окружающей
действительности.

ХАРАКТЕР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Непосредственное общение младенца со взрослыми
Предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве
Сюжетно-ролевая игра у дошкольников
Учебная деятельность младших школьников
Общественно полезная деятельность подростков
Профессионально-учебная деятельность в ранней юности
Трудовая деятельность в период взрослости (зрелости)

Индивидуальные особенности

Сила
нервных
процесс
ов
Уравнов
ешеннос
ть и
подвижн
ость
Воля и
коммун
икация
Мыслитель
ный
Художеств
енный
Смешанный
ТИПЫ
ЛИЧНОС

Cлайд 1

План: Понятие о способности. Способности и деятельность. Формирование способностей. Развитие природных задатков. Типы способностей: учебные, творческие, интеллектуальные, и специальные.

Cлайд 2

Способности- индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности. Деятельность является первой пробой способностей и условием их развития. По Б.М. Теплову: способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Cлайд 3

Важным компонентом способностей является повышенная мотивация к соответствующей деятельности. Она обеспечивает интенсивную деятельность, необходимую для развития способностей.

Cлайд 4

Формирование способностей происходит на основе врожденных задатков. Задатки- врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей. В способностях неразрывно переплетаются природное (задатки) и приобретенное человеком в процессе деятельности (социальное). Ведущую роль играет социальный фактор.

Cлайд 5

Cлайд 6

Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности. Творческие способности способствуют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Cлайд 7

Интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи (проблемы): способность раскрывать значения слов, выстраивать пространственную фигуру из заданных элементов, выявлять закономерность в ряду чисел и геометрических изображений и т.д. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и другие.

Cлайд 1

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 6 класс МБОУ СОШ №12 г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Cлайд 2

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Одному легко дается математика, другому – иностранные языки, третий пишет стихи, четвертый добивается успехов в спорте – а какие у тебя способности?

Cлайд 3

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА СПОСОБНОСТИ - это индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. ЗАДАТКИ - это природная предпосылка способности, физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей.

Cлайд 4

ВИДЫ ЗАДАТКОВ ЧЕЛОВЕКА ВРОЖДЕННЫЕ ЗАДАТКИ – такие, которые проявляются уже при рождении ребенка. ПРИБРЕТЕННЫЕ ЗАДАТКИ формируются в процессе деятельности Например, математические способности: для того чтобы освоить высшую математику, необходимо обязательно знать элементарную. ВЫСОКИЙ РОСТ + РАЗВИТИЕ ПРЫГУЧЕСТИ, ПОДВИЖНОСТЬ, БЫСТРОТА РЕАКЦИИ НЕЙТ РОБИНСОН - трёхкратный победитель конкурса по броскам сверху (2006, 2009 и 2010). При росте – 175 см.

Cлайд 5

ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА СПЕЦИАЛЬНЫЕ – проявляются в определенной сфере деятельности человека - музыке, математике, рисовании, спорте, технике и т.д. ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ обеспечивают успешное выполнение различных видов деятельности (таких, которые требуют проявления высокоразвитого интеллекта и напряженной умственной деятельности)

Cлайд 6

ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ТВОРЧЕСКИЕ – проявляются через создание человеком нестандартных, оригинальных продуктов деятельности. УЧЕБНЫЕ СПОСОБНОСТИ проявляются как быстрое и качественное усвоение знаний, формирование умений, однако не предусматривают оригинальности продуктов деятельности ИМПРЕСИОНИЗМ

Cлайд 7

ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ПРАКТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ предусматривают наличие и преобладание в деятельности практического, наглядно-действенного мышления. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ связанны с функционированием в человека теоретического, абстрактного мышления Люди, обладающие этими способностями, склонны к научной деятельности МОДЕЛЬ ВСЕЛЕННОЙ ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬСТВО

Cлайд 8

СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА У одного человека возможно сочетание как общих, так и специальных видов способностей Примерами высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей является М.В. Гоголь, М.В. Ломоносов и др. Говорят, когда В. Немировича-Данченко спросили, каждый ли может стать режиссером, он ответил: «Каждый, только одному потребуется для этого три года, другому – 30 лет, а третьему – 300 лет».

Cлайд 9

УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ ОДАРЕННОСТЬ - наличие потенциально высоких способностей у какого-либо человека, качественно своеобразное, личностное сочетание способностей. ВАДИМ РЕПИН НАЧАЛ ИГРАТЬ НА СКРИПКЕ В 5 ЛЕТ

Cлайд 10

УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ Талантливые ученые и писатели часто говорят, что главный залог их успехов - трудолюбие. Способность сидеть и работать, пахать. В мире высоких достижений побеждают не таланты, а пахари с талантом. ТАЛАНТ – высокий уровень развития способностей, проявляющихся в творческих достижениях МАЙК ТАЙСОН – 10 раундов спарринга 6 дней в неделю + силовые тренировки с утра и до позднего вечера = является обладателем нескольких мировых рекордов, не побитых по сей день.

Cлайд 11

УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ СТИВЕН ХОКИНГ- один из наиболее влиятельных и известных физиков-теоретиков нашего времени и основоположников квантовой космологии. ГЕНИАЛЬНОСТЬ - высший уровень интеллектуальной или творческой деятельности личности, который реально проявляется в выдающихся результатах и имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры. ГЕНИИ И ТАЛАНТЫ Делать легко то, что для других трудно - это талант. Делать то, что для других невозможно, - это гений. Анри Фредерик Амиель Гениальные люди - это метеоры, призванные сгореть, чтобы озарить свой век. Наполеон Бонапарт Назначение гения в том, чтобы доставлять мысли, которые через двадцать лет станут достоянием кретинов. Луи Арагон
  • Виды способностей
  • Категории способностей
  • Гениальность
  • Талант
  • Одаренность

  • Разбираясь в том, почему у разных людей,находящиеся в одинаковых жизненных условиях, на выходе разный результат, мы часто руководствуем понятием «способности» , предполагая, что именно они влияют на то, чего добивается человек. Этот же термин мы используем для того чтобы выяснить, почему одни люди учатся чему-либо быстрее, чем другие и т. п.

  • Во-первых, это совокупность психических процессов и состояний, часто называемая свойствами души.
  • Во-вторых, это высокий уровень развития общих и специальных навыков, умений и знаний, которые обеспечивает эффективное выполнение человеком разного рода функций.
  • В-третьих, способности - это все то, что нельзя свести с знаниям, навыкам и умениям, но с помощью чего можно объяснить их приобретение, использование, использование и закрепление.


  • ОБЩИЕ (элементарные и сложные)
  • СПЕЦИАЛЬНЫЕ(присущие не всем людям).

  • Элементарные (простейшие) способности- это способности, связанные с функциями органов чувств и простейшими движениями (способность различать запахи, звуки, цвета) . Они присутствуют у человека с рождения и в течение жизни их можно совершенствовать.
  • Сложные способности – это способности различной деятельности, связанной с человеческой культуры. Например: музыкальные, художественные, математические и др. Такие способности называют социально обусловленными, т. к. они не являются врожденными.

  • ОБЩИЕ способности –это способности, имеющие у всех людей, но развитые у всех в различной степени(общие двигательные и умственные).Именно ими определяются успехи и достижения во многих видах деятельности (спорт, обучение, преподавание).


  • Специальные способности – это способности, встречающие не у всех и для которых, в большинстве случаев, требуется наличие определенных задатков (художественно-изобразительные, литературные, актерские, музыкальные). Благодаря им люди достигают успехов в специфических видах деятельности.


  • Теоретические способности –это способности, которые обусловливает склонность индивида к абстрактно-логическому мышлению, а также умение чётко ставить и успешно выполнять теоретические задачи.
  • Практические способности –это способности, которые проявляются в умении ставить и выполнять практические задачи, связанные с конкретными действиями в определённых жизненных ситуациях.


  • Учебные способности- это способности, определяющие успешность обучения, усвоения знаний, навыков и умений.
  • Творческие способности – это способности, определяющие умение человека создавать предметы духовной и материальной культуры, а также влияющие на производство новых идей, совершений открытий и т. п.

  • Коммуникативные способности –это способности, которые включают в себя знания, умения и навыки, связанные с общением и взаимодействием с окружающими людьми, межличностным оцениванием и восприятием, установлением контактов, налаживание связей, нахождением общего языка, расположением к себе и взаимодействием на людей.

  • ПРЕДМЕТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЕ СПОСОБНОСТИ –это способности, определяющие взаимодействие людей с неодушевлёнными предметами.




Подобные документы

    Понятие способностей человека, их классификация. Общие и специальные, теоретические и практические способности. Психологическая характеристика способностей, их формирование и развитие. Качественные и количественные характеристики способностей человека.

    контрольная работа, добавлен 03.04.2015

    Суть и характеристики способностей - свойств личности, которые в той или иной мере необходимы для самых разнообразных видов деятельности. Природа происхождения задатков и способностей. Типы нервной деятельности. Талант и одаренность - виды способностей.

    курсовая работа, добавлен 28.07.2012

    Общая характеристика способностей человека, уровни и развитие специальных способностей. Взаимосвязь способностей и возраста, детская одарённость и её виды. Влияние социальной среды на одаренность и понятие о таланте. Гениальность как форма одарённости.

    курсовая работа, добавлен 07.05.2012

    Основные проблемы психодиагностики способностей: интеллекта, обучаемости, креативности. Группы способностей человека: общие, модально-общие, специальные способности. Область применения тестов способностей. Влияние среды на развитие интеллекта человека.

    реферат, добавлен 22.04.2010

    История изучения психологии человеческих способностей. Исследование понятия способности как главного критерия успешности деятельности. Анализ вопроса взаимосвязи умственных способностей и развития индивида. Обзор места способностей в структуре психики.

    статья, добавлен 30.09.2018

    Природа и факторы развития способностей. Талант как высокая степень способностей личности к определенной деятельности. Понятие творчества и творческих способностей. Рисование нетрадиционными техниками как средство развития творческих способностей.

    реферат, добавлен 12.09.2011

    Особенности общих и специальных способностей с точки зрения психологии образования. Рассмотрение разнообразных типов способностей на основании психологии образования. Способности – свойства души человека, понимаемые как совокупность психических процессов.

    курсовая работа, добавлен 28.12.2019

    Анализ проблемы диагностики интеллекта и способностей в психологической теории. Общая характеристика интеллектуальных способностей человека. Изучение основных факторов, влияющих на развитие интеллекта. Изучение связи интеллекта и творческих способностей.

    доклад, добавлен 05.05.2015

    Понятие личности в психологии. Изучение основ её формирования и развития. Обобщенная оценка теорий личности. Общая характеристика способностей человека. Соотношение социализации и индивидуализации. Уровни развития способностей и индивидуальные различия.

    курсовая работа, добавлен 08.08.2018

    Задатки как природные предпосылки способностей и таланта. Понимание сущности способностей личности и их отношение к мозгу. Способности как свойства души человека, совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Классификация способностей.