Кто такая деметра бог чего. Богиня Деметра. В древнегреческой мифологии богиня плодородия. Имя, эпитеты и характер

Тип и атрибуты Деметры. - Почести, воздаваемые Деметре. - Похищение Персефоны (Прозерпины). - Отчаяние Деметры. - Персефона в Аиде. - Голод Эрисихтона. - Элевсинские мистерии. - Триптолем. - Богиня Флора. - Сильван. - Вертумн и Помона.

Тип и атрибуты Деметры

Деметра (по-древнегречески), или Церера (по-латыни), сестра и супруга Зевса, олицетворяла собой земное плодородие. Деметра своей властью заставляла землю производить плоды и считалась главным образом покровительницей хлебных злаков. От Зевса у Деметры была дочь Персефона (Прозерпина), олицетворявшая растительное царство.

Деметра была милостивой и благодатной богиней, она не только заботилась о злаках - главной пище людей, но заботилась также об улучшении их жизни. Деметра научила людей пахать землю, засевать поля, всегда покровительствовала законным бракам и другим законным учреждениям, способствующим спокойной и оседлой жизни народов.

Многие знаменитые античные скульпторы, в том числе Пракситель, воспроизводили Деметру, но очень немногие античные статуи сохранились до наших дней, да и то в разрушенном или реставрированном виде. Тип Деметры более известен по живописным изображениям, сохранившимся в Геркулануме; одно из них, самое известное, представляет Деметру во весь рост: голова ее окружена сиянием, в левой руке у Деметры корзина, наполненная колосьями, а в правой - факел, который Деметра зажгла от пламени вулкана Этны, когда искала свою дочь Персефону.

Некоторые статуи, носящие, хотя, быть может, и ошибочно, имя этой богини, пользуются большой известностью. По типу, который выработало древнее искусство, Деметра представляется в виде величественной матроны с кроткими, мягкими чертами, в длинных свободных одеждах. На голове у нее - венок из колосьев, а в руках - мак и колосья. Корзина с плодами и свинья - вот ее атрибуты.

Иногда бывает трудно отличить статуи или изображения Деметры от изображений ее дочери. Им обеим часто придают одни и те же атрибуты, хотя Персефону чаще всего изображают более молодой. До наших дней почти не сохранилось подлинных античных статуй этих богинь, зато существует много античных монет с их изображениями.

Овидий рассказывает, что Деметра излечила посредством мака бессонницу сына Келея, и с тех пор Деметра часто изображается с головкой мака в руке. На одной из Элевсинских монет Деметра изображена сидящей на колеснице, которую везут змеи; на оборотной стороне медали изображена свинья - эмблема плодовитости.

Почести, воздаваемые Деметре

У греков точно так же, как у римлян, культ Деметры-Цереры был очень распространен; ей повсюду воздавали большие почести и приносили обильные жертвы.

По словам Овидия, это происходило потому, что «Церера первая вспахала землю плугом, Церере обязаны люди произрастанием всех плодов земных, служащих им пищей. Церера первая дала нам законы, и все блага, которыми мы пользуемся, дарованы нам этой богиней. Церера заставила быков склонить их головы под ярмом и послушно бороздить плугом твердую поверхность земли. Вот почему жрецы Цереры щадят трудящихся быков, а приносят ей в жертву ленивую свинью».

Похищение Персефоны (Прозерпины)

Деметра страстно любила свою дочь Персефону. Похищение Персефоны повергло ее в страшное горе и отчаяние.

В гомеровском гимне, посвященном богине жатвы Деметре, рассказывает о похищении Персефоны следующее. Зевс обещал Плутону в супруги свою дочь Персефону, и вот в один прекрасный день, когда юная богиня вместе с подругами собирает по полям и лугам душистые цветы, земля разверзается, появляется на своей колеснице мрачный властитель царства теней и увлекает Персефону в свой дворец.

Никто не видал похищения Персефоны, и только чуткое ухо матери услыхало ее крики о помощи. Деметра спешит к Персефоне, но не находит ее.

Отчаяние Деметры

Полная отчаяния, отправляется Деметра на поиски своей дочери Персефоны, с восхода солнца и до заката ищет она ее - все напрасно. Наступает ночь, Деметра зажигает факел на горе Этне, продолжая и ночью искать Персефону.

Девять дней и ночей проводит Деметра в этих поисках, забывая о пище и питье. Деметра обходит весь шар земной - нигде нет и следа ее дочери. Тогда Деметра обращается к Гелиосу (Солнцу) и просит его, всевидящего, сказать ей, кто похитил Персефону. Гелиос говорит ей, что это сделал Плутон с разрешения властелина богов.

Богиня Деметра объявляет тогда Зевсу, что до тех пор, пока ей не будет возвращена ее дочь, она не будет заботиться о плодородии земли. И действительно на земле наступает голод и грозит гибелью всему человечеству. Зевс не может допустить этой гибели и соглашается вернуть Персефону ее матери. Но Плутон уговорил ничего не подозревавшую Персефону съесть несколько зерен граната; этот плод считался эмблемой брака , а поэтому Персефона не может уже покинуть навсегда Плутона, так как брак считается заключенным.

Аскалаф, сын реки Ахеронта, видел, как Персефона ела гранат, и рассказал об этом Зевсу. Рассерженная таким доносом Деметра тотчас же превратила Аскалафа в сову.

Тогда боги решили на совете, что Персефона будет проводить на земле с матерью две трети года, а одну треть в царстве Плутона, под землей. Две трети года все цветет и зеленеет на земле: нивы покрываются золотистыми колосьями, плоды зреют на деревьях, повсюду вырастают прекрасные цветы. Персефона проводит это время с матерью и наслаждается солнечным светом. Затем наступает последняя треть года - зима: все растительное царство замерло, заснуло, Персефона скрылась в мрачном жилище Плутона, а покинутая Деметра грустит и облачается в траурные одежды, и вместе с ней вся земля.

Персефона в Аиде

Персефона (по-древнегречески), или Прозерпина (по-латыни), считалась царицей Аида. Пребывая там, Персефона властвует над тенями умерших и над Фуриями, но как только должна наступить весна, Гермес, крылатый посланник богов, сходит в Аид и приводит Персефону на землю.

На античных саркофагах очень часто изображалось возвращение Персефоны на землю, потому что это возвращение в царство света после пребывания в царстве теней являлось как бы намеком на будущую жизнь.

Древнегреческий скульптор Пракситель изваял прекрасную группу «Похищение Персефоны», которая пользовалась большой славой в античности. Новейшие художники очень часто трактуют этот сюжет в своих произведениях. Между ними всего более замечательны картины Рубенса и Джулио Романо, а также мраморная группа Жирардона в Версале.

Голод Эрисихтона

Милостивая и добрая к тем, кто воздает ей почести и исполняет ее повеления, Деметра безжалостна к неверующим, и вот какая ужасная кара постигла того, кто нарушил ее божественные права.

Деметре была посвящена прекрасная тенистая роща. Эрисихтон, сын Триопа Фессалийского, вторгается в эту рощу со своими рабами, которым приказывает рубить лучшие деревья. Деметра под видом жрицы появляется перед Эрисихтоном и напоминает ему, что это - священная роща богини жатвы Деметры, но Эрисихтон не слушает ее и даже угрожает ей топором, если она не уйдет, и говорит, что из этих деревьев он выстроит себе прекрасный дворец и будет в нем задавать роскошные пиры.

Тогда разгневанная богиня Деметра изгоняет всех из ее рощи, а Эрисихтона приговаривает к следующему наказанию: его будет вечно мучить неутолимый голод: чем больше Эрисихтон будет есть, тем больше захочется ему есть, и голод не перестанет терзать его внутренностей. Эрисихтон проводит целые дни за столом, рабы его подают ему дни и ночи всевозможные кушанья, но голод ничем не утоляется. Уже истрачены все его запасы, истощены все его средства, Эрисихтон - нищий, который должен выпрашивать подаяние у проходящих. Но у Эрисихтона есть дочь Местра, он продает ее в рабство.

Бог моря Посейдон, тронутый мольбами молодой девушки, дарует Местре способность превращаться в какое угодно животное. Местра превращается в лошадь и убегает от своего хозяина. Затем по очереди Местра превращается в собаку, овцу, птицу и возвращается постоянно к отцу для новой продажи. Но вскоре и этих денег не хватает, голод Эрисихтона все растет и растет. Наконец Эрисихтон пожирает самого себя.

Элевсинские мистерии

Знаменитые Элевсинские мистерии праздновались в честь Деметры в городке Элевсине. Сперва одни только элевсинцы принимали участие в Элевсинских мистериях, но мало-помалу культ Деметры распространился по всей Греции, тогда и афиняне стали также их праздновать.

Вначале это были скромные полевые праздники, где приносились жертвы и воздавалась благодарность милостивой богине Деметре, даровавшей обильную жатву, и где молили Деметру о даровании вновь весны, т. е. возрождения всего растительного царства.

Но когда в судьбе Персефоны стали видеть как бы олицетворение будущей бессмертной жизни и связанное с этой идеей представление о награждении добрых и наказании злых, то празднества эти приняли характер мистерий (таинств), в которые посвящались желающие после известных испытаний.

Высший жрец, иерофант , руководил всеми церемониями и совершал посвящения. Так как Элевсинские мистерии главным образом относились к появлению Персефоны на земле и к схождению ее в Аид, то и праздники разделялись на Великие и Малые Элевсины.

Малые Элевсинские мистерии справлялись в месяце Анфестерионе (февраль-март) в Афинах, в знаменитом храме Деметры, построенном на берегу реки Илисса; этот праздник состоял из большей частью неизвестных нам обрядов.

Великие Элевсинские мистерии праздновались осенью в месяце Боэдромионе (сентябрь-октябрь), после жатвы, и продолжались девять дней и девять ночей.

Первый день Элевсинских мистерий посвящался в Афинах разным приготовлениям к празднику, приносились жертвы, устраивались жертвенные пиршества, совершали омовение, очищение и постились. Другие дни, а также ночи, Элевсинских мистерий, посвящались торжественным процессиям к морю, шумным шествиям и атлетическим играм, причем победителю давали в виде награды меру ржи, собранной с поля, посвященного богине земледелия Деметре.

Шестой день Элевсинских мистерий был самый торжественный: устраивалось шествие по священной дороге из Афин в Элевсин, причем несли статую Иакха, считавшегося братом и женихом Персефоны. В этом шествии принимали участие, кроме жрецов и властей, все посвященные и посвящаемые в Элевсинские мистерии, в миртовых венках, с полевыми орудиями и факелами в руках.

Шествие это, выходя из Афин утром, достигало Элевсина, находящегося в четырех часах пути, только вечером, так как оно по дороге очень часто останавливалось, участвовавшие предавались разным увеселениям и шуткам, а молодые девушки исполняли священные танцы в честь Деметры.

По прибытии в Элевсин и во все последующие ночи в долине на берегу Элевсинского залива, а главным образом в великолепном здании, выстроенном Периклом, жрецами и посвященными разыгрывалась священная драма, род мистерии, изображавшая в мифических и символических сценах похищение Персефоны, отчаяние и горе Деметры и ее поиски дочери.

Богиня Деметра называлась тогда матерью печали, и звуки медных инструментов подражали стонам и крикам Деметры. Все участвовавшие в мистерии, подражая скитаниям богини, бродили во тьме; вокруг них раздавались неопределенные звуки, слышались таинственные голоса, вселявшие в них мистический ужас. Но лишь только находили Персефону, сцены веселья и радости, яркий свет, пение хоров и танцы сменяли мрак и ужас. Эти внезапные переходы от мрака к свету, от горя к радости изображали для посвященных в Элевсинские мистерии переход от ужасов мрачного Тартара к радостному блаженству Елисейских полей и являлись, таким образом, как бы символом бессмертия души и награды, обещанной праведникам.

Бессмертие души изображалось в Элевсинских мистериях превращением хлебного зерна, которое, брошенное в землю и как бы предназначенное к гниению, возрождается к новой жизни в виде колоса.

Триптолем

Время, проведенное Деметрой в поисках дочери Персефоны, является для человечества благодатным временем: Деметра щедро одарила всех оказавших ей гостеприимство в дни ее печальных скитаний.

Одним Деметра даровала злаки, другим - винные ягоды (смоквы, фиги, инжир), третьих научила собирать жатвы, четвертых - печь хлеба.

Но щедрее всего наградила Деметра Элевсин, куда она однажды пришла измученная и голодная и была радушно принята царем Келеем. Войдя к Келею в дом, Деметра застала жену его Метаниру всю в слезах у колыбели больного ребенка, которого звали Триптолемом.

Деметра берет ребенка и целует его - жизнь и здоровье тотчас же возвращаются к Триптолему. Богиня проводит у Келея некоторое время, Деметра полюбила ребенка и хочет его сделать бессмертным; для этого Деметра кладет Триптолема в огонь, чтобы очистить его от всех грехов человечества, но мать в ужасе вырывает ребенка из ее рук. Деметра тогда объясняет ей, что она своим вмешательством лишила сына бессмертия, но так как богиня держала его на руках, то Триптолем удостоится божественных почестей, будет первым землепашцем и первый соберет плоды своих трудов.

Деметра посылает Триптолема на колеснице, запряженной драконами, разъезжать по всей земле и учить людей земледелию. Всюду Триптолема встречают радостно, и везде он - желанный гость.

В Элевсинских мистериях Триптолем, вернувшийся к жизни от поцелуя богини Деметры, олицетворяет труд землепашца, побеждающего бесплодие земли с божественной помощью Деметры. Триптолему воздвигли храм в Афинах, рядом с храмом Деметры. Миф о Триптолеме часто воспроизводится на памятниках античного искусства.

Богиня Флора

В мифологии римлян являются еще несколько богов и богинь, олицетворяющих растительное царство. Они все второстепенные боги и интересны только по сохранившимся античным изображениям.

Флора считалась богиней цветов. Живописное изображение римской богини Флоры сохранилось на стене одного из домов в Геркулануме, и многие античные статуи известны под именем статуй Флоры, но подлинность их не может быть удостоверена, так как они все подверглись сильной реставрации.

Между ними более известны Флора с венком на голове и букетом в руках и колоссальная статуя богини Флоры в Капитолии, в Риме.

Новейшие художники очень часто изображали Флору, чаще же всех Рубенс, а французский художник Пуссен написал «Триумф Флоры». Эта картина считается одним из лучших произведений Пуссена и находится теперь в Лувре.

В честь богини Флоры были учреждены особенные праздники, называемые Флоралиями. Флоралии праздновали от 28-го апреля по 3-е мая. На Флоралиях двери домов украшались венками, все предавались веселью и разгулу, и женщины одевались в разноцветные платья, что было запрещено в другое время.

Сильван

Сильван считался лесным богом у древних римлян, но, вместе с тем, Сильван был и богом полей.

Деревья лесов и лугов, вся растительность пашен и садов находились под покровительством бога Сильвана. В честь него праздновали осенью праздник жатвы, богу Сильвану приносили в жертву молоко, древесные плоды, виноград и колосья.

Плотники, столяры и вообще все ремесленники, выделывавшие деревянные изделия, почитали бога Сильвана и признавали его своим покровителем. Сильвану строили храмы в лесах, и ремесленники устраивали несколько раз в году торжественные процессии, завершавшиеся жертвоприношениями на алтарях Сильвана.

В античности Сильвана изображали всегда с серпом в одной руке и с веткой в другой.

Вертумн и Помона

Вертумн был богом овощей и фруктов у древних римлян. Вертумн назывался также богом превращений, как бы намекая этим на превращения, которым подвергаются плоды до их созревания.

Изображали бога Вертумна в виде статного и сильного мужчины с бородой и венком из листьев на голове, а в руках Вертумн держит рог изобилия, наполненный плодами.

На Авентинском холме находился жертвенник Вертумна, на котором ему приносились жертвы, когда начинали созревать плоды.

Благодаря своим превращениям бог Вертумн победил сердце богини фруктовых садов - Помоны, и Помона стала супругой Вертумна.

Почти не сохранилось античных изображений богини Помоны. Но скульпторы XVIII века воспроизводили очень часто в своих группах римских божеств Помону и Вертумна.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

Деметра — в греческой мифологии богиня плодородия и земледелия, гражданского устройства и брака, дочь Кроноса и Реи, сестра и супруга Зевса, от которого она родила Персефону. Одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Древнее хтоническое происхождение Деметры засвидетельствовано её именем (буквально, «земля-мать»).

Культовые обращения к Деметре: Хлоя («зелень», «посев»), Карпофора («дарительница плодов»), Фесмофора («законодательница», «устроительница»), Сито («хлеб», «мука») указывают на функции Деметры как богини плодородия. Она благостная к людям богиня, прекрасного облика с волосами цвета спелой пшеницы, помощница в крестьянских трудах (Гомер, Илиада, V 499-501). Она наполняет амбары земледельца запасами (Гесиод, Opp. 300, 465). К Деметре взывают, чтобы зёрна вышли полновесными и чтобы удалась пахота. Деметра научила людей пахоте и посеву, сочетавшись в священном браке на трижды вспаханном поле острова Крит с критским богом земледелия Ясионом, и плодом этого брака был Плутос — бог богатства и изобилия (Гесиод, Теогония, 969-974).

Научив елевзинских правителей Триптолема, Диокла, Евмолпа и Келея приношению жертв и елевзинским таинствам, Деметра обучила Триптолема, сына элевсинского царя засевать поля пшеницей и обрабатывать их. Она подарила Триптолему колесницу с крылатыми драконами и дала зёрна пшеницы, которыми он засеял всю землю (Аполлодор, I 5, 2).

В мифе о Деметре отражена также извечная борьба жизни и смерти Она рисуется скорбящей матерью, утерявшей дочь Персефону, похищенную Аидом. В Гомеровском гимне «К Деметре» рассказывается о странствиях и горе богини в поисках дочери; приняв образ доброй старушки, Деметра приходит в соседний с Афинами Элевсин в дом царя Келея и Метаниры. Её приветливо встречают в царской семье и впервые после потери дочери Деметра развеселилась от забавных шуток служанки Ямбы. Она воспитывает царского сына Демофонта и, желая сделать его бессмертным, натирает мальчика амбросией и закаляет в огне.

Но после того как Метанира случайно увидела эти магические манипуляции Деметры, богиня удаляется, открыв своё имя и приказав построить в свою честь храм. Именно в нём восседает печальная богиня, горюя по дочери. На земле наступает голод, гибнут люди, и приказывает вернуть Персефону матери. Однако Аид даёт своей супруге Персефоне вкусить гранатовое зёрнышко, чтобы она не забыла царство смерти. Две трети года дочь проводит с Деметрой, и вся природа расцветает, плодоносит и ликует; одну треть года Персефона посвящает Аиду. Плодородие земли не мыслится вне представления о неизбежной смерти растительного мира, без которой немыслимо его возрождение во всей полноте жизненных сил.

Деметра — прежде всего богиня, почитавшаяся земледельцами, но отнюдь не изнеженной ионийской знатью. Её повсеместно прославляют на празднестве Фесмофорий как устроительницу разумных земледельческих порядков. Деметра относится к числу древних женских великих богинь (Гея, Кибела, Великая мать богов, Владычица зверей), дарующих плодоносную силу земле, животным и людям. Деметра почитается на этом празднестве вместе с дочерью Персефоной, их именуют «двумя богинями» и клянутся именем «обеих богинь» («Женщины на празднике Фесмофорий» Аристофана).

Главное священное место Деметры — Элевсин в Аттике, где в течение 9 дней месяца боэдромиона (сентября) проходили Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры, её странствия в поисках дочери, тайную связь между живым и мёртвым миром, физическое и духовное очищение; мать и дочь — «обе богини» почитались совместно. Старинные афинские семьи имели наследственное право участия в элевсинских священнодействиях и повиновались обету молчания. Эсхил по традиции пользовался этим правом и даже был изгнан из Афин якобы за разглашение ритуальных фактов, известных только посвящённым.

Элевсинские таинства, воспринимавшиеся как «страсти» Деметры, считаются одним из источников древнегреческой трагедии и тем самым сближаются с вакханалиями Диониса. Павсаний описывает храм Деметры Элевсинской в Тельпусе в Аркадии, где рядом соседствуют мраморные статуи Деметры, Персефоны и Диониса (VIII 25, 3).

Рудименты хтонического плодородия сказываются в культе Деметры Эринии; с ней, превратившейся в кобылицу, сочетался Посейдон в образе жеребца. «Гневающаяся и мстящая» Деметра Эриния омывается в реке и, очистившись, снова становится благостной богиней (Павсаний, VIII 25, 5-7).

В коринфском Гермионе Деметра почиталась как Хтония («земляная») и Термасия («жаркая»), покровительница горячих источников. В Фигалее в Аркадии почиталось древнее деревянное изображение Деметры Мелайны («Чёрной») (Павсаний, VIII 5, 8). У Гесиода Деметра «чистая» соседствует с Зевсом «подземным», и им обоим возносит земледелец свои мольбы. Деметра была предметом почитания во всей Греции, на островах, в Малой Азии, в Италии. В римской мифологии богине Деметре соответствует Церера.

В древнейшее время Деметра слыла подземной богиней и во многих местах представлялась в брачном сожительстве с Посейдоном, от которого она родила коня Ариона. Это отношение ее к Посейдону выразилось в древнейшем искусстве; так, Опат изобразил ее для Фигалии с лошадиной головой, с дельфином и голубем в руках.

Лишь позднее, особенно со времен Праксителя, искусство стало изображать ее с мягкими и кроткими чертами лица, иногда с печатью грусти о пропавшей дочери. Любимым сюжетом для скульпторов античности было снаряжение Деметрой Триптолема в путь для распространения ее культа (колоссальный рельеф в Афинском музее).

Среди других памятников античного изобразительного искусства: «Деметр Книдская» (статуя круга Бриаксиса). Сохранились посвятительные рельефы, связанные с элевсинскими таинствами, многочисленные терракотовые статуэтки Деметры, а также её изображения на помпейских фресках и в росписях, обнаруженных в Северном Причерноморье (так называемые катакомбы Деметры в Большой Близнице и в Керчи).

В средневековых книжных иллюстрациях Деметра выступает в качестве покровительницы сельских работ и как олицетворение лета. В живописи эпохи Возрождения Деметра часто изображается обнажённой; её атрибуты — колосья, корзина плодов, серп, иногда рог изобилия и мак. Воплощение образа Деметры в европейском искусстве 16-17 столетий было связано с прославлением даров природы (рисунки Вазари и Голциуса, картины Йорданса «Жертвоприношение Церере», Рубенса «Статуя Цереры» и других живописцев) или с воспеванием радостей жизни (картины «Вакх, Венера и Церера» Шпрангера, Голциуса, Рубенса, Йорданса, Пуссена и других художников).

Подательница земных благ – Деметра Богиня Деметра (в римской мифологии Цирцея) входит в верховный пантеон женских божеств наряду с Герой, Афиной и Афродитой.

Деметра – богиня плодородия, покровительница земледельцев и садоводов, без воли Деметры ничего не вырастет ни в полях, ни в лугах, ни в садах.

Она – наиболее почитаемое божество у греков, ее имя в переводе читается как Мать- Земля.

Множество имен имеет Деметра – Мстительница, Жаркая, Подземная и Земная, Хранительница и Подательница жизни, Благая Богиня. Чтили и поклонялись ей эллины, ведь имена она научила людей земледелию, именно по ее воле плодоносит нива, цветут сады и добреет скот на лугах.

Миф о Деметре и Персефоне

Одна – единственная дочь есть у Деметры – красавица Персефона. Всем сердцем любит она свое детище. Но отец Персефоны, глава пантеона греческих Богов – Зевс определил страшную долю для дочери.

Будет она женой Аида, владыки царства мертвых, уйдет она в подземный мир, куда не проникает ни один луч солнца, будет жить она в богатстве и почести, но не увидит больше ни зелени лугов и полей, ни голубого неба, ни своей матери Деметры.

Аид, влюбившийся в юную красавицу с первого взгляда, похитил ее из цветущей Нисейской долины. Только и успела один раз вскрикнуть Персефона. Но крик ее был слышен и на Олимпе у светлых богов, и в мрачном царстве Галеса.

Бросилась несчастная Деметра на поиски дочери, но нигде не могла ее отыскать. Оделась она тогда в черные одежды и девять дней и ночей не осушили глаз в великой скорби. В тот момент сжалился над ней Бог Гелиос – Солнца и рассказал, где можно отыскать дорогую пропажу.

Приняла Благая Богиня вид простой смертной и бродила по царству теней, мечтая о встрече с дочерью. На земле же наступил самый страшный в истории голод. Ничего не произрастало на пустынных землях. Ни одна травинка не появилась на пашнях. Не цвели сады, не зеленели луга, умирали от голода животные и люди. Гибель грозила всем!

Роптали люди, перестали даже возносить жертвы олимпийцам. Делать нечего, пришлось Громовержцу искать способы утешить Подательницу Жизни. Послал он в мрачный Аид быстрого Гермеса, чтобы высказал он владыке царства мертвых его волю. Отныне две трети года будет Персефона жить с матерью и лишь одну треть со своим мужем в царстве теней.

Бросилась Деметра навстречу дочери, зацвели сады, зазеленели луга, заколосились тучные нивы. А когда Юная жена вновь уходит к мужу, печалится мать. Желтеют листья, вянут цветы, плачет вся природа вместе с безутешной матерью.

Деметра и Триптолем

Существует и другой вариант мифа о Деметре. Изнывая от горя, в одежде простой смертной Благая Богиня пришла в Элевсин. Там ее со всем гостеприимством встретила жена царя Метанира и даже взяла Бессмертную в няньки к своему сыну Триптолему. Деметра, занимаясь с ребенком, забывала о своем горе и в знак своего особого благоволения она решила подарить воспитаннику вечную жизнь.

Для этого нужно было совершить особый ритуал: натирать ребенку амброзией, дарующей бессмертие и закалять младенца, удерживая его над огнем очага. Но однажды ночью мать младенца застала няньку за этим ритуалом и страшно испугалась (по одной из вариантов легенды Деметра уронила ребенка в огонь от крика матери, и он погиб). Поэтому Богине пришлось отказаться от своей затеи. Но в благодарность она все же подарила наследнику колос пшеницы и научила возделывать пашню и выращивать злаки.

Культ Деметры

Зарождение культа Деметры получило свое начало во 2 тысячелетии до н.э. С зарождением земледелия и изменением образа жизни людей, появились новые традиции, обряды и законы. Считается, что первые законы люди также получили от Деметры. Долгое время Богиня жила в браке с полубогом Иасионом, с которым у нее родился сын Плутос, известный как Бог богатства и щедрости.

Праздники в честь Благой Богини начинались в первой половине апреля, их называли праздники веселья и гостеприимства, и длились они восемь дней. Эти праздники были особо чтимы земледельцами и скотоводами, которые в эти дни наряжались в белые новые одежды и разыгрывали мистерии, посвященные Деметре.

В храмы Богини Плодородия приносили богатые жертвы: янтарные соты с медом, различные плоды, блюда из мяса, сладости. Во второй половине сентября проходили «главные мистерии», и были они связаны с уборкой урожая, а также посвященные жрецы разыгрывали представления, символизирующие умирание и воскрешение природы и человека. Длились празднества ровно девять дней, и по закону на всех греческих землях восстанавливался мир и согласие.

Деметра — в древнегреческой мифологии богиня плодородия и земледелия. Одно из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона. Ее имя означает «Мать-Земля» .

Культ богини-матери — покровительницы земледельцев, охраняющей все живое на земле, уходит корнями еще в доиндоевропейскую эпоху. У индоевропейских народов ее называли Матерью-Землей. Она — «Великая мать», порождающая все живое и принимающая в себя умерших, воплощение первобытной творческой энергии. В подобной ипостаси (по одной из гипотез) почиталась и Деметра: она считалась покровительницей чародеев, в чем она отождествлялась с великой богиней , являвшейся помощницей в колдовстве и единственной помощницей от него. Также ее называли («Мстительницей»), Термасией («Жаркой»), Хтонией («Земной», «Подземной»); ее дочь — — была царицей подземного царства мертвых. Одновременно Деметра — «благая богиня», хранительница жизни, научившая человечество земледелию.

В римской мифологии аналогом Деметры была Церера, богиня плодородной нивы. В поздней античности культ Деметры смешивается с культом Кибелы. Иногда Деметру видели в созвездии Девы.

Учреждение мистерий Великих богинь относили к мифическим временам. Лишь в Мегалополе были статуи Каллигнота, Менты, Сосигена и Пола, учредивших их уже в IV в. до н. э. В 272 г. до н. э. в Аргосе Деметра приняла образ старухи и убила черепицей царя Пирра, Деметре построили храм и там похоронили Пирра.

Наиболее известные празднества, связанные с культом Деметры — это Элевсинские мистерии, символически представлявшие горе Деметры, утратившей дочь, и ее странствия в поисках Персефоны, тайную связь между миром живых и миром мертвых, физическое и духовное очищение. Участники обрядов постились, пили кикеон — напиток из ячменя и мяты, который, по легенде, Деметра испила в доме Келея, — и затем входили в храм, посвященный богине, где им показывали некие священные предметы. Прошедшие ритуал считались посвященными в тайны жизни и смерти; принимать в нем участие позволяли даже рабам.

О Мистериях известно немного, так как посвященным запрещалось рассказывать об увиденном и пережитом во время ритуалов под страхом смерти. Существует предположение, что в состав кикеона входили психотропные вещества, благодаря которым участники обрядов достигали состояния измененного сознания.

Фесмофории — празднества в честь Деметры.


Деметра , в мифологии Древней Греции богиня, отвечающая за плодородие земли и земледелие. Деметра одна из двенадцати богов Олимпа, правящих миром, при этом одна из самых любимых и почитаемых богинь у людей. Деметру просят о том, чтобы зёрна вышли полными и чтобы пахота была удачной, ведь без благословения Великой богини ничего расти не будет. Считается, что именно Деметра обучила людей сеять и пахать землю. Она была милостивой богиней, дающей дары, кормилицей.

Семья и окружение

Отцом и матерью Деметры были титаны Кронос и Рея . Она не только супруга, но и сестра главного олимпийского божества - Зевса , от которого у неё родилась дочь - Персефона . Сёстры и братья Деметры (Гера , Посейдон и Аид) - тоже восседают на Олимпе, все за исключением Гестии , которая отдала своё место на Олимпе Дионису .

Кронос проглотил Деметру так же, как и остальных своих детей. Но Зевс освободил их из этого странного плена с помощью своей матери и Метиды . Позже, когда боги делили власть, Деметре досталась в ведение вся земная природа.

Зевс завоевал любовь своей будущей супруги в образе змея. Однако по мифу фригийцев он был в образе быка. В честь свадьбы с Зевсом Аид подарил своей сестре Деметре остров Сицилию.

В Одиссее Гомера рассказывается о том, что возлюбленным Деметры стал Иасион (или Ясион, или Ээтион). Некое божество с острова Крит, связанное с плодородием и земледелием. На поле вспаханном три раза на Крите Деметра и Иасион разделили ложе и породили Плутоса - божество изобилия и богатства. Зевс приревновав Деметру, убил Иасиона. Хотя этот миф рассказывается в различных вариантах. Есть также версия, что Деметра и Иасион стали родителями и Филомела, которого Деметра вознесла на небо в качестве созвездия Волопаса.

Также рассказывают, что однажды Деметра и Посейдон приняли образы лошадей, и от их связи был рожден конь Арейон.

Мифы о Деметре

Главный миф о Деметре это миф о похищении Персефоны , практически все истории о Деметре так или иначе связаны с этим мифом. Однажды Персефона отправилась собирать цветы для своей матери. В этот самый момент появился Аид из недр земли и силой увез молодую богиню на своей колеснице в тёмное царство теней. Деметра исходила всю землю в поисках своей единственной и возлюбленной дочери. Скорбящая Деметра перестала следить за природой и в отчаянии вовсе запретила цвести цветам и плодиться растениям.

Позже узнала она, что именно её брат Аид похитил Персефону и отправилась к Царю Богов искать помощи. Зевс приказал Аиду вернуть дочь матери. Но Аид поступил хитро. Он отпустил Персефону , но прежде накормил её семенами граната на прощание. Оказалось, что по древнему правилу всякий вкусивший пищи или питья в царстве мёртвых больше не может вернуться в мир живых. Но от того, что земля опустела, не росли растения и деревья не давали плоды, люди начали голодать и перестали возносить жертвы богам. Зевсу пришлось найти компромисс. Его повеление заключалось в следующем: часть года Персефона будет жить в царстве теней Аида в качестве его жены, а часть года возвращаться к матери Деметре. Так возникли времена года, зимой природа замирает в ожидании возвращения Персефоны к матери, летом же природа ликует оттого, что радуется Деметра вновь встретившая свою дочь.

Есть версия, что Деметра искала свою дочь ровно девять дней, на девятый день не найдя ни следа она обратилась к Гелиосу (Солнцу), который видит все вокруг и тот рассказал Деметре кто похитил её дочь. Существует и предположение, что именно Зевс разрешил Аиду забрать Персефону и, когда Деметра поняла это, она отправилась путешествовать по миру, приняв облик старухи.

О скитаниях Деметры рассказывают Павсаний и Гомеровский гимн "К Деметре". Деметра добралась до соседнего с Афинами Элевсина и опустилась на камень, который был назван позже камнем скорби, у родника (или колодца) Анфиона. Дочери царя Элевсина Келея увидели заплаканную богиню, но Деметра не раскрыла им свою тайну, а лишь рассказала, что она с острова Крит и её ограбили. Царевны отвели Деметру в дом своего отца, предложив ей кров и работу. Но Деметра выдала себя, входя в дом она задела притолоку двери и весь дом залился сиянием. Царица Метанира сразу поняла, что перед ней вовсе не смертная. Поклонившись странной путнице, Метанира предложила ей занять её кресло, но Деметра отказалась и устроилась на простой деревянной скамье. Она предавалась печали, не ела и не пила, никого не замечая вокруг. Только старухе-служанке Ямбе удалось вызвать краткую улыбку Деметры, так задорны были её шутки (поэтому и называется стихотворный метр Ямбом).

Царица доверила чужестранке своего сына Демофонта (по Гигину - Триполема) и в течение нескольких дней младенец стал взрослее на целый год. Деметре понравился ребёнок и она возжелала сделать его бессмертным, она натирала младенца амброзией, заворачивала в пелёнки и закаляла его в пылающей печи. Но Метанира увидела это действо и подняла страшный крик (одна из версий утверждает, что ребёнок погиб из-за вмешательства его матери в таинство). Тогда Деметра предстала перед обитателями дома в своём истинном обличии и повелела построить храм в городе, а у родника Анфион - алтарь.

Так Деметра сидя в своём храме в Элевсине предавалась печали, пока природа гибла на глазах богов и людей. Как ни уговаривал Зевс Деметру вернуться на Олимп и кого бы не посылал к Деметре, она отказывалась. Пришлось Царю Богов повелеть Аиду вернуть Персефону . И только тогда, когда Персефона вернулась к матери, Деметра скинула с себя оцепенение и природа вновь ожила.

Благодаря за гостеприимство, Деметра научила земледелию жителей Элевсина. Триполему она подарила семена пшеницы, Триполем первый вспахал землю и засеял поле. А затем по повелению Деметры Триполем облетел всю землю на дарованной ему крылатой колеснице и научил людей всего мира засевать поля.

Существует и другой миф о возникновении времён года. Миф об Иасионе и Деметре. Когда возревновавший Зевс поразил перуном (молнией) критское божество, Деметра огорчилась настолько, что запретила природе приносить плоды и тогда Царь Богов разрешил Иасиону временно возвращаться на землю к Деметре. Порождение же Плутоса по Гесиоду является образом того, как Деметра научила людей земледелию.

Имя, эпитеты и характер

Имя Деметры свидетельствует о её древнем хтоническом прошлом (букв. "мать-земля"; греч. da-de-ge, "земля"). К Деметре обращаются как к Хлое ("зелень", "посев"), Карпофоре ("дарительница плодов"), Фесмофоре ("устроительница", "законодательница"), Сито ("хлебодарная"), эти эпитеты Деметры говорят о её функции как богини плодородия. Добрая к людям, Деметра помощница в трудах крестьян, она внешне прекрасная и светлая богиня.

Эпитеты Деметры "Ахея" (Ахена), то есть "скорбящая", и "Эриния", то есть "мстящая" указывают на ее образ в мифе о похищении её дочери.

В мифе о Деметре отражается борьба между жизнью и смертью. Чтобы выросли растения и появились плоды, старые растения должны умереть и стать удобрением, то есть жизнь невозможна без смерти. В Древней Греции символом плодовитости было гранатовое зернышко, но им почему-то владеет бог мертвых.

В римской мифологии Деметру отождествляют с Церерой.

Культ Деметры и символика

Деметру почитают земледельцы. Её прославляют на праздниках Фесмофориях как устроительницу правильных земледельческих порядков, участие в празднике принимали главным образом женщины. Деметру почитают как одну из древних Великих богинь (Рея-Кибела , Гея), дарующих земле силу родить урожай, а животным и людям плодиться. На этом празднике почитают и Персефону - дочь Деметры, их называют "двумя богинями" и дают клятвы именем "обеих богинь". На празднествах проводились ритуалы, направленные на увеличение плодовитости.

Атрибуты Деметры - колосья, серп, плоды, и иногда рог изобилия. Её цветы - васильки (венок из васильков надела Деметра, радуясь возвращению дочери).

Главный священный город Деметры - Элевсин в Аттике, там в течение 9 дней боэдромиона (сентября) проводились Элевсинские мистерии, представлявшие горе Деметры, её похождения, связь между миром живых и миром мёртвых, очищение физическое и духовное. Афинские семьи имели право участия в элевсинских мистериях, передававшееся по наследству, они повиновались обету молчания, из-за которого о мистериях известно не очень много. Эсхил тоже пользовался таким правом, однажды он был даже изгнан из Афин разглашение ритуальных тайн.

Возникли эти мистерии возможно в микенскую эпоху еще в середине II тыс. до н.э. По мифам именно Деметра научила этим таинствам элевсинцев, после возвращения Персефоны . Участники обрядов пили напиток из мяты и ячменя (кикеон), который по легенде Деметра пила в доме Келея, после чего они посещали храм Деметры, где демонстрировались некие священные предметы. Принимать участие в этих таинствах разрешалось даже рабам. Есть также версия, что в состав напитка кикеон входили некие психотропные вещества, которые позволяли участникам обряда достигать изменённого состояния сознания.

Павсаний описывает храм Деметры Элевсинской в Тельпусе (Аркадия), где рядом соседствуют мраморные статуи Деметры, Персефоны и Диониса . Рудименты хтонического плодородия сказываются в культе Деметры Эринии; с ней, превратившейся в кобылицу, сочетался Посейдон в образе жеребца. "Гневающаяся и мстящая" Деметра (Эриния) омывается в реке и, очистившись, снова становится благостной богиней. В Гермионе (Коринф) Деметра почиталась как Хтония ("земляная"), покровительница горячих источников). В Фигалее (Аркадия) почиталось древнее деревянное изображение Деметры Мелайны ("Чёрной"). У Гесиода Деметра "чистая" соседствует с Зевсом "подземным", и им обоим возносит земледелец свои мольбы.

На горе Афон в Греции сохранился жертвенник Деметре, его конструкция с кровостоком и жёлобом для шеи даёт право предполагать, что на нём приносились человеческие жертвы.

Влияние образа Деметры на культуру и искусство

В искусстве Деметра изображалась двояко: как добрая к людям богиня в виде юной девушки в венке из колосьев, и как скорбящая мать в облике женщины, окутанной покрывалом.

Ей посвящены V и XIII гимны Гомера, VI гимн Каллимаха, XL орфический гимн. Ей посвящена пьеса Аристия "Деметра", а также она упоминается в "Одиссее" Гомера.

Среди памятников античного изобразительного искусства наиболее известна "Деметра Книдская". Сохранились также посвятительные рельефы, связанные с элевсинскими таинствами, многочисленные статуэтки из терракота, а также её изображения на помпейских фресках и в росписях так называемых склепов Деметры в Большой Близнице и в Керчи.

В иллюстрациях к книгах средневековья Деметра выступает как покровительница сельских работ и как олицетворение лета. В эпоху Возрождения Деметра часто изображается обнажённой. В европейском искусстве 16-18 образ Деметры был связан с прославлением даров природы (рисунки Дж. вазари и Х. Голциуса, картины Я. Йорданса "Жертвоприношение Церере", П.П. Рубенса "Статуя Цереры" и др.) или с воспеванием радостей жизни (картины "Вакх, Венера и Церера" Б. Шпрангера, Голциуса, Рубенса, Йорданса, Н. Пуссена и др.).

Наиболее значительные произведения европейской литературы - поэзия Ф. Шиллера "Элевсинский праздник" и А. Теннисона "Деметра и Персефона". Известна и опера Н. Йоммелли "Умиротворённая Деметра".

В современности

В честь Деметры назван астероид главного пояса (402) Хлоя, открытый в 1895 году французским астрономом Огюстом Шарлуа в Ницце.

Так же в честь богини назван Венец Деметры на планете Венера.

В солнечной системе в честь римского аналога богини названа карликовая планета, ранее считавшаяся астероидом - Церера.