Внеклассное мероприятие в начальной школе «Пословицы и поговорки. Внеклассное мероприятие по математике в форме квн "все хорошо в меру" Информация о мероприятия про пословицы и поговорки

Внеклассное мероприятие "Час народной мудрости".

Конкурс знатоков пословиц и поговорок (1–4-й класс)

Цель:

    обобщение знания детей о пословицах и поговорках; расширение информационной базы учащихся, знакомство с сокровищами общечеловеческой культуры; формирование патриотических чувств, любви и интереса к народному творчеству.

Подготовительная работа:

Заранее детям даются задания: найти пословицы и поговорки разных народов на любую тему. Класс можно поделить на несколько команд. Готовятся жетоны, которые дети будут получать за каждый правильный ответ.

Ход внеклассного мероприятия

Пословица недаром молвится.

Народная мудрость.

Учитель. Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.

Сегодня мы проводим конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок.

Презентация I конкурс: вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах.

1. Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)

2. Книга. (С книгой жить – век не тужить.)

3. Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)

4. Шило. (Шила в мешке не утаишь.)

5. Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

6. Камень. (Под лежачий камень вода не течёт.)

7. Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.)

8. Сани. (Любишь кататься-люби и саночки возить).

Учитель. Народы всего мира считают труд главным делом своей жизни. Трудом создаются богатства нашей страны и каждого человека. Без труда нет человеку счастья. Народ уважает тружеников, а лентяев осуждает и высмеивает.

Презентация II конкурс: вспомнить пословицы о труде.

4.В большом деле и маленькая помощь дорога.

4.Поскорей подрастай, да к работе поспевай.

3.Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

3.Работай до поту, поешь в охоту.

2.Терпение и труд всё перетрут.

2.Труд кормит, а лень портит.

1.Без труда не выловить и рыбку из пруда.

1.Поспешишь, людей насмешишь.

Учитель. к пословицам и поговоркам которые вы увидите на экране договорите окончание пословицы.

III конкурс: Презентация.

4.Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.

1.В здоровом теле – здоровый дух.

2. Зачем и клад, коли в семье лад?

1. Писать - не языком чесать.

3. Наукой люди кормятся.

2. Вражда не делает добра.

4. У нашего свата ни друга, ни брата.

4. Пока железо в работе, его и ржа не берет.

3. Своя земля и в горсти мила.

2. Каков мастер, такова и работа.

1. Спящему коту мышь в рот не забежит.

IV конкурс: на карточках написаны пословицы. Задание – нарисовать пословицу на время. Например:

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

Баба с возу – кобыле легче.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Учитель. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица.

Игра со зрителями: к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.

1. У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская пословица).

Язык – мой враг.

1. Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

(Вьетнамская пословица).

2. Беден тот, у кого друзей нет. (Английская пословица).

2. Господь помогает тем, кто сам себе помогает. (Американская пословица).

На Бога надейся, а сам не плошай.

3. Ошпаренный петух от дождя убегает. (Французская пословица).

Кто обжёгся на молоке, дует на воду.

3. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица).

Язык до Киева доведёт.

4. Не ищи жареную колбасу в собачей конуре. (Немецкая пословица).

Ищи ветра в поле.

4.Булочника на хлебе не проведёшь. (Испанская пословица).

Старого воробья на мякише не проведёшь.

V конкурс: вспомнить пословицы и поговорки, в которых упоминаются числа.

Ум хорошо, а два лучше.

У семи нянек дитя без глазу.

Старый друг лучше новых двух.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Один за всех и все за одного.

Обещанного три года ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

За одного битого двух небитых дают.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать

Учитель. Народная мудрость сурово осуждает тех людей, которые стремятся прожить свой век за чужой счёт. Едко высмеивают пословицы и поговорки лентяев.

VI конкурс: Презентация.

вспомнить пословицы о лени и ленивых людях.

1.Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт.

2. Один машет, а семеро руками машут.

3. У лодыря, что ни день, то лень.

4. Ленивый одну работу два раза делает.

5. Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.

6. Лентяй сидя спит, лёжа работает.

7. Пусть работают дурак да медведь, а я буду в окно глядеть.

8. У Федорки всегда отговорки.

9. Хочется есть, да не хочется лезть.

10. Лень! Отвори дверь! Дом горит!

Хоть сгорю, да не отворю.

11. Ты меня работушка не бойся, я тебя не трону.

12. Скучен день до вечера, когда делать нечего.

VI I . Вопросы для капитанов команд Теперь ответьте на мои вопросы.
Какую дружбу топором не вырубишь? (крепкую)
Какая книга – лучший друг? (умная)
Какой зверь далеко бежит? (трусливый)
Какое слово, что весенний день? (ласковое)
За какую спину не спрячешься? (чужую)

VIII . Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»

Праздник продолжается. Учитель говорит часть пословицы или поговорки, команда её продолжает. Зрители помогают своей любимой команде!

1.Сделал дело … гуляй смело.
1.В гостях хорошо, ……а дома лучше.
1.За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь.

2.Не спеши языком …. спеши делом.
2.Что посеешь …то и пожнёшь.
2.Сам пропадай, а …. товарища выручай.

3.С кем поведёшься, …. от того и наберёшься.
3.Готовь сани летом, …..а телегу зимой.
3.Как аукнется, ….. так и откликнется.

4.Взялся за гуж …….. не говори, что не дюж.
4.Сколько волка не корми, …… а он всё равно в лес смотрит.
4.Чем дальше в лес, ……тем больше дров.

Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.

«Подбери пословицу к тексту» Теперь я читаю текст, вы называете пословицу, которая к нему подходит. «Мальчик, уже вроде сделавший скворечник. Стал приделывать его к дереву. Но пока приделывал, крышка вдруг отвалилась. Сам скворечник завалился на бок. Птицы полетели прочь от такого домика». (Поспешишь – людей насмешишь.)

Учитель. Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь.

Внеклассное занятие

«Праздник пословиц и поговорок»

Цель: развивать познавательную активность детей; обобщить знания, полученные на уроках чтения; воспитывать интерес к устному народному творчеству через чтение пословиц и поговорок.
Подготовительная работа: участники праздника учили пословицы дома.
I.Вступление «Это интересно»
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас удивительный праздник - «Праздник пословиц и поговорок» В природе всё меняется под влиянием всемогущего времени. Неизбежным остаются мысль и память человеческая. Благодаря памяти мысли переходят от одного поколения к другому. Так передаются сказки, песни, загадки, легенды, пословицы и поговорки. Ещё в незапамятные времена у жителей Древней Греции превыше всего ценились в разговоре краткость и ясность, т.е. лаконизм. Само слово лаконизм произошло от названия области Древней Греции – Лаконии, жители которой, спартанцы, отличались суровыми нравами, а также краткостью и точностью речи. Сохранилось предание о том, как одна спартанка, провожая сына в бой, сказала ему: «Со щитом или на щите». Это значило: возвращайся с победой или вовсе не возвращайся живым. Потерять щит в бою считалось позором, а тело погибшего воина приносили на щите.
II. О пословицах
Учитель Своей краткостью, удивительным лаконизмом, выразительностью, меткостью поражают русские народные пословицы и поговорки. Что же такое пословица?
Говорят ученики по – одному (везде, где символы)
    Это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. Пословица, пожалуй, самый мудрый фольклорный жанр. Пень не околица, глупая речь не пословица. Мудрость эта заключена в краткой лаконичной форме.
    Эта притча короче носа птичья.
Народные пословицы – это не что иное, как сжатые небольшие поэтические произведения – басня, сказка, комедия. В самом деле – чем не басня:
    Пожалел волк кобылу: оставил хвост да гриву. Звал волк овцу в кумы – не пошла.
А разве пословицы не похожи на сказку?

    Жил-был молодец: дома не видал веселья, ушёл на чужбину – заплакал.

Пословица любопытна, её интересует всё, что связано с человеком, его деятельностью, с природой. Она всё знает и обо всём имеет своё собственное мнение.
    Думал, думал – жить нельзя, пораздумал – можно. Не имеешь счастья с утра, не найдёшь и вечером. С твоим умом только в горохе сидеть.
Иногда пословица превращается в маленькую инсценировку
Выходят два ученика – отнимают книгу друг у друга. Третий подходит, спрашивает: - Кто из вас грамотный? - Никто, оба безграмотные.
    К этой сценке подойдёт пословица «Два плешивых за гребень дерутся».
Один человек много про себя рассказывал и получилась пословица
    Кто бы дятла не знал, кабы носом не стучал.
Едко высмеивают пословицы и поговорки лень и ленивых людей.
Инсценирование пословиц (выходят два «старика» в русских национальных костюмах, садятся на скамейку и ведут беседу)
    Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт. Ленивый одну работу два раза делает. Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду. Девка красива, да прясть ленива. Голова завита, да делом не занята. У Федорки одни отговорки. Один пашет, а семеро руками машут. Лентяй сидя спит, лёжа работает. У ленивой пряхи и для себя нет рубахи. Если лошадь ленива, ей тяжела и грива. Пусть работают дурак да медведь, а я буду в окно глядеть.
Как на крыльях перелетают пословицы из века в век, от одного поколения к другому. В пословицах русский народ передаёт детям и внукам свои заветные правила жизни, учит их уму-разуму. Пословицы живут и сегодня в разговоре, в книгах. Они украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной.
III. Конкурс красноречия
Послушайте, как состязаются команды в красноречии с помощью пословиц. Одна команда говорит свою пословицу – другая команда отвечает пословицей. Кто назовёт пословицу последней, тот и победил. Готовы? Начали!
Бейся и на победу надейся. Не копьём побеждают, а умом. Опасение – половина спасения. Берегись бед, пока их нет. Осторожность – мать безопасности. Больше верь своим очам, нежели чужим речам. Руби дерево крепкое, гнилое само упадёт. Чем дальше в лес, тем больше дров. Это только цветочки, ягодки впереди. Хвастать - не косить, спина не болит. Глаза боятся – руки делают. Выше головы не прыгнешь. (дальше дети называют свои пословиц)
IV . Конкурс «Расскажи пословицу жестами»
Ну, а теперь попытайтесь рассказать пословицу без слов – одними жестами. Каждая команда получает пословицу, вам даётся на подготовку 3 мин. В этом конкурсе нужна сообразительность, смекалка, артистизм. Все хотят увидеть, на что вы способны. Поддержим участников аплодисментами. Итак, готовы? Одна команда показывает пословицу, другая отгадывает и называет пословицу.
Семь раз примерь, один раз отрежь. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Очень хорошо справились с заданием участники …. команды. Молодцы!
V. Игра-кричалка «Пословица, мы тебя знаем!»
Праздник продолжается. Игру начинает команда, которая победила в предыдущем конкурсе. Команда говорит часть пословицы или поговорки, другая команда её продолжает. Зрители помогают своей любимой команде!
Не спеши языком …. спеши делом. Что посеешь …то и пожнёшь. Сам пропадай, а …. товарища выручай. С кем поведёшься , …. от того и наберёшься. Без труда ….не выловишь и рыбку из пруда. Сделал дело … гуляй смело. В гостях хорошо, ……а дома лучше. Взялся за гуж …….. не говори, что не дюж. С кем поведёшься …… от того и наберёшься. Готовь сани летом, …..а телегу зимой. Как аукнется, ….. так и откликнется. За двумя зайцами погонишься, …… ни одного не поймаешь. Сколько волка не корми , …… а он всё равно в лес смотрит. Чем дальше в лес, ……тем больше дров.
VI. Вопросы для зрителей
Теперь ответьте на мои вопросы.
    Какую дружбу топором не вырубишь? (крепкую) Какая книга – лучший друг? (умная) Какой зверь далеко бежит? (трусливый) Какое слово, что весенний день? (ласковое) За какую спину не спрячешься? (чужую)
VII. Назови пословицу по предметам
Друзья мои! Я вижу, что пословицы и поговорки вы знаете. А можете ли вы назвать пословицу по предмету? Будьте внимательны! ЛОЖКА (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой) КНИГА (С книгой жить – век не тужить.) ИГОЛКА (Куда иголка, туда и нитка) ШИЛО (Шила в мешке не утаишь) ЯБЛОКО (Яблоко от яблони недалеко падает) КАМЕНЬ (Под лежачий камень вода не течёт) ПЕРО (Что написано пером – не вырубишь топором) VIII. «Подбери пословицу к тексту»Теперь я читаю текст, вы называете пословицу, которая к нему подходит. «Мальчик, уже вроде сделавший скворечник. Стал приделывать его к дереву. Но пока приделывал, крышка вдруг отвалилась. Сам скворечник завалился на бок. Птицы полетели прочь от такого домика.» (Поспешишь – людей насмешишь.) IX.Конкурс «Замени пословицу»У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица. Предлагаю вам к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.
1 .Булочника на хлебе не проведёшь. (Испанская пословица). Старого воробья на мякине не проведёшь. 2 . Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. (Немецкая пословица). Ищи ветра в поле. 3 . У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская пословица). Язык мой - враг мой. 4. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица). Язык до Киева доведёт. 5. Ошпаренный петух от дождя убегает. (Французская пословица). Кто обжёгся на молоке, дует на воду. 6 . Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец. (Вьетнамская пословица). Тише едешь – дальше будешь.
X. Вспомните пословицы, в которых упоминаются числа.
    Ум хорошо, а два лучше. У семи нянек дитя без глазу. Старый друг лучше новых двух. Семь раз отмерь – один раз отрежь. Семеро одного не ждут. Один за всех и все за одного. Обещанного три года ждут. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. За одного битого двух небитых дают. Двум смертям не бывать, а одной не миновать
XI.Подведение итогов
Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются нам на всю жизнь. Мы не знаем, как возникла та или иная пословица, но знаем, что возникли они давно, острое слово прочно вошло в нашу речь. И сегодня существуют пословицы и поговорки на все случаи жизни. Они помогают нам стать лучше, учат нас ценить время, труд, мир, дружбу, любовь. Они метко дают оценку поступкам человека. Говорят дети :
    Рождает зверя зверь, рождает птица птицу. От доброго добро, от злого зло родится. Когда нам ясно: человек – подлец. Не всё ль равно, кто у него отец. Хоть и открыты двери в дом, но погоди. Сначала постучи и лишь потом входи. Слишком хитроумная лисица попадёт в ловушку – дохитрится. Не делай зло, не то на зло нарвёшься. Не рой другому яму – сам попадёшься.
Прекрасны пословицы и поговорки! Наш долг – беречь этот мудрый чистый родник. Читайте жанры устного народного творчества! Уважайте мудрость отцов!

5 Материал скачан с сайта

Тема нашего творческого проекта:

«Пословицы и поговорки».

Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Группа делится на 4 подгруппы, которые получают задания:

    группа 1 – собрать теоретический материал о пословицах и поговорках;

    группа 2 – собрать и придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

    группа 3 – найти пословицы народов мира;

    группа 4 – придумать задания для викторины о пословицах.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Воспитатель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри. Составляют вопросы к викторине.

    Выступление первой группы. Теоретический материал о пословицах и поговорках:

Пословицы - Пословица - жанр фольклора. Термин «пословица» - русский. Он говорит о том, что эти изречения употребляются в живой разговорной речи. В пословице наиболее ярко проявляются общие признаки фольклора: коллективность творчества, так как она создается многими и многими людьми; традиционность, т. е. устойчивость, так как текст пословицы, как правило, редко изменяется; устность, так как пословица более других жанров связана с устной, разговорной речью. В краткой и сжатой форме пословица передает итог длительных и внимательных наблюдений над жизнью. Пословица содержит в себе совет или поучение. Народные пословицы имеют большое общественное значение. Велика их познавательная ценность. Пословицы дают весьма разносторонние знания о жизни, конденсируют в себе богатый трудовой опыт народа, обобщают его жизненные наблюдения.

Их познавательное значение состоит в важности и разнообразии тем. Можно сказать, что пословицы гораздо полнее, чем другие жанры фольклора, представляют картину жизни. М. Горький говорил: «Вообще пословицы и поговорки образцово формируют весь жизненный социально-исторический опыт трудового народа...» Эти обобщения могут касаться и важных явлений и жизненных мелочей.

В пословицах отразились социальные противоречия: крестьянин - помещик, бедняк- богач, крестьянин - поп. Пословицы всегда дают резкую оценку угнетателям и обирателям народа. В них постоянны сатирические фигуры барина-пана, купца, судьи, попа: «Купцы собираются, чтобы обирать людей», «Всякому засуха, а попу сноп», «Увидели у слепого один глаз и тот хотят у него вынуть».

Велика воспитательная ценность пословиц. Она выражается в верных оценках поступков людей, в осмеянии отрицательных порядков, дурных сторон людских характеров, суеверий. Пословицы закрепляют накопленный народом трудовой, житейский, социальный опыт и передают его последующим поколениям. «Что о том тужить, чего нельзя воротить», «Счастью не верь, а беды не пугайся», «Умом туп, да кошель туг», «Деньгами души не выкупишь».

Веками формировался фонд народных пословиц. «Различны эпохи, породившие пословицы. И, может быть, ни в одной из форм языкового творчества народа с такой силой и так многогранно не проявляется его ум, так кристаллически не отлагается его национальная история, общественный строй, быт, мировоззрение, как в пословицах». (М.Шолохов.)

Выступление второй группы.

Рассказы о пословицах:

Всему свое время

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.

На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку потому что он совсем не учил уроки.

Дома мама сказала: «Всему свое время».

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

Какие еще пословицы подходят к этим рассказам?

    Что говорят про упрямых? (Нашла коса на камень .)

    Как остерегут болтуна и пустослова? (Слово не воробей: вылетит – не поймаешь .)

    Что напомнят лентяю? (Лень прежде тебя родилась .)

    Как подбодрят робкого? (Глаза страшатся, а руки делают .)

    Как успокоят пугливого? (У страха глаза велики .)

    Что скажут про нерасторопного? (Улита едет, когда-нибудь будет. )

    Как поторопят копушу? (Семеро одного не ждут. )

Выступление третьей группы:

Пословицы народов мира.

«Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

«Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

«Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

Выступление четвертой группы. Составление и проведение викторины.

Плакаты с пословицами:

Красна речь пословицами.

Без пословицы не проживешь.

Пословица - всем делам помощница.

Пословица недаром молвится.

Старая пословица век не сломится.

Ведущий. Мы все хорошо знаем и любим народные сказки, песни, загадки, пословицы.

Пословица - это жанр фольклора, краткое изречение, заключающее в себе какое-то поучение.

Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой, образной.

I страница

КТО МНОГО ЧИТАЕТ, ТОТ МНОГО ЗНАЕТ

Открываем первую страницу нашего журнала.

Учащиеся (произносят по одной пословице):

Книга - зеркало жизни.

Книга для ума - что теплый дождик для всходов.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Кто много читает, тот много знает.

Прочел новую книгу - встретился с другом.

Грамоте учиться - вперед пригодится.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Хорошая книга - лучший друг.

Ведущий. Книги рассказывают нам о многом: О нашей Родине и ее природе, об интересных людях и их труде, об истории и культуре народов.

Книга является надежным помощником в труде. Рабочий читает книгу о станках, чтобы научиться лучше управлять ими, учитель — о том, как лучше учить и воспитывать. Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому их надо читать не спеша, внимательно, не пропуская страниц. Кроме того, мы должны бережно относиться к книге.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети,

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

(Входит Незнайка. В руках у него письмо.)

Незнайка. Ребята, помогите ответить на вопросы.

— Что означает слово библиотека?

— Что такое читательский формуляр?

— На чем была написана первая книга?

Игра «Ромашка».

На больших лепестках написаны названия книг, а на маленьких - их авторы, нужно правильно совместить лепестки.

II страница

ДЕРЕВО СИЛЬНО КОРНЯМИ, А ЧЕЛОВЕК - ТРУДОМ

Ребята читают пословицы и стихи.

Без труда мечта мертва.

Упустишь минуту - потеряешь час.

Без труда ничего не дается.

Землю красит солнце, а человека труд.

Человек живет век, а доброе дело - два.

Птица крепнет в полете, а человек - в труде.

Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах.

1. Стол, за которым ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки,

Тарелка, вилка, нож...

2. И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба - пара лыж,

Все это создано трудом,

А не свалилось с неба.

3. За все, что сделано для нас,

Мы благодарны людям.

Придет пора, настанет час,

И мы трудиться будем.

Ведущий. А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд - это учеба, хорошие, крепкие знания. Но кроме хорошей учебы вы должны уметь и себя обслужить, и помочь маме, брату, сестре. Предлагаю загадки о профессиях.

1. Его работа в глубине,

на самом дне.

Его работа в темноте и тишине.

Пусть труд его не легок и не прост,

Как космонавт, плывет он среди звезд. (Водолаз.)

2. Он опускается в забой,

Его работа под землей. (Забойщик.)

3. Ему нужны такие вещи:

Молоток, тиски и клещи,

Ключ, напильник и ножовка,

А всего нужней - сноровка. (Слесарь.)

III страница

ПТИЦА СИЛЬНА КРЫЛЬЯМИ, А ЧЕЛОВЕК - ДРУЖБОЙ

Дети читают пословицы:

Человек без друга - что земля без воды.

Человек без друзей - что дерево без корней.

Друга ищи, а найдешь - береги.

Друзья познаются в беде.

Старый друг лучше новых двух.

Не тот друг, кто медом мажет,

А тот, кто правду скажет.

Все хором. Будь сам другом - и тебе помогут в беде.

(Исполняется песня В. Шаинского «Если с другом вышел в путь».)

IV страница

СЧАСТЬЕ НЕ ИЩУТ, А ДЕЛАЮТ

Дети читают пословицы:

Счастье не в воздухе вьется, а трудом достается.

Счастье без ума - дырявая сума,

Где найдешь, там и сгубишь.

У кого счастье поведется, у того и петух понесется.

Ведущий . Некоторые люди говорят, что счастье - это богатство, деньги, но ведь настоящее счастье за деньги не купишь. Ошибаются и те, кто считает, что счастье в славе. Добрая слава действительно радует человека. А от худой славы не знаешь, как отделаться Счастлив тот, кто ладит счастье не только для себя, но и для всех.

(Исполняется песня «Настоящий друг», слова М. Пляцковского, музыка П. Савельева.)

V страница

ОДНА У ЧЕЛОВЕКА РОДНАЯ МАТЬ, ОДНА У НЕГО И РОДИНА

Дети читают пословицы и стихи:

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Родина - мать, умей за нее постоять.

Своя земля и в горсти мила.

Только тому почет и слава будет,

Кто Родину не словом, а делом любит.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Жить - Родине служить.

1. Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

2. У реки березка-скромннца

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной, московский двор.

3. В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой, соседней фабрики

Громкий, радостный гудок.

Или степь от мака красная.

Золотая целина...

Дети (хором): Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Викторина пословиц.

1. Кто много читает... (тот много знает.)

3. Поздно встанешь... (мало сделаешь.)

4. Мир освещается солнцем... (а человек знанием.)

5. Что одному не под силу, то... (легко коллективу.)

6. Не красна изба углами - ... (красна пирогами.)

Игра «СЕМЬ И ОДИН».

Назвать четыре пословицы, в которых употреблены числа «семь» и «один».

1. Семеро одного не ждут.

2. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

3. Семь бед - один ответ.

4. Семеро с ложкой, один с сошкой.

Сценка «КОНЧИЛ ДЕЛО - ГУЛЯЙ СМЕЛО».

Действующие лица: Мальчик-ученик, Солнышко, Птичка, Вишенка.

Мальчик сидит за столом, делает уроки. В окно заглядывает Солнышко.

Солнышко. Не довольно ли учиться? Не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, ясное солнышко, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде выучу урок.

Птичка. Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, милая пташечка, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде выучу урок.

Вишенка. Не довольно ли учиться, не пора ли порезвиться?

Мальчик. Нет, вишенка, нет. Теперь мне гулянье не впрок. Дай прежде выучу урок.

Наконец, урок окончен. Мальчик убирает книги, тетради, подходит к окну и кричит: «Ну-ка, кто меня манил?»

Все говорят. «Кончил дело, гуляй смело!»

Цель:

  • обобщение знания детей о пословицах и поговорках;
  • расширение информационной базы учащихся, знакомство с сокровищами общечеловеческой культуры;
  • формирование патриотических чувств, любви и интереса к народному творчеству.

Подготовительная работа:

Заранее детям даются задания: найти пословицы и поговорки разных народов на любую тему. Класс можно поделить на несколько команд. Готовятся жетоны, которые дети будут получать за каждый правильный ответ.

Ход внеклассного мероприятия

Пословица недаром молвится.

Народная мудрость.

Учитель. Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому, и не видна та безграничная даль, куда устремляет свой полёт эта крылатая мудрость…

Пословицы и поговорки – это короткие, простые, но меткие и поучительные изречения. Они складывались ещё до того, как появилась грамотность. В пословицах народ передавал детям и внукам свои заветные правила жизни, учил их уму-разуму. Старинные пословицы живут и сегодня – в разговоре, в книгах. Пословицы украшают нашу жизнь, делают её живой и остроумной. Русские писатели и поэты любили слушать, как говорит народ, зачастую используя потом его образные меткие выражения в своих произведениях.

Сегодня мы проводим конкурс на лучшего знатока пословиц и поговорок.

Разминка.

Продолжить пословицы и поговорки.

Что посеешь… (то и пожнёшь).

Без труда … (не выловишь и рыбку из пруда).

Сделал дело … (гуляй смело).

В гостях хорошо … (а дома лучше).

Взялся за гуж … (не говори, что не дюж).

С кем поведёшься … (от того и наберёшься).

Готовь сани летом … (а телегу зимой).

Как аукнется … (так и откликнется).

За двумя зайцами погонишься … (ни одного не поймаешь).

Заставь дурака молиться … (он себе и лоб расшибёт).

Сколько волка не корми … (а он всё в лес смотрит).

Первый конкурс: вспомнить пословицы или поговорки о следующих предметах.

1. Ложка. (Дорога ложка к обеду. Один с сошкой, семеро с ложкой.)

2. Книга. (С книгой жить – век не тужить.)

3. Иголка. (Куда иголка, туда и нитка.)

4. Шило. (Шила в мешке не утаишь.)

5. Яблоко. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

6. Камень. (Под лежачий камень вода не течёт.)

7. Перо. (Что написано пером – не вырубишь топором.)

Учитель. Народы всего мира считают труд главным делом своей жизни. Трудом создаются богатства нашей страны и каждого человека. Без труда нет человеку счастья. Народ уважает тружеников, а лентяев осуждает и высмеивает.

Второй конкурс: вспомнить пословицы о труде.

Кто не работает, тот не ест. Любишь кататься – люби и саночки возить. Без труда не выловить и рыбку из пруда. И другие.

Учитель. У разных народов имеется много пословиц, сходных по смыслу. Иногда трудно даже определить, в какой стране появилась та или иная пословица.

Третий конкурс: к пословицам и поговоркам разных народов подобрать аналогичную по смыслу русскую пословицу.

1.Булочника на хлебе не проведёшь. (Испанская пословица).

Старого воробья на мякине не проведёшь.

2. Не ищи жареную колбасу в собачей конуре. (Немецкая пословица).

Ищи ветра в поле.

3. У кого болтливый рот, у того тело в синяках. (Английская пословица).

Язык – мой враг.

4. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская пословица).

Язык до Киева доведёт.

5. Ошпаренный петух от дождя убегает. (Французская пословица).

Кто обжёгся на молоке, дует на воду.

6. Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

(Вьетнамская пословица).

Четвёртый конкурс: на карточках разного цвета написаны пословицы: на одной – начало, на другой окончание. Задание – сочинить новую пословицу, то есть соединить пословицы по-новому. Например:

Слово не воробей, в лес не убежит.

Любишь кататься – имей сто друзей.

Сколько волка не корми, а он ноги на стол.

За двумя зайцами погонишься – кобыле легче.

Предложенные пословицы.

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.

Работа не волк, в лес не убежит.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Сколько волка не корми, а он всё в лес смотрит.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Посади свинью за стол, она и ноги на стол.

Баба с возу – кобыле легче.

Пятый конкурс: вспомнить пословицы и поговорки, в которых упоминаются числа.

Ум хорошо, а два лучше.

У семи нянек дитя без глазу.

Старый друг лучше новых двух.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Семеро одного не ждут.

Один за всех и все за одного.

Обещанного три года ждут.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

За одного битого двух небитых дают.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать

Учитель. Народная мудрость сурово осуждает тех людей, которые стремятся прожить свой век за чужой счёт. Едко высмеивают пословицы и поговорки лентяев.

Шестой конкурс: вспомнить пословицы о лени и ленивых людях.

Лодырь хочет прожить свой век за чужой счёт.

Пусть работают дурак да медведь, а я буду в окно глядеть.

Ленивый одну работу два раза делает.

Ленивый всегда так: хлеба давай по пуду, а работать не буду.

Девка красива, да прясть ленива.

Голова завита, да делом не занята.

У Федорки всегда отговорки.

Один машет, а семеро руками машут.

Лентяй сидя спит, лёжа работает.

У ленивой пряхи и для себя нет рубахи

Подведение итогов конкурса. Награждение победителей.

Учитель. Пословицы и поговорки – это мудрый совет, тонкая мысль, доброе пожелание. Вовремя сказанные, они запоминаются на всю жизнь.