Особенности высшей нервной деятельности человека. Типы высшей нервной деятельности Типы высшей нервной деятельности человека презентация

2 слайд

3 слайд

4 слайд

Термин «высшая нервная деятельность» впервые введён в науку И. П. Павловым, считавшим его эквивалентным понятию психическая деятельность. Все формы психической активности, включая мышление и сознание человека, Павлов считал элементами высшей нервной деятельности. Ива н Петро вич Па влов (1849-1936)

5 слайд

Отличие ВНД человека от ВНД животных У человека в процессе его общественно-трудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня развития принципиально новая сигнальная система. Сигнальная система - система условно- и безусловно рефлекторных связей высшей нервной системы животных (включая человека) и окружающего мира. Различают первую и вторую сигнальные системы.

6 слайд

Первая сигнальная система условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий, связанная с восприятием через рецепторы непосредственных конкретных раздражителей (сигналов) внешнего мира (свет, цвет, звук, t°…).

7 слайд

И. П. Павлов писал: Это 1-ая сигнальная система действительности, общая у нас с животными».

8 слайд

9 слайд

10 слайд

вторая сигнальная система (сигнал сигналов). условно-рефлекторная деятельность коры больших полушарий, связанная с восприятием сигналов любого свойства (речь, жесты), причём каждый из этих сигналов имеет соответствие в I сигнальной системе и способен замкнуть рефлекс. По И. П. Павлову, чрезвычайной прибавкой к механизмам нервной деятельности является II сигнальная система, которая возникла в результате трудовой деятельности человека и появления речи.

11 слайд

Деятельность II сигнальной системы проявляется в речевых условных рефлексах. Слово слышимое, произносимое (речь), видимое (письмо, азбука глухонемых), осязаемое (азбука слепых) является условным раздражителем, сигналом о конкретных раздражителях среды, т. е. «сигналом сигналов».

12 слайд

«Слово, - пишет И. П. Павлов, - составило 2-ую, специальную нашу сигнальную систему действительности, будучи сигналом 1-ых сигналов».

13 слайд

14 слайд

15 слайд

В образовании рефлексов II сигнальной системы участвуют лобные доли и мозговые центры речи.

16 слайд

Со II сигнальной системой связана специальная человеческая особенность ВНД – способность отвлечения и обобщения сигналов, поступающих через 1-ую сигнальную систему. Сигнальное значение слова связано не с простым звукосочетанием, а с его смысловым содержанием. II сигнальная система обеспечивает абстрактное мышление в виде умозаключений, понятий, суждений.

17 слайд

Особенности II сигнальной системы. 1) Имеется только у человека. 2) Образование условных рефлексов на базе I сигнальной системы на основе речевой деятельности. 3) Обеспечивает восприятие информации в виде символов (слов, знаков, формул, жестов). 4) В образовании речевых рефлексов участвуют лобные доли. 5) Обеспечивает абстрактное мышление человека.

18 слайд

У всех людей вторая сигнальная система преобладает над первой. Степень этого преобладания неодинакова. Это даёт основание разделить высшую нервную деятельность человека на три типа: мыслительный художественный средний (смешанный).

19 слайд

К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. У них более развито абстрактное мышление (математики, философы) ; непосредственное отражение действительности происходит у них в недостаточно ярких образах.

Данная презентация, применяется при изучении темы- высшая нервная деятельность человека, на уроках биологии в 8 классе. Она включает в себя основные понятия связанные с данной темой, а также тесты на определение различных видов памяти и внимания.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема урока: Высшая нервная деятельность Цели урока: - дать определение высшей нервной деятельности человека и рассмотреть её проявления - охарактеризовать различные проявления высшей нервной деятельности (мышление, речь, память и т.д.) и установить их роль в жизни человека - провести тесты позволяющие оценить характеристики различных видов памяти и устойчивость внимания

Высшая нервная деятельность человека – это деятельность мозга связанная с его психикой. Основные проявления высшей нервной деятельности: Мышление Речь Память Внимание Эмоции Воля

Мышление – высшая ступень познания, процесс опосредованного отражения объективной действительности, устанавливающей связи и отношения между познавательными процессами. Виды мышления: По форме: наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое. По характеру задач: теоретическое, практическое По степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводящее), продуктивное (творческое).

Мыслительные операции: Анализ – мысленное разделение предметов и явлений на части. Синтез – мысленное объединение частей или свойств в целое. Сравнение – сопоставление предметов и явлений, нахождение сходства и различия между ними. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим признакам. Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других.

Речь (вторая сигнальная система) – материальная основа мышления. Функции речи: В общении: Коммуникация – передача друг другу определённых сведений, мыслей, чувств. Экспрессия – передача эмоционального отношения к человеку, к которому она обращена. В мышлении: Сигнализация – через слово обозначается предмет, действие, состояние. Обобщение – каждое слово уже обобщает и это позволяет реализоваться мышлению.

Виды речи: Внешняя Общение между людьми при помощи разговора. Внутренняя Направлена на себя. Носит свёрнутый, сокращённый характер. Устная Отличается сокращённым количеством слов и простой грамматической конструкцией Письменная Очень чёткий замысел. Сложная смысловая программа. Аффективная Нет замысла. Очень проста, ограниченна «Ах!», «Ну, погоди!». Диалогическая Речь при которой активны в равной степени все её участники. Монологическая Предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекция).

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта. Виды памяти: По длительности сохранения: долговременная, кратковременная оперативная. По преобладанию той или иной модальности: зрительная, слуховая, двигательная. По уровню организации: наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная

Опыт №1 Выявление объёма кратковременной памяти В течении 1 минуты внимательно прочитайте предложенные слова и постарайтесь запомнить их. В течении 5 минут запишите все слова, которые вам удалось запомнить, в любом порядке. Подсчитайте число правильно написанных слов, за каждое правильное слово начислите себе 1 балл. Полученный результат сравните с таблицей и сделайте вывод.

Сено, ключ, самолёт, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал, автомобиль, сердце, букет, тротуар, столетие, фильм, аромат, горы, океан, неподвижность, календарь, мужчина, женщина, абстракция, вертолёт

Определение характеристик объёма памяти Число баллов Характеристика памяти 6 и меньше Объём памяти низкий. Желательно регулярно тренировать память. 7-12 Объём памяти чуть ниже среднего. 13 - 17 Объём памяти хороший. 18 - 21 Объём памяти отличный. Свыше 21 Ваша память феноменальна

Опыт №2 Определение объёма зрительной памяти Определите объём своей зрительной памяти: в течении 1 минуты изучите фигуры на рисунке №1, а затем найдите их на рисунке №2. Подсчитайте процент фигур названных правильно.

Рисунок №1

Рисунок №2

Проверка

Показатели зрительной памяти 90 – 100 % - отлично 70 – 90 % - очень хорошо 50 – 70 % - хорошо 30 – 50 % - удовлетворительно 10 -30 % - плохо 0 -10 % - очень плохо

Опыт №3 Изучение устойчивости внимания Внимательно присмотритесь к рисунку на котором изображена проекция усечён- ной пирамиды в течении 30 секунд. При каждом изменении восприятия не глядя в тетрадь делаете штрих. После оконча – ния опыта результат удваиваете и сравниваете с таблицей.

Оценка характера устойчивости внимания Частота изменения изображения Характеристика внимания Не более 11 раз Очень устойчивое 12 -20 раз Средней устойчивости Более 20 раз Недостаточно устойчивое


Поджелудочная железа. Строение и расположение в коже разных типов рецепторов. Эпидермис. Тельца Руффини. Цель работы. Чувствствительные нервные окончания. Концевые колбы Краузе. Терморецепторы. Особенности организации нервных окончаний. Нейрон состоит из тела (сомы) и отростков. Строение нервной клетки. Общие принципы организации нервной системы. Крупный нейрон. Тельца Месснера. Рецепторы делятся на свободные нервные окончания и инкапсулированные.

«Автономная вегетативная нервная система» - Парасимпатические ядра лежат в среднем и продолговатом мозге. Эффекты парасимпатической системы. Отходящие от ядер волокна, вегетативные узлы. Вегетативная (автономная) нервная система. За что отвечает соматическая часть нервной системы. Строение вегетативной нервной системы. Преганглионарные нейроны симпатической системы. Симпатическая НС. Возбуждение симпатической системы. Строение ВНС. Регуляция работы внутренних органов.

«Нервная ткань» - Поперечный срез нерва. Классификация нейронов по количеству отростков. Образование безмиелинового волокна. Скорость роста. Моторная бляшка. Осязательное тельце Мейснера. Развитие нервной ткани. Перехват Ранвье (границы соседних леммоцитов). Нервные окончания. Проведение нервного импульса. Тигроидное вещество в нейроплазме. Возбуждающий синапс. Строение нейрона. Серое вещество. Конвергентные связи.

«Высшая нервная деятельность» - Понятие врожденных и приобретенных форм поведения. Цепочка врожденных рефлексов. Эксперимент по выработке условных рефлексов. Доминантный очаг. Доминанта. Поведение. Ответьте на вопрос. Торможение условного рефлекса. Рассудочная деятельность. Приобретенные формы поведения. Приспособительные реакции животных. Разные формы торможения. Рефлексы. Основные способы научения. Виды условного (приобретенного) торможения.

«Вегетативный отдел нервной системы» - Сакральный отдел. Глазосердечный рефлекс. Лимбическая система. Проба с пилокарпином. Функции внутренних органов. Холодовая проба. Слюноотделение. Пиломоторный рефлекс. Парасимпатическая часть вегетативной нервной системы. Дермографизм. Парасимпатотонические кризы. Поражение вегетативных ганглиев лица. Симпатическая часть вегетативной нервной системы. Болезнь Рейно. Бульбарный отдел. Рефлекторный нервный путь слюноотделения.

«Основы высшей нервной деятельности» - Сон. Действие безразличного раздражителя. Типы темперамента. Холерический темперамент. ВНД человека и животных. Внутреннее торможение. Инсайт. Нервная связь. Краткие ответы. Последовательность элементов рефлекторной дуги. Врожденные рефлексы. Импритинг. Человеческие дети. Внешнее торможение. Верные суждения. Рефлексы. Парадоксальный сон. Бодрствование. Сангвинистический темперамент. Приобретаются организмом в течение жизни.

ТЕМА ЛЕКЦИИ ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.Типы ВНД как комбинация основных свойств нервной системы 2. Современные методы определения типа ВНД 3. Основные типы ВНД животных 4. Экспериментальные неврозы 5. Особенности ВНД человека 6. Взаимодействие первой и второй сигнальных систем 7. Художественный и мыслительный тип 8. Генотип и фенотип 9. Роль внешней среды в формировании типа ВНД 10. Речь, механизм восприятия речи 11. Стресс и его нейрогуморальные механизмы


Типы ВНД как комбинация основных свойств нервной системы (1) Тип нервной системы – совокупность врожденных и приобретенных свойств нервных процессов, которые определяют различия в поведении разных людей и в их отношении к одним и тем же внешним воздействиям 2






Г. Айзенк ()




Типы ВНД как комбинация основных свойств нервной системы (5) Сила нервных процессов – способность нейронов выдерживать длительное возбуждение без перехода в состояние запредельного торможения при действии сильного раздражителя Уравновешенность – одинаковая реактивность нервной системы в ответ на возбуждающие и тормозные влияния, характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения Подвижность – показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения




Методы определения типа ВНД животных по И.П.Павлову (2) Оценка силы тормозного процесса 1. Скорость выработки тонкой дифференцировки 2. Скорость угасания условного рефлекса после отмены подкрепления 3. Эффект от удлинения действия дифференцировочного условного раздражителя до 3-5 мин, чтобы усилить напряжение тормозного процесса




Методы определения типа ВНД животных по И.П.Павлову (3) Критерии уравновешенности нервных процессов 1. Интенсивность ориентировочной реакции 2. Скорость угасания ориентировочной реакции при многократном ее возник­новении 3. Скорость образования положительных и отрицательных условных рефлексов 4. Скорость угасания условного рефлекса при его неподкреплении


Современные методы определения типа ВНД 1. Методика условнорефлекторного изменения зрительной чувствительности 2. Методика кожно-гальванических реакций 3. Измерение абсолютных порогов зрения и слуха в обычных и в особых условиях: а) измерение абсолютных порогов зрения при действии слуховых раздражителей и абсолютных порогов слуха при действии зрительных раздражителей; б) измерение зрительного порога в присутствии другого зрительного раздражителя (индукционная методика) в) измерение зрительных и слуховых порогов после приема кофеина 4. Измерение других сенсорных функций: адекватной оптической хронаксии (АОХ), критической частоты слития мельканий (КЧМ), критической частоты мелькающего фосфена при разной интенсивности электрического тока (КЧФ) и др. 5. Электроэнцефалография 6. Методика двигательных реакций


Экспериментальные неврозы И.П. Павлов ()


Основные типы ВНД животных (1) Сильный неуравновешенный тип (безудержный тип) Слабый тормозной тип Центральному типу свойственны сильные и уравновешенные нервные процессы, но в зависимости от их подвижности его делят на две группы: Сильный уравновешенный подвижный тип (живой тип) Сильный уравновешенный инертный тип (спокойный тип)




Особенности ВНД человека (1) Оценка силы нервной системы 1.Предел работоспособности коры путем измерения порога запредельного торможения, которое вызывают процедурой угашения с подкреплением 2.Сопротивляемость нервной системы к тормозящему действию побочных раздражителей 3.Зрительные и слуховые абсолютные пороги, которые тем ниже, чем слабее нервная система 4.Чувствительность зрения к точечному раздражителю


Особенности ВНД человека (2) Основные типы высшей нервной деятельности человека по И.П.Павлову 1 Сильный неуравновешенный тип – сильная нервная система (высокий уровень работоспособности нервных клеток) и преобладание процессов возбуждения над торможением 2 Сильный уравновешенный подвижный тип – высокая подвижность сильных нервных процессов и уравновешенность возбуждения и торможения 3 Сильный уравновешенный инертный тип – при значительной силе нервных процессов их низкая подвижность (замкнутый переход из состояния возбуждения в торможение или наоборот) 4 Слабый тип – низкая работоспособность корковых клеток (их неспособность выдерживать сильные или длительные нагрузки) и отсюда – слабость нервных процессов




Взаимодействие первой и второй сигнальных систем (1) Первая сигнальная система работа мозга, обусловливающую превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма Вторая сигнальная система функция мозга человека, которая имеет дело со словесными символами («сигналами сигналов»)




Речь, механизм восприятия речи (3) АФАЗИИ расстройство речи, выражающееся в утрате способности пользоваться словами и фразами как средством выражения мысли или чувства 1.поражение передних отделов левого полушария трудности динамической организации речевого высказывания 2.поражение задних отделов левого полушария нарушения кодов речи (фонематического, артикуляционного, семантического и т. д.) 3.поражение центра Брока эфферентная моторная афазия, нарушается собственная речь больного, а понимание чужой речи в основном сохраняется 4.поражение другой части передних речевых зон (в нижних отделах премоторной коры) динамическая афазия, больной теряет способность формулировать высказывания, переводить свои мысли в развернутую речь(нарушение программирующей функции речи) 5.поражение центра Вернике сенсорная афазия, возникают нарушения фонематического слуха, появляются затруднения в понимании устной речи, в письме под диктовку


Речь, механизм восприятия речи (2) Центр Брока расположен в нижних отделах третьей лобной извилины, у большей части людей в левом полушарии. Эта зона контролирует осуществление речевых реакций. Центр Вернике относится к задним отделам речевых зон коры. Он расположен в височной доле и обеспечивает понимание речи.


Художественный и мыслительный тип Художественный тип характеризуется преобладанием активности первой сигнальной системы над второй. Люди художественного типа имеют преимущественно «правополушарное» образное мышление. Они охватывают действительность целиком, не разделяя ее на части. Этот тип характеризуется выраженной эмоциональностью, непосредственностью и цельностью реакций. Для мыслительного типа характерно преобладание второй сигнальной системы над первой, т. е. «левополушарного» абстрактного мышления. Мыслительный тип характеризуется преобладанием аналитически опосредованного восприятия и относительной слабостью эмоциональных реакций. Средний тип характеризуется уравновешенностью функционирования двух сигнальных систем.





Стресс и его нейрогуморальные механизмы (1) Стресс (англ. stress) давление, нажим, напряжение В современной литературе термином «стресс» обозначают широкий круг явлений от неблагоприятных воздействий на организм до благоприятных и неблагоприятных реакций организма как при сильных, экстремальных, так и обычных для него воздействиях. Биологическая функция стресса адаптация


Стресс и его нейрогуморальные механизмы (2) Физиологические и психологические стрессоры Выделяют свыше двадцати видов стресса: эмоциональный, социальный, гипокинетический, репродуктивный, вакцинальный, лекарственный, инфекционный, пищевой, транспортировочный, гипоксический, болевой, температурный, световой, шумовой и т.д.




Стресс и его нейрогуморальные механизмы (4) Неспецифический синдром «триада» увеличение и повышение активности коркового слоя надпочечников уменьшение (сморщивание) вилочковой железы (тимуса) и лимфатических желез точечные кровоизлияния и кровоточащие язвочки в слизистой оболочке желудка и кишечника Стресс и его нейрогуморальные механизмы (5) СТАДИИ СТРЕССА по Г. Селье I стадия тревоги мобилизация адаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессу падает ниже нормы, «триада стресса» II стадия стресса сопротивления признаки тревоги практически исчезают, а уровень сопротивляемости поднимается значительно выше обычного III стадия истощения в результате длительного действия стрессорного раздражителя, несмотря на возросшую сопротивляемость стрессу, запасы адаптационной энергии постепенно истощаются, вновь возникают признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы и индивид погибает


Стресс и его нейрогуморальные механизмы (6) Периоды адаптации к устойчивым стрессогенным воздействиям первой стадии стресса Первый период активизация адаптационных защитных форм реагирования. У большинства людей он отличается стеническими эмоциями и повышенной работоспособностью. Его продолжительность исчисляется минутами, часами Второй период. Формируется новый уровень «функционирования», адекватный экстремальным требованиям среды. Для этого этапа часто характерно ухудшение состояния человека, снижение его работоспособности. Однако при высокой мотивации в этом периоде стресса может поддерживаться достаточно высокая работоспособность у человека за счет сверхмобилизации его резервов. Однако такое перенапряжение чревато последствиями обострением скрытых заболеваний, появлением болезней стресса (сосудистых, воспалительных, психических). Суммарная продолжительность двух первых периодов стресса составляет 11 суток Третий период период неустойчивой адаптации. Он предшествует стадии сопротивления стрессу и его продолжительность варьирует до суток

«Урок Нервная система» - Больше всего развиты большие полушария, которые покрыты корой. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ – хорошо развит передний мозг и мозжечок. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ - впервые появились нервные клетки. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ – окологлоточное нервное кольцо и брюшная нервная цепочка. Эволюция органов чувств. Органы чувств: зрение слух обоняние осязание равновесие вкус.

«Нейроны мозга» - Электрический синапс. Современные модификации метода Ниссля выявляют рибонуклеопротеиды нейронов. Дж.Г.Николс, А.Р.Мартин, Б.Дж.Валлас, П.А.Фукс. А. не имеют тигроида. 80-120 м/с. (Неврилемма). Нейроны, усеянные синапсами. Е.К.Сепп. Нейроглиальные клетки мозга млекопитающих. Белое вещество – нервы (в периферич.

«Рефлекс» - Безусловные рефлексы. Рефлексы. Понятие рефлекса. В основе дрессировки- условный рефлекс. Примеры безусловных рефлексов. Рефлексы делятся на условные, выработанные в течение жизни и врожденные или безусловные. Имеются с рождения. Приобретаются в течение жизни. Рефлексы бывают врожденные – инстинкты и условные, то есть приобретенные в течение жизни.

«Строение и функции нервной системы» - Нервная система. Отделы нервной системы. Рефлекс. Мозг. Функции нервной системы. Интегративная система. Роль прямых и обратных связей в рефлекторной регуляции. Строение и функция нервной системы. Головной и спинной мозг. Ответ организма на раздражение. Нервные клетки. Рецепторы. Нервы и нервные узлы.

«Физиология ЦНС» - Рефлекс - ответная реакция организма на раздражение. способность отвечать на раздражение изменением обмена веществ. Что такое рецептор? Физиология ЦНС. Чувствительное волокно. Принцип пластичности. Действующий орган. Клетка. Рецепторное поле внутренних органов и мышц: Состояния тканей могут быть следующими:

«Нервная система» - Совершенствование нервной системы отразилось и на развитии органов чувств. Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом. В связи со сложными движениями хорошо раз­вит мозжечок. Аксоны соединяются с соседними нейронами в синапсах. Мозжечок тоже хорошо развит и имеет извилины. От спинного мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов, идущих к различным эффекторам.