К чему бы это: приметы станции «Площадь революции. Карта примет: чьи морду, лапу и клюв надо потереть на «Площади Революции Станция площадь революции собака

Эта своеобразная галерея бронзовых скульптур отображает историю советского народа, здесь фигурируют образы революции и последующей счастливой жизни при социализме.

Нижняя часть станции облицована черным мрамором, в темно-красных арках расположены скульптуры. Чтобы вместить крупные фигуры в ограниченное пространство станции, пришлось придать им несколько скованные позы. Согласно легенде, над этим будто бы потешалась вся столица: почему весь советский народ либо сидит, либо стоит на коленях. Однако Сталину изваяния понравились, потому никто не стал ничего менять.

Среди скульптур выделяются статуи, иллюстрирующие реальные события. Матрос в бескозырке с надписью «Марат» напоминает о линкоре, прославившемся не только в сергеемихалковском "Дяде Стёпе", но и вполне реально в Великую Отечественную войну. Девушка-снайпер со значком «Ворошиловский стрелок» иллюстрирует пропаганду оборонно-массовой работы в стране. В предвоенные годы овладение стрелковым делом превратилось в широкое движение трудящихся и молодежи.

Также обращают на себя внимание скульптуры с отполированными до блеска деталями. Это связано с различными московскими традициями. Статуя пограничника с собакой, по мнению студентов, если накануне как следует потереть песику нос, приносит успешную сдачу экзаменов. Желающим избежать несчастной любви, следует потереть бронзовую туфельку студентки. Удачу в научной деятельности принесет прикосновение к циркулю молодого инженера-изобретателя. Правда, этот циркуль уже давно отсутствует у всех четырёх скульптур - украли... Кто и с какой целью "натирает" револьвер матроса, а эпизодически и вовсе ворует его из рук бронзового изваяния, тоже остается загадкой...

Станция метро Площадь революции – это место паломничества московских студентов. В разгар сессии к бронзовой фигуре пограничника с собакой выстраивается целая очередь из "страждущих знаний": если накануне экзамена потереть ладошкой овчарке нос или зачеткой прикоснуться к ее голове, успех гарантирован. Поначалу для этой цели использовали «Мухтара», который несет службу около третьего вагона (от конца поезда), если ехать в сторону «Щелковской». Теперь за «исполнение желаний» отвечают все четыре собаки (на станции именно столько скульптурных «пограничных» композиций), а в нехитрую игру – загадай желание и потри нос – включились не только москвичи, но и гости столицы. Зачем? «На удачу, «на счастье» – так отвечают многие.

Не применул воспользоваться случаем и недавно побывавший в Москве знаменитый "Россомаха" и "Ван Хельсинг" - голливудскоавстралийский актёр Хью Джэкман.

На этой же станции имеется еще одна «счастливая скульптура» – матрос с флажком. Говорят, если по дороге на работу прикоснуться к флажку, который держит матрос, день будет удачным. Поверье связано с морской приметой: день хорош, когда на судне поднят флаг.

Еще одна скульптура - Петух. Клюв Петуха трут к деньгам. Еще касаются оружия у матроса и пограничника, касаются колхозницы, книги в руках девушки...

Похоже скоро все статуи комплекса обрастут свои мифами. Не раз приходилось наблюдать беременных, касавшихся скульптур матери с ребёнком и молодых женщин, скользивших ладонью по её груди или по скульптуре, изображающей молодого мужчину с мальчиком, молодых спортсменов, трущих диск у девушки-легкоатлетки или мяч у футболиста, школьников, проводивших рукой по скульптурам мальчишек-авиамоделистов или девчонок с глобусом...

Инструкция

Станция «Площадь революции» Арбатско-Покровской линии – одна из самых первых станций московского метрополитена, была сдана в эксплуатацию в довоенном 1937 году. Уникальность этой станции придают 76 бронзовых скульптур, размещённых в арках как вдоль платформ, так и в центральном зале. Эти скульптуры – застывшие живые символы времён Октябрьской революции, гражданской войны и последующих лет становления советской власти: солдаты, матросы, колхозники, рабочие, пионеры и школьники – по 4 экземпляра каждой скульптуры (точнее, только 18 представлены четырежды, а две – дважды). Пассажиры московского метро, находясь на станции «Площадь революции», могут наблюдать, как постоянно около той или иной скульптуры останавливаются люди и начинают тереть и поглаживать какие-то бронзовые элементы, причём все эти элементы уже отполированы до зеркального блеска.

Особенной популярностью пользуется скульптура пограничника с собакой. Пограничник особо никого не интересует, а вот собака, точнее – четыре собаки – постоянно в центре внимания. Традицию гладить нос бронзовому животному придумали в 1938 году студенты МГТУ имени Баумана, который находится на той же ветке метро на станции «Щёлковская». Кто-то из студентов решил, что если перед экзаменом погладить собачий нос, то экзамен будет сдан успешно. Затем появилось мнение, что поглаживание лапы собаки принесёт удачу на зачёте.
Изначально «волшебной» считалась только одна из четырёх собак – та, что находится при выходе из третьего вагона с конца поезда по направлению из центра к «Щёлковской». Позднее все четыре пса были наделены магическими свойствами, и к ним потянулись студенты не только «Бауманки», но и других вузов. Смешно, но иногда в разгар сессии около бронзовых собак собираются целые толпы или даже выстраиваются очереди студентов. Некоторые перед экзаменом специально едут к собаке «за удачей», даже если вуз находится на другом конце Москвы. Можно наблюдать сцены, когда из подъехавшего поезда выскакивает молодой человек или девушка, хватает собаку за нос, а затем успевает впрыгнуть обратно в вагон до того, как двери закроются. Высший пилотаж – потереть носы всем четырём псам, тогда в зачётке точно будет минимум «четыре».
Со временем собаку полюбили не только студенты, но и прочие граждане: гладят нос и лапы на удачу, на везение в делах, просто для того, чтобы день был удачным. Некоторые мимолётно касаются скульптуры, проходя мимо, а иные подолгу стоят, что-то бормочут и чуть ли не молятся на бронзовое животное. Исполняет ли собака желания? Весьма вероятно, иначе не пользовалась бы такой популярностью.

Ещё одна любимая пассажирами станции «Площадь революции» скульптура – птичница с петухом и курицей. Считается, что если потереть клюв петуха, то непременно произойдёт улучшение материального положения: человека ждёт премия, повышение в должности, прибавка к зарплате. В результате клюв петуха блестит как золотой. Однако есть и другое мнение, что петуха и тем более его клюв не просто гладить, но даже и случайно касаться нельзя – это может принести несчастье. Поэтому если кто-то хочет поэкспериментировать – четыре петуха ежедневно к вашим услугам.

Девушки, стремящиеся к обретению серьёзных отношений с молодым человеком или даже к замужеству, подходят к статуе студентки, читающей книгу. Достаточно потереть бронзовую туфельку – и можно ждать своего принца! Студентка с туфелькой «помогает» также тем, у кого уже есть пара, и ей угрожает разлад: прикосновение к туфельке предотвратит несчастную любовь.

Скульптура матери с ребёнком также, естественно, привлекает молодых девушек и женщин. Логично, что различных деталей этой скульптуры касаются те, у кого есть желание родить ребёнка, а также беременные, обращающиеся с просьбой о благополучных родах. Иногда можно увидеть представительниц слабого пола, которые проводят ладонью по груди бронзовой женщины – можно только предполагать с какой целью.


Московская станция метро «Площадь Революции» примечательна тем, что ее вестибюль похож на подземный музей скульптур. Пассажиров, приезжающих на станцию, встречает застывшая история в бронзе. В ее арках установлены скульптуры героев, живших во время становления молодой страны Советов: матросы и солдаты, крестьяне и рабочие, студенты и дети - всего семьдесят шесть фигур. Из-за повторения скульптурных образов кажется, что их много, но фактически их всего двадцать. Почти за каждой скульптурой стоит человек, его судьба. В этом обзоре можно узнать об именах, некоторых из них.


Создатель многофигурной композиции бронзовых скульптур, объединенных темой: революции, гражданской войны и мирного довоенного времени - народный художник СССР, Матвей Генрихович Манизер (1891–1966) . В 1943 году Сталинская премия суммой в сто тысяч рублей, полученная скульптором за эту творческую работу, была передана им в Фонд обороны страны.

В конце 30-х годов, когда отливались эти фигуры, страна уже достаточно крепко "встала на ноги". И молодые люди 25-30 лет, послужившие прообразами скульптур, жили верой и надеждой на счастливую жизнь, в стремительно развивающейся стране. Никто еще тогда не знал, что ждет их, и еще миллионов таких же, как они, через несколько лет. И сколько из них останется в живых после войны, и как сложатся их судьбы.

Алексей Диомидович Никитенко


Во второй арке начиная с западной стороны – крестьянин с винтовкой и матрос с наганом, прообразом которого был Алексей Никитенко - учащийся военно-морского училища им. Фрунзе в Ленинграде. Его внешность вполне отвечала сложившемуся образу матроса-революционера. В 1937 году полгода по 4 часа в день, с наганом в руке и подпоясанный пулеметными лентами Алексей позировал Манизеру. В то довоенное время, крепкого телосложения парень, занимался спортом, брал участие в шлюпочных гонках. Алексей Диомидович прошел войну, дослужился до капитана крупного военного корабля.

Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»

Сокрушительный" в 1942 году, почти весь командный состав был отправлен под трибунал и приговорен к смерти. А Рудакова лишили звания и отправили на фронт в штрафную роту, кровью искупать свою вину.


Олимпий Иванович после тяжких ранений и геройских подвигов был реабилитирован и восстановлен в звании офицера. И с 1944 года служил на флоте в командном составе.

История повторилась: в 1953 году, будучи командиром крейсера "Свердлов", Олимпий Иванович Рудаков - снова у берегов Великобритании на коронации королевы Елизаветы II. Во время которой сама королева приняла с рук Олимпия Рудакова горностаевую мантию - презент от правительства Советского Союза. И пригласив на вальс морского офицера, королева оживленно общалась с Олимпием, что повлекло за собой немало разных историй «о несчастной любви королевы и простого русского моряка».


Впоследствии легендарный морской офицер продолжал служить на флоте и обучать курсантов военной академии.

Пограничник с собакой

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/metro-4.jpg" alt="Аркадий Антонович Гидрат.

Бронзовые фигуры шахтера с отбойником и студента застыли в соседней арке.
Прототипом образа молодого человека с книгой был Аркадий Антонович Гидрат – преподаватель Института Физкультуры, спортсмен-легкоатлет, многократный чемпион Москвы и рекордсмен СССР по прыжкам в высоту с результатом 191.5 см.



Добровольцем ушел на Финскую войну, а вернувшись, написал кандидатскую по педагогике, но так и не успел ее защитить. Отечественная война внесла свои коррективы. На Синявинских высотах под Ленинградом в сентябре 1941 года рота Аркадия Гидрата стояла насмерть, не давая врагу сомкнуть кольцо блокады вокруг города. Бой был жестоким, а после него лейтенант Аркадий Гидрат около шестидесяти лет числился пропавшим без вести.


Благодаря волонтерам, которые ведут и по сей день поисковые работы на полях боевых действий, останки Аркадия Гидрата были обнаружены и опознаны в начале 2000-х годов. Участник поисковой экспедиции Вячеслав Прохоренко нашел в гимнастерке неизвестного офицера солдатский медальон.


Вот как вспоминает он о той драгоценной находке:"Бумажка тонкая-тонкая, буквы еле видны. Оставлять до утра было нельзя. Буквы бы расплылись, а бумага бы засохла и рассыпалась. Собрали фонари со всех отрядов и решили разворачивать записку в темноте. Четыре часа в напряженной тишине при свете фонариков, в дрожащих от усталости руках, удается развернуть записку и прочесть: "Гидрат Аркадий Антонович, город Гусь-Хрустальный, посёлок Красный" . А еще в конце Аркадий дописал: "Живи счастливо!".


Вскоре была найдена дочь Аркадия Гидрата - Ольга. И каково же было удивление волонтеров, когда всплыл факт о том, что найденный ими лейтенант был еще при жизни увековечен в бронзе. К его скульптуре на станцию метро все эти долгие годы ходили мать с дочерью, приносили цветы к подножию и оплакивали любимого мужа и отца.

И вот стало еще на одного без вести пропавшего солдата меньше. А ведь их еще до нескольких миллионов, пропавших без вести, осталось лежать в земле.

Узнать еще больше о малоизвестных фактах отечественной войны вы можете в обзоре:

Перепостила на днях (монументами, фигурами), установленными в городах и сёлах.
И было в нём коротенькое упоминание о приметах, связанных с памятниками в метро "Площадь Революции" - простите, я понятия не имею, как она сейчас называется.
С этой станцией, как оказалось связаны не только мои личные воспоминания, но и воспоминания моих друзей. Именно по поводу тех самых памятников, ставшими памятными, опять простите - на этот раз за тавтологию. :))

И захотелось мне узнать побольше об этих произведениях искусства, о приметах, связанных с ними, а также о тех, кто эти памятники создавал.
И вот, что я узнала...
Метростанция начала свою работу в 1938 году, 13 марта, на отрезке «Александровсий сад» (ранее «Улица Коминтерна») - «Курская».
Название станции возникло от одноименной площади, под которой она расположена.
Западный наземный вестибюль, возводившийся и открывшийся одновременно со станцией, выходит на площадь и является общим для «Театральной» станции и «Площади Революции».
Архитектор А. Н. Душкин руководил работами по строительству и разрабатывал проект этой станции.
Восточный вестибюль, выходящий к Богоявленскому переулку, был построен в 1947 году при участии архитектора Ю. П. Зенкевича.
По конструкции «Площадь революции» являет собой пилонную трехсводчатую станцию глубокого заложения, возводившуюся по типовому проекту.
Станция отделана черным, белым, золотым и серым мрамором. Для покрытия пола использовался черный и светлый гранит.
76 бронзовых скульптур на «Площади революции», изображающих обычных советских людей, были установлены в арках.
Разработку проекта и руководство работами осуществляли архитектор А. Н. Душкин, а также советские инженеры-конструкторы А. Н. Пирожкова, Н. А. Комаров, М. В. Головинова.
Для оформления зала был приглашен скульптор М. Г. Манизер (очень он мне нравится - А,Г,). В работе над скульптурами также принимали участие А. А. Пликайс, Л. К. Жданов, В. А. Пузеревский, А. И. Денисов и другие советские скульпторы.
Скульптурные изваяния расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937.
Эта своеобразная галерея бронзовых скульптур отображает историю советского народа, здесь фигурируют образы революции и последующей счастливой жизни при коммунизме.
Нижняя часть станции облицована черным мрамором, в темно-красных арках расположены скульптуры. Чтобы вместить крупные фигуры в ограниченное пространство станции, пришлось придать им несколько скованные позы. Над этим в свою очередь потешалась вся столица: почему весь советский народ либо сидит, либо стоит на коленях. Однако Сталину изваяния понравились, потому никто не стал ничего менять.

Среди скульптур выделяются статуи, иллюстрирующие реальные события. Матрос в бескозырке с надписью «Марат» напоминает о линкоре, сражавшемся за правое дело Революции. Девушка-снайпер со значком «Ворошиловский стрелок» иллюстрирует пропаганду оборонно-массовой работы в стране. В предвоенные годы овладение стрелковым делом превратилось в широкое движение трудящихся и молодежи.
Также обращают на себя внимание скульптуры с отполированными до блеска деталями. Это связано с различными московскими традициями, котрые так же можно назвать суевериями.
Постараюсь перечислить те, о которых мне стало известно на данный момент.
- Статуя пограничника с собакой, по мнению студентов, если накануне как следует потереть песику нос, приносит успешную сдачу экзаменов. В последнее время собачке натирают так же и бедро задней лапы.
- Желающим избежать несчастной любви, следует потереть носок бронзовую туфельки студентки.
- Удачу в научной деятельности принесет прикосновение к карандашу молодого изобретателя.
- Удачу на весь день принесёт прикосновение к сигнальному флажку матроса.
- С какой целью натирает пистолет матроса, а порой и вовсе ворует его из рук бронзового изваяния, остается загадкой.
- Столь же таинственна история суеверий относительно петуха. Долгое время прикосновение к нему считалось приносящим несчастье, в отличии от прикосновения к курочке, которой было принято насыпать семечки - к удаче и благополучию. Но в настоящее время что-то переменилось и петушка трут и трут - он стал похож на Золотого петушка из сказки - видимо, приметы тоже могут изменяться. :)
- Для чего-то прикасаются к одному из пальцев руки крестьянина в лаптях.
- Трогают гранату одного из матросов,
- Наглаживают левую грудь спортменки-дискоболки...

Дорогие люди! Когда будете в Москве, - настоятельно рекомендую посетить станцию метро "Площадь Революции" (продолжаю не знаю, как она называется ныне) и потрогать всё, до чего сможете дотянуться! :)))

А теперь галерея скульптур. Прошу извинить за качество - чтобы найти все скульптуры, я несколько часов просеивала интернет и выложила то лучшее, что могла найти.

Арка I
Революционный рабочий (бант на груди) с винтовкой и гранатой

Революционный солдат с винтовкой

Арка II

Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие

Революционный матрос с наганом

Прототипом матроса стал кадет Ленинградского Краснознамённого высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе. Его имя - Алексей Никитинко. Во время русско-японской войны он командовал монитором, а позже дослужился до капитана первого ранга.


Посмотрите, какое портретное сходство!

Арка III

Парашютистка ДОСААФ

Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»

Для создания образа матроса-сигнальщика советскому скульптору Матвею Генриховичу Ма́низеру позировал молодой курсант Ленинградского военно-морского училища Рудаков Олимпий, который сделал великолепную карьеру, дослужился до высокого звания контр-адмирал, работал при Генштабе Минобороны, возглавлял военно-морскую кафедру в академии.
Известно, что летом в июне 1953 года, капитан 1-го ранга Рудаков Олимпий Иванович специально для участия в торжественном параде в честь королевы Елизаветы II по случаю ее восшествия на престол привел крейсер «Свердлов» в Портсмут. Тогда же Рудаков был приглашен на бал, посвященный коронации, он был удостоен чести танцевать с королевой вальс.
Вот какую фотографию мне удалось найти:

Арка IV

Девушка «Ворошиловский стрелок» с пневматической винтовкой

Пограничник с собакой

Арка V

Стахановец с отбойным молотком

Пишет smolenski

Шахтёра-стахановца М. Г. Манизер делал со своего студента, Михаила Павловича Крамского. Во время войны Крамской был тяжело контужен и вывезен в Нижний Тагил, куда ранее эвакуировали его сестёр. Здесь он основал Музей изобразительных искусств и художественное училище, стал скульптором, почётным гражданином города. В городе и пригороде установлено несколько памятников его работы.


Молодой инженер.

В левой руке он держит шестерню, а в правой держал циркуль (в настоящее время у всех четырёх скульптур он отсутствует). Многоуважаемый ksvs совершенно справедливо заметил, что скорее не циркуль, а кронциркуль держал когда-то в руке молодой инженер - это подтверждается расположением пальцев его руки - очень характерная постановка пальцев - всем, кто когда-то держал в руках кронциркуль это совершенно очевидно. :)) На этой фотографии можно рассмотреть подробнее.

Арка VI

Птичница с курицей и петухом

Хлебороб-механизатор

Арка VII

Студент

Студентка с книгой

Арка VIII

Спортсменка-дискоболка

И Москве. Как-то не располагает московская толчея и суета к рассуждениям о райских уголках. Но и в сумасшедшем ритме города люди продолжают мечтать, надеяться и верить в чудеса.

Одно из таких чудотворных мест в столице — станция метро «Площадь революции». На станции установлены 76 бронзовых фигур скульптора Матвея Манизера, изображающих советских людей различных периодов. Существует поверье, что если прикоснуться к различным частям статуй, то сбудется загаданное желание.

Всего скульптур 76. 20 образов повторены в 4 одинаковых статуях и 2 — только дважды. Скульптуры были установлены на станции в декабре 1937 года в хронологическом порядке, показывая события от октября 1917 до момента установки.

Статуя красноармейца с гранатой — первая, встречающая входящих на станцию. Проходящие мимо трогают гранату в руке мужчины, а также его колено.

Скульптуры на станции метро «Площадь революции» расположены в невысоких нишах, поэтому нет ни одной в полный рост. В советские времена существовала шутка по этому поводу: «Советский народ либо стоит на коленях, либо сидит».

Стоя в нишах поместились только дети-пионеры.

У солдата с ружьем, отполирован до блеска приклад оружия. Интересно, какие желания можно загадать, потирая эту деталь?

Наган в руках у матроса по поверью приносит удачу в бизнесе, его регулярно воруют. На фото видно совсем новое оружие — видимо не успели натереть после очередной замены…

Читающая книгу студентка помогает своей туфелькой от несчастной любви, а также искореняет старых дев в столице.

Хит чудес на Станции «Площадь революции» — собачий нос. Всего собак 4, у всех носы отполированы до блеска.

Мало кто знает, что у бронзовых собак был реальный прототип — умнейшая породистая немецкая овчарка Ирма, принадлежавшая архитектору станции Алексею Душкину, чемпионка России и Украины.

Натирать собачьи носы практически сразу после установки скульптур начали студенты. Считается, что если погладить нос собаки, то сдашь экзамен, а если заднюю ногу — то зачет. Наиболее усердствуют студенты МГТУ им. Н. Э. Баумана, они трут нос той собаки, которая смотрит в сторону уходящего в сторону станции метро «Бауманская» поезда. У этой собаки нос стерт сильнее остальных, потому она уже напоминает добермана…

Молодая девушка, читающая книгу рядом с собакой, наталкивает на мысль, что усваивать науки барбос тоже помогает.

Сегодня собачьи носы на станции «Площадь Революции» трогают все подряд, что в общем верно — учимся чему-то всю жизнь. И что не день, то экзамен…

Птичница с курицей и петухом — тоже объект паломничества. Петушок просто стал золотым от постоянных поглаживаний.

После длительных поисков нашла в Интернете информацию, что петухов трут, чтобы прибавили зарплату. Но не все петухи помогают — один совсем не золотой. Более того, считается, что именно этот петух вообще приносит несчастье и прикасаться к нему нельзя.

Ножка ребенка на руках у мужчины — еще один талисман удачи. К ней прикасаются все, чьи желания так или иначе связаны с детьми.

Что можно просить, прикасаясь к коленке или ботинку отца, понять сложно. Обратила внимание, что большинство трогающих мужскую коленку — женщины. Денег просят или помощи? Судя по тому, что не все коленки у этих статуй натерты, не все мужчины — плохие отцы.

Вообще, ноги бронзовых статуй просто притягивают их погладить… Вспомнила морячку в городе Ллорет де Мар .

Спортсменке-пловчихе, которая держит ребенка, натирают голую коленку (мужчины, это вполне понятно) и туфлю (точнее, спортивный тапочек). А вот зачем трут определенное место мальчику? В Монте-Карло Адаму его же трут для удачи в знаменитом казино.

Странно, что до сих пор не натерли грудь пловчихе. Вероятно, потому что только левая доступна… Спортсменке-дискоболке уже наполировали правую грудь, как и Джульетте в Вероне .

Зачем трогают ботинок у студента, выяснить пока не удалось. Но на всякий случай тоже потрогала…

Воистину, люди делятся на тех, кто считает, что чудес не бывает, и на тех, кто уверен, что мир полон чудес! Судя по скульптурам на московской станции метро «Площадь Революции», последних в столице немало. Ждем чудес!

Узнайте больше о чудесах Москвы, побывав на экскурсии.