На что похожа буква ш рисунки детей. Конспект НОД «Буква Ш, звук » (для детей подготовительной группы). к)Прописывание буквы Ш




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

  1. познакомиться с новым согласным звуком и буквами, активизация словарного запаса;
  2. развитие речи, познавательной активности;
  3. воспитание нравственных качеств: доброты, чувства коллективизма (умение дружить), воспитывать чувство прекрасного, умение ценить красоту;
  4. развивать фонематический слух, внимание, память;
  5. дикцию, при помощи скороговорки;
  6. воспитывать умение выслушивать ответы товарища.

Оборудование:

  • учебник Русская азбука В. Г. Горецкий,
  • портреты: А. С. Пушкина, иллюстрации к произведениям Пушкина, книги А. С. Пушкина,
  • натуральные шишки (кедровые, сосновые, еловые),
  • презентация.ppt к уроку

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

II. Артикуляционная гимнастика: (Слайд 2).

1. Зеркало!

Поработаем с язычком и губами.

2. “Лисичка – собачка”.

“Лисичка” – показываем язычок.
“Собачка” – прячем язычок.

3. С языка слижем варенье с верхней губы и с нижней.

Упражнение “Вкусное варенье”.

Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок приподниму
И остаток оближу.

4. Упражнения на дыхание.

А) как правильно дышать? (Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.)
Б) теперь будем не просто выдыхать, но и проговаривать фразы:
Возьмите цветочек, понюхайте и скажите: АХ, КАК ПАХНЕТ (2–3 раза),
– Что мы сейчас делали? (Зарядку для языка, на дыхание.)
– Для чего делали? (Правильно выговаривать звук, слова, предложения.)

III. Постановка цели и задач урока

1. – Какой звук будем “открывать” узнаете из языковой разминки. (Слайд 3).
– Вспомните, какой звук издаёт змея?
– А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш

2. подведение к формулированию темы.

– Проживает ли такой звук в нашей ленте букв?
(На доске висит лента памяти.)
– Сформулируйте тему нашего урока
– Каковы задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

IV. Работа над новой темой урока. (Слайд 4).

– Какой это звук? Почему?
– Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?
Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Почему?
– Как вы думаете, бывает ли он твёрдым или мягким?
Звук [ш] – всегда твёрдый

Ззнакомство с буквой. (Слайд 5).

На что похожа буква Ш

Шура сено ворошил,
Вилы в сене позабыл

На что похожа буква Ш?
На зубья этого ковша.

Чтение слогов с буквой ша. (Слайд 6, 7).

Ша, шу, шо, ши, ше
Придумайте слова, начинающиеся с этого слога

Чистоговорки. (Слайд 8, 9, 10).

Ша – ша – ша – мама моет малыша.
Шу – шу – шу – я письмо пишу.
Ши – ши – ши – что – то шепчут камыши.
Ше – ше – ше – это утка в камыше.

Работа над скороговоркой. (Слайд 11).

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

V. Физкультминутка. (Слайд 12).

VI. Первичное закрепление. (Слайд 13).

1. Работа над загадками Чтение слов

Зима ушла за тридевять земель,
Над лугом загудел мохнатый (Шмель).

Сегодня всё ликует!
В руках у детворы.
От радости танцуют
Воздушные … (Шары). (Слайд 14).

В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И намного-много лет
Оставляет чёрный след. (Карандаш.) (Слайд 15).

Не похожи на иголки,
А упали тоже с ёлки. (Шишки.) (слайд 16).

(Шишки сохраняют семена хвойных деревьев, а когда семена созревают, то вырастут хвойные леса.... Так же это корм для зверей и птиц в зимнее время.)

У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит

(Слайд 18).

Вы все знакомы с произведениями Пушкина, вам их читали с раннего детства ваши родители.
Вот мы сейчас и проверим, как вы их помните. (Слайд 19).

Викторина по сказкам Пушкина

1. Свет мой зеркальце скажи
Да всю правду расскажи.

“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях” (Слайд 20).

2. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.

“Сказка о рыбаке и рыбке”. (Слайд 21).

3. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.

“Сказка о царе Салтане”. (Слайд 22).

4. Подарю тебе я птицу
Посади её на спицу
На земле и под землёй
Будет друг тебе …

“Сказка о золотом петушке”. (Слайд 23).

Физкультминутка для глаз. (Слайд 24).

Кого попросил в награду у царя Салтана Шамаханская царица. (Слайд 25).

Давайте посмотрим в учебнике Шамаханскую царицу.

3. Работа c текстом в “Русской азбуке” (с.141). (Слайд 26).

Чтение и анализ текста (хором, сами, по “цепочке”).

  • Куда пошли гулять дети?
  • Какое слово имеет много значений? (Кисти)

Кисти – многозначное слово. (Слайд 27).

Кисти рябины
Кисти рук
Кисти у штор

Что собирали дети? (Шишки)

Чтение наизусть учеником.

– Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле,
А на лбах у ребятишек
Никому не нужно шишек.

О каких шишках идет речь? (После драк синяки и выступы.)

Итог урока. С какой буквой мы сегодня познакомились? Что вы можете сказать об этой букве? (Слайд 28).

Дарья Асигритова

Цель:

знакомство с буквой Ш.

Задачи:

1. Познакомить детей с буквой Ш.

2. Формировать умение произносить слова с заданным звуком,

умение выделять нужный звук в словах.

3. Формировать умение устанавливать классификационные

отношения между понятиями.

4. Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию

рассказа.

5. Закрепить умение проводить звуковой анализ слова.

6. Проверить умение детей делить слова на слоги и ставить

ударение.

7. Развивать речь, фонематический слух, логическое мышление,

память, внимание, восприятие, мелкую моторику руки, умение

разгадывать загадки.

8. Расширять и активизировать словарный запас детей.

9. Воспитывать аккуратность, культуру общения.

Материал

Демонстрационный:

доска, мел, звуковые фишки, иллюстрация «На что похожа буква Ш», картинка с изображением шишек и буквы Ш, рассказ «Кошка и мышка».

Раздаточный:

картинки с изображением одежды, два обруча (синий, зеленый, тетради с вклеенной иллюстрацией шляпы и буквы Ш для раскрашивания и с образцом буквы Ш для прописывания, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы

(Дети сидят на ковре)

Отгадайте загадку:

На высоких стройных ёлках

Дружно прячутся в иголках.

Любят белочка и клёст

Ими лакомиться.

Прост мой вопрос для вас, детишки:

Что ж едят они все?

Ребята, что такое шишки?

(Плод хвойных и некоторых других растений округлой или овальной формы, покрытый чешуйками)

3. Основная часть занятия

а)Звуковой анализ слова «шишки»

(Дети сели за столы)

Ребята, сколько звуков в слове «шишки»?

(В слове «шишки» 5 звуков)

Давайте разберем слово «шишки»

Сколько слогов в слове «шишки»?

(В слове «шишки» 2 слога)

Как определили?

(Сколько в слове гласных, столько и слогов. В данном слове 2 гласных звука, значит и 2 слога)

Разделите слово «шишки» на слоги.

Назовите 1-ый слог.

Из скольки звуков состоит 1-ый слог?

(1-ый слог состоит из 3-х звуков)

Назовите 2-ой слог.

Из скольки звуков состоит 2-ой слог?

(2-ой слог состоит из 2-х звуков)

Определите ударный и безударный звуки в слове «шишки».

(В слове «шишки» ударным является 1-ый гласный звук [и], а безударным – 2-ой гласный звук [и])

Как определили?

(Для того, чтобы определить ударный звук в слове, необходимо позвать данное слово)

Поставьте ударение.


Назовите твердые согласные звуки в слове «шишки».

б)Фонематическая зарядка.

(Дети сели на ковер)

Как шипит змея?

Как шипит гусь?

в)На что похожа буква Ш.

Посмотрите на иллюстрацию и послушайте стишок:

На что похожа буква Ш?

На зубья этого ковша.

Повторите какой буквой обозначается звук [ш]?

(Буквой Ш)

г)Знакомство с буквой Ш.

(Дети сели за столы)

Ребята, посмотрите иллюстрацию и скажите какая буква Ш?

Из скольки элементов состоит данная буква?

Что изображено на иллюстрации?

Как вы думаете почему?

(Потому что начинаются на букву Ш [ш])

Рассмотрите еще раз иллюстрацию и скажите какие шишки на ней изображены?

д)Игра «Кто внимательный?»

(Дети сидят на ковре)

Рассмотрите картинки.

Перечислите, что изображено на каждой из предложенных картинок?

(Штаны, рубашка, шуба, шорты, шапка, шляпа)

Найдите и назовите одинаковый звук в словах.

е)Игра с мячом «Назовите слова со звуком [ш]»

(Дети встали в круг на ковре)

Ребята, я каждому из вас буду кидать мяч, ваша задача вернуть мне мяч обратно и произнести при этом любое слово, которое начинается на звук [ш].

Кто был самым внимательным и обратил внимание как произносится звук [ш] во всех словах?

Какой вывод мы можем с вами сделать, какой это звук?

(всегда твердый)

Верно. Запомните, ребята, звук [ш] – всегда твердый.

ж)Подготовка руки к письму.

(Дети сидят за столом)

Пальчиковая гимнастика.


з) Работа в тетрадях .

Раскрашивание буквы Ш

Откройте тетради и рассмотрите иллюстрацию.

Что на ней изображено?

(Буква Ш и шляпа)

Подумайте почему на картинке изображена шляпа?

(Потому что начинается на букву Ш [ш])

Что такое шляпа?

(Головной убор)

Совершенно верно. Ребята, а каким цветом мы выделяем твердые согласные звуки?

Ваша задача, раскрасить букву Ш на первом плане, а шляпу на втором.

Каким цветом раскрасите букву Ш?

А шляпу?

Давайте вспомним правила раскрашивания.

(Не давить на карандаш, не выходить за пределы рисунка, раскрашивать без пробелов)

Сядьте удобно, спинки выпрямите. Приступайте к работе.

и)Упражнение «Классификация предметов»

(Дети сидят на ковре)

Итак, рассмотрите еще раз картинки и разделите их на две группы.

В синий обруч - разместите картинки, которые вы бы отнесли к первой группе, а в зеленый обруч - расположите картинки, которые вы бы отнесли во вторую группу и объясните свой выбор.


Объясните, по какому признаку вы разделили картинки на две группы?

(В синий обруч отнесли теплую одежду, в зеленый обруч отнесли легкую одежду)

А можно ли их объединить в одну группу, т. е. назвать их одним словом?

(Можно. Это одежда)

к)Прописывание буквы Ш

(Дети сидят за столом)

Откройте тетради. Посмотрите на образец и обратите внимание как правильно пишется буква Ш.

Почему она записана синим цветом?

(Потому что звук [ш] всегда твердый согласный, а твердые согласные нужно выделять синим цветом)

Верно. Допишите не достающий элемент у буквы Ш изображенной в тетради и пропишите ее до конца строки через клетку.

л)Чтение рассказа «Кошка и мышка»

(Дети сидят на ковре)

Послушайте внимательно рассказ:

«Ушли все из дома. Осталась одна кошка. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку. Кружка накрыта крышкой. Толкнула мышка крышку. Крышка упала. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Кошка за ней, но не догнала» .

О ком говорится в рассказе?

(О кошке и мышке)

Куда села кошка?

(На окошко)

От куда вышла мышка?

(Из норки)

Куда пошла мышка?

(На кухню)

Что нашла мышка?

(Крошки от пышки)

В какой момент почуяла кошка мышку?

(Когда мышка толкнула крышку, которой была накрыта кружка)

Что случилось с мышкой?

(Мышка убежала от кошки)

Ребята, назовите слова со звуком [ш], которые

встретились вам в рассказе.

(Кошка, мышка, окошко, крошки, пышка, крышка и т. д.)

4. Итог занятия.

С какой буквой познакомились?

(С буквой Ш)

Что мы узнали о звуке [ш]?

(Что звук [ш] всегда твердый)

Школьник в школу собирался,

Потеплее одевался:

Шубу, шапку, шарф надел -

Шёл до школы и вспотел.


Повтори звук Ш за мной:
= В прямых слогах:
ша-ша-ша, шо-шо-шо, ша-ши-шо-шу
ши-ши-ши, шу-шу-шу, ши-шо-шу-ша
ше-ше-ше, шо-шу-ша-ши
шик, шов, шейх, ширь

В обратных слогах:
аш-аш-аш, ыш-ыш-ыш, аш-ош-уш-ыш
ош-ош-ош, иш-иш-иш, ош-уш-ыш-аш
уш-уш-уш, уш-ыш-аш-ош
мышь, тушь, рожь [ш], уж [ш], ложь [ш], тишь

1. Найти слова с буквой Ш (взято и )




2. "Бродилка" по букве Ш


3. Определить те картинки (или просто слова), в которых есть буква Ш :
= шапка, шуба, стул, колесо, шкаф, сапоги

4а. Игра "Наоборот" ()
МыШ ка очень любит звук Ш . Она (взять игрушку и картинку с мышкой) будет называть слог с буквой С, а тебе нужно его переделать, заменив букву С на Ш .
= са - ша, со - шо, су - шу, сэ - шэ
= сок - шок, мыс - мышь, маска - Машка, каска - кашка

4б. "Измени первый звук в слове" или Игра "Фокусник": будем сейчас превращать одни слова в другие! Нужно первый звук заменить на звук [Ш] и назвать новое слово. (взято и ) (Примечание: некоторым детям сложно на слух поменять первый звук, поэтому можно написать на листе или сделать слайды).
= жаль - ..., мыло - ...., стык - ....
= мах - ..., дар - ..., губы - ...
= бык - ..., толк - ..., мышка - ...
= тапка - ..., майка - ..., топот - ..ёпот

5. Рассказ - пересказ с буквой Ш . Кошки-мышки (цепной текст) (взято и )

У Алеши живет кошка Машка.
Кошка Машка ловит мышек.
Мышки убегают от кошки.
Кошка большая, ловкая, она догоняет мышек.


6а. Доскажи букву! (подготовить слайды со словами)
= каранда... , шала..., ланды..., малы..., камы...

6б. Игра "Закончи слово!" (взрослый записывает на листе) (взято )
= слогом Ш А: на..., ва..., Да..., Ната..., гру..., кры...,
= слогом Ш И: на..., ва..., ды..., камы..., гру..., мы..., кры..., пи..., у...

7а. "Жонглёр - ловкач" - надо поймать только те мячики (шарики), когда я буду назыыать слово со звуком Ш (если нет таких подручных материалов, то можно "делать шаг вперёд, если услышишь звук Ш (если нет, стоять на месте)")
= шишка, ёжик, машина, кошка, жук, мишка, шапка, жираф, лягушка, вишня, морожениое

7б. Игра "Хлопни в ладоши" (когда услышит звук Ш)
= Звуки: Ш, А, М, Ш, С, О, И, Ш, З, К, М, Ж, Р, Д, В, Ш, Г, Ш, Л, С
= Слоги: ШО, ОМ, ША, МА, ВУ, ЛО, АШ, НА, КИ, ОШ, СА
= Слова: шар, дым, каша, кошка, обувь, круг, малыш, губы, шапка

8. "Клоун и шарики": надо помочь словить те шарики, на которых есть буква Ш (от шариков нарисовать ниточку и привести её к руке клоуна). А из шариков, где нет буквы Ш, нарисовать выходящий воздух. Не забывать называть все буквы Ш. (идея взята , исполнение моё (А5))


9а. Занятие с буквой Ш (из книги "Игры на развитие речи")


9б. "Учим буквы играя"

10. У девочки Маш и сегодня день рождения - давай подарим ей ромаш ки! (идея взята , файл сделала сама (формат А5))


11. Ещё один номер с фокусником: я буду фокусником, а ты - помощником. Называй звук Ш, а я - остальное слово. Затем ты повтори за мной всё слово!
= ...апка, ...шуба, ...ина, ...аг, ...ум, ...шило, ...аль, ...ов, ...орох

12. "Певращения фокусника": будем превращать большие предметы в маленькие! (подсмотрела )
крышка - ...
шар - ...
шапка - ...
шкаф - ...
ухо - ...
кошка - ...
горшок - ...
подушка - ...
штора - ...
муха -

13. Закончи предложения.
Я иду и ты... (идёшь). Я пою и ты... (поёшь). Я веду и ты... (ведёшь). Я даю и ты... (даёшь). Я ем и ты... (ешь). Я несу и ты... (несёшь).

14. Игра "Назови ласково"
зима - зимушка
камень -
солнце -
хлеб -
изба -
хозяйка -
штаны -

15. Найди спрятанные буквы Ш (отсюда)

16. Выдели и обведи букву Ш (отсюда)

17. Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква Ш (отсюда)

18. Найти в этой путаннице букву Ш (отсюда)

20. Шарик лопнул. Он падает и шипит: "Ш -ш-ш". Пошипи вместе с ним. Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: "Ш-ш-ш-ш..." (это задание и последующие отсюда)


21. Покажи, каким сначала был шарик - обведи его по контуру и заштрихуй в заданном направлении. Проведи сплошную линию по пунктиру. Нигде не останавливайся и произноси: "Ш -ш-ш-ш..."


22. Давай подарим Пятачку много красивых шариков. Обведи по контуру каждый шарик и заштрихуй в заданном направлении. Не забывай произносить: "Ш -ш-ш-ш..." Сосчитай, сколько у Пятачка шариков: "Один шарик, два шарика, ..."


23. Змейки рисуют узоры на песке и шипят: "Ш -ш-ш-ш...". Сначала проведи по лигиям пальчиком, а потом карандашом. Не забывать шипеть как змейки.

24. Обведи контуры мышек по точкам и дорисуй, повторяя чистоговорку: "ТиШ е, мыШ и, не Ш умите. НаШ у коШ ку не будите". Сколько мышек увидела кошка во сне?


25. Проговори без запинки: "У Мишки шишки, шишки у Мишки...". Обведи контуры шишек. Рисуй и проговаривай слово "Ш иШ ка".


26. Цепочка предложений. КаШ а (цепной текст)

Маша и Даша кушают пшенную кашу.

Пшенную кашу варят из пшена.

Пшено купила бабушка.

Бабушка наварила горшок пшенной каши.


Кашей накормили кошку.


27. Дорисуй половинку каждого предмета и назови его.

28. Выложи букву Ш из палочек (или карандашей, или спичек).

29. Рассмотри картинки и назови их. Определи место звука Ш в каждой из них. (взято )

30. Измени предложения по образцу (взято )
У Маши шуба. - Это Машина шуба.
У Миши машина. -
У Паши мешок. -
У Даши шахматы. -
У Саши шапка-ушанка. -

31. Игра "Запомни и повтори" (взято

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Привет, друзья! Я смешарик. Меня зовут Крош

а о у ы н м л р б в г д з я и е п к т с ч ь

БАНЬКА ДЕНЬ КОНЬКИ СЕМЬЯ ВОРОБЬИ ВЕСЕЛЬЕ

Рассмотри внимательно. Поразмысли не спеша И отыщешь обязательно Пять вещей на букву Ш.

Ш ш согласный глухой твердый шипящий

На что похожа буква Ш Посмотри на букву Ш – Буква очень хороша, Потому что из неё Можно сделать Е и Ё Шура сено ворошил, Вилы в сене позабыл.

Ш а о и е у

шуба – шубы шапка – шапки шар – шары шляпа - шляпы

ГРУША ПЫШКА МЫШКА ШУМ ШТОРМ ШТОРЫ ШУТ ШИНЫ ШИПЫ

Поспешишь – людей … догонишь насмешишь удивишь

крыса - пар - малина - месть - крыша шар машина шесть

шут шутник шутливый шутка шутить шуруп

Ф шашка а И

ОК НО РА КИ НО ША ГИ РЯ Покорение вершин

ШУ ЛЫ РУ СНЕ МО СА

Собака, что лаешь? Волков пугаю. Собака, что хвост поджала? Волков боюсь.

Молодцы, ребята! Желаю вам успехов в учёбе! До новых встреч!

Предварительный просмотр:

Тема: Буквы Ш, ш, обозначающие согласный звук [ш].

Цели: 1. Познакомить учащихся с новыми буквами и звуком, формировать

Навыки чтения, учить работать с текстом.

2. Развивать фонетический слух, внимание, память, речь, мышление.

3. Воспитывать интерес к профессиям, к чтению сказок.

Оборудование: DVD проектор, презентация, рисунки к текстам.

Ход урока.

Ι. Организация внимания.

Правило звонка.

Приветствие гостей.

ΙΙ. Актуализация ранее изученного.

1.Чтение отрывка из стихотворения С. Михалкова «А что у вас».

О чём идёт речь в стихотворении?

Почему такое необычное название?

О чем вели разговор ребята?

С каким чувством они рассказывали о своих мамах? (любви, гордости,

уважения)

К какому выводу они пришли?

(Мамы всякие нужны,

Мамы всякие важны!)

Как мы можем сказать строками из стихотворения.

«А у нас сейчас … (урок). И у нас сегодня … (гость)»

К нам в гости пришел Смешарик Крош. Он посмотрит, как мы будем

Изучать новый звук и букву. А почему именно он к нам пришёл вы

Скажете мне в конце урока.

А пока повторим изученные звуки и буквы.

2.Повторение изученных букв по ленте.

Называем гласные звуки.

Чем необычны буквы я и е.

Называем согласные

Звонкие [н],[н"], … .

Глухие [п],[п"], … .

Чем отличается буква Ч от других согласных букв.

(звук[ч"] всегда мягкий)

Что это за буква? (ь)

Что в ней особенного

(не обозначает звука)

3.Повторение значения ь.

Бан ь ка сем ь я

Ден ь вороб ь и

Кон ь ки весел ь е

Чем отличается Ь в словах 1 и 2 столбиков?

(В первом столбике обозначает мягкость согласного звука;

Во втором разделительный мягкий знак).

ΙΙΙ.Изучение нового материала.

1.Сообщение темы и цели.

Как шипят змеи (ш-ш-ш)

Как шипит гусь (ш-ш-ш)

Какой звук мы будем изучать? [ш]

2.Чистоговорка. Ф.М. (показываем движениями)

Ша- ша- ша- мама моет малыша.

Шу- шу- шу- я письмо пишу.

Ши- ши- ши- в садик ходят малыши.

Аш- аш- аш- у Марины карандаш.

Шо- шо- шо все будет хорошо.

3.Определение места звука в словах.

Отгадайте загадки и определите, где находится звук [ш] в словах-

Отгадках?

Смешарик слушает как вы работаете.

1. Сегодня всё ликует

В руках у детворы!

От радости танцуют

Воздушные... . (ш ары)

2. И на мачеху стирала,

И горох перебирала

По ночам при свечке.

А спала у печки.

Хороша как солнышко

Кто же это?... . (Золу ш ка)

3. Кот живет у нас на крыше,

А в подвале живут… . (мы ш и)

4. Стоит высокий светлый дом,

Ребят проворных много в нем:

Там пишут и считают,

Рисуют и читают. (ш кола)

5. Не поедет без бензина

Ни автобус, ни … . (ма ш ина)

6. Если ты его заточишь,

Нарисуешь все, что хочешь

Солнце, море, горы, пляж,

Что же это … . (каранда ш )

4. Найти 5 слов со звуком [ш].

Найдите на рисунке 5 слов, в которых есть звук [ш].

(шуба, шапка, шарик, шарф, шнурки)

5. Артикуляция при произношении.

[ш] – согласный, глухой, всегда твердый, шипящий.

6. Знакомство с буквами Ш, ш.

Ш – заглавная, ш – строчная.

На что похожа буква Ш?

Посмотри на букву Ш –

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать е и ё.

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

IV. Чтение с буквами Ш, ш.

1. Чтение слогов.

Игра «Звездопад» (на облаке нарисована буква ш, к ней подлетают

Звезды с гласными буквами, получаются слоги. Дети читают хором.)

Ша шо шу ши ше

2. Чтение слогов в учебнике.

3. Чтение слов с буквой ш и определения значений единственного и

Множественного числа.

шуба – шубы

Шапка – шапки

шар – шары

Чем отличаются слова слева и справа?

4. Работа над лексическим значением слов.

а) груша б) шут в) шум

пышка шипы шторм

Мышка шины шторы

а) Объясните значение подчеркнутого слова.

(пышная круглая булочка)

б) Какое слово в этом столбике отвечает на вопрос кто?

(шут – человек, который веселит людей)

в) Какое слово обозначает значение «сильная буря на море?

(шторм)

5. Работа с пословицами.

Дополни пословицу.

Поспешишь – людей … .

Догонишь насмешишь удивишь

Как вы понимаете эту пословицу?

Чтение пословиц в учебнике с. 140.

6. Физминутка.

Шура в школу шла, шишечку нашла.

Шелуха шершавая, видно шишка старая.

6. Анаграммы.

Заменить одну букву в слове на букву ш и получить новое слово.

крыса – крыша

Пар – шар

Малина – машина

Месть – шесть

7. Повторение сведений о родственных словах.

шут шутник шутка шуруп шутливый шутить

Какое слово лишнее? (шуруп) . Почему?

Как назвать остальные слова? (родственные)

Какая у них общая часть, корень? (шут)

8. Чтение рассказа в учебнике с. 141.

а) Чтение хорошо читающими учениками.

О ком рассказывается в тексте?

б) Вторичное восприятие.

Придумайте заголовок.

Куда пошли дети?

Что они собирали?

У каких деревьев плоды шишки?

А все ли хвойные деревья вечнозеленые?

9. Знакомство со стихотворением В.Н. Милославской «Осень».

О чем стихотворение?

10. Ребусы.

шашка ф

а \и/ (шишка) (шарф)

V. Закрепление изученных знаний.

1. Игра «Покоряем вершины».

(Постепенно на экране появляются слоги, дети читают полученные слова).

2. Дополни слова на тему «Зима».

Мо… ру… шу…

Са… лы… сне…

3. Чтение по ролям.

Собака, что лаешь?

Волков пугаю.

Собака, что хвост поджала?

Волков боюсь.

VI. Итог урока.

Тест.

У учащихся на столе в форме раскраски рисунок. Если ответы правильные, то вырисовывается Смешарик.

Если я читаю правильное утверждение, вы закрашиваете синим карандашом

Сектор с этим номером.

1. Звук [ш] – согласный. +

2. ь обозначает гласный звук. –

3. Звук [ш] – всегда твердый. +

4. Дети, лес, шишки. Это предложение. –

5. Звук [ш] – глухой. +

6. В слове шут звук [ш] в конце слова. –

7. В слове кошка нет звука [ш]. –

8. В слове шар звук [ш] в начале слова. +

9. Дети собирали в лесу шишки. Это предложение. +

10. Звук [о] – согласный. –

Кто у вас получился на рисунке? (Смешарик)

Почему именно Смешарик Крош (синего цвета) пришел к нам на урок?

(Потому что звук [ш] всегда твердый).

За хорошую работу на уроке Смешарик дарит вам звезды.