Древняя спарта государство и традиции презентация. Древняя спарта. б) ………… спартанцам наделах

Древняя Спарта образец аристократического государства, которое в целях подавления огромной массы подневольного населения искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. В основе возникновения государства в Спарте, относимого обычно к VIIIVII вв. до н. э., лежали общие закономерности разложения первобытнообщинного строя. Организация политической власти у спартиатов была типичной для периода распада первобытнообщинного строя: два родоплеменных вождя (возможно, как результат объединения ахейских и дорийских племен), совет старейшин, народное собрание. В VI в. до н. э. сложился так называемый «ликургов строй». Во главе государства стояли два архагета, которые выбирались каждые восемь лет путем гадания по звездам. Им подчинялось войско, и они имели право на большую часть военной добычи, обладали правом жизни и смерти в походах.



Должности и органы власти: Апелла Апелла народное собрание в Спарте. В собрании могли принимать участие только полноправные спартиаты мужчины старше 30 лет, прошедшие полный цикл гражданского воспитания и принятые в состав одного из застольных товариществ. Апелла собиралась один раз в месяц, в строго определенном месте. Созывали собрание либо цари и геронты, либо эфоры. Члены апеллы выбирали царей, членов герусии, эфоров, военачальников и всех низших должностных лиц.


Цари Спарты Спартанские цари один из высших и древнейших органов спартанского государства. Начиная с XI века до н. э. одновременно правили два царя (диархия) из двух разных царских домов (Агиады и Еврипонтиды), в то же время являвшихся двумя ветвями династии Гераклидов. Оба царя обладали равными полномочиями, причём каждый из них имел право принимать решение без согласования со своим коллегой по царской должности, что делало невозможным концентрацию власти в одних руках.


Эфоры Эфоры в Древней Спарте, а позже и в Афинах выборные должностные лица (эфорат из 5 эфоров), обладавшие широким и не всегда чётко зафиксированным кругом полномочий. Эфоры избирались каждый год в день осеннего равноденствия. В выборах мог принимать участие любой полноправный спартиат в возрасте от 30 до 60 лет. Эфорам запрещалось выдвигать свои кандидатуры на переизбрание. При избрании они давали клятву поддерживать власть спартанских царей, а те, в свою очередь, клялись поддерживать законы в лице эфоров. Годы правления эфоров назывались по имени первого из них


Герусия Герусия в Древней Греции совет старейшин в городах- государствах преимущественно аристократического устройства; рассматривал важные государственные дела, подлежавшие затем обсуждению в народном собрании. Число членов герусии геронтов и политическая роль этого органа власти в разных полисах были неодинаковы. Наиболее известна герусия в Спарте, состоявшая из 30 человек (28 геронтов в возрасте старше 60 лет, избиравшихся пожизненно, и двух царей); являлась здесь высшим и, видимо, древнейшим правительственным органом.


Наварх Наварх командующий флотом в Древней Греции. Навархи нередко противопоставлялись монархам; над ними был учрежден контроль в виде гражданской коллегии из 311 членов, которая могла сменять наварха. Боязнь диктатуры привела к сокращению сроков назначения наварха и другим ограничениям. Термин навархос использовался и при Александре Великом. Само слово не вышло из обихода в греческом языке, но в Византийский период, для обозначения командующего императорским флотом, использовалось заимствованное из латинского слово друнгарий.


300 спартанцев «Всадники» в древней Спарте отборный отряд, состоявший из трехсот молодых спартиатов, прошедших специальный отбор; вопреки своему названию были пешими. Ежегодно пятеро из них за доблести и по старшинству выбирались в агафоэрги и посылались в разные края с государственными поручениями. Во главе корпуса стояли три гиппагрета, избиравшиеся эфорами из лучших молодых людей, достигших 30-летнего возраста. Каждый гиппагрет набирал себе по сто товарищей. Спартанский щит


История появления Спарты На лаконских землях, где первоначально жили лелеги, прибыли ахейцы из царского рода, родственного Персеиде, место которых позднее заменили Пелопиды. После завоевания Пелопоннеса дорийцами Лакония, наименее плодородная и незначительная область, вследствие обмана, досталась несовершеннолетним сыновьям Аристодема, Еврисфену и Проклуиз рода Гераклидов. От них произошли династии Агиадов (от имени Агида, сына Еврисфена) и Еврипонтидов (от имени Еврипонта, внука Прокла). Главным городом Лаконии вскоре стала Спарта, расположенная вблизи древних Амикл, которые, как и остальные ахейские города, потеряли свои политические права. Рядом с господствующими дорийцами и спартиатами, население страны состояло из ахейцев, среди которых выделяли периэков лишённых политических прав, но лично свободных и имеющих право на владение собственностью, и илотов лишённых своих земельных участков и обращённых в рабов. Долгое время Спарта ничем не выделялась среди дорических государств. Внешние войны она вела с соседними аргосскими и аркадскими городами. Подъём Спарты начался со времён Ликурга и Мессенских войн.


Сословия Аристократия: Гомеи (буквально «равные») полноправные граждане, именно они чаще всего именуются спартанцами и спартиатами. Парфении (буквально «девой рождённые») потомки детей незамужних спартанок. Согласно Аристотелю, они являлись гражданами второго сорта, но входили в число гомеев, то есть аристократов. Сословие появилось во время 20-летней Первой Мессенской войны, затем было выселено в Тарент.


Народ Народ: Гипомейоны (буквально «опустившиеся») обедневшие или физически неполноценные граждане, лишённые за это части гражданских прав. Мофаки (буквально «выскочки») дети не-гомеев, получившие полное спартанское воспитание и потому имеющие некоторый шанс на получение полного гражданства. Неодамоды (буквально «новые граждане») бывшие илоты (из числа лаконских), получившие неполное гражданство (сословие появилось во время Пелопоннесской Войны). Периеки свободные не-граждане.


Зависимые земледельцы Лаконские илоты (жившие в Лаконии) государственные рабы, именно они иногда получали свободу (а со времён Пелопоннесской войны также и неполное гражданство). Мессенские илоты (жившие в Мессении) государственные рабы, в отличие от прочих рабов имевшие свою общину, что позднее после обретения независимости Мессении послужило основанием для признания их свободными эллинами. Эпейнакты илоты, получившие свободу за брак с вдовами спартанцев. Эриктеры и деспоионавты илоты, допущенные к оказанию услуг своим господам в армии и на флоте. Афеты и адеспоты отпущенные на волю илоты.


Впервые спартанская армия упоминается в Илиаде. В трактате «Государственное устройство лакедемонян» Ксенофонт подробно рассказывает о том, как была организована спартанская армия в его время. Вооружение спартанца составляли копьё, короткий меч, круглый щит, шлем, панцирь и поножи. Общий вес вооружения достигал 30 кг. Тяжеловооружённый пехотинец назывался гоплитом. В состав спартанского войска включались и бойцы вспомогательных частей, чьё вооружение составляло лёгкое копьё, дротик или лук со стрелами. Основу спартанской армии составляли гоплиты, имевшие численность порядка 5- 6 тысяч человек. Что касается конницы, то так называемые «всадники» хоть и состояли из граждан, способных позволить себе покупку и содержание лошади, тем не менее сражались исключительно в пешем строю в составе фаланги, составляя отряд царской гвардии численностью в 300 человек (именно этот отряд погиб в знаменитой битве при Фермопилах вместе с царём Леонидом). По мнению некоторых учёных, этот отряд в мирное время мог выполнять функции военной полиции, играя основную роль в подавлении восстаний рабов и в криптиях. Армия Спарты


Агогэ (система воспитания) Воспитание молодого поколения считалось в классической Спарте (до IV в. до н. э.) делом государственной важности. Система воспитания была подчинена задаче физического развития граждан-воинов. Среди моральных качеств упор делался на решительность, стойкость и преданность. С 7 до 20 лет сыновья вольных граждан жили в интернатах военного типа. Помимо телесных упражнений и закаливания, практиковались военные игры, занятия музыкой и пением. Вырабатывались навыки чёткой и краткой речи. Все дети в Спарте считались собственностью государства. Отец должен был отнести новорождённого к старейшинам. Хилых, больных детей сбрасывали со скалы, а крепких оставляли. Суровое воспитание, ориентированное на выносливость, и сейчас называют спартанским.


Наследие Спарты Самое значимое наследство Спарта оставила в военном деле. Дисциплина необходимый элемент любой современной армии. Боевой строй спартанцев предшественник фаланги армии Александра Македонского, а также дальний родственник современной развернутой цепи пехоты. Значительное влияние Спарта вызвала и на гуманитарные сферы человеческой жизни. Спартанское государство прообраз идеального государства, описанного в диалогах Платоном. Отвага трехсот спартанцев в битве при Фермопилах была темой многих литературных произведений, современных кинолент. Слово лаконичный, означающее немногословного человека, происходит именно от названия страны спартанцев Лаконии.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Древняя Спарта ПРЕДКАМИ СПАРТАНЦЕВ БЫЛИ ПРИШЕДШИЕ С СЕВЕРА БАЛКАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА ГРЕЧЕСКИЕ ПЛЕМЕНА. ОНИ ОБОСНОВАЛИСЬ В ЮЖНОЙ ГРЕЦИИ. В ДОЛИНЕ реки ЕВРОТ В области ЛАКОНИЯ НЕСКОЛЬКО СОСЕДНИХ ПОСЕЛЕНИЙ ОБЪЕДИНИЛИСЬ И СТАЛИ НАЗЫВАТЬСЯ СПАРТА.

СПАРТАНЦЫ И ИЛОТЫ. ПОСТЕПЕННО СПАРТАНЦЫ ПОКОРИЛИ ВСЮ ЛАКОНИЮ, А ЖИТЕЛЕЙ ЕЕ ЗАСТАВИЛИ РАБОТАТЬ НА СЕБЯ И СТАЛИ НАЗЫВАТЬ ИЛОТАМИ. РЯДОМ С ЛАКОНИЕЙ РАСПОЛОЖЕНА ПЛОДОРОДНАЯ МЕССЕНИЯ. СПАРТАНЦЫ ПОСЛЕ ОЖЕСТОЧЕННОЙ БОРЬБЫ ЗАВОЕВАЛИ И ЭТУ ОБЛАСТЬ. ЖИТЕЛИ МЕССЕНИИ ТАКЖЕ БЫЛИ ПРЕВРАЩЕНЫ В ИЛОТОВ.

ВСЯ ЗЕМЛЯ В ЛАКОНИИ И МЕССЕНИИ БЫЛА ПОДЕЛЕНА МЕЖДУ СПАРТАНЦАМИ НА РАВНЫЕ УЧАСТКИ. НА ЭТИХ НАДЕЛАХ ЖИЛИ И РАБОТАЛИ ИЛОТЫ, ОТДАВАЯ СПАРТАНЦАМ УСТАНОВЛЕННОЕ ГОСУДАРСТВОМ КОЛИЧЕСТВО ВЫРАЩЕННОГО ЗЕРНА, ОЛИВОК, ОВОЩЕЙ И ДРУГИХ ПРОДУКТОВ. ИЛОТЫ БЫЛИ РАБАМИ, ПРИНАДЛЕЖАВШИМИ СПАРТАНСКОМУ ГОСУДАРСТВУ, ИМ ЗАПРЕЩАЛОСЬ ПОКИДАТЬ СВОИ ПОСЕЛЕНИЯ. . СПАРТАНЦЫ И ИЛОТЫ.

СПАРТАНЦЫ ОБРАЩАЛИСЬ С ИЛОТАМИ ГРУБО И ЖЕСТОКО, ГЛУМИЛИСЬ НАД НИМИ. НАПРИМЕР, ОНИ, ЗАСТАВЛЯЛИ ИЛОТОВ ПИТЬ ВИНО НЕ РАЗБАВЛЕННОЕ ВОДОЙ, А ПОТОМ ПОКАЗЫВАЛИ ИХ МОЛОДЕЖИ, ЧТОБЫ ВНУШИТЬ ОТВРАЩЕНИЕ К ПЬЯНСТВУ. В ЛАКОНИИ И МЕССЕНИИ ИЛОТЫ СОСТАВЛЯЛИ БОЛЬШИНСТВО НАСЕЛЕНИЯ. Столкновение спартанцев и илотов. СПАРТАНЦЫ И ИЛОТЫ.

БОЯСЬ ИХ СГОВОРА И ВОССТАНИЯ, СПАРТАНСКИЕ ПРАВИТЕЛИ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ УСТРАИВАЛИ ИЗБИЕНИЕ БЕЗОРУЖНЫХ ЛЮДЕЙ. СПАРТАНСКИМ ЮНОШАМ ДАВАЛИ МЕЧИ И ОТПРАВЛЯЛИ ИХ БРОДИТЬ ПО ОКРЕСТНОСТЯМ. ДНЕМ ОНИ ПРЯТАЛИСЬ, А НОЧЬЮ УМЕРЩВЛЯЛИ ТЕХ ИЛОТОВ, КОТОРЫЕ ВСТРЕЧАЛИСЬ НА ДОРОГАХ. СПАРТАНЦЫ И ИЛОТЫ.

НЕРЕДКО ЮНОШИ ОБХОДИЛИ И ПОЛЯ, УБИВАЯ САМЫХ СИЛЬНЫХ ИЛОТОВ. ЖИТЕЛИ ОСТАЛЬНОЙ ГРЕЦИИ НАЗЫВАЛИ УБИЙСТВО ИЛОТОВ ГНУСНЫМ ДЕЛОМ И ОСУЖДАЛИ СПАРТАНЦЕВ ЗА ТО, ЧТО ОНИ ДЕРЖАТ В РАБСТВЕ СВОИХ СОПЛЕМЕННИКОВ - ГРЕКОВ СПАРТАНЦЫ И ИЛОТЫ.

СОЗДАНИЕ СПАРТАНСКОГО ГОСУДАРСТВА. РАБЫ СОСТОИТ ИЗ СПАР- ТАНЦЕВ, ГОЛОСУЕТ ОБСУЖДАЕТ ВСЕ ПРОБЛЕМЫ КОМАНДИРЫ ВОЙСКА СВОБОДНОЕ НАСЕЛЕНИЕ

СПАРТА - ВОЕННЫЙ ЛАГЕРЬ. КРЕПОСТНЫХ СТЕН СПАРТА НЕ ИМЕЛА. ЕЕ ЖИТЕЛИ УТВЕРЖДАЛИ, ЧТО ЕДИНСТВЕННОЙ НАДЕЖНОЙ ЗАЩИТОЙ ГОРОДА ЯВЛЯЮТСЯ НЕ КАМНИ, А ХРАБРЫЕ МУЖИ. ГЛАВНЫМ ЗАНЯТИЕМ СПАРТАНЦЕВ БЫЛО ВОЕННОЕ ДЕЛО, ЛУЧШЕЙ В ГРЕЦИИ ПЕХОТОЙ СЧИТАЛАСЬ СПАРТАНСКАЯ

АРМИЯ СПАРТАНЦЕВ. ВООРУЖЕНИЕ СПАРТАНСКОГО ВОИНА СОСТОЯЛО ИЗ: МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ШЛЕМА КОПЬЯ КОЖАНОГО ДОСПЕХА МЕЧА НОЖНЫХ ЛАТ БОЛЬШОГО МЕТАЛЛИЧЕСКОГО ЩИТА.

ФАЛАНГА СОСТОЯЛА ИЗ 8 РЯДОВ ПО ТЫСЯЧЕ ВОИНОВ В КАЖДОМ. 3 ПЕРВЫХ РЯДА ВЫСТАВЛЯЛИ ВПЕРЕД КОПЬЯ. ФАЛАНГА ВРУБАЛАСЬ В ПРОТИВНИКА И УНИЧТОЖАЛА ЕГО. СПАРТАНЦЫ ВПЕРВЫЕ В МИРЕ ВВЕЛИ ПОРЯДОК В ДЕЙСТВИЯ ВОИНОВОНИ ПРИДУМАЛИ ФАЛАНГУ АРМИЯ СПАРТАНЦЕВ.

СПАРТА НАПОМИНАЛА ВОЕННЫЙ ЛАГЕРЬ, ГДЕ НИКТО НЕ МОГ ЖИТЬ ТАК, КАК ОН ХОЧЕТ. СПАРТАНЦАМ ЗАПРЕЩАЛОСЬ ЗАНИМАТЬСЯ ТОРГОВЛЕЙ И РЕМЕСЛАМИ, ВСЯКИЙ РУЧНОЙ ТРУД ПРЕЗИРАЛСЯ. ЧУЖЕЗЕМЦЫ НЕ ПРИЕЗЖАЛИ В СПАРТУ. ЗДЕСЬ НИЧЕГО НЕ ПРОДАВАЛИ И НЕЧЕМ БЫЛО ЛЮБОВАТЬСЯ: В ГОРОДЕ НЕ СТРОИЛИ КРАСИВЫХ ЗДАНИЙ, НЕ СТАВИЛИ СТАТУЙ.

САМИМ ЖИТЕЛЯМ СПАРТЫ НЕ РАЗРЕШАЛОСЬ ЕЗДИТЬ ЗА ГРАНИЦУ ИЗ БОЯЗНИ, КАК БЫ ОНИ НЕ СТАЛИ ПОДРАЖАТЬ ЧУЖОЙ ЖИЗНИ. СПАРТАНЦАМ ЗАПРЕЩАЛОСЬ ДОМА ОБЕДАТЬ. ОБЪЕДИНИВШИСЬ В ГРУППЫ ПО ПОЛТОРА ДЕСЯТКА, МУЖЧИНЫ ЕЛИ ВМЕСТЕ ОДНИ И ТЕ ЖЕ КУШАНЬЯ: ПОХЛЕБКУ, ОВОЩИ, НЕМНОГО СЫРА И ТОЛЬКО ИЗРЕДКА МЯСО И РЫБУ.

ОДНАЖДЫ В СПАРТУ ПОСЛЕ ПОБЕДЫ ВЕРНУЛСЯ ЗНАМЕНИТЫЙ ПОЛКОВОДЕЦ. ОН ТОТЧАС ПОСЛАЛ ЗА СВОЕЙ ДОЛЕЙ ПИЩИ, ЖЕЛАЯ В ЭТОТ РАЗ ПОЕСТЬ С ЖЕНОЙ. ЕМУ НЕ ТОЛЬКО ОТКАЗАЛИ, НО ВДОБАВОК ОШТРАФОВАЛИ. ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ВСЕХ ПРАВИЛ ЗОРКО СЛЕДИЛ СОВЕТ СТАРЕЙШИН, ОБЛАДАВШИЙ ОГРОМНОЙ И БЕСКОНТРОЛЬНОЙ ВЛАСТЬЮ.

В СОВЕТ ВХОДИЛИ САМЫЕ ДОСТОЙНЫЕ ГРАЖДАНЕ НЕ МОЛОЖЕ 60 лет. ОНИ УЧАСТВОВАЛИ В ЗАСЕДАНИЯХ ПОЖИЗНЕННО. НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ, СОСТОЯВШЕЕ ИЗ МУЖЧИН СПАРТАНЦЕВ, ВЫБИРАЛО СТАРЕЙШИН, ВЕДАЛО ОБЪЯВЛЕНИЕМ ВОЙНЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕМ МИРА. ОДНАКО ВЫСТУПАТЬ В НАРОДНОМ СОБРАНИИ ИМЕЛИ ПРАВО ТОЛЬКО СТАРЕЙШИНЫ. ОСТАЛЬНЫЕ КРИКОМ ГОЛОСОВАЛИ «ЗА ИЛИ «ПРОТИВ» СДЕЛАННЫХ ИМИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

ВОЙСКОМ КОМАНДОВАЛИ ДВА ПРЕДВОДИТЕЛЯ, ИХ НАЗЫВАЛИ ЦАРЯМИ. ВЛАСТЬ ЦАРЕЙ ПЕРЕДАВАЛАСЬ ПО НАСЛЕДСТВУ, НО НЕ БЫЛА ВЕЛИКА. ЦАРИ ВХОДИЛИ В СОВЕТ СТАРЕЙШИН И ОБЫЧНО ПОСЛУШНО ВЫПОЛНЯЛИ ЕГО ВОЛЮ. В 6-М ВЕКЕ до н. э. СПАРТА СТАЛА ОДНИМ ИЗ САМЫХ МОГУЩЕСТВЕННЫХ ПОЛИСОВ ГРЕЦИИ.

ДЕТСКИЙ СПОСОБ ГОЛОСОВАНИЯ В СПАРТЕ ВЗАМЕН УМЕРШЕГО СТАРЕЙШИНЫ СПАРТАНЦЫ ВЫБИРАЛИ НОВОГО. ВЫБОРЫ ПРОИСХОДИЛИ В НАРОДНОМ СОБРАНИИ. ПЕРЕД СОБРАНИЕМ МОЛЧА ОДИН ЗА ДРУГИМ ПРОХОДИЛИ ВСЕ ДОБИВАВШИЕСЯ ЧЕСТИ СТАТЬ СТАРЕЙШИНОЙ. НАРОД ВСТРЕЧАЛ КАЖДОГО КРИКОМ ОДОБРЕНИЯ. А ЧТОБЫ ОПРЕДЕЛИТЬ, КТО ЖЕ ИЗ НИХ ИЗБРАН, ПОСТУПАЛИ ТАК. В СОСЕДНЕМ ДОМЕ ЗАПИРАЛИ НЕСКОЛЬКО СПАРТАНЦЕВ, КОТОРЫМ ДОВЕРЯЛИ ОСТАЛЬНЫЕ. ИМ БЫЛО ВСЕ СЛЫШНО, НО НИЧЕГО НЕ ВИДНО. ИЗБРАННЫМИ ОНИ ОБЪЯВЛЯЛИ ТОГО, ЗА КОГО, КАК ИМ КАЗАЛОСЬ, КРИЧАЛИ ГРОМЧЕ ДРУГИХ. ПОДОБНЫЙ СПОСОБ ГОЛОСОВАНИЯ ГРЕКИ ИЗ ДРУГИХ ГОРОДОВ НАСМЕШЛИВО НАЗЫВАЛИ ДЕТСКИМ (видимо, потому, что малые дети, когда спорят, часто переходят на крик: каждый, доказывая свою правоту, старается перекричать другого).

СПАРТАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. ГРЕКИ УТВЕРЖДАЛИ, ЧТО ДЕТИ В СПАРТЕ ПРИНАДЛЕЖАТ НЕ РОДИТЕЛЯМ, А ГОСУДАРСТВУ. ОТЕЦ ДОЛЖЕН БЫЛ ОТНЕСТИ НОВОРОЖДЕННОГО К СТАРЕЙШИНАМ. ТЕ ОСМАТРИВАЛИ РЕБЕНКА И, ЕСЛИ НАХОДИЛИ ЕГО КРЕПКИМ, ОТДАВАЛИ ОТЦУ. ЕСЛИ ЖЕ РЕБЕНОК БЫЛ ТЩЕДУШНЫМ, ЕГО СБРАСЫВАЛИ С ГОРНОГО ОБРЫВА В ПРОПАСТЬ.

ВО ГЛАВЕ КАЖДОГО ОТРЯДА СТАВИЛИ ТОГО, КТО ОТЛИЧАЛСЯ СООБРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ И БЫЛ ХРАБРЕЕ ВСЕХ В ДРАКАХ. ОСТАЛЬНЫЕ ИСПОЛНЯЛИ ЕГО ПРИКАЗЫ И МОЛЧА ТЕРПЕЛИ НАКАЗАНИЯ. ГЛАВНЫМ ВОСПИТАТЕЛЕМ МАЛЬЧИКОВ НАЗНАЧАЛСЯ ОДИН ИЗ САМЫХ УВАЖАЕМЫХ СПАРТАНЦЕВ. ЗА ИГРАМИ И ЗАНЯТИЯМИ ДЕТЕЙ ТАКЖЕ ПРИСМАТРИВАЛИ СТАРИКИ. ОНИ СТАРАЛИСЬ ВЫЗВАТЬ ССОРУ И ДРАКУ, А ЗАТЕМ НАБЛЮДАЛИ, ОТВАЖНЫ ЛИ ИХ ПИТОМЦЫ, УПОРНЫ ЛИ В СХВАТКАХ.

РЕБЯТИШЕК ОБУЧАЛИ СТОЙКО ПЕРЕНОСИТЬ НЕУДОБСТВА И ЛИШЕНИЯ. БЕГАЛИ ОНИ ПОЛУГОЛЫМИ И НЕОБУТЫМИ,СПАЛИ НА ПОДСТИЛКАХ, КОТОРЫЕ САМИ СЕБЕ ГОТОВИЛИ, ЛОМАЯ ГОЛЫМИ РУКАМИ ТРОСТНИК НА БЕРЕГУ ЕВРОТА. КОРМИЛИ МАЛЬЧИКОВ СКУДНО, ПОБУЖДАЯ ИХ САМИХ ДОБЫВАТЬ СЕБЕ ПИЩУ. ОНИ КРАЛИ НЕ ТОЛЬКО В ОГОРОДАХ И ЧУЖИХ КЛАДОВЫХ, НО ДАЖЕ В ХРАМАХ ПИЩУ, ПРЕДНАЗНАЧЕННУЮ В ЖЕРТВУ БОГАМ. ТАЩИЛИ ИЗ-ПОД НОСА КАРАУЛЬНЫХ ВСЕ СЪЕСТНОЕ - ОВОЩИ, ХЛЕБ, СЫР. НО ЕСЛИ ВОРИШКА ПОПАДАЛСЯ, ЕГО ИЗБИВАЛИ ПЛЕТЬЮ, НАКАЗЫВАЯ НЕ ЗА КРАЖУ, А ЗА НЕУМЕЛОЕ ВОРОВСТВО.

ЮНЫХ СПАРТАНЦЕВ УЧИЛИ ГОВОРИТЬ КРАТКО, ДАВАТЬ МЕТКИЕ И ТОЧНЫЕ ОТВЕТЫ (такая речь называется лаконичной - по названию области лакония) . АФИНЯНЕ СЧИТАЛИ СПАРТАНЦЕВ НЕУЧАМИ, ПОТОМУ ЧТО ГРАМОТУ ОНИ УЧИЛИ МАЛО.

ЗАТО И МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ НАПРЯЖЕННО ЗАНИМАЛИСЬ ГИМНАСТИКОЙ: СОСТЯЗАЛИСЬ В БЕГЕ, ПРЫЖКАХ, БОРЬБЕ, МЕТАНИИ ДИСКА И КОПЬЯ. МАЛЬЧИКИ ЧАСАМИ РАЗУЧИВАЛИ ПОД ЗВУКИ ФЛЕЙТЫ ВОЕННЫЕ ПЕСНИ, С КОТОРЫМИ СПАРТАНЦЫ ШЛИ В БОЙ. ЮНЫЕ ПЕВЦЫ ПРОСЛАВЛЯЛИ ПАВШИХ ЗА СПАРТУ, ПРОКЛИНАЛИ ТРУСОВ, ОБЕЩАЯ В БУДУЩЕМ ДОКАЗАТЬ СВОЮ ХРАБРОСТЬ И СОВЕРШИТЬ ПОДВИГИ, ДОСТОЙНЫЕ СОХРАНИТЬСЯ В ВЕКАХ.

ВО ВРЕМЯ ОДНОЙ ИЗ ВОЙН СПАРТАНЦАМ БЫЛО ПРЕДСКАЗАНО, ЧТО ОНИ ПОБЕДЯТ, ЕСЛИ АФИНЯНИН ВОЗГЛАВИТ ИХ ВОЙСКО. НО АФИНЯНЕ В НАСМЕШКУ ПРИСЛАЛИ НЕ ПОЛКОВОДЦА, А ХРОМОГО ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ ТИРТЕЯ. СПАРТАНЦЫ СНАЧАЛА ПОДВЕРГЛИ ЕГО ИЗДЕВКАМ. ОДНАКО ТИРТЕЙ БЫЛ ПОЭТОМ ЕГО ПЛАМЕННЫЕ ПЕСНИ ПОДНЯЛИ ДУХ ВОИНОВ И СПАРТАНЦЫ ПОБЕДИЛИ. С ПЕСНЯМИ ТИРТЕЯ СПАРТАНЦЫ ШЛИ В БОЙ. В СВОИХ СТИХАХ ПОЭТ ВОСПЕВАЛ ПРЕДАННОГО РОДИНЕ ВОИНА ЛЕГЕНДА О ПОЭТЕ ТИРТЕЕ


Cлайд 1

Cлайд 2

Здравствуй! Я Антон, что по-гречески – «вступающий в бой». Мне 11 лет. Мечтаю стать воином. Я расскажу тебе о моей стране и о себе, а ты мне в этом поможешь. ANTONIOS Слайд 1

Cлайд 3

Спарта находится в Южной Греции на полуострове Пелопоннес, в долине реки Эврот. Спарта находилась: в южной Греции на полуострове Пелопоннес в области Лаконика на правом берегу р. Эвфрот Я родом из города Спарты. Ты знаешь, где находится моя родина? ANTONIOS Дальше Ответ Слайд 1

Cлайд 4

Лаконика. Река Эврот Равнина Лаконики. Вид на руины Древней Спарты Я очень люблю свою родину, но красиво о ней говорить не умею. Все в Лаконике говорят кратко – лаконично. А ты можешь рассказать, как прекрасна Спарта?

Cлайд 5

МЕССЕНИЯ Л А К О Н И К А Спарта ХII–IX вв. до н. э. В XII–IX веках до н. э. дорийцы завоевали Лаконику и основали город Спарта. Дорийцы – греческие племена Ахейские греческие племена Узнай, как и когда возник мой город. Дальше Ответ

Cлайд 6

МЕССЕНИЯ СПАРТА Спарта Почему на карте две Спарты? Спартой назывался основанный дорийцами город и страна. Дальше Ответ

Cлайд 7

СПАРТИАТЫ Мой род древний, принадлежит к спартиатам, живет в городе Спарта со времени покорения этих земель.

Cлайд 8

Спартиаты. Древнегреческий рельеф Объясни, почему женщины так напутствовали воинов, уходящих на войну. «Или со щитом, или на щите!» Из поколения в поколение мои предки, как и все спартиаты, занимались только военным делом.

Cлайд 9

МЕССЕНИЯ СПАРТА Мои предки почти два века сражались с Мессенией. Разберись, чем закончились эти войны? Спарта

Cлайд 10

Я Тасия из Мессении, мне 15 лет. Я происхожу из знатного мессенского рода. Это доспехи моего отца. Он был полководцем и погиб в войне со Спартой. Спарта встречает победителей войны Спарта завоевала Мессению и ряд других районов южного Пелопоннеса. Мою семью, как и всех, кого покорили спартанцы, теперь называют илотами. Илотам запрещено иметь оружие. Эти доспехи отца у меня отнимут победители. ИЛОТЫ TASIA

Cлайд 11

Наша победа не случайна! Сила спартанцев – в наших законах, которые мы свято соблюдаем! Их создал мудрый Ликург! ЗАКОНЫ ЛИКУРГА ЛИКУРГ

Cлайд 12

Сообща владеем Что ты думаешь об этих законах? ЗАКОНЫ ЛИКУРГА Все спартиаты – члены общины равных. Вся земля в Спарте – у общины равных. Каждой семье спартиатов – равный участок земли.

Cлайд 13

Члены общины равных регулярно собираются на сисситии – обеды, где едят очень скромную пищу и общаются друг с другом. Я был на них с отцом. Там царил дух товарищества, ведь люди, входящие в сисситию, потом сражаются в одном отряде!

Cлайд 14

Рисунок на древнегреческой вазе Илоты потеряли свои земли. Теперь нашими наделами владеют спартанцы. Моя семья прикреплена к земельному участку спартиата, обрабатывает его и отдает половину урожая хозяину. Мы не имеем права покидать свое село и обязаны подчиняться воле любого спартиата.

Cлайд 15

В Спарте два царя. Они командуют войском во время войны. Народ выбирает совет старейшин. Они управляют общиной равных и вершат суд. Народное собрание участвует в решении главных вопросов жизни Спарты: царь и совет старейшин вносят предложения, народное собрание может их принять или отвергнуть. Сообща управляем. В нашем государстве правит народ! Ты согласен? Схема «Спартанское государство» ЗАКОНЫ ЛИКУРГА

Cлайд 16

Спартиаты составляют меньшинство страны. А нас, илотов, большинство, но мы не можем участвовать в Народном собрании! Мой дядя – периэк. Он купец. К периэкам также принадлежат ремесленники. Они живут в своих поселках. На Народном собрании им тоже места нет! Обращать внимание на слова илотов – недостойно спартанца! Да и что они могут? За нами армия! А в 60 лет меня, возможно, изберут в совет старейшин, как моего деда! ПЕРИЭКИ

Cлайд 17

Все спартиаты с 20 до 60 лет служат в армии. Они не должны заниматься чем-либо другим, только военным делом. Сообща защищаем. ЗАКОНЫ ЛИКУРГА

Cлайд 18

Фаланга в открытом построении Олимпионик Царь Войско спартанцев – фаланга Фаланга в сомкнутом строю ФАЛАНГА К о м а н д и р ы ф а л а н г

Cлайд 19

Вперед, о сыны отцов, граждан Мужами прославленной Спарты! Щит левой рукой выставляйте, Копьем потрясайте отважно И жизни своей не щадите: Ведь то не в обычаях Спарты. Песня спартанцев В военном строю, идя в бой, спартанцы под звуки флейты пели свои песни. Многие из них я знаю наизусть! Прочти текст нашей песни.

Cлайд 20

У меня будет свой шлем. Свой кожаный панцирь! Надежный щит! Поножи для защиты ног. Копье и… Я вырасту и стану воином самой лучшей армии! В снаряжении этого спартанца отсутствует мое любимое оружие. Ты знаешь какое? Мое любимое оружие – меч!

Cлайд 21

В военных походах каждый спартиат имеет слуг – илотов, которые носят снаряжение хозяина. Во время сражений илоты выносят с поля боя раненых. Периэки тоже сражаются в армии Спарты. Но у них свои отдельные отряды. Разве можно сравнить периэков и тем более илотов по военной выучке со спартиатом! Нас готовят воевать с детства!

Cлайд 22

С детства отец купал меня в холодной горной реке – закаливал. В семь лет меня отдали в школу. Там я живу без родителей!

Cлайд 23

Учитель – опытный воин Наши основные занятия – гимнастика, борьба, а уроки грамоты – уж как получится! Для нас главное дисциплина, воинский дух, выносливость! Пища грубая и скудная, порой ее добываем сами Агела (группа) спартанских школьников Чтобы стать храбрыми и умелыми воинами, надо все время закалять свой дух и тренировать тело!

Cлайд 24

Мы состязаемся в беге и борьбе. Наши девочки тоже очень ловкие и хорошие бегуньи.

Cлайд 25

Спартанские мальчики крадут пищу у нас, илотов. Старшие школьники ночью тайком нападают на наши села и убивают самых сильных мужчин. Ведь мы безоружны! Мальчик с поросенком Однажды меня поймали с украденной курицей. За то, что попался, меня наказали. Но под розгами я не проронил ни слова, как и подобает спартанцу!

Cлайд 26

Моего брата убили спартанцы. Теперь в нашей семье нет кормильцев. Учитель сказал, что я самый сильный и ловкий, и обещал, что меня назначат командиром агелы! Я сам буду наказывать своих подчиненных!

Cлайд 27

Антон станет командиром фаланги. Он погибнет, как и 300 других спартанцев, в Фермопильском ущелье, в сражении с персами, защищая Грецию. . Тасия выйдет замуж за илота, воспитает детей. Мессения освободится от власти Спарты, но до этого дня Тасия не доживет.

Cлайд 28

На протяжении веков вся жизнь спартанцев была подчинена неукоснительному соблюдению законов своей страны. Это был практически военный лагерь. Главным делом спартанцев было служение в армии. Выше всего ценились в человеке дисциплина и готовность отдать жизнь за Родину. Спартанцы вели суровый образ жизни, порицалось стремление к богатству и роскоши, занятия ремеслами, наукой, искусством. Военное искусство – главное, что осталось в мировом наследии от этих легендарных времен истории Спарты. Начиная с V века до н. э. спартанцы все чаще будут забывать законы Ликурга и приобщаться к традициям и культуре других греческих полисов. КОНЕЦ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Это было воинственное и мужественное государство, которое не имело крепостных стен. «Лучшие стены – это наши граждане» - говорили там. Когда рождался ребенок, его несли к старейшинам на осмотр. Слабого и больного по решению старейшин убивали, сбрасывая в пропасть.

ДРЕВНЯЯ СПАРТА

Южная Греция - область Лакония, юг п-ова Пелопоннес, в долине р. Эврот - Спарта

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ Какой была жизнь спартанца? Почему такое важное значение уделялось войне? Как воспитывали детей, чтобы они становились воинами? Какие качества уважали спартанцы? Развивалась ли их культура? Какую память в истории оставили они о себе? Сравните вопросы. Какое наблюдается противоречие? Какой возникает вопрос? Сравни его со своим.

илоты, «община равных», Совет старейшин, олигархия учебник стр.151-152

Спартанский щит

Во время войн спартанцы носили одежды красного цвета: во-первых, они считали этот цвет более мужественным, а во-вторых, им казалось, что кроваво-красный цвет должен нагонять ужас на не имеющих боевого опыта противников. Кроме того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно, так как сходство цветов позволит скрыть кровь

Историческая задача Одна спартанка хоронила сына, когда к ней подошла старушонка и сказала: "О женщина! Какое несчастье!" "Нет, - ответила она. - Клянусь богами! Это счастье. Ведь я родила его, чтобы он умер за Спарту. Так и случилось!"

Динамическая пауза

Воспитание спартанцев

Историческая задача Одна ионянка хвасталась перед спартанкой своим великолепным нарядом, но та, показав на своих четверых хорошо воспитанных сыновей, сказала: "Вот что отличает хорошую и благородную женщину, только это возвышает и лишь этим следует гордиться".

Лаконичная речь Однажды спартанка, вручая сыну щит, внушала ему: "Или с ним, сын мой, или на нем». Ксеркс, царь Персии прислал к Фермопилам гонца с двумя словами: «Сложи оружие». Леонид ответил тоже двумя словами: «Приди, возьми».

Какими были спартанцы? Докажите, что лучшими «стенами» для Спарты были ее граждане. Составьте список личных качеств, которые воспитывались у спартанцев.

Спартанка, отправив в бой своих пятерых сыновей, стояла на окраине города, ожидая исхода битвы. Подошедший к городу человек на ее вопрос рассказал, что все ее сыновья погибли. "Не об этом я тебя спрашивала, - закричала женщина, - а о нашей родине". И когда тот сообщил, что спартанцы одержали победу, она воскликнула: "Раз так, я с радостью принимаю весть о смерти моих сыновей".

http://simposium.ru/node/1065 http://klein.zen.ru/pravda/001/plutarh/Plu_Sparta1.shtml

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Формирование УУД, технология оценивания

I. Создание проблемной ситуации.

II. Формулирова-ние проблемы.

(Звучит музыка) На прошлом уроке мы познакомились с одним из полисов Греции.

Как называется этот город-государство, где расположен? (Афины, Аттика)

Почему город называется именно так? (В честь богини Афины основавшей его)

Как называется п-ов на котором расположена Греция? (Балканский)

На какие части можно ее разделить? (Северная, Средняя, Южная)

Сегодня речь пойдет….впрочем, вы все увидите сами.

Откройте тетради, запишите число, классная работа, тема…

Как назывался этот полис, кто эти граждане, готовые в любую минуту пожертвовать жизнью ради государства?

Давайте подумаем, о чем сегодня мы будем говорить? Как сформулируем тему урока?

В Южной Греции в области Лакония , на юге п-ова Пелопоннес , в долине реки Эврот располагалась древняя Спарта.

Давайте подумаем, какие вопросы можно было задать спартанцам, что вас интересует из жизни, быта, культуры этого народа?

– Назовите полисы, которые были центрами Аттики и Лаконики.

По карте определяют: Афины, Аттика, Балканский п-ов, Средняя, Северная и Южная Греция.

(На доске) Это было воинственное и мужественное государства, которое не имело крепостных стен. «Лучшие стены – это наши граждане» - говорили там. Когда рождался ребенок, его несли к старейшинам на осмотр. Слабого и больного по решению старейшин убивали, сбрасывая в пропасть.

Учащиеся, анализируя текст, делают выводы, что речь идет о Спарте и спартанцах.

Учащиеся предлагают варианты, удачный записывается на доске.

Учащиеся записывают в тетради:

Южная Греция - область Лакония , юге п-ова Пелопоннес , в долине р. Эврот - Спарта

Учащиеся формулируют проблемные вопросы.

Регулятивные УУД

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Работать по плану, сверяясь с целью.

5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные УУД

1. Находить информацию в учебнике и др. источниках.

2. Владеть смысловым чтением.

3. Определять понятия.

5. Представлять информацию в разных формах (таблица, текст).

6. Выделять главное, обобщать.

7. Делать выводы.

8. Сравнивать объекты по заданным критериям.

9. Доказывать.

Коммуникативные УУД

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

Личностные УУД

1. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий, оценивать свои и чужие поступки.

III. Актуализация знаний.

– Давайте узнаем, больше об этом полисе.

– Объясните значения слов: илоты, «община равных», Совет старейшин, олигархия

Самым знаменитым из спартанцев можно назвать царя Леонида, который вступил в неравный бой с персами в Фермопильском ущелье и ценой своей жизни остановил врага.

(Слайд с портретом Леонида) На пьедестале под гоплитом написано два слова - "Молон лабе" – «Приди и возьми»

Работают с учебником стр. 151-151.

IV. Планирование деятельности.

– Что нам надо узнать, чтобы ответить на главный вопрос урока?

– При характеристике государств,

цивилизаций или народностей что мы будем анализировать?

– Одним словом, нам необходимо

проанализировать жизнь спартанского полиса.

– Нам надо узнать, какие порядки были в Спарте, затем выяснить, благодаря чему они соблюдались.

– Чем занимались спартанцы, какое воспитание они получали, как обучались воины, какая была культура.

V. Поиск решения проблемы. Открытие нового знания.

VI. Включение в систему знаний и повторений.

1.Спартанская армия.

Военное ремесло было основным занятием спартанцев.

(фрагмент фильма «300 спартанцев»

Почему царь Леонид спрашивает, чем занимались воины?

В чем было преимущество спартанского отряда?

Спартанцам было запрещено пахать землю, заниматься ремеслом, торговать.

Гоплит

Оружие спартанца: Щит, коринфский шлем, доспехи, копье – дори, меч – ксифос.

Во время войн спартанцы носили одежды красного цвета. Почему?

Исторические задачи.

2. Спартанское воспитание.

Мальчики жили с родителями до 7 лет, затем его забирали в военный лагерь, где он жил вместе со своими сверстниками испытывая голод, нужду и лишения. Зимой им приходилось ходить босиком, из одежды выдавался только один плащ на целый год. Спали дети на жестких подстилках из камыша.

Историческая задача.

Одна ионянка хвасталась перед спартанкой своим великолепным нарядом, но та, показав на своих четверых хорошо воспитанных сыновей, сказала: "Вот что отличает хорошую и благородную женщину, только это возвышает и лишь этим следует гордиться". Так что по – настоящему отличает хорошую благородную женщину по вашему мнению?

Основное время посвящалось физическим упражнениям и воинским искусствам. Даже выражать свои мысли мальчиков учили кратко и точно по-военному.

Вообще спартанцы любили короткие и остроумные ответы. Когда человек говорил умно, но некстати, ему говорили: «Ты говоришь дело, но не к делу».

Ксеркс прислал к Фермопилам гонца с двумя словами: «Сложи оружие». Леонид ответил тоже двумя словами: «Приди, возьми». Гонец сказал: «Безумец, наши стрелы закроют солнце». Леонид ответил: «Тем лучше, мы будем сражаться в тени».

– Докажите, что лучшими «стенами» для Спарты были её граждане.

– Составьте список личных качеств, которые воспитывались у спартанских детей.

Можно ли сказать, что все эти качества являлись положительными?

– Обозначьте, одним словом особенности культурного развития спартанцев.

Учащиеся анализируют фрагмент

Учащиеся записывают, из чего состояло вооружение спартанского воина.

Учащиеся выдвигают свои версии.

во-первых, они считали этот цвет более мужественным, а во-вторых, им казалось, что кроваво-красный цвет должен нагонять ужас на не имеющих боевого опыта противников. Кроме того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно, так как сходство цветов позволит скрыть кровь.

Учащиеся анализируют тексты задач и отвечают на поставленные вопросы.

Учащиеся высказывают мнение о том, что город не имел стен из-за того, что жители надеялись на храбрость и мужество своих воинов.

Смелость, ловкость, бесстрашие, мужество, простота, скромность, гордость, патриотизм.

– Краткие и точные высказывания.

Записывают «лаконизм».

VII. Рефлексия.

– Посовещайтесь в парах и выскажите своё мнение: Какие порядки древней Спарты вам, людям XXI века, кажутся правильными, а что, напротив, вызывает негодование?

Как можно было на протяжении длительного периода времени сохранять свои обычаи и традиции?

Такие законы существовали это законы Ликурга. Пока Спарта придерживалась его законов, в течение нескольких столетий, она оставалась одним из самых сильных государств Греции. Только в конце V в. до н. э., когда в Спарту вместе с золотом и серебром проникли корысть и имущественное неравенство, законам Ликурга был нанесен смертельный удар.

Учащиеся предлагает варианты ответов и логически выходят к пониманию того, что это можно было сделать, только придерживаясь законов.

Карта:

Повторение и опрос.

  • Однажды спартанец прочел надгробную надпись на братской могиле. После перечня имен шли слова: «Когда они тушили пламя тирании, они пали в бою».
  • «Так им и надо! - неожиданно сказал спартанец.- Не следовало тушить пламя тирании. Пусть бы сгорела дотла!»
  • Много внимания в Спарте уделяли хоровому пению. Спартанские песни были мужественны, просты и безыскусственны, но вместе с тем серьезны и поучительны. Они прославляли павших за Спарту, порицали трусов и призывали к подвигу. Вот, например, одна из спартанских песен. Хор стариков начинал: «Когда-то мы были молоды и храбры!» Старикам отвечал хор мужчин: «Теперь храбры мы! Попробуй, если хочешь!» Детский хор подхватывал: «А мы со временем храбрее всех вас будем!»
  • Высоко ценилась в Спарте музыка. В бой спартанцы шли под звуки флейт. Спартанский поэт говорит: «Хорошая музыка действует на душу не меньше, чем оружие».
  • Когда юноши становились воинами, строгость их воспитания несколько смягчалась. Им разрешали следить за красотой платья, волос и оружия. Перед боем юноши старались особенно тщательно украсить себя: они расчесывали волосы и смазывали их маслом, помня изречение Ликурга: «Волосы красивых делают красивее, безобразных - еще безобразнее».

В походах гимнастические упражнения молодежи были не такими трудными, да и в остальном жизнь была легче. Спартанцам война казалась отдыхом по сравнению с бесконечными упражнениями мирного времени.

  • Когда войско выстраивалось перед битвой, царь приносил жертву богам и приказывал всем воинам надеть венки. Под звуки флейт начиналась военная песня. Величественное и торжественное зрелище представляла шеренга людей, шагавших в такт музыке. Ряды были сомкнуты, ничье сердце не замирало от страха, они шли навстречу опасности с песней, спокойно и весело. Рядом с царем шел воин, победивший на последних Олимпийских играх.
  • Рассказывают, что одному спартанцу предлагали большую сумму за то, чтобы он сдался и уступил своему сопернику честь победы на Олимпийских играх. Когда он не принял денег" и после трудной борьбы одержал победу, его спросили: «Какая тебе польза от твоей победы, что ты ради нее отказался от возможности стать богатым человеком?» - «В сражении я пойду рядом с царем впереди войска»,- гордо ответил победитель.
  • Обратив неприятеля в бегство, спартанцы его преследовали недолго и скоро возвращались. Им казалось низким и недостойным рубить и убивать отступавших врагов. Этот обычай был не только великодушным, но и полезным, так как неприятельское войско, зная, что убивают лишь сопротивляющихся, часто предпочитало бежать, а не сражаться.
  • По замыслу Ликурга, воспитание спартанца не заканчивалось в тот момент, когда он становился взрослым. И зрелые люди должны были жить так, как предписывал обычай. Спарта была похожа на лагерь, где был установлен строго определенный образ жизни для каждого. Если спартанцам не давалось никаких других поручений, они смотрели за детьми, учили их чему-нибудь или сами учились у стариков.
  • У спартанцев было много свободного времени, так как заниматься ремеслами или другим полезным трудом им было строго запрещено. Беседы друг с другом, танцы, игры, охота, песни и гимнастические упражнения поглощали весь досуг спартанцев, когда они не были заняты войной.
  • Когда один спартанец, побывав в Афинах, узнал, что там осудили человека за праздность, он попросил показать ему осужденного за любовь к свободе. Так глубоко спартанцы презирали всякий труд, что нежелание работать они называли «любовью к свободе».
  • Спартанцы могли жить беззаботно, потому что землю за них обрабатывали илоты. Это были потомки порабощенного спартанцами населения, оставшиеся жить на тех участках земли, которыми они владели раньше. В их обязанность входило отдавать завоевателям значительную часть урожая. Илоты и участки земли, которые те обрабатывали, были равномерно поделены между спартанцами. Каждая спартанская семья получала с принадлежавшего ей участка достаточное количество продуктов.
  • Так как илотов было значительно больше, чем самих спартанцев, то спартанцы постоянно опасались восстаний. Чтобы предупредить восстания илотов, и были учреждены так называемые криптии. Это дало основание обвинять Ликурга в жестокости и несправедливости. Криптия заключалась в следующем. Время от времени эфоры посылали за город юношей, вооруженных кинжалами. Днем молодые люди скрывались, а ночью выходили на дорогу и убивали илотов. Чтобы придать этим гнусным убийствам вид законности, эфоры, вступая в должность, объявляли илотам войну. Иногда они направляли большие отряды юношей в деревни, чтобы внезапным нападением уничтожать самых сильных и смелых илотов.
  • Рассказывают, что однажды спартанцы дали двум тысячам отборных илотов свободу. Радостные, надев венки, обходили илоты храмы, чтобы принести благодарность богам за внезапное счастье. Но ночью все они исчезли, и никто не мог рассказать, каким образом они погибли.
  • Вообще спартанцы обращались с илотами крайне жестоко. Иногда они нарочно заставляли илотов пить неразбавленное вино, чтобы, доведя их до состояния опьянения, показать юношам, как ужасен порок пьянства. Илотам под угрозой страшных наказаний было запрещено петь песни свободных. Правильно заметили греки, что если свободный в Спарте наиболее свободен, то раб здесь находится в наиболее рабском состоянии.
  • Когда важнейшие из законов Ликурга вошли в жизнь, он созвал всех граждан на народное собрание. Законодатель сказал, что для того, чтобы сделать всех счастливыми, он должен провести, еще одно, самое главное преобразование. Для этого ему надо еще раз посетить Дельфийский оракул, и поэтому Ликург попросил геронтов и всех граждан дать клятву не изменять ничего в законах до его возвращения. Все поклялись, и Ликург уехал в Дельфы. Оракул возвестил, что законы его прекрасны и что до тех пор, пока Спарта будет верна этим законам, она будет процветать и господствовать над другими государствами.
  • Послав это прорицание на родину, Ликург решил добровольно умереть, чтобы не дать возможности согражданам когда-нибудь изменить его законы. Ведь они обещали не проводить никаких реформ до его возвращения. Ликург был как раз в тех годах (ему было около 85 лет), когда, по мнению древних, можно еще жить, но хорошо и умереть, особенно тому, у кого все желания уже исполнились.
  • Ликург считал, что смерть общественного деятеля должна быть полезна государству. Кончина должна быть достойным завершением жизни. Простившись с друзьями и сыном, Ликург отказался принимать пищу и вскоре умер от голода. Он боялся, что его «станки перенесут в Спарту и граждане будут считать себя свободными от клятвы. Поэтому перед смертью он распорядился сжечь его труп и бросить пепел в море.
  • Надежды не обманули Ликурга. Пока Спарта придерживалась его законов, в течение нескольких столетий, она оставалась одним из самых сильных государств Греции. Только в конце V в. до н. э., когда в Спарту вместе с золотом и серебром проникли корысть и имущественное неравенство, законам" Ликурга был нанесен смертельный удар.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ 1.Древняя Спарта – место расположения на карте. 2.Воспитание спартанцев. Воины – спартанцы. 4.Подготовка эллинов к новой войне 5.Царь Леонид и 300 спартанцев. 6.Битва у Фермопил. Гибель царя Леонида 7.Заключение строками на мемориальной плите.



В Спарте воспитание было делом государственной важности.Каждый спартанец умел читать,писать и считать,знал историю родины,умел правильно общаться с богами.Но более всего спартанцы преуспели в воспитании мужества,дисциплины и ответственности,в развитии силы и выносливости,в умении кратко выражать свои мысли и стойко переносить физические страдания. До 7 лет мальчики воспитывались в семье,после чего в обязательном порядке до 18 лет поступали в ангелы,затем до 20 лет юноши проходили военную подготовку в эфебии.



В наше время бытует выражение 300 спартанцев как символ мужества и героизма.Малый отряд тяжеловооруженных гоплитов мог долго удерживать целую армию.Спартанцы умели обидчиков поставить на место,не прибегая к физической расправе над ними. Леонид 1 царь Спарты из рода Агидов,сын Анаксандрида и потомок Геракла в 20 –м поколении. Леонид был 3 –м из 4 –х сыновей.






В 480 году до нашей эры многочисленное войско персов вторглось в Грецию. Было решено преградить им путь в Фермопильском ущелье, представлявшем собой удобный для обороны пункт. Там, у Фермопил, и произошел первый сухопутный бой, где греки, имея обеспеченный тыл, в течение двух дней отбивали атаки врага, пока предатель не показал персам обходные тропинки, которые вывели противника в тыл оборонявшихся. В ночь на третий день персы сбили заслон, выставленный греками на перевале, и, оседлав перевал, стали выходить в тыл греческому войску, оборонявшему Фермопильский проход. Заметив обход, спартанский царь Леонид отпустил все силы союзников, которые отступили к Афинам, а сам с 300 спартанцами остался на месте. Персы окружили отряд Леонида и уничтожили его в неравном бою. Ни один спартанец не сдался персам.



Подвиг спартанцев царя Леонида вошёл в мировую историю на века. Все знают знаменитый спартанский девиз:,со щитом или на щите,. Наиболее уважаемой в Спарте была доблестная смерть на поле брани. Идея воинской жертвы, царь Леонид со своим маленьким отрядом отправился на войну без надежды на победу. Оракул предсказал ему, что или должен погибнуть царь Спарты, или погибнет сама Спарта. Для спасения своей родины царь Леонид добровольно идёт на смерть. Она приносится за свою родину и за свой народ. Кто-то из лучших людей должен умереть, чтобы остальные остались живы.