Подвиг Жанны Д'Арк - Великие женщины в истории России и мира. Жанна д'Арк - сообщение доклад Сообщение о жанне д арк 6

В мае далекого 1431-го была заживо сожжена национальная героиня Франции Жанна Д’ Арк. Она являлась главнокомандующей французской армии в период Столетней войны. С тех времен ее образ стал очень популярен. О Жанне писали книги, сочиняли песни и создавали полотна. Мы тоже не могли обойти вниманием эту великую женщину…

Пророчество Мерлина

Жанна Д’ Арк (Jeanne d"Arc ) появилась на свет в одной из деревень Франции в 1412-м. Она воспитывалась в семействе крестьян. По некоторым сведениям, ее родители были весьма зажиточными людьми. У Жанны была еще сестра и три брата.

С детских пор ее называли Жанеттой. Изначально она была очень религиозной и всегда беспрекословно слушалась отца и мать. Говорят, она была довольно образованной девушкой. Жанна прекрасно знала географию, успешно метала копья и вообще умела вести себя при дворе.

Детство этой легендарной женщины пришлось на т. н. Столетнюю войну. Северные районы государства признавали своим правителем английского монарха Генриха VI. А южная часть - Карла VII. Он считался незаконнорожденным сыном короля Карла VI. И именно поэтому он мог претендовать на корону Франции исключительно как дофин, а вовсе не полноправный наследник престола.

Кроме того, из поколения в поколение передавалось предание о том, что страну спасет только девственница. По легенде, это пророчество было сделано легендарным волшебником Мерлином. К этому времени Жанна д’ Арк (Jeanne d"Arc ) сама уже давно именовала себя как «Жанна Девственница».

Откровения Жанны

Когда Жанне было тринадцать лет, по ее словам, она начала слышать некие голоса, которые призывали девушку спасти страну, а именно снять блокаду Орлеана, возвести незаконнорожденного короля на трон и в итоге окончательно изгнать англичан из Франции. Со временем Жанетт окончательно убедила себя в том, что она призвана помочь стране и народу.

В семнадцатилетнем возрасте она покинула родительский дом и отправилась в соседний район. Цель этого визита была только одна - она хотела сообщить капитану королевских войск Роберу Бодрикуру о своей миссии - спасти страну.

Бравый вояка высмеял ее и отправил домой. Тем не менее через некоторое время Жанна снова вернулась к капитану с теми же словами. Девушка была чересчур настойчива, и капитан помог-таки ей договориться об аудиенции с дофином.

Меч Карла Великого

Ранней весной 1429-го Жанна Дарк, биография (краткая) которой стала предметом нашего обзора, отправилась к дофину, который решил устроить ей серьезную проверку. Когда она появилась во дворце, он посадил на трон совершенно другого человека, а сам встал в толпе придворных. Жанетт удалось выдержать это испытание, ибо она узнала короля.

Потом матроны проверили ее на девственность, а гонцы узнавали всю возможную информацию о ней в ее краях. В результате дофин не только решил доверить ей свое войско, но и согласился на армейскую операцию по освобождению осажденного Орлеана.

Предводительнице войска разрешили носить мужскую одежду и, соответственно, изготовили особые доспехи. Также ей вручили хоругвь. Кроме того, ей передали меч самого Карла Великого, который хранился в одной из французских церквей.

Снятие блокады Орлеана

Жанна с боевыми частями вышла к Орлеану. Французские ратники, которые уже знали, что армией руководит посланница Божья, были готовы сражаться.

В итоге всего лишь за четыре дня солдаты освободили город. Шла к завершению Столетняя война. Осада Орлеана была снята. Это оказалось настоящим событием, которое в результате определило исход этой затяжной войны.

Кроме того, французские воины окончательно уверовали в избранность своей предводительницы и с этих пор начали ее называть Орлеанской Девой. Кстати, каждый год, восьмого мая, население города отмечает этот день как главный праздник.

Тем временем армия Жанны отправилась в новый поход. Войско действовало с завидной быстротой и решительностью. В результате боевые части взяли Жаржо, а через пару дней состоялось решающее сражение с армией Великобритании. Французская сторона полностью разгромила захватчиков.

Бескровный поход и коронация дофина

Следующий поход Жанны называется в истории «бескровным». Ее армия подошла к Реймсу. В этом городе по традиции коронуют французских монархов. По пути к Реймсу города открывали свои ворота перед войском избранницы Бога.

В результате в середине лета 1429-го дофин официально был коронован, а Жанетт оказывали почести как освободительнице страны. Кроме того, в знак благодарности и признания ее заслуг Карл решил подарить ей и всем ее родственникам дворянский титул.

После торжественных мероприятий Жанна Дарк (биография краткая этой женщины есть в каждом справочнике по истории) попыталась убедить короля начать наступление на французскую столицу, которая к этому времени была занята англичанами. К сожалению, штурм на Париж проходил крайне неудачно. Главнокомандующая получила ранение, наступление было прекращено, а войсковые части были распущены.

Предательство

Тем не менее военные действия все-таки снова возобновились. Это было весной 1430-го. Предводительница войска шла к Парижу, а по пути пришло важное сообщение: англичане осадили город Компьен, и его жители просили ее помощи. И тогда войско Жанны решило отправиться к осажденному городу.

В конце мая, в результате предательства, главнокомандующую взяли в плен. Во время сражения Жанна прорывалась к воротам Компьена, но мост подняли, и это отрезало ей путь для отхода.

Узнав, что Жанна Дарк (биография краткая и трагическая изложена в нашей статье) пленена, Карл не предпринял никаких действий для ее освобождения. В итоге арестантку продали англичанам. Ее перевезли в Руан, где начался один из самых нелепых судебных процессов в истории…

Расправа

Суд над Жанной начался в середине зимы 1431-го. Правительство Великобритании не скрывало своей причастности к делу и оплатило все судебные издержки.

Несчастную девушку обвинили не только в колдовстве, но и в ношении мужского костюма и пр.

Дважды Жанна Дарк (биография краткая описывает этот эпизод из ее жизни) пыталась бежать из тюрьмы. Последствия последнего побега оказались очень плачевными для нее. Девушка чуть не погибла, выбросившись с верхнего этажа. Позднее этот факт бегства судьи расценили как смертный грех - самоубийство.

В результате ее приговорили к смертной казни.

После приговора она обратилась к римскому папе, но пока ответ от него шел, Жанна была сожжена на костре. Это было 30 мая 1431-го. Пепел несчастной развеяли над Сеной.

Многие не хотели верить в смерть Орлеанской Девы. Пошли слухи, что она жива и была спасена. Вместо Жанны была сожжена на костре другая женщина, а сама д’ Арк покинула Францию и вышла замуж. По другой версии, спасительница Франции являлась сводной сестрой Карла VII и избежала сожжения благодаря своему высокому происхождению…

Реабилитация

Судебный процесс над Жанной и ее жестокая казнь совершенно не помогли захватчикам. Благодаря ее блистательным победам в войне, англичане не смогли оправиться. В 1453-м французские части завоевали Бордо, а через некоторое время сражение при Кастийоне окончательно положило конец этой невыносимой войне, которая длилась столетие.

Когда баталии стихли, Карл VII инициировал процесс по оправданию Орлеанской Девы. Судьи изучали всевозможные документы, были опрошены свидетели. Как итог, суд признал, что казнь Жанны была абсолютно незаконной. А через несколько столетий ее причислили и к лику святых. Это произошло в 1920-м.

Память

Помимо традиционного национального дня в честь Жанны - 8 мая - ее именем назвали безымянный астероид, который был открыт в девятнадцатом столетии. В 70-х появился и т. н. Центр Жанны д’Арк. В этом учреждении собраны все документы, которые касаются её жизни и деятельности.

Разумеется, история Жанны Дарк не оставила равнодушным и кинематограф. О ней вышло порядка 90 кинокартин.

Жанна Дарк, фильм о которой впервые был снят еще в 1908 году, настоящая героиня. Она и спустя много лет остается на самых ярких страницах истории. Современному кинематографу тоже известно, кто такая Жанна Дарк. Фильм Люка Бессона "Жанна Д"Арк " (1999) стал одним из самых ярких и заметных. Главную роль тогда исполнила блистательная Мила Йовович…

«О Жанне д’Арк мы знаем больше, чем о ком-либо другом из ее современников, и в то же время трудно найти среди людей XV века другого человека, чей образ представлялся бы потомкам таким загадочным.» (*2) стр.5

«...Родилась она в деревушке Домреми в Лотарингии в 1412 году. Известно, что она рождена от честных и справедливых родителей. В ночь на Рождество, когда народы имеют обыкновение в великом блаженстве чтить труды Христовы, вошла она в мир смертный. И петухи, cловно провозвестники новой радости, кричали тогда необыкновенным, до сих пор не слыханным криком. Видели, как они на протяжении более чем двух часов хлопали крыльями, предсказывая то, что суждено было этой малютке». (*1) стр.146

Об этом факте сообщает Персеваль де Буленвилье, советник и камергер короля в письме милонскому герцогу, которое может быть названо ее первой биографией. Но скорее всего это описание является легендой, т. к. об этом не упоминает ни одна хроника и рождение Жанны не оставило ни малейшего следа в памяти односельчан — жителей Домреми, выступавших в качестве свидетелей на процессе реабилитации.

Она жила в Домреми с отцом, матерью и двумя братьями, Жаном и Пьером. Жак д’Арк и Изабелла были, по местным понятиям «не очень богатыми». (Более подробное описание семьи см. (*2) стр.41-43)

«Неподалеку от деревни, где выросла Жанна, росло очень красивое дерево, „прекрасное, как лилия“, как заметил один свидетель; у дерева по воскресеньям собирались деревенские юноши и девушки, они танцевали вокруг него и умывались водой из соседнего источника. Дерево называли деревом фей, говорили, что в незапамятной древности вокруг него танцевали чудесные существа, феи. Жанна также нередко ходила туда, только никогда не видела ни одной феи.» (*5) стр.417, см. (*2) стр. 43-45

«Когда исполнилось ей 12 лет, пришло к ней первое откровение. Внезапно перед очами ее возникло сияющее облако, из коего раздался голос: „Жанна, тебе пристало другим путем идти и чудесные деяния совершать, ибо ты — та, которую избрал Царь Небесный для защиты короля Карла..“ (*1) стр.146

„Вначале я очень испугалась. Голос я услышала днем, это было летом в саду моего отца. За день до этого я постилась. Голос пришел ко мне с правой стороны, оттуда, где была церковь, и с этой же стороны шла великая святость. Этот голос всегда руководил мной. “ Позднее голос стал являться Жанне каждый день и настаивал, что нужно „идти и снять осаду с города Орлеан“. Голоса называли ее „Жанна де Пюселль, дщерь Бога“ — помимо первого голоса, который принадлежал, как думается Жанне, архангелу Михаилу, присоединились вскоре голоса Святой Маргариты и Святой Катарины. Всем тем, кто пытался преградить ей путь, Жанна напоминала древнее пророчество, которое говорило, что „Францию погубит женщина, а спасет девственница“. (Первая часть пророчества сбылась, когда Изабелла Баварская заставила своего мужа, французского короля Карла VI, объявить своего сына Карла VII незаконным, в результате чего ко времени Иоанны Карл VII был не королем, а только дофином).» (*5) стр.417

«Я пришла сюда в королевскую палату, для того, чтобы говорить с Робером де Бодрикуром, дабы он отвел к королю или приказал своим людям отвести меня; но он не обратил внимания ни на меня, ни на мои слова; тем не менее мне необходимо предстать перед королем в первой половине поста, пусть даже для этого я сотру себе ноги до колен; знайте, что никто — ни король, ни герцог, ни дочь шотландского короля, ни кто-либо другой — не сможет восстановить французское королевстве; спасение может прийти только от меня, и, хотя я предпочла бы остаться с моей бедной матушкой и прясть, не в этом мое предназначение: я должна идти, и я сделаю это, ибо моему Господину угодно, чтобы я действовала таким образом». (*3) стр. 27

Трижды ей приходилось обращаться к Роберу де Бодрикуру. После первого раза ее отправили домой, а родители решили выдать ее замуж. Но Жанна через суд сама расторгла помолвку.

«Время для нее тянулось медленно, „как для женщины, ожидающей ребенка“, говорила она, да так медленно, что она не выдержала и в одно прекрасное утро в сопровождении своего дяди, преданного Дюрана Лаксара, жителя Вокулера по имени Жак Ален пустилась в путь; ее спутники купили для нее лошадь, которая стоила им двенадцать франков. Но далеко они не уехали: прибыв в Сен-Никола-де Сен-Фон, находившийся по дороге на Совруа, Жанна заявила: „Не так нам пристало удаляться“, и путники вернулись в Вокулер. (*3) стр. 25

В один прекрасный день прибыл гонец из Нанси от герцога Лотарингского.

„Герцог Карл II Лотарингский оказал Жанне милостивый прием. Он пригласил ее к себе в Нанси. Карл Лотарингский вовсе не был союзником Карла Валуа; напротив, он занимал по отношению к Франции позицию враждебного нейтралитета, тяготея к Англии.

Она сказала герцогу (Карлу Лотарингскому), чтобы он дал ей своего сына и людей, которые проводят ее во Францию, и она будет молить бога об его здоровье“. Сыном герцога Жанна называла его зятя, Рене Анжуйского. „Добрый король Рене“ (прославившийся впоследствии как поэт и покровитель искусств), был женат на старшей дочери герцога и его наследнице Изабелле... Эта встреча укрепила позиции Жанны в общественном мнении... Бодрикур (комендант Вокулера) изменил свое отношение к Жанне и согласился отправить ее к дофину.» (*2) стр.79

Существует версия, что Рене д’Анжу являлся магистром тайного ордена «Сионского приората» и помогал Жанне выполнять ее миссию. (См. главу «Рене д’Анжу»)

Уже в Вокулере она одевает мужской костюм и отправляется через всю страну к дофину Карлу. Испытания продолжаются. В Шиноне под именем дофина ей представляют другого, но Жанна безошибочно из 300 рыцарей находит Карла и приветствует его. Во время этой встречи Жанна что-то сообщает дофину или показывает какое-то знамение, после которого Карл начинает ей верить.

«Рассказ самой Жанны Жану Паскерелю, ее духовнику: «Когда король увидел ее, он спросил в Жанны ее имя, и она ответила: „Милый дофин, зовусь я Жанной Девой, и моими устами обращается к вам Царь Небесный и говорит, что вы примете миропомазание и будете коронованы в Реймсе и сделаетесь наместником Царя Небесного, истинного короля Франции“. После других вопросов, заданных королем, Жанна вновь ему сказала: „Говорю тебе от имени всевышнего, что ты истинный наследник Франции и сын короля, и Он послал меня к тебе, дабы повести тебя в Реймс для того, чтобы ты был там коронован и миропомазан, если того захочешь“. Услышав это король сообщил присутствовавшим, что Жанна посвятила его в некую тайну, которую никто кроме Бога, не знал и знать не мог; вот почему он ей полностью доверяет. Все это, — заключает брат Паскерель, — я услышал из уст Жанны, так как сам при этом не присутствовал». (*3) стр. 33

Но, тем не менее начинается расследование, собирается подробная информация о Жанне, которая в это время находится в Пуатье, где коллегия ученых богословов епископства Пуатье должна вынести свое решение.

«Полагая, что предосторожности никогда не излишни, король решил увеличить число тех, кому доверено допросить девушку, и выбрать из них самых достойных; а собраться они должны были в Пуатье. Жанну поселили в доме метра Жана Рабато, адвоката Парижского парламента, присоединившегося к королю двумя годами ранее. Нескольким женщинам было поручено тайно наблюдать за ее поведением.

Франсуа Гаривель, советник короля, уточняет, что Жанну допрашивали неоднократно и следствие заняло примерно три недели.» (*3) стр. 43

«Некий адвокат парламента Жан Барбон: «От ученых богословов, с пристрастием изучавших ее и задававших ей множество вопросов, я слышал, что отвечала она весьма осмотрительно, как если бы она была хорошим ученым, так что их повергли в изумление ее ответы. Они считали, что в самой ее жизни и ее поведении крылось нечто божественное; в конце концов, после всех допросов и расспросов, проведенных учеными, они пришли к заключению, что в ней нет ничего дурного, ничего противоречащего католической вере и что, принимая во внимание бедственное положение короля и королевства — ведь король и верные ему жители королевства пребывали в это время в отчаянии и не знали, на какую помощь еще надеяться, если только не на помощь Бога, — король может принять ее помощь». (*3) стр. 46

В этот период она обретает меч и знамя. (см. главу «Меч. Знамя.»)

«По всей вероятности, дав Жанне право иметь личное знамя, дофин приравнял ее к так называемым «знаменным рыцарям», которые командовали отрядами своих людей.

Жанна имела под своим началом небольшой отряд, который состоял из свиты, нескольких солдат и обслуги. В свиту входили оруженосец, духовник, два пажа, два герольда, а также Жан из Меца и Бертран де Пуланжи и братья Жанны, Жак и Пьер, которые присоединились к ней в Туре. Еще в Пуатье дофин поручил охрану Девы опытному воину Жану д’Олону, который стал ее оруженосцем. В этом храбром и благородном человеке Жанна нашла наставника и друга. Он обучал ее военному делу, с ним она провела все свои походы, он был рядом с ней во всех битвах, штурмах и вылазках. Они вместе попали в плен к бургундцам, но ее продали англичанам, а он выкупился на свободу и спустя четверть века, будучи уже рыцарем, королевским советником и, занимая видную должность сенешаля одной из южно-французских провинций, написал по просьбе реабилитационной комиссии очень интересные воспоминания, в которых рассказал о многих важный эпизодах истории Жанны д’Арк. До нас дошли также показания одного из пажей Жанны — Луи де Кута; о втором — Раймоне — мы ничего не знаем. Духовником Жанны был монах-августинец Жан Паскерель; ему принадлежат весьма подробные показания, но в них, очевидно, не все достоверно. (*2) стр.130

«В Туре для Жанны собрали военную свиту, как и полагалось военачальнику; назначили интенданта Жана д’Олона, который свидетельствует: «Для ее охраны и сопровождения я был передан в ее распоряжение королем, господином нашим»; у нее также два пажа — Луи де Кут и Раймон. В ее подчинении оказались также два герольда — Амблевиль и Гийенн; герольды — это гонцы, одетые в ливреи, позволяющие опознать их. Герольды были неприкосновенны.

Раз Жанне дали двух гонцов, значит, король стал относиться к ней как к любому другому воину высокого ранга, облеченному полномочиями и несущему персональную ответственность за свои действия.

Королевские войска должны были собраться в Блуа... Именно в Блуа, пока там находилась армия, Жанна заказала хоругвь... Духовник Жанны растроган почти религиозным обликом выступающей армии: «Когда Жанна выступила из Блуа, чтобы идти в Орлеан, она попросила собрать всех священников вокруг этой хоругви, и священники шли впереди армии... и пели антифоны... так же было и на следующий день. А на третий день они подошли к Орлеану.» (*3) стр. 58

Карл медлит. Жанна его торопит. Освобождение Франции начинается со снятия осады Орлеана. Это первая военная победа войска, верного Карлу под предводительством Жанны, что является одновременно и знамением ее божественной миссии. «См. Р.Перну, М.-В. Клэн, Жанна д’Арк /стр. 63-69/

Для освобождения Орлеана Жанне потребовалось 9 дней.

«Солнце уже склонялось к западу, а французы все еще безуспешно сражались за ров передового укрепления. Жанна вскочила на коня и отправилась в поля. Вдали от взоров... Жанна погрузилась в молитву между виноградных лоз. Неслыханные выдержка и воля семнадцатилетней девушки позволили ей в этот решающий момент отвлечься от собственного напряжения, от охватившего всех уныния и изнеможения, теперь она обрела тишину внешнюю и внутреннюю — когда только и может возникать вдохновение...»

«...Но тут случилось невиданное: стрелы выпали из рук, приведенные в замешательства люди глядели в небо. Святой Михаил в окружении всего сонма ангелов, сияя, появился в мерцающем орлеанском небе. Архангел сражался на стороне французов.» (*1) стр. 86

«...англичане, спустя семь месяцев после начала осады и девять дней после того, как Дева заняла город, отступили без боя все до последнего, и произошло это 8 мая (1429 г.), в день, когда много столетий назад святой Михаил явился в далекой Италии на Монте-Гаргано и на острове Искья...

Магистрат вписал в городскую книгу, что освобождение Орлеана является величайшим чудом христианской эпохи. Доблестный город с тех пор на протяжении всех столетий торжественно посвящал этот день Деве, день 8 мая, обозначенный в календаре как праздник Явления архангела Михаила.

Многие современные критики утверждают, что победу под Орлеаном можно отнести лишь на счет случайностей или же необъяснимого отказа англичан от боя. И все же Наполеон, основательно проштудировавший походы Жанны, заявил, что она была гением в военном деле, а никто не посмеет сказать, что он не разбирался в стратегии.

Английский биограф Жанны д’Арк В. Сэнквилл Уэст пишет уже в наши дни, что весь образ действия ее земляков, участвовавших в тех событиях, кажется ей до такой степени странным и медлительным, что это можно объяснить только сверхъестественными причинами: «Причинами, о которых мы в свете нашей науки двадцатого столетия — или, может быть, во тьме нашей науки двадцатого столетия? — ничего не знаем». (*1) стр.92-94

«Для встречи с королем после снятия осады Жанна и Орлеанский Бастард отправились в Лош: „Она выехала навстречу королю, держа в руке свой стяг, и она встретились, — рассказывает немецкая хроника того времени, донесшая до нас много сведений. Когда девушка склонила голову перед королем так низко, как только могла, король тотчас велел ей подняться, и подумали, что он чуть было не поцеловал ее от радости, охватившей его“. Это было 11 мая 1429 года.

Молва о подвиге Жанны облетела всю Европу, проявившую необычайный интерес к случившемуся. Автор процитированной нами хроники — некто Эберхард Виндекен — казначей императора Сигизмунда; очевидно, император выказал большой интерес к деяниям Жанны и повелел разузнать о ней. (*3) стр.82

О реакции за пределами Франции мы можем судить по очень интересному источнику. Это „Хроника Антонио Морозини“... отчасти это собрание писем и донесений. Письмо Панкраццо Джустиниани своему отцу, из Брюгге в Венецию, от 10 мая 1429 г.: „Некий англичанин по имени Лоуренс Трент, человек почтенный и не болтун, пишет, видя, что говорится об этом в донесениях стольких достойных и заслуживающих доверия людей: „Это сводит меня с ума“. Он сообщает, что многие бароны относятся к ней с почтением, равно как и простолюдины, а те, кто смеялся над ней, умерли плохой смертью. Ничто не является, однако, столь ясным, как ее бесспорная победа в диспуте с магистрами теологии, так что кажется, будто она — вторая святая Екатерина, сошедшая на землю, и многие рыцари, которые слышали, какие удивительные речи произносила она каждый день, считают это за великое чудо... Сообщают далее, что сия девица должна совершить два великих дела, а потом умереть. Да поможет ей бог... “ Какой предстает она перед венецианцем эпохи Кварточенто, перед купцом, дипломатом и разведчиком, т. е. перед человеком совершенно иной культуры, иного психологического склада, нежели она сама и ее окружение?...Джустиниани растерян.» (*2) стр.146

Портрет Жанны д’Арк

«...Девушка имеет привлекательную внешность и мужскую осанку, говорит она мало и выказывает чудесный ум; речи она произносит приятным высоким голосом, как и подобает женщине. В еде она умеренна, еще более она умеренно в винопитии. Она находит удовольствие в прекрасных конях и оружии. Многие собрания и разговоры Деве неприятны. Часто глаза ее наполняются слезами, любит она и веселье. Претерпевает неслыханно тяжкие труды, а когда носит оружие, показывает такое упорство, что день и ночь в течение шести дней может непрерывно оставаться в полном вооружении. Она говорит, что у англичан нет права владеть Францией, и для этого, говорит она, послал ее Господь, чтобы она их изгнала и одолела... »

«Ги де Лаваль, юный дворянин, присоединившийся к королевской армии, описывает ее с восхищением: «Я видел, как она, в доспехах и при полном боевом снаряжении, с маленькой секирой в руке, садилась у выхода из дома на своего огромного черного боевого коня, который пребывал в большом нетерпении и не позволял оседлать себя; тогда она молвила: „Отведите его к кресту“, который находился перед церковью на дороге. Затем она вскочила в седло, а он не шелохнулся, как если бы был связан. И тогда она обернулась к церковным вратам, находившимся совсем близко от нее: „А вы, священники устройте процессию и помолитесь Богу“. И тогда она отправилась в путь, приговаривая: „Спешите вперед, спешите вперед“. Миловидный паж нес ее развернутое знамя, а она держала в руке секиру». (*3) стр.89

Жиль де Ре: «Она дитя. Она ни разу не причинила зла врагу, никто не видел, чтобы она когда-нибудь кого-нибудь поразила мечом. После каждой битвы она оплакивает павших, перед каждой битвой она причащается Телом Господним — большинство воинов делает это вместе с ней, — и при этом она ничего не говорит. Из ее уст не исходит ни одного необдуманного слова — в этом она столь же зрелая, как и многие мужчины. Вокруг нее никто никогда не ругается, и людям это нравится, хотя все их жены остались дома. Нужно ли говорить о том, что она никогда не снимает доспехов, если спит рядом с нами, и тогда, несмотря на всю ее миловидность, ни один мужчина не испытывает к ней плотского желания.» (*1) стр.109

«Жан Алансон, который в те дни был главнокомандующим, много лет спустя вспоминал: „Она разбиралась во всем, что имеет отношение к войне: могла вонзить пику и провести смотр войска, выстроить армию в боевой порядок и разместить пушки. Все удивлялись, что она была столь осмотрительна в своих делах, как боевой командир с двадцати или тридцатилетним опытом.“ (*1) стр.118

„Жанна была красивой и очаровательной девушкой, и все встречавшиеся с ней мужчины это чувствовали. Но это чувство было самое подлинное, то есть самое высокое, преображенное, девственное, возвращенное в то состояние „Божией любви“, которое отметил Нуйонпон у себя самого.“ (*4) стр.306

" - Это очень странно, и мы все можем об этом свидетельствовать: когда она едет с нами, птицы из леса слетаются и садятся к ней на плечи. В бою случается, голуби начинают порхать возле нее." (*1) стр.108

«Я припоминаю, что в протоколе, составленном моими коллегами о ее жизни, было написано, что у нее на родине в Домреми хищные птицы слетались к ней, когда она пасла коров на лугу, и, садясь к ней на колени, клевали крошки, которые она отщипывала от хлеба. На стадо ее стадо ни разу не напал волк, а в ночь, кода она родилась — на Крещение — были замечены разные необычные вещи с животными... А почему бы и нет? Животные ведь тоже Божьи твари... (*1) стр. 108

„Кажется, что в присутствии Жанны воздух становился прозрачным для тех людей, кому жестокая ночь еще не омрачила разум, а в те годы таких людей было больше, чем принято считать сейчас.“ (*1) стр.66

Ее экстазы протекали как бы вне времени, в обычной деятельности, но без отключения от последней. Она слышала свои Голоса среди боевых действий, но продолжала командовать войсками; слышала во время допросов, но продолжала отвечать богословам. Об этом может свидетельствовать и ее жесть, когда под Туреллями она вырвала из раны стрелу, перестав ощущать физическую боль во время экстаза. И надо добавить, что она отлично умела определять свои Голоса во времени: в такой-то час, когда звонили в колокола.» (*4) стр.307

«Рупертус Гейер, тот самый „анонимный“ клирик», понял личность Жанны правильно: если для нее и можно подыскать какую-то историческую аналогию, то лучше всего сравнить Жанну с сивиллами, этими пророчицами языческой эпохи, чьими устами говорили боги. Но между ними и Жанной была огромная разница. На сивилл воздействовали силы природы: серные испарения, одурманивающие запахи, журчащие ручьи. В состоянии экстаза они высказывали такие веще, о которых сразу же забывали, как только приходили в себя. В повседневной жизни они не имели никаких высоких прозрений, они были чистыми листами, на которых писали силы, неподдающиеся контролю. «Ибо присущий им пророческий дар подобен доске, на которой ничего не написано, он неразумный и неопределенный», — писал Плутарх.

Устами Жанны также говорили сферы, чьих границ никто не знал; она могла впадать в экстаз на молитве, при звоне колоколов, в тихом поле или в лесу, но это был такой экстаз, такой выход за пределы обычных чувств, которым она управляла и из которого могла выйти с трезвым рассудком и осознавая собственное «я», чтобы затем перевести увиденное и услышанное на язык земных слов и земных поступков. То, что языческим жрицам было доступно в отрешенном от мира затмении чувств, Жанна воспринимала в ясном сознании и разумной умеренности. Вместе с мужчинами она ездила верхом и сражалась, вместе с женщинами и детьми она спала, и, как и все они, Жанна могла смеяться. Просто и ясно, без недомолвок и тайн она рассказывала о том, что должно было случиться: «Подождите, еще три дня, тогда мы возьмем город»; «Потерпите, через час вы станете победителями». Дева намеренно сняла покрывало загадочности со своей жизни и поступков; загадкой оставалась лишь она сама. Так как ей самой была предречена грядущая беда, она замкнула уста, и никто не знал о мрачной вести. Всегда, даже перед смертью на костре Жанна отдавала себе отчет в том, что ей можно говорить и чего нельзя.

Со дней апостола Павла женщинам, «глаголющим языками», в христианских общинах надлежало молчать, ибо «за глаголение языками несет ответственность дух, дающий вдохновение, а за разумное пророческое слово — говорящий человек». Духовный язык нужно перевести на язык людей, чтобы человек сопровождал речь духа своим разумом; и лишь то, что человек может понять и усвоить собственным рассудком, он должен выражать словами.

Жанне д’Арк в те недели яснее, чем когда-либо, удалось доказать, что она несет ответственность за свои наделенные разумом слова пророчеств и что она высказывает их — или молчит, — находясь в здравом рассудке." (*1) стр 192

После снятия осады с Орлеана в Королевском совете начинаются споры о направлении похода. При этом Жанна была того мнения, что нужно идти на Реймс, чтобы короновать короля. «Она доказывала, что, как только король будет коронован и миропомазан, сила врагов будет все время убывать и в конце концов они не смогут более вредить не королю, ни королевству» стр 167.

Коронация дофина в Реймсе становилась в этих условиях актом провозглашения государственной независимости Франции. Такова была основная политическая цель похода.

Но придворные не советовали Карлу предпринимать поход на Реймс, говоря, что на пути из Жьена в Реймс расположено много укрепленных городов, замков и крепостей с гарнизонами из англичан и бургунцев. Решающую роль сыграл огромный авторитет Жанны в войске и 27 июня Дева повела авангард армии на Реймстр. Начался новый этап освободительной борьбы. При этом освобождение Труа решило исход всей кампании. Успех похода превзошел самые смелые ожидания: менее чем за три недели армия прошла почти триста километров и достигла конечного пункта, не сделав ни одного выстрела, не оставив на своем пути ни одной сожженной деревни, ни одного разграбленного города. Предприятие, которое поначалу представлялось столь трудным и опасным, превратилось в триумфальный марш.

В воскресенье 17 июля Карл был коронован в Реймском соборе. Жанна стояла в соборе, держа в руке знамя. Потом на суде у нее спросят: «Почему ваше знамя внесли в собор во время коронации в предпочтение перед знаменами других капитанов?» И она ответит: «Оно было в труде и по праву должно было находиться в почести»

Но дальше события разворачиваются менее триумфально. Вместо решительного наступления Карл заключает странное перемирие с бургунцами. 21 января армия вернулась на берега Лауры и тотчас же бвла распущена. Но Жанна продолжает сражаться, но при этом терпит одно поражение за другим. Узнав, что бургунцы осадили Компьень, она бросается на выручку. Дева входит в город 23 мая, а вечером, во время вылазки попадает в плен.....

«В последний раз в жизни вечером 23 мая 1430 года Жанна штурмовала неприятельский лагерь, в последний раз она сняла свои доспехи, у нее отняли штандарт с изображением Христа и ликом ангела. Борьба на поле брани окончилась. То, что начиналось теперь в ее 18 лет, было борьбой другим оружием и с другим противником, но, как и прежде, это была борьба не на жизнь, а на смерть. В тот момент история человечества свершалась через Жанну Д’Арк. Завет святой Маргариты был исполнен; пробил час исполнения завета святой Екатерины. Земное знание готовилось сразиться с мудростью, в утренних лучах которой Дева Жанна жила, боролась и страдала. В потоке перемени уже приближались столетия, когда силы отрицающей Бога учености начали бескровное, но неотвратимое наступление против брезжущего в человеке воспоминания о его божественном происхождении, когда человеческие умы и сердца стали ареной, на которой падшие ангелы боролись с архангелом по имени Михаил, провозвестником воли Христа. Все, что совершила Жанна, послужило Франции, Англии, новой Европе; это был вызов, сияющая загадка для всех народов последующих эпох.» (*1) стр 201

Полгода пробыла Жанна в бургунском плену. Она ждала помощи но напрасно. Французское правительство ничего не сделало для того, чтобы выручить ее из беды. В конце 1430 г. бургунцы продали Жанну англичанам, и те немедленно предали ее суду инквизиции.

Памятник в соборе
Архангела Михаила
в Дижоне (Бургундия)
Фрагмент из фильма
Роберта Брессона
«Процесс Жанны Д’Арк»
Позолоченный памятник
Жанне д’Арк в Париже
на площади Пирамид

Прошел год с того дня, когда Жанна попала в плен... Год и один день..

Позади был бургунский плен. Позади были две попытки побега. Вторая едва не закончилась трагически: Жанна выбросилась из окна на верхнем этаже. Это дало судьям повод обвинить её в смертном грехе — попытке самоубийства. Её объяснения были просты: «Я сделала это не от безнадежности, но в надежде спасти свое тело и пойти на помощь многим славным людям, которые в этом нуждаются».

Позади была железная клетка, в которой ее держали первое время в Руане, в подвале королевского Буврейского замка. Потом начались допросы, её перевели в камеру. Пятеро английских солдат стерегли ее круглые сутки, а ночью приковывали к стене железной цепью.

Позади были изнурительные допросы. Каждый раз на неё обрушивались десятки вопросов. Ловушки подстерегали ее на каждом шагу. Сто тридцать два члена трибунала: кардинал, епископы, профессора теологи, ученые аббаты, монахи и священники.... И юная девушка, которая по ее собственным словам, «не знает ни а, ни б».

Позади были те два дня в конце марта, когда ее ознакомили с обвинительным заключением. В семидесяти статьях перечислял прокурор преступные деяния, речи и помыслы подсудимой. Но Жанна отводила одно обвинение за другим. Двухдневное чтение обвинительного акта закончилось поражением прокурора. Судьи убедились, что составленный ими документ никуда не годится, и заменили его другим.

Второй вариант обвинительного заключения содержал только 12 статей. Отсеялось второстепенное, осталось самое главное: «голоса и ведения», мужской костюм, «дерево фей», обольщение короля и отказ подчиниться воинствующей церкви.

От пытки решили отказаться, «дабы не дать повода для клеветы на образцово проведенный процесс».

Все это позади, и вот Жанну привезли на кладбище, окружили стражей, подняли над толпой, показали палача и начали читать приговор. Вся эта до мелочей продуманная процедура была рассчитана на то, чтобы вызвать у нее душевное потрясение и страх смерти. В какой-то момент Жанна не выдерживает и соглашается подчиниться воле церкви. «Тогда же, — сказано в протоколе, — на виду у великого множества клириков и мирян она произнесла формулу отречения, следуя тексту составленной по-французски грамоты, каковую грамоту собственноручно подписала.» Вероятнее всего формула официального протокола представляет собой подделку, цель которой заключается в том, чтобы распространить задним числом отречение Жанны на всю ее предыдущую деятельность. Возможно на кладбище Сент-Уэн Жанна не отреклась от своего прошлого. Она лишь согласилась подчиниться впредь предписаниям церковного суда.

Однако, политическая цель процесса была достигнута. Английское правительство могло оповестить весь христианский мир, что еретичка всенародно покаялась в своих преступлениях.

Но, вырвав у девушки слова покаяния, организаторы процесса вовсе не полагали дело законченным. Оно было сделано лишь наполовину, ибо за отречением Жанны должна была последовать ее казнь.

Инквизиция располагала для этого простыми средствами. Нужно было лишь доказать, что после отречения она совершила «рецидив ереси»: человек, повторно впавший в ересь, подлежал немедленной казни. Перед отречение Жанне обещали, что, если она покается, ее переведут в женское отделение архиепископской тюрьмы и снимут кандалы. Но вместо этого по приказу Кошона ее снова доставили в старую камеру. Там она переоделась в женское платье и ей обрили голову. Кандалы не сняли и английскую стражу не убрали.

Прошло два дня. В воскресенье 27 мая по городу распространились слухи, что осужденная вновь надела мужской костюм. У нее спросили, кто принудил ее сделать это. «Никто, — ответила Жанна. Я сделала это по своей доброй воле и без всякого принуждения.» Вечером этого дня появился протокол последнего допроса Жанны — трагический документ, в котором сама Жанна рассказывает обо всем, что она пережила после отречения: об отчаянии, которое охватило ее, когда она поняла, что ее обманули, о презрении к самой себе из-за того, что она испугалась смерти, о том, как она проклинала себя за предательство, она сама произнесла это слово, — и о победе, которую она одержала, — о самой, пожалуй, трудной из всех ее побед, потому что это победа над страхом смерти.

Существует версия, согласно которой Жанну насильно заставили одеть мужской костюм (См. стр. 188 Райцес В. И. Жанна д Арк. Факты, легенды, гипотезы.«

О том, что ее казнят, Жанна узнала на рассвете в среду 30 мая 1431 года. Ее вывели из тюрьмы, посадили на повозку и повезли к месту казни. На ней было длинное платье и шапочка....

Только через несколько часов костру дали погаснуть.

А когда все кончилось, по словам Ладвеню, «около четырех часом по полудню», палач пришел в доминиканский монастырь, «ко мне, — говорит Изамбар, — и к брату ладвеню, в крайнем и страшном раскаянии, как бы отчаиваясь получить от Бога прощение за то, что он сделал с такой, как он говорил, святой женщиной». И он рассказал еще им обоим, что, поднявшись на эшафот, чтобы всё убрать, он нашел её сердце и иные внутренности несгоревшими; от него требовалось сжечь всё, но, хотя он несколько раз клал вокруг сердца Жанны горящий хворост и угли, он не мог обратить его в пепел" (тот же рассказ палача передает со своей стороны и Массеь со слов заместителя руанского балльи). Наконец, пораженный, «как явным чудом», он перестал терзать это Сердце, положил Неопалимую Купину в мешок вместе со всем, что осталось от плоти Девы, и мешок бросил, как полагалось, в сену. Нетленное сердце ушло навсегда от человеческих взоров и рук." (*1)

Прошло Двадцать пять лет и наконец — после процесса, на котором были заслушаны сто пятнадцать свидетелей Была и её мать), — в присутствии папского легата Жанну реабилитировали и признали возлюбленнейшей дочерью Церкви и франции. (*1) стр. 336

Всей своей короткой судьбой Жанна д’Арк, «земной ангел и небесная девушка», вновь и с небывалой силой объявила реальность Бога Живого и Небесной Церкви.

В 1920 году по Рождестве Христовом, на четыреста девяностом году после Костра, Римская Церковь причислила её к лику святых и признала истиной её миссию, исполняя которую, она спасла Францию. (*1)

Пять с половиной столетий минуло с того дня, когда на площади Старого Рынка в Руане была сожжена Жанна дАрк. Ей было тогда девятнадцать лет.

Почти всю свою жизнь — семнадцать лет — она была никому неведомой Жаннетой из Домреми. Её соседи потом скажут: «такая, как все». «такая как другие».

Один год — всего один год — она была прославленной Жанной-Девой, спасительницей Франции. Её соратники потом скажут: «как если бы она была капитаном, проведшим на войне двадцать или тридцать лет.»

И еще один год — целый год — она была военнопленной и подсудимой инквизиционного трибунала. Её судьи потом скажут: «великий ученый — и тот с трудом ответил бы на вопросы, которые её задавали.»

Конечно, она не была такой как все. Конечно, она не была капитаном. И, уж конечно, она не была ученым. И вместе с тем все это в ней было.

Проходят столетия. Но каждое поколение снова и снова обращается к такой простой и такой бесконечно сложной истории девушки из Домреми. Обращается, чтобы понять. Обращается, чтобы приобщиться к непреходящим нравственным ценностям. Ибо если история — учитель жизни, то эпопея Жанны дАрк — один из её великих уроков. (*2) стр.194

Литература:

  • *1 Мария Йозефа, Крук фон Потуцин Жанна д Арк. Москва «Энигма» 1994.
  • *2 Райцес В. И. Жанна д Арк. Факты, легенды, гипотезы. Ленинград «Наука» 1982.
  • *3 Р. Перну, М. В. Клен. Жанна д Арк. М., 1992.
  • *4 Подвижники. Избранные жизнеописания и труды. Самара, АГНИ, 1994.
  • *5 Бауэр В., Дюмотц И., Головин СТР. Энциклопедия символов, М., КРОН-ПРЕСС, 1995

Смотрите раздел:

Жанна д’Арк, Орлеанская Дева (Jeanne d"Arc, 6 января 1412 – 30 мая 1431) – наиболее известная историческая личность Франции. В Столетней войне выступала в качестве главнокомандующей, но попала в плен к бургундцам и, по приказу короля, была передана властям Англии. В результате религиозного обвинения, д’Арк была сожжена на костре, а позже – реабилитирована и даже канонизирована.

Детство

Жанна или Жанетта – так называла себя девочка – родилась в 1412 году в небольшой деревушке Домреми, находившейся на границе Лотарингии и Шампани. Доподлинно неизвестно, кем были её родители, поскольку одни источники утверждают об их беднейшем происхождении, в то время как другие – о вполне зажиточном статусе.

Так же ситуация обстоит и с датой рождения самой Жанетты: церковно-приходская книга содержит запись от 1412 года о рождении девочки, что и считалось долгое время точной датой её появления на свет. Однако 6 января 1904 года, когда Папа Римский Пий X причислял д’Арк к лику святых, он указал 1409/1408 года, тем самым опровергнув предыдущие сведения.

О раннем детстве Жанны практически ничего неизвестно. Сохранились лишь несколько записей в дневниках её родителей о том, что девочка родилась очень слабой и часто болела. В возрасте четырех лет она сильно простудилась и около месяца находилась между жизнью и смертью.

А поскольку на тот момент люди еще не могли готовить сильнодействующие препараты, родителям оставалось лишь молиться за успешное выздоровление ребенка. К счастью, спустя несколько месяцев д’Арк полностью восстановилась от болезни, но скрытной и молчаливой оставалась на протяжении всей своей жизни.

Юность

В тринадцатилетнем возрасте, по заявлениям самой Жанетты, она впервые увидела архангела Михаила. О своих видениях девушка могла рассказать лишь родителям, поскольку подруг она не имела. Но и родные не признавали того, что говорила д’Арк, списывая всё на фантазию Жанны и её стремление «обзавестись хотя бы вымышленными друзьями».

Но спустя несколько месяцев д’Арк вновь заявляет родителям о том, что видела архангела Михаила и двух других женщин (по версии ученых, это были святые Маргарита Антиохийская и Екатерина Александрийская). По словам девушки, явившиеся «гости» рассказали ей о её предназначении: снять осаду города Орлеана, навсегда изгнав захватчиков, и возвести на трон дофина.

Не получив должной поддержки со стороны родственников, Жанна д’Арк отправляется к капитану Роберту де Бондикуру, являвшемся на тот момент управляющим города Вокулёра. Там девушка рассказывает свою историю, но, к сожалению, видит абсолютно идентичную ситуацию: капитан лишь посмеивается над её нездоровой фантазией и отправляет назад, не желая даже выслушивать до конца. Жанетта, раздосадованная подобным отношением к своей персоне, отправляется в родной Домреми, но не сдаётся.

Спустя год ситуация повторяется: она вновь приходит к капитану, утверждая о возможности победы в сражении только в том случае, если он назначит её военачальницей. Решающим становится предсказание д’Арк об исходе так называемой «Селедочной битвы», которая должна пройти в недалеком будущем под стенами города Орлеана.

На этот раз де Бондикур прислушивается к словам девушки и решает разрешить ей участвовать в сражении. Жанетте выдают мужскую одежду (которую, к слову, она после этого начала предпочитать многочисленным платьям, заявляя, что такой образ не только помогает в бою, но и отбивает внимание к её персоне со стороны солдат) и снаряжают вместе с небольшим отрядом. Именно к нему впоследствии присоединяются двое лучших друзей д’Арк: рыцари Бертран де Пуланжи и Жан де Мец.

Участие в сражениях

Как только отряд был полностью снаряжен, Жанетта повела людей за собой. 11 дней они добирались до Шинона, где воинственная женщина планировала заручиться поддержкой дофина. Войдя в город, она заявила правителю о том, что «послана Небом для того, чтобы освободить Орлеан и принести мир и спокойствие», а также потребовала от него поддержки и обеспечение её армией. Но, несмотря на благородные стремления д’Арк, король Карл долго колебался, отдавать ли под её командование своих лучших войнов.

В течение нескольких недель он испытывал Жанну д’Арк: её допрашивали богословы, гонцы выискивали по приказу короля информацию о ней на родине, женщина проходила многочисленные испытания. Но не было найдено ни единого факта, который бы мог опорочить имя д’Арк, после чего действующая армия была всецело передана ей для командования.

С армией молодая военачальница идет к Блуа, где соединяется с другой частью войска. Новость о том, что теперь ими командует «посланница Бога» вызывает в солдатах небывалый моральный подъем. 29 апреля войска под командованием д’Арк проникают в Орлеан. После непродолжительных сражений, в которых действующая армия теряет всего двоих, 4 мая Жанетта освобождает крепость Сен-Лу.

Таким образом, невыполнимая для многочисленных военачальников миссия без особых усилий выполняется женщиной всего за 4 дня. За такие заслуги Жанна д’Арк получает титул «Орлеанской девы», а 8 мая назначается официальным праздником (кстати, он существует и по сей день).

Обвинение и инквизиционный процесс

Осенью того же года, сразу после коронации Карла, Жанна д’Арк, заручившись его поддержкой, начинает наступление на Париж, где на тот момент царят смута и хаос из-за стремления английских военачальников самостоятельно командовать оставшимися войсками. Однако, спустя месяц, король по неизвестным причинам отдаёт приказ на отступление и, вынужденная подчиниться Жанна, оставляет армию в Луаре.

Сразу после этого поступает сообщение о захвате бургундцами города Компьеню, на освобождение которого д’Арк бросается, даже не спросив согласия нового короля. В итоге, удача отворачивается от «Орлеанской девы» и она попадает в плен бургундцев, откуда её уже не может спасти ни король Карл, ни другие влиятельные персоны.

21 февраля 1431 года началось инквизиционное слушание Жанны д’Арк, которую бургундцы, не скрывая своего причастия к процессу, обвиняли в ереси и непослушании существующим церковным канонам. Жанетте приписывали и сношения с дьяволом, и пренебрежение церковными канонами, однако женщина отрицала любые негативные заявления в свой адрес.

Подобное мужественное поведение лишь затягивало решение церкви о сожжении д’Арк, ведь, в этом случае, она стала бы мученицей и, возможно, сподвигла бы народ к восстанию. Именно поэтому церковные служители идут на подлость: д’Арк подводят к «готовящемуся ради неё костру» и, взамен на жизнь, предлагают подписать бумагу с прошением перевести её в церковную тюрьму за тем, что она осознаёт содеянное и хочет искупить вину.

Необученная чтению женщина подписывает бумагу, которую затем заменяют на другую – в которой написано о полном признании Жанеттой всего того, в чем её обвиняли. Таким образом, д’Арк своей собственной рукой подписывает приговор о сожжении, который приводится в иполнение 30 мая 1431 года на площади города Руан.

Посмертное оправдание

В течение 20-ти последующих лет о Жанне д’Арк практически не вспоминали, и лишь к 1452 году король Карл VII, зная о подвигах мужественной девушки, решил выяснить всю правду о громком деле прошлого. Он велел собрать все документы и во всех деталях выяснить суть и ведение процесса над Жанеттой.

Для сбора всей необходимой информации поднимались рукописи церковных книг, опрашивались выжившие свидетели того времени и даже направлялись гонцы в Домреми – на родину «Орлеанской девы». К 1455 году было абсолютно ясно, что в ходе слушания дела д’Арк допускались чудовищные нарушения закона, и сама девушка действительно была невиновной.

Восстановление благородного имени Жанны д’Арк проходило сразу в трёх городах: Орлеане, Париже и Руане. Документы о её якобы причастности к дьяволу и незаконности действий были публично разорваны перед толпой на городской площади (кстати, в числе которых стояли друзья Жанны и её мать). 7 июля 1456 года дело было закрыто, а доброе имя девушки восстановлено. А в 1909 году Папа Римский Пий X объявил Жанну блаженной, после чего состоялась торжественная канонизация.

Жанна Д"Арк - Орлеанская дева, национальная героиня Франции. Она возглавила борьбу французского народа против английских захватчиков.

Зажиточная крестьянская семья д"Арк имела помимо Жанны еще двоих сыновей и двоих дочерей. Жили дружно, свято верили в Бога, пасли скот. Жанна ничем не выделялась из своих братьев и сестер. Она любила часами простаивать в церкви, слушала проповедь священника.

Отстранение Карла VII от власти Жанна восприняла как личное несчастье. Ее отзывчивое сердце вообще было не в состоянии пройти мимо любой несправедливости. Этот божеский дар сострадания развился у крестьянской девушки до одержимости. Однажды она услышала, что архангел Михаил, святые Маргарита и Екатерина призывают именно ее на трудный подвиг во имя отечества. Вначале она рассказала о своих видениях родным, но не была понята.
Явление Богоматери окончательно убедило Жанну в своем высоком предназначении. Вместе с дядей девушка попадает в замок Вокулер, где в это время располагался двор опального короля Карла. Только чудесным можно назвать последующее везение Орлеанской девы. Весь двор и духовенство собрались взглянуть на «небесную посланницу».

Девушка произвела сильное впечатление на придворных своими зажигательными речами. Казалось, ее устами говорили какие-то другие, более влиятельные силы. Однако нерешительный Карл сомневался, справедливо боясь дальнейшего ухудшения своего положения. Собралась комиссия из авторитетных теологов, которая удостоверила, что Жанна вполне добрая католичка, а дамский комитет под предводительством тещи Карла Иоланты Арагонской засвидетельствовал ее девственную чистоту.

Тогда король вручил д"Арк знамя с гербом французского царствующего дома и дал небольшой отряд, в котором находились знаменитые рыцари, а также братья Жанны - Жан и Пьер. Первой победой боевой дружины стала доставка подкрепления и продовольствия в осажденный Орлеан. Удача экспедиции сразу же составила славу Жанне. Под знамена Орлеанской девы стали стягиваться значительные силы со всей страны.

В бою Жанна производила незабываемое впечатление. В блестящих рыцарских доспехах, на вороном коне, с развевающимися белокурыми волосами, со знаменем в руках, абсолютно уверенная в своей безопасности, она увлекала за собой воинов, всегда появляясь там, где войска начинали колебаться.

Карл, двинулся в Реймс, где Жанна предполагала его короновать на французский престол. Все попутные крепости сдавались почти без боя.

Во время торжественного коронования Жанна д"Арк стояла рядом с Карлом.
Она исполнила возложенную на нее божественным Промыслом миссию, и после этого ее энергия словно иссякла. Начались неудачи. При осаде столицы Жанна потерпела первое серьезное поражение и к тому же была ранена. Молва быстро разнесла весть о том, что Орлеанская дева вовсе не столь всесильна, как казалась.

Весной 1430 года девушка попала в плен. Английские власти выдали Орлеанскую деву суду инквизиции, который обвинил ее в колдовстве и пособничестве дьяволу. Будучи не в состоянии уличить Жанну в колдовстве, ее обвинили «в самовольном сношении с небесными силами и ношении мужского костюма», запрещенного соборными постановлениями. Девушка обратилась к папе, но пока от него шел ответ, ее сожгли на костре в Руане 30 мая 1431 года. Ее родственники, братья Жан и Пьер, получили от короля в награду дворянский титул и земли, а имя Жанны стало легендой.

В 1920 году канонизирована католической церковью.

>Биографии известных людей

Краткая биография Жанны д’Арк

Жанна д’Арк - народная героиня Франции, храбро себя проявившая во время Столетней войны; одна из немногих женщин-главнокомандующих войсками. Была рождена 6 января 1412 г. в селении Домреми, в семье крестьян. В народе также известна как Орлеанская дева. Детство Жанны тяжелым, так как в стране шла Столетняя война с Англией. В 13 лет ей причудилось явление архангела Михаила, который уведомил ее, что именно ей дано снять осаду с Орлеана.

В 16 лет она открыто объявила о своей цели капитану города Вокулер, но была осмеяна. Через год она снова обратилась к нему. На этот раз капитан снабдил ее мужской одеждой, дал людей и отправил к королю. На сей раз, у Жанны были не только голословные заявления. Также она смогла с точностью предсказать исход «Селедочной битвы» под Орлеаном. Когда она прибыла к воротам города, народ ее уже ожидал как героиню. Люди поговаривали, что именно «дева» должна спасти их от этой бесчеловечной войны.

Жанна сумела заверить Карла VII в своей мирной миссии, и он дал ей целое войско. Весной 1429 года после ряда сражений, в которых «Орлеанская дева» лично участвовала наравне с мужчинами, осада с города была снята. Жанна стала национальной героиней. За этим случаем последовал ряд побед французов, и люди окончательно убедились, что она была прислана к ним свыше, чтобы спасти. 17 июля 1429 года во время коронации Карла VII она лично держала над ним знамя. Через месяц произошла неудачная попытка освободить от англичан Париж.

Жанна настаивала на продолжении боев, но ее не послушали и французские войска отступили. До весны 1430 года она участвовала в ряде мелких стычек с врагом, а в мае оказалась в английском плену. В январе 1431 года, в возрасте 19 лет, она предстала перед Святой Инквизицией. Обвинив в ереси, ей вынесли пожизненный приговор, а после одного провокационного инцидента, связанного с ношением мужской одежды, сожгли публично на площади Руана. Произошло это в последний день мая 1431 года.

В начала XX века она была причислена к лику святых и до сих пор считается одним из наиболее почитаемых национальных героев. После трагической смерти Жанны король наградил всех ее родственником дворянским титулом и даровал им земли.