Лев николаевич толстой. Лев толстой - воскресение Толстой воскресенье очень краткое содержание

Свой последний роман, "Воскресенье", Толстой писал в течение 10 лет. Произведение стало своеобразным творческим итогом, а также открыло новые перспективы для дальнейшего развития искусства 20 века.

Композиция

Композиция произведения, которое написал Толстой - "Воскресенье" - содержание его основаны на многообразном и последовательном противопоставлении жизни народа и господ. Автор прямо противопоставляет условия существования Дмитрия Нехлюдова и Катюши Масловой. За каждым элементом одежды героя, обстановки, предметом быта встает представление о чужом труде, которым они были добыты, что отмечает в своем произведении Л.Н. Толстой ("Воскресенье"). Краткое описание этих и других бытовых предметов автор приводит, таким образом, совсем не случайно.

Нехлюдов завершает галерею образов, созданных Толстым на протяжении всего его творчества. Однако теперь герой полностью отходит от своей среды, общества, осознавая со временем неестественность, ненормальность, жестокость окружающего мира. Встреча с Катюшей Масловой пробуждает чувство раскаяния, стремление загладить вину. Вся дальнейшая его жизнь и действия оказываются соотнесены с мирами народа и господ - двумя противоположными полюсами.

Особенности повествования

Роман "Воскресенье" Толстой написал в своеобразной манере. Повествование полностью лишено эпического спокойствия. Антипатии и симпатии выражены открыто и четко. Что позволяет говорить о некотором возврате к манере повествования "Войны и мира". Слышится неподкупный и суровый голос автора-судьи, который обвиняет не конкретных представителей общества, но весь мир, искалечивший людские души и пытающийся также изуродовать природу.

Это был последний роман, который создал Л.Н. Толстой. "Воскресенье", краткое содержание по главам которого приводится в статье, построено совсем не на любовном сюжете, как может на первый взгляд показаться. Произведение определяется социальной, общественной проблематикой. Обзорный, панорамный принцип повествования захватывает различные области жизни. Складывается впечатление о тесной связи всех лиц и событий, которые отвечают за все, что происходит в мире, друг перед другом. Этот принцип будет использоваться и в последующих произведениях Толстого.

Книга 1

Роман "Воскресенье" Толстой начинает следующими событиями. Одним весенним днем, 28 апреля, в один из 1890-х годов надзиратель в московской тюрьме отпирает замок в камеру и зовет: "Маслова, на суд!"

Предыстория героини

Во второй главе рассказывается история этой заключенной. У арестантки Масловой жизнь была самая обыкновенная. Она рождена незамужней дворовой девушкой от проезжего цыгана в деревне у двух сестер-помещиц. Когда мать заболела и скончалась, Катюше было всего три года. Ее взяли к себе старые барышни в качестве горничной и воспитанницы. Когда Катюше исполнилось 16 лет, к ним в деревню приехал богатый князь, племянник сестер, еще невинный юноша, студент - Нехлюдов. Девушка, не смея даже себе признаться в этом, в него влюбилась.

И это только начало событий романа, который написал Толстой - "Воскресенье". Краткое содержание их следующее. По прошествии нескольких лет Нехлюдов, будучи уже произведен в офицеры и развращен службой в армии, заехал к помещицам по дороге на войну и пробыл в их доме 4 дня. Накануне отъезда он соблазнил Катюшу и уехал, сунув ей бумажку в сто рублей. По истечении пяти месяцев после его отъезда девушка узнала точно, что беременна. Она попросила расчет, наговорив сестрам грубостей, в которых после сама раскаивалась, и они вынуждены были ее отпустить. Катюша поселилась в этой же деревне у вдовы-повитухи, которая продавала вино. Роды прошли легко. Однако повитуха заразила героиню от больной деревенской женщины, и мальчика, ее ребенка, решили отправить в воспитательный дом, где он сразу же после приезда скончался.

На этом предысторию главной героини романа не заканчивает описывать Лев Толстой. "Воскресение", краткое содержание которого мы рассматриваем, продолжается следующими событиями.

Маслову, сменившую уже нескольких покровителей к тому времени, разыскала сыщица, доставляющая девушек в дома терпимости. С согласия Катюши она отвезла ее в популярный в ту пору дом Китаевой. В острог ее посадили на седьмом году работы в этом заведении, а теперь вместе с воровками и убийцами ведут на суд.

Встреча Нехлюдова с Масловой

Дмитрий Иванович Нехлюдов, князь, тот самый племянник помещиц, в это время, лежа в постели утром, вспоминает события вчерашнего вечера у знаменитых и богатых Корчагиных, на дочери которых, как планировалось и предполагалось, он должен в скором времени жениться. Немного позже, выпив кофе, он подъезжает к судебному подъезду и, надев пенсне, в качестве присяжного заседателя разглядывает находящихся в помещении подсудимых, которые обвиняются в отравлении одного купца с целью ограбления. Вдруг взгляд его останавливается на одной девушке. "Не может быть", - говорит Нехлюдов себе. Черные глаза, которые на него смотрят, напоминают герою что-то черное и страшное. Это она, Катюша, которую он увидел впервые, еще будучи студентом третьего курса, когда, готовя сочинение о земельной собственности, провел лето у своих тетушек. Это та самая девушка, в которую он некогда был влюблен, а затем в чаду безумия соблазнил, бросил и никогда больше не вспоминал, поскольку воспоминание обличало гордящегося своей порядочностью юношу. Но он еще не хочет покориться возникшему в нем чувству раскаяния. События представляются лишь неприятной случайностью, которая не может нарушить счастливой сегодняшней жизни.

Суд

Однако суд продолжается, присяжные должны огласить свое решение, повествует Толстой. "Воскресенье", краткое содержание которого вы читаете, продолжается следующим образом. Маслова, невиновная в том, в чем ее подозревали, была признана таковой, так же как и ее товарищи, хотя и с определенными оговорками. Но даже сам председатель удивлен тем, что, оговорив условие "без умысла ограбления", присяжные забывают огласить и другое - "без намерения лишить жизни". По их решению выходит, что Маслова не воровала и не грабила, но тем не менее отравила без всякой видимой цели купца. Ее в результате этой грубой приговаривают к работам на каторге. Описанию судебного процесса посвящены главы с 9 по 11, а также с 19 по 24 первой книги (Лев Толстой, "Воскресение").

Нехлюдову гадко и стыдно, после того как он возвратился домой от своей богатой невесты Мисси Корчагиной (которой очень хочется выйти замуж, а Нехлюдов - подходящая партия), и его воображение очень ясно и живо рисует арестантку с косящими черными глазами. Казавшаяся недавно такой неизбежной и близкой женитьба на Мисси теперь представляется герою абсолютно невозможной. Нехлюдов просит в молитве помочь Господа, и живший в нем Бог просыпается в его сознании. Он ощущает себя способным на все самое лучшее, что только может сделать человек. Особенно герою нравится мысль пожертвовать всем ради своего нравственного удовлетворения и жениться на Масловой.

Свидания с Масловой

Продолжим рассказывать о романе, который написал Толстой - "Воскресенье". Краткое содержание его следующее. Молодой человек добивается свидания с подсудимой и как заученный урок, без интонации говорит ей о том, что хотел бы искупить свой грех и добиться ее прощения. Катюша удивляется: "Что было, то прошло". Герой же ожидает, что, узнав о его раскаянии и намерении служить ей, Маслова умилится и обрадуется. К своему ужасу, он замечает, что прежней Катюши нет, а есть лишь одна только проститутка Маслова. Его пугает и удивляет, что она не только не стыдится своего нынешнего положения проститутки (тогда как положение заключенной кажется ей унизительным), но даже гордится им как полезной и важной деятельностью, ведь ее услуги нужны стольким мужчинам.

В следующий раз, застав ее пьяной при визите в тюрьму, герой сообщает, что, несмотря ни на что, чувствует себя обязанным жениться на ней, чтобы делом искупить свою вину. Катюша отвечает: "Повешусь скорее". Так, в 48 главе первой книги романа, который написал Лев Толстой - "Воскресение", Маслова отказывается выйти замуж. Но Нехлюдов решает служить ей и начинает хлопотать за исправление ошибки и помилование. Он даже отказывается отныне быть поскольку считает суд делом безнравственным и бесполезным. Чувство радости и торжественности нравственного обновления пропадает. Он решает, что не бросит Маслову, не изменит решения жениться на ней, если она сама захочет, однако это ему мучительно и тяжело.

Книга 2

Продолжаем рассказывать о произведении, которое написал Лев Толстой - "Воскресение". Краткое содержание его включает в себя также вторую книгу. События, о которых в ней рассказано, следующие. Нехлюдов отправляется в Петербург, где в сенате будет рассматриваться дело Масловой. В случае неудачи предполагается по совету адвоката подать прошение на имя государя. Если же и это не сработает, необходимо готовиться к поездке в Сибирь за Масловой. Поэтому герой отправляется по принадлежащим ему деревням, чтобы урегулировать отношения с мужиками. Это было не отмененное в 1861 году живое рабство. Не конкретных лиц, а общее рабство малоземельных и безземельных крестьян по отношению к крупным землевладельцам. Нехлюдов понимает, как это жестоко и несправедливо. Еще являясь студентом, он отдал крестьянам землю отца, считая обладание ею столь же тяжким грехом, каким ранее было владение крепостными. Однако наследство, оставленное матерью, вновь поднимает вопрос собственности. Несмотря на предстоящую поездку в Сибирь, для которой нужны деньги, он решает в ущерб себе отдать в аренду за небольшую плату землю крестьянам, дав им возможность не зависеть от землевладельцев вообще. Однако герой видит, что крестьяне ожидают большего, несмотря на благодарственные слова. Он недоволен собой. Чем именно, сказать не может, но Нехлюдову почему-то все время стыдно и грустно.

Петербург

Рассматриваем дальше краткое содержание. "Воскресение" Толстого продолжается следующим образом. После поездки в деревню Нехлюдов испытывает отвращение к среде, в которой жил до сих пор, допускающей страдания миллионов для удовольствия и удобства нескольких людей. В Петербурге к заботе о Масловой добавляются и хлопоты за некоторых других политических, а также сектантов, которых хотят сослать на Кавказ за то, что они неправильно толковали Евангелие. Однажды после многочисленных визитов Нехлюдов просыпается с чувством, как будто совершает какую-то гадость. Его начинают преследовать мысли о том, что нынешние намерения: отдача земли крестьянам, женитьба на Катюше - неосуществимые мечты, неестественные, искусственные, а жить следует так, как было всегда. Однако герой осознает, что теперешняя жизнь для него единственно возможная, а возвращение к старому означает смерть. По прибытии в Москву он передает Масловой решение сената и сообщает о необходимости подготовки к отправлению в Сибирь. Сам герой направляется за ней следом. Вторая книга завершена, так заканчивается ее краткое содержание. "Воскресение" Толстого продолжает третья книга.

Книга 3

Уже около пяти тысяч верст прошла партия, с которой идет заключенная. Часть пути она проходит с уголовными, но Нехлюдов добивается перемещения к политическим, которые лучше поселяются, питаются и подвергаются меньшим грубостям. Такой перевод улучшает положение Катюши еще и тем, что прекращаются приставания к ней мужчин и наконец появляется возможность забыть о прошлом, о котором ей постоянно напоминали.

Двое политических идут рядом с ней: Марья Щетинина, хорошая женщина, а также Владимир Симонсон, сосланный в Якутскую область. Истории этого героя посвящена четвертая глава третьей книги (Толстой, "Воскресенье"). Нынешняя жизнь после роскошной, развратной и изнеженной, которую вела Катюша в последние годы в городе, несмотря на тяжелые условия, кажется ей лучше. При хорошей пище переходы физически укрепляют ее, а общение с товарищами открывает новые интересы в жизни. Таких чудесных людей она не могла себе даже представить.

Новая любовь Масловой

Катюшу любит Владимир Симонсон, и она благодаря женскому чутью скоро догадывается об этом. Сознание, что она способна вызвать любовь в столь необыкновенном человеке, поднимает героиню в собственном мнении, заставляет ее стремиться быть лучше. Симонсон любит ее такой, какая она есть, просто так, в отличие от Нехлюдова, предлагающего брак по великодушию. Когда последний приносит весть о выхлопотанном им помиловании, она решает остаться там, где будет Владимир Иванович Симонсон. Решение Масловой описано в 25 главе 3 "Воскресенье").

Нехлюдов, ощущая потребность остаться одному и обдумать все произошедшее, приезжает в одну из местных гостиниц и долго ходит по номеру. Он больше не нужен Катюше, дело кончено, но мучает его не это, а все зло, которое он видел за последнее время. Нехлюдов осознает его, оно его терзает, требует деятельности. Однако он не видит возможности не то что победить зло, но даже узнать, как это сделать. Последняя, 28-ая, глава 3 книги (роман "Воскресенье", Толстой Л.Н.) посвящена новой жизни Нехлюдова. Герой садится на диван и достает машинально Евангелие, данное одним проезжим англичанином. Открывается 18 глава от Матфея. С тех пор для Нехлюдова начинается совсем другая жизнь. Чем кончится этот новый для него период, неизвестно, поскольку Лев Толстой нам об этом не рассказал.

Вывод

Прочитав произведение, которое написал Толстой - "Воскресенье", краткое содержание его, можно сделать вывод о том, что необходимо разрушить в корне буржуазный "людоедский" строй и освободить народ путем революции. Однако писатель его не делает, поскольку он не понял и не принял революции. Толстой проповедовал идею насилием. Он хотел устыдить представителей господствующих классов, уговорить их отказаться добровольно от богатства и власти.

Роман "Воскресение" Толстого, краткое содержание которого было представлено в этой статье, заканчивается тем, что автор побуждает князя Нехлюдова искать спасения в Евангелие. Однако все содержание романа призывает к другому выводу - к разрушению порочного строя угнетения и насилия народа и замене его справедливым общественным устройством, при котором все люди будут свободными и равными, исчезнут распри, нищета и войны, станет невозможной эксплуатация одного человека другим.

Очень важны в романе эпиграфы из Евангелий.

Матф. Гл. XVIII. Ст. 21. Тогда Петр приступил к нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?

22. Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до семижды семидесяти раз.

Иоанн. Гл. VIII. Ст. 7 ...кто из вас без греха, первый брось на нее камень.

Весна. На тюремном дворе свежий, живительный аромат полей, принесенный ветром в город. Но в коридоре и камерах — затхлый удручающий тифозный воздух.

Вызывают Катерину Маслову.

Это невысокая и очень полногрудая молодая женщина в сером халате, надетом на белую кофту и на белую юбку. Из-под белой косынки выпущены колечки вьющихся черных волос. Белое лицо, очень черные, блестящие, несколько подпухшие, но очень оживленные глаза, из которых один косил немного.

Маслова была дочь незамужней дворовой женщины, которая рожала каждый год и чувствовала облегчение, когда дети умирали.

Шестой ребенок — девочка, прижитая от цыгана, была здоровенькая, хорошенькая. Старая барышня взяла ее к себе. Так она и выросла при двух старых барышнях — полугорничная, полувоспитанница.

Называли ее — Катюша. «Она шила, убирала комнаты, чистила мелом образа, жарила, молола, подавала кофе, делала мелкие постирушечки и иногда сидела с барышнями и читала им.

За нее сватались, но она ни за кого не хотела идти, чувствуя, что жизнь ее с теми трудовыми людьми, которые сватались за нее, будет трудна ей, избалованной сладостью господской жизни».

Племянник старых барышень соблазнил Катюшу, что не потребовало особых усилий, поскольку она влюбилась в него. На прощание сунул ей сторублевую бумажку и уехал. Через пять месяцев она поняла, что беременна.

Разругавшись с барышнями, Катюша перебралась в город. Там она родила легко, но заразилась родильной горячкой. Ребенок умер. С деньгами Катюша обращаться не умела и вскоре осталась без средств.

Началась череда перемен: работать прачкой Катюша ленилась, в прислугах она подвергалась преследованию мужей, братьев или сыновей хозяек, и потому скатилась, переходя от одного мужчины к другому, на положение проститутки.

Подчинилась медицинскому осмотру и получила желтый билет (удостоверение, заменяющее проститутке паспорт). Ей казалось, что это более высокая ступень, нежели прачка.

Она поступила в публичный дом и стала вести ту жизнь, которая для многих женщин кончается «мучительными болезнями, преждевременной дряхлостью и смертью».

Решающим аргументом было для Масловой то, что ей посулили, будто она сможет заказывать себе любые модные платья.

Так прожила Катюша шесть лет.

Князь Дмитрий Иванович Нехлюдов, тот самый племянник, который соблазнил ее, живет покойной жизнью дворянина. Автор подспудно противопоставляет его душистое мыло, душистое белье, душистое (довольно жирное) тело и даже полученное им «пахучее письмо» затхлости арестантской, где пребывает Маслова.

Нехлюдов — перспективный жених. За ним «охотится» княжна Корчагина, желая выйти за него замуж. Кроме того, у него связь с замужней женщиной.

Нехлюдов нигде не служит, он живет на доходы с имения. Правда, его как дворянина периодически призывают заседать в суде и заниматься другой общественной деятельностью.

В суде присяжных Нехлюдов ощущает свое превосходство над всеми только на основании того, что у него самый модный костюм и самое чистое белье. Ему странно, что не все осознают это превосходство.

В суде присяжных собраны и купцы, и дворяне. И многие из них посещают те «веселые дома», где только шесть месяцев назад «работала» Катюша Маслова.

С делом большинство из них ознакомились поверхностно или вовсе не ознакомились. Даже прокурор что-то спешно выписывает перед самым слушанием.

Катюша своей яркой женственностью, полною грудью, черными глазами и завитками волос привлекает внимание всех мужчин.

Нехлюдов узнал Катюшу, хотя сейчас она зовется «проститутка Любка». Дмитрий «весь был поглощен ужасом перед тем, что могла сделать та Маслова, которую он знал невинной и прелестной девочкой десять лет тому назад».

Катюшу обвиняют в том, что она в сговоре с коридорным гостиницы и его сожительницей с целью ограбления отравила купца и забрала у него деньги и перстень, который позднее пыталась продать.

В том, что она украла деньги, Катюша не признается, а в том, что подсыпала порошок — да.

— Он все не отпускал меня, — помолчав, сказала она. — Измучалась я с ним. Вышла в коридор и говорю Симону Михайловичу: «Хоть бы отпустил меня. Устала». А Симон Михайлович говорит: «Он и нам надоел. Мы хотим ему порошков сонных дать; он заснет, тогда уйдешь». Я говорю: «Хорошо». Я думала, что это не вредный порошок. Он и дал мне бумажку. Я вошла, а он лежал за перегородкой и тотчас велел подать себе коньяку. Я взяла со стола бутылку финь-шампань, налила в два стакана — себе и ему, а в его стакан всыпала порошок и дала ему. Разве я бы дала, кабы знала.

Нехлюдов вспоминает свою жизнь у тетушек: ранний еще до рассвета подъем, купание в реке. Прогулки по полям, чтение и работа над студенческим сочинением... Чистая, насыщенная жизнь!

«В то время Нехлюдов, воспитанный под крылом матери, в девятнадцать лет был вполне невинный юноша. Он мечтал о женщине только как о жене. Все женщины, которые не могли, по его понятию, быть его женой, были для него не женщины, а люди».

Чувство его к Катюше было чистым, поэтическим. Игра в горелки, черные, как мокрая смородина, глаза, поцелуй под кустом белой сирени... Он давал ей читать свои любимые книги — особенно ей нравилось «Затишье» Тургенева.

«Он был уверен, что его чувство к Катюше есть только одно из проявлений наполнявшего тогда все его существо чувства радости жизни, разделяемое этой милой, веселой девочкой...

Тогда он был честный, самоотверженный юноша, готовый отдать себя на всякое доброе дело, — теперь он был развращенный, утонченный эгоист, любящий только свое наслаждение».

С тех пор как Нехлюдов поступил в военную службу, он предался «сумасшествию эгоизма».

Животное начало задушило в нем начало духовное.

В ночь после светлого пасхального Воскресения он зашел к Катюше в девичью и унес на руках к себе. «Воспоминание это жгло его совесть».

На заседании присяжных Нехлюдов более всего волнуется, чтобы Катюша не узнала его. При обсуждении дела присяжные путаются и, желая облегчения участи Катюши, неправильно формулируют свое заключение, забыв дописать «без намерения лишить жизни».

Катюшу приговорили к четырем годам каторги.

Нехлюдов пытается узнать о возможности апелляции, но ему дают понять, что это дело почти безнадежное.

Он посещает дом Корчагиных — и Мисси, которая метит в его невесты, и ее мать кажутся ему безнадежно, отвратительно фальшивыми. Он понимает, что отвращение к ним — это отвращение к самому себе.

Явившись к прокурору с просьбой облегчить судьбу Катюши, Нехлюдов говорит то, чего не нужно бы говорить:

— Я обманул ее и привел в то положение, в котором она теперь. Если бы она не была тем, до чего я ее довел, она и не подверглась бы такому обвинению. Я хочу следовать за нею и... жениться.

Катюша же Маслова вспоминает, как, узнав, что беременна, хотела броситься под поезд, но толчки будущего ребенка остановили ее. Вот только с этой страшной ночи она перестала верить в добро.

Нехлюдов добился свидания. В комнате для свидания было шумно, вольные и заключенные перекликались через две решетки, между которыми ходили надзиратели.

Просить прощения, говорить о главном в такой ситуации довольно сложно. Смотритель соглашается предоставить Нехлюдову и Масловой свидание в отдельном помещении.

При этом свидании Нехлюдов видит, как страшно изменилась Катюша. Она не только примирилась со своим положением проститутки, она даже гордится им.

Мир состоит из мужчин, которые желают ее, — значит, она очень важный в обществе человек.

Нехлюдов приносит Катюше прошение о пересмотре дела, которое она должна подписать. Объявляет он и о своем решении жениться на ней. Катюша на деньги, что получила от содержательницы публичного дома, купила водки, которой поделилась со своими сокамерницами. От этого она раздражена и развязна.

— Ты мной хочешь спастись, — говорит она. — Ты мной в этой жизни услаждался, мной же хочешь и на том свете спастись! Противен ты мне, уйди!

Однако позднее Катюша обещает князю не пить больше вина. Он устраивает ее сиделкой в детское отделение тюремной больницы, где лежат больные дети отбывающих наказание матерей.

Нехлюдов по просьбе Катюши, а потом и по велению собственной души начинает заниматься делами и других заключенных: несправедливо обвиненных, политических, отправленных в тюрьму просто потому, что просрочены паспорта.

На некоторое время отправляется князь в свое имение, где предпринимает решительные шаги к тому, чтобы отдать землю крестьянам.

Приехав в Петербург, он посещает различных влиятельных лиц, ходатайствуя не только о смягчении участи Катюши, но и о других заключенных.

Дело Масловой рассматривается в Сенате, и приговор остается без изменений. Каторга! Нехлюдов видит всю ложь и равнодушие государственного правосудия. Он твердо решает ехать за Катюшей в Сибирь. Иногда ему страшно: а вдруг там, в Сибири, он разуверится в правоте своей?

Возвратившись в Москву, Дмитрий первым делом направляется в тюремную больницу. Ему говорят, что Катюшу выгнали из сиделок и вновь перевели в острог, так как она «завела шашни с фершалом».

— Освобожден ли я теперь именно этим ее поступком? — спросил Дмитрий себя.

«Но как только он задал себе этот вопрос, он тотчас же понял, что, сочтя себя освобожденным и бросив ее, он накажет не ее, чего ему хотелось, а себя, и ему стало страшно».

На самом деле это фельдшер заигрывал с Катюшей, а она оттолкнула его так, что из шкафа с аптечной посудой полетели склянки.

Маслова не стала оправдываться перед князем, она догадывалась, что он ей не поверит.

Нехлюдов улаживает свои дела с землей и крестьянами, в одном имении оставив за собой половину дохода, прощается с сестрой Наташей, которая когда-то так понимала его юношеские мечты о благе, а теперь, будучи замужем за пошлым человеком, стала такой приземленной.

В июльскую жару каторжники отправляются в путь. С некоторыми идут жены и дети. На вокзале один из каторжных умирает от солнечного удара — слишком непривычна была нагрузка на человека, просидевшего полгода или больше в полумраке острога.

Каторжная женщина в вагоне начинает рожать, но никому до этого нет дела — пусть родит, а там посмотрим.

Нехлюдов на вокзале прощается с сестрой и уезжает следующим поездом. Он едет третьим классом (в общем вагоне) вместе с Тарасом — мужем той женщины, которая собирается родить.

Когда в вагон входит большая партия рабочих, Нехлюдов помогает им рассесться и уступает одному из них свое место. Рабочие дивятся странному барину. А Дмитрий вспоминает, как одна пустая и кокетливая знатная женщина говорила по-французски восхищенно о ком-то таком же пустом и бесполезном: «О, это человек большого света!»

И Нехлюдов думает о рабочих: «Настоящие люди большого света — это они!»

«Партия, с которой шла Маслова, прошла около пяти тысяч верст. До Перми Маслова шла по железной дороге и на пароходе с уголовными, и только в этом городе Нехлюдову удалось выхлопотать перемещение ее к политическим...

Переезд до Перми был очень тяжел для Масловой и физически, и нравственно. Физически — от тесноты, нечистоты и отвратительных насекомых, которые не давали покоя, и нравственно — от столь же отвратительных мужчин, которые, так же как насекомые, хотя и переменялись с каждым этапом, везде были одинаково назойливы, прилипчивы и не давали покоя...

Маслова особенно подвергалась этим нападкам и по привлекательности своей наружности, и по известному всем ее прошедшему. Тот решительный отпор, который она давала теперь пристававшим к ней мужчинам, представлялся им оскорблением и вызывал в них против нее еще и озлобление».

«После развратной, роскошной и изнеженной жизни последних шести лет в городе и двух месяцев в остроге с уголовными жизнь теперь с политическими, несмотря на всю тяжесть условий, в которых они находились, казалась Катюше очень хорошей. Переходы от двадцати до тридцати верст пешком при хорошей пище, дневном отдыхе после двух дней ходьбы физически укрепили ее; общение же с новыми товарищами открыло ей такие интересы в жизни, о которых она не имела никакого понятия. Таких чудесных людей, как она говорила, как те, с которыми она шла теперь, она не только не знала, но и не могла себе и представить.

— Вот плакала, что меня присудили, — говорила она. — Да я век должна Бога благодарить. То узнала, чего во всю жизнь не узнала бы.

Она очень легко и без усилия поняла мотивы, руководившие этими людьми, и, как человек из народа, вполне сочувствовала им. Она поняла, что люди эти шли за народ против господ; и то, что люди эти сами были господа и жертвовали своими преимуществами, свободой и жизнью за народ, заставляло ее особенно ценить этих людей и восхищаться ими».

Особенно большое влияние оказывают на Катюшу Мария Павловна, генеральская дочь, которая отказалась от всех привилегий своего сословия ради блага рабочих, и серьезный Симонсон, который полюбил Маслову.

Катюша живо откликается на эту платоническую любовь и старается просто всем помогать и «быть хорошей».

Нехлюдов изыскал возможность проникнуть в барак политических. Там живут все очень дружно, заботятся друг о друге, женщины наводят чистоту, мужчины стараются приобрести продукты. Политические забрали к себе маленькую девочку, чья мать умерла на этапе, и все нежно любят ее — словно дочку.

Симонсон отзывает Нехлюдова в сторону и сообщает ему, что хотел бы жениться на Масловой — он любит ее прежде всего как много страдавшего человека и хочет облегчить ее положение.

Нехлюдов говорит, что решать должна сама Катюша, но брак с Симонсоном для нее — определенно благо. Однако князь ощущает, что предложение Симонсона как бы умаляет его собственный подвиг.

«Если бы она вышла за Симонсона, присутствие его становилось ненужно, и ему нужно было составлять новый план жизни » .

В беседе с Нехлюдовым Катя прячет глаза, говоря, что она, каторжная, не пойдет замуж ни за князя, ни за Симонсона, так как не хочет портить им жизнь.

По приходе этапа в большой сибирский город Нехлюдов заходит на почтамт и там получает письмо: прошение на высочайшее имя удовлетворено и каторжные работы заменяются Катюше поселением. Они с Нехлюдовым могут поселиться вместе.

Перед получением этого письма Нехлюдов был в гостях у генерала и молодая, некрасивая, но милая генеральская дочь показывала ему двух своих детей — и это семейное счастье больно зацепило князя. Женившись на Кате, он никак не мог бы завести детей, учитывая ее прошлое.

Нехлюдов вызывает Катю, чтобы объявить ей о письме.

«Я жить хочу, хочу семью, детей, хочу человеческой жизни», — мелькало у него в голове.

Катя все для себя решила: она будет верной спутницей Симонсона — это особенный человек. Но главное — она хочет освободить Нехлюдова, любя и жалея его.

Нехлюдов читает Евангелие, и такой ясной представляется ему «мысль о том, что единственное и несомненное средство спасения от того ужасного зла, от которого страдают люди, состояло только в том, чтобы люди признавали себя всегда виноватыми перед Богом и потому не способными ни наказывать, ни исправлять других людей. Ему ясно стало теперь, что все то страшное зло, которого он был свидетелем в тюрьмах и острогах, и спокойная самоуверенность тех, которые производили это зло, произошло только оттого, что люди хотели делать невозможное дело: будучи злы, исправлять зло... Ответ, которого он не мог найти, был тот самый, который дал Христос Петру: он состоял в том, чтобы прощать всегда, всех, бесконечное число раз прощать, потому что нет таких людей, которые бы сами не были виновны и потому могли бы наказывать или исправлять...

С этой ночи началась для Нехлюдова совсем новая жизнь не столько потому, что он вступил в новые условия жизни, а потому, что все, что случилось с ним с этих пор, получало для него совсем иное, чем прежде, значение. Чем кончится этот новый период его жизни, покажет будущее».

Особенности повествования

Роман "Воскресенье" Толстой написал в своеобразной манере. Повествование полностью лишено эпического спокойствия. Антипатии и симпатии выражены открыто и четко. Что позволяет говорить о некотором возврате к манере повествования "Войны и мира". Слышится неподкупный и суровый голос автора-судьи, который обвиняет не конкретных представителей общества, но весь мир, искалечивший людские души и пытающийся также изуродовать природу.

Это был последний роман, который создал Л.Н. Толстой. "Воскресенье", краткое содержание по главам которого приводится в статье, построено совсем не на любовном сюжете, как может на первый взгляд показаться. Произведение определяется социальной, общественной проблематикой. Обзорный, панорамный принцип повествования захватывает различные области жизни. Складывается впечатление о тесной связи всех лиц и событий, которые отвечают за все, что происходит в мире, друг перед другом. Этот принцип будет использоваться и в последующих произведениях Толстого.

Книга 1

Роман "Воскресенье" Толстой начинает следующими событиями. Одним весенним днем, 28 апреля, в один из 1890-х годов надзиратель в московской тюрьме отпирает замок в камеру и зовет: "Маслова, на суд!"

Предыстория героини

Во второй главе первой книги рассказывается история этой заключенной. У арестантки Масловой жизнь была самая обыкновенная. Она рождена незамужней дворовой девушкой от проезжего цыгана в деревне у двух сестер-помещиц. Когда мать заболела и скончалась, Катюше было всего три года. Ее взяли к себе старые барышни в качестве горничной и воспитанницы. Когда Катюше исполнилось 16 лет, к ним в деревню приехал богатый князь, племянник сестер, еще невинный юноша, студент - Нехлюдов. Девушка, не смея даже себе признаться в этом, в него влюбилась.

И это только начало событий романа, который написал Толстой - "Воскресенье". Краткое содержание их следующее. По прошествии нескольких лет Нехлюдов, будучи уже произведен в офицеры и развращен службой в армии, заехал к помещицам по дороге на войну и пробыл в их доме 4 дня. Накануне отъезда он соблазнил Катюшу и уехал, сунув ей бумажку в сто рублей. По истечении пяти месяцев после его отъезда девушка узнала точно, что беременна. Она попросила расчет, наговорив сестрам грубостей, в которых после сама раскаивалась, и они вынуждены были ее отпустить. Катюша поселилась в этой же деревне у вдовы-повитухи, которая продавала вино. Роды прошли легко. Однако повитуха заразила героиню родильной горячкой от больной деревенской женщины, и мальчика, ее ребенка, решили отправить в воспитательный дом, где он сразу же после приезда скончался.

На этом предысторию главной героини романа не заканчивает описывать Лев Толстой. "Воскресение", краткое содержание которого мы рассматриваем, продолжается следующими событиями.

Маслову, сменившую уже нескольких покровителей к тому времени, разыскала сыщица, доставляющая девушек в дома терпимости. С согласия Катюши она отвезла ее в популярный в ту пору дом Китаевой. В острог ее посадили на седьмом году работы в этом заведении, а теперь вместе с воровками и убийцами ведут на суд.

Встреча Нехлюдова с Масловой

Дмитрий Иванович Нехлюдов, князь, тот самый племянник помещиц, в это время, лежа в постели утром, вспоминает события вчерашнего вечера у знаменитых и богатых Корчагиных, на дочери которых, как планировалось и предполагалось, он должен в скором времени жениться. Немного позже, выпив кофе, он подъезжает к судебному подъезду и, надев пенсне, в качестве присяжного заседателя разглядывает находящихся в помещении подсудимых, которые обвиняются в отравлении одного купца с целью ограбления. Вдруг взгляд его останавливается на одной девушке. "Не может быть", - говорит Нехлюдов себе. Черные глаза, которые на него смотрят, напоминают герою что-то черное и страшное. Это она, Катюша, которую он увидел впервые, еще будучи студентом третьего курса, когда, готовя сочинение о земельной собственности, провел лето у своих тетушек. Это та самая девушка, в которую он некогда был влюблен, а затем в чаду безумия соблазнил, бросил и никогда больше не вспоминал, поскольку воспоминание обличало гордящегося своей порядочностью юношу. Но он еще не хочет покориться возникшему в нем чувству раскаяния. События представляются лишь неприятной случайностью, которая не может нарушить счастливой сегодняшней жизни.

Суд

Однако суд продолжается, присяжные должны огласить свое решение, повествует Толстой. "Воскресенье", краткое содержание которого вы читаете, продолжается следующим образом. Маслова, невиновная в том, в чем ее подозревали, была признана таковой, так же как и ее товарищи, хотя и с определенными оговорками. Но даже сам председатель удивлен тем, что, оговорив условие "без умысла ограбления", присяжные забывают огласить и другое - "без намерения лишить жизни". По их решению выходит, что Маслова не воровала и не грабила, но тем не менее отравила без всякой видимой цели купца. Ее в результате этой грубой судебной ошибки приговаривают к работам на каторге. Описанию судебного процесса посвящены главы с 9 по 11, а также с 19 по 24 первой книги (Лев Толстой, "Воскресение").

Нехлюдову гадко и стыдно, после того как он возвратился домой от своей богатой невесты Мисси Корчагиной (которой очень хочется выйти замуж, а Нехлюдов - подходящая партия), и его воображение очень ясно и живо рисует арестантку с косящими черными глазами. Казавшаяся недавно такой неизбежной и близкой женитьба на Мисси теперь представляется герою абсолютно невозможной. Нехлюдов просит в молитве помочь Господа, и живший в нем Бог просыпается в его сознании. Он ощущает себя способным на все самое лучшее, что только может сделать человек. Особенно герою нравится мысль пожертвовать всем ради своего нравственного удовлетворения и жениться на Масловой.

Свидания с Масловой

Продолжим рассказывать о романе, который написал Толстой - "Воскресенье". Краткое содержание его следующее. Молодой человек добивается свидания с подсудимой и как заученный урок, без интонации говорит ей о том, что хотел бы искупить свой грех и добиться ее прощения. Катюша удивляется: "Что было, то прошло". Герой же ожидает, что, узнав о его раскаянии и намерении служить ей, Маслова умилится и обрадуется. К своему ужасу, он замечает, что прежней Катюши нет, а есть лишь одна только проститутка Маслова. Его пугает и удивляет, что она не только не стыдится своего нынешнего положения проститутки (тогда как положение заключенной кажется ей унизительным), но даже гордится им как полезной и важной деятельностью, ведь ее услуги нужны стольким мужчинам.

В следующий раз, застав ее пьяной при визите в тюрьму, герой сообщает, что, несмотря ни на что, чувствует себя обязанным жениться на ней, чтобы делом искупить свою вину. Катюша отвечает: "Повешусь скорее". Так, в 48 главе первой книги романа, который написал Лев Толстой - "Воскресение", Маслова отказывается выйти замуж. Но Нехлюдов решает служить ей и начинает хлопотать за исправление ошибки и помилование. Он даже отказывается отныне быть присяжным заседателем, поскольку считает суд делом безнравственным и бесполезным. Чувство радости и торжественности нравственного обновления пропадает. Он решает, что не бросит Маслову, не изменит решения жениться на ней, если она сама захочет, однако это ему мучительно и тяжело.

Книга 2

Продолжаем рассказывать о произведении, которое написал Лев Толстой - "Воскресение". Краткое содержание его включает в себя также вторую книгу. События, о которых в ней рассказано, следующие. Нехлюдов отправляется в Петербург, где в сенате будет рассматриваться дело Масловой. В случае неудачи предполагается по совету адвоката подать прошение на имя государя. Если же и это не сработает, необходимо готовиться к поездке в Сибирь за Масловой. Поэтому герой отправляется по принадлежащим ему деревням, чтобы урегулировать отношения с мужиками. Это было не отмененное в 1861 году живое рабство. Не конкретных лиц, а общее рабство малоземельных и безземельных крестьян по отношению к крупным землевладельцам. Нехлюдов понимает, как это жестоко и несправедливо. Еще являясь студентом, он отдал крестьянам землю отца, считая обладание ею столь же тяжким грехом, каким ранее было владение крепостными. Однако наследство, оставленное матерью, вновь поднимает вопрос собственности. Несмотря на предстоящую поездку в Сибирь, для которой нужны деньги, он решает в ущерб себе отдать в аренду за небольшую плату землю крестьянам, дав им возможность не зависеть от землевладельцев вообще. Однако герой видит, что крестьяне ожидают большего, несмотря на благодарственные слова. Он недоволен собой. Чем именно, сказать не может, но Нехлюдову почему-то все время стыдно и грустно.

Петербург

Рассматриваем дальше краткое содержание. "Воскресение" Толстого продолжается следующим образом. После поездки в деревню Нехлюдов испытывает отвращение к среде, в которой жил до сих пор, допускающей страдания миллионов для удовольствия и удобства нескольких людей. В Петербурге к заботе о Масловой добавляются и хлопоты за некоторых других политических, а также сектантов, которых хотят сослать на Кавказ за то, что они неправильно толковали Евангелие. Однажды после многочисленных визитов Нехлюдов просыпается с чувством, как будто совершает какую-то гадость. Его начинают преследовать мысли о том, что нынешние намерения: отдача земли крестьянам, женитьба на Катюше - неосуществимые мечты, неестественные, искусственные, а жить следует так, как было всегда. Однако герой осознает, что теперешняя жизнь для него единственно возможная, а возвращение к старому означает смерть. По прибытии в Москву он передает Масловой решение сената и сообщает о необходимости подготовки к отправлению в Сибирь. Сам герой направляется за ней следом. Вторая книга завершена, так заканчивается ее краткое содержание. "Воскресение" Толстого продолжает третья книга.

Книга 3

Уже около пяти тысяч верст прошла партия, с которой идет заключенная. Часть пути она проходит с уголовными, но Нехлюдов добивается перемещения к политическим, которые лучше поселяются, питаются и подвергаются меньшим грубостям. Такой перевод улучшает положение Катюши еще и тем, что прекращаются приставания к ней мужчин и наконец появляется возможность забыть о прошлом, о котором ей постоянно напоминали.

Двое политических идут рядом с ней: Марья Щетинина, хорошая женщина, а также Владимир Симонсон, сосланный в Якутскую область. Истории этого героя посвящена четвертая глава третьей книги (Толстой, "Воскресенье"). Нынешняя жизнь после роскошной, развратной и изнеженной, которую вела Катюша в последние годы в городе, несмотря на тяжелые условия, кажется ей лучше. При хорошей пище переходы физически укрепляют ее, а общение с товарищами открывает новые интересы в жизни. Таких чудесных людей она не могла себе даже представить.

Новая любовь Масловой

Катюшу любит Владимир Симонсон, и она благодаря женскому чутью скоро догадывается об этом. Сознание, что она способна вызвать любовь в столь необыкновенном человеке, поднимает героиню в собственном мнении, заставляет ее стремиться быть лучше. Симонсон любит ее такой, какая она есть, просто так, в отличие от Нехлюдова, предлагающего брак по великодушию. Когда последний приносит весть о выхлопотанном им помиловании, она решает остаться там, где будет Владимир Иванович Симонсон. Решение Масловой описано в 25 главе 3 книги (Толстой, "Воскресенье").

Нехлюдов, ощущая потребность остаться одному и обдумать все произошедшее, приезжает в одну из местных гостиниц и долго ходит по номеру. Он больше не нужен Катюше, дело кончено, но мучает его не это, а все зло, которое он видел за последнее время. Нехлюдов осознает его, оно его терзает, требует деятельности. Однако он не видит возможности не то что победить зло, но даже узнать, как это сделать. Последняя, 28-ая, глава 3 книги (роман "Воскресенье", Толстой Л.Н.) посвящена новой жизни Нехлюдова. Герой садится на диван и достает машинально Евангелие, данное одним проезжим англичанином. Открывается 18 глава от Матфея. С тех пор для Нехлюдова начинается совсем другая жизнь. Чем кончится этот новый для него период, неизвестно, поскольку Лев Толстой нам об этом не рассказал.

Вывод

Прочитав произведение, которое написал Толстой - "Воскресенье", краткое содержание его, можно сделать вывод о том, что необходимо разрушить в корне буржуазный "людоедский" строй и освободить народ путем революции. Однако писатель его не делает, поскольку он не понял и не принял революции. Толстой проповедовал идею непротивления злу насилием. Он хотел устыдить представителей господствующих классов, уговорить их отказаться добровольно от богатства и власти.

Роман "Воскресение" Толстого, краткое содержание которого было представлено в этой статье, заканчивается тем, что автор побуждает князя Нехлюдова искать спасения в Евангелие. Однако все содержание романа призывает к другому выводу - к разрушению порочного строя угнетения и насилия народа и замене его справедливым общественным устройством, при котором все люди будут свободными и равными, исчезнут распри, нищета и войны, станет невозможной эксплуатация одного человека другим.

Лев Николаевич Толстой

ВОСКРЕСЕНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Матф. Гл. XVIII. Ст. 21. Тогда Петр приступил к нему и сказал: господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?

22. Иисус говорит ему не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз.


Матф. Гл. VII. Ст. 3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?


Иоанн. Гл. VIII. Ст. 7 …кто из вас без греха, первый брось на нее камень.


Лука. Гл. VI. Ст. 40 Ученик не бывает выше своего учителя; но и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.

Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, - весна была весною даже и в городе.

Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли ее, не только на газонах бульваров, но и между плитами камней, и березы, тополи, черемуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнезда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем. Веселы были и растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди - большие, взрослые люди - не переставали обманывать и мучать себя и друг друга. Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира божия, данная для блага всех существ, - красота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, что они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом.

Так, в конторе губернской тюрьмы считалось священным и важным не то, что всем животным и людям даны умиление и радость весны, а считалось священным и важным то, что накануне получена была за номером с печатью и заголовком бумага о том, чтобы к девяти часам утра были доставлены в нынешний день, 28-го апреля, три содержащиеся в тюрьме подследственные арестанта - две женщины и один мужчина. Одна из этих женщин, как самая важная преступница, должна была быть доставлена отдельно. И вот, на основании этого предписания, 28-го апреля в темный вонючий коридор женского отделения, в восемь часов утра, вошел старший надзиратель. Вслед за ним вошла в коридор женщина с измученным лицом и вьющимися седыми волосами, одетая в кофту с рукавами, обшитыми галунами, и подпоясанную поясом с синим кантом. Это была надзирательница.

Вам Маслову? - спросила она, подходя с дежурным надзирателем к одной из дверей камер, отворявшихся в коридор.

Надзиратель, гремя железом, отпер замок и, растворив дверь камеры, из которой хлынул еще более вонючий, чем в коридоре, воздух, крикнул:

Маслова, в суд! - и опять притворил дверь, дожидаясь.

Даже на тюремном дворе был свежий, живительный воздух полей, принесенный ветром в город. Но в коридоре был удручающий тифозный воздух, пропитанный запахом испражнений, дегтя и гнили, который тотчас же приводил в уныние и грусть всякого вновь приходившего человека. Это испытала на себе, несмотря на привычку к дурному воздуху, пришедшая со двора надзирательница.

Она вдруг, входя в коридор, почувствовала усталость, и ей захотелось спать.

Живей, что ль, поворачивайся там, Маслова, говорю! - крикнул старший надзиратель в дверь камеры.

Минуты через две из двери бодрым шагом вышла, быстро повернулась и стала подле надзирателя невысокая и очень полногрудая молодая женщина в сером халате, надетом на белую кофту и на белую юбку. На ногах женщины были полотняные чулки, на чулках - острожные коты, голова была повязана белой косынкой, из-под которой, очевидно умышленно, были выпущены колечки вьющихся черных волос. Все лицо женщины было той особенной белизны, которая бывает на лицах людей, проведших долгое время взаперти, и которая напоминает ростки картофеля в подвале. Такие же были и небольшие широкие руки и белая полная шея, видневшаяся из-за большого воротника халата. В лице этом поражали, особенно на матовой бледности лица, очень черные, блестящие, несколько подпухшие, но очень оживленные глаза, из которых один косил немного. Она держалась очень прямо, выставляя полную грудь. Выйдя в коридор, она, немного закинув голову, посмотрела прямо в глаза надзирателю и остановилась в готовности исполнить все то, что от нее потребуют. Надзиратель хотел уже запереть дверь, когда оттуда высунулось бледное, строгое, морщинистое лицо простоволосой седой старухи. Старуха начала что-то говорить Масловой. Но надзиратель надавил дверь на голову старухи, и голова исчезла. В камере захохотал женский голос. Маслова тоже улыбнулась и повернулась к зарешетенному маленькому оконцу в двери. Старуха с той стороны прильнула к оконцу и хриплым голосом проговорила:

Пуще всего - лишнего не высказывай, стой на одном, и шабаш.

Да уж одно бы что, хуже не будет, - сказала Маслова, тряхнув головой.

Известно, одно, а не два, - сказал старший надзиратель с начальственной уверенностью в собственном остроумии. - За мной, марш!

Видневшийся в оконце глаз старухи исчез, а Маслова вышла на середину коридора и быстрыми мелкими шагами пошла вслед за старшим надзирателем. Они спустились вниз по каменной лестнице, прошли мимо еще более, чем женские, вонючих и шумных камер мужчин, из которых их везде провожали глаза в форточках дверей, и вошли в контору, где уже стояли два конвойных солдата с ружьями. Сидевший там писарь дал одному из солдат пропитанную табачным дымом бумагу и, указав на арестантку, сказал:

Солдат - нижегородский мужик с красным, изрытым оспою лицом - положил бумагу за обшлаг рукава шинели и, улыбаясь, подмигнул товарищу, широкоскулому чувашину, на арестантку. Солдаты с арестанткой спустились с лестницы и пошли к главному выходу.

В двери главного выхода отворилась калитка, и, переступив через порог калитки на двор, солдаты с арестанткой вышли из ограды и пошли городом посередине мощеных улиц.

Извозчики, лавочники, кухарки, рабочие, чиновники останавливались и с любопытством оглядывали арестантку; иные покачивали головами и думали: «Вот до чего доводит дурное, не такое, как наше, поведение». Дети с ужасом смотрели на разбойницу, успокаиваясь только тем, что за ней идут солдаты и она теперь ничего уже не сделает. Один деревенский мужик, продавший уголь и напившийся чаю в трактире, подошел к ней, перекрестился и подал ей копейку.

Матф. Гл. XVIII. Ст. 21. Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? 22. Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз.

Матф. Гл. VII. Ст. 3. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

Иоанн. Гл. VIII. Ст. 7. …кто из вас без греха, первый брось на нее камень.

Лука. Гл. VI. Ст. 40. Ученик не бывает выше своего учителя; но и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его.

Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни дымили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц, – весна была весною даже и в городе. Солнце грело, трава, оживая, росла и зеленела везде, где только не соскребли ее, не только на газонах бульваров, но и между плитами камней, и березы, тополи, черемуха распускали свои клейкие и пахучие листья, липы надували лопавшиеся почки; галки, воробьи и голуби по-весеннему радостно готовили уже гнезда, и мухи жужжали у стен, пригретые солнцем. Веселы были и растения, и птицы, и насекомые, и дети. Но люди – большие, взрослые люди – не переставали обманывать и мучать себя и друг друга. Люди считали, что священно и важно не это весеннее утро, не эта красота мира Божия, данная для блага всех существ, – красота, располагающая к миру, согласию и любви, а священно и важно то, чтó они сами выдумали, чтобы властвовать друг над другом.

Так, в конторе губернской тюрьмы считалось священным и важным не то, что всем животным и людям даны умиление и радость весны, а считалось священным и важным то, что накануне получена была за номером с печатью и заголовком бумага о том, чтобы к девяти часам утра были доставлены в нынешний день, 28-го апреля, три содержащиеся в тюрьме подследственные арестанта – две женщины и один мужчина. Одна из этих женщин, как самая важная преступница, должна была быть доставлена отдельно. И вот, на основании этого предписания, 28-го апреля в темный вонючий коридор женского отделения, в восемь часов утра, вошел старший надзиратель. Вслед за ним вошла в коридор женщина с измученным лицом и вьющимися седыми волосами, одетая в кофту с рукавами, обшитыми галунами, и подпоясанную поясом с синим кантом. Это была надзирательница.

– Вам Маслову? – спросила она, подходя с дежурным надзирателем к одной из дверей камер, отворявшихся в коридор.

Надзиратель, гремя железом, отпер замок и, растворив дверь камеры, из которой хлынул еще более вонючий, чем в коридоре, воздух, крикнул:

– Маслова, в суд! – и опять притворил дверь, дожидаясь.

Даже на тюремном дворе был свежий, живительный воздух полей, принесенный ветром в город. Но в коридоре был удручающий тифозный воздух, пропитанный запахом испражнений, дегтя и гнили, который тотчас же приводил в уныние и грусть всякого вновь приходившего человека. Это испытала на себе, несмотря на привычку к дурному воздуху, пришедшая со двора надзирательница. Она вдруг, входя в коридор, почувствовала усталость, и ей захотелось спать.

– Живей, что ль, поворачивайся там, Маслова, говорю! – крикнул старший надзиратель в дверь камеры.

Минуты через две из двери бодрым шагом вышла, быстро повернулась и стала подле надзирателя невысокая и очень полногрудая молодая женщина в сером халате, надетом на белую кофту и на белую юбку. На ногах женщины были полотняные чулки, на чулках – острожные коты, голова была повязана белой косынкой, из-под которой, очевидно умышленно, были выпущены колечки вьющихся черных волос. Все лицо женщины было той особенной белизны, которая бывает на лицах людей, проведших долгое время взаперти, и которая напоминает ростки картофеля в подвале. Такие же были и небольшие широкие руки и белая полная шея, видневшаяся из-за большого воротника халата. В лице этом поражали, особенно на матовой бледности лица, очень черные, блестящие, несколько подпухшие, но очень оживленные глаза, из которых один косил немного. Она держалась очень прямо, выставляя полную грудь. Выйдя в коридор, она, немного закинув голову, посмотрела прямо в глаза надзирателю и остановилась в готовности исполнить все то, что от нее потребуют. Надзиратель хотел уже запереть дверь, когда оттуда высунулось бледное, строгое, морщинистое лицо простоволосой седой старухи. Старуха начала что-то говорить Масловой. Но надзиратель надавил дверь на голову старухи, и голова исчезла. В камере захохотал женский голос. Маслова тоже улыбнулась и повернулась к зарешетенному маленькому оконцу в двери. Старуха с той стороны прильнула к оконцу и хриплым голосом проговорила:

– Пуще всего – лишнего не высказывай, стой на одном, и шабаш.

– Да уж одно бы что, хуже не будет, – сказала Маслова, тряхнув головой.

– Известно, одно, а не два, – сказал старший надзиратель с начальственной уверенностью в собственном остроумии. – За мной, марш!

Видневшийся в оконце глаз старухи исчез, а Маслова вышла на середину коридора и быстрыми мелкими шагами пошла вслед за старшим надзирателем. Они спустились вниз по каменной лестнице, прошли мимо еще более, чем женские, вонючих и шумных камер мужчин, из которых их везде провожали глаза в форточках дверей, и вошли в контору, где уже стояли два конвойных солдата с ружьями. Сидевший там писарь дал одному из солдат пропитанную табачным дымом бумагу и, указав на арестантку, сказал:

Солдат – нижегородский мужик с красным, изрытым оспою лицом – положил бумагу за обшлаг рукава шинели и, улыбаясь, подмигнул товарищу, широкоскулому чувашину, на арестантку. Солдаты с арестанткой спустились с лестницы и пошли к главному выходу.

В двери главного выхода отворилась калитка, и, переступив через порог калитки на двор, солдаты с арестанткой вышли из ограды и пошли городом посередине мощеных улиц.

Извозчики, лавочники, кухарки, рабочие, чиновники останавливались и с любопытством оглядывали арестантку; иные покачивали головами и думали: «Вот до чего доводит дурное, не такое, как наше, поведение». Дети с ужасом смотрели на разбойницу, успокаиваясь только тем, что за ней идут солдаты, и она теперь ничего уже не сделает. Один деревенский мужик, продавший уголь и напившийся чаю в трактире, подошел к ней, перекрестился и подал ей копейку. Арестантка покраснела, наклонила голову и что-то проговорила.

Чувствуя направленные на себя взгляды, арестантка незаметно, не поворачивая головы, косилась на тех, кто смотрел на нее, и это обращенное на нее внимание веселило ее. Веселил ее тоже чистый, сравнительно с острогом, весенний воздух, но больно было ступать по камням отвыкшими от ходьбы и обутыми в неуклюжие арестантские коты ногами, и она смотрела себе под ноги и старалась ступать как можно легче. Проходя мимо мучной лавки, перед которой ходили, перекачиваясь, никем не обижаемые голуби, арестантка чуть не задела ногою одного сизяка; голубь вспорхнул и, трепеща крыльями, пролетел мимо самого уха арестантки, обдав ее ветром. Арестантка улыбнулась и потом тяжело вздохнула, вспомнив свое положение.

История арестантки Масловой была очень обыкновенная история. Маслова была дочь незамужней дворовой женщины, жившей при своей матери-скотнице в деревне у двух сестер-барышень помещиц. Незамужняя женщина эта рожала каждый год, и, как это обыкновенно делается по деревням, ребенка крестили, и потом мать не кормила нежеланно появившегося ненужного и мешавшего работе ребенка, и он скоро умирал от голода.