Мыслительная операция основанная на мысленном объединении. Анализ, синтез, аналогия и другие мыслительные операции. Виды мыслительных операций

Мышление как психическая деятельность, включает ряд операций . К основным мыслительным операциям относят: сравнение , анализ , синтез , абстракцию , конкретизацию и обобщение .

Сравнение – мыслительная операция, в процессе которой происходит установление сходства и различия между явлениями. Для успешности осуществления сравнения субъекту первоначально необходимо выделить существенные стороны, характеристики явления, после чего и происходит их сопоставление. Благодаря сравнению человек глубже постигает своеобразие различных групп объектов.

Анализ – мыслительная операция, характеризующаяся мысленным разложением, расчленением какого-либо сложного явления на составляющие части (элементы). В результате анализа мы имеем возможность глубже изучить характеристики всех составляющих элементов, увидеть характер взаимосвязи между различными элементами (изучить структуру) и тем самым постичь суть всего явления. Мы можем анализировать как явление, непосредственно воздействующее на нас в данный момент времени, так и явление, актуализируемое в психике благодаря памяти и представлению.

Синтез – мыслительная операция, характеризующаяся мысленным воссоединением различных элементов явления. Таким образом, условно синтез можно считать операцией, обратной анализу. Благодаря синтезу у нас формируется целостное представление о явлении с учетом закономерных связей между составляющими его элементами. Нельзя утверждать, что синтез обязательно следует после анализа. В процессе познания часто мы наблюдаем другую ситуацию: человек сначала соединяет различные элементы в целое, формируя целостный образ, а после этого обращается к более детальному анализу элементов.

Абстракция – мыслительная операция, при которой происходит отвлечение от каких-либо свойств или частей предмета (явления) для выделения его наиболее существенных признаков. Следовательно, к абстракции мы обращаемся тогда, когда нам необходимо особо сконцентрироваться на наиболее важных свойствах (частях) изучаемого явления и отвлечься от других. В результате абстракции формируются абстрактные понятия, указывающие на существенные признаки и свойства предмета.

Конкретизация – мыслительная операция, при которой происходит представление единичного предмета или явления во всем многообразии его различных признаков и свойств. Т.е. конкретизация – операция, обратная абстракции. Условно можно сказать, что конкретизация – эти конкретная иллюстрация явления.

Обобщение – мыслительная операция, заключающаяся в объединении предметов или явлений по их существенным признакам и свойствам. С обобщением непосредственно связаны систематизация и классификация, которые иногда также относятся к мыслительным операциям. При классификации на основе общих признаков мы выделяем различные группы явлений, а при систематизации между этими группами устанавливаются связи, позволяющие их рассматривать как систему.


Мыслительные операции выделяются для того, чтобы рассмотреть различные способы решения умственных задач. Но в реальной жизни при решении различных задач мыслительные операции используются не по-отдельности, а в совокупности. При этом сочетание мыслительных задач определяется, с одной стороны, характером стоящей проблемы, а с другой, особенностями познавательной сферы человека.

Решение мыслительных задач . Задача характеризуется тем, что, с одной стороны существуют определенные условия (что дано) и неизвестное, которое необходимо (желаемо) найти. Если человек уже сталкивался с данной задачей, то он может использовать тот вариант решения, который дал нужный результат. Однако в этом случае можно констатировать, что мышление не задействуется. О мышлении мы вправе говорить лишь в случае, если человек имеет перед собой задачу, на которую нет готового ответа. Подобную ситуацию обозначают как проблемную .

Мыслительная задача в каждой проблемной ситуации имеет свою специфику, что отражается и на особенностях ее решения. Виды поиска решения задачи могут быть самыми различными, например:

Поиск посредством систематических проб связан с последовательным перебором всех возможных вариантов решения на каждом этапе;

случайный поиск – не имеющий какой-то строгой системы и логики поиск вариантов решения;

Выборочный поиск – выбор способа решения на данном этапе определяется с учетом результатов решения предыдущих этапов;

Избирательный (селективный) поиск – способ решения задач с использованием новых, творческих подходов.

В качестве основных этапов мыслительного процесса можно выделить следующие:

1. Мотивация (желание решать задачу) – важнейшее условие эффективности мыслительного процесса. Человек, имеющий сильное желание, будет проявлять больше настойчивости, и при прочих равных условиях, у него больше шансов придти к верному решению.

2. Анализ проблемы – всестороннее изучение имеющихся данных, рассмотрение всего, что может быть полезно для решения.

3. Поиск решения – различные попытки нахождения возможных способов решения задачи. На данном этапе могут использоваться виды поиска, рассмотренные выше.

4. Логическое обоснование решения – выбор из нескольких вариантов одного, наиболее логически обоснованного.

5. Реализация решения практическое использование выбранного варианта решения.

6. Проверка найденного решения – оценка правильности или неправильности осуществленного решения.

7. Коррекция решения в случае его неправильности и возврат ко второму этапу.

Это знаменитое выражение, которое высказал французский мыслитель XVI века, полностью отражает особенности протекания умственных процессов человека, нацеленных на решение разных задач и выявляющих, раскрывающих сущность чего-либо. С этой целью используются мыслительные операции. Более подробно рассмотрим их сущность и виды.

Мыслительные операции являются одним из способов при помощи которого человек будет решать те или иные задачи. Они разнообразны: синтез и анализ, абстрагирование, сравнение, конкретизация, классификация, обобщение. Мыслительные операции зависят от тех задач и характера данных, которые подвергаются переработке. Но выбор будет также определяться индивидуальными особенностями человека.

Основные мыслительные операции

Анализ представляет собой интеллектуальное разложение единства на части, либо же выделение из него основных сторон, отношений и действий.

Синтез является обратным процессом. Это объединение свойств, частей, отношений и действий в целое.

Но данные мыслительные процессы являются двумя взаимосвязанными Анализ, как и синтез, может быть как умственным, так и практическим. Они формировались в процессе практической человеческой деятельности, поскольку люди взаимодействуют постоянно с явлениями и предметами. Поэтому, благодаря их практическому освоению, это привело к тому, что появились мыслительные процессы синтеза и анализа.

Сравнение подразумевает установление различий и сходств явлений и предметов. Подобные мыслительные операции основываются на анализе. Поскольку до процесса сравнения необходимо будет выделить ряд признаков, по которым оно и осуществляется.

Оно может быть неполным, односторонним, многосторонним или полным. Сравнение часто производится на разных уровнях - поверхностном или более глубоком. В подобных случаях мыслительная пойдет от признаков различия и сходства к внутренним характеристикам, от видимого аспекта к скрытому, от самого явления к его сущности.

Абстрагирование представляет собой мысленное отвлечение от ряда сторон и признаков конкретного для того, чтобы лучше познать его. В таком случае человек начинает мысленно выделять какой-то признак любого предмета, рассматривая его совершенно изолированно от всех остальных признаков и отвлекаясь временно от них. Благодаря отдельному изучению конкретных признаков при условии одновременного отвлечения от остальных, это поможет человеку понять глубже сущность явлений и вещей. Абстракции помогают человеку оторваться от конкретного, единичного и подняться на самый высокий уровень познания. Речь идет о научно-теоретическом мышлении.

Конкретизация представляет собой процесс, который является обратным абстрагированию и который неразрывно связан с ним. Эта мыслительная операция является возвращением мысли от абстрактного и общего к конкретному для того, чтобы раскрыть содержание.

Одной из самых необходимых и важных мыслительных операций является обобщение. Дело в том, что мысли человека всегда будут нацелены на то, чтобы получить какой-либо результат. Индивид всегда будет анализировать предметы, сравнивая их и абстрагируя отдельные качества и свойства для того, чтобы выявить в них общее и чтобы выявить закономерности, которые управляют их развитием. Это необходимо, чтобы ими овладеть. Следовательно, обобщение занимается выделением в явлениях и предметах того общего, которое выражается в виде закона, понятия, формулы, правила и тому подобное.

Поэтому мыслительные операции необходимо развивать с самого детства.

Для решения задач человек использует множество мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение и др. Без них невозможна познавательная деятельность, обучение, продуктивное мышление в целом. Сегодня мы рассмотрим суть основных мыслительных операций и узнаем, как научить им ребенка.

Виды мыслительных операций

Мыслительные операции или теоретические методы исследования – это один из инструментов мыслительной деятельности, направленной на решение задач. Основной функцией этих операций является осознание сущности процессов, явлений или предметов. Проще говоря, все то, что мы подразумеваем под словом «думать».

Теоретических методов исследования много. Основными являются:

  • Анализ. Разложение целого на части, выделение отдельных признаков, свойств, качеств предметов/явлений.
  • Синтез. Объединение частей в целое на основе смысловых связей предметов/явлений между собой.
  • Сравнение. Сопоставление предметов/явлений друг с другом, нахождение сходств и различий между ними.
  • Обобщение. Объединение различных предметов/явлений в одну группу на основе общих признаков (на основе схожести).
  • Конкретизация. Наполнение какой-то обобщенной схемы частным смыслом (признаками, свойствами).
  • Аналогия. Перенос знаний об одном предмете/явлении на другой (менее изученный или недоступный для изучения).

Данные операции незаменимы в процессе обучения, усвоения новых знаний. Многие из них используются человеком неосознанно и интуитивно. Однако для того, чтобы эффективно применять эти мыслительные операции, необходимо развивать и совершенствовать их уже с младшего школьного возраста.

Анализ

Для младших школьников

  • Назови свойства. Предложите ребенку ряд понятий (яблоко, стол, собака и т.д.) и попросите назвать существенные признаки каждого из них. Например, яблоко круглое, зеленого цвета, растет на дереве. Чем больше свойств назовет школьник, тем лучше. Для усложнения задания можно попросить ребенка выделить определенное количество признаков (не менее пяти, семи, десяти).
  • Раздели по признаку. Ученику предлагается набор различных фигур (маленькие/большие, красные/синие/зеленые/желтые квадраты/круги/треугольники), которые необходимо разделить по определенному признаку: сначала по форме, потом по цвету и, наконец, по размеру.

  • Анализ литературного произведения. Задача школьника – прочитать стихотворение или рассказ и объяснить, как он понимает его смысл, предположить, что хотел сказать автор той или иной частью произведения.
  • Анализ ситуации. Ребенку предлагается ситуация, которую ему необходимо рассмотреть со всех сторон, предложить какое-то решение задачи, возможное развитие событий. Например, обучение в вузе. Может быть платным и бесплатным. Платное обучение стоит 80 000 рублей, для бесплатного нужно набрать не менее 200 баллов ЕГЭ. Для поступления на один факультет нужны русский язык, математика и биология, на другой - математика, русский язык и физика. По физике у ученика пятерка, а по биологии - четверка. И т.д.

ВАЖНО! Школьник должен не просто выдвигать предположения, но еще и объяснять их. Я так думаю, потому что…

Синтез

Для младших школьников

  • Нарисуй недостающую фигуру. Ребенку предлагается несколько фигур, объединенных по какому-то признаку (цвет, форма, размер). В ряду не хватает одного объекта – школьник должен его назвать и дорисовать.
  • Выложи фигуру. Из набора элементов ребенку нужно сложить предмет: квадрат, треугольник, ромб, домик, стул и т.д.

Для школьников среднего и старшего возраста

  • Мозаика. Количество элементов пазла зависит от возраста ребенка: школьникам среднего звена можно предложить мозаику из 50-150 деталей или разноцветную мозаику, из которой на специальной доске можно собирать различные картинки; более старшим детям – масштабные изображения от 150 элементов.
  • Свяжи предметы по смыслу. Школьнику дается два или более понятия, которые ему необходимо связать между собой по смыслу. Например, лужа и радуга. Возможный ход рассуждения: лужа образуется после дождя, радуга появляется, когда солнечные лучи освещают капли влаги в воздухе. Значит, связь между этими понятиями в том, что они появляются благодаря одному явлению – дождю.

Сравнение


Для младших школьников

  • Что общего? Ребенку дается ряд предметов и предлагается найти сходство между ними. Это могут быть фигуры одинаковой формы/цвета/размера, цветы/животные одного вида, похожие люди и др.
  • Чем различаются? Данное задание схоже с предыдущим, только здесь необходимо сказать, в чем отличие предметов. Можно использовать фигуры одного цвета, но разной формы, животных разных видов (кошка и собака) и т.д. Для совсем маленьких детей используются максимально непохожие объекты. Также можно предложить ребенку две картинки на поиск отличий между ними.

Для школьников среднего и старшего возраста

  • Что лишнее? Задача ученика – из набора предметов выделить один, который не похож на остальные, чем-то отличается от них. Чем старше ребенок, тем более схожими между собой должны быть объекты, чтобы различие вычленялось максимально трудно. Легкий пример: стол, стул, кровать, пол, шкаф. Усложненный пример: грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.
  • Сравнение героев. После прочтения литературного произведения или просмотра фильма (нескольких) школьнику предлагается сравнить между собой любых двух (или более) персонажей. Сравнивать можно внешность, характер, поступки героев. Важно, чтобы ученик не просто отмечал, чем схожи/различаются персонажи, но и приводил примеры, объяснял свою точку зрения.

Обобщение

Для младших школьников

  • Подбери картинку. Данное упражнение может выполняться двумя способами. 1. Ребенку дается набор картинок, изображающих различные предметы/явления (стол, шкаф, книга, кукла, чашка, собака, ручка, радуга, яблоко и т.д.). Его задача найти и отложить все изображения предметов определенной группы (мебель: стол, кровать, стул, шкаф). 2. Школьник получает такой же набор картинок, как и в первом варианте, только теперь его задачей будет подобрать изображение предмета, входящего в одну группу с предложенным. Например, предложенный объект – диван, в одну группу с ним входят стул, стол, шкаф, кровать.
  • Назови группу. Задание может выполняться на основе картинок или словесных понятий. Школьнику дается ряд изображений/определений, которые ему необходимо объединить в одну обобщающую группу и назвать ее. Например, клубника, вишня, малина, ежевика. Группа – ягоды.

Для школьников среднего и старшего возраста

  • Назови группу. Это задание выполняется также, что и аналогичное упражнение для детей младшего школьного возраста. Только здесь ученикам даются более сложные понятия. Например, любовь, ненависть, счастье. Группа – чувства.
  • Классификация. Материалом для упражнения может быть текст из учебника биологии, химии, обществознания и т.д. или произвольный набор понятий. В первом случае задача усложняется, так как для начала ученику необходимо вычленить понятия из текста. Далее он объединяет их в различные группы по определенному признаку, который можно обозначить заранее или попросить ребенка выделить самостоятельно.

Конкретизация

Для младших школьников

  • Назови слова. В этом упражнении ученику нужно назвать как можно больше слов, входящих в группу. Например, группа – ягоды, мебель, игрушки и т.д.
  • Ответь на вопрос. Школьник должен как можно более полно ответить на вопросы, касающиеся его знаний, умений, понимания. Например, каких животных ты знаешь, чем они различаются?

Для школьников среднего и старшего возраста

  • Дай определение. Школьнику предлагается ряд понятий, которые необходимо объяснить своими словами, сказать, как он понимает суть того или иного явления. Например, радость, любовь, отрочество и др.
  • Развернутый ответ. В этом упражнении ребенку задаются вопросы, на которые ему нужно ответить наиболее полно. Почему светит солнце? Почему люди не летают? и пр.

Аналогия


Для младших школьников

  • Простые аналогии. Сначала ребенку дается пример, на основе которого и будет выполняться упражнение. Важно удостовериться, что школьнику пример понятен. Задание: лес – дерево (в лесу дерево); луг - ? (а что на лугу?) коза – животное; хлеб - ? и т.д.Задание может быть как в свободной форме (ученик сам придумывает ответ), так и с вариантами ответов.

Для школьников среднего и старшего возраста

  • Сложные аналогии. Упражнение выполняется по такому же принципу, что и «Простые аналогии» для учеников начальной школы. Только пары слов более сложные. Задание: лицо – зеркало; голос - ? шар – круг; куб - ? и т.д.

ПРИМЕЧАНИЕ. Задания на аналогию могут быть абсолютно любыми. Главное условие заключается в том, что они должны строиться на взаимосвязях понятных ребенку. Школьнику дается пример и по аналогии с ним выполняются похожие задания. Например, популярные математические примеры с отношениями: А=С, B=D. A больше B, следовательно C…? (Больше D). Также в эту категорию упражнений можно отнести выполнение действий по образцу.

31. Мыслительные операции

Процесс мышления осуществляется при помощи ряда мыслительных операций: анализа и синтеза, абстракции и конкретизации, классификации, систематизации, сравнения, обобщения.

Анализ – это мысленное разложение объекта на составные части для выделения из целого различных его сторон, свойств, отношений. Путем анализа отбрасываются несущественные связи, данные восприятием.

Синтез – процесс, обратный анализу. Это объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. При этом выявляются существенные связи. Анализ и синтез – две взаимосвязанные логические операции.

Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей. Синтез без анализа также невозможен, поскольку он восстанавливает целое из выделенных анализом частей.

Сравнение – это установление между предметами сходства или различия, равенства или неравенства и т. п. Сравнение основано на анализе. Для того чтобы осуществить эту операцию, требуется сначала выделить один или несколько характерных признаков сравниваемых объектов. Затем по количественным или качественным характеристикам данных признаков производится сравнение. От количества выделенных признаков зависит, будет ли сравнение односторонним, частичным или полным. Сравнение (как анализ и синтез) может быть разных уровней – поверхностное и глубокое. В случае глубокого сравнения мысль человека движется от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого – к скрытому, от явления – к сущности. Сравнение лежит в основе классификации – отнесения объектов с разными признаками в разные группы.

Абстракция (или абстрагирование) – это мысленное отвлечение от второстепенных, не существенных в данной ситуации сторон, свойств или связей предмета и выделение одной какой-либо стороны, свойства. Абстрагирование возможно лишь в результате анализа.

Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания – научного теоретического мышления.

Конкретизация – противоположный процесс. Это движение мысли от общего к частному, от абстрактного к конкретному с целью раскрыть его содержание. К конкретизации обращаются и в том случае, когда необходимо показать проявление общего в единичном.

Систематизация – это расположение отдельных предметов, явлений, мыслей в определенном порядке по какому-либо одному признаку (например, химические элементы в периодической таблице Д. И. Менделеева).

Обобщение – это объединение многих предметов по какому-либо общему признаку. При этом единичные признаки отбрасываются. Сохраняются только существенные связи. Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Из книги Я прав - вы заблуждаетесь автора Боно Эдвард де

НАШИ ТРАДИЦИОННЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРИВЫЧКИ В предыдущей части книги я пытался показать, каким образом естественное, нормальное и неизбежное поведение самоорганизующейся паттерн-системы влияет на наше перцепционное мышление (включая такие вещи, как внимание). Как я

Из книги Научите себя думать [Самоучитель по развитию мышления] автора Боно Эдвард де

РАЗЛИЧНЫЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ Приведенный ниже список мыслительных ситуаций ни в коем случае не является исчерпывающим. Многие читатели легко смогут дополнить этот список своими ситуациями, которые я, возможно, упустил. Цель этого списка - высказать предположение,

Из книги Пикап. Самоучитель по соблазнению автора Богачев Филипп Олегович

Раздел второй: мыслительные процессы (чистим хвосты) Всякая логически мыслящая единица может быть коварно обманута любой другой единицей, мышление которой находится хотя бы на том же уровне логичности, Дуглас Адамс. «В основном безвредна». В этой части мы учимся и

Из книги Мнемотехника [Запоминание на основе визуального мышления] автора Зиганов Марат Александрович

1. Мыслительные операции с образами Во время занятий вам придется не только образно представлять запоминаемое, но и видоизменять образы. Эти изменения осуществляются с помощью следующих мыслительных операций.Соединение образов. С помощью этой мыслительной операции

Из книги Основы Науки думать. Кн.1. Рассуждение автора Шевцов Александр Александрович

Из книги Этюды по истории поведения автора Выготский Лев Семенович

§ 6. Числовые операции примитивного человека Самым ярким примером развития мышления у примитивного человека и зависимости этого развития от совершенствования высших знаков, на которые оно опирается и при помощи которых оно совершается, является исследование числовых

Из книги Сверхъестественное в первобытном мышлении автора Леви-Брюль Люсьен

Глава III. Операции и приемы пра-логического мышления 1Совершенно напрасно было бы проводить параллель между дискурсивными операциями пра-логического и нашего мышления, выяснять, в какой мере они соответствуют друг другу. Само предположение такого соответствия было бы

Из книги Информационные войны [Основы военно-коммуникативных исследований] автора Почепцов Георгий Георгиевич

Из книги Психология интеллекта автора Пиаже Жан

Операции и их «группировки» Основным камней преткновения для теории интеллекта, базирующейся на анализе высших форм мышления, является то гипнотическое действие, которое оказывают на сознание исследователей возможности вербального мышления. П. Жане блестяще показал,

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Конкретные операции Появление логико-арифметических и пространственно-временных отношений ставит проблему, представляющую большой интерес с точки зрения механизмов, свойственных развитию мышления. В самом деле, ведь не простая же договоренность, основанная на

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

Формальные операции Смещения, примеры которых мы только что рассмотрели, относятся к операциям одних и тех же уровней, хотя и прилагаются к различным областям действий или понятий. Тот факт, что они встречаются на протяжении одного и того же периода, дает основание

Из книги Без революций. Работаем над собой, оставаясь в гармонии автора Стивенс Майкл

Основные операции как стороны мыслительной деятельности Наличие проблемной ситуации, с которой начинается мыслительный процесс, всегда направленный на разрешение какой-нибудь задачи, свидетельствует о том, что исходная ситуация дана в представлении субъекта

Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер Петер

§47. Основные мыслительные процессы 1) Обобщение и абстракцияВ основе образования понятий лежит процесс обобщения, т. е. мысленного объединения предметов и явлений действительности, имеющих те или другие общие свойства.В наиболее полной форме обобщение осуществляется в

Из книги автора

Глава 2 Мыслительные плоты Большинство людей стареет, пребывая в узком идейном кругу, который они сами для себя не открыли. Люк де Клапье, маркиз де Вовенарг, французский моралист и писатель

Из книги автора

Мировые мыслительные плоты Глобализация создает своего рода парадокс. Глобальные технологии способствуют установлению контакта между людьми, в то время как общемировая философия разделяет целые культуры, которые оказываются под давлением тех же технологий.

Из книги автора

Структурные признаки и защитные операции Наиболее важная и имеющая самые большие последствия особенность психотической структуры – это разделение самости на две части: психотическую и непсихотическую. Еще в топографической теории Фрейд неоднократно формулировал

Мыслительная деятельность людей совершается при по­мощи мыслительных операций: сравнения, анализа и син­теза, абстрагирования, обобщения и конкретизации . Все эти операции являются различными сторонами основной дея­тельности мышления – опосредования , т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений меж­ду предметами, явлениями, фактами (1).

Сравнение – это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними. К. Д. Ушинский считал операцию сравнения основой по­нимания. Он писал: "...сравнение есть основа всякого по­нимания и всякого мышления. Все в мире мы познаем не иначе, как через сравнение... Если вы хотите, чтобы какой-нибудь предмет внешней среды был понят ясно, то отличайте его от самых сходных с ним предметов и нахо­дите в нем сходство с самыми отдаленными от него пред­метами: тогда только выясните себе все существенные при­знаки предмета, а это и значит понять предмет" (2).

Сравнивая предметы или явления, мы всегда можем заметить, что в одних отношениях они сходны между со­бой, в других – различны. Признание предметов сходны­ми или различными зависит от того, какие части или свойства предметов являются для нас в данный момент существенными. Нередко бывает так, что одни и те же предметы в одних случаях считаются сходными, в других - различными. Например, при сравнительном изучении домашних животных с точки зрения их пользы для чело­века выявляется много сходных признаков между ними, но при изучении их строения и происхождения обнару­живается много различий.

Сравнивая, человек выделяет прежде всего те черты, которые имеют важное значение для решения теоретичес­кой или практической жизненной задачи.

«Сравнение, – отмечает С. Л. Рубинштейн, – сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тожество и различия. Выявляя тожество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение яв­ляется часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения. Это вместе с тем и элементарная форма познания. Тожество и различие, основные категории рассудочного познания, выступают сначала как внешние отношения. Более глубокое позна­ние требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств Это осуществляется другими сторонами мыс­лительного процесса или видами мыслительных операций - прежде всего анализом и синтезом» (3).

Анализ – это мысленное расчленение предмета или яв­ления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств. Воспринимая пред­мет, мы можем мысленно выделять в нем одну часть за другой и таким образом узнавать, из каких частей он со­стоит. Например, в растении мы выделяем стебель, ко­рень, цветы, листья и пр. В данном случае анализ – мыс­ленное разложение целого на составляющие его части.

Анализ может быть и мысленным выделением в целом его отдельных свойств, признаков, сторон. Например, мыс­ленное выделение цвета, формы предмета, отдельных осо­бенностей поведения или черт характера человека и пр.

Синтез – это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств. Если анализ дает знание отдельных элементов, то синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элемен­ты, обеспечивает знание объекта в целом. Так, при чтении в тексте выделяются отдельные буквы, слова, фразы и вме­сте с тем они непрерывно связываются друг с другом: буквы объединяются в слова, слова – в предложения, предложе­ния – в те или иные разделы текста. Или вспомним рассказ о любом событии – отдельные эпизоды, их связь, зависи­мость и т.д.

Развиваясь на основе практической деятельности и наглядного восприя­тия, анализ и синтез должны осуществляться и как само­стоятельные, чисто умственные операции.

В каждом слож­ном процессе мышления участвуют анализ и синтез. На­пример, путем анализа отдельных поступков, мыслей, чувств литературных героев или исторических деятелей и в результате синтеза мысленно создается целостная харак­теристика этих героев, этих деятелей.

«Анализ без синтеза порочен; – подчеркивает С. Л. Рубинштейн, –попытки одностороннего применения анализа вне синтеза приводят к механистическому све­дению целого к сумме частей. Точно так же невозможен и синтез без анализа, так как синтез должен восстановить в мысли целое в существенных взаимосвязях его элементов, которые выделяет анализ» (4).

Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновре­менном отвлечении от несущественных признаков и свойств. Например, чтобы усвоить доказательство геометрической теоремы в общем виде, надо отвлечься от частных особенностей чертежа – мелом или карандашом он выполнен, какими буквами обо­значены вершины, абсолютная длина сторон и пр.

Выделенные в процессе абстрагирования признак или свойство предмета мыслятся независимо от других при­знаков или свойств и становятся самостоятельными объек­тами мышления. Так, у всех металлов мы можем выделить одно свойство – электропроводимость. Наблюдая за тем, как движутся люди, машины, самолеты, животные, реки и пр., мы можем выделить в этих объектах один общий признак – движение. С помощью абстрагирования мы можем получать абстрактные понятия – смелость, красота, дис­танция, тяжесть, длина, ширина, равенство, стоимость и пр.

Обобщение – объединение сходных предметов и явлений по общим для них признакам (5). Обобщение тесно связано с абстракцией. Человек не смог бы обобщать, не отвлекаясь от различий в том, что им обобщается. Нельзя мысленно объединить все деревья, если не отвлечься от различий между ними.

При обобщении за основу берутся те признаки, которые мы полу­чили при абстрагировании, например, все металлы электропроводны. Обобщение, как и абстрагирование, проис­ходит при помощи слов. Всякое слово относится не к единичному предмету или явлению, а ко множеству сход­ных единичных объектов. Например, в понятии, которое мы выражаем словом «фрукты», соединены сходные (су­щественные) признаки, которые имеются в яблоках, гру­шах, сливах и др.

В учебной деятельности обобщение обычно проявляет­ся в определениях выводах, правилах. Детям нередко труд­но совершить обобщение, так как не всегда они умеют выделить не только общие, но существенные общие при­знаки предметов, явлений, фактов.

«Абстракция и обобщение , подчеркивает С. Л. Рубинштейн, – в своих первоначальных формах укоре­ненные в практике и совершающиеся в практических действиях, связанных с потребностями, в своих высших формах являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса рас­крытия связей, отношений, при помощи которых мысль идет ко все более глубокому познанию объективной реальности в ее существен­ных свойствах и закономерностях. Это познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях» (6, рис. 1).

Рис. 1.

Конкретизация – это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятии или общему положению. Мы уже не отвлекаемся от раз­личных признаков или свойств предметов и явлений, а, наоборот, стремимся представить себе эти предметы или явления в значительном богатстве их признаков. По суще­ству, конкретное есть всегда указание примера, какая-либо иллюстрация общего. Конкретизация играет существенную роль в объяснении, которое мы даем другим людям. В осо­бенности важна она в объяснениях, даваемых преподавателем детям. Выбору примера следует уделять серьезное внима­ние. Привести пример иногда бывает нелегко. В общем виде мысль кажется ясной, а указать конкретный факт не уда­ется.


1. Дубровина И. В. Психология / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 176.
2. Ушинский К. Д. Избранные педагогические труды. В 2 т. Т. 2. - М., 1954. С. 361.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. С. 377.
4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. С. 378.
5. Общая психология / Под ред. В. В. Богословского и др. – М.: Просвещение, 1973. С. 228.
6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. I. – М.: Педагогика, 1989. С. 382.