Осень фет история создания. Природа в стихах А. Фета: анализ стихотворения "Осень". Полный текст стихотворения «Осень» А. А. Фет

Осень часто дарила покой в сердце творческих личностей. Но для умиротворения у А.А. Фета есть более веские причины. Ему на момент написания стихотворения «Осень», а это 1883 год, уже шестьдесят три года. Он добился в своей, полной невзгод и лишений жизни, многого. Сейчас он уже зрел, имеет авторитет и вес в обществе. Наступила та пора, когда он может вздохнуть свободно, и наслаждаться жизнью. И данное произведение вторит этому настроению. Оно пропитано тоской и грустью момента, когда человек учится жить по-новому, переосмысливая ценности жизни.

Природа, которая всегда притягивала взгляд поэта, сейчас вдруг стала «хладной». И этот лейтмотив беззвучный и безотрадный просится в душу. Поэт томности высказываний первой строфы вдруг противопоставляет иное настроение, более романтичное, где есть место «взорам» и «прихотям любви». Настроение этих осенних дней необычайно бодрит автора, он даже «золотистые уборы» этой поры года окрашивает в кровь. Третья же строфа наполнена мелодии. Осень для поэта уже «стыдливая печаль». Данные строки пафосные, пышные. Осень вдруг снова перерождается, она «молчит». И даже те звуки, которые слышны, они «вызывающи».

Для передачи того настроения, которому сейчас подвластен лирический герой, автор использует некоторые оригинальные приемы. Например, эмоциональные эпитеты: «сумрачные», «безотрадные», «беззвучные». Стоящий в тексте оксюморон «безотрадная истома» передают полутона эмоционального надрыва поэта. Метафоры стихотворения: «знойные прихоти», «горящие взоры», рождают ассоциации, а олицетворение осени с воспламененным возлюбленным, придает силы и страсти произведению.

Спокойный ритм размышлений, о метаморфозах увядающей осени, поддерживаются автором четырехстопным ямбом и охватной рифмовкой, где выделяется в смысловой нагрузке заключительное слово.

Кандидат географических наук Марк Софер. Фото Натальи Домриной

Точнее всего последний месяц осени характеризует пословица: «Ноябрь - сентябрев внук, октябрев сын, зиме - родной брат». Но по сравнению с «родственниками» у ноября откровенно плохая репутация, которая связана с его неустойчиво-холодной, сырой погодой и самыми тёмными ночами в году. Не радуют и ноябрьские пейзажи: сплошь голые, чёрные стволы сбросивших листву деревьев - на фоне тумана или дождя. Мало кто добровольно согласится на отпуск (если проводить его в наших средних широтах, разве что уехать, улететь куда-нибудь) в это некомфортное время. Говоря современным языком, рейтинг у ноября самый низкий. Причём в России он невысок даже на южных курортах. Но если пренебречь югом и остаться... дома?

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Среднемесячная температура ноября за период с 1879-го по 2010 год в Москве составила –1,2 o С (правда, в последние десятилетия климатологи отмечают некоторое «потепление» столичного ноября: –0,9 o С). В Санкт-Петербурге в среднем заметно «теплее»: +0,1...+0,5 o С, зато влажность почти постоянно в пределах 81-87%.

Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели.

Это унылый пейзаж Николая Алексеевича Некрасова (1854 год). А вот взгляд Иосифа Бродского (1967 год):

Ноябрьским днём, когда защищены
от ветра только голые деревья,
а всё необнажённое дрожит,
я медленно бреду вдоль колоннады
дворца, чьи стёкла чествуют закат
и голубей, слетевшихся гурьбою
к заполненным окурками весам
слепой богини.
Старые часы
показывают правильное время.
Вода бурлит, и облака над парком
не знают толком, что им предпринять,
и пропускают по ошибке солнце.

Да, странный он, ноябрь! Вроде даже уже не осень, но ещё не зима. При этом в начале месяца в средних широтах температура может скакнуть до +12...+14 o С, зато в конце - опуститься до?22...?23 o С. Ни в каком другом месяце не бывает такой колоссальной разницы между максимальными и минимальными температурами. Это напрягает, но при соответствующей одежде можно приспособиться.

Труднее привыкнуть к самому процессу вхождения в этот неблагоприятный период года. Естественно, что понижение температуры, слякоть, пронизывающий ветер, короткий световой день, редкое солнечное сияние не могут не сказаться на физиологическом состоянии людей. Обостряются хронические заболевания, скачет кровяное давление, ломит суставы, учащаются приступы сердечной и головной боли… Ухудшается аппетит, появляется раздражительность, повышается утомляемость, тянет в сон… Врачам симптомы «осенней болезни» хорошо знакомы, хотя сезонное эмоциональное расстройство всё же не болезнь, а именно состояние тела и души. И вот как это выражено у Афанасия Фета (1883 год):

Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!

Исследования показывают, что почти каждый третий из нас чувствует поздней осенью значительный упадок сил, а для каждого десятого симптомы настолько существенны, что можно говорить о депрессии. Термин, произошедший от латинского «depressio», что означает «подавление», очень точно отражает состояние человека, который устойчиво находится в подавленном настроении: отпуск, дачный сезон и все прочие прелести лета остались позади, а что впереди, кроме злого ветра, мерзких осадков, темноты и холодов?

По мнению психологов, первые симптомы сезонной депрессии - это спад эмоциональности, замедление мыслительных процессов, снижение работоспособности, мрачные мысли об окружающем мире, потеря интереса к жизни. Снижается и мышечная активность: можно целый день проваляться на диване, не испытывая ни малейшего желания двигаться. Но проявляться депрессия может по-разному: один человек испытывает приступы раздражительности, вспыльчивости, детской капризности, другой, наоборот, становится пассивным и печальным, про такого нередко говорят «впал в меланхолию». Это безрадостное состояние знакомо человечеству с давних времён. Его символом служит знаменитая одноимённая гравюра Альбрехта Дюрера. Созданной им в 1514 году «Меланхолии» посвящено множество исследований, но даже спустя пять столетий, она, на мой взгляд, остаётся неразгаданной. Чего нельзя сказать о самом состоянии, в изучении которого наука значительно продвинулась.

Если учёные подразумевают под меланхолией определённый вид психической подавленности, то в быту это состояние определяется звучным словом «хандра», и оно настолько давно и прочно вошло в русский язык, что забывается его происхождение. Мы говорим «осенняя хандра», «хандрить», «захандрил», не задумываясь о первоначальной основе этого слова. А происходит оно от греческого медицинского термина «ипохондрия» (hypohondria) и буквально переводится как «болезнь под хрящём» («под ложечкой»), вызывающая уныние и меланхолию. Примерно то же - некую «болезнь селезёнки» - означает и английское «spleen» (в буквальном переводе «селезёнка»). Гений Пушкина объединил оба значения и превратил заимствованные слова в поэтический образ душевного состояния Онегина:

Недуг, которого причину
Давно бы отыскать пора,
Подобный английскому сплину,
Короче: русская хандра
Им овладела понемногу...

«Тоскующая лень» - симптом греческой «хондрии», ставшей русской «хандрой», надолго поселяется в онегинской душе, и избавиться от неё невозможно:

Хандра ждала его на страже,
И бегала за ним она,
Как тень иль верная жена.

Как это ни удивительно, но на вполне очевидную связь жизненного тонуса и погодных условий учёные обратили внимание лишь в конце прошлого века. В настоящее время специалисты называют две главные причины, способствующие развитию осенних депрессий, - психологическую и физиологическую.

Кажется, ничего особенного не происходит: день идёт за днём; листья желтеют, краснеют, буреют, затем опадают; температура постепенно снижается, хотя до реальных холодов ещё далеко… Так что же? Осенний сезон принципиально меняет наш уклад. Мы начинаем жить в ином ритме, ином свете, ином настрое. Уходит чувство летней свободы. Подступает ожидание конца года. И мы погружаемся в размышления о неоправдавшихся надеждах, о том, чего мы так ждали от этого лета и что не осуществилось. Планы, желания, вдохновлявшие ещё пару месяцев назад, оборачиваются тяжкой обязанностью, от которой хочется избавиться, чтобы «спокойно жить».

Особенно чувствительны к сезонным изменениям творческие натуры. Многие русские поэты оставили столь чёткие описания своих психофизических ощущений осенних невзгод, что ими могут воспользоваться практикующие ныне психотерапевты. Вот лишь несколько поэтических примеров «осенней хандры»:

Когда на серый, мутный небосклон
Осенний ветер нагоняет тучи
И крупный дождь
в стекло моих окон
Стучится глухо, в поле вихрь
летучий
Гоняет жёлтый лист и разложён
Передо мной в камине огнь
трескучий, -
Тогда я сам осенняя пора:
Меня томит несносная хандра.

Типичная осенняя непогода, томление духа, «русская хандра»... Многие и сегодня готовы отнести к себе эти строки Афанасия Фета, а им уже больше 170 лет! Тот же страдальческий мотив характерен для болезненно-ироничных ощущений Саши Чёрного (1909-1910 годы):

На продрогшие осины
Ветер северный летит,
Хмуро сучья шевелит.
Тени холодны и длинны.
Сердце стынет и болит.

Промокло небо и земля,
Душа и тело отсырели.
С утра до вечера скуля,
Циничный ветер лезет в щели.
Дрожу, как мокрая овца…
И нет конца, и нет конца!

Восприятие поздней осени Эмилем Верхарном в переводе Макса Волошина уже ближе к мистицизму (1904 год):

Вот он - Ноябрь - в дождливой
одежде,
В страхе забился в углу у огня.
Робко глядит он, а в поле,
как прежде,
Ветры, деревья, звеня и стеня,
В сумраке тусклом, сыром
и дождливом
Кружатся, вьются, несутся
по нивам.

Схожие мрачно-мистические мотивы встречаем у Анны Ахматовой (1915 год):

Заплаканная осень, как вдова
В одеждах чёрных, все сердца
туманит.

Депрессивную осень можно иллюстрировать сотнями прекрасных поэтических строк. Примеры светлого восприятия осени встречаются гораздо реже, и главный здесь - Пушкин!

Дни поздней осени бранят
обыкновенно,
Но мне она мила,
читатель дорогой...
<...>
Из годовых времён я рад
лишь ей одной,
В ней много доброго…

Поздней осенью у человека происходит сбой на биохимическом и гормональном уровне, что провоцирует обострение хронических заболеваний. При погодных встрясках резко снижается количество кислорода в воздухе, это ведёт к гипоксии (кислородному голоданию) тканей организма, в том числе мозга. Острее всех на приход осени реагируют люди с психическими расстройствами, сердечно-сосудистыми заболеваниями, вегетососудистой дистонией и мигренями.

Меняется всё не только вокруг, но и внутри нас. Перестраивается весь человеческий организм. И те люди, у которых адаптивные способности снижены, не успевают приспособиться. Если летом можно было обойтись лёгкой пищей, то теперь хочется чего-то поплотнее и пожирнее, поскольку требуются дополнительные калории, чтобы согреться. Вот почему с наступлением осени многие люди набирают вес. Вполне естественно, ведь у большинства животных наблюдаются те же самые поведенческие реакции. Правда, животные, в отличие от людей, имеют право на спячку, которое многие реализуют. Нам с вами глубокой осенью тоже хочется спать дольше, чем обычно, и всё труднее вставать по утрам.

Большинство физиологов полагают, что в основе осенней депрессии - сокращение светового дня и недостаточная инсоляция. Именно свет стимулирует маленькую железу (эпифиз) в задней части мозга и регулирует выработку разных гормонов. На свету образуется серотонин (гормон, отвечающий за хорошее настроение). В темноте серотонин преобразуется в мелатонин, который и провоцирует развитие депрессии. С его повышением возникает непреодолимое желание спать.

Количество серотонина в организме напрямую влияет на психологическое состояние человека. Причём у женщин серотонина изначально в два раза меньше, чем у мужчин. Поэтому женщины более подвержены сезонным депрессиям. Так что ответственность за осеннюю подавленность чувств следует возлагать на наше светило. В Москве за ноябрь световой день сокращается с 9,5 до 8 часов, в Петербурге он ещё на час короче и при сплошной облачности проходит незаметно. Буквально, по Пушкину: «Проглянет день, как будто поневоле…». В Заполярье солнце почти не поднимается над горизонтом, наступает длительный период темноты.

Как же помочь себе в непогоду? Чем лечить осеннюю хандру?

Самое действенное (и дешёвое!) средство - перестать смотреть на неизбежные сезонные перемены тоскливым взором их заложника. И при сильном желании это удаётся. Всё больше появляется людей, которые почти не обращают внимания на «происки» погоды и не испытывают душевного дискомфорта. Известно, что интерес к искусству, дружеские встречи, нужность кому-то поддерживают высокий тонус.

Полезно в этот период найти для себя интересное дело. Неважно, чем вы будете заниматься (вязать, реставрировать мебель или… сочинять стихи), главное, чтобы это доставляло удовольствие. Вспомним Владимира Набокова, который иронично относился к нашей национальной традиции «переживать за погоду». Найдя в словаре слово «хандра», он комментирует (1927 год):

...«хандра: тоска, унынье, скука;
сплин, ипохондрия». А ну-ка,
стихотворенье сочиню…

При подобном отношении к делу осенние невзгоды окажутся за пределами вашего внимания и перестанут «давить на психику».

Больше времени проводите на улице, даже при отсутствии солнца освещённость на открытом воздухе выше, чем в помещении. Световая терапия оказывает влияние на биологические часы, управляет сном и бодрствованием. Осень даёт повод всерьёз заняться освещением своего дома. Основной принцип - света должно быть много, но он не должен вызывать дискомфорт.

Питайтесь сбалансированно. Следует потреблять больше сложных углеводов и сократить потребление сладких продуктов, а также не забывать о витаминах.

Есть ещё одна панацея от осенней хандры. Она не зависит от нас, но её надо дождаться. Это - снег! Как только он покроет землю, так мир за окном сразу изменится. Недаром говорится: «Ноябрьские ночи только до снега темны». С первым же снегом закончится тягостный период поздней осени и начнётся новый сезон - яркого солнца, блестящего снега и хорошего настроения.

Творческое наследие Фета открывает новый этап в развитии поэзии русского романтизма. В основе поэтики лежит особая философия, в которой нашла отражение тесная связь человека с природой. Именно пейзажная лирика, прославившая поэта, стала венцом творчества Афанасия Фета.

В стихотворении «Осень» явно прослеживается параллель между описанием природы и жизнью самого автора. Написано стихотворение в 1883 году, когда Фет уже чувствовал приближение старости. Сожаление об уходящей молодости, переживания о наступлении нового этапа жизни, душевные воспоминания о событиях жизни прошедшей - всё это проявляется в тексте стихотворения.

Отличительными чертами пейзажных зарисовок поэта являются образность, конкретные описания деталей, наличие в произведениях средств художественной выразительности: эпитетов, метафор, сравнений. Стихотворение «Осень» можно условно разделить на три части - три строфы, в каждой есть своя тема и скрыт глубокий смысл. Это деление помогает понять мысли лирического героя, его настроение. Становится возможным увидеть, как меняется душевное состояние героя под влиянием изменений в окружающей действительности.

Образ осени меняется на протяжении всего повествования. В начале стихотворения она представляет собой довольно безрадостную картину: «грустны сумрачные дни», «беззвучной осени и хладной», «истомой безотрадной К нам в душу просятся они!» Эпитеты «грустный», «сумрачный», «беззвучный», «безотрадный» создают образ увядающей природы. Вокруг уже не осталось ярких красок, переливов солнца; не слышно пения птиц и звучания воды - всё покрыто сумраком и печалью. Поэт мастерски создает ощущение грусти, которое наполняют душу лирического героя.

Вторая строфа отличается от первой своей смысловой нагрузкой - на первый план выходят более радостные образы. Употребление метафор «горящие взоры», «золотолиственные уборы», «знойные прихоти любви» меняет образ грустной осенней природы на более жизнерадостную и теплую картину. Природа, а вслед за ней и лирический герой, словно погружается в воспоминания о приятных мгновениях, ведь не всегда осень означает упадок. Ранняя осень раскрашена яркими красками, она живет и наполняет людей вдохновением.

В третьей строфе лирический герой показан умиротворенным, согласным с неизбежным наступлением осени и зимы впоследствии. Всё вокруг замирает в ожидании смены времен года. Печаль, наполнившая душу лирического героя, наконец, перестала терзать беспокойную душу, и так же замерла в ожидании. Осень замирает «пышно» и она ни о чем не жалеет - вот то состояние, в котором находится природа и лирический герой. Фет, оглядываясь на прожитые годы, грустит. Но его грусть, хоть и неизбежная, но торжественная.

В лирике Афанасия Афанасьевича Фета природа становится не просто предметом описания, а отображением загадочной и неизведанной русской души. Параллельно с изменениями времен года или погоды меняется и настроение лирического героя Фета. В более ранних произведениях поэта читатель видит гармоничное сосуществование человека и природы. Человек в поэзии Фета всегда стремился постичь то неизведанное, что таится в окружающем его мире.

Стихотворения позднего периода творчества раскрывают Фета, как поэта чувствующего не только воодушевление, но и грусть по увядающей природе и уходящим годам. Умение поэта увидеть прекрасное в серых тоскливых образах природы и запечатлеть эти образы в своих произведениях, сделало Афанасия Фета великим русским поэтом.

Как грустны сумрачные дни
Беззвучной осени и хладной!
Какой истомой безотрадной
К нам в душу просятся они!

Но есть и дни, когда в крови
Золотолиственных уборов
Горящих осень ищет взоров
И знойных прихотей любви.

Молчит стыдливая печаль,
Лишь вызывающее слышно,
И, замирающей так пышно,
Ей ничего уже не жаль.

Анализ стихотворения А. А. Фета «Осень»

А. А. Фет – русский поэт, посвятивший большую часть своего творческого наследия природной лирике, ставшей венцом его работы. Непревзойденного мастера пейзажной лирики вдохновляла весна с ее таяньем снегов, журчащими ручейками, первыми ласточками – вестницами скорого тепла и счастья.

Также Афанасий Фет любил лето. Яркие краски, тепло, озорные лучики солнца, играющее в водах рек и озер. Вот только осень поэту была не по душе. В одном из стихотворений он пишет о тоске, уныние, отчаяние, которые нахлынули на него с приходом межсезонья. Просит скорейшего прихода зимы, ведь встретить метель для него легче, приятнее осенней серости.

Но с годами отношение поэта к осени меняется. Одноименное стихотворение появляется в 1883 году, когда автору уже исполнилось 63 года. Его жизнь была полна невзгод, тревог, лишений. Пришлось проделать трудный, тернистый путь к гармонии и славе. Осень жизни приносит покой, умиротворение, уважение окружающих.

Фет уже в зрелом возрасте, полностью сформировался как личность, достиг авторитета в обществе. Позади трудности с признанием дворянского титула, светские интриги, любовные переживания, конфликты в обществе. Поэтому стихотворение, хоть и пропитано вновь тоской, но уже совсем другой, спокойной, зрелой, философской.

Погода отражает эмоциональное состояние рассказчика. Параллель становится ярко выраженной. «Хладная» осень приносит за собой беззвучные, сумрачные дни, навевающие грусть. В этих строках сквозит сожаление о прошедшей молодости. О минувших весне и лете жизни. Мысли о наступающем новом этапе, подведение итогов, воспоминания. В сердце просится «безотрадная истома».

Уже нет ярких красок в окружающем мире, как нет сильных эмоций в душе. Но второй катрен оживляет рассказчика. Он вспоминает, что еще есть дни, наполненные чувственностью, когда хочется любви, счастья, позитива. Проводится параллель с «золотолиственным» сентябрем, когда стоит хорошая, сухая, солнечная погода.

Произведение относится к романтическому стилю. Текст отличается образностью. Большое количество средств художественной выразительности не перегружает повествование, а делает его ярким, живым, насыщенным, рельефным. Лирическим героем является сам рассказчик.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб. Он позволяет придать размеренности чтению, создает философский настрой. Он идеален для печальных размышлений, навеянных плохой погодой. Чтобы показать всю неоднозначность поры, автор выбирает кольцевую композицию для произведения.

От первой строфы веет тоской. Далее всплеск эмоций. Вторая строфа несет иную смысловую нагрузку. Автор вспоминает о знойных чувствах, ему хочется любви, сердце еще пылает. А последнее четверостишие говорит о безнадежном равнодушие. Настроение снижается к третьему катрену. Наступает покой, умиротворение. Использован яркий, выразительный эпитет: «стыдливая печаль». И заканчивается горькой строчкой о том, что ничего уже не жаль.

Возрождение чувств было кратковременным, обманчивым. Вспышка страсти была короткой, мгновенно погасла, но все же позволила рассказчику снова ощутить полноту жизни. Поэт играет на контрасте, применяемых эпитетов. Второй катрен противопоставлен первому и третьему.

Произведение оставляет смешанные, противоречивые чувства, как и время года, которому оно посвящено. Все же автор немного лукавит в своей безнадежности. Здесь нет равнодушия, а есть отчаяние, которое героя покинет с первым снегом.

Стихотворение «Осень» было создано в 1883 году, когда поэту было почти шестьдесят три года. Позади остались перипетии с признанием дворянства, усилия по сохранению литературных связей, служебные интриги... В этом возрасте приходит покой и переосмысление своего жизненного пути. Этим философским настроением проникнуто всё стихотворение «Осень».

Оно состоит из трёх строф, и каждой присуща своя тональность. В первой почти подряд произносятся эпитеты «грустны» , «сумрачные» , «беззвучной» , «хладной» , «безотрадной» . Они рождают тоскливое настроение, а восклицание только усиливает безнадёжность уныния. «Безотрадная истома» - оксюморон из рода тех, что так присущи творчеству Фета, они очень тонко отображают малейшие эмоциональные оттенки. Истома как наслаждение от собственной неизбывной тоски, от унылой осени знакома почти каждому... Но долго оставаться в этом состоянии невозможно, поэтому вторая строфа становится закономерным переходом к иному настроению.

Слова «золотолиственных уборов» , «горящих взоров» , «знойных прихотей» навевают ассоциации с теплом, роскошью, чувственностью. В этих строчках прослеживается необычная метафора и олицетворение: осень, словно оживший человек и воспламенённый любовник, ищет в «крови золотолиственных уборов» отклика своей страсти, ищет «горящих взоров и прихотей любви» . Осень - золотая листва - любовь соединяются в единое устремление к жизни и чувственности. Какой контраст с первой строфой!

А третья, заключительная часть стихотворения, написана как бы от лица наблюдателя, невольно подсмотревшего эти осенние метаморфозы. «Молчит стыдливая печаль, лишь вызывающее слышно» , - отмечает лирический герой. Слово «вызывающее» , употреблённое в среднем роде, невольно связывается со словом «действие» . Оно происходит в осенней природе, оно откровенно... Оно взывает к жизни! А печаль «замирает так пышно» , и ей «ничего уже не жаль» ... Эти слова рождают ассоциацию с проводами в последний путь: в нём сочетаются грусть, пышность и равнодушие того, кто уходит, ко всем мирским горестям.

Итак, олицетворение осени не повторяется, но раздваивается: деятельное любовное устремление во второй строфе и молчаливая, равнодушная печаль в третьей. И эти же два настроения владеют и лирическим героем, когда он рассказывает о картине увядания природы.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с безударной третьей стопой. Такой ритмический рисунок очень подходит для передачи размышлений и отстранённо-печального состояния души. А драматизм произведению придаёт охватная рифмовка, выделяющая заключительное слово каждой строфы, которое несёт основную смысловую нагрузку.

Стихотворение-размышление, философское принятие изменчивости природы, настроения и человеческих чувств - вот что заключает в себе «Осень» Фета, зрелое и жизненное произведение.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
  • «Буря», анализ стихотворения Фета