Страны Европы в XVI-XVIII вв. Культура Западной Европы в XVI-XVII вв К проявлениям Контрреформации не относится

Европа на переходе. В XVI-XVII вв. формировался облик современной Европы, происходил поворот от традиционного к новому обществу. Во время общественного переустройства нарушаются привычные нормы отношений между людьми, меняется представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо», усиливается вера в чудесный случай, счастливую или несчастную неожиданность, возможности претворять в жизнь самые смелые планы. И действительно, за несколько десятилетий XVI в. европейцы смогли увидеть, как правитель Испании, бывшей юго-западной окраиной Европы, превратился в повелителя державы, «в которой никогда не заходит солнце», а его рядовые подданные Ф. Кортес и Ф. Писарро сумели захватить и подчинить своей власти огромные и богатые заокеанские территории. В те же годы на юго-востоке континента на развалинах Византийской империи стремительно расширялось государство турок-османов. На этом фоне самые дерзкие замыслы не казались фантастическими.

Истоки Тридцатилетней войны. В первой половине XVII в. местом подобных замыслов стала Центральная Европа, страны которой с 1618 г. были втянуты в затяжную войну. Ареной конфликта оказались германские земли, а поводом к нему послужили религиозные разногласия. Габсбурги, императоры Германии, правили одновременно в Испании и Австрии. Из австрийских Габсбургов выбирали императоров Священной Римской империи германской нации, возникшей в X в.

Габсбурги выступали главными защитниками католицизма. Чехия (Богемия) была наиболее экономически развитой частью их владений. Но в ее землях жило много протестантов. И они попытались пригласить себе короля из числа протестантских немецких князей. Это привело к вооруженному конфликту, который вылился в Тридцатилетнюю войну (1618-1648).

Кардинал Арман-Жан
Дюплеси, герцог Ришелье

Смешение религиозных и политических интересов. Постепенно в военные действия были вовлечены соседние с Германией страны: Дания, Швеция. Религиозные симпатии и желание поддержать единоверцев перемешались с политическими интересами. Так, Франция видела для себя угрозу в том, что на ее восточных и юго-западных границах расположены государства, находящиеся под властью одной семьи - дома Габсбургов. Поэтому фактический руководитель правительства Франции кардинал Ришелье считал необходимым поддерживать противников немецкого императора-католика, хотя и сам был католиком.

Через 12 лет после начала войны, на рубеже 20-30-x гг., перевес был на стороне католических (имперских) сил. Полководец императора чешский дворянин Альбрехт Валленштейн (1583-1634) разгромил датских защитников протестантизма. Личность этого человека прекрасно передает «дух времени». Честолюбивый, жестокий, целеустремленный, он был одержим жаждой богатства и власти, и трудно сказать, что было для него важнее. Он сам предложил императору свои услуги в качестве командующего. В этом предложении самым привлекательным было обещание претендента на командование создать такую армию, которая будет сама себя содержать (за счет мирных жителей, на землях которых она размещается). Валленштейн показал на деле, как «война может кормить войну». Объединив под своим командованием армию в размере 24 тысяч человек, Валленштейн показал блестящие полководческие таланты.


Валленштейн.
Гравюра на меди

От обычного командира наемной армии он отличался не только масштабами своей деятельности, но и тем, что умел тщательно и всесторонне организовывать свою деятельность. Так, он сам подобрал себе состав офицеров, надежно привязал их к себе денежными интересами, организовал в своих владениях деятельность различных мануфактур по производству амуниции и экипировки для нужд армии. Солдаты и офицеры были полностью преданы своему умелому, смелому и щедрому командующему. Военные успехи Валленштейна спасли престиж империи, но слишком откровенное стремление его к власти настораживало императора и его окружение. Поэтому после удачных операций против датчан Валленштейн был отстранен от командования им же созданной армией на том основании, что опасность миновала. Валленштейн продемонстрировал покорность, но затаил мстительное желание навредить своему неблагодарному повелителю.


Планы шведского короля. К этому моменту в Швеции энергичный и предприимчивый король Густав II Адольф (1594-1632) завершал реорганизацию своей армии, прикидывая, куда направить эту созданную им военную машину. Шведского короля интересовало южное побережье Балтики и возможности контроля над торговыми путями. Ришелье через своих агентов подталкивал шведского короля поддержать немецких протестантов. Лукавый кардинал думал об ослаблении позиций конкурентов - Габсбургов, а для шведского короля самым важным было превращение Балтийского моря во «внутреннее озеро» Шведского королевства. Кроме того, он задумывался о создании государства в Центральной Европе, находящегося под властью шведской короны. Трудно сейчас сказать, каковы были конкретные цели Густава Адольфа, вероятнее всего, он рассчитывал, что «война план покажет».

Шведская армия. К тому моменту, когда 6 июля 1630 г. шведская армия высадилась на германской территории на побережье Померании, ее командующий многое сделал для того, чтобы его планы могли быть реализованы. Шведская армия заметно отличалась от других по организации и даже вооружению. Ее составляли шведы и финны, призванные по рекрутскому набору. (Эту армию можно считать прообразом национальной.)

А армия императора по традиции состояла из наемников разных национальностей. В составе армии шведов тоже были наемники из шотландских и чешских протестантов, но основной ударной силой были все же отряды шведско-финские. Их солдаты и офицеры регулярно получали жалованье, и им было категорически запрещено притеснять и грабить мирное население. Нарушение запрета строго каралось. Густав Адольф снабдил свою армию мощной артиллерией, в том числе - небольшими пушками. Это было важным новшеством. Солдаты были снабжены теплой одеждой, что позволяло им не прекращать боевые действия даже в зимнее время. А ведь тогда с началом осенней распутицы и холодов воюющие армии обычно размещались на зимних квартирах и прекращали активные действия до весеннего тепла.


Шведские воины эпохи Густава Адольфа
(слева направо): мушкетер, драгун,
кирасир, пикинер.

Наступление шведов. Летом 1630 г. шведский король начал свое победоносное шествие по территории германских княжеств. Один за другим были взяты несколько важных городов-крепостей. Быстрые и легкие победы прославили имя шведского короля. Протестанты всей Европы видели в шведском монархе воплощение всех рыцарских доблестей, а Ришелье начал понимать, что вызванная им сила становится неуправляемой.

Императорскую армию, противостоящую шведам, возглавлял старый (ему было 70 лет) командующий Иоганн Тилли. Это был испытанный в боях, на свой лад честный, несомненно, талантливый военачальник, надежный, ответственный, но лишенный того блеска, той искры военного таланта, которыми были наделены и его противник Густав Адольф и его соперник Валленштейн. Враждующие армии некоторое время маневрировали по землям Померании, захватывая и опустошая города и деревни, потом переместились на территорию Саксонии, правитель которой был союзником Густава Адольфа. Шведам требовалось большое победоносное сражение и, по возможности, быстрее. Им неоткуда было ждать подкрепления, тогда как Тилли ожидал скоро подхода дополнительных сил. Более всего торопил события саксонский курфюрст, поскольку именно его земли разоряли две армии.

Читайте также другие темы части III «"Европейский концерт": борьба за политическое равновесие» раздела «Запад, Россия, Восток в сражениях XVII-начала XVIII века»:

  • 9. «Шведский потоп»: от Брейтенфельда до Люцена (7 сентября 1631-16 ноября 1632 г.)
    • Европа в 16-17 веках. Причины Тридцатилетней войны
    • Битва при Брейтенфельде. Зимняя кампания Густава Адольфа
  • 10. Марстон-Мур и Нэсби (2 июля 1644 г., 14 июня 1645 г.)
    • Марстон-Мур. Победа парламентской армии. Армейская реформа Кромвеля
  • 11. «Династические войны» в Европе: борьба «за испанское наследство» в начале XVIII в.
  • 12. Европейские конфликты обретают всемирный размах
    • Война "за австрийское наследство". Австро-прусский конфликт
    • Фридрих II: победы и поражения. Губертусбургский мирный договор.
  • 13. Россия и «шведский вопрос»

Причины Тридцатилетней войны(затяжная)(1618–1648) .

Ареной конфликта оказались германские земли, а поводом к нему послужили религиозные разногласия. Императоры Германии выступали главными защитниками католицизма. Чехия была наиболее развитой частью их владений, но там жило много протестантов. И они попытались пригласить себе короля из числа протестантских немецких князей. Это привело к вооруженному конфликту, который вылился в Тридцатилетнюю войну.

Смешение религиозных и политических интересов. Постепенно в военные действия были вовлечены соседние страны: Дания, Швеция. Франция видела для себя угрозу в том, что на ее границах расположены государства, находящиеся под властью Германии. Поэтому руководитель кардинал Ришелье поддерживал противников немецкого императора-католика, хотя и сам был католиком. Через 12 лет после начала войны, перевес был на стороне католических сил. Полководец императора чешский дворянин Альбрехт Валленштейн (1583–1634) разгромил датских защитников протестантизма.

К этому моменту в Швеции энергичный и предприимчивый король Густав II Адольф (1594–1632) завершал реорганизацию своей армии, прикидывая, куда направить эту созданную им военную машину. Его интересовало побережье Балтики и возможности контроля над торговыми путями. Ришелье через своих агентов подталкивал шведского короля поддержать немецких протестантов. Лукавый кардинал думал об ослаблении позиций конкурентов – Габсбургов. Армия шведов пошла на германию Их солдаты и офицеры регулярно получали жалованье, и им было категорически запрещено притеснять и грабить мирное население. Нарушение запрета строго каралось. Густав Адольф снабдил свою армию мощной артиллерией, в том числе – небольшими пушками. Это было важным новшеством. Солдаты были снабжены теплой одеждой, что позволяло им не прекращать боевые действия даже в зимнее время. Шведский король покорял немецкие земли. Быстрые и легкие победы прославили имя шведского короля. Протестанты всей Европы видели в шведском монархе воплощение всех рыцарских доблестей, а Ришелье начал понимать, что вызванная им сила становится неуправляемой. В результате потерпели крах планы католической реставрации.

Война окончилась Вестфальским миром 1648 года . Испания признала независимость Нидерландов. Также, согласно этому документу, страны, победившие в Тридцатилетней войне – Франция и Швеция, назначались гарантами соблюдения мира.

  • Империя выплачивала Швеции контрибуцию, составлявшую 5 миллионов талеров,ей отходили остров Рюген, Западная Померания и часть Восточной, город Висмар, епископство Верден и архиепископство Бремен.
  • Франции подписание Вестфальского мира дало возможность получить владения Габсбургов, находящиеся в Эльзасе, правда, без города Страсбурга, а также суверенитет над несколькими епископствами в Лотарингии.
  • германский император потерял значительное количество своих былых прав. Князья стали независимыми и смогли участвовать в принятии решений относительно развязывания войны и заключения мира, в их ведомстве было определение размера податей, во многом от них зависело принятие законов в Римской империи.

Великие географические открытия.

Великие географические открытия стали возможными в результате значительных успехов в развитии науки и техники в Европе. Распространение получило учение о шарообразности Земли, расширились знания в области астрономии и географии. Были усовершенствованы навигационные приборы (компас), появился новый тип парусного судна - каравелла.

  • . В 1488 г. Бартоломеу Диаш достиг мыса Доброй Надежды на юге Африки.

Знания, полученные португальцами в результате путешествий, дали мореплавателям других стран ценные сведения об отливах и приливах, о направлении ветров и течений, позволили создать более точные карты, на которых были нанесены широты, линии тропиков и экватора.

XVI век -- век великих духовных, культурных, политических, религиозных перемен и потрясений в жизни Европы.

К концу XV в. культура Возрождения (Ренессанса), зародившаяся в итальянских городах-государствах еще в XIV в., распространилась в других странах Западной Европы.

Бурные процессы той эпохи обусловили глубокие изменения в идеологии западноевропейского общества.

Представители гуманизма противопоставляли церковно-схоластической учености светские науки и образование. Светские (гуманитарные) науки изучали не Бога с его ипостасями, а человека, его отношения с другими людьми и его стремления, используя при этом не схоластически применяемый силлогизм, а наблюдение, опыт, рационалистические оценки и выводы.

Гуманизм XV--XVI вв. не стал движением, охватившим широкие массы народа. Культура Возрождения была достоянием относительно немногочисленного слоя образованных людей разных стран Европы, связанных общими научными, философскими, эстетическими интересами, общавшихся при помощи общеевропейского языка того времени -- латыни. Большинство гуманистов отрицательно относилось к религиозным движениям, в том числе реформационным, участники которых в свою очередь признавали только религиозную форму идеологии и были враждебны деизму и атеизму.

Важное значение для широкого распространения и религиозных, и светских идей играло книгопечатание, изобретенное в середине XV в. и получившее повсеместное применение в XVI в.

Учение Н. Макиавелли о государстве и политике.

Одним из первых теоретиков новой эпохи был итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). Макиавелли долгое время был должностным лицом Флорентийской республики, имеющим доступ к ряду государственных тайн. Жизнь и деятельность Макиавелли относятся к периоду начавшегося упадка Италии, до XVI в. бывшей самой передовой страной Западной Европы. Сочинениями Макиавелли положено начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его политическое учение было свободно от теологии; оно основано на изучении деятельности современных ему правительств, опыта государств Античного мира, на представлениях Макиавелли об интересах и стремлениях участников политической жизни.

Государство (независимо от его формы) Макиавелли рассматривал как некое отношение между правительством и подданными, опирающееся на страх или любовь последних. Государство незыблемо, если правительство не дает повода к заговорам и возмущениям, если страх подданных не перерастает в ненависть, а любовь - в презрение.

В центре внимания Макиавелли - реальная способность правительства повелевать подданными. В книге "Государь" и других сочинениях содержится ряд правил, практических рекомендаций, основанных на его представлении о страстях и стремлениях людей и социальных групп, на примерах истории и современной ему практики итальянских и других государств.

После написания трактата "Государь" (1512) Макиавелли становится европейской знаменитостью. Весьма двусмысленная слава преследует его: с одной стороны, Н. Макиавелли сформулировал предмет политической науки, но его осуждают за создание кощунственного произведения (с антихристианской философией).

В истории по его мнению три силы: Бог, Судьба и Великая личность. Макиавелли первый, кто обратил внимание на роль личности истории.

Основные черты его учения:

1. Гуманизм: "Человек может все: изменить волю бога, изменить свою судьбу, человек может быть великим даже в злодеянии. Человек может изменить ход истории".

2. Антифатализм: стремление изменить свою судьбу.

3. Реализм. Описывал то, что есть.

Суть трактата "Государь" - учение о политике.

А) Политика - это опытная наука о реальном положении вещей. Изучает мир власти таким, каков он есть.

Б) Политика - наука о способах захвата и удержания власти. Первый сформулировал понятие власти. Власть - состояние господства и подчинения.

В) Политика - целенаправленный вид человеческой деятельности. Цель всегда одна - поддержать и предложить власть.

Г) Политика - особая сфера аморальная общественной жизни, в борьбе за власть нельзя руководствоваться моральными критериями. В оценке политических действий нельзя применять моральную оценку.

Д) Политика автономна по отношению к религии.

Е) Политика - сфера, где всякая цель оправдывает средства.

Ж) Политика - это искусство. Политике нельзя научить, первостепенное значение имеет личность. В политике нет постоянных средств успеха. Выбор средств зависит от ситуации.

Основы власти:

1. Материальные основания - сила. Многочисленная преданная армия. Сам политик должен обладать началами полководца.

2. Власть должна иметь социальную опору - народ. (Макиавелли рекомендует опираться на народ, аристократию лучше истребить.)

3. Психологические основания (чувства). Народ должен любить и (больше) бояться правителя. Есть психологические чувства, которые вредны для власти - ненависть и презрение. Нельзя грабить народ. Презрение вызывает бездеятельность правителя, его малодушие. Политика "золотой середины". Правитель должен научиться быть недобрым (умение лгать, убивать). Правитель должен казаться великим человеком.

Целью государства и основой его прочности Макиавелли считал безопасность личности и незыблемость собственности. Самое опасное для правителя, неустанно повторял Макиавелли, - посягать на имущество подданных - это неизбежно порождает ненависть (а ведь никогда не ограбишь так, чтобы не осталось и ножа). Незыблемость частной собственности, как и безопасность личности, Макиавелли называл благами свободы, считал целью и основой прочности государства.

Макиавелли воспроизводит идеи Полибия о возникновении государства и круговороте форм правления; вслед за античными авторами он отдает предпочтение смешанной (из монархии, аристократии и демократии) форме.

Религия должна быть одним из атрибутов государства, должна иметь государственный статус. Вред христианства для государства, т.к. слабость государственной ценности в государстве.

Политический идеал (двойственен).

1. Наиболее оптимальна - Флорентийская республика.

2. В трактате "Государь", абсолютная монархия - лучшая форма правления. Создание единого Итальянского государства оправдывало любые средства.

Произведения Макиавелли оказали громадное влияние на последующее развитие политико-правовой идеологии. В них сформулированы и обоснованы главные программные требования буржуазии: незыблемость частной собственности, безопасность личности и имущества, республика как наилучшее средство обеспечения "благ свободы", осуждение феодального дворянства, подчинение религии политике и ряд других. Наиболее проницательные идеологи буржуазии высоко оценили методологию Макиавелли, в особенности освобождение политики от теологии, рационалистическое объяснение государства и права, стремление определить их связь с интересами людей.


10 вопрос. Учение Жана Бодена о государстве и праве.

Ж. БОДЕН (1530-1596). Юрист, политический деятель, избирался от третьего сословия в Генеральные Штаты. Он теоретик абсолютизма во Франции. Он творец государственного права. «6 книг о республике». Впервые установил понятие суверенитета как обязательного признака государства.

Государство - правое управление множеством семей, облеченное верховой властью.

1) Государство действует сообразно со справедливостью, естественными и божественными законами.

2) Семья - главная основа государства. Домашняя власть похожа на политическую, но управляет частным достоянием, а политическая – общим. Но эта власть не должна поглощать семейного быта и частной собственности. Семейная власть должна быть едина и принадлежать мужу. Выступал против рабства.

3) Верховная власть - постоянная и абсолютная . Облеченное властью лицо может издавать любые законы, оно подчиняется закону божьему и естественному и стоит выше человеческих законов.

Устройство верховной власти (формы правления):

1) Монархия

2) Аристократия

3) Демократия

Относительно извращенных форм, Боден отмечает, что это различные качества тех же форм власти, но отнюдь не самостоятельные. Отвергает он и смешанные формы, т.к. они проигрывают единству власти.

Боден считал, что монархия - лучшая форма . Другие формы правления могут существовать только в малых государствах. Монархия должна быть непременно наследственной и передаваться по праву первородства. Не допускается наследие престола женщиной, как противоречащее естественному закону. Не допускается и разделение государственной власти между нескольким наследниками. Власть монарха ограничена только божественным и естественным законом.

Для сохранения спокойствия в государстве, правитель должен стоять выше партийных интересов, а этого можно достичь только в монархии.

Боден высоко оценивает роль Генеральных Штатов, которые представляют интересы всех трех сословий и сдерживают стремление верховной власти к произволу, предавая гласности злоупотребления. Особенно важна прерогатива Генеральных Штатов давать согласие на новые налоги, т.к. нельзя брать чужое имущество без согласия его владельца. Таким образом, Боден противоречит сам себе в этом вопросе.

Политические перемены в государстве не должны совершаться разом. Из всех причин, ведущих к переворотам, первое место Боден отдает неравномерному распределению богатства.

Рассматривает религию с точки зрения государства и государственной пользы. Он считал необходимым запретить всякие прения о религии, ибо они колеблят истину в умах, плодят раздоры. Государственная власть должна стоять выше различия вероисповеданий и держать между ними равновесие. Нельзя принуждать кого-либо к вере, т.е. Боден защищает свободу совести.

«Теория климата и почвы». Плодородие влияет на различие в правах, т.к. обитатели бесплодных земель более предприимчивы, склонны к ремеслам и искусствам. Обитатели плодородных земель таких побуждений не имеют. Все это отражается на государственном устройстве: храбрые жители Севера и горцы не выносят иного правления, кроме народного или устанавливают выборные монархии. Изнеженные обитатели юга и равнин легко подчиняются власти единого правителя.

…………………….

Теория государственного суверенитета. Политическое учение Ж.Бодена

Религиозные войны существенно мешали развитию промышленности и торговли; Франция распадалась на ряд враждующих и воюющих лагерей.

С обоснованием абсолютизма и критикой монархомахов в период религиозных войн выступил Жан Боден (1530-1596 гг.). Юрист по образованию, депутат третьего сословия на Генеральных штатах в Блуа, Боден выступал против феодальной децентрализации, против религиозного фанатизма. В сочинении “Шесть книг о государстве” (издано на французском языке в 1576 г., по латыни для всей Европы в 1584 г.) Боден впервые сформулировал и широко обосновал понятие суверенитета как существенного признака государства: “Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными”.

Власть государства постоянна и абсолютна; это - высшая и независимая власть как внутри страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти - только бог и законы природы.

Суверенитет, по Бодену, означает прежде всего независимость государства от папы римского, от церкви, от германского императора, от сословий, от другого государства. Суверенитет как верховная власть включает права издавать и отменять законы, объявлять войну и заключать мир, назначать высших должностных лиц, осуществлять верховный суд, право помилования, права чеканить монету, устанавливать меры и веса, взимать подати.

В учении о государстве Боден во многом следует Аристотелю, но не Аристотелю, искаженному и мистифицированному средневековой схоластикой, а подлинному Аристотелю, осмысленному в свете последующей истории политико-правовых учреждений.

Государство Боден определяет как правовое управление многими семьями и тем, что у них общее, на основе суверенной власти. Государство - именно правовое управление, сообразное со справедливостью и законами природы; правом оно отличается, как отмечал Цицерон, от шайки разбойников или пиратов, с которыми нельзя заключать союзов, вступать в соглашения, вести войну, заключать мир, на которых не распространяются общие законы войны.

Семью Боден называет основанием и ячейкой государства. Государство - совокупность именно семей, а не отдельных лиц; если они не будут соединены в семейства, то вымрут, а народ, составляющий государство, не умирает. Подобно Аристотелю, он различает в семье три вида властеотношений: супружеские, родительские и господские. В отличие от Аристотеля Боден не был сторонником рабства. Он считал рабство не всегда естественным, источником смут и волнений в государстве. Боден стоял за постепенную отмену близких к рабству отношений феодальной зависимости там, где они еще сохранялись.

Боден - один из первых критиков “Утопии”. Одобряя некоторые мысли “незабвенного канцлера Англии Т. Мора” о государственных порядках Утопии, Боден настойчиво оспаривает его главную идею. Государство, основанное на общности имущества, писал Боден, “было бы прямо противоположно законам бога и природы”. Частная собственность связана с законами природы, поскольку “естественный закон запрещает брать чужое”. “Имущественное равенство гибельно для государств”, - неустанно повторял Боден. Богатые и бедные существуют в каждом государстве; если попытаться уравнять их, признать недействительными обязательства, отменить контракты и долги, “то нельзя ждать ничего, кроме полного разрушения государства, ибо утрачиваются какие бы то ни было узы, связывающие одного человека с другим”.

Первостепенное значение Боден придавал форме государства. Он отвергает распространенное деление форм государства на правильные и неправильные, поскольку оно выражает лишь субъективную оценку существующих государств. Сторонники власти одного человека называют ее “монархия”, противники - “тирания”. Приверженцы власти меньшинства именуют такую власть “аристократия”, недовольные ею - “олигархия” и т. д. Между тем, рассуждал Боден, суть дела только в том, кому принадлежит суверенитет, реальная власть: одному, немногим или большинству. На том же основании Боден отрицает смешанную форму государства - власть никак не разделить “поровну”, какой-то элемент будет иметь решающее значение в государстве; кому принадлежит высшая власть принимать законы, таково и есть государство в целом.

К демократии Боден относился отрицательно: в демократическом государстве очень много законов и властей, а общее дело в упадке; толпа, народ не может постановить что-нибудь хорошее, преследует богатых, искореняет и изгоняет лучших, избирает худших.

Не одобрял Боден и аристократию, государство, где власть принадлежит коллегии знатных: среди аристократов умных людей мало, в результате правит глупое большинство; принятие решений связано с раздорами, с борьбой партий и группировок; государство недостаточно энергично подавляет возмущения народа, вечно восстающего против вельмож. По тем же причинам аристократия немыслима в большом государстве.

Наилучшей формой государства Боден считал монархию. Монарх так же естественно, как бог Вселенной, без помех повелевает подданными; он обладает властью по собственному праву (вначале приобретенному силой, затем передаваемому по праву наследования).

Ссылаясь на разум и историю, Боден писал, что первоначально все государства созданы завоеванием и насилием (а не путем добровольного соглашения, как утверждали некоторые тираноборцы). В результате справедливой войны возникли господские (вотчинные) государства, в которых монарх правит подданными как отец семьей. Таковы монархии Востока.

В Европе, рассуждал Боден, господские государства превратились в “законные монархии”, в которых народ повинуется законам монарха, а монарх - законам природы, оставляя подданным естественную свободу и собственность. Монарх не должен нарушать “законы бога и законы природы”, которые возникли раньше всех государств и присущи всем народам. Монарх, по мнению Бодена, должен быть верен слову, соблюдать договоры и обещания, установления о престолонаследии, о неотчуждаемости государственного достояния, уважать личную свободу, семейные отношения, вероисповедания (чем больше их будет, тем лучше, - меньше возможностей создания влиятельных враждующих группировок), неприкосновенность имущества.

Боден оспаривал распространенное среди тираноборцев мнение, что монархия должна быть избирательной - в период выборов неизбежны смуты, раздоры и междоусобицы; выборный монарх не заботится об общем достоянии, поскольку неизвестно, кто сменит его на престоле; этих недостатков лишена наследственная монархия, которая к тому же во Франции является традиционной (тираноборцы пытались доказать, что ранее монархи были выборными).

Боден считал наилучшей королевскую монархию - государство, в котором верховная власть (суверенитет) целиком принадлежит монарху, а управление страной (порядок назначения на должности) сложное, т. е. сочетающее принципы аристократические (на ряд должностей, преимущественно в суде и войске, король назначает только знатных) и демократические (некоторые должности доступны всем).


11 вопрос. Утопический социализм в Англии в ХVI в. («Утопия» Т. Мора).

Первоначально идеи социализма облекались в мысли христианско-этических авторов о царстве божьем. Как законченная идея сложилась в 16-17 веках. Это время зарождения новых капиталистических форм эксплуатации.

Т.МОР (1478-1535) родоначальник идеи. В 1516 г. была опубликована “Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии”. Томас Мор - правовед по образованию, “Утопия” создана им во время поездки во Фландрию в составе посольства.

«Утопия» - в переводе с греческого «место, которого нет». 1 часть - критика политических и социальных пороков современных европейских государств. 2 часть - о несуществующем острове Утопия.

Указывает на большое количество знати, обирающей народ, власти, вместо наказания виновных, обрушивающейся на бедняков кровавыми законами. Государство - заговор богачей, ратующих над своим благополучием под вывеской государства. Частная собственность есть зло.

Остров Утопия недалеко от Америки, на нем 54 города живут в условиях полного коммунизма. Семья - основная общественная ячейка. В городе семья занимается определенным ремеслом. В деревенской семье 40 взрослых человек (в городской - от 10 до 16 человек), если ребенок хочет заниматься другим ремеслом, он должен быть усыновлен другим семейством.

Вокруг города - поля, которые обрабатываются горожанами поочередно. Часть горожан переселяются туда, уступая место тем, кто по истечении 2 лет работы на полях возвращаются в город. Все произведенные продукты перевозятся в общественные дома, отсюда глава семьи получает все необходимое по потребности на семью. Обедают в общих столовых. Рабочий день 6 часов.

Рост производительности и изобилие объясняется:

1. Отсутствием праздных людей (богачей, воинов, нищенствующих)

2. Женщины работают как и мужчины

3. От физического труда освобождаются должностные лица и те, кто призван заниматься наукой. Если себя не оправдывают – их возвращают к физическому труду.

4. Самих нужд меньше, т.к. нет пустых прихотей и мнимых потребностей. Каждый носит одинаковую одежду, дома определяются для проживания по жребию; золото и серебро хранятся лишь на случай внешней войны.

Общности жен нет. Браки строго охраняются законом, они нерасторжимы. Развод возможен в случае прелюбодеяния супруга, либо нестерпимо тяж характера. Виновный в разводе не может вступить в брак вторично. Оскорбление брачного союза - пожизненное рабство.

Неприятные работы выполняют рабы и посвятившие себя этому люди. Рабы - осужденные за преступление и выкупленные за границей осужденные к смерти, а также военнопленные, взятые с оружием в руках.

Управление 54 городами осуществляется на выборной основе. Все должностные выбираются на 1 год за исключением князя, который избирается пожизненно. Важные дела города решаются Собранием должностных лиц, а иногда - Народным собранием.

30 семей избирают филарха . Во главе 10 филархов стоит протофиларх .

Во главе государства князь и Сенат (находится в столице для решения общих дел) по три депутата от каждого города.

Религии у утопийцев разные, но все сходятся к поклонению единому божеству. Законов мало, адвокатов нет.

Общественное устройство Утопии строится на 2 началах, отрицавшихся в античном мире: равенство людей и святость труда.

1. Установите соответствие между датой и событием.

1-в, 2-г, 3-а, 4-д, 5-б

2. К последствиям идеи Лютера об оправдании верой не относится:

5 - К последствиям идеи Лютера об оправдании верой не относится практика продажи индульгенций.

3. Определите, какие характеристики относятся к Мартину Лютеру, а какие – к Жану Кальвину.

Мартин Лютер - е, б, а

Жан Кальвин - в, д, г

4. Установите соответствие между терминами и их определениями.

1-б, 2-д, 3-г, 4-а, 5-в

5. К проявлениям Контрреформации не относится:

4 – сожжение на костре Мигеля Сервета

6. Установите соответствие между датой и событием.

1-б, 2-в, 3-а, 4-г

7. Определите, что из перечисленного относится к правлению Генриха 4, а что – Людовика 14.

Генрих 4 Бурбон - а, в

Людовик 14 - г, б

8. Благодаря поступлениям в казну серебра из Америки правители Испании смогли:

Стр. 34

9. К причинам упадка экономики Испании в 17 в. не относится:

10. Установите соответствие между датой и событием.

1-б, 2-а, 3-г, 4-в

11. К причинам освободительной борьбы в Нидерландах против Испании не относится:

2 - выгодное географическое положение Нидерландов.

12. К причинам голландского «экономического чуда» 17 в. не относится:

3 – богатые природные ресурсы

13. Для «нового дворянства» в Англии 16-17 вв. не характерно:

5 - стремление прежде всего искать источники доходов на королевской службе;

6 - стремление приобрести влияние в парламенте.

Стр. 35

14. Установите соответствие между датой и событием.

1-г, 2-в, 3-б, 4-е, 5-д, 6-а

15. Определите, какие из перечисленных проблем, нараставших в Англии накануне революции 1640-1660 г., относятся к сферам политики, экономики, религии.

Политика - а, б, д

Экономика - г, в, б

Религия - е, в, д

16. Установите соответствие между датой принятия документа и его названием.

1-д, 2-в, 3-г, 4-а, 5-б

Стр. 36

17. Установите соответствие между названием документа и его содержанием.

1-д, 2-а, 3-е, 4-в, 5-б, 6-г

18. Определите, что из перечисленного относится к правлению Фердинанда 1 Габсбурга, а что – к правлению его внука Рудольфа 2.

Фердинанд - а, д, в, е

Рудольф - в, а, б, г

19. Установите соответствие между датой и событием.

1-г, 2-в, 3-б, 4-а, 5-д

Стр. 37

20. Итальянские войны 1494-1559 гг. велись:

4 – Испанией и Францией

21. К причинам Тридцатилетней войны не относятся:

22. Какие факторы относятся к Эразму Роттердамскому, какие – к Никколо Макиавелли, а какие - к Томасу Мору.

Эразм Роттердамский - б, д

Никколо Макиавелли - а, г

Томас Мор - в, е

23. Какие факты относятся к Мигелю де Сервантесу, а какие – к Уильяму Шекспиру.

Мигелю де Сервантесу - а, б, г

Уильяму Шекспиру - в, д, е

Стр. 38

24. Какие высказывания относятся к Рембрандту Харменсу ван Рейну, а какие - к Диего Веласкесу.

Рембрандт Харменс ван Рейн - д, а, в

Диего Веласкес - б, г, е

25. По какому принципу составлены ряды?

1 – художники эпохи Возрождения

2 – художники Северное Возрождение

3 – крупнейшие представители стиля барокко

4 – эпоха классицизма (театр)

26. Установите соответствие между именами ученых 16-17 вв. и сделанными ими открытиями.

Изменения в Европе в 16 - 17 веках:

1) Заложены основы капиталистического способа производства. Строятся мануфактуры т.к. появились свободные капиталы и наёмные рабочие.

2) Великие географические открытия принесли Европе баснословные доходы. Развитие международной торговли укрепило экономику.

3) Необходимость новой внешней политики (колониальная экспансия). Укрепила центральную власть, в Европе устанавливается абсолютизм (форма правления, при котором монарху принадлежит неограниченная власть).

4) Происходят первые буржуазные революции, которые приведут к падению самодержавия, устанавливаются первые буржуазные республики, в которых соблюдаются права и свободы человека.

5) Ослаблено влияние церкви, поэтому происходит бурное развитие образования, наук, философии, искусства и литературы.

Модернизация - это обновление средств производства в связи с техническим прогрессом, появление новых технологий, станков и механизмов.

Эпоха возрождения (Ренессанс) - это эпоха европейской культуры, когда на смену культуре средних веков приходит культура нового времени. Возрождается интерес к античности, дворцовой архитектуре, веселым праздникам и т.д., начиная с 15 века.

Реформация (в переводе - преобразование) - это массовое религиозное движение в Европе, направленное на преобразование католического христианства.

Идеологи - Мартин Лютер (1483- 1546) и Жан Кальвин (1509 - 1564).

Они выступали против посреднической роли церкви между богом и человеком, против церковных налогов и монастырского землевладения. В результате реформации появится новое течение христианской церкви - протестантизм, который утверждается в качестве государственной религии в большинстве стран Европы: Германия, Англия, Франция и Наварра (движение гугенотов), Швейцария, Голландия, Дания, Швеция и др.

Вопрос 2. Переход от традиционного к индустриальному обществу в Европе 16 -17 вв.

Западная Европа – первая цивилизация, в которой зародились, обрели силу и одержали победу первые буржуазные отношения, т.е. произошел формационный сдвиг – от феодализма к капитализму (а если будем использовать цивилизационный подход - переход от традиционного общества к индустриальному). Впервые они появились в крупных торговых городах Италии еще в конце XIV в. В XV–XVI вв. распространились во многих странах Западной Европы: в Германии, Франции, Англии, Испании и Португалии. С течением времени этот процесс охватил большую часть мира.

1) Традиционное общество характеризуется господством сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла. В таких обществах преобладает экстенсивный путь развития и ручной труд. Собственность принадлежит общине или государству. Частная собственность не является ни священной, ни неприкосновенной. Социальная структура традиционного общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна. Социальная мобильность фактически отсутствует. Поведение человека в обществе регулируется обычаями, верованиями, неписанными законами. В политической сфере господствует церковь и армия. Человек полностью отчужден от политики. Власть ему представляется большей ценностью, чем право и закон. Духовная сфера человеческого бытия приоритетна над экономической.

2) В индустриальном обществе базой является промышленность, основанная на машинной технике, преобладает интенсивный путь развития. Стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения. В социальной сфере значительна социальная мобильность. Резко сокращается численность крестьянства, происходит урбанизация. Появляются новые классы – промышленный пролетариат и буржуазия. Для человека характерны признаки индивидуализма и рационализма. Происходит секуляризация сознания. В политической сфере возрастает роль государства, постепенно складывается демократический режим. В обществе господствует право и закон.

Признаки феодализма:

  • хозяйство натуральное, труд ручной;
  • наличие двух классов – феодалов и зависимых крестьян;
  • феодалам принадлежат средства производства, крестьяне обладают личной собственностью на орудия труда и выполняют различные повинности в пользу феодалов.

Признаки капитализма:

  • товарно-денежные отношения, машинный труд;
  • наличие двух классов – буржуазии и пролетариата;
  • буржуазии принадлежат средства производства, пролетариат лично свободен и вынужден продавать свою способность к труду.

Вопрос 3. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.

Самые известные мореплаватели и их открытия.

1) Бартоломео Диаш (1488 год) – португалец.

Первым из Европейцев проплыл вокруг Африки в Индию.

2) Христофор Колумб (1492 год)

Открыл остров Гаити (Куба), Сан-Сальвадор и Саргассово море. Был объявлен королем присоединенных в Америке земель.

3) Америго Веспуччи (1499-1504 год)

Первым догадался, что Америка - не Индия, а новый континент и открыл Бразилию.

4) Васко-да-Гама (1497-1498 года)

Путешествовал в Индию вокруг Африки. Благодаря ему начинается португальская колонизация Индии.

5) Фернан Магеллан (1519-1521 года)

Первое кругосветное путешествие.

6) Эрнан Кортес - испанский конкистадор, завоеватель Мексики (1519-1521 года). Жестоко расправлялся с индейскими племенами.

7) Ермак, Василий Поляков, Семен Дежнев, Ерофей Хабаров (1581-1640) -

освоение Сибири.

8) Вильям Баренц (1596-1597 года)

Открыл Баренцево море и остров Шпицберген.

Значение великих географических открытий:

1) Прорыв в экономике.

2) Новое в культуре, зоологии, ботанике, этнографии.

3) Появляются новые продукты питания: картофель, кукуруза, помидоры, табак, кофе, какао, шоколад, кола и каучук.

Вопрос 4. Европа в 17 веке: государство и власть. Дипломатия. Система коалиций.

Что происходи в Европе в 17 веке?

Образование централизованных государств, религиозные войны, голод, революции. Первая буржуазная революция произошла в Голландии в 1566 году. В результате Голландия, которая была колонией Испании, добилась независимости, создала парламент и стала лучшей европейской страной в торговле и судостроении.

Правит династия Валуа, однако все короли – Франциск II и Карл I - правят недолго и умирают бездетными. В 1572 году по инициативе королевы-матери Екатерины Медичи произошла Варфоломеевская ночь, когда убили всех гугенотов (протестантов), приехавших в Париж на свадьбу Генриха Наваррского и Маргариты Валуа. После смерти последнего короля из династии Валуа Генриха III, умершего молодым и бездетным, династия пресеклась.

Самые знаменитые короли Франции

Генрих IV Наварский (1594-1610 года) стал королем Франции и основал новую династию Бурбонов. Его сын Людовик XIII (1610-1643 года) распустил парламент - Генеральные Штаты. При нем страной управлял гениальный политик, добившийся процветания Франции – кардинал Ришелье. Людовик XIV (1643-1715 года) построил Версаль и укрепил абсолютизм. Его сын Людовик XV (1715 – 1774) продолжал его политику. Его внук Людовик XVI был казнен якобинцами по приговору суда в январе 1793 года. В октябре того же года была казнена и его жена Мария Антуанетта.

Германия.

Родина реформации: на территории Германии жили Мартин Лютер и Жан Кальвин - идеологи протестантизма.

Самая знаменитая война 17 века - тридцатилетняя война, в которой участвовали все страны Европы. (1618-1648 года).

Вопрос 5. Английская революция (1640-1649 г).

В 1640 году Англия была передовой державой и имела первоклассный флот. Дворяне хотели передачи законодательной власти парламенту, который был распущен королём Карлом I в 1628 году. Восстание возглавил Оливер Кромвель, который создал парламентскую армию, разгромил королевские войска и взял в плен короля Карла I, который был казнен по приговору суда в 1649 году.

Англия стала республикой. Кромвель возглавлял Верховный совет и занимал должность лорда-протектора до своей смерти в 1658 году. Сын Оливера Кромвеля не смог удержать власть и в Англии снова начинается гражданская война.

В 1688 году в Англии происходит государственный переворот, устанавливается конституционная монархия с ограниченной властью короля. Королем избран правитель Голландии Вильгельм Оранский.

Вопрос 6. «Просвещенный абсолютизм» в Австрии, Пруссии, России.

"Просвещенный абсолютизм" - это форма правления 17-18 века, при которой монарху принадлежит абсолютная власть, но в этих государствах люди чувствуют себя свободно. Почти свободно печатается пресса. Появляется множество учебных заведений, Академия Наук. Финансируются научные исследования и экспедиции. Императоры и императрицы переписываются с самыми известными философами-просветителями (Вольтер, Дени Дидро).

Примеры: Австрия (Мария Терезия (1765-1780 года)), Пруссия (Фридрих II (1740-1786 года)), Франция (Людовик XIV (1643-1715 года)), Россия (Екатерина II (1762-1796 года)).

Вопрос 7 . Век Просвещения: теория общественного равенства. Культ Разума.

Век Просвещения - это 18 век, который дал Европе свободу слова, расцвет философии, науки, культуры, образования.

На протяжении 16-18 вв. географические открытия постоянно расширяли кругозор европейца: мир стремительно увеличивался. Если в 15 в. хорошо известные в Европе земли простирались от Индии до Ирландии, то к началу 19 столетия испанцы, англичане, голландцы, французы владели всем миром. Полоса выдающихся открытий, начатая Николаем Коперником, была продолжена трудами Исаака Ньютона, сформулировавшего закон всемирного тяготения. В результате их трудов к концу 17 в. прежняя картина мира стала вчерашним днем даже в глазах обывателей: Земля - библейское средоточение мироздания - из центра Вселенной превратилась в один из немногих спутников солнца; само же Солнце оказалось лишь одной из звезд, дополняющих собой бесконечный Космос.

Так родилась наука нового времени . Она разорвала традиционную связь с богословием и провозгласила своими основами эксперимент, математический расчет и логический анализ. Это привело к появлению нового мироведения, в котором понятие "разум", "природа", "естественный закон" стали главными. Отныне мир виделся гигантским сложным механизмом, действующим по точным законам механики (не случайно механические часы – любимый образ в сочинениях политиков, биологов и врачей в 17-начало 18 вв.). В столь хорошо отлаженной системе почти не оставалось места для Бога. Ему отвели роль зачинателя мира, первопричины всего сущего. Сам же мир, как бы получив толчок, в дальнейшем развивался самостоятельно, в соответствии с природными законами, которые Творец создал всеобщими, неизменными и доступными для познания. Это учение получило название деизм , имело много последователей среди естествоиспытателей 17-18 вв.

Но, пожалуй, наиболее важным шагом, на который отважилась новая философия, стала попытка распространить действующие в природе законы на человеческое общество. Появилось и крепло убеждение: и сам человек, и общественная жизнь подвластна неизменным естественным законам. Их нужно только обнаружить, записать, добиться точного и всеобщего исполнения. Был найден путь к созданию совершенного общества, построенного на "разумных" основаниях,- залог будущего счастья человечества.

Поиски природных законов развития общества способствовали возникновению новых учений о человеке и государстве. Одно из них - теория естественного права , разработанная европейскими философами 17 в. Т. Гоббсом и Д. Локком. Они провозгласили природное равенство людей, а стало быть, и естественное право каждого человека на собственность, свободу, равенство перед законом, человеческое достоинство. На основе теории естественного права складывался и новый взгляд на происхождение государства. Английский философ Локк считал, что переход некогда свободных людей к "гражданскому обществу" - результат "общественного договора", заключенного между народами и правителями. Последним, согласно Локку, передается некоторая часть "естественных прав" сограждан (правосудие, внешние сношения и т.п.). Правители обязаны защищать остальные права – свободы слова, веры и право частой собственности. Локк отрицал божественное происхождение власти: монархи должны помнить, что они – часть "гражданского общества".

Началась целая эпоха в истории культуры Запада, принесшая с собой новое, глубоко отличающееся от средневекового, понимание мира и человека. Ее назвали эпохой Просвещения – по наименованию мощного идейного течения, которое к середине 18 в. широко охватило страны Европы и Америки. В 18-19 вв. оно оказывало сильное влияние на науку, общественно-политическую мысль, искусство и литературу многих народов. Вот почему 18 столетие вошло в историю Век Разума, Век Просвещения .

Это движение представляли выдающиеся философы, ученые, писатели, государственные и общественные деятели разных стран. Среди просветителей были аристократы, дворяне, священники, адвокаты, преподаватели, торговцы и промышленники. Они могли придерживаться различных, порой противоположных взглядов на те или иные проблемы, относиться к разным вероисповеданиям или отрицать существование Бога, быть стойкими республиканцами или сторонниками легкого ограничения монархии. Но всех их связывала общность целей и идеалов, вера в возможность создания справедливого общества мирным, ненасильственным путем. "Просвещение умов", цель которого – раскрыть людям глаза на разумные принципы организации общества, продвинуть их мира и самих себя, - вот в чем суть Просвещения и главный смысл деятельности просветителей.

Вопрос 8. Технический прогресс и Великий промышленный переворот в Европе 17 века.

Продолжаются географические открытия. Строятся города, фабрики, заводы, появляются новые станки, паровой двигатель, конвейер и другие технические новинки. Корабли, новое оружие, тактика боя.

Промышленный переворот это следствие научно-технического прогресса и социального развития европейских государств, прежде всего Англии.

В историографии под промышленным переворотом понимают совокупность научно-технических, экономических, социальных и политических сдвигов или глубоких изменений, которые ознаменовали переход от мануфактурной стадии производства к фабричной системе капиталистического производства или социалистического, опирающейся на систему машин или машинную технику. В результате промышленного переворота рыночная капиталистическая экономика получила свою техническую базу. Это общество, основанное на частной собственности и рыночной экономике и капиталистическом производстве утвердилось окончательно в тех странах, где этот переворот произошел. Если говорить марксистским языком, то эта формация получила базу и встала на ноги. Наиболее отчетливо классическую форму промышленный переворот принял в Англии, от которой все отталкиваются как от эталона измерения. Было это вызвано тем, что в Англии раньше всего созрели необходимые для этого условия.

Научно-технические условия были освещены на прошлой лекции. Это изобретение рабочих машин, которое с 1760-х годов дало начало промышленному перевороту.

А социально-экономические условия это: развитие процессов первоначального накопления капитала, которые означают формирование двух полюсов. Верхнего полюса: капитала, который требует своего применения, иначе это будет «сундук скупого рыцаря». И внизу – огромные массы дешевых средств производства и людей, продающих свои руки, свой труд.

Этот процесс первоначального накопления был наиболее глубок в Англии, в результате раскрестьянивания деревни, огораживания и формирования рынка земли, что стало последствием двух революций: Великой и Славной революции 17 века.

По степени трансформации общества, которое претерпевали европейские страны, современники очень часто сравнивают этот переворот с глубокой политической революцией. Поэтому в историографии, кроме термина промышленный переворот часто употребляют термин промышленная революция.

Начался промышленный переворот в силу изложенных причин в Англии в 60-е годы.

1769 год Аркрайт изобретает ватер-машину, создает первую фабрику, на которой работает несколько сот человек. А через 20 лет в Англии, где население около 6 миллионов человек, т.е. к концу 1780-х годов 18 века работает 143 подобных прядильных фабрики. На каждой из них крутится 700-800 и больше человек. Это все промышленный пролетариат, в основном пока женщины и дети.

Изобретение ткацкого станка приводит к тому, что не только хлопко-прядильная, но хлопко-ткаческая промышленность развивается. Происходит технический прогресс, подвижки в химической промышленности, потому что ткани надо отбеливать, красить и т.д.

Изобретение паровой машины двойного действия Ватта, окончательный вариант, который дал Англии к концу 18 века 11% прироста валового продукта, приводит к тому, что возрастает спрос на металл, поскольку из металла делают станки и паровые машины. Соответственно технический прогресс охватывает металлургическую, черную, цветную промышленность и т.д.

В итоге с начала 19 века начинается переворот на транспорте. Изобретение парового транспорта на колесах, парохода. Начало этого переворота приводит к тому, что в стране, в Англии, а затем и в других странах, возникают индустриальные промышленные центры, где эти фабрики концентрируются, растет население рабочее, которое с утра до ночи на этих фабриках работает по 14-16 часов. Растет рынок сельско-хозяйственных продуктов. Поэтому вокруг этих центров, того же Бирмингема, Манчестера в Англии формируются районы интенсивного сельского хозяйства, огородничества, мясо-молочного хозяйства, которые снабжают эти растущие города.

Прогресс промышленности в Англии, спрос во всем мире на эти машины и изделия фабрично-заводской промышленности приводят к тому, что уже в первой трети 19 века Англия становится «мастерской мира», снабжающей товарами всю Европу и весь мир.

Рост экономической мощи способствует тому, что растет политическая и военная мощь Англии. Все это приводит к быстрому изменению демографии и экономической географии той же Англии.

Демография: население Британских остров на 1756 год – 5 миллионов 590 тысяч человек. Через 100 лет – уже около 16 миллионов человек! Жить стало лучше, и пошел процесс. И это несмотря на то, что Англия постоянно ведет войны, и огромный поток мигрантов с Британских островов выезжает за лучшей долей куда угодно: в Австралию, США, Канаду.

Географические изменения: из практически ничего, из местечек, которые знают только

Вопрос 9. Образование США.

Образование США.

США к концу 18 века состояло из 13 независимых колоний: северные колонии обладали развитым производством, Южные - плантаторским с рабским трудом. Причина войны за независимость - политика ограблений колоний Англией. В 1774 году в городе Филадельфия собрался Первый Континентальный конгресс, который утвердил петицию о независимости. В ответ Англия развернула военные действия, но потерпела поражение от войск Джорджа Вашингтона. В результате Англия была вынуждена признать независимость США.

1781 год - Статьи Конфедерации, утвердившие союз тринадцати штатов.

1787 год - принятие Конституции США (действует до сих пор).

1791 год - Билль о правах - первые 10 поправок к Конституции, содержащие права и свободы человека.

Вопрос 10. Французская революция 17 века.

Великая буржуазная революция (1789 - 1799 года)

Этапы революции:

1) 14 июля 1789 год - взятие Бастилии. Восстание распространяется на всю территорию Франции, король арестован.

3) Государственный переворот и якобинская диктатура 1793 год: казнь короля и королевы. Массовые убийства дворян. Гильотина - специальная машина для отрубания голов. Якобинцы - Дантон, Робеспьер, Марат, Демулен – лидеры якобинцев, которые инициировали страшный террор. За 7 месяцев 1793 года в Париже было казнено 4 миллиона человек! Все лидеры якобинцев в последствии были казнены.

4) Переворот 9 Термидора. Установление режима Директории. Во Франции принята новая конституция. Страной правит вместо парламента Совет Пятисот. Продолжается война.

5) Переворот 18 Брюмера (9 ноября 1799 год) и приход к власти Наполеона Бонапарта. Наполеон с гвардейцами разогнал Совет Пятисот и возглавил временное правительство. Три консула исполняли обязанности президента - Наполеон Бонапарт, Роже Дюко и Сийес. Вскоре два других консула передали Наполеону чрезвычайные полномочия. Вскоре Наполеон стал императором, но он сохранил парламент, конституцию и все демократические достижения революции.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Фортунатов В.В. «История». Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров и специалистов. СПб., ПИТЕР, 2014. 464 с. 1 экз.

2. Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н. «История». Учебное пособие. М., НИЦ ИНФРА-М, 2013. 528 с. 1 экз.

3. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. «История Отечества с древнейших времен до наших дней». Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. М., Издательство «Мастерство», 2012. 360 с. 19 экз.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Апальков В.С., Миняева И.М. «История Отечества». Учебное пособие. 2-е издание. М., Альфа-М; НИЦ ИНФРА-М, 2012. 544 с. 1 экз.

2. Кузнецов И.Н. «История Отечества в тестах – готовимся к ЕГЭ». Ростов-на Дону, Феникс, 2012. 224 с. 2 экз.

3. Моряков В.И., Федоров В.А., Щетинов Ю.А. «Основы курса истории России». Учебник.

М., ТК Велби, «Издательство Проспект», 2013. 464 с. 1 экз.

4. Ключевский В.О. «Полный курс русской истории в одной книге». М., АСТ; Астрель-СПб., 2012. 510 с. 6 экз.

5. Соловьев С.М. «История России с древнейших времен». М., Эксмо, 2011. 1024 с. 8 экз.

6. Васильев Л.С. «Всеобщая история». Учебное пособие в 6-ти томах. М., Высшая школа, 2010. Том 1. 448 с. Том 3. 606 с. 1 экз.

7. Богуславский В.В. «Правители России: биографический словарь». М., ОЛМА ПРЕСС Гранд Переплет, 2012. 912 с. 2 экз.