Методы исследования ощущений. Лабораторные пробы. Ii. ощущения. исследование ощущений психофизическими методами Методика исследования ощущения в психологии

Переходя к количественной стороне ощущений (т. е., главным образом, к их интенсивности), я прежде всего должен сказать, что исследование интенсивности ощущений в течение очень долгого времени привлекало к себе огромный интерес, и психологи.затратили массу энергии на разработку этой области. Этот интерес вполне понятен. Дело в том, что именно в области ощущений возможно наиболее точное измерение внешних раздражителей, действующих на нашу психику. Поэтому именно в этой области были впервые сделаны попытки ввести математику и измерение в область психологии.

Еще Кант во второй половине XVIII столетия не допускал возможности, чтобы психология могла когда-нибудь сделаться точной наукой в том смысле, в каком мы применяем этот термин к естественным наукам. Главное основание он видел в том, что в психологии невозможно измерение. В то время как внешние предметы имеют два измерения - во времени и в пространстве, психологические процессы, как считал Кант, могут протекать только во времени. Пространственности психические явления не имеют и, следовательно, измерению они недоступны. Но уже в начале XIX столетия немецкий философ Гербарт предпринимает подробно разработанную и теоретически обоснованную попытку ввести в область психологии измерение и, следовательно, дать психологии возможность сделаться точной наукой. У Гербарта эта попытка носит еще чисто теоретический, умозрительный характер. Впоследствии же, благодаря работам Вебера и исследованиям Фехнера, явилась возможность фактического обоснования этих предположений, и именно путем приложения к измерению психических явлений экспериментального метода.

Так как в течение очень продолжительного времени попытки ввести измерение в психологии ограничивались почти исключительно областью ощущений и простейших восприятий, то я и остановлюсь прежде всего на методах, применявшихся к исследованию ощущений.

Первым методом является метод постепенных изменений, или метод едва заметных разниц.

Я уже демонстрировал вам этот метод в опыте с часами: испытуемый сидит, обернувшись к экспериментатору; экспериментатор, держащий в руке карманные часы, отходит от него на такое расстояние, что тиканье часов не слышно ему, затем постепенно приближается к нему, пока испытуемый не скажет, наконец, что слышит едва заметное тиканье часов. Этим путем устанавливается минимальный порог раздражения, или та минимальная интенсивность раздражителя, которая еще может быть воспринята испытуемым. Затем экспериментатор подходит еще ближе и просит сказать, когда ощущение станет чуть-чуть больше, т. е. старается установить разностный порог раздражения, соответствующий едва заметному приросту ощущения.

В смысле точности опыт с часами, конечно, примитивен; для более точных исследований существуют особые приборы, где постепенный прирост раздражителя может быть точно измерен и выражен в цифрах. Метод едва заметных различий может применяться нс только в области слуховых.

по и в области всех остальных родов ощущений. Вы можете взять кар тонный экран, в середине которого вставлен кружок из промасленной бумаги Находящийся сзади источник света постепенно придвигается к экрану, и испытуемый должен отметить тот момент, когда он, наконец, заметил прирост интенсивности освещения. Мерилом раздражителя служит расстояние, на которое пришлось передвинуть источник света (разносный порог раздражения).

При подобного рода исследованиях необходимо производить не только опыты с постепенным увеличением раздражения, но также и опыты с постепенным его уменьшением (например, отодвигая от испытуемого источник света или звука). Обычно ставят несколько повторных исследований с постепенным усилением раздражителя, а затем с постепенным его ослаблением; записывают те и другие результаты и берут среднюю величину.

Второй метод - это так называемый метод истинных и ложных случаев.

Производится соответствующий опыт с прибором академика Бехтерева для исследования слуховых ощущений.* Экспериментатор дает один за другим два раздражения (например, два звука), отличающиеся друг от друга на величину, несколько меньшую, чем разностный порог; испытуемый должен сказать, которое раздражение было сильнее. Опыт повторяется много раз, и затем результат вычисляется по формуле -, т. е. берется отношение числа верных ответов (г) к общему числу опытов (п). Обычно принимают, что если число правильных ответов больше половины, то мы уже имеем известные шансы за то, что здесь была не простая случайность, а известное распознавание. Если же число правильных ответов достигает 75%, то процесс различения, несомненно, здесь происходит. Существуют сложные формулы для того, чтобы из результатов, полученных при помощи метода истинных и ложных случаев, получить непосредственно величину разностного порога для данного случая. Но эти сложные приемы имеют значение лишь для специальных исследований, почему я и не буду здесь о них распространяться.

Третий метод - это метод средней ошибки.

Производится опыт с прибором д-ра Владимирского для исследования глазомера. Экспериментатор подвигает справа налево черную нить, укрепленную вертикально, и просит испытуемого сказать, когда эта линия будет находиться посредине. На задней стороне прибора нанесены деления в миллиметрах, и по этим делениям можно судить о величине сделанной испытуемым ошибки. Повторив этот опыт много раз, вычисляют затем среднее из всех сделанных в том и другом направлении ошибок, а также среднее колебание в величине этих ошибок.

Эти три метода наиболее часто употребляются при исследовании ощущений, а также при изучении отношений, существующих между ощущениями и соответствующими им разражителями. Этот последний вопрос - об отношении между интенсивностью ощущения и интенсивностью раздражения - был впервые подробно исследован немецким физиологом Э. Г. Вебером. Поэтому и установленный им закон известен под именем закона Вебера.

Вебер работал над восприятием длины линий и над пространственными ощущениями кожи, исследуя эти последние при помощи прикосновения двумя концами циркуля к коже. Опыты эти показали, что прирост ощущения не прямо пропорционален приросту раздражения, но что чем больше абсолютная величина раздражения, тем больший нужен прирост для того, чтобы он был воспринят испытуемым. Например, на коллективном опыте с падающими шариками я показал вам, что на таком уровне, когда звук сравнительно слабый, известная разница ясно ощущается большинством испытуемых, но когда мы производим тот же опыт на более высоком уровне, взяв ту же самую разницу в интенсивности звуков, то огромное большинство ответов уже не соответствует действительности: для получения того же количества правильных ответов, как и раньше, приходится значительно увеличить разницу между двумя звуками.

Вебер установил, что величина нужного прироста раздражения находится в известном постоянном отношении к абсолютной величине раздражения. Для ощущений давления и для звуковых ощущений это отношение равняется 1/3; так, например, если мы имеем на руке тяжесть в 9 граммов и будем исследовать по методу минимальных изменений, какой прирост нужен, чтобы испытуемый почувствовал едва заметный прирост ощущений, то увидим, что надо довести тяжесть до 12 граммов. Если основная тяжесть равна 60 граммам, то надо увеличить ее на 20 граммов и т. д. Для световых ощущений величина прироста должна равняться 1/100 основного раздражения, а для ощущений мышечного чувства 1/17. Итак, закон Вебера состоит в следующем: для получения едва заметного прироста ощущения раздражитель должен возрастать таким образом,чтобы величина прироста находилась к величине раздражителя всегда в одном и том же отношении, причем для каждого определенного рода ощущений это отношение остается постоянным.

Впоследствии Фехнер воспользовался этим законом, видоизменив его известным образом для того, чтобы доказать возможность применения математики к психологии.

Если мы обозначим едва заметный прирост ощущения через К, абсолютную величину раздражения через R, а прирост его через AR, то вышеозначенное положение представится в виде следующей

Причем С обозначает постоянную величину.

Это можно изобразить графически.

На графике видно, что при одинаковых приростах ощущения К (AM, МР, PR и т. д.) раздражение R (АС, MN, PQ, RS и т. д.) должно каждый раз увеличиваться на все большую и большую величину, причем эта величина является строго определенной, оставаясь все время в одном и том же отношении к абсолютной величине имеющегося налицо раздражения. Отсюда вытекает следующая формулировка закона Вебера: ощущения возрастают в арифметической прогрессии, в то время как раздражения - в геометрической.

Закон Вебера, проверенный и подробно разработанный Фехне- ром, сыграл огромную роль в развитии экспериментальной психологии вообще и, в частности, в вопросе о возможности применения математики к психологии. Фехнер придал ему следующую математическую формулировку. Если мы примем, что отношение, уста-

новленное Вебером: К = С -=р, приложимо также и к бесконечно

малым различиям ощущений и раздражений, то К превращается в дифференциальную величину dE (Е - ощущение), a AR - в dR (R - раздражение) и получается дифференциальное уравнение:

dE = Интегрируя его и принимая раздражение, соответствую-

щее минимальному порогу ощущения, равным 1, получаем в конце концов формулу: Е = CIoqnatR, ощущение равняется логарифму раздражения, названную Фехнером психофизической формулой.

Основываясь на законе Вебера, Фехнер далее пытался доказать возможность точного измерения в области психических величин. Он основывался на том, что психические величины могут быть измеряемы в двух направлениях: во-первых - во времени, во- вторых - в своей интенсивности. Обыкновенно против возможности количественного измерения ощущений выставляются следующие возражения. Когда я измеряю протяженность, вес и другие свойство физического тела, то я всегда имею известную мерку, единицу измерения (грамм, аршин и пр.), однородную с измеряемым телом и его свойствами. Благодаря этому можно сказать, что единица измерения столько-то раз содержится в длине или весе измеряемого тела. Между тем при измерении ощущений такой мерки не может быть, так как физический раздражитель не однороден с вызываемыми им ощущениями. И вот Фехнер сделал первое допущение, именно он принял за такую единицу измерения едва заметную величину ощущения, или порог ощущения: тот минимальный звук, который мы еще воспринимаем при полной тишине, то чрезвычайно слабое световое ощущение, которое мы еще можем воспринять на абсолютно черном фоне, например, в полной темноте, на черном очень слабо освещенном бархате и т. д.

Далее Фехнер сделал еще и второе допущение, обозначив едва заметные приросты ощущений (или так называемые разностные пороги ощущений) также через 1 и, таким образом, приравняв их друг к другу и к минимальному порогу ощущения. После такого допущения является уже действительно возможным измерять ощущения различной интенсивности совершенно в том же смысле, в каком мы измеряем физические явления. Так, например, ощущение яркого света мы будем рассматривать как состоящее из большого числа едва заметных ощущений. Пушечный выстрел будем приравнивать по интенсивности стольким-то ружейным выстрелам и т. д.

Не довольствуясь одними теоретическими рассуждениями, Фехнер путем огромного количества опытов, произведенных им над различными родами ощущений, подтвердил закон Вебера и доказал приложимость его почти ко всем родам наших ощущений. Ввиду этого он назвал закон Вебера основным психологическим законом. Фехнер предположил, что закон этот имеет основное значение для всей нашей психической жизни, что он выражает собой то отношение, которое существует вообще между действующими на нас внешними раздражителями и теми психическими переживаниями, которые возникают под влиянием этих раздражителей. И действительно, факты показывают, что закон Вебера, математически формулированный Фехнером, имеет чрезвычайно широкое распространение в нашей психической жизни. Приведу несколько примеров, указанных самим Фехнером. Когда мы сидим в очень тихой обстановке, то слышим малейший звук; наоборот, когда в комнате шумно, тогда надо говорить громко, чтобы быть услышанным, т. е. прибавка слухового раздражения к уже имеющемуся должна быть гораздо более значительной. Другой пример, из области зрительных ощущений. Почему мы днем не видим звезд на небе? Не потому, чтоб их днем там не было, а потому что днем яркий солнечный свет образует для них слишком светлый фон; необходим значительный прирост светового раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение светлого пятна на этом фоне. И мы действительно видим, что некоторые очень яркие кометы бывают видны также и днем. Наоборот, ночью, в особенности когда нет луны, освещение неба настолько незначительно, что звезды воспринимаются отчетливо.

Но не только в области ощущений, а и в области чувствований мы имеем также отношения, напоминающие собой закон Вебера. Так человек, много натерпевшийся горя, воспринимает малейшее облегчение, малейшую радость или проявление участия гораздо интенсивнее, чем человек, избалованный судьбой. У первого радостных ощущений в жизни очень мало, и потому малейший прирост в этом направлении чувствуется им совершенно отчетливо; наоборот, второй большую часть своей жизни проводит в удовольствии, и потому ему надо что-нибудь экстраординарное, чтобы вызвать в нем прирост удовольствия.

Такое широкое распространение данного отношения в психической жизни человека и заставило Фехнера придать этому закону основное значение и считать его основным психофизическим законом; математическая же формулировка данного отношения и те допущения, которые он счел возможным сделать, дали ему возможность предположить, что именно в этом пункте мы имеем возможность точно формулировать отношение между психическими и физическими процессами.

Однако как математическая формула Фехнера, так и в особенности сделанные из нее выводы встретили ряд возражений и притом очень существенных. При этом самый закон Вебера, в первоначальной его форме, почти никем не оспаривался, возражение же вызывало главным образом то распространенное толкование, которое дал ему Фехнер. Прежде всего указывали mi то, что закон этот приложим не ко всем ощущениям в одинаковой мере. Наиболее точные данные получаются в ощущениях давления и вообще в осязательных, а также в ощущениях света и звука. Что же касается ощущений обонятельных, вкусовых и термических, то здесь мы имеем дело с более смутными и неясными данными и о такой правильности, как сейчас мы указали, там не может быть речи. Далее, закон этот применим только к средней интенсивности ощущений; там же, где речь идет об очень слабом или очень сильном раздражителе, там закон этот, как показали исследования, уже теряет свою силу.

Таким образом, прежде всего со стороны фактической, закон этот встречает значительные ограничения, и уже это одно заставляет сомневаться в том, можно ли считать его основным психофизическим законом, имеющим значение для всех наших психических переживаний. Но и со стороны теоретической против Фехнера был выдвинут целый ряд существенных возражений. Я остановлюсь на одном из них, наиболее важном.

Фехнсру возражали, что его основное допущение, дававшее ему возможность построить всю гипотезу измеримости психических явлений, в корне своем неправильно. Когда мы измеряем стол, прилагая к нему единицу измерения - аршин, то мы можем это делать потому, что стол, как физический предмет, действительно состоит из отдельных единиц. Мы можем этот стол разрезать на куски, и каждый кусок будет равен по своей длине этой измерительной единице. То же самое с измерением веса. Мы можем всякий данный предмет разделить на куски таким образом, чтобы каждый кусок равнялся одному фунту. Ничего подобного мы не можем сделать в психическом мире, в мире ощущений. Я не могу, например, ощущения яркого света разбить на части таким образом, чтобы каждая из этих частей равнялась бы слабому световому ощущению. Я могу, правда, источник света, например лампу, заменить несколькими более слабыми лампочками, но здесь речь идет о физическом предмете, о его делении, а не о делении психического явления, т. е. ощущения. Это дало повод целому ряду психологов и физиологов утверждать, что ощущения не могут быть измеряемы в том смысле, как измеряются физические предметы.

Спрашивается, каково действительное значение закона Вебера и той математической формулировки, которую ему придал Фехнер? Или, другими словами, какое же значение могут иметь наши измерения в области психической жизни? Мне уже приходилось раньше упоминать о том, что одним из важнейших моментов, подвинувших в последнее время изучение и анализ психических явлений, было именно приложение к ним математики, т. е. измерения, подсчета, статистики и т. д. Одно из преимуществ экспериментального метода перед другими именно в том и заключается, что он во многих случаях облегчает применение математики к психологии. Не служит ли приведенное выше возражение коренным препятствием ко всему этому?

Вупдт указал на то, что можно применять математику к психологии и не становясь на точку зрения Фехнера, т. е. не считая возможным рассматривать интенсивное ощущение как состоящее из ряда других, меньших единиц. Мы можем измерять изменяющуюся величину раздражителей и сопоставлять с ней ту или иную интенсивность наших ощущений. Наблюдая или изучая путем самонаблюдения свои ощущения, я констатирую различную их интенсивность. Я замечаю далее, что по своей интенсивности ощущения одного и того же рода, например световые или звуковые, могли быть расположены в виде известного ряда, причем в этом ряду интенсивность данного ощущения все более и более возрастает, увеличиваясь каждый раз на едва заметную величину. Далее, я сопоставляю члены этого ряда (ряда ощущений) с членами другого ряда (ряда раздражений) и вижу, что члены этого второго ряда растут в известной прогрессии, именно - геометрической. Такого рода применение математики к психологии является вполне допустимым.

Положим далее, что я хочу исследовать, каким образом изменяются ощущения под влиянием утомления. Опыт показывает, что в состоянии утомления для того, чтобы получить ощущение известной интенсивности, приходится взять уже не прежний член ряда раздражений, а другой, более значительный. Точно то же самое можно сказать и относительно измерения индивидуальных различий: применяя к другим людям раздражители, вызывающие у меня минимальное ощущение или разностный порог ощущения, я констатирую, что у них сила этих раздражителей должна быть различным образом изменена, и выражаю эти изменения в числах.

Таким образом, применение математики к психологии все равно остается возможным и плодотворным и в том случае, если мы не будем стоять на точке зрения Фехнера, а примем, что измерение интенсивности ощущений или психических процессов должно производиться иным путем, чем это делается в области физических явлений.

Спрашивается теперь, каким образом следует объяснять те явления, которые наблюдал Вебер и которые были точно формулированы Фехнером? Какова причина того, что ощущение возрастает только в арифметической прогрессии, в то время как раздражение растет в геометрической? Этому факту давались различные объяснения. Сам Фехнер, сделавший первую попытку истолковать его, считал, что в основе его лежит процесс «психофизического движения», возникающий всегда в тех случаях, когда тот или иной мозговой процесс сопровождается известными психическими переживаниями. Это объяснение в настоящее время никем уже не разделяется. Установлено с несомненностью, что закон Вебера имеет лишь ограниченную область применения и, следовательно, не может считаться основным общезначащим психофизическим законом в том смысле, как это думал Фехнер.

Другое истолкование, чисто физиологическое, заключается в следующем. Когда какое-либо раздражение, действующее на наши органы чувств, вызывает в конце концов соответствующий процесс в коре головного мозга, то процесс этот для своего возникновения должен преодолеть известное сопротивление. Это сопротивление будет тем больше, чем больше абсолютная величина раздражителя, что и влечет за собой отношения, формулированные законом Вебера. Объяснение это представляет собой гипотезу, очень мало обоснованную фактическими данными. Мы еще так мало знаем о природе нервных процессов, совершающихся в коре головного мозга, что исходить из этих наших познаний для истолкования столь тонких психических явлений представляется весьма рискованным.

Наиболее правдоподобным следует считать, на мой взгляд, объяснение, предложенное Вундтом,* который много занимался изучением и проверкой закона Вебера -Фехнера как со стороны фактической, так и со стороны теоретического его истолкования. Вундт считает, что формула Вебера является лишь частичным выражением более общего психического закона, именно закона относительности. В нашей душевной жизни мы постоянно наблюдаем, что всякие психические переживания оцениваются нами не отдельно, а в связи со всеми другими переживаниями. Если я, например, вышел из темной комнаты на улицу, то свет мне здесь кажется гораздо более ослепительным, чем если бы я вышел из освещенной комнаты. Человеку, привыкшему к шуму и движению большого города, тихие улицы захолустного городка кажутся совсем вымершими и т. д. Закон Вебера представляет собой разновидность этого общего закона относительности: когда в моем сознании раньше было уже большое раздражение, то мне нужен и больший прирост, так как я его оцениваю не отдельно, а в связи с предшествовавшим раздражением. *

Такого рода объяснение, с одной стороны, позволяет нам понять, почему закон Вебера имеет такое широкое распространение во всей психической жизни человека, а с другой - указывает ему известную, ограниченную область применения, делая понятными те отступления и несоответствия, о которых упоминалось выше.

42. Методы исследования ощущений, восприятия и представлений

Осмотр и наблюдение в некоторых случаях могут дать очень много. О наличии, например, гиперестезии и гиперпатии можно судить по особенностям реакций на некоторые раздражители: человек садится к окну спиной, просит собеседника говорить негромко, сам старается произносить слова тихо, полушепотом, вздрагивает и морщится при скрипе или хлопаньи двери.

При слуховых галлюцинациях больные затыкают уши (пальцами, ватой), накрывают голову подушкой; могут разговаривать с голосами, либо отвечая им целыми предложениями с соответствующей мимикой и жестами, либо произнося периодически (даже во время беседы с другим человеком) отдельные слова, восклицания. В этом случае смысл произносимых слов может совершенно не вязаться с темой разговора. Если «голос вмешивается» в беседу, это можно иногда заметить: слова и предложения произносятся больным без необходимой интонации и соответствующего выражения лица, он как бы автоматически повторяет слова «голоса». При благоприятных обстоятельствах с «голосами» можно наладить «контакт», что послужит более углубленному изучению переживаний больного и может быть использовано в лечебно-диагностических целях.

В психиатрическую клинику был доставлен больной со слуховыми галлюцинациями, в которых его жене приказывалось ложиться на пол, стоять на одной ноге, висеть на руках на дверной раме и др. Сопровождавшая больного жена периодически выполняла «распоряжения голоса» уже в течение двух дней. Дежурным врачом было выявлено, что «приказы для жены передаются по рации», причем «приемником служат серебряные зубы больного». Случайное обстоятельство - наличие металлических зубов у врача - помогло ему вмешаться в «распоряжения» и освободить жену больного от необходимости совершения нелепых поступков.

Упомянутые в примере императивные галлюцинации вызывают необходимость установить за больным строгий надзор, а при разговоре соблюдать известную осторожность.

Не всегда больной со слуховыми галлюцинациями отвечает голосам. Бывает, что, уединившись где-нибудь в спокойном от шума месте, он сидит или стоит в напряженной позе, к чему-то сосредоточенно прислушиваясь, прячется под стоя, кровать (при угрожающих слуховых галлюцинациях). Такого больного выдает живое выражение глаз, периодически пробегающая по лицу полуулыбка или выражение удивления, недовольства и пр.

Больного со зрительными иллюзиями или галлюцинациями определить значительно легче. Прежде всего бросается в глаза выражение лица - то веселое, то испуганное, с «бегающими глазами», живой мимикой.

Характерны резкие повороты головы, корпуса тела, постоянное или периодическое общее двигательное беспокойство, чувства страха, удивления и т.д. Подобные больные постоянно обращаются к персоналу за помощью:

подводят к окну, в поисках галлюцинаторных образов предлагают вместе с ними заглядывать под кровати, за двери, иногда указывают на «массы насекомых», мелких животных, просят прогнать их, стряхивают с одежды. Иногда психомоторный синдром носит черты профессиональной деятельности: директор магазина «со всеми сотрудниками» оформляет к празднику витрину; портной «делает выкройки», систематически обращаясь к окружающим, принимая их за работников мастерской.

Осмотр полости носа у больного с обонятельными галлюцинациями может привести к обнаружению бумаги, ваты или специальных трубочек-фильтров, «предохряняющих» больного от неприятных, раздражающих запахов. Такие больные постоянно принюхиваются, подозрительно осматривают пол и стены помещения, пытаются всеми способами выбраться на свежий воздух, не всегда сообщая об истинной причине своих поступков. Обонятельные галлюцинации мешают больному принимать пищу. Особенно характерен отказ от приема пищи при наличии вкусовых иллюзий или галлюцинаций.

Осмотр пациента с тактильными галлюцинациями тоже бывает обычно результативен, так как обилие «бегающих по телу насекомых», «передвижение в сосудах шариков, комочков, гусениц», наличие «волос и щепок во рту», вызывая зуд и жжение кожи «и под кожей», заставляют больных постоянно находиться в движении и предъявлять соответствующие жалобы. Многие пациенты протирают кожу различными жидкостями или пропитывают ими одежду, вскрывают вены, наносят себе другие повреждения. Характерны глубокие расчесы кожи, обширные участки гиперемии от частого трения.

Иногда странное поведение человека и необъяснимые на первый взгляд поступки связаны с нарушениями сенсорного синтеза, например при явлениях дереализации (человек в страхе «спасается от падающей стены»). При соответствующих вопросах пациенты обычно охотно описывают свои переживания.

Однако при многих расстройствах восприятия осмотр может не привести ни к каким положительным результатам. Тогда следует перейти к расспросу пациента: о травмах головы, о перенесенных в прошлом инфекционных и органических заболеваниях головного мозга, об интоксикациях (бытовых, производственных). Расспрашивая затем об окликах, мелькании в глазах, тактильных и других галлюцинаторных образах, ощущениях и о восприятии собственного тела, личности, необходимо тщательно следить за тем, как собеседник отвечает на вопросы (невпопад, с периодическими задержками - при слуховых галлюцинациях; избегает отвечать на некоторые вопросы - при склонности диссимулировать и т.п.). Показательны рассказы о «видениях», которые окружающие «почему-то не замечали». Учитывая культурный уровень некоторых пациентов, можно иногда расспросить о «привидениях» и др.

При необходимости дифференцировать нарушения восприятия с патологией других психических сфер обследование должно проводиться особенно детально и тщательно, с привлечением всех возможных способов обследования, в том числе и экспериментально-психологических.

Сведения о нарушениях акта восприятия можно иногда добыть из писем или другой письменной продукции пациентов. При наличии художественных способностей пациенты могут отображать свои переживания в виде рисунков, схем.

Необходимость проверки акта восприятия у здорового человека может возникнуть, например, при прохождении медицинского освидетельствования с целью профотбора. В этих случаях выясняют степень отклонения того или иного органа чувств от нормы. Для исследования используют шепотную речь, специальные таблицы с рядами букв и знаков (Крюкова, Головина, цветные таблицы Рабкина и др.), эстезиометры и др.

В неврологической и иных клиниках, когда налицо те или иные нарушения акта восприятия, применяют сложные психофизиологические методы, позволяющие выявить даже незначительные отклонения зрения, слуха, обоняния, различных видов чувствительности (криоскоп, перметр, скиоскоп; пробы Вебера, Ринне, Швабаха и пр.).

В экспериментальной психологии восприятие исследуют при помощи тахистоскопии (в настоящее время с этими же целями используются многофункциональные психофизиологические аппараты «Мнемотест», «Ритмотест» и «Бинатест»), разнообразных таблиц и рисунков. Например, применяются таблицы с изображениями предметов или их силуэтами, наложенными один на другой (таблицы Поппельрейтера): исследуемый должен узнать предмет, сказать, сколько он видит предметов, как они взаиморасполагаются и др. Можно использовать рисунки-схемы со зрительными иллюзиями, рисунки типа «фигура и фон», загадочные картиники и т.п.

В любом случае, проводя исследование ощущений, восприятий и представлений, всегда надо использовать комплексный подход, включающий в себя как экспериментально-психологическое (в том числе и инструментальное) исследование, так и-в особенности - беседу с испытуемым, собирание его жалоб и анамнеза, подробный расспрос о его ощущениях, восприятиях и представлениях.

И личности. Соответственно, нарушениями сознания являются нарушения восприятия человеком социальных характеристик среды и собственных личностных характеристик. В зависимости от трактовки сознания в клинической психологии существует два подхода и к пониманию бессознательного. В случае отождествления сознания и психики бессознательное есть недостаточный уровень нейрофизиологического возбуждения, ...

Занимается диагностикой, коррекцией и восстановлением равновесного соотношения индивида и его жизни, на основе знаний о возникающих дезадаптациях. Виды диагностики. Негативная и позитивная диагностика: смысл и цели. Вся диагностика, применяемая в клинической психологии делится на позитивную и негативную. Негативная - это вид исследований, применяемых при различных состояниях нарушениях...

ВВЕДЕНИЕ

Главная задача практикума — углубить знания студентов по психологии путем вовлечения их в психологические психодиагностические исследования. Его целевое назначение — самосовершенствование и самовоспитание будущих учителей как профессионалов.

В данный практикум вошли методики, позволяющие охарактеризовать индивидуальные особенности функционирования психической деятельности и основных свойств личности студентов. Практикум состоит из следующих разделов.

    Познавательные процессы.

    Высшие познавательные процессы и процессы целеобразования.

    Эмоционально-волевые процессы.

    Индивидуально-типологические особенности личности.

Каждый раздел предваряется кратким описанием основных психических функций или свойств личности, подвергаемых диагностике.

Поскольку практикум нацелен на учебные задачи, с одной стороны, и на ориентировку студентов в психологической реальности, которая проявляется в педагогический деятельности, — с другой, то особое внимание в нем отведено четкости описания каждой методики; приема исследования. технологии исполнения исследования и интерпретации получаемых результатов. Описание методик дано в строго одинаковой последовательности:

    предназначение методики и цель исследования;

    материал и оборудование;

    процедура исследования, которая включает описание условий его проведения и инструкции;

    обработка результатов;

    анализ результатов и их интерпретация с помощью таблиц и шкал оценки получаемых данных, рекомендации по возможному использованию результатов с целью самосовершенствования испытуемого.

Учебная работа студентов с методиками предполагает изучение теоретического материала по теме исследования. Это может быть материал лекций, учебных пособий, первоисточников. Желательно, чтобы знакомство с процедурой исследования завершалось сдачей преподавателю-психологу допуска к проведению диагностического исследования. Получив допуск, студент может приступить к проведению эксперимента или тестирования и, обработав результаты, сдает отчет о работе вместе с выводами и рекомендациями.

Так как предлагаемые практикумом методики имеют психодиагностическую ценность, то каждый студент должен ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к использованию методик специалистами-смежниками. Эти требования таковы.

Специалисту — пользователю методики вменяется в обязанность:

    Предварительно проконсультироваться с психологами, работающими в данной практической отрасли, о том, какие именно методики могут быть применимы для решения поставленных задач. При наличии аттестованных методик пользователь должен воспользоваться именно ими.

    Если психологи предупреждают о том, что правильное использование методики требует общих знаний о психодиагностике или специальной подготовки (по овладению методикой), то пользователь обязан либо выбрать другую методику, либо пройти соответствующую подготовку, либо привлечь к проведению психодиагностики психолога, либо отказаться от психодиагностики вообще.

    Пользователь, получивший доступ к психодиагностическим методикам, автоматически берет на себя обязательство по соблюдению всех требований профессиональной тайны.

    Пользователь следует всем этическим нормативам в проведении обследования по отношению к испытуемому и любым третьим лицам: он так же, как и психолог, не имеет права злоупотреблять доверием и обязан предупреждать испытуемого о том, как будет использована информация.

    Методики, не обеспеченные однозначной стандартной инструкцией, необходимыми показателями надежности и валидности, требующие параллельного использования высокопрофессиональных экспертных методов, не могут быть использованы специалистами-не психологами.

    Любой пользователь методик (тестов) содействует психологам в соблюдении процедурных и этических нормативов, предпринимает меры для предотвращения некорректного использования методик.

    Пользователи, не являющиеся профессиональными психологами, могут осуществлять рационализаторскую и изобретательскую деятельность в области психодиагностики только с санкции аттестационной комиссии Общества психологов, удостоверяющей необходимый профессиональный уровень как самих разработок, так и их автора.

Учитывая эти требования, нужно принять во внимание, что основная задача практикума учебная. Будущие учителя должны научиться думать о психологических качествах человека и применять знания в целях совершенствования личности. Важно, чтобы психолог беседовал со студентами, которые готовят отчет о проделанной работе, помогал им в выработке рекомендаций, корректировал процесс формирования у них психологического мышления, следил за соблюдением выполнения ими требований, предъявляемых к пользователям методик, помогал решить возникшие проблемы психологической этики.

Ряд предложенных в практикуме методик позволяет наблюдать за динамикой тех или иных психологических феноменов личности, если повторять исследования через определенные промежутки времени.

РАЗДЕЛ I. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Важнейшей функцией психической деятельности является ориентировка. В той или иной степени ее выполняют и обеспечивают не только все психические процессы, но и свойства личности. Однако максимальная нагрузка при этом падает на познавательные процессы: ощущение, восприятие и непосредственно связанные с ними память и внимание.

Ощущения и восприятия относятся к элементарным познавательным процессам, но эта традиционная их характеристика справедлива только при сравнении их с понятийным или гипотетико-теоретическим мышлением. Ощущения и восприятия являются регуляторами жизнедеятельности индивида в ответ на раздражители, которые действуют в настоящий момент, а память - воспроизводит то, что было в прошлом опыте. И результаты и сами эти процессы могут у человека стать осознанными или же протекать бессознательно, но их неизменной функцией остается ориентировка в состоянии организма и сигнализация об отношениях человека с миром, на основе его отражения.

ТЕМА 1. ОЩУЩЕНИЕ

Ощущения поставляют первичные знания об окружающем человека мире. Они являются психическим отражением свойств предметов и явлений объективной действительности и возникают при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения есть результат преобразования специфической энергии раздражителя в энергию нервных процессов.

Экспериментально возможно установить минимальную интенсивность любого раздражителя, при действии которого появляется едва заметное ощущение. Г.Т.Фехнер назвал такую минимальную интенсивность раздражителя абсолютным порогом чувствительности.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой, зависящей не только от силы действующего раздражителя, но и от функционального состояния рецепторов. А качество ощущения отличает его от других и варьирует в пределах данного вида ощущения. Так, слухо-вые ощущения - это ощущение высоты звука, его громкости, тембра, а зрительные разделяются по цветному тону, его насыщенности и т.п.

При измерении чувствительности нужно принимать в расчет возможности адаптации, то есть приспособления, сенсибилизации как изменения чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и синестезии, которая представляет собой возникающие под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерные для другого.

Ощущения развиваются в онтогенезе и могут улучшаться под влиянием специальных упражнений. Они подвержены воздействиям условий жизни и трудовой деятельности человека.

Ощущение как элементарный психический процесс при вхождении в более сложное восприятие видоизменяется. При выполнении человеком разнообразной деятельности отделить ощущение от восприятия крайне трудно. Но для того, чтобы установить отличие этих процессов, в практикуме предлагается задание, связанное с изучением тактильных ощущений и адекватности выполнения ими задач отражения объективной действительности является практика, активность, деятельность субъекта. Для исследования адекватных соответствующим органам чувств ощущений отобраны задания определения абсолютного порога зрительных ощущений, позволяющие испытуемому сориентироваться в состоянии работы собственных глаз, и измерения абсолютного порога мышечно-суставных ощущений.

Задание 1 Исследование роли ощущений в познавательной деятельности человека

Цель исследования:

установить отличие ощущений от восприятия при тактильном распознавании предметов.

Материал и оборудование:

набор мелких предметов для тактильного распознавания (булавка, ключ, ватка и т.п.), повязка для глаз, секундомер.

Процедура исследования

Исследование тактильных ощущений состоит из двух серий опытов и проводится с одним испытуемым.

Задача первой серии:

установить особенности тактильных ощущений по их словесным описаниям испытуемого, вызванных предметами из набора во время их поочередного предъявления на неподвижную ладонь.

В ходе выполнения первой серии исследования испытуемому завязывают глаза и дают следующую инструкцию.

Инструкция испытуемому в первой серии:

"Разверните руку ладонью вверх. На ладони во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Не совершая ощупывающих движений рукой, дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать. Все, что будете ощущать, говорите вслух"

Экспериментатор последовательно предъявляет предметы для тактильного распознавания их испытуемым. Время предъявления каждого из них - 10 секунд. После чего предмет убирается с руки, а в протоколе производится запись словесного отчета испытуемого.

Задача второй серии:

установить особенности тактильных ощущений по словесным описаниям испытуемого, когда предметы поочередно кладутся на его ладонь и разрешается их ощупывать этой же рукою,

Вторая серия исследований проводится через две-четыре минуты после первой. Во второй серии так же, как и в первой, испытуемому завязывают глаза и перед предъявлением предметов набора дают инструкцию.

Инструкция испытуемому во второй серии:

"Разверните руку ладонью вверх. Во время нашего исследования Вы будете ощущать некоторые воздействия. Вам разрешается совершать ощупывающие движения рукой. Дайте словесный отчет тех ощущений, которые Вы будете испытывать при этих воздействиях и движениях ладони руки".

Во второй серии экспериментатор последовательно предъявляет те же предметы из набора, сохраняя длительность тактильного распознавания 10 секунд и записывая словесный отчет испытуемого в протокол.

Протокол исследования двух серий опытов может быть представлен на одном общем бланке.

По окончании двух серий исследования испытуемый дает самоотчет о том, каким образом он ориентировался в оказываемых на ладонь руки воздействиях, когда легче было распознавать предметы и когда сложнее.

Испытуемый: Экспериментатор:

ДатаВремя

Словесный отчет

в первой серии

во второй серии

Примечание

Булавка Ватка

Цель обработки результатов - установить свойства предметов, которые были адекватно распознаны. Количество названных ощущений в первой и второй сериях будет считаться показателем распознавания "П1" и "П2".

Проводя анализ результатов, следует сравнить величины показателей тактильного распознавания в первой и второй сериях и обратить внимание на то, что распознавание воздействий, идущих от предметов, качественно различается. Как правило, в первой серии испытуемые дают отчет об отдельных свойствах предмета, а затем пробуют его установить, давая ему название. Во второй серии, где присутствует благодаря ощупывают тактильное восприятие, испытуемые обычно сначала определяют предмет, называют его (например: "булавка"), а потом дают словесный отчет о его свойствах.

Тактильные ощущения являются важнейшими в контактной ориентировке и позволяют человеку выжить и учиться даже при отсутствии слуха и зрения. Они расширяют познавательные возможности индивида, привыкшего полагаться на свое зрение, а потому опыт с закрытыми или завязанными глазами можно использовать как средство отдыха после длительного чтения книг или просмотра фильмов. Сознательное применение этого средства поможет переключить внимание и в случаях напряженного эмоционального состояния в ситуациях предстоящего экзамена, ожидания оценки и т.п.

Задание 2 Исследование зрительных ощущений

Цель исследования:

определить величину абсолютного нижнего порога зрительного ощущения и дать оценку остроты зрения.

Материал и оборудование:

измерительная рулетка и 5 стандартных плакатов с изображением колец Ландольдта (диаметр кольца 7,5 мм, толщина линии 1,5 мм, разрыв кольца 1.5 мм; важно, чтобы разрывы колец на плакатах были обращены в разные стороны).

Процедура исследования

Исследовательская группа состоит из экспериментатора испытуемого и протоколиста. В комнате, где проводится исследование, должно быть хорошее освещение, а ее длина - не менее 6,5 м.

В процессе исследования испытуемый, находящийся на расстоянии 6 м в положении спиной к плакату, по команде экспериментатора поворачивается и приближается к нему, пока не увидит разрыв в кольце. Экспериментатор и протоколист с помощью рулетки определяют расстояние от плаката до положения испытуемого, с которого он правильно устанавливает местоположение разрыва кольца, и в протоколе записывается результат, то есть длина в сантиметрах. Затем испытание повторяется с помощью другого плаката, а затем - третьего.

Инструкция испытуемому.

"За Вашей спиной на расстоянии 6 м расположен плакат с изображением кольца с разрывом. По моему сигналу повернитесь к нему и определите место разрыва, постепенно приближаясь. Как только увидите разрыв, остановитесь".

В протоколе исследования должно быть зафиксировано самочувствие испытуемого, а также результаты трех попыток. Если результат варьирует в пределах больших, чем метр, то нужно провести еще одно измерение.

Обработка и анализ результатов

Показателем нижнего абсолютного порога зрительного ощущения является средний результат трех серий

Р1, Р2, РЗ - величины расстояний с которых испытуемый определял разрывы в кольце соответствующих опытов.

Чем больше расстояние, с которого испытуемымый увидел направление разрыва, тем ниже, а значит, лучше его абсолютный порог зрительного различения, выше зрительная чувствительность.

Оценка остроты зрения проводится с помощью таблицы.

Если разрыв определен испытуемым с расстояния 5 м, то угол различения равен 1°, а зрение находится в диапазоне средних показателей.

Оценка остроты зрения в баллах

Показатель порога зрительного различения (в см)

200 и менее

Оценки остроты зрения в 1, 2, 3 балла - свидетельство ослабленности зрения. В этом случае помимо обращения к офтальмологу важно, чтобы испытуемый проанализировал состояние собственного здоровья и обратил внимание на режим работы и отдыха, чередование физического и умственного труда.

Задание 3

Исследование мышечно-суставных ощущений

Цель исследования:

определить величину и дать оценку нижнего порога различений мышечно-суставных ощущений массы.

Материал и оборудование:

разновесы с грузами в граммах. Листки бумаги размером 5 х 5 см и повязка для глаз.

Процедура исследования

Исследование проводится в группе, состоящей из трех человек: экспериментатор, испытуемый, протоколист. В комнате для лабораторных занятий одновременно могут проводить свои исследования несколько групп при условии, что каждая находится на расстоянии не менее 2,5 м от другой.

Испытуемому надевают на глаза повязку, просят вытянуть руки вперед, не напрягая их, ладонями вверх. На ладони лежат листки бумаги, на которые затем экспериментатор кладет разновесы в 4 и 5 г. Задача испытуемого - определить, в какой руке вес тяжелее. Затем последовательно добавляют 1-, 2- и 3-граммовые гири пока испытуемый не сможет определить различие веса. Данный опыт повторяют как минимум три раза. Если руки у испытуемого устанут, то ему нужно дать отдых в течении 1,5 - 3 минут после соответствующего опыта. В каждом опыте руки, на которые накладывают исходные 4 и 5 г, сменяют.

Инструкция испытуемому: "На Ваши ладони будут положены разновесы. С завязанными глазами определите, в какой из Ваших вытянутых рук груз тяжелее".

Обработка и анализ результатов

Показателем кожно-суставной чувствительности в различении массы является средний результат нескольких опытов. Для получения показателя сначала для каждого опыта определяют разницу в весе правой и левой руки, которую определил испытуемый. Затем подсчитывают показатель порога различительной чувствительности по формуле:

Оценку чувствительности в различении веса с помощью данной методики проводят с помощью таблицы:

Чем выше оценочный бал, тем лучше кожно-суставная чувствительность испытуемого.

Тренировки чувствительности к различению веса вырабатывает привычку осознавать собственные ощущения, что со временем приводит к улучшению результатов.

Оценка различительной чувствительности веса

Оценка в баллах

Различаемая величина (в г) Пк

8,0 и более

ТЕМА 2. ВОСПРИЯТИЕ

Восприятие, как и ощущение, относится к познавательным процессам. Под восприятием понимают психическое отражение предметов и явлений в целостности, в совокупности их свойств. Восприятие возможно благодаря ощущениям, но оно представляет собой качественно новую ступень познания, не сводящуюся к сумме отдельных ощущений.

В образах восприятия фиксируются многие свойства объектов: их местоположение в пространстве, удаленность, направление движения, длительность воздействия внешнего раздражителя на субъекта восприятия. Восприятие характеризуется модальностью и интенсивностью, благодаря чему становится качественной различение внешних стимулов. Ему присущи свойства, существенно отличающие его от ощущений: предметность, целостность, константность, структурность и даже обобщенность. Когда восприятие включается в процесс решения задач и становится компонентом мышления или сознания в целом, тогда оно испытывает с их стороны регулирующее и организующее воздействие. В результате этих воздействий у восприятия развиваются такие свойства, как избирательность, осмысленность, целенаправленность, категориальность, рефлексивность и др.

Для изучения разноуровневых свойств восприятия в данной теме предложены методики исследования: наблюдательности, восприятия времени и характера влияния познавательного контроля на зрительное восприятие.

Задание 4 Исследование наблюдательности

Цель исследования:

установить уровень развития наблюдательности.

Материал и оборудование:

две несложные по сюжету и количеству деталей картинки, одинаковые почти во всем. кроме заранее предусмотренных малозаметных десяти различий. Эти различия заключаются в отсутствии или ином расположении какой-либо детали на одной из. картинок по сравнению с другой; кроме картинок нужна бумага для записи,ручка и секундомер.

Процедура исследования

В исследовании наблюдательности может принимать участие один испытуемый или группа при условии, что картинки достаточных для зрительного восприятия размеров и их можно вывесить на доске или стене.

Обе картинки предъявляются испытуемым одновременно в течение 60 с, то есть 1 мин.

Инструкция испытуемому.

"Вам будут предъявлены две картинки. Внимательно посмотрите на них и найдите, в чем их отличие. Время для восприятия картинок ограничено одной минутой. После сигнала "Стоп!" картинки будут убраны, а Вы запишите на бумаге те отличия, которые в картинках заметили. Если все понятно, тогда начнем!"

После экспонирования картинок и записи найденных отличий испытуемого просят дать отчет. Из самоотчета нужно узнать, хорошо ли было видно детали картинок, удовлетворен ли испытуемый результатами своей наблюдательности.

Обработка и анализ результатов

Цель обработки результатов - получение коэффициента наблюдательности. Для этого экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных различий и из этого количества вычитает количество ошибочно указанных, то есть несуществующих различий. Полученная разность делится на число фактически имеющихся различий, то есть на 10.

Анализ результатов осуществляется путем сравнения полученного коэффициента наблюдательности с максимально возможным, то есть с единицей. Чем ближе коэффициент к 1,0, тем выше уровень наблюдательности испытуемого. Коэффициент, находящийся в пределах 0,5 - 0,9, свидетельствует о среднем уровне наблюдательности. Если он меньше 0,5 - то наблюдательность испытуемого плохая или слабая.

Наблюдательность поддается развитию, для этого ее нужно тренировать. Можно разработать программу развития, подобрав специальные упражнения для улучшения наблюдательности. Главным моментом в таких упражнениях должно стать решение задач нахождения как можно больше признаков предметов, явлений после их кратковременного восприятия.

Задание 5 Исследование восприятия времени

Цель исследования:

определить степень точности восприятия коротких промежутков времени.


Оборудование:

секундомер и таблица-протокол исследования.

Процедура исследования

Исследование восприятия времени проводится в паре, состоящей из испытуемого и экспериментатора. Оно состоит из десяти опытов. В каждом опыте испытуемому предлагают определить заданный промежуток времени, не считая и не смотря на часы. Правильность оценки интервала времени экспериментатор определяет с помощью секундомера. Интервалы времени могут задаваться такие: 30 с, 1 мин, 120 с и др.

Инструкция испытуемому:

"Вам будет предложено, не пользуясь часами и не считая про себя, поднятием руки или сигналом "Стоп!" определить конец заданного отрезка времени. Каждый раз Вам будет сказано о том, какой длительности задается интервал, а его начало экспериментатор отметит ударом карандаша по столу".

В таблице-протоколе экспериментатор записывает заданный для определения интервал времени и фактическое время, которое испытуемый принял за заданный интервал.

Временной интервал, предложенный для оценки, отмечается в графе таблицы "С" в секундах; фактическое время, тоже в секундах, в графе "А".

Таблица-протокол исследования восприятия коротких промежутков времени:

Интервал оценки времени "С"

Фактическое время "А"

Обработка результатов

Точность оценки времени определяется для каждого опыта отдельно по формуле:

Коэффициент точности оценки времени;

Фактический временной интервал, прошедший с момента начала оценки испытуемым заданного отрезка времени;

Временной интервал, предложенный для оценки.

Анализ результатов

В ходе анализа результатов исследования важно определить, в каком соотношении к 100%, меньше или больше, находятся коэффициенты точности оценки времени испытуемого. Если по всем опытам испытуемый имеет коэффициент больший, чем 100%, то временные интервалы он недооценивает. Если его коэффициенты менее 100% - то временные интервалы он переоценивает. Чем ближе коэффициенты к 100% (например, 80% - 110%), тем выше точность оценки коротких промежутков времени.

Люди отличаются по типологии оценки временных интервалов. Одни испытуемые их преувеличивают, а другие преуменьшают. В ряде случаев данная типология распространяется и на длительные интервалы времени. Однако некоторые субъекты короткие интервалы времени (до минуты) переоценивают, а интервалы больше минуты, наоборот, недооценивают.

Чтобы установить причины недооценки или переоценки временных интервалов, мы советуем повторить опыты, усложнив их инструкцией с дополнительными указаниями. Например, определить заданный интервал времени, перечисляя при этом буквы алфавита. Введение инструкцией еще одной цели деятельности изменяет оценку испытуемым временных интервалов. Время в этом случае для испытуемого становится, как правило, менее заметным, то есть они, занимаясь другим делом, его недооценивают. Зная особенности восприятия и оценки интервалов времени можно разработать систему приемов, которые пригодятся в моменты вынужденных ожиданий: ожиданий автотранспорта, событий, встреч и т.п. Снимающееся при этом психическое напряжение - один из моментов самовоспитания и обучения саморегуляции.

Задание 6Исследование познавательного контроля при восприятии

Цель исследования:

определить свойства познавательного контроля при его влиянии на процесс зрительного восприятия.

Материал и оборудование:

три таблицы, каждая размером в стандартный лист бумаги. На первой таблице четко написаны слова, обозначающие названия четырех основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый. На второй таблице нарисованы разноцветные звездочки тех же основных цветов. На третьей - написаны названия цветов, но чернила, которыми эти названия написаны, не соответствуют названию цвета. Слово "красный" написано желтыми чернилами, слово "синий" - зелеными и т.п. В оборудование входит секундомер.

Процедура исследования

Исследование состоит из трех опытов, перед каждым из которых испытуемому дается соответствующая инструкция.

Опыт №1

Перед началом опыта испытуемому дают такую

инструкцию:

"Как можно быстрее прочитайте слова на таблице, которая Вам будет предъявлена. Время чтения слов контролируется по секундомеру. Если все понятно и нет вопросов, приготовьтесь читать слова. Начали!"

После команды "Начали!" экспериментатор предъявляет первую таблицу и фиксирует время чтения слов испытуемым.

Опыт №2

Второй опыт проводят непосредственно после окончания первого.

Инструкция испытуемому ко второму опыту:

"Вам будет предъявлена таблица с изображением звездочек. Как можно быстрее назовите цвет этих звездочек. Приготовьтесь. Начали!"

Время ответа испытуемого экспериментатор фиксирует так же, как и в первом опыте.

Опыт №3

Третий опыт проводят сразу после второго опыта.

Инструкция испытуемому к третьему опыту.

"Вам будет предъявлена таблица с написанными на ней словами-названиями. Как можно быстрее назовите цвет чернил, которыми написаны эти слова. Если все понятно, приготовьтесь. Начали!"

Вслед за инструкцией испытуемому показывают третью таблицу и фиксируют время, за которое он успевает назвать цвет чернил, которыми написаны эти слова.

Обработка результатов

Результатами данного исследования являются показатели времени выполнения испытуемым заданий каждого опыта: T1, T2 и Т3.

Для определения влияния познавательного контроля на зрительное восприятие нужно высчитать величину показателя интерференции по формуле:

где Т3 и T2 - показатели времени выполнения заданий соответствующих опытов.

Анализ результатов

Познавательный контроль при зрительном восприятии составляет условие выполнения задач наблюдения. Его функционирование делает восприятие произвольным и приближает перцептивные процессы к мыслительным.

Познавательный контроль, актуализирующийся в данном исследовании, необходим для преодоления интерференции зрительного восприятия первого опыта, в котором испытуемый читал слова, и второго опыта, в котором он называл цвет звездочек. Чем больше разница времени выполнения испытуемым третьего и второго опытов (П), тем больше интерференция. Следовательно, тем больше выражена узость, ригидность познавательного контроля при восприятии. Наоборот, чем ближе показатель "П" к нулю, тем гибче влияние познавательного контроля.

Величина показателя познавательного контроля зависит от времени выполнения опытов. Если испытуемый не был в состоянии готовности по команде "Начали!" выполнять задание второго опыта по инструкции, то показатель "П" может быть близким к нулю, в случае такой готовности в третьем опыте. Наконец, если П оказывается со знаком минус, то есть время третьей серии (Т3) меньше времени выполнения второго опыта (T2), это означает, что испытуемый не придерживался указаний экспериментатора называть цвет звездочек "как можно быстрее". В этом случае исследование нужно повторить.

Дополнительным способом, позволяющим установить причину "отклонения" показателя в минусовую сторону, может стать сравнение времени выполнения испытуемым первого и второго опытов.

Показатель интерференции, то есть влияния, отражает независимость речевой функции и зрительного восприятия. При обнаружении ригидности нужно исследовать свойства мышления и разработать комплекс развивающих упражнений, позволяющих изменить когнитивный стиль личности.

ТЕМА 3. ПАМЯТЬ

Память человека - это очень важная подсистема в целостной структуре психики человека. Запоминание может быть представлено разными формами психического отражения: образной, эмоциональной, словесно-логической. В каждой из этих форм память имеет свои уровни. Начальный уровень составляет кратковременная память, характеризующаяся немедленным запоминанием и воспроизведением информации, но в то же время и кратким ее сохранением. Следующий уровень является уровнем оперативной памяти, благодаря ей процессы запоминания, сохранения и воспроизведения активны лишь по достижению частных целей деятельности субъекта. Наконец, долговременная память обеспечивает длительное сохранение запомненного.

Память нужна для психической регуляции. Запоминание бывает как произвольным, так и непроизвольным. Произвольное запоминание появляется благодаря мнемическим целям, то есть сознательным целям запомнить нечто. Непроизвольное запоминание идет путем непосредственного запечатления материала, без целей запоминания. Использование специальных средств делает память опосредованной.

Методика №1 « Наложенные предметы»

Цель:

Ребенку предлагают узнать все изображения наложенные друг на друга и дать каждому из предметов название.

Инструкция: сейчас мы с тобой поиграем. Ты любишь играть в прятки? У меня есть интересные картинки, которые тоже решили поиграть с тобой в прятки. Давай их с тобой найдем.

Анализируемые показатели:

1. Доступность выполнения задания

2. Наличие фрагментарности восприятия

3. Возможность выделения целостной фигуры

4. Наличие парагнозий

5.Стратегия выделения изображения

Методика №2 « узнавание перечеркнутых изображений»

Цель: исследование особенностей зрительного восприятия для детей дошкольного возраста.

Ребенку предлагают узнать изображения на листе перечеркнутый предмет и дать ему название. Целесообразно не показывать с какого предмета надо начинать, поскольку это позволяет обнаруживать стратегии восприятия.

Инструкция: посмотри на эти картинки. Какие предметы ты там видишь.

Анализируемые показатели:

1. Возможность узнавание перечеркнутых изображений

2. Возможность адекватного выделения фигуры (устойчивость

зрительного образа предмета)

3. Стратегия направления образа (справа налево, слева направо, хаотично или последовательно)

Методика №3

Цель: исследование слухового восприятия.

Оборудование : Несколько музыкальных инструментов.

а) Ребенку предлагается определить какая игрушка звучала: посмотреть и

послушать звучание двух различных инструментов. Затем ребенок

отворачивается, исследователь вызывает звучание одной игрушки.

Повернувшись, ребенок показывает, какая игрушка звучала, или если, может,

называет ее.

б) Ребенок на слух должен определить направление звучащей игрушки.

Исследователь позади ребенка вызывает звучание одной игрушки вверху,

внизу, справа, слева.

Ребенок показывает направление звучащей игрушки.

Приложение № 3 к лабораторной работе №1

Методики на исследование памяти.

Методика "Запомни пару".

Исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Необходимый материал: два ряда слов. В первом ряду между словами существуют смысловые связи во втором ряду они отсутствуют.

Первый ряд

кукла - играть

курица - яйцо

ножницы - резать

лошадь - сани



книга - учитель

бабочка - муха

щетка - зубы

барабан - пионер

снег - зима рыба - пожар

корова - молоко пила - яичница

Ход выполнения задания. Экспериментатор читает испытуемому (ым) 10 пар слов исследуемого ряда (интервал между парой - 5 секунд). После 10-секундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом 10 секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.

Обработка данных задания. Результаты опыта записываются в таблицу:

Методика «Запоминание двух групп слов».

Задание: ребенку предлагается запомнить ряд слов, а затем их повторить.

Инструкция: повтори за мной: ... Ребенок повторяет. Повтори еще слова....

Затем исследователь спрашивает, какие были слова в первой группе, затем во

второй. Если ребенок не может развести слова по группам, то спрашивают,

какие вообще были слова.

При неполноценном выполнение задания, оно воспроизводиться до 4 раз.

После этого проводится интерференция 3 -5 мин. По окончанию

интерферирующего задания ребенка просят повторить слова, которые были

даны в первой и во второй группах, без их предъявления.

Дом, лес, кот - ночь, игла, пирог

Кит, меч, круг - лед, флаг, тетрадь

Кран, столб, конь - лень, сосна, вода

Клей, луч, куб - трон, шуба, ваза

Интерпретация: нормой считается непосредственное полноценное

воспроизведение с третьего раза. Прочность слухоречевой памяти при

отсроченном воспроизведение слов считается нормой, если были сделаны 2

ошибки (например, забыты 2 слова, либо произведены 1-2 замены на слова



близкие по звучанию или значению, перепутано расположение слов по

группам).

Методика «10 слов»

Инструкция: « Сейчас прочитаю вам ряд слов, а вы постараетесь их запомнить. Приготовились, слушайте внимательно:

стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко

Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили… Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

С = В/А Х 100%

А - общее количество слов,

В - количество запомнившихся слов,

С - коэффициент долговременной памяти.

Результаты интерпретируются следующим образом:

75-100% - высокий уровень;

50-75% - средний уровень;

30-50% - низкий уровень;

ниже 30% - очень низкий уровень.

Данная методика проводилась с ребенком 5 лет. В д/с с 3 лет. Диагноз: задержка психического развития, ОНР 3уровня.

Результаты обследовани я

стол мыло человек вилка книга пальто топор стул тетрадь молоко
+ + + +
+ + + + +
+ + + + + +
+ + + + + +

Вывод: ребенок показал средний уровень развития памяти. Это свидетельствует об эффективности коррекционной работы проводимой с ним.

Методика на память.

Психофизика - это первая экспериментальная область в психологии, возникшая еще в первой половине XIX в. и имевшая в качестве предмета изучения ощущения. Основателем психофизики является немецкий ученый Густав Теодор Фехнер (1801 - 1887). Фехнер поставил своей целью изучать связь между миром психическим и физическим, что и дало само название «психо» + «физика». Начиная с работ Фехнера, эта связь изучалась через измерение человеческих ощущений и определение количественных отношений между величинами физических раздражителей и ощущений, возникших в результате воздействия этих раздражителей.Вопрос о соответствии мира физического и мира психического ставился в науке давно. Напомним только, что из философии известно, что еще в XVII в. Рене Декарт сформулировал так называемую психофизическую проблему связи мира психического и мира материального. Декарт выделил две субстанции - материю (субстанция протяженная и не мыслящая) и душу (субстанция мыслящая, но не протяженная). В связи с этим возник вопрос, как обе субстанции соотносятся друг с другом. Каково место психического в мире физического и наоборот? Вокруг решения психофизической проблемы было сломано немало копий - и в философии, и в психологии. Одно из наиболее цитируемых решений психофизической проблемы в философии принадлежит Б. Спинозе, однако в контексте психологии познания особое значение приобрели научные исследования Фехнера. Одним их достижений работ Фехнера является положение о том, что психическое также может быть не только изучено, но и измерено строгими экспериментальными методами. И в настоящее время методы Фехнера, разработанные в рамках психофизики, применяются в разных разделах психологии.

Научные взгляды Фехнера были приближены к панпсихизму , и, опираясь на философию немецкого философа Фридриха Шеллинга (1775-1854), в одной из своих значительных работ Zend-Avesta , oder, Uber die Dinge des Himmels und des Jenseits Зенд-Авеста , или о вещах небесных и загробной жизни») Фехнер выдвинул принцип всеобщей одухотворенности мироздания. Фехнер полагал, что все в природе одушевленно («beseelt ») и, отвергая декартовский дуализм души и тела, развивал двойственную монистическую точку зрения на природу взаимоотношений физического и психического. Двойственный монизм Фехнера заключался в том, что, пытаясь решить психофизическую проблему, он хотел создать универсальную науку о единстве психического и физического, в силу чего и появляется сам термин «психофизика» 1 .

Принцип одушевленности Вселенной лег в основу всех научных исследований Фехнера и стал стержнем всех его идей. К числу таких идей относится положение о соответствии физического психическому. В одной из своих знаменитых метафор Фехнер уподобляет Вселенную кривой, которая, с одной точки зрения, может рассматриваться как выпуклая, а с другой стороны - как вогнутая, не теряя при этом своей целостности. Исходя из этой метафоры, Фехнер видит цель психофизики в том, чтобы продемонстрировать единство души и тела эмпирически, посредством установления отношений между увеличением энергии внешнего и соответствующим изменением в интенсивности психического. Фехнер писал: «Задача собственно состояла не в том, чтобы найти единицу измерения духовного, но более в том, чтобы найти функциональные отношения между физическим и психическим...» Поэтому Фехнер полагал, что, устанавливая строгие математические законы взаимодействия физического и психического, он доказывает постулат о единстве мира.

Весь процесс взаимодействия психики и материального мира Фехнера разделил на четыре этапа: раздражение (физический процесс), возбуждение (физиологический процесс), ощущение (психический процесс), суждение (логический процесс) (рис. 3.1).

Рис. 3.1.

При этом Фехнер не имел возможности количественно определять физиологический процесс возбуждения, поэтому он пытался установить прямую зависимость между физическим процессом раздражения и психическим процессом ощущения. Это упрощение процесса чувственного отражения впоследствии вызвало много критики со стороны физиологов, которые утверждали, что установленная Фехнером зависимость является не психофизической, а чисто физиологической, аргументируя это тем, что эта зависимость выражает не отношение между ощущением и раздражением, а связь между раздражением и нервным возбуждением.

Вопрос о переходе от возбуждения к ощущению затрагивался в трудах современников Фехнера, наибольшее влияние на науку XIX в. и психофизику в частности оказала теория немецкого физиолога Иоганнеса Петера Мюллера (1801 - 1858) и, в частности, его закон специфической энергии органов чувств. Мюллер установил, что какие бы раздражители не использовались для воздействия на нерв, ощущение всегда будет одним и тем же. Поэтому закон специфической энергии органов чувств Мюллера можно сформулировать так: ощущение зависит от того, какой нерв пришел в возбуждение, а не от того, какой конкретно раздражитель вызвал это возбуждение. Этот закон закрепил в науке того времени положение о том, что ощущения зависят от материального субстрата, т.е. мозга. Мюллер игнорировал зависимость ощущений от объективных свойств раздражителя.

Закон Мюллера послужил развитию психофизики от обратного; пытаясь опровергнуть позицию Мюллера, Фехнер использовал понятие порога ощущения. В классической психофизике порог ощущения (иначе - сенсорный порог) - это критическое значение раздражителя, выше которого действие этого раздражителя начинает вызывать осознанное ощущение. Такой порог называется абсолютным. Абсолютный порог обратно пропорционален сенсорной чувствительности - способности организма воспринимать действие раздражителей: чем выше абсолютный порог, тем ниже чувствительность субъекта. Поэтому характеризуя абсолютный порог, часто говорят либо об абсолютной чувствительности , либо об абсолютном пороге чувствительности.

Абсолютный порог, о котором шла речь по своей сути представляет нижний порог чувствительности, но абсолютная чувствительность ограничена не только нижним, но и верхним порогом ощущения. Верхний абсолютный порог ощущений - это максимальная величина раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителя вызывает либо исчезновение ощущения, либо переход в ощущение другой модальности, например болевое. Абсолютный верхний порог иногда еще называют терминальным порогом.

Касательно судьбы эффекта от раздражителей, интенсивность которых ниже абсолютного порога, Фехнер разделял позицию немецкого философа Гербарта: они продолжают воздействовать на организм, но эти воздействия остаются неосознанными. Однако же в современной науке существуют данные о том, что человек воспринимает раздражители, находящиеся за нижним порогом его чувствительности. Эти раздражители называют субсенсорными , потому что они демонстрируют восприимчивость к нео- щущаемым сознательно раздражителям. Советский физиолог Г. В. Гер- шуни в своих экспериментах показал изменение электрической деятельности коры головного мозга, связанное с воздействием неощущаемых внешне раздражителей (звуковых, интенсивность которых лежала ниже абсолютного порога). Зона неслышимых звуков, вызывающих различные реакции, была названа Гершуни «субсенсорной областью» .

В психофизике Фехнера абсолютный порог - это точка перехода от возбуждения нерва к ощущению, иначе говоря, порог - это точка связи мира физического и мира психического, и, измеряя пороги, Фехнер полагал, что можно установить количественную меру этой связи, определив ее математическое выражение, известное в настоящее время как психофизический закон.

Абсолютная чувствительность является важной характеристикой работы сенсорной системы. В настоящее время данные о величинах абсолютного порога в разных модальностях применяются в различных областях знания - медицине, электротехнике, робототехнике. Практически все характеристики органов чувств, участвующие в процессе приема информации, имеют свои значения абсолютного порога. Например, во вкусовой модальности известны абсолютные пороги к разным вкусовым ощущениям: у большинства людей самым низким оказывается порог определения веществ с горьким вкусом.

Чувствительность сенсорных систем, определяемая величиной абсолютных порогов, изменяется под влиянием физиологических и психологических условий. Значения порогов варьируются по времени протекания процессов в органе чувств (например, в случае темповой адаптации, рис. 3.2) и по пространственной локализации рецепторов, участвующих в приеме информации (например, абсолютная чувствительность рецепторов, расположенных в фовеалыюй ямке и на периферии сетчатки (рис. 3.3)).

Рис. 3.2. Пример абсолютного порога: кривая темновой адаптации палочек и колбочек глаза (зависимость величины абсолютного порога от времени):

о - колбочки; - палочки

Кроме абсолютного порога известен дифференциальный порог (порог различения). Впервые дифференциальный порог был экспериментально установлен немецким ученым Э. Вебером, а Фехнер направил эти исследования в русло установления психофизических связей. Дифференциальный порог определяется как минимальное (т.е. едва заметное) различие в раздражителях, меньше которого оба раздражителя кажутся равными, т.е. объективно в мире физическом оба раздражителя отличаются на какую-то величину, но эта величина ниже дифференциального порога, поэтому наблюдатель ощущает эти раздражители как одинаковые.

Рис. 3.3.

о - фовеальная ямка; ? - периферия

Усилия Фехнера были направлены на решение психофизической проблемы, однако его исследования привели к развитию нового направления в экспериментальной психологии, заложив основы естественнонаучного подхода к психическим процессам. В настоящее время психофизика представляет собой сложную область психологического знания, направленную на решение разнообразных проблем. В зависимости от предмета и решаемой проблемы изучения выделяют разные разделы психофизики.

В трудах последователей Фехнера наибольшее развитие получили две проблемы, которые легли в основу двух разных направлений в психофизике (рис. 3.4). Первая проблема касалась измерения порогов и сенсорной чувствительности, вторая - шкалирования ощущений, находящихся выше пороговой точки. В работах Фехнера обе проблемы были тесно взаимосвязаны

друг с другом, однако позже психофизику, которая решает первую проблему, стали называть психофизикой-1, а психофизику, которая решает вторую проблему, - психофизикой-П, тем самым разграничивая предмет изучения каждого из разделов. Психофизику-11 еще называют надпороговой психофизикой, потому что шкалируются ощущения, находящиеся выше пороговой точки.


Рис. 3.4.

Исходя из логики исторического развития, выделяют классическую психофизику и современную. Классическая психофизика представлена работами Фехнера и его современников Ж. Дельбефа, Дж. Петрова, Ч. Пирса и др. Большой вклад в развитие современной психофизики внесли С. С. Стивенс, Д. Бекеши, Г. Блсквелл, а также Д. Грин, Д. Свете и У. Тэннер. Принципиальным отличием классической психофизики от современной является учет последней влияния на работу сенсорной системы различных несенсорных факторов.

  • Панпсихизм (от греч. pan - все и psyche - душа) - идеалистическое представлениео всеобщей одушевленности природы.
  • Fechner G. Т. Zend-Avesta oder iiber die Dinge des Himmels und des Jenseits. VomStandpunkt der Naturbetrachtung. Leipzig: L. Voss, 1851.
  • Fechner G. T. Elemente der Psychophysik. Leipzig: Breitkopf und Hartel, Theil 2., 1860.S. 559.
  • Цит. по: Бардин К. В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы.М.: Наука, 1976.
  • Гершуни Г. В. Изучение субсенсорных реакций при деятельности органов чувств //Физиологический журнал СССР. 1947. Том XXXIII. № 4. С. 393-412.
  • Gescheider G. A. Psychophysics: Method, theory and application. Hillsdale, NJ: Eribaum,1985.