Программа по обмену школьниками на английском языке. Международные программы обмена для школьников. Как студент будет перемещаться по городу

Что необходимо знать каждому, кто решит поучаствовать в программе международных школьных обменов.

Каждый год в сентябре посольство США в Москве официально объявляет об открытии российско-американских образовательных программ на следующий учебный год. Выступая 12 сентября 2000 года на торжественной церемонии, посвященной старту программ 2001/2002 года, посол США в России г-н Джеймс Коллинз с гордостью сообщил, что на эти программы - а в них принимают участие школьники, студенты, аспиранты и молодые выпускники, школьные учителя и преподаватели вузов, ученые и исследователи - из американского бюджета выделено около тридцати миллионов долларов. При этом стать на время (от нескольких недель до года) жителями Штатов смогут 3 000 россиян. Самая массовая из этих программ программа обмена для российских школьников под названием "Флекс". Суть этой программы в том, что ученики 9 и 10 классов российских шкод, победившие в конкурсе, смогут абсолютно бесплатно на целый год отправиться в США - жить в обычных американских семьях и учиться в обычных государственных школах.

Немного истории

Идея международных обменов детьми родилась именно в США. Автор идеи - Американская полевая служба (American Field Service. AFS), добровольческая организация, во время Первой и Второй мировых войн спасавшая на полях сражений раненых, причем не только своих, но и вражеских. В 1947 году AFS впервые пригласила 51 школьника из 10 разных стран (среди которых были и Германия с Японией, совсем недавние враги!) на год в США. Вслед за AFS были созданы еще десятки некоммерческих неправительственных фондов, профессионально занимающихся международными школьными обменами. Их основатели - известные люди и даже президенты: Рональд Рейган (AISE, Американский фонд международных студенческих обменов), Роберт Кеннеди (AIFS, Американский институт международных исследований).

В 1982 году студенческие и школьные обмены получили правительственный статус: по поручению Конгресса программу разработало Информационное агентство США (USIA). А реально осуществляют обмены, как и раньше, фонды.

Сенатор Билл Бредли открыл Америку

В 1992 году по инициативе сенатора Билла Бредли, провозгласившего, что идеи демократии и свободной экономики в республиках бывшего Советского Союза могут быть по настоящему поняты только юными умами, была принята программа "Акт в поддержку свободы". Школьные обмены стали составной частью Акта. Программа целиком и полностью финансируется правительством США: участникам оплачивается дорога в США и обратно, медицинская страховка, выплачивается стипендия (100 дол. в месяц). Отбирают участников в открытом конкурсе, который проводится по всей России (в отдельные годы число российских городов, где проводился конкурс, доходило до 70). Участвовать в конкурсе могут ученики 9-х и 10-х классов. Главные критерии отбора - яркие лидерские качества, самостоятельность, коммуникабельность.

Конкурс проходит в 3 тура. На первом туре выдают список вопросов с вариантами ответов: надо выбрать правильный и поставить около него крестик. Тут главное - знание обиходной, бытовой лексики. На втором туре вопросы сложнее: кроме того, требуется написать несколько сочиненийэссе. Эти сочинения не похожи на те, что задают в школе, тут важно выразить свое собственное отношение к поставленному вопросу. По этим сочинениям судят о личности конкурсанта, его способности выжить - в непривычных условиях и несмотря на многочисленные трудности. Допущенным к третьему туру надо принести с собой заполненную дома анкету, принять участие в ролевых играх (проверяется коммуникабельность, умение работать в группе, быстро принимать решения), затем пройти личное интервью на русском (его проводят сотрудники российского Министерства образования) и английском (проводят американцы). Некоторое послабление делают ребятам из глубинки: им труднее выучить язык, там порой и учителей английского языка подолгу не бывает. Окончательное решение о том, кто из финалистов попадет в число участников программы, кто - в резерв, принимается в Вашингтоне и становится известным после 15 апреля.

От того, насколько школьник и принимающая семья - host family - подойдут друг другу, зависит успех программы. Подбором семьи занимаются американские фонды: педагоги и психологи разрабатывают подробные анкеты, чтобы выяснить, какие у будущего участника программы запросы и увлечения, где работают его родители, единственный ли он ребенок в семье и так далее. Американские семьи, принимающие "обменных" школьников, делают это абсолютно бескорыстно - им, по условиям программы, положены лишь некоторые налоговые льготы, а расходы на содержание ребенка явно выше. Движет этими семьями интерес к чужой культуре, а еще понятное, в общем-то, желание оказать комуто гостеприимство, покровительство. Дедушки и бабушки, семьи с маленькими и взрослыми детьми, родители-одиночки берутся за трудную задачу воспитания российского подростка и чаще всего справляются с ней. Хотя не без проблем - и вот почему. В больших годах Америки семью-волонтера сейчас уже найти нелегко, интерес к русским там поугас. Проще найти людей, готовых принять подростка из России, в деревнях и небольших городках, где население однородное и иностранцев, тем более русских, никто раньше и в глаза не видывал. А среди "обменных" школьников большинство, наоборот, - жители больших городов. И вот попадает наш ребенок в семью фермеров, в деревню, откуда "до цивилизации" - кино, дискотек, одноклассников - можно добраться только на машине. А водить машину участникам программы нельзя, даже если есть водительские права. Проходят первые две недели праздничного возбуждения после приезда, начинаются трудовые будни. Члены семьи все время чем-то заняты, да и о чем с ними говорить, непонятно. Скучно.

Бывает, американские "братья" и "сестры" (именно так они официально называются в обменных программах) ревнуют к иностранному школьнику, внезапно ставшему новым членом семьи, и всячески стараются осложнить ему и без того нелегкую жизнь.

Случаются и совсем нелепые ситуации. Американская семья пожаловалась, что приехавшая к ним из Красноярска девочка несколько раз просила дать ей спирта или водки, она- явная алкоголичка, ее надо немедленно отправить домой. Слава богу, координатор программы все выяснил и всех помирил. Оказывается, спирт был нужен, чтобы бороться с юношескими прыщиками, о существовании специальных лосьонов девочка просто не знала.

Что тут можно посоветовать? Школьнику - приложить максимум усилий, чтобы подружиться с приемными родителями, братьями и сестрами. Не замыкаться в себе. А еще - уважать традиции семьи и принятые в ней правила поведения. А родителям школьника (не американским приемным, а настоящим, российским) - набраться терпения. Если даже ребенок жалуется, что все вокруг злые, что в доме холодно и невозможно заснуть, а в школе одни дураки, не стоит сразу бить тревогу: скорее всего, он просто скучает по дому. Все постепенно утрясется. Если же "нашла коса на камень" и отношения с приемной семьей никак не складываются, нужно обратиться к региональному координатору. Его задача - разобраться в причинах конфликта и постараться все уладить. Он же (или региональный канцлер) может поменять школьнику семью. А может и отправить его домой - если решит, что причина конфликта именно в нем самом и смена семьи не исправит ситуацию.

Американская школа очень мало похожа на нашу. В России дети от 6 до 17 лет ходят в одну и ту же школу, а в США - в разные: сначала в младшую, потом в среднюю, потом в старшую - high school, которая охватывает четыре последних класса, с 9-го по 12-й, и куда, собственно, и попадают иностранцы, приехавшие по обмену. Занятия в американской школе начинаются рано, прогуливать и опаздывать нельзя. Американца за такое накажут, а "обменного школьника" за это, равно как и за списывание, могут сразу исключить из программы и отправить на родину. Перед началом уроков - что-то вроде пионерской линейки, на которой все салютуют флагу США. Воспитание гражданина великой страны, самостоятельной личности, осознающей себя частичкой единой американской нации, - стержневой момент всех американских школьных программ, под эту гребенку, естественно, попадают и "обменные" школьники.

Школьных программ в США много. Здесь нет (в отличие от России и большинства европейских стран) единого учебного плана. Обязательные предметы в старшей школе - математика (на выбор алгебра, геометрия или тригонометрия), один из предметов естественного цикла (физика, химия или биология), английский, иностранный язык (обычно испанский или французский), история США. Еще хотя бы один предмет нужно "взять" по выбору: компьютер, экономика, английская либо мировая литература, фотография, рисование, хор, драма... Есть школы, где на выбор предлагается десятки курсов. Во многих школах предметы как обязательные, так и дополнительные, можно "брать" как на обычном, так и на более серьезном, "продвинутом" уровне. Поэтому класса в российском понимании (единого состава учеников на каждом уроке) в американской школе нет после утренней линейки одноклассники расходятся по разным аудиториям. Многие из российских детей, поучившихся в США, уверяют, что учиться там и легче, и интереснее - много компьютеров, всяких приборов для экспериментов, уроки часто проходят в виде дискуссий или игр. Но "обменным" школьникам важно сразу понять: американцам плохо учиться в школе можно, вам же - ни в коем случае нельзя. Неуспевающим назначат испытательный срок (от недели до месяца), чтобы подтянуться. Не получится - отправят домой. Так что, принимая решение о том, ехать или не ехать в США, и потом, выбирая школьные предметы, надо реально оценивать собственные силы.

Особенно поражает наших школьников в американской школе даже не салют флагу (и у нас такое было), не возможность выбрать интересные и полезные для будущей карьеры дисциплины (говорят, у нас такое скоро будет) , а то, что в США вместе учатся и здоровые дети, и инвалиды. Для инвалидов стараются создать все условия - специальный транспорт, парковки, туалеты. Более того, умственно отсталые дети ходят в обычные школы - конечно, для них есть специальные классы, но они вместе со всеми участвуют в жизни школы. Кстати, российские инвалиды по зрению, слуху и с нарушениями двигательных функций тоже могут принять участие в программе, для них тоже проводится конкурс.

Благотворительность входит в школьные программы всех штатов США. Каждый старшеклассник, чтобы получить диплом high school, обязан отработать минимум 100 часов на поприще благотворительности: в благотворительных столовых, в домах престарелых, помогая отстающим одноклассникам с уроками, разбирая школьный архив или убирая мусор вокруг школы - это кому что нравится и по силам.

По условиям программы, "обменные" школьники не имеют права работать, а стипендия - сотня долларов в месяц - для США деньги очень маленькие. Как правило, всегда удается найти какуюто подработку: беби-ситтерство, уроки русского языка или, например, математики, заказы на домашнюю выпечку. За такую работу принято платить наличными, да и настоящей работой это не считается, так что никаких законов школьник не нарушает, а деньги на карманные расходы, на школьные экскурсии - зарабатывает. Во многих школах есть центры, которые принимают заказы на такую работу.

Тем, кто не стал победителем, придется искать деньги

Кроме бесплатной программы, существуют и аналогичные платные (обычная цена - от 4000 до 8000 долларов за учебный год, учебный семестр стоит немного дешевле). Они проводятся теми же фондами и регламентируются теми же правилами. Набирают российских подростков на такие программы либо российские представительства американских фондов, либо российские образовательные агентства, сотрудничающие с этими фондами. У разных фондов свои преимущества. Скажем, масштаб и богатство таких фондов, как AFS, AIFS или Youth for Understanding, позволяют им иметь огромный выбор школ и принимающих семей по всей Америке, проводить для "обменных" школьников со всей планеты грандиозные встречи-форумы, иметь огромный штат региональных координаторов и канцлеров. Маленькие фонды обычно работают только в одном штате, лучше знают школы и семьи, с которыми они работают, и, скорее всего, внимательнее отнесутся к каждому конкретному ребенку. К тому же в небольших фондах пониже требования к уровню английского участников программы. Другое очень важное отличие - менее строгие требования к возрасту. В платной программе могут принять участие все, кто окажется не моложе 15 и не старше 18 лет (некоторые фонды поднимают верхнюю планку до 18,5 лет). Таким образом, программа открыта и для тех, кто уже получил аттестат зрелости. Руководители всех неправительственных фондов и образовательных фирм, с которыми беседовал ваш корреспондент, в один голос заявили, что обмены - самые трудные из всех образовательных программ, и чем взрослее ее участник, тем лучше. К тому же у выпускника российской школы, особенно если он неплохо учился и силен в английском, есть реальные шансы получить диплом американской школы - правилами это, правда, не предусмотрено, но на практике случается довольно часто. Часто удается сдать в США и сертификационные экзамены: по английскому языку (TOEFL) и академические (SAT1 и SAT2).

Студенты-иностранцы, отправляющиеся в США, - а студентами на Западе называют всех, кто учится, школьников в том числе, - чаще всего получают одну из двух виз: J1 или F1. J1 - это виза для тех, кто едет в США по различным программам культурного обмена, по ней едут и "обменные" школьники. J1 - одноразовая виза. Ее обладатель должен находиться в стране весь учебный год. А съездить на каникулы домой или в другую страну - нельзя, даже если очень хочется и есть на это деньги. Есть и другое ограничение. Участники обменов должны сразу же по окончании программы вернуться домой это правило установило USIA. В принципе, можно, еще находясь в США, попытаться изменить статус визы, то есть поменять обменную J1 на студенческую Р1 (она может быть и одноразовой, и многоразовой: кроме того, виза Р1 продляется до тех пор, пока иностранец учится в каком-либо учебном заведении).

Итак, что же, кроме удовлетворения понятного любопытства, дает человеку участие в программе? Только ли отличное знание английского? Нет, конечно. Во-первых, это возможность для подростка проверить себя и поверить в свои силы. В чужой стране, вдали от родителей он вынужден рассчитывать только на себя. Он учится аккуратно тратить деньги, ладить с людьми, сдерживать себя, самостоятельно искать выход из самых разных жизненных ситуаций. В результате ребенок становится взрослым, повидавшим мир человеком. Даже если это единственный результат затраченных усилий - уже немало.

Наталия Гинзбург

Данная программа в 2018 году для России не действует.

FLEX — некоммерческая программа по обмену, актуальная для ребят, учащихся в старших классах. На территории стран СНГ конкурс проводится каждый год начиная с 1992 года. Участники этой программы имеют уникальную возможность обучаться по обмену в США бесплатно. Время действия — академический год.

Участник имеет возможность жить в принимающей семье. Примечательно, что в семью россиянина на время его обучения за границей американские школьники не приезжают.

Приехав в США на год по обмену, россиянин также может принимать активное участие в социальной жизни американского общества. Это позволяет молодёжи лучше узнать культуру американского народа. FLEX предполагает изучение истории, традиций и даже кухни народа, проживающего на территории этой страны.

Процесс отбора на обучение заканчивается в марте каждого года. К апрелю все школьники, подавшие заявление на участие в программе, получают актуальную информацию относительно своего статуса.

Особенности конкурсного отбора

Каждый, кто желает стать участником FLEX, обязан пройти три этапа конкурсного отбора. На первом этапе потенциальные участники отвечают на вопросы пятнадцатиминутного теста. Этот тест позволяет уточнить, насколько ребята владеют государственным языком страны въезда. Тест на знание государственного языка включает в себя десять лексических и шесть текстовых вопросов.

Второй этап несколько сложнее первого. Тест на знание государственного языка США занимает более 120 минут. После этого российские школьники пишут 3 сочинения на государственном языке.

На третьем этапе конкурса проводится интервью с потенциальным участником. Интервью проводится как по-английски, так и по-русски. Также участники третьего тура обязуются сдать 2 эссе. Последним этапом третьего тура является заполнение анкеты участника.

Особенности программы

Участники Global UGRAD не имеют возможности самостоятельно выбрать себе вуз. Подбором учебного заведения занимаются организаторы программы обмена. Но учебное заведение, в которое определяется участник Global UGRAD, полностью отвечает его интересам.

Получение диплома Global UGRAD не предполагает.

Поэтому, прежде чем подавать заявку на участие в программе, россиянин обязуется заранее поинтересоваться относительно котирования полученных оценок российскими вузами.

Обучение начинается зимой и продолжается до наступления лета. Студенты в обязательном порядке проходят спец. ориентацию в режиме онлайн. Вернувшись из США, россияне проходят онлайн-ориентацию повторно. Завершающим этапом является семинар.

У обучения за рубежом в частных школах с полным пансионом есть достойная альтернатива: участие в программах по обмену школьников, предполагающих на период учебного курса проживание в принимающей семье. «Деловой квартал» собрал ответы на самые часто задаваемые вопросы о программах международного обмена для российских школьников.

Активное развитие международных программ обмена школьников началось после Второй мировой войны - в европейских странах и США. На глазах ­создавался новый мировой порядок, в котором для пред­отвращения страшных трагедий ключевой ценностью становились связи между вчерашними врагами - но не на уровне политиков и дипломатов, а между простыми людьми. Идеологи первых программ обменов резонно предположили, что фундамент понимания между людьми, представляющими разные расы, религии и социальные группы, будет тем прочнее, чем раньше начать его строить - желательно со школьного возраста. И обязательно с участием семей, чтоб погружение в чужую культуру было максимальным. Поэтому международные программы, в рамках которых две страны обмениваются школьниками, приезжающими на один академический год (как вариант - семестр или триместр) учиться в государственные или частные школы, проживая при этом в семьях, стали называть программами культурного обмена (чтоб отделить их от «просто» зарубежных образовательных программ, когда школьники живут в пансионах при частных школах).

Все программы обмена делятся на коммерческие и некоммерческие. Подавляющее большинство относится к первой категории, их организуют, как правило, операторы рынка зарубежного образования, но под патронажем правительственных структур. Вторые действуют как крупные проекты некоммерческих фондов, финансируемых за счет благотворительных взносов принимающих стран, компаний‑спонсоров, самих родителей. Участие в некоммерческой программе не означает, что родители совсем не несут никаких затрат, но они существенно ниже, чем в случае коммерческого обмена. Нонна Коврижных, исполнительный директор Фонда «Интеркультура» (российского отделения AFS, одной из самых крупных в мире структур, организующих некоммерческие обмены), говорит, что 99% организаций по обмену - коммерческие. Это означает, что родители детей, участвующих в такой программе, помимо авиабилетов, виз, страховки, услуг организации и других необходимых затрат оплачивают и стоимость пребывания школьника в принимающей семье и школе.

Для родителей главный мотив отправить детей на учебу в другую страну, в незнакомую семью - подготовить их к самостоятельной взрослой жизни, научить эффективным межличностным коммуникациям, умению договариваться и налаживать связи в любой жизненной ситуации, ну и, конечно же, погрузиться в другую культуру, что существенно раздвигает горизонты возможного. Организаторы говорят, что программы обмена - это всегда попытка «научить плавать, просто бросив ученика в воду». Жизненные успехи участников таких программ на протяжении десятилетий доказывают, что этот подход по‑настоящему действенный.

Совершенствование иностранного языка в естественной лингвистической среде как главная цель поездки постепенно отходит на второй план, поскольку изучить язык на хорошем уровне сегодня можно и другими способами.

1 | В чем отличие коммерческих и некоммерческих программ по обмену?

Г-жа Коврижных так объясняет особенность некоммерческих программ. Дети и родители, выбирающие их, должны понимать, что лозунг «заплатил и поехал» не работает. Затрат родителям не избежать, но главный принцип отбора детей к участию - конкурсный. Необходимо доказать, что именно этот ребенок может представлять свою страну за рубежом (ведь обмен происходит не между семьями, а между странами), что он в достаточной степени одарен и подготовлен, чтоб достойно выдержать все предстоящие сложности. Отбор есть и у провайдеров коммерческих программ, но, как правило, он ограничивается проверкой уровня владения ребенком иностранным языком.

2 | Какие некоммерческие программы самые известные?

В наиболее известны и распространены (с точки зрения географии представительств и массовости участия) программы AFS и FLEX. Первая формирует программы обмена школьников между десятками стран, для России на учебный год предлагается 23 страны. Вторая финансируется Госдепартаментом США и предлагает годичное обучение в американских школах и проживание в обычных американских семьях. И в том, и в другом случае необходимо пройти конкурсный отбор. Он довольно жесткий, по программе FLEX в сезоне 2012‑2013 гг., в России и СНГ из 70 тыс. участников было отобрано 1,2% (около 800 человек, конкурс выше, чем при зачислении в ). Конкурс по программе FLEX состоит из нескольких этапов (собеседование, рекомендации учителя, письма приемным родителям, эссе второго и третьего тура). Организаторы говорят, что уровень владения английским языком у претендентов не важен, конкурс проходят те, кто показывает наилучшее соответствие целям программы (понимание культуры Америки во всем ее разно­образии, знакомство американцев со своими странами и их культурами, желание узнать о демократических ценностях и гражданской ответственности граждан США и т. д.). Конкурсы AFS на получение стипендии в программе обмена на 2014‑2015 гг. состоит из двух туров. В первом - заочном - необходимо написать эссе на тему «Жизнь в стиле AFS» - не более 20 предложений. Второй тур - очный.

3 | С какими странами существуют программы обмена?

Поскольку изначально программы обмена связывали в основном США и европейские страны, то самая массовая развитая приемная инфраструктура (подготовленные принимающие семьи и школы, участвующие в программах) именно там. Соответственно, больше всего школьников из РФ едут в США, Германию, Францию, Бельгию. При этом Нонна Коврижных уточняет, что сейчас самые популярные у российских родителей именно европейские страны (США утратила статус самой привлекательной страны для обмена). При этом все больше и больше родителей хотят отправить своих детей в относительно новые для школьных обменов государства - Латинскую Америку, Азию (здесь популярнее всего Китай и ). В сезоне 2014‑2015 гг. в программах AFS в России, помимо традиционных европейских стран и США обмены с Индонезией, Индией, Гонконгом, Японией, Таиландом, Аргентиной, Бразилией, Коста‑Рикой, Чили и т. д.

4 | Кто может участвовать в обменах?

Стандартный возраст для участников школьных обменов - 15-18 (иногда 17) лет на начало учебного года. В программе FLEX не могут участвовать подростки, проживавшие в США на протяжении 3 месяцев и более в течение последних 5 лет, а также дети родителей, эмигрировавших в США или подавших документы на эмиграцию в США.

5 | Сколько стоит участие в коммерческих программах обмена?

Академическое полугодие в Германии обойдется от 6,8 тыс. евро, столько же - полугодие в Бельгии или Франции. Академический год в США - от $7 тыс. В эту сумму входит: проживание в тщательно подобранной партнерами на месте семье с питанием (как правило, двухразовым), встреча и трансфер из аэропорта к месту проживания, обучение и использование инфраструктуры школы, культурная программа. Авиаперелет и карманные расходы родители оплачивают дополнительно. Организаторы советуют выделять на карманные расходы (оплата сотового, Интернета, дополнительного питания и т. д.) $200‑300 в месяц.

6 | Какие минусы участия в программах обмена?

С точки зрения получения образования в общеобразовательной школе в РФ у школьников, уезжающих за рубеж на академический год, могут возникать сложности. Организаторы самых популярных программ описывают их так: возможно, в следующем году школьник не успеет вернуться на родину для сдачи школьных экзаменов ( и пр.); академический год в США может не зачесть российская школа; учебная программа в США может сильно отличаться от изучаемой в РФ; по окончании школы в США юношу могут сразу призвать на службу в армию; семья в принимающей стране может отличаться от вашей по уровню жизни.

Мнения

Программы по обмену помогают изжить многие местечковые комплексы

Анатолий Сергеев, генеральный директор компании «СибитSystems» (Красноярск)

К программам по обмену для школьников и студентов отношусь позитивно. Они расширяют кругозор молодых людей, открывая для них новые возможности. Плюс, такие программы помогают изжить многие местечковые комплексы и сформировать из молодых людей настоящих цивилизованных представителей человечества. Я точно не буду возражать, если кто-то из моих детей захочет поучаствовать в программе обмена. Но это должен быть исключительно их выбор, а не мое желание - так в нашей семье построено воспитание. Считаю, будущее не просто за отдельными программами, а за возможностью для молодого человека выбрать любое место обучения, опираясь на общемировые рейтинги и репутацию вуза. При этом соискателю предстоит продемонстрировать все свои способности и доказать право на обучение. Свобода выбора и здоровая конкуренция - уже только это сильно повлияет на личность и характер каждого молодого человека и общество в целом. Пока же программы обмена выглядят скорее как маленькие «калиточки» в большой мир, доступные ограниченному кругу. Но и то, что они есть, уже хорошо.

Программы по обмену - это социальная тренировка для ребенка

Николай Салло, директор «Клиники Тисленко» (Красноярск)

Думаю, никто не станет спорить, что школьные или студенческие программы по обмену очень полезны и нужны. Для ребенка это уникальный опыт проживания в другой стране, со своими культурными и бытовыми особенностями. Кроме того, это хорошая мотивация для более углубленного изучения языка, культуры, истории, географии страны. Не секрет, что даже отношение к учебе и технологии обучения за границей и у нас разные, поэтому, в любом случае, это что-то новое и интересное. Также программы по обмену - это отличная «социальная тренировка» для ребенка, новые знакомства и форматы общения. Но здесь есть свои подводные камни. Так как уровень осознанности в подростковом возрасте, как правило, невысокий, на ребенка может быть оказано какое-то негативное влияние - культурное, идеологическое, религиозное. Поэтому родители обязательно должны понимать и учитывать это и говоря медицинским языком, организовать правильную «реабилитацию» ребенка после его возвращения.

Обмен опытом помогает всесторонне развиваться

Карен Даллакян, президент Фонда ЗООзащиты «Спаси меня!» (Челябинск)

Я, безусловно, положительно отношусь к обмену студентами! Мои мальчики, к сожалению, не участвовали в подобных программах. Но я считаю очень важным, что такая практика есть в Ереване, во многих школах и вузах, где учатся дети моих родственников и друзей. Помнится, когда гостил там, у друзей жил мальчик из Англии. Это важно для образования, для общего развития, как для студентов, так и для школьников. Это знакомство с другой культурой, образом жизни. Любой обмен опытом положителен и плодотворен для работы, образования и развития!

За новым уровнем английского

Виталий Дудка, директор компании «Создаватель» (Челябинск)

Из подобных программ я сталкивался только со студенческой Work&Travel USA. Программа, безусловно, полезная, расширяет кругозор, позволяет путешествовать, учит самостоятельности. Ну и, в конце концов, дает возможность заработать. Дети у меня еще маленькие, но несколько знакомых участвовали в этой программе, моя сестра ездила. Это интересное приключение и испытание. А отдельный бонус - совершенно новый уровень разговорного английского. Самое важное в таких программах, на мой взгляд, - воспитание самостоятельности, получение навыков коммуникации. Ну и иностранный язык, конечно.

Язык лучше всего изучать в стране, где говорят на нем

Ирина Скосырева, владелец сети салонов итальянской мебели Berloni (Нижний Новгород)

Думаю, что язык лучше всего изучать в стране, где говорят на нем. Моим детям не доводилось участвовать в программах по обмену, но я считаю, что это очень здорово. Здесь он учился в обычной школе, и я жалею, что не отдала его в специализированную языковую, где есть программы по обмену. Мы сами отправляли их на летние каникулы в Англию и Францию для углубленного изучения языков. Пожалуй, результат в программах по обмену выше, потому что дети живут в семье и им приходится дополнительно общаться на бытовом уровне. Они больше видят жизнь страны изнутри, погружаются в культуру. Хотя дети, насколько мне известно, предпочитают жить в колледже, потому что в семье надо привыкнуть к определенному укладу, а не каждый ребенок может это. А вообще, любое путешествие помогает расширять кругозор, становиться более коммуникабельным, и это, безусловно, поможет во взрослой жизни. К тому же, когда дети находятся далеко от родителей, учатся самостоятельно принимать решения.

ТОП 28 программ обемена для студентов и старшеклассников

Компания - провайдер/программа стоимость длительность Возраст группы страна
Программы для студентов и магистров, в у.е.
1 1270 – 2250 € 2-4 недели От 18 лет Франция
2 DAAD|Ознакомительная программа 800 -3000 € 2 месяца 20-23 **лет Германия
3 805-1060€ До 4 мес От 18 лет Франция
4 DAAD|Летние вузовские курсы* От 800€ 3-4 недели 20-32 **лет Германия
5 International Excange center|Work and Travel USA 790-1150$ 2-12 месяцев До 25 лет Южная Африка
6 * |Университеты Ф.Шиллера в Йене/им. Фридриха - Александра в Эрлангене и Нюрнберге/Европейский Университет Виадрина/Гумбольдта От 500 € от 3 до 12 мес. 18-23**лет Германия
7 УРФУ* |Школа делового администрирования TURIBA От 500 € от 3 до 12 мес. 18-23**лет Латвия
8 УРФУ*|Лаппеенрантский технический университет/Университет прикладных наук Миккели/Лауреа/Савониа От 500 € от 3 до 12 мес. 18-23**лет Финляндия
9 УРФУ*|Университет Лилль-1/Пьера Мендеса Франса в Гренобле/Ренн-2/Администрирования предприятий Университета Пьера Мендеса Франса в Гренобле/Школа Бизнеса ТЕЛЕКОМ, Эври От 500 € от 3 до 12 мес. 18-23**лет Франция
10 УРФУ*|Университет Томаша Бата в Злине/ Западной Богемии/Масарика в Брно /Технический университет Брно/Пражский экономический университет/Карлов Университет/ От 500 € от 3 до 12 мес. 18-23**лет Чехия
11 УРФУ*|Флорентийский университет/Бергамский государственный университет/Туринский университет От 500 € от 3 до 12 мес. 18-23**лет Италия
12 УРФУ*|Загребская школа экономики и менеджмента От 500 € от 3 до 12 мес. 18-23**лет Хорватия
13 УРФУ*|Университет Севильи От 500 € от 3 до 12 мес. 18-23**лет Испания
14 УРФУ*|Университет Йоханнеса Кеплера в Линце От 500 € от 3 до 12 мес. 18-23**лет Австрия
15 УРФУ*|Национальный университет Цинь Хуа От 200$ от 3 до 12 мес. 18-23**лет Тайвань
16 УРФУ*|Гуандунский институт иностранных языков/Гонконгский университет науки и технологии/Харбинский технический институт/Пекинский аэрокосмический университет/Сычуаньский университет От 200$ от 3 до 12 мес. 18-23**лет Китай
17 УРФУ*|Университет Сункьюнкван/Чунан/Донгукский /Ханьянский университеты От 200$ от 3 до 12 мес. 18-23**лет Корея
18 УРФУ*|Ереванский государственный университет От 200$ от 3 до 12 мес. 18-23**лет Армения
19 Americancouncils*/ Программа студенческого обмена «GLOBAL UGRAD» От 200$ 1 академ. Год(семестр) 17-21 год** США
Программы для старшеклассников, в у.е.
1 Альянс Франсез Екатеринбург 1270 – 2250 € 2-4 недели От 16 лет Франция
2 1150-5210$ 2-12 недель С 12 лет США
3 International Excange center/Work and Travel USA 1110-4660$ 2-12 недель С 12 лет Новая Зеландия
4 International Excange center/Work and Travel USA 1080-5380$ 2-12 недель С 12 лет Австралия
5 International Excange center/Work and Travel USA 1060-4370$ 2-12 недель С 12 лет Канада
6 International Excange center/Work and Travel USA 870-3630€ 2-12 недель С 12 лет Ирландия
7 International Excange center/Work and Travel USA 710-3170£ 2-12 недель С 12 лет Великобритания
8 International Excange center/Work and Travel USA 505-2075€ 2-12 недель С 12 лет Мальта
9 Americancouncils*/Программа обмена для старшеклассников «FLEX» От 200$ 3 месяца 15-17 лет США

Международные программы обмена студентами – это одно из современных нововведений в программе обучения университетов и колледжей. Ведь студентам предлагается возможность пройти обучение в совсем другой стране, получить что-то новое для себя и просто бесплатно попутешествовать. Но есть и ограничение: по обмену можно улететь только на один семестр обучения и не более.

Для участия в программе обмена студентами учебное заведение должно заключить контракты о сотрудничестве по этой программе, а учащимся в свою очередь надо учиться на отлично, быть активистами, обладать некоторыми способностями лидера, очень хорошо знать английский язык и многое другое. Допускаются по обмену студенты лишь первых двух курсов по программе обучения бакалавров, и первых трех курсов на программе обучения специалистов.

Студенты из России «рассыпались» по всему свету

Наша страна, Россия, участвует в международной программе под названием «Global UGRAD». Это создает уникальную возможность для русских студентов получать направления на бесплатную престижную работу или стажировку. Это позволяет развить кругозор, как студентов, так и институтов, обменяться жизненным опытом, повысить рейтинг и статус своего заведения и просто продемонстрировать всему миру, на что способны русские.

Участники программы обмена студентами в России обучаются за границей в престижных и известных колледжах и университетах, постоянно принимают активное участие в жизни общества и заведения, выступают на мероприятиях, работают на стажировках. Благодаря взаимодействию с новой, непривычной, системой и носителями языка, студенты из России стремительно улучшать свои навыки и знания в области международного языка. За границей в состав программы для студентов также входит специальный предмет «Америкастика», который подразумевает под собою углубленное изучение местных стандартных предметов таких, как история, искусство литература и тому подобное. Самое главное: учебное заведение за границей выбирают не студенты, а организаторы международной программы студенческого обмена.

Обучение в Канаде

Одна из лучших программ обучения в Канаде носит название «Work and Study Canada». Её отличие состоит в том, что помимо стандартного обучения по обмену, студенту предлагается также возможность в дальнейшем трудоустроиться по специальности в этой стране. Основными направления обучения являются высокие технологии и программирование. Уроки проходят на двух языках – английском и французском (зависит от желания студента и его возможностей). Продолжительность программы идет от 6 до 18 месяцев, в зависимости от специалитета и условий договора по обмену. Кстати, при желании или необходимости, студенту по обмену предлагается помощь при иммиграции в страну.

Обучение в Чехии

Самая известная программа обучения в Чехии носит название «Erasmus». Ели по ней попадает студент русского училища или вуза, то его обучение будет проходить в промежутке от 3 месяцев до одного года. Срок этот оговаривается заранее между двумя сторонами заключившим договор о программе студенческого обмена. Все отметки и оценки, полученные за этот период, вносятся в зачетную книжку студента в России. Чехия отличается самыми низкими ценами не только на питание, но и на жилье. Также для студентов существует ряд льгот и скидок, которые открывают огромные возможности для иностранца. Выбор лекций остается за самим учеником, главное условие – посещение не менее 50% общего посещения.

Программа обучение в Германии

Одной из самых популярных программ обучения студентов за рубежом в Германии является «DAAD».По этой программе обучение предоставляется на короткий срок до 4 недель в летнее время. Но! Благодаря получаемой студентами стипендии DAAD? Эта программа обучения в германии становится абсолютно бесплатной. Одной из главных целей участия в программе – это получить возможность глубокого изучения языка у коренных носителей.

Для того чтобы стать одним из заветных студентов по обмену, не обходимо благополучно пройти общий тест TOEFL, при этом надо быть отличником, быть активистом в своем заведении, активно ставить свою позицию и просто продвигать себя как лучшего из студентов.

Как стать студентом по обмену? Очень актуальный вопрос в наши дни. На самом деле, тут всё просто.

Участие в программе международного обмена студентов – это хорошая перспектива на будущее, поскольку студент может:

Побывать за границей;

Улучшить свои знания иностранного языка;

Пройти стажировку в иностранной компании;

Сменить привычную обстановку и завести новые знакомства;

Расширить собственный кругозор.

Именно поэтому не только учащиеся вузов, но и школьники мечтают стать участниками программы по обмену и прилагают максимум усилий для своего светлого и перспективного будущего.

Особенности программы по обмену студентами

На сегодняшний день многие вузы страны наладили международные отношения и постоянно обмениваются студентами, лишний раз подчеркивая свое успешное и плодотворное сотрудничество.

Таких программ множество, главное – правильно определиться с выбором и понять, что такое приключение – это не только радужные перспективы, но и ощутимые «подводные камни».

Преимущества международных программ по обмену студентами были описаны выше, осталось только обсудить все недостатки такой масштабной затеи, которая способна в будущем изменить всю жизнь.

Итак, уже по традиции начнем с главного:

1. Другой менталитет и ностальгия по родине. Вспоминая свой международный опыт, могу сказать, что, собираясь во Франкфурт (Германия) по обмену, я и подумать не могла, что уже через неделю начну тосковать по родине.

Эмоций и новых впечатлений хватило ненадолго, и даже при отличном знании языка чувствовался не только языковой, но и национальный барьер. Конечно, немцы – гостеприимные люди, но им, к сожалению, не свойственно богатство русской души.

Они сдержаны в эмоциях, педантичны и пунктуальны, а иностранцев вообще воспринимают, как инопланетян.

Если собираешься в Америку, то это еще сложнее, ведь понять «янки» не могут даже столетия.

2. Длительность обучения . Если ты – студент и официально участвуешь в программе международного обмена, то еще на родине должен узнать, что обучение за границей длится от 8 до 10 месяцев.

Только после прохождения полного курса можно получить официальный статус alumni (выпускник). Если же сдаться раньше, то о выпуске и речи быть не может, к тому же можно потерять большое количество связей и перспектив.

Именно поэтому важно рассчитывать свои силы, а сможешь ли ты продержаться так долго вдали от родины? Может изначально отказаться от этих дальновидных планов?

3. Языковой барьер . По своему опыту знаю, как бы хорошо ты не знал иностранный язык, понять людей, которые являются его носителями, весьма проблематично.

Конечно, со временем можно приловчиться к новой и не совсем знакомой манере общения, вникать в каждое слово и активно пользоваться словарем (электронным переводчиком), но все равно часть национальных изречений останется за гранью понимания.

Да и самостоятельно изъясняться на иностранном языке будет гораздо сложнее, хотя я до сих пор не могу понять этот феномен. Стеснение что ли у студентов просыпается?

4. Особенности проживания . Какой бы развитой и прогрессивной не была страна пребывания, прижиться в ней иностранцу очень сложно. Незнакомые условия и дикий образ жизни часто приводят к глубочайшему стрессу, а новые вещи и предметы вовсе вызывают чувство депрессии. Хочется жить по правилам своей души и своего народа, но за границей такой возможности нет и не будет.

Как вы уже заметили, все негативные моменты международной программы обмена связаны с моральным восприятием путешествующего студента. Если не принимать кардинальную смену обстановки так близко к сердцу, то несколько месяцев в Европе пролетят, как летние каникулы – зрелищно и феерично.

Если решение принято…

Итак, студент еще на первом курсе решил, что в будущем обязательно примет участие в программе международного обмена. Что делать после такого решения, чтобы в нужное время оказаться в нужном месте? На самом деле ничего сложного – морально готовиться и больше информации узнавать обо всех существующих программах обмена.

Для этого сразу после поступления на первый курс университета рекомендуется обратиться в деканат с вопросом, какие программы по обмену студентами имеются, и каким образом в них можно принять непосредственное участие.

Затем не помешает подтянуть учебу и всерьез заняться углубленным изучением иностранного языка.

Здесь важно понимать, что желающих на такое заморское путешествие предостаточно, поэтому конкурс на одно место будет просто грандиозным, а комиссия окажется строгой и придирчивой.

Важно не только посещать обязательные пары иностранного языка, но и дополнительно ходить на языковые курсы, заниматься индивидуально с репетитором и просто общаться с носителем этого языка (если такая возможность имеется).

Также не помешает дополнительно побеседовать со студентами, которые ранее принимали участие в подобной международной программе и получить объективное представление, что тебя ожидает в Европе.

К тому же можно приблизительно прикинуть перспективы, которые открываются перед студентом исключительно благодаря участию в программе международного обмена.

Отдельно стоит отметить, что прогульщикам и лоботрясам нет места за границей и в иностранных вузах, поэтому выбирать претендентов на участие в международной программе обмена будут исключительно из лучших, передовиков курса и отличников. Так что и остальную учебу также не рекомендуется запускать, иначе шансы попутешествовать в разы сократятся.

Нужная и полезная информация о загранице

Если студент претендует на участие в программе обмена, то обязательно должен морально настроиться на путешествие и лучше узнать страну, в которой ему предстоит провести не один месяц.

Во-первых, самой важной является информация об иностранном вузе, в котором и будет проходить дальнейшее обучение по обмену.

Важно выяснить особенности и структуру данного учебного заведения, традиции и распорядки, а также свои условия получения высшего образования и, конечно же, перспективы в статусе «выпускник».

Сведения на эту тему обязательно найдутся в интернете, достаточно просто сделать несколько актуальных запросов в ведущих поисковиках.

В итоге на экране появится не только полезная информация публицистического стиля, но и красочные фотографии о стране будущего проживания.

Во-вторых, требуется дополнительно выяснить, на каком языке ведется обучение. Как правило, педагоги преподают на национальном языке, однако для групп по обмену может быть сделано исключение, и пары будут проходить на международном английском языке.

Так что его знание должно не подкачать, иначе тебе нет места среди студентов – международников. Дополнительно стоит отметить, что учебники, справочная литература, конспекты лекций, экзамены и другие виды проверочных работ также должны быть на национальном языке страны, и чаще скидки иностранным студентам не делаются.

В-третьих, крайне важно определиться с финансовой стороной вопроса, поскольку дополнительных растрат студенту просто не избежать.

В данном случае лучше уточнить, какова плата за проживание, полностью ли оплачивается обучение, какие дополнительные расходы могут возникнуть и на что. Эти нюансы очень важны, ведь не хотелось бы остаться в совершенно незнакомой стране без денег или удовлетворения каких-либо своих потребностей.

И последний, но очень важный нюанс: необходимо заранее определиться, какие документы требуется подавать для поступления, и в какие сроки это необходимо сделать.

Также не лишней будет информация о пропусках, которые студент будет получать при временном расставании с родным вузом. Не хотелось бы вернуться на родину и неожиданно для себя выяснить, что приказ об отчислении уже подписан самим ректором.

И, конечно, важно оставить свою заявку на участие в международной программе по обмену студентами и ждать ответа.

Выбор достойной и самой подходящей программы по обмену

На сегодняшний день имеется большое количество проверенных программ по обмену международного уровня, которые успешно сотрудничают с рейтинговыми вузами Англии, Германии, США и Канады.

Многие студенты стремятся принять участие в программе Work and Travel USA , которая требует знания английского языка и дополнительных расходов на перелет в сумме 2000 долларов.

Зато всем своим участникам предоставляет перспективные вакансии в американских компаниях с оплатой и путешествие по стране.

Также популярна международная компания Internship , которая предлагает всем своим участникам профессиональную стажировку в Европе по выбранной специальности.

Студент старших курсов может в течение 6-18 месяцев проходить практику в международных компаниях новой Зеландии или США.

Возможность дальнейшего трудоустройства на постоянной основе также не исключается, так что это реальный шанс своим трудом обеспечить светлое будущее и безбедное существование.

И таких международных программ предостаточно, главное – определить свои критерии их оценки и расставить приоритеты согласно своему видению будущего. Когда же нужный вариант будет определен, оставить заявку и собирать требуемые документы.

Важно помнить : для принятия участия в программе обмена студентов необходимо иметь визу и загранпаспорт . Поскольку данные документы изготавливаются не один день, подумать об этом нужно заранее, чтобы потом не упустить, возможно, единственный в жизни шанс увидеть Европу.

Вывод : Если тебя заинтересовала программа по обмену студентами, подготовься к участию заблаговременно. При возникновении каких-либо вопросов не помешает прочитать предложенную статью!

Теперь ты знаешь о том, как стать студентом по обмену .