Летняя трудовая практика. Бесплатный детский труд. Законна ли работа школьников на каникулах? Летняя практика в школе записка

Ежегодно в нашей школе организуется летняя трудовая практика для обучающихся 5-8,10 классов, кроме освобожденных от работ обучающихся по состоянию здоровья.

Летняя трудовая практика организуется на добровольной основе с согласия обучающихся 5-8,10 классов и их родителей (законных представителей) .

Задачи проведения летней трудовой практики:

  • обеспечение в период летних каникул организованное трудовое участие на пришкольном участке, благоустройстве и озеленении школы, охране природы;
  • способствование физическому развитию обучающихся, укреплению их здоровья;
  • формирование осознанной потребности в труде;
  • уважение к людям труда;
  • заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе;
  • воспитание трудовой и производственной дисциплины;
  • формирование интереса к профессиям; практическое закрепление знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения на уроках биологии, технологи, экологии, географии.
  • трудовое воспитание обучающихся с учётом их возраста, пола и состояния здоровья;
  • привитие интереса к общественно-полезной деятельности;
  • организация активного отдыха детей,
  • активизация деятельности обучающихся по благоустройству территории школы, города.

Продолжительность летней практики составляет:

В 5-6 классах - 5 дней; не более 2 часа в день;

В 7-8 классах - 5 дней; не более 3 часов в день;

В 10 классах - 5 дней; не более 3 часов в день.

Формы летней практики

Деятельность летней практики включает привлечение обучающихся к различным работам для своей школы: к труду на пришкольном участке (уход за цветами, зелеными насаждениями, вскапывание земли), благоустройству школьной территории, ремонту школьной мебели

Виды и характер выполняемых работ:

  • На пришкольном участке: вскапывание земли, полив, прополка, обрезка деревьев, кустарников, формирование клумб.
  • Ремонтные работы: ремонт мебели, благоустройство школьного здания;
  • Работа по благоустройству территории школы;
  • Оформительские работы: библиотека, актовый зал, рекреации.

Проект 2017

АВТОР ПРОЕКТА Зиновьева Елена Викторовна

ОПУБЛИКОВАН

Проект «Наш дом - наш двор»

Номинация «Зеленый регион». Благоустройство придомовых территорий.

Мой двор - мой мир, в нем каждый уголок,

Знаком подробно и исхожен, и изучен,

И стоит только выйти за порог

Я понимаю, как он мне не скучен.

Мой мир - мой чистый и зеленый двор,

Ты мне, конечно же, и дорог, и привычен

Люблю тебя, семьи счастливый островок,

Ты навсегда и больше всех мне симпатичен.

Описание проекта:

Любой двор - это маленькая планета, где могут происходить удивительные вещи. Это мир, который хранит мечты, тайны и воспоминания. С любви к своему двору начинается большая любовь к Родине. Ребенок, растущий на красивой благоустроенной территории, с детства будет привыкать к красоте и когда станет взрослым, будет стремиться благоустроить среду своего обитания. Чтобы сделать любую придомовую территорию красивой своими силами можно, нужно только очень этого захотеть, немного потрудиться и все получится.

Стадия проекта:

Проект в стадии реализации

Цели проекта:

Формирование экологической культуры учащихся.

Воспитание трудолюбия и любви к родному краю.
- Создание здоровьесберегающей, эстетической среды.

Задачи проекта:

Развитие благоустройства и озеленения территории школы и поселка.
- Развитие инициативности и творческого потенциала учащихся.
Составление проекта по улучшению территории, требует определенной теоретической и практической подготовки. Это комплекс мероприятий, выполняемых поэтапно.

Достигнутые результаты:

В процессе работы по благоустройству пришкольной территории учащиеся смогли увидеть результаты своего труда, поняли необходимость сохранять и беречь окружающую природу и вышли с предложением продолжить работы по наведению чистоты и благоустройства поселка, принимать участие в экологических акциях города и района: "Посади дерево", "Чистый двор". Создание на базе школы трудового отряда для выполнения намеченных работ в каникулярное время.

Социальная значимость проекта:

Через труд и инициативу детей привлечь взрослое население поселка к обустройству придомовых территорий и детских площадок.

Мероприятия, проведенные в рамках проекта:

Ежегодное проведение экологических субботников по уборке школьной и прилегающей к ней территории (приложение 1)

Проведение и активное участие в экологической акции «Чистый родник» (на территории поселка Лоза).

Участие в районной акции: «Наш лес. Посади свое дерево» (приложение 2)

Проведение экологических викторин, выставок рисунков и поделок из природного материала «Осенний вернисаж»

Благоустройство и уборка территорий около памятников погибшим воинам во время ВОВ на территории поселка Лоза и прилежащих деревень (приложение 3)

Подготовка посадочного материала, вскапывание клумб, высадка цветов.

Обрезка, побелка деревьев и кустарников.

Благоустройство детских площадок: покраска спортивных сооружений м лавочек, уборка территории (приложение 4)

Охват проекта:

Учащиеся, педагоги и сотрудники МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №25»

Затраченные ресурсы:

Волонтерская (добровольная, безвозмездная) помощь участников проекта.

«Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не сможет стать злым, недобрым человеком»

В. А. Сухомлинский

Приложение 1

На протяжении всего времени существования нашей школы наши учащиеся выходят на субботники и акции по уборке пришкольного участка и близ лежащей территории.


Мы очень гордимся, что живем в таком уютном и зеленом поселке и делаем всё для того, чтобы поддерживать в нем чистоту и порядок.

Приложение 2


  • Сергиево-Посадском районе на протяжении 10 лет проходит акция «Посади дерево». Учащиеся нашей школы ежегодно с удовольствием участвуют в этой акции.


Приложение 3

В нашем поселке есть памятник погибшим воинам во время Великой Отечественной войны. Наши ребята занимаются уборкой и облагораживанием территории вокруг памятника.

Приложение 4

В течение двух лет в школе организован трудовой отряд из учащихся 14-18 лет. Дети в свободное от учебы время, то есть в каникулярное время, занимаются благоустройством и уборкой поселка и школы.

Трудовая практика была неотъемлемой частью образовательного процесса советской школы. Дети привлекались и к дежурству в школе, и к работе на пришкольных участках, и к другим работам. Насколько такая практика законна сегодня, выясним исходя из современного законодательства, регулирующего права несовершеннолетних детей на труд. Законодательно положения о труде несовершеннолетних обучающихся закреплены в ФЗ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об Образовании в РФ» (далее — Закон), в Трудовом Кодексе РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. От 30.12.2015) (далее — ТК), в Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990). Конвенция о правах ребенка запрещает эксплуатацию детского труда или любой работы, которая ущемляет права ребенка (ст. 32 Конвенции о правах ребенка). Если работа, которую доверили ребенку, может представлять опасность для его здоровья, физического развития, то это будет считаться нарушением прав ребенка.

Может ли привлечение к школьной трудовой практике считаться нарушением прав ребенка?

Сегодня нечасто в школах можно встретить учащихся, которые работают в рамках летней трудовой практики. Должен ли ребенок пройти летнюю трудовую практику?

Для несовершеннолетних работников устанавливается сокращенная рабочая неделя. Например, для работников до 16 лет, обучающихся в каком-либо образовательном учреждении рабочее время должна составлять не более 12 часов в неделю. А для работников в возрасте от14-16 лет, обучающихся в школе не более 18 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ).

Существует также перечень работ, на которые нельзя привлекать несовершеннолетних работников (ст. 265 ТК РФ):

  • тяжелые работы;
  • работы, которые могут причинить вред здоровью и нравственному развитию;
  • работы с вредными или опасными условиями труда; сверхурочные работы;
  • работа в ночную смену;
  • работа в праздничные и нерабочие дни.

Организация трудовой практики лиц с ОВЗ.

Особо необходимо отметить важность трудового воспитания и трудовой практики для обучающихся с ОВЗ из специальных школ. Инструктивное письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 4.09.1997 № 48 «О специфике деятельности специальных образовательных учреждений I-VIII видов» уделяет трудовому обучению много внимания. Трудовое обучение для лиц с ОВЗ является необходимым условием обучения и последующего трудоустройства. Одними из задач такой работы является:

  • включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;
  • расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме.

В старших классах (группах) воспитанники получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда. Воспитанникам прививаются навыки самостоятельной работы, с этой целью они включаются в трудовую деятельность в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Трудовое обучение включает в себя систему трудотерапии, направленную на восстановление, компенсацию и развитие трудовых умений и навыков, является основой для профессиональной подготовки. В коррекционном учреждении VIII вида с 10-11-летним образованием трудовое обучение в 10-11-х классах, при наличии производственной базы, носит характер углубленной трудовой подготовки обучающихся. Для организации трудового обучения мастерские обеспечиваются необходимым оборудованием и инструментом со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ. Продолжительность рабочего дня во время производственной практики определяется законодательством Российской Федерации о труде. Руководство производственной практикой осуществляет учитель трудового обучения. В классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой принимаются воспитанники, окончившие 9-й (10-й) класс.

Обучение в коррекционном учреждении VIII вида завершается аттестацией (экзаменом) по трудовому обучению, состоящему из двух этапов: практической работы и собеседования по вопросам материаловедения и технологии изготовления изделия. Воспитанники коррекционного учреждения VIII вида могут быть освобождены от аттестации по состоянию здоровья в порядке, определяемом Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Так, например, возродились детская общественная организация и система самоуправления в школе. К хорошим идеям вернулись, и они стали ярким событием.
В советской школе традицией была и трудовая практика, которая при всех своих недостатках тем не менее служила одним из способов повышения качества образования, поскольку через нее получал реализацию принцип связи обучения с жизнью, она являлась методом патриотического воспитания. Сейчас эта традиция отменена на законодательном уровне и забыта. А слова «школьная практика» в результате широких дискуссий воспринимаются современным поколением родителей как негативный отпечаток советского прошлого, в котором не было смысла.
Однако все было не так однозначно. Для части школьников советской эпохи летняя школьная практика действительно была неприятной необходимостью. Но для кого-то это занятие было увлекательным - неформальное общение с одноклассниками, удовлетворенность от совместной деятельности, в конце концов, осмысленное выполнение долга. Да и цели трудовой практики были вполне разумные: эколого-трудовое воспитание учащихся, привитие интереса к общественно полезной деятельности, воспитание гражданской позиции и ответственности... Но трудовая практика как один из способов реализации принципа обучения с жизнью осталась в прошлом.
Очевидно, что за последние два десятилетия школа очень сильно изменилась. Однако фундаментальные принципы: связи теории с практикой, обучения с жизнью, реализуемые через практико-ориентированное обучение, деятельностный подход, остаются актуальными и выдвигаются как приоритетные в реализации задачи повышения качества образования в современной школе. И если считать, что одним из важнейших критериев качества образования является способность применять усвоенные знания для решения задач практического характера, может быть, имеет смысл разнообразить и совершенствовать практико-ориентированное обучение на основе переосмысления прежних традиций и наполнения их новым содержанием.
Речь не идет о возврате к трудовой практике времен советской школы. Это должна быть другая практика - учебная, имеющая своим содержанием освоение и применение знаний и способов деятельности. Такая практика должна носить профессионально ориентированный характер, служить для достижения необходимой опытности в профилируемом направлении и помочь школьнику минимизировать риск ошибки в выборе сферы применения своих способностей.
На наш взгляд, другая сторона переосмысления традиции состоит в том, что такая практика должна быть организована вне стен школы. Чтобы школа не была «островом, изолированным от всего мира и от бьющей ключом непосредственной жизни, на который наши дети переправляются каждый день бодрыми и жизнерадостными, и откуда возвращаются усталыми и вялыми» (Г.Кершенштейнер), нужно преодолеть замкнутость школьной среды и дать возможность школьникам более глубокого проникновения в опыт практической деятельности.
Как показал опыт организации практики для учащихся профильных классов школы №2098, вузы и предприятия охотно идут на сотрудничество со школой, поскольку с их стороны возросла заинтересованность в мотивированных выпускниках, вооруженных предпрофессиональными навыками, и квалифицированных специалистах. Учебная практика для школьников стала возможной благодаря заинтересованному подходу наших социальных партнеров, обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления учебной деятельности, предусмотренной совместно разработанными образовательными программами практики: Российский экономический университет имени Плеханова, Московский политехнический университет, Государственный научный центр РФ, Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ», Центр мультимедийной журналистики МПГУ, Центр проектного творчества СТАРТ-ПРО института дополнительного образования МГПУ.
При таких подходах учебная практика просто не сможет иметь формальный характер. Она действительно позволит достичь перевода учащихся в реальность, в которой они приобретут опыт применения знаний, приемов, усвоенных в процессе обучения, в конкретных условиях. Дети получат значительный социальный опыт в процессе общения и совместной деятельности учащихся с представителями разных профессий, преподавателями вузов, студентами, возможность активной познавательной деятельности, овладения предпрофессиональными умениями, что облегчит процесс адаптации к практико-ориентированным условиям обучения в учреждениях профессионального образования.
Не скроем, что первая практика поначалу вызвала у школьников волнение и напряжение. Незнакомые люди, непривычная обстановка, новые форматы занятий, на которых нужно было проявить умение выполнять нестандартные практические задания, создать продукт деятельности, при этом показать навыки генерации идей, постановки целей, планирования, проявить инициативу и творчество. Со временем отношение стало меняться: интересно, любопытно, профессионально, значимо.
Может ли такая учебная практика содействовать повышению качества образования? Ответ очевиден, при условии, если содержание практики будет полезным и интересным с точки зрения перспектив на будущее образование и жизнь.

Ольга ХАРИТОНОВА,
заместитель директора школы №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора, кандидат педагогических наук,
Лариса ЧЕРКАШЕНА,
учитель истории и обществознания школы №2098 имени Героя Советского Союза Л.М.Доватора, кандидат педагогических наук

Отработка, часто практикуемая в школах, без согласия учеников и их родителей запрещена Международной Конвенцией о рабстве, Конвенцией Международной организацией труда о принудительном и обязательном труде и Конституцией России.

В соответствии с п. 4 привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

В силу закона школа не может заставить вас приходить отрабатывать летом. Помимо прочего, это является нарушением права учащегося на отдых. Есть утвержденный график занятий и учебный план. Все что не предусмотрено учебным планом не может быть обязательным.

Поскольку отработка - дело это сугубо добровольное, то никакой ответственности и наказаний за отказ быть не может. Школа может просить и предлагать желающим, но не вправе угрожать и наказывать. Это будет прямым нарушением закона.

Если же со стороны администрации школы все-таки будут приняты меры по наказанию школьника (штраф) – пишите жалобу в прокуратуру (на принудительный труд и незаконное привлечение к ответственности).

Что делать если принуждают к отработке

Принуждение к отработке, принятие каких-либо санкций к тем, кто отказывается отрабатывать является незаконным и может быть основанием для обращения с жалобой в прокуратуру.

Шаг 1. Вы можете игнорировать требования об отработке или дежурстве в школе, либо обратиться с письменным заявлением на имя директора школы, где указать, что отказываетесь дежурить так как это противоречит нормам статьи 34 Закона "Об образовании в РФ".

Шаг 2. Если в отношении вас применяются какие-либо санкции за отказ от дежурства или отработки - вы можете направить жалобу в органы управления образованием или в прокуратуру. Прокуратура вынесет представление об устранении нарушений.


Обязательно только то, что предусмотрено учебным планом

В школьной программе может быть учебная практика, которая предусматривается учебным планом. Поэтому, если ребёнка направляют на прохождение практики, вы можете поинтересоваться на основании чего данное направление происходит. Если это не предусмотрено учебным планом или уставом школы, соответственно, вы имеете полное право туда не ходить. Этот отказ не может быть основанием, чтобы не перевели ребёнка в др.класс или не выдали учебники.

Например, согласия родителей на работу детей на уроках труда не требуется, так как эти мероприятия входят в учебный план и являются частью образовательной программы. Для учащихся они являются обязательными.

Могут ли привлекать к дежурству по школе

Школьники могут быть привлечены к дежурству на добровольной основе. Дежурство по школе может быть частью взятых на себя обязательств школьного актива. Активные школьники могут поошряться администрацией. Но дежурство не может быть принудительным.

В школах есть технический персонал, который обязан в силу своей должности мыть пол, накрывать столы в столовой. Если нужно расчистить территорию от снега или помыть окна, школа должна решать эти вопросы за счет привлечения сторонних организаций на условиях оплаты.

Верить ли угрозам наказания за отказ от отработки

Несмотря на прямой запрет Закона и активное вмешательство прокуратуры - многие школы продолжают использовать труд учащихся, как бесплатную рабочую силу и доступный способ сэкономить бюджет на услугах клининга.

Школьники и их родители, в большинстве случаев, сами поддерживают эту практику, со всем безропотно соглашаются и не идут на конфликт. А задумываются об отказе только в самых крайних случаях.

"Меня заставляют отрабатывать на пришкольном участке, очень сильно давят, угрожают выдать недействительный аттестат без печати или не выдать вообще.Каждый год с 6 класса заставляют отрабатывать по 8-9 дней летом, поливать и садить цветы, кустарники, красить бордюры, подметать, работать в библиотеке, количество часов я не знаю, но начинается в 9 утра, обычно 2-3 часа. Говорят, что написано в школьном уставе, и я не имею права отказываться, звонят родителям"

"Поступают угрозы, что у нас будут проблемы и грозятся не перевести в 11 класс"

"Сегодня нам объявили, что мы должны в обязательном порядке отработать в школе: красить, вытаскивать мешки с мусором и т.д. Все это будет продолжаться 5 дней по 4 часа"

"Завуч угрожает 2 годом если не буду ходить на отработки"

"В 10 классе у нас в школе обязательные 21-дневные летние отработки. Однако,мы не из этого города и вынуждены ездить в школу на транспорте, но на летний период автобус отменили и администрация школы сказали нам, что мы обязаны ездить на отработки, иначе мы не будем переведены в 11 класс. И если ездить на такси, то месяц выходит около 4500 рублей и нам это никто не собирается оплачивать"

"Моя дочь, ученица 8 класса. 31 мая она уезжает в детский оздоровительный лагерь по путевке. Преподаватель ей сказал, что у нее отработка и она не поедет. Если она не отработает, ее могут отчислить из школы. Моя дочь боится ехать в лагерь"

Угрозы учителей - это только слова. Нельзя просто так, взять и не выдать аттестат, поставить двойку или пе перевести в следующий класс. Это уже будет серьезным нарушением закона, за которым последует реальная ответственность школы. Поэтому можно просто не идти на отработку, понимая что это незаконное требование. Можно сослаться на закон и на то, что родители не дали свое согласие.

Любой факт принуждения на словах можно обжаловать в прокуратуру, указав, что дети выходят на отработку без письменного согласия от родителей.

Если школа ссылается на Устав и локальные акты

Как известно многие учебные заведения к закону написали еще свои локальные акты - положения о дежурстве в классах, о приеме в первый класс школы, о переводе учащихся - и еще много разных документов, регламентирующих жизнь и поведение ребенка в школе. Достаточно примеров, когда данные акты отменяли по протесту прокурора.

Отсылки к Уставу школы не являются основанием для принуждения к отработке, так как положения локальных актов применяются только в части, которая не противоречит федеральному законодательству. Закон же накладывает однозначный запрет на принуждение школьников к труду без добровольного согласия родителей.

Что касается поборов деньгами взамен отработки, то это тоже выходит за рамки правомерного поведения. Школа может оказывать только платные образовательные услуги в дополнение к основным - за это можно деньги платить, но не за отработку.

Попросите показать документы, где данные вопросы закреплены (то есть, где сказано, что ребёнок должен отработать или заплатить). В ситуации конфликта можете направить заявление о нарушении прав ребёнка в отдел образования города и Прокуратуру.

Можно ли привлекать к отработке по время каникул и на каких условиях?

Можно только на условиях добровольности. Школа может предложить желающим принять участие в проведении работ по благоустройству школы. Но это допускается только по желанию, без принуждения и при наличии согласия родителей. Школа может доказать факт согласия на летнюю отработку - предъявив соответствующее письменное согласие от родителей. При отсутствии согласия в письменном виде, прокуратура может привлечь администрацию школы к ответственности.

Многие российские школы до сих пор практикуют летние работы, обязывающие школьников приходить на различные мероприятия для работы во благо заведения. Зачастую отработки составляют порядка двух недель. Однако у многих родителей вызывает вопрос данного мероприятия. Это не является безосновательным, т.к. такие отработки предполагались еще при существовании СССР, что на данный момент не является актуальным. Тем не менее, многие учебные заведения продолжают прибегать к детскому труду.

Оглавление:

Законодательная основа летней отработки в школе

Исходя из п.14 ст. 50 ФЗ «Об образовании», привлечение школьников или воспитанников организаций, занимающихся их обучением, к трудовым обязанностям, которые не включаются в школьную программу, не разрешено. Подобное правило действовало на территории СССР до 1992 года, когда было отменено на законодательном уровне.

Обратите внимание

Осуществление летней трудовой деятельности на территории школы возможно только с согласия ученика и его родителей.

В летнюю практику включаются такие виды деятельности: уборка учебных аудиторий и прилегающей территории школы, посильные работы на земельных участках, относящихся к школе и прочее.


Таким образом, образовательное учреждение не вправе принуждать школьника и его официальных опекунов к трудовой деятельности, в случае, когда она не зафиксирована в учебной программе в разрезе практики к предмету.
Практика по учебному предмету может быть выражена в таких видах деятельности: работа с ремонтным оборудованием, швейная работа, приведение в порядок рабочего места в аудитории, предназначенной для урока труда и прочее.

При этом школьная программа не предусматривает специально отведенных часов на отработки после окончания учебного года. Из этого следует, что летняя практика ― добровольное дело школьника и его родителей, которые должны письменно подтвердить свое согласие на выполнение их ребенком трудовых обязанностей. Также важно понимать, что подобная отработка не должна противоречить медицинским показателям обучающегося и соответствовать всем нормам безопасности, согласно профессиональным требованиям обучения.

Что грозит за отказ от прохождения летней практики в школе


Принуждение к прохождению летней практики в школе не является законным. Следовательно, наказание за неисполнение подобного вида деятельности, также незаконно.
Это означает, что при отказе выполнять определенные трудовые обязанности, школьнику и его родителям ничего не грозит.

Тем не менее, во многих учебных заведениях до сих пор остается распространенным использование рабочего труда школьников. Официальным способом привести школу в убранный вид считается наем специалистов, которые выполнят согласованный фронт работ за соответствующую оплату.

Зачастую используют такие методы воздействия для получения согласия на трудовую деятельность после окончания учебного года:

  • угроза не подтвердить переход ребенка в следующий класс;
  • угроза не обеспечить бесплатным печатным материалом ребенка на год;
  • угроза оставлять ребенка после занятий для отработки. Зачастую имеют в виду уборку аудиторий в учебном году после окончания уроков;
  • обоснование того, что ребенок будет находиться в конфликте с остальными одноклассниками, прошедшими летнюю практику.

Несмотря на то, что требование об обязательном прохождении летней отработки незаконно, некоторые учебные заведения используют такие виды манипуляций:

  • внесение положения об обязательном похождении летней отработки в школьный Устав. Однако подобное действие прямо противоречит закону РФ «Об образовании». За один этот факт можно подавать на школу в суд;
  • внесение положения об обязательном прохождении летней отработки в школьную программу. Зачастую подобное мероприятие относят к биологии, аргументируя это обеспечением школьниками более глубокими познаниями о росте растений. Однако уборка аудиторий и территории школы не может сюда относиться;
  • непопулярный метод ― создание специальных трудовых отрядов из школьников. В данном случае предполагается оплата за осуществляемый труд.

Все данные действия являются незаконными. За отказ проходить летнюю отработку не должно ничего грозить. В случае, когда на школьника или его родителей оказывается давление, они могут основательно обратиться в суд с жалобой на школу и принуждение к незаконной деятельности.

Инструкция, как не проходить летнюю отработку в школе

Для того чтобы официально не проходить практику в летнее время необходимо вооружиться Конституцией, ФЗ «Об образовании», в случае наличия ― справкой, которая бы подтверждала запрет на исполнение определенных работ, а также заявлением в полицию.

В первую очередь необходимо предъявить в школу цитату из ст. 50, п. 14 ФЗ «Об образовании», где говорится о том, что привлечение школьников к труду незаконно. В п. 16 той же статьи также оговаривается, что все школьники вправе не являться на любые мероприятия, не заявленные в школьной программе.

Наиболее действенным методом борьбы с принуждением к подобному труду будет ссылка на законы. В случае если школьная администрация продолжает настаивать и, что реже, оформляет наказание в виде штрафа или письменного выговора, необходимо подать заявление в полицию с требованием разобраться в принудительном привлечении к труду.

Также распространенным способом является решение вопроса с помощью материальной помощи школы. В случае если администрация предлагает родителям школьника такой вариант, им необходимо уточнить, где можно получить квитанцию об оплате. Выдача квитанций по такому вопросу не предусмотрена школьной бухгалтерией. Если же бухгалтерия все-таки выписала справку о внесении на счет школы денег, такой документ станет основным доказательством неправомерных действий школы.

Также абсолютным освобождением от летней отработки станет справка о состоянии здоровья школьника. В таком случае его никто не имеет права привлекать к работам.