Диагностические методики. шкала одиночества. Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона Я несчастлив занимаясь столькими вещами в одиночку

Инструкция. «Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к Вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: "часто", "иногда", "редко", "никогда". Выбранный вариант отметьте знаком "+"».

Обработка результатов и интерпретация. Под-считывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» – на два, «редко» – на один и «никогда» – на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества – 60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов – низкий уровень одиночества.

Методика «Т и Д» 35


Диагностирует состояния тревожности и депрессии. Инструкция. «Просим Вас ответить на серию вопросов, которые помогут нам выяснить Ваше самочувствие. Если состояний, указанных в вопросе,

– у Вас никогда не было, поставьте 5 баллов;


Бланк методики диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона




Утверждения

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1

Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку

2

Мне не с кем поговорить

3

Для меня невыносимо быть таким одиноким

4

Мне не хватает общения

5

Я чувствую, будто никто действительно не понимает себя

6

Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне

7

Нет никого, к кому я мог бы обратиться

8

Я сейчас больше ни с кем не близок

9

Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи

10

Я чувствую себя покинутым

11

Я не способен раскрепощаться и общаться с теми , кто меня окружает

12

Я чувствую себя совершенно одиноким

13

Мои социальные отношения и связи поверхностны

14

Я умираю по компании

15

В действительности никто как следует не знает меня

16

Я чувствую себя изолированным от других

17

Я несчастен, будучи таким отверженным

18

Мне трудно заводить друзей

19

Я чувствую себя исключенным и изолированным другими

20

Люди вокруг меня, но не со мной

– встречаются очень редко – 4 балла;

– бывают временами – 3 балла;

– они бывают часто – 2 балла;

– почти постоянно или всегда – 1 балл».

Исследование коллективное или индивидуальное. Тестируемые получают бланк ответов, их внимание обращается на то, чтобы они не допускали ошибок при заполнении бланка.

Текст опросника


1. Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, что нет прежней энергичности?

2. Вам трудно бывает заснуть, если Вас что-нибудь тревожит?

3. Чувствуете ли Вы себя подавленным и угнетенным?

4. Бывает ли у вас ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет?

5. Замечаете ли Вы, что сейчас испытываете меньшую потребность в дружбе и ласке, чем раньше?

6. Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья ?

7. Замечаете ли Вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?

8. У Вас бывают периоды такого беспокойства, что Вы даже не можете усидеть на месте?

9. Ожидание Вас тревожит и нервирует?

10. У Вас бывают кошмарные сновидения?

11. Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или за что-нибудь?

12. Бывает ли у Вас чувство, что к Вам относятся безразлично, никто не стремится Вас понять и посочувствовать Вам и Вы ощущаете себя одиноким (одинокой)?

13. Вы обращали внимание на то, что руки или ноги часто находятся у Вас в беспокойном движении ?

14. Чувствуете ли Вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?

15. Вам часто хочется побыть одному?

16. Вы замечаете, что Ваши близкие относятся к Вам равнодушно или даже неприязненно?

17. Вы чувствуете себя скованно и неуверенно в обществе?

18. Приходят ли Вам мысли, что Ваши подруги (друзья) или близкие более счастливы, чем Вы?

19. Прежде чем принять решение, Вы долго колеблетесь?

20. У Вас возникает иногда чувство, что во многих неприятностях виноваты Вы сами?


Таблица 2.14

Номера признаков

Баллы

1

2

3

4

5

2

-1,38

-0,44

1,18

1,31

0,87

4

-1,08

-1,3

-0,6

0,37

1,44

8

-1,6

-1,34

-0,4

-0,6

0,88

9

-1,11

0,0

0,54

1,22

0,47

10

-0,9

-1,32

-0,41

-0,41

1,2

11

-1,19

-0,2

1,04

1,03

0,4

13

-0,78

-1,48

-1,38

0,11

0,48

14

-1,26

-0,93

-0,4

0,34

1,24

17

-1,23

-0,74

0,0

0,37

0,63

19

-1,92

-0,36

0,28

0,56

0,1

Таблица 2.15

Значение диагностических коэффициентов депрессии



Номера признаков

Баллы

1

2

3

4

5

1

-1,58

-1,45

-0,41

0,7

1,46

3

-1,51

1,53

-0,34

0,58

1,4

5

-1,45

-1,26

-1,0

0,0

0,83

6

-1,38

-1,62

-0,22

0,32

0,75

7

-1,3

-1,5

-0,15

0,8

1,22

12

-1,34

-1,34

-0,5

0,3

0,72

15

-1,2

-1,23

-0,36

0,56

-0,2

16

-1,08

-1,08

-1,18

0,0

0,46

18

-1,2

-1,26

-0,37

0,21

0,42

20

-1,08

-0,54

-0,1

0,25

0,32

Обработка полученных данных. Проставленные тестируемыми баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в таблицах.

По значениям, указанным в табл. 2.14 и 2.15, балл самочувствия заменяется диагностическим коэффициентом. Вслед за перекодировкой подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических коэффициентов для каждой шкалы отдельно.

Алгебраическая сумма коэффициентов больше+1,28 свидетельствует о хорошем психическом состоянии . Сумма, меньше -1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии. Промежуточные значения (от -1,28 до +1,28) говорят о неопределенности данных. Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в пределах от -5,6 до -1,28.

Пограничное состояние тревожности проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действия. Невротическая реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье и за здоровье своих близких в общении с людьми проявляется в том, что человек ведет себя неуверенно.

Депрессия проявляется в невротических реакциях – в ослаблении тонуса жизни и энергии , в снижении фона настроения, сужении и ограничении контактов с окружающими, наличии чувства безрадостности и одиночества.

Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».

Обработка результатов и интерпретация. Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» – на два, «редко» – на один и «никогда» – на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества – 60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов – средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов низкий уровень одиночества.

Текст опросника

Утверждения Часто Иногда Редко Никогда
1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку
2. Мне не с кем поговорить
3. Для меня невыносимо быть таким одиноким
4. Мне не хватает общения
5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает себя
6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне
7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться
8. Я сейчас больше ни с кем не близок
9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи
10. Я чувствую себя покинутым
11 . Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает
12. Я чувствую себя совершенно одиноким
13. Мои социальные отношения и связи поверхностны
14. Я умираю от тоски по компании
15. В действительности никто как следует не знает меня
16. Я чувствую себя изолированным от других
17. Я несчастен, будучи таким отверженным
18. Мне трудно заводить друзей
19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими
20. Люди вокруг меня, но не со мной

30. МЕТОДИКА «ДЕТСКИЙ ОПРОСНИК НЕВРОЗОВ» (ДОН)

Назначение. Тест предназначен для детей младшего и среднего школьного возраста. Предлагаемый тест-опросник был разработан коллективом авторов в 1992 году.

Инструкция: «Прочитай, пожалуйста, внимательно предложенные утверждения. Подумай и постарайся выбрать наиболее подходящий ответ («да» или «нет») к каждому утверждению. Постарайся быть честным, ведь правильных или неправильных ответов здесь нет».

Данные, полученные при помощи опросника ДОН, в большинстве случаев сопоставлялись с данными других апробированных методик. Так, ряд шкал был сопоставлен с данными теста цветового предпочтения Люшера с достаточно высоким уровнем корреляции. При обследовании младшего подросткового возраста был получен достаточно высокий уровень корреляции полученных данных с данными всех сопоставляемых шкал подросткового ММРІ. Также полученные данные сопоставлялись с имеющимися психолого-педагогическими характеристиками на детей и, в достаточном числе случаев, с данными клинического осмотра детского психиатра. Не смотря на то, что данные субъективного и объективного методов исследования плохо сопоставимы, однако, отталкиваясь от них, авторы утверждают, что предлагаемый тест-опросник является достаточно валидным, надежным методом исследования невротических расстройств в детском возрасте.

Сущность предлагаемого теста-опросника охватывает шесть основных шкал проявления невротических расстройств, с которыми сталкиваются школьные психологи, врачи-педиатры и специалисты смежных специальностей (психиатры, невропатологи, психотерапевты и др.). Ребенку предлагается опросник и бланк для самостоятельного заполнения (после предварительного ознакомления с инструкцией); при возникновении у испытуемого вопросов возможны исключительно нейтральные ответы и комментарии.

Определение основных понятий.

Утверждения теста-опросника систематизированы в шести основных аспектах проявления невротических расстройств у детей: депрессии; астении; нарушений поведения; вегетативных расстройств; нарушений сна; тревоги.

Шкала депрессии - описывает основные проявления депрессивных расстройств, с учетом возрастной специфики, заключающейся в неполной представленности тимического компонента, маскированности её. Основные проявления заключаются в сочетании снижения жизненного тонуса, низкой самооценки, замедленности темпа мышления, двигательной обедненности, ощущения тоски, подавленности, безысходности. Внимание, как правило, трудно привлекается внешними стимулами. У детей достаточно часто на первый планвыступают во младшем возрасте различные нарушения вегетативной регуляции в виде функциональных нарушений сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, дыхательной систем. В более старшем возрасте (младший школьник) зачастую депрессивные расстройства манифестируют ухудшением успеваемости. У младших детей нередки нарушения поведения как эквивалент депрессивного расстройства.

Шкала астении - выявляет наиболее типичные нарушения внимания, мышления, памяти и работоспособности, характерные для возрастных особенностей астенического синдрома у детей. Так, в первую очередь, астенические расстройства в детском возрасте проявляются нарушением внимания в виде его повышенной истощаемости и отвлекаемости. Мышление отличается замедленностью осмысления, затрудненностью ассоциаций, что особенно ярко наблюдается в младших классах и может приводить к ошибочной диагностике стойкой интеллектуальной несостоятельности ребенка. Из нарушений памяти наиболее типичным является анекфория (затруднение воспроизведения) в сочетании со слабостью запоминания по типу слабости, замедленности его, что формирует специфический детский синдром инфантильно-астенических расстройств памяти.

Следующим специфическим для детской астении феноменом является повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость, обостренность редкими: чем младше ребенок, тем чаще это проявляется немотивированной капризностью. В более старшем возрасте эти явления могут сменяться вялостью побуждений и равнодушием - апатическим синдромом. Проявление расстройств такого типа всегда свидетельствует о тяжести и выраженности астенических расстройств.

Шкала нарушений поведения - как известно спектр нарушений поведения в детском возрасте необычайно широк. В данном случае, применительно к задачам теста-опросника авторами ставилась перед данной шкалой цель выявления наиболее ярких, гиперстенических форм нарушения поведения, проявляющегося, как правило, в агрессивности, неподчиняемости, антидисциплинарных поступках. Здесь следует отметить, что в младшем, среднем школьном возрасте, для работы с которыми практически и предназначен тест-опросник, нарушенное поведение чаше проявляется в изменении общего контура поведения со сдвигом его в сторону ранее нехарактерную для ребенка.

Шкала вегетативных расстройств - предназначена для диагностики такого специфического компонента невротических нарушений у детей младшего и среднего школьного возраста как нарушения баланса вегетативной нервной системы. Проявления этих нарушений весьма многообразны. Основная суть проблемы состоит, в том, что у детей вегетативные расстройства выходят на первый план, ретушируя, маскируя невротические расстройства. Могут проявляться самыми разнообразными, не имеющими под собой органической природы, нарушениями со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной, желудочно-кишечной и выделительной систем. К наиболее типичным формам вегетативных «масок» при неврозах у детей (эту группу феноменов принято называть психосоматическими расстройствами) относят:

Вегетативно-сосудистую (или нейроциркуляторную) дистонию,

Различного рода гастриты, дуодениты, колиты и дискенезии желудочно-кишечного тракта,

Синдром нервного (или неполного) вдоха; и т.д.

В целом, вегетативная нервная система, как функционально-структурное образование - центральной нервной системы, регулирующая непроизвольную деятельность организма при нарушениях демонстрирует самые разнообразные виды расстройств.

Шкала нарушений сна - выделена нами, исходя из высокой частоты этих нарушений в детском возрасте. Следует отметить, что дистимические нарушения у детей редко представляют собой изолированное расстройство, а чаше всего являются одним из феноменов, иногда даже единственным или, точнее, наиболее выраженным и четче регистрируемым, депрессивного или астенического расстройств. Так для депрессивного расстройства достаточно характерным являются трудности засыпания, кошмарные сновидения, ранее пробуждаются трудности засыпания, кошмарные сновидения, ранее пробуждение. Для астенического симптомокомплекса более характерна сонливость, субъективное отсутствие чувства сна при объективно большей, чем обычно длительности сна, чувство усталости при пробуждении. Однако, нарушения сна в виде расстройства засыпания, ночных страхов могут встречаться в детском возрасте и изолированно.

Предметный статус методики: исследование эмоциональной сферы

Цель диагностирования: определение уровня субъективного ощущения одиночества

Таблица №11 «Первичные результаты исследования»

вариант ответа

Преобразованная

Итоговая

У подэкспертной диагностируется средний уровень выраженности субъективного ощущения одиночества.

Методика диагностики самооценки

Предметный статус методики: исследование личностных черт

Операциональный статус психодиагностической методики: тест

Цель диагностирования: исследование самооценки, реактивной и личностной тревожности

Таблица №12 «Первичные результаты исследования»

вариант ответа

нет, это не так

пожалуй так

совершенно верно

вариант ответа

почти никогда

почти всегда

Показатель ситуационной (реактивной) тревожности равен 63, что свидетельствует о высоком уровне ситуационной тревожности. В поведенческом аспекте это характеризуется: высоким беспокойством, нервозностью, напряжением. Может приводить к нарушения внимания, тонкой координации.

Показатель личностной тревожности равен 55, что свидетельствует о высоком уровне личностной тревожности. В поведенческом аспекте это характеризуется: устойчивой склонностью воспринимать большой круг ситуаций как угрожающих, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Возможно прямая корелляция с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Описание: Данный диагностический тест-опросник предназначен для определения уровня одиночества, насколько человек ощущает себя одиноким.

Феномен одиночества заключается в том, что чувство одиночества воспринимается как остро субъективное, сугубо индивидуальное и часто уникальное переживание. Одна из самых отличительных черт одиночества – это специфическое чувство полной погруженности в самого себя. Чувство одиночества не похоже на другие переживания, оно целостно, абсолютно все охватывающее.

Одиночество представляет собой комплексное чувство, которое связывает воедино нечто утраченное внутренним миром личности. Чувство одиночества побуждает человека к энергичному поиску средств противостояния этой “болезни”, ибо одиночество действует против основных ожиданий и надежд человека и, таким образом, воспринимается как крайне нежелательное.

В чувстве одиночества есть познавательный момент. Одиночество есть знак своей самости; оно сообщает человеку, "кто я такой в этой жизни". Одиночество – особая форма самовосприятия, острая форма самосознания.

Инструкция.

Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: «часто», «иногда», «редко», «никогда». Выбранный вариант отметьте знаком «+».

Текст опросника (вопросы).

Утверждения Часто Иногда Редко Никогда
1 Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку
2 Мне не с кем поговорит
3 Для меня невыносимо быть таким одиноким
4 Мне не хватает общения
5 Я чувствую, будто никто не понимает меня
6 Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят, напишут мне
7 Нет никого, к кому бы я мог обратиться
8 Я сейчас больше ни с кем не близок
9 Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи
10 Я чувствую себя покинутым
11 Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает
12 Я чувствую себя совершенно одиноким
13 Мои социальные отношения и связи поверхностны
14 Я умираю от тоски по компании
15 В действительности никто как следует не знает меня
16 Я чувствую себя изолированным от других
17 Я несчастен, будучи таким отверженным
18 Мне трудно заводить друзей
19 Я чувствую себя исключенным и изолированным другими
20 Люди вокруг меня, но не со мной

Обработка, ключ к тесту на чувство одиночества.

Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов.

Сумма ответов «часто» умножается на 3,
«иногда» - на 2,
«редко» - на 1
и «никогда» - на 0.
Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества - 60 баллов.

Утверждения Часто Иногда Редко Никогда
Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку
Мне не с кем поговорить
Для меня невыносимо быть таким одиноким
Мне не хватает общения
Я чувствую, будто никто действительно не понимает себя
Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне
Нет никого, к кому я мог бы обратиться
Я сейчас больше ни с кем не близок
Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи
Я чувствую себя покинутым
Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает
Я чувствую себя совершенно одиноким
Мои социальные отношения и связи поверхностны
Я умираю по компании
В действительности никто как следует не знает меня
Я чувствую себя изолированным от других
Я несчастен, будучи таким отверженным
Мне трудно заводить друзей
Я чувствую себя исключенным и изолированным другими
Люди вокруг меня, но не со мной

– встречаются очень редко – 4 балла;

– бывают временами – 3 балла;

– они бывают часто – 2 балла;

– почти постоянно или всегда – 1 балл».

Исследование коллективное или индивидуальное. Тестируемые получают бланк ответов, их внимание обращается на то, чтобы они не допускали ошибок при заполнении бланка.

Текст опросника

1. Замечаете ли Вы, что стали более медлительны и вялы, что нет прежней энергичности?

2. Вам трудно бывает заснуть, если Вас что-нибудь тревожит?

3. Чувствуете ли Вы себя подавленным и угнетенным?



4. Бывает ли у вас ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет?

5. Замечаете ли Вы, что сейчас испытываете меньшую потребность в дружбе и ласке, чем раньше?

6. Приходит ли Вам мысль, что в Вашей жизни мало радости и счастья?

7. Замечаете ли Вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?

8. У Вас бывают периоды такого беспокойства, что Вы даже не можете усидеть на месте?

9. Ожидание Вас тревожит и нервирует?

10. У Вас бывают кошмарные сновидения?

11. Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или за что-нибудь?

12. Бывает ли у Вас чувство, что к Вам относятся безразлично, никто не стремится Вас понять и посочувствовать Вам и Вы ощущаете себя одиноким (одинокой)?

13. Вы обращали внимание на то, что руки или ноги часто находятся у Вас в беспокойном движении?

14. Чувствуете ли Вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?

15. Вам часто хочется побыть одному?

16. Вы замечаете, что Ваши близкие относятся к Вам равнодушно или даже неприязненно?

17. Вы чувствуете себя скованно и неуверенно в обществе?

18. Приходят ли Вам мысли, что Ваши подруги (друзья) или близкие более счастливы, чем Вы?

19. Прежде чем принять решение, Вы долго колеблетесь?

20. У Вас возникает иногда чувство, что во многих неприятностях виноваты Вы сами?

Таблица 2.14

Значение диагностических коэффициентов тревожности

Номера признаков Баллы
-1,38 -0,44 1,18 1,31 0,87
-1,08 -1,3 -0,6 0,37 1,44
-1,6 -1,34 -0,4 -0,6 0,88
-1,11 0,0 0,54 1,22 0,47
-0,9 -1,32 -0,41 -0,41 1,2
-1,19 -0,2 1,04 1,03 0,4
-0,78 -1,48 -1,38 0,11 0,48
-1,26 -0,93 -0,4 0,34 1,24
-1,23 -0,74 0,0 0,37 0,63
-1,92 -0,36 0,28 0,56 0,1

Таблица 2.15

Значение диагностических коэффициентов депрессии

Номера признаков Баллы
-1,58 -1,45 -0,41 0,7 1,46
-1,51 1,53 -0,34 0,58 1,4
-1,45 -1,26 -1,0 0,0 0,83
-1,38 -1,62 -0,22 0,32 0,75
-1,3 -1,5 -0,15 0,8 1,22
-1,34 -1,34 -0,5 0,3 0,72
-1,2 -1,23 -0,36 0,56 -0,2
-1,08 -1,08 -1,18 0,0 0,46
-1,2 -1,26 -0,37 0,21 0,42
-1,08 -0,54 -0,1 0,25 0,32

Обработка полученных данных. Проставленные тестируемыми баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в таблицах.

По значениям, указанным в табл. 2.14 и 2.15, балл самочувствия заменяется диагностическим коэффициентом. Вслед за перекодировкой подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических коэффициентов для каждой шкалы отдельно.

Алгебраическая сумма коэффициентов больше+1,28 свидетельствует о хорошем психическом состоянии. Сумма, меньше -1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии. Промежуточные значения (от -1,28 до +1,28) говорят о неопределенности данных. Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в пределах от -5,6 до -1,28.

Пограничное состояние тревожности проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действия. Невротическая реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье и за здоровье своих близких в общении с людьми проявляется в том, что человек ведет себя неуверенно.

Депрессия проявляется в невротических реакциях – в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении фона настроения, сужении и ограничении контактов с окружающими, наличии чувства безрадостности и одиночества.

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунга (адаптирована Т. И. Балашовой)

Опросник разработан для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной, доврачебной диагностики.

Полное тестирование с обработкой занимает 20-30 мин. Испытуемый отмечает ответы на бланке.

Уровень депрессии (УД) рассчитывается по формуле:

где S– сумма зачеркнутых цифр к «прямым» высказываниям № 1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19; Z– сумма цифр, «обратных» зачеркнутым высказываниям № 2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20. Например: у высказывания № 2 зачеркнута цифра 1, мы ставим в сумму 4 балла; у высказывания № 5 зачеркнут ответ 2, мы ставим в сумму 3 балла; у высказывания № 6 зачеркнут ответ 3 – ставим в сумму 2 балла; у высказывания № 11 зачеркнут ответ 4 – ставим в сумму один балл и т. д.

В результате получаем УД, который колеблется от 20 до 80 баллов.

Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии. Если УД более 50 баллов и менее 59, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза. При показателе УД от 60 до 69 баллов диагностируется субдепрессивное состояние или маскированная депрессия. Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более чем 70 баллов.

Инструкция. «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

Бланк для ответов

Шкала депрессии

ФИО________________________

Дата опыта_____________ Время _______

Утверждение Никогда или изредка Иногда Часто Почти всегда или постоянно
Я чувствую подавленность
Утром я чувствую себя лучше всего
У меня бывают периоды плача или близости к слезам
У меня плохой ночной сон
Аппетит у меня не хуже обычного
Мне приятно смотреть на привлекательных женщин, разговаривать с ними, находиться рядом
Я замечаю, что теряю вес
Сердце бьется быстрее, чем обычно
Я устаю без всяких причин
Я мыслю так же ясно, как всегда
Мне легко делать то, что я умею
Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте
У меня есть надежды на будущее
Я более раздражителен, чем обычно
Мне легко принимать решения
Я чувствую, что полезен и необходим
Я живу достаточно полной жизнью
Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру
Меня до сих пор радует то, что радовало всегда

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова

Инструкция. «Прочтите каждую группу показаний и выберите подходящий вариант ответа – 0, 1,2 или 3».