Аборт и пьянство. Что разрушило любовь Ахмадулиной и Евтушенко. Белла ахмадулина воспитывала приемных детей От кого дочери у беллы ахмадулиной

Всемирно известная лирическая поэтесса советского времени с неординарной судьбой, тонко чувствующей душой и неколебимо честной гражданской позицией. Её стихи особые, с каким-то неуловимым ароматом загадочности, грусти и глубины, которые можно лишь почувствовать, так и не поняв, что это было. Но ведь было!.. Её стихами зачитывались люди всех возрастов, из них делали песни и романсы. Даже не зная её имени, люди слушали их с замиранием сердца. А концертные залы не вмещали желающих на её выступления.

Что мы еще знаем об этой удивительной женщине – Белле Ахмадулиной? Как складывалась её жизнь, почему в ней всегда присутствовала нотка грусти и некой отрешенности, ухода в себя, в свой внутренний мир? Каковы главные факты жизни Беллы Ахмадулиной? Что ей выпало в личной жизни? Очень бережно коснемся этого знакомства с драматической жизнью великой и талантливой Беллы Ахмадулиной.

Белла Ахмадулина – Википедия

Бе́лла (Изабе́лла) Аха́товна Ахмаду́лина - русская поэтесса, писательница, переводчица, одна из крупнейших русских лирических поэтесс второй половины ХХ века. Член Союза российских писателей, исполкома Русского ПЕН-центра, Общества друзей Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Почётный член Американской академии искусств и литературы. Лауреат Государственной премии РФ и Государственной премии СССР.

И это еще не все титулы и звания женщины, которая жила не ради них, а по велению души и совести, и выполняла задачу жизни.

Белла Ахмадулина – биография

Известная поэтесса родилась 10 апреля 1937 года в Москве. У неё была интеллигентная семья. Отец Беллы, Ахат Валеевич, работал на партийной и комсомольской службе, был заместителем министра. Мать, Надежда Макаровна, была переводчицей КГБ.

Первоначально девочке дано имя Изабелла по тогдашней моде испанских пристрастий. Позже девушка изменила имя, сократив его до ныне известного.

В воспитании маленькой Беллы большую роль сыграла её бабушка по матери Надежда Митрофановна, причиной тому была занятость родителей. Бабушка приучила внучку к чтению, они вместе читали как сказки, так и русских классиков. Эту любовь к литературе Ахмадулина пронесла через всю жизнь, она стала её сокровенной сутью и смыслом жизни, воплотившись во многочисленных произведениях поэтессы и писательницы.

Война не позволила девочке вовремя пойти в школу, её с бабушкой отправили в Казань, где находилась семья отца, который был на фронте. Там Белла перенесла опасную болезнь, справиться с которой удалось только с приездом мамы.

Только после возвращения в Москву, Белла пошла в школу, но учеба среди сверстников её тяготила, гораздо приятнее ей было наедине с собой и книгами. Поэтому, будучи чрезвычайно начитанной, в литературе она себя чувствовала как рыба в воде и всё своё время отдавала любимой литературе. Чего не скажешь об остальных предметах, которые часто прогуливались и игнорировались.

В школьные годы Белла вовсю сочиняла стихи, и к 15 годам она имела свой сложившийся литературный стиль. Талантливая девушка состояла в Литобъединении, в литературном кружке при заводе им. Лихачева, с этим периодом связаны её первые публикации в журнале «Октябрь» в возрасте 18 лет.

После школы была попытка исполнить желание родителей на журналистском поприще, но судьба не допустила Беллу к чуждому занятию – она провалила вступительный экзамен. А на следующий год поступила в литературный институт, о котором мечтала. В это время у неё уже был приличный творческий опыт и известность.

Но в студенчестве же проявилась и бескомпромиссность Беллы в её жизненных принципах, не терпящих сделки с совестью. В то время на Бориса Пастернака обрушился шквал обвинений в предательстве вплоть до требования изгнания из страны. Причиной стала присужденная Нобелевская премия в области литературы. Среди студентов университета собирали подписи под таким обвинительным письмом, которое Белла не согласилась подписать, за что была отчислена. Позже её восстановили, благодаря помощи редактора газеты, у которого молодая девушка в то время работала.

В 1962 году вышла в свет первая книга стихов «Струна», имевшая огромный успех, несмотря на критику за камерность, напыщенность, не свойственные советским литераторам.

Второй сборник поэзии издан в 1969 году и назывался «Озноб». А далее последовали «Уроки музыки», «Метель», «Стихи», «Свеча»… Поэтесса была неутомимым тружеником, отдаваясь творчеству полностью, она творила в любом состоянии и в любом месте.

Гражданская позиция Беллы Ахмадулиной

Белла Ахатовна не стояла в стороне от событий, происходящих в стране и её политике. Её больно ранила несправедливость, для восстановления которой она предпринимала все возможные шаги.

Еще в студенчестве она не пошла на сделку с совестью и отказалась подписать обвинительное письмо в адрес Б. Пастернака за то, что он получил Нобелевскую премию, что расценивалось предательством Родины, и советская власть возбуждала против него общественность. Беллу даже исключили из института под предлогом несданного экзамена.

Она была сторонницей опальных Сахарова, Солженицына, Копелева, защищала и поддерживала их своими обращениями и выступлениями в зарубежных радио и прессе, писала очерки о них.

В 1978 году Ахмадулина приняла участие в издании альманаха «Метрополь», в котором были собраны произведения многих талантливых авторов, которым отказывали в официальном издании своих книг. Этот сборник, изготовленный кустарным способом, в машинописном варианте, имел тираж 12 экземпляров, один из которых нелегально бы вывезен в Америку и там переиздан. Жесткая критика и гонения последовали незамедлительно к участникам неподцензурного альманаха.

«Письмо сорока двух» – так называется коллективное обращение к президенту с требованием запрета партий в 1993 году, в числе подписавших его – Белла Ахмадулина. А в 2001 году поэтесса встала на защиту НТВ.

Белла Ахмадулина – творчество

На концерты Ахмадулиной люди валили валом, собирая большие залы. У неё был особый художественный стиль, придававший некую старомодность, архаичность, сходство с пафосом прошлого века, но в то же время очень богатый метафорами, причудливыми образами. Обыденность звучания контрастно уживалась с высокопарностью и чувственностью.

Но что главное – каждое стихотворение было рождено в сердце поэтессы, оно несло жизненную силу и искренность, передавало чувства и находило живой отклик в душах слушателей и читателей. Ценители её дара считали, что Ахмадулиной присущ слог золотого века русской литературы.

Волшебный, сильный голос поэтессы, когда она читала свои стихи, вибрировал такой натянутой струной, что не оставлял никого равнодушным и заставлял человека сопереживать, будил в нем душу, совесть, будоражил чувства. Словно камертон, настраивал на размышления о жизни, подымал к высоким истинам.

Через всю свою жизнь Белла Ахатовна пронесла любовь и почитание к своим учителям, повлиявшим на всю её жизнь и творчество, – это Ахматова, Цветаева, Пастернак и Мандельштам.

33 сборника прекрасных стихов – главный итог творческой жизни Беллы Ахмадулиной. Плюс множество статей, очерков, переводов зарубежных авторов.

Ахмадулина – запрещенный автор

Ахмадулину любили в стране и за рубежом, её знали и уважали, переводили на все языки Европы, и эта авторитетность берегла её от репрессий во многих ситуациях. Но все же ей не удалось избежать участи всех передовых людей «застойного» советского периода, и после издания книги «Озноб» за пределами страны (Франкфурт) поэтесса подверглась жесткой критике и цензуре.

Издательства отказывались печатать её, а на публичные выступления был наложен запрет. И это продолжалось до начала перестройки. В опале поэтесса продолжала много писать, в её творчестве появились очерки о многих известных людях, таких как Набоков, Ахматова, Цветаева, Высоцкий и другие таланты, со многими она была лично знакома и даже дружила.

Ахматова переводила стихи многих зарубежных поэтов, в 1984 году ей вручили орден «Дружбы народов».

С этим периодом связано и пребывание Беллы Ахмадулиной в Грузии, которая произвела на Ахмадулину неизгладимое впечатление, особенно Таруса, ставшая любимым местом поэтессы, её музой. Здесь родился сборник «Снов о Грузии» и множество переводов стихов выдающихся грузинских поэтов.

Ахмадулина в кинематографе

В молодости Белла Ахмадулина снялась в двух фильмах. Это роль журналистки в картине «Живет такой парень» Василия Шукшина, получившей приз на международном фестивале в Венеции в 1964 году. Второй кинофильм – «Спорт, спорт, спорт» Элема Климова, в котором Ахматова читала собственные стихи, посвященные спортсменам.

Стихи и песни Ахмадулиной стали визитной карточкой знаменитых картин: романс «По улице моей…» в «Иронии судьбы» Эльдара Рязанова. В «Служебном романе» внутреннее состояние героини передает стихотворение «О, мой застенчивый герой». В «Жестоком романсе» Никиты Михалкова звучит романс «А напоследок я скажу».

Белла Ахмадулина – личная жизнь

Эта женщина была красива и обаятельна, она нравилась многим мужчинам, в неё влюблялись, и были толпы поклонников, и были романы и встречи.

У поэтессы в течение жизни было четыре замужества, которые распались одно за другим, и только последнее принесло ей долгожданное утешение.
Каждый из мужей её любил и восхищался, ей посвящали стихи любви и осыпали цветами. Но это была любовь не столько к женщине, сколько к поэтессе, великой и талантливой. А у неё были свои принципы, своё мнение по разным вопросам, свои мерки добра и зла, свои человеческие и женские особенности, с которыми нельзя не считаться. Вместо безоговорочной любви её пытались корректировать, воспитывать и переделывать, что не могло не наложить отпечаток на тонкую натуру Беллы.

Мужья Беллы Ахмадулиной

Первым мужем поэтессы в 18 лет стал Евгений Евтушенко. Он был первым ценителем её стихов еще гораздо раньше, в её школьные годы. Затем они вновь встретились в институте и, будучи близкими натурами, крепко притянулись друг к другу и подружились, но роман их завязался не сразу. Муж души в ней не чаял, посвящал стихи и объяснялся в любви – супруги были счастливы. Но их брак дал трещину из-за беременности Беллы, так как Евтушенко не позволил появиться ребенку на свет. И это послужило причиной последовавшего расставания молодой пары.

Вторым мужем Беллы Ахмадулиной был Юрий Нагибин – писатель, журналист и сценарист. Встреча их произошла очень скоро после развода с Евтушенко, в 1959 году. Нагибин имел дар влюблять в себя женщин. И этот брак для него не был ни первым, ни последним, Белла стала его пятой по счету супругой. Прожив в браке 9 лет, Нагибин по своей инициативе расстался с Ахмадулиной. Не будем углубляться в сплетни по этому поводу, не имея достоверного толкования, но факт то, что она не хотела разрыва отношений. Как бы то ни было, развод состоялся, и после него поэтесса, возможно, в смятении чувств и разочарования взяла из детдома девочку Аню, удочерив её и дав фамилию и отчество теперь уже бывшего супруга.

Следующий, третий муж Ахмадулиной – Эльдар Кулиев, моложе её на 17 лет. Откуда он взялся в её окружении, что их притянуло друг к другу, неизвестно, но между ними возникли сначала приятельские отношения, а затем они переросли в роман, результатом которого стало рождение дочери Лизы. Собственно, этот брак спас Ахмадулину от глубокой депрессии после предыдущего развода, но после рождения ребенка их отношения иссякли.

Всего через год Белла повстречалась со своим главным мужчиной, судьбой, ставшим её четвертым мужем, с которым они прожили до конца её жизни. Это Борис Мессерер, скульптор, театральный художник, сценограф, который с первой встречи понял, что за этой женщиной он пошел бы на край света. Он окружил её любовью и заботой, избавил от тяготившего её быта, взяв домработницу. Он понимал её нежную поэтическую натуру и предупреждал её желания и трудности. Да, они по-настоящему любили друг друга и были счастливы. Из этой великой любви после смерти жены Мессерер создал памятник в честь супруги и величайшей поэтессы, в 2013 году установив его в Тарусе.

Дети Ахмадулиной

В первом и втором браке у поэтессы не было детей. Но после развода со вторым мужем Белла удочерила девочку Анну из детдома, дав ей его фамилию и отчество.

В третьем браке в 1973 году Белла Ахмадулина родила свою единственную родную дочь Елизавету Кулиеву.

Когда же поэтесса в четвертый раз вышла замуж, обе дочери остались на воспитании у родителей Беллы. Несмотря на редкие встречи с матерью, в их отношениях сохранилась любовь, теплота и понимание друг друга.

Елизавета пошла по материнским следам и стала тоже литератором. После смерти матери она издала книгу «Белла. Встреч послед», в которой отобразила главные события её жизни. Делясь воспоминаниями детства, Лиза отмечала способность матери создавать счастье своим близким, особенно детям. Незабываемым ярким праздником она делала детские дни рождения. Она учила дочерей жить по совести и чести, так, как жила сама.

По словам дочери Белла очень любила жизнь, во всех её проявлениях, и отдавалась этой жизни до конца. Эта любовь и радость жизни составляли суть Беллы, и только публика создала её трагический образ. И эту детскую, восторженную радость от жизни Лиза больше всего любит в своей матери.

Смерть

Величайшая поэтесса ушла из жизни 29 ноября 2010 года после тяжелой болезни в Переделкино, подмосковье, где они с мужем жили в последние годы.

К этому времени она почти ослепла, что было главным страданием её творческой труженицы-души, так как она не могла писать. По словам дочери Елизаветы, это стало главной причиной смерти, по сути Белла сама запустила программу саморазрушения, так как не могла вынести бесполезного существования.

Говорят, у неё был рак, но умерла она от острого сердечного приступа в машине скорой помощи. Похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
После смерти любимой жены Мессерер написал книгу воспоминаний о ней, а в 2013 году создал памятник в честь Беллы Ахмадулиной в Тарусе.

Белла Ахмадулина - советская поэтесса, переводчица, литератор, ее творчество стало одной из ярких страниц поэтического бума 60-х годов. Она всегда называла себя только поэтом и находила вдохновение в простых вещах.

Детство и юность

Изабелла Ахатовна Ахмадулина родилась в апреле 1937 года в Москве в интеллигентной и состоятельной семье. Ее отец занимал пост заместителя министра, мама состояла в звании майора КГБ и работала переводчицей.

Вместе с ними Белла Ахатовна Ахмадулина начала появляться на творческих вечерах, где проникновенно, в свойственной лишь ей манере читала свои произведения. Ее легкие, воздушные стихи имели успех. Хотя и критиков было немало. Ахмадулину упрекали за камерность, старомодность и напыщенный слог.

Второй сборник поэзии «Озноб» вышел во Франкфурте в 1968-м. Через год появилась еще одна книга лирики, названная «Уроки музыки». Белла Ахмадулина творила много и с надрывом. Ее сочинения, читающиеся на одном дыхании, были выстраданы. Сборники «Метель», «Стихи», «Свеча» следовали один за другим.

View this post on Instagram

Поэтесса Белла Ахмадулина

В 1970-е Белла Ахмадулина побывала в Грузии. Эта страна и ее культура произвели на поэтессу огромное впечатление. Впрочем, как и Ахмадулина на Грузию. Следствием этой обоюдной любви становится сборник поэзии «Сны о Грузии». Белла Ахатовна переводила на русский язык стихи Галактиона Табидзе, Николая Бараташвили, Симона Чиковани и других. А журнал «Литературная Грузия» публиковал произведения Ахмадулиной даже в то время, когда в России на них существовали идеологические запреты.

Ахмадулина - автор множества эссе о выдающихся творческих личностях. Ею написаны произведения о Владимире Набокове , и других талантливых людях, со многими из которых она была лично знакома.

Литературный вечер Беллы Ахмадулиной

В 1979 году Белла Ахмадулина становится одной из создателей «Метрополя» - неподцензурного альманаха. Часто она открыто поддерживала советских диссидентов, среди которых были , Лев Копелев, и многие другие. Заявления поэтессы в их защиту публиковала «Нью-Йорк Таймс». Их зачитывали по «Голосу Америки» и «Радио Свобода».

В 1993 году Ахмадулина поставила свою подпись под «Письмом сорока двух», авторы которого требовали от президента запретить «все виды коммунистических и националистических партий». В 2001-м Белла Ахатовна подписалась под письмом в защиту канала НТВ.

Фильмы

Белла Ахмадулина снялась всего в двух фильмах - «Живет такой парень» и «Спорт, спорт, спорт». Первая картина, автором сценария и режиссером которой был , вышла на экраны в 1959-м, когда Белле исполнилось 22 года. Ахмадулина сыграла журналистку, которая пишет о простом парне, совершившем героический поступок.

View this post on Instagram

Леонид Куравлев и Белла Ахмадулина в фильме «Живет такой парень»

Лента была награждена призом «Золотой лев» на Венецианском кинофестивале. В картине «Спорт, спорт, спорт» Элема Климова Белла Ахмадулина читала свои стихи о спорте и спортсменах.

Но если Ахмадулину в роли актрисы можно увидеть только дважды, то ее стихи и песни в лентах появляются часто, привнося необыкновенный шарм и удивительную романтическую ауру. Примером служат ставшие культовыми фильмы . В « » звучит песня на стихи Беллы Ахатовны «По улице моей который год…», исполненная . Позднее ряд песен на слова Ахмадулиной пополнил репертуар Примадонны российской эстрады.

Белла Ахмадулина - «О, мой застенчивый герой». Читает Светлана Немоляева

В «Жестоком романсе» героиня поет «А напоследок я скажу». Стих «О, мой застенчивый герой», прочитанный в « », тоже сочинение Ахмадулиной из сборника «Озноб». Незабываем и оригинален стиль декламации Беллы Ахмадулиной. , озвучившая Пятачка в мультфильме о , взяла «ахмадулинские интонации», за что поэтесса в шутливой форме поблагодарила ее за «подложенную свинью».

Нередко необычное имя поэтессы вдохновляло ее коллег на юмористические эпиграммы. Литераторы предпочитали соединять в своих строках Беллу Ахмадулину и . Оба поэта отказались от памятных орденов в честь юбилея Союза писателей, поэтому вскоре в поэтической среде распространилась эпиграмма:

«Только Белла и Булат отказались от наград».

Личная жизнь

Ахмадулина вышла замуж в ранней молодости, едва ей исполнилось 18 лет. Ее первым супругом был Евгений Евтушенко. Вместе они прожили 3 года. Развод состоялся после прерванной по просьбе супруга беременности. Позднее Евгений корил себя за необдуманное предложение, которое стало началом конца его отношений с женой.

На днях вдова известного писателя Юрия Нагибина, которая долгое время жила в Америке и лишь совсем недавно вернулась в Россию, рассказала немало интересных историй о Белле Ахмадулиной. Словам Аллы Григорьевны Нагибиной можно доверять, ведь знаменитая поэтесса была когда-то пятой женой Юрия Нагибина.

Сейчас Алла Нагибина живет в загородном доме подмосковного поселка Красная Пахра. Этот дом построил ее бывший муж и прожил в нем 30 лет после своего шестого брака на ленинградке Алле Григорьевне. Именно здесь вдова знаменитого писателя встретилась с журналистом «Собеседника» и, в окружении резной мебели, антиквариата и дорогих картин, рассказала ему тайну развода своего мужа с Беллой Ахмадулиной.

По словам вдовы, даже после развода Ахмадулина вместе с Евтушенко, Рождественским, Аксеновым, Окуджавой и многими другими приезжали в этот дом на Пасху и Рождество. Это сейчас этих людей считают легендами, а тогда они были простыми людьми, между которыми довольно часто вспыхивали ссоры.

Началось все в 1967 году, когда Юрий Нагибин принял неожиданное решение расстаться со своей супругой Беллой Ахмадулиной. Поэтесса не хотела уходить от писателя, но он твердо заявил о том, что жить он с ней больше не будет.

Причина развода, по словам вдовы писателя, описана писателем Аксеновым в одной из сцен романа «Таинственная страсть» - супруг застает свою жену в объятиях двух других женщин на их семейном ложе. После этого герой романа просто выкинул жену с ее любовницами и вещами за порог своей квартиры.

Вдова писателя утверждает, что именно так все было и в реальной жизни, а одной любовниц Ахмадулиной была Галина Сокол, которая позже, стала супругой Евгения Евтушенко. Об этом же написал и сам Аксенов в предисловии к своему роману.

Белла Ахмадулина долго надеялась вернуться к Юрию Нагибину, поскольку тот для своего времени жил очень обеспеченно. У писателя была дача, машина. Он отлично одевался, получал большие гонорары за киносценарии и часто бывал заграницей.

Поэтому, чтобы вернуть мужа Белла Ахмадулина вместе Галей Сокол разработали целый план - они пошли в детдом, где работала известная им директриса, и та без всяких документов «выдала» подругам по ребенку. Галине достался мальчик, а Ахмадулиной девочка.

В итоге, надеясь на то, что Юрий Нагибин вернется к ней, Белла Ахмадулина дала дочке Анне свою фамилию и отчество Юрьевна. Однако этот поступок, по словам Аллы Нагибиной, не тронул ее покойного ныне супруга - к поэтессе он так и не вернулся.

Возможно, произошло это из-за того, что писатель не любил маленьких детей - он просто не понимал, как можно работать, если в доме плачут дети. Ни одна из его шести жен так и не смогла уговорить его завести ребенка. Поэтому и Белле Ахмадулиной писатель, которому к тому времени было уже 50 лет, заявил, что даже ради этой девочки он к ней не вернется.

После этого разговора Белла Ахмадулина вышла замуж за сына балкарского классика Кайсына Кулиева, который был моложе ее на 17 лет. А Юрий Нагибин, обеспечив бывшую жену квартирой, женился в шестой раз на Алле Григорьевне, с которой прожил около 30 лет. С бывшей женой общаться он не перестал - все-таки это была одна компания, но признавался своей последней супруге, что до нее вроде бы и не жил.

Ну, А Белла Ахмадулина после развода с Нагибиным начала сильно пить, хотя и до этого любила пропустить рюмку другую. С Эльдаром Кулиевым она долго не прожила, несмотря на то, что родила своему новому мужу дочку Елизавету. Следующим супругом Беллы Ахмадулиной стал художник Борис Мессерер, который «понял» ее мечущуюся душу и спокойно относился к ее привычке злоупотреблять спиртными напитками.

Однако ради этого брака Белла Ахмадулина бросила своих дочерей Анну и Елизавету на свою мать, которая вместе с детьми и домработницей жила в квартире, подаренной Юрием Нагибиным. В воспитании своих дочек поэтесса больше не участвовала. Возможно поэтому, как только ее дочь Анна, будучи уже взрослой, узнала, что она приемная, то сразу ушла от матери и теперь крайне неохотно общается с журналистами - наверно просто не хочет вспоминать тяжелое детство.

Кстати, новую жену Юрия Нагибина в его компании так и не приняли. Все осуждали писателя за то, что он выгнал Беллу Ахмадулину на улицу, а его новую жену - за то, что она заняла место великой поэтессы, стихи которой мужчины слушали, раскрыв рты, и многое ей за это прощали.


DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Белла Ахмадулина – явление в русской поэзии редкостное, ошеломляющее, недюжинное. Ее поэзия по-мужски сильна, дарование поэтическое исключительно, а ум ее безупречен. Она узнаваема в каждой строке, ее невозможно ни с кем спутать…

Белла Ахмадулина появилась на свет десятого апреля 1937-го года в городе Москва. Ее отцом был заместителем министра – Ахат Валеевич Ахмадулин, татарин по национальности, а матерью – переводчица русско-итальянского происхождения. Нет ничего удивительного в том, что интеллигентная обстановка, царящая в семье, способствовала развитию творческого начала у Беллы.

Она начала печататься еще в школе, годам к пятнадцати нащупав собственную творческую манеру, занималась в литературном кружке. Поэтому, когда встал вопрос о том, куда идти учиться после школы, решение было принято однозначное – только Литературный институт. Из него, правда, ее на какое-то время изгнали, когда поэтесса отказалась поддерживать травлю, направленную против Бориса Пастернака, но официальной причиной ее отчисления была неудовлетворительная оценка по предмету марксизма-ленинизма. Потом, в институте она была восстановлена и закончила его в 1960-ом году и в том же году она приобрела уже какую-то известность благодаря своим многочисленным поэтическим выступлениям в Лужниках, Московском университете и Политехническом музее. Она, вместе со своими товарищами по цеху, с Андреем Вознесенским, с Евгением Евтушенко, (за ним она была замужем с 1955 по 1958 год) с Робертом Рождественским собирала немыслимые аудитории. Правда, свое самое знаменитое стихотворение «По улице моей который год…» Белла написала еще в 1959 году, когда ей было всего двадцать два года. Впоследствии Микаэл Таривердиев (1975) напишет к этим стихам дивную музыку, и этот романс прозвучит в культовом советском фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или с легким паром!», проникновенность которого неизменно вызывает самые пронзительные чувства у слушателей… до мурашек.

Первый сборник поэтессы «Струна» увидел свет в 1962-ом году. В 1964 Белла Ахатовна стала киноактрисой, снявшись в фильме «Живет такой парень» Василия Шукшина, где сыграла роль журналистки. Эта кинолента на Каннском фестивале была удостоена премии «Золотого Льва». Потом последовала еще одна киноработа – в фильме «Спорт, спорт, спорт» в 1970-ом году. В том же 1970-ом году вышел еще один сборник стихотворений Ахмадулиной – «Уроки музыки». Затем последовали: «Стихи» (1975 год), «Метель» (1977 год), «Свеча» (1977 год), «Тайна» (1983 год), «Сад» (1989 год). Последний был удостоен Государственной премии СССР.

Ахмадулина была первой женой Евгения Евтушенко, позже - женой Юрия Нагибина. От сына балкарского классика Кайсына Кулиева - Эльдара Кулиева в 1973 году она родила дочку Елизавету.

Огромное место в сердце поэтессы занимала Грузия, которую Ахмадулина посетила в семидесятых годах, и которую полюбила всем сердцем. Белла переводила стихи грузинских поэтов: Г. Табидзе, Н. Бараташвили и И. Абашидзе, стремясь донести красоту их слова, их невероятный лиризм до русскоязычных читателей. В 1974-ом году она вышла замуж за Бориса Мессерера, и это был уже ее четвертый брак.

Дочь Елизавета Кулиева, как и её мать, закончила Литературный институт.

Вторая дочь, Анна, окончила Полиграфический институт, оформляет книги в качестве иллюстратора.

В 1979-ом году поэтесса принимала участие в создании литературного альманаха «Метрополь». Альманах был неподцензурный, что соответствовало свободолюбивому духу Ахмадулиной. Она не раз поддерживала опальных советских авторов-диссидентов: Владимира Войновича, Льва Копелова, Андрея Сахарова, Георгия Владимирова. Она публиковала заявления в их защиту в «Нью-Йорк Таймс», ее выступления передавались по «Голосу Америки» и «Радио Свобода». Поэтесса скончалась в 2010-ом году, двадцать девятого ноября. В последние годы, по утверждению ее мужа, Белла Ахатовна сильно болела, практически ослепла и передвигалась на ощупь, но дух этой необыкновенной женщины сломлен не был. Она не любила воспроизводить в своей лирике историю душевной скорби и страданий, но она часто указывала на них, она понимала подоснову бытия: «Не плачьте обо мне… Я проживу!»

Интервью с дочерью Беллы Ахмадулиной Елизаветой Кулиевой: "Не поддается счету тот, кто – один".

10 апреля – первый день рождения Беллы Ахмадулиной, отмечаемый без нее. После ее ухода. Поэту, которому «с небес диктовали задачу», исполнилось бы 74. Год назад, примерно в это же время мы условились с Беллой Ахатовной сделать книгу бесед. Из-за проблем с глазами Ахмадулина давно не писала, а рассказать – о, рассказать было о чем! Она была полна энтузиазма, в замечательной форме. В нетерпении по телефону принималась говорить о том, что предназначалось для книги. Потом заболела… Теперь представляется особенно драгоценным все, что связано с именем Ахмадулиной. В Лизе Кулиевой не сразу бросается в глаза недерзкое сходство с мамой. Но – какой-то поворот головы, вдруг та же модуляция голоса, смех – и на мгновение перед тобой словно Белла, не повторенная (кто бы посмел на это посягнуть!), но передавшая младшей дочери то, что сама называла «метой нашего единства». Сегодня Елизавета Кулиева в эксклюзивном интервью «НГ» рассказывает, какой была их с сестрой Анной мама в жизни.

– Несколько лет назад в одном интервью журналу, Белла Ахатовна назвала свою любовь к вам кроткой и добавила, что, кроме этого чувства, больше ни в чем вам не содействует. Насколько это много – кроткая любовь Беллы Ахмадулиной?

– Попытаюсь объяснить, что такое, по моим ощущениям, кроткая любовь в мамином понимании. В детстве сама она пострадала от удушающей любви, которая свойственна многим родителям. Это такой переизбыток чувств, подавляющий чрезмерной опекой. Бабушка была очень энергичным, волевым человеком. Вероятно, ее желание проникнуть во все закоулки существования дочери пугало маму, особенно если учесть необычность ее натуры, тонкость психики, потребность побыть наедине со своими мыслями.

Маме не хватало личного пространства, она ощущала повышенную заботу как зло. Поэтому всегда боялась наседать на нас со своей любовью, старалась дать детям больше воздуха. В ее случае кроткая любовь подразумевала очень сильные чувства, но при минимуме явного пригляда. Мама совершенно осознанно, четко формулируя для себя, предоставила нам немалую свободу.

Дочь Беллы Ахмадулиной Елизавета Кулиева — о книге Марины Завады и Юрия Куликова «Белла. Встречи вослед», вышедшей в серии «Близкое прошлое».

— Предыдущая книга о маме (автор — Б. Мессерер. — «МГ ») — это 700 страниц самолюбования. Попытка приватизировать то, что не может никому принадлежать, как я уже говорила, всего лишь следствие дурного вкуса. Собственно, мама со свойственной ей прозорливостью предвосхитила подобное к себе отношение: «…Ведь перед тем, как мною ведать, / вам следует меня убить» — идеальный эпиграф для книги «Я и знаменитости» (мой вариант названия), автор которой скромно повествует о маме, говоря практически от её лица. На самом деле автор рассказывает о себе, вернее, желает рассказать, потому что из книги мы ничего о нём не узнаём, и, выходит, не совсем ясно, о чём книга и зачем: она представляет собой подробный список известных имён и употреблённых деликатесов — вот и всё. Если бы не ложь (а подлог во всём: выборочное цитирование, пренебрежительное отношение к тем, чьи имена не могут привлечь внимания широкой публики, намеренное искажение фактов, вечная интерпретация всего и абсолютное неуважение к дару, который даётся свыше и не нуждается ни в какой другой опеке, кроме «пригляда свыше») — если бы не это, книга была бы безобидной пробой пера маленького человека с большими амбициями, мечтающего оставить о себе память в истории.

Теперь о хорошем.

«Белла. Встречи вослед» — это книга, не имеющая ничего общего с предыдущей. Книга рассказывает в первую очередь о маме — о ней говорят люди, которых она сама назначила своими адъютантами, а может, секундантами: не те, кому Белла Ахмадулина не задумываясь вверяла документы, удостоверяющие личность, право подписи, гонорары и «всё имущество, движимое и недвижимое» (это из её записки)… а те, чей художественный вкус и нравственный облик удовлетворяли её высоким требованиям, и теперь важно только это, потому что деньги и недвижимость и при жизни не могут сделать поэта счастливым, а после смерти у него остаётся и того меньше — всего лишь слава, дурная или хорошая.

И вот, исполнив последнюю волю поэта (мама хотела доверить им свои воспоминания при жизни, но этому не суждено было случиться), Марина Завада и Юрий Куликов восстановили справедливость. Их книга — образец учтивой достоверности и пример хорошего вкуса. Осведомлённость невероятным образом сочетается здесь с человеческой деликатностью и глубоким знанием культуры в целом и литературы в частности. Главное, эта книга — фейерверк любви. А как еще о маме и говорить? Чтение доставляет необыкновенное удовольствие — словно перед нами открывается дверь в тот таинственный и удивительный мир, о котором мы столько слышали, но вход в который обычному человеку заказан. Вдруг оживают предметы, казавшиеся нам бутафорией, оживают интерьеры, которые мы считали декорациями, оживают герои. Теперь вы можете стать ближе к маме, увидеть её такой, какой она была для близких людей, вы услышите её голос, поймёте, как она чувствовала. И бесценно ещё это — возможность прикоснуться к тем, кто о маме говорит: преимущественно собеседники Марины и Юры — лучшие из лучших, избранные, абсолютно «доброкачественные», как говорила мама, люди, с которыми и нам хотелось бы дружить, но нет такой возможности — мы не заслужили. Книга состоялась уже потому, что чудо совершилось: вы как будто с глазу на глаз беседуете с Мариной Влади и Владимиром Войновичем, с Михаилом Шемякиным и Марией Банкул. Даже из такого короткого списка сразу ясно, что критерием отбора героев было не то, насколько они знамениты, а то, насколько они были близки с мамой (если не в бытовом смысле, то по духу), а это уже само по себе значит, что речь идёт о людях особенных, мыслящих, ярких.

Необыкновенная художественная достоверность в сочетании с особенной журналисткой точностью и человеческой заинтересованностью в предмете — удивительная особенность таланта Марины Завады и Юрия Куликова. Вот вам Белла Ахмадулина — такая, какой она была для многих: для тех, кто её любил. Сила образа, его достоверность меня удивили: никто не смог бы рассказать о маме лучше. Скажу также, что Марина и Юра проделали огромный труд: над этой книгой они работали несколько лет. Напоследок я должна извиниться за то, что на страницах книги я соседствую с Мариной Влади и Лорой Гуэрра, с Войновичем и Ростом. Каждое сказанное мной слово заставляет меня краснеть — -я не заслуживаю такого соседства. Просто пропустите моё интервью и читайте дальше: в остальном книга замечательная — я хвалю её не по причине, а вопреки. Она задумана не мной, и мы с сестрой Аней практически не принимали участия в её создании — иначе я бы не осмелилась отзываться о ней так восторженно. Эта книга сделает вас богаче. Она сделает вас лучше.

Елизавета Кулиева