Введение
Объект исследования - речь учащихся и учителей ООШ№9
Методы исследования:
наблюдения за речью учащихся на уроках и неформальной обстановке;
наблюдение за речью учителей;
устный опрос учащихся данной школы.
База исследования - речь учащихся и учителей ФМБОУ ООШ№9.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении материала по данной теме. Практическая направленность: предложенные материалы можно использовать при подготовке к урокам русского языка, литературы, истории, обществознания, а также при проведении внеклассных мероприятий по предмету.
Литературный язык предполагает соблюдение языковых норм. Но наша речь должна быть ещё и чистой: соблюдать не только языковые нормы, но этические, нравственные.
Иногда человек хочет протянуть время, не может ответить на заданный вопрос, он произносит: видите ли, ну как вам сказать и другие, выигрывая для себя время.
Группа |
||
э-э-э, мэ-э-э, |
||
Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы |
||
Вводные единицы |
Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать |
|
Местоимения, местоименные наречия |
Это, это самое, как его, там |
|
Переход из одной части речи в другую |
Блин, черт |
|
Модальные слова |
Конечно, наверное, вероятно, кажется |
______________________________________________________________
Ю. Дараган «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи»// «Вестник», выпуск 3,Т.,2005. С.47
1. Редукция - Девиз этой стратегии можно сформулировать как «Не получается — ну и ладно!» . Говорящий не может подобрать слова для того чтобы выразить свою мысль, поэтому снижает объём предаваемой информации.
Структурная редукция: а) переход на более высокий уровень обобщения (генерализация ), упрощение (сокращение) текста.Крайний случай структурной редукции — полный отказ от вербализации (мысль не так важна, чтобы тратить столько усилий — своих и слушающего - на ее изложение).
Смысловая редукция. Появляется в ситуации припоминания конкретных деталей: нерелевантные подробности опускаются.
Вербализационная редукция. Появляется при затруднении в выборе словесного оформления. Появлются ненужные в данном случае жесты.
2. Апелляция - Девиз: «Ну, попробуй сам догадаться!» . Если говорящий считает, что содержание выделенного фрагмента должно быть знакомо собеседнику, он может попытаться отказаться от поиска под предлогом, что «и так понятно».
3. Перифраз - Девиз: «Попробуем с другой стороны» . В случае непонимания со стороны собеседника говорящему следует отказаться от формулировки, изложить мысль иначе.
4. Пауза - Девиз: «Я не манкирую, просто задумался» . Говорящий может объявить о необходимости подумать.
1. Вести дневник речи и штрафовать себя, если заметил слово «как бы». 2. Довести ситуацию до абсурда: написать сочинение, произнести речь с сознательным употреблением «как бы».
Если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем
излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно;
Делать паузы, чтобы собраться с мыслями;
Вывод по главе I
1. Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
2. Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
3. Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
4. Мода на некоторые слова.
«-Что же мы будем, однако , делать?... Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую!... Ну что , ваше превосходительство, промыслил что-нибудь?... Да вот нашел старый нумер «Московских ведомостей», и больше ничего!... Ты смотри, однако , каналья не утопи нас!...».
«Одним словом , о чем ни начинали генералы разговор, он постоянно сводился на воспоминания об еде, и это еще более раздражало аппетит… Наконец , развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»… Долго ли, коротко ли, однако, генералы соскучились… Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!...».
В анкетировании принимали участие ученики 5-9 классов(108человек) ООШ№9
II.3. Как избавиться от вредной привычки?
Вывод по главе II
Заключение
Список литературы
1.Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове). М.-Л., 1947. С. 744.
3.Ю. Дараган «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи»// 4.«Вестник», выпуск 3(47). - Т.,2005.
5.Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. - М., 1987.
7.Литературная газета. 2003. № 17. С. 5.
8.Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учеб. пособие. - Новосибирск, 1994. С. 14, 17.
9.Чепалов Р. Субботник по уборке русского языка // АиФ Петербург, № 43 (584) от 27.10.2004
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:
http://www.philology.ru
http://www.planetashkol.ru/articles/22711/
Приложение 1
Вопросы анкеты. |
|||
Приложение 2
Ответы учеников (108 обучающихся) |
||
Приложение 3
Ответы учеников (108 обучающихся)
Приложение 4
Приложение 5
Приложени6
«Средняя общеобразовательная школа № 65»
Исследовательский проект по русскому языку
МБОУ «СОШ № 65».
Выполнила:
Лисиенкова О.Е.,
учитель русского языка
и литературы
Кемерово, 2015
І. Введение__________________________________________________3 – 4
ІІ. Основная часть____________________________________________5 – 7
1.Теоретическое содержание исследования
Определение термина
Причины возникновения
5)Как слова характеризуют человека?
МБОУ «СОШ №65»________________________________________8-10
А) Анкетирование
4. Вывод__________________________________________________11
ІІІ. Заключение _________________________________________________11
Литература______________________________________________________14
Приложения_____________________________________________________15
Введение
«Ну вот, значит, так сказать, вот я пришёл, и сами понимаете, ну, э-э-э, м-м-м, вот, так сказать, я вот хочу вам сказать»
Объект исследования : речь учащихся МБОУ «СОШ № 65»
Задачи исследования :
Методы исследования : Метод теоретического исследования (синтез, анализ, сравнение и умозаключение)
Метод эмпирического исследования (изучение учебных литературоведческих материалов по теме исследовательской работы, наблюдение, сравнение, изучение, опросные методы: беседа, анкетирование, тестирование, метод изучения продуктов творческой деятельности (творческие работы учащихся – сочинения, изложения)
Основополагающий вопрос:
Исходные данные: основным источником информации стала литература по русскому языку и культуре речи
II . Основная часть
1.Теоретическое содержание исследовательского проекта
1).Определение термина
Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.
В литературе встречаются разные термины: «незнаменательная лексика», лишние слова», «пустые частицы», «слова-сорняки»
2).Причины возникновения
Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.
Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово):
Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
Мода на некоторые слова
буквально | как говорится | собственно говоря |
видишь / видите (ли) | как сказать | |
в некотором роде | можешь/ете вообразить | так сказать |
в общем (-то) | можешь/ете представить | |
вообще (-то) | на самом деле | |
типа того |
||
в принципе | ||
в самом деле | ||
все такое | ||
дело в том, что... | ||
ёшкин кот | понимаешь | это самое / эт самое |
знаешь / знаете (ли) | послушай | я имею ввиду |
«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.
У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.
Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.
«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.
«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.
«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.
«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.
«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.
«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.
«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.
В анкетировании и устном опросе принимали участие 75 учащихся 5-7 классов МБОУ «СОШ № 65» (Приложение №1)
Из них самые распространенные «ну (65%), «вот» (55%), «короче» (47,5%).
употребляемые учащимися нашей школы
Короче – 47,5%
Ваще – 30%
Как бы – 27,5%
Типа – 25%
Это самое – 12,%
Резкость, желание быстрее закончить речь | Короче, дело было так... |
||
Неуверенность в том, что говорит; приблизительность | Мы уже как бы читали эту книгу |
||
Желание выделиться Заменитель паузы | Типа, ты кто такой? |
||
Пауза во время говорения или употребления каких-то слов | Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений ... |
||
Уверенность в своих словах | Так всё и было, факт. |
||
Как его, ну как его, как это | Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить | Динозавры... как его... в процессе эволюции... как это... вымерли . |
|
Понимаешь, понимаешь ли | Обращение к собеседнику при желании подтвердить свои слова | Я, понимаешь, иду, слышу крики, обернулся, понимаешь, а там... |
|
Вообще, ваще! | Лёгкое возмущение Итог речи | Идёшь в школу? - Ну ты, ваще! Вообще, я сначала хотел… |
Читай хорошую литературу;
Усиль самоконтроль за своей и чужой речью;
Наказывай себя штрафом;
Практикуй выступления перед аудиторией;
Повышай самооценку, чтобы быть уверенным в своих словах.
Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.
4. Вывод
изучила лингвистическую литературу по теме исследования,
5) Составила презентацию
Данная исследовательский проект может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку. «Берегите же наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием…», - писал И.С. Тургенев
IV . Литература
2. Ильяш М. И. Основы культуры речи. Киев/М.И. Ильяш. - Одесса, 1984.-254 с.
4.Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка»/С.И. Ожегов. – М, 2004.
5. Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учеб. пособие./Ю.В. Фоменко. - Новосибирск, 1994. - 189 с.
6. Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:
http://www.philology.ru
http://www.planetashkol.ru/articles/22711/
Приложение 1
3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?
6.Какие способы борьбы Вы можете предложить?
Приложение 2
Приложение 3
Астанаева Марина и Балаева Ирина
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №6 имени Крылова И.В. г.Балашова Саратовской области
Проект на тему:
Выполнили:
ученицы 11 класса
МОУ СОШ №6
Имени Крылова И.В.
Астанаева Марина,
Балаева Ирина
г.Балашов,2012
Цель проекта:
Выяснить, насколько речь окружающих нас людей соответствует нормам литературного языка
Определить, какие мероприятия помогут повысить культуру речи
Ход исследования:
1)Изучить литературу по исследуемой проблеме;
2)Проанализировать собранный материал;
5)Предложить советы по исправлению речи.
В ходе работы над этой темой мы обращались к Интернет-материалам, к специальной литературе, посвящённой культуре речи; наблюдали за речью окружающих нас людей; проводили анкетирование среди учащихся школы, анализировали полученные результаты.
Методы исследования: изучение специальной литературы, анкетирование, наблюдение.
Основополагающий вопрос: Всегда ли мы говорим правильно?
Проблемный вопрос: Как сделать нашу речь лучше?
Ожидаемые результаты: Грамотная речь учащихся нашей школы.
«Как у тебя дела?»
Как слова характеризуют человека
Выводы
Литература
Нет магии сильней, чем магия слов.
А.Франс
Этим словам посвящено стихотворение Э.Мошковской:
Жил-был этот, как его,
Ну и, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был ещё один чудак –
Это в общем значит так.
И его любимый зять
Звали зятя так сказать
А жену звали…ну…
А соседа звали… это…
А его родители –
Видишь ли и видите ли.
А ещё какой-то эээ
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.
Не имеются в виду слова и фразы искажающие литературную речь («типа», «вот», «понимаешь»), говорится о особой группе выражений, которые многие даже не замечают, но все же говорят их. Эти слова страшны тем, что ни деформируют своим присутствием не только диалект и мышление, но и бессознательные установки, они блокируют твои действия, заставляют сдаться.
«Ужас!», «Кошмар!», «Страх то какой!», «Я в шоке!», «Бедненькая!»,
«С ума сошел!», «Это меня бесит!», «Отпад!», «Лузер!»
Вспоминается Эллочка Щукина из «12 Стульев» Ильфа и Петрова с её незатейливым словарным запасом из 30 слов и довольно угнетающими высказываниями «мрак», «жуть» и др. К сожалению, в современном обществе такие «Эллочки» встречаются на каждом шагу.
«Фильтруйте» свои мысли и эмоциональные выражения, иначе «копец», «кошмар», «шок» и тому подобное будут вашими постоянными спутниками, только уже не в речевом обороте, а в материализованной реальности.
Если сразу избавиться от ненужных фраз не получается, замените их для начала нейтральными, например, вместо «я в шоке» используйте «ну надо же» или «вот это да».
«Как у тебя дела?»
Тоже самое мы бы хотели рассмотреть и с ответами на вопрос «Как у тебя дела?»
А как вы отвечаете на этот вопрос?
Здесь принцип тот же самый, если вы относитесь к людям, которые используют ответы:
«Нормально», «Ничего», «Пойдет», «Жить можно»
То и притягивают, а вернее сказать отталкивают позитивные события от себя, отталкивают от себя успех!
Так что на вопрос «Как у тебя дела?» всегда отвечайте:
«Отлично», «Лучше всех», «Классно», «Замечательно», «Превосходно»
И вы заметите, что настроение будет подниматься не только у вас от каждого ответа, но и у того кто спрашивает. Такими ответами вы будите притягивать все только позитивное и успешное!
Матерные слова имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, призывая их в свою жизнь. Но все знали: детей бранить нельзя матом: они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться; на берегу реки или озера – водяной оскорбится. Человек шёл в поле, где мог выплеснуть из себя злость. Отсюда и выражение – поле брани.
На Руси до середины 19 века сквернословие являлось уголовно наказуемым. Позднее человека, ругающегося матом, подвергали публичной порке. К сожалению, в настоящее время никаких запретов на употребление матерных слов нет. Сквернословие вступило в настоящую войну с нормированным языком.
О том, что мат очень вреден для здоровья, пишут многие учёные. Они убеждены, что сквернословие способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, унижает и оскорбляет, приводит к раннему старению.
О вредном влиянии сквернословия можно судить по результатам, полученным в ходе опроса взрослых. На вопрос: «Изменяется ли ваше настроение после того, как вас нецензурно обругают?» все без исключения ответили утвердительно. Поэтому они считают, что нужно бороться со сквернословием и предлагают следующие меры борьбы:
- Вести разъяснительную работу среди детей и взрослых;
- Использовать метод самовнушения. Человек должен понять, что это некрасиво. Если человек сам не может справиться со своей проблемой, нужно обратиться к специалисту;
- Объяснять детям в семье, что сквернословие – это очень плохо.
- Проводить беседы на соответствующие темы.
Психологам давно известно, что произносимые нами слова влияют на качество нашей жизни, на наше здоровье и благополучие.
У каждого человека есть любимые выражения, фразы, которые повторяются день ото дня. Но мало кто задумывается о том, что произносит и тем более думает.
Такие фразы, как:
Я этого не могу себе позволить;
У меня нет таких денег;
Я столько не зарабатываю;
Успех для других;
Я неудачник;
Ну вот как всегда ничего не получилось;
Жизнь сложная и тяжелая штука;
На таких машинах ездят только воры и т.д. – однозначно, лишают нас денежного благополучия.
Все пошли куда – то, а я как всегда один;
Про меня опять забыли;
Как я одинок в этом мире;
Меня никто не понимает;
Людей много, а поговорить не с кем; и, конечно же, любимая фраза одиноких женщин: «еще не родился человек, который меня достоин!»
Подобные фразы сооружают преграду, в подсознании, от различных отношений, знакомств, общения. Посылается энергия во вселенную, говорящая, что вас устраивает положение великого одиночки.
Вот примеры фраз, влияющих на здоровье:
Я простываю от любого сквозняка;
Ну как тут не заболеть;
С моей спиной (головой, ногами) этого не сделать. Даже если вы говорите про других что- то типа: «больной на голову», весь негатив вы перекладываете на себя.
Для женщин запрет на: я поправляюсь (в значении выздоравливаю), а то ненароком поправитесь на пару кило.
Вы когда-нибудь замечали, как старые люди любят перечислять свои болячки, а если вдруг перестанешь болеть, о чем тогда, о чем тогда говорить?
Вообще в своей речи, и тем более в мыслях, нужно избегать любых слов, имеющих негатив, двойной смысл: одиночество, обида, злость, бедность, нищета, болезнь, страх, тяжко, груз, камень на плечах и т.д.
Так что начинаем менять свою жизнь с инвентаризации слов и мыслей. Заменяем все слова на добрые, позитивные, счастливые. Одни только правильные слова способны сделать нашу жизнь светлей и радостней.
Упражнение положительной энергии. Кто-то вас разозлил, обидел, за место того, чтобы злиться и проклинать, скажите: «дай бог тебе здоровья».
Во–первых, вы не будете поддаваться негативным эмоциям, во – вторых, не пожелаете обидчику всяких бед, которые по законам энергии к вам и вернутся, и в – третьих, пожелав обидчику здоровья вы сами его и получите.
Если вы очень чего–то хотите, но не можете себе этого позволить, просто скажите: «ой, забыл снять деньги со счета в швейцарском банке. Завтра пойду сниму и обязательно куплю!»
И еще важное условие.
Не нужно перед словами, несущими негатив, ставить частичку «не». Например: не болейте, не грустите, не переживайте. Частичка «не» не «усваивается» нашим подсознанием, оно ее просто аннулирует и понимает буквально: болейте, грустите, переживайте.
Замечали, стоит сказать ребенку «не упади» как он тут же падает! Его подсознание воспринимает услышанное слова, как приказ. Лучше говорить: будь осторожен.
На первый взгляд все вышесказанное очень сложно исполнимо, нужно контролировать мысли и слова, прикладывать смекалку, чтобы их перефразировать.
Как слова характеризуют человека
«Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.
«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.
У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.
Так, словом «просто» отягощают свою речь люди, привыкшие на самом деле все в жизни… усложнять. И чем сложнее мотивация их замысловатых поступков, тем чаще в их речи будет проскакивать слово «просто». Этим они как будто приглашают собеседника понять их: ведь это так просто! Еще им злоупотребляют люди зависимые, часто оправдывающиеся: «Я просто хотела посмотреть вазочку, а она вдруг разбилась». Или: «Я просто сказала ему, чтобы он не вмешивался не в свое дело, а он просто взял и обиделся».
Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно. Чаще это подростки или люди, сохранившие и во взрослой жизни зависимость от тинейдержских стереотипов.
«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.
«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.
«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.
«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.
«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.
«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.
«Так сказать» и «собственно» – виньетка в речи интеллектуала.
1. Как бы…
2. Блин, лузер, олень…
3. Типа, на самом деле, ИМХО…
4. Не вопрос, без проблем
5. Не, ну ваще…
6. То есть/Скажем…
7. Практически, фактически, ясно…
8. Зачет, отлично, прикольно, жесть, шикарно, отлично, перфектно, респектно…
9. Ниочем, вобщем (обязательно в одно слово)…
10. Оки, чмоки, поки…
Считаете ли вы, что эти слова…
11% 7%
Выводы, к которым мы пришли в ходе работы:
Мы уверены, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Закончить мы хотели бы словами Г.Остера:
В ответ на бранные слова
С улыбкой промолчи
И сделай вид, что вообще
Таких не знаешь слов.
Содержание работы:
1. Цели и задачи работы.
2. Актуальность.
7. Способы отказа от «сорных слов».
Цели нашей работы: (слайд 2)
Задачи, которые мы поставили:
1. Подобрать литературу и иллюстративный материал.
2. Проанализировать полученную информацию и создать презентацию на данную тему.
Основные источники, которые мы использовали:
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. «Русский язык и культура речи»; Ростов – на –Дону, «Феникс»; 2009
«Кльтура устной и письменной речи делового человека: справочник» Москва, 2000
Интернет – источники.
Как бы, 2) По ходу, 3)Блин, 4)Типа, 5)Это, Это самое, 6)Короче, прикинь короче
7)Ну, ну ваще.
2) Сделайте вдох. Когда чувствуете искушение сказать что-то вроде "мгм", просто глубоко вдохните. Это пауза, но пауза всегда лучше любых "мгм".
3) Избегайте их в беседе. Старайтесь не употреблять их в обычной жизни - тогда на выступлениях вы о них и не вспомните.
4) Посчитайте. Прочтите вашу речь другу, а он пусть за это время считает, сколько раз вы употребили ненужные слова.
5) Одна запятая = одна пауза. Приучите себя останавливаться. И если раньше вы по инерции вставляли поток бессмысленных слов, просто привыкните к тому, что в это время вы должны помолчать - слушатели будут вам чрезвычайно благодарны.
Заключение.
Не используйте эти слова ни в коем случае. Пусть ваша речь будет красивой и литературной, ведь как приятно поговорить с человеком, который умеет культурно разговаривать, правильно ставить ударение в словах. Поэтому пишите длинные, красивые письма, экспериментируйте со словом, русский язык ведь такой красивый, а мы за своими заботами, этого вечно не замечаем, и не понимаем!
Помните: «Чистота речи – важнейшая особенность литературного языка.» (слайд 9)
Спасибо за внимание!!! (слайд 10)
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Лаврова Алёна
Ученики 4 класса
МОУ- сош с. Логиновка
Руководитель: Овечкина С.Ю.
Учитель начальных классов
2014 год
3. Цель .
4. Задачи.
8 Исследовательская работа.
9. Вывод .
Актуальность.
Какая привычка считается самой плохой?
Гипотеза.
Цель:
Задачи:
Чаще всего как слова-связки, когда не знают, что сказать далее, не могут подобрать нужные слова. В основном, это люди с неразвитой речью. Они используют случайные, бессмысленные слова и заполняют ими пустоту в речи. Речевой контакт есть, а смысла речи и информационного обмена нет.
Нередко люди пользуются ими, заполняя паузу, при обдумывании ответа на заданный вопрос.
Теперь речь кажется тусклой и бесцветной? Вы просто не знаете великолепия интонации!
С её помощью о самых простых вещах можно говорить вдохновенно, таким образом, что эти вещи приобретают иной, не уловленный слушателями раньше смысл и привлекательность. Раскрасьте речь оттенками интонации или различной тональностью голоса: от тихого, почти шёпота, до резкого, с акцентом на главной мысли, выводе. Фразы произносите неторопливо, выделяйте ключевые слова, пользуйтесь паузами. Интригуйте собеседника. Творите волшебство! Технические возможности речи безграничны.
Кроме того:
Читайте хорошую литературу . Желательно классическую.
Пересказывайте прочитанный текст.
Учите стихи.
Говорите медленно, думайте над словами.
Составляйте речь из простых коротких предложений.
Общайтесь с людьми, имеющими богатый словарный запас и правильную речь.
Записывайте интересные фразы, вставляйте их в свою речь.
Работайте с различными словарями : толковым, орфоэпическим, фразеологическим, словарями ударений и синонимов и др.
Тренируйтесь в проговаривании скороговорок.
Используйте пословицы и поговорки.
Изучайте речевой этикет.
Исследовательская работа.
В анкетировании (Приложение1)принимали участие ученики 3--4 классов (30человек) Логиновской СОШ
В ходе исследования выявили чемпиона по имени как бы.
Говорящий сомневается, что подобрал нужные слова для выражения своей мысли. Выручает распространённое ныне сочетание как бы .
Я как бы работаю над темой… Я как бы уважаю ваше мнение… Я как бы помогаю… Я как бы знаю ответ… Я как бы защищаю ваши интересы… «Как бы» означает «как будто», т.е. выражает неуверенность, некомпетентность, несерьёзность. То ли да, то ли нет, предположительно. Но не обязательно.
Во всём сквозит неуверенность, приблизительность: в речи, в человеке, в его поступках, взглядах, в пути, по которому он идёт. Или как бы идёт.
«Как бы» заполонило всё жизненное пространство. Всё везде как бы : нет ничего определённого, верного, точного. Как бы живём. Как бы говорим. Как бы любим. Как бы думаем .. .
Вывод:
Наша исследовательская работа может иметь несомненную практическую значимость, например, при организации школьного учебного курса по русскому языку о «Культуре речи», а также поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к русскому языку.
Итак, проделанная нами работа:
3. В перспективе: выпуск стенгазеты, проведение классных часов по теме.
Источники информации.
1. Абрамова С.В. Использование лингвистических методов исследования в учебно-исследовательской работе по русскому языку. Русский язык. Методическая газета для учителей словесников, № 22, 2006.
2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону. «Феникс», 2007.