Упражнения для коррекции оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста. Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии Конспекты занятий по дисграфии

Тема:

Цели:

Учить детей дифференцировать зрительные образы букв, в частности И - У;
. развивать зрительно-пространственную ориентировку;
. развивать навык звукового анализа;
. развивать мелкую моторику;
. развивать логическое мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент

Логопед просит встать детей окало своих мест и предлагает, прежде чем сесть на стул, вспомнить и назвать имя, в котором есть буква «И»
(Инна, Ира, Илья, Игорь, Кира, Лиза, Мила, Вика, Дима, Никита)
Логопед знакомит детей с героями занятия, девочками Улей и Ирой. Детям предлагается выделить первые буквы в их именах. (И-У)
Формулируется тема занятия.

II. Основной этап

Логопед выставляет на доску изображение элементов букв «У» и «И», просит сложить из элементов буквы, ищет сходства и различия между буквами.


Логопед предлагает детям записать в тетради имен героев занятия, выделить буквы «И», «У».

Логопед знакомит детей с обозначением букв занятия. «У» - перевёрнутый треугольник, «И» - круг.
Логопед выставляет на доску карточку с изображением треугольников и кругов, просит детей записать в тетради соответствующие буквы. Вместо треугольника - «У», вместо круга - «И».


Перед выполнением следующего задания, повторно акцентируется внимание детей на различие букв «И», «У». У «У» длинный «хвостик» внизу, у «И» небольшой хвостик рядом. Детям предлагается расшифровать слова на доске. Если звездочка внизу, значит надо писать «У», если звездочка рядом, значит надо писать «И».



(Пуля, шут, улитка, улица, руки, курица)

Логопед выставляет на доску карточку с пропусками и предлагает детям самостоятельно определить, какую букву следует поставить вместо звездочки.

(Круг, крик, пух, лист, ухо, игла)

Детям предлагается поделить тетрадь на 3 столбика. В первом столбике будут слова с буквой «У», во втором столбике слова с буквой «И», в третьем - слова, в которых есть буквы «И», «У».

(Первый столбик - лук, петух, муха; второй столбик - иголка, нитки, лист, книги; третий столбик - улитка, курица, изумруд, кувшин)

III. Итог занятия

Логопед просит детей самостоятельно дописать в каждый столбик по одному слову.

2 ЭТАП. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Если непонятно слово,

Если, как писать, не знаю,

Нету выхода иного -

Эту книгу открываю.

Здесь все четко, все правдиво...

Что за книга? Вот уж диво!

Нет, не диво, даже встарь

Был составлен тот... (словарь)

Сегодня мы с вами продолжим говорить о различных

словарях и словарных словах. Вспомним, что такое словарные слова? Какие словари вы уже знаете?

Сегодня я расскажу вам о этимиологическом словаре.

Этимиологические словари рассказывают о происхождении слова, его первоначальном значении. Обращение к истории слова позволяет понять его современное написание. Например: МАЛИНА - в основу названия был заложен признак плода ягоды, состоявшего из малых частей. Слово МАЛИНА образовано от слова МАЛЫЙ

Запись на доске.

МАЛИНА - малый -"состоящая из маленьких частей"

Отгадайте загадку.

В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки,
Что угодно для души.

Прочитайте вверх ногами, как образовалось это слово.

Отгадайте загадку.

Его главнее в школе нет,

Есть у него свой кабинет.

Он знает всех учеников,

Помочь и наказать готов.

Найти слово в орфографическом словаре.

Произнеси орфографически слова. Отхлопать на слоги. Записать в словарик. Рядом записать слоговую схему и выписать гласные неведущей рукой.

Игра: Муха

Логопед объясняет происхождение слова.

Слово ПОРТФЕЛЬ пришло в русский язык из французского. ПОРТ-нести

ФЕЛЬ-лист

ПОРТФЕЛЬ-"то, в чём носят документы, бумаги"

Логопед записывает слово на доске. ПОРТФЕЛЬ

Произнеси орфографически. Произнести с ударением.

Написание слова "закрытыми глазами". Закрой глаза, представь это слово написанным в книге. Заставь помигать

" опасную букву". Какая буква мигает?

Составь предложение из слов. Раздаются листы со словами.

Положил, портфель, я, пенал, в.

(Я положил пенал в портфель.)

Сколько слов в этом предложении?

Запиши схему предложения, выписав гласные неведущей рукой.

Физ.минутка.

Вращение руками (Левая рука вперёд - правая назад) и наоборот.

Перекрёстные движения локоть-колено

Перекрёстные движения рука-пятка

Нужно присесть если в слове 3 буквы и поднять руки

вверх если не 3 буквы, а больше или меньше.

Слова: Лук, луна, сок, солнце, рак, мак, шаг, шуба.

Игры с мячом:

Слова наоборот (антонимы)

Арабское письмо (сон, ток, рот, суп)

Собираемся в лесок, набираем в кузовок слова, которые заканчиваются на ОК

Игра: Припиши букву (Третью)

Поставьте ударение. Выделите опасное место.

Какая последняя буква в этом слове?

Игра: Собери головоломку " буква Т"

Игра: Волшебный мешочек (Фразеологизмы)

Знать назубок - очень хорошо выучить.

Зарубить на носу - запомнить крепко, навсегда.

Витать в облаках - грезить, фантазировать невесть о чём.

Клевать носом - засыпать.

Начинать с азов - (Аз - название первой буквы славянской азбуки) то есть начинать с азов, с самого простого.

в)в словосочетаниях;

г)в предложениях и тексте.

Дифференциация согласных:

а)изолированно;

б)в слогах и в словах;

в)в словосочетании;

г)в предложениях и тексте.

Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий по альбомам 1-2.

4-й этап. Заключительный .

Цели и задачи

Закрепление полученных навыков.

Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

Работа на данном этапе проводится в конце обучения.

Для удобства работы педагога все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.

Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии

Занятие 1. Дифференциация букв о - а.

Задачи : научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах; учить дифференциации букв о - а в слогах и словах; развивать оптико-пространственные представления; знакомить детей со словами-паронимами; развивать словарь.

Оборудование: буквы о-а (на доске); таблицы букв (на доске); модели слов; кроссворд; карточки для индивидуальной работы - «Нотки», альбом 2.

Ход занятия

I . Оргмомент

1. Знакомство с таблицами.

Логопед: Рассмотрите таблицы букв (вывешиваются на доске) и найдите сходные по начертанию буквы. Запишите их парами.

2. Сравнение букв, сходных по начертанию.

Логопед предлагает детям (поочередно) назвать записанные пары букв и сравнить их между собой.

II . Основная часть занятия

1 . Сравнение букв, сходных по начертанию (задание 1. с.3*). Знакомство с парой букв о - а . Запись темы занятия. Прослушивание сказки о буквах сестричках. Логопед: Послушайте сказку о буквах-сестричках.

Министерство образования, науки и молодежной политики

Забайкальского края

ГОУ для детей – сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей

«Борзинская специальная (коррекционная) школа – интернат

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии

во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

о – а .

учитель – логопед

Высшей квалификационной категории

Адамова Юлия Петровна

2012 г.

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Тема: Различение оптически сходных букв о – а .

Цель: учить детей различать оптически сходные рукописные буквы о и а .

Задачи:

Образовательные:

  1. Уточнить написание букв о и а , выявить сходства и отличия;
  2. Уточнить артикуляцию звуков [О] и [А], закрепить связь между звуком и буквой;
  3. Тренировать учащихся в различении букв о и а в изолированном написании, в слогах и словах;
  4. Совершенствовать навык чтения;
  5. Учить выделять гласный в начале слова.

Коррекционные:

  1. Развивать логическое мышление детей;
  2. Развивать зрительное восприятие, умение ориентироваться на листе бумаги;
  3. Развивать умение координировать речь с движением;
  4. Развивать пальцевую моторику при помощи массажа.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у учащихся умение активно работать на занятии;
  2. Воспитывать умение достигать своей цели.

Оборудование: картинки – символы на буквы о и а ; прописные буквы о и а (заглавные и строчные); индивидуальные зеркала; карточки с характеристикой звуков - «гласный»; карточки – символы звуков «широко открытый рот» - круг, «овал»; трафареты букв О и А, наборы цветных ручек; карандаши красного цвета; макет аквариума, рыбки со слогами; макеты яблонь с яблоками, на которых написаны слова.

  1. Организационный момент.

Раз, два – выше голова,

Три, четыре плечи шире,

Пять, шесть – всем сесть,

Семь, восемь – внимания просим!

  1. Сообщение темы занятия.

Логопед: Вы сможете определить тему занятия, когда отгадаете загадку:

Тридцать три родных сестрицы –

Писаных красавицы,

На одной живут странице

И повсюду славятся.

(буквы).

Логопед: «Правильно, это буквы. Сегодня мы будем с вами учиться различать буквы. А какие буквы мы будем различать, вы узнаете, если внимательно послушаете стихотворения и посмотрите на картинки:

В этой букве нет угла,

Оттого она кругла,

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

Дети отвечают, что речь идет о букве О.

Логопед демонстрирует картинку с буквой О.

Логопед переворачивает картинку с буквой О, с обратной стороны буква преобразована в колесо.

Затем логопед читает стихотворение:

Посмотри на колесо

И увидишь букву О.

Логопед демонстрирует картинку с буквой а , преобразованной в девочку с косой.

Это что за девочка,

Девочка Алена.

У той девочки коса

С ленточкой зеленой.

Дети отвечают, что речь идет о букве а .

Логопед: Так какие же буквы мы будем различать сегодня на занятии?

Дети: Сегодня на занятии мы будем различать буквы о и а.

Логопед вывешивает на доску картинки - символы.

Буква О – колесо. Буква А – девочка с косой.

  1. Уточнение написания букв о и а.

На доску вывешиваются рукописные буквы о и а и помещаются под картинками символами.

Логопед: «Посмотрите, внимательно на эти буквы. Чем они похожи? А чем отличаются?

Дети: Похожи буквы тем, что имеют овал. А отличаются тем, что у буквы а есть крючок с правой стороны, а у буквы о его нет.

4. Уточнение артикуляции звуков [О] и [А] и закрепление связи между буквами и звуками.

Логопед: Ребята, а какой звук мы обозначаем буквой О?

Ответ учащихся: Звук [О].

  1. Уточнение артикуляции звука [О] перед индивидуальными зеркалами.

Учащиеся произносят звук [О] и отмечают, что губы принимают форму овала. На доску вывешивается схема артикуляции звука [О] – овал.

Фонетическая разминка.

На доске появляется картинка с изображением мальчика с больным зубом, мальчик стонет: «О – О – О».

  1. Уточнение артикуляции звука [А].

Учащиеся смотрят в зеркала, произносят звук [А] и отмечают, что при произнесении звука губы широко открыты, рот похож на круг. Внимание учащихся обращается на схему артикуляции звук [А] – большой круг.

Фонетическая разминка.

На доске появляется картинка с изображением девочки, качающей куклу. Все хором «качают» куклу: «а – а - а – а - а – а – а».

Логопед: Итак, ребята при произнесении звуков [О] и [А] рот открыт, изо рта выходит воздушная струя, которая не встречает на своем пути преград, эти звуки мы произносим с голосом. Как мы называем такие звуки?

Дети: Гласные.

На доску около каждой буквы вывешивается табличка «гласный».

Логопед: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным).

На доску прикрепляется возле каждой буквы красный кружок.

  1. Совершенствование умения ориентироваться на листе бумаги.

Учащимся предлагается домик с четырьмя окошками – два на первом этаже, два на втором. В каждом окошке находится картинка животного.

Логопед поочередно приоткрывает окошки, учащиеся называют адрес квартиры, в которой живет герой: правая верхняя квартира, левая нижняя и т. д.

  1. Различение изолированных букв о и а .

Работа с трафаретами.

  1. Трафарет с буквой а.

Логопед: Ребята, сегодня мы будем работать с трафаретами. Давайте внимательно рассмотрим трафарет.

Что вы видите в верхнем правом углу? (круг).

Правильно. Круг. Этот круг нам показывает, что мы широко открываем рот, когда произносим звук А, и что он принимает форму круга.

Найдите в своих корзинках трафарет круга, приложите его к основному трафарету.

У нас получилась схема произношения звука [А].

Посмотрите, пожалуйста, и скажите, что находится в верхнем левом углу трафарета. (Буква А).

Правильно. Это печатная буква А – заглавная и маленькая. Обведите контур букв красным карандашом.

Возьмите в корзинке трафареты заглавной и маленькой букв А, приложите их к основному трафарету, обведите недостающие детали.

Теперь выньте трафареты, а на получившиеся буквы мы нанесем штриховку в следующем направлении. (Логопед показывает направление штриховки, дети наносят ее красным карандашом или ручкой).

Ребята вы видите посредине трафарета маленькие окошечки. Впишите в эти окошечки прописные маленькие буквы а. (Напоминает: буква а состоит из овала и крючка с правой стороны).

Окошечки расположены у нас на трафарете волной. Давайте пропоем по очереди звук А так: волна вниз – голос звучит тихо, волна вверх голос звучит громко. (Поет логопед, затем каждый из детей, затем хором, при этом пальцем проводят по рельефной волне).

Ребята, послушайте загадку.

С виду он – как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь,

Беззаботно круглый год

В теплом климате растет.

Кисло – сладкий цитрус этот!

Поспеши скорей с ответом!

В нем полезный витамин –

Фрукт зовется …

Правильно – апельсин. Найдите в своих лотках шаблон апельсина, приложите его к трафарету.

Послушайте внимательно слово «апельсин», какой звук в этом слове первый? (Звук [А]).

В левом нижнем углу вы видите схему слова апельсин, на которой есть три окошечка. Они обозначают начало, середину и конец слова. Поскольку звук [А] в слове «апельсин» стоит на первом месте, напишите в первом окошечке красной ручкой букву а. Пишем овал, а справа от него крючок.

В правом нижнем углу трафарета вы видите прописные буквы А – заглавную и строчную, вышитые нитками. Поставим пальчик на заглавную букву А и проведем по ней, как будто пишем ее в тетради. А теперь проведем пальчиком по строчной букве А.

Посмотрите чуть выше вышитых букв. Здесь мы видим трафареты заглавной и строчной букв А. Обведите их красным карандашом. Теперь в лоточке найдите шаблоны этих букв, приложите к трафарету и обведите недостающие детали.

Физкультминутка.

Логопед: Какие буквы мы сегодня учимся различать? (о – а ).

Выполним физминутку, в которой очень часто слышится звук А.

Аист над землей летает

(взмахи руками),

Аист ветки собирает

(приседания),

Аист собирает ветки,

Помогите ему детки.

Логопед показывает обруч. Что это, ребята? (Обруч). Какой звук первый в слове обруч? (Звук [О]). На какую букву похож обруч? (На букву О). Поиграем с буквой О. Учащиеся становятся парами и перекатывают обруч друг другу, а логопед читает стихотворение:

Не по тропе, а около

Катилося и охало.

О охало, О окало,

Не по тропе, а около.

  1. Трафарет с буквой О.

Логопед: Ребята, какая фигура находится в правом верхнем углу? (Овал).

Правильно овал. Этот символ говорит нам о том, что когда мы произносим звук [О] наши губы становятся похожими на овал. А теперь найдите в своих лотках шаблон овала, подходящий по размеру, приложите его к основному трафарету. Получилась схема произношения звука [О].

В левом верхнем углу трафарета вырезаны два овала. Обведите их по трафарету красной ручкой. Найдите в лотках овалы, подходящие по размеру, вставьте их в основной трафарет и проведите еще по одному овалу. Выньте трафареты. Какая буква у нас получилась? (Буква О).

Правильно, ребята, получилась буква О. Нанесем на нее штриховку в следующем направлении. Логопед показывает образец, дети выполняют.

Ребята, отгадайте загадку:

Без крыльев летит,

Без ног бежит,

Без паруса плывет.

Что это? (Облако). Правильно. Найдите в своих лотках шаблон облака, приложите к трафарету.

Какой звук в слове «облако» слышится на первом месте? (Звук О).

Под облаком у нас расположена схема слова «облако», покажем на ней, что звук [О] стоит на первом месте, впишите в окошко букву О.

Буква О печатная и прописная пишутся почти одинаково, только в тетради мы пишем ее с наклоном.

* Написание изолированных букв.

В левом нижнем углу расположен «Лабиринт». Что такое «лабиринт»? (Это запутанные ходы). Мы с вами постараемся сейчас не запутаться и правильно вписать буквы в окошечки под мою диктовку. Логопед диктует учащимся изолированные буквы О и А, дети вписывают их в окошечки, пока не дойдут до середины. Затем читают «лабиринт» хором в прямом и обратном направлении.

  1. Массаж пальцев рук.

Учащимся предлагаются ладошки, на пальчиках которых наклеены аппликаторы. Пальцами учащиеся нажимают на аппликаторы, массируя их.

  1. Различение букв О и А в слогах.

Игра «Аквариум».

В «аквариуме» рыбки, на которых написаны слоги с буквами О и А. Ребята по очереди вылавливают из аквариума рыбок при помощи магнитной удочки, читают слоги, бросают рыбок в ведерки с буквами О и А.

  1. Различение букв О и А в словах.
  1. Игра «Яблони».

Оснащение: две яблони, сшитые из ткани и оснащенные крючками; яблоки, выполненные из картона, на которых написаны слова с буквами О и А, оснащенные петельками.

Логопед предлагает учащимся брать по одному яблочку, прочитывать слово, которое на нем написано, и размещать на левую яблоню слова, в которых есть буква О, на правую – слова с буквой А. Учащиеся также должны определить место букв в слове.

Слова: 1) С буквой А: парк, пенал, капля, пурга, кепка, танк, салат, канат, труба.

  1. С буквой О: стол, кот, болото, порог лото.
  1. Подведение итогов занятия.

Какие буквы мы сегодня учились различать?

Чем отличаются буквы О и А?

Какой звук мы обозначаем буквой О?

Какой звук мы обозначаем буквой А?

Как называются эти звуки?

Логопед: На следующем занятии мы продолжим различать буквы О и А в словах, предложениях и тексте. Давайте не будем торопиться, будем выполнять все задания вдумчиво и правильно, тогда наше письмо будет грамотным, а оценки в тетрадях хорошими.

Трафареты можно изготовить на все буквы. Использование трафаретов букв на логопедических занятиях позволяет развивать различные навыки и процессы:

  1. Ребенок обводит трафарет буквы, схему артикуляции, таким образом, запоминает её графический образ и развивает мелкую моторику. Закрепляется связь артикулема - графема - кинема. Обведенную букву можно заштриховать в заданном направлении, а можно раскрасить.
  1. Ребенок имеет возможность поработать не только с трафаретом, но и с шаблоном буквы, который предназначен для вставки в трафарет. Учащиеся исследуют букву руками, что позволяет запомнить ее графический образ при нарушении зрительного восприятия. Развивается умение зрительно соотнести букву с вырезкой.
  1. Каждый трафарет имеет различные мелкие вставки – буквы мозаики, буквы магнитной азбуки, геометрические формы. Для детей с нарушенной моторикой работа с таким материалом представляет определенные трудности. При систематической работе с трафаретами это умение постепенно развивается. С учащимися первого класса проводится работа с геометрическими формами: ребята находят по инструкции логопеда правый верхний, левый нижний угол и т.д., определяют форму, которая там находится. Можно предложить ребенку обвести вырезку формы, раскрасить, заштриховать, вставить нужную форму. Этот прием является необычным для ребенка и представляет особый интерес.
  1. На материале трафаретов можно развивать процессы элементарного фонематического анализа. На каждом трафарете есть вырезка картинки, название которой начинается со звука изучаемой буквы.

Закрепляется связь звука с буквой.

  1. На материале трафаретов можно с успехом развивать навыки чтения. На начальных этапах процесс чтения представляет для ребенка с ОВЗ значительные трудности. Трафарет позволяет сделать процесс обучения легким и привлекательным. Ребенок вставляет в окошечки различные буквы и читает прямые и обратные слоги с ними. Дорожка, из тесьмы, соединяющая одну букву с другой позволяет ребенку научиться плавно сливать звуки в слоги.

По мере формирования плавного слияния звуков в слоги, можно заменить рельефные дорожки на нарисованные.

  1. На трафаретах имеются буквы, выполненные вышивкой. Ребенок пальцем проводит по вышивке, запоминает графический образ буквы.

Трафареты можно изготовить из линолеума, плотного картона (который можно покрыть краской после вырезания деталей), что обеспечивает их долговечность и гигиеничность.

Приведенные формы работы с трафаретами являются примерными, каждый логопед-практик может использовать трафареты по своему усмотрению, разрабатывать все новые приемы работы с ними.

Литература:

1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

2. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1998.

3. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. – М.: Издательство «Гном и Д», 2008.


КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Конспекты занятий для логопедов

Самарской области

Москва 2006


ВВЕДЕНИЕ

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Исходя из механизмов каждого вида дисграфии, авторы, посвятившие свои исследования данной области логопедии (Р.И. Лалаева, В.А. Ковшиков, И.Н. Садовникова, И.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко, А.Н. Корнев и др.). предлагают различные методики коррекционной работы.

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В комплект входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и два индивидуальных рабочих альбома для выполнения заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом методических требований.

При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также моторных координации, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико-пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Смешивание букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки», так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Нарушение письма у ребенка носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную коррекционную работу и поможет отследить.динамику состояния письменной речи ребенка.


Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми при оптической форме дисграфии логопеду нужно принять во внимание ранние сроки начала коррекционной работы, комплексность мероприятий, направленных на преодоление специфических ошибок, своевременно подключить к выполнению домашних заданий родителей. После проведения комплексного обследования проводится серия специальных коррекционных занятий, а также параллельно ведется работа по индивидуальным тетрадям. При устранении специфических нарушений письменной речи у ребенка необходимо:

1. Уточнить и расширить объем зрительной памяти.

2. Формировать и развивать зрительное восприятие и представления.

3. Развивать зрительный анализ и синтез.

4. Развивать зрительно-моторные координации.

5. Формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения.

6. Учить дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.

Для лучшего усвоения образа букв ребенку традиционно предлагается:

Ощупывать, вырезать, лепить их из пластилина, обводить

по контуру, писать в воздухе, определять сходство и различие оптически сходных букв и т.д. (Р.И. Лалаева);

Конструировать и реконструировать буквы из элементов

(В. А. Ковшиков);

Ряд упражнений по развитию зрительного, зрительно-пространственного восприятия, памяти и анализа на предметах и геометрических фигурах;

Проводить дифференцию букв, сходных по начертанию, в письменных упражнениях.

Коррекционная работа проводится в четыре этапа.

1-й этап. Организационный. Цели и задачи

1. Проведение первичного обследования.

2. Оформление документации и планирование работы.


3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы). Работа на этом этапе проводится с 1 по 15 сентября. На

данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование

(первичное и углубленное), выступления на родительских

собраниях и т.д.

2-й этап. Подготовительный. Цели и задачи

1. Развитие у детей зрительного восприятия и узнавания предметов.

Развитие зрительного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета;

б) развитие восприятия формы;

в) развитие восприятия размера и величины.

Развитие буквенного гнозиса:

а) развитие восприятия цвета букв;

б) развитие восприятия формы, размера и величины предметов и букв;

в) дифференциация расположения элементов букв.

2. Развитие зрительного анализа и синтеза.

3. Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса):

а) развитие запоминания формы предметов;

б) развитие запоминания цвета;

в) развитие запоминания последовательности и количества букв и предметов (вначале проводим работу по развитию зрительной памяти, рассматривая предметы, потом - геометрические фигуры и лишь затем - буквы).

4. Формирование пространственного восприятия и представлений:

а) ориентировка в схеме собственного тела;

б) дифференциация правых и левых частей предмета;

в) ориентировка в окружающем пространстве.

5. Формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения.

6. Развитие зрительно-моторных координации.


Работа на этом этапе проводится в начале обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение бесед, фронтальных и индивидуальных занятий по альбому 1.

3-й этап. Основной. Цели и задачи

1. Закрепление связей между произнесением звука и его графическим изображением на письме.

2. Автоматизация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

3. Дифференциация смешиваемых и взаимозаменяемых букв.

Дифференциация гласных букв:

а) изолированно (написание);

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

Дифференциация гласных и согласных букв:

а) изолированно;

б) в слогах и словах;

в) в словосочетаниях;

г) в предложениях и тексте.

Дифференциация согласных:

а) изолированно;

б) в слогах и в словах;

в) в словосочетании;

г) в предложениях и тексте.

Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий по альбомам 1-2.

4-й этап. Заключительный . Цели и задачи

1. Закрепление полученных навыков.

2. Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

Работа на данном этапе проводится в конце обучения.

Для удобства работы педагога все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.



КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО КОРРЕКЦИИ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ


ЗАНЯТИЕ 1

Тема : Дифференциация букв о - а .

Задачи : научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах; учить дифференциации букв о - а в слогах и словах; развивать оптико-пространственные представления; знакомить детей со словами-паронимами; развивать словарь.

Оборудование: буквы о-а (на доске); таблицы букв (на доске); модели слов; кроссворд; карточки для индивидуальной работы - «Нотки», альбом 2.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент

1. Знакомство с таблицами.

Логопед: Рассмотрите таблицы букв (вывешиваются на доске) и найдите сходные по начертанию буквы. Запишите их парами.

2. Сравнение букв, сходных по начертанию.

Логопед предлагает детям (поочередно) назвать записанные пары букв и сравнить их между собой.


Дифференциация букв «о - а» 9