Чувственное восприятие важнее мышления. Чувственное восприятие важнее мышления Механизм восприятия направленный на экономию мышления

Э. Мах о психологии научного исследования, соотношении физического и психического, об элементах мира и принципе экономии мышления.

Эрнст Мах – австрийский физик, механик и философ-позитивист (1838 – 1916).

Мах открыто заявлял, что я вовсе не философ, а только естествоиспытатель. Прежде всего он поставил себе задачу не ввести новую философию в естествознание, а удалить из него старую, отслужившую свою службу. Он, работая в течение более сорока лет в лаборатории и на кафедре, имел возможность разглядеть пути, по которым развивается наше познание и сделал попытку описать эти пути в различных сочинениях.

Тезисы:

1. Научное мышление произошло из обыденного благодаря разделению труда и возникновению специализаций.

2. Научное мышление бывает двух типов: мышление философа (стремление объединять всю совокупность фактов в общую картину, домысливая то, чего не хватает в имеющихся знаниях) и мышление специалиста-исследователя (когда человек обобщает все имеющиеся факты в своей узкой области знания, постепенно расширяясь на соседние области).

3. Физическое и психические содержат общие элементы, значит между ними нет особой разницы.

4. Исследователя должна интересовать функциональная зависимость физического и психического друг от друга.

5. Принцип экономии мышления – в развитой науке объяснительная часть должна быть удалена. Также необходимо отбросить причинность и оставить лишь функциональные зависимости.

Психология научного исследования

Мах считал, что научное мышление произросло из обыденного. Это преобразование он начал рассматривать еще со времен первобытного человека: благодаря индивидуальной и родовой памяти человек имел преимущество перед животными. По мере накопления этой памяти, он начинает включать в себя все большие и большие пространственные и временные области. В конце концов с развитием культуры возникает разделение труда, при котором хоть каждый человек лишается части этой памяти, но народ в целом продолжает ее хранить. Усилившееся таким образом мышление может постепенно само стать специальной профессией. Таким образом научное мышление развивается из обыденного.

С другой стороны, научное мышление отличается от обыденного тем, что обыденное, по крайней мере в своем начале, служит практическим целям, а научное создаем само себе цели, стремится удовлетворить само себя. Однако с ростом культуры и научное мышления начинает влиять и менять обыденное.

Научное мышление бывает двух типов. Мышление философа, когда человек стремится к возможно полной всеобъемлющей ориентировке во всей совокупности фактов (при этом ему приходится опираться на материал, разработанный специалистами). Мышление специалиста-исследователя, когда человек замыкается в какой-то одной области фактов и пытается там что-то обобщать, однако из-за того, что граница этой области всегда ставится произвольно, то ему приходится эти границы двигать, тем самым расширяя область вы больше и больше, в конце концов приходя к тому, что ему приходится учитывать знания других специалистов. Таким образом и все специалисты в совокупности стремятся к мировой ориентировке при помощи объединения всех своих специальных областей. Ввиду неполноты достигнутых результатов это стремление ведет к открытым или к более или менее прикрытым заимствованиям у мышления философского.

Соотношение физического и психического

Далее Мах говорит о том, что все физическое можно разложить на неразложимые в настоящее время элементы: цвета, тоны, давления, теплоту, запахи, пространства, времена и так далее. Эти элементы зависят от условий как лежащих внутри пространственной ограниченности нашего тела (U), так и вне ее. Поскольку эти элементы зависят от U, то мы их можем назвать ощущениями. А раз эти ощущения даны только конкретному человеку, и оценить ощущения другого индивида он не может, то элементы, на которые мы разложили физическое, можно рассматривать и как элементы психического. Таким образом физическое и психическое содержат общие элементы и, следовательно, между ними вовсе нет той резкой противоположности, которую обыкновенно принимают. Это становится еще яснее, когда оказывается, что воспоминания, представления, чувствования, воля, понятия создаются из оставшихся следов ощущений и с этими последними, следовательно, вовсе не несравнимы.

Элементы мира

При рассмотрении вышеуказанных элементов, которые в зависимости от находимого вне U являются физическими элементами, а в зависимости от находимого внутри U – психическими, мы имеем одновременно элементы и реального мира и нашего Я. Поэтому нас должна интересовать функциональная зависимость (в математическом смысле слова) этих элементов друг от друга. Эту связь элементов можно продолжать называть вещью. Но эта вещь не есть уже непознаваемая вещь. С каждым новым наблюдением, с каждым новым естественнонаучным принципом познание этой вещи делает успешные шаги вперед. Когда мы объективно рассматриваем наше (тесное) Я, то и оно оказывается функциональной связью элементов. Только форма этой связи здесь несколько иная, чем та, которую мы привыкли находить в области «физической». В неизвестном, непознаваемом нечто, находящемся позади этих элементов, мы не находим нужды, и это нечто нимало не содействует лучшему пониманию. Правда, позади U стоит нечто, почти еще неисследованное - именно наше тело. Но с каждым новым физиологическим и психологическим наблюдением это Я становится нам более знакомым. Интроспективная и экспериментальная психология, анатомия мозга и психопатология, которым мы обязаны уже столь ценными открытиями, мощно работают здесь, идя навстречу физике (в самом широком смысле), чтобы, дополняя друг друга, привести к более глубокому познанию мира. Можно надеяться, что все разумные вопросы с течением времени все более и более приблизятся к своему разрешению.

Принцип экономии мышления

Во имя "экономии мышления" объявляется существующим только ощущение. И причинность и материя объявляются "устраненными" во имя той же экономии, т.е. получается ощущение без материи.

Мах считал, что суть науки составляет экономия описания и понимания, он выдвинул принцип экономии мышления. Материя, атом, молекула - экономичные символы физико–химического опыта. Из теоретических концепций, предпочтительней та, которая наиболее просто объясняет данный тип явлений. С точки зрения Маха, экономное взаимное приспособление суждений в одной сфере знаний возникает тогда, когда будет найдено наименьшей число независимых суждений, из которых другие суждения выводятся. Функцией науки становится описательная функция. Мах убрал и предсказательную функцию науки. У науки осталась только описательная функция. Физическое исследование: по Маху психология должна исследовать связи между явлениями, физика - между ощущениями. Цель: установление зависимости одних переживаний от других. При этом законы и теория в физике - это лишь средство для достижения целей. В этой связи, с точки зрения Маха, следует не только отстраниться от объяснительной функции физики. Но и отказаться от науки, чтобы отказаться от метафизических объяснений.

Примечание:

Тесное Я – совокупность всего, непосредственно данного только одному

Широкое Я – вся совокупность моего психического, не исключая ощущений

U - пространственная ограниченность нашего тела

Эрнст Мах опубликовал книгу: Механика в её историческом развитии / Die Mechanik in ihrer Entwicklung, где, в том числе, на многочисленных примерах из истории механики показал, как частные формулы постепенно заменяются более общими...

«Представление об экономии нашего мышления развилось у меня с опытом преподавателя, в практике преподавания. Оно было у меня уже, когда я приступил к своим лекциям в 1861 году в качестве приват-доцента и - что вполне простительно - полагал тогда, что я один обладаю им.

В настоящее время я, напротив того, убеждён в том, что, по меньшей мере, предчувствие этого взгляда должно было быть общим достоянием всех учёных исследователей, задумывавшихся вообще о процессе исследования, как таковом. Выражение этого взгляда может получить ещё весьма различные формы. Так, основной мотив простоты и красоты, столь ясно выступающий у Коперника и Галилея , я признал бы не только эстетическим, но и экономическим. И в «Правилах философствования» («Regulae Philosophandi») Ньютона является существенной точка зрения экономическая, хотя экономический принцип не выражен здесь вполне ясно, как таковой».

Эрнст Мах, Механика. Историко-критический очерк её развития, Ижевск, «Ижевская республиканская типография», 2000 г., с. 418-419.

В Введении к книге Эрнст Мах указывает:

«Переход к систематическому научному познанию и пониманию фактов возможен лишь тогда, когда развились уже особые сословия, ставящие себе задачей жизни удовлетворение определённых потребностей общества. Такое сословие занимается особыми классами процессов природы. Но лица этого сословия сменяются: выступают из него старые члены и вступают новые. И вот возникает необходимость сообщить новопоступающим существующий уже опыт, возникает необходимость сказать им, от каких обстоятельств собственно зависит успех при преследовании той или другой цели. Только получив такое сообщение, человек бывает вынужден к точному размышлению, что каждый человек может наблюдать на себе самом ещё и в настоящее время. С другой стороны, то, чем старые члены сословия занимаются по привычке, новопоступающему члену кажется чем-то необычным и побуждает его к размышлению и исследованию. Если хотят познакомить человека с известными явлениями или процессами природы, то для этого существуют два пути: или заставляют его самого наблюдать их, но тогда здесь нет никакого преподавания, или приходится описать ему каким-либо образом процессы природы, чтобы сберечь для него труд самому сызнова проделать каждый опыт. […] ...раз усвоена способность узнавать эти постоянные элементы в самых многообразных процессах, видеть их в последних, то это приводит к обобщающему, единому, свободному от противоречий и лёгкому постижению фактов. Раз дело дошло до того, что мы везде замечаем одни и те же немногие простые элементы, сочетающиеся привычным для нас образом, они представляются нам чем-то знакомым, что не является уже для нас неожиданностью, что не чуждо и не ново нам в явлениях; мы чувствуем себя свободными, наблюдая их, они нас более не смущают, они уже не запутаны, они объяснены. Здесь происходит процесс приспособления наших мыслей к фактам действительности.

Экономия сообщения и понимания составляет сущность науки , в ней заключается успокаивающий, разъясняющий и эстетический момент последней, и она же ясно указывает на историческое происхождение науки. Первоначально всякая экономия непосредственно направлена только на удовлетворение физических потребностей. Для ремесленника и ещё более для исследователя кратчайшее, простейшее, достижимое с наименьшими духовными жертвами познание определенной области процессов природы само становится экономической целью. Хотя оно первоначально было средством к цели, тем не менее, раз соответствующие духовные склонности развились и требуют удовлетворения, познание становится целью, пред лицом которой о физической потребности совсем более не думается.

Эрнст Мах, Механика. Историко-критический очерк её развития, Ижевск, «Ижевская республиканская типография», 2000 г., с. 13-14.

В заключительной главе «Экономия науки» Эрнст Мах пишет:

«Задача всей и всякой науки - замещение опыта или экономия его воспроизведением и предвосхищением (Vorbildung) фактов в наших мыслях. Опыт, воспроизведенный в наших мыслях, легче под рукой, чем действительный опыт, и в некоторых отношениях может этот последний заменить. Эта экономическая функция науки, пронизывающая всё её существо, ясна уже из самых общих рассуждений. С познанием экономического характера науки . Сообщение науки при помощи преподавания имеет дело сэкономить для индивидуума опыт сообщением ему опыта другого индивидуума . Более того, опыт целых поколений сохраняется в виде письменных памятников в библиотеках и усваивается таким образом дальнейшими поколениями, благодаря чему повторение его этими последними становится ненужным».

Эрнст Мах, Механика. Историко-критический очерк её развития, Ижевск, «Ижевская республиканская типография», 2000 г., с. 408.

Влияние мышления на восприятие

Введение

§1. Понятие восприятия

§2. Свойства восприятия

Глава II. Мышление как психологический феномен

§1. Психологическая сущность мышления и его виды

§2. Индивидуально-психологические особенности мышления

Глава III. Влияние мышления на восприятие

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Восприятие - процесс, который давно и интенсивно исследуется в психологии. Это объясняется, во-первых, большим практическим значением восприятия, стоящего как бы в начале всего психического развития личности. В связи с этим поднимаются и проблемы сенсорного воспитания ребенка как основы развития собственно мыслительных процессов, и проблемы организации восприятия, обучения ему и соответствующего отбора операторов для специфической деятельности в условиях современной техники, и проблемы визуальной культуры и т.п.

Возникновение первых гипотез о природе восприятия относится к античности. Значительный вклад, и развитие научных представлений о восприятии был внесён философами, физиками, физиологами, деятелями искусства. Во второй половине XIX века представления о восприятии стали одной из важных составных частей системы психологического знания. В целом ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке восприятия был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И.М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а с другой - благодаря работам представителен гештальтпсихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов восприятия (таких, как константность) неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа.

В настоящее время изучение и развитие процесса восприятия имеет важное значение, так как происходит интенсивное развитие техники и науки, а следовательно, и сложность воспринимаемых объектов, необходимость высокого уровня мышления для освоения новых предметов, явлений и т.д. Исходя из этого, темой работы выбрана следующая: "Влияние мышления на восприятие".

Цель работы - рассмотреть взаимосвязь мышления и восприятия.

Для достижения поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи:

Дать общую характеристику процессу восприятия, изучить виды и свойства восприятия.

Изучить механизм процесса восприятия.

Выявить взаимосвязь между отдельными видами восприятия и мышлением.

Глава I. Восприятие и его свойства

Познание - усвоение чувственного содержания переживаемого, или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. Познанием называют как (в широком смысле) процесс, который правильнее было бы обозначить словом "познавание", так и (в узком смысле) результат этого процесса. В познании содержится оценка, которая опирается на опыт.

Познание как деятельность включает в себя психические процессы: восприятие, воображение, мышление, - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства.

Воображение тоже связано с деятельностью. Во-первых, человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения есть отражение, хотя и не буквальное, опыта практической деятельности.

§1. Понятие восприятия

восприятие мышление индивидуальный психологический

%20%d1%81%d1%83%d0%b1%d1%8a%d0%b5%d0%ba%d1%82%d0%b8%d0%b2%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b0%20%20%d1%86%d0%b5%d0%bb%d0%be%d1%81%d1%82%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%bc%d0%b5%d1%82%d0%b0,%20%d0%bd%d0%b5%d0%bf%d0%be%d1%81%d1%80%d0%b5%d0%b4%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%20%d0%b2%d0%be%d0%b7%d0%b4%d0%b5%d0%b9%d1%81%d1%82%d0%b2%d1%83%d1%8e%d1%89%d0%b5%d0%b3%d0%be%20%d0%bd%d0%b0%20%d0%b0%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d0%b8%d0%b7%d0%b0%d1%82%d0%be%d1%80%d1%8b%20.%20%d0%92%20%d0%be%d1%82%d0%bb%d0%b8%d1%87%d0%b8%d0%b8%20%d0%be%d1%82%20%d0%be%d1%89%d1%83%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b9%20,%20%d0%be%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%b6%d0%b0%d1%8e%d1%89%d0%b8%d1%85%20%d0%bb%d0%b8%d1%88%d1%8c%20%d0%be%d1%82%d0%b4%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d1%8b%d0%b5%20%d1%81%d0%b2%d0%be%d0%b9%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b0%20%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%bc%d0%b5%d1%82%d0%be%d0%b2,%20%d0%b2%20%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b5%20%d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bf%d1%80%d0%b8%d1%8f%d1%82%d0%b8%d1%8f%20%d0%b2%20%d0%ba%d0%b0%d1%87%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b5%20%d0%b5%d0%b4%d0%b8%d0%bd%d0%b8%d1%86%d1%8b%20%d0%b2%d0%b7%d0%b0%d0%b8%d0%bc%d0%be%d0%b4%d0%b5%d0%b9%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%b8%d1%8f%20%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d0%bd%20%d0%b2%d0%b5%d1%81%d1%8c%20%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%bc%d0%b5%d1%82,%20%d0%b2%20%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%ba%d1%83%d0%bf%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%20%d0%b5%d0%b3%d0%be%20%d0%b8%d0%bd%d0%b2%d0%b0%d1%80%d0%b8%d0%b0%d0%bd%d1%82%d0%bd%d1%8b%d1%85%20%d1%81%d0%b2%d0%be%d0%b9%d1%81%d1%82%d0%b2.">Восприятие - процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы . В отличии от ощущений , отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.

%20%d0%b2%d1%8b%d1%81%d1%82%d1%83%d0%bf%d0%b0%d0%b5%d1%82%20%d0%ba%d0%b0%d0%ba%20%d1%80%d0%b5%d0%b7%d1%83%d0%bb%d1%8c%d1%82%d0%b0%d1%82%20%d1%81%d0%b8%d0%bd%d1%82%d0%b5%d0%b7%d0%b0%20%20%d0%be%d1%89%d1%83%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b9,%20%d0%b2%d0%be%d0%b7%d0%bc%d0%be%d0%b6%d0%bd%d0%be%d1%81%d1%82%d1%8c%20%d0%ba%d0%be%d1%82%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b3%d0%be,%20%d0%bf%d0%be%20%d0%bc%d0%bd%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8e%20%d0%90.%d0%9d.%20%d0%9b%d0%b5%d0%be%d0%bd%d1%82%d1%8c%d0%b5%d0%b2%d0%b0%20,%20%d0%b2%d0%be%d0%b7%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%bb%d0%b0%20%d0%b2%20%d1%84%d0%b8%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b5%d0%bd%d0%b5%d0%b7%d0%b5%20%20%d0%b2%20%d1%81%d0%b2%d1%8f%d0%b7%d0%b8%20%d1%81%20%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b5%d1%85%d0%be%d0%b4%d0%be%d0%bc%20%d0%b6%d0%b8%d0%b2%d1%8b%d1%85%20%d1%81%d1%83%d1%89%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%20%d0%be%d1%82%20%d0%b3%d0%be%d0%bc%d0%be%d0%b3%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b9,%20%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%bc%d0%b5%d1%82%d0%bd%d0%be%20%d0%bd%d0%b5%d0%be%d1%84%d0%be%d1%80%d0%bc%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b9%20%d1%81%d1%80%d0%b5%d0%b4%d1%8b%20%d0%ba%20%d1%81%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%b5,%20%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%bc%d0%b5%d1%82%d0%bd%d0%be%20%d0%be%d1%84%d0%be%d1%80%d0%bc%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b9.%20%d0%92%20%d0%b7%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d1%81%d0%b8%d0%bc%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%20%d0%be%d1%82%20%d0%b1%d0%b8%d0%be%d0%bb%d0%be%d0%b3%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b9%20%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d1%87%d0%b8%d0%bc%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b8%20%d0%b2%20%d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%bd%d0%b8%d0%bc%d0%b0%d0%b5%d0%bc%d0%be%d0%bc%20%d0%bf%d1%80%d0%b5%d0%b4%d0%bc%d0%b5%d1%82%d0%b5%20%d0%b2%d0%b5%d0%b4%d1%83%d1%89%d0%b8%d0%bc%20%d0%bc%d0%be%d0%b6%d0%b5%d1%82%20%d0%be%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d0%b0%d1%82%d1%8c%d1%81%d1%8f%20%d0%bb%d0%b8%d0%b1%d0%be%20%d0%be%d0%b4%d0%bd%d0%be,%20%d0%bb%d0%b8%d0%b1%d0%be%20%d0%b4%d1%80%d1%83%d0%b3%d0%be%d0%b5%20%d0%ba%d0%b0%d1%87%d0%b5%d1%81%d1%82%d0%b2%d0%be,%20%d0%be%d1%82%20%d1%87%d0%b5%d0%b3%d0%be%20%d0%b7%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d1%81%d0%b8%d1%82,%20%d0%b8%d0%bd%d1%84%d0%be%d1%80%d0%bc%d0%b0%d1%86%d0%b8%d1%8f%20%d0%be%d1%82%20%d0%ba%d0%b0%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be%20%d0%b0%d0%bd%d0%b0%d0%bb%d0%b8%d0%b7%d0%b0%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b0%20%d0%b1%d1%83%d0%b4%d0%b5%d1%82%20%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%b7%d0%bd%d0%b0%d0%bd%d0%b0%20%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%be%d1%80%d0%b8%d1%82%d0%b5%d1%82%d0%bd%d0%be%d0%b9.">Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева , возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной.

,%20%d1%81%d0%bb%d1%83%d1%85%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%b5%20,%20%d0%be%d1%81%d1%8f%d0%b7%d0%b0%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d0%b5,%20%d0%b2%d0%ba%d1%83%d1%81%d0%be%d0%b2%d0%be%d0%b5%20%20%d0%b8%20%d0%be%d0%b1%d0%be%d0%bd%d1%8f%d1%82%d0%b5%d0%bb%d1%8c%d0%bd%d0%be%d0%b5%20%20%d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bf%d1%80%d0%b8%d

Между решением перцептивной проблемы и решением умственной проблемы есть и сходство, и различие. В обоих случаях приходится искать гипотезу, которая объяснила бы наблюдаемые факты, в обоих случаях есть элегантные и не элегантные решения, в обоих случаях решение часто приходит неожиданно, как внезапное озарение. Однако перцептивное решение проблемы обычно происходит сверхбыстро, оно неосознанно и не выражается словесно (это вовсе не означает, что мышление всегда происходит медленно, осознанно и оформляется словесно, но часто это все же так или отчасти так); оно, по-видимому, не требует строгой мотивации, какой требует доказательное мышление; в отличие от большинства трудных проблем мышления, в восприятии почти всегда достигается правильный результат; и, наконец, решение перцептивной проблемы приводит к восприятию, а не к идее.

Очевидно, что восприятие неразумно в одном отношении. Мы часто воспринимаем явления не такими, какими знаем их, или воспринимаем то, о чем прекрасно знаем, как маловероятное или просто невозможное. Воспринимаемое может временами противоречить тому, что известно о ситуации.

Восприятие - активный процесс, включающий в себя обучение. Охотники могут узнавать птиц с невероятных расстояний по полету, они умеют использовать небольшие различия для определения объектов, которые для других людей выглядят одинаковыми. То же самое наблюдается у врачей, рассматривающих рентгенограммы или микроскопические препараты, чтобы найти признаки патологии. Нет сомнении в том, что и в этом случае имеет место перцептивное обучение, однако мы до сих пор не знаем точно, как далеко распространяется влияние обучения на восприятие.

Кирпич и кусок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень похожие, однако они будут вести себя совсем по-разному. Мы обычно определяем предметы не по их виду, а скорее по назначению или по их основным свойствам. Стол может иметь различную форму, но это предмет, на который можно положить другие предметы; он может быть квадратным или круглым, но при этом оставаться столом. Для того чтобы восприятие соответствовало предмету, то есть было истинным, надо, чтобы оправдались наши ожидания.

По данным современной науки, «полушария отвечают за разнообразную психическую активность, проявляющуюся во внимании, восприятии, памяти, мышлении, в эмоциях и мотивации». При левополушарном мышлении информация перерабатывается индуктивным путём - логически, линейно, последовательно, от анализа к синтезу. Для правого полушария характерно использование дедукции, переработка информации осуществляется в форме синтеза и одновременной интеграции разных воздействий (В.П. Леутин, М. Гриндер). Левое полушарие считается основой формально-логического мышления, правое полушарие - ассоциативно-эмпирического, метафорического (В.Л. Деглин, Н.Н. Николаенко). По данным М. Гриндера, люди с ярко выраженной левополушарной организацией «успешны в освоении письма, символов, языка, чтения, фонетики, расположения деталей, разговора и декламирования, аудиальных ассоциаций».

Прерогативой людей с правополушарной специализацией являются воображение, случайное осознание, образная память, пространственные связи, цветовая чувствительность, пение, музыка, артистичность, кинестетические переживания (М. Гриндер, М.А. Павлова). Вербальная информация лучше воспринимается левым полушарием, невербальная - правым

Общее понятие о мышлении


Мышление - высший познавательный процесс, свойственный только человеку.
В процессе мышления наш мозг отражает свойства вещей и явлений объективной действительности. Мышление дает нам возможность понять закономерности окружающего нас материального мира и закономерности нашей собственной психической жизни.
В отличие от ощущения и восприятия мышление носит обобщенный характер и совершается в понятиях.
Мышление дает нам возможность знать и судить о том, что мы непосредственно не наблюдаем и не видим.
Мышление дает нам также возможность предвидеть ход событий и результаты наших действий в будущем.
Таким образом, мышление есть процесс познания общих свойств предметов и явлений, связей и отношений, существующих между ними. Процесс мышления начинается с возникающей у человека потребности (желания, стремления) ответить на тот или иной вопрос, решить ту или иную задачу, выйти из того или иного затруднения.
Мыслить беспредметно, мыслить «вообще» невозможно; наше мышление всегда направлено на тот или иной объект действительности.
Когда мы рекомендуем школьнику подумать, то всегда указываем на то, о чем надо думать, т. е. на какой вопрос надо ответить, какую задачу надо решить.
Чем больше человек знает, чем богаче его кругозор, тем больше возникает у него новых вопросов и проблем, тем активнее и самостоятельнее его мысль. Расширяются знания человека - появляются новые вопросы, активизируется мысль.
Процесс решения любой мыслительной задачи начинается лишь после того, как осознано то, что надо решать, т. е. обдумано.
Недостаточно одних знаний и для того, чтобы ответить на возникший вопрос, необходимо еще владеть этими знаниями, уметь применить их в нужный момент.

Физиологические механизмы мышления

Современная наука еще недостаточно изучила физиологические механизмы мыслительной деятельности человека. В общих чертах о физиологии мышления можно сказать следующее.
В основе процесса мышления лежит сложная аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга.
В результате анализа и синтеза внешних и внутренних раздражителей в коре головного мозга образуются временные нервные связи или ассоциации, которые являются физиологическими механизмами процесса мышления.
«Мышление, - указывает И. П. Павлов, - ...ничего другого не представляет, как ассоциации, сперва элементарные, стоящие в связи с внешними предметами, а потом цепи ассоциаций. Значит, каждая маленькая, первая ассоциация - это есть момент рождения мысли».
В основе процесса мышления лежат временные нервные связи двух видов: первосигнальные и второсигнальные.
Временные связи, возникающие под воздействием первосигнальных раздражителей, непосредственно связаны с нашими ощущениями, восприятиями и представлениями об окружающем внешнем мире. Однако мышление опирается не только на первосигнальные, но и на второсигнальные временные связи.
Второсигнальные нервные связи, образующиеся в коре головного мозга с помощью слов, отражают существенные отношения между предметами. Отражение связей и отношений между предметами становится возможным потому, что слова - «сигналы сигналов» - являются обобщенными раздражителями, которым соответствуют сложные системы временных связей.
Со словом, указывал И. П. Павлов, - «вводится новый принцип нервной деятельности - отвлечение и вместе обобщение бесчисленных сигналов... с анализированием и синтезированием этих новых обобщенных сигналов,- принцип, обусловливающий безграничную ориентировку в окружающем мире.
Мышление может правильно отражать окружающий мир только тогда, когда вторая сигнальная система находится в неразрывной связи с деятельностью первой сигнальной системы.
Если слова - вторые сигналы - не связаны с первосигнальными раздражителями, они теряют свое познавательное значение. Вторая сигнальная система без опоры на первую сигнальную систему не может служить основой мышления, правильно отражающего окружающую действительность.
Однако в этом взаимодействии первой и второй сигнальных систем ведущая роль принадлежит второй сигнальной системе. И. П. Павлов указывал, что вторая сигнальная система направляет нервные процессы первой сигнальной системы.

Мышление и речь

Мышление человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни возникнуть, ни существовать вне языка, вне речи. Какими реально-жизненными фактами подтверждается единство мышления и речи?
Оно подтверждается фактом взаимного общения людей. Люди сообщают, излагают, передают свои мысли друг другу при помощи речи. Если в словаре человека отсутствует соответствующее слово, при помощи которого он хочет выразить нужную мысль, то эта мысль не может быть сообщена другому человеку. Точно так же, когда мы выражаем свою мысль словами, которых нет в словаре наших слушателей, наши мысли для них будут недоступными.
Все это говорит о том, что вне речи, как средства общения, обмен мыслями между людьми практически невозможен.
Единство мышления и речи подтверждается тем фактом, что люди мыслят при помощи слов на соответствующем языке. Каждый человек обдумывает что-либо при помощи слов своего родного языка: русский - на русском, француз - на французском, англичанин - на английском. Если человек хорошо владеет двумя-тремя языками, он будет выражать свои мысли на том языке, которым пользуется в данный момент как средством общения.
Однако, говоря о единстве мышления и речи, нельзя делать вывод, что они тождественны. Мышлению и речи присущи свои особенности, мышление не сводится к речи.
Различие между речью и мышлением заключается прежде всего в том, что одна и та же мысль одинаково может быть выражена на разных языках. Например, изложенные в данной главе мысли останутся неизменными, тождественными, независимо от того, на каком языке они будут написаны - на русском или на немецком. Изменятся слова, их речевая форма и структура, а мысли останутся теми же.
Далее, различие между речью и мышлением заключается в том, что одинаковая мысль на одном и том же языке может быть выражена разными словами. Этот факт объясняется тем, что понятие и слово не всегда однозначно совпадают. Существует очень много понятий, которые могут быть выражены разными словами, или звуковыми комплексами.
Например, русское слово «медведь» обозначает определенное понятие - вид животного. В этом состоит основное значение этого слова, но наряду с основным значением слово «медведь» может употребляться и в значении «неуклюжий, неповоротливый человек». Основное значение слова «корень» - определенная часть растения. Но оно также употребляется для обозначения понятия корня слова или понятия корня в математике.
Итак, наряду с такой связью слова с понятием, которая образует основное значение слова, оно также может иметь производные и переносные значения (синонимы, метафоры, аллегории и т. п.). Только в научной терминологии, как правило, соотношение слова и понятия более однозначно - в научной терминологии недопустима многозначность слова. Обычные слова имеют несколько значений, т. е. обладают относительно широким диапазоном смысловых оттенков.

Сравнение

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, абстракции и конкретизации, и протекает в определенных логических формах: понятиях, суждениях и умозаключениях.
Сравнение - это мысленное установление сходства и различия между предметами и явлениями действительности.
В познавательной деятельности сравнение играет крайне важную роль.
При сравнении прежде всего требуется решить, что сравнивать и по каким направлениям должно пойти сравнение. Сравнение предметов и явлений происходит всегда с определенной точки зрения, под каким-то углом зрения, ради решения какого-то вопроса. В любой деятельности сравнение служит какой-то познавательной цели, т. е. оно целенаправленно.
В зависимости от этого сравнение бывает нескольких видов.
Сравнение может быть направлено или на установление сходства предметов, или на их различия, или на то и другое одновременно. Так, если изучают домашних животных, сравнивая их с точки зрения полезности для человека, сравнение будет направлено на установление сходных признаков между ними. Если же изучается строение и происхождение домашних животных, в ходе изучения устанавливаются многие различия между ними.
Сравнительное изучение неодинаково в зависимости от объема сравниваемых предметов. Можно сравнивать предметы по какому-нибудь одному признаку или одновременно по нескольким признакам. Пример сравнения по одному признаку - сравнение торфа и каменного угля по калорийности. Сравнение по нескольким признакам - сравнение Каспийского и Черного морей с точки зрения их глубины, величины, богатства рыбой, значения в торговле и т. п.
Сравнительное изучение различается в зависимости от того, какие признаки сравниваются - внешние или внутренние.
Сравнение может быть неодинаковым в связи с тем, как, сравниваются признаки: в состоянии статики (неподвижности) или в состоянии их изменения и развития.
Сравнительное изучение бывает прямым или косвенным, научным или поэтическим и т. п. Понятно, что указанными видами сравнения не исчерпывается их разнообразие.
С помощью мыслительной операции сравнения мы приобретаем определенные знания, получаем необходимый материал для анализа и синтеза, обобщения и конкретизации, формирования понятий. Таким образом, сравнение, становясь составным элементом других процессов мышления, обуславливает развитие наших мыслительных способностей

Анализ и синтез

Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие их части, т. е. выделение в них отдельных частей, признаков и свойств.
Синтез - это мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Анализ и синтез неразрывно связаны, находятся в единстве друг с другом в процессе познания.
Анализ и синтез лишь в евоем единстве дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. Ф. Энгельс писал, что мышление состоит столько же в разложении предметов на их составные элементы, сколько и в объединении связанных друг с другом элементов в единство. Без анализа нет синтеза.
Без анализа и синтеза невозможны даже элементарные формы психической деятельности - ощущения и восприятия, не говоря уже о мышлении.
Нервным механизмом психических процессов анализа и синтеза являются основные закономерности деятельности коры головного мозга. «В действительности, - говорит И. П. Павлов,- анализаторная и синтезирующая работа нервной системы постоянно встречаются и перемежаются между собой...». Иными словами, большие полушария являются органом анализа раздражителей и органом образования новых связей, т. е. синтеза. Анализирующая и синтезирующая деятельность мозга обеспечивает широту и глубину приспосабливания, уравновешивания и взаимодействия организма с окружающей средой.
В чем же заключаются особенности мыслительных операций анализа и синтеза у человека?
Специфическая особенность анализа и синтеза у человека заключается в том, что человек может отвлекаться, т. е. абстрагироваться от конкретного предмета, когда выделяет его определенные свойства и качества или объединяет их. Это возможно потому, что у человека есть вторая сигнальная система. Анализирующая и синтезирующая деятельность коры больших полушарий включает в себя не только сигналы первой сигнальной системы, но и сигналы второй сигнальной системы в ее взаимодействии с первой.
Восприятие характеризуется целостным отражением предметов действительности во всей их сложности и конкретности. Чтобы понять эту сложность и конкретность предмета или явления, необходимо расчленить его на составные части. Так, химик ничего не мог бы знать о химических процессах, о законах ассоциации и диссоциации атомов, если бы анализ не дал ему возможности выделить составные элементы этих процессов - химические элементы, атомы и молекулы.
Следует помнить, что анализ не является простым механическим перечислением всех возможных признаков и свойств пред ме т а. Анализ всегда является целевым, т. е. направлен на решение какой-то определенной задачи. В мыслительной деятельности анализу подвергаются лишь те элементы, признаки и свойства предмета, которые имеют значение для изучения этого предмета. Анализ может быть сложным и простым, т. е. сводится или к выделению отдельных единичных признаков, или к всестороннему рассмотрению многих признаков предмета или явления.
Всякий анализ начинается с предварительного общего ознакомления с предметом или явлением и затем переходит в анализирование более глубокое и детальное, т. е. анализ возникает сначала в практической деятельности, а затем перерастает в мыслительный анализ. Чтобы научиться мысленно, в уме, выделять отдельные части сложного механизма, надо иметь необходимую практику, т. е. хорошо знать данный механизм. Чтобы мысленно расчленить мотор автомобиля на соответствующие части, необходимо несколько раз его разобрать. Для всякой творческой, научной деятельности решающее значение имеет мыслительный анализ, т. е. умение в уме выделить необходимые части того или иного объекта.
Как и процесс анализа, синтез возникает вначале в практическом действии. Чтобы собрать в уме тот же мотор, необходимо научиться собирать его на практике.
Наиболее простой формой синтеза является суммирующий синтез. Суммирующий синтез характеризуется простым подведением итогов полученных знаний, в результате его человек не получает новых знаний. Например, перечисление прочитанных повестей А. С. Пушкина является суммирующим синтезом.
Наиболее высокой и сложной формой синтеза является синтез обобщающий. Примером такого синтеза является мыслительная деятельность школьника при овладении им чтением и письмом- когда нужно уметь соединять отдельные буквы в слова, а слова - в предложения. С помощью этого вида синтеза учащийся может составить план изучаемого раздела программы, создать целостную историко-географическую картину при изучении той или иной страны; усвоить принципы работы паровой машины или электромотора при изучении их составных частей. Такой синтез дает возможность человеку теоретически обобщить полученные знания и вывести из них определенные правила и законы.

Суждение

Содержание понятия раскрывается в суждении.
Пример суждения: «лампа есть прибор для освещения». Образуя суждение, мы познаем связи и отношения между предметами или явления: ми реального мира, т. е. раскрываем содержание понятия.
Суждение - это форма мышления, которая содержит в себе утверждение или отрицание какого-либо положения.
Примерами утверждающего суждения могут быть такие суждения, как «сумма углов треугольника равна двум прямым углам» или «психика есть функция мозга».
К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие признаков, принадлежащих предмету. Например: «эта реке не судоходна» или «эта пища не полезна».
Из этих примеров видно, что суждение раскрывает содержание понятия. Следовательно, чтобы высказать то или иное суждение, человек должен знать, какое понятие входит в состав суждения, иначе это понятие не будет раскрыто.
Когда человек высказывает суждение, что «бытие определяет сознание» или «сознание вторично, бытие первично», он должен знать эти понятия. Если человек не знает данных понятий, суждение о них невозможно.
Знать какой-нибудь предмет - значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т. е. уметь судить о нем.
В конечном счете истинность суждений проверяется общественной практикой человека. Но, кроме этого, существует и логическая проверка истинности суждения посредством умозаключения.

Умозаключение

Умозаключение - сложная мыслительная деятельность, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, приходит к новым общим или частным логическим выводам.
Для доказательства истинности суждений человек пользуется двумя видами умозаключений - индуктивным и дедуктивным.
Индукция - это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению или установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.
Дедукция - это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению или познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.
Индукция начинается с накопления знаний о возможно большем числе предметов и явлений в чем-либо однородных. Когда мы изучаем предметы и явления, то с помощью сравнения и анализа обязательно устанавливаем что-то общее и существенное в них. Это дает нам возможность найти сходное и различное в этих предметах и явлениях и опустить то, что является несущественным и второстепенным. Затем, при помощи синтеза мы обобщаем сходные признаки этих предметов и явлений и делаем общий вывод или заключение, устанавливаем общее правило или закон.
Например, при усвоении понятия «домашние животные» учащийся установил, что корова полезна, лошадь полезна, овца также полезна, т. е. отобрал те свойства домашних животных, которые составляли содержание понятия полезности. Затем на основе этого школьник строит обобщающее заключение - «все домашние животные полезны».
В результате индуктивного умозаключения человек устанавливает причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями.
Например, школьник, наблюдая ряд единичных случаев расширения тел (следствие) при их нагревании (причина), путем обобщения и индукции устанавливает такую закономерность, что при нагревании тела расширяются.
Таким образом, основное значение индуктивного умозаключения состоит в том, что оно дает нам новые знания, помогает находить новые общие законы и правила.
При дедуктивном способе рассуждения процесс мышления противоположен индуктивному. Дедуктивное умозаключение дает человеку познание свойств и качеств предмета на основе знания общих законов и правил.
Например, зная, что тела при нагревании расширяются, человек может предвидеть, что железнодорожные рельсы в летний жаркий день тоже расширяются, а поэтому при прокладывании железнодорожного пути строители между рельсами устанавливают определенный зазор.
Зная правило, что при умножении величин с одинаковыми знаками «плюс» будет знаком произведения, школьник будет правильно и вместе с тем уверенно решать любую задачу подобного типа.
Индуктивные и дедуктивные умозаключения связаны между собой так же, как мыслительные операции анализа и синтеза. Они никогда не протекают один без другого.


Похожая информация.