Бихевиоризм
С начала двадцатого века бихевиоризм предложил обществу и сфер психологии смесь прикладных технологий и философского иконоборчества. В 1913 году Джон Б.Ватсон объявил себя бихевиористом, и заявил о новом теоретическом направлении в психологии. «Бихевиоризм, - говорил он, - это чисто объективная экспериментальная ветвь естествознания, посвященная предсказанию и контролю поведения». Сознание, мысли и чувства не изучались здесь более, как объяснял он, только поведение животных, включая людей. Ватсон объявлял, что психология может быть приложена ко множеству человеческих проблем, созданных индустриализацией и быстрыми социальными переменами. Бизнесменам он обещал показать, как личность может быть приучена к новым привычкам, чтобы подстраиваться под окружающую среду. Родителям он обещал дать методы выращивания бесстрашных детей, которые смогут научиться любой профессии. Такие техники должны были базироваться на условиях невольного поведения Павлова.
Ватсон вынужден был покинуть академию ради карьеры в рекламе, поэтому он никогда так и не разработал техники, которые так расхваливал в своих обещаниях. И все же, в тридцатых годах сфера философии подошла близко к концепции Ватсона, и наблюдатели стали говорить об интеллектуальной революции. Психологические методы стали более объективными и стали больше опираться на поведенческие реакции. В то же время, в психологии бихевиоризма доминировали необихевиористы, чьи внутренние концепции «движения», по сути, перечеркивали теории Ватсона.
Во второй половине двадцатого века, радикальный бихевиоризм Б.Ф. Скиннера выполнил призыв Ватсона о практической психологии поведенческого контроля. Она подавалась вкупе с радикальной опытной теорией познания, в которой движения, мотивы и осознанность не играют никакой роли. Вольные действия по Скиннеру мотивируются позитивными и негативными побуждениями (метод кнута и пряника). Свои законы обучения Скиннер объяснял опытами над белой крысой, которую поощряли всякий раз, когда она выполняла нужное действие. Эти законы, согласно сторонникам Скиннера были универсальными и могли применяться, как к животным, так и к людям.
Как и Ватсон, Скиннер был неутомимым популяризатором, которого никогда не смущали оппоненты. Его хрестоматия утопического общества, «Walden Two» (1948), нашла свою аудиторию в контркультуре шестидесятых годов и вдохновила серию экспериментов по коммунальной жизни. В «Beyond Freedom and Dignity» («Над свободой и достоинством», 1971), он говорил о том, что социальные проблемы лучше всего решались бихевиористами, нежели философами, религиозными мыслителями или политиками-демократами.
В психологии влияние радикального бихевиоризма Скиннера достигло своего пика в шестидесятых годах, но в последующие годы утратило доверие, так как ученые нашли способы обучения (в том числе, овладения языком), которые превосходили предположения Скиннера. В результате, психология повернулась к необихевиористическим объяснениям, в то же время становились популярными когнитивные и эволюционистские школы. Версии бихевиоризма начали появляться в экономике и социологии.
Для общества бихевиоризм был заметен своими взглядами на человека и обещаниями контролировать его поведение. В 1923–1924 годах, Ватсон настроил прогрессивистские теории против инстинктивистской социальной психологии Вильяма МакДугала. На страницах «Новой республики», лекций в Новой школе, и в публичных дебатах с МакДушаллом в Вашингтоне, Ватсон стал влиятельной фигурой, которая пообещала обществу создать нового человека, руководствующегося поведенческими принципами.
К середине столетия многие пришли к тому, что обещания поведенческой трансформации, пахнут антигуманностью. В своем двухтомнике «Сумасшедший апельсин» (A Clockwork Orange, 1963), Энтони Берджесс изобразил авторитарное правительство, которое осуществляет контроль посредством либеральной риторики и методов Павлова, а также традиционных наказаний. Контроль разума при помощи методики Павлова стал олицетворением всех страхов того времени.
Во время войны во Вьетнаме, бихевиоризм Скиннера попал под критику, частично из-за конкретной социальной философии. В 1971 году «Над свободой и достоинством» сделало его объектом критики и правых и левых политических сил. В конце двадцатого века и начале века двадцать первого, последователи Скиннера стали менее радикальными и скрылись из поля общественного обозрения, а их исследования переключились на другие объекты. Эти обстоятельства отмечены в «Хитчхикеровском путеводителе по галактикам» (The Hitchhiker"s Guide to the Galaxy, 1990), где правители вселенной хоть и не бихевиористы сами по себе, но стараются оперировать их методами.
Когнитивизм
В психологии когнитивизм это теоретический подход к пониманию ума, который утверждает, что функционирование ума может быть понято при помощи количественных, позитивистских и научных методов. Эти функции могут быть названы моделями обработки информации.
Когнтивизм состоит из двух крупных компонентов: один методологический, а второй – теоретический. Методологически, когнитивизм адаптирует позитивистский подход и веру в то, что психология может быть полностью объяснена при использовании эксперимента, измерения и научных методов. Существует также редукционистская цель, осознать и идентифицировать все индивидуальные компоненты мыслительного процесса (когнитивная архитектура). Существует также мнение, что познание состоит из дискретных, внутренних умственных сегментов (репрезантаций или символов), манипуляция которыми представляет собой некоторый алгоритм.
Когнитивизм стал доминирующей силой в психологии в конце двадцатого века, заменив бихевиоризм, как наиболее популярная парадигма понимания ментальных процессов. Когнитивная психология это не полная противоположность бихевиоризма, но скорее его расширение, где признаются умственные состояния. Это произошло из-за увеличивающейся критики бихевиореистических моделей в конце пятидесятых годов.
Когнитивизм критиковался множеством способов. Феноменологии и философы-герменевтики критиковали позитивистский подход конгитивизма в уменьшению индивидуального значения реалий понимания. Они говорят, что представляя опыт и умственную деятельность в виде измерений, когнитивизм игнорирует контекст и, таким образом, само значение этих измерений. Они считают, что в этом значении опыта, полученного от феномена, так как его воспринимает человек (это Хайдеггер называл существованием в мире), является фундаментальным аспектом нашей психологии, который нет необходимости понимать. Они также говорят, что позитивистские методы не могут использоваться со смыслом в исследовании того, что не раскладывается на части. Губерт Дрейфус был одним из самых известных критиков когнитивизма с этой точки зрения. Гуманистическая психология сильно углубилась в эту филосовию, и среди последователей гуманизма также много критиков когнитивизма.
В девяностых годах появились новые теории, которые бросили вызов конгитивизму, и идее, что мысль нельзя лучше описать, чем при помощи расчетов. Некоторые из этих новых подходов, обычно под влиянием постмодернистской философии, оперировали терминами ситуативного познания, динамизма, воплощенного познания, общественного познания и т.д. Некоторые специалисты, работавшие в сфере искусственной жизни, например, Родни Брукс, представили свои модели познания, которые были противопоставлены когнитивизму.
Еще одним аргументом против когнитивизма является проблема регресса Райли или падения гомункулуса. Конгитивисты прикладывали массу усилий, чтобы отразить эти нападки со стороны.
Основной материей, которая интересует психологов-когнитивистов это внутренний механизм человеческой мысли и процессов познания. Эти специалисты попытались добыть ответ на вопрос как записывается и хранится информация в нашем мозгу, а также как воспроизводятся и удаляются оттуда данные. Теоретики когнитивизма «одолжили» у прогресса некоторые схемы, чтобы объяснить механизмы краткосрочной памяти, хранения и оперирования информацией.
Гештальтпсихология - психологическое направление, существовавшее в Германии с начала 10-х до середины 30-х гг. XX в. Основными представителями являются М. Вертгеймер, В. Кёлер, К. Коффка.
Философской основой Г. является «критический реализм», основные положения которого родственны философским идеям Э. Геринга, Э. Маха, Э. Гуссерля и И. Мюллера. Согласно Г., для человека существуют два отличных друг от друга «мира»: мир физический, лежащий «за» переживаниями, и мир наших переживаний (ощущений), который в Г. называли в разных контекстах то объективным, то субъективным. Г. рассматривала этот последний мир в двух отношениях: как физиологическую реальность (процессы в мозге как отражения воздействий внешнего мира) и как психическую (феноменальную) реальность, которые связаны между собой отношениями изоморфизма (взаимно-однозначного соответствия).
Следовательно, психологические законы годились в Г. к законам физиологии мозга. Вместе с тем Г. не отказывается и от изучения феноменов сознания методом феноменологического самонаблюдения. Самосознание понималось как некое динамическое целое, «поле», каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с электромагнитми полями в физике). Единицей анализа этого поля выступает гештальт как целостная образная структура, несводимая к сумме составляющих его ощущений.
Различные формы гештальтов изучались в Г. на материале восприятия кажущегося движения, формы (в т. ч. отношений «фигуры - фона»), оптико-геометрических иллюзий. Были выделены т. н. факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему «психологическом поле» в целостные гештальты: «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения» (объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют «напрашивающиеся», наиболее простые конфигурации), «фактор общей судьбы» (объединение в один гештальт, напр., трех движущихся в одном направлении точек среди множества других, движущихся в разных направлениях) и др. В основе принципов группировки лежит более общий закон психологического поля - закон прегнантности, т. е. стремление этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и «экономной» конфигурации. С точки зрения Г. данные законы представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге (образование токов различной направленности, «насыщение» отдельных участков мозга электрическими зарядами и т.п.). В этом решении психофизической проблемы проявилась обоснованная в Г. К. Гольдштейном точка зрения «антилокализационизма», впоследствии подвергнутая справедливой критике и отвергнутая большинством неврологов и нейропсихологов.
При разработке проблем мышления Г. подвергла острой критике бихевиористские взгляды на мышление как образование «навыков» путем проб и ошибок и ввела в психологический оборот такие плодотворные понятия, как проблемная ситуация, инсайт, а также новый метод экспериментального исследования мышления - метод «рассуждения вслух», который уже выходил за рамки исходных феноменологических установок Г. и предполагал подлинно объективное исследование процессов мышления (М. Вертгеймер, К. Дункер и др.). Однако при объяснении «продуктивного мышления» у животных и творческого мышления у человека Г. неправомерно отрицала роль активности и прошлого опыта субъекта в процессе решения творческих задач, считая возникновение такого решения результатом все тех же процессов образования «хороших гештальтов» в «здесь и теперь» складывающемся «психологическом поле».
В 20-е гг. XX в. К. Левин предпринял попытку дополнить и углубить модель психического мира человека, предложенную Г., введя в нее «личностное измерение».
После прихода к власти гитлеровцев Г. как школа распалась в результате эмиграции большинства гештальтпсихологов. Идеи Г. оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия (школа «New Look»), когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психологической практики (в частности, гештальттерапии), некоторых концепций межличностного восприятия (Ф. Хайдер) и др. Вместе в тем критики Г. (среди которых были Л. С. Выготский, Лейпцигская школа и др.) отмечали антиисторизм и антигенетизм гештальтпсихологии, фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов, редукционистские установки в плане сведения психологических закономерностей к принципам физиологической работы мозга и др.
С конца 70-х гг. XX в. в связи с развитием идей системного подхода в психологии наблюдается определенное возрождение интереса к Г., что нашло свое отражение в образовании международного «Общества гештальттеории и ее приложений» и выпуске соответствующего журнала.
1 Современные психологические теории личности 3
2 Психологическая структура личности6
3 Взаимодействие биологических и социальных факторов в
психологическом развитии личности 10
Список литературы
1 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ.
Внастоящее время существует много разнообразных теорий личности, но некоторые из них привлекают к себе наибольшее внимание и являются наиболее разработанными. Это - теория черт личности, психоаналитическая теория личности, теория социальных ролей и гуманистическая теория личности.
Почти все современные теории личности в своей основе были разработаны в первой половине XX в., и к его середине уже насчитывалось около 20 различных частных психологических теорий личности, В связи с тем, что в этих теориях нашли отражение всевозможные взгляды на психологию личности, представляющие все 4 указанных выше направления изучения личности, примерно с этого времени попытки создания новых психологических теорий фактически прекратились. Вместо этого ученые приступили к углубленному изучению отдельных особенностей личности человека, их возникновения, законов формирования и изменения.
Оказалось, что в разных теориях личности, в частности тех, которые названы выше в качестве наиболее разработанных, ее структура представляется и описывается по-разному. Познакомимся с тем, как это делается в рамках указанных теорий личности.
Создание теории черт личности связывают с именами американского психолога Г. Олл-портаи английского психолога Р. Кеттела.
В теории черт личности основным понятием, с помощью которого описывается личность, является понятие черты личности. Под чертой личности понимается устойчивое свойство, которое приобретается человеком в процессе жизни на основе его опыта, наследственности и физиологических особенностей его организма. К чертам личности относятся, например, черты характера человека.
Предполагается, что черты личности начинают складываться у человека довольно рано, еще в раннем детстве, и к 6 -7 годам основные черты личности человека (черты его характера) уже оказываются сформировавшимися. Далее система черт личности человека может развиваться, изменяться, и этот процесс обычно продолжается в течение всей жизни человека. Однако главные черты личности, сформированные в детстве, остаются в основном неизменными в течение жизни человека.
Теория черт личности оказала заметное влияние на современные исследования личности и на методы изучения личности. Большинство психологических тестов, с помощью которых в настоящее время изучается и оценивается человек как личность, выявляют именно черты личности.
Психоаналитическая теория личности была создана 3. Фрейдом, получила дальнейшее развитие в трудах его многочисленных учеников и последователей, наиболее известными из которых являются А. Адлер, К. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан.
Основные идеи этой теории сводятся к следующему. Личность является внутренним, психологическим образованием человека, состоящим из трех частей. Главную, основную часть личности представляет бессознательное (в психоаналитической теории его называют термином Ид). Сюда входят биологические инстинкты и органические потребности человека, общие у него с животными и бессознательно побуждающие его действовать определенным образом.
Влияние этих инстинктов и потребностей на свое поведение человек контролировать не может. Напротив, они помимо сознания и воли человека управляют его поведением, зачастую заставляя действовать вопреки воле и сознанию.
Между З.Фрейдом и его учениками имелись определенные расхождения в понимании сущности бессознательного. Создавая основы своей теории в то время, когда сильное влияние на все науки оказывала теория эволюции Дарвина, Фрейд заложил в основу бессознательного в психологии личности человека только два унаследованных человеком от животных биологических инстинкта: сексуальную потребность и агрессивность.
Указанные выше последователи Фрейда (их стали называть неофрейдистами) пытались оспорить такое слишком узкое и почти исключительно биологическое понимание бессознательного в личности, дополнив его некоторыми социальными потребностями. А.Адлер, например, одной из важнейших бессознательных потребностей человека считал стремление к власти, К.Хорни включала в структуру бессознательного разнообразные комплексы, Э.Фромм полагал, что к бессознательному также относится стремление человека к свободе или, напротив, к ее ограничению., Вторую часть структуры личности составляет так называемое Эго. К нему относится все, что человек знает о себе как о личности, то есть его личностное самосознание. Эта часть личности осознается человеком, хотя и не всегда правильно. К Эго могут относиться как положительные, так и отрицательные качества, признаваемые человеком реально существующими у него.
Третью часть личности в психоаналитической теории представляет так называемое Суперэго. В него входят ценности человека, его жизненные цели, идеалы - словом, то, чем человек хотел бы стать, какой личностью он хотел бы видеть себя.
Все три составляющие личности: Ид, Эго и Суперэго, обычно не находятся в состоянии гармонии, не соответствуют друг другу полностью. Между ними нередко возникают неизбежные трудно разрешимые конфликты, которые человек стремится разрешить в процессе своего личностного роста и развития. В какой-то степени это ему удается сделать за счет выработки и использования так называемых защитных механизмов, но далеко не всегда и далеко не полностью. Трудно разрешимые конфликты между этими частями личности нередко порождают неврозы, отклонения в психике и поведении человека.
2 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
Существует несколько разновидностей личностных психологических теорий ролей. Один из наиболее известных вариантов такой теории был предложен американским психологом З.Берном. Согласно его концепции человек чаще других берет на себя и играет следующие социальные роли: роль ребенка, роль родителя и роль взрослого человека.
Роль ребенка продляется в том, что взрослый человек продолжает ощущать себя ребенком и на самом деле ведет себя как ребенок там, где он должен поступать как взрослый. Это, в частности, проявляется в том, что он, например, ведет себя безответственно, капризничает, предъявляет окружающим людям повышенные требования, касающиеся заботы о нем, и т.д. При этом он сам не заботится об окружающих людях и считает это вполне нормальным. Словом, такой человек ведет себя по отношению к другим взрослым людям, как ребенок, а им отводит роль своих «родителей».
Если человек ведет себя так, как будто те, кто его окружает, его дети, безответственные, беспомощные, не самостоятельные, не вполне разумные и за ними нужен постоянный уход - он чувствует себя в роли родителя. Роль родителя психологически проявляется в том, что человек сам, не считаясь с мнениями других людей, берет на себя ответственность за них, навязывает свою заботу, предъявляет им требования как к детям, обращается с ними как с детьми, например, наказывает, поучает и т.п.
Роль взрослого человека состоит в том, что человек действительно ведет себя так, как обычно ведут и должны вести себя взрослые люди в отношении друг друга. В этом случае люди уважают личную свободу и независимость каждого, признают друг за другом право вести себя так, как сами считают нужным, уважают друг друга, доверяют друг другу, не считают себя вправе требовать, настаивать, наказывать друг друга, как обычно поступают родители по отношению к своим детям.
Все три роли, по мнению Берна, сочетаются в поведении каждого человека, и их индивидуальное сочетание представляет индивидуальную структуру личности соответствующего человека.
Что включается в состав личности в гуманистической теории. Наибольшую известность среди гуманистических теорий личности получила теория, разработанная американским психологом А. Маслоу.
Основным понятием, с помощью которого личность характеризуется в этой теории, является понятие «потребность». Структура личности, по Маслоу, представляет собой упорядоченную систему, или иерархию, потребностей (см. рис. 1), в которой верхнюю ступень занимает главная, наиболее важная для человека на данном этапе его жизни потребность.
Пирамида (иерархия) человеческихпотребностейпоА. Маслоу
/ Пот - \
/ реб - \
/ ность в \
/ самоактуа -\
/ лизации . \
/ Эстетические \ потребности . \
/
Познавательные
\
/
потребности.
\
/
Потребности
уважения
\
/ ( почитания
). \
/
Потребности
в
принадлежности
\
/ любви. \
/ Потребности в безопасности \
/ физиологические ( органические ) потребности.
Если человек представляет собой высокоразвитую личность, то главной для него становится потребность в самоактуализации. Под ней понимается стремление человека к наиболее полному развитию всех своих способностей, особенно тех из них, реализация которых может принести максимальную пользу людям.
Человек, для которого эта потребность стала наиболее важной в жизни, называется самоактуализирующейся личностью. Такая личность, по Маслоу, обладает следующими основными чертами:
Самостоятельность и независимость в поведении и в мышлении;
Наличие высокой морали;
Повышенные нравственные требования, которые человек предъявляет себе;
Реалистический взгляд на мир;
Адекватная самооценка и нормальный уровень притязаний;
Доброжелательное, уважительное отношение к людям, принятие их такими, какие они есть;
Относительная независимость от мнений людей. Ориентация на собственную систему ценностей;
Стремление к духовному росту и нравственному самосовершенствованию.
Существуют законы, определяющие иерархию потребностей человека и изменение места, которое та или иная потребность начинает занимать в структуре личности. Эти законы следующие.
Потребности более высокого уровня возникают, становятся актуальными, значимыми для человека только тогда, когда хотя бы в минимальной степени удовлетворяются его потребности более низкого уровня. Если, к примеру, человек постоянно голоден или не чувствует себя в безопасности, то вряд ли общение или потребность творчества станут для него актуальными.
В том случае, если у человека возникает и становится актуальной для него новая потребность, перестраивается и вся иерархия его потребностей. Вновь возникшая и ставшая актуальной потребность теперь занимает верхнюю ступень в иерархии, определяет личность человека и его поведение. Остальные потребности в результате этого как бы отходят на второй план, и их удовлетворение начинает подчиняться удовлетворению новой, ставшей наиболее важной для данного человека, потребности. Например, если человек стал творческой личностью и потребность творчества вышла для него на первый план, то ради творчества он оказывается готовым в какой-то степени пожертвовать удовлетворением всех остальных своих потребностей - тех, которые занимают в иерархии более низкое место.
3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ.
Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними, почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются.
Формирование личности - это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека, в частности - появления у него тех основных свойств, о которых говорилось выше при обсуждении различных теорий личности. Это могут быть черты личности, способы разрешения конфликтов между Эго и Суперэго, социальные роли или человеческие потребности.
Замечено, что первые личностные свойства человека начинают формироваться довольно рано, в первой половине дошкольного возраста, то есть до 3 лет. Этот возраст в детской психологии включает в себя младенчество (от рождения до года) и ранний возраст (от года до 3 лет).
Младенчество и ранний возраст - наиболее важный период формирования личности. Личностные качества человека, которые возникают в это время, оказываются наиболее устойчивыми и мало меняются в течение жизни человека. Соответствующие качества личности обычно называют первичными или базисными личностными свойствами. Те качества, которые возникают позднее, являются менее устойчивыми, и их, соответственно, называют вторичными или производными.
Основное влияние на формирование личности в начальный период ее становления оказывают люди, которые окружают ребенка с детства. Это - члены его родительской семьи и прежде всего мать и отец ребенка, то есть люди, которые чаще всего и больше всего общаются с ребенком в первые месяцы и годы его жизни. Когда ребенок идет в детский сад и особенно когда он начинает учиться в школе, значительное влияние на формирование его как личности оказывают люди, с которыми он непосредственно и много общается вне дома, в первую очередь сверстники и учителя.
Считается, что формирование человека как личности в основном завершается к концу подросткового возраста, то есть к 14-15 годам. Это означает, что к данному возрасту у человека уже появляются почти все основные свойства человека, которые называют личностными. Это также означает, что к этому возрасту человек становится более или менее устойчивой личностью и те изменения в нем, которые происходят в дальнейшем, мало затрагивают основу личности, сформировавшуюся в детские годы.
Теперь о развитии личности, то есть о процессе, который начинается уже после того, как основы личности человека заложены. Развитие личности обычно касается того, что происходит с личностью человека после окончания детства, после 15-16 лет, в течение последующей жизни.
Изменения, которые могут происходить в личности человека по окончании школы, связаны с особенностями его индивидуального опыта и образа жизни. Вполне можно представить себе ситуацию, когда по окончании школы в жизни человека ничего существенно не меняется, то есть, например, он продолжает образование в другом учебном заведении, среднем специальном или высшем. Тогда вряд ли можно будет рассчитывать, что он, как личность, быстро и существенно изменится. Однако часто бывает по-другому. В жизни человека могут происходить такие события, которые существенно изменяют его образ жизни и сильно воздействуют на него как на личность. Чаще всего серьезные изменения личности человека могут происходить в следующих жизненных ситуациях:
Изменение круга общения, в результате которого человек выходит за пределы привычного круга, надолго оказывается среди людей, культура которых значительно отличается от культуры тех людей, с которыми ему раньше приходилось общаться.
Изменение социального статуса человека, например женитьба или выход замуж.
Занятие нового, более высокого или, напротив, более низкого, положения в обществе, например назначение на руководящую должность или выход на пенсию.
Серьезная психологическая травма, связанная, например, с безвременной утратой очень близких для данного человека людей.
Тяжелое хроническое заболевание, повлекшее за собой значительное изменение образа жизни человека.
Переход из одного возраста в другой, более старший, сопровождающийся глубоким возрастным психологическим кризисом.
Обсудим кратко, каким образом эти события могут сказываться на личности человека.
Если человек оказывается среди новых для него людей, культура которых существенно отличается от культуры тех людей, с которыми ему раньше приходилось общаться, то он вынужден приспосабливаться к новой для себя культуре поведения и общения. Это означает, что старые, привычные для него формы поведения могут оказаться неадекватными, и со временем вместо них должны сформироваться новые привычки. Это и будет означать, что человек изменился как личность. Следует, правда, признать, что полностью как личность человек в этом случае измениться уже не сможет. Старые привычки у него все равно останутся, а формирование новых будет зависеть от прочности старых, привычных форм поведения. В конечном счете, такой человек превратится в личность, в которой старое и новое будет сочетаться. Личность, в психологии и поведении которой противоречивым образом сочетается несколько разных, трудно совместимых психологических особенностей, форм социального поведения и культур, называют маргинальной личностью. Большинство людей, волей судьбы переместившихся, например, из одной культуры в другую после 15 - 16-летнего возраста, в конечном счете становятся маргинальными личностями.
Выясним, каким образом на развитие человека как личности может повлиять изменение его социального статуса. С каждым положением, занимаемым человеком в обществе, связаны определенные требования, предъявляемые к нему. Под влиянием этих требований человек вынужден меняться как личность, иначе он не сможет полностью соответствовать своему новому статусу или новому положению в обществе. Одно дело, когда человек, например, свободен от семьи, и совершенно другое дело, когда у него есть семья и определенные обязательства перед ней. Одно дело, когда в каком-либо трудовом коллективе человек занимает рядовое положение, и совсем другое дело, когда он становится руководителем этого коллектива.
Привыкая к новому социальному статусу, человек почти всегда вынужден в какой-то степени отказываться от старых привычек и приобретать новые, социально», полезные привычки, так как в противном случае ему не удастся справляться со своими новыми обязанностями. Это, естественно, ведет к изменению человека как личности, к отказу от старых форм поведения и, соответственно, к появлению у него новых личностных свойств. Чем значительнее новое положение человека в обществе отличается от его прежнего социального статуса, тем больших изменений личности следует ожидать в результате изменения его социального положения.
Утрата близкого человека также может существенно повлиять на личность человека, однако механизм изменения личности в данном случае будет несколько иным, чем в предыдущем случае. Человек, потеряв навсегда кого-то близкого, может лишиться многого положительного, что раньше было в его жизни. Вследствие этого его жизнь может стать менее радостной, чем была раньше. Близкие люди всегда в чем-то поддерживают друг друга, и их утрата грозит лишением человека такой поддержки. Тому, кто навсегда потерял близкого для себя человека, приходится приспосабливаться к новым, как правило, не очень благоприятным условиям жизни. Сделать это можно лишь в случае, если в личности человека произойдут изменения, которые позволят ему более или менее нормально приспособиться к новым для него условиям жизни.
Тяжелое хроническое заболевание также сказывается на психологии человека как личности. Больной человек обычно чувствует себя неполноценным, вынужден отказываться от того, что доступно здоровым людям и необходимо ему самому. В итоге у человека могут появиться разного рода комплексы, и он как личность постепенно изменится.
Кроме того, больной человек физически чувствует себя не вполне благополучно, и от этого его настроение становится хронически негативным. Вольно или невольно это настроение начинает сказываться на взаимоотношениях с окружающими людьми, отношения с ними портятся, и это, в свою очередь, начинает оказывать неблагоприятное воздействие на характер человека. Замечено, что при многих хронических нервных и органических заболеваниях со временем изменяется, причем не в лучшую сторону, характер человека.
На личность человека оказывают воздействие также кризисы возрастного развития. Переходя из одного возраста в другой, более старший, человек оказывается психологически не вполне подготовленным к вынужденному изменению потребностей, ценностей, образа жизни. Многие люди, став старше, болезненно расстаются со старыми привычками и с трудом отказываются от возможностей, которые они имели, будучи молодыми. Они не в состоянии быстро психологически приспособиться к новому для себя положению и образу жизни. Человек, становясь пожилым, как правило, теряет внешнюю привлекательность, друзей молодости. Он уже не в состоянии выдерживать длительные и значительные физические и психологические нагрузки, которые раньше были ему вполне посильны. Все это начинает оказывать влияние на характер человека, и он как личность постепенно изменяется.
Процесс появления у ребенка личностных психологических свойств можно представить следующим образом. Ребенок, участвуя вместе с взрослым в какой-либо деятельности, наблюдая за ним и подражая ему, повторяет действия взрослого человека. Это происходит благодаря тому, что в природе человека генетически заложена способность к подражанию, которая начинает проявляться в раннем возрасте уже в течение первого года жизни.
Вначале ребенок через подражание осваивает те или иные действия взрослого человека, то есть внешние формы его поведения. Взрослый человек, имея какие-либо ценные личностные психологические свойства, со своей стороны стремится передать их ребенку. Для этого он внимательно наблюдает за действиями ребенка и старается поощрять именно те из них, которые связаны с соответствующими положительными личностными качествами. Иными словами, некоторые действия, совершаемые ребенком, специально выделяются и активно поощряются взрослыми, значимыми для ребенка, людьми.
Поощрение рассчитано на то, чтобы вызвать у ребенка положительные эмоциональные переживания. Эти переживания доставляют удовольствие ребенку, и он стремится к тому, чтобы повторить или продлить их. Для этого ребенок должен сам повторять те действия, за которые он получает поощрение со стороны взрослого. Таким образом, действия ребенка при их частом повторении превращаются в привычку, а она представляет собой типичную форму реагирования человека на ту или иную жизненную ситуацию. Привычка сама по себе уже является свойством личности, и за ней обычно лежит какая-либо соответствующая ей личностная черта. Это и есть общий механизм формирования новых личностных свойств человека.
Развиваясь как личность, человек может приобретать как положительные, так и отрицательные личностные качества, а также утрачивать некоторые из психологических качеств. В связи с этим можно поставить следующий вопрос: какое направление развития личности является нормальным, и какое аномальным?
Нормальнымсчитается такое развитие личности, при котором человек сохраняет и приобретает новые, положительные личностные свойства. Аномальным, соответственно, является такое направление развития человека как личности, в ходе которого он или утрачивает прежние, положительные личностные свойства, или приобретает новые, отрицательные личностные качества.
Характерные изменения в личности человека, которые происходят в детстве, в основном являются положительными, если детство человека протекает вполне благополучно. Изменения в личности человека, возникающие под влиянием его жизни в условиях новой, более высокой культуры, также чаще всего выступают как положительные. Личностные изменения, которые обнаруживаются у человека после детского возраста, не всегда являются положительными или нормальными. Отрицательными, или аномальными, обычно становятся перемены в личности, которые наступают при заболеваниях или под влиянием неблагоприятных условий жизни. Аномальными могут оказаться, например, изменения личности человека, которые происходят в период возрастных кризисов.
В общем случае нормальным считается такое развитие человека как личности, в ходе которого он приобретает положительные личностные свойства, позволяющие ему наилучшим образом решать свои жизненные проблемы. Аномальное - это такое изменение в личности человека, которое правильно называть не развитием, а застоем или деградацией. При этом человек или перестает развиваться как личность и не приобретает нужных, характерных для его возраста, положительных психологических свойств, или приобретает отрицательные личностные качества, препятствующие его нормальной адаптации к условиям жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.
2. Бодалев А.А. Психология о личности. - МГУ, 1988.
3. Кон И.С. В поисках себя. - М., 1984.
4. Психология личности. Тексты. - МГУ, 1982.
5. Психология личности и образ жизни. - М., 1987. Разд. I.
6. Психология формирования и развития личности. - М., 1981.
7. Рейнвальд Н.М. Психология личности. - М., 1987.
Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой воли: Л. С. Выготский, В. И. Селиванов, Е. П. Ильин, В.А. Бец, С. Я. Рубинштейн, Б. В. Зейгарник, Т. Рибо и др.
Понятие воли
Определение
Воля представляет собой определенную способность индивида, которая состоит в сознательной регуляции поведения и деятельности с целью выполнения поставленных задач.
Основные подходы к определению природы воли
Развитие представлений воли с древнейших времен показано на рисунке 1.
Рисунок 1. «Развитие представлений о воли»
- Идеализм. Воля – это свободная воля, признание свободы воли – это отрицание объективной детерминированности человеческого поведения.
- Материализм. Воля – иллюзия человека, который не осознает детерминированности своих же поступков.
Идеалистическая психология
Волевой акт оторван от деятельности. Приведем несколько точек зрения в рамках данного направления.
- Воля сводится к интеллекту.
- Воля сводится к эмоциям.
- Воля как специфическое переживание, которое нельзя относить ни к интеллекту, ни к эмоциям.
Поведенческая психология
В рамках данного направления поведение сводится к одним и тем же закономерностям исполнения, не беря во внимание сложность нервной системы того или иного организма. Схема такого поведения представлена ниже.
Рисунок 2. «Поведение в русле бихевиоризма»
Для рефлексолога и волевое действие сводится к простой сумме рефлексов, для представителя поведенческой психологии - к совокупности реакций: из волевого действия выпадает сознательный волевой процесс.
В отличие от господствующей в психологической литературе трактовки воли как явления, подлежащего объяснению либо в физиологическом, либо в субъективно-психологическом плане, Блондель выдвинул то положение, что воля - продукт социальности. Но его попытка дать психологию воли, учитывающую роль социальных отношений в её формировании, исходит из общих предпосылок социологической школы Дюркгейма и отражает в себе все её установки. Социальное в ней сводится к идеологическому, будто бы независимому от реальных, материальных общественных отношений; при этом социальное противопоставляется природному, общественное - личностному.
Теории воли в отечественной психологии
Регулятивный подход
- Теория воли Л. С. Выготского. В рамках данной теории воля относится к ВПФ (высшим психическим функциям). Их развитие обусловлено произвольностью поведения человека с помощью того или иного мотива. Особенностью произвольности, по мнению Л. С. Выготского, является свободный выбор действия.
- Теория воли В. И. Селиванова. Воля представляет собой осознанный уровень регуляции собственной деятельности, который проявляется в преодолении различных препятствий, вызванных как внутренними, так и внешними факторами, с целью выполнения поставленных задач. Кроме того, В. И. Селиванов считает, что воля обязательно должна отражаться в деятельности, в ее исполнении. В противном случае нельзя говорить о волевой регуляции в целом.
- Теория воли Е. П. Ильина. Воля, по мнению Е. П. Ильина, это разновидность особого произвольного управления, которое может реализовываться только посредством волевого действия, основным признаком которого является волевое усилие.
Общие выводы по регулятивному подходу к понимаю воли:
- воля тесно связана с деятельностью;
- опосредованность волевого поведения;
- воля проявляется в деятельности.
Мотивационный подход
Мотивационно-деятельностная теория В. А. Иванникова. По мнению В. А. Иванникова, волю можно рассматривать как "способность человека к сознательной намеренной активности или к самодетерминации через работу во внутреннем плане, обеспечивающей дополнительное побуждение (торможение) к действию на основе произвольной формы мотивации ". Само же волевое поведение реализуется при недостатке общего побуждения к определенному действию.
Аспект выбора
- Концепция воли Л. С. Выготского. Ученый выделяет две части волевого действия:
- замыкательная часть волевого процесса (принятие человеком определенного решения);
- исполнительная часть (деятельность).
Свойства и параметры научной теории. Главная задача всякой теории, в том числе и психологической, - вскрыть основные специфические закономерности изучаемых явлений. Жизнеспособность психологии как науки зависит и от того, как скоро и какой будет ее теория или система теорий. Перечислим основные свойства и параметры научной теории. Формализация знаний . Теория дает возможность оперировать формализованным знанием вне зависимости от оперирования материальными объектами. Наличие ограниченного числа базисных утверждений , фиксирующих свойства ее абстрактных объектов. Эти базисные утверждения должны обладать следующими свойствами: полнота набора, непротиворечивость, обоснованность фактами, решающими экспериментами [Кун, 1977]. Возможность образовать производные высказывания из базисных . Производные высказывания могут быть разбиты по признаку «поколение» (базисные утверждения играют роль порождающего ядра). Максимально возможное число высказываний , формируемых на основе порождающего ядра. Наличие эмпирического содержания , способность давать потенциально проверяемые на опыте предсказания, некоторая часть которых рано или поздно подтверждается и в действительном эксперименте. Принципиальная проверяемость . Принципиальная простота . Прогрессивность-регрессивность . Согласно Лакатосу, прогрессивная теория дает возможность предсказывать новые факты, а регрессивная только объясняет их задним числом [Лакатос, 2003]. Точность . Следствия теории должны в определенной мере согласовываться с результатами экспериментов и наблюдений. Сфера применимости (общность). Теория должна объяснять достаточно широкую область явлений, в частности, следствия теории должны превосходить ту область наблюдений, для объяснения которых она первоначально была создана. Теория строится в виде аксиоматико-дедуктивной системы. Непротиворечивость . Теория должна совмещаться с фактами и другими теориями. Теория должна подчиняться принципу соответствия : новая теория в предельном случае может переходить в старую. (Это свойство теории признается не всеми авторами.)
Функции научной теории. Информационная. Теория, как система, содержит информацию, сведения о реально существующей системе (материальной или идеальной). Теория - это обобщенное описание системы в форме понятии, законов, принципов, описание не каждого отдельного ее компонента, черты, параметра, а их совокупности, их взаимосвязи и взаимодействия, их функции, их места в системе другого, более высокого порядка. Объяснительная. Научная система призвана не просто опираться на описание, а объяснять отражаемую ею реальную систему, показывать сложность присущих ей причинных зависимостей. Эвристическая. Научная теория - это совокупность логических форм, содержащая не просто описание того, что уже известно, а именно новое знание, новую информацию. Практическая. Теория создается не ради теории, а, прежде всего, ради практики, ради преобразования действительности, управления природными, общественными, мыслительными процессами. Не всякая теория прямо и непосредственно служит практике. Среди теорий есть такие, которые имеют чисто эвристическую либо информационную направленность, например археологические, этнографические, исторические. Но в принципе для подавляющего числа теорий служение практике – обязательная функция. Прогностическая. Теория должна не только объяснять реальные процессы, функционирование системы в данное время, но и выявлять присущие ей тенденции, предсказывать то, куда идет система, каковы ее перспективы, что особенно важно в управлении, ведь управлять – значит предвидеть [Афанасьев, 1981]. Синтезирующая . Находит свое выражение в рамках совокупности теорий. Эту функцию можно рассматривать в нескольких разрезах. Вертикальный разрез – теории образуют ряд, связанный принципом соответствия, где каждая последующая теория есть обобщение предыдущей. Горизонтальный разрез – объединение ранее независимых теорий или такая «встреча» разных теорий, в результате которой они не сливаются в общую теорию, а как бы закольцовываются, взаимно начиная предполагать друг друга. Здесь вместо более широкой аксиоматической мы встречаемся с кольцевой структурой: без классической механики нет квантовой, без квантовой - нет классической. Поэтому синтезирующая функция есть относительно самостоятельная функция теории.
Состав теории. Эмпирическое содержание , т.е. набор эмпирических фактов. Основная идея - программа построения теории, путь ее создания. Основной принцип. В психологии таковым является принцип вероятностного детерминизма, остальные же только конкретизируют его. Совокупность законов. Система понятий. Базисные понятия. Правила выводов. Аксиомы и постулаты.
Типы теорий. По степени развития логической структуры обычно выделяют четыре типа теорий: эмпирические (описательные), гипотетико-дедуктивные, аксиоматизированные (содержательные), формализованные.
Достоверность научной теории. Любые научные положения могут быть связаны с практикой лишь через свой эмпирический или теоретический базис. Достоверность, обусловленную научным эмпирическим базисом, можно считать эмпирической достоверностью. Она определяется в основном чувственным содержанием данных опыта. Но эта достоверность не есть только чувственная, так как данным опыта неизбежно сопутствует некоторое логическое содержание и, следовательно, ей могут быть присущи и известные элементы рациональной достоверности. Достоверность, обусловленную теоретическим базисом, следует считать теоретической достоверностью. Она определяется в основном рациональными элементами и тождественностью очевидности, которая, однако, не просто умозрительна, а обусловлена философскими истинами, входящими в теоретический базис. Эта истина проверяется практикой. Практика как критерий истинности научного познания может рассматриваться в трех аспектах: 1) проверка научных теоретических положений в эксперименте; 2) внедрение научных открытий (эмпирических и теоретических) в производство; 3) проверка положений науки (в том числе и общих) во всей общечеловеческой практике на протяжении длительного времени. Непосредственно в научном познании наиболее часто применяется первый из этих критериев. Критерием истины в научном познании, как и в любом другом познании и деятельности, является третий критерий.
Подтверждение в эксперименте - еще не окончательный критерий истины, так как эксперимент сам нуждается в проверке, в том числе при помощи второго и третьего из указанных аспектов практики. Но из этих аспектов только третий дает возможность установить максимальную истинность. Критерии практики требуют много времени и труда. Можно убедиться в истинности научной теории, хотя и с меньшей точностью, с помощью вспомогательных критериев. К ним можно отнести: 1) чувственную достоверность, доверие к данным опыта; 2) логическую доказательность, опирающуюся на достоверность строгих логических выводов и математических расчетов; 3) интуитивную очевидность, связанную с общим представлением о мире, с научной картиной мира и личным опытом исследователя в проведении научных изысканий. Каждый из вспомогательных критериев сам нуждается в критерии практики. Чувственная достоверность должна быть проверена сначала с помощью теоретического анализа, а затем - повторными опытами. Логическая доказательность ценна только в тех случаях, когда обоснована правильностью принятых исходных положений, что связано с теоретическим анализом, нуждающимся в проверке на практике. Интуитивная очевидность также должна быть исследована на предмет ее возможного обоснования, прежде всего в рамках существующей или вновь формируемой научной картины мира, а затем в плане построения возможных теорий, с последующей их проверкой на практике. Проверка правильности научной картины мира может быть осуществлена главным образом в третьем аспекте практики [Мостепаненко, 1972].
Особенности психологической теории. Выделяют специальные теории (психофизиологические, социально-психологические, инженерно-психологиче-ские и т.д.) и общую теорию психологии. Все специальные теории «выходят» на общую теорию психологии, а последняя смыкается с философией и естественными науками. Недостатки общей теории ослабляют позиции специальной, лишают ее теоретической «опоры и защиты» со стороны философии и других более развитых дисциплин. В отечественной психологии создано достаточно много частных теорий, разрабатываются некоторые вопросы общей теории, которой взаконченном виде, однако, пока нет.
Почему же нет общепсихологической теории? Можно выделить, по крайней мере, следующие причины. 1. Стадия развития науки (эмпирическая). Еще не обобщен полученный экспериментальный материал. 2. Сложность объекта исследования. Это приводит к необходимости привлечения методов, терминологии, категорий, принципов других наук, что вносит путаницу в психологию; в этом случае возникают сложности по согласованию разноуровневых категорий между собой в границах единой теории. 3. Историческая причина. Как заметил В. Вундт, психология выделилась из философии как ее экспериментальная отрасль. Чтобы обособиться, завоевать право на существование, надо было долго подчеркивать экспериментальный характер науки, что не стимулировало создание теории. Несмотря на сказанное, мы можем обрисовать контуры общепсихологической теории.
Функция. По функции психологическая теория не отличается от таковой в других науках, хотя на современном уровне развития науки функция теории может меняться. Для иллюстрации можно привлечь классификацию Я.А. Пономарева, на основании анализа развития психологии выделившего три типа психологического знания: 1) Созерцательно-описательное . Оно непосредственно формируется в житейском опыте и фиксирует лишь поверхность явлений. Теоретические представления, связанные с этим типом знания, заимствованы из других наук и в силу этого не отражают сущности психологических событий. 2) Эмпирическое знание . Формируется в недрах созерцательно-описательного, трансформируется, включая в себя его содержание. Здесь фиксируется способ практического воздействия на объект исследования, приводящий к эффекту, выделяется эмпирическая закономерность. Этот тип имеет непосредственную связь с практикой, расширяющийся ряд практических задач приводит к эмпирической многоаспектности. 3) Действенно-преобразующее знание. Формируется в недрах эмпирического. Связано с выработкой объективных критериев упорядочения эмпирической многоаспектности. В процессе его формирования выделяется специфический предмет исследования и вскрываются внутри- предметные взаимосвязи. Связь с практикой становится опосредованной. Формируется сложная стратегия исследования, позволяющая управлять изучаемыми явлениями и раскрывать законы в ходе активного воздействия на них. Именно действенно-преобразующий тип знания и становится в современной психологии основным. Но переход к этому типу психологического знания требует и нового взгляда, нового осмысления накопленных в психологии фактов, идей и концепций. Если на эмпирическом уровне развития психологию еще как-то могли удовлетворять фрагментарные знания, то сейчас назрела необходимость рассмотрения их в системе. Действенно-преобразующий тип знания требует системного видения изучаемой реальности [Пономарев, 1983].
Состав. Основная идея, видимо, состоит в применении системного подхода в психологии. Именно на такой основе будет строиться общепсихологическая теория. Что касается эмпирического содержания теории, то следует говорить о наличии значительного объема «неорганизованного» эмпирического материала.
Совокупность законов. Б.Ф. Ломов [Ломов, 1984] выделяет несколько типов законов в психологии. Первый тип – законы, характеризующие относительно элементарные зависимости, например устойчивые связи между внешними и внутренними психическими эффектами, а также между самими этими эффектами (основной психофизический закон, законы обнаружения, формирования ассоциаций и т.д.). Второй тип – законы, раскрывающие динамику психических процессов во времени (закон последовательности смены фаз восприятия). Третий тип – законы, характеризующие структуру психических явлений (современные представления о памяти). Четвертый тип – законы, раскрывающие зависимость эффективности поведения или деятельности от уровня ее психической регуляции (закон Иеркса-Додсона). Пятый тип – законы, описывающие процесс психического развития человека в масштабах его жизни (закон гетерохронности развития психических функций). Шестой тип – законы, в которых раскрываются основания различных свойств человека (законы нейродинамики). Седьмой тип – законы об отношении между разными уровнями организации психических процессов и свойств (законы отношения между разными уровнями антиципации, организации в структуре личности). Следует отметить, что в психологии довольно часто стремятся расширить сферу действия закона. Так, в свое время пытались объяснить развитие потребностей человека логарифмическим законом Вебера-Фехнера, полученным при изучении элементарных ощущений. Другие примеры – попытки переноса законов, открытых при исследовании памяти, в область групповой динамики или из области развития индивидов в область развития общества.
Система понятий. Современная система понятий в психологии представляется чрезвычайно разнородной. В ней можно встретить понятия, выведенные из повседневного опыта и определяемые только внутри языковых значений. На этот «грунт» в ходе исторического развития наложились понятия, определяемые уже не только языком, но и их принадлежностью к той или иной философской концепции, слой оперативных понятий, выводимых на основе экспериментально-психологических исследований. Важнейшие психологические понятия, такие как «сознание», «бессознательное», «интеллект», «индивидуальность», «личность», «психические процессы», «влечение», «потребность» и т.п., имеют десятки не согласующихся между собой определений. Неадекватность психологических понятий изучаемому явлению порождает трудности на пути развития психологии. В современной психологии появилось много понятий из пограничных наук. Это имеет как положительное значение, поскольку, по выражению Б.Ф. Ломова, увеличивает мощь науки, так и отрицательное, поскольку приводит к терминологической путанице. Видимо, применение системного подхода способствует образованию законченной системы понятий психологической теории.
Правила выводов. Проблему, в сущности, можно свести к проблеме объяснения в психологии, о чем мы будем говорить ниже.
Таким образом, психологическая теория по своим параметрам и свойствам принципиально ничем не отличается от теорий, бытующих в других науках, и, следовательно, она совместима с «чужими» теориями. Отличительные особенности психологической теории обусловлены характером описываемого объекта, стадией развития науки, применяемыми методами исследования и терминологией.
Учебные вопросы занятия:
1. Бихевиоризм.
2. Психоанализ.
3. Когнитивная психология.
4. Гештальтпсихология.
5. Гуманистическая психология.
6. Деятельностный подход.
Краткое содержание темы.
Вопрос 1. Бихевиоризм.
Слово происходит от английского behavior – поведение. Это направление психологии возникло в начале прошлого века в США; основателем его считается Джон Уотсон . Задачу психологии Уотсон видел в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Своим теоретиком бихевиористы считают также И. П. Павлова. Важной заслугой бихевиоризма является внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.
Формула бихевиоризма была четкой и однозначной: стимул – реакция. Вопрос о тех процессах, которые происходят в организме и психике между стимулом и реакцией, не рассматривался. Этот постулат был поставлен под сомнение необихевиористами. Первым из них был американец Эдвард Толмен, согласно которому формула поведения должна включать три составляющие: стимул – промежуточные переменные – реакция. Среднее звено – это недоступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания. Другой вариант необихевиоризма принадлежал Кларку Халлу и его школе. Он ввел в формулу «стимул – реакция» другое среднее звено – потребность организма (пищевую, сексуальную, потребность во сне и др.).
Основные положения бихевиоризма:
1) Изучать можно только то, что объективно наблюдаемо, т. е. поведение. При этом «поведение» понимается в расширенном смысле – это мышечные реакции вегето-сосудистые изменения, и деятельность желез.
2) Развитие поведения конкретного индивида целиком определяется влиянием окружающей среды. При том формирование человеческого поведения принципиально не отличается от формирования поведения животных.
3) Среда формирует поведение путем стимулов и подкреплений (стимулы это то, что предшествует поведению и вызывает его. Подкрепление это последствие поведения; если последствия нежелательны для индивида, поведение затормаживается, если благоприятны поведение воспроизводится вновь.
4) Невротический симптом или аномалии поведения являются следствием неадекватной условной связи.
Основной недостаток бихевиоризма состоит в недоучете сложности психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, творчества, самоопределения личности.
Вопрос 2. Психоанализ.
Основная идея психоаналитически ориентированных психологов (Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер, Карл Густав Юнг, Анна Фрейд, Эрик Эриксон, Эрих Фромм, Карен Хорни, Отто Ранк и др.) - человек - это существо иррациональное, то есть его жизнь движется не рациональными мотивами, а иррациональными порывами. Познать человека - значит познать ведущие иррациональные силы, заставляющие его поступать определенным образом. Психоаналитики вводят в оборот понятия, которые описывают и объясняют действие самых глубинных психических структур человека: бессознательное, архетипы, защитные механизмы и т.д. Проникновение в мир бессознательного предполагает отказ от традиционных способов постижения психики человека. Психоаналитики культивируют такие способы зондирования психической реальности, как толкование сновидений, работу с ассоциациями, с обыденными ошибками, оговорками и т.д. Особый интерес у психоаналитиков вызывают те явления человеческого бытия, которые меньше всего регулируются его разумом, рациональными способностями. Мы не можем управлять снами, лишь частично - эмоциями. Мы не властны над своими фантазиями и воображением и т.д. Именно эти феномены становятся предметом пристального изучения психоаналитиков. Психоанализ как направление психологической мысли представлен трудами, которые объединяет общая тематика, связанная с попытками проникновения в загадочный мир бессознательного. Многосложность предмета познания невольно породила и многообразие трактовок бессознательного, используемых в психоаналитических исследованиях. Трактовка бессознательного Фрейдом, основателем психоанализа, за время существования и развития психоаналитического движения претерпела существенные изменения. Понятие бессознательного стало трактоваться представителями разных версий психоанализа по-разному. Бессознательное Адлера, бессознательное Юнга, Фромма, Хорни, Салливана - не похожи друг на друга. Вместе с тем, все психоаналитики едины в том, что психология не должна замыкаться на изучении поведения и когнитивных структур человека, они едины в том, что человек с его эмоциями и чувствами, волей, мотивацией, интересами, познавательными возможностями - существо, подвергающееся детерминации со стороны многих сил, в том числе и тех, о которых он сам имеет смутное представление или не имеет его вообще. Одной из таких значимых сил выступает сила, «гнездящаяся» в бессознательных структурах психики и во многом определяющая и рисунок поведения, и рисунок мышления человека. Психоаналитики не отрицают, что человек - это продукт культуры своего времени, продукт общества; они утверждают, что помимо этого человек еще и продукт глубинных слоев своей психики, функционирующей отнюдь не только на рациональных основаниях. Психоаналитики подчеркивают, что только познание этих глубинных слоев психики дает человеку возможность ставить перед собой задачи реального управления собой и организации своего бытия.