Обособленные уточняющие чл предложения примеры. Методическая разработка открытого урока "предложения с обособленными и уточняющими членами". Сравнение обособленных членов с необособленными

Обособляются приложения, выраженные оборотами со значением исключения, включение, замещение, дополнения, начинающихся словами кроме, вместо, за исключением, кроме, кроме, например, даже включая, особенно:. А я не знаю ничего нежного, кроме березы (Леся Украинский);. Вместо дома, лежала только куча головешек, угля, мусора (Ю. Смолич);. Особое место в литературе для детей занимает поэзия, в частности для молодых читателей (В. Бычко)

§ 8 ОБОСОБЛЕННЫЕ уточняющие члены предложения

уточняющие обособленные члены предложения конкретизируют или объясняют тот член предложения, с которым они связаны одной синтаксической функции. С уточняющий словам связываются только интонацией и пояснюв тельном словам есть, или, есть, а именно тощо.

отделяться могут:

1) определение, уточняющие предыдущие определения:. Море синее, аж черное, только белой пеной бьет о берег (М. Коцюбинский). Вода в такое время была почти горячая, знасно теплее утреннего воздуха, потому августа утрам уже давал знать свой характер (Ю. Збанацкий)

уточняющие определения могут отделяться и тире:. У нее в доме завелось много всяких узелков с семенами - больших и малых-и раз раз что-то сушилось на окнах (М. Коцюбинский);

2) обстоятельства (места, времени и др.), выраженные наречиями или существительными с предлогами, которые уточняют предыдущие обстоятельства:. Еще мгновение - и взрыв где-то здесь, совсем рядом. На спину летят комья земли, в лице е бьет тугая воздушная волна (В. Козаченко). Тут, в низенькой этой хате, моя любовь жила когда-то (А. Малышко);ишко); . Это было летом, в страду (М. Коцюбинский);

Примечание:. Часто отделения таких обстоятельств зависит от желания автора интонационно подчеркнуть их уточняющий характер. Если нет такой интонации, обстоятельства запятыми не выделяются

3) уточняющие члены предложения, присоединяются с помощью слов или есть, есть, а именно . Например. Родственниками полевого жаворонка есть. Посмитюха, или хохлатый жаворонок, и джур бай, или степной жаворонок (Л. Скирда);. На. Полесье случаются"вижары", то есть болота, которые никогда не замерзают (Г. Демьянчук);

4) уточняющие члены предложения, присоединяемые при помощи слов даже, в частности, в том числе, особенно:. В некоторых городах. Японии, в частности в городе. Удзуми, устраивают праздник проводов журавлей (журнал);. Приятно было всем, особенно победителям конкурса

уточняющие члены предложения следует отличать от однородных

§ 9 Знаки препинания в предложения с обращением

1. Если обращение употребляется в начале предложения и произносится без восклицательной интонации, после него ставится запятая: оружие моя, послужи воинам лучше, чем служишь ты больным рукам (Леся Украинский)

2. Если обращение употребляется конце предложения, то перед ним ставится запятая, а после него - тот знак, которого требует интонация предложения в целом:. Будь счастлива и здорова, чернобровая (М. Вороной);. Вставай же, солнце! (М. Бажан);-Где сейчас вы, палачи моего народа? (В. Симоненко)

3. Если обращение употребляется в середине предложения, то оно с обеих сторон выделяется запятыми:. Как ты любишь, сердце мое порывистой, чувствами только и живешь, то ты радовалась, а то спокойное, ту печаль в тебе без края и границ (В. Ткаченко)

4. Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак, а следующее слово начинается с заглавной буквы:. Юноша! (В. Сосюра)

5. Если перед обращением стоят крики о, ой, то они от обращения запятыми не отделяются:. О дни зимы, сливайтесь в день один!

6. Если обращение повторяются или являются однородными, то они разделяются знаком (и пишутся с большой буквы) или запятой:. Ветер буйный,. Ветер буйный, заглушите ты сумм ядовитый, сохрани первоначальный цвет;;. Мама! (3 тв. Г. Чупринки)

Два раздела науки о языке - синтаксис и пунктуация - всегда изучаются совместно. Простые случаи расстановки запятых, например, обязательная запятая перед А и НО, обычно не вызывают затруднений. Но для обособления второстепенных необходимо знание основ синтаксиса.

Второстепенные члены при ряде условий могут выделяться с двух сторон и обстоятельство.

Обстоятельство в предложении отвечает на вопросы наречий, так как обозначает признак действия или, значительно реже, в роли обстоятельства может выступать не только наречие, но и любая самостоятельная

Обособление обстоятельств, выраженных или одиночным деепричастием, хоть и имеет свои тонкости, усваивается школьниками легко. Наличие деепричастия в предложении - это своего рода сигнал к постановке запятой.

Другое дело - уточняющее обстоятельство. Примеры такого рода обнаружить сложнее: они не столь очевидны.

Что же такое уточняющее обстоятельство?

Уточняющие члены, как уже ясно из самого термина, уточняют информацию, содержащуюся в предложении:

    Все друзья детства, (кто конкретно?) особенно Михаил, мне очень дороги.

    Темные, (какие конкретно?) почти угольно-черные, глаза выделялись на его бледном лице.

    В комнату вбежала маленькая девочка, (какая конкретно?) не старше нашего сына.

Уточнение всегда обособляется тире.

Обособленное уточняющее обстоятельство в большинстве случаев конкретизирует время и место действия.

Если перед нами уточняющее обстоятельство времени, то в предложении, помимо него, должна содержаться обобщённая информация о том, когда действие совершается:

    Мы выехали поздним вечером, (когда конкретно?) в одиннадцать часов.

    В конце августа, (когда конкретно?) двадцать пятого числа, родился мой единственный брат.

Уточняющее обстоятельство места детализирует, сужает информацию о том, где происходит описанное в предложении событие:

    Андрей живёт совсем близко от нас, (где конкретно?) в пяти минутах ходьбы.

    Впереди, (где конкретно?) в самом центре дороги, мы заметили огромный котлован.

Часто уточняются географические названия и адреса:

    Прошлым летом мы вернулись из другого города, (откуда конкретно?) из Владивостока.

    Моя подруга переехала в Октябрьский район города Самары, (куда конкретно?) на улицу Мичурина.

Реже встречается уточняющее обстоятельство образа действия:

    Солдаты старались разговаривать как можно тише, (как конкретно?) почти шёпотом.

    Перепёлкин слушал меня внимательно, (как конкретно?) с каким-то особенным уважением.

Обособляются уточняющие обстоятельства и с другими значениями.

Для верной расстановки знаков препинания важно понимание контекста предложения:

    На площади в центре города выступали артисты. (Площадь находится в центральной части города)

    На площади, в центре города, выступали артисты. (Артисты выступают на площади, расположенной именно в центре города).

Подсказкой в обособлении уточняющих членов предложения является интонация. Но ориентироваться только на смысловые паузы в речевом потоке не стоит, лучше обратить внимание на синтаксическую роль конструкции и подобрать к ней вопрос.

414. Прочитайте и укажите обособленные члены предложе­ния. Объясните пунктуацию.

1) Тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, по­крытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранившем последний отблеск зари. 2) Волнуемый воспоминаниями, я забылся. 3) Мы с Печориным сидели на почётном месте, и вот к нему подошла меньшая дочь хо­зяина, девушка лет шестнадцати, и пропела ему. 4) Из уг­ла комнаты на неё смотрели другие два глаза, неподвиж­ные, огненные. 5) Изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. 6) Возвратясь, я нашёл у себя доктора. 7) Вопреки пред­сказанию моего спутника, погода прояснилась.

(М. Лермонтов)


§ 75. ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

1. Обособляются и отделяются на письме запятыми оди­
ночные и распространённые согласованные определения,
если они относятся к личному местоимению, например:

1) Утомлённый долгой речью, я закрыл глаза и за­
снул.
(Л.); 2) А он, мятежный, просит бури, как будто в
бурях есть покой.
(Л.); 3) Но ты взыграл, неодолимый,
и стая тонет кораблей.
(П.)

Примечание. От обособленных согласованных определений, выраженных прилагательными и причастиями, необходимо отли­чать прилагательные и причастия, входящие в составное именное сказуемое, например: 1) Он пришёл особенно возбуждённый и весёлый. (Л. Т.); 2) Он пошёл домой грустный и усталый. (М. Г.) В этих случаях прилагательные и причастия могут быть поставлены в творительном падеже, например: Он пришёл осо­бенно возбуждённым и весёлым.

2. Обособляются и отделяются на письме запятыми
распространённые согласованные определения, если они
стоят после определяемого существительного: 1) Офи­
цер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на
секунду и обернулся вправо.
(Купр.); 2) Струйки дыма ви­
лись в ночном воздухе, полном влаги и свежести моря.
(М. Г.) (Ср.: 1) Ехавший верхом офицер натянул пово­
дья, остановился на секунду и обернулся вправо.



2) Струйки дыма вились в полном влаги и свежести
моря ночном воздухе
- обособления нет, так как опреде­
ления стоят перед определяемыми существительными.)

3. Обособляются одиночные согласованные определе­
ния, если их два или больше и они стоят после опреде­
ляемого существительного, в особенности если перед ним
уже есть определение: 1) Кругом было поле, безжизнен­
ное, унылое.
(Бун.); 2) Солнце, великолепное и яркое,
поднималось над морем.
(М. Г.)

Иногда определения так тесно связаны с существитель­ным, что последнее без них не выражает нужного значе­ния, например: В лесу Ефрема ждала атмосфера удуш­ливая, густая, насыщенная запахами хвои, мха и гниющих листьев. (Ч.) Слово атмосфера приобрета­ет необходимое значение лишь в сочетании с определения­ми, и потому они не могут быть от него обособлены: важно


не то, что Ефрема «ждала атмосфера», а то, что эта атмо­сфера была «удушливая», «густая» и т. п. Ср. ещё один пример: Лицо его [вожатого] имело выражение довольно приятное, но плутовское (П.), где определения тоже тесно связаны с определяемым словом и поэтому не обособ­ляются.

4. Согласованные определения, стоящие впереди определяемого существительного, обособляются, если име­ют добавочное обстоятельственное значение (причинное, уступительное или временное). Эти определения часто от­носятся к собственным именам: 1) Привлечённые све­том, бабочки прилетели и кружились около фонаря. (Акс); 2) Утомлённый дневным переходом, Семёнов заснул скоро. (Кор.); 3) Ещё прозрачные, леса как будто пухом зеленеют. (П.); 4) Не остывшая от зною, ночь июльская блистала. (Тютч.)

5. Несогласованные определения, выраженные косвен­ными падежами существительных с предлогами, обособля­ются в том случае, если им придаётся большая самостоя­тельность, т. е. когда они дополняют, уточняют представ­ление об известном уже лице или предмете; это обычно бывает, если они относятся к собственному имени или лич­ному местоимению: 1) Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Ал-патыча. (Л. Т.); 2) Сегодня она, в новом голубом капо­те, была особенно молода и внушительно красива. (М. Г.); 3) Элегантный офицер, в фуражке с золоты­ми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капи­тану. (А. Н. Т.) Ср.: Больше всех был недоволен задерж­кой инженер с громовым голосом, в черепаховых оч­ках. (Пауст.)

Несогласованные определения, выраженные косвенны­ми падежами существительных, кроме того, обычно обо­собляются: а) когда следуют за обособленными определе­ниями, выраженными прилагательными и причастиями: Мальчик, стриженый, в серой блузе, подал Лаптеву чаю без блюдечка. (Ч.); б) когда стоят впереди этих опреде­лений и связаны с ними сочинительными союзами: Бедный гость, с оборванной полото и до крови оцарапанный, скоро отыскал безопасный угол. (П.)


415. Спишите, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление. Обособленные согласованные и несогласованные определения подчеркните.

I. 1) Только люди способные сильно любить могут ис­пытывать и сильные огорчения; но та же потребность лю­бить служит для них противодействием горести и исцеляет их. (Л. Т.) 2) Улица ведущая в город была свободна. (Н. О.) 3) Они вступили в коридор узкий и тёмный. (Г.) 4) Ленивый от природы он [Захар] был ленив ещё и по сво­ему лакейскому воспитанию. (Гонч.) 5) Страстно предан­ный барину он, однако ж, редкий день в чём-нибудь не солжёт ему. (Гонч.) 6) Мужчина лет тридцати здоровый красивый и сильный лежал на телеге. (Кор.) 7) Земля и не­бо и белое облачко плывущее в лазури и тёмный бор не­внятно шепчущий внизу и плеск невидной во мраке речки всё это знакомо всё это ему родное. (Кор.) 8) Рассказы ма­тери более живые и яркие производили на мальчика боль­шое впечатление. (Кор.) 9) Покрытые инеем они [скалы] уходили в неясную озарённую даль искрящиеся почти про­зрачные. (Кор.) 10) Ударил мороз в 30, 35 и 40 градусов. Потом на одной из станций мы уже видели замёрзшую в термометре ртуть. (Кор.) 11) Ржавая осока всё ещё зелёная и сочная склонялась к земле. (Ч.) 12) Песня тихая тягучая и заунывная похожая на плач и едва уловимая слухом слы­шалась то справа то слева то сверху то из-под земли. (Ч.)

13) При виде Калиновича лакей глуповатый с лица но в ливрее с галунами вытянулся в дежурную позу. (Писем.)

14) Борису не спалось и он в лёгком утреннем пальто вы­шел в сад. (Гонч.) 15) Сама Бережкова в шёлковом платье в чепце на затылке сидела на диване. (Гонч.)

П. 1) Его [Вернера] маленькие чёрные глаза всегда бес­покойные старались проникнуть в ваши мысли. (Л.) 2) Мне уже передавали две-три эпиграммы на мой счёт до­вольно колкие но вместе очень лестные. (Л.) 3) Вышел Алёша из дома отца в состоянии духа разбитом и подавлен­ном. (Дост.) 4) Довольный плохим каламбуром он развесе­лился. (Л.) 5) Бледный он лежал на полу. (Л.) 6) Мы по­шли на экзамен спокойные и уверенные в своих силах. 7) За нею [коляскою] шёл человек с большими усами в вен­герке довольно хорошо одетый для лакея. (Л.) 8) Около до-


роги нежно прислонились друг к другу две ивы старая и молодая и о чём-то шептались. 9) Одарённый необычайной силой он [Герасим] работал за четверых. (Т.) 10) Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч покрывающих небо и вдруг багряным светом осветило лиловые тучи зеле­новатое море покрытое кораблями и лодками колыхаемое ровной широкой зыбью и белые строения города и народ движущийся по улицам. (Л. Т.) 11) Жизнь в городе сонная и однообразная пошла своей колеёй. (Кор.) 12) Река загро­мождённая белым торосом слегка искрилась под серебри­стым грустным светом луны стоявшей над горами. (Кор.) 13) Ваня по-прежнему сидел на облучке серьёзный спокой­ный в своей ушастой шапке. (Зайц.)

416. Прочитайте текст, объясняя пунктуацию при выделенных распространённых определениях. Спишите, делая обособленные определения необособленными и, наоборот, необособленные - обособленными. Расставьте знаки препинания.

Путешественника, впервые отправляющегося в цен­тральные районы высокого Тянь-Шаня, изумляют прекрас­ные дороги, проложенные в горах. Множество машин дви­жется по горным дорогам. Наполненные грузом и людьми

тяжёлые машины взбираются на высокие перевалы, спус­каются в глубокие горные долины, поросшие высокой тра­вою. Чем выше поднимаемся в горы - чище, прохладнее воздух. Ближе к нам вершины высоких хребтов, покрытые снегом. Дорога, огибающая голые скалы, вьётся по глубо­кой ложбине. Горный поток, стремительный и бурный, то подмывает дорогу, то теряется в глубоком каменном русле. Дикое, пустынное впечатление производит раскинув­шаяся вдоль бурной реки глубокая горная ложбина. Звеня­щие на ветру стебли высохших трав покрывают дикую степь. Редкое дерево виднеется на берегу реки. Маленькие степные зайцы прячутся в траве, прижав уши, сидят возле врытых в землю телеграфных столбов. Стадо джейранов перебегает дорогу. Далеко видно этих мчащихся по степи легконогих животных. Остановившись на берегу шумной реки, размывшей край горной дороги, на склонах горы можно рассмотреть в бинокль стадо горных серн. Чуткие животные поднимают головы, вглядываясь в пробегающую внизу дорогу.


417. Спишите, расставляя знаки препинания. Обособленные оп­ределения подчеркните.

1) Небо темнеет, тяжёлое и неприветливое оно всё ниже нав..сает над землёй. (Нов.-Пр.) 2) Не переставая лил дождь косой и мелкий. (А. Н. Т.) 3) Утомлённые мы на­конец заснули. (Нов.-Пр.) 4) Ветер всё ещё сильный дул теперь с востока. (А. Н. Т.) 5) Он [Телегин] различал меж­ду этими глубокими вздохами глухое ворчанье то затихаю­щее то вырастающее в сердитые перекаты. (А. Н. Т.) 6) Изумлённый я некоторое время раздумываю над слу­чившимся. (Нов.-Пр.) 7) Я увидел наверху группу скал по­хожих на оленя и залюбовался. (Прж.) 8) Надвигалась ночь бесконечно долгая угрюмо холодная. (Нов.-Пр.) 9) Весь простор густо залитый мраком ночи находился в беше..ом движении. (Н. О.) 10) Между тем морозы хотя и очень лёгкие подсушили и окрасили все листья. (Пришв.) 11) Масса земли не то синей не то серой местами лежала горбатой кучкой местами полосой тянулась по горизонту. (Гонч.) 12) Стояла белая зима с жёсткою тишиной безоб­лачных морозов плотным скр..пучим снегом розовым ине­ем на деревьях (бледно) изумрудным небом шапками дыма над трубами клубами пара из мгновенно раскрытых дверей свежими лицами людей и хлопотливым бегом продрогших лошадок. (Т.) 13) (Н..)один луч, (н..)один звук (н..Прони­кал в кабинет (с)наружи через окно наглух,. занавеш..ое п..ртьерами. (Булг.) 14) Соборный двор топта..ый тысяча­ми ног звонко (не)пр..рывно хрустел. (Булг.)

§ 76. ПОСТРОЕНИЕ ОБОРОТОВ С РАСПРОСТРАНЁННЫМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ, ВЫРАЖЕННЫМИ ПРИЧАСТИЯМИ

И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ

Причастный оборот или прилагательное с зависимыми словами должны стоять до или после слова, к которому относятся: 1) Шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое. (Ч.) Или: Доносившийся снизу шум моря говорил о покое (но неправильно: «Доносившийся шум моря снизу говорил о покое»); 2) Пугачёв, верный своему обеща­ния), приближался к Оренбургу. (П.) Или: Верный сво­ему обещанию, Пугачёв приближался к Оренбургу (но не-


правильно: «Верный Пугачёв своему обещанию прибли­жался к Оренбургу»). Следовательно, между словами, входящими в распространённое определение, не должно быть других слов, не относящихся к этому определению.

418. Спишите, согласуй с выделенными словами данные в скоб­
ках распространённые определения. Место их (до или после опре­
деляемого слова) выберите сами.

1) Дорога вьётся между двумя колеями (поросший зелёной придорожной травой). 2) Блюдца лилий и нити очень грациозны (идущий от них в глубину). 3) Солнце се­ло, и на небе замерли лёгкие облака (розовый от заката). 4) Откуда-то справа доносились звуки (чрезвычайно похо­жий на плач ребёнка). 6) Пастух подходит к нашему кост­ру (заночевавший в горах). 7) Мы плыли в тумане (закрыв­ший берег и море). 8) В снежных просторах трудно опреде­лить расстояние (обманывающий неопытный глаз).

419. Укажите, какие ошибки допущены в построении причаст­
ных оборотов. Спишите, внеся необходимые исправления.

1) В поросших лугах буйной растительностью водилось множество птиц. 2) Созданный роман молодым автором вызвал оживлённые споры. 3) Жителям пострадавшего се­ла от наводнения была оказана своевременная помощь. 4) Подгоняемая лодка волнами и ветром быстро неслась по реке. 5) Издалека были видны плывущие брёвна по воде.

420. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте в каж­
дом предложении грамматическую основу.

День был тёплый осенний и дождливый. Просторная перспектива раскрывавшаяся с возвышения где стояли русские батареи защищавшие мост то вдруг затягивалась кисейн..м занавесом косого дождя то вдруг расширялась и при свете солнца далеко и ясно становились видны предме­ты точно покрытые лаком. Виднелся городок под ногами с своими белыми домами и красными крышами собором и мостом по об..им сторонам которого толпясь л..лись массы русских войск. Виднелись на повороте Дуная суда и остров и замок с парком окружё..ый водами впадения Энса в Ду­най виднелся левый скалистый и покрытый сосновым ле­сом берег Дуная с таинстве..ою далью зелёных вершин и го­лубеющими ущел(?)ями. (Л. Н. Толстой)


§ 77. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ

Приложения и их обособление

1. 1. Если одиночное согласованное приложение и опре­
деляемое им существительное являются именами нарица­
тельными, то между ними пишется дефис, например:
1) Вьётся улица-змея. (Маяк.); 2) Внук-шофёр из-за ру­
ля кланяется деду.
(Твард.) Дефис пишется и в том случае,
когда нарицательное существительное стоит после имени
собственного и тесно сливается с ним по смыслу, например:

1) Над Волгой-рекой расплескала гармонь саратовские
страданья.
(Сурк.); 2) Василиса и Лукерья сказали, что
они видели Дубровского и Архипа-кузнеца за несколько
минут до пожара.
(П.) Но: 1) Река Волга впадает в Кас­
пийское море;
2) Кучер Антон и кузнец Архип пропали
неизвестно куда.
(П.)

Примечание. Дефис не ставится: 1) если первое существи­тельное является общепринятым обращением (товарищ, гражда­нин и т. п.), например: Гражданин фининспектор/ Простите за беспокойство. (Маяк.); 2) если приложение, стоящее перед опре­деляемым словом, близко по значению к согласованному опреде­лению, выраженному однокоренным качественным прилагатель­ным, например: Красавица зорька в небе загорелась. (Кольц.) Но: Ипполит поражал своим необыкновенным сходством с се­строю-красавицей. (Л. Т.)

2. Несогласованные приложения (названия газет, жур­
налов, художественных произведений, предприятий и
т. п.) заключаются в кавычки, например: журнал «Сме­
на»,
смотреть балет «Лебединое озеро», работать на
заводе «Салют».

II. 1. Обособляются и отделяются на письме запятыми:

а) одиночные и распространённые приложения, относя­
щиеся к личному местоимению, например: 1) На митин­
гах мы, газетчики, узнавали много новостей.
(Пауст.);

2) Так, житель мира равнодушный, на лоне праздной
тишины я славил лирою послушной преданья тёмной
старины.
(П.);

б) распространённые приложения, относящиеся к опре­
деляемому слову - существительному нарицательному,
например: 1) Орлы, спутники войск, поднялись над го-


рою. (П.); 2) Не спит только кормщик, молчаливый се­верный старик. (С.-М.); 3) Разносчик болотной вла­ги, меня прознобил туман. (Ее);

в) распространённые и одиночные приложения, стоя­щие после определяемого существительного - имени соб­ственного, например: 1) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. (П.); 2) Рядом сидела девушка Вовнич, радист. (Горб.)

Обособленные приложения, подобные приложениям, данным в последних двух примерах, следует отличать от необособленных приложений, тесно связанных с именем собственным, обозначающих при названиях лиц их посто­янный, как бы неотъемлемый признак: Архип-кузнец, Ага­фья-ключница, Аверка-портной, Дюма-отец, Дюма-сын (см. выше, п. I, 1).

2. Распространённое приложение, стоящее перед име­нем собственным, обособляется тогда, когда имеет допол­нительный оттенок причинности (в этом случае его можно заменить оборотом со словом будучи): Театра злой зако­нодатель, непостоянный обожатель очарователь­ных актрис, почётный гражданин кулис, Онегин по­летел к театру. (П.) Но: Одессу звонкими стихами мой друг Туманский описал. (П.)

3. Распространённое приложение вместо запятой может отделяться на письме тире: а) если оно не только определя­ет слово, но и дополняет его содержание: 1) Со мной был чугунный чайник - единственная отрада моя в путе­шествиях по Кавказу. (Л.); 2) Тополев - высокий ко­стлявый старик с серо-зеленоватыми усами - за весь вечер не проронил ни слова. (В. Аж.); б) если необхо­димо установить грань между приложениями и определяе­мым словом: Лютейший бич небес, природы ужас - мор свирепствует в лесах. (Кр.); в) если приложение не­обходимо отделить от однородных членов: На террасе я увидел бабушку, Николая Кузьмича - соседа по квар­тире, сестру Нину с двумя подругами.

4. Обособляются приложения, присоединяемые союза­ми то есть, или (в значении то есть), словами даже, на­пример, в особенности, по прозванию, по имени, в том чис­ле и подобными, выступающими в роли союзов: 1) Отец


показал мне деревянный ларь, то есть ящик, широкий вверху и узенький внизу. (Акс); 2) Многие с прошедшего бала на меня дуются, особенно драгунский капитан. (Л.); 3) Отправился я со Старостиным сыном и другим крестьянином, по имени Егор, на охоту. (Т.); 4) Сажен за двести Ик разделялся на два рукава, или протока. (Акс.) Большинство приложений, присоединяемых союза­ми, имеет уточняющее значение (см. примеры 1, 3, 4). Не­которые имеют выделительный характер (см. пример 2).

Примечание. В качестве уточняющего приложения может вы­ступать и имя собственное, стоящее после нарицательного, на­пример: 1) Отец мой (кто именно?), Андрей Петрович Гринёв, служил при графе Минихе. (П.); 2) У второго мальчика (а именно?), Павлуши, волосы были всклоченные. (Т.)

5. Приложения, присоединяемые союзом как, выделя­ются запятыми, если имеют значение причинности; если же союз как равен по значению выражению в качестве, то запятые не ставятся: 1) Как истинный художник, Пуш­кин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений, но для него все предметы были равно исполнены поэзии. (Бел.); 2) Богат, хорош собою, Лен­ский везде был принят как жених. (П.)

421. Прочитайте и укажите приложения. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания; приложения подчеркните.

I. 1) Щука кумушка за карпом куманьком гонялась. (Жук.) 2) Сила и очарованье тайги не только в деревьях гигантах. (Ч.) 3) Жил в хижине бедняк сапожник. (Кр.) 4) У меня есть рассказ Снег. (Пауст.) 5) Он [Чернов] был неизменно удачлив во всех предприятиях. (М. Г.) 6) Ивана Ивановича и Буркина встретила в доме горничная молодая женщина. (Ч.) 7) Собирались мы чаще всего у Бориса Му-рузова зоолога. (Купр.) 8) На чёрном крыльце пела Васи­лиса стряпка. (А. Н. Т.) 9) Старый дядька князя Андрея Антон высадил Пьера из коляски. (Л. Т.) 10) Николушка пошёл по мягкой похрустывающей хвое лесному ковру. (А. Н. Т.) 11) Сверстники Тургенева питомцы школы ве­ликого поэта вскормленные его поэзией мы все сохранили в себе навсегда обаяние его гения. (Гонч.) 12) У Пушкина этого отца русского искусства в слове было два прямых на-


следника Лермонтов и Гоголь породившие целую плеяду нас деятелей 40-х, 60-х годов... (Гонч.) 13) Как человек за­мечательно умный он [Базаров] не встречал себе равного. (Д. П.) 14) Как художник слова Н. С. Лесков вполне до­стоин встать рядом с такими творцами литературы русской каковы Л. Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. (М. Г.)

П. 1) С шофёром сидел лейтенант связист. (К. С.) 2) Же­на Николая Николаевича француженка не меньше его отли­чалась гуманностью добротой и простотой. (Гонч.) 3) Я уви­дел полковника Полякова начальника казацкой артиллерии игравшей в тот день важную роль и вместе с ним прибыл в оставленное селение. (П.) 4) Я неторопливо дошёл до старой корчмы нежилой развалившейся хаты и стал на опушке хвойного леса. (Купр.) 5) Здесь живут обычные спутники мо­их охотничьих экскурсий лесники Захар и Максим. (Кор.)

6) Я снова посудником на пароходе «Пермь»,.. Теперь я «чёрный посудник» или «кухонный мужик». (М. Г.)

7) В кухне воеводит дорогой повар Иван Иванович по про­звищу Медвежонок. (М. Г.) 8) Девочки в особенности Ка-тенька с радостными восторженными лицами смотрят в окно на стройную фигуру садящегося в экипаж Володи. (Л. Т.) 9) Её отец Платон Половцев инженер был старым другом моего отца. (А. Г.) 10) Мы охотники счастье своё находим у огня. (С.-М.) 11) Второй Чадаев мой Евгений, боясь ревни­вых осуждений, в своей одежде был педант и то, что мы на­звали франт. (П.) 12) Окно это выходило из комнаты в которой обитали на летнем положении молодая только что выпущенная из консерватории первая скрипка Митя Гусев. (Ч.) 13) В зелё­ном небе появились звёзды предвестницы мороза. (Купр.)

422. Спишите, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление.

I. 1) Всякая птичка даже воробей привлекали моё вни­мание. 2) Самые скороспелые грибы например берёзовики и сыроежки достигают полного развития в три дня. 3) Степь то есть безлесная и волнообразная бесконечная равнина окружала нас со всех сторон. 4) Дядя Сергей Нико­лаевич начал меня учить чистописанию или каллиграфии. 5) Подъезжая к Сергеевке мы опять попали в урёму то есть в поёмное место поросшее редкими кустами и деревьями.


6) Отец и Евсеич выудили в самое короткое время очень
много и очень крупной рыбы особенно окуней и жерехов.

(Из произведений С. Аксакова)

II. 1) Лимонница жёлтая бабочка сидит на бруснике. (Пришв.) 2) Поздней осенью степь пустыня оживает на ко­роткое время. (Пришв.) 3) На следующее утро я со своим приятелем художником уехал на лодке на Прорву. (Пауст).

4) Поражённый он широко открыл карие глаза. (Нов.-Пр.)

5) Я журналист по природе своей человек весёлый. (Пришв.) 6) Когда Алексей Красильников вышел из лаза­рета, повстречался ему земляк Игнат фронтовик. (А. Н. Т.)

7) Одно время к сестрам ходил очень милый человек капи­
тан Рощин откомандированный в Москву для приёма сна­
ряжения. (А. Н. Т.) 8) Бедняжка она лежала неподвижно,
и кровь лилась из раны ручьями. (Л.) 9) Возница киргиз
сидит неподвижно. (Фурм.) 10) С ним был лохматый силь­
ный пёс по кличке Верный. (А. Г.) 11) В состав экспедици­
онного отряда вошли Арсеньев начальник экспедиции Ни­
колаев помощник по хозяйственной и организационной
части Гусев естественник и геолог Дзюль журналист.
12) Мне как моряку понятны эти убийственные взмывы
волн этот лязг железной громады дрожащей и стонущей в
буйных объятиях стихии. (Нов.-Пр.)

Обособление дополнений

Дополнения, состоящие из существительных с предлога­ми кроме, помимо, исключая, за исключением, включая, сверх, наряду с, вместо , обычно обособляются: 1) Кто, кро­ме охотника, испытывал, как отрадно бродить на заре по кустам? (Т.); 2) Самолёт, наряду с пассажирами, за­хватил и почту; 3) Быстрыми шагами прошёл я длинную «площадь» кустов, взобрался на холм и, вместо ожидан-ной знакомой равнины с дубовым леском направо и низенькой белой церковью в отдалении, увидел совер­шенно другие, мне неизвестные места. (Т.) Эти дополнения обозначают предметы, исключаемые из ряда других предме­тов (1-й пример), предметы, включённые в такой ряд (2-й пример), предметы, замещаемые другими (3-й пример).

Дополнения с предлогом вместо не обособляются, когда предлог вместо употреблён в значении за: Николай дол-


жен был работать вместо неожиданно заболевшего

товарища (за неожиданно заболевшего товарища).

423. Спишите предложения, расставляя знаки препинания и объясняя их употребление. Обособленные дополнения подчеркните.

1) В тёмной дали ничего не было кроме сверкающих ог­ней. (Нов.-Пр.) 2) Вместо весёлой петербургской жизни ожи­дала меня скука в стороне глухой и отдалённой. (П.) 3) Кру­гом всё молчало. Ни звука кроме вздохов моря. (М. Г.) 4) Вся команда судна включая и капитана и главного механика и бу­фетчика состояла из восьми или девяти человек. 5) Кроме крендельной у нашего хозяина была ещё и булочная. (М. Г.)

6) Отец с сыном вместо приветствия после давней отлучки стали насаживать друг другу тумаки и в бока и в поясницу и в грудь то отступая и оглядываясь то вновь наступая. (Г.)

7) Почва Сучанской долины за исключением только болот при устье реки чрезвычайно плодородна. (Прж.) 8) Сверх вся­ких ожиданий весь октябрь стояла сухая и тёплая погода. 9) В книгах В. К. Арсеньева помимо ярких художественных зарисовок имеется и большой ценный материал о жизни в Ус­сурийском крае. 10) Весь материал включая дневники путе­шественников тщательно изучается. 11) Настроение экипа­жа сверх обыкновения было приподнятое. (Нов.-Пр.) 12) Все за исключением Вари громко аплодировали певцам. (Степ.) 13) Мы вместо рассказа содержания повести представим только коротенький очерк главных её характеров. (Добр.)

§ 78. ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями


Продолжение

Обособляются Не обособляются
своей. (Л.); 2) Солнце, спря­тавшись за узкое сизое об­лако,золотит края его. (Нов.-Пр.); 3) От Урала до Дуная, до большой реки, ко­лыхаясь и сверкая,дви­жутся полки. (Л.) сломя голову (очень быстро); 2) Будем работать засучив рукава (дружно, упорно). Но: Отец, засучив рукава,тща­тельно вымыл руки.
2. Одиночные деепричастия, если они не имеют значения наречия (обычно они стоят впереди глагола): 1) Пошу­мев, река успокоилась, вновь легла в берега. (Пол.); 2) Гро­хот, не умолкая,катится дальше. (С.-М.); 3) Степь по­бурела и задымилась, подсы­хая. (В. Ш.) 2. Одиночные деепричастия, имеющие значение простого наречия, выступающие в роли обстоятельства образа дейст­вия (обычно они стоят после глагола): 1) Яков шёл не то­ропясь (медленно). (М. Г.); 2) О прогулке он рассказывал смеясь (весело).
3. Деепричастия с зависимы­ми словами, по смыслу тес­но сливающиеся с глаголом: Старик сидел опустив голо­ву. Здесь важно не то, что ста­рик сидел, а что он сидел с опущенной головой.
4. Группы однородных чле­нов, состоящие из наречия и деепричастия: Мальчик отве­чал на вопросы откровенно и нисколько не смущаясь.
Деепричастия и деепричастные обороты, соединённые между собой союзом и 9 как и прочие однородные члены, запятой друг от друга не отделяются: Я оглянулся. На опушке леса, приложив одно ухо и приподняв другое,перепрыгивал заяц. (Л. Т.) Во всех остальных случаях деепричастия и деепричастные обороты отделяются запятой от предшествующего им или сле­дующего за ними союза и: 1) Батареи медным строем ска­чут и гремят, и, дымясь,как перед боем, фитили горят. (Л.) 2) «Орёл» наконец пошёл, развив ход, и, догнав эс­кадру,занял своё место в строю. (Нов.-Пр.)

424. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объ­ясните употребление их при обособленных обстоятельствах, вы­раженных деепричастиями.

1) Все эти звуки сливаются в оглушительную музы­ку трудового дня и мятежно колыхаясь стоят низко в не­бе над гаванью. 2) Стоя под парами тяжёлые гиганты паро­ходы свистят шипят глубоко вздыхают... 3) Шагах в шес­ти от него [Челкаша] у тротуара, на мостовой, прислонясь спиной к тумбочке сидел молодой парень... Челкаш оска­лил зубы высунул язык и сделав страшную рожу уставил­ся на него вытаращенными глазами. Парень сначала недо­умевая смигнул, но потом вдруг расхохотался крикнул сквозь смех: «Ах, чудак!» - и почти не вставая с земли неуклюже перевалился от своей тумбочки к тумбочке Челкаша волоча свою котомку по пыли и постукивая пят­кой косы о камни. 4) Парень испугался. Он быстро огля­нулся вокруг и робко моргая тоже вскочил с земли. 5) Пришёл Челкаш, и они стали есть и пить разговари­вая. 6) Облака ползли медленно то сливаясь то обгоняя друг друга мешали свои цвета и формы поглощая сами се­бя и вновь возникая в новых очертаниях величественные и угрюмые. 7) На минуту лодка вздрогнула и остано­вилась. Вёсла остались в воде вспенивая её и Гаврила беспокойно завозился на скамье. 8) Челкаш привстал с кормы не выпуская весла из рук и воткнув свои холод­ные глаза в бледное лицо Гаврилы. 9) Лодка Челкаша остановилась и колебалась на воде как бы недоуме­вая. 10) Гаврила молча грёб и тяжело дыша искоса глядел туда, где всё ещё поднимался и опускался этот огненный меч. 11) Море проснулось. Оно играло маленькими волна­ми рождая их украшая бахромой пены сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль. 12) Пена тая шипела и вздыхала, и всё кругом было заполнено музыкальным шумом и плеском. 13) Отражённые играющим морем эти звёздочки прыгали по волнам то исчезая то вновь бле­стя. 14) Он шёл не торопясь. 15) Дорогу тянет к морю, она извиваясь подползает ближе к песчаной полоске, куда взбе­гают волны.

(Из произведений М. Горького)


425. Спишите, расставляя знаки препинания. Обособленные чле­
ны предложения подчеркните.

1) Возвратившись со смотра Кутузов сопутствуемый ав­стрийским генералом прошёл в свой кабинет и кликнув адъютанта приказал подать себе некоторые бумаги отно­сившиеся до состояния приходивших войск и письма полу­ченные от эрцгерцога Фердинанта начальствовавшего пере­довою армией. (Л. Т.) 2) Обломовцы очень просто понима­ли её [жизнь] как идеал покоя и бездействия нарушаемого по временам разными неприятными случайностями как-то болезнями убытками ссорами и между прочим трудом. (Добр.) 3) Сад всё больше редея переходя в настоящий луг спускался к реке поросшей зелёным камышом и ивняком; около мельничной плотины был плёс глубокий и рыбный. (Ч.) 4) На второй день буря усилилась. Клубясь ниже опус­кались рваные тучи громоздились неуклюжими пластами вдали тяжело наваливались на море и суживали горизонт тёмные, как соломенный дым; вскипая пенясь громадными буграми катились волны по необъятному простору со сви­стом и воем проносились вихрем поднимая каскады перла­мутровых брызг. (Нов.-Пр.) 5) Нас было трое Савелий ста­рый охотник толстый и круглый как улей Пыж длинно­ухий его пёс понимающий по части охоты не хуже хозяина и я в то время ещё подросток. (Нов.-Пр.) 6) Николка бле­стя воротничком и пуговицами шинели шёл заломив голо­ву. (Булг.)

426. Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте в каж­
дом предложении его грамматическую основу.

1) Из города уже выступало (не)приятельское войско выгремливая в литавры и трубы и подбоченившись выез­жали паны окружё..ые (не)сметными слугами. (Г.) 2) Ве-ретьев с.дел наклонившись и похлопывая веткой по траве. (Т.) 3) Он [Долохов] ухв..тил медведя и обняв и подняв его стал кружит(?)ся с ним по комнате. (Л. Т.) 4) Бумага дог. .ре л а и последний красный ярлыч. ,к подразнив (не)много угас на полу. (Булг.) 5) На ресницах у Маши вы­ступили слёзы она (не)спеша выт..рала и подп..рала щёку. (А. Н. Т.) 6) Наташа пр..тихнув выглядывала из своей за­сады ожидая что он будет делать. (Л. Т.) 7) Ваня летом


(не)покладая рук работал во дворе ездил на мельницу возил хлеб. (Сераф.) 8) Сделав (не)сколько кругов он [князь] снял ногу с педали ст..нка обтёр стамеску кинул её в ко­жа..ый карман придела..ый к станку и подойдя к столу по­дозвал дочь. (Л. Т.) 9) Князь Андрей видя настоятельность требования отца (с)начал.. (не)охотно но потом всё более ож..вляясь и (не)вольно посреди рассказа, по привычке, перейдя с русского языка на французский язык начал излагать операцио..ый план предполагаемой кампании. (Л. Т.)

427. Спишите, расставляя знаки препинания. Устно объясните употребление знаков препинания при обособленных членах пред­ложения.

1) В этот утренний час неудержимо хочется спать и прикорнув за широкой спиной отца я клюю носом. (С.-М.) 2) Песня исходила неведомо откуда то заглушаясь то на­растая. (С.-М.) 3) И не страшась меня близко садились, громко распевали лесные маленькие птички. (С.-М.) 4) Лёжа на берегу ручья я смотрю в небо, где над колебле­мыми ветром ветвями раскрывается глубокий бескрайний простор. (С.-М.) 5) Как(бы) подчёркивая застывшую не­подвижность июльского дня поют-заливаются лесные куз­нечики. (С.-М.) 6) Сплошные тучи молочного цвета покры­вали всё небо; ветер быстро гнал их свистя и взвизгивая. (Т.) 7) Рудин стоял скрестив руки на груди и слушал с на­пряжённым вниманием. (Т.) 8) Всё это она делала не спе­ша без шума с какой-то умилённой и тихой заботливостью на лице. (Т.) 9) Старик ни слова не говоря величественным движением руки кинул из окна ключ от двери на улицу. (Т.) 10) В другой раз Лаврецкий сидя в гостиной и слушая вкрадчивые, но тяжёлые разглагольствования Гедеонов-ского внезапно сам не зная почему оборотился и уловил глубокий, внимательный, вопросительный взгляд в глазах Лизы. (Т.)

Термин уточняющие обособленные члены предложения , как правило, употребляется в широком значении для обозначения уточняющих , пояснительных и присоединительных членов предложения . Такими членами предложения могут быть и главные, и второстепенные.

Уточняющим называется член предложения, отвечающий на тот же вопрос, что и другой член, после которого он стоит, и служащий для уточнения (обычно он сужает объем понятия, выражаемого уточняемым членом). Уточняющие члены могут быть распространенными. Уточняющими могут быть любые члены предложения:

Например: Его сообразительность, вернее быстрота реакции , поразила меня (подлежащее). Внизу, в тени , шумела река (обстоятельство).

Чаще всего уточнения требуют обстоятельства места и времени , поскольку они в предложении могут быть обозначены очень общо и неопределённо такими словами, как там, туда, оттуда, впереди, сзади, везде, всюду, тогда, потом, теперь и т. п.

Именно такие общие указания на пространство и время обычно нуждаются в конкретизации и переходе от более широкого понятия к более узкому.

Например: Теперь же, после половодья , это была река саженей в шесть. (А.Чехов) Там, ниже , мох тощий, кустарник седой. (А.Пушкин)

Пояснительным является член предложения, который называет то же понятие, что и поясняемый член, но другими словами. Перед пояснительными членами стоят или могут быть вставлены союзы именно, а именно, то есть, или (= то есть) .

При этом довольно часто пояснительные члены предложения (главные и второстепенные) присоединяются при помощи слов то есть, именно, а именно, или (= то есть), в том числе, например, в частности, главным образом, по имени, по прозвищу, особенно . Иногда присоединительные слова отсутствуют, но их можно мысленно подставить.

Например: В то время, именно год назад , я ещё сотрудничал по журналам. (Ф.Достоевский) Из лесного оврага неслось воркование диких голубей, или горлинок . (С. Аксаков) Даже любимцы царя, преображенцы , чувствовали себя как бы покинутыми своим державным вождём. (Д. Мор-довцев)

Присоединительным является член предложения, содержащий дополнительные разъяснения или замечания, сообщаемые попутно, как дополнение к содержанию основного высказывания. Присоединительные члены обычно присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, главным образом, в частности, в том числе, и притом, причем, и, да, да и, да и вообще, да и только .

Например: Над ним часто посмеивались, и справедливо . По ночам, особенно в грозу , поминутно озарялись в зале лики образов, раскрывалось, распахивалось над садом дрожащее розово-золотое небо. (И. Бунин)

Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединителных членах предложения

Уточняющие члены предложения

1. Уточняющие члены предложения, относясь к тому или иному слову в предложении, сужают понятие, им выражаемое, или в каком-либо отношении ограничивают его. Уточняющие члены предложения выделяются запятыми . Чаще всего значение уточнения приобретают обстоятельства места, времени, степени, меры, образа действия.

Например: Внизу, в зале , стали тушить огни (Ч.); Рагим лежит грудью на песке, головой к морю , и вдумчиво смотрит в мутную даль (М. Г.); В роще, за плотиной , гукала выпь (М. Г.); Там, на горизонте , откуда выплыла в небо туча, светилась бледно-розовая полоска света (М. Г.); Необъятное пространство заливала река в половодье, и теперь далеко, вплоть до горизонта , по лугам были разбросаны серебряные пятна (М. Г.); Восьмого июля, в пятницу , Елизаров, по прозванию Костыль, и Леша возвращались из села Казанского (Ч.); Голоса под липами теперь звучали мягче, по-вечернему (Булг.); Всюду, и вверху и внизу , пели жаворонки (Ч.); Теперь же, после половодья , это была река саженей в шесть .); Попытаться разглядеть Аксайское урочище там, на западе , на степном скате предгорий (Айтм.); Мы просто стояли в стороне, у закрытого амбара (Нил.); Наконец однажды, в середине дня , за рекой, в темноте, вдалеке, как всегда, вспыхивали и гасли огоньки (Нил.); На покривившемся стогу уныло, по-сиротски , примостилась ворона (Фад.).

Уточняющими членами предложения могут быть также определения и подлежащие. Обычно уточнения касаются возраста, цвета, размера и др.

Например: Через минуту они прошли сонную конторку, вышли на глубокий, по ступицу , песок и молча сели в запыленную извозчичью пролетку (Бун.); Длинная, в несколько верст , тень ложилась от гор на степи (Л. Т.); Ему нравился этот душистый, вкус мед а, напиток (Сол.); Именно в тот канунный, перед бурей , год случились некоторые значительные для Ивана Матвеича происшествия (Леон.); Обе, мать и дочь , были в соломенных шляпах (Ч.); Самый большой щит, метров в пять шириной , занимал середину левого ряда (Чук.).

1. Уточняющие члены, которые акцентируются в большей степени, выделяются тире.

Например: Сергей Сергеич подошел к Андрею, больно - со злинкой - похлопал его по щеке (Шукш.) - уточняется обстоятельство; Мины же все в снегу, который тут совсем неглубокий - до щиколотки (Бык.) - уточняется сказуемое; Памятников, правда, было мало - всего пять-шесть (Пауст.) - уточняется член предложения со значением неопределенного количества.

2. Уточняющие определения могут конкретизировать значение местоимений этот, тот, такой.

Например: Чичиков немного озадачился таким, отчасти резким, определением (Г.); ...Светло-голубые глаза и пепельно-русые волосы как-то скрашивали этот, не особенно заметный , недостаток (М. Г.).

3. Уточняющий характер членов предложения может усиливаться специальными словами типа вернее, точнее, иначе (они имеют значение вводных слов). Поскольку выделяется вводное слово, запятая после уточняющего члена не ставится .

Например: Любая годичная сессия академии - это, конечно же, в первую очередь добросовестный отчет ученых. Отчет о том, каких высот, а точнее, глубин удалось добиться в познании природы... (газ.).

4. Уточняющий смысл члена предложения может быть подчеркнут как ситуативное совпадение , хотя прямые значения обстоятельственных слов и не указывают на такое соотношение.

Например: И вдруг, у самого поворота в Суходол , увидели мы в высоких мокрых ржах высокую и престрашную фигуру в халате и шлыке, фигуру не то старика, не то старухи (Бун.) - под воздействием значения обстоятельства вдруг у следующего обстоятельства - у самого поворота в Суходол - выдвигается на первый план временное значение (в тот момент, когда подъезжали); В этот раз, подле больной матери , Султанмурат особенно остро почувствовал запустение жизни без отца (Айтм.) - временное значение сочетания в этот раз снимает пространственный оттенок в значении обстоятельства подле больной матери . Подобные члены предложения при сохранении своего собственного значения выделения не требуют ;

Сравните: В этот раз подле больной матери Султанмурат особенно остро почувствовал...

Пояснительные члены предложения

1. Пояснительные члены предложения выделяются запятыми.

Ими могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные. Пояснительные члены являются вторыми наименованиями по отношению к первым, поясняемым, которые выражают то или иное понятие недостаточно определенно или по каким-то причинам недостаточно понятно. Эти члены предложения, как правило, могут иметь указание на их пояснительный характер, т.е. иметь специальные союзы то есть, а именно, или (в значении "то есть")

Например: Вот кто-то вышел из дома и остановился на крыльце; это Александр Тимофеич, или попросту Саша , гость, приехавший из Москвы (Ч.); Для Константина Левина деревня была местом жизни, то есть радостей, страданий, труда (Л. Т.); В этом отношении случилось даже одно очень важное для них обоих событие, именно встреча Кити с Вронским (Л. Т.); От Невского проспекта ведет к бывшему Михайловскому дворцу, то есть к Русскому музею , короткая и широкая улица (Сол.); Слева от дороги зеркало в камышах, и все здесь в степи. Не настолько большое, чтобы казаться выпуклым, то есть не море, не озеро, а именно – пруд (Сол.); Она пойдет в сад и приведет в порядок малину, то есть обломает старые сохлые и привяжет к колышкам молодые побеги (Сол.); В беспредельности новых и новых открытий, в раскате невероятных происшествий я впервые почувствовал себя не чеховским Чечевицыным, не гимназистом, мечтающим убежать в пампасы, а истинным читателем, то есть человеком , который в долгожданный час остается наедине с книгой (Кав.).

2. При наличии слов, предупреждающих о пояснении, ставится тире.

Например: Он всеми силами души всегда желал одного – быть вполне хорошим (Л. Т.); Одно интересовало его в последнее время – живопись ; Цель, поставленная перед отрядом, была одна – до рассвета дойти до леса . В таких предложениях тире замещает пропущенный пояснительный союз: Байкал славен и свят другим – своей чудесной, животворной силой (Расп.). Пропуск союза может фиксироваться тире и в предложениях без специальных предупреждающих о пояснении слов: Задача, поставленная перед отрядом, была трудная – до рассвета дойти до леса ; Погода-то самая подходящая – пурга (Нил.).

Однако в печати при подобных пояснениях употребляется и двоеточие, что может быть воспринято как вариантное оформление конструкции с более подчеркнутым пояснением.

Например: ...Поставил себе государственную задачу: обезопасить торговые пути в Бухару, Хиву (Гран.); Настроение одно: работать лучше (газ.).

3. Среди пояснительных членов предложения особняком стоят согласованные определения с пояснительным значением.

Они не выделяются знаками, а лишь отделяются от поясняемого определения запятой. Пояснение возникает при особых по значению определениях – они несут общий неконкретизированный, неопределенный смысл. Второе, поясняющее определение снимает неопределенность.

Например: Подснежники были особой, неодолимой страстью Славы (Барузд.); Совсем другие, городские звуки слышались снаружи и внутри квартала (Кат.).

Пояснение может возникнуть и при другой, противоположной ситуации, когда первое определение абсолютно конкретно, оно выражено порядковым числительным, а второе определение поясняет его иными словами.

Например: Страшный путь! На тридцатой, последней версте ничего не сулит хорошего (А. Меж.) – т.е. "тридцатая, оказавшаяся последней " (сочетание тридцатая последняя верста абсурдно, так как предполагает еще двадцать девять последних).

Присоединительные члены предложения

1. Присоединительные члены предложения выделяются запятыми.

Они имеют характер сведений добавочных, сообщаемых попутно, в дополнение к содержанию основного высказывания. Присоединительные члены, включаемые в предложения, имеют в своем составе слова и сочетания даже, в особенности, особенно, главным образом, в том числе, в частности, например, и притом, и потому, да и, да и только, да и вообще, и тоже и др.

Например: Все, в том числе и смешной подпрыгивающий парень , потянулись к окошечку (Ч .); По ночам, особенно в грозу , когда бушевал под дождем сад, поминутно озарялись в зале лики образов, раскрывалось, распахивалось над садом дрожащее розово-золотое небо (Бун.); Полагаю, что как раз вот этого – тайны или предчувствия ее – и недостает не только твоей повести, но и всем произведениям твоих сверстников, в особенности современной лирике (Аст.); Большое, тоже квадратное , окно выходило в садик (Зал.); Я в школе хорошо училась, особенно по французскому (газ.); В нескольких местах валялись в грязи старые автомобильные баллоны, в том числе одна огромная зубчатая покрышка от колесного трактора (Сол.); Было очень тепло, даже жарко (Чак.).

Возможно выделение и с помощью тире.

Например: Неожиданно, перебивая ее воспоминания о ребятах, перед ней высветился дальний-дальний день – и тоже с рекой (Расп.).

2. Присоединительные члены предложения, не имеющие специальных присоединительных слов (бессоюзное присоединение), отделяются с помощью тире, более резко отграничивающего его от основного высказывания.

Например: Старуха приняла кончину старика как судьбу – не больше и не меньше (Расп.); Лестницы тоже исчезнут – до следующего раза (Расп.); Старуха смотрит на него и терпеливо улыбается. Потом говорит – все с той же терпеливой улыбкой (Расп.); Князев вместе со всеми перешел улицу и пошел себе не спеша по той стороне улицы – просто так, от нечего делать (Шукш.); Он даже не умывался, а шел сразу во двор – колоть дрова (Шукш.); Чего он притащился ни свет ни заря – от бессонницы, что ли (Расп.); Всю ночь и весь день и опять всю ночь Никита бегал по городу – к докторам, к аптекарю, в лавку за морошкой (Гейч.).

Такие члены предложения легко парцеллируются (разделяются на отдельные, неполные предложения) и при усилении их выделительной роли отделяются точкой.

Например: Щетка и мастерок– вот и весь научно-технический прогресс в этой отрасли. И не только в этой (газ.); И он [ Лермонтов] писал. Ночами, при зажженной свече, во время прогулок по парку, затаиваясь в его уголках (Чив.); Это скорее притча. Я бы даже назвал ее драматической новеллой. О любви. О ненависти (газ.); Соблюдая последовательность, дальше пришлось бы говорить о годах, обстоятельствах, людях и судьбах, охваченных рамою революции. О мире ранее неведомых целей и стремлений, задач и подвигов, новой сдержанности, новой строгости и новых испытаний аст.).

Упражнение 1.

Спишите примеры, графически покажите, какой член предложения обособляется и почему. Выразительно прочитайте, интонационно выделяя обособленные конструкции.

1) Там, в глубине одного из небольших дворов, мы облюбовали крошечный флигелёк в три комнаты. (М. Осоргин) 2) Казалось, что там, на краю моря, облаков бесконечно много. (М. Горький) 3) Однажды, в студёную зимнюю пору, я из лесу вышел. (Н. Некрасов) 4) Байкал славен и свят другим - своей чудесной, животворной силой. (В. Распутин) 5) Задача, поставленная перед нами, была трудной - до рассвета дойти до леса. (С. Антонов) 6) То был приятный, благородный, короткий вызов, иль картель... (А. Пушкин) 7) По всей ширине реки торчали в разных направлениях льдины, или торбсья. (В. Короленко) 8) В небе, на востоке, краснеет одинокая звезда. (И. Бунин) 9) Оттуда, с неизвестных степных мест, шла ночь. (И. Бунин)

Упражнение 2.

Спишите текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. В каких предложениях возможно выделение уточняющих членов? Какой из вариантов пунктуационного оформления этих предложений вы выберете и почему?

В 1880 году ранней весной открылась в (Санкт)Петербурге необык-нове(н, нн)ая выст_вка. Люди ждали часами что(бы) попасть на неё. А там в зале с опуще(н, нн)ыми на окна шторами стояла (одна)един-стве(н, нн)ая картина осв_щё(н, нн)ая лампами. Люди входили в зал и зам_рали как заворожё(н, нн)ые. Что это?

Мес_ц залил всё (во)круг своим т_инстве(н, нн)ым светом. Св_р-кают края разорва(н, нн)ых обл_ков. Серебря(тся, ться) зеленоватые воды широкой реки. Бл_стят огоньки в окнах низких домков покрытых соломой. И сами их белё(н, нн)ые стены словно излучают серебря(н, нн)ое сияние...

А это и (в)правду была картина. Художник и в самом деле умел воспр_извести красками то, что вроде(бы) (не, ни)подвлас_но руке человека свет лу(н, нн)ой ночи и тума(н, нн)ого утра и жаркого солнеч(?)ного дня красное зарево з_ката сверкание снега мерцающую бронзу сосен ослепительный блеск берёзовых стволов.
(По Н. Иониной)

Упражнение 3.

Используя приведённые ниже сочетания слов, составьте предложения с обособленными уточняющими членами. Укажите их синтаксическую роль.

1) Утром, часов в шесть. 2) Зимой, в конце декабря. 3) Недалеко, напротив парка. 4) Чибисы, или пигалицы. 5) Пинг-понг, то есть настольный теннис. 6) Бегемот, или гиппопотам. 7) Всевозможные птицы, особенно воробьи. 8) Тепло, даже жарко.

Упражнение 4.

Составьте и запишите предложения, используя данные сочетания слов. Графически покажите, каким членом предложения является каждое из них. Какие слова выполняют в предложении роль обособленной уточняющей конструкции? Какие из них являются уточняющими, пояснительными, присоединительными членами предложения?

1) Утром, часов в шесть. 2) Зимой, в конце декабря. 3) Недалеко, напротив парка. 4) Всевозможные птицы, особенно воробьи. 5) Тепло, даже жарко. 6) Главный член предложения, а именно подлежащее. 7) Все присутствующие, в том числе и приезжие. 8) Кошечка, по имени Анфиса. 9) Служебная морфема, в частности суффикс. 10) Чибисы, или пигалицы. 11) Пинг-понг, то есть настольный теннис. 12) Бегемот, или гиппопотам. 13) Учащиеся, например Иванов и Сидоров. 14) Высокий - не меньше тридцати метров. 15) Селенит (разновидность гипса). 16) Зеркало, тоже овальное. 17) По утрам, особенно зимой.

Упражнение 5.

Объясните, почему выделенные слова не могут быть уточняющими обстоятельствами в данных предложениях.

1) Вечером в пяти километрах от города приземлился инопланетный корабль. 2) Недавно на автобусной остановке я встретил своего друга. 3) В электричке года два назад я впервые увидел этого удивительного человека. 4) В нашем городе в прошлом году состоялась Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку.

Упражнение 6.

Спишите примеры, соблюдая орфографические нормы. Графически выделите уточняющие члены предложения и те слова, ккоторым они относятся. Каждое предложение прочитайте вслух, соблюдая интонацию обособления.

1) (Не, ни)об_ятное пространство заливала река в п_ловодье, и теперь далеко, вплоть до горизонта, по лугам были разброса(н, нн)ы серебря(н, нн)ые пятна. (М. Горький) 2) Казалось, что там, на краю моря, облаков бе(с, сс)конечно много. (М.Горький) 3) А _ рядом, у пр_талинки, в траве, между корней, бежит, струи(тся, ться) маленький серебря(н, нн)ый ручей. (С.Есенин) 4) За лугами, в с_неющ_й роще, куковала кукушка. (И. Бунин) 5) В просеке, в тени, чу_ствуе(тся, ться), как резко морозит к ночи. (И. Бунин) 6) Однако утром, при со_нце, его ноч(?)ные т_рзания быстро ра(с, сс)еялись. (И. Бунин) 7) Тут, в глуб_чайшей полевой тиш_не, летом среди хлебов, подступавших ксамым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло всё моё детство, полное поэзии п_чальной и свое_бразной. (И. Бунин) 8) Там, в глубине одного из (не, ни)больших дворов, мы облюб_вали крошеч(?)ный фл_гелёк в три комнаты. (М. Осоргин) 9) Камушки были когда(то) найде(н, нн)ы на пляже, у моря. (М. Осоргин) 10) Он по_вился поз_но вечером, почти ноч(?)ю. (А. Н. Толстой) 11) Однажды, в студё(н, нн)ую зимнюю пору, я из лесу вышел... (Н. Некрасов) 12) А (на)верху, над мглою этой, перер_стя весь лес, одна, в луче з_ката, в бликах света, г_рела яркая сосна. (В. Солоухин) 13) Дли(н, нн)ая, в (не, ни)сколько вёрст, тень л_жилась от гор на степи. (Л. Толстой) 14) (В)низу, в зале, стали тушить огни. (А. Чехов) 15) Восьмого июля, в пятн_цу, Елизаров, по прозванию Костыль, и Лёша возвращались из села Казанского. (А. Чехов) 16) Именно в этот канунный, перед бурей, год случились (не, ни)которые зн_чительные для него прои_шествия. (Л. Леонов) 17) А там, за соснами, как купол голубой, стоит бе(с, сс)трас_ное, бе_жалос_ное море. (А. Фет)

Упражнение 7.

Докажите, что в данных предложениях употребление уточняющих членов факультативно (необязательно). Прочитайте примеры сначала с ровной повествовательной интонацией, а затем с интонацией обособления. Какой член предложения при этом вы будете выделять интонационно и с помощью знаков препинания на письме? Сделайте выводы о том, как связаны смысл, интонация и пунктуация предложений в подобных случаях.

1) Вдруг впереди под тёмными горами мелькнул огонёк. (В. Короленко) 2) Рядом на обочине дороги стояла курчавая молодая сосенка. (Б. Полевой) 3) В июне перед началом косовицы на полях бывает короткая пора затишья и покоя. (В. Астафьев) 4) Внизу в котловане мигали огни посёлка, а вверху - багровые костры. (А. Фадеев) 5) Я иду к пруду на своё любимое место между шиповниковой клумбой и берёзовой аллеей и ложусь спать. (Л. Толстой) 6) Мы скоро ушли за двадцать километров на глухое озеро, но Мурзика с собой не взяли. (К. Паустовский) 7) Днём при солнечном свете мы видим только землю, ночью - весь мир. (В. Арсеньев)

Упражнение 8.

Вслух прочитайте данные сочетания слов. Определите, какие из них могут быть использованы в роли обособленных уточняющих членов предложения, какие - в качестве пояснительных, а какие - как присоединительные.

Составьте и запишите предложения, используя в роли обособленных уточняющих членов данные сочетания. Графически покажите, каким членом предложения является каждая уточняющая конструкция.

Особенно по вечерам. До самой ночи. По прозвищу Каштанка. У самого края обрыва. В цветущем вишнёвом саду. Метрах в тридцати от нас. Главным образом восьмиклассники. В пять часов утра. До самого вечера. Например подберёзовики и сыроежки. Дрессировать собак. За волнистой линией холмов. В самой тени деревьев. В том числе и но¬вый ученик. На горизонте.

Упражнение 9.

1) Здесь вдали города было пасмурно и сыро. 2)Люблю дымок спалённой жнивы в степи кочующий обоз и на холме средь жёлтой нивы чету белеющих берёз. 3)К парку можно пройти по дороге или по узкой тропинке вдоль реки. 4)Осьминоги или спруты – это морские моллюски. 5) Они все трое в особенности старый казак были краснее обыкновенного. 6)Иные слабохарактерные натуры если и ведут записки свои, то делают это урывками неразборчивым почерком не дописывая слов вообще небрежно. 7)Тогда в детстве даже мороженое казалось слаще.8) На другой день 15 марта была назначена итоговая контрольная работа. 9)Я жил тогда в Испании, в Барселоне. 10)Они каждое лето отдыхают в Европе, в Австрии. 11) Мы гуляли довольно долго до самого вечера. 12) Внизу в закурившемся тумане глухо шумел лес. 13) Они прежде то есть до приезда в деревню жили в большом ладу. 14) Никогда даже во время кулачного боя он не ускорял движений. 15) Я всегда и везде особенно на Кавказе замечал особенный такт у нашего солдата.

Упражнение 10.

Вставьте пропущенные знаки препинания и подчеркните обособленные уточняющие члены предложения.

1) Ба_икады возн_кали всюду особе_о по ту сторону Сены. 2) Больных и ране_ых лечили свои же каза_кие медики большей частью к_шевары. 3) Удобства жизни можно соч_тать с каким угодно даже с самым тяж_лым и грязным трудом. 4) Ей хотелось работать жить самостоятельно на свой сч_т.

Упражнение 11.

Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу и обособленные уточняющие члены предложения.

Выезжаем из города на рассвете. Внизу над рекою стелется молочно-белый туман. Из серебристого моря тумана точно видение поднимаются стены городского собора темнеют крыши домов. Далеко-далеко за рекою из тумана как в стародавние времена слышится рожок пастуха.

Упражнение 12.

Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания.

Здесь среди болот поросших богатой растительностью и глухих лесов изгибаясь пробирается тоненький ручеёк. Так начинается Волга самая большая река в Европе свой далёкий путь. Пройдя через несколько озёр она набирает силу и разливается могуче величаво. Семь тысяч больших и малых рек несут Волге-матушке свои воды.

Человек путешествующий по Волге не перестаёт удивляться красоте её берегов разнообразных живописных. В верховьях сжимают реку жёлто-красные сосновые леса наполняя воздух запахом сосны. Живописен правый берег гористый круто обрывающийся к реке, прорезанный глубокими долинами. Ближе к югу где-то после Саратова заросли уступали место хлебам уходящим в бесконечную даль.

Тест по теме «Уточняющие члены предложения»

1. Найдите неверное утверждение

1) Обособленные уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняемым при помощи союзов ТО ЕСТЬ, ИЛИ (ТО ЕСТЬ), ИМЕННО.
2) Если уточняющие члены предложения присоединяются при помощи слов ОСОБЕННО, ДАЖЕ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ, НАПРИМЕР и т.п., они не обособляются
3) Обособляться могут и дополнения с предлогом КРОМЕ, ВМЕСТО, ПОМИМО, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ и т. п
4) Как уточняющие члены могут употребляться и приложения

2. С чем нельзя согласиться?

1) Уточняющие члены предложения конкретизируют, сужают значение слова, к которому они относятся
2) Уточняющие члены предложения выделяются при произношении интонацией, а на письме - запятыми.
3) Чаще всего обособляются уточняющие обстоятельства места и времени
4) В качестве уточняющих членов предложения не могут выступать определения.

3. В каком предложении нет уточняющих членов?

1) Каждое утро, в шесть часов, я отправлялся на работу.
2) Встали мы очень поздно, в девять часов.
3) С утра поползли серые, как дым, облака.
4) Там, в деревне, он, очевидно, зная себя на своем месте, никуда не спешил.

4. Найдите предложение, в котором неправильно расставлены запятые.

1) Один раз, перед вечером, мы отправились на прогулку
2) Впереди на дороге, толпились люди.
3) Мы встретимся с вами в ближайшее время, например завтра.
4) Снег лежал высоко, в горах.

5. Обособленное уточняющее приложение есть в предложении (знаки препинания не расставлены)



3) У зверей за исключением птиц обоняние развито очень сильно.

6. Обособленное уточняющее обстоятельство есть в предложении (знаки препинания не расставлены)

1) На пристани никого не было кроме сторожа с фонарем.
2) Степь или безлесная равнина окружала нас со всех сторон.

4) Зимой с начала ноября и до апреля бури неустанно заносили снегами и поля и деревню и березу.

7. Обособленное уточняющее дополнение есть в предложении (знаки препинания не расставлены)

1) Степь или безлесная равнина окружала нас со всех сторон.
2) У зверей за исключением птиц обоняние развито очень сильно.
3) Бывало выглянешь в поле а вьюга свистит заметая на бегу следы по ухабистой дороге.
4) Не переставая звонить пароход направлялся теперь все дальше от берегов к югу где чудился конец света.

8. Укажите, где надо поставить запятые в данном предложении.

Несколько в стороне от него (1) на матрасике (2) лежал белый кот; увидев Каштанку (3) он вскочил (4) выгнув спину в дугу (5) задрал хвост (6) взъерошил шерсть (7) и тоже зашипел. (А. Чехов)

1) 1, 2, 3, 4.
2) 1, 2, 3, 4, 5.
3) 1, 2, 4, 5, 6.
4) 1, 2, 3, 4, 5, 6.

9. Уточняющим обстоятельством в данном предложении является

Несколько в стороне от него, на матрасике, лежал белый кот; увидев Каштанку, он вскочил, выгнув спину в дугу, задрал хвост, взъерошил шерсть и тоже зашипел. (А. Чехов)

1) на матрасике.
2) взъерошил спину.
3) увидев Каштанку.
4) выгнув спину в дугу.

10. В этом предложении надо выделить запятыми

Здесь в спальне царил мертвый покой. (А. Чехов)

1) вводное слово.
2) уточняющее дополнение.

11. В этом предложении надо выделить запятыми

Поздно вечером то есть часов в одиннадцать я пошел погулять по липовой аллее бульвара. (М. Лермонтов)

1) вводное слово.
2) уточняющее дополнение.
3) уточняющее обстоятельство места.
4) уточняющее обстоятельство времени.

12. В этом предложении надо обособить распространенное

Незаметным образом я привязался к доброму семейству даже к кривому гарнизонному поручику. (А. С. Пушкин)

1) вводное словосочетание.
2) уточняющее дополнение.
3) уточняющее обстоятельство места.
4) уточняющее обстоятельство времени.

13. Это предложение осложнено обособленным уточняющим

Поздно вечером, то есть в одиннадцать часов, я пошел гулять по липовой аллее бульвара. (М. Ю. Лермонтов)

1) дополнением.
2) приложением.
3) обстоятельством места.
4) обстоятельством времени.

14. Обособленное уточняющее обстоятельство времени есть в предложении

1) Во время ненастья лес имеет особенно унылый вид.
2) Мы, уставшие, но довольные, вернулись домой через три часа.
3) В конце ноября, в ясный день, в слободу явились гости. (В. Короленко)

15. Обособленное уточняющее приложение есть в предложении




16. Обособленного уточняющего обстоятельства НЕТ в предложении

1) Мы гуляли довольно долго, до самого вечера. (И. С. Тургенев)
2) Внизу, в закурившемся тумане, глухо шумел лес. (А. Н. Толстой)
3) Против двери, у стены, стоял комод, крытый вязаной скатертью. (И. Бунин)
4) Хозяин, Иван Николаевич Булгаков, был большой охотник до лошадей. (С. Т. Аксаков)

17. При помощи специального слова обособленное уточняющее обстоятельство присоединяется к уточняемому слову в предложении


2) Я всегда и везде, особенно на Кавказе, замечал особенный такт у нашего солдата. (Л. Н. Толстой)
3) Осенью, во время ненастья, лес имеет особенно унылый вид. (В. Арсеньев)
4) Против двери, у стены, стоял комод, крытый вязаной скатертью. (И. Бунин)

18. При помощи специального союза обособленное уточняющее обстоятельство присоединяется к уточняемому слову в предложении

1) В конце ноября, в ясный день, в слободу явились гости. (В. Короленко)
2) Весь этот день Анна провела дома, то есть у Облонских. (Л. Н. Толстой)
3) Осенью, во время ненастья, лес имеет особенно унылый вид. (В. Арсеньев)
4) Слева, с тускло чернеющих пашен, с равнины, дул теплый ветерок. (И. Бунин)

19. Предложение с обособленным уточняющим обстоятельством времени:




4) Варвара Павловна, в шляпе и шали, торопливо возвратилась с прогулки. (И. C. Тургенев)

20. Предложение с обособленным уточняющим обстоятельством места:

1) Взволнованный, он не мог уснуть. (М. Шолохов)
2) Мы гуляли долго, до самого вечера. (И. С. Тургенев)
3) Внизу, в закурившемся тумане, глухо шумел лес. (А. Н. Толстой)
4) Отец мой, Андрей Петрович Гринёв, в молодости служил при графе Минихе. (А. С. Пушкин.)