Произносится ш. Произношение шипящих звуков,,, в норме. Характеристика шипящих звуков и их артикуляция

Недостатки произношения «ч» могут иметь разное происхождение. В одних случаях это лишь временное, возрастное явление - у ребенка еще не сложился фонематический слух (нет четкого различения звуков, и поэтому «ч» смешивается с другими, сходными) или недостаточна подвижность органов артикуляции. В других же случаях неправильное произношение звука «ч» оказывается стойким, с возрастом не проходит, а, наоборот, закрепляется. И в том и в другом случае в формирование правильного произношения необходимо активно вмешиваться, помня, что речь ребенка далеко не всегда выправляется без специального воздействия.

Весь процесс «перевоспитания» неправильного произношения состоит из трех этапов:

  • постановки нового звука,
  • его закрепления (автоматизации)
  • и дифференциации (различения) смешиваемых звуков.

Посмотрим, какова должна быть эта система при работе над звуком «ч».

Как правильно произносить звук ” ч”?

Звук этот сложный, представляет собой единство, тесное соединение «ть» и «щ», которые произносятся слитно один за другим. В первый момент произнесения язык смыкается передним краем с нёбом за альвеолами. Спинка и боковые края языка при этом занимают такое же положение, как при звуке “щ”. Мягкое нёбо поднято, проход в нос закрыт (звук ротовой), голосовые складки разомкнуты, между ними голосовая щель (звук глухой). Вслед за этим передний край языка отскакивает в положение, нужное для звука «щ», смычка переднего края языка с нёбом как бы взрывается.

Такова нормальная артикуляция данного звука. Мы рассказали, как правильно произносить звук ” ч” подробно потому, что занятия с ребенком нельзя вести вслепую, не представляя себе положения органов артикуляции при том или ином звуке.

Занятия с ребенком

Прежде всего надо убедиться, что фонематический слух у ребенка развит достаточно , а если нет, то необходимо заняться его развитием (например, в ходе следующих упражнений: определить, есть ли этот звук в слове, где он стоит - в начале, в середине или в конце слова; придумать слова с данным звуком; отобрать картинки, в названиях которых он содержится, и т. д.).

Необходимо делать артикуляционную гимнастику в виде упражнений-игр . Такая гимнастика должна прозодиться ежедневно (а еще лучше несколько раз в день) по 5-10 минут. Взрослые показывают малышу определенные движения губ и языка, а затем он сам контролирует себя с помощью зеркала. Заниматься с ребенком, конечно, может только тот, кто сам правильно произносит данный звук.

К исправлению звука «ч» можно приступать только в том случае, если правильно произносится звук «ш», так как мягкое произнесение «ш» - элемент правильного произнесения «ч». Если «ш» ребенок произносит верно, то можно заняться сразу самим звуком «ч». В момент отчетливого произнесения «ть», когда язык напряжен и поднят к верхним зубам, вы шпателем, палочкой или просто пальцем отодвигаете его слегка назад и вверх к альвеолам. Одновременно слегка нажимаете пальцами на углы рта, выдвигая тем самым губы вперед. При таком положении губ и языка вместо «ть» получается «ч». То же упражнение можно делать, произнеся не звук «ть», а слог «ать», получится слог «ач».

Звук ребенку мы «поставили». Но от единичного его произнесения, да еще с посторонней помощью, до правильного употребления в речи еще далеко. Переходим к закреплению (автоматизации) звука . Делать это лучше всего в обратных слогах: «ач», «оч», «уч», «ич». Затем произнесение закрепляется между гласными («ача», «ачо», «ачу») в прямых слогах. Далее надо провести закрепление звука в различных словах, фразах, стихотворениях.

После закрепления правильного звука ведется работа по его различению среди других , сходных по звучанию. Звук «ч» может смешиваться с «с», «з», «ш», «ж», «щ», «ц». Следует обратить внимание ребенка на разницу в артикуляции звуков, в звучании. Сначала научите его различать изолированные звуки, затем их же в составе слога, слова и предложения. Особое внимание в этой работе надо обратить на слова, в которых одновременно находятся оба смешиваемых звука, например: «ученица», «чернильница» и т. д. Ребенок или повторяет эти трудные для него слова за взрослыми, или называет картинки, или придумывает предложения.

Возможно ли исправить произношение звука “ч” полностью?

Нарушение произношения звука «ч» в большинстве случаев устранимо, и часто недостаток проходит сравнительно легко, только занятия с ребенком надо вести систематически, а не от случая к случаю. И малыш и взрослые должны быть терпеливы и настойчивы, у них должно быть желание во что бы то ни стало добиться правильной речи. Если результаты самостоятельных занятий невелики, то надо обратиться к педагогу по исправлению речевых нарушений – логопеду, если ребенок плохо выговаривает звук «ч» .

В работе помогут следующие пособия:

М. Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1971.
М. Ф. Фомичева. Учите детей говорить правильно. М., 1968.
А. Д. Филиппова и Н. Д. Шуравина. Говори правильно. М., 1967

С. Шаховская, кандидат педагогических наук, журнал “Семья и школа”, 1971 год

При артикуляции звука ч

  1. Губы округлены и слегка выдвинуты вперед;
  2. Зубы не смыкаются;
  3. Кончик языка вместе со спинкой образует смычку с верхними зубами или альвеолами. Эта смычка незаметно переходит в щель между ними;
  4. Посередине языка идет короткая воздушная струя, которая ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту, как толчок воздуха;
  5. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;
  6. Голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Звук «ч» - аффрикат, состоящий из звуков «ть» и «щ». Если доступна нормированная артикуляция указанных звуков, то постановка, как правило, не вызывает затруднений. Ребенку предлагается усиленно произносить звук «ть», несколько оттянув язык на зад, от верхних резцов к альвеолам, а затем протянуть язык.

Основная трудность – моментальная смена положений передней части языка и удержание смычки между коренными зубами и боковыми краями языка. В осмыслении этой позиции ребенку может помочь артикуляционный профиль, на котором подчеркивается мгновенная смена взрывного элемента африкативным.

На начальном этапе постановки звука можно прижать края языка к коренным зубам средним и указательными пальцами.

II этап работы

(проводится как часть занятия)
Тема . Уточнение произношения имеющегося звука ч или вызывание его по подражанию.
Цель . Вырабатывать у каждого ребенка умение правильно произносить звук ч и определять положение языка при произнесении звука ч.
Предшествующая работа . Подъем языка вверх отрабатывался на занятиях по звукам т, д, н, ш, ж.
Подготовительная работа . Выяснить, как дети произносят звук ч, чтобы, используя специальные приемы, добиться правильного произношении звука. Подобрать картинки с изображением кузнечика.

Игра «Поезд».

Краткое описание
Дети садятся в вагоны (на стулья, поставленные друг за другом). Выбирается машинист, который садится на первый стул. Он дает сигнал к отправлению: «ууу...» Поезд едет. Дети, делая движения согнутыми руками, произносят: «ч-ч-ч...» По сигналу воспитателя «остановка» поезд останавливается, и дети замолкают. Потом выбирают нового машиниста, и игра продолжается.

Упражнение «Кузнечики»

Краткое описание
Воспитатель показывает детям картинку с изображением кузнечика и говорит: «Когда летом мы были на даче, то слышали, как в траве стрекотали кузнечики: «ч-ч-ч». Как стрекочут кузнечики?.. Когда вы произносите ч, что делает кончик вашего языка? («Кончик языка стучит в нёбо за верхними зубами».)

Методические указания . Следить, чтобы дети произносили звук ч коротко, четко, без призвука ш. Обратить внимание детей на то, что кончик языка стучит в нёбо за верхними зубами. Если у ребенка звук не получается, надо предложить ему произносить слитно тш (при описанном выше положении органов артикуляции), все убыстряя темп, пока не получится звук ч.



III этап работы

(проводится как часть занятия)

Тема . Воспитание правильного произношения звука ч в словах.
Цель . Упражнять детей в правильном произношении звука ч в словах.
Предшествующая работа . Проведено уточнение произношения изолированного звука ч.
Подготовительная работа . Приготовить чудесный сундучок - красиво оформленную в виде сундучка коробку, открывающуюся сбоку. Подобрать картинки, в названии которых звук ч находится в разных частях слова, например: чемодан, очки, чулки, точка, бочка, мальчик, девочка, пчела, качели, мяч, ключ и др.

Игра «Чудесный сундучок»

Краткое описание
Воспитатель показывает детям сундучок и говорит, что этот сундучок чудесный, потому что в нем лежит много интересного. Каждый сможет узнать, что там лежит; только надо сказать такие слова: «Сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Дети по очереди вынимают из сундучка картинки, показывают всем и четко называют их.
Методические указания. Следить, чтобы дети говорили слова достаточно громко, звук ч произносили четко.

» Учимся произносить правильно » Учимся произносить правильно звук Ч

Учимся произносить правильно звук [Ч]

Черепаха, не скучая,
Час сидит за чашкой чая.

Нас вновь выручает Самуил Маршак, один из любимейших поэтов детей разных поколений, собравший в «Азбуке в стихах» такие разные и такие знакомые буквы русского алфавита. Двадцать пятой по счету значится буква Ч, как правило, символизирующая на письме звук [Ч]. Отсутствие категоричности в этом утверждении связано с законами орфоэпии русского языка, по которым написание и произнесение большого количества слов не совпадают. Так, в слове что, выступающем в роли вопросительного местоимения или подчинительного союза и в соответствии с произносительной нормой звучащем как [што], буква Ч обозначает звук [Ш]. Однако, речь о звуке [Ч], который столь заметен в двустишии про черепаху.

Звук [Ч] относится к группе шипящих и является согласным звуком сложного образования. [Ч] состоит из двух компонентов: взрывного, или смычного, и фрикативного (щелевого). Это значит, что при произнесении звука кончик языка сначала смыкается с корнями верхних резцов — взрывной компонент, затем — после кратковременного «взрыва» — отходит к альвеолам и образует щель. Таким образом, по способу образования звук [Ч] относится к смычно-щелевым звукам, или к аффрикатам.

Правильная артикуляция звука [Ч] состоит в следующем: губы и зубы занимают положение, как при звуке [Ш]; передний край языка, как уже было сказано, сначала прикасается к альвеолам, производя звук [Т ‘], затем, отрываясь от них, переходит к последующему произнесению щелевого [Ш ’]. В результате быстрого соединения этих двух звуков, мягкость которых обусловлена сильным подъемом спинки языка, слышится [Ч]. Мягкое небо во время произнесения [Ч] поднято и закрывает проход в нос; голосовые связки раскрыты, так что звук произносится без голоса; выдыхаемая струя воздуха теплая.

Для овладения правильной артикуляцией [Ч] надо сначала предложить произнести звук на слух или прибегнуть к показу положения кончика языка и губ, дать возможность ощутить тепло выдыхаемого воздуха. Вызывание звука можно превратить в увлекательный момент подражания голосовым реакциям представителей животного мира. Так, вызывая звук [Ч], можно предложить ребенку показать, как стрекочет кузнечик, подобрав картинку с изображением насекомого.
Если же потребуется постановка звука, следует начать с общего для всех шипящих укрепления кончика языка и выработке умения удерживать передний край языка за верхними зубами. В качестве помощника понадобится звук [Т ‘]: подняв кончик языка кверху, надо произнести отдельный звук (Т ’ — Т ‘ — Т ’…) или слоги Т"И или АТ"; в это время с помощью шпателя или зонда передний край языка отодвигается в глубь рта, и за звуком [Т"] произносится [Ш"]. В результате получается звук [Ч]. Иногда бывает достаточно во время произнесения [Т"] слегка нажать пальцами на уголки рта и вытянуть губы вперед — «рупором»: кончик языка отодвигается назад, производя [Ч].

ПРОИЗНОШЕНИЕ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ [Ш], [Ж], [Ч], [Щ] В НОРМЕ.

ХАРАКТЕРИСТИКА ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ И ИХ АРТИКУЛЯЦИЯ.

К группе шипящих звуков относят звуки [Ш, Ж, Ч, Щ] .

Как произносится звук [Ш] в норме.

Звук Ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука Ш

    губы несколько выдвинуты вперед; кончик языка боковые края языка голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними; воздушная струя

Как произносится звук [Ж] в норме.

Звук Ж согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.

При произнесении звука Ж в норме органы речи принимают следующее положение:

    губы несколько выдвинуты вперед; кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель; боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки. голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха; воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.

Артикуляция звука ж отличается от артикуляции звука ш наличием голоса.

Как произносится звук [Ч] в норме.

Звук Ч согласный, глухой, мягкий. Парных ему звонкого и твердого звуков в русском языке нет.

В момент произнесения звука Ч органы артикуляции занимают следующее положение: disc"> губы слегка выдвинуты вперед и округлены; зубы сближены, между ними остается лишь узкая щель; широкий кончик языка поднят к передней части твердого неба; средняя часть спинки языка опущена, образуя углубление; боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам; воздушная струя с силой проходит сквозь узкую щель между альвеолами и передней частью языка (в начале артикуляции кончик языка смыкается с основанием верхних резцов, а потом резко отходит назад), выдох более сильный, чем при произнесении звука ш, более напряженный, воздух выдыхается толчком и проходит посредине языка; мягкое нёбо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в ротовую полость; голосовые связки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется.

Артикуляция звуков щ и ч отличается от артикуляции звука ш дополнительным подъемом средней части языка к небу. Кроме того, звук ч является смычно-щелевым, т. е. при его артикуляции вначале происходит смыкание передней части спинки языка с альвеолами, а затем между ними образуется щель.

Для шипящих звуков ш, ж, щ, ч основной является артикуляция звука ш , он является базовым для этой группы. Работа по исправлению шипящих звуков начинается обязательно со звука ш . Если звук ш произносится правильно, то, добавив голос, мы получим звук ж ; добавив подъем средней части языка, получим щ ; добавив подъем средней части языка и смычку перед щелью, получим ч . Поэтому и нарушения звуков ж, щ, ч бывают теми же, что у ш .

НЕДОСТАТКИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ.

Наиболее часто встречающиеся дефекты речи у детей дошкольного возраста:

Звук Ш заменяется на С. Причиной может послужить нарушение фонема тического слуха. Если физический слух у ребёнка в норме, речь идёт о способности ребёнка различать звуки, т. е. слух, который обеспечивает восприятие фонем родного языка.

Губно-зубной парасигматизм. Кончик языка при таком произношении держится внизу, звук произносится за счёт нижней губы, которая поднята к верхним резцам, образуя небольшую щель. Похоже на звук Ф (ФУБКА – шубка).

Межзубный сигматизм при нормальном прикусе, что может быть связано со слабостью мышц кончика языка. Звуки Ш, Ж и С, З, Ц произносятся одинаково: кончик языка просовывается между зубами.

Шипящий парасигматизм. Кончик языка опущен, упирается в нижние десны или оттянут назад. Артикулирование происходит за счёт задней части спинки языка. Звучание схоже со звучанием смягчённого звука Ш, но далеко не всегда. Иногда звук Ш звучит достаточно чётко, и затруднения начинаются, когда логопед начинает работать над постановкой звука Р, где подъём кончика языка обязателен. Звук не ставится, не получается. Как правило, к такому произношению шипящих присоединяется горловое произношение звука Р.

Боковой сигматизм. Встречается в обычном детском саду не так часто, но достаточно регулярно. Слышится неприятный хлюпающий звук. Такой дефект встречается или при слабости мышц одной половины языка или при боковом открытом прикусе. Могут быть опущены боковые края языка или один из его краёв, воздушная струя идёт вбок или выходит по обоим краям языка. Как правило, сочетается с боковым произношением и свистящих звуков.

Недостатки произношения звука [щ]. Среди недостатков произношения звука [щ] имеется укороченное произношение (длительность такого звука такая же как при [ш]), замена мягким свистящим звуком [с`], (сека - щека), а так же произношение [щ] с аффрикативным элементом в завершающей фазе, как сочетание ш`,ч («ш`,ч`ука» вместо щ`ука).

Недостатки произношения звука [ч].Среди недостатков произношения звука [ч], помимо тех, которые являются общими для всех шипящих, следует отметить замену [ч] мягкой, свистящей аффрикатой [ц], не свойственной фонетической системе русского литературного языка, а так же [т`] или мягкий [ш].

Подробную консультацию можно получить у логопеда.


Произношение орфографического сочетания чн.

С давних пор существовало разное произношение чн: [шн] в словах бытовых, повседневных и [ч’н] в словах книжных, «высоких». Существовало также колебание в произношении многих слов с сочетанием чн. Со временем победило произношение, соответствующее написанию. Произношение [шн] на месте чн сохранилось в сравнительно небольшом количестве случаев, иногда как обязательное, чаще как допустимое.

Согласно нормам старого московского произношения в словах живого языка, в словах, многие из которых проникли в литературный язык из просторечия, на месте сочетания чн произносилось [шн]:

коне[шн]о, наро[шн]о, пустя[шн]ый и т. д.

То, что некогда [шн] произносилось значительно шире, чем теперь, видно из укрепления [шн] не только в произношении, но и на письме в таких случаях, когда смысловые связи с непроизводным словом, имевшем в своем составе [ч], ослабли или утратились,

дото[шн]ый, дото[ш]ен (и в произношении, и на письме) вместо этимологического доточный, доточен, фамилии Калашников, Кирпишников, Шапошников, Рукавишников, с сочетанием [шн] в произношении и на письме вместо этимологического чн, также Столешников переулок в Москве с [шн] вместо чн. Связь между произношением сочетания [шн] и живым разговорным, народным языком и до сих пор сказывается в том, что [шн] вместо чн произносится и даже иногда пишется в сравнительно новых для литературного языка словах некнижного происхождения, идущих из живого разговорного языка: двурушный, лотошник, городошник.

Однако в тех случаях, когда сохранение ч в сочетании чн поддерживается родственными образованиями со звуком [ч], написанию чн и по старым московским нормам соответствовало в произношении [ч’н]:

да[ч’н]ый при дача, све[ч’н]ой при свеча, ре[ч’н]ой при речка и т. д.

Всегда как [ч’н] сочетание чн произносилось в словах книжного происхождения:

беспе[ч’н]ый, поро[ч’н]ый, ал[ч’н]ый, цини[ч’н]ый, мра[ч’н]ый, ве[ч’н]ый и т. д.

Употребление [шн] на месте чн в старом московском произношении укрепилось как черта, соответственная значительной части русских диалектов, в особенности южнорусских. В дальнейшем под влиянием ряда факторов — правописания, значительного количества слов книжного язык, в которых на месте чн всегда произносилось [ч’н], а также под влиянием других диалектов, где также произносилось [ч’н] — произношение [шн] в литературном языке постепенно стало вытесняться произношением [ч’н].

В современном литературном произношении [шн] обязательно лишь в немногих словах, в ряде других слов оно допустимо наряду с [ч’н]. В остальных же случаях произносится [ч’н]. В настоящее время произношение [шн] вместо чн по старым московским нормам во многих ситуациях приобрело просторечную сниженную стилистическую окраску, а для ряда слов характеризует диалектную речь. Следует отметить, что в словах нового происхождения, в особенности в словах, появившихся в Советскую эпоху, произносится только [ч’н]:

маскирово[ч’н]ый халат, библиоте[ч’н]ый, посадо[ч’н]ая полоса и т. д.

Это говорит о реликтовом, остаточном характере старой нормы, о ее отмирании в литературном языке.

В современном русском литературном языке на месте орфографического чн произносится [шн], [шн’] в словах

коне-[шн]о, ску[шн]о, яи[шн’]ица, пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, праче[шн]ая, горчи[шн’]ик, горяче[шн]ый

а также в женских отчествах на -ична:

Никити[шн]а, Кузьмини[шн]а, Ильи? ни[шн]а и др.

В ряде случаев произношение [шн] существует наряду с [ч’н], [ч’н’],

сливочное, молочный, копеечный, шапочный и т. д.

Нередко слышится [шн] в таких бытовых словах, как

двое[шн’]ик, трое[шн’]ик

в устаревших словах, обозначающих ушедшие из жизни понятия:

соба[шн’]ик, лаво?[шн’]ик

Важна семантическая связь с производящим. Иногда не? одинаково произносятся различные производные слова от одного и того же непроизводного, например, при возможности произношения прилагательного молочный с [шн] и [ч’н], существительное молочница произносится предпочтительно и чаще с [шн]: моло[шн’]ица. Напротив, книжное слово молочность (способность давать то или иное количество молока) произносится только с [ч’н]: моло[ч’н]ость. Бывают такие случаи, когда одно и то же слово в разных сочетаниях может произноситься неодинаково. Так, например, в сочетании молочная каша возможно произношение [шн], в сочетании же молочная железа, носящем не бытовой, а научный характер, произносится только [ч’н]. Обязательно произношение [шн] в слове кала[шн]ый в выражении с суконным рылом в калачный ряд и в слове шапо[шн]ый в выражении шапочное знакомство.

Следует иметь в виду, что произношение с сочетание [шн] идет резко на убыль и сейчас сохранилось как обязательное лишь в немногих словах. Поэтому в тех случаях, когда допустимо произношение как [шн], так и [ч’н], последнее нельзя считать неправильным, и его не следует заменять на сочетание [шн].

В заключение описания этого явления можно заметить, что [шн] на месте чн не произносится в словах, которые в предыдущем слоге имеют согласный [ш]:

пуше[ч’н]ый, игруше[ч’н]ый, кроше[ч’н]ый, подмыше[ч’н]ый

В прошлом произношение [шн] в этих и подобных словах было возможно.

Таким образом, в произношении орфографического чн в современном русском языке существуют значительные колебания: в ряде случаев произносят и [шн], и [ч’н]. На почве этого возникает стилистическая дифференциация. Произношение с [шн] (кроме слов, в которых [шн] обязательно или допустимо наряду с [ч’н]), свойственное разговорному стилю, постепенно становится признаком выходящего за пределы литературного языка просторечного, сниженного стиля:

таба[шн]ый, шуто[шн]ый, цвето[шн’]ик, убыто[шн]ый и т. д.

В отдельных случаях, кроме этого, возникает также дифференциация смысловая,

сердечный — серде[ч’н]ая болезнь и друг серде[шн]ый

В настоящее время вопрос о произношении на месте орфографического сочетания чн звуков [шн] или [ч’н] решается в словарном порядке.