Указ N4 «О ликвидации удельного княжеского титула Горчаковых и отзыве герба Горчаковых Верхнеокских уделов Черниговского Княжества» Черниговским Княжеским Династическим Домом. Исторические клейноды чернигова и черниговщины Черниговский герб

Материалы книги "Украина. Гербы и флаги" (Киев, Парламентское издательство).

Cовременный герб Чернигова утверждён Решением исполнительного комитета Черниговского городского Совета народных депутатов от 1 декабря 1992 года №332 "О гербе города Чернигова" Тогда же было решено предложить депутатам горсовета рассмотреть вопрос об отмене герба 1969 года. К решению прилагалась пространная записка с объяснением символики орла:

"Данная разработка герба города Чернигова является результатом процесса изучения, обобщения и использования имеющихся исторических источников для воспроизведения более совершенной высокохудожественной модели герба.
Основными причинами, вызвавшими необходимость создания новой модификации исторического герба, являются:
а) невысокий художественный и исполнительный уровень существующего изображения;
б) отсутствие чётко выраженной самобытности в существующих изображениях;
в) несоответствие современным общепринятым требованиям геральдики;
г) отсутствие пропорциональной завершенности.
При разработке новой вариации герба был сделан анализ и сопоставление как общеобъединяющих признаков в существующих исторических изображениях черниговского герба и эмблем, так и оценка отличительных признаков.
На основании полученных данных был создан сборный целостный образ.
Следующее художественное решение позволило создать изображение с более ярко выраженной самобытностью и историчностьЮ. При этом удалось достичь художественной выразительности, утонченности и пропорциональной завершенности. Преимуществом таких изящных решений в геральдике всегда было сочетание строгости и утонченности линий.
Исторический герб города Чернигова представляет собой серебряный гербовый щит, на фоне которого изображен черный одноглавый орел со специфически расправленными крыльями. Гордо вытянутая шея, высоко поднятая голова, раскрытый клюв с выбросом языка символизируют всепобеждающее и жизнеутверждающее начало, силу, триумф. Широко расставленные лапы, традиционные для изображения черниговского орла, дополняют общее впечатление силы и отваги. В левой лапе орла находится золотой крест, символизирующий духовные основы, значение и влияние христианства в многовековой жизни города, одного из наиболее влиятельных духовных центров нашей Родины, который предоставил неиссякаемую плеяду подвижников православия.
Голову орла венчает золотая пятиконечная башенная (городская) корона - символ принадлежности данного герба городу.
Изображение черного орла в черниговском гербе имеет наиболее устойчивый характер. Его древность свидетельствует факт наличия изображения двуглавого черного орла еще в Х веке в качестве эмблемы Черниговского княжества. Гипотетически воссоздать историю появления орла в качестве символа черниговской земли может древнерусский героический былинный эпос, где орел является вещей птицей.
Существование орла как эмблемы Черниговского княжества подтверждается фактом изображение орла на оковке рога тура из кургана Черная могила (Х век), а также изображение двуглавого орла, высеченного из камня на стенах каменных палат усыпальницы черниговских князей - Борисоглебского собора, построенного в 1123 году черниговским князем Давидом-Глебом Святославичем.
По мнению Б.А.Рыбакова, былинная вещая птица - орел - уже в середине Х века была изображена на священном ритоне. А.Ф.Шафонский, исследуя этот герб, отметил давность его изображение: "Сей герб от самых российских князей до разорения татарского введен".
Есть еще один довод в пользу существования орла в качестве эмблемы черниговской земле. Так, генеалогические исследования показывают, что многочисленные потомки черниговского князя Святослава Ярославича, родоначальника династии Святослава, в своих родовых гербах в качестве постоянно присутствующей эмблемы имели черного двуглавого орла. Таким образом, изложенные выше данные и их анализ свидетельствуют в пользу того, что эмблемой черниговского княжества еще в домонгольские времена было изображение черного орла.
Нашествие орд Батыя затормозило развитие эмблем и символов, однако не уничтожило их совсем. Дальнейшее развитие в качестве эмблемы черный двуглавый орел получил только при основании Черниговского воеводства.
В 1633 году польский сейм утвердил Черниговском воеводству герб - черный орел. Как мы видим, давняя эмблема Черниговского княжества оказалась настолько устойчивой, что по прошествии нескольких веков перешла и была официально закреплена в качестве основной эмблемы в герб воеводства.
В период после воссоединения Украины с Россией появление уже одноголового орла, с крестом в левой лапе, датируется 1672 годом. Трансформирования двуглавого орла в одноголового имеет свое логическое объяснение. Государственный герб Русского государства со второй половины XV в. в своем изображении имеет двуглавого орла. Конечно, сложная монархическая символика государственного герба, по мнению герольдмейстеров, занимавшихся созданием новых и пересмотром старых городских гербов, была неприемлемой для герба провинциального города.
Учитывая это, изображение двуглавого орла в гербе Чернигова были заменены одноголового.
В последующие века вплоть до событий октября 1917, черниговский герб испытывает ряд модификаций, но в основе сохраняет смысловое содержание, атрибутику и цветную символику. При этом цветовая символика черниговского герба оставалась стабильной на протяжении всей истории его существования и является наиболее органичной для нашего города".

Геральдика Герб
Черниговского района

Геральдический щит имеет форму прямоугольника с полукругом в основе. Поле щита пересечен на серебряное и зеленое. В серебряном поле - герб города Чернигова. В зеленом - перекрещенные флаг и сабля, а над ними шесть золотых звезд.
Щит обрамлен золотым картушем с орнаментом из колосьев.
Серебряный цвет щита отражает миролюбие, благородство и чистосердечное жителей района.
Зеленый цвет является символом красоты Полесской земли и ее природных богатств.
Орел, герб города Чернигова, символизирует верность древней геральдической традиции, прерванной в 1917 году, свидетельствует столичный статус района.
Перекресток казацкого Черниговского полкового знамени с саблей является символом мужества и стойкости защитников земли на протяжении веков, символом пограничной местности.
Шесть золотых звезд символизируют шесть городов - центров казачьих сотен: Седневской, Олишевской, полковой сотни, Слабинской, Роищенской, Билоусько. Флаг
Черниговского района

Представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением ширины к длине 2:3 состоящее из двух равных горизонтальных полос: верхняя - белого цвета, нижняя - зеленого.
В верхнем углу у древка на белом поле изображен герб района, высота которого составляет треть высоты флага.
Белая полоса символизирует верность, миролюбие и искренность.
Зеленая полоса символизирует изобилие и богатство Полесского края. Герб
города Чернигов

Исторический герб города Чернигова представляет собой серебряный гербовый щит, на фоне которого изображен черный одноглавый орел со специфически расправленными крыльями. Гордо вытянутая шея, высоко поднятая голова, раскрытый клюв с выбросом языка символизируют всепобеждающий и жизнеутверждающее начало, силу, триумф. Широко расставленные лапы, традиционные для изображения черниговского орла, дополняют общее впечатление силы и отваги. В левой лапе орла находится золотой крест, символизирующий духовные основы, значение и влияние христианства в многовековой жизни города, одного из самых влиятельных духовных центров нашей Родины, который предоставил неисчерпаемую плеяду подвижников православия. Флаг
города Чернигов

Флаг представляет собой прямоугольное полотнище белое полотнище соотношением 2 до 3, в центре которого размещен черный одноглавый коронованный орел левой лапой держит золотой крест.

Чернигов,
Черниговский район

Черниговский район (укр. Чернігівський район) – административная единица на западе Черниговской области Украины. Административный центр – город Чернигов.

Граничит на севере с Репкинским , на северо-востоке с Городнянским , на востоке с Менским и
Куликовским , на юге Козелецким районами Черниговской области. На западе (по Днепру и Киевскому водохранилищу) - с Чернобыльским районом Киевской и Гомельской областью Республики Беларусь.

Через район пролегает международная автотрасса Одесса - Санкт-Петербург, Юго-Западная железная дорога.

Население: 52 984 чел. (1.12.2011)

Площадь: 2547 км. кв.

Чернигов - город областного подчинения, административный, экономический и культурный центр области. Расположен на правом берегу Десны. Важный узел железнодорожных и автомобильных путей, речной порт, аэропорт.

Население: 296 896 чел.(2011) Телефонный код: +380 462

Чернигов принадлежит к числу самых древних городов Украины-Руси. Ему, как определили археологи, более 1300 лет. Из всех городов Украины и России Чернигов сохранил не только большее количество древнерусских памятников, но и неповторимый ландшафт - зеленые холмы высокого правого берега реки Десны, увенчанные стремительными силуэтами храмов и башен. Благодаря этому город приобретает сейчас значения градостроительного памятника всемирного значения. Сейчас идет подготовка необходимых документов для включения Чернигова в «Список всемирного культурного наследия» ЮНЕСКО. В городе действует Национальный архитектурно-исторический заповедник «Чернигов древний», созданный постановлением Совета Министров Украины от 20 февраля 1967 года как филиал Государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей» в Киеве с передачей этому филиалу 11 памятников архитектуры Чернигова. Следующим постановлением, от 22 июня 1978 p., Создан самостоятельный заповедник, которому передан весь комплекс княжеского Детинца со Спасо-Преображенским и Борисоглебским соборами (XI-XIII в.), Коллегиумом, домом И.Мазепы, а также Екатерининскую и Пятницкe. церкви, Елецкий и Троицкий монастыри, комплекс Ильинских (Антониевых) пещер (XI-XVII вв.), курган «Черная могила» и курганный могильник на Болдиных горах (всего 34 достопримечательности). Таким образом, заповедник охватывает ценные территории и объекты исторического центра города.

История Чернигова

Территория Чернигова была заселена уже во II тыс. до н. э. По его окрестностям в урочищах Яловщини и Татарской Горке обнаружено поселение эпохи бронзы. В I тыс. н. э. на крутых берегах Десны, порезанных глубокими оврагами, существовало несколько славянских поселений северян: в пределах древней центральной части Чернигова на Валу, на Елецких и Болдиных высотах т.д.. Ученые считают, что они в VIII-IX вв. положили начало Чернигову.

Занимая выгодное географическое положение в бассейне Десны и ее притоков Сейма и Сноуи, город быстро рос. Десной и Днепром он был связан с Киевом.

Первое письменное упоминание о Чернигове относится к 907 году, когда киевский князь Олег после победоносного похода на Византию обязал греков «даяти уклады на руськыи грады: первое на Киев, та же на Чернигов, на Переяславль, на Полтеск, на Ростов, на Любеч и на прочая грады: по тем ибо городам седяху велице князья под Олгом сущее».

Вторым по порядку был назван Чернигов в этом договоре и тали, где шла речь о получении месячного содержания русскими купцами, которые прибывали в Константинополь. В договоре 944 года, заключенном с византийцами преемником Олега Игорем, тоже фигурирует Чернигов и снова - на втором месте. Т.е. в начале X в. Чернигов был центром княжества и одним из крупнейших городов Киевской Руси. Византийский император Константин Багрянородный среди важнейших городов Руси, в середине X в. вели торговлю с Константинополем, также упоминает Чернигов.

Город состоял из четырех укрепленных частей. Древнейшей из них был детинец - центральная административная часть. Он располагался на горе при впадении реки Стрижень в Десну, площадь его равна 15-16 десятин (теперь это территория современного парка на Валу). На детинце сосредоточены княжеский двор с хоромами, боярские дворы, главные соборы города. Он имел трое ворот: Водные, Киевские, Погорелые. С севера и запада к детинцу прилегала ремесленно-торговая часть - окольный град (внешний город), обнесенный рвом, валом и деревянными стенами. Его укрепления включали территорию современной площади Куйбышева, улицу Свердлова и доходили до р. Стрижня. Западная часть окольного града, распространявшейся в направлении Елецкого монастыря, называлась Третьяком. Ремесленно-торговые должности постоянно увеличивались и поэтому начал распространяться за пределы окольного града. Так возникло Предградьея. Оно занимало огромную территорию и включало район современного городского центрального рынка. Предградье тоже было обнесено рвом и валом. На берегу Десны лежала низменная часть города - Подол.

О могуществе древнего Чернигова свидетельствуют также многочисленные курганы IX-X вв. с захоронениями князей и дружинников. Большой интерес среди них представляют курганы Гульбище и Безымянный с захоронениями богатых бояр-дружинников конца IX - начала X века. Найденное оружие дружинника из кургана Гульбище - меч, щит, кольчуга, топор и др. Выдающимся археологическим памятником X в., единственным известным погребением древнерусского князя, является курган Черная Могила. Археологом Д. Я. Самоквасовым еще в 1872 - 73 гг. при раскопках обнаружены мечи, сабли, кольчуги, щит с медным оковкой, серпы, топоры, глиняная посуда, орнаментированные серебряным фризом два рога - сосуды для ритуального питья, костяные шашки и другие вещи, свидетельствуют о высоком уровне ремесла древней Руси.

Первым известным черниговским князем был один из сыновей Владимира Святославича - Мстислав, младший брат Ярослава Мудрого. Перед появлением в Чернигове он княжил в Тмутаракани. 1024, он захватил Чернигов. После смерти Мстислава Ярослав вновь объединил все земли. Незадолго до смерти, последовавшей в 1054 году, Ярослав разделил свои владения между сыновьями, отдал Чернигов Святославу, оставив за старшим сыном Изяславом Киев, соседней Переяслав достался Всеволоду. Князья сопредельных земель некоторое время жили в мире и согласии. 1060 они втроем шли против торков, в 1068 году - против половцев. br> Княжеские усобицы способствовали усилению нападений кочевников, приводили к разрушению хозяйства. Это тяжелым бременем ложилось на плечи трудящегося населения и в большой степени сдерживало развитие города.

После Любецкого съезда в 1097 г., признавшего наследственные права князей, Чернигов и Чернигово-Северское княжество были признаны за Святославичами.

80-90 годы XI века - время дальнейшего усиления и укрепления Чернигова.

В городе развернулось строительство, большой размах приобрел развитие ремесла и торговли. Возникают отдельные места для определенных видов товаров - т. н. ряды - признак того, что здесь появилось немало лиц, которые торговали одним и тем же видом товаров. Разбогатевшие бояре и дружинники возводили новые хоромы, князья - соборы и церкви, оборонительные укрепления. В это время, в частности, был построен новый княжеский двор, заложен Спасо-Преображенский собор, который стал, начиная с Мстислава, усыпальницей черниговских князей, основан Елецкий монастырь. В Чернигове создается епископия, что свидетельствовало о подъеме политического значения княжества. Вокруг города растет количество боярских сел, расширяются их вотчины, все больше свободного населения попадает в зависимость от феодалов.

После окончательного выхода из-под власти Киева Чернигов, будучи столицей отдельного княжества, продолжал оставаться значительным экономическим, политическим и культурным центром Руси. Здесь продолжали развиваться зализодобувного, кузнечное, гончарное, ювелирное и другие ремесла, строительное дело, культура. В XII веке в Чернигове построен Благовещенский, Борисоглебский соборы и Успенский собор Елецкого монастыря, ряд других сооружений. Древний Чернигов был одним из крупнейших культурных центров Киевской Руси. Здесь значительного уровня достигло образование, в основном распространилось среди состоятельных слоев населения, в частности князей, бояр, купцов. Высокообразованными в свое время людьми сыновья Ярослава Мудрого Святослав и Всеволод, что княжили в Чернигове. Всеволод владел пятью языками.

Для домашнего чтения семье Святослава был изготовлен т. н. «Изборник Святослава» - рукописная книга с прекрасно оформленными заглавными буквами, заставками и концовками. Греческий «премудрость» хорошо овладела дочь черниговского князя Михаила-Ефросинья благодаря боярину Федорову. Большую библиотеку, которая впоследствии стала основой библиотеки Киево-Печерского монастыря, собрал черниговский князь Святослав Давидович (Николай Святоша). Чернигов имел свое летописание и местную литературу, здесь складывались былины. Рассказы о Чернигове и его жителях занимают много места в «Повести временных лет», «Поучении» Владимира Мономаха, в Киевском летописи, который полностью посвящен борьбе Ольговичей с Мономаховичами, в «Слове о полку Игореве». Первым произведением жанра путешествий в древнерусской литературе было «Хождение» черниговского игумена Даниила, что в 1106-1107 гг. совершил путешествие в Палестину.

Культура Чернигова является составной частью культуры Киевской Руси, которая стала основой достижений трех братских народов - русского, украинского и белорусского.

Монголо-татарское нашествие задержала на несколько веков дальнейшее развитие Чернигова.

18 октября 1239 ордынцы появились под стенами Чернигова, который считался в то время городом «богатым воинами», «славным мужеством горожан», «крепким и многолюдным». Враги окружили его со всех сторон. Двоюродный брат Михаила Черниговского - князь Мстислав Глебович привел свое войско на выручку осажденным. Разгорелся ожесточенный бой. Осажденные пытались помочь воинам Мстислава Глебовича, начали обстреливать нападавших из метательных орудий.

После нашествия Чернигов теряет значение политического центра Чернигово-Север-толщины, уступив перед Брянском. Над черным слоем пожарища, оставленного монголо-татарами, археологи находят в основном только остатки керамики. Разрушения, причиненные городу, были очень велики.

Уцелевшее население завоеватели разделили на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч («тьмы»), обложили тяжелым налогом. В исторических документах тех времен встречается и «Черниговская тьма со всим выходы и даньмы». В городе появился татарский сборщик дани - баскак, которому рязанский князь вынужден был даже дарить земли: «отвесть поле по реке Проня». Через некоторое время вернулся из Польши князь Михаил. 1246 он поехал к Батыю просить «ярлык» на княжение. Здесь пытались заставить его выполнить унизительный обряд: вернуться на юг и поклониться изображению Чингисхана. Гордый князь ответил, что христианину не подобает поклоняться изображению мертвого человека. Как ни уговаривали его приближенные, он остался непреклонным и был убит татарами.

Очень медленно заживали раны, нанесенные нашествием. Ослаблением Руси воспользовались литовские феодалы, которые еще 1220 посягали на ее земле. В начале 60-х годов XIII века под руководством Миндаугаса вновь попытались захватить Чернигово-Сиверщину. В 1355 литовские войска еще раз появляются на черниговских землях. В течение 1355-1356 гг. вся Черниговщина, в т.ч. и Чернигов, попали под их власть.

Почти полтора века продержались здесь новые захватчики. Однако Чернигов и поддерживал тесные связи с остальными русскими землями, продолжал бороться с монголо-татарами, объединяясь в одно государство с центром в Москве. Так, в начале XV в. в Москву прибыло несколько украинских феодалов во главе с князем Свидригайло. Среди воинов, которые приехали с ними, большинство составляли выходцы из Чернигова. В последней четверти XV века движение за освобождение из-под литовского господства и воссоединение с братским русским народом стал массовым. Население Чернигово-Сиверщины отказалось повиноваться литовским панам. Наконец, в 1500 году на сторону России переходит ряд князей, в т. ч. и Семен Можайский, владевший Черниговом, Стародубом, Гомелем, Минском. Война между Литвой и Россией в 1501-1503 гг. закрепила Чернигов вместе с другими населенными пунктами Чернигово-Сиверщины и Смоленщины за Российским государством.

Воссоединения этих земель с российскими способствовало ослаблению социально-экономического(на Черниговщине в конце XVI в. Барщина составляла 2 дня, а на остальной территории Украины от 3 до 5), политического и ликвидации религиозного угнетения, дальнейшему развитию ремесла, торговли, строительного дела. В XVI веке русские торговые люди стали появляться в Чернигове еще чаще. Они приезжали сюда целыми обозами подвод и продавали собольи шубы, тулупы, шелковые и льняные полотна, изделия из кожи, оружие.

Чернигов был в то время пограничным городом, поэтому царское правительство позаботилось о его укрепления. В 1531 - 1534 гг. здесь построена деревянная крепость. Ее обнесли валом и глубоким рвом, установили 27 больших и множество мелких пушек.

Литовские феодалы не могли примириться с потерей Чернигова. Летом 1534 их войска опустошили окрестности Чернигова и другие города Чернигово-Сиверщины. Осенью того же года они снова подошли к Чернигову, но понеся большие потери, вынуждены были отступить. Во время переговоров в Москве 1542 литовские послы требовали возвращения Чернигова и других шести городов в обмен на пленных. Добивался польский король и великий князь литовский Сигизмунд II. Литовские и польские паны пытались захватить Чернигов в 1563 году во время Ливонской войны, однако безуспешно. Еще одну попытку овладеть городом совершили они в 1579 году, и мужественная оборона черниговцев заставила их снять осаду и отступить. Однако магнаты со своими наемниками продолжали разбоем. Один из них, М. Вишневецкий, в бессильной ярости тогда же сжег Чернигов и несколько других городов.

В начале XVII в. ставленник польской шляхты Лжедмитрий захватил Чернигов.

Через четыре года город Чернигов попал в руки польских интервентов, которым удалось закрепить его за собой по условиям Деулинского перемирия 1618 года на четырнадцать с половиной лет, а по Поляновскому миру 1634 года- навечно.

Сначала Чернигов входил в т. н. княжество Черниговское и подлежал администрации королевича Владислава, а после 1635 стал главным городом Черниговского воеводства. Здесь находился воевода, которого король назначал только из знатных польских феодалов, шляхта собиралась на сеймики. Польское правительство позаботилось не только о шляхте, но и о католическом духовенстве. Начались преследования православных, насильственное насаждение унии. Католикам был передан в Чернигове Борисоглебский монастырь, архимандритом Елецкого монастыря в 1628 году стал униат. Смоленский архиепископ даже поклялся, что в Смоленске, Чернигове и Стародубе всех православных приведет к унии. Чтобы увеличить доходы, в 1623 году (по другим сведениям 1620) король предоставил Чернигову магдебургское право. Все должности в городском самоуправлении заняла шляхта. Войт не избирался, а назначался королем - и обязательно из католиков.

7 июня севские воеводы, сообщив царю о событиях на Украине, подчеркивали, что народные массы стремятся воссоединиться с русским народом. 19 июня они уже докладывали: повстанческие войска завладели Черниговом, Нежином, Борзною и другими городами. Шляхта пыталась задержаться в Черниговской крепости, однако 15 июня мещане вместе с казаками выбили ее оттуда. Город навсегда освободился от польского ига. Оно стало центром Черниговского полка.

Чернигову, расположенному на северных рубежах освобожденной территории, угрожали войска литовского гетмана Радзивилла. Поэтому здесь в свободное от походов время находился весь Черниговский полк во главе с Небабой. Весной 1651 года сюда подошли Киевский и Нежинский полки. В июне польско-литовская шляхта начала наступление на Украину с севера. Незначительные группы казаков, охранявших переправы через Днепр, не могли сдержать врага. М. Небаба немедленно выступил из Чернигова навстречу захватчикам. Преобладающее численностью и вооружением войска Радзивилла нанесли казакам поражение. 6 июля героически погиб в бою и М. Небаба.

Казаки отступили в Чернигов. За ними двинулись и польско-литовские войска, надеясь на легкую победу. Наказной полковник С. Пободайло мобилизовал все имеющиеся силы на оборону города. Радзивилл предложил черниговцам сдаться, но получил решительный отказ и отошел на Смоленщину.

Возвращение на Черниговщину шляхты после Белоцерковского договора 1651 года вызвало новые выступления населения против иноземных захватчиков, за воссоединение Украины с Россией.

Радостно встретили черниговцы решения Переяславской рады. 28 января 1654 они торжественно приветствовали российское посольство В. Бутурлина и в Спасо-Преображенском соборе поклялись быть верными союзу с русским народом. Присутствующих во время церемонии было 1105 человек. Союзу с русским народом черниговцы, как и весь украинский народ, остались верными навеки. Казаки Черниговского полка помогали жителям и казакам Стародубского полка защищать Стародуб от шведских захватчиков, принимали участие в Полтавской битве 1709 года.

Воссоединение Украины с Россией способствовало дальнейшему развитию хозяйства и культуры города. Расширяются и укрепляются его связи с российскими городами.

Царское правительство, способствуя дальнейшему развитию торговли и ремесла, в 1655, 1666 и 1690 гг. подтвердил право Чернигова на самоуправление и предыдущие «вольности». Но эти подтверждения почти ничего не давало городским низам. Все выборные должности в магистратуре - войта, бурмистров, райцев, лавочников, как правило, занимали многочисленные представители имущих мещанских и офицерских семей, которые пытались переложить на плечи трудящихся все бремя налогов. Формы и размеры налогов не были четко определены, поэтому представители властей могли не только сами избежать их уплаты, но и нажиться за счет мещан и казаков.

Оставаясь пограничным городом Русского государства, Чернигов постоянно укреплялся. В 1670-1680 гг. крепость заново перестроили. 1719 расширили. После этого она занимала всю территорию нынешнего парка на Валу. Конце XVIII в., Когда границы Русского государства передвинулись далеко на запад, крепость потеряла свое значение и в 1799 году была ликвидирована.

С ликвидацией царизмом полкового устройства и созданием Черниговского наместничества, Чернигов с 1782 г. становится центром наместничества, а с образованием 1796 Малороссийской губернии, 1802 г. Черниговской губернии - центром губернии. В связи с этим городское самоуправление было сведено на нет. Городская дума, которая пришла на смену магистрата, хотя и оставалась выборным органом, но с 1796 г. полностью подчинялась губернатору. Без его разрешения она не совершала ни одного мероприятия. На нее возлагался надзор лишь за торговлей и благоустройством. Мещане, составлявшие большинство населения, были поставлены в узко сословные рамки. им разрешалось заниматься ремеслом и торговлей. Они платили государству многочисленные налоги, выполняли различные повинности. На их средства содержалась квартира губернатора и других высших губернских чиновников, полиция, тюрьма, пожарная команда, богадельня и т.д..

Во время Отечественной войны 1812 года жители Чернигова обнаружили высокий патриотизм. Многие вступало в казацкие полки и ополчения, мужественно сражались с вражескими войсками. Черниговский драгунский полк отличился в Бородинском сражении. Жители Чернигова приняли на себя заботы о эвакуировано белорусское население. В Чернигове размещались учреждения Белостока, Рогачева, Могилева.

После воссоединения Украины с Россией возрастает роль Чернигова как одного из центров развития культуры. Еще в конце XVII века в Чернигове открылась приходская школа. 1786 таких школ уже 6. 1700 начал работать среднее учебное заведение - коллегиум, созданный на основе славяно-латинской школы, которую сюда перевели из Новгорода-Северского. Сначала в нем было четыре класса: инфима, синтаксима, поэтика, риторика. В 1748 году открыли пятый класс - философию. Здесь изучали грамматику, историю, географию, математику, философию, латинский и греческий языки, однако уровень преподавания был невысоким из-за недостаточной подготовки преподавателей. Нуждающиеся студенты жили в бурсе, для которой по приказу архиерея выдавались дрова и несколько раз в неделю ржаной хлеб и крупа на кашу. Эта выдача была такой жалкой, что бурсакам каждый день приходилось после уроков ходить по городу под окнами, петь религиозные песни и просить милостыню. Срок обучения в коллегиуме был семь лет. 1776 его реорганизовали в духовную семинарию. Работало в Чернигове также первое народное училище (главная народная школа), которая состояла из четырех классов. Был открыт в Чернигове и т. н. свободный пансион, где учились дворянские дети мужского пола.

В 1805 году на базе народного училища была открыта губернская гимназия. В последующие годы начали работать уездное и приходское училища. Накануне реформы 1861 года в Чернигове было 5 учебных заведений: гимназия, три училища и духовная семинария. В них обучалось 538 человек, преимущественно дети дворян. Кроме того, было 3 приходские школы.

В 1860-1862 гг. в городе работала «воскресная школа» для взрослых, где обучалось до 90 человек. «Воскресная школа» имела прогрессивное направление и поэтому была закрыта царскими властями.

Значительными центрами культурной жизни были типографии. В первой половине XVII в. здесь действовала типография Кирилла Ставровецкого. 1646 года в ней, в частности, напечатано сборник стихов и статей К. Ставровецкого «Перло многоценное». 1679 в Чернигов перевели из Новгорода-Северского типографию, основанную JI. Барановичем. Она выдала произведения И. Галятовского, И. Максимовича, Д. Ростовского и других украинских писателей XVII в. Книги печатались украинском, польском и церковнославянском языках.

До первой половины XIX века относится начало издания первого журнала на Черниговщине. В 1838 году начала выходить газета «Черниговские губернские ведомости». В газете сотрудничали писатель этнограф В. Шишацкий-Иллич, историк А. М. Лазаревский и другие.

Во второй половине XIX в., Когда в России стал быстро развиваться капитализм, определенные изменения происходили и в Чернигове. Однако в это время он не сложился как промышленный центр, а оставался по-прежнему, сосредоточением ремесленно-кустарных промыслов. Строительство в городе обусловливало рост кирпичных заводов и их мощностей.

Чернигов — это один из древнейших городов Украины (первое летописное упоминание в 907 г.), в 1623 г. получил статус магдебургского города, то есть право на городское самоуправление. Внешними атрибутами этого права были печать, герб и флаг.

В исторической науке не сложилось единого мнения относительно символики Чернигова и Чернигово-Сиверской земли. В. Румянцева считает, что эмблемой Черниговского княжества издавна был двуглавый орел. Однако Б. Рыбаков, исследовав былины черниговского цикла, доказывал, что первоначально это был вещий ворон, или как вариант — фантастическое существо Семаргл. В пользу этих гипотез, как и других похожих, можно найти достаточно аргументов, тем более что эмблематика менялась на протяжении столетий. Возможно ворон более ранняя эмблема, которая трансформировалась в орла под влиянием тесных связей Черниговского княжества с Византией через Тмутаракань в XI в. Уместно заметить, что великий князь черниговский Мстислав Владимирович пользовался родовым знаком, который имел вид трезубца. Сам он начал строительство одного из древнейших каменных храмов на территории Восточной Европы — Черниговского Спасо-Преображенского собора, где и был похоронен в 1036 г. Именно он после знаменитой битвы под Лиственом (вблизи Чернигова) 1024 г., где разгромил войско великого князя киевского Ярослава Мудрого, основал Великое княжество Черниговское.

Еще одно отступление относительно герба Черниговской земли — черного орла, а именно его цвета. Можно предположить, что он неслучаен. Историк А. Толочко пишет: «Различные стороны границы маркируются разными красками. Своя сторона — светлой, чужая — темной. Противостояние «светлой», «красной» Руси темному, неизвестному полю — одно из главных колористических доминант древнерусской литературы. Цветовой код, впрочем, не единственный. Он имеет свое непосредственное продолжение в знаках сторон света, где своем соответствует юг (свет), чужому — север (тьма). На рассвете древнерусской государственности именно таким образом поляны осознавали своих северных соседей северян, связывая с ними черную краску, а заодно и понятие географической севера, холода. Можно утверждать, что представления о максимальной этнической отчужденности обязательно ассоциируется с черным севером «

В таком случае становится понятной позиция геральдистов Речи Посполитой, которые в XVII в. утверждали, что двуглавый черный орел — древняя эмблема Черниговской земли, на основании чего польский сейм в 1633 г. утвердил герб Черниговского воеводства. Им стал черный двуглавый орел с распущенными крыльями под королевской короной и вензелем королевича Владислава на груди (интересно, что в 30-е годы XVII века был еще один герб, связанный с Черниговщиной. Это Погоня или всадник в доспехах. Он был помещен на печати черниговского земства).

К сожалению, нам не известна аргументация геральдистов касательно давности орла, как эмблемы Черниговщины. Да и вообще, были ли она? Не надо забывать, что Черниговские земли были спорной территорией между Речью Посполитой и Московским государством, а отсюда — всевозможные попытки обоих государств тем или иным способом привязать их к себе. Возможно, черный двуглавый орел планировался как противовес Московскому. Вот смотрите, в составе Речи Посполитой есть земли, которые имеют в гербе орла еще с домонгольских времен в отличие от более позднего, заимствованного из Византии, московского. Кроме того, черный орел перекликался с польским белым. Таким образом доказывали, что черниговские земли в составе Речи Посполитой является неотъемлемой ее частью, а Москва не имеет на них никаких прав.

По другому к этому вопросу подходила противоположная сторона. Известно, что в XVII в.герба в общепринятом понимании в Московском государстве не существовало, а те изображения, что мы видим на царской печати, можно рассматривать, как эмблемы (и не больше), которые подчеркивали мысль, что Москва — это собиратель русских земель. Интересно отметить, что на печати Ивана IV эмблема черниговской земле — меч восточного типа или сабля, на блюде Алексея Михайловича — это белый олень на зеленом фоне. Как видим, в русской традиции эмблема черниговских земель была неустойчивой, что объясняется слабостью российской геральдики, что как наука начала развиваться лишь в XVIII веке, а в XVII в. московским чиновникам приходилось или создавать искусственные эмблемы, или пользоваться разработками более опытных западных геральдистов, внося свои модификации. Поэтому черниговский орел в 1672 г. становится одноглавым. И в лапах у него появляется крест, служащий напоминанием, что черниговские земли рядом с Киевом были колыбелью христианства на Руси. Голову же орел «потерял», так как общегосударственной эмблемой Московского государства был двуглавый византийский орел, и с точки зрения московских чиновников было недопустимо, чтобы подобная эмблема была у Чернигова, города хоть и древнего, но провинциального, который находился определенное время в составе Речи Посполитой. Таким образом, черный орел утвердился как герб Чернигово-Сиверской земли.

В то время как городской герб Чернигова мы можем рассматривать только изображение св. Владислава. В 1623 г. Сигизмунд III своей привилегией предоставил городу магдебургское право, где среди прочего утверждался городской герб: «… в герб городской назначаєм: святой Владислав в збруи с красною хорогвою»..Почему именно этот святой попал на герб? Администратором Чернигово-Северской земли в то время был королевич Владислав, в будущем король Владислав IV, а святой Владислав был его покровителем. Здесь надо вспомнить традиции Киевской Руси, ее князей, которые, помещали на печатях изображения своих святых покровителей. Почему святой был в военном снаряжении? Чернигов — это приграничный город, кстати, как и сейчас. Опять же аналогии: изображение вооруженного воина видим на княжеских печатях Киевской Руси. Геральдисты Речи Посполитой хорошо знали свое дело и подводили под свои разработки солидную базу. Изображение св. Владислава существовало на городской печати Чернигова с 1623 до 1782р, т.е. 159 лет (в XVII-XVIII века понятие «городской герб» и «городская печать» были тождественны.

В указе Сената 1730 г., на который ссылаются некоторые исследователи, речь идет об утверждении военной эмблемы и подтверждение старого земельного герба Черниговщины, а не города Чернигова. Об этом убедительно свидетельствуют данные сфрагистики. На печати Черниговского полка изображен черный одноглавый орел с крестом, а на городской — св. Владислав (не следует забывать о сложных взаимоотношениях между казацким и городским самоуправлением на Гетманщине.

Сегодня известен 61 оттиск печати г.Чернигова, их описания, фотографий с хронологическими рамками 1658-1782 гг. На всех — изображен св. Владислав. 52 оттиска (1769-1781 гг.) описала Н. Грабовая. Она трактует св.Владислава как вооруженного казака. Подобную трактовку имеем и в описания печати 1692 г., помещенном в «Черниговских губернских ведомостях» 1857 г., ч. неоф. к № 18.

Фигура св. Владислава просуществовала на городской печати до 1782 г., когда указом Екатерины II был утвержден городской герб — черный орел под короной с крестом в лапе. Почему 159 лет св.Владислав всех устраивал, а в 1782-м уже нет? Вероятно, русская императрица, один из инициаторов разделов Речи Посполитой, использовала все возможности, чтобы уничтожить любую память о том, что русские земли входили в состав этого государства. Кроме того, не надо забывать, что этот герб напоминал об особом статусе города, его магдебургском праве, что в самодержавной крепостнической России вызвало неприятие.

Линия на нивелирование самобытности покоренных народов проводили и другие императоры. Вспомним указ Павла I, который требовал заменить изображение на городских и других печатях Украины на государственный герб Российской империи.
Однако, черный орел оставался гербом Чернигова и Черниговской губернии до Октябрьской революции. После нее, с 1917 по 1969 г., Чернигов не имел не то, что герба, но и вообще какой эмблемы.

15 марта 1969 первая сессия 12 созыва Черниговского горсовета утвердила новый «герб» — «основу герба составляет серебряный щит славянской формы, символизирующий давность города и его важное оборонное значение в прошлом, вверху щита — старославянским шрифтом надпись -«Чернигов », внизу — серп и молот, символизирующие мирный труд и нерушимость союза рабочего класса и крестьянства. Центральная красно-лазоревая плоскость щита, воспроизводящая цвета флага УССР, разделена золотым колосом пшеницы, который подчеркивает, что Чернигов — центр области с развитым сельским хозяйством. На лазурном фоне изображен силуэт древней пушки, он напоминает, что Чернигов в прошлом был крепостью на юго-западных рубежах России: на красном — серебряное изображение реторты и шпули, которое символизирует промышленное развитие современного города. Пересекая лазоревый и красный фон плоскости, вьются волны Десны, на берегу которой раскинулся город ».

Как видим, в этой эмблеме множество нарушений геральдических принципов, поэтому, естественно, с созданием суверенной Украины среди прочего встал и вопрос о восстановлении старого исторического герба Чернигова. Была создана комиссия для изучения этого вопроса. Объявлен конкурс на лучшее графическое решение герба. Были выступления по городскому телевидению, публикации в прессе. Но сразу бросается в глаза, что полностью было проигнорировано первый исторический герб Чернигова — св.Владислав. На рассмотрение сессии горсовета выносился герб с орлом, но она несколько раз отклоняла этот проект, мол, что это идет от России, царизма и т.д.
Депутатам не хватило знания истории родного города. Наконец, они приняли решение отдать этот вопрос на рассмотрение исполкома, и тот своим решением № 332 от 1 декабря 1992 постановил: «утвердить герб города по описанию и рисунку, которые прилагаются», то есть орла с крестом. Автор модификации и описания этого герба — токарь Черниговского Радиоприборный завода В. М. Сергеев.

Вот что он пишет: «Исторический герб Чернигова представляєт собой серебряный гербовий щит, на фоне которого изображен черный одноглавый орел со специфически взведенными распущенними крыльями. Гордо витянутая шея, високо поднятая голова й раскритый клюв с выбросом языка символизируют всепобеждающее й жизнеутверждающее начало, силу, ликование. Широко расставленные лапы, традиционные для изображения черниговского орла, дополняют общее впечатление силы и отваги. В левой лапе орла находится золотой крест, символизирующий духовное начало, значимость и влияние христианства в многовековой жизни города, одного из наиболее значительных духовных центров нашего отечества, давшего неиссякаемую плеяду подвижников православия. Голову орла венчает золотая пятиконечная башенная (городская) корона – символ принадлежности данного герба городу»

Соотношение сторон 1:1,2.Язык и глаза орла красного цвета, клюв и лапы — золотые. Обоснование орла В. Сергеев дает по В. Румянцевой, но в очень категоричной форме. Дискуссионные доводы он подает, как общепринятые и безусловные, при этом полностью игнорирует св.Владислава, который был гербом города 159 лет. Кроме того, орел теряет великокняжескую корону, что в дореволюционном изображении подчеркивала особый статус Чернигова. Не следует забывать, что здесь княжили Владимир Мономах, Святослав Ярославич и другие князья, затем занимали великокняжеский стол в Киеве.

Не менее интересная история городского флага Чернигова. В Украине первое упоминание о городских флагах находим в привилегии Сигизмунда I Старого львовским мещанам на городской герб от 27.01.1526 г. Затем флаги, на которых изображались гербы, упоминаются в привилегиях Корсуню (1585 г.), Переяславу (1620 г.), Богуславу (1620 г.), Остру (1662 г.).

Некоторые городские флаги дожили до нашего времени. В военном музее Стокгольма хранятся флаги Киева и Львова. В Швецию они попали как военные трофеи.

Описание черниговского флага было сделано 1786 Афанасием Шафонским: „Магистрат Черниговский имеет, по старому обікновению, особливое магистратовое знамье, которое в торжественных выходах обще с цеховыми употребляется, треугольное, и состоит из голубого штофу. На одной стороне написан образ Преображения Господня; по сторонам сего образа на правой – пророк Мойсей, а на левой пророк Илия, в подножии онаго Святый апостол Иоанн, апостол Петр и апостол Ияков; на другой стороне прежний магистратский герб. Кайма онаго знамя желтого штофу, по краям которой, воместо позументу, золотыя и сребная сусальныя полосы и шелковым шнурком обшиты. На верху древка деревянная позолоченная булава и над оною такой же крест». Всего же А.Шафонский описал 34 флага — два городских (Чернигов, Прилуки), 32 цеховых (Зеньков, Прилуки, Нежин, Борзна, Березне, Чернигов).

Труд А. Шафонского позволяет проследить основные, характерные черты городских и тесно с ними связанных цеховых знамен Гетманщины.

Цвет полотнища:
— Красный (16 флагов);
— Зеленый (8 флагов);
— Голубой (6 флагов);
— Желтый (4 флагов).

Форма полотнища:
— треугольник — пять флагов;
— «двоерожных» — два;
— Остальные не указаны, но предполагаем, что они были прямоугольные.

Сюжеты:
— Богородица — 8 экз.
— Гербовые эмблемы – 7
— Покрова – 6
— Богоявление – 5
— Арх. Михаил – 5
— Вм.Георгий – 5
— Св. Лука – 3
— Крест – 3
— Цеховые атрибуты — 8
— Кузьма и Демьян – 3
— Воскресение – 2
— Вензель – 2
— Иоанн Предтеча – 2
— Благовещение – 2
— Николай Чудотворец – 2
— Илья Пророк – 2
— Георгий Победоносец — 2
— Дух святой – 1
— Преображение – 1
— Вм.Стратилат – 1
— Троица – 1
— Иисус Христос – 1
— Вознесение – 1
— Мироносицы – 1
— Арх.Гавриил – 1
— Св.Димитрий – 1
— Ап.Петро и Павел – 1
— Св. Борис и Глеб – 1
— Положение риз Богородицы – 1

Как видим, превалирует христианская эмблематика.

Оконечник древка флага:
— Булава с крестом – 2
— Булава с копьем – 1
— Крест – 1
— Копье – 6
— Копье с топором (алебарда) – 6

Таким образом, наиболее популярной и традиционной формой оконечника древка флага было копье.

Обратим внимание на то, что по краю полотнища обшивали каймой, а указанные сюжеты рисовали красками. Технику вышивания, в отличие от церковных вещей, не использовали.

Следует отметить, что изображение вооруженного воина на черниговском флаге надо, по нашему мнению, трактовать шире, чем только как св.Владислава.
Перед нами обобщенный образ защитника родной земли. Истоки этого изображения достигают времен Киевской Руси. Нечто подобное мы видим на княжеских печатях. Можно рассматривать этот рисунок, как олицетворение легендарного основателя Чернигова князя Черного. Следует принимать во внимание и следующий факт. В 1625 г. был создан казачий отряд для охраны Чернигова (кстати, это первое документальное упоминание о черниговских казаках, кроме известий о легендарно Сновской Сечи). Итак, трактовка св.Владислава как казака тоже имеет историческую основу.

Относительно сюжета «Преображение Господне», то оно тоже не случайно. Ведь в Чернигове находится старейший каменный храм восточного славянства — Спасо-Преображенский собор XI в. и для черниговчан он всегда был главным центром веры и духовности.

Игорь Сытый
кандидат исторических наук,
член Совета Украинского геральдического общества,
старший научный сотрудник Черниговского исторического музея им.В. В. Тарновского

Город Чернигов впервые упоминается в русских летописях под 907 годом в тексте договора между князем и . Однако очевидно, что к этому времени город уже существовал как поселение северян. Черниговское княжество было образовано в 1023 или 1024 году, когда тмутараканский князь занял Чернигов. попытался завладеть и Киевом, но предпочёл заключить мир с . По договору 1026 года Русская земля оказалась фактически разделена Днепром на две части: правобережье принадлежало киевскому князю, а левобережье – черниговскому. умер бездетным, и Чернигов вновь оказался присоединён к Киеву. Однако , незадолго до смерти раздавая уделы сыновьям, вновь выделил Чернигов в отдельное княжество. Досталось оно , с которого пошёл род черниговских князей. От двух сыновей – и – пошли две ветви черниговских князей, Давыдовичи и Ольговичи. В XI – XII веках их представители претендовали на старшинство среди Рюриковичей и участвовали в междоусобной борьбе за киевский великий стол. Старшая ветвь, Давыдовичи, пресеклась в 1166 году. Младшая, Ольговичи, разделилась ещё на две: потомков и Ольговичей.

Черниговский стол считался вторым по "престижности" княжеским столом Древней Руси после киевского. На нём обычно сидел князь, второй по старшинству среди Рюриковичей согласно лествичному праву. По размерам же Чернигов практически не уступал Киеву. Взорам приходящих в город путников открывался величественный и необычайно красивый вид: над низкой бревенчатой застройкой возвышались, сверкая золотом, купола храмов, башни теремов и княжеских дворов.

К началу XIII века Черниговское княжество занимало обширную территорию, в основном, на левом берегу Днепра. Его владения простирались на северо-восток до Мурома и Рязани и на юго-восток до Великой Степи. Кроме Чернигова на территории княжества были такие крупные города как Новгород-Северский, Стародуб, Брянск, Путивль, Курск, Любеч, Глухов, Чечерск и Гомель. В 1239 году Чернигов был разорён монголо-татарами и пришёл в упадок. После гибели князя в 1246 году Черниговское княжество распалось на уделы: , и . Разорённый татарами Чернигов уже не мог выполнять функции стольного города, и княжеский стол был перенесён в Брянск: местные правители стали носить титул князей брянских и великих князей черниговских. В XIV веке продолжилось дробление Чернигово-Северских земель на мелкие уделы. В 1357 году Брянск был захвачен великим литовским князем . лишилось самостоятельности, но ещё некоторое время сохраняло автономию в составе . Последним князем брянским и великим князем черниговским был , убитый в 1401 году во время восстания в Смоленске.

В течение XIV века были ликвидированы и остальные уделы Черниговского княжества, а их правители стали служилыми князьями великого литовского князя. В середине XV века некоторые бывшие черниговские земли были пожалованы князьям, бежавшим в из , в результате чего были восстановлены такие удельные княжества как , . Однако уже в XV – XVI веках потомки удельных князей вернулись под юрисдикцию , сохранив свои владения, но став простыми служилыми князьями.

Черниговские князья

1023-1036
Под непосредственным управлением Киева 1036-1054
1054-1073
(1) 1073-1076
(1) 1076-1077
(1) 1077
(2) 1077-1078
(2) 1078
(2) 1078-1094
1094-1096
1097-1123
1123-1127
1127-1139
1139-1151
(1) 1151-1154
(1) 1154-1155
(2) 1155-1157
(2) 1157-1164
1164-1177
1177-1198
1198-1202
1202-1204
1204-1210
1210-1214
1214-1219
1219-1223
(1) 1223-1235

Дата принятия: 04.06.1782, 01.12.1992

В серебряном поле одноглавый черный увенчанный золотой короной орел с расправленными крыльями, держащий в левой лапе удлиненный золотой крест.

Утвержден Решением исполнительного комитета Черниговского городского Совета народных депутатов от 1 декабря 1992 года №332 "О гербе города Чернигова".

Обоснование символики в соответствии с текстом пояснительной записки прилагавшейся к тексту решения об утверждения герба:
Исторический герб города Чернигова представляет собой серебряный гербовый щит, на фоне которого изображен черный одноглавый орел со специфически расправленными крыльями. Гордо вытянутая шея, высоко поднятая голова, раскрытый клюв с выбросом языка символизируют всепобеждающее и жизнеутверждающее начало, силу, триумф. Широко расставленные лапы, традиционные для изображения черниговского орла, дополняют общее впечатление силы и отваги. В левой лапе орла находится золотой крест, символизирующий духовные основы, значение и влияние христианства в многовековой жизни города, одного из наиболее влиятельных духовных центров нашей Родины, который предоставил неиссякаемую плеяду подвижников православия. Голову орла венчает золотая пятиконечная башенная (городская) корона - символ принадлежности данного герба городу.
Изображение черного орла в черниговском гербе имеет наиболее устойчивый характер. Его древность свидетельствует факт наличия изображения двуглавого черного орла еще в Х веке в качестве эмблемы Черниговского княжества. Гипотетически воссоздать историю появления орла в качестве символа черниговской земли может древнерусский героический былинный эпос, где орел является вещей птицей.
Существование орла как эмблемы Черниговского княжества подтверждается фактом изображение орла на оковке рога тура из кургана Черная могила (Х век), а также изображение двуглавого орла, высеченного из камня на стенах каменных палат усыпальницы черниговских князей - Борисоглебского собора, построенного в 1123 году черниговским князем Давидом-Глебом Святославичем.
По мнению Б.А.Рыбакова, былинная вещая птица - орел - уже в середине Х века была изображена на священном ритоне. А.Ф.Шафонский, исследуя этот герб, отметил давность его изображение: "Сей герб от самых российских князей до разорения татарского введен". Есть еще один довод в пользу существования орла в качестве эмблемы черниговской земле. Так, генеалогические исследования показывают, что многочисленные потомки черниговского князя Святослава Ярославича, родоначальника династии Святослава, в своих родовых гербах в качестве постоянно присутствующей эмблемы имели черного двуглавого орла. Таким образом, изложенные выше данные и их анализ свидетельствуют в пользу того, что эмблемой черниговского княжества еще в домонгольские времена было изображение черного орла.
Нашествие орд Батыя затормозило развитие эмблем и символов, однако не уничтожило их совсем. Дальнейшее развитие в качестве эмблемы черный двуглавый орел получил только при основании Черниговского воеводства.
В 1633 году польский сейм утвердил Черниговском воеводству герб - черный орел. Как мы видим, давняя эмблема Черниговского княжества оказалась настолько устойчивой, что по прошествии нескольких веков перешла и была официально закреплена в качестве основной эмблемы в герб воеводства.
В период после воссоединения Украины с Россией появление уже одноголового орла, с крестом в левой лапе, датируется 1672 годом. Трансформирования двуглавого орла в одноголового имеет свое логическое объяснение. Государственный герб Русского государства со второй половины XV в. в своем изображении имеет двуглавого орла. Конечно, сложная монархическая символика государственного герба, по мнению герольдмейстеров, занимавшихся созданием новых и пересмотром старых городских гербов, была неприемлемой для герба провинциального города. Учитывая это, изображение двуглавого орла в гербе Чернигова были заменены одноголового.
В последующие века вплоть до событий октября 1917, черниговский герб испытывает ряд модификаций, но в основе сохраняет смысловое содержание, атрибутику и цветную символику. При этом цветовая символика черниговского герба оставалась стабильной на протяжении всей истории его существования и является наиболее органичной для нашего города.

Проект герба города Чернигова 1859 г.

В 1859 году по правилам, разработанным Б.Кене, был составлен проект герба города Чернигова:
В серебряном поле черный коронованный орел, держащий за собой в когтях левой ноги длинный золотой крест, наклоненный к правому углу щита, когти орла золотые, язык червленый. Щит увенчан золотой башенной короной и окружен золотыми колосьями, соединенными Александровской лентой". Таким образом орел на городском гербе был повернут в "геральдически правильную" правую сторону и добавилось обрамление губернского города (корона и венок).
Проект не был утвержден.
(на основе материалов сайта )

Описание:
Одноглавый черный увенчанный золотою короною орел, держащий в левом когте позлащенный крест, в серебряном поле .

Герб города Чернигов 1623 г.

Польский герб города Чернигов, пожалованный в 1623 г.