Почему советская власть организовала геноцид калмыков. Региональная символика превалирует в Калмыкии над российской

Калмыцкую АССР упразднили 28 декабря 1943 года, вскоре после полного освобождения Кавказа и Нижнего Поволжья. Переселение калмыков оттуда и с соседних территорий на Алтай, в Казахстан, Киргизию и Красноярский Край провели на основании соответствующего постановления Совнаркома СССР от 29 декабря 1943 г. Это была операция «Улусы», разработанная совместно НКВД и НКГБ в ноябре-декабре 1943-го.

По разным оценкам, было выселено от 92 до 94 тыс. калмыков; погибло и пропало без вести в процессе депортации (от пункта высылки до пункта поселения включительно) от 2000 до 3300 калмыков. По данным МВД СССР, «в 1947 году на учёте состояло 91 919 переселённых калмыков; число погибших и умерших (включая умерших от старости и иных естественных причин) в период с начала депортации составило 16 017 человек». Правительственное решение 1943 года было отменено только 19 марта 1956 года.

Многие эксперты считают главной причиной национальных депортаций (по сути своей этнических чисток) с Северного Кавказа и Нижнего Поволжья в тот период не только и не столько «поголовный» коллаборационизм ряда местных народов. Похоже, интернационалисты в Кремле стремились русифицировать или, как они сами считали, надёжнее советизировать те обширные регионы. Подтверждают эту версию не только заселение «освободившихся» районов русским и русскозычным контингентом, но также и включение большей их части в состав сопредельных русских краёв и областей.

Так, до 70% территории бывшей Калмыцкой АССР, включая её столицу Элисту, присоединили к Астраханской области РСФСР; причем Элисте на некоторое время вернули русское (до 1921 г. вкл.) название – город «Степной», как называлось это поселение до 1921 года. Остальное было распределено по Ставрополью, Сталинградской, Грозненской и Ростовской областям. О том же, кстати, свидетельствует и создание в 1944 году Грозненской области РСФСР, сформированной из большей части бывшей Чечено-Ингушской АССР, которая получила широкий выход к Каспию.


На картах в сталинских атласах Калмыкии просто не существовало

Официальная причина калмыцкой депортации всё та же: сотрудничество калмыков с нацистскими оккупантами и пособничество им в период с сентября 1942 г. по март 1943 г. включительно. То есть, вплоть до освобождения советскими войсками почти 75% территории Калмыцкой АССР, захваченной германо-румынскими войсками осенью 1942-го. Но ведь свою роль сыграло и то, что уже после освобождения региона «коллаборационизм» в Калмыкии, пусть уже не поголовный, никуда не делся. Ведь к концу 1943-го органам НКВД совместно с фронтовой контрразведкой удалось обезвредить до 20 повстанческих отрядов и законспирированных националистических групп. Те сначала сотрудничали с оккупантами, а затем были оставлены ими в качестве законсервированных антисоветских ячеек.

Истоки антирусских настроений и жёсткой оппозиции к монархической и советской государственности имеют в Калмыкии давнюю . Ещё до включения Астраханского татарско-ногайского ханства в состав России (1556 г.) калмыков агрессивно пытались крестить, обращать в ислам или же просто записывать в «татары». Характер этноконфессиональной ассимиляции был тогда весьма своеобразным. Потому калмыки, в большинстве своём, приветствовали упразднение этого странного государства.

Затем на протяжении более века, в период с 1664 по 1771 гг., в низовьях Волги существовало автономное от России Калмыцкое ханство, территория которого в основном совпадала с территорией бывшей Калмыкии в составе Астраханской области в 1944-56 гг. Но его ликвидация впервые обозначила, скажем так, центробежное подполье в этом регионе. Кстати, калмыки были среди основного континента повстанческих войск, которые создал и возглавил Емельян Пугачёв во время небезызвестной крестьянской войны.

Только в 1800 году император Павел I решил восстановить Калмыцкое ханство, но уже в 1803 г. его снова упразднил Александр I. Так что недовольство калмыков «тлело» многие десятилетия. И неудивительно, что большинство из них поддержало установление в регионе советской власти, которая сразу объявила автономию калмыков. Причём почти на 100% - в границах древнего автономного Калмыцкого ханства.

Уже к лету 1920-го большевистские войска заняли почти всю территорию тогда же провозглашённой ими «Степной области калмыцкого народа». А 4 ноября 1920 г. была провозглашена, заметим, первая национальная автономия в Советской России: Калмыцкая автономная область. С центром в Элисте, в составе Нижневолжского края. В 1934 году эту область включили в Сталинградский край, а в конце 1935-го была провозглашена Калмыцкая АССР.

С одной стороны, такие решения укрепляли позиции советской власти в Калмыкии. Но с другой… Как отмечалось в материалах Мюнхенского института по изучению СССР (1969 г.) и бюллетенях эмигрантского «Союза Калмыцкого народа» (Варшава, 1934-35 гг.), «проводимые в регионе советской властью, особенно с начала 30-х, насильственные обоседление, коллективизация, русификация руководящих кадров и антирелигиозные мероприятия вызывали растущее недовольство калмыков.

Многие предпочитали игнорировать означенные решения, не подчиняться им, уходить в глухие степи и т.п. Ликвидация же неграмотности сопровождалась тем, что калмыцкий алфавит директивно перевели с латыни на кириллицу. А вот антирелигиозная политика быстро дополнила ежедневную атеистическую пропаганду репрессиями против верующих и особенно против духовенства, разрушениями храмов, изъятиями предметов национального культа, принуждением к распискам об отказе от веры и т.п».

Ответом были многочисленные эксцессы с политическим подтекстом, которые имели место ещё в 1926-27 гг., а затем и в начале 30-х. Весьма характерно, что такие действия упоминаются и в советском профильном издании отнюдь не перестроечного периода: И.И. Орехов, «50 лет Советской власти в Калмыкии», Учёные записки Калмыцкого НИИ языка, литературы и истории, Вып. 8. «Серия Истории», Элиста, 1969 г.

К началу Великой отечественной войны реальный политический климат в Калмыкии был можно сказать предрасположен к антисоветской деятельности. Однако, даже накануне жёсткой германо-румынской оккупации региона, свыше 60% калмыков, проживавших в республике, инициировало там сбор денежных средств, продовольствия, шерстяных, кожаных изделий, средств народной медицины в Фонд помощи советским воинам.

Многие десятки калмыков-солдат и офицеров были награждены орденами и медалями за боевые заслуги; 9 стали героями Советского союза: например, Ока Городовиков, генерал-полковник, сначала командир Конно-механизированного корпуса, а затем представитель Ставки по кавалерии. Правда, звание Героя он получил только в 1958-м, но многими орденами и медалями был награждён во время войны. Его именем в 1971 году был назван город на северо-западе Калмыкии.


Ока Городовиков - начдив у Будённого, лихой комкор в Отечественную

Нельзя не вспомнить и одного из руководителей партизанского движения на Брянщине Михаила Сельгикова, а также генерал-лейтенанта Басана Городовикова, и наконец, майора Эрдни Деликова - первого калмыка, удостоенного этого звания в 1942 году.

В то же время, по данным и советских и германских источников, наблюдались многочисленные случаи уклонения калмыков от призыва в армию в 1941-43 гг. Не была, увы, редкостью и добровольная сдача калмыков-военных в плен. Уже летом 1942 г. вермахтом был создан Калмыцкий кавалерийский корпус, участвовавший в боевых операциях на сторон врага вплоть до поздней осени 1944-го.

Весной 1942 г. в Берлине были созданы «Калмыцкий национальный комитет» (Kalmükischen Nationalkomitee) и его местный исполнительный орган - «Калмыцкий Хурул». Десятки калмыков служили также в Первой казачьей дивизии, Туркестанском легионе вермахта, а также в полицейских частях СС в Калмыкии, Ростовской области, Ставрополье.

В оккупированной Элисте работали финансируемые и контролируемые оккупантами две газеты, один еженедельник. В июле 1943 г. была создана калмыцкая редакция радио Берлина, передачи были ежедневными по несколько часов: первая передача вышла в эфир на 3 августа 1943 г. Тогда же эта редакция выступила с обращением к калмыкам СССР, призывая вступать в ряды германских и румынских войск, «победы которых ускорят независимость калмыцкого и других народов, попранную большевистской диктатурой».

Именно эти факты и факторы и предопределили «Записку-рекомендацию Коллегии НКВД СССР в Государственный комитет обороны СССР (16 августа 1943 г. № 685/Б) «О целесообразности выселения с территории Северного Кавказа и Калмыцкой АССР немецких пособников, бандитов и антисоветски настроенных лиц». Военную, полицейскую и гражданскую службу на стороне Германии несли от 6 до 7 тыс. калмыков непосредственно в Калмыкии. Не считая политических деятелей разного статуса в пронацистской калмыцкой эмиграции.

Отмечалось также, что германские власти используют так называемое «возрождение» религии и латинского алфавита у калмыков для пропаганды этих «примеров» среди советских военнопленных нерусских этносов и в захваченных районах Ростовской области и Северного Кавказа. Некоторые источники сообщали также, что, якобы, из-за пассивности некоторых воинских частей, сформированных из калмыков, германо-румынские войска в сентябре 1942 г. оказались всего в 50 км от Каспия (район посёлка Утта), а на этом участке не было оборонительной линии. Но агрессоры, дескать, не ожидали такого «подарка».

Не исключено, что эти сообщения были не отражением реалий, а частью подготовки масштабного плана депортации калмыков. Хотя на военных картах 1942-1943 гг. позиции советских войск в том районе не обозначены. Судя по всему, депортация калмыков была предрешена.

И только 19 марта 1956 г. повторим, это решение было отменено, а спустя почти 10 месяцев была провозглашена Калмыцкая автономная область в составе Ставрополья. Её тогдашняя территория была не более 70% от довоенной и современной. Репатриация же калмыков сопровождалась массовыми письмами в Москву насчёт восстановления национальной АССР в прежних границах.

Есть неподтверждённая вроде бы документально информация, что своё слово в защиту депортированного народа высказали и члены семьи Рерихов. Зато есть вполне точные данные, что требования в пользу репатриации поддерживал не кто иной, как тибетский Далай-лама XIV (Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо) - религиозный и духовный глава буддистов-калмыков, тогда ещё совсем юный. Причём со второй половины 1950-х он, как известно, в конфронтации с властями КНР, и до мая 2011 г. возглавлял «правительство Тибета в изгнании».


Далай Лама XIV - никто из нынешних "правителей" не сравнится с ним по срокам службы

Однако очевидно, что смычка калмыцких активистов, помимо этноэмиграции, ещё и с тибетскими сепаратистами вряд ли устраивала Москву. Поэтому 26 июля 1958 г. была провозглашена Калмыцкая АССР в своих прежних - довоенных границах.

Националистических проявлений в современной Калмыкии практически нет. Но благодатной почвой для их «вызревания» или реанимации где-либо является социально-экономическая ситуация. А по данным РИА «Рейтинг» (2018 г.), Калмыкия уже который год остаётся в числе худших субъектов Федерации по рейтингу качества жизни. При составлении рейтинга эксперты ориентируются на 72 ключевых показателя. В числе основных - уровень экономического развития, объем доходов населения, обеспеченность разными видами услуг, уровень развития малого бизнеса, социально-хозяйственная освоенность территории, развитие транспортной инфраструктуры, состояние окружающей среды.

К слову, многочисленные экологические проблемы здесь и поныне актуальны, что в особенности касается засоления и превращения в пустыни и без того ограниченных сельхозземель, дефицита и низкого качества водоснабжения, полного отсутствия на территории республики лесов и иных хронических последствий традиционно экстенсивного земледелия и животноводства.

В России устоялось мнение: русское население притесняют только в северокавказских республиках. Отчего-то забывается, что страна состоит из множества этнических регионов. В некоторых из них русские находятся едва ли не в худшем положении, чем их сородичи на Северном Кавказе.

Русское население Кызыла - столицы Республики Тывы, жалуется на обострение враждебного отношения к ним со стороны коренного населения. Люди говорят, что некоторое время было относительно спокойно и вдруг на них вновь ополчились.


Относительно спокойно - не означает хорошо. На улицах - озлобленные взгляды и шипение «орус» — под этим словом подразумевают чужаков, — рассказывает жительница Кызыла, бывший школьный преподаватель географии Анна Казакова. - Продолжается это уже более 20-ти лет. В советский период русские составляли 50 % населения республики, ныне - менее 20 %. На улицах периодически появляются надписи «Русские, убирайтесь вон!»

В итоге отток граждан славянской внешности продолжается.


В начале 1990-х годов Тувинская АССР (нынешняя Республика Тыва) прославилась тем, что на её территории начались первые в СССР «русские погромы». Тувинская молодежь принялась громить в сельских районах дома, в которых проживали русские. Потом этот поток хлынул в города и поселки. На карте республики появились настоящие горячие точки — Хову-Аксы, Сосновка, Бай-Хаак. Были погромы с национальным подтекстом и в Кызыле.


Моя семья дважды уезжала из Тывы, потому что жить там, где тебя ненавидят лишь за то, что ты русский, нельзя. А моя семья жила там почти 50 лет, — рассказывает 18-летняя жительница посёлка Курагино Красноярского края Светлана Архипова. — Обидно и то, что на новом месте нас считают чужими, называют тувинцами. В Тыве мне нравилось. Там очень красиво, уникальные флора и фауна - можно увидеть и оленей, и верблюдов. Если бы имелась возможность, никогда не уехала бы из родных мест. Но страх, порождённый там, остаётся по сей день, не могу его побороть.


Писательница, блогер Елизавета Сенчина, которая тоже родилась и провела детство в Туве, говорит, что в последнее время приезжать в родные места страшно:


Я при каждой возможности старалась посещать этот богатый древней культурой край с мужем и детьми. Там живут мои близкие.


Однако после того, как по улицам Кызыла стали разгуливать толпы озлобленных, неопрятно одетых людей, решила, что посещать родину не стоит. Они пришли из сельской местности, безработные, голодные. Нападают на тех, кто на них не похож. Создаётся впечатление, что их на это подбивают некие силы.


Один мой знакомый, проживающий в этом городе, в 18 часов пошел в магазин. Толпа избила его жесточайшим образом. Другая моя приятельница сказала, что даже летом после 17 часов на улице лучше не показываться - могут сильно избить или изнасиловать.


«СП» : — Приезжают ли туристы в Тыву?


Особенно любят эти места художники и музыканты. Великолепный, наполненный талантами край. Но в последнее время поток туристов существенно сократился. Недавно общалась с одним поэтом, побывавшим в Тыве, он жил в юртах, много общался с местными жителями. Поэт сказал: «Уцелел чудом. Они вспыльчивые, там снова что-то начинается».


Вчера позвонил оттуда знакомый, сообщил, что в Тыве становится всё больше китайцев.


Жительница Кызыла Ирина Портнова рассказывает: «В период перестройки всем в Туве жилось трудно. Людям надо было на кого-то свалить вину. Решили свалить на представителей другой национальности. Дрались ожесточённо, с оглушительными воплями».


Национализм у нас, конечно, присутствует, но уже не носит те страшные формы как в конце 1980-х — начале 1990-х, — говорит жительница Кызыла Анна Морозова. - Я наполовину тувинка, наполовину русская. В советское время первыми руководителями властных структур были тувинцы, а замы — только русские. Последние имели больше прав и полномочий. До сих пор проживающие здесь русские считают, что спасли коренное население от туберкулёза и сифилиса. Но селения вымирали от неурожая и чумки, а не только от этих болезней.


Судя по рассказам русских жителей республики Калмыкии, их положение почти ничем не отличается от их коллег по несчастью из Тывы.


Стали постоянными столкновения калмыцкой молодежи с лицами славянских национальностей, при этом нападают толпой, бьют с особой жестокостью, применяя арматуру и свинцовые дубинки, — рассказывает жительница столицы республики - города Элисты Зоя, попросившая не называть её фамилию. — Творят это группы калмыцкой молодёжи в возрасте 17-18 лет, которые нападают толпой в несколько десятков человек на одиноких прохожих или на двоих-троих людей славянской внешности. Случается, забивают до смерти - кольями.


Происходит массовый исход калмыков из степи. Приезжают, в основном, в Элисту, где давным-давно безработица. Не находя работы, они пьют и грабят. Русских убивают только за то, что они - русские, — рассказывает житель калмыцкой столицы Антон Перевалов.


По этому поводу депутат Государственной Думы Николай Курьянович направлял запросы в Генпрокуратуру и ФСБ. Однако, по словам русских жителей Элисты, ситуация не изменилась.


Вы несёте полную ересь! Я - коренной элистинец, никогда о таком не слышал, — закричал в телефонную трубку начальник Управления по связям с общественностью и информационной политике Аппарата Правительства Республики Калмыкия Николай Санджиев. — Я не буду об этом говорить.


Новосибирский политолог Георгий Полянкин рассказывает, что в Республике Бурятии до такого не доходит, но националисты и там предъявляют претензии русским:


Бурнацисты — устоявшееся обозначение бурятских националистов, стоящих на позициях сепаратизма и русофобии.


Бурнацисты считают русских колонизаторами, захватившими их территорию. Часть бурнацистов приписывает русским геноцид и работорговлю.


Нынешнюю Россию они считают государством, стоящим на позициях притеснения нацменьшинств в пользу русских. Русских бурнацисты называют носителями шовинистических воззрений, поэтому активно симпатизируют северокавказским сепаратистам и мусульманским этническим ОПГ.


Также бурнацисты обвиняют русских в разрушении бурятской культуры: отмирании языка, размывании культурных традиций, изоляции от монгольского мира.


Они пользуются большой популярностью у бурятов. Люди славянской внешности живут там в состоянии постоянной тревоги. В этой республике процветает бытовой национализм: во всех неудобствах винят русских.

По признанию СМИ, он “в разы сильнее северо-кавказского”, несмотря на недавнее вступление в силу Закона об уголовном наказании за сепаратистскую деятельность в России. “Национальный акцент” опубликовал небольшое исследование вопроса о “сибирском сепаратизме”, по-новому актуального в свете событий в Украине. На наш взгляд, особенно значимо для сторонников суверенитета республик замечание о практически полном отсутствии у народов в составе РФ каких-либо механизмов сохранения этнической идентичности.

В то же время, поскольку регионализм исподволь набирает обороты, федеральные власти опасаются, что "умеренные националисты" в республиках могут стать радикальными, а национальные элиты возглавят деструктивные для России движения.

Краткий экскурс в суть сибирского сепаратизма и “Историю федерализма в России”, предлагаемый упомянутым ресурсом, выводит неизбежность трансформаций, которые сегодня уже развиваются. АРД предлагает изучить вопрос и, на всякий случай, быть готовыми к переменам. Сторонником какой тенденции вы бы ни являлись...

Сибирский сепаратизм. История и трансформации федерализма в России

События на Украине вновь пробудили интерес российского общества к теме федерализма. Раскол в соседнем государстве на "восток" и "запад" лишний раз продемонстрировал, что унитарное государство не в силах справиться с противоречиями между центром и регионами.

Эксперты напомнили о том, что после распада СССР многонациональная Россия сделала правильный выбор в пользу федеративной модели развития, которая способствовала сохранению целостности страны. К тому же именно федеративное устройство позволило России довольно легко оформить присоединение Крыма. Ведь любая федерация представляет собой союз, готовый принять желающих, если они соответствуют определенным требованиям.

С другой стороны, сама суть федерализма - разделение власти между центром и регионами для более эффективного управления, - воплощенная в России вызывает много вопросов. Некоторые наблюдатели склонны считать нынешний российский федерализм фикцией потому, что, по их мнению, центральные власти фактически напрямую указывают регионам, какую экономическую и социальную политику надо проводить. Но сколько бы россиян не пугали угрозой этнического сепаратизма, в излишней централизации нет ничего хорошего. Если территории отказывают в праве на посильное самоуправление, то она начинает добиваться его самостоятельно по этническим или экономическим соображениям. Иногда из-за того, что винит в своем неблагополучии неэффективную политику центра. Иногда потому, что не хочет "кормить" другие регионы.

Причем процесс этот с переменным успехом наблюдается в России аж с 19 века, когда сибирские областники впервые заговорили об отчуждении края от России. Тогда русские регионалисты ратовали против эксплуатации богатств региона метрополией. Причем большинство из них вовсе не были радикально настроенными "экстремистами", а лишь стояли на позициях федерализма - децентрализации власти. Они размышляли о неравноправии центра и окраин, о неудовлетворительном с их точки зрения способе управления Сибирью, о необходимости развития образования.

Сибиряки-областники

Сибирское областничество зародилось в середине 1850-х годов в петербургском кружке студентов, приехавших из разных городов Сибири от Омска до Иркутска. Лидеры движения Григорий Потанин и Николай Ядринцев познакомились еще на первом курсе университета и организовали Сибирское землячество. Кстати, ни один участник кружка так и не получил высшее образование. У молодых людей кончились деньги и примерно в 1863 году они вынуждены были вернуться на родину.

Дома в Сибири бывшие студенты активно занялись научной и литературной работой. Они выступали за прекращение экономической зависимости региона от остальной России, против неравенства населения региона в плане гражданских прав по сравнению с жителями центральных губерний, за открытие в Сибири университета.

Областники считали, что центр эксплуатирует их родной регион, относится к нему как к колонии. Они выдвигали программу преодоления этого положения за счет стимулирования свободного переселения, ликвидации ссылки, "учреждения покровительства сибирской торговли и промышленности", непосредственного выхода сибирских товаров на мировой рынок введением порто-франко в устьях Оби и Енисея, организации судоходства по Северному Морскому пути и привлечения иностранных инвестиций.

Особый характер

Дореволюционные регионалисты были убеждены в существовании сибирской идентичности, особости сибиряков. В своей работе "Сибирь как колония" Ядринцев противопоставлял сибиряка "российскому человеку". Писал, что первый "первобытнее", а ум его "менее гибок".

До 1917 года сибиряки, и в самом деле, совмещали в себе национально-культурные особенности русских и "азиатскость" местных коренных народов. Это давало регионалистам повод говорить об "особенном лице" жителя региона - "ярком и характерном". Сибиряку приписывались такие качества как трудолюбие, находчивость, смелость, даже угрюмость. Суровая природа наложила отпечаток на характер жителей зауральских территорий - леность и слабость духа были несовместимы с освоением новых земель. В отличие от российского крестьянина, вся жизнь которого протекала на виду у общины, сибиряк больше полагался на самого себя, на собственные силы и собственный опыт.

Тем не менее, было очевидно, что сибиряки оставались русскими по духу и культуре людьми. Поэтому, в отличие от многих других движений за независимость, областники никогда не разыгрывали "национальной карты". Сибирь всегда отличалась от других регионов тем, что в ней стремление к областничеству не было связано с национальной идеей и базировалось на территориальной основе.

Все разговоры о сибирском "субэтносе" со стороны областников были, скорее, популизмом, способом привлечь внимание к местному патриотизму. "Я употреблял сепаратизм не как цель, а как средство", - писал один из лидеров движения Григорий Потанин.

Регионалисты пытались заявить о себе ярко и броско, чтобы заинтересовать окружающих. Они не хотели ограничиваться простым "кружком по интересам" для избранных и старались всячески популяризировать свои мысли среди коренного населения Сибири: проводили лекции, публиковались в прессе. В итоге областники действительно оставили значительный след в истории и литературе Сибири, хотя каких-то кардинальных для региона изменений им добиться не удалось.

Если сегодня регионалистскими идеями никого не удивишь, в ХIХ веке они считались необычными и даже крамольными. За свои мысли большинство идеологов сибирского областничества поплатились тюрьмой и ссылкой. Причем инкриминировали им именно сепаратизм, а дело носило название "Об отделении Сибири от России и образовании республики подобно Соединенным Штатам".

Примечательно, что у суда возникла загвоздка с выбором места отбывания наказания для признанных виновными областников. Ведь политических преступников в то время, как правило, отправляли в Сибирь. В итоге Потанина было решено сослать на Балтику в Свеаборгскую крепость, а Ядринцева увезли из Томска в Архангельскую губернию.

Национализм vs регионализм

С победой большевиков в гражданской войне областничество сошло с политической сцены. Более того их последователи жестоко преследовались. Идеи сибирских регионалистов не нашли понимания у новой власти, та сделала выбор в пользу национально-территориального деления страны. В свое время выделение национальных автономий в самостоятельные единицы действительно сыграло важную роль в экономическом, социальном и культурном подъеме многих прежде лишенных образования народов.

Но сегодня, как утверждают некоторые ученые и политики, деление страны по национальному признаку утратило свою актуальность и несет в себе угрозу этнического сепаратизма. Сторонники упразднения нацрегионов считают, что те тормозят развитие России и даже угрожают ее территориальной целостности. Противники этнического федерализма говорят о дискриминации в регионах с «титульной» нацией остальных этнических групп, о непропорциональном представительстве различных народов в органах власти, о несправедливом распределении субсидий и дотаций в пользу нацрегионов.

Многие эксперты давно предлагают поменять границы регионов "с точки зрения экономической целесообразности", чтобы место национальных общностей заняли территориальные. Таким образом, они в определенной степени актуализируют идею первых сибирских регионалистов.

Резать, не дожидаясь перитонита?

Соблазн упразднить, наконец, национальные республики очень велик. Но к принципам федерализма такой подход ныне не имеет никакого отношения. Ведь сегодня любая область - это исторически сложившийся регион со своими социальными и экономическими связями, самосознанием, а зачастую и территориальной солидарностью. При принятии подобных решений центр в первую очередь должен учитывать интересы самих субъектов федерации. Изменять существующую систему, не спрашивая мнение у проживающего там населения, - означает "резать по живому". Хотя сторонников такого решения становится все больше и все чаще они приводят аргументы в логике фронтового хирурга из известного фильма "Покровские ворота", которая предлагала "Резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита!"

Но не стоит забывать и о негативных последствиях такого кардинального шага. Ликвидация республик может подтолкнуть национальных активистов к борьбе за независимость. Ведь до сих пор государственные образования внутри России они продолжают рассматривать как единственную возможность сохранить свои язык и культуру. В этой ситуации татарские, башкирские, якутские и все прочие националисты, которых федеральные власти пока более-менее успешно контролируют, из умеренных могут превратиться в радикальных. И возглавят эти деструктивные движения "титульного" населения, скорее всего, именно местные политико-экономические элиты, которые будут отчаянно бороться против понижения своего статуса.

Существующие сегодня законодательные и иные механизмы сохранения своей идентичности представителями любого народа в любой точке страны большинству граждан неизвестны, а успешная практика их применения не сопровождается информационной поддержкой.

Однако тенденция регионализма в противовес национализму в нашей стране потихоньку набирает обороты. Лидеры территориальных субъектов федерации все чаще выражают свое глухое недовольство преференциями, которые имеют субъекты национальные. А последняя перепись населения показала, что, несмотря на отсутствие в официальном перечне национальности "сибиряк", 4116 граждан страны все-таки настояли на том, чтобы в опросных листах их идентифицировали именно так и никак иначе. Напомним, по данным переписи 2002 года сибиряками себя называли лишь 10 человек. Совершенно очевидно, что федерализм в России ждут трансформации.

Ульяна Иванова

Известный калмыцкий блогер Лари Илишкин продолжает отвечать на популярные вопросы о двух родственных народах. Он историк по образованию и поэтому знает, как много общего между нашими народами.

Предыдущие интервью читайте на нашем сайте: 1 часть , 2 часть , 3 часть .

Лари, в начале XIX века академик И.И. Лепехин писал о калмыках: «они занимают пустые степи, ни к какому обитанию неугодные. В них мы имеем, кроме других военных служб, хороших и многочисленных оберегателей наших пределов от набегов киргиз-кайсаков и кубанцев». Что имел в виду академик?

Лепехин писал о волжских ойратах (калмыках). До прихода Хо Орлюка в этих степях кочевали лишь ногайцы. И то лишь на части Ставропольского плато. Обширные безводные полупустынные территории. В то время здесь не было ни Волгограда, ни Ростова, ни других современных городов. Даже деревень не было никаких, и оседлая жизнь теплилась лишь в небольшой округе близ Астрахани. Места были действительно непригодны для проживания для многих народов. Но не для калмыков. Именно с продвижением калмыков на юг вслед за ними двинулись и землепашцы из российских, а затем и украинских губерний. При Аюке хане по договору с русским правительством между ханством и русскими землями существовала 10-верстная нейтральная зона, где не могли кочевать калмыки и не имели права селиться крестьяне. По сути, это была межгосударственная граница. Когда русские нарушали договор, калмыки сжигали поселения и уводили в неволю их обитателей.

Кстати, Лепехин также писал, что от калмыков Россия получает наилучший убойный и рабочий скот. Судя по тому, как калмыцкая порода крупнорогатого скота через Бурятию распространяется далее на восток огромной страны, выводы академика актуальны и по сей день. А о том, как военный потенциал калмыков обеспечил безопасность южных рубежей государства, известно всем и подробно останавливаться на этой теме, наверное, нет смысла.

- Как на калмыцком называются соседние народы и правда ли, что название «чечен» монгольского корня?

Среди чеченцев гуляет версия монгольского происхождения их самоназвания «нохчо». Но я не вижу ничего монгольского в этом слове. Кстати, калмыки всех кавказцев именовали «черкес» вне зависимости от их реальной принадлежности к тому или иному этносу. Татар до сих пор называют «мангуд», казахов - «хасыг». Очень интересно на калмыцком именуются евреи - «хар гуйр». В дословном переводе «черная мука». Откуда взялось это название, история умалчивает. Но из всех монголов только калмыки так именуют иудеев. Значит, название родилось здесь, на Волге.

- Какие у вас отношения с ногайцами? Они действительно имеют монголоидную внешность?

Ногайцы - ближайшие родственники казахов, и естественно, что они имеют азиатскую внешность. Сегодня отношения ровные. Но наверняка у ногайцев сохранились исторические обиды, хотя они их и не озвучивают в общении с нами. Ведь именно калмыки обескровили Ногайскую орду. Однако если быть до конца справедливыми, то необходимо вспомнить, что поводом для столь радикального отношения калмыков к ногайской элите (она больше всего и пострадала) стало предательство последних. Изначально калмыки и ногайцы выступали чуть ли не единым фронтом в отношениях с кавказскими горцами. Но когда Хо Орлюк решил покорить Кабарду, то «союзники» фактически ударили в спину. Калмыки в горах попали в засаду, потеряв много своих людей, в том числе и своего предводителя. Между прочим, Хо Орлюк погиб в бою, когда ему было 92 года. Победители обезглавили его труп. Такого унижения калмыки не могли простить и в двух карательных походах уничтожили практически всю ногайскую аристократию. Как видим, и у нас есть причины для обид. Только калмыки тем и отличаются от многих, что обидами особо не мучаются.

- Какие отношения с крымскими татарами?

В прошлом крымские татары были для калмыков главными конкурентами в борьбе за влияние на территории между Черным и Каспийским морями. Сегодня мы не имеем возможности соприкасаться с ними и потому говорить о каких-либо взаимоотношениях нельзя.

- Ваше отношение к знаменитому Амурсане и подробнее расскажите историю его захоронения в Бурятии.

Амурсана - личность противоречивая. Для большинства в монгольском мире он является символом борьбы ойратов за независимость. И таковым он был долгое время. Мой отец журналист Наран Илишкин первым (по крайней мере, в Калмыкии) признал негативную роль Амурсаны в ойратской истории. Тем не менее его личность заслуживает внимания. Амурсана родился в Калмыцком ханстве. Позже его семья перекочевала в пределы Джунгарии. Захоронен в Бурятии. Так получилось, что Пекин хотел воочию убедиться в смерти своего самого опасного на тот момент врага и потребовал у российских властей предъявить доказательства. Тело Амурсаны было доставлено ближе к границе, где и продемонстрировано представителям Поднебесной. Маньчжуры потребовали выдать тело, но получили отказ. Амурсана был перезахоронен в Бурятии. Я рассматриваю это как знак. Родился в калмыцких степях, захоронен в Бурятии. Своей судьбой показывает нам, во что обходится раскол и личные амбиции. Вот почему имя Амурсаны нельзя предавать забвению.

- Откуда версия о калмыцких корнях химика Менделеева и Ленина?

По Менделееву скажу, что, когда у меня есть сомнения, я особо не вникаю в тему. А о том, что у вождя мирового пролетариата бабушка была калмычка, написала Мариэтта Шагинян. Говорухин также упоминал об этом на страницах, кажется, газеты «Аргументы и факты».

- Ваше видение личности Джа-ламы?

Очень неоднозначная личность. Фамилия его Санаев. Он уроженец Малодербетовского улуса Калмыкии. Во время революции в Китае оказался в Западной Монголии, где живут ойраты. Назвал себя Амурсаной. Дело в том, что среди монголов в то время было популярным предсказание о перерождении Амурсаны в России и возвращении в Монголию, где он должен был вырезать всех китайцев. И он вернулся. И, действительно, сумел организовать сопротивление и выбил китайцев из Западной Монголии. По требованию Пекина все-таки его вывезли на территорию России. Известно, что Джа-лама появлялся среди калмыцкой интеллигенции в Астрахани. Но когда в России грянула революция, он исчез и появился в Монголии, где стал фактически диктатором. По моему мнению, Джа-лама был агентом царской секретной службы. Об этом говорят некоторые факты. До революции был управляем. После революции 1917 года действовал уже сам и исключительно в собственных интересах. Был уничтожен, кстати, командированными в Монголию калмыками.

Понятно, что из-за огромных расстояний и 400 лет проживания вдали от монгольского мира калмыцкий язык неизбежно обрел отличия. Хотя понять основной смысл можно. Вам понятен бурятский язык? Какие у нас основные отличия в языках?

По мнению ученых, калмыцкий язык наиболее сохранил в себе идиомы древнего языка монголов именно благодаря многовековой изолированности. Поэтому скорее отличия появились не у нас. Сейчас основная задача - сохранить язык. Мы обязаны это сделать. И чтобы отличий было меньше, нам необходимо больше общаться внутри монгольского мира. Человек, хорошо владеющий бурятским, поймет калмыцкий, и наоборот. Один бурят в 2012 году рассказывал, что, когда был маленьким, не знал русского. К ним приезжали калмыки с детьми, и дети как-то понимали друг друга и, как сейчас бы сказали, вообще не парились.

Ваш великий просветитель Зая Пандита создал ойратскую письменность, получившую известность как «тодо бичиг», т.е. «ясное письмо». Им был определен и установлен литературный язык ойратов. Чей это диалект и почему лег в основу литературного калмыцкого языка?

Зая Пандита был из племени хошут. Тодо бичиг нельзя отнести к какому-либо диалекту. В этом его уникальность. А вот когда в советское время перешли на кириллицу, литературным стал торгудский диалект. Наверное, потому что исторически торгудов на Волге было подавляющее большинство и их диалект преобладал. После ухода большей части торгудов в 1771 году их численность здесь уменьшилась. Сегодня, наверное, торгудов и дервюдов в Калмыкии примерно равная численность. Но по традиции диалект торгудов стал литературным. Повторюсь, сегодня стоит проблема сохранения языка и совсем не важно, в каком диалекте.

Ичкерия (ЧРИ), провозглашённая бывшим советским генералом Джохаром Дудаевым и его сторонниками в результате регионального государственного переворота в октябре 1991 года, не была официально признана ни одним государством.

Кто признал Ичкерию

Имели место только два акта признания республики со стороны лиц и организаций, не являвшихся субъектами международного права. Так, свергнутый в начале 1992 года и бежавший в Грозный первый президент Грузии Звиад Гамсахурдия в марте 1992 года подписал указ о дипломатическаконный президент Грузии Эдуард Шеварднадзе заявил, что Грузия к этому документу не имеет никакого отношения. Все последующие грузинские правители также не придали легальный статус представительству Ичкерии.

Кроме того, в январе 2000 года, во время Второй чеченской войны, президент Ичкерии Аслан Масхадов открыл официальное представительство ЧРИ в Исламском Эмирате Афганистан (ИЭА) - таком же самопровозглашённом государственном образовании, созданном исламистскими боевиками движения «Талибан» * на большей части территории Афганистана. ИЭА получил признание только со стороны нескольких мусульманских государств.

В отдельных странах, в частности в Украине , некоторые политики выступали за признание ЧРИ, но такие призывы остались без поддержки. Некоторые, согласно формулировкам Договора о мире и принципах взаимоотношений между РФ и ЧРИ, заключенного президентом РФ Б. Ельциным и президентом ЧРИ А. Масхадовым (уже после ликвидации Дудаева и подписания Хасавюртовских соглашений), расценивают данный документ как доказательство фактического признания Российской Федерацией независимости ЧРИ, так как в договоре республика выступает как субъект международного права. Но отношений на уровне послов между РФ Ельцина и ЧРИ Масхадова установлено не было.

Кто оказывал помощь

Однако неофициальная помощь Чечне оказывалась многими странами, с молчаливого согласия или даже негласного поощрения их правительств. В первую очередь - помощь военной силой. В рядах ичкерийской армии в кампанию 1994-1996 гг. воевали более тысячи иностранных наёмников. Самостоятельное подразделение численностью более 200 человек составили арабские боевики саудовца Хаттаба . Они были представителями разных государств - Саудовской Аравии, Иордании, Сирии, Египта, Судана, Омана и других, но в основном, как и Хаттаб, изгоями общества в тех странах, где родились.

Наёмники из восточноевропейских стран (числом около 800 человек) были распределены по подразделениям ичкерийской армии. Среди них было немало военных из Прибалтийских государств (преимущественно из Эстонии), но больше всего было боевиков украинской националистической организации УНА-УНСО*. Унсошники уже успели повоевать против Абхазии на стороне Грузии и в Приднестровье (что любопытно - на стороне ПМР против Кишинёва). В 1993 году УНА-УНСО* установила контакт с властями ЧРИ. Её лидер Дмитро Корчинский прибыл в Грозный, где был принят вице-президентом непризнанной республики Зелимханом Яндарбиевым и заместителем начальника (с 1994 г. - начальник) главного штаба вооружённых сил ЧРИ Асланом Масхадовым. Состоялись переговоры о вербовке украинских добровольцев в ичкерийскую армию.

Для вербовки был создан центр «Евразия», на счёт которого переводились денежные средства из ЧРИ. Возглавил центр нынешний лидер УНА-УНСО* Ондрий Шкиль. После начала военных действий в конце 1994 года из Украины в Ичкерию был отправлен первый отряд наёмников под названием «Прометей». Впоследствии был организован ещё отряд «Викинг». Впрочем, их боевые качества в целом оценивались ичкерийским командованием невысоко. Но отдельные наёмники получали высокое признание. Так, Олександр Музычко был награждён ичкерийским орденом «Герой нации». [С-BLOCK]

Одновременно Дмитро Корчинский с соратниками развернули по Украине пропагандистскую кампанию солидарности с «борющимся народом Ичкерии» через сеть «комитетов в поддержку Чечни». В украинских городах открылись отделения информационного агентства ЧРИ «Чечен-пресс»*. Уже позднее, в промежутке между двумя чеченскими войнами, Дмитро Корчинский объявил о создании «Института Кавказа», целью которого было объявлено развёртывание мощного фронта против России в этом регионе.

Грузия, хотя официально не признала ЧРИ, оказывала негласную поддержку Дудаеву. Так, разбитые отряды дудаевских боевиков уходили в Панкисское ущелье на севере Грузии, чтобы отдохнуть, набраться сил и снова вторгнуться в Чечню. Все требования России к Грузии об интернировании боевиков ни к каким результатам не приводили. В Грузии же прошли подготовку наёмники украинского отряда «Прометей». [С-BLOCK]

В общем и целом, ЧРИ получила содействие от тех мусульманских стран, в которых силён ваххабизм, исповедовавшийся Дудаевым и его сподвижниками (в странах, где преобладают традиционные направления ислама, Ичкерия такой поддержки не получила), а также со стороны тех восточноевропейских государств, где сильны русофобские настроения. Список последних наглядно показывает тех, кто путем переименования улиц и площадей и установления мемориальных досок увековечил имя Дудаева после его гибели. Это: Украина, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Босния и Герцеговина. Турция также попала в этот список - вероятно, сразу по двум мотивам.

*запрещенные организации в РФ