Надписи на мечах рыцарей, шпагах дворянства и на навахе, подаренной Сталину. О чем рассказывают гербы и эмблемы "рыцарский турнир" Известные рыцари и их девизы

Рыцарские состязания были еще во времена Карла Великого. Это известно из хроники 844 года историка Нитгарта («Песня о Беовульфе»).

Считается, что первые правила для поединков установил в 11 веке французский рыцарь Готфрид де Прельи. К 12 веку турниры распространились в Англии.

Вклад в их популяризацию внес король Ричард Львиное Сердце. Он разрешил проводить состязания в пяти графствах и сам принимал в них участие. Во время их проведения гербы, девизы и военный клич были всюду.

Для рыцаря участие в турнире играло большую роль. Каждый находил в нем собственную выгоду:

  • похвастаться доспехами и знатным происхождением;
  • заявить всем о своих воинских качествах;
  • заслужить благосклонность дамы сердца;
  • завладеть доспехами и конем противника;
  • получить денежный выкуп за выигранные доспехи.

Для участия в турнире необходимо было доказать свое знатное происхождение. Оно должно было быть подтверждено в двух поколениях со стороны как матери, так и отца. Доказательством служил наследственный герб рыцаря и девиз на щите и шлеме.

Церковь долгое время боролась с проведением турниров, но они продолжались до 16 века. Их запретили в 1559 году, когда из-за случайного обломка копья погиб французский король. Вместе с состязаниями стали не нужны и герольды.

При этом на щитах остались девизы и военный клич. Рыцари века проводили в сражениях, но в итоге на смену им пришел новый вид войск. Рыцарский герб со временем трансформировался в знаки цехов, городов и государств.

Классификация гербов

Уже упоминалось, что геральдика — очень запутанная наука. Она подразделяет на отдельные роды все гербы и девизы. Рыцарство могло иметь любой из них:

Интересным примером является история про герб Арагона. Изначально он был в виде золотого щита. В одной из битв король был поражен отвагой Готфрида Арагонского. После битвы он подошел к воину и, омочив в его ране свои пальцы, провел ими по щиту. Так на золотом гербе рода Арагона стали изображать четыре вертикальных червленых столба.

О чем могут поведать гербы

Средневековую геральдику можно сравнить с архитектурой того времени. Поэтому достаточно легко можно определить, к какому государству относится герб.

Например, французы очень любят роскошь, поэтому их символы знати украшены большим количеством драгоценных металлов и мехов. В бургундских эмблемах преобладал красный цвет из-за подражания герцогам Бургундским.

Все страны Западной Европы имели свои особенности в геральдике. Это позволяет узнать о том, как перекраивались границы государств, о завоеванных землях, заключенных или расторгнутых союзах и других важных событиях того времени.

Девизы представляли как бы памятники храбрости, великодушия и вежливости
того или иного рыцаря и служили полезными уроками для его потомства; эти
девизы были как бы сокращением тех рифмованных рассказов, которые сочиняли
трубадуры, странствовавшие из одного замка в другой; эти рифмованные
рассказы они пели под аккомпанемент арфы, лиры и других инструментов
менестрелей; это, конечно, вполне согласовывалось с духом рыцарства.
Девизом часто являлась какая-нибудь пословица, согласная с духом и
наклонностью рыцаря, которому принадлежал герб. Слава и любовь создали
также множество таких девизов.
Девизы относились всегда к каким-либо эмблемам, и от этого они получали еще
большую силу. Например, изображали пустой колчан и ставили к нему девиз:
“Его стрелы в моем сердце”; или изображали бутон розы и к нему девиз:
“Меньше показываясь, становится прекраснее”; ласточку, перелетавшую море, и
к.

Его слезы меня
исцеляют”; лев, скованный пастухом: “Покорен и страшен”; смотрящий на
солнце орел: “Оно достойно моего благоговения”.
Девиз обыкновенно ставили под щитом; это было как бы воспоминанием о

славных подвигах какого-либо лица, о его героизме, великодушии, милосердии,
или же такой же девиз служил к побуждению проявлять эти доблести. В девизе
как бы объясняется идея герба или, лучше, причина, почему это лицо получило
именно такой герб, а не другой; девиз- это в одно и то же время и плоть, и
дух герба. Девизы часто бывали аллегорические, и потому существовали
девизы, состоявшие только из одной буквы. Главное их достоинство
заключалось именно в том смысле, который можно было придать девизу; вообще,
все девизы отличались краткостью и выразительностью.
Представители какого-либо семейства, обыкновенно старшие в роде, носили над












крестовых походов говорил: “Dieu le veut!’ (“Так угодно Богу!”)- и это









(“Бог и мое право!”).

В одной из легенд Артуровского цикла сообщается, что гербом герцога
Нортумберлендского был синий лев, а девизом – “Ударом львиной лапы
побеждаю”.
Интересно, что изображения животных и мифических чудовищ на гербах часто
восходят к образцам скифо-сибирского звериного стиля; поэтому очевидно
здесь влияние Великого Переселения народов, но также сыграли роль и более
поздние связи Западной Европы с Востоком. По мнению одного из крупных
специалистов в этой области искусства – Л.А.Лелекова “древние сюжеты и
образы звериного стиля в 10-13 веках наводнили весь средневековый мир и
образовали особый межнациональный изобразительный язык, понятный от Тянь-
Шаня до скандинавских фьордов.
Своеобразному возрождению звериного стиля не менее внешних способствовали
внутренние причины. Новые социально-политические идеи эпохи нуждались в
адекватном выражении.
Понятия господства и подчинения, геральдическая тематика…искали себе
общедоступного и вместе с тем яркого образного преломления”.
Действительно, изображение в гербе дракона, грифона, льва, орла, тура в
сопровождении девизов вроде “Берегись это – я”, “Бойся чёрного быка” и т.п.
должны были характеризовать могущество его носителя, внушать страх не
только безоружному виллану, но и серьезному противнику.
***

«Представители какого-либо семейства, обыкновенно старшие в роде, носили над
гербом так называемые cri de guerre или cri d’armes, то есть такое
выражение, какое употреблял на войне какой-либо знатный рыцарь для
возбуждения воинов к бою или к победе; этот известный клик, или клич,
отличал его от других рыцарей.

анцузы говорят: “Le cri suit la baniere”
(“Клич следует за знаменем”). Это означает, что военный сигнал там, где
знамя, потому что оно являлось средоточием военной силы, центром, к
которому стремились войска, за которым следили все воины и сердцем, и
глазами. Военные клики были известны в глубокой древности; у каждого
рыцаря, у каждого военачальника был свой особенный присвоенный ему клич,
которым он собирал своих воинов и с которым он бросался в самый кровавый
бой. Вот наиболее замечательные из кликов. Готфрид Бульонский во время
крестовых походов говорил: “Dieu le veut!’ (“Так угодно Богу! ”)- и это
убеждение руководило как им самим, так и его войском. С этим кликом он вел
своих воинов в бой с неверными; этот клик воодушевлял их, поднимал их дух и
вселял в них мужество и храбрость. Французские короли считали святого
Дионисия своим покровителем, и потому, ведя своих воинов в бой, они
повторяли: “Montjoie et Saint Denis”; Монморанси повторял следующий клик:
“Dieu aide au premier baron Chretien” (“Да поможет Бог первому
христианскому барону”). Бурбоны же приняли клик: “Bourbon Notredame”, или
“Esperance”. У английских королей считался покровителем Святой Георгий, и
потому они говорили сначала: “St.Georges”, - а позднее: “God and my right!”
(“Бог и мое право! ”).»

«Геральдические девизы. Герб рыцаря и девиз были одним целым. Короткое изречение должно было объяснять идею эмблемы.

Изображение «Пустой колчан» - Девиз: «Его стрелы в моем сердце»
Изображение «Ласточка, которая перелетает море» - Девиз: «Чтоб найти солнце, покидаю отечество»
Изображение «Горностай» - Девиз: «Лучше умереть, нежели опозориться»
Изображение «Лев, скованный пастухом» - Девиз: «Покорен и страшен»
Изображение «Орел, смотрящий на солнце» - Девиз: «Один он достоин моего благоговения»
Изображение «Бутон розы» - Девиз: «Меньше показываясь, становится прекраснее».»

«Примерный перевод рыцарских девизов:

1. Служу - Отечеству, отвечаю - Богу.
2. Достоинство и благородство.
3. Совесть и дисциплина.
4. Быть, а не казаться.
5. Честь, но не почести.
6. Честь дороже жизни.
7. Честная смерть, но не позорная жизнь.
8. Побеждаю, но не мщу.
9. Скуп в потребностях, щедр на отдачу.
10. Великодушие и справедливость.

r />11. Учтивость и миролюбие.
12. Блаженство в верности.
13. Достоинство в служении.
14. Служить, но не прислуживаться.
15. Должен - значит можешь.
16. Соперничаю, но не завидую.
17. Любовью ведом, добротой очищаюсь.
18. Злу - возмездие, добру - награда.
19. Слово крепче камня.
20. Ударом на удар.
21. Победа или смерть.
22. Верой и правдой.
23. Биться шумно, говорить тихо.
24. Один за всех, все за одного.
25. Слово - серебро, молчание - золото»

http://rdr.rusff.ru/viewtopic.php?id=38

_

Как появились рыцарские гербы

Обычай выбирать себе отличительный знак и помещать его на собственном щите появился еще в древние века. Это помогало распознать своих во время сражения.

У каждого народа были собственные знаки на гербах:

  • франки изображали крест над кругом;
  • англы – мифического дракона, крест с шаром или птицами;
  • датчане – ворон;
  • саксы – льва или розу.

Появление же особой геральдической символики связано с крестовыми рыцарскими походами. Знаки-символы стали особым видом письма. С их помощью можно было узнать рыцаря, закованного в железные латы.

Помещаемые на щит символы должны были говорить о характере и жизненном пути человека. Например, тот, кто впервые отправлялся в крестовый поход, изображал маленьких перелетных птиц. Этим он показывал, что не имеет дома и постоянно странствует.

Крестовые походы также способствовали тому, что щиты стали красить разными цветами, включая голубой. В то время в Европе красителя этого оттенка не было, его привезли с Востока.

Со временем герб рыцаря и девиз стали помещать не только на щит, но и на шлем. Он стал особым знаком отличия, современным аналогом удостоверения личности или визитной карточки.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения ell_BAGIRA


Происхождение гербов
Гербы берут свое начало в самой глубокой древности. Это особого рода символические знаки, по которым узнавали во время боя вождя, племя, народ. Гербы были придуманы не из одного тщеславия, их можно считать не иначе как справедливой наградой за личные заслуги. Этими особыми символическими знаками различались как отдельные лица, так и колена, города, царства, народы; различались гербами благородные от неблагородных, знатные от незнатных. Но более всего, особенно во время военных действий, гербы служили для распознавания своих от чужих; по гербам рассеянные войска собирались в одном каком-либо условленном месте.

Символика гербов
Но символические военные знаки, употреблявшиеся часто как символы или как украшения, не были именно тем, что привыкли называть гербами, то есть постоянными отличиями знатного происхождения какого-либо лица и наследием, жалуемым тому или иному роду. Такое значение гербов — это учреждение более позднего времени, что, по словам Маршанжи (в его “Gaule poetique”), можно отнести ко времени крестовых походов.
Дамы всегда относились с особым уважением к храбрости и мужеству мужчин, и, чтобы выразить свое удивление и почтение, они вышивали различные достославные и выразительные символы не только на мебели своих замков, но и на одеяниях своих отцов, братьев и мужей. На оградах тоже были изображения этих символических знаков; их рисовали на потолках и на стенах, на щитах и на могильных памятниках, их освящали в церквях; во время торжеств они служили лучшим украшением зал пиршеств; их носили на своих одеяниях оруженосцы, пажи, воины и все лица рыцарского замка. Все эти различные знаки рыцарских подвигов образовали особый иероглифический язык.

Крест простой, двойной, обвитый, зубчатый, зазубренный, из рубленный, крест из цветов красовался повсюду в различных видах и являлся символом той святой цели, ради которой были предприняты крестовые походы. Ласепед в своей “Истории Европы” говорит: “Пальма напоминала Идумею; арка — взятый или обороняемый мост; башня — взятый приступом замок; шлем — вооружение грозного и смелого врага; звезда — ночное сражение при свете луны и звезд; меч — обыкновенное сражение; полумесяц- поражение мусульманина; пика, повязка, ограда, две полосы, сходящиеся под углом — взятые и разрушенные преграды; лев или тигр — неустрашимую доблесть; орел — высокую доблесть и отвагу. Вот отсюда и началась система происхождения гербов”.

Такие гербы, утвержденные и пожалованные государем, никогда не изменялись и становились неотъемлемой собственностью семейства и рода. Были особого рода люди, в обязанности которых входило изучать эти отличия и в особенности наблюдать за исполнением постановленных правил относительно целости и неизменности гербов; такие люди назывались герольдами, а знания, необходимые для отправления подобной обязанности, назывались геральдикой.


Для гербов на щитах употребляли два металла (золото — цвет желтый — и серебро- цвет белый), четыре краски или цвета (голубой, зеленый, красный и черный), два меха (горностаевый и беличий). Кроме того, геральдика приписывает цветам особые названия и значения. Так, голубой называется лазурь и означает воздух, зеленый — яшма, красный — огонь и черный — земля. Некоторые писатели присвоили этим металлам и цветам еще и символическое значение. По их мнению, золото — это эмблема богатства, силы, верности, чистоты, постоянства; серебро- невинности, чистоты; голубой цвет- это эмблема величия, красоты, ясности; красный- храбрости, мужества, неустрашимости; зеленый- надежды, изобилия, свободы; черный- скромности, образования, печали. Поле гербового щита делилось на несколько отделений горизонтальными, вертикальными и диагональными линиями; в этих отделениях размещали краски и символы; они иногда соответствовали друг другу и были волнисты, с выемками, обрублены, связаны, переплетены, перевиты и так далее. Вне поля герба были изображены другие фигуры; украшений было три рода: украшения вверху, с боков и кругом.


Над гербом изображали короны, шапки, шлемы, наметы, нашлемники, иногда девиз или военный клич и бурелеты. Последние происходят от французского слова le bourrelet- это был жгутик из ткани, набитый шерстью, который накладывали на шлем. Его окрашивали такими же цветами, как и щит; в гербах простых нетитулованных дворян такой бурелет, или жгутик, назывался фреской. Шлемы и шишаки рисовали на гербах или в профиль, или в фас с опущенным, с полуоткрытым или с совсем поднятым забралом и с большим или меньшим числом решеточек на нем, смотря по достоинству и по древности происхождения рода. Самой верхней частью украшения гербов был нашлемник; его составляли из всякого рода цветов, фигур и перьев, животных, деревьев и прочего. В обычае также было помещать девизы и клич над гербом. По сторонам бывали изображения ангелов, людей, богов, чудовищ, львов, леопардов, единорогов, деревьев и других предметов; такие фигуры назывались щитодержателями. Были еще и другие украшения, присвоенные известным званиям и обозначавшие особые достоинства.
Для того чтобы правильно объяснить герб, необходимо изучить его фон, на котором выгравированы или нарисованы фигуры, а потом уже и сами фигуры. Фон называется в геральдике полем, а фигуры — знаками. Поле герба всегда бывает покрыто одним из металлов, мехов или цветное; далее следует главная фигура, или главный знак; цвета или краски знаков те же, что и цвет или краска поля, за исключением только того случая, когда требуется естественный цвет.


Гербы Пруссии и Мекленбурга
В основу геральдики входит следующее правило: если поле покрыто какой-нибудь краской или мехом, то фигуры, или знаки, должны быть покрыты металлом; и наоборот, если поле покрыто металлом, то фигура, или знак, покрывается краской или мехом. Такое правило объясняется следующим образом: нельзя класть металл на металл и краску на краску. Делать иначе значит совершенно извращать науку геральдики.

Герб маркграфа Иосифа Шварценберга
Верхняя часть в гербе называется главой (le chef), а нижняя часть — подножием (la pointe). Все помещаемое в гербе обнимает собой следующее: во-первых, всевозможное вооружение; во-вторых, не только всевозможных животных, но даже птиц, рыб и насекомых – словом, от слона до муравья; в-третьих, всевозможные растения, начиная от дуба и кончая самым простым полевым цветком; в-четвертых, все блестящее — от светил небесных до металлов и камней, которые находятся в недрах земли; в-пятых, все мифические и фантастические существа, например, чудовища, грифы, фениксы, двуглавые орлы и так далее. Если на гербах изображают животных, то они всегда смотрят влево.


Arma Carlo Alberto
Кроме того, на гербах изображают и символы религии; но чаще всего изображают крест в самых различных формах, как уже упоминалось выше. Читать гербы — это значит объяснять гербовые знаки. Для этого следует сначала назвать поле, потом знак и его цвет, при этом употреблять известную формулу. Гербы представляют самое большое разнообразие, и, конечно каждый знак имеет свое символическое значение.

Знатоки геральдики разделили гербы на несколько разрядов, чтобы не путаться в этом лабиринте всевозможных гербов. Разберем эти разряды по порядку.
1) Уступленные гербы (armoiries de concession). Часто в награду за какие-нибудь особые подвиги государи жаловали отличившемуся свой герб или прибавляли к его прежнему гербу новые почетные эмблемы.
3) Гербы корпораций (armoiries de communaute). Эти гербы разных учреждений Западной Европы: архиепископств, епископств, капитулов, университетов, обществ, компаний и корпораций.
4) Протекционные гербы (armoiries de patronage). Часто должностные лица, которые управляли областями, рыцарскими замками и тому подобным, прибавляли к своим фамильным гербам различные эмблемы как знак своего преимущества, своих прав и достоинства, полученных ими от своих патронов.
5)Фамильные гербы (armoiries de famille). Такие гербы переходят по наследству и служат отличием одного дома или одной фамилии от другой.
6) Гербы по супружеству (armoiries de d’alliance). Это такие гербы, когда в главный герб вставляются прибавочные атрибуты для означения родственных связей, когда одна фамилия через брак приходит в родство с другим родом.
7) Гербы по преемству (armoiries de succession).
Кроме перехода гербов по прямой линии наследства, гербы могли быть присвоены лицу совершенно чужому или не имеющему прав прямого наследства; эти гербы переходили к таким лицам или вполне, или же соединялись с их первоначальным гербом; но на это всегда требовалось разрешение верховной власти.
8) Гербы по выбору (armoiries de choix). Лица, получившие дворянство за особые заслуги перед государством, конечно, не имели своего собственного герба и потому избирали особого рода эмблемы, напоминавшие им тот род деятельности или занятия, в котором они стяжали себе это отличие.

Но геральдические знаки происходят еще и от тысячи других причин. Иногда они служат обозначением заслуг; затем, были еще и такие знаки, которые означали то залог ревностного сострадания, то воспоминания о путешествии к святым местам, то обет, то символы доблестей, талантов и удовольствий; две пожимающие одна другую руки означали согласие и верность, столб и якорь — непоколебимую надежду, шар или хлебы — благотворительность, соты — церковные праздники и гостеприимство.
Оригинальными знаками нежности и любви во французской геральдике были следующие: два журавля, держащие в клювах кольцо или миртовую ветку; сердце, пронзенное стрелой; кольца, роза с шипами или без шипов, дерево, перевитое ветками плюща, и тому подобные символические знаки”.
Города заимствовали свои гербы и эмблемы от присущих им особенностей. Так, например, у Фрисландии, страны низменной, были в гербе листья кувшинки и волнистые повязки. Болонья, где водится много лебедей на водах, поместила эту птицу и на своем гербе. Как известно, центр Парижа имеет форму корабля, а потому и в гербе столицы Франции изображен корабль с распущенными парусами под небом, усеянным лилиями.

Особенно же размножились эмблемы в гербах в Западной Европе во время междоусобных раздоров и крестовых походов. Борьба, происходившая между Йорками и Ланкастерами, породила двух соперниц — белую и алую розу. Времена Лиги и Фронды породили во Франции массу эмблем в гербах французского дворянства. В станах восточной Европы, в т.ч. и России, не замедлили перенять лучшие традиции геральдики. Но благодаря крестовым походам было введено в гербы множество аллегорических знаков. В значительном числе гербов крестоносцев встречаются кресты, раковины, птицы без ног и клюва и всевозможные монеты. Но крест, который изображали на одежде участников крестовых походов как символ той святой цели, для которой предпринимался поход, изображался в большей части гербов и служил как бы воспоминанием об этих религиозных странствованиях.

О чем рассказывают гербы и эмблемы «Рыцарский турнир»

  • Малютина Вера Геннадьевна, учитель изобразительного искусства, МХК и черчения

Разделы: МХК и ИЗО

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с геральдикой, как наукой создания герба.
  2. Познакомить с гербом Кузбасса, его отличительными особенностями.

I. Учебные:

  1. Дать понятие геральдике

II. Развивающие:

  1. Развивать творческий интерес

Ш. Воспитывающие:

Зрительный ряд: старинные гербы русских городов, формы щитов, щитодержатель – для кроссворда, значение новых слов, цветовое значение символов, детские работы “Герб моей семьи”

Музыкальный ряд: звучит французская средневековая музыка, музыка Вивальди.

Материалы: бумага белая и цветная, ножницы, клей, фломастеры, шаблоны, композиция выполняется на формате А3.

Элемент театрализации: старшеклассники играют роль, дамы и рыцаря из средневековья <Рисунок 1>

ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Формирование новых знаний.
  3. Практическое выполнение задания.
  4. Рыцарский турнир.
  5. Подведение итогов.
  6. Задание на дом.

I. Организационный момент.

(Звучит музыка Вивальди)

Проверь, дружок.
Все ль на месте, все ль в порядке,
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Друзья, тогда урок начнем,
И разговор наш поведем
О герба, щитах и их владельцах.

II. Формирование новых знаний.

Учитель: Ребята, на первом уроке вы познакомились с гербами их формами.

Свой герб имеют города и государства, знатные семьи, рыцари.

Домашним заданием было, выполнить “Герб моей семьи”

Лучшие работы на стенде. <Рисунок 6>

Наш второй урок мы посвящаем геральдике.

Сегодня вы познакомитесь с гербом Кемеровской области и проведем рыцарский турнир.

Прежде чем говорить о геральдике, расскажите, что обозначает слово “герб”, когда и для чего возникли гербы?

Ученик: Понятие ГЕРБ происходит от немецкого слова “наследство или наследие” и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов.

Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах.

Учитель: Как вы думаете, когда появились первые гербы?

Ученик: Гербы появились давным-давно в зарубежных странах.

Учитель: В средние века в Европе, когда строились рыцарские замки и устраивались турниры.

В тоже время появилось новое искусство и новая наука – геральдика.

Герб – отличительный знак рыцарей, которые устраивали турниры и состязались в силе и ловкости.

На щите и флаге изображался личный герб рыцаря

Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов.

Герб являлся знаком рода и его воинских доблестей.

На рыцарских турнирах присутствовали ГЕРОЛЬДЫ – люди, изучающие гербы, они давали описание гербов, следили за их правильным составлением.

По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.

Все в композиции герба имело важное значение и несло информацию о владельце. Была выработана целая система строгих правил, по которым составлялись гербы.

Учитель: показывает зрительный ряд.

Например, форма щитов могла быть разнообразной – варяжский (треугольный), итальянский (овальный), испанский (плоский сверху и закругленный снизу), французский (плоский сверху, снизу прямоугольным овалом по центру заострен), германский (причудливой формы).

Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами.

Выбранный цвет имел символическое значение:

золотой цвет – символ богатства и справедливости;

серебро – символ невинности и чистоты;

червленый (темно-красный)– символ любви, смелости;

голубой – символ красоты и величия;

зеленый – символ изобилия, надежды и свободы;

пурпурный (красный с оттенком синего) – достоинство, силу, мужество, (могущество);

черный – скромность, образованность, мудрость и печаль;

красный– храбрость.

На гербах разрешалось изображать: композицию

Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур – изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они попадали на герб не случайно.

Каждое изображение несет в себе определенный смысл:

лев – символ силы, мужества, великодушия;

орел – власть, великодушие;

змея – символ вечности;

леопард – храбрость, отвага;

дуб, медведь означали – силу, крепость, предусмотрительность;

конь – совмещает храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы;

факел, раскрытая книга – знание;

пчела – трудолюбие; лавр – славу;

крылатый змей – зло, смуту;

дракон – могущество;

рука в перчатке – храбрость;

собака – символ преданности и повиновения;

олень – символ воина, перед которым, бежит неприятель;

солнце – свет, богатство, изобилие;

звезда – ночь, вечность;

посох – духовная власть.

Композиция герба обычно симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр и называли щит.

По сторонам щит поддерживают фигуры – щитодержатели – люди, птицы, звери.

Герб украшает лента с девизом.

Девиз – это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря.

Венчает герб корона.

(Звучит музыка)

Учитель: А теперь представьте себе: средневековье, замок…

В мирные дни жизнь в замке протекала однообразно и скучно, Долгий сон, обед, охота – вот и весь досуг, По вечерам обитатели замка собирались в парадном зале у камина, играли в кости и шахматы. Событием был приезд гостей. Это случалось нечасто, а если случалось, то хозяин старался вовсю и устраивал пир и рыцарские турниры.

Учитель: Так кто такой рыцарь? Слово” рыцарь” произошло от немецкого ”Ritter” – всадник. Так какого же человека мы называем рыцарем сегодня?

Ученик: Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в груди его бьется благородное сердце.

Учитель: Итак, кто такие рыцари, мы выяснили, а теперь приступим к ритуалу. Прошу рыцарей – участников турнира подняться. А сейчас по традиции рыцари перед турниром дают клятву. Рыцари, вы готовы?

Клянемся в рыцарском турнире победить,
Клянемся смелыми, отважными мы быть.
За щитами не скрываться,
Шпаги острой не бояться!
Верным своей даме быть,
Званье рыцаря добыть!

Рыцари (хором): Клянемся рыцарями быть!

Когда-то в середине века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари судьбой
И на турниры ехали.
Доблестный, рыцарь, вы откуда?
С каких краев ты прибыл к нам.

Рыцарь: Я житель городов Кузбасских. Приехал, чтобы даме сердца выразить свое восхищение.

Дама: А я сразу догадалась, по гербу, что вы из великого града, горняков. На вашем гербе много черного цвета. А что он означает?

Рыцарь: А может на эти вопросы, ответят молодые рыцари, поможете нам?

Команды отвечают хором: ДА

– треугольник черного цвета, символизирует? (угольную промышленность)

– треугольники красного цвета, (раскаленный металл)

– зеленый цвет символизирует (сельское хозяйство и природные богатства, а также цвет молодости и надежды).

– молот и кирка, обозначают (индустриальную принадлежность)

– три пшеничных колоса, (сельское хозяйство)

– корона, символизирует (богатство Кузбасса)

– нижняя часть венка переплетена орденской лентой ордена Ленина, которым Кемеровская область была награждена дважды: в 1967 году и 1970 году.

Дама: А что за цифры в низу герба?

Ответ: Год образования Кемеровской области.

Ответ: Этот год особенный, юбилейный, Кузбассу 65 лет.

Учитель: Сегодня у вас есть возможность создать свою символику герба. Представьте себе, что вы древние рыцари и являетесь членами одной семьи. В каждой семье по 6-8 человек.

Вы должны договориться о том, какой формы будет ваш герб. Выбрать цвет геральдических фигур, придумать символики негеральдические фигур и составить композицию.

В ней вы должны учитывать принцип симметрии и законы сочетания цветов. Помните, что контрастные цвета взаимно подчеркивают и выделяют друг друга. Придумайте девиз, который наиболее отражает ваши взгляды на жизнь, цели и устремления.

III. Практическое выполнение задания.

Задание: коллективно-групповая работа (2 команды выполняют композицию герба).

Материалы: цветная бумага, клей, ножницы, шаблоны, композиция на формате А3.

<Рисунок 2, Рисунок 3>

IV. Рыцарский турнир.

1. Защитить свой герб и девиз.

Сначала каждая команда представит свой герб и защитит его.

Представители каждой команды выходят, объявляют название команды, рассказывают о символах герба, которые они выбрали, и объясняют почему. Зачитывают девиз команды и объясняют его смысл. <Рисунок 4, Рисунок 5>

2. Оценка командных гербов.

Учитель: Мы познакомились с командами и теперь приступаем к турниру.

V. Подведение итогов.

Задание: Команда “Рыцари Камелота” и команда “Крестоносцы” по очереди отвечаете на вопросы и из этих ответов получите новое слово.

Команды отвечают на вопросы кроссворда “Геральдика”,

Рыцарь: ответы крепит на шитодержатель.

Дама: оценивает ответы вымпелами.

Вопросы для кроссворда:

  1. Отличительный знак, передаваемый по наследству. (Герб)
  2. Имя воина-защитника, изображенного на гербе Москвы. (Георгий)
  3. Особые знаки на Щите – гербе, которые рассказывают о его владельце, его достоинствах. (Фигуры)
  4. Как называют в геральдике желтый цвет (золото) и белый (серебро)? (Металлы)
  5. Царственное животное, эмблема королей. (Лев)
  6. Отважный, доблестный. (Рыцарь)
  7. Часть герба, на котором написаны крылатые слова. (Девиз)
  8. Основа герба. (Щит)
  9. Что венчает герб? (Корона)
  10. Изображение птиц, животных, человека, поддерживающих щит. (Щитодержатель) <Рисунок 7>

Учитель: Доблестные рыцари, вы успешно справились с Рыцарским турниром и познакомились с новым словом, ГЕРАЛЬДИКА.

Геральдика – эта наука о составлении гербов

Мы с вами в классе одна большая семья.

Давайте создадим свой геральдический щит.

Если вы себя хорошо чувствуете, вам понравился урок, у вас хорошее настроение то возьмите жетон красного и закрепите его на щите.

Если вы остались равнодушны, вам не очень понравился урок, то возьмите желтый жетон.

Если вам не понравился урок, то прикрепите жетон синего цвета.

Таким образом, мы видим, что у нас яркий праздничный щит, значит у всех хорошее настроение и желание сделать много нового.

А я работу на рыцарском турнире оцениваю на “5”.

Спасибо всем за творчество, а гостям за внимание.

VI. Задание на дом

Рассмотреть костюмы разных времен и определить их владельца.

Анализ урока

Вашему вниманию был предложен урок по теме “О чем рассказывают гербы и эмблемы”

Это второй урок по геральдике согласно тематическому планированию по программе Б.М.Неменского.

На уроке ставились цели:

  1. Воспитание любви к Прокопьевску, Кузбассу, Родине
  2. Развивать творческий интерес, познавательную активность, образное мышление.

Для достижения целей были поставлены задачи:

I. Учебные:

  1. Дать понятие геральдики
  2. Активизировать знания учащихся по символике гербов, эмблем.

II. Развивающие:

  1. Развивать творческий интерес
  2. Развивать познавательную активность, образное мышление.

III. Воспитывающие:

Воспитание любви к Прокопьевску, Кузбассу, России, Родине.

Урок построен с учетом возрастных и психологических особенностей пятиклассников.

В данном классе двое детей из центра реабилитации несовершеннолетних, 4 из малообеспеченных семей, 10 неблагополучные семьи.

Тема семьи, составлением домашнего герба, позволила ребятам посмотреть на семейные отношения с другой стороны.

Надеюсь, что сблизила детей и родителей хотя бы на выполнения домашних гербов.

Урок проведен в форме Рыцарского турнира. Учтен объем учебного материала, использовались опорные схемы, иллюстрации, шаблоны, музыкальное сопровождение, все это способствовало творческой деятельности учащихся.

Элемент театрализации способствовал проживанию каждым ребенком рыцарского турнира, атмосферы средневековья.

Структура урока, спланированные вопросы, задания, практическая деятельность учащихся способствовала их познавательной активности, самостоятельности, а главное развитию творческих способностей.

Внимание учащихся активизировалось в течение всего урока, в результате смены видов деятельности, устной, письменной, групповой, индивидуальной, творческой работы.

В течение урока отслеживалась обратная связь, что очень важно для занятий эстетического цикла.

На уроке использовались следующие методы:

Объяснительный:

  • иллюстративный, рассказ,
  • алгоритм составления герба,
  • практическая работа по подготовке герба,
  • сравнение двух гербов;

Репродуктивный метод:

  • выполнение задания по образцу работа с рисунком, шаблонам,
  • воспроизведение двух подобных гербов по трафаретам;

Проблемно сообщающие методы:

  • объяснение темы геральдики с опорой на наглядность,
  • защита герба (использование символов семьи);

Частично поисковые методы:

  • эвристическая беседа,
  • подбор символики;

Исследовательские методы:

  • проектирование герба,
  • самоанализ проведенной работы.

Важным для себя считаю: старалась для каждого на уроке создать ситуацию успеха, что позволяет ребенку раскрыть свои творческие способности, формировать правильную самооценку.

Образование

Герб рыцаря и девиз. Были ли девизы у средневековых рыцарей?

26 декабря 2014

Эпоха рыцарей всегда привлекала к себе особое внимание. Романтический образ и честные поединки Средневековья продолжают свое существование в литературе, кинематографе, а также в новой субкультуре ролевиков.

Неотъемлемой частью любого рыцаря был герб. На нем изображались различные животные, растения, предметы. Его главной задачей было предоставлять информацию о том рыцаре, который его держит. Что же означал герб рыцаря и девиз, написанный на нем?

Как появились рыцарские гербы

Обычай выбирать себе отличительный знак и помещать его на собственном щите появился еще в древние века. Это помогало распознать своих во время сражения.

У каждого народа были собственные знаки на гербах:

  • франки изображали крест над кругом;
  • англы - мифического дракона, крест с шаром или птицами;
  • датчане - ворон;
  • саксы - льва или розу.

Появление же особой геральдической символики связано с крестовыми рыцарскими походами. Знаки-символы стали особым видом письма. С их помощью можно было узнать рыцаря, закованного в железные латы.

Помещаемые на щит символы должны были говорить о характере и жизненном пути человека. Например, тот, кто впервые отправлялся в крестовый поход, изображал маленьких перелетных птиц. Этим он показывал, что не имеет дома и постоянно странствует.

Крестовые походы также способствовали тому, что щиты стали красить разными цветами, включая голубой. В то время в Европе красителя этого оттенка не было, его привезли с Востока.

Со временем герб рыцаря и девиз стали помещать не только на щит, но и на шлем. Он стал особым знаком отличия, современным аналогом удостоверения личности или визитной карточки.

Роль геральдики во времена рыцарей

Чем больше гербов появлялось, тем больше возрастала необходимость в их систематизации. Стали возникать своды правил для составления гербов. Таким образом появилась новая наука - геральдика. Ее задачей было описывать и изучать рыцарские знаки отличия.

Люди, которые занимались этой наукой, стали называться герольдами. Они жили при дворах вельмож и рыцарей и были тесно связаны с рыцарскими турнирами. Были ли девизы у средневековых рыцарей? Конечно, были. Их помещали на щите и объявляли перед началом поединка.

Развиваясь веками, геральдика становилась все сложней и запутанней. К 15 веку стали появляться специальные трактаты, которые было сложно понять из-за множества символов и знаков, переплетающихся друг с другом.

О турнирах

Рыцарские состязания были еще во времена Карла Великого. Это известно из хроники 844 года историка Нитгарта («Песня о Беовульфе»).

Считается, что первые правила для поединков установил в 11 веке французский рыцарь Готфрид де Прельи. К 12 веку турниры распространились в Англии.

Вклад в их популяризацию внес король Ричард Львиное Сердце. Он разрешил проводить состязания в пяти графствах и сам принимал в них участие. Во время их проведения гербы, девизы и военный клич были всюду.

Для рыцаря участие в турнире играло большую роль. Каждый находил в нем собственную выгоду:

  • похвастаться доспехами и знатным происхождением;
  • заявить всем о своих воинских качествах;
  • заслужить благосклонность дамы сердца;
  • завладеть доспехами и конем противника;
  • получить денежный выкуп за выигранные доспехи.

Для участия в турнире необходимо было доказать свое знатное происхождение. Оно должно было быть подтверждено в двух поколениях со стороны как матери, так и отца. Доказательством служил наследственный герб рыцаря и девиз на щите и шлеме.

Церковь долгое время боролась с проведением турниров, но они продолжались до 16 века. Их запретили в 1559 году, когда из-за случайного обломка копья погиб французский король. Вместе с состязаниями стали не нужны и герольды.

При этом на щитах остались девизы и военный клич. Рыцари века проводили в сражениях, но в итоге на смену им пришел новый вид войск. Рыцарский герб со временем трансформировался в знаки цехов, городов и государств.

Классификация гербов

Уже упоминалось, что геральдика - очень запутанная наука. Она подразделяет на отдельные роды все гербы и девизы. Рыцарство могло иметь любой из них:

Интересным примером является история про герб Арагона. Изначально он был в виде золотого щита. В одной из битв король был поражен отвагой Готфрида Арагонского. После битвы он подошел к воину и, омочив в его ране свои пальцы, провел ими по щиту. Так на золотом гербе рода Арагона стали изображать четыре вертикальных червленых столба.

Что рисовали на щитах

Щит состоял из почетных геральдических фигур: глава, пояс, оконечность, столб, кайма, стропило, перевязи, кресты. Были и второстепенные геральдические фигуры, например столбики, пояски, ромбовые поля.

Наиболее многочисленной группой была негеральдическая. К ней относились естественные, искусственные и фантастические элементы. Это могли быть животные, растения, люди, части тела, оружие, мифические животные, явления природы.

Геральдические девизы

Герб рыцаря и девиз были одним целым. Короткое изречение должно было объяснять идею эмблемы.

Были ли девизы у средневековых рыцарей

Изображение на эмблеме

Девиз к гербу рыцаря

Пустой колчан

Его стрелы в моем сердце

Ласточка, которая перелетает море

Чтоб найти солнце, покидаю отечество

Горностай

Лучше умереть, нежели опозориться

Лев, скованный пастухом

Покорен и страшен

Орел, смотрящий на солнце

Один он достоин моего благоговения

Бутон розы

Меньше показываясь, становится прекраснее

О чем могут поведать гербы

Средневековую геральдику можно сравнить с архитектурой того времени. Поэтому достаточно легко можно определить, к какому государству относится герб.

Например, французы очень любят роскошь, поэтому их символы знати украшены большим количеством драгоценных металлов и мехов. В бургундских эмблемах преобладал красный цвет из-за подражания герцогам Бургундским.

Все страны Западной Европы имели свои особенности в геральдике. Это позволяет узнать о том, как перекраивались границы государств, о завоеванных землях, заключенных или расторгнутых союзах и других важных событиях того времени.

Эпоха рыцарей воспета во многих произведениях их современников и в романах авторов последующих времен. Романтикой, а иногда мистикой, окутаны сам паладин, его рыцарский девиз, герб, образ жизни, служение прекрасной даме. Как правило, это были жестокие воины, но прекрасные произведения литературы сделали их образ неотразимым и нарицательным - когда хотят охарактеризовать настоящего мужчину, его называют рыцарем.

Девиз как кредо

И способствуют этому не только художественные произведения. Девизы рыцарей Средневековья, которые были важнейшим атрибутом всего образа, говорят сами за себя. Все они могут быть объединены под одним общим девизом - «Бог, женщина, король». Хотя существовало довольно много абстрактных и претенциозных девизов: «Другим не стану» или "Ни себе, ни людям" и так далее. Но в основном, рыцари Средневековья, как явление, символизируют благородство мыслей, чувств, поступков и декларируют то, что все силы и умения, сама их жизнь будут направлены на служение и защиту отечества, веры и любви.

Истоки рыцарского кодекса чести

Идеалы прекрасные, потому что в основе лежит легендарная речь наставляющего и напутствующего рыцарей короля Артура. Его прекрасные слова составили Кодекс чести рыцарства. Исходя из декларируемых, обязательных норм поведения, образ воина со временем стал весьма романтичным. Айвенго, Роланд, Сид, рыцари Круглого стола во главе с Тристан - перечислять эти замечательные образы можно долго. У каждого из них был свой рыцарский девиз, который, как правило, выбивался на гербе, но суть была одна - служение выбранному идеалу. Как любое явление, рыцарство появилось, достигло своего расцвета, исчезло за ненадобностью и даже впоследствии порицалось. Но оно сыграло свою историческую роль, особенно в деле распространения христианства.

Отдельная каста

И если мифические рыцари Круглого стола, или реальное окружение короля Ричарда Львиное Сердце, окутаны ореолом привлекательности, то мало чего хорошего можно сказать о тевтонских, ливонских и польских тяжеловооруженных конниках. Несмотря на весьма достойный рыцарский девиз последних - "Бог, честь, отчизна" - с ними больше связаны лицемерие, интриги и предательство.

Если вспомнить Ледовое побоище, то при слове «рыцари», перед глазами встают не прекрасные воины с а железяка, уходящая под воду. В средневековом рыцарстве привлекательным было и то, что это была отдельная каста людей, в которой все были равны, несмотря на происхождение. Ведь рыцарем мог стать только довольно обеспеченный человек, но доходы всех не были одинаковыми. В орден могли входить и крупные феодалы, и нищенствующие простолюдины. Но все они представляли собой братство.

Вечные идеалы

Как уже отмечалось, девизы рыцарей были разными, но изначально все воины присягали на верность какому-то идеалу, то есть цели, как правило, были благородными. Ведь мальчиков с детства отдавали сначала в пажи, затем в оруженосцы, и с юных лет они росли в атмосфере служения конкретным благородным целям. Идеология рыцарства формировалась столетиями, и основные ее постулаты не потеряют актуальности никогда. Собственно, идеал мужской добродетели присущ всем временам. Герои Древней Греции и Рима, русские богатыри, японские самураи, арабские воины - всем им присущ рыцарский девиз «честь и стыд». Емко и понятно. Краткими были и другие девизы, как например, «Я осилю». Более кратко, и главное - доходчиво, невозможно охарактеризовать человека, способного выполнить любое задание. Благородный и емкий девиз средневекового воина «Без лести предан» был так хорош, что император Павел I, присвоил его Аракчееву при пожаловании последнему графского титула. Это говорит о том, что идеалы рыцарства всегда современны.

Характерные черты

Рыцарство - эта особая прослойка средневекового общества. Оно имело свои атрибуты, неотъемлемые от образа - обеты, турниры, гербы и девизы рыцарей, военный клич, ритуалы, особенно посвящения, Кодекс чести, включающий в себя и нормы поведения в обществе. Внешний вид представителя этой касты тоже имеет свои, только ему присущие особенности, по которым безошибочно можно определить рыцаря. Разве можно представить себе паладина без коня, доспехов, меча и плаща? Без коня можно, когда он стоит на одном колене, склонив обнаженную голову перед Прекрасной дамой. Но как правило, если в одной руке у него шляпа, то в другой - поводья. Есть устоявшийся образ, и только ему присущие особенности.

Что такое девиз?

Как уже говорилось, девизы рыцарей Средневековья всегда были краткими и емкими. Иногда, если обладатель был оригиналом, девиз мог состоять из одной буквы. Братья по оружию были в курсе того, что она олицетворяет, а загадочность и мистика всегда были присущи этим воинам-романтикам без страха и упрека. По идее, в девизе выражалось кредо рыцаря, его жизненные принципы.
Например, "Блаженство в верности", «Ударом львиной лапы побеждаю», и так далее. Необходимо отметить, что сами девизы делились на три группы - фигурные, фигурно-словесные и собственно словесные, самые распространенные. Девизы были личные и родовые, передающиеся из поколения в поколение, и служащие нравственным и воспитательным символом для потомков. Бывают государственные девизы - в царской России это была фраза «С нами Бог», в Советском Союзе - «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Много стран имеют и сейчас свои государственные девизы.

Необходимый атрибут

У рыцарей Средневековья девиз был начертан на гербе, например, в Англии - сверху, в Шотландии - в нижней части герба, который, в свою очередь, тоже является важнейшим атрибутом рыцаря. Первые рыцарские гербы Средневековья появились уже в X веке, а в XII они уже были на многих рыцарских щитах. Они служили и опознавательными знаками в бою, а затем и признаками знатного происхождения, заслуг перед отечеством и личного мужества. Геральдическая наука изучает тонкости образования гербов, все присущие им аллегорические знаки, историю создания и возникновения тех или иных фамильных атрибутов рыцарства. В гербе нет ничего лишнего, никакого украшательского элемента.

Значимость каждой детали

Абсолютно все: форма, фон, расположение фигур, любой завиток - несет в себе смысловую нагрузку. Изображение может поведать знающему человеку все о хозяине: к какому клану принадлежит, в какой стране, или даже городе, он родился и чем знаменит.

Рыцарские гербы Средневековья - это своеобразные паспорта обладателей. Все поле герба делится на две части - верхнюю (главу) и нижнюю (подножие). Современной геральдикой выделяется несколько классов гербов - уступные и по супружеству или по преемству, протекционные и коронованных особ. Самый первый рыцарский герб с девизом, о котором есть исторические данные, принадлежит графу Анжуйсуому, Жоффрею из рода Плантагенетов. Он относится к 1127 году.

Прекрасная куртуазная эпоха

Появление рыцарства, как и его упадок, обусловлено исторической необходимостью. Средневековье - это феодализм. Земельные собственники нуждались в охране своих владений. Рыцари возникают как воины-охранники собственности сюзерена. Зародились они в государстве франков, хотя корнями уходят в конницу Древнего Рима. Исчезает рыцарство с появлением регулярной армии с жесткой дисциплиной и согласованностью действий. Однако рыцари Средневековья в соответствующий период были единственной реальной силой, способной как защитить государство, так и завоевать новые земли, примером чего могут служить крестовые походы, предпринимаемые с целью защиты Гроба Господня от турок-сельджуков. Кроме того, рыцари были украшением и опорой обществу. У них была своя культура, свои менестрели, своя манера поведения - все то, что подразумевается под прекрасным словом «рыцарь».

Эпоха рыцарей всегда привлекала к себе особое внимание. Романтический образ и честные поединки Средневековья продолжают свое существование в литературе, кинематографе, а также в новой субкультуре ролевиков.

Неотъемлемой частью любого рыцаря был герб. На нем изображались различные животные, растения, предметы. Его главной задачей было предоставлять информацию о том рыцаре, который его держит. Что же означал герб рыцаря и девиз, написанный на нем?

Как появились рыцарские гербы

Обычай выбирать себе отличительный знак и помещать его на собственном щите появился еще в древние века. Это помогало распознать своих во время сражения.

У каждого народа были собственные знаки на гербах:

  • франки изображали крест над кругом;
  • англы - мифического дракона, крест с шаром или птицами;
  • датчане - ворон;
  • саксы - льва или розу.

Появление же особой геральдической символики связано с крестовыми рыцарскими походами. Знаки-символы стали особым видом письма. С их помощью можно было узнать рыцаря, закованного в железные латы.

Помещаемые на щит символы должны были говорить о характере и жизненном пути человека. Например, тот, кто впервые отправлялся в крестовый поход, изображал маленьких перелетных птиц. Этим он показывал, что не имеет дома и постоянно странствует.

Также способствовали тому, что щиты стали красить разными цветами, включая голубой. В то время в Европе красителя этого оттенка не было, его привезли с Востока.

Со временем герб рыцаря и девиз стали помещать не только на щит, но и на шлем. Он стал особым знаком отличия, современным аналогом удостоверения личности или визитной карточки.

Роль геральдики во времена рыцарей

Чем больше гербов появлялось, тем больше возрастала необходимость в их систематизации. Стали возникать своды правил для составления гербов. Таким образом появилась новая наука - геральдика. Ее задачей было описывать и изучать рыцарские знаки отличия.

Люди, которые занимались этой наукой, стали называться герольдами. Они жили при дворах вельмож и рыцарей и были тесно связаны с Были ли девизы у средневековых рыцарей? Конечно, были. Их помещали на щите и объявляли перед началом поединка.

Развиваясь веками, геральдика становилась все сложней и запутанней. К 15 веку стали появляться специальные трактаты, которые было сложно понять из-за множества символов и знаков, переплетающихся друг с другом.

О турнирах

Рыцарские состязания были еще во времена Карла Великого. Это известно из хроники 844 года историка Нитгарта («Песня о Беовульфе»).

Считается, что первые правила для поединков установил в 11 веке французский рыцарь Готфрид де Прельи. К 12 веку турниры распространились в Англии.

Вклад в их популяризацию внес король Ричард Львиное Сердце. Он разрешил проводить состязания в пяти графствах и сам принимал в них участие. Во время их проведения гербы, девизы и военный клич были всюду.

Для рыцаря участие в турнире играло большую роль. Каждый находил в нем собственную выгоду:

  • похвастаться доспехами и знатным происхождением;
  • заявить всем о своих воинских качествах;
  • заслужить благосклонность дамы сердца;
  • завладеть доспехами и конем противника;
  • получить денежный выкуп за выигранные доспехи.

Для участия в турнире необходимо было доказать свое знатное происхождение. Оно должно было быть подтверждено в двух поколениях со стороны как матери, так и отца. Доказательством служил наследственный герб рыцаря и девиз на щите и шлеме.

Церковь долгое время боролась с проведением турниров, но они продолжались до 16 века. Их запретили в 1559 году, когда из-за случайного обломка копья погиб французский король. Вместе с состязаниями стали не нужны и герольды.

При этом на щитах остались девизы и военный клич. Рыцари века проводили в сражениях, но в итоге на смену им пришел новый вид войск. Рыцарский герб со временем трансформировался в знаки цехов, городов и государств.

Классификация гербов

Уже упоминалось, что геральдика - очень запутанная наука. Она подразделяет на отдельные роды все гербы и девизы. Рыцарство могло иметь любой из них:

Интересным примером является история про герб Арагона. Изначально он был в виде золотого щита. В одной из битв король был поражен отвагой Готфрида Арагонского. После битвы он подошел к воину и, омочив в его ране свои пальцы, провел ими по щиту. Так на золотом гербе рода Арагона стали изображать четыре вертикальных червленых столба.

Что рисовали на щитах

Щит состоял из почетных геральдических фигур: глава, пояс, оконечность, столб, кайма, стропило, перевязи, кресты. Были и второстепенные геральдические фигуры, например столбики, пояски, ромбовые поля.

Наиболее многочисленной группой была негеральдическая. К ней относились естественные, искусственные и фантастические элементы. Это могли быть животные, растения, люди, части тела, оружие, мифические животные, явления природы.

Геральдические девизы

Герб рыцаря и девиз были одним целым. Короткое изречение должно было объяснять идею эмблемы.

Были ли девизы у средневековых рыцарей

Изображение на эмблеме

Девиз к гербу рыцаря

Пустой колчан

Его стрелы в моем сердце

Ласточка, которая перелетает море

Чтоб найти солнце, покидаю отечество

Горностай

Лучше умереть, нежели опозориться

Лев, скованный пастухом

Покорен и страшен

Орел, смотрящий на солнце

Один он достоин моего благоговения

Бутон розы

Меньше показываясь, становится прекраснее

О чем могут поведать гербы

Средневековую геральдику можно сравнить с архитектурой того времени. Поэтому достаточно легко можно определить, к какому государству относится герб.

Например, французы очень любят роскошь, поэтому их символы знати украшены большим количеством драгоценных металлов и мехов. В бургундских эмблемах преобладал красный цвет из-за подражания герцогам Бургундским.

Все страны Западной Европы имели свои особенности в геральдике. Это позволяет узнать о том, как перекраивались границы государств, о завоеванных землях, заключенных или расторгнутых союзах и других важных событиях того времени.

Основой герба является щит. С описания этого главного элемента мы и начнём изложение правил геральдики. В геральдике встречаются щиты самых разных форм - от простых до весьма замысловатых. Самой распространённой формой рыцарского щита в эпоху зарождения геральдики была треугольная, которая и стала основной. Но в разные исторические периоды появлялись и другие конфигурации. Сегодня форма щита может служить отправной точкой для экспертизы герба.

Поскольку герб в основе своей есть атрибут рыцарства, геральдический щит - прежде всего щит конного рыцаря, и его форма изменялась вместе с развитием военного искусства. Вот как говорит об этом П. фон Винклер в своей книге "Оружие" (С.-Петербург, 1894 г.)

"В истории развития оружейного дела Европы нет ни одного периода, который бы имел большее значение, чем период Х и XI столетия. Причина и повод к этому был дан северным народом, который уже в VIII столетии наводил ужас на всю древнюю Европу своими отважными набегами. Это были норманны. Утвердившись на севере Франкского государства (912), они принимают деятельнейшее участие в развитии рыцарства, благодаря своим способностям, деятельности и предприимчивости они вскоре сделались первыми людьми в военном деле, в них повсюду видели пример и образец всего того, что к асается войны, ее средств и способа ведения. Еще в IX столетии норманны были в Андалузии, высаживались на африканский берег, проходили через Италию, вынесли из этих походов необыкновенную военную опытность и под огнем и мечом не упустили из виду ничего, что было для них нового и полезного у других народов. Таким образом, они сделали значительные преобразования в военном деле, преобразования, которые стали основным положением для всех средних веков и которые своей организацией с наступательной тактикой соответствовали феодальному строю, элементы для этих преобразований они большей частью заимствовали у восточных народов. На обоях Байо, изображающих картины завоевания Англии, с первого взгляда заметно в вооружении влияние востока, хотя дальнейшее развитие, нельзя не признать, совершается согласно своеобразным национальным верованиям. Там мы впервые находим рядом с древним пилумом острый шлем с характерным наносником, плотно облегающий панцирь, но, в то же время, замечаем, что нормандец, равно как и саксонец, удерживает употребление своего большого национального щита с длинным мечом".

Древний гобелен из Байо, изображающий завоевание Англии норманнами - свиток длиной 73 метра, выполненный способом аппликации - стал для историков ценным источником информации о норманнах. На гобелене можно видеть, что англосаксы, как и их противники, вооружены большими вытянутыми щитами, специально разработанными для защиты как можно большей площади тела.В этот период и в следующие столетия воины сражались преимущественно пешими, а вытянутые по росту щиты "bodylength" обеспечивали хорошую защиту от лучников.Однако конница приобретает все большее значение. Норманны, выходцы из Скандинавии, были моряками, но быстро овладели искусством конного боя. Их предки, викинги, захватили полуостров на севере Франции, и сейчас называемый Нормандией, и поселились там. Норманны создали сильное государство и стремились к расширению своих владений. Под руководством герцога Вильгельма Завоевателя они вторглись в Англию. 14 октября 1066 года в битве при Гастингсе состоялось сражение между девятитысячной армией Вильгельма и десятью тысячами английской пехоты, возглавляемой королем Гарольдом. Англосаксы успешно оборонялись, но тысячный отряд норманнских всадников, предприняв ложную атаку, выманил их с позиций, после чего они были полностью разгромлены, а сам король Гарольд погиб в бою.

В конце IX века воинственные норманны с энтузиазмом восприняли идею завоевания Святой земли. Началась эпоха крестовых походов, оказавшая огромное влияние на военную тактику и вооружение. Возросла роль конницы в европейских войнах. Форма щита претерпела существенные изменения, так как рыцарю теперь требовалась защита не от фронтальных, а от боковых ударов, так как с появлением нового стрелкового оружия, такого как самострел, способного пробивать своими "болтами" стальные доспехи, важность щита как средства защиты от стрелков снизилась. Здесь надо отметить, что конные рыцари держали щит наклонно, отчего многие художники изображают геральдический щит "couche", то есть наклоненным под углом между 25 и 45 градусами. Итак, высота щита уменьшалась, и щит в конце концов приобрел форму, известную как "heater". Классический "heater" имеет точные размеры и изображается по определенной схеме.

Первоначально форма геральдических щитов повторяла форму боевых, реально существующих, и менялась вместе с развитием оружия. Но со временем в гера льдике произошел отход от классических (правдоподобных) форм. Широкие возможности для фантазии художников открыло появление "bouche" - круглого выреза с правой стороны щита, служившего опорой для копья.

Можно выделить по крайней мере девять основных форм геральдических щитов: "варяжский", "испанский", "итальянский", "французский", "английский", "византийский", "немецкий", ромбический, квадратный. Однако эти "национальные" названия являются чисто условными, а в описании герба форма щита вообще не упоминается. Самым удобным с точки зрения свободного места является так называемый французский щит, предоставляющий, по сравнению со щитами более сложных форм, максимальную площадь для заполнения. Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной. Он представляет собой прямоугольник с основанием, равным 8/9 высоты, с выступающим в средней нижней части остриём и закруглёнными нижними углами.

Шлем помещается над щитом. Форма геральдического шлема менялась со временем, в зависимости от моды и усовершенствования доспехов. Постепенно были выработаны правила, по которым шлем изображался в соответствии с титулом, достоинством или званием владельца герба. Вот как эта система выглядит в английской геральдике. Золотой шлем с решётчатым забралом, повёрнутый прямо - для гербов суверенов и принцев королевской крови. Серебряный шлем с золотым решётчатым забралом, повёрнутый геральдически вправо - для пэров. Серебряный шлем с поднятым забралом, повёрнутый прямо - для баронетов и рыцарей. Серебряный турнирный шлем, повёрнутый геральдически вправо - для эсквайров и джентльменов. Многочастный герб князей Барклай-де-Толли-Веймарн сложился в процессе слияния нескольких знатных родов, имеющих свои собственные гербы. Составной частью этих гербов были и нашлемникы, в определённых случаях также передающиеся по наследству, вот почему на гербе пять шлемов с разными навершиями. Легко определить, какой части щита соответствует каждое из них (добавим, что в данном случае центральный шлем, в отличие от остальных четырёх, увенчан княжеской короной, соответствующей титулу обладателя герба).

Навершие

Навершие, нашлемник или шлемовый нашлемник - укреплённое на верхушке шлема украшение, первоначально из рогов животных и перьев птиц. Этот элемент получил развитие во время рыцарских турниров. Он служил дополнительным опознавательным знаком, по которому можно было узнавать рыцаря в общей свалке турнирного побоища, так как издали эту фигуру было видно лучше, чем герб, изображённый на щите. Нашлемники делались из лёгкого дерева, кожи и папье-маше, но со временем их стали изготовлять и из более ценных материалов. Непременной частью герба нашлемники стали не сразу. В Англии герольды в XVI веке узаконили этот элемент, чтобы иметь возможность взимать за него дополнительную плату. В настоящее время нашлемники автоматически включаются в новые гербы. Шлем и нашлемник должны быть повёрнуты в одну сторону. Нашлемник укрепляется на шлеме обычно вместе с бурлетом или шлемовой короной. Сам нашлемник представляет собой повторение главной фигуры герба, но часто может быть отдельным, самостоятельным знаком. Некоторые самые ранние гербы не имеют нашлемников, так как они были утверждены до того, как нашлемники вошли в моду.

Нашлемники должны по возможности соответствовать по раскраске гербовому щиту, хотя это не всегда соблюдается.

По условной классификации нашлемники бывают вспомогательными и самостоятельными .

Вспомогательные нашлемники полностью повторяют изображение на гербовом щите. Для этого как правило используются так называемые щитовые доски и крылья , предоставляющие площадь, часто равную площади самого щита. Самостоятельные нашлемники не повторяют изображение на щите, но в большинстве случаев соответствуют ему по тинктурам.

Главные типы нашлемников следующие: 1. Рога 2. Крылья 3. Перья и флаги 4. Естественные фигуры (человека или животных) 5. Искусственные фигуры 6. Щитовые доски 7. Головные уборы

Рога бывают двух видов - воловьи, в виде полумесяца, и бычьи, S-образные. Они всегда изображаются парами, выступающими по обе стороны шлема. До XIV века шлемы украшались серповидными заостренными рогами, а позднее приобрели более изогнутую форму с отпиленными концами. Отсюда появился второй тип геральдических рогов - S-образных, открытых, то есть имеющих на концах небольшие раструбы, что делает их похожими на слоновьи хоботы. Они также напоминают охотничьи рожки, из-за чего у некоторых геральдистов происходило смешение этих двух терминов. Впрочем, охотничьи рожки иногда изображались на подобие рогов, парно, выходящими по сторонам шлема, мундштуком вверх. Уже на самых ранних гербах рога украшаются всаженными в них веточками, перьями и бубенчиками, в отверстия открытых рогов втыкались ветки, перья и т.п.

Рога раскрашиваются в соответствии с раскраской щита. Иногда между рогов помещается второстепенная фигура, имеющаяся в гербе: какое-либо животное, человеческая фигура, какой-либо предмет.

Часто встречаются рога других типов: рога козла, оленя и единорога, причем последний, всегда одиночный, зазубрен и отогнут назад. Эти рога относятся к самостоятельным нашлемниками и не несут на себе изображения гербовых фигур.

Крылья как правило изображаются парами, причем их положение - прямое или профильное - зависит от положения шлема. Если шлем обращен прямо, крылья изображаются распростертыми, на шлеме, обращенным в профиль, крылья изображаются параллельно друг другу, с обращенными назад острыми концами.

На древних гербах, имеющих горшковидные шлемы, крылья изображались стилизованно, похожими скорее на доски, раскрашенные под перья или усаженные отдельными перьями. С развитием геральдики и отходом от примитивных готических форм крылья приобрели более естественный вид.

Крылья раскрашиваются в соответствии с раскраской щита и, как и щитовые доски, иногда полностью повторяют изображенные на нем первостепенные и второстепенные фигуры. Иногда между крыльями размещается второстепенная гербовая фигура (например, звезда или роза), изображенная в самом гербе.

Перья бывают трех типов - петушиные, павлиньи, страусовые. Они изображаются по отдельности, по три, по пять и т.д., обычно в виде веера.

Петушиные, изображаемые в виде пучка узких длинных перьев неравной длины, являются самыми древними. Они укрепляются на верхушках головных уборов, надетых на шлем, или вставляются в особые колчаны.

Павлиньи перья изображаются как по отдельности, так и в виде целого павлиньего хвоста, веерообразно распущенного. Перья имеют натуральную раскраску - зеленую с жёлто-красно-синими "глазами".

Страусовые перья, появившиеся в геральдике позднее двух предыдущих, изображаются по отдельности, но чаще всего по три, загнутыми сверху. Страусовые перья имеют тинктуры щита. Если перо одно, оно раскрашивается в несколько цветов, или окрашивается металлической тинктурой щита, если пера три, то их окраска чередуется: металл-финифть-металл, или финифть-металл-финифть.

Перья часто вставляются в колчаны, имеющие цилиндрическую, удлиненную или заостренную книзу, раскрашенные гербовыми фигурами в соответствии с раскраской щита.

Перья нельзя показывать выходящими прямо из шлема, поэтому они всегда выходят или из колчана, или из короны.

Естественные фигуры (человека и животных)

Самое разнообразное и живописное семейство образуют нашлемники, несущие изображения человека и животных. Существуют следующие типы таких нашлемников:

1. Отдельные части тела человека или животного. Это прежде всего головы, а также полные руки, кисти рук и ноги.

2. Туловища или бюсты человека и животных. Это прежде всего верхняя часть тела с головой, шеей и грудью, но без рук или передних лап (причем шея и грудь изображаются необычно удлиненными, шея отогнута назад в виде буквы S).

3. Возрастающие фигуры. В отличие от вышеописанного, этот способ предполагает изображение фигуры человека или животного по пояс или ниже, с руками или передними лапами, как бы вырастающей из шлема.

4. Полные фигуры человека или животного. При этом фигуры изображаются так, как они представлены в щите, хотя животные, например лев, иногда показываются сидящими на шлеме.

Искусственные фигуры

Геральдика располагает большим количеством так называемых негеральдических фигур, любая из которых может быть перенесена в нашлемник или отдельно, или в совокупности с другими фигурами, образуя сложную конструкцию. Особенно интересны такие нашлемники, в которых с помощью нескольких фигур зашифрован какой-либо сюжет, повторяющий или дополняющий изображение на гербовом щите.

Щитовые доски

Щитовые доски имеют круглую, шестиугольную или веерообразную форму. Они достаточно велики для того, чтобы полностью воспроизвести изображение на гербовом щите. Края и углы этих досок часто украшаются кисточками, бубенчиками, перьями. Сами доски иногда устанавливаются на подушку, украшенную по углам кистями, которая покоится на шлеме.

Головные уборы

Корона помещается на шлем или, как в государственных гербах, прямо над щитом (например, княжеская корона в гербе Лихтенштейна). Корона в гербе указывает на титул обладателя герба. Существует множество разновидностей корон, и любая из них может встретиться в гербах, помещённая на шлем, над щитом или над мантией. Можно выделить следующие типы геральдических корон: императорские, королевские и княжеские короны, которые изображаются в гербах монархов и в государственных гербах (а также в гербах административных областей), символизируя суверенитет; короны маркизов, графов, виконтов, баронов; дворянские диадемы; тиары, митры и шляпы духовенства; стенные короны, составленные из крепостных башен и стен, помещаемые в городских гербах.

Намёт (lambrequin, mantling), напоминающий целый или изорванный плащ, изображается в виде прикреплённой к шлему материи. О происхождении геральдического намёта рассказано в разделе "История геральдики". Внешняя и внутренняя поверхности намёта должны быть окрашены переменно финифтью и металлом, причем в современной геральдике принято окрашивать поверхность намёта главным цветом щита, а изнанку (подбой) - главным металлом щита. Последнее правило считается искусственно привнесенным в геральдику в период, когда "живая геральдика" уступила место "канцелярской" ("бумажной"). Таким образом, принципы классической геральдики не будут нарушены, если:
а) поверхность намёта будет металлической, а подбой - финифтяным;
б) расцветка намёта не будет соответствовать расцветке гербового щита.

Намёт может быть раскрашен с использованием мехов. Иногда намёт покрывается щитовыми фигурами, вышитыми на его поверхности, а иногда поверхность намёта усеивается мелкими негеральдическими фигурами, например, липовыми листьями, звездами, сердцами и т.д.

Если в гербе используются два, три и более шлемов, у каждого из них должен быть персональный намёт. Намёт может быть раскрашен не в два, а в четыре цвета (особенно, когда щит составлен из двух гербов). В этом случае правая сторона намёта окрашивается в цвета более почетной части герба - правой, а левая - в цвета левой части герба.

Можно выделить три типа шлемового намёта, каждый из которых соответствует определенному периоду развития геральдики.

Мантия (mantling, lambrequin) - традиционная часть парадного облачения монарха. В геральдике этот атрибут суверенитета присутствует в гербах монархов и суверенов, а также представителей высшей аристократии. На геральдическую мантию можно смотреть как на предмет одежды, но, вероятно, и как на напоминание о шатре, в котором рыцарь отдыхал и переодевался во время турнира, и о палатках, в которых крестоносцы укрывали от непогоды оружие и доспехи во время военных походов. Мантия как правило изображается пурпурной, подбитой горностаем и стянутой по углам золотыми шнурами с кистями. На некоторых больших государственных гербах (например, на большом гербе Российской империи) поверх мантии изображается сень - круглый шатёр из той же материи.

Щитодержатели

Щитодержателями называются фигуры, расположенные по сторонам щита и поддерживающие его. Как правило это те же геральдические животные - львы, орлы, грифоны, единороги, или человеческие фигуры - дикари с дубинами, ангелы или воины. Впрочем, щитодержатели могут быть взяты не из классической геральдики, а выступать самостоятельными символами чего-либо. Например, во множестве государственных гербов относительно молодых стран Африки, Азии и Америки щитодержателями являются наиболее характерные представители местной фауны - кенгуру, страус (Австралия), антилопы, тигры, зебры.

Выбор щитодержателей для герба не ограничивается каким-либо специальным правилом геральдики, хотя в российской геральдике, насквозь канцелярской, принято, что щитодержателей могут иметь только представители высшей аристократии.

В западной геральдике в отношении щитодержателей действует тот же принцип, что и в отношении девизов - они могут меняться по желанию владельца герба.


Герб австрийских земель Австрийской империи (рис. Х.Штрёля)

Основание

Основанием называется платформа, на которой стоят щитодержатели и на которой располагается весь герб в целом. Это может быть холм или лужайка, как на гербе Великобритании, льдина, как на гербе Исландии, резная плита, как на гербах Греции и Швеции, горы, как на гербе Малави, или остров в море, как на гербе Мальты. Основанием может быть и причудливо изогнутая ветка, похожая на деталь чугунной решётки, как на гербе князей Барклай-де-Толли- Веймарн. Основание не является обязательным элементом герба, им часто служит девизная лента. Щитодержатели всегда должны стоять на основании, какой бы формы оно ни было. Исключением являются только щитодержатели, парящие в воздухе, то есть летящие ангелы.

Девиз - краткое изречение, как правило, написанное на ленте внизу щита. Иногда девизы размещаются в гербе без ленты, если щит круглый, девиз обычно пишется вокруг щита. Очевидно, основой для девиза первоначально мог служить рыцарский боевой клич (как например "Crom boo", девиз герцогов Фицджеральдов, означающий "Кром (старый родовой замок) навсегда!", но девизом может быть короткое высказывание, напоминающее о каком-то важном историческом событии. или выражающее кредо владельца герба. Текст девиза может быть зашифрован и понятен только посвящённым. В западной геральдике было принято писать девизы на латыни, хотя это правило не обязательно. Смысл некоторых старинных девизов вообще невозможно понять - либо история не сохранила данных о событиях, о которых говорил девиз, либо в силу различных обстоятельств фраза искажалась, в неё вкрадывались ошибки. Девиз не является обязательной и постоянной частью герба, поэтому владелец может изменять его по своему желанию. При составлении новых гербов девиз всегда включается в их конструкцию. В государственных монархических гербах девиз иногда помещается на сени - шатре, располагающемся над мантией. Цвета ленты и букв должны соответствовать основным цветам и металлам герба. Вот примеры геральдических девизов. "С нами Бог" - государственный девиз Российской империи. "Gott mit uns" (нем.) - германский императорский государственный девиз аналогичного содержания. "Dieu et mon droit" (франц.) - "Бог и моё право" - девиз Великобритании.. "Dieu protege la France" (франц.) - старый французский девиз "Бог хранит Францию" .
На современном французском гербе начертаны слова:
"Liberte, Egalite, Fraternite" (франц.) - "Свобода, равенство, братство" . "Je maintiendrai" (франц.) - "Я сохраню" - Нидерландов.. "Nihil sine Deo" (лат.) - "Ничто без Бога" - Румынии.. "L"union fait la force" (франц.) - "Объединение даёт силу " - Бельгии. "Providentiаe memor" (лат.) - "Помню о предопределении" - Саксонии.

Из дворянских девизов можно привести следующие примеры. "Treu auf Tod und Leben" - девиз немецких графов Тотлебенов, в котором обыгрывается их фамилия -
"Верен в смерти и в жизни" . "Labore et Zelo" - латинский девиз графов Аракчеевых - "Трудом и усердием" . "Semper immota fides" - девиз графов Воронцовых - "Верность всегда непоколебимая " . "Deus conservat omnia" - девиз графов Шереметевых - "Бог сохраняет всё" . "Честь и верность" - девиз светлейших князей Варшавских, графов Паскевичей-Эриванских.

Девизная лента как правило расположена внизу герба, под основанием или на его фоне (кроме шотландской геральдики, в которой девиз помещается над нашлемником).

Хотя в некоторых больших гербах флаги встречаются, они не являются геральдическим элементом. Тем не менее, о них стоит упомянуть из-за тесной связи с геральдикой.

Флаги и знамёна издавна использовались как опознавательные знаки, хорошо различимые на расстоянии. Они были незаменимы на поле боя, но также и во время рыцарских турниров. С развитием военной технологии турнирные доспехи приобрели такую массивность и прочность, что рыцари могли отказаться от щита, как от основного элемента защиты. В связи с этим потребовалось перенести изображение герба со щита на вымпел, который заменял щит с гербом в качестве опознавательного знака.

Имеется три главных вида гербовых флагов: собственно флаг (banner), штандарт (standard) и флажок, или вымпел (pennon).

Знамя (banner)

Средневековый флаг, несущий изображение герба владельца, был вертикально вытянутым прямоугольником с отношением ширины к высоте как 2 к 3. Противоположный древку край флага мог быть снабжён многочисленными "язычками", или одним большим "языком" в верхнем правом углу (тогда он назывался "schwenkle").

Никто ниже ранга рыцаря-баннерета не имел право на флаг (Knight Banneret - несуществующий ныне старинный титул, дававший привилегию во время сражения вести своих людей под собственным флагом, в отличие от бакалавров (Bachelor), рыцарей низшего ранга, не имевших достаточного количества вассалов, чтобы собрать их под своё знамя). Ранг баннерета был ниже ранга рыцарей Ордена Подвязки, когда присваивался королём во время войны, а в обычное время следовал после титула баронета). На рисунке королевское знамя Шотландии.

Штандарт (standard)

Томаса Ховарда Генри Стаффорда (1475 г.)

Сира Роберта Веллеса (1470 г.) Сира Мейстера Гилфорда

Графа Эдмунда Рооса (1460 г.) Лорда Роберта Уиллогби (1440 г.)

Штандарт представляет собой длинное полотнище, сужающееся к концу и закруглённое. Причём закруглённый конец раздваивался, если штандарт не принадлежал принцу королевской крови. Штандарт, величина которого варьировалась от 11 ярдов (10 метров) у императора до 4 ярдов (1,5 метра) у барона, обычно разделялся на три части: в первой помещался рыцарский или национальный герб, во второй - гербовый значок, а в третьей части - изображение его навершия (были и другие варианты). Эти части разделялись полосами, на которых был начертан рыцарский боевой клич или девиз. Цвет штандарта соответствовал фамильным цветам рыцаря или цветам его гербового одеяния.

Во время сражения штандарт служил ориентиром для войск. Он показывал не физическое присутствие главнокомандующего, а местонахождение его штаба. На рисунке приведены штандарты сэра Генри Стаффорда (1475 г.) и Томаса Ховарда, участника войны Алой и Белой Розы (с 1455 по 1485 год). Крест Св. Георга на подъёме (область у древка) показывает национальную (английскую) принадлежность.

Флажок (pennon)

Это флаг, или вымпел, среднего размера (около трёх футов или одного метра), имевший треугольную форму и прикреплявшийся к древку копья. Как и знамя, он указывал на физическое присутствие человека, изображение герба которого нёс. Треугольный флажок меньшего размера назывался "pavon pennon". Здесь показан флажок с раздвоенным концом - вымпел Суверенного Военного Мальтийского Ордена.

Рисунки гербов и нашлемников, размещенные на странице, выполнены И.Лоуда (Jiri Louda).