Справка. Московский планетарий: история и деятельность. Справка Планетарий и ракетно-космическая техника

Чтобы увидеть звезды в ясный солнечный день, нужно опуститься на дно колодца. А полюбоваться картиной звездного неба в пасмурный день можно, лишь поднявшись на самолете выше верхней кромки облаков. Чтобы увидеть одно из красивейших созвездий - знаменитый Южный Крест, - нам, жителям северного полушария, необходимо совершить путешествие к экватору. Солнце и звезды одновременно можно наблюдать лишь с борта космического корабля...

Очередное приближение к Земле кометы Галлея предстоит в 2060 году. Очевидцами ближайшего солнечного затмения на европейской части страны станут уже наши далекие потомки - оно произойдет в 2126 году. И только в XXXVIII веке земляне смогут вновь увидеть комету Донати - одну из ярчайших комет XIX столетия.

Но все эти и многие другие небесные явления можно в любой день увидеть на искусственном небе Московского Планетария. Как это стало возможным? История Планетария - увлекательный рассказ о тернистом пути к звездам.

Подготовка к строительству

В середине 1927г. по постановлению Московского Совета была создана Постоянная комиссия по постройке в Москве планетария. К тому времени в мире уже было открыто 12 планетариев - десять в Германии и два за ее пределами, в Вене и Риме. Третьим планетарием за пределами Германии и тринадцатым в мире стал Московский.

К весне 1928 года торговое представительство СССР в Берлине окончательно договорилось с фирмой Цейсса о поставке проекционного аппарата «Планетарий» (заводской номер 13) и с фирмой Диккергоф о постройке матерчатого купола, служащего экраном для демонстрации неба.

На строительство планетария Моссоветом было отпущено 250 000 рублей.

В эту сумму входила стоимость постройки не только самого здания, но и его оборудования, кино-аудитории, астрономического музея, библиотеки, аудиторий для кружков, лабораторных помещений, а также устройства на плоской крыше астрономической обсерватории для массового обслуживания экскурсий.


К. Н. Шистовский (первый директор) и архитекторы М. О. Барщ, М. И. Синявский

Тем временем шло проектирование здания Московского Планетария.

К работе были привлечены молодые архитекторы М.О.Барщ и М.И. Синявский, впоследствии - профессора Московского архитектурного института. Ими был представлен проект, выполненный в модном тогда стиле - «конструктивизме». Этот стиль появился в архитектуре в 20-х - 30-х годах ХХ века, и его задачей было - «конструирование окружающей среды путем создания сооружений в четких внешних формах, образованных из простых стереометрических тел и собранных на железобетонном каркасе». Строительство Московского Планетария было по тем временам событием значительным. Журнал «Огонек» 23 сентября 1928 года сообщал: «Замечательно, что при нашей материальной бедности, при нашем жестком импортном плане, мы ввозим и устанавливаем дорогостоящее сооружение, какого нет во многих столицах (...). Планетарий Москвы, по мысли его организаторов, явится чем-то вроде народного университета (...). Привлекая внешней эффектностью, планетарий вместе с тем поможет трудящимся расширить свой умственный кругозор. Поэтому постройку его нужно приветствовать как событие исключительной культурной важности».

После соответствующих замечаний, Моссоветом был утвержден проект, на основе которого и было построено главное, цилиндрическое здание Московского Планетария на улице Садовой Кудринской, 5.

Первый камень

Первый камень в фундамент Московского Планетария был заложен в день осеннего равноденствия - 23 сентября 1928 года.

В середине февраля 1929 года в Москву прибыли специалисты из Германии для установки железного каркаса - сферического купола - экрана. Аппарат «Планетарий» в это время был уже в Москве и хранился в запакованных ящиках в помещении Московского отдела народного образования.

В конце мая, когда зрительный зал был готов, начался монтаж аппарата «Планетарий» под контролем специалистов из фирмы Цейсса.

3 августа 1929 года установка аппарата была полностью завершена. На этот день и была назначена приемка и показ работы планетария руководству Моссовета. Показ вполне удовлетворил присутствующих, приемка аппаратуры была закончена.

В течение августа, сентября и октября происходили закрытые просмотры.


Подбор материалов музея

Научно-методическая работа в это время шла полным ходом. Тщательно продумывались основные темы, подбор материала, учитывалось строго научное содержание, а также методика и форма изложения. Было разработано несколько главных тем, удовлетворяющих не только запросам массового зрителя, но и школьным программам. Был представлен план организации астрономической библиотеки-читальни и астрономической обсерватории, обслуживающей посетителей, и способной вести научную работу.

Однако самым главным вопросом было создание большого астрономического музея. Дискуссия о том, каким быть музею планетария, была чрезвычайно острой, так как боролись два мнения: должен ли быть музей при планетарии, или при музее должен стать планетарий. Большинство высказывалось за второе предложение, причем сам музей предполагалось развернуть в грандиозных размерах, требующих особой, большой кубатуры пристройки, с лабораторными комнатами, с большими динамическими моделями, учебными аудиториями и пр. Планетарий же мыслился как завершающее и обобщающее все виденное в музее зрелище. Но идея создания музея тогда так и не была реализована.

Торжественное открытие Московского Планетария

Открытие планетария для широкой публики было намечено на Октябрьские праздники. 5 ноября 1929 года считается Днем рождения Московского Планетария.

Вот как писала «Хроника» из журнала «Мироведение» (т. ХVIII , № 6):

«5 ноября в Москве состоялось торжественное открытие Московского Планетария, первого в нашем Союзе и 13-го во всем мире. На открытии присутствовали т.т. Литвинов, Луначарский, Семашко и др.»

Открытию планетария Маяковский посвятил стихотворение «Пролетарка, пролетарий, заходите в планетарий», которое заканчивалось словами: «Должен каждый пролетарий посмотреть на планетарий»

Эволюция научно-познавательных программ

Планетарий начал свою деятельность с небольшого цикла лекций. Однако его тематика из года в год росла. Если в 1929-1930 гг. в репертуаре было всего три темы, то уже в 1939г. число их достигло 40. Строение Вселенной, происхождение и развитие Солнечной системы, строение Солнца, Луна и ее движение, кометы и метеоры, затмения - вот круг тем, освещаемых в Планетарии.

С расширением работы появилась необходимость дополнить техническую базу Планетария новыми приборами и аппаратами.


Аппарат «Мерцание звезд», на фото механик Лебедев. Одно из первых советских изобретений, дополняющих аппарат Планетарий, автор - К. Н. Шистовский

Большая заслуга Московского звездного дома в том, что именно здесь почти сразу после открытия с благословения К.Г.Паустовского начались первые конструкторские и производственные работы по созданию «живого неба», усилению эффекта присутствия. Группу экспериментаторов 45 лет возглавлял талантливый конструктор, первый директор и лектор планетария Константин Николаевич Шистовский.

К 1934 году на куполе Московского Планетария уже мерцали звезды, плыли облака, ходила по небу комета, колыхались полярные сияния, шел августовский звездопад, происходили солнечные затмения, ракета Циолковского летела с огненным хвостом. В конце сеанса в зале занималась алая заря, и под музыку Р.М.Глиэра, специально им аранжированную для Планетария, восходило большое, яркое «советское Солнце». Ничего этого ни в одном планетарии мира не было до конца 50-х годов. Так планетарий перестал быть просто оптическим прибором, а стал купольным театром, где небо воспроизводится во всем своем многообразии всеми средствами, доступными современной технике.

Начало работы астрономического кружка

1934 год знаменателен еще и тем, что при Московском Планетарии начал свою работу первый астрономический кружок. Тогда по инициативе газеты «Пионерская правда» в стенах Планетария собрались два десятка ребят на свое организационное собрание. Первым руководителем кружка был известный популяризатор астрономии Виталий Алексеевич Шишаков. В те годы на занятиях кружковцев, происходивших, как правило, в Звездном зале, выступали профессора, видные астрономы К.Л.Баев, М.Е.Набоков и другие. В астрономических кружках Планетария занимались до 500 школьников в год.


Руководителями в разные годы были И.Ф.Шевляков, Ф.Ю.Зигель, Р.И.Цветов, В.А.Бронштэн, К.А.Порцевский, С.В.Широков, А.В. Засов. Подобной юношеской астрономической школы не было, и нет, нигде в мире. Многие выпускники астрономических кружков Московского Планетария составляют сегодня цвет и гордость отечественной науки о звездах.

В том же году при Планетарии под руководством профессора П.П.Паренаго была создана одна из первых в мире любительских групп по наблюдению переменных звезд.

Планетарий и ракетно-космическая техника

В 1934-1938 г.г. на базе Московского Планетария работал и заседал Стратосферный комитет. Его сотрудники изучали верхние слои атмосферы и занимались проблемами реактивного движения. В дни заседания президиума Стратосферного комитета здесь, в Малом зале можно было видеть С. П. Королева, В. П. Глушко, В. П. Ветчинкина, М. К. Тихонравова, Ю. А. Победоносцева, Г. Э. Лангемака.

При Планетарии работали инженерно-конструкторские курсы, доставшиеся Стратосферному комитету еще от знаменитого ГИРДа (группа изучения реактивного движения). Лекции читали В. П. Глушко, Г. Э. Лангемак, М. К.Тихонравов. Астрономические и геофизические вопросы консультировали профессора Б. А. Воронцов-Вельяминов и П. П. Паренаго. Именно в Московском Планетарии впервые в мире был разработан и внедрен способ исследования динамики стратосферы при помощи стратосферных зондов с дымовыми шашками. В подвале Планетария были сконструированы и изготовлены первые жидкостные ракеты конструкторов А. И. Полярного, Л. К. Корнеева, Д. С. Душкина. Здесь построена и в Останкине испытана первая советская двухступенчатая ракета конструкции И. А. Меркулова. Из группы ракетчиков подвала Московского Планетария выросло всемирно известное конструкторское бюро (КБ-7) по разработке жидкостных ракет.


Звездный театр в Планетарии

В предвоенные годы Планетарий стал в буквальном смысле слова «Звездным театром». В нем ставились пьесы, в которых играли профессиональные актеры. В купольном зале с большим успехом шли спектакли «Галилей», «Джордано Бруно» и «Коперник». Уже в первом спектакле явственно проступали характерные черты театра Планетария: умение создавать увлекательные спектакли, органически вплетая научные высказывания в ткань диалога, а также умение иллюстрировать сказанное, широко используя звездное небо и другие возможности аппарата «Планетарий».


Галилей у кардинала. Галилей - артист А. И. Паркрышев, кардинал - заслуженный артист РСФСР А. И. Бахметьев. Сцена из спектакля «Галилей»

Планетарий и школа

Московский Планетарий, благодаря имеющимся в его распоряжении техническим средствам, становится единственным в своем роде комплексом наглядных учебных пособий. Под звездным небом Планетария учащиеся московских школ ведут практические занятия по астрономии и географии, совершая «кругосветные путешествия», «путешествия на Северный полюс», получают наглядные доказательства шарообразности Земли, ее суточного и годового движения и т.д. Учащиеся старших классов занимаются сферической астрономией. Циклы лекций для школьников согласованы со школьными программами и являются прекрасным дополнением к тем знаниям, которые учащиеся получают в школе.


Как известно, астрономия - наука наблюдательная. Для наблюдений небесных объектов и явлений необходима астрономическая обсерватория. Для этих целей в Московском Планетарии планировалось создание специальной астрономической площадки. Впервые мысль о ее создании возникла в 1939 году. Было принято решение о строительстве площадки в начале лета 1941 года. Однако начавшаяся Великая Отечественная война разрушила эти планы. Астрономическая площадка Московского Планетария была открыта в 1947 году к 800-летию Москвы.

Во время войны в Московский Планетарий помимо проведения обычных массовых лекций оказывал практическую помощь бойцам и командирам Советской армии в виде специальных лекций военного цикла для разведчиков и военных летчиков. Кроме лекций, проводившихся в Звездном зале, организовывались выездные лекции по астрономии. Эти лекции читались в госпиталях, подшефных воинских частях, в аудиториях Городского военного комиссариата, в агитпунктах противовоздушной обороны.


Московский Планетарий работал всю войну и лишь однажды был закрыт сроком на два месяца.

Астрономическая площадка и Обсерватория


На астрономической площадке возле глобуса Набокова

В 1946 году началось строительство Астрономической площадки. Впервые в истории планетариев этот комплекс инструментов познания, обращенный к живым светилам, был задуман автором первого советского школьного учебника астрономии Михаилом Евгеньевичем Набоковым. А построен как общедоступный город неба, трудами московских астрономов и сотрудников Планетария К. Л. Баевым, Р. И. Цветовым, А. Б. Поляковым, Е. З. Гиндиным. Астрономическая площадка воссоздавала традицию древних звездных обителей, таких как храмовый комплекс в Гелиополе, Стоунхендж в Англии, Обсерватория-музеум в Александрии, Нюрнбергский городок Региомонтана, Ураниенборг Тихо Браге, Пекинская обсерватория, Гданьская обсерватория Яна Гевелия, небесный комплекс Самрат Янтра в Джайпуре.

Планетарий - центр популяризации естественнонаучных знаний

С 1947 года Московский Планетарий работает в комплексе - Звездный зал, фойе, Астрономическая площадка и Обсерватория. Он становится крупнейшим в стране центром пропаганды и популяризации естественнонаучных знаний. Ежегодно читаются тысячи лекций по астрономии, наукам о Земле не только в самом Планетарии, но и на предприятиях и в учреждениях Москвы и области.

Московский Планетарий оказывает большую научно-методическую помощь другим планетариям. Его сотрудники разрабатывают новые демонстрационные приборы, создают серии диапозитивов и аннотаций к ним, различные методические пособия. На базе Планетария проводятся семинары, лекторские школы, технические консультации. Все планетарии страны начинали свою деятельность при непосредственной помощи и участии Московского Планетария.

В Московском Планетарии проходят стажировку штурманы полярной и дальней авиации, изучают звездное небо южного полушария те, кто впоследствии прокладывал воздушные трассы в Антарктиду.

Планетарий и космонавтика

Немалую лепту Московский Планетарий внес в развитие отечественной космонавтики. Именно здесь, начиная с 1960 года в течение 15 лет, проводились занятия по астронавигации с будущими космонавтами. Летчик-космонавт А.А.Леонов, однажды выступая в Звездном зале планетария, сказал: «Путь на Байконур начинался здесь, в Московском Планетарии».

В семидесятые годы в связи с развитием и триумфом советской космонавтики возникает чрезвычайный интерес ко всему, что связано с космосом. В Московском Планетарии освещаются все самые интересные события в этой сфере, оперативно готовятся новые лекции, рассказывающие о космических полетах и результатах космических исследований. Планетарий - единственное место, где можно получить объективную и достоверную информацию по космической тематике.

В эти годы популярность Московского Планетария возрастает необычайно. Он становится самым стабильно посещаемым в мире - от 800 тысяч до миллиона посетителей в год. Всегда прекрасно оснащенный, он на равных обменивается опытом со столичными планетариями других стран. История Планетария напоминает - во многих начинаниях он был и оставался первым.

Уникальное здание Московского Планетария - памятник эпохи конструктивизма, гордость советской архитектуры - становится неотъемлемой частью архитектурного облика столицы - его серебристый вытянутый купол придает ему сходство с фантастической межпланетной ракетой, устремленной в небо.

Замена аппарата «Планетарий»

В 1977 году старый аппарат «Планетарий» (заводской номер 13), установленный в 1929 году заменил новый аппарат «Планетарий» (заводской номер 313) с автоматизированной системой управления. Новые возможности аппарата позволили создать принципиально новый продукт для Планетария - автоматизированную аудиовизуальную программу. Наиболее интересные научно-популярные программы, такие как - «Про небо и Землю» для детей, «Мифы о великих эллинах» и «Небо прекрасной Эллады» по мотивам древнегреческих мифов, «Под небом планетария», «Ньютониана» были созданы заслуженным работником культуры РФ Станиславом Васильевичем Широковым. Он по праву считается новатором в развитии целого направления научно-методических технологий в планетариях нашей страны.

К 50-летию Московский Планетарий награжден Орденом Трудового Красного Знамени.

В 1987 году в Московском Планетарии проходил 1Х Международный Конгресс директоров планетариев, в котором участвовало 139 делегатов.


Аппарат «Планетарий» № 313

История Московского Планетария содержит немало славных страниц, но в ней есть поистине драматические моменты и долгие годы забвения.

К сожалению, всеобщая тень застоя легла и на деятельность Московского Планетария. Установка нового аппарата была, пожалуй, последней ощутимой акцией, направленной на его развитие.

В 1994 году Московский Планетарий был закрыт на капитальный ремонт.

Спустя много лет идея создания полноценного астрономического музея Планетария, наконец, реализовалась с использованием самых современных музейных технологий.

При подготовке материала были использованы статьи К.Н..Шистовского, В.А.Шишакова, К.А.Порцевского, В.Н.Комарова, С.В.Широкова.

Рядом с московским зоопарком, ближе к Садовому кольцу из-за обыкновенных московских домов выглядывает блестящий купол необычной параболической формы - это московский Планетарий.

Здание построено в 1927–1928 годах по проекту архитекторов М.О. Барща и М.И. Синявского, конструкторов А.К. Говве и П.Я. Смирнова. Это было первое сооружение подобного рода в СССР, в межвоенный период подобные здания строятся во многих странах Европы и Америки. Пионерами здесь стали немцы, именно их проектор знаменитой формы «Карл Цейсс» был специально изготовлен и для Москвы.

Молодые архитекторы – выпускники ВХУТЕМАСа спроектировали эффектное здание, покрытое параболическим куполом диаметром 28 метров. Выдающийся образец инженерной мысли – это тончайшая сетчатая железобетонная скорлупа, толщиной всего 12 см внизу и 6 см наверху. Под уникальной оболочкой находится второй, внутренний слой из металлического каркаса, удерживающего поверхность для демонстрации проекции звездного неба. Купол перекрывает круглый зрительный зал на 1440 человек, под которым находится фойе, вестибюль с кассами и гардероб.
Снаружи конструктивистское здание выглядит вполне прагматично: глухие поверхности купола, закругленные лестничные башни сочетаются с ленточным остеклением, металлическими парапетами террас и эффектным карнизом-выкружкой над входом.

Ещё в 1923 году теоретик искусства Алексей Ган, автор книги «Конструктивизм», писал: «Театр до сих пор есть не что иное, как здание, в котором происходит служение культу… Театр наш должен быть иным. Он должен прививать зрителю любовь к науке. Планетарий - оптический научный театр и является одним из видов нашего театра. В нем люди не играют, а управляют сложнейшим в мире по технике аппаратом!».

Журнал «Современная архитектура» - рупор модернисткой архитектуры приветствовал работу молодых конструктивистов: «Планетарий - это один из самых сложных и удивительных приборов современности. Грубо говоря, это система большого числа (119) проекционных фонарей, из которых каждый находится в самостоятельном движении и проектирует отдельно планету или группу звезд на белый экран-полусферу, перекрывающую зрительный зал, что при полной темноте дает совершенное впечатление небесного свода с движущимися по нему планетами, солнцем, луной и другими светилами». Рядом с этими словами был опубликован проект московского Планетария, разработанного по предложению Главнауки Наркомпроса, и фотографии почти построенного здания – символа победы научного способа мышления. Отмечалось, что «осуществлена лишь часть всего сооружения. В ближайшем будущем предполагается достройка астрономического музея, библиотеки аудитории и обсерватории». Далеко не весь проект был в результате реализован, но на территории вокруг планетария были расставлены приборы для наблюдения за природой, а в отдельных крыльях здания разместилась обсерватория.

Еще в 1996 г. группой специалистов из архитектурного бюро "Моспроект‑4" под руководством А.В. Анисимова был предложен реставрационный проект, в основе которого лежала идея восстановления старого здания, а не строительства нового. Для достижения этой цели архитекторы предложили поднять все здание без демонтажа на 6 м. над уровнем земли и соединить его с тротуаром Садово‑Кудринской улицы при помощи пологого пандуса. На фестивале "Зодчество‑1996" проект получил диплом первой степени. Однако этот проект осуществлялся с 2000 по 2005 г. После пятилетнего перерыва реконструкция возобновилась в 2010 году. Работы проводились под руководством Н.В. Шемшуриной. За счет устройства новой стилобатной части общая площадь планетария была увеличена с 3000 до 15000 кв.м. Были воссозданы боковые пристройки планетария. Это позволило разместить в здании выставочный зал, музей, научный отдел, подземную парковку, помещения технического обслуживания. Также был отреставрирован бетонный купол планетария с заменой деревянных журавцев и устройством кровли из райнцинка. Реставраторы также укрепили кирпичную кладку здания. К 2010 году, когда работы были возобновлены, проект приспособления был скорректирован с тем, чтобы максимально сохранить существующие исторические элементы памятника. В 2010 году был заново оштукатурен и окрашен зал, переложены покрытия пола. В 2011 году Московский планетарий был открыт для посетителей.

Дмитрий Семёнов – о том, как зарабатывать на образовательных услугах

В Иркутске не было планетария с конца 1980-х годов. Но в феврале 2015 года жители города снова получили возможность любоваться звёздным небом и просторами космоса с помощью специальной аппаратуры. Не дождавшись помощи от государства, инициаторы возрождения иркутского планетария сумели привлечь средства частного инвестора. О том, что из себя представляет частный планетарий и как устроена его экономика, проекту Five O’Clock рассказал исполнительный директор образовательно-развлекательного комплекса «Ноосфера» Дмитрий Семёнов.

Дмитрий Семёнов , 41 год, исполнительный директор образовательно-развлекательного комплекса ;астроном-любитель, путешественник, конструктор телескопов. Окончил филфак Иркутского государственного университета. В комплекс «Ноосфера», расположенный в престижной части города, входят Иркутский планетарий на 45 мест, мультимедийный музей, астрокосмическая обсерватория и два ресторана. Комплекс построен на средства частного инвестора – основателя инвестиционной финансовой компании «Метрополь», зампредседателя комитета Госдумы РФ по природным ресурсам Михаила Слипенчука.


«Люди уходили, а проект так и оставался идеей»

Изначально новый планетарий планировалось построить за счёт средств регионального или городского бюджета. Почему не получилось? Да потому что в последние десять лет в Иркутской области слишком часто менялось руководство. Не раз у нас возникали договорённости с конкретными губернаторами и мэрами, но люди уходили, а проект так и оставался идеей, хотя казалось, что дело сдвинулось с мертвой точки. Однажды, например, дело дошло до выделения помещения и обсуждения в мэрии Иркутска каких-то сумм на его обустройство. Но оказалось, что предложенное нам здание - собственность Академии наук и, значит, город не имел оснований вкладывать в него бюджетные средства.

Впрочем, время от времени появлялась и заинтересованность со стороны бизнеса. В 2008 году один из иркутских инвесторов готов был выделить площади под планетарий в рамках своего девелоперского проекта, но разразился кризис, и строительство было свёрнуто. С мёртвой точки проект сдвинулся лишь летом 2010 года, когда о нём узнал Михаил Слипенчук. Он решил, что обязательно должен принять участие в возрождении Иркутского планетария.

К моменту знакомства с историей планетария Михаил Слипенчук уже вовсю реализовывал проект «Миры» на Байкале и на деле показал, что не чужд подвижничества, связанного с наукой и образованием. А в Иркутске на тот момент он планировал создать небольшой музей, тематически связанный с Байкалом и результатами работы экспедиции.

Когда я рассказал ему о нашей длинной и мучительной истории восстановления планетария, он решил, что такое дополнение будет очень уместным в проекте. Концепция сформировалась достаточно быстро - Михаил Щадов, занимавшийся на тот момент организационной работой с «Мирами», предложил формат «Музей «Ноосфера», он же и стал руководителем строительства всего комплекса.

«Запуск потребовал больше времени, чем мы ожидали»


К середине 2011 года были завершены проектно-сметные работы, в мае того же года начали рыть котлован, а к лету 2012-го здание подвели под крышу и остеклили. А вот запуск образовательного комплекса потребовал несколько больше времени, чем мы ожидали. Во-первых, у нас всё-таки сохранялась надежда на участие в проекте областного правительства, и планетарий ещё какое-то время мыслился как государственно-частный проект. Во-вторых, шёл поиск оптимальной технической начинки здания.

Менялись технологии на рынке, и то оборудование, которое ещё вчера мы считали оптимальным, сегодня оказывалось дорогим и непрактичным. Например, мы рассматривали установку из шести проекторов, но по факту обошлись двумя. Причём, яркость и контрастность картинки на куполе оказалась лучше, чем от оборудования, которое хотели установить изначально. Двухпроекторная система позволяет имитировать звёздное небо, планеты, галактики и туманности. По качеству изображения иркутский планетарий - один из лучших не только в России, но и в мире.

Запустили планетарий мы 20 февраля 2015 года. Тогда же был открыт и мультимедийный музей. С конца апреля начала принимать посетителей астрономическая обсерватория.

«Ноосфера» - полноценный бизнес-проект»


Строительство и оснащение четырехэтажного здания площадью чуть менее 1300 квадратных метров оценивалось на старте в 3-5 миллионов долларов. Только проекционный купол диаметром 9,14 метра обошёлся почти в 400 тысяч евро. Большую часть оборудования и комплектующих пришлось покупать за границей. Это очень точный полусферический экран с отклонением от сферы не более трёх миллиметров. Он изготовлен из перфорированного алюминия, что создаёт отличную акустику в зале. Поэтому кроме образовательных фильмов и лекций мы проводим в планетарии и музыкальные мероприятия.

Итоговая стоимость проекта оказалось вдвое выше ожиданий инвестора - 10 млн. долларов. Что касается срока окупаемости и возврата инвестиций, могу сказать, что комплекс многопрофильный и такие его составляющие, как рестораны и планетарий, живут по вполне рыночным правилам.

«Ноосфера» - это, естественно, коммерческое предприятие, полноценный бизнес-проект. Продаются билеты, компания приносит определённую выручку, зарабатывает. В то же время это и огромные инвестиции в личность. Всё-таки в организации работы комплекса акцент сделан на образовательной части проекта, а не на коммерческой составляющей. Это сознательная позиция инвестора. После уничтожения предмета астрономии в российской школе, планетарии, фактически, являются монополистами в области доступных астрономических, а местами и вообще естественнонаучных знаний.


Наблюдения у нас проводятся с использованием уникального телескопа немецкой фирмы Carl Zeiss. Прибор изготовлен в далёком 1909 году по заказу и на деньги иркутских меценатов специально для первой обсерватории Восточной Сибири. Сейчас он принадлежит астрономической обсерватории Иркутского госуниверситета. Телескоп в отличном состоянии и используется для показа звёздного неба. Также обсерватория оснащена солнечным телескопом, который позволяет наблюдать хромосферу светила. Не кривя душой, могу утверждать, что сейчас у нас работает единственная публичная астрономическая обсерватория, показывающая людям небо каждый день.

«Есть задача – чтобы все подразделения
были рентабельными»

Территория, на которой построен комплекс, - престижная, с высокой проходимостью. Я бы сказал, что это наилучшее место для приёма гостей в Иркутске. Получилась среда не ограниченная двумя дворами, а по-настоящему городской проект. И наш объект в нём занял достойное место.

Проект многоформатен: планетарий на 45 мест, мультимедийный музей и астрономическая обсерватория работают как в комплексе, так и каждый в отдельности. Кроме этого в комплексе два ресторана - демократичный «Самолёт» и более пафосный «Миша».

Фактически все подразделения могут работать как независимо друг от друга, так и совместно организовать уникальное мероприятие. Например, проходят детские праздники - программа в планетарии, наблюдения в телескоп и праздничный утренник или ужин.

Ресторан «Самолёт» стилизован именно под самолёт, вас обслужат стюардессы, которые пожелают вам приятного полета. Оригинальное меню. Очень нравится детям - не каждый день у нас даже из обеспеченных семей дети летают в самолётах. Необычность привлекает. Ресторан «Миша» - для серьёзных гостей, там воссоздана эпоха расцвета иркутского купечества. Именно в те времена Иркутск славился меценатскими проектами.

Есть задача, чтобы все подразделения были рентабельными. Если «Ноосферу» рассматривать как единое целое, то каждое из направлений имеет свою сезонность, которая практически не пересекается. Например, летом востребованы рестораны, люди охотно проводят время в «летниках», но падает спрос на групповые сеансы для школьников в планетарии. А зимой, наоборот, больше спрос на познавательные услуги планетария и обсерватории. Если что-то просядет в один сезон, то наберёт обороты в другой.

Стоимость некоторых услуг комплекса «Ноосфера»: сеанс в планетарии – от 200 (будни, утро) до 500 (вечер выходных) рублей; посещение обсерватории – 200 рублей; посещение выставки «Свидетели космических катастроф» - от 100 до 250 рублей.

Мы активно занимаемся продвижением планетария. Да, о нас уже многие знают, но нужно больше рассказывать людям о знаниях, которые они и их дети могут у нас получить. Активная рекламная кампания у нас была в мае прошлого года, когда мы размещали статьи и макеты в газетах, давали сообщения на радио. Хорошо показала себя практика работы с промоутерами, когда человек получает исчерпывающую информацию о том, зачем ему следует посетить планетарий. Ну и, конечно, работа со школами. Не говорю про соцсети - это само собой разумеется. Во всех сетях мы

Знаете ли вы, что такое планетарий? Возможно, да, но, скорее всего, не все, поэтому внимательно ознакомьтесь с материалами статьи. Планетарием называют который необходим для проекции изображений звезд, планет, солнца и других небесных тел. При этом соблюдается яркость, положение и Он может воспроизвести картину неба, наблюдаемую из любой точки Земли, как в прошлом, так и будущем. Такая вот мини-машина времени. Этот прибор необходим астрономам для проведения исследований, но также он очень любим простыми обывателями, которым интересны загадки Вселенной. Говоря о том, что такое планетарий, люди часто имеют в виду саму комнату с полусферическим куполом, где установлен и работает данный прибор, либо же все здание целиком.

История создания

Она восходит к древнему миру, первые приборы по изучению звездной галактики датированы примерно 6 веком до нашей эры. Люди тогда еще не знали, что такое планетарий, но уже пытались создать модель Вселенной и отследить действующие в ней закономерности. К примеру, живший еще до Сократа философ Анаксимандр изобрел небесный глобус, где изображения небесных тел наносились на его поверхность. Позднее этот прибор не раз совершенствовался разными учеными, но их объединял один недостаток - они представляли небо, рассматриваемое снаружи.

Его попробовали исправить немецкие ученые под руководством в 1650 году. Ими была предложена модель огромного Готторпского глобуса, внутри которого сразу несколько человек могли наблюдать расположение небесных тел. Параллельно шло не менее бурное развитие приборов, которые вычисляли их движение. Наконец, в 1855 году ученый мир узнал, что такое планетарий. О. Миллер предложил использовать внутреннюю поверхность сферы для проецирования на нее изображений небесных тел. Размер, яркость и положение звезд были аналогичны тому, что можно было увидеть без использования оптики (которой еще не было) на небе. Картина была представлена в динамике, то есть демонстрировала суточное движение.

Современные реалии

Сегодня многое изменилось. Нам доступны мощные телескопы, спутники, которые могут постоянно транслировать съемку звездного неба в непосредственной близи. Именно эти данные записываются, а потом транслируются на купол. Это создает мощнейшую иллюзию нахождения под открытым небом. Кроме того, современные технологии позволяют дополнить впечатление музыкальными и дикторскими записями, а также спецэффектами. Так планетарии превратились в настоящие театры, которые не только обучают, но и дарят возможность испытать необыкновенное приключение.

Планетарий в Москве

Им по праву гордится Россия. Он является старейшим в нашей стране и известен во всем мире из-за колоссальных размеров. Его деятельность всегда высоко ценилась учеными. Он вносит большой вклад в подготовку специалистов и дает возможность проводить разнообразные исследования.

Планетарий в Москве заслуживает пристального внимания не только среди людей, связанных с наукой. Рядовые посетители бываю здесь намного чаще, ведь нигде больше не увидишь звезды настолько близко. Сегодня создан целый цикл развлекательно-познавательных экскурсий, которые будут интересны и взрослым, и детям. Здесь работает Большой звездный зал, сузей Урании, интерактивный «Лунариум». Кроме того, работают две башни-обсерватории, 4D кинотеатр и Малый звездный зал. Этого достаточно, чтобы вволю насладиться таинственным мерцанием далеких звезд и получить новые знания о нашей галактике.

Музей Урании

Этот музей будет больше интересен для взрослых. По сути, это хроники развития астрономии. Под потолком расположены а вдоль стен выставлены аппараты, которые ранее зажигали искусственное небо в этих стенах. Интересно будет взглянуть на первые приборы, с помощью которых раньше снимали кино о космосе. Вы сможете рассмотреть глобус созвездий и макет Венеры. На стенах висят фотографии Луны, туманностей, созвездий. Также здесь есть стенд космических камней, на котором можно рассмотреть разнообразные метеориты.

Большой звездный зал

Это одновременно кинотеатр и необыкновенный музей. Заходя внутрь, вы видите огромный купол (диаметр 25 метров) и множество сидений. В центре расположен сам аппарат, настоящая гордость здешних астрономов, проектор последнего поколения. Именно благодаря ему вы сможете совершить полет в к неведомым мирам. Далее посетителей просят перевести кресла в горизонтальное положение, и под куполом начинают зажигаться звезды. Программа состоит из двух частей, первая знакомит со звездным небом, основными созвездиями, туманностями, кометами. Вторая - это захватывающее путешествие в другой мир, один из полнокупольных фильмов: «Космическое столкновение», «Черные дыры», «Удивительный телескоп», «Путешествие к звездам». Изображение под куполом дополняется спецэффектами и звуковым сопровождением.

Обсерватория Московского планетария

Обычно сюда попадают после посещения Большого звездного зала. Для этого придется спуститься на второй уровень музея и выйти прямо в Парк неба. Это тоже своеобразный музей, экспонаты которого относятся к с следующим разделам: классическая и древнейшая астрономия. На площадке вы сможете увидеть Стоунхендж, глобус земли потрясающих размеров и несколько моделей практически забытых солнечных часов.

Далее ваш путь будет пролегать в одну из двух башен. Это большая и малая обсерватория Московского планетария. Они расположены на территории астроплощадки, среди копии Стоунхенджа, пирамид и солнечных часов. Это двухэтажные однокупольные здания. На втором этаже, в просторном здании, располагается 300-миллиметровый телескоп. Он представляет собой обзорную трубу на толстой ноге. Для его работы купол приоткрывается в нужном направлении. Конструкция позволяет ей открываться под любым нужным градусом, так что наблюдения вести очень удобно. Обязательно сходите сюда, если решили посетить планетарий. Обсерватория оставляет ярчайшие впечатления.

Последний зал - «Лунариум»

Точнее, это два зала. Они наглядно демонстрируют, что такое планетарий для детей. Здесь стоят приборы, знакомые нам по урокам физики, они помогают наглядно увидеть различные явления природы. Все можно трогать, крутить, качать. Например, можно откачать воздух из колбы, создать вакуум и увидеть, как полетит в нем шар. Здесь работает сразу несколько экскурсоводов, которые объясняют работу приборов и явлений, а также рассказывают об особенностях нашей Солнечной системы. Здесь есть аппараты, демонстрирующие плазму или путешествие А главной достопримечательностью является тренажер, на котором можно отрабатывать навыки соединения корабля с космической станцией. В нижнем зале вас ждет еще огромное количество интереснейших приборов.

Изучаем звездное небо дома

Для этого сегодня существую разнообразные приборы, которые называются "домашний планетарий". Они бывают различными по величине, мощности и функциональным нагрузкам. Но принцип у них один - это проектор, который передает на потолок изображение звездного неба. Самые простые модели являются скорее ночниками, но дополнительной функцией является проекция звездного изображения. Чем дороже модель, тем больше количество изображений она может воспроизвести. Представьте, как замечательно лежать вечером со своим ребенком и представлять, что вы отправляетесь в путешествие, например, к Книжки со сказками долго не потребуются, ведь можно каждый раз сочинять свою, а домашний планетарий вам поможет.

Настоящий планетарий в вашем городе

Не всем посчастливилось жить в городе, где есть такой замечательный объект. Поэтому и был создан мобильный планетарий. Это замечательное изобретение оживит скучные уроки астрономии, сделает их наглядными и красочными. Представляет оно собой надувной купол, который легко установить в актовом зале. Внутри него на матах располагаются дети, и начинается волшебство. На внутренней поверхности вы увидите проекцию небесных тел. Демонстрация фильмов происходит с использованием визуальных и аудио-эффектов. Информация преподносится в доступной форме, есть ленты, адаптированные для детей от 3 до 18 лет. Такие занятия сильно отличаются от обычного школьного урока или прочтения материала учебников. Это возможность словно вживую пережить космический полет.

Московский Планетарий March 12th, 2014

Идею построить в Москве Планетарий принадлежит Давиду Рязанову - директору Института К. Маркса и Ф Энгельса при ЦИК СССР и Главнауке Наркомпроса РСФСР. По их инициативе президиум нового состава Моссовета (избранного в 1927 году) постановил создать в Москве научно-просветительное учреждение нового типа - Планетарий. Оборудование, необходимое для этого (проекционный аппарат «Планетарий»), было на тот момент новейшим мировым изобретением - впервые продемонстрировано в октябре 1923 года.

Строительство Планетария в 20-е годы

После этого Рязанов выехал в Германию и провёл переговоры с компанией Carl Zeiss об изготовлении оборудования для планетария. А в Москве два молодых архитектора М. Барщ и М. Синявский взялись за разработку проекта планетария. При проектировании архитекторы использовали природную форму яйца в геометрически-тектоническом плане. Теоретик конструктивизма Алексей Ган называл Планетарий «оптическим научным театром».

Строительство планетария началось в день осеннего равноденствия 23 сентября 1928 года. На строительство планетария Моссоветом было отпущено 250 000 золотых рублей. В эту сумму входила стоимость постройки не только самого здания, но и его оборудования, кино-аудитории, астрономического музея, библиотеки, аудиторий для кружков, лабораторных помещений, а также устройства на плоской крыше астрономической обсерватории для массового обслуживания экскурсий.

В середине февраля 1929 года в Москву прибыли специалисты из Германии для установки железного каркаса - сферического купола - экрана. Аппарат «Планетарий » в это время был уже в Москве и хранился в запакованных ящиках в помещении Московского отдела народного образования.

Московский Планетарий в годы войны

В конце мая, когда зрительный зал был готов, начался монтаж аппарата «Планетарий » под контролем специалистов из фирмы Цейсса.

3 августа 1929 года установка аппарата была полностью завершена. На этот день и была назначена приемка и показ работы планетария руководству Моссовета. Показ вполне удовлетворил присутствующих, приемка аппаратуры была закончена.

В течение августа, сентября и октября происходили закрытые просмотры.

Официально московский Планетарий был открыт 5 ноября 1929 года. Он стал 13-м планетарием в мире - из двенадцати его предшественников десять были построены в Германии, один в Италии и один в Австрии. К этому дню Владимир Маяковский написал стихотворение о планетарии, заканчивавшееся словами: «Должен каждый пролетарий посмотреть наПланетарий ».

Во время войны в Московский Планетарий помимо проведения обычных массовых лекций оказывал практическую помощь бойцам и командирам Советской армии в виде специальных лекций военного цикла для разведчиков и военных летчиков. Кроме лекций, проводившихся в Звездном зале, организовывались выездные лекции по астрономии. Эти лекции читались в госпиталях, подшефных воинских частях, в аудиториях Городского военного комиссариата, в агитпунктах противовоздушной обороны. Московский Планетарий работал всю войну и лишь однажды был закрыт сроком на два месяца.

Планетарий в советские времена

В 1946 году началось строительство Астрономической площадки. Впервые в истории планетариев этот комплекс инструментов познания, обращенный к живым светилам, был задуман автором первого советского школьного учебника астрономии Михаилом Евгеньевичем Набоковым. А построен как общедоступный город неба, трудами московских астрономов и сотрудников Планетария К. Л. Баевым, Р. И. Цветовым, А. Б. Поляковым, Е. З. Гиндиным. Астрономическая площадка воссоздавала традицию древних звездных обителей, таких как храмовый комплекс в Гелиополе, Стоунхендж в Англии, Обсерватория-музеум в Александрии, Нюрнбергский городок Региомонтана, Ураниенборг Тихо Браге, Пекинская обсерватория, Гданьская обсерватория Яна Гевелия, небесный комплекс Самрат Янтра в Джайпуре.

В 1950-х годах со стороны Садовой-Кудринской улицы вид на Планетарий закрыли жилые многоэтажки, и в настоящее время купол планетария можно увидеть лишь в узкий проход между домами.

В 1977 году Планетарий был реконструирован. Вместо старого аппарата «Планетарий» был установлен новый, изготовленный специально для Москвы на народном предприятии «Карл Цейс Йена» (ГДР). Это был аппарат нового поколения с программным управлением. Наряду с обычными лекциями и тематическими вечерами в планетарии стали проводиться автоматизированные аудио-визуальные программы.

В середине 1980-х Планетарий вывели из непосредственного подчинения Всесоюзному обществу «Знание» и передали Московской городской организации этого общества, из недр которой был назначен новый директор. Впервые им стал человек без астрономического образования.

На 1987 год в планетарии прошли подготовку по навигации все советские космонавты, некоторые после возвращения из космоса выступали в нем с лекциями.

В 1990 году при планетарии была открыта народная обсерватория, в которой был установлен самый большой телескоп в Москве, доступный для массовых наблюдений.

Заброшенный Планетарий в середине нулевых годов

В 1994 году предприниматель и шоумен Игорь Микитасов решил создать на базе Московского планетария «научно-развлекательный центр» и обратился с этим предложением к директору планетария. В том же году по инициативе директора планетария с целью привлечения инвесторов и обеспечения гарантий на вложенные средства, было создано АОЗТ «Московский Планетарий», в уставной капитал которого было внесено основное здание планетария. Учредителями АОЗТ стали на 30 % коллектив планетария, на 20 % - Московская городская организация общества «Знание» и на 50 % - АОЗТ «Компания Твинз» («Twins»), фирма Микитасова, специализировавшаяся в сфере шоу-бизнеса.

По сути дела «Компания Твинз» стала хозяином планетария. В том же 1994 году здание планетария было признано аварийным и Планетарий был закрыт на реконструкцию. однако как только началась реконструкция. выяснилось. ч о денег у Микитасова на не не хватает.

Весной 1995 года Микитасов стал искать источник финансировния. Он пытался через посредника, директора фирмы «Техноком» Вячеслава Ковалева, получить кредит в Тверьуниверсалбанке и оформить документы в Москомимуществе и Москомземе. Банк, однако, отказался выдавать кредит, а оформление документов в московском правительстве приостановилось. Между посредником и Микитасовым возник конфликт, вылившийся в уголовное дело, которым занималась Генпрокуратура.

Финансирование было приостановлено в связи с введением нового порядка регистрации собственности в Москве, требующего обязательной выдачи свидетельства на право собственности. В результате четырёхлетнего противостояния между ЗАО «Московский Планетарий», правительством Москвы, прокуратурой и Москомимуществом на 18 заседаниях Арбитражного суда были последовательно рассмотрены пять исков, не принесших победу ни одной из сторон.

Всё это время вплоть до августа 1997 года в полуразрушенном Звёздном зале проводились программы для школьников. 1 мая 1998 года для посетителей была открыта обсерватория.

Новые владельцы в течение нескольких лет пытались организовать реконструкцию планетария на средства частных инвесторов, однако городские власти откладывали выход соответствующего постановления. В 1998 году собственники подарили правительству Москвы 61 % акций в обмен на обязательства полностью оплатить все проектные и строительно-монтажные работы. 1 октября 1998 года правительство Москвы получило контрольный пакет акций ЗАО «Московский Планетарий», а в марте 1999 года оно издало постановление «О комплексной реконструкции, реставрации и переоборудовании Московского планетария», согласно которому осуществлялась комплексная реконструкция, реставрация и переоборудование памятника архитектуры здания Московского планетария, а в инвестиционных программах 1999-2006 годов предусматривалось финансирование работ по реконструкции Московского планетария за счет средств, определенных бизнес-планом.

В 1997 году творческая мастерская ГУП МНИИП «Моспроект-4» под руководством Александра Викторовича Анисимова и Ольги Сергеевны Семёновой приступила к разработке проекта реконструкции. Почти три года ушло на его утверждение и предварительные работы: требовалось немало усилий, чтобы обосновать преимущества именно реконструкции старого планетария, а не строительства нового. Была изучена история Московского планетария и мировой опыт проектирования подобных зданий, написано четыре научных работы о зарубежных технологиях, о типологии современного планетария и изучении его архитектурного облика за рубежом. Архитекторы лично посетили большое количество планетариев в разных странах: в Германии, Испании, Франции, Англии, на Западном и Восточном побережье Америки и т. д.
Проект реконструкции Московского планетария, разработанный архитекторами Александром Анисимовым и Ольгой Семёновой, получил в 2000 году премию и диплом I степени Союза архитекторов России.

Фото 2.

Вот такая машина стоит на входе

Сама реконструкция началась лишь в 2002 году. В январе 2003 года сняли на реставрацию статуи-аллегории планет перед главным входом. К 2003 году было разобрано старое здание обсерватории.Вместо него было запланировано построить две обсерватории, малую и большую. Городские власти торжественно обещали открыть Планетарий к его 75-летию. Однако оно было отмечено узким кругом людей, связанных с планетарием, в ноябре 2004 года в строящемся здании. К этому времени здание планетария согласно проекту реконструкции уже было поднято на 6 метров, возведены две новые башни обсерваторий; площадь музея увеличилась с 3 до 17 тыс. м². За прошедшие годы АОЗТ «Московский Планетарий» было последовательно преобразовано в ЗАО «Московский Планетарий» и ОАО «Московский Планетарий». Однако сотрудничество городских властей и частных инвесторов не заладилось, и реализация проекта затянулась.

В 2006 году частные инвесторы обратились к городу с просьбой вернуть вложенные ими средства и тем самым выкупить их долю. В 2006 году, когда Москва в очередной раз прекратила финансирование и начала выдавливать частников из проекта, было достигнуто соглашение о том, что инвесторы сами отдают свой пакет 39 % в обмен на возврат вложенных средств. Юрий Лужков согласился и дал поручение готовить постановление о выкупе.

В феврале 2008 года правительство Москвы, владеющее 61 % акций ОАО «Московский Планетарий», прекратило финансирование его реконструкции из-за того, «что обязательства партнеров, которым принадлежит 39 % акций, в рамках реконструкции выполнялись не полностью». По словам заместителя руководителя департамента имущества города Москвы Игоря Игнатова, город был вынужден прекратить реконструкцию, когда «стали известны новые обстоятельства» - у Московского планетария образовалась задолженность перед подрядчиком Энергомашконсалтинг в размере 9 миллионов рублей.

Фото 3.

11 марта прошло внеочередное собрание акционеров, на котором генеральный директор Игорь Микитасов был отстранён от своей должности и назначена новая управляющая компания со стопроцентной долей города - «Покровские ворота».

4 мая 2009 года при участии управляющей компании «Покровские ворота» состоялась сделка купли-продажи имущества ОАО «Московский Планетарий». На прошедших торгах было реализовано два лота: объект незавершенного строительства по адресу улица Садово-Кудринская, строение 1, а также все движимое имущество банкрота. Покупателем имущества стало ОАО «Планетарий» в лице исполнительного органа управляющей компании «Покровские ворота». 100 % акций ОАО «Планетарий» принадлежат департаменту имущества города Москвы. Для покупки имущественного комплекса акционер внес в уставной капитал общества дополнительные средства, предусмотренные бюджетом города на 2009 год. 29 мая первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин в ходе пресс-конференции сообщил о том, что столичный Планетарий начнет свою работу в 2010 году.

14 ноября 2009 года после завершения рабочего совещания в здании планетария мэр Москвы Юрий Лужков в очередной раз сообщил журналистам о скором открытии Московского планетария, на этот раз - в декабре 2010 года (ранее назывались 2001, 2004, 2005, и 2009 годы). Он добавил, что работы по открытию планетария для посетителей будут иметь две стадии. Первой стадией мэр назвал завершение строительно-монтажных работ, которые намечены на сентябрь 2010 года. Вторая стадия связана с установкой необходимого оборудования в декабре 2010 года. Проектные работы вела компания «Моспроект-4».

Фото 4.

Подъём здания без демонтажа начался 27 декабря 2003 года. Операция состояла из 20 промежуточных этапов, после каждого из которых планетарий поднимался на 30 см. Рабочие с помощью 24 мощных гидравлических домкратов постепенно поднимали строение весом более 3 тыс. т, закрепляя его надёжными сваями. 10 февраля 2004 года подъём был завершён. В результате у планетария появились два дополнительных этажа, а площадь увеличилась с 3 до 15 тыс. м².

На закупку оборудования из бюджета города выделили 10 миллионов евро. На эти средства была приобретена полнокупольная проекционная система со стереопроектором и 14 динамическими креслами, а также 4D кинотеатр, проектор-Планетарий «Универсариум М9» фирмы Carl Zeiss Jena, на 2011 год являющийся самым мощным из выпускающихся компанией приборов для планетариев, и другие средства, с помощью которых на куполе планетария диаметром 25 метров можно наблюдать самые различные небесные явления.

Научным куратором планетария назначен МГУ.

В апреле 2010 года глава департамента городского заказа столицы Леонид Моносов сообщил о переносе открытия на начало 2011 года. В ноябре 2010 года было объявлено, что открытие состоится 12 апреля 2011 года и будет приурочено к дню космонавтики. Однако к марту 2011 здание было «технически не совсем готово», поэтому руководство перенесло открытие на 12 июня 2011, приурочив его ко Дню России. Наконец,12 июня состоялось открытие планетария.

Фото 5.

Вообще планетарий оказался очень «живым музеем». Огромное количество детворы. Экскурсоводы облеплены школьниками и студентами. Приятно, что такое научное место не остается без внимания.

Фото 6.

Про эти агрегаты будет подробнее в конце поста.

Фото 7.

Выглядит фантастически:-)

Фото 8.

Фото 9.

Фото 10.

Фото 11.

Можно потрогать руками «гостя» из других мироы

Фото 12.

Фото 13.

Фото 14.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Дети очень довольны происходяцим.

Фото 22.

Фото 23.

Фото 24.

Фото 25.

Фото 26.

Осколки метеоритов.

Фото 27.

Фото 28.

Все очень интерактивно и современно.

Фото 29.

Фото 30.

Фото 31.

Вот такая «космическая лестница»

Фото 32.

Фото 33.

Фото 34.

Фото 35.

Фото 36.

Фото 37.

Фото 38.

В звёздном зале планетария на 400 мест установлен самый совершенный на сегодняшний день проектор звёздного неба Universarium M9 германской компании Karl Zeiss , наследницы «Карл Цейсс Йена». Он будет проецировать на самый большой в Европе купол около девяти тысяч звёзд Северного и Южного полушарий, все виды затмений, туманности и галактики.На лифте аппарат может опускаться на два метра, чтобы не закрывать зрителям купол. Стоимость проектора - €4,8 млн, а включая всю совокупность оборудования - более €11 млн.

Рядом с планетарием появилась новая астрономическая площадка. На ней установлено около 30 демонстрационных аппаратов и приборов, глобус звёздного неба, макеты планетариев и космических кораблей разных стран, солнечные часы, модели Стоунхенджа и пирамиды Хеопса, на примере которых будет демонстрироваться действие древних обсерваторий. Также работают две современные обсерватории.

Фото 39.

Проектор, который работал в МП с 1977 по 1994 был 4-го поколения! Правда, это была уникальная модель с приделанной от среднего аппарата Star Master (как в Звездном городке) автоматикой.
Знаменитая «Косморама» была пятым поколением. 6-е почти совсем не засветилось в мире. И с 7-го пошли «Старболы». Universarium Mark IX — это потолок. Сами немцы говорят, что десятого не будет. Правда, они продолжают его тюнинг. Кто знает к чему это приведет?

Но давайте узнаем подробнее про этот аппарат:

Фото 40.

UNIVERSARIUM M IX - это, безусловно, очень дорогая машина. Позволить себе такую может далеко не каждый планетарий мира. Далеко не каждый купол даже в обеспеченном планетарии подходит для использования данного проекционного прибора.

За 23 года лишь только 21 Планетарий в мире удостоился великой чести иметь у себя сей прибор — менее чем в год по аппарату производит Карл Цейс свои Универсариумы М9.

Установлен Универсариум М9 может быть в зал со сферическим куполом экраном с диаметром в пределах от 18-ти до 35 метров. При этом, если горизонт купола «завален» (это практикуется, если планетарий совмещают с I-MAX-кинозалом), то Универсариум М9 допускает угол уклона до 30 градусов и имеет соответствующую этой ситуации дополнительную модификацию «UNIVERSARIUM M IX TD». Предполагается, что в залах с «Универсариумом М9″ можно рассадить от 200 до 450 человек на специальных откидывающихся креслах. (Раньше в Московском Планетарии кресла не откидывали свои спинки, многим из-за этого было неудобно смотреть ввысь — несгибаемая русская шея не создана смотреть в зенит — зато удавалось рассадить до 600 зрителей. Ныне же лишь 350.)

Базовая комплектация подразумевает так называемый «СтарБолл» («Starball») — шарообразный проектор звезд, работающий на основе волоконной оптики (что куда экономичнее, чем лампочка ильича 99-процентами своей энергии нагревающая шар изнутри), поэтому звезды «СтарБолл» показывает непревзойденно ярко и точечно. Утверждается, что цвет их исключительно белый и только самые яркие звезды имеют уникальный оттенок — красноватый, голубой или желтый. Звезды реалистично мерцают.

Дополнительно к «СтарБоллу» может быть поставлен лифт (полторы тонны весит этот «звездный мяч»), позволяющий убирать аппарат во время полнокупользой проекции, что бы он не отбрасывал тень сразу в несколько направлений зала. Обратите внимание, что подчеркивается частая несовместимость работы Универсариума с полнокупользой проекцией, потому, что Универсариум попадает в зону действия всех проекторов, но поставить его ниже затруднительно — у большинства куполов геометрический центр находится на уровне «горизонта». Плюс к этому дополнительные проекторы планет будут в таком случае экранировать проекцию идущую со «СтарБолла».

Следующим важным дополнением к «СтарБоллу» являются проекторы планет. Когда-то они были неотъемлимой частью всего проекционного аппарата, а теперь находятся вне его, отдельными опциональными дивайсами. И их может быть разное количество.

В отличие от прежних технологий планетариев Цейса с 1-го по 6-е поколение и Косморамы, планетные проекторы Универсариума имеют не механическую редукцию, а электронно-компьютерное управление и позволяют решать множество разных задач, базирующихся на компьютерном рассчете положений проекции той или иной планеты на куполе.

Например, эти проекторы могут показывать положение и динамику положений планет на эклиптике, но так же и изображать вид Солнечной Системы с полюса эклиптики — Коперниканский Планетарий. Стандарное количество проекторов равно 8-ми. Обычно в таком наборе проекторы показывают следующие светила и явления:

1 . Солнце и солнечные затмения в разных, динамически меняющихся фазах, с короной или кольцеобразное.
2 . Луна со сменой фаз, лунные затмения с фазами и тенью Земли различной интенсивности.
3 . Меркурий
4 . Венера
5 . Марс
6 . Юпитер
7 . Сатурн
8 . Планета Икс — это может быть любая планета — например Земля, для демонстрации вида неба с Луны, но так же возможно использование этого проектора для изображения любой гипотетической планеты от Фаэтона до Нибиру. Для этого надо лишь загрузить в специальное место слайд с изображением поверхности этой планеты.

Все планетные проекторы снабжены значительным зумом позволяющим варировать видимый диаметр планеты от практически точечного до нескольких градусов. При этом становятся заменты детали поверхности, фазы и другие особенности, такие как кольцо у Сатурна. Меняется и яркость планет, но по умолчанию она правильно соотносится с яркостью звезд создаваемых «СтарБоллом».

Положения планет могут быть произвольными или же могут быть рассчитаны совершенно точно на любую дату от -10 000 лет от начала новой эры и до +10 000 лет от того же временного нуль-пункта. Движения проекций планет можно ускорять.

Но вернемся вновь к «СтарБоллу».

Разработчики утверждают, что яркость звезд создаваемых этой оптико-волонной системой настолько велика, что можно смело использовать параллельно с его работой любую другую проекционную систему, например полнокупользую систему видеопроекции из многих компонентов, и при этом звезды создаваемые Универсариумом не будут забиты засветкой проекторов работающих одновременно с Универсариумом. Это так, но при этом надо понимать — это касается самых ярких точек-звезд Универсариума и слабые, конечно же, померкнут даже если полнокупольная проекция будет вхолостую демонстрировать черный фон — мы получим аналог московского неба, на котором видна Большая Медведица, звезды Летнего Треугольника, Арктур и Кассиопея… Увы, хоть и показывает Универсариум звезды ясно и ярко, но современные полнокупольные проекционные системы все еще сильно фонят и реально темного фона не дают.

С другой стороны, яркость звезд, которую дает Универсариум, вполне соотвествует той шикарной картине, которую можно в реальности видеть в горах. Несколько лет подряд я ездил в Крым — в Крымскую Астрофизицескую Обсерваторию — именно такую же картину звездного неба, что рассыпается тысячезвездной фантастикой над невысокими крымскими горами, в точности передает Универсариум М9. Разумеется, Универсариум показывает гораздо больше звезд, чем можно увидеть глазом неопытного наблюдателя. Считается, что на всем небе лишь 5-6 тысяч доступны глазу «чайника» — наблюдателя, который еще не освоился с той мыслью, что наблюдение звезд, даже глазом, требует одновременно и сосредоточенности, и расслабленности, медитации и хорошего знания звездной карты, а самое главное — глубокой адаптации. И каждый опытный наблюдатель подтвердит мои слова — опытный, тренированный глаз видит гораздо больше звезд: не 5 или 6 , а все 8 — 9 тысяч. Именно столько их (и именно по этой причине) показывает Универсариум М9.

Но не только звезды демонстрирует «СтарБолл» — туманности, скопления и даже ярчайшие из галактик, которые могут быть доступны наблюдению тренированным зорким глазом. Но создатели Универсариума пошли еще дальше и создали сверхдетальные матрицы для изображения туманных, дифузных и многозвездных объектов — специальные стеклянные пластинки с напыленным сверхтонким слоем хрома, передающим мельчайшие детали тех или иных объектов на небесной сфере. Впервые для наблюдений звездного неба в Планетариях пригодится бинокль — рассматривание всех этих туманных объектов — галактик, туманностей и звездных скоплений, а так же Большого и Малого Магелановых облаков доставит удивительное удовольствие.

Это же касается Млечного Пути — теперь это не просто уныло тянущаяся полоса неясного света, простирающаяся через небосвод, а детальная карта нашей галактики со всеми подробностями, темными пылевыми облаками и яркими скоплениями миллионов звезд — Млечный путь тоже интересно наблюдать в Бинокль. Его яркость, насыщенность регулируется.

Особые проекторы расположенные в составе «СтарБолла» демонстрируют древние рисунки созвездий — зодиакальные отображаются оранжевым цветом, остальные — светложелтым. Фигуры можно включать по одной, группами или все сразу. Меняется их яркость, но по умолчанию изображения, как мне показалось, излишне ярки.

«СтарБолл» отображает значительное количество систем координат с присущими им основными линиями, кругами и точками. Системы координат могут быть горизонтальной, экваториальной, эклиптической и даже галактическая система координат может быть отражена специальными промаркированными светящимися линиями среди звезд.

Совершая вращение по всем соответствующим этим системам координат осям Универсариум М9 позволяет демонстрировать суточное видимое вращение небесного свода, годовое движение небесного свода и даже прецессионное. При этом, проекторы планет, находясь отдельно и не вовлеченные в общее полисистемное вращение «СтарБолла» тем не менее создают точное проецирование каждого движущегося среди звезд объекта в соотстветствии с его рассчетным положением на небесной сфере. То есть все вращения СтарБолла в самых разных системах координат программно завязаны с работой планетных проекторов.

Так же «Универсариум М9″ наглядно демонстрирует изменение в видимости созвездий связанных с изменением широты наблюдателя и даже может показать перспективное (параллаксное) изменение положения планет во время межпланетного перелета. И конечно же демонстрировать вид звездного неба с разных планет Солнечной Системы.

Осталось добавить, что специальный объектив на СтарБолле демонстрирует комету Донати, как-то мне показалось, что демонстрирует несколько блекло и серо. Я видел глазом в 1996-м году две роскошные кометы — Хиакутаке-2 и Хейла-Боппа. Обе имели яркие цвета и оттенки, а новая комета Цейса серая, фуррора не производит. К тому же не задумано изображение кометы Галлея в Коперниканском Планетарии. Раньше Коперниканский Планетарий был отдельным проекционным механизмом и работал независимо от основного аппарата. Теперь же он реализуется, как я написал выше, многофункциональностью обычных планетных проекторов. Но Комета Галлея выпала из его возможностей, а может — из внимания разработчиков.

Так же есть проектор Метеорного Дождя, и он демонстрирует падающие августовские звезды — Персеиды почти так же, как передавала звездный дождь предыдущая модель. Как я понял, особого усовершенствования тут не случилось.

На самом деле это — все. Более ничего Универсариум показать на сегодняшний день не может.

Нет в его комплектации ни проектора облаков, полярных сияний, вечерней или утреней зари, нет болидов и спутников пересекающих небосвод в любом направлении (хотя спутник можно сотворить из Планеты Икс, но это неудобно), Нет даже стрелки указателя… хотя… стрелка на самом деле есть, но она не ручного управления — ее надо программировать заранее и отдельно, что бы синхронно с тем или иным объяснением стрелка автоматически показывала определенный объект на небе…

Увы, но концепция работы «Универсариума М9″ все более тяготеет и подталкивает лектора к работе на автопилоте — даже стрелки-указки Цейс теперь к лучшему своему планетарию не прилагает. Обязательно надо сказать, что невзирая на заявление разработчика о том, что все и вся доступно для работы в реальном времени, но тем не менее пульт работы в реальном времени для «Универсариума М9″ не поставляется — системный блок, монитор, ПО и небольшая спец-клавиатурка, с которой вводят особый скрипт — программу для выполнения тех или иных команд. Ни о какой, в понимании лекторов МП 80-х — 90-х, работе в реальном времени, когда лектор как пилот космолета вел рычагами и тумблерами свой борт с пятью сотнями пассажиров в другую галактику, речи сейчас нет. Все управление сводится к тому, что оператор создает команду, сохраняет скрипт и запускает его с начала отработки этой команды на временной линии. Это работа уже совсем в другом режиме.

Специальные лампы создают потрясающий голубой оттенок — так в Планетрии изображаются голубые небеса перед началом сеанса, но красная, агрессивная заря, в которую садится Солнце немного сбивает с толку. Очевидно здесь над цветами можно и должно довольно долго работать — тогда удастся добиться реалистичного заката. Но пока небо голубое, серп молодой Луны выглядит в нем счастье-как привлекательно.

Разумеется Унивесариум М9 хорош сам по себе, но возможностей у него пока не так много, как мог продемонстрировать весь арсенал Московского Планетария в эпоху 80-х. Включение в состав лекционных программ дополнительных проекционных средств, таких, как полнокупольная проекция, может в чем-то выручить и продемнстрировать ряд явлений недостижимых для Универсариума, но обязательно скажется на общей красоте звездного неба — ухудшит картинку. Но очевидно, с чем-то придется мириться, а что-то усовершенствовать или придумать новые решения.

Вот такая это техника.

Вообще я ожидал от Большого зала Планетария показ звездочек на куполе и предполагал, что это будет довольно скучно. Но на самом деле там демонстрируют самые настоящие научно-популярные фильмы и эффект их показа на куполе вполне сравнится с IMAX и в чем то даже превосходит его. Это что то новое вообще в формате показа фильмов. Огромный купол над головой — крутишь головой во все строны, отличное изображение и звук создают незабываемые впечатления и эффекты. Кресло с откидывающейся спинкой … очень удобно. Я бы с удовольствием смотрел фильмы в таком формате, даже художественные:-)

Фото 41.

А вот предназначение пандуса перед зданием я не совсем понял. Туда никого не пускают, все проходят под ним. Это наверное как обычно у нас открывается пару раз в году, но занимает огромную и такую дефицитную площадь. Кто в курсе и поделится секретом задумки?

А вот еще что нибудь интересного про космос: или Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -