Осознание национальной и этнической принадлежности. Этнокультурные особенности психики людей и этнопсихологические феномены Осознание своей принадлежности к определенной этнической общности

Проверим себя!Студент выписывал наиболее сложные
понятия и их определения на отдельные
карточки. Накануне зачета по социологии он
не смог найти карточки, на которых был
записан ряд понятий. Помогите ему
восстановить потерянные записи. Запишите
понятия, определения которых приведены
ниже:
1) осознание людьми своей принадлежности
к определенному этносу, своего единства и
отличия от других подобных образований;

2) исторически сложившаяся социальноэкономическая и духовная общность людей,
которая возникает в период становления
капитализма, усиления экономических
связей, образования внутреннего рынка;
3) свойственный данному этносу способ
мышления, умонастроение,
предрасположенность мыслить и чувствовать,
действовать и воспринимать мир
определенным образом;

4) принадлежность человека к определенной
этнической общности;
5) исторически сложившаяся на
определенной территории общность людей,
обладающих общими, относительно
стабильными особенностями языка,
культуры, психики;
6) элементы социально-культурного наследия,
сохраняющиеся в данной этнической
общности в течение длительного времени.

Проверим себя!

Студент выписывал наиболее сложные понятия и их определения на отдельные
карточки. Накануне зачета по социологии он не смог найти карточки, на
которых был записан ряд понятий. Помогите ему восстановить потерянные
записи. Назовите понятия, определения которых приведены ниже:
1) Этническое самосознание
2) Нация
3) Менталитет;
4) Национальность
5) Нация
6) Традиция

Этнология

Этнология - наука,
изучающая процессы
формирования и
развития различных
этнических групп, их
идентичность, формы
их культурной
самоорганизации, их
коллективного
поведения,
взаимодействия
личности

Два уровня межэтнических отношений

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ
ОТНОШЕНИЯОТНОШЕНИЯ
МЕЖДУ
ЭТНОСАМИ
(НАРОДАМИ),
ОХВАТЫВАЮЩИЕ
ВСЕ СФЕРЫ
ЖИЗНИ
ИНТЕГРАЦИЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

Основные тенденции развития межэтнических отношений

МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ
ИНТЕГРАЦИЯ- СОЮЗ ГОСУДАРСТВ.
ПРИМЕР- ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ.
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ
ТЕНДЕНЦИИ В 20
ВЕКЕ
ИНТЕГРАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ В ПРЕДЕЛАХ
МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ СТРАНЫ.
ПРИМЕР- СССР

МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

НАРЯДУ С ТЕНДЕНЦИЕЙ К МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ, ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ
И ПРОЦЕССЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
НЕЗАВИСИМЫЕ
ПОСТСОВЕТСКИЕ
ГОСУДАРСТВА
РАСПАД
ЧЕХОСЛОВАКИИ,
ЮГОСЛАВИИ

МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ.

СУЩЕСТВУЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ.
В НАУКЕ ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ
ЭТО ЛЮБАЯ ФОРМА
ГРАЖДАНСКОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО
ГРАЖДАНСКОГО ИЛИ
ВООРУЖЕННОГО
ПРОТИВОСТОЯНИЯ, В КОТОРОМ
СТОРОНЫ ВЫСТУПАЮТ, ИСХОДЯ
ИЗ ЭТНИЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ.
БОЛЕЕ ШИРОКАЯ ТРАКТОВКА:
ЭТНИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ- ЭТО
ЛЮБАЯ КОНКУРЕНЦИЯ(
СОПЕРНИЧЕСТВО) МЕЖДУ
ГРУППАМИ, ОТ
ПРОТИВОБОРСТВА ЗА
ОГРАНИЧЕННЫЕ РЕСУРСЫ, ДО
СОЦИАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ,
КОГДА ПРОТИВОПОЛОЖНАЯ
СТОРОНА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ С
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ
ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ ПОРОЖДАЮТСЯ НЕ СУЩЕСТВОВАНИЕМ ЭТНОСОВ А
ПОЛИТИЧЕСКИМИ, СОЦИАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ, В КОТОРЫХ ОНИ ЖИВУТ И
РАЗВИВАЮТСЯ- ПРИМЕР- ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБИДЫ(ПОЛЬША, ЧЕЧНЯ)

Межнациональный конфликт

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ.

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ- БОРЬБА ЗА ИЗМЕНЕНИЕ ГРАНИЦ, ЗА
ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ДРУГОМУ («РОДСТВЕННОМУ» С КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОЙ
ТОЧКИ ЗРЕНИЯ) ГОСУДАРСТВУ, ЗА СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА
ПРИМЕРЫ– КОСОВО, ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ, АБХАЗИЯ.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ- БОРЬБА ЭТНОСОВ ЗА ОБЛАДАНИЕ
СОБСТВЕННОСТЬЮ, МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ- ЗЕМЛЕЙ, НЕДРАМИ.
ПРИМЕР- ШОТЛАНДИЯ.
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ- ТРЕБОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО РАВНОПРАВИЯ,
РАВЕНСТВА ПЕРЕД ЗАКОНОМ, В ОБРАЗОВАНИИ, ОПЛАТЕ ТРУДА.
ПРИМЕР- ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ НА «ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
КУЛЬТУРНО- ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЧИНЫ– ТРЕБОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА,
КУЛЬТУРНОЙ ОБЩНОСТИ.
ПРИМЕР- ПРИБАЛТИКА.

НАЦИОНАЛИЗМ.

НАЦИОНАЛИЗМИДЕОЛОГИЯ,
ПСИХОЛОГИЯ, ПОЛИТИКА
ГРУПП ЛЮДЕЙ,
УТВЕРЖДАЮЩИХ
ПРИОРИТЕТ
НАЦИОНАЛЬНЫХ
ЦЕННОСТЕЙ СВОЕГО
ЭТНОСА.
КСЕНОФОБИЯНЕТЕРПИМОСТЬ К
ДРУГИМ НАЦИЯМ.
ИДЕЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ
ПРИВОДИТ К ГЕНОЦИДУИСТРЕБЛЕНИЮ ТАК
НАЗЫВАЕМЫХ
НЕПОЛНОЦЕННЫХ НАРОДОВ:
ГЕНОЦИД АРМЯН.
ХОЛОКОСТ
ВОЙНА НА БАЛКАНАХ В 90 Г. 20
ВЕКА,

РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

МОЖНО ЛИ ИСКЛЮЧИТЬ КОНФЛИКТЫ С ЭТНИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ?
ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ОТВЕТА ПОКА НЕТ, НО УЖЕ СЕЙЧАС СУЩЕСТВУЮТ
МЕТОДИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
ПРИЗНАНИЕ И УВАЖЕНИЕ
МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУР
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ
ПОДХОД – ГЛАВНЫЙ
ОРИЕНТИР В
РЕГУЛИ РОВАНИИ
МЕЖЭТНИЧЕСКИХ
ОТНОШЕНИЙ.
ДЕМОКРАТИЯ, ПРИЗНАНИЕ СВОБОД
И ПРАВ ЛИЧНОСТИ
СМИ- ПРВИЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О
МЕЖЭНИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ
ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИУВАЖЕНИЕ, ТЕРПИМОСТИ

ПУТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВОВЫХ
МЕХАНИЗМОВ
ПЕРЕГОВОРЫ
ПУТИ
УРЕГУЛИРОВАНИЯ.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА
ПОДДЕРЖКИ МНОГОКУЛЬТУРНОСТИ
УЛУЧШЕНИЕ ЖИЗНИ ГРАЖДАН.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ.

КОНСТИТУЦИЯ
ФУНДАМЕНТ
ЭТНОПОЛИТИКИ.
1. ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА,
УВАЖЕНИЕ К ПАМЯТИ ПРЕДКОВ,
ЗАБОТА О ГОСУДАРСТВЕННОМ
ЕДИНСТВЕ.
2. НАПРАВЛЕННОСТЬ НА
УТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД,
ГРАЖДАНСКОГО МИРА
КОНСТИТУЦИЯ ГАРАНТИРУЕТ ПРАВА И
СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ НЕЗАВИ
СИМО ОТ НАЦИОНАЛЬНОСТИ.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРОПАГАНДА
РАСОВОЙ НЕТЕРПИМОСТИ

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

КОНЦЕПЦИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ
НАЦИОНАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
1996Г
1. РАВЕНСТВО ПРАВ И СВОБОД
2. ЗАПРЕЩЕНИЕ ВСЕХ ФОРМ
ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН
ПО РАСОВОЙ И ТД.
ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.
3. СОХРАНЕНИЕ ЦЕЛОСТНОСТИ РФ.
4. РАВНОПРАВИЕ ВСЕХ СУБЪЕКТОВ
РФ
5.ГАРАНТИИ ПРАВ ВСЕХ КОРЕННЫХ
МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ.


Этнопсихология

1. Присущее людям свойство «воспринимать и оценивать жизненные явления сквозь призму ценностей своей этнической группы, выступающей в качестве некоего эталона» - это:

C) этноцентризм

2. Упрощенные образы этнических групп, характеризующиеся выраженным эмоционально-оценочным характером, устойчивостью, согласованностью, неточностью:

A) этнические стереотипы.

А) Л.Н.Гумилев.

4. Этническая идентичность, при которой индивид в равной степени обладает характеристиками двух культур, понимает и принимает ценности этих культур, называется:

А) Биэтническая идентичность.

5. Этническая идентичность, при которой индивид в силу определенных социальных условий причисляет себя к чужой этнической группе, называется:

С) Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой

6. Этническая идентичность, совпадающая с официальной этнической принадлежностью индивида, называется:

D) Моноэтническая идентичность со своей этнической группой.

7. Процесс "вхождения индивида в социальную среду", "усвоение им социальных влияний", "приобщение к системе социальных связей" -

B) социализация.

8. Исторический сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной этнической группы, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий и проявляющихся в их отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и к другим этническим общностям – это...

B) национальный характер.

9. Своеобразие национальной особенности, которая объясняется влиянием климатической среды, образа жизни, рода занятий этнофоров, специфической этнической культурой – это...

A) национальный темперамент.

10. Важные элементы этнического мира человека сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности этноса, прочно укрепившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения людей, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого – это....

E) национальные традиции.

11. Осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осмысление положения своей наций в системе общественных отношений, понимание национальных интересов во взаимоотношений своей нации с другими социально-этническими общностями, проявляющихся в идеях, чувствах, стремлениях – это есть...

12. Эмоционально-окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям – это....

C) национальные чувства и настроения.

13. Нация – это... .

C) исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающим единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием, зафиксированным в самоназвании.

14. Что изучает этнопсихология?

С) Этнопсихология изучает национальные особенности человеческой психики.

15.Что является предметом этнопсихологии?

E) этнические стереотипы.

16. Определите методологические принципы этнопсихологии

D) детерминизма, единства сознания и деятельности, личностного подхода, историзма

17. Какие ученые древности выражали свои мысли о духе народа

D) Монтескье, Лацарус

18. С.Бочнер какие максимально общие категории последствия межкультурного контакта выделил?

B) геноцид, ассимиляция, сегрегация, интеграция.

19. Как А. Тешфел и Дж. Тернер назвали стратегию безопасности позитивной этнической идентичности?

A) стратегия социального творчества..

20. Механизм, с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» своим членам, прежде всего детям, называется:.

B) культурная трансмиссия

21.Конфликт, переросший в борьбу за независимость:

B) статусный институциональный конфликты в союзных республиках.

22. Самый сложный, основанный на территориальных спорах – это...

D) этнотерриториальный кофликт.

23. Назовите условные способы разрешения межэтнических конфликтов.

A) геттоизация, ассимиляция, промежуточный, культурная колонизация.

24. Какие выделяет фазы напряженности этнопсихолог Г.У.Солдатов?.

D) латентная, фрустрационная, конфликтная.

25. Какие основные параметры выделяют в стереотипе современная этнопсихология?

26. Кто ввел впервые в науку психологию понятие «социальный стереотип»?

B) У. Липпман в книге «Общественное мнение».

27. Кому принадлежит утверждение: «Формы поведения людей и их нравы отражают природу страны»:

В) Гиппократ

28. Кто говорил, что народный дух носит неконкретный, полумистический характер:

D) Х.Штейнталь и М Лацарус

29. Что такое этнический парадокс?

30. Английский философ Д.Юм, в какой своей работе выделяет основные факторы, формирующие национальный характер?

D) «О национальных характерах».

B) Г.Лебон.

32 Кто из первых казахских ученых целенаправленно занимался историей своего народа, изучал его этнические особенности на основе этнографических и этнологических материалах?

C) Ш.Уалиханов.

33. М. Муканов в какой работе показывает особенности мышление казахов?

D) «Психологические исследования мышления с историко-этнических позиций».

34. Укажите труды М.Жумабаева.

A) «Воспитание души», «Познавательные процессы».

B) «Сознание и быт».

C) «Дух и природа».

D) «Природа национальной психологии».

E) «Сущность духа».

35. Кто из современных психологов занимается историей казахстанской психологии?

D) К.Б.Жарыкбаев.

36. Основателем какой этнопсихологической школы является Ф.Боас?

C) Американской.

37. Дайте определение понятии «пассионарность».

B) Явление, характеризующееся стремлением народов сохранить свою самобытность, уникальность культуры, психического склада, сознание своей этнической принадлежности.

38. Что является главной задачей «Психологической антропологий»?

A) исследование сознательных и бессознательных идей, управляющих действиями людей.

39. Автостереотипы – это...

B) образ собственной этнической группы для других.

40. Гетеростереотипы это-...

В) образ другой этнической группы, построенный в соответствии с ожиданиями, не всегда положительными.

41. Кто из казахстанских ученых писал, что «характер людей, типичный для представителей того или иного народа, является продуктом конкретных исторических, социально-экономических условий»?

D) Т.Тажибаев.

42. Этническая социализация личности - это...

C) процесс формирования этнического самосознания.

43. Что такое внутригрупповой фаворитизм?

A) - это механизм межгруппового восприятия.

44. Кто ввел понятие «этноцентризм»?

B) У.Самнер.

45. Делегитимизация – это...

E) Д.Кац и Б.Брейли.

47. На какие группы можно выделят межгрупповые конфликты?

D) социально-экономические, культурно-языковые, политические. территориальные.

48.Кто был основателем концепции «каузальная атрибуция»?

A) Ф.Хайдер.

49. Кем и когда был написана «Психология народов»

А) 1912 г. В. Вундтом

50. Кто впервые определил, что характер формируется под климатическим воздействием

В) Ш. Монтескье

51. Какое явление определяет данное утверждение: «истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам»?

B) геноцид.

52. Основные компоненты национального самосознания:.

D) национальная гордость, национальная установка, этнические стереотипы.

53. Выберите утверждение определяющее «национальные традиции».

C) исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, прочно укоренившиеся в обыденном сознании правила, ценности, формы общения людей.

54. Национализм - это...

C) реакционная идеология и политика, состоящая в проповеди национальной исключительности и национального превосходства.

55. Национально-психологические особенности – это...

56. Этика национальных отношений – это...

57. Что обозначает данное определение «этнопсихологическое направление в американской этнологии об относительности всех морально-оценочных критериев и несравнимости культурных ценностей разных народов, признающей за любой культурой, независимо от уровня ее развития, право на самостоятельность и полноценность».

A) культурный релятивизм.

58. Маргинальная личность – это....

59. Беженцы – это...

E) вынужденные мигранты, проявляющиеся вследствие экономической нестабильности, национально-этнических конфликтов, углубления процессов распада государственности.

60. Межэтнические контакты – это...

A) преднамеренное ущемление прав, интересов определенной категории граждан по признаку расовой или национальной принадлежности.

B) человек, живущий и сознательно участвующий в культурной жизни и традициях двух разных народов.

C) вынужденные мигранты, проявляющиеся вследствие экономической нестабильности, национально-этнических конфликтов, углубления процессов распада государственности.

D) процесс сближения этнических общностей.

E) совокупность норм и правил внутри межнациональных отношений, способствующих нормальному функционированию различных связей между представителями этнических общностей и групп.

61. Какие особенности выражает данное утверждение: «патриотические чувства любви к своей Родине, своему народу, осознание своей принадлежности к определенной нации, выражающееся в понимании общности интересов, культуры, языка, религии»?.

C) национальная гордость.

62. Способность человека проявлять терпимость к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, обычаям, чувствам, мнениям, верованиям называется.. ..

E) этническая толерантность.

63. Готовность личности воспринимать те или иные явления национальной жизни и межэтнических отношений и в соответствии с этим восприятием действовать определенным образом в конкретной ситуации называется... .

C) этническая установка.

64. Архетипы – это...

A) бессознательная форма восприятия фундаментальных элементов общественной жизни людей.

65. В понимании кого архетипы представляют собой структурные компоненты коллективного бессознательного, которые лежат в основе общечеловеческой символики, сновидений, мифов, сказок, легенд, преданий т. д.

66. Концепция, доказывающая неразрывную связь между структурой языка и характеристиками мышления, способом познания внешнего мира является:

C) концепция лингвистической относительности Э.Сепира.

67.Какой ученый является ярким представителем «географического детерминизма»?

E) Ш.Монтескье

68. По мнению какого ученого общие представления многих индивидов проявляются прежде всего в языке, мифах и обычаях, а остальные элементы духовной культуры вторичны и сводятся к ним?

A) В.Вундт

69. Кто является основателем этнопсихологической науки?

D) Х.Штейнталь, М Лацарус, В. Вундт

70. Этнопсихология – это

В) междисциплинарная область знаний, изучающая взаимоотношения между социальными группами

71. Этническая идентичность – это:

В) осознание своей принадлежности к определенной этнической общности и обособление от других этносов;

72. Изменённая идентичность, возникающая в случае, когда человек балансирует между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и установками ни одной из них, испытывает внутри личностные конфликты, отчужденность и неприятие обоих народов и культур, агрессию, отчаяние, называется:

В) негативная маргинальная этническая идентичность;

75. Подчеркивание различий между культурами разных народов, когда все культуры рассматриваются как равные по значимости, ценности, но качественно разные - это…

А) тенденция культурного релятивизма;

76. Система образов, которая лежит в основе человеческих представлений о мире и о своём месте в этом мире, определяет поступки и поведение людей - это:

А) ментальность;

77. Этническая идентичность, при которой индивид в равной степени обладает характеристиками двух культур, понимает и принимает ценности этих культур, называется:

А) биэтническая идентичность;

78. этническая идентичность, при которой индивид в силу определенных социальных условий причисляет себя к чужой этнической группе, называется:

С) моноэтническая идентичность с чужой этнической группой;

79. Этническая идентичность, совпадающая с официальной этнической принадлежностью индивида, называется:

D) моноэтническая идентичность со своей этнической группой

80. Приписывание причин поведения или результатов деятельности при восприятии людьми друг друга- это…

А) каузальная атрибуция;

81. Кто выделил четыре основных показателя этноцентризма?

D) М. Брауэр, Д. Кэмпбэлл;

82. Факторы, влияющие на процесс адаптации к новой культурной среде?

А) индивидуальные характеристики, жизненный опыт индивида;

83. По мнению каких ученых межгрупповые конфликты являются продуктом универсальных человеческих характеристик, врожденных агрессивных склонностей человека и его «инстинкта драчливости»:

В) Н.Миллер

87.Глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий бессознательную совокупность установок индивида или социальной группы действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом:

С) менталитет

88. Чем являются понятия: мотивационно-фоновые, интеллектуальные, познавательные, эмоционально-волевые:

С) структура национально-психологических особенностей.

89.Глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий бессознательную совокупность установок индивида или социальной группы действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом:

C) менталитет

90. Крайняя форма национализма, политика, состоящая в проповеди национальной исключительности, направленная на разжигание национальной вражды и ненависти

A) шовинизм

91.Человек, полностью отрицающий все нормы, устои, традиции своего этноса, чуждый своему народу, относящийся с пренебрежением к культуре своего народа

C) национальный нигилист

92. Некий "средний" психологический тип личности, преобладающий в каждом конкретном обществе, который и составляет основу данного общества, базу его культуры

B) базовая личность

93. Какой ученый занимался эмпирическим изучением перцептивных процессов

A) У.Риверс

94. Теоретическая ориентация, заключающаяся в абсолютизации сходства между культурами

C) абсолютизм

95. Теоретическая ориентация, предполагающая, что все психологические феномены обусловлены культурным контекстом

A) релятивизм

96. Теоретическая ориентация, отстаивающая единство психики с возможными достаточно существенными внешними различиями

B) универсализм

97. Обряды, сопровождающие переход подростка во взрослую жизнь

E) обряды инициации

98. Тип культуры по Р.Бенедикт основной установкой, которой является избегание крайностей, созерцательный, логичный, односторонне-инеллектуальный

C) аполлонический

99. Тип культуры по Р.Бенедикт основной установкой которой является путь крайностей, значимость буйства и экстаза

B) дионисический

100. Теорию какого ученого иногда называют "пеленочным детерминизмом"

D) А.Кардинер

101. Осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, осмысление положения своей наций в системе общественных отношений, понимание национальных интересов во взаимоотношений своей нации с другими социально-этническими общностями, проявляющихся в идеях, чувствах, стремлениях – это есть...

B) национальное самосознание.

102. К какой форме невербальных средств коммуникации относятся зрительно воспринимаемые движения другого человека(жесты, мимика, пантомимика, позы, контакт глазами)

A) оптико-кинетические

103. К какой форме невербальных средств коммуникации относятся ритмико-интонационные стороны речи (качество голоса, его диапазон, тембр, тональность, сила ударения)

B) паралингвистические

104. К какой форме невербальных средств коммуникации относятся паузы, и психофизиологические проявления человека

C) экстралингвистические

105. К какой форме невербальных средств коммуникации относятся пространственно-временные элементы ситуации общения

D) пространственно-лингвистические

106. К какой форме невербальных средств коммуникации относятся динамические прикосновения к партнеру по общению

E) такесические

107. К какой форме невербальных средств коммуникации относятся особенности общения, связанные с запахами

E) ольфакторные

108. Какой ученый впервые использовал термин «этноцентризм»

D) И.Гумпилович

109. Какие виды этноцентризма выделяются

E) благожелательный, нейтральный, воинственный

110. Какие основные параметры выделяют в стереотипе современная этнопсихология?

A) степень истинности, согласованность, эмоционально-оценочный характер, согласованность.

ГЛАВА I. ЭТНИЧЕСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

1.1. Этнический парадокс современности

Начиная с 60-70 гг. нашего столетия в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и психологического склада, всплеском у многих миллионов людей осознания своей принадлежности к определенному этносу – национального самосознания или этнической идентичности, если использовать более привычный для психолога термин.

Это явление, затронувшее население множества стран на всех континентах, вначале даже получило название этнического парадокса современности, так как оно сопутствует все нарастающей унификации духовной и материальной культуры. Но в настоящее время этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества во второй половине двадцатого века. Почти повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов проявляется в самых разных формах: от попыток реанимации старинных обычаев и обрядов, фольклоризации профессиональной культуры, поисков «загадочной народной души» до стремления создать или восстановить свою национальную государственность.

К сожалению, когда эти законные интересы сталкиваются с интересами других народов, мы наблюдаем ситуации межэтнической напряженности, например между валлонами и фламандцами в Бельгии или между англо- и франко-канадцами. Очень часто дело доходит до открытых межэтнических конфликтов и кровопролитных войн. В 90-е г.г. среди самых ожесточенных можно выделить столкновения между сербами и хорватами в бывшей Югославии, между народностями тутси и хуту в африканских государствах Бурунди и Руанде.

Но если во всем мире представители разных наук уже более тридцати лет изучают этническое возрождение, то в бывшем СССР, если верить многочисленным специалистам-обществоведам доперестроечной поры, процесс шел в противоположном направлении: национальные общности не только расцветали, но и сближались, а национальный вопрос был полностью решен. На самом деле ситуация в нашей стране не отличалась от мировой, и у многих народов наблюдался рост этнической идентичности и этнической солидарности.

Мы не будем подробно останавливаться на непсихологических причинах небывалого роста этнической солидарности большинства народов бывшего СССР, а только перечислим некоторые из них: 1) имперское колониальное наследие, в частности приоритет православной церкви даже в годы гонений на религию – когда все церкви были «плохие», православная была все-таки немного лучше; 2) преступления против человечества (депортации целых народов, репрессии против национальной интеллигенции); 3) сверхпроизвольность этно-территориального членения страны: только 53 народа из более чем 100, проживавших на территории бывшего СССР, имели свои национальные единицы, причем была установлена их строгая иерархия – союзные республики, автономные республики, автономные области, автономные округа. А статус национально-государственных образований и их границы очень часто определялись без учета численности и реального расселения народов.

В этой ситуации задолго до распада СССР многие этносы стремились к самоопределению, рассматривая существующий порядок как незаконный. Национальная напряженность проявлялась во многих регионах, случались и массовые выступления: например в 70-х – начале 80-х гг. в Грузии, Абхазии, Северной Осетии, Якутии. Но известны они были только специалистам. Этнографы и социологи знали, что на территории СССР существуют многочисленные узлы межнациональных противоречий, которые в любой момент могут вспыхнуть – Абхазия, Нагорный Карабах, Южная Осетия и многие другие. И все-таки кризис конца 80-х гг., когда гласность «выпустила джинна из бутылки», застал всех врасплох. Не подготовленными к нему оказались не только государственные структуры, но и научное сообщество, многочисленные специалисты, занимавшиеся доказательством расцвета и сближения наций: историки, философы, социологи, демографы. Не подготовленными оказались и психологи, но по другой причине – этнопсихология в это время находилась в нашей стране в зачаточном состоянии, этнопсихологические исследования не проводились с 30-х г.г., когда их фактически запретили, прямо связывая с расизмом и национализмом.

Но если в жизни современного человека осознание своей принадлежности к определенному народу, поиски его особенностей – в том числе и особенностей психики – играют столь важную роль и оказывают столь серьезное влияние на отношения между людьми – от межличностных до межгосударственных, то совершенно необходимо изучение психологического аспекта этнического фактора. Необходимо развитие этнопсихологии, как и других наук – этносоциологии, этнополитологии, – с разных сторон анализирующих многочисленные «национальные» проблемы, встающие перед современным обществом. Этнопсихологи призваны выяснить, где нужно искать причины столь частого непонимания, возникающего при контактах представителей разных народов; существуют ли какие-либо обусловленные культурой особенности психики, которые заставляют членов одного народа игнорировать, смотреть сверху вниз или дискриминировать представителей другого народа; имеются ли психологические явления, способствующие росту межэтнической напряженности и межэтническим конфликтам. Среди множества вопросов, требующих ответа, и вопрос о психологических причинах роста этнической идентичности в наше время.

1.2. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире

В мировой науке существует несколько объяснительных концепций этнического возрождения второй половины двадцатого века. Разные социологические школы объясняют рост этнической идентичности: а) реакцией отставших в развитии народов на порождающую этнокультурное разделение труда экономическую и технологическую экспансию народов более развитых; б) мировой социальной конкуренцией, в результате которой несмотря на унификацию материальной и духовной культуры интенсифицируется внутриэтническое взаимодействие; в) повышением влияния больших социальных групп в экономике и политике и облегчением процессов их сплочения благодаря средствам массовой коммуникации. При этом утверждается, что именно этнические общности оказываются в более выгодном положении, чем другие большие группы, например классы. Мы не будем анализировать достоинства и недостатки этих социологических концепций, так как в любой из них, как справедливо отмечает этносоциолог А. А. Сусоколов (1990), этнос рассматривается как группа, призванная обеспечивать экономические и политические преимущества.

А психолога этнос интересует прежде всего как психологическая общность, способная успешно выполнять важные для каждого человека функции: 1) ориентировать в окружающем мире, поставляя относительно упорядоченную информацию; 2) задавать общие жизненные ценности; 3) защищать, отвечая не только за социальное, но и за физическое самочувствие. Человеку всегда необходимо ощущать себя частью «мы», и этнос – не единственная группа, в осознании принадлежности к которой человек ищет опору в жизни. Среди таких групп можно назвать партии, церковные организации, профессиональные объединения, неформальные объединения молодежи и т.д. и т.п. Многие люди целиком «погружаются» в одну из подобных групп, но членство в них не всегда приводит к удовлетворению потребности в психологической стабильности. Опора оказывается не слишком устойчивой, ведь состав групп постоянно обновляется, сроки их существования ограничены во времени, самого человека могут за какую-то провинность из группы исключить. Всех этих недостатков лишена этническая общность. Это межпоколенная группа, она устойчива во времени, для нее характерна стабильность состава, а каждый человек обладает устойчивым этническим статусом, его невозможно «исключить» из этноса. Благодаря этим качествам этнос является для человека надежной группой поддержки.

Конечно, кроме этнических есть и другие стабильные большие группы. Еще больше их существовало на более ранних этапах развития человечества. В традиционных обществах и сейчас имеются группы, которые лучше, чем современные этносы, выполняют ценностно-ориентационную и защитную функции. Так, получаемая от них информация не только однородна и упорядочена, но и требует однозначного, безукоризненно точного выполнения множества обрядов, сопровождающих каждый шаг жизни человека от рождения до смерти и всю его хозяйственную деятельность.

Культуры таких групп, культуры, ориентированные на предков и традиции, великий американский этнолог Маргарет Мид (1901-1978) назвала постфигуративными. Невозможно лучше, чем Мид, охарактеризовать особенности подобных культур:

«Постфигуративная культура – это такая культура, где каждое изменение протекает настолько медленно и незаметно, что деды, держа на руках новорожденных внуков, не могут представить себе для них никакого иного будущего, отличного от их собственного прошлого. Прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения; прожитое ими – это схема будущего для их детей. ... Для того, чтобы сохранить такую культуру, старики были нужны, и не только для того, чтобы иногда вести группы людей на новые места в периоды голода, но и для того, чтобы служить законченным образцом жизни, как она есть.... Ответы на вопросы: «Кто я? Какова суть моей жизни как представителя моей культуры? Как я должен говорить, двигаться, есть, спать, любить, зарабатывать на жизнь, встречать смерть?» – считаются предрешенными» (Мид, 1988, с.322-325).

Современные этнические общности не имеют столь непререкаемых традиций и стабильной картины мира, многие элементы их культуры размываются – интернализируется хозяйственная деятельность, жилище, пища, искусство. Этносы в значительной степени оторваны от традиций, поведение предков не рассматривается членами группы как модель. Согласно терминологии Мид, это кофигуративные культуры, в которых «...преобладающей моделью поведения для людей оказывается поведение их современников» (Там же, с.342). Но разрыва поколений все-таки не происходит. Всегда остаются слои культуры, позволяющие осознавать свою принадлежность к этнической общности: язык, религия, миф об общих предках, историческая память, богатая подвигами героев или общими страданиями.

Но американская исследовательница предсказывала появление еще одной культурной нормы – префигуративных культур, где не предки и не современники, а сам ребенок определяет ответы на сущностные вопросы бытия. В этом случае старшие не видят повторяющимся в жизни молодых их собственный опыт, жизнь родителей не является моделью для детей, происходит разрыв поколений:

«Еще совсем недавно старшие могли говорить: «Послушай, я был молодым, а ты никогда не был старым». Но сегодня молодые могут им ответить: «Ты никогда не был молодым в мире, где молод я, и никогда им не будешь» (Там же, с.360)».

В жизни современного общества можно найти проявления того, что прогноз Мид сбывается. Но если бы предсказание американской исследовательницы сбылось полностью, человечество исчезло бы с лица земли. Несмотря на любые инновации, человечеству, чтобы самовоспроизводиться и саморегулироваться, необходимо сохранять связи между поколениями.

Более того, в современном мире наблюдается психологический сдвиг в настроениях людей - больший интерес к корням. Это умонастроение есть последствие международных конфликтов, опасности ядерной войны, экологической угрозы. Человек ощущает нестабильность окружающего мира, уменьшается его оптимизм и желание смотреть вперед. Все больше людей – даже молодых – склонны смотреть назад и вглубь, искать поддержку и защиту в стабильных ценностях предков. Поэтому именно межпоколенные стабильные общности, прежде всего этносы, несмотря на предсказанные Мид и действительно наметившиеся тенденции к их разрушению, приобретают столь существенное значение в жизни современного человека.

Итак, мы выделили одну из психологических причин роста этнической идентичности во второй половине двадцатого века – поиск ориентиров и стабильности в перенасыщенном информацией и нестабильном мире. Вторая психологическая причина лежит на поверхности и не требует особых доказательств. Это интенсификация межэтнических контактов, как непосредственных (трудовая миграция, студенческие обмены, перемещение миллионов эмигрантов и беженцев, туризм), так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации от спутникового телевидения до сети «Интернет». Повторяющиеся контакты актуализируют этническую идентичность, так как только через сравнение можно наиболее четко воспринять свою «русскость», «еврейство» и т.п. как нечто особое. Психологические причины роста этнической идентичности едины для всего человечества, но особую значимость этнос приобретает в эпоху радикальных социальных преобразований, приводящих к социальной нестабильности.

1.3. Этническая идентичность в ситуациях социальной нестабильности

В условиях острой социальной нестабильности этнос часто выступает в качестве аварийной группы поддержки. Именно в такой период, который переживает и наша страна, человеку свойственно ориентироваться прежде всего на этнические общности и нередко преувеличивать позитивное отличие своей общности от других.

Следует отметить, что этнос был группой поддержки для очень многих людей и в бывшем СССР. А когда колосс зашатался, и к осознанию незаконности существующих отношений между группами добавилось осознание их нестабильности, этнические чувства выплеснулись наружу. В нашей стране этому процессу способствовало еще и то обстоятельство, что в советский период этносы оказались одними из немногих общностей, которые были способны выполнять столь необходимые для человека ценностно-ориентационную и защитную функции. Как известно, в СССР в течение семидесяти лет проводился «эксперимент» по установлению социальной однородности. В результате его осуществления были уничтожены многие группы, которые в большей или меньшей степени служили человеку опорой и защитой – сословия, крестьянская община, большинство церковных приходов, многочисленные партии, землячества национальных меньшинств и т.п.: «от крестьянского двора до союза поэтов, от кооператива маслобойщиков до университетской профессуры» (Гусейнов, Драгунский, 1990, с.9). Были утеряны и региональные элементы культурной отличительности, на основе которых формировалась групповая идентичность граждан Российской империи, осознававших себя прежде всего поморами, казаками, мегрелами, а не русскими, украинцами, грузинами.

Кроме этнических общностей осталось очень мало больших групп, по отношению к которым можно было сохранить позитивную социальную идентичность. Во-первых, государство, и действительно, при государственном социализме очень многие граждане СССР чувствовали себя полностью защищенными и оберегаемыми великой державой. Идеологическая машина много сделала для того, чтобы советские люди знали только одну страну, «где так вольно дышит человек». Во-вторых, социальные классы, но при диктатуре одного из них – пролетариата – сложно сохранять позитивную групповую идентичность с остальными. Кроме того, функционировали одна партия – КПСС, одна молодежная организация – комсомол, одна детская – пионерская – организация. Конечно, этого явно недостаточно для удовлетворения интересов всех граждан огромной страны. Но зато это были стабильные, могущественные группы, по отношению к которым очень многим – не без помощи идеологической машины удавалось сохранить позитивную групповую идентичность.

И защиту человек действительно искал у партии, даже если он только декларировал коммунистические нормы и ценности. Защита не обязательно состояла в привилегиях. На пьяницу-мужа жена жаловалась в партком, заявление с просьбой починить крышу писали в райком КПСС. А многим из 18 миллионов членов партии было достаточно одного чувства принадлежности к группе, которая имела самый высокий статус в обществе.

Но времена изменились. Нет больше великой державы – СССР, могущественной партии, славного комсомола. Человек остался один на один с нелегкой жизнью и не знает, кто он такой, на какие ценности ему ориентироваться. Как никогда ему требуется защита и поддержка, так как распад СССР и советской системы повлекли за собой массовый «культурный шок» и потерю устойчивой социальной идентичности. Когда окружающий мир перестает быть понятным, начинается поиск групп, которые помогли бы восстановить его целостность и упорядоченность, защитили бы от трудностей пореформенной жизни.

И действительно, за последние годы в России появилось много новых групп, претендующих на эту роль – кришнаиты и хиппи, белое братство и рокеры. Предпринимаются попытки возродить уничтоженные за годы советской власти общности: действуют общества потомков дворян и купцов, все более активны «казачьи войска». Партии исчисляются десятками, если не сотнями. Но все эти группы не могут успешно выполнять ценностно-ориентационную и защитную функции для большинства граждан России из-за особенностей, о которых говорилось в предыдущем разделе. Более того, очень часто эти объединения – во всяком случае на первом этапе своего существования – оказываются лишь инсценировками групп, если использовать термин, предложенный социологом Л. Г. Иониным (1996). По его верному замечанию, в подобных группах превалируют внешние знаки идентификации: их члены осваивают символику одежды (сари, кожаные куртки, казачью форму), специфический жаргон, стиль движений и приветствий.

Многие люди «погружаются» в подобные субкультуры, но для большинства в период слома социальной системы необходимо «зацепиться» за что-то более стабильное, за более устойчивую группу. Как и в других странах, переживающих эпоху острой социальной нестабильности, в России такими группами оказались безкпоколенные общности – семья и этнос. Не следует также забывать, что этническая идентичность является наиболее доступной формой социальной идентичности именно у нас в стране: самоотождествиться с «народом» для большинства граждан не составляет труда, так как советская паспортная система превратила «национальность» в расовую категорию, определяемую по «крови» (происхождению родителей), тогда как во всем цивилизованном мире это понятие означает гражданство.

С помощью осознания своей принадлежности к этносам потерявшие опору в жизни бывшие граждане бывшего СССР стремятся найти выход из состояния социальной неприкаянности и беспомощности, почувствовать себя частью общности, которая обязательно имеет привлекательные черты. Конечно, на первых этапах и здесь не обходится без «инсценировок». При этом «этнические новые русские» (или украинцы, татары и т.п.) не так давно осознававшие себя прежде всего «советскими» и не задумывавшиеся о том, что их связывает с этносом кроме пятого пункта в паспорте, часто выделяют либо самые внешние знаки идентичности (национальную одежду, другие элементы оформления внешности, стиль речи), либо глубинные факторы крови, миф об общем происхождении. Так, члены русских националистических групп опираются на идеи о великом предназначении России, рассуждают, используя архиизированный стиль речи, о тайнах русской души. Более того, люди часто доказывают превосходство своего народа не только с помощью самых красивых усов или самой загадочной души. Используют и социально-психологические механизмы, которые помогают противопоставлять свой народ всем остальным и смотреть на них сверху вниз. Используют, к великому сожалению, и коллективные действия, далеко не всегда мирные. Но обо всем этом речь впереди.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ

Гусейнов Г., Драгунский Д. Новый взгляд на старые истины // Ожог родного очага / Под ред. Г. Гусейнова, Д. Драгунского. М.: Прогресс, 1990. С. 7-28.

Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1996. С. 201-228.

Mud M . Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. С.322-361.

Сусоколов А.А. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. М.: Наука, 1990. Вып. 20. С.5-39.

В дальнейшем мы более подробно проанализируем понятие «этнос», а сейчас отметим, что это заимствованное из древнегреческого языка слово используется в значении «народ», «национальная общность».

2.1 Этническое самосознание и этническая идентичность

Этническое самосознание

· осознание индивидами собственной принадлежности к определенной этнической общности

· явление, содержащее в себе всю совокупность представлений членов этнической общности о своем и других этносах, включая социально-психологические установки и стереотипы

· часть этнического сознания, отражающая восприятие и представление индивидов о себе как представителях определенной, своей этнической общности.

Национальное самосознание – это осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности, понимание национальных интересов и взаимоотношений с другими общностями. Проявляется в идеях, чувствах, стремлениях. Это ценностное образование. Этническая ментальность – это специфическое национальное самосознание.

Структура национального самосознания:

Сознание этнической общности;

Этническая солидарность;

Приверженность к национальным ценностям;

Патриотизм;

Уровень самооценки.

Язык как основное средство выражения самооценки выполняет следующие функции:

Средство обозначения наиболее важных понятий;

Средство общения между членами всех возрастных групп;

Средство «искренности» для глубоких эмоций и убеждений;

Средство передачи культурного опыта между поколениями;

Средство развития наиболее существенных для этноса форм духовной культуры.

А.Д. Карнышев выделяет «…следующие основные функции национального языка :

Он является средством обозначения наиболее важных для данного этноса понятий и символов, отображения окружающего мира в определенных лингвистических категориях;

Он выступает средством общения между всеми представителями этнической группы;

Он обеспечивает выражение каждым индивидом наиболее глубинных, искренних чувств и эмоций, слагаемых собственного духовного мира;

Он представляет возможность обмениваться наиболее значимыми ценностями традиционной культуры между представителями разных поколений, а через свои письменные формы и с ценностями далеких предков;

Наконец, без национального языка невозможно дальнейшее развитие свойственного для этноса менталитета (мировосприятия и миропонимания), существенных свойств духовных богатств этноса» .

Факторы, формирующие национальное самосознание по А.Д.Карнышеву (в порядке убывания ):

1) традиции предков;

2) уровень национального достоинства;

3) общие обычаи, обряды;

4) общая культура, искусство, литература;

5) единство языка;

6) общность исторической судьбы;

7) общая территория проживания;

8) общая религия, верование;

9) общие позиции, убеждения;

10) специфические для нации виды деятельности;

11) единство темпераментов, характеров;

12) схожий внешний облик.

При формировании социально-психологического портрета нации принято учитывать следующие показатели этнической идентичности:

Специфические и часто подчеркиваемые ценности и нормы;

Своеобразные традиции, обряды, верования;

Наличие закрытых для других этносов каналов коммуникаций (слэнг, диалекты и п.д.);

Соблюдение элементов национального стиля в одежде;

Определенные стереотипы мышления и оценки окружающих;

Специфические формы удовлетворения некоторых потребностей (у сибиряков - расколотка, у монголов – соленый зеленый чай).

«…В сознании каждой отдельной личности национальное самосознание проявляется, по крайней мере, в трех интегративных и взаимозависимых феноменах: а) этническая мотивация, б) мировоззренческие установки и их совокупность как часть менталитета - в) этнические стереотипы. Названные компоненты национального самосознания проявляются чаще всего не только на личностном уровне. Они сохраняются в письменных и устных источниках этноса, как своего рода эталоны, образцы, примеры, на которые "желательно" (а нередко и обязательно) должны ориентироваться личности» .

«Национальное самосознание, менталитет любого народа - это лишь субъективный потенциал хозяйственной и других видов деятельности. Реальное поведение человека всегда зависит от тех социальных реалий, с которыми он встречался в своей повседневности, тех функций, которые он реализовал в обществе. И это естественно были прежде всего своеобразие и характер его работы, зависящие от участия этноса в разделении труда»

М.А.Винокуров и А.Д.Карнышев считают, что «…в сознании каждой отдельной личности национальное самосознание проявляется, по крайней мере, в трех интегративных и взаимозависимых феноменах: а) этническая мотивация, б) мировоззренческие установки и их совокупность как часть менталитета - в) этнические стереотипы. Названные компоненты национального самосознания проявляются чаще всего не только на личностном уровне. Они сохраняются в письменных и устных источниках этноса, как своего рода эталоны, образцы, примеры, на которые "желательно" (а нередко и обязательно) должны ориентироваться личности» [12 ].

«В социологических и этнопсихологических исследованиях данный вид оценочных стереотипов определяется как автостереотипы и гетеростереотипы. Первые из них - автостереотипы - представляют собой суждения и оценки относительно собственной общности и обычно носят положительную окраску. Гетеростереотипы являются аналогичными суждениями и оценками, касающимися представителей других народов, особенностей их быта и деятельности . Авто- и гетеростереотипы с достаточной степенью истинности отражают реальные характеристики как “наших”, так и “не наших”, и в этом случае они играют положительную роль. Но они также могут иметь и необъективную основу, искажать какие-то особенности и черты людей, и тогда» [12 ]

Этническая идентичность понимается как часть социальной идентичности, а именно - представление человека о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением, приписываемым этому членству.

Этноцентризм – склонность рассматривать явления и факты чужой культуры, восприятие и интерпретация поведения чужого народа сквозь призму культурных традиций и ценностей своего народа.

Для этноцентризма характерно:

· тенденция использовать стандарты своей группы для оценки других групп, располагая свою группу на вершине иерархии и рассматривая другие группы как нижестоящие;

· чем больше культурные или поведенческие различия, тем больше потенциальный негативизм их оценки

· рассматривать обычаи своей группы как универсальные;

· действовать так, чтобы члены своей группы были постоянно в выигрыше.

Этническая идентичность, как и идентичность в целом, формируется в процессе жизни в обществе, т.е. процесс перенесения индивидом на самого себя качеств и особенностей его внешнего окружения, стремление актуализировать в своей личности такие черты, которые имеют важное и жизненно необходимое значение в данных условиях.

Можно выделить несколько уровней идентичности. Первый уровень – личностно-психологический – осознание человеком, кто есть Я. Оно складывается по мере участия в различных социальных группах. Можно ощущать себя членом семьи, трудового коллектива, драматического кружка.

Второй уровень – социально-психологический, когда представления о себе формируются как производные от осознания человеком своей причастности к определенной социальной группе.

Разновидностью социально-психологической идентичности является этносоциологическая идентичность - осознание личностью своей принадлежности к определенному этносу. Она удовлетворяет, с одной стороны, потребность в самобытности и независимости от других людей, с другой – потребность в принадлежности к группе и защите. При этом этническая идентичность приобретается не путем каких-то личных усилий, а по рождению или воспитанию с раннего детства в определенной этнической среде.

Общеизвестно, что нет личности внеисторической, вненациональной; каждый человек принадлежит к той или иной этнической группе. Новорожденный не имеет возможности выбрать себе национальность. С появлением на свет в определенной этнической среде его личность формируется в соответствии с установками и традициями его личного окружения. Проблемы этнического самоопределения не возникает у человека, если его родители принадлежат к одной и той же этнической группе и его жизненный путь проходит в ней. Такой человек легко и безболезненно идентифицирует себя со своей этнической общностью, поскольку механизмом формирования этнических установок и стереотипов поведения служит подражание. Он усваивает язык, культуру, традиции, социальные и этнические нормы родного этнического окружения. Этническое сознание такого человека строится гармонично, не входя в противоречие ни с окружающими людьми, ни с собственным внутренним миром.

Типы этнической идентичности. Исследование проблемы этнической идентификации в историческом плане позволяет сделать вывод, что в процессе ее формирования в зависимости от сочетания различных причин и условий может складываться семь ее основных типов, характеризующихся стойкими чертами и признаками.

1. Нормальная идентичность – образ своего народа воспринимается как положительный, имеет место благоприятное отношение к его культуре, истории. Но потребность в идентификации с данной этнической группой и уровень консолидированности с ней зависит от типа личности и ситуации. Отклонения от «нормы» возможны в направлении как нарастания этничности, так и ее угасания или даже отрицания.

2. Этноцентрическая идентичность – некритическое предпочтение какой-либо этнической группы и самоидентификация индивида с ней. При такой идентичности присутствуют элементы этноизоляционизма, замкнутости. В некоторых этнических группах элементы замкнутости детерминируются традиционными нормами, религиозными правилами (например, брачная эндогамия), хотя и не сопровождаются изоляционизмом в целом.

3. Этнодоминирующая идентичность – такой тип идентичности, при котором этничность становится наиболее предпочтительной перед всеми другими видами идентичности (гражданской, семейной, профессиональной и др.). Иными словами, этническая принадлежность воспринимается как безусловно доминирующая ценность. Такая идентичность обычно сопровождается признанием, что права народа выше прав человека, представлениями о превосходстве своего народа, дискриминационными установками в отношении других этнических групп, признанием правомерности «этнических чисток», стремлением не смешиваться с другими этносами.

4. Этнический фанатизм – тип идентичности, когда абсолютное доминирование этнических интересов и целей, часто понимаемых иррационально, сопровождается готовностью идти во имя их на любые жертвы и действия. Это крайняя форма агрессивной идентичности.

5. Этническая индиферрентность – тип идентичности, возникающий, когда люди практически равнодушны к проблеме собственной этничности и межэтнических отношений, ценностям своего и других народов. Они независимы от норм и традиций собственной этнической группы, и на их жизненные поступки и поведение в любых сферах деятельности не влияют ни их собственная этническая принадлежность, ни этническая идентичность других.

6. Этнонигилизм в форме космополитизма – отрицание этничности, этнических, этнокультурных ценностей. Обычно этот тип этнической идентичности возникает в связи с осознанием низкoгo статуса своей этнической группы, признанием ее неравноценности по сравнению с другими. Следствием этого становится избежание демонстрации своей этничности, а иногда и вообще отрицание всякой этничности.

7. Амбивалентная этничность – явно не выраженная этническая идентичность, широко распространенная в смешанной этнической среде.

Этническая идентичность – переменная величина в каждой культуре. Так, в деревне человек ощущает себя ее жителем и воспринимается как таковой другими. В городе он воспринимается как представитель определенной местности, для которой характерны свои диалект, нравы, обычаи. В ситуации войны с другим государством человек выступает как гражданин своей страны. Таким образом, границы этнической идентичности подвижны, динамичны и культурно обоснованы.