Науки о человеке, его жизни в обществе. Возникли во времена и в рамках схоластики. Первой определилась философия как наука о человеческих деяниях. Источником и средством познания в таких науках стало слово и мысли и их толкование. Ныне к… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
Энциклопедия социологии
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ - см. Человекознание. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия
ГУМАНИЧЕСКИЕ, ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Науки и искусства, изучение которых ведет к гармоническому развитию в человеке его умственных и нравственных сил. Таковыми в средние века почитались классические языки и их литературы, к которым преимущественно и… … Словарь иностранных слов русского языка
Гуманитарные науки - общественные науки (история, политэкономия, филология и т.п.) в отличие от естественных и технических наук. Как это ни странно, гуманитарные науки в своей массе изучают преимущественно негуманоидные процессы … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ - в широком смысле науки обо всех продуктах деятельности человека (науки о культуре). В более специальном смысле науки о продуктах духовной творческой деятельности человека (науки о духе). Их отличают от естественных наук, изучающих природу,… … Философия науки: Словарь основных терминов
Гуманитарные науки - (от лат. humanitas человеческая природа, образованность) общественные науки, изучающие человека и его культуру (в отличие от естественных и технических наук) … Исследовательская деятельность. Словарь
ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ - англ. humanities; нем. Humanwissenschaften. Науки, исследующие явления культуры в различных их проявлениях и развитии (напр., литература); Г. н., делающие упор на соц. характер деятельности человека и его произведений, являются обществ, науками… … Толковый словарь по социологии
Гуманитарные науки - философия, искусствознание, литературоведение … Социология: словарь
разделение социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные науки - РАЗДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ГУМАНИТАРНЫХ НАУК НА СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ методологический подход, исходящий из неоднородности наук о человеке и обществе и проблематизирующий понятие «социально гуманитарные науки». С одной стороны, есть… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Книги
- Гуманитарные науки Унив энц школьника , . Расположенные в алфавитном порядке энциклопедические статьи по истории, страноведению, искусству, общественным дисциплинам и другим гуманитарным наукам не только помогут школьникам…
- Integrum. Точные методы и гуманитарные науки , . Эта книга адресована всем, кто изучает современную Россию и русский язык, кому необходимо большое количество данных о России, кого интересует использование для этих целей современных…
Любой отдельно взятый человек и общество в целом хотели бы жить в условиях достатка и материального благополучия. Практически каждый человек желал бы иметь комфортный дом или квартиру, приобретать те товары, которые нравятся, получать моральное и материальное удовлетворение от того, что живешь в богатой и уважаемой стране.
Однако в условиях ограниченности и неравномерности распределения ресурсов, когда необходимого количества товаров и услуг на всех членов общества не хватает, обеспечить надлежащее благосостояние весьма не просто. И даже в тех странах, где уровень жизни населения достаточно высок, люди хотят большего, чем имеют в настоящий момент.
Кроме того, различные слои общества и профессиональные группы имеют неоднородный уровень достатка – одним людям принадлежат миллиардные состояния, другие влачат жалкое существование. Эти общественные группы часто недопонимают друг друга, и это обстоятельство порождает экономические конфликты, которые иногда переходят в открытые столкновения и даже гражданские войны.
Призвана найти ответы на многие хозяйственные вопросы, связанные с неравномерным распределением доходов, с уровнем жизни, с инфляцией и безработицей. Определяя цель экономической науки, А.Смит указывал, что «она призвана обогатить народ и суверена».
Несмотря на то, что со времен формулировки этой дефиниции прошло уже более двух с половиной столетий, она и поныне остается самой лаконичной, ёмкой и правильной. Добавим к ней лишь небольшие штрихи. Экономика – это научная дисциплина, изучающая вопросы повышения благосостояния народа и страны при условии сбалансированности хозяйственных процессов и соблюдения социальной справедливости.
Решить эту сложную и многоплановую экономическую задачу не представляется возможным без научного анализа, исследования тенденций развития хозяйственных систем, установления взаимосвязей между экономическими и социальными явлениями.
В хаотичном поведении тысяч людей и предприятий необходимо выделить те общие, повторяющиеся явления, которые называются законами , закономерностями или хозяйственными трендами.
Но есть ли они вообще, эти экономические законы , или это некие абстракции, оторванные от реальной практики предположения экономистов? Однажды на эту тему поспорили такие выдающиеся ученые, как Вильфредо Парето и Густав Шмоллер. Один из них утверждал, что в природе нет экономических законов, на что второй резонно спросил: «Вы можете пообедать в ресторане, не заплатив за обед?» — спросил Парето. «Нет, не могу» — ответил Шмоллер. «Вот это и есть экономический закон».
Вопрос об экономических законах сложен и многообразен. Что, например, будет, если экономические законы не соблюдать и заменить их законами писаными, субъективными, то есть правовыми нормами . В свою очередь, иная правовая и социальная среда должна изменить хозяйственное мышление и поведение людей. Так примерно и рассуждали классики марксизма-ленинизма, полагая, что бытие определит сознание. Однако этого не произошло. Человек остался верен себе даже по прошествии семи десятилетий; в СССР так и не удалось создать нового человека, в котором альтруизм и коллективизм вытеснил бы эгоизм и индивидуализм.
Хотя, естественно, нельзя отворачиваться и от того факта, что на российское общество всё же оказал сильное влияние советский период. А раз так, то экономисты вправе ставить вопрос о релятивизме , то есть относительности действия и изменяемости экономических законов во времени. Будет ли, скажем, через 100 или 200 лет по-прежнему действовать закон рыночной конкуренции, или он будет замещён, как на то указывал теоретик анархизма П. Кропоткин, законом солидарности и взаимопомощи? Будет ли, как говорили , «скотский гедонизм» действовать и в будущем, воскрешая рабство и порождая такую ситуацию в обществе, когда по Т. Гоббсу «человек человеку волк»? Отомрёт ли в будущем государство, как то или общество трансформируется иным образом? Никто не может дать точного ответа, по этому поводу идут активные дискуссии.
Итак, можно ли втиснуть разнообразное человеческое поведение в прокрустово ложе специфических экономических законов? Действительно, при широком многообразии вкусов, предпочтений, характеров индивидов, всегда можно найти противоположные модели поведения людей. Часть из них – альтруисты, другая часть – эгоисты. Кто-то живет тем, что наращивает своё богатство и потребление, другие делают осознанный выбор в пользу самоограничения и аскетизма. Поэтому экономические законы – это, прежде всего, законы больших чисел, основанные на поведении больших масс людей, в которых отклоняющиеся способы поведения поглощаются доминирующими направлениями . Таковы законы спроса, предложения, личного интереса, конкуренции, убывающей полезности.
Экономическая наука , в отличие от астрономии или физики, не даёт абсолютно точных прогнозов будущих хозяйственных процессов и явлений. Современные экономисты и аналитики так и не научились предсказывать мировые финансово-экономические кризисы (живой пример тому – глобальный кризис 2008-2010 гг.), снимать покров неопределенности с будущего развития отдельных отраслей, государств и мировой экономики в целом. Более того, экономисты постоянно спорят между собой о причинах возникновения хозяйственных явлений, о способах улучшения качества жизни населения, о методах интенсификации экономического роста, о величине налогов и направлениях развития бизнеса. Возникает закономерный вопрос – что же это за наука, экономика, которая допускает подобные провалы и дискуссии?
Здесь можно ответить следующим образом. Во-первых, жаркие споры и дискуссии ведутся во всех науках – точных, естественных, гуманитарных. Без дебатов, оппортунистов, различных научных подходов и школ не бывает науки.
Второй момент состоит в том, что экономика – сложная научная дисциплина , которая базируется на многих других науках – психологии, биологии, истории, социологии, культурологии, этике . Поэтому экономист в своих прогнозах должен, подобно эквилибристу, удерживать равновесие на многочисленных подвижных элементах, базируясь на знаниях других наук, что представляет собой весьма непростую задачу.
Кроме того, экономисты имеют дело с мыслящими существами и очень сложными многомерными системами, для которых степень неопределенности очень высока. Она гораздо выше, чем для систем, состоящих из косной материи. Полностью избавиться от неопределенности экономических явлений и процессов невозможно, как бы мы ни старались. Отсюда проистекают ошибки в прогнозах, неверные суждения и неправильные расчеты.
Однако все вышеперечисленные сложности и ошибки в прогнозах не подрывают авторитета экономической науки в глазах мировой общественности. Напомним, что только по экономике из всех гуманитарных наук определяются ежегодные лауреаты Нобелевской премии. Тем самым подчеркивается особая важность экономической науки для улучшения жизни людей.
К каким наукам можно отнести экономику, гуманитарным или естественным? и получил лучший ответ
Ответ от Андрей Котоусов[гуру]
Социальное поведение людей можно описать законом больших чисел. Экономика занимается распределением вполне материальных ресурсов: продуктов и продукции. Ключевые рычаги управления экономикой находятся в руках ограниченной элиты: банкиров, законодателей, финансистов и промышленников.
Сама по себе наука - погранична. Даже если примут закон требущий растить хлеб в пустыне и выделят на это деньги, то ничего из этой затеи не выйдет.
Андрей Котоусов
Искусственный Интеллект
(177740)
Александр, уведомления о коментариях получает только автор ответа. Если у Вас есть вопросы к Игорю, то пишите ему на e-mail. Письмо он получит - факт ЕСТЕСТВЕННЫЙ и безупречный.
Ответ от Алла
[гуру]
гуманитарий
Ответ от A.D. (одеколон не предлагать)
[гуру]
К гуманитарным!
Ответ от Денис Леоненко
[новичек]
Гумонитарный
Ответ от Lovelly
[активный]
Гуманита́рные нау́ки - дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и … География Астрономия Геология Геодезия История Языкознание Филология Психология Социология Экономика Компьютерные науки.... В Википендии посмотрите)
Ответ от Александр Игошин
[гуру]
Гуманитарная наука с развитым математическим аппаратом. Можно еще классифицировать, как общественная наука. Но точно не естественная, естественные - физика, химия, биология.
Ответ от Валерий
[гуру]
Существует ещё термин - точные науки! Математика!
Ответ от Анастасийка
[активный]
К социальным наукам!
Ответ от 2 ответа
[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: К каким наукам можно отнести экономику, гуманитарным или естественным?
Обществознание 6 класс Объясните значение понятие (наука), (общественные науки), (образование), (самообразование).
1.НАУКА, сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая
Дословно понятие «гуманитарий» означает "человечный, великодушный, вольный". Этим словом называют области деятельности и науки, связанные с искусством,
философией, психологией, с изучением человеческого сознания, культурных и социальных процессов.
Эрудированный творец, образованный естествоиспытатель
Гуманитарий - кто это? «Внутренним ядром» понятия, скрытым от глаз обычных людей, можно назвать ученых, связанных с социальным и культурным изучением общества, преподавателей некоторых дисциплин. К толще общей гуманитарной культуры можно отнести писателей и искусствоведов, журналистов-аналитиков и представителей арт-, кино, театральной критики.
Гуманитарии - это интеллектуалы, создающие и формирующие стиль общественного мышления. «Науками о духе» можно назвать специализированные эмпирические области знания, изучающие, исследующие культурные, исторические, психические и социальные феномены. Химик и биолог, археолог и медик, артист и философ, лингвист и экономист - это гуманитарий, то есть представитель профессии, не связанной со сложными математическими вычислениями и логическими размышлениями.
Что отличает гуманитария от технаря?
Гуманитарий - что это такое? Принято считать, что люди, увлеченные искусством, историей и литературой, любящие говорить и выступать перед публикой, легко усваивающие иностранные языки, имеют гуманитарный склад ума и обладают высокой чувствительностью. Ко всему сказанному, считается, что у них совершенно отсутствуют способности к математическим наукам, зато развито воображение и романтическое восприятие действительности.
Людей с так называемым техническим складом ума принято считать более активными, энергичными и приземленными. Они целеустремленны, настойчивы и более уверены в себе. Их стилю мышления приписывают более высокую скорость, четкость и последовательность. Людям с таким аналитическим и логическим мышлением ближе области жизни, связанные с математикой, информатикой и физикой.
Как отличить одних от других?
Можно использовать разные критерии для того, чтобы отличить два этих типа людей:
- цветовые предпочтения;
- отличия в стиле одежды;
- способы запоминания новой информации;
- поведение в обществе и в семье, ценности;
- способы передачи знаний и информации.
Целями людей с техническим являются поиски алгоритмов, всеобъединяющих формул и оптимизация процессов. Гуманитарии - это те, кто стремится получить расширенные знания о предмете изучения. Первые умеют упрощать и конкретизировать информацию, выстраивать логические цепочки. Вторые используют красочные и обширные аналогии, применяя свойства памяти.
Кому нужны эти общественные науки?
К сожалению, та деятельность, которой занимаются ученые-гуманитарии - это мало востребованный обществом, редко понимаемый тип знаний. Основная масса людей, вовлеченная в круговорот повседневной обыденности, относится к философским и социально-гуманитарным знаниям как к роскоши и прихоти. Обычным людям вполне хватает сведений о том, что «плохо» или «хорошо», кто такой «дурак», а кто такой «умный», так или по-другому необходимо вести себя в определенных ситуациях.
Представители современного общества научились управлять явлениями материального мира. Человека восхищают утилитарные, конкретные результаты и технологические возможности использования законов природы для удовлетворения своих потребностей. В техногенном обществе востребовано умение решать конкретные практические задачи, выдавать алгоритмы и схемы для этого, а не способность размышлять, задавая вопросы.
Кто умнее: технарь или гуманитарий?
Необоснованные утверждения некоторых о том, что умственные способности технарей и математиков выше, чем у представителей сильно преувеличены. На самом деле любой гуманитарий легко может освоить любую техническую профессию благодаря своей хорошей памяти. Технарь вряд ли справится с таким процессом, хотя бывают и исключения из правила.
Если спросить человека: «Вы гуманитарий. Что это значит?», он может начать долгие и красивые рассуждения о высоком значении его профессии в развитии мировой науки. Получить конкретный ответ будет довольно сложно. В изучении дисциплин, далеких от точных вычислений, отсутствует ярко выраженная последовательность получения навыков. От осознания кропотливости и скучности мелкой работы для получения незначительного результата готовность выполнять эту работу у гуманитария быстро пропадает.
Почему западные компании ищут гуманитариев?
Современная наука помогает человеку удовлетворять насущные потребности. Технократические стремления общества выделили такие профессии, как нефтяники и геологи, экспериментаторы и физики, космонавты и создатели летательных аппаратов. Однако в последнее время крупнейшим компаниям нужны таланты.
Гуманитарии - это специалисты, которые в наши дни занимаются постижением и технических специальностей. Разносторонне образованные сотрудники с гибким мышлением и творческими идеями востребованы даже в различных финансовых организациях. Это происходит потому, что студентам многих гуманитарных факультетов присущи такие навыки, как более острый критический взгляд на действительность, они лучше владеют техниками решения конфликтов, чем многие специалисты-технари.
Искусство думать
В одних профессиях важно иметь хорошую память и способности анализировать (историк, юрист), в других имеет значение развитое воображение и (педагог, журналист). В некоторых профессиях даже при блестящем развитии способностей необходимы определенные качества характера (философ, логопед, психолог, искусствовед). Однозначного ответа на вопрос: «Гуманитарий - что это такое?» - не существует. Во многих областях нужны смешанные
способности. К ним можно отнести следующие специальности:
- социология и лингвистика;
- преподавание технических дисциплин;
- экономические специальности;
- сфера управления.
Специалисты перечисленных профессий должны обладать и хорошей памятью, и умением аналитически мыслить, и делать математические вычисления, и владеть элементами ораторского мастерства, и уметь грамотно разрешать конфликтные ситуации. Математик, изучивший менеджмент, или финансист, практикующий психологию, ответят на утверждение: «Вы гуманитарий», что это действительно так и есть. Искусство думать приветствуется в любой области жизнедеятельности человека, в любой профессии. Невозможно представить себе как и лингвистику, без гуманитарных и математических знаний. Политология невозможна без математической обработки данных.
В средневековые времена и арифметика входила в число свободных искусств, которыми назывались Разве сейчас кто-нибудь будет спорить, что все изменилось!
Преобладающим (помимо обычного для ЖЖ "автор, ну чо ты такой тупой, а?") оказалось примерно такое мнение. Экономика не является естественной наукой, в ней все постоянно меняется, любые измерения - неточны, распределения - не нормальны, поэтому проверять гипотезы нужно не на основе численных данных, а с помощью здравого смысла и/или формальных математических моделей.
В связи с этим передо мной снова встает философский вопрос - Откуда мы знаем, что мы знаем ? Иными словами,
Как (позабыв на минутку об экономике) мы вообще можем сказать, что гипотеза прошла проверку и стала достоверным знанием ?! Ведь завтра может прилететь Чорный Лебедь (tm) и так клюнуть в башку, что мало не покажется? Где гарантия, что 2*2 будет равно 4, а выпавший из руки бутерброд падать на пол и завтра тоже ?
Конвенциалистская теория познания отвечает на этот вопрос очень просто: гарантию дает общество в лице Уполномоченных Экспертов (tm), которые в случае чего и будут виноваты, что 2*2 больше не 4. Все, что мы знаем, это то, что нам вбили в голову в школе, а на самом деле никакой Истины не существует. Существует только Официальная Точка Зрения, а кто не согласен, тот несогласный, пособник террористов. Простой и удобный мир, не правда ли?
Технари вроде меня пытаются что-то блеять (ибо овцы есть, а не волки) в ответ. Мол, 2*2 равно 4 не потому, что так в букваре написано, а потому что так раз за разом получается при практических расчетах. Сколько не прибавляй 2 тыщи рублей к 2 тыщам рублей, 5 тыщ еще ни разу не получилось. И бутерброд можно ронять на пол до полного разрушения - как падал, так и будет падать, независимо от мнения Уполномоченных Экспертов. К тому же мировой кризис, о невозможности которого твердили эти самые Эксперты, таки случился, и эксперименты с бутербродом ставить уже не на что.
Риторический вопрос к френдам - а кто из вас ни разу не проверял , что 2*2 это 4, а бутерброд падает на пол, а не взмывает к небесам? Кто просто поверил учителю математики и старику Ньютону? Подозреваю, что такие найдутся, поскольку ну что за глупость - самому проверять Экспертов. За такое и схлопотать можно.
Для остальных же задам следующий вопрос. А в чем собственно разница между практической проверкой законов арифметики и доказательства Перельмана? Закона Ньютона и неравенства Белла? Носит ли она качественный уровень ("проверять сложные законы могут только боги, людям это не под силу"), или же чисто количественный ("будь у меня 10 лет свободных, выучил бы математику и проверил бы, делов-то")?
На мой, технарский, взгляд - конечно же, чисто количественный. Когда-то решать кубические уравнения могли лишь величайшие математики; сегодня это просто никому не интересно, компьютер решает быстрее и надежней. Когда-то Резерфорд наблюдал столкновение альфа-частиц с экраном невооруженным глазом; сейчас столкновения частиц в ускорителях подсчитывает тот же компьютер. Изменилось ли что-то принципиально в практической проверке знаний? Нет, изменилась лишь стоимость проверки , человечество докопалось до весьма дорогостоящих законов природы.
Таким образом, проверка гипотез оказывается возможной не только с помощью Консенсуса Экспертов (как в случае с глобальным потеплением), а еще и с помощью пресловутой практики . Экономист-теоретик может быть увешан регалиями с головы до пят; но если результатом его практической деятельности является банкротство управляемого фонда (намекаю на LTSM) - то гипотезы этого экономиста можно считать опровергнутыми. Вот собственно и весь мой нехитрый символ веры.
Знания проверяются только практикой. В некоторых науках (гуманитарных) эта практика - чисто социальна, за неимением возможности ставить эксперименты над предметом науки (богословие) они ставятся над ученым сообществом (какая идея завоюет популярность, а какая будет отброшена). В остальных науках (технических) мы имеем возможность практиковаться не только на коллегах по цеху (только возможность! на деле побеждает, конечно, более опытный интриган). Вот и вся разница.
Какой наукой является современная экономика - гуманитарной или технической - решайте сами. Лично я в своих экономических штудиях руководствуюсь техническим подходом, и ставлю натурные эксперименты (например, с биржевым счетом). Но численное и организационное преимущество гуманитариев при этом признаю, и даже несколько побаиваюсь.