Структурные элементы морали. Сущность, структура и функции морали. Вопросы к тесту

Мораль представляет собой достаточно сложное явление, которое противоречит форме общественного мышления. С другой стороны, ее можно охарактеризовать как норму ценностей и принципов, которые определяют действия людей. Подобный свод правил и требований поведения иллюстрирует взаимоотношения людей в разрезе определений зла и добра, справедливости, класса и статуса каждого человека.

Понятие и структура морали определяются множеством функций, исполняемых ею. Специфическая сущность данной составляющей человеческого поведения сформировалась под влиянием продолжительного периода истории. Рассмотрим подробнее каждую из функций.

Структура морали включает в себя несколько исторических уровней. Эпохи сменяли одна другую, нравственная составляющая общественного мышления изменялась. Однако основными элементами неизменно являлись моральные суждения и чувство этики. Структура морали преподносит элементы на теоретическом уровне как целую систему категорий ценностей. Здесь взаимосвязаны критерии добра и зла, счастья, совести, справедливости и жизни.

Структура морали включает такую важнейшую составляющую, как Они представляют собой совокупность принципов, находящихся в индивидуальном и Особое свойство данной составляющей - императивность. Моральные нормы аккумулируют приобретенный полезный как исторический, так и социальный опыт множества людей.

Структура морали обеспечивает также ценностную ориентацию, о которой говорилось ранее. Поступки, чувства, надежды и замыслы - все можно подчинить великой цели. Люди способны для этого отказаться от многого. На зачастую ориентируются все аспекты жизнедеятельности человека.

Структура морали определяет также различные психологические механизмы для личностного самоконтроля. Одним из наиболее древних и личных регуляторов считается совесть. Совместно с честью, чувством долга и собственного достоинства она возлагает на человека нравственную ответственность.

  • · Моральное сознание, его структура
  • · Нормы и принципы как элементы морали, их классификация
  • · Нравственные отношения и нравственная деятельность, их анализ

Моральное сознание, его структура

Мораль представляет собой систему , обладающую определенной структурой и автономией. Важнейшими элементами морали предстают моральное сознание, нравственные отношения, нравственная деятельность и моральные ценности .

Нравственное сознание - это совокупность определённых чувств, воли, норм, принципов, идей, через которые субъект отражает мир ценностей добра и зла.

В нравственном сознании обычно выделяют два уровня: психологический и идеологический . При этом необходимо сразу же выделить различные виды нравственного сознания: оно может быть индивидуальным, групповым, общественным.

Психологический уровень включает в себя бессознательное, чувства , волю . В бессознательном проявляются остатки инстинктов, естественные нравственные законы, психологические комплексы и другие феномены. Бессознательное лучше всего изучено в психоанализе , основателем которого является выдающийся психолог XX века Зигмунд Фрейд См.: Фрейд З . Психология бессознательного. - М.,1990; Он же . Основной инстинкт. - М., 1997; Он же . Толкование сновидений. - М.,1998 и др.. Существует большая специальная литература, посвящённая проблеме соотношения психоанализа и этики См.: Фромм Эрих . Психоанализ и этика. - М., 1993; Он же . Анатомия человеческой деструктивности. - М., 1994 и др. . Бессознательное по большей части имеет врождённый характер, но оно может предстать и как целая система сформированных уже жизнью комплексов, которые в значительной степени влияют на выбор зла.

Психоанализ выделяет в психике человека три уровня: «Я» («Эго»), «Оно» («Ид») и «Сверх-Я» («Супер-Эго»), последние два уровня и являются основными элементами бессознательного. «Оно» при этом часто определяется как подсознательное , а «Сверх-Я» - как сверхсознательное . З. Фрейд считал, что «с точки зрения обуздания первичных позывов, т.е. с точки зрения морали, можно сказать: «Оно» совершенно аморально, «Я» старается быть моральным, «Сверх-Я» может стать гиперморальным и тогда столь жестоким, каким может быть только «Оно»» Фрейд З . «Я» и «Оно» // Основной инстинкт - М., 1997. - С. 358..

Подсознательное часто предстаёт субъективным основанием выбора зла. Это глубоко раскрыто ещё до учения З. Фрейда русским писателем Ф.М. Достоевским через анализ психики, действий «подпольного человека» См.: Достоевский Ф.М. . «Записки из подполья», «Кроткая», «Братья Карамазовы», «Бесы» и др.. Сам З. Фрейд очень высоко ценил творчество Ф.М. Достоевского и даже посвятил ему отдельную работу «Достоевский и отцеубийство». Но подсознательное, его демоническая роль были известны людям с древности. В христианской культуре подсознательное связывается с «первородным грехом», с «падшей», извращённой природой человека. Многие писатели уже в XIX веке, самом атеистическом веке в истории человечества, художественными средствами, а затем и учёные, в том числе атеист З. Фрейд, научными средствами подтвердили библейское учение о человеке. Как правильно написал православный протоиерей Александр Мень: «Неудивительно, что многие современные мыслители и учёные, даже настроенные враждебно по отношению к религиозному мировоззрению, вынуждены были отказаться от представлений о человеке как о гармоничном и добром существе. Зигмунд Фрейд и его школа вскрыли это с особенной убедительностью. Психоаналитический метод разверз перед современным человечеством кошмарную бездну его искажённой, извращённой и больной душевной жизни. Фрейд показал, что человеческий разум еле справляется с мутными волнами подсознательных демонических инстинктов, которые трудно изгнать и которые, даже будучи подавленными разумными усилиями, дремлют в каждом из нас, как спора болезнетворной бациллы» Прот. А. Мень . История религии: В 7 т. - М., 1991. - Т. 1. - С. 139..

В человеческой душе, действительно, есть это жуткое чувство удовольствия от совершаемого зла, в том числе и по отношению к самому святому - к Богу, к самому себе. И в этой любви к злу, к демонизму проявляется падшая, греховная сущность человека. Психоанализ вскрыл многие реальные неосознаваемые факторы поступков человека, но он преувеличил значимость подсознательного в человеческой психике. В человеке есть также и сверхсознательные побуждения к добру, к счастью, к самосовершенствованию, к Богу. Этика, в частности христианская этика, сознательно отстаивает положение об определяющей роли в выборе человека осознаваемых ими положительных нравственных чувств, норм, идей, ценностей.

Очень важную роль в морали играют нравственные чувства . К нравственным чувствам относятся чувства любви, сострадания, благоговения, стыда, совести, ненависти, злобы и др. Нравственные чувства отчасти являются врождёнными, т.е. присущими человеку от рождения, данные ему самой природой, а отчасти они социализуемы, воспитуемы. Уровень развития нравственных чувств субъекта характеризует нравственную культуру данного субъекта. Нравственные чувства человека должны быть обострёнными, чутко и правильно реагирующими на происходящее. Выдающийся моралист XX века Альберт Швейцер писал, например, о совести, что «чистая совесть есть изобретение дьявола» Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973. - С. 315.. Вл.С. Соловьёв, как отмечалось, за субъективные основы морали принимал три чувства, которые считал врождёнными у человека, и уже потому общечеловеческими, - это стыд , сострадание и благоговение . Стыд регулирует отношение человека к тому, что ниже его по ценности, сострадание - к тому, что равно человеку по ценности, а благоговение - к тому, что выше его по ценности См.: Соловьёв Вл.С . Оправдание добра // Соч.: В 2 т. - М., 1988. - Т.1. . Вл.С. Соловьёв при этом не отрицал и существования объективных основ морали, в частности, общественных её оснований. Современная этика не отрицает первостепенной значимости чувств стыда, совести, сострадания и благоговения для нравственного бытия. Однако она не сводит к ним все субъективные предпосылки морали.

Стыд есть моральное чувство, через которое человек осуждает свои действия, мотивы и моральные качества . Содержанием стыда является переживание вины . Стыд есть первоначальное проявление нравственного сознания и в отличие от совести имеет более внешний характер. Как элементарная форма нравственного сознания стыд, прежде всего, выражает отношение человека к удовлетворению своих природных потребностей.

Совесть есть нравственно-психологический механизм самоконтроля . Этика признаёт, что совесть предстаёт личным сознанием и личным переживанием относительно правильности, достоинства, честности и других ценностей добра всего того, что делалось, делается или намечается делаться человеком. Совесть является связующим звеном между нравственным порядком в душе человека и нравственным порядком мира, в котором живёт человек.

Существуют разные концепции совести: эмпирические , интуитивистские , мистические . Эмпирические теории совести основываются на психологии и пытаются объяснить совесть через приобретённое личностью знание, которое определяет её нравственный выбор. Так, фрейдизм объясняет совесть как действие «Сверх-Я», с помощью которого общество контролирует волю индивида. Бихевиоризм рассматривает совесть через дихотомию «наказание - вознаграждение», когда личность научается исполнять вознаграждаемые действия и избегать наказуемые.

Интуитивизм понимает совесть как «врождённую способность морального суждения», как умение мгновенно определить, что является правильным. Русский философ интуитивист Н.О. Лосский считал, что «совесть можно назвать «голосом Божиим в человеке» Лосский Н.О . Условия абсолютного добра. - М., 1991. - С. 101., который имеет во многом инстинктивный характер. «Основа совести, - писал русский философ, - …есть начало, столь глубинное и столь далёкое от скудости земного бытия, что совершенное опознание его в земных условиях невозможно; поэтому приговоры совести поднимаются из тёмных недр духа безотчётно и могут быть рационально обоснованы только в простейших случаях» Там же. С. 101..

В мистических теориях совести устанавливается её связь с религиозным опытом. Здесь «совесть обычно понимается как невидимая и таинственная сила, присутствующая в человеке и принуждающая его делать то, что является добрым и правильным» Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. - М., 1994. - С. 72. . Совесть здесь иногда понимается как голос Ангела-Хранителя или даже Самого Бога. Совесть есть осознанный долг совершать конкретные дела в следовании моральному закону. Надо признать, что в христианской этике, которая также отстаивает мистическое понятие совести, в учении о совести отражён многовековой нравственный опыт, который полезен и верующим, и атеистам.

Совесть может быть разных видов, - различают «добрую и совершенную совесть», «угасшую и несовершенную совесть». В свою очередь, «совершенная» совесть характеризуется как активная и чувствительная, «несовершенная» - как спокойная, или потерянная, пристрастная и лицемерная См.: Архимандрит Платон. Указ. соч. - С. 76 - 78..

Воля как субъективная способность к самодетерминации очень существенна для нравственности человека, ибо она характеризует человеческую свободу при выборе добра или зла. С одной стороны, этика исходит из того положения, что воля человека изначально отличается своим свободным характером при выборе добра и зла. И в этом отличительная особенность человека, выделяющая его из животного мира. С другой стороны, нравственность способствует развитию данной способности, формирует так называемую положительную свободу человека, как его способность выбрать добро и вопреки собственным пристрастиям или внешнему принуждению См.: Дробницкий О.Г . Понятие морали. - М., 1974; Гусейнов А.А . Социальная природа нравственности. - М., 1974.. В этике были попытки рассматривать волю в целом как основу морали. Так, например, считал Ф. Ницше, попытавшийся предложить «переоценку ценностей» с точки зрения «воли к власти» как важнейшей ценности См.: Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Соч.: В 2 т. - М., 1990. - Т. 2.. Этика А. Шопенгауэра также высоко оценивала волю к власти См.: Шопенгауэр А . Мир как воля и представления. - М.. 1993. - Т. 1 - 2.. Однако волюнтаристская этика Шопенгауэра характеризуется пессимизмом , а этика Ницше - нигилизмом . Пессимизм и нигилизм с точки зрения христианской морали есть зло. И подобный аморальный характер волюнтаристской этики в лице двух её выдающихся представителей свидетельствует о том, что одна воля не может рассматриваться как основание морали.

Идеологический уровень нравственного сознания включает в себя нормы , принципы , идеи , теории .

Мораль, будучи сферой общественных отношений и способом регуляции общественных отношений, включает в себя психологические свойства индивидов и нравственные мотивы и ценности, правила и добродетели и тому подобное. Из этого можно сделать вывод, что структура морали многоярусная и многоплановая, поэтому существует несколько вариантов ее структуры:

1. Биологический - рассматривает мораль на уровне отдельного организма и на уровне популяции.

2. Психологический - раскрывает психологические механизмы, обеспечивающие выполнение нравственных норм.

3. Социологический - выясняет общественные условия, в которых состоит нравственность и роль морали для поддержания устойчивости общества.

4. Нормативный - формулирует мораль как систему обязанностей, предписаний, идеалов.

5. Личностный - предусматривает те же идеальные представления в личностном аспекте, как факт индивидуального сознания. Напрямую связан с этикой перфекционализма.

6. Философский - представляет мораль как особый мир, мир смысла жизни и назначения человека.

Рассматривая мораль с разных сторон, нужно заметить, что структурирование морали весьма условно. В то же время наиболее простой вариант структуры морали был обозначен еще в древности. Поскольку, с одной стороны, мораль - понятие, убеждения, намерения, а с другой - поступки, то это позволяет выделить как структуру морали основные три элемента: моральное сознание, нравственная деятельность и нравственное отношение.

Нравственное сознание является духовной стороной морали и структурно характеризуется наличием иерархии нравственных ценностей; нравственным представлениям; нравственных взглядов; нравственным убеждениям и мотивов, которые проявляются в поступках и поведении, моментов рационального и эмоционального. Однако мы можем обратиться и к другому варианту структуры нравственного сознания, в котором выделяют три компонента: во-первых, нормативный, к которому относятся нравственные знания, нравственные понятия, принципы, идеи, выражающие требования общества к поведению людей и стали достоянием личности, по -вторых, оценочный, в который входят оценка и самооценка, идейно осознаны оценочные критерии, которые использует личность в практической деятельности, и в-третьих, регулятивный, к которому относятся чувство, отношение, убеждения и другие компоненты сознания, влияющие на поведение людей.

Рассматривая различные подходы ученых к определению структуры нравственного сознания, можно выделить общие структурные компоненты, характерные для каждого из них. К таким структурных компонентов нравственного сознания, предварительно сгруппировав их, мы относим:

Когнитивных нравственные представления, понятия, знания;

Мировоззренческий: моральные убеждения, ценностные ориентации, отношение и интерес к моральным проблемам;

Поведенческих моральный мотив и нравственные отношения;

Эмоциональный: нравственные чувства.

Важным структурным компонентом нравственного сознания есть интересы. Они активизируют деятельность, играют важную роль в направлении личности. Интерес как выборочная направленность личности на те или иные объекты выражается в стремлении познать их и выступает важным мотивом нравственной поведения человека.

Осложнения механизмов регуляции поведения, отражается нравственным сознанием, можно представить и в виде другой ряда понятий: моральные нормы - моральные качества - моральные принципы - нравственные идеалы.

Моральная норма является простейшей формой морального требования, она приказывает или запрещает поведение определенного типа ("говори правду!", "Не укради!" И т.д.).

Понятие "моральное качество" в логической структуре нравственного сознания является более сложным образованием. Отражая полярность нравственного мира, оно включает в себя два других понятия: "добродетели" и "недостатки". В отличие от норм, на этом уровне не фиксируются конкретные приказы или запреты, поскольку обладает добродетелями человек способен самостоятельно принимать решения.

Еще более обобщенно моральное сознание выражает себя в понятии "моральный принцип", обозначая в нем такую стратегическую установку, которая может выступать критерием измерения отдельных моральных феноменов.

И, наконец, наиболее абстрактный и сложный слой нравственного сознания связывается с понятием "нравственный идеал", потому что именно он синтезирует в себе представление о "морально выше".

Можно сказать, что моральное сознание функционирует на двух уровнях: эмоционально-чувственном и рациональном. На эмоционально чувственном уровне нравственного сознания проявляются отношения человека к другим людям, к самому себе, к обществу. Нравственные чувства к другим людям (любовь, ненависть, симпатия, антипатия и т.д.), к самому себе (достоинство, себялюбие и т. Д.), К обществу (патриотизм, чувство общественного долга и т.п.) характеризуют моральный облик человека и культуру его нравственных чувств.

Рациональный уровень нравственного сознания представляет собой систему этических принципов, знаний о нормах поведения, является теоретическим обоснованием нравственности. Высшим выражением формирования рационального уровня нравственного сознания является убеждение. Наличие убеждений является свидетельством того, что человек осознает необходимость следовать должном в морали.

Эмоционально-чувственный и рациональный уровни морального сознания взаимодействуют друг с другом. Много моральных норм и принципов проявляются на каждом из этих уровней. Некоторые нравственные понятия (добро, зло, долг, ответственность и т.д.) проявляют себя не только на уровне чувств, но и на уровне убеждений.

Роль чувств и ума одинаково важны в моральном сознании. Еще Сократ и Платон отмечали важную роль разума в нравственной жизни человека. Действительно, на рациональном уровне нравственного сознания формируются понятия, убеждения о добре и зле, справедливости, долг, ответственность. Однако, как ум вырабатывает стратегию нравственной поведения, возникают такие ситуации, в которых необходима помощь нравственным чувств (милосердие, совесть, долг и др.). Это особенно необходимо в тех ситуациях, когда человек не имеет еще четкой нравственной стратегии поведения, когда он не знает, как правильно поступить.

Становясь носителями нравственного сознания, реализуя тенденции в ее развитии, индивиды возносятся к нравственной деятельности в соответствии с выраженной в нормах меры человечности, которая существует для них в форме категорического императива, регламентированная нравственными ценностями и принципами нравственного сознания. Будучи выразителями нравственного сознания, индивиды развивают ее в соответствии с обогащенной теперь нравственной деятельности, реализуя таким образом ее тенденции к уровню их общего освоения. Такой ход развития, обогащения норм, нравственных ценностей, принципов - не одномоментный акт, а процесс, в котором осуществляется становление человека.

Итак, мораль существует не только на уровне сознания. Нравственнее чувства, понятия, убеждения проявляют себя в различных действиях, то есть в реальных поступках людей, в том числе в их профессиональной деятельности. Практический аспект морали находит выражение во всех сферах человеческой деятельности (духовной, профессиональной, бытовой, экологической, политической, научной и т.д.).

Сущность, специфика и содержание морали

Мораль это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и регламентируя поведение людей в обществе. Специфичность морального способа регуляциизаключается в следующем:

1. Мораль заключает в себе единство духовного и практического: с одной стороны, она служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке; с другой – вся практическая деятельность человека и его поведение определяется и организуется сложившимися в обществе моральными представлениями.

2. Мораль действует не в какой-то определенной области, а носит универсальный характер и пронизывает собой все без исключения сферы жизни.

3. Мораль носит подчеркнуто оценочный, а зачастую и субъективный характер : все явления мира и человеческие действия она рассматривает сквозь призму ценностей и оценок.

4. Мораль вырабатывает предписания, требующие от людей особенного – морального типа поведения, в чем проявляется ее императивный (повелительный) характер, что делает ее регулятором отношений человека с природой и обществом, с другими людьми, с самим собой, гарантируя оптимальное соотношение интересов личности и общества, необходимый баланс Я и не-Я.



Сущность и специфика морали проявляют себя в системе моральных принципов, ценностей, норм и идеалов , составляющих ее содержание .


Моральные принципы – главный элемент в системе морали – это основные фундаментальные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали и на которых базируются другие элементы системы. Важнейшие из них: гуманизм, коллективизм, индивидуализм,альтруизм,толерантность и др.

Моральные нормы - конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них четко прослеживается императивно-оценочный характер морали.

Моральные ценности общественные установки и императивы, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека с точки зрения их моральной значимости .Служат нормативной формой моральной ориентации человека в мире, предлагая ему конкретные регулятивы действий .

Нравственный идеал это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. Нравственный идеал позволяет оценивать поведение людей и является ориентиром для самосовершенствования.

Структура и функции морали

Моральные нормы, принципы, идеалы проявляются в моральной деятельности людей, представляющей собой результат взаимодействия морального сознания , моральных отношений и морального поведения . В своем единстве и взаимообусловленности они есть способ бытия морали , воплощенный в ее структуре.



Каждый из элементов морали также имеет свою структуру.

Моральное сознание – это субъективный способ бытия нравственности, ее отражение, осмысление, прочувствование, которое является основанием и обоснованием моральных отношений и поведения. Моральное сознание включает в себя два уровня: эмоциональный и рациональный . Схематично структура морального сознания может быть представлена следующим образом:

моральное сознание


Эмоции знание

Чувства понимание

настроение принятие

Эмоциональный уровень морального сознания – это психическая реакция личности на событие, отношение, явление. Он включает в себя эмоции, чувства, настроения .

· Эмоции – особые психические состояния, отражающие непосредственные оценочные реакции личности на морально значимые для человека ситуации. Разновидностью эмоций является аффект – особо сильное кратковременное переживание, не контролируемое сознанием.

· Чувства это переживаемые человеком радость и печаль, любовь и ненависть, страдание и сострадание, возникающие на основе эмоций. Разновидностью морального чувства выступает страсть – сильно выраженное чувство, ведущее к достижению цели любыми, в том числе и безнравственными средствами.

· Настроение эмоциональное состояние, отличающееся длительностью, устойчивостью и являющееся фоном, на котором проявляются чувства и протекает деятельность человека. Как разновидности настроения могут рассматриваться депрессии – угнетенное, подавленное состояниеи стрессы – состояние особой психической напряженности.

Рациональный уровень – способность личности к логическому анализу и самоанализу – является результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания. Итогом становится моральная компетентность личности, включающая три основных компонента.

· Знание принципов, норм и категорий, входящих в систему морали. Этические знания – необходимый, но недостаточный компонент морального сознания.

· Понимание сущности моральных норм и принципов и необходимости их применения. Для установления нравственных отношений важны как правильность, так и сходство этого понимания разными субъектами.

· Принятие нравственных норм и принципов, согласие с ними, включение их в собственную систему взглядов и убеждений, их использование в качестве «руководства к действию».

Моральные отношения – центральный элемент структуры морали, в которых фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.

Моральные отношения

Отношение к обществу
Отношение к самому себе

Отношение человека к обществу регулируется рядом принципов, в частности, принципами коллективизма или индивидуализма .


Я ≤ МЫ Я ≠ МЫ

Коллективизм Индивидуализм

МЫ ≠ ОНИ МЫ = ОНИ

Групповой эгоизм Индифферентность

МЫ «ОНИ Я «ОНИ

Возможны сочетания этих принципов:

– смыкание коллективизма и эгоизма порождает так называемый групповой эгоизм , когда личность, идентифицируя себя с определенной группой (партией, классом, нацией), разделяет ее интересы и претензии, бездумно оправдывает все ее действия.

– смыкание индивидуализма и эгоизма, когда, удовлетворяя собственный интерес, человек, руководствующийся принципом индивидуализма, может нанести ущерб другим людям, эгоистически реализуя себя «за их счет».

Отношение человека к другим людям – отношение «Я – Ты» – может носить субъект-субъектный или субъект-объектный характер.


Я = ТЫ Я ¹ ТЫ

Субъект-субъектное Субъект-объектное

Альтруизм Эгоизм

Субъектный тип отношений Я к Ты характерен для гуманистической этики и проявляется в диалоге Я и Ты, когда Я подходит к Ты как к равному субъекту . Другой человек выступает для Я целью общения. Я готов принимать и уважать его право на «самость»: быть индивидуальностью, личностью, самим собой. В основе этого подхода лежат принципы альтруизма и толерантности.

Объектный тип отношений превращает Ты в объект моего воздействия, когда Другой становится средством : моего самоутверждения, удовлетворения моих интересов и потребностей и т. д. Этот подход характерен для этики авторитарной и проявляется в монологической форме общения. В его основе лежат эгоизм и нетерпимость.

Отношение человека к самому себе тесным образом связано с его самооценкой.


Адекватная Самооценка Неадекватная


Высокая низкая завышенная заниженная


индивидуализм эгоизм комплекс

неполноценности

любовь к себе нелюбовь к себе

Линия водораздела здесь определяется различиями авторитарного и гуманистического подходов, особенно в понимании эгоизма, индивидуализма и любви к себе .

Моральное поведение, опирающееся на нравственное сознание личности и реализующее ее нравственные отношения, является итогом, результатом становления личности и ее свободного выбора. При этом, если моральное сознание выступает субъективированной формой этих отношений, то моральное поведение есть их объективация, их материализация. В этом смысле поведение человека является показателем его нравственной культуры.

Поступок – центральный момент нравственного поведения, характеризующий способность человека к сознательной постановке целей, выбору соответствующих средств и самостоятельному, внутренне свободному, морально ответственному действию. Но кроме поступка нравственное поведение личности предполагает также его мотивацию и оценку (самооценку).

Мотивация играет роль импульса, побудителя к действию: мотив предшествует поступку и продолжает свое действие во время его совершения. Это очень сильный регулятор человеческого поведения, не менее важный, чем сам поступок: немотивированных поступков не существует. Однако мотивы и поступки могут не совпадать или не соответствовать друг другу, связь между ними неоднозначна:

Моральная оценка в системе нравственной регуляции выражает осуждение или одобрение поступка человека, его поведения, образа мыслей или жизни на основе требований морали. Основанием оценок выступают моральные принципы, нормы и идеалы, предписывающие человеку должное поведение. Сама же оценка характеризует соответствие сущего (того, что совершено) должному . Возможна оценка и будущих действий, когда оценка выступает как способность предвидения последствий поступка и в этом качестве может одновременно служить его мотивацией.

Взаимодействие элементов морали

Рассмотрение структуры морали позволяет нам выявить механизм взаимодействия ее элементов.

1. Моральные отношения, моральное сознание и нравственное поведение личности всегда выступают в единстве , взаимопроникая и обусловливая друг друга.

2. Структура морали выявляет ее противоречивость . Это:

а) противоречия между отдельными элементами морали – сознанием, отношениями и поведением;

б) противоречия внутри ее отдельных элементов:

· в моральном сознании – противоречие между его рациональной и эмоциональной сторонами;

· в моральном поведении – противоречие между возможным, желаемым и должным, проявляющееся в рассогласованности таких мотивов поведения как «могу», «хочу» и «надо»;

· в моральных отношениях – противоречие между индивидуальным, групповым и общечеловеческим.

Основные функции морали

Сущность, система и структура морали определяют механизм ее действия. Не менее важным является вопрос о ее предназначении . Ответ на этот вопрос дает рассмотрение основных функций морали.

1. Гуманизирующая функция – приобщение личности к высоким нравственным принципам и идеалам и следование им в отношениях с людьми, «очеловечивающее» человека.

2. Регулятивная функция: мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе во всех сферах человеческого бытия.

3. Воспитательная функция – определяется участием морали в формировании человеческой личности и ее самосознания с помощью различных приемов – от убеждения и принуждения до самодисциплины и самовоспитания, соответствующих требованиям гуманистической этики.

4. Познавательная функция морали, тесно связанная с воспитательной. Давая человеку адекватное знание – необходимую информацию о нравственных нормах и ценностях, мораль вооружает его «секретами» человеческого поведения.

5. Ценностно-ориентирующая функция определяется тем, что моральные знания, в отличие, например, от естественнонаучных, не бесстрастны, а всегда наполнены некоторым оценочным смыслом, нацеливают личность на определенные смысложизненные ценности.

6. Коммуникативная функция морали заключается в том, что мораль выступает необходимым условием, фактором, формообразующим элементом и результатом человеческого общения.

Лекция по теме: Сущность, структура и функции морали

Понятие и функции морали

Моралью чаще всего называют идеально-теоретический уровень нравственного сознания.

Мораль - это форма общественного сознания, отражающая отношения людей в категориях добра и зла, справедливости и несправедливости и закрепляющая в форме нравственных идеалов, принципов, норм и правил поведения требования, предъявляемые обществом или классом к человеку в его повседневной жизни.

Функции морали. Специфическая сущность морали конкретно раскрывается во взаимодействии ее исторически сформировавшихся функций:

а) регулятивная. Мораль регулирует поведение, как отдельного лица, так и общества. Суть в том, что не одни люди контролируют жизнь других, а каждый сам строит свою позицию, ориентируясь по моральным ценностям. Идет саморегулирование личности и само регуляция социальной среды в целом;

б) ценностно-ориентирующая. Мораль содержит жизненно важные для человека ориентиры. И пусть они не носят непосредственно практического значения, они необходимы для того, чтобы жизнь наша была человеческой, а не только биологической. Это представления о смысле жизни, о предназначении человека, о ценности всего человеческого. Мы не думаем об этом ежедневно, и только когда ценности нашей жизни постигает кризис, вновь и вновь задаемся вопросом: зачем живем? Таким образом, задача морали - придавать повседневности нашего бытия высший смысл, создавая его идеальную перспективу;

в) познавательная. В морали есть знания о нравственных понятиях, о правилах общежития людей, т.е. это не знание само по себе, а знание преломленное в ценностях. Эта функция морали доставляет индивиду не просто знание объектов самих по себе, а ориентируют его в мире окружающих культурных ценностей, предопределяет предпочтение тех или иных, которые отвечают его потребностям и интересам;

г) воспитательная. Мораль ставит задачу приобщения индивида к ее понятиям, к выработке стереотипа поведения, превращения основ этики в привычку.

Но нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами и «высшими» соображениями, т.е. учит его поступать как должно, сохраняя при этом свою автономию.

Структура морали

В различные исторические эпохи существуют разные структуры нравственного сознания. Тем не менее, можно говорить о некоторых общих чертах структуры морального сознания. Ее основными элементами являются система ценностей и ценностных ориентаций, этические чувства, нравственные суждения, а также нравственные идеалы. В качестве элементов теоретического уровня нравственного сознания в его структуру входит исторически сложившаяся система категорий морали (категории носят конкретно исторический характер - зло не всегда зло). Это категории добра и связанные с ними категории смысла жизни, счастья, справедливости, совести. Рассмотрим эти элементы.

Моральные нормы - это устойчивая, утвердившаяся в общественном сознании расстановка узловых моральных ценностей, воплощающаяся - с теми или иными вариациями - и в сознании индивидуальном. В моральных нормах, как регуляторах общественной жизни, особенно отчетливо выступает их особое свойство - повелительность (императивность). В нормах аккумулируется в виде повеления полезный социально-исторический опыт многих поколений людей. Осознанная совокупность норм и принципов обычно определяется как моральный кодекс.

Ценностная ориентация. Истории известны люди, подчинившие все свои замыслы, надежды, чувства какой-то одной возвышенной цели. И в обыденной жизни мы наблюдаем подобных людей. За каждой из этих целей скрывается та или иная моральная ценность, на которую личность ориентируется в своей жизнедеятельности, как на высшую (причем различные практические ориентации, например, профессиональные - стать педагогом, врачом - могут скрывать в себе одну и ту же общую моральную ценность - служить людям, испытать и проявить свои способности; и, напротив, одна и та же практическая ориентация, скажем по приобретению той или иной профессии, может скрывать различные ценностные ориентации: на принесение пользы людям через реализацию своего призвания, на достижение известности и престижа, на накопление материальных благ). Способность нравственного сознания направлять помыслы и действия человека на достижение той или иной моральной ценности может быть охарактеризована как ценностная ориентация. Обычно число моральных ценностей, на которые ориентируется отдельный человек, не сводится только к какой-то одной-единственной. Скорее всего, это комплекс нескольких ценностей, тесно между собой взаимосвязанных. Однако в типичной для людей того или иного общества структуре нравственного сознания можно выделить одну, господствующую ценностную ориентацию, определяющую общую целенаправленность их поведения. В феодальном обществе это была ценностная ориентация на высокий сословный статус, на достижение «достойного» места в сословно-корпоративной иерархии. В буржуазном обществе - это ориентация на богатство как на высшую общественную и личную цель жизнедеятельности. Пронизывая все этажи психики человека, ценностная ориентация позволяет человеку мгновенно, зачастую интуитивно, выбрать верную линию морального поведения. Она объединяет все компоненты нравственного сознания, подчиняя их единой цели, цементирует волю человека, придавая ей целеустремленность и последовательность. Мировоззренческое осознание ценностной ориентации во много крат увеличивает ее регулятивную мощность, повышает способность человека к нравственному предвидению целей своего поведения. Здесь ценностная ориентация сопрягается с высшими представлениями о должном - с идеалом, пониманием смысла жизни и т.д. Ценностные ориентации могут быть направлены как на ценности подлинные, так и ложные. Личность может с той или иной степенью глубины осознавать или вообще не осознавать свою ценностную ориентацию. Случается, что действительные ориентации прикрываются декларативными, призванными оправдать поведение личности. Бывает и так, что человек искренне принимает внешнюю ориентацию, прикрывающую его реальные, эгоистические цели, за подлинную, за свое действительное намерение в поведении. Кроме того, личность зачастую усваивает некоторые социально важные ценности формально; в этом случае и ориентация на них будет носить формальный характер. Таким образом, установить подлинную ценностную ориентацию сознания человека весьма сложно, нередко ее можно определить лишь по поведению на протяжении ряда лет.

Степень моральности личности во многом зависит от укорененности в ее психике стойких ориентаций на ценности жизни (причем ориентаций подлинных и действенных). Только тогда, когда у человека выкованы такие ценностные ориентации, можно считать, что обеспечена его общая моральная надежность.

Совесть и долг как морально-психологические механизмы самоконтроля личности

Совесть - один из наиболее древнейших и интимно-личных регуляторов поведения человека. Вместе с чувством долга, чести, достоинства она позволяет человеку осознать свою нравственную ответственность перед самим собой как субъектом морального выбора и перед другими людьми, обществом в целом. Совесть - одно из выражений нравственного самосознания и самочувствия личности. Разнообразие ситуаций, в которых оказывается человек, не позволяет предусмотреть процедуру действий в каждом конкретном случае, дать готовый рецепт морального выброса для каждой своеобразной ситуации. Моральным регулятором поведения во всех этих случаях выступает совесть. Она нравственный страж поведения личности в самых разнообразных ситуациях, и особенно в тех, где контроль общественного мнения отсутствует или затруднен. Совесть - моральный самосуд, которому человек подчиняет свой внутренний мир. Она представляет собой своеобразный сплав рационального осознания и чувственного переживания в психике человека. Она наиболее остро выражает ощущение моральной удовлетворенности или неудовлетворенности (недаром говорят о «нечистой» и «чистой» совести), выступает в форме глубоких эмоциональных переживаний личности (угрызения совести).

Совесть как инструмент самопознания и нравственного самоконтроля личности охраняет и выражает, как правило, то социальное содержание морали, которое является достоянием этой личности. Это содержание не вечное, внесоциальное свойство, оно обусловлено положением человека в обществе, его классовой, профессиональной принадлежностью. Степень развитости, эффективности совести индивида зависит от его воспитания и самовоспитания, общения с другими людьми, его характера и темперамента, всего его нравственного опыта.

Совесть, как контрольно-императивный механизм нравственного сознания созвучна повелительной силе нравственности, действующей в обществе. Она охраняет во внутридушевном мире личности ту или иную систему нравственных ценностей, объективно закрепленную в общественных отношениях, в культуре, в образе жизни и деятельности социальных общностей.

Развитость совести в немалой мере говорит о степени моральной воспитанности человека. Без нее невозможна полноценная работа нравственного сознания. Однако нельзя одну только совесть считать мерилом моральности поступков, их нравственной ценности. Будучи чувством исключительно субъективным, зачастую не поддающимся четкой рассудочной оценке со стороны, с позиций общественного мнения, она может и ошибаться, укрепляя человека в неправильной линии поведения. Совесть должна быть дополнена всей совокупностью моральных требований, предъявляемых личности обществом, классом, проверена в практике нравственных отношений и деятельности.

Долг - высокая нравственная обязанность, ставшая внутриличным источником добровольного подчинения своей воли задачам достижения, сохранения тех или иных моральных ценностей. Он выражает осознанность нравственного решения личностью вопроса о соотношении собственных и общественных интересов. Понимание своего долга связано с социально-классовыми позициями, с предпочтением определенных ценностей жизни, оно предполагает осознанный выбор человеком той или иной мировоззренческой системы, той или иной совокупности ценностей и норм. В этом отношении долг тесно связан с идеалом. Вот почему человек несет ответственность и за выбор тех принципов, норм и ценностей, исполнение которых считает своим внутренним долгом.

Долг, как рациональный механизм самосознания, тесно связан с волевыми побуждениями, с совестью, да и вообще со всеми внутренними ориентациями, пережившими устремлениями личности. В долге закрепляются высшие, нравственные обязанности человека не только перед обществом, но и перед самим собой. (Речь идет не о формальном догматическом понимании долга).

Долг и совесть - важнейшие регуляторы охраны и соблюдения чести, достоинства, честности личности.

Смысл жизни, счастье

Вопрос о смысле жизни в последнее время начинает выступать на первый план и связанно это, прежде всего, с проблемой утраты людьми этого смысла. У человека должен быть смысл жизни и каждый человек стремится его обрести. Осуществление смысла является для человека необходимым по причине конечности его бытия. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым сам себя. Смысл жизни доступен любому человеку, однако нахождение его это вопрос не познания. Не человек ставит вопрос о смысле своей жизни - жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человеку приходится ежедневно и ежечасно отвечать на него - не словами, а действиями. То есть смысл не субъективен, человек не изобретает его, а находит в мире, в объективной действительности. И найти смысл он может лишь выбрав призвание, в котором и обретает смысл. Формирование смысла жизни, вероятно, начинается в период полового созревания, когда, с одной стороны, имеет место серьезные внутренние преобразования в организме, а с другой - перед подростком встают новые проблемы на его жизненном пути. В чем же состоит смысл жизни? Есть точка зрения, что смысл жизни в самой жизни. С точки зрения человечества это верно. Но с точки зрения индивида - нет. Так как это ничто иное, как проявление эгоизма. Но смысл жизни не согласуется с эгоизмом. Если человек оказывается нужным только самому себе, то перед ним открывается пропасть, он утрачивает смысл жизни. Смысл жизни человека должен предполагать связь индивидуального смысла с универсальным, причем такую связь, которая отличается от абсолютного поглощения индивида универсумом, где уже теряется всякая индивидуальность. Положительная значимость этой связи возможна только там, где есть не только назначение, хотя бы и высокое, но где оно свободно, признано человеком, где сохраняется сама ценность личности, ее несводимость на роль средства. То есть человек должен быть свободным, но свобода одновременно должна быть связанна и с ответственностью. Направляет же человека в поисках смысла - совесть. По этому правильно было бы сказать, что смысл жизни - в реализации прогресса как объективного мира, так и личности, что отражается определенной формой и содержанием идеала, в котором воплощается смысл жизни. При этом идеал должен быть достижимым. В частности можно сказать, что смысл жизни личности - развитие ею всех своих творческих потенций и дарований. И реализует она это через общества в его интересах. В соответствии с этим неверным будет и утверждение что смыслом жизни является наслаждение (так как оно есть внутреннее состояние субъекта), а также - стремление человека к счастью (он может искать лишь причины для счастья). Это всего лишь производные от главного интереса человека - стремления к смыслу.

Счастье не может рассматриваться как состояние безоблачного спокойствия духа. Как бы человек не ограждал себя от беспокойства, оно все равно вторгается в его жизнь. Кроме того, счастье не есть состояние непрерывно радостное. Оно включает в себя и противоположные состояния - грусти, печали, сожалений. Абсолютная удовлетворенность - не более чем бессодержательная абстракция. Счастье, как это ни парадоксально, заключается в способности идти сквозь отдельные несчастья, преодолевая их, в готовности и умении не только вынести мелкие неприятности, справиться с отрицательным эмоциями или же отказаться от удовлетворения каких-то потребностей, но и пойти на риск, остаться верным своим идеалам. Счастье - в способности бороться с собственной слабостью, эгоизмом. То есть счастье - это самооценка всей жизнедеятельности в ее целостности, или иначе говоря - это особое психологическое состояние, сложный комплекс переживаний человека, связанный с положительной оценкой им своей жизни в целом.

Но было бы ошибочно на этом основании утверждать, будто нравственная личность всегда одновременно должна быть и счастливой личностью. Верность идеалу, а в исключительных случаях не только идеалу, но и моральной норме может потребовать от личности жертв, побуждает ее идти на риск счастьем. Если страдания и смерть в тяжелых обстоятельствах и были свободно избраны героем, это не означает, что они включались им в «проект счастья», ибо счастье приносит не только нравственный характер целей деятельности, но и объективное достижение этих целей. Хотя героическая личность черпает моральную удовлетворенность в сознании выполненного долга и терзалась бы мучительными угрызениями совести, если смалодушничала бы в обстоятельствах, которые требовали самопожертвования, хотя она познала «счастье битвы», ее гибель представляет собой несчастье. Но если нравственное поведение не обязательно, не при всех условиях ведет личность к счастью, то обратная связь носит уже безусловный характер: вне нравственного поведения нет счастья, вне нормальной удовлетворенности нет и высшей удовлетворенности.

мораль нравственный сознание счастье