Творчество Маяковского кратко: основные темы и произведения. Биография Маяковского. Основные моменты из жизни поэта Жизненный и творческий путь в маяковского

Родился в селе Багдади Кутаисской губернии. Отец -- дворянин, служил лесничим, предки -- из казаков Запорожской Сечи; мать из рода кубанских казаков. В 1902--1906 гг. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, в июле 1906 г., после смерти отца, вместе с матерью и двумя сестрами переезжает в Москву, где поступает в IV класс 5-й классической гимназии (за неуплату денег за обучение был исключен из V класса в марте 1908 г.).

В Москве Маяковский знакомится с революционно настроенными студентами, увлекается марксистской литературой, вступает в начале 1908 г. в партию большевиков, подвергается арестам, 11 месяцев проводит в Бутырской тюрьме, откуда освобождается в январе 1910 г. как несовершеннолетний. В тюрьме Маяковский написал тетрадь стихов (1909), которая была отобрана надзирателями; с нее поэт исчислял начало своего творчества. После освобождения из тюрьмы он прерывает партийную работу, чтобы "делать социалистическое искусство". В 1911 г. Маяковский поступает в Училище живописи, ваяния и зодчества, где знакомится с Д.Д. Бурлюком, организатором футуристической группы "Гилея", который открывает в нем "гениального поэта". Через три года, в феврале 1914, Маяковский вместе с Бурлюком был исключен из училища за публичные выступления.

В декабре 1912 г. Маяковский дебютирует как поэт в альманахе "Пощечина общественному вкусу", где были напечатаны его стихотворения "Ночь" и "Утро". В нем же был опубликован и манифест русских кубо-футуристов, подписанный Д. Бурлюком, А. Крученых, В. Маяковским и В. Хлебниковым. В манифесте провозглашалось нигилистическое отношение к русской литературе настоящего и прошлого: "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода современности. Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным". Однако вопреки декларациям Маяковский высоко ценил Гоголя, Достоевского, Блока, и других писателей, которые оказали глубокое влияние на его творчество. Творчески плодотворным стал для Маяковского 1913 г., когда вышел его первый сборник "Я" (цикл из четырех стихотворений), написана и поставлена программная трагедия "Владимир Маяковский" и было совершено вместе с другими футуристами большое турне по городам России. Сборник "Я" был написан от руки, снабжен рисунками В.Н. Чекрыгина и Л. Шехтеля и размножен литографическим способом в количестве 300 экземпляров. В качестве первого раздела этот сборник вошел в книгу стихов поэта "Простое как мычание" (1916).

В 1915--1917 гг. Маяковский проходит военную службу в Петрограде в автошколе. 17 декабря 1918 г. поэт впервые прочел со сцены Матросского театра стихи "Левый марш (Матросам)". В марте 1919 г. он переезжает в Москву, начинает активно сотрудничать в РОСТА (Российское телеграфное агентство), оформляет (как поэт и как художник) для РОСТА агитационно-сатирические плакаты ("Окна РОСТА"). В 1919 г. вышло первое собрание сочинений поэта -- "Все сочиненное Владимиром Маяковским. 1909-1919". В конце 10-х гг. Маяковский связывает свои творческие замыслы с "левым искусством", выступает в "Газете футуристов", в газете "Искусство коммуны".

Футуризм Маяковского с самого начала и до конца дней поэта имел романтический характер. Маяковский и в советское время оставался футуристом, хотя и с новыми свойствами: "комфутом", то есть коммунистическим футуристом, а также руководителем ЛЕФа (Левого фронта искусств) (1922--1928). В 1922--1924 гг. Маяковский совершает несколько поездок за границу -- Латвия, Франция, Германия; пишет очерки и стихи о европейских впечатлениях: "Как работает республика демократическая?" (1922); "Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)" (1923) и ряд других. В Париже поэт будет и в 1925, 1927, 1928, 1929 гг. (лирический цикл "Париж"); в 1925 г. состоится поездка Маяковского по Америке ("Мое открытие Америки"). В 1925--1928 гг. он много ездит по Советскому Союзу, выступает в самых разных аудиториях. В эти годы поэт публикует многие из тех своих произведений: "Товарищу Нетте, пароходу и человеку" (1926); "По городам Союза" (1927); "Рассказ литейщика Ивана Козырева..." (1928).

Исследователи творческого развития Маяковского уподобляют его поэтическую жизнь пятиактному действу с прологом и эпилогом. Роль своего рода пролога в творческом пути поэта сыграла трагедия "Владимир Маяковский" (1913), первым актом стали поэмы "Облако в штанах" (1914--1915) и "Флейта-позвоночник" (1915), вторым актом--поэмы "Война и мир" (1915-- 1916) и "Человек" (1916--1917), третьим актом -- пьеса "Мистерия-буфф" (первый вариант--1918, второй--1920-- 1921) и поэма "150 000 000" (1919-- 1920), четвертым актом--поэмы "Люблю" (1922), "Про это" (1923) и "Владимир Ильич Ленин" (1924), пятым актом -- поэма "Хорошо!" (1927) и пьесы "Клоп" (1928--1929) и "Баня" (1929--1930), эпилогом -- первое и второе вступления в поэму "Во весь голос" (1928--1930) и предсмертное письмо поэта "Всем" (12 апреля 1930 г.). Остальные произведения Маяковского, в том числе многочисленные стихотворения, тяготеют к тем или иным частям этой общей картины, основу которой составляют крупные произведения поэта.

Художественный мир Маяковского являет собою синтетическую драму, которая включает в себя свойства разных драматургических жанров: трагедии, мистерии, эпико-героической драмы, комедии, райка, кинематографа, феерии и т. д., подчиненных основному у Маяковского -- трагическому характеру его главного героя и трагедийной структуре всего его творчества. Следует заметить, что не только его пьесы, но и поэмы по-своему драматургичны и чаще всего трагедийны.

В трагедии "Владимир Маяковский" поэт видит свой жизненный долг и назначение своего искусства в том, чтобы способствовать достижению человеческого счастья. Искусство для него с самого начала было не просто отражением жизни, а средством ее переделки, орудием жизнестроительства.

Маяковский стремится поставить своего лирико-трагедийного героя, выражающего устремления всего человечества, на место Бога -- одряхлевшего, беспомощного, не способного на какие-либо деяния ради людей. Этот герой из-за своей неразделенной любви к женщине и к людям в целом становится богоборцем с сердцем Христа. Однако, для того чтобы стать Человеко-богом, герой и все остальные люди должны быть свободными, раскрыть свои лучшие возможности, сбросить с себя всякое рабство. Отсюда революционный нигилизм Маяковского, нашедший свое выражение в определении программного смысла поэмы "Облако в штанах": ""Долой вашу любовь", "долой ваше искусство", "долой ваш строй", "долой вашу религию" -- четыре крика четырех частей". Любви, искусству, социальному строю и религии старого мира Маяковский противопоставляет свою любовь, свое искусство, свое представление о социальном устройстве будущего, свою веру в идеал нового, во всех отношениях прекрасного человека. Попытка реализации этой программы после революции оказалась для поэта трагической. В "Облаке" Маяковский выходит к людям "безъязыкой" улицы в роли поэта-пророка, "тринадцатого апостола", "сегодняшнего дня крикогубого Заратустры", чтобы произнести перед ними новую Нагорную проповедь. Называя себя "сегодняшнего дня крикогубым Заратустрой", Маяковский хотел сказать, что и он, подобно Заратустре, является пророком грядущего -- но не сверхчеловека, а освобожденного от рабства человечества.

В поэмах-трагедиях "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Война и мир", "Человек" и "Про это" у героя Маяковского, выступающего в роли богоборца, "тринадцатого апостола", Демона и воителя, появляются трагические двойники, похожие на Христа. В изображении этой трагической двойственности Маяковский развивает традиции Гоголя, Лермонтова, Достоевского и Блока, становится богоборцем с сердцем Христа. Его богоборчество начинается с мук неразделенной любви к женщине и только потом приобретает социальный и бытийный смысл. В поэме "Флейта-позвоночник" он показал грядущий праздник взаимной, разделенной любви, а в поэме "Война и мир" -- праздник братского единения всех стран, народов и материков. Маяковский хотел разделенной любви не только для себя, но "чтоб всей вселенной шла любовь". Его идеалы трагически разбивались о реальную действительность. В поэме "Человек" показан крах всех усилий и устремлений героя, направленных на достижение личных и общественных идеалов. Этот крах обусловлен косностью человеческого естества, трагическим дефицитом любви, рабской покорностью людей Повелителю Всего -- этому всесильному наместнику Бога на земле, символу власти денег, власти буржуазии, способной купить любовь и искусство, подчинить себе волю и разум людей.

В пьесе "Мистерия-буфф" и поэме "150 000 000" поэт ставит революционные массы народа на место Бога и Христа. При этом, в отличие от "Двенадцати" Блока, Маяковский односторонне идеализирует социальное сознание и творческие возможности революционных масс, которые еще недавно изображались поэтом как безликие толпы людей, покорные Повелителю Всего, а теперь, по подсказке автора, самоуверенно заявляющие: "Мы сами себе и Христос и Спаситель!"

В гениальной поэме-трагедии "Про это" Маяковский показал борьбу лирического героя за идеальную, разделенную любовь, без которой нет жизни. В ходе этого трагического поединка с героем происходят фантастические метаморфозы, его природное естество под воздействием "громады любви" развоплощается, превращается в творческую и духовную энергию, символами которой являются стих, поэзия и страдающий Христос. Гиперболический процесс метаморфоз выражен поэтом в сложной системе трагических двойников поэта: медведя, комсомольца-самоубийцы, похожего одновременно и на Иисуса, и на самого Маяковского, и других. В целом этот трагедийный метаморфический процесс обретает форму поэмы-мистерии о любви, страданиях, смерти и грядущем воскресении Всечеловека, Человека природного, стремящегося занять место Бога.

В поэме "Хорошо!" и сатирической дилогии "Клоп" и "Баня" Маяковский изображает, как в революционной борьбе рождается советская Россия, славит "отечество... которое есть,/но трижды -- которое будет", внимательно следит за ростками новой жизни, стремясь как поэт романтико-футуристического склада помочь их быстрому развитию. Вместе с тем он обнаруживает в зародыше раковые опухоли советского общества, грозящие ему смертельными болезнями.

После поэмы "Хорошо!" Маяковский хотел написать поэму "Плохо", но вместо нее написал сатирические пьесы "Клоп" и "Баня", в которых показал самые опасные тенденции в молодом советском обществе: перерождение рабочих и партийцев в мещан -- любителей красивой, "аристократической" жизни за чужой счет (Присыпкин) и усиление власти невежественных и некомпетентных партийно-советских бюрократов вроде Победоносикова. Сатирическая дилогия поэта показала, что основная масса людей оказалась не готова занять место Бога и приступить к реализации высоких идеалов и потенциальных возможностей человека. В поэме "Во весь голос" Маяковский называет настоящее "окаменевшим говном", а реализацию своего идеала Человека переносит в неопределенно далекое "коммунистическое далеко".

Сатира поэта, особенно "Баня", вызвала травлю со стороны рапповской критики.

В феврале 1930 г. поэт вступает в РАПП (Российская Ассоциация пролетарских писателей). Этот поступок Маяковского был осужден его друзьями. Отчуждение и общественная травля усугублялись личной драмой ("любовная лодка разбилась о быт"). Маяковскому упорно стали отказывать в выезде за границу, где у него должна была состояться встреча с женщиной (стихотворение "Письмо Татьяне Яковлевой", 1928), с которой намеревался связать свою жизнь. Все это привело Маяковского к самоубийству, предсказанному еще в трагедии "Владимир Маяковский".

маяковский футуристический поэт лирический трагический

Владимир Маяковский - это пламя ХХ века. Его стихи неотделимы от его жизни. Однако за бодрыми советскими лозунгами Маяковского-революционера можно разглядеть и другого Маяковского - рыцаря-романтика, теурга, сумасшедшего влюбленного гения.

Ниже - краткая биография Владимира Владимировича Маяковского.

Вступление

В 1893 году в селе Багдати в Грузии родился будущий великий футурист - Владимир Маяковский. О нем говорили: гений. О нем же кричали: шарлатан. Но никто не мог отрицать того, что он оказал неимоверное влияние на русскую поэзию. Он создал новый стиль, который был неотделим от духа советского времени, от надежд той эпохи, от людей, живущих, любящих и страдающих в СССР.

Это был человек-противоречие. О нем скажут:

Это сплошное издевательство над красотой, над нежностью и над Богом.

О нем же скажут:

Маяковский всегда был и остается лучшим и самым талантливым поэтом нашей советской эпохи.

Кстати, это красивое фото - фейк. Маяковский, к сожалению, никогда не встречался с Фридой Кало, но идея их встречи прекрасна - они оба словно бы бунт и огонь.

Одно можно сказать точно: гений или шарлатан — Маяковский навсегда останется в сердцах русских людей. Одним он нравится бойкостью и наглостью строк, другим — нежностью и отчаянной любовью, что прячется в глубине его стиля. Его ломаного, рвущегося из оков письменности, сумасшедшего стиля, который так похож на реальную жизнь.

Жизнь-борьба

Жизнь Маяковского была борьбой от начала до конца: в политике, в искусстве и в любви. Его первое стихотворение - результат борьбы, последствие страдания: оно было написано в тюрьме (1909 г.), куда он попал за свои социал-демократические убеждения. Он начал свой творческий путь, восхищаясь идеалами революции, и закончил его, смертельно во всем разочаровавшись: все в нем — сплетение противоречий, борьба.

Он прошел красной нитью через историю и искусство и оставил свой след в последующих произведениях. Невозможно написать модернистское стихотворение, не сославшись на Маяковского.

Поэт Владимир Маяковский - это, его же словами:

Но есть за этим грубым воинственным фасадом и кое-что еще.

Краткая биография

Когда ему было всего 15 лет, он вступил в РСДРП(б), увлеченно занимался пропагандой.

С 1911 г. он занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Крупнейшие поэмы (1915): «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник» и «Война и мир». Эти произведения полны восторга перед грядущей, а потом и наступившей революцией. Поэт полон оптимизма.

1918-1919 - революция, он активно участвует. Выпускает плакаты "Окна сатиры РОСТА".

В 1923 году он стал создателем творческого объединениея ЛЕФ (Левый фронт искусств).

Поздние произведения Маяковского “Клоп” (1928) и “Баня” (1929) - это острая сатира на советскую действительность. Маяковский разочарован. Возможно, это было одним из поводов для его трагического самоубийства.

В 1930 году Маяковский совершил самоубийство: он застрелился, оставив предсмертную записку, в которой просил никого не винить. Он похоронен на Новодевичьем кладбище.

Искусство

Ирина Одоевцева писала о Маяковском:

Огромный, с круглой коротко остриженной головой, он скорее походил на силача-крючника, чем на поэта. Читал он стихи совсем иначе, чем было принято у нас. Скорее по-ак-терски, хотя — чего актеры никогда не делали — не только соблюдая, но и подчеркивая ритм. Голос его — голос митингового трибуна — то гремел так, что стекла звенели, то ворковал по-голубиному и журчал, как лесной ручеек. Протянув в театральном жесте громадные руки к оглушенным слушателям, он страстно предлагал им:

Хотите, буду от мяса бешеным

И, как небо, меняясь в тонах,

Хотите, стану невыразимо нежным, —

Не мужчина, а облако в штанах?..

В этих строчках виден характер Маяковского: он прежде всего гражданин, а не поэт. Он прежде всего трибун, активист митингов. Он актер. Его ранняя поэзия — соответственно, не описание, а призыв к действиям, не констатив, а перформатив. Не столько искусство, сколько реальная жизнь. Это относится, по крайней мере, к его общественным стихам. Они экспрессивны и метафоричны. Сам Маяковский признавался, что был впечатлен стихами Андрея Белого "В небеса запустил ананасом":

низким басом.

запустил ананасом.

И, дугу описав,

озаряя окрестность,

ананас ниспадал,

просияв, в неизвестность.

Но ведь есть и второй Маяковский, который писал, не впечатлившись ни Белым, ни революцией — он писал изнутри, отчаянно влюбленный, несчастный, усталый — не воитель Маяковский, а нежный рыцарь Маяковский, поклонник Лилички Брик. И поэзия этого второго Маяковского разительно отличается от первого. Стихи Владимира Маяковского полны пронзительной отчаянной нежности, а не здорового оптимизма. Они остры и печальны, в отличие от позитивной бодрости его советских стихотворных призывов.

Маяковский-воин провозглашал:

Читайте! Завидуйте! Я гражданин! Советского Союза!

Маяковский-рыцарь звенел кандалами и мечом, смутно напоминая теурга Блока, тонущего в своих лиловых мирах:

Смятением разбита разума ограда,

Я отчаянье громозжу, горящий лихорадочно...

Как уживались два таких разных человека в одном Маяковском? Это сложно представить и невозможно не представить. Не будь в нем этой внутренней борьбы, не было бы и такого гения.

Любовь

Эти два Маяковских уживались, наверное, потому что ими обоими руководила страсть: у одного это была страсть к Справедливости, а у второго — к роковой женщине.

Возможно, стоит разделить жизнь Владимира Маяковского на два главных периода: до и после Лилички Брик. Это случилось в 1915 году.

Она казалась мне монстром.

Так писал о ней известный поэт Андрей Вознесенский.

Но Маяковский любил такую. С хлыстом...

Он любил ее — роковую, сильную, "с хлыстом", а она говорила о нем, что, когда занималась любовью с Осей, то запирала Володю на кухне, а он "рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал…"

Только такое сумасшествие, неимоверное, даже извращенное страдание могло породить такой силы стихотворные строчки:

Не надо этого, дорогая, хорошая, давай простимся сейчас!

Так они и жили втроем, и вечное страдание подстегивало поэта на новые гениальные строки. Помимо этого, было, конечно, и другое. Были поездки по Европе (1922-24) и по Америке (1925), в результате которой у поэта появилась дочь, но Лиличка всегда оставалась той самой, единственной, вплоть до 14 апреля 1930 года, когда, написав "Лиля, люби меня", поэт застрелился, оставив кольцо с выгравированным на нем ЛЮБ — Лилия Юрьевна Брик. Если вертеть кольцо, получалось вечное "люблюлюблюлюблю". Он застрелился наперекор собственным строкам, своему вечному признанию в любви, сделавшему его бессмертным:

И в пролет не брошусь, и не выпью яда, и курок не смогу над виском нажать...

Творческое наследие

Творчество Владимира Маяковского не ограничивается его дуальным стихотворным наследием. Он оставил после себя лозунги, плакаты, пьесы, спектакли и сценарии к фильмам. Он фактически стоял у истоков рекламы — Маяковский сделал ее тем, чем она является сейчас. Маяковский придумал новый стихотворный размер — лесенка — хотя некоторые утверждают, что этот размер был порожден стремлением к деньгам: редакции платили за стихи построчно. Так или иначе, это был новаторский шаг в искусстве. Также Владимир Маяковский был актером. Он сам срежиссировал фильм "Барышня и хулиган" и сыграл там главную роль.

Однако в последние годы его преследовал неуспех. Его пьесы "Клоп" и "Баня" провалились, и он медленно впадал в депрессию. Адепт бодрости, силы духа, борьбы, он скандалил, ссорился и предавался отчаянью. А в начале апреля 1930 года журнала «Печать и революция» убрал из печати приветствие «Великому пролетарскому поэту», и поползли слухи: он исписался. Это было одним из последних ударов. Маяковский тяжело переживал неуспех.

Память

Именем Маяковского названы многие улицы России, а также станции метро. Есть станции метро "Маяковская" в Санкт-Петербурге и в Москве. Кроме того, его именем названы театры и кинотеатры. Одна из самых больших библиотек в Санкт-Петербурге также носит его имя. Также открытая в 1969 году малая планета была названа в его честь.

Биография Владимира Маяковского не закончилась после его смерти.

Никакие другие произведения русских поэтов так не изобилуют иронией и насмешками, как творчество Владимира Владимировича Маяковского. необычайно остра, злободневна и в основном социально направлена.

Биографическая справка

Родиной Маяковского была Грузия. Именно там, в селе Багдады, и родился 17 июля 1893 года будущий поэт. В 1906 году, после смерти отца, переехал в Москву с матерью и сестрами. За активную политическую позицию несколько раз попадает в тюрьму. Заканчивает Еще в студенческие годы начинается футуристический путь Маяковского. Сатира - наряду с эпатажем и бравадой - становится отличительной чертой его поэзии.

Однако футуризм с его нигилистическим протестом не мог полностью вместить всю силу писательского слова Маяковского, и темы его стихотворений быстро стали выходить за пределы избранного направления. Все больше и больше слышался в них социальный подтекст. Дореволюционный период в поэзии Маяковского имеет два ярко выраженных направления: обличительно-сатирическое, вскрывающее все недостатки и пороки гибельное, за которым ужасная действительность уничтожает человека, воплощающего идеал демократии и гуманизма.

Таким образом, сатира в творчестве Маяковского на самых ранних этапах творчества стала отличительной чертой поэта среди товарищей по литературному цеху.

Что такое футуризм?

Слово «футуризм» образовано от латинского futurum, означающего «будущее». Так называют авангардистское направление начала XX века, отличающееся отрицанием прошлых достижений и стремлением к созданию чего-то кардинально нового в искусстве.

Особенности футуризма:

  • Анархичность и бунтарство.
  • Отрицание культурного наследия.
  • Культивирование прогресса и индустрии.
  • Эпатаж и пафос.
  • Отрицание устоявшихся норм стихосложения.
  • Эксперименты в области стихосложения с рифмой, ритмикой, ориентация на лозунги.
  • Создание новых слов.

Все эти принципы как нельзя лучше отражены в поэзии Маяковского. Сатира органично вливается в эти новшества и создает уникальный стиль, присущий поэту.

Что такое сатира?

Сатира - способ художественного описания действительности, задача которого состоит в обличении, осмеянии, нелицеприятной критике общественных явлений. Сатира чаще всего пользуется гиперболой и гротеском для создания искаженного условного образа, олицетворяющего неприглядную сторону действительности. Ее основная характерная черта - ярко выраженное отрицательное отношение к изображаемому.

Эстетическая направленность сатиры состоит в культивации главных гуманистических ценностей: доброты, справедливости, истины, красоты.

В русской литературе сатира имеет глубокую историю, корни ее можно найти уже в фольклоре, позднее она перекочевала на страницы книг благодаря А. П. Сумарокову, Д. И. Фонвизину и многим другим. В XX веке сила сатиры Маяковского в поэзии не знает себе равных.

Сатира в стихах

Уже на ранних этапах творчества Владимир Маяковский сотрудничал с журналами «Новый сатирикон» и «Сатирикон». Сатира этого периода имеет налет романтизма и направлена против буржуазии. Ранние стихотворения поэта часто сравнивают с лермонтовскими из-за противопоставления авторского «Я» окружающему обществу, из-за ярко выраженного бунта одиночества. Хотя и в них отчетливо присутствует сатира Маяковского. Стихи близки футуристическим установкам, очень самобытны. Среди таковых можно назвать: «Нате!», «Гимн ученому», «Гимн судье», «Гимн обеду» и т. д. Уже в самих названиях произведений, особенно это касается «гимнов», слышна ирония.

Послереволюционное творчество Маяковского резко меняет свою направленность. Теперь его герои - не сытые буржуи, а враги революции. Стихотворения дополняются лозунгами и отражающими окружающие перемены. Здесь поэт проявил себя как художник, так как многие произведения состояли из стиха и рисунка. Эти плакаты вошли в серию «окна РОСТА». Их персонажи - безответственные крестьяне и рабочие, белогвардейцы и буржуи. Многие плакаты обличают пороки современности, которые остались от прошлой жизни, так как послереволюционное общество кажется Маяковскому идеалом, а все плохое в нем - пережитки минувшего.

Среди самых известных произведений, где достигает своего апогея сатира Маяковского, - стихи «Прозаседавшиеся», «О дряни» «Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе». Поэт использует гротеск для создания абсурдных ситуаций и часто выступает с позиции разума и здравого понимания действительности. Вся сила сатиры Маяковского направлена на разоблачение недостатков и уродств окружающего мира.

Сатира в пьесах

Сатира в творчестве Маяковского не ограничивается стихотворениями, она проявилась и в пьесах, став для них смыслообразующим центром. Самые известные из них - это «Клоп» и «Баня».

Пьеса «Баня» написана в 1930 году, и уже с определения ее жанра начинается авторская ирония: «драма в шести действиях с цирком и фейерверком». Конфликт ее состоит в противостоянии чиновника Победоносикова и изобретателя Чудакова. Само по себе произведение воспринимается легко и забавно, однако в нем показана борьба с бессмысленной и безжалостной бюрократической машиной. Конфликт пьесы разрешается очень просто: из будущего прибывает «фосфорическая женщина» и забирает лучших представителей человечества с собой, туда, где царит коммунизм, а бюрократы остаются ни с чем.

Пьеса «Клоп» написана в 1929 году, и на ее страницах Маяковский ведет войну с мещанством. Главный герой, Пьер Скрипкин, после несостоявшейся женитьбы чудесным образом попадает в коммунистическое будущее. Невозможно четко понять отношение к этому миру Маяковского. Сатира поэта нещадно высмеивает его недостатки: работу выполняют машины, любовь искоренена... Скрипкин кажется здесь самым живым и настоящим человеком. Под его влиянием общество постепенно начинает разрушаться.

Вывод

Владимир Владимирович Маяковский становится достойным продолжателем традиций М. Е. Салтыкова-Щедрина и Н. В. Гоголя. В стихах и пьесах ему удается метко обозначить все «язвы» и недостатки современного писателю общества. Сатира в произведениях Маяковского несет ярко выраженную направленность на борьбу с мещанством, буржуазией, бюрократией, нелепостью окружающего мира и его законов.

Владимир Владимирович Маяковский - самый известный русский поэт-футурист. Время его творческого расцвета пришлось на драматичный период истории России, время революций и Гражданской войны .

Детство и юность поэта Маяковского

Владимир Маяковский родился в 7 (19) июля 1893 года в городке Багдати (ныне на территории региона Имеретия, Грузия). Его отец служил лесником, а мать происходила из кубанских казаков. В 1902 году Владимира отдали в гимназию города Кутаиси. Там он впервые познакомился с агитационными материалами русских и грузинских революционеров. Через четыре года умер отец Маяковского, и семья переехала в Москву. Владимир перевёлся в московскую гимназию № 5, но проучился там только около года и был отчислен за неуплату. В 1908 году Маяковский вступил в РСДРП. В том же году его впервые арестовали за нелегальную деятельность. В последующие годы юношу арестовали еще несколько раз.

Начало поэтической деятельности Маяковского

Ещё в гимназии Маяковский начал писать стихи. Но строки, написанные им в ранней юности не сохранились. Сам поэт позже признавался, что считал свои ранние работы плохими. В 1910 году, после 11 месяцев ареста Маяковский вышел из партии, чтобы полностью посвятить себя поэзии. Вскорости подруга Маяковского Евгения Ланг побудила его заняться также живописью. Какое-то время Маяковский учился в школе МУЖВЗ, но не окончил учебный курс.

В 1912 году в сборнике «Пощёчина общественному вкусу» вышла первая публикация Маяковского - стихотворение «Ночь». В следующем году был напечатан собственный сборник поэта «Я». Рукопись Маковского снабдили несколькими рисунками и размножили литографическим способом. В 1913 году также была поставлена трагедия «Владимир Маяковский», в которой молодой поэт сыграл самого себя.

В 1914 году Владимир Маяковский чётко выразил свою антивоенную позицию. Когда поэта призвали в армию, Максим Горький посодействовал, чтобы его направили не на фронт, а в часть, расположенную в Петербурге при Учебной автомобильной школе. Невзирая на правительственные ограничения, Маяковский продолжал печататься. В 1915 году он познакомился с четой Брик и вскоре стал жить с ними. Летом 1917 года Маяковский был комиссован.

Восприятие революции В.Маяковским

Маяковский с восторгом принял Октябрьскую революцию . Позднее Маяковский говорил, что годы Гражданской войны были лучшими в его жизни. К годовщине Революции по тексту Маяковского в Петрограде прошла премьера пьесы «Мистерия-буфф» в постановке Мейерхольда и с костюмами Казимира Малевича. В послереволюционные годы к Маяковскому пришло признание. Его новые поэмы выходили большими тиражами. Восхищение поэта советской властью проявляется в «Стихах о советском паспорте», поэме «Владимир Ильич Ленин» и в «Советской азбуке». В 1919-1921 году Маяковский сотрудничал с агентством РОСТА (ныне агентство ТАСС) и выпускал агитационные плакаты «Окна РОСТА», сопровождая сатирические изображения собственными стихотворениями.

Специфика творчества В.Маяковского

Общепризнанно, что Маяковский - наиболее выдающийся из русских футуристов. Его работы отличаются такими особенностями: использование короткого стиха и разрывов строк («лесенки»); смешивание лирического и сатирического элемента; употребление эмоционально окрашенной, в том числе нецензурной, лексики; автобиографичность и отождествления автора и лирического героя.

Последние годы и смерть Мяковского

В двадцатые годы вышли поэма Маяковского «Хорошо», а также пьесы «Клоп» и «Баня». С 1922 по 1928 год он возглавлял объединение «ЛЕФ», в которое входили бывшие футуристы. В конце двадцатых годов на страницах правительственной печати всё чаще появлялась острая критика футуризма вообще и творчества Маяковского в частности. В 1928 году Маяковский окончательно расстался с Лилей Брик. Другие любовные связи поэта также были неудачными. К 1930 году Маяковский страдал от глубокой депрессии. В начале апреля 1930 года поэт начал планировать самоубийство.

14 апреля 1930 года Маяковский выстрелил себе в сердце. Со временем не раз возникали предположения о том, что Маяковского убили. В пользу этой версии якобы свидетельствует конфликт Владимира Владимировича со Сталиным . Однако биографы поэта уверены, что он свёл счёты с жизнью сам. На похоронах поэта присутствовали десятки тысяч людей. Со временем Маяковский стал самым узнаваемым поэтом первых лет советской власти, а его произведения в течение десятилетий входили в обязательную программу по русской литературе.

Владимир Владимирович Маяковский родился 7(19) июля 1893 года в с. Багдади (ныне с. Маяковски) близ г. Кутаиси, Грузия. Отец – лесничий, Владимир Константинович Маяковский (1857-1906 ), мать – Александра Алексеевна, урожденная Павленко (1867-1954 ).

В 1902-1906 гг . Маяковский учится в Кутаисской гимназии. В 1905 участвует в демонстрациях, в гимназической забастовке. В июля 1906 , после внезапной смерти отца, семья переезжает в Москву. Маяковский поступает в 4-ый класс 5-ой классической гимназии. Знакомится со студентами-большевиками; увлекается марксистской литературой; поручает первые партийные поручения. В 1908 году вступает в партию большевиков. Трижды был арестован – в 1908 и два раза в 1909 ; последний арест в связи с побегом политкаторжанок из Новинской тюрьмы. Заключение в Бутырской тюрьме. Написанную в тюрьме тетрадь стихов (1909 ), отобранную надзирателями и пока не найденную, Маяковский считал началом литературной работы. Освобожденный по несовершеннолетию из тюрьмы (1910 ), он решает посвятить себя искусству и продолжить учебу. В 1911 году Маяковский принят в московское Училище живописи, ваяния и зодчества. Осенью 1911 он знакомиться с Д. Бурлюком, организатором группы русских футуристов, сближается с ним в общем чувстве недовольства академической рутиной. В конце декабря 1912 года – поэтический дебют Маяковского: стихи «Ночь» и «Утро» в альманахе «Пощечина общественному вкусу» (где Маяковский подписал одноименный коллективный манифест кубо-футуристов).

Маяковский идет в атаку на эстетику и поэтику символизма и акмеизма, но в своих исканиях критически осваивает художественный мир таких мастеров, как А. Белый, «вырывается» из «обвораживающих строк» А. Блока, творчество которого для Маяковского – «целая поэтическая эпоха».

В среду кубо-футуристов Маяковский вошел со стремительно нарастающей в нем трагедийно-протестующей темой, по сути, восходящей к гуманистической традиции русской классики, вопреки нигилистическим декларациям футуристов. От урбанистический зарисовок – к катастрофическим прозрениям растет мысль поэта о безумии собственнического мира («Из улицы в улицу», 1912 ; «Адище города», «Нате!», 1913 ). «Я!» - название первой книги Маяковского (1913 ) – явилось синонимом боли и возмущения поэта. За участие в публичных выступлениях Маяковский в 1914 году был исключен из Училища.

Первая мировая война встречена Маяковским противоречиво. Поэт не может не испытывать отвращения к войне («Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», 1914 ), но ему некоторое время свойственна иллюзия обновления человечества, искусства через войну. Вскоре Маяковский приходит к осознанию войны как стихии бессмысленного разрушения.

В 1914 году Маяковский впервые встретился с М. Горьким. В 1915-1919 гг. живет в Петрограде. В 1915 году Маяковский знакомится с Л.Ю. и О.М. Бриками. Лилии Брик посвящены многие произведения Маяковского. С новой сил он пишет о любви, которая, чем громаднее, тем несовместимее с жутью войн, насилий и мелочных чувствований (поэма «Флейта-позвоночник», 1915 и др.).

Горький приглашает Маяковского сотрудничать в журнале «Летопись» и газете «Новая жизнь»; помогает поэту в издании второго сборника его стихов «Простое как мычание», вышедшего в издательстве «Парус» (1916 ). Мечта о гармоничном человеке в мире без войн и угнетения нашла своеобразное выражение в поэме Маяковского «Война и мир» (написана в 1915-1916 ; отдельное издание - 1917 ). Писатель создает гигантскую антивоенную панораму; в его воображении развертывается утопическая феерия общечеловеческого счастья.

В 1915-1917 гг. Маяковский отбывает военную службу в Петроградской автошколе. Принимает участие в Февральской революции 1917 года. В августе уходит из «Новой жизни».

Октябрьская революция открыла новые горизонты перед В. Маяковским. Она стала вторым рождением поэта. К первой годовщине Октября была поставлена в Театре музыкальной драмы задуманная еще в августе 1917 пьеса «Мистерия-буфф» (постановка В. Мейерхольда, с которым Маяковского до конца жизни связывали творческие поиски театра, созвучного революции).

Свои новаторские замыслы Маяковский связывает с «левым искусством»; он стремится сплотить футуристов во имя демократизации искусства (выступления в «Газете футуристов», «Приказ по армии искусства», 1918 ; входит в группу коммунистов-футуристов («комфуты»), издававших газету «Искусство коммуны»).

В марте 1919 Маяковский переезжает в Москву, где в октябре началось его сотрудничество с РОСТА. Присущая Маяковскому потребность в массовой агитационной деятельности нашла удовлетворение в художественной и поэтической работе над плакатами «Окна РОСТА».

В 1922-1924 гг . Маяковский совершает первые поездки за границу (Рига, Берлин, Париж и др.). Цикл его очерков о Париже – «Париж. (Записки Людогуся)», «Семидневный смотр французской живописи» и др. (1922-1923 ), запечатлевших художественные симпатии Маяковского (в частности, он отмечает мировое значение П. Пикассо), и стихи («Как работает республика демократическая?», 1922 ; «Германия», 1922-1923 ; «Париж. (Разговорчики с Эйфелевой башней)», 1923 ) явились подступом Маяковского к зарубежной теме.

Переход к мирной жизни осмысливается Маяковским как внутренне значимое событие, заставляющее думать о духовных ценностях будущего человека (неоконченная утопия «Пятый Интернационал», 1922 ). Поэтическим катарсисом становится поэма «Про это» (декабрь 1922 – февраль 1923 ) с ее темой очищения лирического героя, который через фантасмагорию обывательщины проносит неистребимый идеал человеческого и прорывается в будущее. Поэма впервые опубликована в первом номере журнала «ЛЕФ» (1923-1925 ), главным редактором которого становится Маяковский, возглавлявший литературную группировку ЛЕФ (1922-1928 ) и решивший сплотить вокруг журнала «левые силы» (статьи «За что борется Леф?», «В кого вгрызается Леф?», «Кого предостерегает Леф?», 1923 ).

В ноябре 1924 года Маяковский выезжает в Париж (позже он бывал в Париже 1925, 1927, 1928 и 1929 ). Он побывал в Латвии, Германии, Франции, Чехословакии, Америке, Польше. Открывая новые страны, он обогащал собственный поэтический «континент». В лирическом цикле «Париж» (1924-1925 ) лефовская ирония Маяковского побеждена красотой Парижа. Контраст красоты с пустотой, унижением, безжалостной эксплуатацией – обнаженный нерв стихов о Париже («Красавицы», «Парижанка», 1929 , и др.). Образ Парижа несет отблеск «громады-любви» Маяковского («Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой», 1928 ). В зарубежной теме Маяковского центральным является американский цикл стихов и очерков (1925-1926 ), написанный во время и вскоре после поездки в Америку (Мексика, Куба, США, 2-ая половина 1925 ).

В стихах 1926-1927 гг . и более поздних (вплоть до поэмы «Во весь голос») выявилась на новом этапе позиция Маяковского в искусстве. Высмеивая рапповских вульгаризаторов с их претензией на литературную монополию, Маяковский убеждает пролетарских писателей сплотиться в поэтической работе во имя будущего («Послание пролетарским поэтам», 1926; ранее статья «Леф и МАПП», 1923 ). Весть о самоубийстве С. Есенина (27 декабря 1925 ) обостряет раздумья о судьбе и призвании истинной поэзии, вызывает скорбь о гибели «звонкого» таланта, гнев против гнилого упадничества и бодряческого догматизма («Сергею Есенину», 1926 ).

В конце 1920-х Маяковский вновь обращается к драматургии. Его пьесы «Клоп» (1928 , 1-я пост. – 1929 ) и «Баня» (1929 , 1-я пост. – 1930 ) написаны для театра Мейерхольда. Они сочетают сатирическое изображение действительности 1920-х с развитием излюбленного мотива Маяковского – воскрешения и путешествия в будущее. Мейерхольд очень высоко оценивал сатирический талант Маяковского-драматурга, сравнивая его по мощи иронии с Мольером. Однако критиками пьесы, в особенности «Баня», были восприняты крайне недоброжелательно. И, если в «Клопе» видели, как правило, художественные недостатки, искусственность, то к «Бане» предъявляли претензии идейного характера – говорили о преувеличении опасности бюрократизма, проблемы которого в СССР не существует, и т.д. В газетах появились резкие статьи против Маяковского, даже под заголовком «Долой маяковщину!» В феврале 1930 , выйдя из состава Рефа (Революционный фронт [искусств], группа, образовавшаяся из остатков Лефа), Маяковский вступает в РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей), где сразу же подвергается нападкам за «попутничество». В марте 1930 Маяковский организовал ретроспективную выставку «20 лет работы», на которой были представлены все области его деятельности. (Срок в 20 лет отсчитывался, по-видимому, от написания в тюрьме первых стихов.) Выставку игнорировали и партийное руководство, и бывшие коллеги по Лефу/Рефу. Одно из множества обстоятельств: неуспех выставки «20 лет работы»; провал спектакля по пьесе «Баня» в театре Мейерхольда, подготовленный разгромными статьями в прессе; трения с другими членами РАПП; опасность потери голоса, которая сделала бы невозможными публичные выступления; неудачи в личной жизни (любовная лодка разбилась о быт – «Неоконченное», 1930 ), или их стечение, стало причиной того, что 14 апреля 1930 года Маяковский покончил с собой. Во многих произведениях («Флейта-позвоночник», «Человек», «Про это») Маяковский касается темы самоубийства лирического героя или его двойника; после его смерти эти темы были соответствующим образом переосмыслены читателями. Вскоре после смерти Маяковского, при активном участии членов РАПП, его творчество оказалось под негласным запретом, его произведения практически не публиковались. Ситуация изменилась в 1936 , когда Сталин в резолюции на письмо Л. Брик с просьбой о содействии в сохранении памяти Маяковского, издании сочинений поэта, организации его музея, назвал Маяковского «лучшим талантливейшим поэтом нашей советской эпохи». Маяковский был практически единственным представителем художественного авангарда начала 20 в., чьи произведения оставались доступны широкой аудитории весь советский период.