В настоящее время является актуальным изучение мотивационной сферы личности школьника с целью улучшения качества его образования, психологического здоровья.
ЗадачиРМО:
- Изучить механизмы развития учебно-познавательной мотивации, ее виды;
- Разработать психологическую методику по изучению учебной мотивации в начальной школе, в среднем и старшем звене;
- Оказать практическую помощь учителям в повышении мотивации учащихся.
Методы работы:
Анализ психолого-педагогической литературы;
Наблюдение за внешними параметрами учебной деятельности учащихся;
Диагностика учащихся;
Анализ полученных данных.
Для рассмотрения механизмов формирования мотивации у детей необходимо определить основные категории мотивации учения:
мотивация,
мотивационная сфера,
учебно-познавательный мотив.
В психологии под термином «мотив» понимается не только как осознанная потребность или как предмет потребности, но может и отождествляться с собственно потребностью. К мотиву также относят инстинкты, влечения (в западной психологии - драйвы), потребности, эмоции, установки, идеалы.
Философский энциклопедический словарь определяет «мотив» как «движущая сила, повод, побудительная сила»
В психологическом словаре мотив определяется, как:
1) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта;
2) предметно-направленная активность определённой силы;
3) материальный или идеальный предмет, побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности;
4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Виды мотивов
а) внешние и внутренние мотивы по отношению к деятельности. Внешними называют мотивы, побуждающие данную деятельность, но не связанные с ней. Мотивы, непосредственно связанные с самой деятельностью, называют внутренними. Внешние мотивы направлены на достижение поставленной цели, результата деятельности, а внутренние - на процесс деятельности;
б) осознаваемые и неосознаваемые мотивы , когда субъект знает, ради чего им осуществляется данная деятельность, а иногда заблуждается в своих побуждениях;
в) понимаемые и действующие мотивы , когда субъект понимает ради чего надо выполнять данную деятельность и ради которых он действительно осуществляет данную деятельность.
Внешние мотивы делятся на:
а) общественные (альтруистические - сделать добро, мотивы долга и обязанности);
б) личностные (мотивы оценки успеха - работа ради оценки, самоутверждения, благополучия - для избежания неприятностей).
Внутренние мотивы делятся на:
а) процессуальные (интерес к процессу деятельности);
б) результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный интерес);
в) мотивы саморазвития (ради развития каких-либо качеств, способностей).
Интерес в данном контексте понимается как потребность в эмоциональных переживаниях, которая удовлетворяется в деятельности.. Механизм сдвига мотива на цель
Под мотивами учебной деятельности школьников понимают внутренние импульсы, побуждающие школьников к внимательному отношению к своим учебным обязанностям, старательности, прилежанию, аккуратности в выполнении работы и т.п., а внешними импульсами учебной деятельности являются стимулы.
Исследователи указывают на взаимосвязь мотивов и целей, выделяют в структуре человеческой деятельности, их несовпадение считают генетически исходным для человеческой деятельности, а совпадение рассматривают как вторичное явление, как результат приобретения целью самостоятельной побудительной силы, как результат осознания мотивов, превращающего их в мотивы - цели. Согласно теории деятельности, цель есть представление о промежуточном результате деятельности, осуществление которого выступает как необходимое условие достижения конечного результата – «мотива». Следовательно, целеобразование, т.е. выбор цели, может выступать как выбор средства. Сама цель может стать мотивом, но тогда действие разворачивается в деятельность, то есть происходит «сдвиг мотива на цель». (А.Н. Леонтьев,6, с.304).
При описании данного механизма ученый разграничивает деятельность и действие. Необходимо знать, чем является для человека данный процесс: действием или деятельностью . Как указывает А.Н. Леонтьев, ответить на этот вопрос сразу невозможно - необходим психологический анализ, направленный на выявление мотива. Если предмет процесса служит побудительным источником, то для человека данный процесс выступает деятельностью, так как в ней находит удовлетворение познавательная потребность - потребность узнать, понять, уяснить себе что-либо. Если в иерархии мотивов доминирует стремление получить высокую оценку за совершённый процесс, то процесс выступает действием в структуре деятельности в форме подготовки.
Отметим, что изучаемый материал приобретает в данном случае значимость в связи с получением оценки, предмет действия выступает в сознании человека как его цель. Ребёнок должен быть мотивирован не только результатом, но самим процессом учебной деятельности. Тогда это будет также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.
Однако развивающий сдвиг мотива на цель не совершается сам по себе. Рассмотрим, как и при каких условиях это может происходить. Для этого обратимся к примеру, приведённому А.Н. Леонтьевым.
Первоклассника, которого не удается усадить за уроки, взрослый мотивирует игрой, ставя условие: сделаешь домашнее задание - пойдешь играть. С точки зрения теории деятельности ситуация такова: ребенок понимает то, что если он не выполнит домашнего задания, то получит двойку, огорчит учителя и родителей, что учиться - это его долг и обязанность и т.п. Для сознания ребенка эти мотивы существуют, но психологически они не действенны, то есть в мотивационной сфере первоклассника имеют место и «реально действующие» (возможность поиграть), и «только понимаемые» (долг, обязанность и т.д.) мотивы (6, с.291-293).
При определенных условиях мотив деятельности может переходить на цель действия. В примере выполнения домашнего задания получение высокой оценки представляют собой цели действий. Через некоторое время в результате подкрепления ребенок заботится об отметке за свою работу: сам начинает садиться за урок, старается выполнить задание (А.Н. Леонтьев, Ш.А. Амонашвили). Неправильно решенная задача огорчает его, т.е. психологически это означает, что ранее понимаемый мотив - получение высокой оценки приобрел новое качество - стал реально действующим, благодаря превращению цели действия в мотив деятельности. Общим условием такого превращения является более высокая значимость для ребенка результата действия по сравнению с побуждающим это действие мотивом. Значит, рождение нового мотива вызывает новые цели, а устойчивое достижение последних способствует обратному влиянию на мотивы - появлению новых мотивов
Изучение и выделение функций мотива связаны с определением и пониманием его сущности. А.Н. Леонтьевым и его последователями выделены две функции мотивов: побуждения и смыслообразования и по ним две группы мотивов - стимулирующие и смыслообразующие. «Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл , другие сопутствующие с ними мотивы играют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных), иногда эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующей функции. Это мотивы – стимулы»
Следует заметить, что такое различие относительно, так как в структуре конкретной деятельности мотив может выполнять функцию смыслообразования, или же функцию дополнительной стимуляции. Теоретические данные, полученные в ходе изучения смыслообразующей функции, позволяют рассматривать мотив как глубоко личностное образование.
Определение понятия мотивации
Л.И. Божович указывает, что сущность «мотивации» состоит в совокупности мотивов, которая определяет данную деятельность.
Мотивацию как педагогическую категорию стали рассматривать в первой трети ХХ в., но наибольшее распространение она получила во второй его половине. При рассмотрении мотивации учебной деятельности младших школьников исследователи освещают в дидактическом плане некоторые вопросы, связанные с формированием учебно-познавательной мотивации: цели учителя, психологическая подготовка обучаемых к овладению знаниями и умениями, стимулирование учебной деятельности, побуждение и руководство волей, условия организации учебной деятельности, мотивированность каждой темы и этапов урока. Понятия «мотивация», «мотив», «познавательный интерес», «познавательная потребность» - основные термины по данной проблеме.
Механизмы мотивации
Психологический механизм мотивации можно рассматривать как отражение в психике физиологических, физических, социальных и других объективных факторов, закономерностей человеческого взаимодействия с окружающим миром. Мотивационный механизм - это система психофизиологических, психических и социальных предпосылок мотивации как направленного побуждения человеческого поведения и деятельности (6). У человека нет природной предопределенности к развитию собственно человеческих мотивационных отношений, однако они могут возникнуть вследствие целенаправленного их формирования, воспитания.
Одним из механизмов, обеспечивающих развитие мотивации, является подражание. По своему происхождению оно относится к природным механизмам, но обеспечивает развитие мотивации в свободном направлении. Это значит, что на его основе и (или) с его помощью можно влиять на формирование и развитие мотивации.
Различают ситуативное подражание - повторение - и собственно мотивационное подражание, которое основано на эмоциональном заражении. Подражание-повторение обеспечивает формирование новых навыков, умений, знаний, способствуя этим развитию познавательной сферы ребенка и формированию мотивации. Подражание-повторение как механизм и другой человек как копируемый образец создают условия и возможности для определенного уровня мотивации, причем само развитие происходит благодаря механизмам специфических потребностей. Механизм мотивационного подражания предполагает не безразличие к эмоциональным отношениям других людей и готовность заимствовать, разделять эти отношения. В результате мотивационного подражания происходит изменение отношений индивида к явлениям мира.
Выделены механизмы формирования мотивации: «снизу вверх» и «сверху вниз». Суть первого заключается в том, что стихийно сложившиеся или специально организованные учителем условия учебной и трудовой деятельности, а также взаимоотношений избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической актуализации постепенно упрочняются и переходят в более устойчивые мотивационные образования.
Суть второго механизма заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой «форме» побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие.
Полноценное формирование мотивационной системы личности включает в себя оба механизма .
Мотивацию как простую совокупность мотивов, связанных с какой-либо конкретной деятельностью или актом поведения, следует отличать от мотивационной сферы личности человека, которая тоже представляет собой определённую совокупность мотивов. По Л.С. Выготскому, мотивационная сфера нашего сознания охватывает влечения и потребности, интересы и побуждения, аффекты и эмоции. Мотивационная сфера характеризуется совокупностью мотивов, представляющих собой иерархическую динамическую мотивационную систему. В этой системе потребности, мотивы и цели определённым образом соподчинены, взаимосвязаны и взаимообусловлены (4). Мотивационная сфера, по мнению А.Н. Леонтьева, - ядро личности.
Мотивационную сферу личности образует система побуждений - мотивов, потребностей, диспозиций, интересов и т.д. Их одновременно называют мотивационными переменными, детерминантами, элементами, компонентами структуры мотивации или мотивационными образованиями. В литературе мотивационные образования подразделяются по фактору локализации - внешние и внутренние (объективные и субъективные), по степени обобщённости предметного содержания - обобщённые и конкретные специфичные, по мере интериоризации мотивации - устойчивые и неустойчивые (в западной терминологии - диспозициональные и функциональные), по состоянию мотивов - потенциальные (латентные) и актуальные, по обусловленности мотивов - личностные и ситуационные детерминанты.
Основным механизмом становления мотивации на каждом возрастном этапе признается изменение объективных условий жизни ребенка, его отношения с окружающими людьми, обозначенное в литературе как рассогласование между реально занимаемым местом в системе общественных отношений и стремлением ребенка изменить это место.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае в деятельность учения, учебную деятельность. Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов. Она определяется самой образовательной системой, организацией образовательного процесса, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, уровень притязаний и т.д.), субъектными особенностями педагога и системы его отношений к ученику.
Мотив и мотивация характеризуются следующими наиболее значимыми параметрами:
Возможностью и способностью субъекта отражать окружающую действительность. Следовательно, мотивация зависит от того, насколько полно и объективно отражается субъектом действительность. На процесс отражения могут оказать влияние биологические (физический или психический недостаток субъекта) и социальные (недостаточность знаний об окружающих явлениях и др.) факторы и особые, нетипичные условия ситуации.
Направленностью - предметной избирательностью, отражающей то, что привлекает субъекта в деятельности (содержание, способ действий, виды и формы деятельности).
Силой - интенсивностью побуждения - одна из наиболее значимых характеристик; наиболее сильные мотивы называют ведущими или доминирующими. Они и определяют направленность деятельности и особенности поведения.
Устойчивостью - стабильностью побуждения во времени. С точки зрения выраженности этой характеристики мотивы разделяют на: ситуативные, определяемые сиюминутными обстоятельствами, и устойчивые, действующие в течение относительно большого временного интервала.
Модальностью - положительной или отрицательной эмоциональной окрашенностью.
Действенностью - способностью актуализировать необходимый в данной ситуации мотив, принять нужное для дела решение.
Возможность проблемы целенаправленного формирования и развития мотивов и потребностей человека обусловлена связью вопроса о развитии мотивов и потребностей с вопросом о развитии личности в целом.
Мотивация учебной деятельности доминирует в мотивационной сфере школьника. В учебной мотивации выделяют составляющие:
потребность,
отношение,
Положительное влияние на познавательные процессы, значит и на личность в целом, оказывает внутренняя мотивация. Внешняя мотивация имеет преимущество при решении частных задач. Внутренняя позиция, определяемая как «система потребностей и стремлений ребенка» (1), подвергается изменению под влиянием конкретных обстоятельств жизни. Она выражает отношение ребенка к тому объективному положению, которое он занимает, и на которое он претендует. «Именно внутренняя позиция, т.е. та система потребностей и стремлений ребенка, которая преломляет и опосредствует воздействия среды, становится непосредственной движущей силой развития у него новых психических качеств»
Стремление ребенка сохранить или изменить как объективно занимаемое положение, так и свою внутреннюю позицию определяет реальное состояние мотивационно-потребностной сферы. Включение ребенка в новые виды деятельности способствует разрешению возникающих противоречий, развитию сознания. Развитие сознания отражается в изменениях мотивации его деятельности.
Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними (диспозиционная мотивация), так и внешними (ситуационная мотивация) причинами. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором - о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации.
Внутренняя и внешняя мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций приводит к изменению восприятия субъектом ситуации.
Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.
Мотивационную сферу человека можно оценивать по следующим параметрам:
- Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей и целей.
Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей (для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только с помощью телевидения, а для другого также являются разнообразные книги, общение...)
Иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие - слабее и актуализируются реже.
Леонтьев описал один механизм образования мотивов , который получил название механизма сдвига мотива на цель : в процессе деятельности цель, к которой в силу определенных причин стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побудительной силой, т. е. мотивом (родители стимулируют ребенка прочитать книгу покупкой игрушки, однако у ребенка возникает интерес к самой книге, тогда чтение книг становится его потребностью). - Развития мотивационной сферы человека за счет расширения количества потребностей, что происходит в процессе его деятельности.
Леонтьев выделяет две функции мотивов : побуждения и смыслообразования . Смыслообразующие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие, сопутствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остро эмоциональных, аффективных (Это - мотивы-стимулы).
Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам.
Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними.
Внешние мотивы делятся на общественные : альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязанности (перед Родиной, перед своими родными и т. п.) и на личностные : мотивы оценки , успеха, благополучия, самоутверждения .
Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе познавательный) и мотивы саморазвития (ради развития каких-либо своих качеств и способностей).
Всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а несколькими, т. е. деятельность обычно полимотивирована . Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида. Чем больше мотивов определяют деятельность, тем выше общий уровень мотивации.
РЕФЕРАТ
Тема. Понятие мотива . Механизм формирования мотивов.
С одержание
Природа психического. Психика и деятельность
Направленность личности
Мотив. Потребность. Интерес
Механизм формирования мотивов
Мотивация в преступном поведении
Криминальные мотивы
Литература
Природа психического . Психика и деятельность
Характеристика психических явлений. Специфический круг явлений, которые изучает психология, выделяются отчетливо и ясно -- это наши восприятия, мысли, чувства, наши стремления, намерения, желания, мотивы и т. п. -- все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано.
Всякое действие человека исходит из тех или иных мотивов и направляется на определенную цель; оно разрешает ту или иную задачу и выражает определенное отношение человека к окружающему. Оно вбирает в себя, таким образом, всю работу сознания и всю полноту непосредственного переживания. Каждое самое простое человеческое действие -- реальное физическое действие человека -- является неизбежно вместе с тем и каким-то психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружающим. Стоит только попытаться обособить переживание от действия и всего того, что составляет его внутреннее содержание, -- мотивов и целей, ради которых человек действует, задач, которые его действия определяют, отношения человека к обстоятельствам, из которых рождаются его действия, -- чтобы переживание неизбежно исчезло вовсе.
Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении и проявляется. Деятельность и сознание -- не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое -- не тожество, но единство. Поведение человека не сводится к простой совокупности реакций, оно включает систему более или менее сознательных действий или поступков. Сознательное действие отличается от реакции иным отношением к объекту. Для реакции предмет есть лишь раздражитель, т.е. внешняя причина или толчок, ее вызывающий. Действие -- это сознательный акт деятельности, который направляется на объект.
Направленность личности
Человек не изолированное, замкнутое существо, которое живет и развивается из самого себя. Он связан с окружающим его миром и нуждается в нем.
Помимо предметов, необходимых для существования человека, в которых он испытывает потребность, без которых его существование или вообще, или на данном уровне невозможно, имеются и другие, наличие которых, не будучи объективно необходимым и не испытываясь субъективно как потребность, представляет для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы.
Испытываемая или осознаваемая человеком зависимость его от того, в чем он нуждается или в чем он заинтересован, порождает направленность на соответствующий предмет. В отсутствие того, в чем у человека имеется потребность или заинтересованность, человек испытывает более или менее мучительное напряжение, беспокойство, от которого он, естественно, стремится освободиться. Отсюда зарождается сначала более или менее неопределенная динамическая тенденция, которая превращается в стремление, когда уже сколько-нибудь отчетливо вырисовывается та точка, к которой все направлено.
Проблема направленности -- это, прежде всего вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют человеческую деятельность, сами в свою очередь определяясь ее целями и задачами.
Смена установки означает преобразование мотивации индивида, связанное с перераспределением того, что для него значимо.
Таким образом, направленность личности выражается в многообразных, все расширяющихся и обогащающихся тенденциях, которые служат источником многообразной и разносторонней деятельности. В процессе этой деятельности мотивы, из которых она исходит, изменяются, перестраиваются и обогащаются все новым содержанием.
Мотив. Потребность. Интерес
Мотивы человеческой деятельности являются отражением более или менее адекватно преломленных в сознании объективных движущих сил человеческого поведения. Сами потребности и интересы личности возникают и развиваются из изменяющихся и развивающихся взаимоотношений человека с окружающим его миром.
Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.
Термином "мотивация" в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека.
Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям.
Аффилиация - стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания , который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти - стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм - стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод - эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность - стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действия как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.
Мотив человеческих действий естественно связан с их целью, поскольку мотивом является побуждение или стремление ее достигнуть. Но мотив может отделиться от цели и переместиться: 1) на саму деятельность, как это имеет место в игре, где мотив деятельности лежит в ней самой, или в тех случаях, когда человек делает что-нибудь «из любви к искусству», и 2) на один из результатов деятельности. В последнем случае побочный результат действий становится для действующего лица субъективно целью его действий. Так, выполняя то или иное дело, человек может видеть свою цель не в том, чтобы сделать именно данное дело, а в том, чтобы посредством этого проявить себя или выполнить свой общественный долг.
Наличие мотивов деятельности, выходящих за пределы прямых целей действий, у человека как социального существа неизбежно и правомерно. Все, что человек делает, имеет помимо непосредственного результата в виде того продукта, который его деятельность дает, еще и какой-то общественный эффект: через воздействие на вещи он воздействует на людей. Поэтому у человека, как правило, в деятельность вплетается социальный мотив -- стремление выполнить свои обязанности или обязательства, свой общественный долг, а также проявить себя, заслужить общественное признание.
Мотивы человеческой деятельности чрезвычайно многообразны, поскольку проистекают из различных потребностей и интересов, которые формируются у человека в процессе общественной жизни. В своих вершинных формах они основываются на осознании человеком своих моральных обязанностей, задач, которые ставит перед ним общественная жизнь, так что в своих высших, в наибольшей мересознательных проявлениях поведение человека регулируется осознанной необходимостью, в которой оно обретает истинно понятую свободу.
Потребности . Личность -- это прежде всего живой человек из плоти и крови, потребности которого выражают его практическую связь с миром и зависимость от него. Наличие у человека потребностей свидетельствует о том, что он испытывает нужду в чем-то, что находится вне его, -- во внешних предметах или в другом человеке; это значит, что он существо страдающее, в этом смысле пассивное. Вместе с тем потребности человека являются исходными побуждениями его к деятельности: благодаря им и в них он выступает как активное существо.
Интерес -- это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности. В каждом интересе обычно в какой-то мере представлены оба момента, но соотношение между ними на разных уровнях сознательности может быть различным. Когда общий уровень сознательности или осознанность данного интереса невысоки, господствует эмоциональная привлекательность. На этом уровне сознательности на вопрос о том, почему интересует то-то, ответ может быть только один: интересует, потому что интересует, нравится, потому что нравится.
Действие, совершаемое человеком, не является совершенно изолированным актом: оно включается в более обширное целое деятельности данной личности и лишь в связи с ней может быть понято.
Решающее значение целей и задач сказывается и на мотивах. Они определяются задачами, в которые включается человек, во всяком случае не в меньшей мере, чем эти задачи -- мотивами. Мотив для данного действия заключается именно в отношении к задаче, к цели и обстоятельствам -- условиям, при которых действие возникает. Мотив как осознанное побуждение для определенного действия, собственно, и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив в его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия. Мотив -- как побуждение -- это источник действия, его порождающий; но, чтобы стать таковым, он должен сам сформироваться.
Механизмы формирования мотивов
Советская психологическая наука в качестве общего механизма возникновения мотивов рассматривала реализацию потребностей «в ходе поисковой активности», то есть деятельности. Центральная закономерность этого процесса - развитие мотивов через изменение и расширение круга деятельности. Таким образом, источником развития мотивов является постоянно развивающийся процесс общественного производства материальных и духовных благ.
Потребность -- это исходная форма активности живых организмов. Потребность можно описать как периодически возникающее состояние напряжения в организме живых существ. Возникновение данного состояния у человека вызвано нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствием необходимого для индивида предмета. Это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называется потребностью.
Потребности человека могут быть разделены на биологические, или органические (потребность в пище, воде, кислороде и др.), и социальные. К социальным потребностям следует отнести в первую очередь потребность в контактах с себе подобными и потребность во внешних впечатлениях, или познавательную потребность. Эти потребности начинают проявляться у человека в самом раннем возрасте и сохраняются на протяжении всей его жизни.
Как связаны потребности с деятельностью? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выделить два этапа в процессе развития каждой потребности. Первый этап -- это период до первой встречи с предметом, который удовлетворяет потребность. Второй этап -- после этой встречи.
Как правило, на первом этапе потребность для субъекта оказывается скрыта, «не расшифрована». Человек может испытывать чувство какого-то напряжения, но при всём этом не отдавать себе отчета в том, чем это состояние вызвано. Со стороны поведения состояние человека в этот период выражено в беспокойстве или постоянном поиске чего-либо. В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап «жизни» потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности.
В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как предмет потребности, или опредмеченная потребность. Именно через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту. Вслед за опредмечнванием потребности и появлением мотива поведение человека резко меняется. Если ранее оно было ненаправленным, то с появлением мотива оно получает свое направление, потому что мотив -- это то, ради чего совершается действие. Как правило, ради чего-то человек совершает много отдельных действий. И вот эта совокупность действий, вызванных одним мотивом, и называется деятельностью, а конкретнее -- особенной деятельностью, или особенным видом деятельности. Таким образом, благодаря мотиву мы вышли на высший уровень структуры деятельности в теории А. И. Леонтьева -- на уровень особенной деятельности.
Следует отметить, что деятельность совершается, как правило, не ради одного мотива. Любая особенная деятельность может быть вызвана целым комплексом мотивов. Полимотивированность человеческих действий -- типичное явление. Например, ученик в школе может стремиться к успехам в учебе не только ради желания получать знания, но и ради материального вознаграждения со стороны родителей за хорошие оценки или ради поступления в высшее учебное заведение. Все же, несмотря на Полимотивированность человеческой деятельности, один из мотивов всегда является ведущим, а другие -- второстепенными. Эти второстепенные мотивы представляют собой мотивы-стимулы, которые не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.
При анализе деятельности единственный путь -- это движение от потребности к мотиву, затем к цели и деятельности. В реальной жизни постоянно происходит обратный процесс, -- в ходе деятельности формируются новые мотивы и потребности.
Но в процессе деятельности круг потребностей, а следовательно и мотивов, значительно расширяется. Необходимо подчеркнуть, что механизмы образования мотивов в современной психологической науке полностью не изучены.
В психологической теории деятельности более подробно изучен один такой механизм -- это механизм сдвига мотива на цель (механизм превращения цели в мотив). Суть его состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т. е. сама становится мотивом. Это происходит только в том случае, если достижение цели сопровождается позитивными эмоциями.
Мотивация в преступном поведении
В психологическом механизме преступного поведения принятие субъектом преступной цели является центральным звеном. Криминальная цель у субъекта возникает вследствие личностной приемлемости преступного способа удовлетворения потребности или разрешения проблемной ситуации. Необходимость же принятия цели предопределяется побуждением -- мотивом. Мотив отражает то, ради чего субъект совершает действия (например, удовлетворить некоторую потребность), в то время как цель предопределяет способ и непосредственный результат действий (например, заработать деньги для удовлетворения потребности или украсть деньги).
Источниками мотивов могут быть внутренние и внешние факторы. Внутренние источники побуждений представляют собой потребности и притязания, личностные ценности, требующие защиты или обеспечения своего блага, жизненные планы, привычные атрибуты жизнедеятельности и пристрастия и т.д. Внешними источниками мотивов выступают условия жизнедеятельности или конкретные обстоятельства, в которых возникает проблемная ситуация, например угрожающая некоторым личностным ценностям, затрагивающая интересы, т.е. требующая своего разрешения. Возникновение мотива и принятие цели обусловливается личностно своеобразным восприятием и оценкой внешних условий и обстоятельств ситуации, т.е. процессом социальной перцепции. Таким - образом, мотивообразование и социальная перцепция «обеспечивают» принятие цели в преступном поведении. Изучение их характера и роли в порождении преступного поведения необходимо для понимания причин и условий этого поведения, а также для установления психологических свойств, выступающих элементами криминогенной склонности личности.
Ряд исследователей считают, что мотив сам по себе не предопределяет необходимость принятия именно криминальной цели-способа, поскольку любое побуждение можно произвольно направить в социально приемлемое либо антисоциальное русло, т.е. удовлетворить порождающую мотив потребность (как правомерным, так и преступным способом. При этом есть социально дезадаптированные мотивы, которые реализовать социально приемлемым способом субъективно оказывается весьма сложно или практически невозможно. Такие мотивы как бы способствуют принятию противоправных целей-способов в поведении, выступают криминогенно значимыми. Есть и мотивы собственно криминальные, порожденные потребностью в совершении определенного преступного деяния -- криминальными влечениями. Криминогенное содержание мотивов обусловливается определенными мотивообразующими свойствами личности, о которых сказано ниже. То же самое можно сказать и о социальной перцепции субъекта поведения. Его представления о социальной ситуации могут носить достаточно адекватный социально-правовой характер, а могут иметь искаженное -- криминогенно значимое содержание. Рассмотрим более подробно криминогенные мотивы и криминогенное содержание социальной перцепции, которые выступают условиями, способствующими принятию криминальных целей (способов) действий в порождении преступного поведения.
Криминальные мотивы
Это мотивы, порожденные собственно криминальной потребностью, которая проявляется в форме влечения к совершению определенного вида общественно опасного деяния. Субъективно переживаемая нужда в совершении такого деяния выступает предметом потребности. Криминальная потребность может представлять укоренившуюся привычку систематического совершения определенных видов преступных действий либо возникнуть в результате действия иного психологического механизма. Ее реализация обеспечивает состояние удовлетворенности, разрядку внутреннего напряжения.
Такого рода мотивы проявляются как влечения к совершению: краж (чаще всего так называемых «карманных»), сексуально-насильственных деяний; истязаний определенных категорий людей; убийств, сопряженных с изнасилованием, причинением мучений жертве или иным глумлением над ней; хулиганства, связанного с насильственными или эксгибиционистскими действиями; актов вандализма, учинения пожаров и др. Импульсивно возникающее непреодолимое влечение к совершению определенного общественно опасного деяния относят к психической болезни -- патологии влечений. При этом этот тип психических аномалий вряд ли можно рассматривать как полностью исключающий вменяемость, поскольку преступник, побуждаемый криминальным влечением, способен воздерживаться от совершения уголовно наказуемого деяния, если ситуация явно неблагоприятна, чревата опасными для него последствиями.
Криминогенно значимые мотивы порождаются различными социально дезадаптированными потребностями, удовлетворение которых правомерным способом является весьма затруднительным либо вообще не может быть осуществлено. Эти мотивы могут представлять ряд типов, различаясь по своим источникам.
Первый тип представляют мотивы, порожденные гипертрофированными аморальными влечениями, удовлетворение которых субъект реально не может обеспечить правомерным путем или это удовлетворение связано с криминальным риском -- с высокой вероятностью перехода аморального поступка в преступное деяние. Такие влечения могут выражаться в алкоголизме, наркомании, в пристрастии к играм на деньги, к дракам, потребности в систематических развлечениях аморального характера, в половой распущенности и др. Указанные влечения могут быть связаны с психическими аномалиями и относиться к патологии влечений.
Второй тип выражают мотивы, порожденные гипертрофированными потребностями (притязаниями), т.е. потребностями, уровень которых явно завышен, не соответствует индивидуальным или социальным возможностям обеспечения их правомерного удовлетворения и при всём этом явно превышает социально средний или жизненно необходимый уровень (иначе эти потребности нельзя называть гипертрофированными). Интенсивное переживание таких потребностей при осознании невозможности их удовлетворить правомерным способом как бы вынуждает субъекта прибегнуть к незаконному способу действий. Такая «криминогенно вынуждающая» мотивация может порождаться:
* неадекватно завышенными притязаниями материального характера в обеспечении материального достатка, приобретении дорогостоящего имущества, услуг, в дорогостоящих развлечениях и т.д.;
* гипертрофированной потребностью властвования над другими людьми (например, над представителями определенных социальных групп), доминирования в межчеловеческих отношениях, которое проявляется в деспотизме, в чрезмерной подозрительности и враждебности;
* чрезмерно завышенными притязаниями в достижении престижного статуса в группе или в определенной общности людей (известности, влиятельности), в самовыражении (переживании самодовольства от обращения на себя внимания других людей, их восхищения, зависти или опасения), а также потребностью в самоутверждении, побуждающей к рискованным и иным действиям, не адекватным разумной необходимости или совершаемым вопреки социальным нормам и требованиям (весьма характерно для преступников, стремящихся приобрести «криминальный авторитет»).
Третий тип криминогенно значимых мотивов представляют побуждения, обусловленные нуждой в разрядке устойчивых отрицательных эмоциональных состояний субъекта. Эти состояния выражаются в устойчивом переживании чувств отчужденности, тревоги, неполноценности, обиды, зависти, озлобленности, агрессивности и др. Такие переживания могут порождаться и фиксироваться в результате постоянной неудовлетворенности элементарных социальных потребностей, прежде всего потребностей в физической и моральной защищенности, в эмоционально близких межличностных отношениях, а также в результате систематического неблагоприятного внушающего воздействия лиц из ближайшего социального окружения. Указанные переживания при их обострении или в криминогенных ситуациях способствуют совершению неправомерных действий, в результате которых происходит временная разрядка переживаний, компенсация или удовлетворение депривированной потребности. В качестве психологических свойств личности, обусловливающих такого рода эмоционально-мотивационные переживания выступают соответствующие акцентуации характера и эмоционально-мотивационные установки.
Четвертый тип криминогенно значимых мотивов проявляется в остром переживании отрицательного чувства по отношению к определенным социальным субъектам и объектам, выступающим как правоохраняемые ценности.
Эти переживания вызваны сложившимися (зафиксированными в качестве психологических свойств личности) острыми неприязненными отношениями к тем или иным людям, социальным группам, государственным и общественным институтам и другим правоохраняемым социальным ценностям. Указанные переживания порождают у субъекта побуждения к вредоносному воздействию на данные социальные ценности. Неприязненные отношения выражаются в убеждениях об отрицательном (вредоносном) значении данных субъектов и объектов. Часто оказывается, что чувственный компонент неприязненного отношения выступает определяющим при отсутствии достаточно ясного представления о реальном отрицательном «значении» конкретного человека или группы людей, к которым индивид испытывает отрицательное отношение.
Пятый тип представляют криминогенно значимые мотивы, порождаемые потребностями в социально-«отчужденном» образе жизни, личностные ценности (которые могут стать жизненными целями) приобщения к группе противоправной направленности, приобретения авторитета среди лиц, совершающих преступления. Потребность быть включенным в «криминальную» социальную среду может быть следствием привыкания к этой среде и одновременного отчуждения от нравственной культуры общества. Эта потребность приобретает характер неосознаваемого влечения у профессиональных преступников, лиц, проведших значительную часть времени в местах лишения свободы. В такой среде они находят возможность самовыражения, удовлетворения потребности в общении, персонализации (т.е. потребности быть признанным как личность).
Шестой тип криминогенно значимых мотивов представляют побуждения, вызванные неадекватной в нравственном и юридическом плане оценкой значения внешних условий. Неадекватно отрицательная оценка условий может побуждать к юридически неоправданным агрессивно-защитным или иным неправомерным действиям. Искаженно благоприятная оценка условий способна провоцировать действия субъекта по достижению личностно ценного результата, не имеющие законных оснований, или действия, юридически рискованные. Криминогенная значимость мотивов, обусловленная неадекватной оценкой внешних условий, является следствием определенных деформаций личностных свойств, проявляющихся в социальной перцепции и определяющих значение и личностный смысл воспринимаемых социальных явлений -- условий жизнедеятельности и конкретных ситуаций.
Л итература
1. Юридическая психология. М., 2004. 810 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии (Серия Мастера психологии). - СПб., Издательство Питер, 2000 712 с.
3. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Психология. 4-е изд., исп. и доп. М., 2005. 224 с.
4. Дружинин В.Н. Психология. Учебник для экономических вузов. СПб., 2002.- 672 c.
5. Еникеев М.И. Юридическая психология.- СПб., 2004. 480 c.
Мотивационное переключение
1.1. Предмотивационное образование (знаемый мотив) как стадия развития мотива _____________
Часто бывает так, что человек осознает, понимает необходимость выполнения определенной деятельности, но это не побуждает его к действиям. Это свидетельствует о том, что мотив еще не сформирован, но существует предпосылка к его развитию - определенное предмотивационное образование (знаемый мотив).
Знаемые мотивы - это понимание, осознание необходимости определенной деятельности, но это знание лишено побуждающей функции (не побуждает личность к действиям). Такое понимание и осознание выполняет важную роль в формировании мотивов. На определенном уровне развития мотивы сначала выступают как знаемые, как возможные, но пока что не побуждающие к действиям (АЛеонтьев, 1975).
Искусство воспитания заключается в умении придать более высокое значение «знаемым мотивам» (предмотивационным образованиям), и таким образом трансформировать их в моти-
вы действующие. Самого по себе понимания необходимости выполнения определенной деятельности недостаточно. Воспитание личности не должно ограничиваться только учением, передачей субъекту определенной суммы знаний (значений). Без нахождения человеком личностного смысла данное знание (т.е. значение) не способно побуждать к деятельности.
Что же обеспечивает превращение «знаемых мотивов» в действующие? А.Леонтьев писал, что мотивы, которые «понимаются» (а к действиям не побуждают), лишены личностного смысла. Следовательно, наделение их личностным смыслом содействует трансформации в реально действующие мотивы.
Другим важным фактором в развитии мотивов является включение знаемых мотивов в мотивационную структуру личности, связь их с другими мотивами и потребностями, что наделяет знаемые мотивы (предмотивационные образования) побуждающей функцией (т.е. переводит в категорию действующих). Внутренняя работа личности в плане сознания обеспечивает связь этих мотивов с другими мотивами и потребностями. Когда предмотивационное образование («знаемый мотив») занимает определенное место в системе мотивов, можно говорить о его переходе в категорию действующих мотивов.
Некоторые психологи различают потенциальные и реально действующие мотивы.
Потенциальные мотивы - это те мотивы, которые при определенных обстоятельствах могут побуждать к деятельности, но в данный момент не актуализируются. В разряд потенциальных мотивов могут перейти те мотивы, которые в настоящее время потеряли свою актуальность или вытеснены на периферию другими мотивами (т.е. в иерархии мотивов занимают значительно более низкое место, чем раньше).
Мотивационное смещение
(автономизация мотива) как психический механизм [_______________развития мотивации __________
В контексте проблемы развития новых потребностей и мотивов чрезвычайно важным является то, что способы удовлетворения потребности автономизируются, сами становятся потребностями (мотивами). Например, коллекционирование книг, которое сначала удовлетворяло познавательную потребность, может стать само по себе потребностью, т.е. перерасти в библиофилию (Олпорт, 1938; К.Обуховский, 1972; АЛеонтьев, 1975).
Подобным образом действует и механизм формирования патологической потребности, например патологической зависимости от алкоголя. Когда человек только начинает употреблять алкоголь, он может быть средством удовлетворения некоторой потребности (например, коммуникативной или сексуальной, как средство облегчения межличностных контактов). В процессе удовлетворения с помощью алкоголя этих потребностей позитивные эмоции смещаются с потребности на средство, т.е. на алкоголь (Б.Братусь, 1988).
Длительное подкрепление операции (которая была только средством удовлетворения потребности) позитивными эмоциями приводит к мотивационному смещению этих эмоций с потребности на действие. В результате операция, которая раньше была только средством удовлетворения других потребностей, насыщается позитивными эмоциями и приобретает автономный побуждающий характер (т.е. становится потребностью или мотивом). Таким образом, она уже сама по себе побуждает к деятельности, а не реализовывает другие мотивы и потребности. Вследствие этого операция приобретает мотивационную автономность, превращаясь в новый мотив.
Например, управление автомобилем было раньше средством удовлетворения определенных социальных потребностей. Сначала человек, побуждаясь некоторыми мотивами или потребностями (например, материальными), садился за руль и ехал, чтобы удовлетворить их. Со временем, получая удовольствие от реализованных мотивов и потребностей, что достигалось определенными действиями и операциями (связанными с управлением автомобилем и ездой), отдельные действия приобретали значительную привлекательность и могли стать самостоятельной потребностью.
Смещение мотива на операцию (действие) наблюдается в тех случаях, когда человек под влиянием некоторого мотива (или некоторой потребности) берется за выполнение определенных действий, а потом выполняет их ради них самих. Операция, которая раньше была средством удовлетворения потребности, автономизируется и становится самостоятельной потребностью.
Например, школьник раньше выполнял домашние задания во избежание наказания либо хотел получить одобрение или вознаграждение. Впоследствии он может учить данный предмет по
собственному желанию, проявляя заинтересованность к процессу и содержанию работы. Раньше учение выступало как условие реализации какого-то другого мотива, например мотива одобрения или избежания наказания. Спустя некоторое время это занятие (которое было только средством удовлетворения определенных потребностей) нравится само по себе. Вследствие таких мотивационных смещений школьник впоследствии может читать учебник потому, что ему нравится данная тема и он получает удовольствие от процесса и содержания работы, а не потому, что он стремится избежать наказания или пытается удовлетворить требования взрослых, как это было раньше.
Процесс мотивационного смещения и формирования нового мотива можно представить еще и таким образом. Действие, побуждаясь определенным мотивом, в процессе его выполнения связывается с другими потребностями и получает от них моти-вационный заряд. Со временем вследствие серии позитивных эмоций, которыми сопровождалось выполнение определенного действия, оно начинает привлекать само по себе (т.е. приобретает автономное мотивационное значение). В результате операция уже сама по себе способна побуждать к активности, приобретая, таким образом, функцию мотива.
Яркий пример смещения мотива на цель или превращение операции, средства в самостоятельную потребность - деятельность героя гоголевской «Шинели» Акакия Акакиевича Башмачкина: «Служил он в департаменте чиновником для переписывания казенных бумаг, и было это занятие для него разнообразным и привлекательным миром. После работы, дома, наспех пообедав, он сразу же начинал переписывать бумаги, которые принес с собой». Часто он переписывал специально для себя, ради собственного удовлетворения. Акакий Акакиевич не только испытывал наслаждение и огромное удовольствие от переписывания бумаг, но и не воображал своей жизни без этого занятия. Как случилось, что переписывание казенных бумаг заняло центральное место в его личности, приобрело статус потребности, стало смыслом его жизни? Мы не знаем конкретных обстоятельств, но так или иначе обстоятельства эти привели к тому, что произошло смещение одного из главных мотивов на цель, даже на операции (на переписывание бумаг), которые вследствие этого превратились в самостоятельную потребность (А.Леонтьев, 1975).
Механизм развития новых мотивов и потребностей можно представить в виде смещения позитивных эмоциональных переживаний с конца, с результата на процесс, на средства и промежуточные операции. Вследствие этого формируются новые
мотивы, потребности и ценности. Все эти средства, промежуточные цели, которые опосредствовали удовлетворение потребности, сами могут приобретать статус мотивов. Например, изучение математики как средства (или промежуточной цели) удовлетворения определенных потребностей может приобрести самостоятельную мотивационную силу: в результате этого формируется новый мотив, который связан с привлекательностью данной деятельности. Раньше изучение математики выступало как средство в контексте другой деятельности (подготовка к вступительным экзаменам), как средство удовлетворения определенных социальных потребностей. В дальнейшем, в процессе позитивного подкрепления или смыслообразования, данное действие, операция или средство приобретают автономное мотиваци-онное значение и уже сами по себе способны побуждать к деятельности.
Существенным для механизмов развития мотивации является то, что структурный компонент деятельности (действие, операция, средство или промежуточная цель) связываются с потребностями, вступают в коммуникацию с другими мотивами и потребностями и получают от них мотивационный (энергетический) заряд.
______ 1.3. Мотивационное переключение _________
Мотивационное переключение - это психологический механизм формирования мотивации (интереса) к объекту путем перенесения энергии на него с другого объекта.
Воспитательное влияние сказок, басен, рассказов состоит в применении мотивационного переключения: к добрым делам поощряют возможностью получить царство, долгую жизнь или жену-красавицу. Энергию, интерес переключают с того, что является важным и привлекательным для человека (долгая жизнь, богатство и т.п.), на то, к чему стремятся сформировать интерес и позитивную мотивацию (В.Вилюнас, 1990).
Объектом, на который переключается позитивная мотивация, может быть, например, математика, физика, история, Родина и т.п. Например, в песнях или поэзии любовь к матери пытаются опосредствованно перенести (переключить) на отношение человека к Родине, стремясь таким способом сформировать к ней соответствующие чувства. Когда отец рассказывает сыну о богатых людях, которые достигли успеха благодаря настойчивости
или научным поискам, то таким образом он пытается сформировать у детей интерес к определенной деятельности.
Механизм действия мотивационного переключения можно представить следующим образом. Вообразите, что определенная деятельность или некоторый предмет ассоциируется у человека с чем-то приятным (с тем, что вызывает позитивные эмоции, нравится ему). Это предоставляет возможность переключения позитивной энергии с этого привлекательного объекта (или деятельности) на другой предмет, к которому мы стремимся сформировать интерес (мотивацию).
Воспитательное влияние на человека при использовании мотивационного переключения предусматривает актуализацию уже существующих мотивационных отношений (позитивного отношения, интереса, любви к чему-либо), которые направляются на новый предмет или содержание. Имеющееся мотивационное отношение (что субъективно выражается в эмоциональном отношении, любви к определенному предмету) воспитатель пытается переключить на новый предмет или содержание (В.Вилюнас, 1990).
Например, мы пытаемся сформировать у человека позитивное отношение, интерес (позитивную мотивацию) к А. Для этого мы стремимся связать А с чем-то приятным для человека: с богатством, любимым человеком и т.п., т.е. с тем, что вызывает позитивные эмоции и стремления.
В практике воспитания и мотивационных тренингов постоянно применяют мотивационное переключение. Например, если мы стремимся побуждать детей к определенной деятельности, то говорим им: «Делай то-то и будешь сильным, красивым, умным». Это не что иное, как мотивационное переключение. Когда мы рассказываем студентам о человеке, который достиг славы, богатства, счастья благодаря добросовестному труду в определенной области, то пытаемся сформировать у них интерес, мотивацию. Используя этот механизм, переключаем энергию, позитивную мотивацию с важной и привлекательной для субъекта деятельности (или предмета) на то, к чему мы стремимся сформировать мотивацию.
Таким образом, практика воспитания дает немало примеров того, что формирование нового мотивационного отношения (позитивного отношения, интереса) происходит вследствие попыток связать явления, к которым эти отношения формируются, с другими явлениями (предметами), которые такое отношение уже вызывают.
1.4. Мотивационное обусловливание
Мотивационное обусловливание - это передача эмоционального (мотивационного) значения новому содержанию (предмету), т.е. распространение эмоционального переживания на новое содержание (или на новый предмет).
Упрощенно мотивационное обусловливание можно представить как переключение и фиксацию эмоций на новое содержание (предмет).
Еще Спиноза писал: «Вследствие того, что мы видели некоторую вещь в аффекте удовольствия или неудовольствия... мы начинаем ее любить или ненавидеть». Позитивная или негативная эмоция, «привязываясь» к определенному предмету (содержанию), придает ему соответствующую эмоциональную окраску и делает более привлекательным (или непривлекательным). После нескольких сочетаний эмоции с предметом мы начинаем эмоционально относиться к нему.
Вследствие мотивационного обусловливания нейтральные раздражители (предметы, содержание), которые предшествуют появлению эмоциональных раздражителей или их сопровождают, сами приобретают способность вызывать эмоции.
Практика воспитания демонстрирует значение механизма мотивационного обусловливания: если родители хвалят или целуют ребенка за хороший поступок, они таким образом подкрепляют определенные действия (поведение). Позитивные эмоции, которые ребенок получает вследствие похвалы или поцелуя, сочетаются (ассоциируются) с определенными действиями, которые вследствие этого становятся более привлекательными (В.Вилю-нас, 1990).
В ходе исследований Уотсона экспериментатор ударял в гонг, вызывая громкий звук (и страх у ребенка) в тот момент, когда 11-месячный мальчик пытался коснуться лабораторной крысы. Шести таких сочетаний безусловного (громкий звук) и условного раздражителей (вида крысы) оказалось достаточно, чтобы у ребенка сформировалось негативное отношение К животному, при виде которого он пугался и начинал плакать. Впредь ребенок проявлял страх также по отношению к другим животным. Это свидетельствует о том, что мотивационное значение приобретают (вследствие обусловливания) не только целостные предметы (крыса), но и отдельные их свойства (шерстяной покров, форма). Эти свойства начинают восприниматься эмоционально и в том случае, если входят в состав других предметов.
Таким образом, мотивационное обусловливание - это передача эмоционального (мотивационного) значения определенному предмету, содержанию, связывающая его с соответствующей эмоцией (позитивной или негативной). Мотивационное обусловливание - это переключение (распространение) эмоции на определенный предмет или содержание, который вследствие этого становится эмоционально привлекательным. Обусловливание происходит тогда, когда определенная эмоция фиксируется на новом предмете или содержании.
Условия эффективного обусловливания следующие (рис. 14):
Рис. 14. Механизм мотивоционного обусловливания
Здесь Пр° - эмоционально нейтральный предмет; Пр + , Пр~ - приобретение предметом позитивного либо негативного мотивационного значения вследствие соединения с позитивной либо негативной эмоцией соответственно; Э + , Э~~ позитивная и негативная эмоции соответственно
1) эмоция и предмет должны накладываться друг на друга одновременно. Когда эмоция (например, удовольствие, отсроченное во времени) возникает позже действия предмета, ее мотивационное влияние ослабляется (и соответствующее отношение к предмету не формируется);
2) необходимое число связей Э+Пр. Для того чтобы предмет приобрел мотивационное значение, необходимо не одно, а несколько сочетаний во времени эмоции (переживания) (Э) и предмета (действия) (Пр).
Какое число сочетаний является эффективным, трудно предусмотреть, поскольку эмоционально нейтрального, индифферентного предмета практически не существует. У человека, как правило, уже есть определенное отношение (позитивное или негативное) к нему. Если у субъекта сформировалось негативное отношение к предмету, то позитивное отношение с помощью мотивационного обусловливания (подкрепление) сформировать
значительно сложнее, чем в том случае, когда предмет является индифферентным для человека.
3) достаточная сила эмоции. Эмоция Э является более сильной, чем Э, а негативное переживание Э - более неприятным, чем Э. Сильное удовольствие (позитивная эмоция) и сильный страх (негативная эмоция) будут иметь больший эффект и соответственно большее мотивационное влияние, чем слабые.
1.5. Мотивационная (эмоциональная) фиксация
Иногда определенная эмоция (радость, удивление, страх и др.) с первого раза настолько зафиксировалась (закрепилась) в памяти человека, что на всю жизнь оставляет эмоциональный след и определяет отношение к объектам (человеку, предмету, ситуации), которые обусловили эту эмоцию.
Мы удивляемся и не можем понять, почему произошла стойкая эмоциональная фиксация (и возникла привязанность, симпатия, любовь) к кому-то или чему-то. Почему мужчине нравятся именно худые женщины, почему определенный предмет одежды способен вызывать у некоторых людей такое сильное сексуальное возбуждение, почему интерес у мальчика с раннего детства зафиксировался на математике?
Мотивационная (эмоциональная) фиксация - механизм развития мотивации, который состоит в мгновенном приобретении и длительном сохранении объектами мотивационного (эмоционального) значения, которого они раньше не имели. Процесс мотивационной фиксации осуществляется, как правило, довольно быстро, часто при первой встрече с объектом фиксации. Мотивационная фиксация - это механизм развития мотивации {приверженности, интереса, любви) путем способности эмоцио-генного события оставаться в памяти (В.Вилюнас, 1990).
Эмоции оставляют в памяти человека следы, которые впоследствии превращаются в определенное отношение к чему-то (или в стойкое чувство). При этом часто первая встреча, первое удовольствие настолько закрепляется в эмоциональной памяти, что на долгие годы определяет мотивационное отношение к объекту фиксации.
Таким образом, фиксация следов эмоциональных влияний тесно связана с процессами памяти и научения.
1.5.1.Зависимость мотивационной фиксации от интенсивности и глубины эмоций
Способность эмоций оставлять следы в памяти зависит от их интенсивности. Наиболее ярко запоминается (фиксируется в памяти) то, что нас очень поразило, удивило, огорчило. Э.Торндайк писал: «Чем больше удовольствие или дискомфорт, тем больше усиливаются или ослабляются связи». Событие, которое нас эмоционально сильно поразило, помнится дольше.
Однако есть данные, которые не позволяют абсолютизировать это положение. У взрослого человека интенсивность эмоции не всегда является показателем ее важности. В соответствии с концепцией Е.Крюгера, существуют значительные отличия между интенсивностью и глубиной эмоционального переживания. Глубинные эмоции, по его мнению, более стойки и проявляют тенденцию к меньшей интенсивности, чем бурные.
Положение о лучшем запечатлении сильных эмоций относительно. Ведь, возможно, оскорбление, выслушанное человеком сдержанно и спокойно, оставляет в психике «более крепкие» следы, чем оскорбление, на которое человек аффективно отреагировал. По мнению В.Вилюнаса, глубина эмоций, мера их «проникновения» в личностные структуры является, возможно, даже более важным детерминантом их фиксации в памяти, чем их сила (интенсивность).
1.5.2.Зависимость мотивационной фиксации от типа эмоции
Известно, что одни эмоции оставляют «более крепкий» след (сильнее фиксируются) в эмоциональной памяти, чем другие. П.Блонский писал, что лучше всего запоминается то, что вызывает страдание, страх и удивление. Эти эмоции фиксируются в памяти сильнее и воспроизводятся в будущем легче.
Достаточно крепкая фиксация эмоций лежит в основе таких патологических симптомов, как мании, фобии, навязчивые состояния (П.Жане, 1911).
Навязчивый страх, который возник при определенных обстоятельствах, может настолько сильно укрепиться в эмоциональной памяти человека, что будет возникать постоянно при аналогичных обстоятельствах. Удивление является той эмоцией, которая способна в соответствующих ситуациях, особенно у детей, привести к эмоциональной фиксации и обусловить возникновение стойкого интереса к какому-либо предмету.
Таким образом, определенные эмоции (страх, страдание и т.п.) оставляют сильный след в эмоциональной памяти и приводят к возникновению мотивационной фиксации.
1.5.3.Сенситивний период в формировании мотиваци-онных фиксаций
Мотивационная фиксация (стойкая приверженность) формируется преимущественно в течение определенного, достаточно ограниченного сенситивного (критического) периода. Процесс мотивационной фиксации осуществляется довольно быстро, часто при первой встрече с объектом фиксации. Только в определенный период онтогенетического развития человека может формироваться такая стойкая эмоциональная фиксация (приверженность).
Почему существует сенситивный период, в течение которого возможно формирование мотивационной фиксации? Как правило, это ранний период, когда психика ребенка является более чувствительной к впечатлениям и переживаниям. Эмоциональные события в этот период способны прочно закрепиться в памяти ребенка и создают мотивационные фиксации. Именно в ранний период жизни человека развивается расположение к определенным людям, интерес к некоторым видам деятельности. Именно в сенситивный период могут формироваться такие стойкие эмоциональные (мотивационные) фиксации. Однако следует отметить, что эмоциональные фиксации могут со временем угасать и переучиваться. Это может происходить как спонтанно, так и под влиянием особых условий (например, в случае исчезновения объекта симпатии или отсутствия подкрепления).
1.5.4.Мотивационные фиксации во взаимоотношениях матери и младенца
Способ, с помощью которого мотивационная фиксация (приверженность) развивается и фокусируется у младенца на определенном лице (например, на матери), подобен способу развития такого поведения (импринтинга) у животных.
Д.Боулби выделяет следующие закономерности мотивационной фиксации у младенцев:
1) приверженность (например, к матери) развивается очень быстро и, как правило, в течение ограниченного периода жизни;
2) сформированная приверженность остается относительно стойкой.
Потребность в эмоциональном контакте у младенцев фиксируется на образе матери или других взрослых (вследствие их внимания, заботы, ласкового отношения). Это приводит к развитию мотивационной фиксации - стойкого расположения к определенному лицу. В соответствии с концепцией Д.Боулби, само по себе присутствие рядом матери радует, успокаивает ребенка, а отсутствие - повышает тревожность. Младенец положительно реагирует на появление матери и стремится к эмоциональному контакту с ней (как с объектом мотивационной фиксации).
Не только взрослый для младенца, но и младенец для родителей становится объектом любви (мотивационной фиксации). В формировании материнских чувств также существует критический (сенситивный) период, и первые 24 часа после рождения ребенка являются наиболее чувствительными. Матери, которые в родильном доме имели длительный контакт с младенцем, при обследовании через месяц и через год выявляли несколько большее расположение к своим детям по сравнению с контрольной группой (E.Aronson, 1988).
Ранний детский период является сенситивным для определенных видов мотивационной фиксации (которые являются относительно стойкими психическими образованиями и нелегко подвергаются коррекции).
** Вопросы для самоконтроля
I Что такое предмотивационное образование?
2. В чем заключается сущность автономизации мотива (моти-
визационного смещения) ?
3. От каких факторов зависит интенсивность мотивационной
фиксации?
4. Каковы условия эффективного обусловливания?
Рис. 16. Структура мотивации достижения
Мотив достижения дифференцирует людей по их стремлению к успеху. Люди с высоким показателем мотива достижения стремятся достичь высоких результатов (успехов) в деятельности. Тогда как индивиды с низким показателем мотива достижения безразличны к успехам, их не интересуют высокие результаты, и они ничего не делают для их достижения.
Мотив достижения существенно влияет на активность в определенной ситуации или сфере деятельности. Однако не только он, но и другие факторы (сложность задания, ценность успеха, вероятность, т.е. шансы достижения успеха) влияют на стремление к успеху в определенный момент времени (в конкретной ситуации или сфере деятельности).
Может оказаться, что у субъекта с сильным мотивом достижения в определенной ситуации мотивация достижения будет невысока, поскольку эта деятельность не имеет для него ценности, д человек с высоким показателем мотива достижения в некоторой конкретной ситуации, возможно, не будет стремиться достичь успеха, поскольку задание будет слишком сложным и шансы (вероятность) достижения успеха - незначительными. Тогда как индивид с низким мотивом достижения при определенных обстоятельствах (посильность задания, большие шансы достичь успеха, привлекательность деятельности) будет демонстрировать высокий уровень мотивации достижения.
Таким образом, мотивация достижения определяется как устойчивыми атрибутами личности (мотивом достижения), так и ситуативными факторами (шансы на успех, ценность деятельности, сложность задания).
2.2.2.Ожидание успеха (субъективная вероятность достижения успеха - Р у)
Р у мы понимаем как ожидание того, что выполнение действия приведет к успеху (т.е. к достижению цели). Следовательно, Р у - это степень уверенности в том, что деятельность будет иметь успех.
От того, насколько человек уверен в успехе, зависит мотива-ция его деятельности. Чем больше человек надеется на успех (чем выше показатель Р у), тем больше усилий он склонен прилагать, тем более сильной будет его мотивация достижения.
Люди, которые надеются на успех в деятельности, которые ожидают позитивных результатов, являются более целеустремленными, мотивированными, их стремление достичь успеха (т.е. мотивация достижения) будет более сильным.
Например, я вряд ли возьмусь за дело, если думаю, что существует незначительный шанс (вероятность) достичь успеха. И наоборот, когда я уверен в возможности успеха (когда субъективная вероятность достижения успеха Р у превышает 50%), я буду интенсивнее работать (уровень мотивации достижения будет выше).
В выборе вида деятельности (дела) человек руководствуется многими факторами, в том числе и возможностью (вероятностью) достижения успеха. Например, вы считаете, что в этом деле почти невозможно достичь успеха (субъективная вероятность достижения успеха является невысокой, Р у = 20%). Во втором виде деятельности, по вашему мнению, значительно больше шансов на успех (субъективная вероятность достижения успеха является высокой, Р у > 50%). Очевидно, что вы будете склонны взяться за второе дело (уровень мотивации ко второй деятельности будет выше вследствие преимущества Р у и шансы на успех будут большими).
2.2.3.Факторы, от которых зависит субъективная вероятность достижения успеха
Среди условий, которые влияют на ожидание успеха (субъективную вероятность достижения успеха - Р у) важное место занимают следующие факторы (рис. 17):
Рис. 17. Факторы, влияющие на ожидание успеха
1) представление о своих способностях (субъективная оценка своих способностей), которое формируется на основании успехов и неудач в прошлом;
2) субъективная сложность задания;
3) убеждение в зависимости успеха от затраченных усилий.
Известно, что люди, которые рассчитывают на успех в выполнении деятельности, справляются с ней лучше. Ожидание высокого (позитивного) результата влияет на формирование у человека чувства эффективности, которое побуждает его лучше работать. Вера в свои способности, в собственную состоятельность преодолеть трудности побуждает к настойчивой работе. А если человек не уверен в своих силах, не надеется на успех, то это «отбивает» желание работать.
Вера в собственный успех зависит от успешности в предыдущих попытках (деятельности), от соответствующего настроя на успех. Если человек часто достигал успехов в прошлом, то это положительно влияет на формирование надежды на успех (он верит в себя и в свою состоятельность достичь успеха). А поражения, неудачи в прошлом негативно влияют на веру в успех. После серии неудач человек теряет уверенность в себе, ожидает поражения и в следующих попытках. Вот почему для формирования чувства эффективности в деятельности важным является наличие хотя бы небольших успехов.
Дети с одинаковыми достижениями иногда по-разному оценивают собственные способности и имеют различные ожидания. Так, мальчики, как правило, более уверены в своих способностях, чаще ориентированы на успех (и ожидают позитивного результата), чем девочки. Таким образом, не только предыдущие успехи и неудачи определяют надежду на успех, но и оценка своих способностей. Такая самооценка является относительно стабильным психическим образованием, хотя ситуативные факторы в известной степени влияют и на нее. Уверенность в собственных способностях может повысить веру человека в эффективность его деятельности. Когда человек осознает наличие у себя способностей, которые могут обеспечить успех, это положительно отражается на его уверенности в успешности собственных действий. В целях осознания своих способностей и повышения уверенности следует задать себе следующие вопросы:
- Какими способностями я обладаю?
- Как ими воспользоваться, чтобы достичь успеха?
- Как когда-то эта моя способность помогала мне достичь успеха?
Другим важным фактором уверенности в своих силах является наличие ресурсов, которые способны помочь в достижении поставленных целей. Следует внимательно пересмотреть все ресурсы (методики, знания, людей, которые склонны и способны помочь) и подумать, как ими можно воспользоваться:
- Какие эффективные методики есть в моем распоряжении?
- Какие люди (коллеги, друзья и др.) способны мне помочь?
- Какие знания можно использовать?
III. Похвала (одобрение)
Одобрение учитывается тогда, когда кто-нибудь одобряет, отмечает или награждает другого (других) за хорошую работу или достижение положительных результатов. К одобрению принадлежат утверждения, в которых предусматривается возможность вознаграждения (что характеризует признание за позитивное достижение). Одобрение учитывается также, когда кто-нибудь констатирует хорошее качество, аккуратность, оригинальность работы другого человека.
Если герой рассказа высказывает только возможность похвалы или вознаграждения, то это также учитывается как одобрение (например: «Если он усовершенствует машину, то получит повышение»).
Примеры утверждений, которые принадлежат к этой категории:
1. Учитель хвалит ученика за оригинально решенную задачу.
2. Директор повышает плату своему подчиненному за добросовестный труд.
3. Научный руководитель говорит студенту, что в последнее время он работает значительно лучше.
IV. Позитивное эмоциональное состояние (Э +)
Как Э + учитываются асе эмоциональные состояния (радость, удовольствие) в пределах определенной деятельности, которые касаются определенной работы и достижения успеха. К этой категории принадлежат утверждения, в которых герой рассказа выражает радость, восторг, удовольствие (т.е. позитивные эмоции) в процессе работы.
Речь должна идти о четко позитивном эмоциональном состоянии (утверждения наподобие «радуется...», «удовлетворен...», «улыбается...», «восторжен...»).
Примеры изречений, которые принадлежат к категории Э + :
1) он с радостью изучает эту тему;
2) они удовлетворены своей работой;
3) он радуется, что сумел преодолеть трудности и что его работа успешно продвигается;
4) наконец работа закончена: он ощущает облегчение и удовольствие;
5) успех придает ему смелость и вдохновение;
6) отец радуется, что его сын успешно выполнил данное задание. (Такие позитивные эмоциональные состояния, которые связаны с достижениями или успехами другого лица в рассказе, также учитываются как Э\)
Факторы успешности тренинга
1. Возраст участников тренинга {наибольшая эффективность тренинга в средних классах школы).
2. Пол учеников (у мальчиков в результате тренинга наблюдаются более существенные изменения мотивации достижения).
3. Тип учебных предметов (тренинг является более эффективным относительно тех учебных предметов, которые предусматривают более конкретные учебные действия, в которых связь между действием и результатом более проста и очевидна). Именно поэтому тренинг мотивации достижения является наиболее эффективным при изучении таких дисциплин, как математика, физика, химия. Что касается гуманитарных предметов, где не существует четкой градации успешности, эффективность тренинга мотивации достижения более низкая.
* Вопросы для самоконтроля
1. Что такое мотивация достижения?
2. Какие существуют теоретические концепции развития мотивации достижения?
3. Какие выделяют категории мотивации достижения?
4. Какие этапы формирования мотива достижения можно выде-
лить?
5. Назовите факторы успешности тренинга мотивации достижения.
Тренинг причинных схем
Психологическая причинность и причинные схемы
Влияние причинных схем на поведение. Выученная беспомощность
Программа изменения причинных схем
Позитивное влияние на мотивацию объяснения собственных неудач недостаточными усилиями
Преимущества причинного тренинга по сравнению с подкреплением успехом
Связь причинных схем с эмоциями
Психические механизмы развития мотивации
Предмотивационное образование (знаемый мотив) как стадия развития мотива
Мотивационкое смещение (автономизация мотива) как психический механизм развития мотивации
Мотивационное переключение
Мотивационное обусловливание
Мотивационная (эмоциональная) фиксация
1.1. Предмотивационное образование (з
Мотив - это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.
Термином "мотивация" в современной психологии обозначаются как минимум два психических явления: 1) совокупность побуждений, вызывающих активность индивида и определяющую ее активность, т.е. система факторов, детерминирующих поведение; 2) процесс образования, формирования мотивов, характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.
В современной психологической литературе существуют несколько концепций взаимосвязи мотивации деятельности (общения, поведения). Одна из них - теория каузальной атрибуции .
Под каузальной атрибуцией понимается истолкование субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей и развитие на этой основе способности предсказывать их будущее поведение. Экспериментальные исследования каузальной атрибуции показали следующее: а) человек объясняет свое поведение не так, как он объясняет поведение других людей; б) процессы каузальной атрибуции не подчиняются логическим нормам; в) человек склонен объяснять неудачные результаты своей деятельности внешними, а удачные - внутренними факторами.
Теория мотивации достижения успехов и избегания неудач в различных видах деятельности . Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи мотивации достижения успехов и качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило, ухудшается при слишком низком или слишком высоком.
Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также определенный локус контроля, самооценку, уровень притязаний.
Мотив достижения успеха - стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи -относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения. Локус контроля - характеристика локализации причин, исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность, как и наблюдаемое им поведение и ответственность других людей. Интернальный (внутренний) локус контроля - поиск причин поведения и ответственности в самом человеке, в себе; экстернальный (внешний) локус контроля - локализация таких причин и ответственности вне человека, в окружающей его среде, судьбе. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств и недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний (в нашем случае) - желаемый уровень самооценки личности (уровень "Я"), максимальный успех в том или ином виде деятельности (общения), которого рассчитывает добиться человек.
Личность характеризуют и такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи людям (альтруизм) и агрессивность. Это мотивы, имеющие большое социальное значение, так как они определяют отношение личности к людям. Аффилиация - стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые взаимоотношения. Антиподом мотиву аффилиации выступает мотив отвергания , который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым лично знакомыми людьми. Мотив власти - стремление человека обладать властью над другими людьми, господствовать, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм - стремление человека бескорыстно оказывать помощь людям, антипод - эгоизм как стремление удовлетворять своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других людей и социальных групп. Агрессивность - стремление человека нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. Наряду с тенденцией агрессивности у человека есть и тенденция ее торможения, мотив торможения агрессивных действий, связанный с оценкой собственных таких действия как нежелательных и неприятных, вызывающих сожаление и угрызения совести.