Становление волевых качеств личности научные статьи. Факторы влияния на оценки степени развития волевых качеств личности. Развитие волевых качеств

1

Статья посвящена рассмотрению урока в школе как одной из форм развития волевых качеств у подростков на протяжении экспериментальной части диссертационного исследования. Автор утверждает, что урок в общеобразовательных учреждениях, по сравнению с другими формами применения средств физической культуры, имеет ряд преимуществ, заключающихся в: систематической форме занятий физическими упражнениями, проводимыми в единстве с другими средствами физической культуры, осуществлении педагогического процесса под непосредственным руководством преподавателя с учетом возрастно-половых, индивидуальных возможностей учащихся и др. В целях достижения цели, на всем протяжении эксперимента учебный год был разделен на три этапа, позволившим детям адаптироваться и адекватно воспринять нагрузку: исходный, основной и коррекционно-контрольный. Автор также отмечает, что в процессе эксперимента урок выступал как одна из основных форм применения средств физической культуры по решению данной проблемы, выполняя поставленные задачи по развитию таких волевых качеств, как настойчивость, выдержка, решительность, инициативность и целеустремленность, посредством выполнения учебных задач, обязательности в выполнении заданий преподавателя, через создание соревновательной обстановки на занятиях. Сущность изложенного в статье сводится к тому, что волевые качества у подростков развиваются через выполнение физических упражнений, а урок в этом контексте выполняет важнейшую роль по их развитию. Следовательно, лишь при соблюдении всех условий авторской программы по развитию волевых качеств у подростков средствами физической культуры, мы смогли достичь запланированного результата.

приемы активизации механизмов включения волевых усилий подростков на уроках физической культуры

волевые качества подростков

урок физической культуры

1. Алхасов, Д.С. Преподавание уроков физической культуры / Д.С. Алхасов. – М.: МГОУ, 2013. – 178 с.

2. Артеменков, А.А. Физическая культура: учебное пособие / А.А. Артеменков, З.С. Варфоломеева, М.К. Одноочко и др. – Череповец, ЧГУ, 2012. – 152 с.

3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1977. – 349 с.

4. Болизова, И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции в онтогенезе / И.В. Болизова // Психологический журнал. – Т. 19. – № 4. – 1998. – С. 27-40.

5. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для пед. ин-тов / под ред. А. В. Петровского. – М. : Просвещение, 1973. – 268 с.

6. Горбунов, Ю.Я. Возрастная динамика развития волевой активности в учебной деятельности: монография / Ю.Я. Горбунов. – Пермь: Пермский гос. пед. ун-т, 2011. – 123 с.

7. Горшков, А.Г. Физкультурно-оздоровительная технология: учебное пособие / А.Г. Горшков. – М.: НОУ ВПО МИФКиС, 2013. – 100 с.

8. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков / В.П. Кащенко. – М.: Просвещение, 1994. – 223 с.

9. Менхин, Ю.В. Физическое воспитание: теория, методика, практика / Ю.В. Менхин. – М.: СпортАкадемПресс, Физкультура и спорт, 2006. – 376 с.

10. Обухова, Л.Ф. Детская психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.

В нормативно-правовых документах, регламентирующих деятельность общеобразовательных учреждений, любого типа и вида, развитие волевых качеств у подростков - одна из приоритетных задач. И это не случайно, поскольку их развитие одновременно сколь «вечная», столь и «актуальная» педагогическая проблема.

«Вечная» потому, что, во-первых, ее решение приходится на особый, подростковый возраст человека, в течение которого активно формируются и развиваются все, в том числе и волевые личностные качества. Во-вторых, она не имеет однозначного, «раз и навсегда», решения, поскольку каждое новое поколение подростков вступает во взрослую жизнь в новых социальных условиях, испытывает на себе воздействие как новых, так и «старых», но значительно переформатированных факторов. Поэтому на каждом новом этапе общественного развития требует научного осмысления, проработки приемов, форм, методов решения.

«Актуальная» в силу того, что для каждого подростка, родителей и учителей, это значимая, практическая задача. От ее результативного решения во многом зависит настоящее и будущее подростка, его способность преодолеть трудности и вызовы переходного периода, его успешность вступления во взрослую жизнь. Волевые качества - это не какие-то отсроченные личностные качества, которые сыграют свою роль в будущем. Они актуальны «здесь и сейчас», как в учебной, так и в постоянно расширяющейся и усложняющейся внеучебной деятельности.

В силу этих обстоятельств выбор проблемы не случаен. Он обусловлен как «вечностью» и «актуальностью» практической задачи развития волевых качеств, так и особым характером и возможностями влияния на этот процесс средств физической культуры. Средства физической культуры позволяют удовлетворить стремление подростков к физическому совершенствованию, ускорению темпов собственного развития, желанию выделиться, самоутвердиться, добиться авторитета, усилить интерес к себе, занять достойное место в кругу сверстников.

Средства физической культуры применяются в работе с подростками в разных формах: урок физической культуры, физкультурные ме-роприятия в режиме учебного дня, спортивные сорев-нования, физкультурные праздники, занятия в спор-тивных кружках и секциях и т.п. Вместе с тем основной формой применения средств физической культуры для решения конкретных учебно-воспитательных задач является урок.

Урок по сравнению с другими формами применения средств физической культуры имеет ряд преимуществ. Он является систематической формой занятий физическими упражнениями, проводится в единстве с другими средствами физической культуры, осуществляется под непосредственным руководством преподавателя с учетом возрастно-половых и индивидуальных возможностей учащихся . В теории и методике физической культуры к уроку предъявляются достаточно жесткие требования, от выполнения которых зависит результативность решения любых задач урока .

  1. Четкость определения задач урока. На каждый урок может быть определено по 2-3 задачи, одна из них должна быть связана с развитием конкретного волевого качества, в зависимости от того конкретного упражнения, который будет на уроке основным.
  2. Целесообразный отбор средств и методов обучения на уроке, соответствующих поставленным задачам. Никакая задача урока не может быть достигнута без заранее обдуманного отбора учебного материала, без учета подготовленности класса, возрастно-половых особенностей.
  3. Обеспечение тесной связи урока с предыдущими и последующими по направленности педагогических задач, содержанию учебного материала, объема и интенсивности физических нагрузок.
  4. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке. Любой урок только тогда будет способствовать развитию волевых качеств, когда учитываются индивидуальные особенности занимающихся.
  5. Постоянное видоизменение содержания уроков, методики их проведения и организации. Разнообразие содержания, методики и процессуального обеспечения уроков способствует формированию у детей интереса к занятиям физической культурой, а значит, оказывает более интенсивное влияние на развитие волевых качеств.
  6. Обеспечение безопасности занятий на уроках. Повышенная травмоопасность уроков физической культуры обусловлена характером его содержания - работой на спортивных площадках, гимнастических снарядах, с различными предметами, которые при неправильной организации урока могут привести к травмам у отдельных учеников. В этом случае о развитии волевых качеств можно будет и забыть.
  7. Постоянный контроль над ходом и результатами деятельности на уроках. Он позволяет осуществлять оперативное управление деятельности учащихся на уроках, оперативно вносить необходимые корректировки, индивидуально помогать в освоении физического упражнения.

Каждое из этих требований не является каким-то специальным для решения задачи развития волевых качеств у подростков. В то же время их выполнение является обязательным, без учета этих требований решение любой конкретной воспитательной задачи урока, в том числе и по развитию волевых качеств, просто невозможно.

Исходя из этого, в ходе экспериментальной работы по развитию волевых качеств у подростков, проведенной нами в 2011/12 - 2012/13 учебных годах на базе муниципального автономного образовательного учреждения «Лицей № 36» и Свято-Покровской классической православной гимназии г. Саратова, мы предложили преподавателям физической культуры реализовывать эти требования, условно разделив учебный год на три этапа: исходный (первая четверть), основной (вторая и третья четверти) и контрольно-коррекционный (четвертая четверть).

На «исходном» этапе в ходе уроков мы исходили из того, что подростки за время летних каникул соскучились по коллективу одноклассников, воспринимают уроки физической культуры в большей степени как такую «форму учебы», которая представляет собой возможность в полной мере удовлетворить естественную потребность в двигательной активности в составе коллектива одноклассников. Они не утратили пока желания общаться и играть в коллективе, «жить» в нем. Поэтому большое внимание уделялось обеспечению и научению их этой активной деятельности, через активное использование спортивных игр по упрощенным правилам, как правило, на свежем воздухе, занятий по легкой атлетике, с активным использованием приема проведения различных эстафет. На данном этапе большое внимание уделялось и созданию условий для самопознания подростком самого себя, через оценку его поведения и деятельности преподавателем и сверстниками. Поощрение в виде похвалы, справедливые замечания со стороны преподавателя, одноклассников, объективная оценка достигнутых результатов оказывают ему реальную помощь в самопознании и развитии настойчивости, выдержки, целеустремленности. С целью самопознания и развития волевых качеств на данном этапе активно практиковались проведение бесед по таким темам «Почему мы такие разные?», «Коллектив, в котором я живу», «Как победить неуверенность в себе» и т.п.

На втором этапе основное внимание уделялось процессам самоутверждения подростков в коллективе. Как отмечают большинство детских психологов, в этом возрасте самоутверждение чаще всего происходит через агрессивное поведение и редко через интеллект подростка . Поэтому задача состояла в том, чтобы оптимальным для развития волевых качеств образом направить «агрессивность» подростков в русло активной физической (спортивной) состязательности. Важным моментом на данном этапе является развитие у них привычек заботы о своих товарищах в ходе занятий по физической культуре, об успехах коллектива в спортивной деятельности, об оказании помощи отстающим, о согласовании своей деятельности с потребностями коллектива. Развитие волевых качеств настойчивости и выдержки на этом этапе активно идет через развитие терпеливости в выполнении учебных задач, обязательности в выполнении заданий преподавателя, через создание соревновательной обстановки на занятиях. Повышению решительности способствует уверенность в своих силах, для чего задания каждому ученику должны быть «достижимо трудны». То есть они должны быть достижимы для каждого и вместе с тем достаточно трудны, настолько, насколько необходимо включения волевых усилий для их выполнения. Большое внимание на этом этапе уделялось развитию волевых качеств в коллективе и через коллектив. Для этого активно использовались спортивные игры, в ходе которых подросток с необходимостью должен проявлять ответственность перед коллективом, чувство товарищества, взаимопомощи, что достаточно активно развивает целеустремленность, решительность, выдержку.

На третьем, коррекционно-контрольном этапе осуществлялся мониторинг достигнутых уровней развития волевых качеств у подростков по методике, выбранной и адаптированной нами для проведения работы по развитию волевых качеств. На основании анализа полученных результатов в содержательную часть программы развития волевых качеств вносились необходимые коррективы, которые были обязательны для учета в следующем цикле развития волевых качеств (учебном годе). Большое внимание в ходе этого этапа уделяется контрольным занятиям, на которых проверяется уровень развития физических качеств. Для того чтобы получить максимальную отметку, подросток должен мобилизоваться и проявить имеющиеся волевые качества - целеустремленность, настойчивость, решительность, без этого получение хорошего результата невозможно. На этом этапе ярко проявляется осознанный подход к занятиям физической культурой. Подростки активно отстаивают свое право на известную самостоятельность, свободу в действиях. Они не переносят назойливого назидания, чрезмерной опеки, у них активно проявляется общественная инициатива, самостоятельность в постановке цели, выборе путей ее достижения, принятие на себя ответственности в ее достижении. Все это поощрялось и направлялось преподавателями в разумное русло.

Одним из эффективных приемов развития волевых качеств в ходе уроков физической культуры стало ведение «Дневника саморазвития» каждым подростком. В таком «Дневнике» подросток должен был самостоятельно наметить цели по развитию у себя основных физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости на четверть, обозначив, каких результатов он хотел бы достичь по каждому из этих качеств. При помощи преподавателей и родителей наметить способы и приемы их достижения, как в учебное, так и внеучебное время. Ежедневно отмечать в дневнике, что удалось выполнить, а что нет, и почему не удалось выполнить. Вносить коррективы на каждый последующий день с учетом того, чего не выполнил ранее. Для более успешного выполнения того, чего сам же и спланировал, подростку рекомендовались индивидуальные приемы стимуляции волевых усилий: самоубеждение, обращение к чувству долга, самоодобрение, самоприказание, самозапрещение и т.п. Важную роль играли и рекомендованные подросткам обязательные для выполнения правила: поставил цель - иди к ней неуклонно; выполнение запланированного - залог успеха; окончил день - подведи итоги (целеустремленность); делай не то, что нравится, а то что нужно; препятствия для того и существуют, чтобы их преодолевать (настойчивость); сначала пойми - потом решай; если решил - делай (решительность); прежде чем ответить - подумай; прежде чем сделать - подумай дважды; удовлетворяя свои интересы - учитывай интересы других (выдержка); не жди, когда тебе укажут, подскажут, дадут задание - действуй по собственной инициативе; будь судьей самому себе; больше полагайся на себя, чем на других (самостоятельность).

Экспериментальная работа показала, что ведение подобных дневников для большинства подростков, особенно в начале эксперимента, было очень не простым делом. Понадобилось активное участие родителей в этом процессе. Для этого с ними на одном из родительских собраний были проведены инструктажи по контролю над ведением таких дневников. Дневники стали обязательными для ежедневной проверки родителями. Главной целью таких дневников было не достижения в развитии физических качеств (хотя на это они изначально направлены, и это в учебном плане важно), а активизация механизмов включения волевых усилий для их развития. Так как полученные результаты свидетельствуют, что прямой корреляции между физическими и волевыми качествами нет. Быть сильным, выносливым, быстрым - не значит быть самостоятельным, целеустремленным, решительным, выдержанным. А вот добиться предельно возможных для себя на данный момент времени уровней развития физических качеств, включив для этого все свои волевые усилия, очень важно в подростковом возрасте. Такая работа объективно способствует развитию всех актуальных для подростка волевых качеств.

Таким образом, главное назначение урока физической культуры - это создание условий для развития волевых качеств. Чувствуя доверие и уважение к себе со стороны взрослых, веря в свои силы и самостоятельность, подростки охотно, с большим желанием участвуют в физкультурно-спортивной деятельности, максимально проявляя свои волевые качества. Кроме того, у них активно формируются навыки ответственности, самоконтроля.

Экспериментальная работа показала, что конкретная мера педагогического руководства развитием волевых качеств на уроках зависит: от опыта коллективных и самостоятельных действий подростков, от уровней развития ученического коллектива, характера отношений в нем; эффективности продуманных стимулов, вызывающих у подростков стремление к активной, целенаправленной физической деятельности; от содержания физкультурной и спортивной деятельности в классе, школе, районе, городе. Поэтому урок и является основной формой применения средств физической культуры для развития волевых качеств.

Однако у него в плане развития волевых качеств есть и отрицательные стороны. И прежде всего, это строгость рекомендуемой программы. Как бы учитель не пытался разнообразить уроки, искать какие-то интересные приемы его проведения, он всегда должен помнить о том, что в конце любой четверти оценивать учеников он будет не по степени развития волевых качеств, а по выполнению ими конкретных нормативов, предусмотренных программой. Поэтому основную часть времени он уделяет и всегда будет уделять именно этому. Именно на минимизацию этого объективного обстоятельства были и направлены наши предложения по этапам уроков физической культуры, их содержанию, внедрению дневников саморазвития. В конечном счете, задача заключается в том, чтобы физические и волевые качества у подростков развивать в единстве: акцентируя внимание на развитии физических качеств, не забывать про волевые и, наоборот, акцентируя внимание на развитии волевых качеств, не забывать про физические.

Рецензенты:

Железовская Г.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов.

Тимушкин А.В., д.п.н., профессор, декан факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Балашовского института (филиала) СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Балашов.

Библиографическая ссылка

Маторин Д.О. УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13633 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Волевые качества и их развитие

Развитие волевых качеств поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях.

1.преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;

2. обретение человеком контроля над своим поведением;

3.выработка волевых качеств личности.

Все эти процесы подсознательно начинаются с того момента жизни, когда ре­бенок овладевает речью и научается пользоваться ею как эффективным средством психической и поведенческой саморегуляции.

Еще одно направление в развитии воли проявляется в том, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие при.ложения значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков. Одновременно он может поставить перед собой цель заняться в будущем сложным и престижным видом деятельности, для успешного выполнения которого необходимы такого рода способности.

Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлени­ем мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспи­тывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологическо­го развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости как несомненно положительных и ценных личностных качеств могут возникнуть и закрепиться их анти­поды: например упрямство интенсивность, или силу воли, которая заключается в умении преодолевать встречающиеся препятствия на пути к до­стижению поставленной цели.

в понятии воли мы различаем выносливость и на­стойчивость воли, которые характеризуются тем, что энергичная деятельность охватывает длительные периоды жизни человека, стремящегося к достижению поставленной цели..

необходимо различать принципиальную последова­тельность и постоянство воли, в противоположность непостоянству и непоследовательности. Эта принципиальная последовательность заключается в том, что все действия человека вытекают из еди­ного руководящего принципа его жизни, которому человек подчи­няет все побочное и второстепенное

различают критичность воли, противополагая ее легкой внушаемости и склонности действовать необдуманно. Эта особенность заключается в глубокой продуманности и самокрити­ческой оценке всех своих действий. Склонить такого человека к изменению взятой им линии поведения можно лишь путем обосно­ванной аргументации.

различают решительность, заключающуюся в отсут­ствии излишних колебаний при борьбе мотивов, в быстром приня­тии решений и смелом проведении их в жизнь.

волю характеризуют по умению подчинять свои лич­ные, индивидуальные устремления воле коллектива, воле класса, к которому принадлежит человек.

1

Статья посвящена актуальной проблеме развития волевого поведения и волевых качеств личности у первоклассников с задержкой психического развития. Представлен оригинальный психодиагностический комплекс исследования волевого поведения, позволяющий эффективно исследовать особенности развития эмоционально-волевой сферы личности младших школьников с задержанным типом дизонтогенеза. Авторами рассматриваются особенности осуществления волевого усилия детьми в условиях внешнего отвлекающего фактора и монотонной деятельности. Изучаются проявление некоторых волевых качеств личности первоклассников с нормой и задержкой психического развития (самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, выдержка). Выявляются типологические особенности проявления волевого поведения и волевых качеств личности у первоклассников с задержкой психического развития в сравнении с нормально развивающимися первоклассниками. Определяются основные коррекционно-развивающие направления работы в отношении волевого поведения детей с задержкой психического развития.

первоклассники

задержка психического развития

волевое поведение

волевое усилие

самостоятельность

дисциплинированность

настойчивость

выдержка

1. Виноградова А.Д., Липецкая Е.И., Матасов Ю.Т., Ушакова И.П. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.

2. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. – Челябинск: Челяб.ГПИ, 1979. – 69 с.

3. Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991. – 303 с.

4. Кисова В.В., Семенов А.В. Сотрудничество как психолого-педагогическое условие социализации дошкольников с задержкой психического развития // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-4. – С. 882-886.

5. Кисова В.В., Кузнецов Ю.А., Семенов А.В. О некоторых психологических аспектах современной российской системы образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013. – № 5-2. – С. 81-85.

6. Конева И.А., Карпушкина Н.В. Ориентация на личностное развитие детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. - № 12-8. – С. 1526-1528.

7. Семенов А.В., Кисова В.В. Сотрудничество как форма инновационного развивающего обучения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2014. – № 3-4. – С. 186-188.

8. Сорокоумова С.Н., Кисова В.В. Формирование основ учебного сотрудничества со взрослыми и сверстниками у старших дошкольников с задержкой психического развития // Дефектология. – 2015. – № 4. – С. 63-74.

Процесс перехода детей от дошкольному к младшему школьному возрасту признается всеми специалистами в области психолого-педагогической науки одним из важнейших периодов становления их личности (Т.Ю. Андрущенко, Е.З. Басина, Е.А. Бугрименко, А.Л. Венгер, К.Н. Поливанова, Б.Д. Эльконин и др.). Способность начинающего ученика к целенаправленному и осознанному управлению своим поведением и деятельностью становится необходимым условием его полноценного психического и социального развития. Становление произвольности и воли выдвигается в ряд приоритетных задач психолого-педагогического сопровождения первоклассников.

Еще большую актуальность эта проблема приобретает в отношении младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР), в структуре нарушения которых центральное место занимают разнообразные отклонения в эмоционально-волевой сфере. В работах А.Д. Вильшанской, С.А. Домишкевича, Е.Л. Инденбаум, И.А. Коробейникова, У.В. Ульенковой и других исследователей подчеркивается, что поведение детей с ЗПР слабо регулируется социальными мотивами. Это провоцирует развитие у них таких поведенческих характеристик, как сложность выполнения требований и просьб взрослого, установление продуктивного взаимодействия со сверстниками, мобилизация самоактивности при столкновениях с трудностями в достижении цели и т.д. Подобное поведение обеспечивает возможность закрепления у младших школьников с ЗПР таких негативных личностных качеств как безынциативность, нетерпеливость, уход от ответственности, повышенная внушаемость, неумение вести себя в соответствии с требованиями ситуации и т.п.

Логично предположить, что выявление и решение проблем становления волевого поведения у младших школьников с ЗПР должно начинаться в возможно более ранние сроки их пребывания в образовательном учреждении . Таким образом, именно первый год обучения в школе должен являться ключевым периодом для целенаправленной работы в данном направлении. Проведенный обзор научной литературы позволяет констатировать, что специальных исследований, посвященных изучению особенностей волевого поведения первоклассников с ЗПР, нами, к сожалению, обнаружено не было.

Таким образом, целью нашего исследования явилось изучение специфических особенностей волевого поведения и волевых качеств личности первоклассников с задержкой психического развития. Задачи экспериментального исследования были сформулированы следующим образом:

  1. выявление способности к осуществлению волевого усилия в условиях воздействия внешнего отвлекающего раздражителя у первоклассников с ЗПР в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками (методика «Не подглядывай», автор И.В. Дубровина );
  2. определение специфики волевой регуляции в условиях монотонной деятельности у первоклассников с ЗПР в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками (методика «Пресыщение», автор А. Карстен в модификации А.Д. Виноградовой );
  3. исследование уровня развития основных волевых качеств личности (дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка) у первоклассников с ЗПР в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками (авторская модификация методики А.И. Высоцкого «Оценка волевых качеств» ).

Исследование проводилось на базе Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Школа-интернат № 10» города Нижнего Новгорода и Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 7» города Кстово Нижегородской области. В исследовании приняли участие 30 первоклассников с задержкой психического развития (с диагнозом, утвержденным психолого-медико-педагогической комиссией) и 30 первоклассников с нормальным психическим развитием.

Анализ результатов первоклассников с ЗПР, полученных по методике «Не подглядывай» (И.В. Дубровина), позволяют говорить, что эти дети демонстрируют два основных варианта волевого поведения, в условиях воздействия внешнего отвлекающего раздражителя. Первый вариант (56,7 % испытуемых с ЗПР) можно описать следующим образом. Дети могут удерживаться от нежелательного поведения только непродолжительное время (от 45 секунд до 1 минуты 45 секунд). За все время, отведенное на эксперимент, количество подглядываний составляет 5-7 раз. Причем, количество подглядываний не варьируется от первой ко второй серии методики, т.е. школьники затрудняются в проявлении волевого усилия и в присутствии взрослого, и в присутствии сверстника.

В качестве средств организации своего поведения во время ожидания первоклассники с ЗПР используют большое количество, так называемых запрещающих движений, например, физическое ограничение возможности видеть действия, которые совершает взрослый или другой ребенок. Так, чаще всего дети закрывали дополнительно лицо руками, сильнее зажмуривали глаза, закрывали лицо подручными средствами, например, листочком или платком. Так же отмечается наличие замещающих движений, когда ребёнок переключает себя на другое занятие. Данные движения носили как внешний характер (дети поправляли одежду, волосы, отбивали какой-либо ритм руками, или ногами), так и внутренний (дети улыбались, что-то беззвучно бормотали).

Второй вариант волевого поведения первоклассников с ЗПР (43,3% детей) характеризовался увеличением временного интервала волевого усилия до 2 минут 5 секунд. Число подглядываний за взрослым становится значительно меньше, чем за сверстником. Движения, организующие поведение, носят и запрещающий, и замещающий характер. Причем, замещающие движения преобладают.

Выполнение данной методики нормально развивающимися первоклассниками также выявило два варианта волевого поведения. Первый вариант продемонстрировало немногим менее половины контрольной группы школьников (43,3%). Среднее время волевого усилия в обеих сериях эксперимента составляет около 3 минут, число подглядываний не превышает 2 раз. Использование запрещающих движений сведено к минимуму. Замещающие движения носят и внешний и внутренний характер. В качестве внешних движений, чаще других, представлено рисование на парте пальцами, из внутренних - шевеление губами.

Второй вариант волевого поведения продемонстрировало большинство испытуемых с нормальным развитием (56,7%). В первой серии эксперимента волевое усилие демонстрировалось максимальное количество времени, подглядывания отсутствовали. Во второй серии время волевого действия фиксировалось на отметке от 2 до 3 минут, количество подглядываний было минимальным. Организующие поведение действия были только замещающего характера.

Результаты исследования по методике А.Д. Виноградовой показали, что большинство первоклассников с ЗПР (63,3%) неусидчивы, отвлекаются от выполнения задания при наличии малейших помех. Выполнение задания сопровождается сильным эмоциональным напряжением. Качество выполнения работы достаточно низкое. Стремление к достижению цели, поставленной взрослым, отсутствует. Выполнение работы зависит от степени внешнего контроля со стороны экспериментатора.

Остальные дети с ЗПР (36,7%), входящие в экспериментальную группу, достаточно долгое время могут выполнять однообразную работу. Однако качество ее выполнения соответствует не всем требованиям взрослого (при закрашивании кружков нарушаются их границы). Точность и аккуратность выполнения работы существенно снижается после непродолжительного времени.

Методика А.Д. Виноградовой показала, что, практически, все первоклассники с нормальным психическим развитием показывают достаточно высокий уровень волевой регуляции поведения. Дети проявляют настойчивость в достижении поставленной цели, склонны к завершению начатого дела, способны длительно выполнять монотонную, однообразную работу. Однако в некоторых случаях у них отмечается недостаточная точность и аккуратность выполнения задания.

Исследование уровня развития основных волевых качеств личности у первоклассников с ЗПР по методике А.И. Высоцкого «Оценка волевых качеств» в авторской модификации позволяет сделать следующие выводы. Большинство детей экспериментальной группы проявляют дисциплинированность только в условиях постоянного внешнего контроля со стороны педагога. Только одна треть испытуемых с ЗПР экспериментальной группы понимает дисциплинированность как необходимость школьной жизни. Эти первоклассники добровольно выполняют школьный распорядок, соблюдают требования, которые предъявляет им учитель. Нарушения ими дисциплины отмечаются достаточно редко.

Самостоятельность и настойчивость у детей с ЗПР проявляются в минимальной степени. Большинство первоклассников с ЗПР не способны эффективно организовать как свою учебную деятельность, так и свое свободное время. Большую значимость для них сохраняет наличие внешнего контроля со стороны педагога. Дети не могут длительно осуществлять целенаправленную деятельность, не вызывающую у них непосредственного интереса. Они редко стремятся доводить до конца начатое дело, не придают значения незавершенному делу, так как быстро теряют к нему интерес, особенно, если оно вызывает у них значительные затруднения.

Выдержка проявляется первоклассниками с ЗПР только в единичных случаях. Если же дети и проявляют терпение, то на достаточно короткий срок. Поведение в сложных и конфликтных ситуациях носит импульсивный характер, дети не умеют сдерживать свои негативные эмоциональные проявления.

Исследование волевых качеств личности у нормально развивающихся первоклассников позволяет констатировать их следующие особенности. Соблюдение дисциплины у большинства испытуемых контрольной группы характеризуется добровольным и осознанным выполнением правил школьного распорядка и основных социальных норм поведения. Самостоятельность проявляется в умении первоклассников осуществлять самоконтроль за деятельностью и поведением, что, однако, не исключает стремления некоторых детей к внешнему контролю. Наиболее сложным для детей оказывается эффективная организация своего свободного времени.

Умение добиваться поставленной цели, т.е. настойчивость, отмечается у нормально развивающихся учащихся в меньшей степени, чем все выше перечисленные волевые качества. Дети, даже осознавая необходимость выполнения мало привлекательной деятельности или задания взрослого, редко доводят начатое дело до конца, если попадают в условия воздействия внешних помех или трудностей, связанных с выполнением самой деятельности. Исследование возможности проявления нормально развивающимися первоклассниками выдержки показали, что дети могут сдерживать свои импульсивные проявления только в привычной для них обстановке или условиях деятельности. В случае возникновения так называемых нештатных ситуаций, например, конфликт, дети могут демонстрировать неконструктивное поведение, выражающееся в проявлении негативных эмоций.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Поведение первоклассников с ЗПР характеризуется минимальными возможностями осуществления волевого усилия. Это проявляется в неумении организовать свое поведение в соответствии с требованиями ситуации, отсутствии у детей адекватных средств стабилизации собственного эмоционального состояния, не сформированности мотивации волевого действия. Привычной формой регуляции поведения учащихся с ЗПР является внешний контроль со стороны педагога. Изучение волевого поведения нормально развивающихся первоклассников показало, что они более способны как к самоконтролю, так и к волевому усилию. Например, эти дети более мотивированы на достижение результата, способны адекватно регулировать свое поведение в ситуациях с затрудненными условиями.

Исследование волевых качеств личности у первоклассников с ЗПР выявило, что наиболее выраженной характеристикой для них является дисциплинированность. Такие качества как настойчивость, выдержка и самостоятельность проявляются в очень незначительной степени. У детей с нормальным развитием наиболее выраженными волевыми качествами оказались дисциплинированность и самостоятельность. Настойчивость и выдержка, хотя и проявляются в большей степени, чем у школьников с ЗПР, но все же не достигают максимально возможных возрастных показателей.

Полученные результаты позволяют говорить о необходимости целенаправленной психолого-педагогической работы по развитию и коррекции волевого поведения и волевых качеств личности у первоклассников с ЗПР. Следует отметить, что одним из эффективных средств развития волевого поведения у младших школьников является формирование у них сотрудничества со взрослыми и сверстниками как в поведенческом, так и в деятельностном аспектах .

Библиографическая ссылка

Кисова В.В., Чернеева Я.А. РАЗВИТИЕ ВОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=17148 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

В работе рассматриваются механизмы формирования волевых качеств юных спортсменов в процессе занятий дзюдо. На основе анализа научно-методической литературы предпринимается попытка проранжировать различные волевые качества по степени значимости для младших школьников, занимающихся дзюдо. Материалы статьи раскрывают механизмы положительного влияния занятий дзюдо на формирование значимых для детей младшего школьного возраста волевых качеств, позволяющих добиться спортивных успехов.

Короткий адрес: https://сайт/140125362

IDR: 140125362

Список литературы Влияние занятий дзюдо на развитие волевых качеств юных спортсменов

  • Бабаян, К.Л. Об относительной значимости волевых качеств для представителей различных видов спорта/K.Л. Бабаян//Психология физического воспитания и спорта. Тезисы докладов к VIII Всесоюзной конференции. Часть I. Ленинград 14-17 марта 1973 г. -М., 1973. -С. 24-26.
  • Жаров, К.П. Волевая подготовка спортсменов/К.П. Жаров. -М.: Физкультура и спорт, 1976. -151 с.
  • Колешао, А.А. Борьба/А.А. Колешао//Эмоционально-волевая подготовка спортсменов/Под ред. А.Т. Филатова. -Киев: Здоровья, 1982. -С. 96-110.
  • Мартыненко, А.Н. Развитие решительности у борцов-самбистов на этапе начальной спортивной специализации: Автореф. дис.... канд. пед. наук/А.Н. Мартыненко; СГАФК. -Омск, 2002. -24 с.
  • Ого, Махито. Дзюдо. (Основы. Методика)/Махито Ого. -Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. -208 с.
  • Пуни, А.Ц. Психология формирования личности в физическом воспитании и спорте/А.Ц. Пуни/Психология физического воспитания и спорта/Под ред. Т.Т, Джамгарова. А.Ц. Пуни. -М.: Физкультура и спорт, 1979. -С. 82-91.
  • Семёнов, А.Г. Спортивная борьба. Основные направления научных исследований/А.Г. Семёнов; СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. -СПб, 2003. -С. 136-141.
  • Скрябин, Н.Д. Возрастные особенности проявления смелости/Н.Д. Скрябин//Спортивная и возрастная психофизиология./Под ред. Е.П. Ильина. -Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974. -С. 98-109.
  • Шумилин, А.Г. Формирование мотивации результативности соревновательной деятельности юных дзюдоистов: Автореф. дис.... канд. пед. наук/А.Г. Шумилин; КГПУ. -Красноярск, 2003. -19 с.
  • Щербаков, Е.П. Функциональная структура воли/Е.П. Щербаков. -Омск: изд-во «Омская правда», 1990. -255 с.

ЗНАЧЕНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ

Н.В. Аникеева,

преподаватель кафедры психологии Московского университета МВД России Научная специальность: 19.00.03 - психология труда, инженерная психология, эргономика Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Лебедев И.Б.

E-mail: [email protected]

Аннотация. В структуре профессионально-важных качеств особое место отведено волевым качествам личности. Проявление волевых качеств определяется не только мотивами человека, его нравственными установками, но и врожденными особенностями проявления свойств нервной системы. Изучение и развитие волевых качеств имеет огромное значение для многих видов деятельности, в том числе и для профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов. Необходимо строить прогноз об успешности волевого регулирования деятельности, исходя из специфики условий этой деятельности, предъявляющих требования к конкретным волевым проявлениям.

Ключевые слова: воля, волевая регуляция, волевые качества, выдержка, дисциплинированность, инициативность, классификации волевых качеств, настойчивость, саморегуляция, профессиональная деятельность сотрудника ОВД, психологическая готовность, решительность, целеустремленность

THE VALUE OF STRONG-WILLED PERSONALITY QUALITIES FOR PROFESSIONAL DEVELOPMENT

teacher of chair ofpsychology of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. In structure of professional and important qualities the special place is allocated for strong-willed qualities of the personality. Manifestation of strong-willed qualities is defined not only motives of the person, his moral installations, but also congenital features of manifestation of properties of nervous system. Research and development of strong-willed qualities has huge value for many kinds of activity, including for professional activity of the law enforcement officer t is necessary to build the forecast about success of strong-willed regulation of activity, proceeding from specifics of conditions of this activity making demands to concrete strong-willed manifestations.

Keywords: Will, strong-willed regulation, strong-willed qualities, endurance, discipline, initiative, classifications of strong-willed qualities, persistence, self-control, professional activity of law enforcement officer, psychological readiness, determination, commitment

Профессиональная деятельность сотрудников прaвоохранительных органов определяется спецификой их деятельности. Существует ряд ситуаций, вызывающих эмoциональное напряжение и требующих умений сдерживать эмоциональные про-

явления. Как правило, это ситуации, связанные с повышенной ответственностью, риском для жизни (как своей собственной, так и жизни окружающих), необходимостью принятия решений в условиях дефицита времени, конфликтным взаимодействием с

вышестоящими руководителями и подчиненными. Кроме того, особые условия профессиональной деятельности требуют и обеспечение психологической готовности сoтрудников правоохранительных органов к правомерному применению и использованию огнестрельного оружия при выполнении служебных обязанностей, в том числе высокого уровня развития саморегуляции и проявления определенных качеств личности, входящих в структуру характера, которые получили название «волевые качества».

По одному из множества существующих на сегодняшний день определений, волевые качества личности - это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

Существуют и другие определения волевых качеств личности. Одним из наиболее удачных можно считать определение Б.Н. Смирнова (1984): «Волевыми качествами личности называются конкретные проявления воли, обусловленные характером преодолеваемых препятствий». Но и это определение также нуждается в некоторой корректировке, прежде всего потому, что волевые качества отражают не столько произвольное управление, сколько волевую регуляцию, связанную с напряженными волевыми усилиями. Кроме того, конкретные проявления воли могут отражать не только качество, но и уровень волевых усилий. Последний же не определяет сущность каждого волевого качества, его специфическое содержание. Поэтому, чтобы не было неоднозначного толкования данного Б.Н. Смирновым определения, его можно скорректировать следующим образом: волевые качества - это особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретных специфических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.

В настоящее время существуют различные классификации волевых качеств.

По мнению В.А. Иванникова, все волевые качества могут иметь различную основу и лишь феноменологически объединяются в единое целое - волю. Кроме того, в одних ситуациях человек демонстрирует волевые качества, а в других проявляет их отсутствие.

В то же время, имеются волевые качества как частные (ситуативные) характеристики волевого поведения и волевые качества как постоянные (инвариантные) характеристики волевого поведения, т.е. как личностные свойства. (В.А. Иванников, Е.В. Эйдман).

Эта позиция близка той, которую ранее изложил В.И. Селиванов, который объективным основанием

для разграничения волевых качеств тоже считает динамику процессов возбуждения и торможения. В связи с этим он делит волевые качества на вызывающие, усиливающие или ускоряющие активность и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. К первой группе В.И. Селиванов относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость, ко второй группе - выдержку, выносливость, терпение.

Ф.Н. Гоноболин (1973) делит волевые качества на две большие группы, связанные с активностью и торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность, к качествам второй - выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность, организованность.

Исследователи волевых качеств считают, что невозможно разделить все волевые качества строго на две группы. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других.

Некоторые психологи пытаются дать более обобщенные классификации и используют для этого такие основания, как пространственно-временные и информационно-энергетические параметры.

Среди спортивных психологов принято разделять волевые качества по степени их значимости для того или иного вида спорта. Чаще всего их делят на общие и основные, замечает Е.П. Ильин. Первые имеют отношение ко всем видам спортивной деятельности, вторые определяют результативность в конкретном виде спорта. К общим волевым качествам П.А. Рудик, Е.П. Щербаков отнесли целеустремленность, дисциплинированность и уверенность. А.Ц. Пуни и Б. Н. Смирнов считают общим волевым качеством только целеустремленность. К основным первые авторы отнесли настойчивость, упорство, выдержку и самообладание, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность.

Попытку в какой-то степени разрешить создавшееся положение с дифференциацией и классификацией волевых качеств с помощью факторного анализа предприняли В.А. Иванников и Е.В. Эйдман (1990). Однако содержательная сторона каждого свойства авторами не рассматривалась, а принималась ими как нечто, не требующее доказательств. В связи с этим остается под вопросом отнесение к волевым качествам таких свойств, как обязательность, принципиальность, ответственность и деловитость. Другие характеристики (спокойный, энергичный) скорее относятся к темпераменту, чем к воле. Справедливости ради надо отметить, что сами авторы

рассматривают свое исследование как пилотажное.

Другим путем в решении проблемы классификации волевых качеств идет В.К. Калин (1989). Он выделяет базальные (первичные) и системные (вторичные) качества. К первым он относит энергичность, терпеливость, выдержку и смелость. Ко вторым - настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, целеустремленность, инициативность, организованность. В этих качествах, как отмечает автор, наиболее выражена личностная саморегуляция деятельности.

Рассматривая волевые качества как фенотипи-ческую характеристику наличных возможностей человека, как сплав врожденного и приобретенного, некоторые авторы говорят о горизонтальной и вертикальной структуре волевых качеств.

Горизонтальную структуру образуют задатки, в роли которых выступают типологические особенности свойств нервной системы. Но, как отмечает Е.П. Ильин, не следует говорить о плохих и хороших типологических особенностях. Также следует подчеркнуть, что каждое волевое качество имеет свою психофизиологическую структуру; одни компоненты в разных волевых качествах могут совпадать, другие - расходиться.1

Вертикальная структура предполагает, что все волевые качества имеют схожие три «слоя»:

1) природные задатки;

2) волевое усилие, которое инициируется субъектом;

3) социальные и личностные факторы, т.е. моти-вационная сфера личности, нравственные принципы и т.д.

В каждом волевом качестве роль вертикальных компонентов может быть разной. Так терпеливость в большей степени определяется природными задатками (и по некоторым данным, биохимическими характеристиками работы организма), а настойчивость - в большей мере мотивацией (в частности, потребностью достижения).

В психологии характера выделяют множество волевых качеств личности. К основным, базовым волевым качествам личности, определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность.

Все волевые качества формируются на протяжении жизни и деятельности человека, и особенно важными в волевом развитии являются ранние возрастные этапы развития личности. Как и все психические процессы, воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности.

Рассматривая основные факторы, обеспечива-

ющие формирование волевых качеств личности в детском возрасте, следует, прежде всего, отметить роль семейного воспитания. Учитывая подражательный характер действий ребенка, немаловажным фактором формирования волевых качеств является личный пример родителей, воспитателей, учителей и других значимых лиц. Другие авторы отмечают, что развитие воли связано с режимом, с сознательной дисциплиной ребенка, которые способствуют формированию соответствующих волевых качеств.

Большая роль в развитии воли принадлежит физическому воспитанию, так как, с одной стороны, люди бывают безвольными в связи с отсутствием у них достаточного запаса сил к преодолению препятствий, а с другой, - физические упражнения, соревнования, учат преодолевать трудности, позволяют вырабатывать навыки их преодоления. Не менее важна в развитии воли игровая деятельность.

Таким образом, психологами указывается на возможность целенаправленного формирования тех или иных волевых качеств личности. Но при этом необходимо учитывать, что развитие волевой сферы протекает неравномерно. Необходимо знать и использовать эти закономерности.

Процесс развития волевых качеств обусловлен рядом особенностей, таких как неповторимость пройденного жизненного пути и индивидуальное своеобразие конкретной личности. Последнее связано с направленностью личности, характером, моральными принципами, индивидуально-типологическими особенностями, стилем деятельности, с уже сложившейся структурой волевых качеств.

По мнению А.Ц. Пуни, "развитие воли и заключается в том, чтобы, ориентируясь на индивидуальное своеобразие личности, еще более отшлифовать сильные признаки волевых качеств и, по возможности, до их уровня отстающие, а в целом достигнуть устойчивого проявления волевых качеств при встрече с многообразными препятствиями"2. Фундаментом волевой подготовки А.Ц. Пуни считает создание интеллектуальных основ воли (самостоятельности, критичности, гибкости ума), моральных основ воли (нравственное воспитание) и формирование умений преодолевать препятствия.

Разработанная А.Ц. Пуни и его учениками техника регуляции волевых усилий в спорте с высокой эффективностью применяется и в других видах трудовой деятельности. В процессе профессиональной подготовки находят применение такие приемы, как

самомобилизация (самоубеждение, самоодобрение, самообязательство, самоприказание и т.д.), идеомо-торная тренировка, психорегулирующая тренировка, регуляция дыхания и др.

В ряде работ указывается на существенное значение, которое оказывают на самосовершенствование личности программы самовоспитания воли. Подобные программы обычно включают в себя: определение целей и задач на различную временную перспективу; поиск путей и средств решения каждой из них; с учетом слабых сторон в развитии волевых качеств нахождение путей самовоспитания этих качеств; определение системы трудностей, преодоление которых требуется для проявления того или иного запланированного волевого качества; использование индивидуально пригодных приемов самостимуляции волевых усилий; установление обязательных для себя правил в воспитании волевых качеств.

Формирование и развитие волевых свойств личности происходит под влиянием тех или иных факторов. Так, П.А. Рудик одним из путей формирования волевой сферы профессионала считает его нравственное воспитание. Влияние коллектива на воспитание воли личности исследовалось в работах А.Б. Запорожца, К.Н. Корнилова и др.

По данным М.Н. Ильиной, выносливость к статическим усилиям значительно увеличивается при наличии соревновательного мотива. Причем, если соревнование командное, то выносливость увеличивается в большей степени, чем при соревновании «каждый за себя». Интерес представляет тот факт, что в условиях экспериментальных соревнований лица со слабой нервной системой не уступали в выносливости лицам с большой и средней силой нервной системы. Повышение выносливости у представителей слабого типа наблюдался в большей степени за счет увеличения волевого компонента.3

С.И. Хохлов указывал на то, что возможности формирования и развития волевых качеств могут быть повышены при учете имеющейся взаимосвязи уровня притязаний личности и уровня развития воли. Так, повышение уровня притязаний под влиянием интереса сопровождается увеличением интенсивности волевых усилий в направлении объекта интереса у лиц с высоким уровнем волевого развития.

На некоторые основополагающие принципы развития таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, дисциплинированность, самостоятельность, решительность указывает Е.П. Ильин.

При рассмотрении вопроса о возможности формирования и развития волевых качеств можно исходить из следующих положений:

Волевые качества детерминируются природны-

ми особенностями человека, с одной стороны, и социальными факторами, с другой стороны;

Волевые психические свойства стабильны в той мере, в какой они зависят от природных (главным образом типологических) особенностей;

При наличии необходимых отношений личности существует возможность компенсации любого волевого свойства за счет других свойств индивида или с помощью соответствующих умений и навыков;

Подобная компенсация может формироваться интуитивно, а также целенаправленно, когда такая задача включается в процесс профессиональной подготовки.

Таким образом, волевые качества личности имеют большое значение в профессиональной деятельности. Именно они определяют умение человека сознательно направлять свою деятельность в соответствии с определенными целями, преодолевать трудности и препятствия в работе. Развитая личность выдвигает на передний план наиболее значимые цели, всесторонне анализирует условия деятельности, прогнозирует их изменение, формирует оптимальную программу деятельности, направляет и контролирует систему действий по достижению цели, всемерно сдерживает психические и физические проявления, мешающие достижению цели, критически оценивает достигнутое, делая для себя необходимые выводы.

1 См. Ильин Е.П. Психология воли, С-Пб.:Питер, 2002.

2 См. Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. М., 1977.

3 См. Ильина М.Н. Связь способности к проявлению выносливости и волевым усилиям с некоторыми психофизиологическими и психовозрастными характеристиками человека: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Л., 1976.

Литература:

1. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции, М., 2006.

2. Ильин Е.П. Психология воли, СПб.:Питер, 2002.

3. Калин В.К. Волевая регуляция как проблема формы деятельности // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности. Тезисы Всесоюзной конференции молодых ученых. Симферополь, 1983.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С-Пб., 2007.

5. Селиванов В.И. Психология волевой активности. Рязань, 1974.

6. Шапкин С. А. Экспериментальное изучение волевых процессов. - М.: Смысл; ИП РАН, 1997.

7. Шульга Т.И. Психологические основы формирования воли. Пятигорск, 1993.