Чжан хэ. Чжэн Хэ — евнух-флотоводец. Сокровищницы адмирала Чжэн Хэ

китайский путешественник, флотоводец и дипломат, возглавлявший семь крупномасштабных морских военно-торговых экспедиций, посланных императорами Минской династии в страны Индокитая, Индостана, Аравийского полуострова и Восточной Африки.

Исповедовал ислам и, по некоторым предположениям, выступал ходатаем за своих братьев по вере. После свержения монгольского ига в центральном и северном Китае и установления там Чжу Юаньчжаном Династии Мин (1368) горная провинция Юньнань на юго-западной окраине Китая еще несколько лет оставалась под контролем монголов. Чжэн Хэ был взят в плен и попал в услужение Чжу Ди , сыну императора Чжу Юаньчжана. В 1385 г. он стал одним из многочисленных евнухов при дворе Чжу Ди. Полагают, что, находясь при дворе великого князя, он смог получить лучшее образование. Позднее участвовал в зимней кампании 1386-1387 гг. против одного из монгольских вождей, Нагачу. Молодой евнух отличился как при обороне Бэйпина в 1399 г., так и при взятии Нанкина в 1402 г. и был одним из командиров, которым было поручено захватить столицу империи – Нанкин. Согласно некоторым источникам, в 1404 г. он руководил постройкой флота для борьбы с т. н. «японскими пиратами» и, возможно, даже посещал Японию для переговоров с местными властями о совместной борьбе против пиратов.

После того как ему был присвоен титул «главного евнуха», что соответствовало четвертому рангу чиновника, император Чжу Ди решил, что тот лучше остальных подходит на роль адмирала флота и назначил евнуха руководителем всех или почти всех семи плаваний в Юго-Восточную Азию и Индийский океан в 1405-1433 гг., попутно повысив его статус до третьего ранга. Флотилия под его руководством посетила свыше 56 стран и крупных городов Юго-Восточной Азии и бассейна Индийского океана. Китайские корабли доходили до берегов Аравии и Восточной Африки. Первое плавание состоялось в 1405-1407 гг. по маршруту Сучжоу – берега Тямпы – остров Ява – Северо-Западная Суматра – Малаккский пролив – остров Шри-Ланка. Затем, обогнув южную оконечность Индостана, флотилия двинулась к торговым городам Малабарского побережья Индии, добравшись до самого крупного индийского порта – Каликута (Кожикоде). Примерно такими же были маршруты второго (1407-1409) и третьего (1409-1411) походов. Четвертая (1413-1415), пятая (1417-1419), шестая (1421-1422) и седьмая (1431-1433) экспедиции доходили до Ормуза и африканского берега в районе современного Сомали, заходили в Красное море. Мореплаватели вели подробные и точные записи увиденного, составляли карты. В них регистрировалось время отплытия, места стоянок, помечалось расположение рифов и мелей. Были составлены описания заморских государств и городов, политических порядков, климата, местных обычаев, легенд. Чжэн Хэ доставлял в зарубежные страны послания императора, поощрял прибытие в Китай иностранных посольств, вел торговлю.

Для достижения своих целей он прибегал и к вооруженной силе. Так, например, в 1405 г. во время первой экспедиции Чжэн Хэ потребовал передачи китайскому императору священных буддийских реликвий Ланки – зуба, волоса и чаши для подаяний Будды, – являвшихся важнейшими реликвиями и атрибутами власти сингальских царей. Получив отказ, Чжэн Хэ в 1411 г. вновь вернулся на остров в сопровождении отряда из 3000 человек, ворвался в столицу, захватил в плен царя Вира Алакешвару, членов его семьи и приближенных, доставил их на корабль и увез в Китай. В период между 1424 и 1431 гг., после смерти императора Чжу Ди, морские экспедиции на время были приостановлены, а сам Чжэн Хэ семь лет служил начальником гарнизона в Нанкине. Во время последнего, седьмого путешествия Чжэн Хэ было за 60 лет. Он уже лично не посещал многие страны, куда заходили китайские корабли, и вернулся в Китай еще в 1433 г., в то время как отдельные подразделения флота под командованием его помощников посетили в 1434 г. Мекку, а также Суматру и Яву.

Экспедиции Чжэн Хэ способствовали культурному обмену африканских и азиатских стран с Китаем и установлению торговых отношений между ними. Были составлены подробные описания стран и городов, которые посещали китайские мореплаватели. На основе материалов и известий, собранных участниками морских экспедиций Чжэн Хэ, в минском Китае в 1597 г. Ло Маодэном был написан роман «Плавания Чжэн Хэ в Западный океан».

Китайская империя, на всем протяжении своей многовековой истории, особо не проявляла интерес к дальним странам и путешествиям. Однако в XV веке китайский флот семь раз подряд отправлялся в дальние экспедиции и все семь раз его возглавлял великий китайский адмирал Чжэн Хэ...
В 2002 году вышла книга отставного британского офицера, бывшего командира подводной лодки Гэвина Мензиса «1421: год, когда Китай открыл мир». В ней Мензис заверял, что Чжэн Хэ опередил даже Колумба, открыв Америку раньше него, опередил он якобы и Магеллана, первым обогнув земной шар.
Профессиональные историки отрицают эти теории как несостоятельные. И тем не менее, одна из карт адмирала - так называемая «карта Кан"нидо» - подтверждает то, что Чжэн Хэ обладал надежной и достоверной информацией о Европе...
Есть также точка зрения, что карты Чжэн Хэ послужили базой европейских морских карт времен эпохи Великих географических открытий.
Чжэн Хэ родился в 1371 году в городе Куньян (ныне Цзиньин), в центре юго - западной китайской провинции Юньнань, вблизи от ее столицы Куньмина. От Куньяна до побережья было несколько недель езды - огромное по тем временам расстояние - поэтому Ма Хэ, как звали его в детстве, даже не предполагал, что станет великим флотоводцем и путешественником.
Род Хэ вел свою родословную от знаменитого Саида Аджаллы Шамсы аль-Дина (1211- 1279 гг.), которого называли также Умаром, - уроженца Бухары, который смог возвыситься во времена монгольских великих ханов Мункэ (внука Чингисхана) и Хубилая.
Собственно, завоеватель Китая великий хан Хубилай в 1274 году и поставил Умара губернатором Юньнани.
Доподлинно известно также, что отец и дедушка будущего адмирала Чжэн Хэ строго соблюдали уложения ислама и совершили хадж в Мекку. Кроме того, в мусульманском мире существует мнение, что и сам будущий адмирал посетил священный город, хотя справедливости ради надо заметить, что с неформальным паломничеством.
Детство Ма Хэ складывалось весьма драматично.
В 1381 году при завоевании Юньнани войсками китайской династии Мин, которая низвергла иностранную Юань, в возрасте 39 лет погиб его отец, а Ма Хэ восставшие взяли в плен, оскопили и отдали в услужение четвертому сыну своего предводителя Хун-у, будущему императору Юнлэ, который вскоре отправился наместником в Бэйпин (Пекин).


Евнухи в Китае всегда были одной из самых влиятельных политических сил. Некоторые подростки сами шли на жуткую операцию, рассчитывая попасть в свиту какого-нибудь влиятельного лица - князя или, если улыбнется фортуна, самого императора. Так что «цветноглазому» (так называли в Китае представителей нетитульной, неханьской народности) Чжэн Хэ по представлениям того времени просто нереально повезло...
Ма Хэ зарекомендовал себя на службе с положительной стороны и уже к концу 1380-х годов стал заметен в окружении князя, младше которого он был на одиннадцать лет.
Когда в 1399 году Пекин осадили войска тогдашнего императора Цзяньвэня, правившего с 1398 по 1402 год, молодой сановник мужественно защищал одно из городских водохранилищ, что позволило князю выстоять, с тем чтобы контратаковать конкурента и взойти на трон.
А уже через несколько лет Юнлэ собрал сильное ополчение, поднял восстание и в 1402 году, взяв штурмом столичный Нанкин, провозгласил себя императором.
В то же время он принял девиз нового правления: Юнлэ - «Вечное счастье».
Был щедро вознагражден и Ма Хэ: на китайский новый год - в феврале 1404 года - в признательность за верность и подвиги он был торжественно переименован в Чжэн Хэ - эта фамилия соответствует названию одного из древних царств, которые существовали на территории Китая в V-III веках до н. э.

Первая экспедиция Чжэн Хэ состоялась в 1405 году. Первоначально сам император Юнлэ, живший в Нанкине, где строили корабли и откуда стартовали первые путешествия, принял непосредственное участие в проекте. Позднее обустройство новой столицы в Пекине и монгольские кампании остудят пыл императора, а пока он лично дотошно вникает во все мелочи, пристально следит за каждым шагом и указанием своего адмирала.
Ко всему прочему император Юнлэ поставил доверенного евнуха во главе не только самой флотилии, но и Палаты дворцовых слуг. А это значит, что тому доводилось отвечать еще и за строительство и ремонт множества построек, а потом и строительство судов...
Но император торопил с постройкой судов и специальными распоряжениями в провинцию Фуцзянь и в верзовья Янцзы отправляются партии за древесиной для их постройки. Краса и гордость эскадры, баочуани, что в переводе дословно звучит как «драгоценные корабли» или «сокровищницы», строились на «верфи драгоценных кораблей» (баочуаньчан) на реке Циньхуай в Нанкине. Поэтому, несмотря на гигантские размеры, осадка джонок была не очень глубокой - в противном случае они не вышли бы в море через этот приток Янцзы.

Длина баочуаней составляла 134 метра, а ширина - 55.
Осадка до ватерлинии равнялась 6 с лишним метрам.
Мачт было 9, и они несли на себе 12 парусов из плетеных бамбуковых матов. 2
11 июля 1405 года в «Хронике императора Тай-цзуна» (одно из ритуальных имен императора Юнлэ) была сделана следующая запись:
«Дворцовый сановник Чжэн Хэ и другие были посланы в страны Западного (Индийского) океана с письмами императора и дарами для их царей - золотая парча, узорчатые шелка, цветной шелковый газ, - все по их статусу».
В армаду первой экспедиции адмирала Чжэн Хэ вошло 255 кораблей с 27 800 человек на борту. Корабли шли по следующему маршруту: Восточное побережье Индокитая (государство Чампа), Ява (порты северного побережья), Малаккский полуостров (султанат Малакка), Суматра (султанаты Самудра-Пасай, Ламури, Хару, Палембанг), Цейлон, Малабарское побережье Индии (Каликут) 1 .
Во всех своих экспедициях Чжэн Хэ шел каждый раз одним и тем же путем: ловя повторяющиеся муссонные ветра, с декабря по март дующие на этих широтах с севера и северо-востока.
А когда влажные субэкваториальные потоки воздуха поднимались над Индийским океаном и как бы по кругу оборачивались обратно на север - с апреля по август, - флотилия поворачивала к дому. Это муссонное расписание местные моряки знали задолго до нашей эры, да и не только моряки: ведь оно определяло и порядок земледельческих сезонов.
С учетом муссонов, а также рисунка созвездий путешественники уверенно переправлялись с юга Аравии на малабарский берег Индии, или с Цейлона на Суматру и в Малакку, придерживаясь определенной широты.
Домой китайские экспедиции возвращались тем же маршрутом, и только происшествия, случившиеся в пути, дают возможность в хрониках различать плавания «туда» и «обратно».
В первой экспедиции на обратном пути китайцы пленили знаменитого пирата Чэнь Цзу"и, который захватил в то время Палембанг - столицу индусско-буддийского государства Шривиджая на Суматре.
«Чжэн Хэ вернулся и привез Чэнь Цзу"и в кандалах. Прибыв в Старый порт, он призвал Чэня подчиниться.
Тот прикинулся, что подчиняется, но втайне планировал бунт. Чжэн Хэ понял это...
Чэнь, собрав силы, выступил в битву, а Чжэн Хэ выслал войска и принял бой.
Чэнь был разбит наголову. Более пяти тысяч бандитов были убиты, десять кораблей сожжены и семь захвачены...
Чэнь и еще двое были взяты в плен и доставлены в императорскую столицу, где их приказали обезглавить».
Так Чжэн Хэ защитил мирных земляков-мигрантов в Палембанге и попутно впервые показал, что его корабли имели на борту оружие не только для красоты.
До сегодняшнего дня исследователи так и не сошлись в едином мнении, чем именно воевали подчиненные адмирала. То, что корабли Чэнь Цзу"и были сожжены, как будто свидетельствует о том, что в них стреляли из пушек. Они, как и примитивные ружья, уже применялись тогда в Китае, но прямых доказательств об использовании их на море нет.
В бою адмирал Чжэн Хэ полагался на живую силу, на личный состав, который высаживали с огромных джонок на берег или посылали на штурм укреплений. Эта своеобразная морская пехота и была главной силой флотилии.

Во время второй экспедиции, состоявшейся в 1407-1409 годах, географически аналогичной с первой (Восточное побережье Индокитая (Чампа, Сиам), Ява (порты северного побережья), Малаккский полуостров (Малакка), Суматра (Самудра-Пасай, Палембанг), Малабарское побережье Индии (Кочин, Каликут)) 1 , произошло только одно событие, память о котором сохранилась в истории: властелин Каликута предоставил посланникам Поднебесной несколько баз, опираясь на которые китайцы могли в дальнейшем отправляться еще дальше на запад.
А вот во время третьей экспедиции, состоявшейся в 1409-1411 гг. (Восточное побережье Индокитая (Чампа, Сиам), Ява (порты северного побережья), Малаккский полуостров (Малакка), Сингапур, Суматра (Самудра-Пасай), Малабарское побережье Индии (Коллам, Кочин, Каликут)) 1 , произошли более серьезные события.
Под датой 6 июля 1411 года в хронике записано:
«Чжэн Хэ... вернулся и привез захваченного царя Цейлона Алагакконару, его семью и нахлебников.
Во время первого путешествия Алагакконара был груб и неуважителен и вознамерился убить Чжэн Хэ. Чжэн Хэ понял это и уехал.
Мало того, Алагакконара не дружил с соседними странами и часто перехватывал и грабил их посольства по пути в Китай и обратно. Ввиду того что другие варвары страдали от этого, Чжэн Хэ, вернувшись, снова выказал презрение Цейлону.
Тогда Алагакконара заманил Чжэн Хэ вглубь страны и послал своего сына Наянару потребовать у него золото, серебро и прочие драгоценные товары. Если бы эти товары не выдали, более 50 тысяч варваров восстали бы из укрытий и захватили корабли Чжэн Хэ.
А еще они подпилили деревья и вознамерились перекрыть узкие дорожки и перерезать Чжэн Хэ пути к отступлению так, чтобы отдельные отряды китайцев не могли прийти друг другу на помощь.


Когда Чжэн Хэ понял, что их отрезали от флота, он быстро развернул войска и отправил их к кораблям...
И он приказал гонцам тайно обойти дороги, где сидела засада, вернуться к кораблям и передать приказ офицерам и солдатам биться до смерти.
А тем временем он лично повел двухтысячное войско обходными путями. Они штурмовали восточные стены столицы, взяв ее испугом, прорвались внутрь, захватили Алагакконару, его семью, нахлебников и сановников.
Чжэн Хэ провел несколько сражений и разбил армию варваров наголову.
Когда он вернулся, министры решили, что Алагакконару и прочих пленников надлежит казнить. Но император смилостивился над ними - над невежественными людьми, не знавшими, что такое Небесный мандат на правление, и отпустил их, дав еду и одежду, и приказал Палате ритуалов выбрать в семействе Алагакконары достойного человека, чтобы править страной» 2 .

Эта цитата - единственное документальное отображение деяний Чжэн Хэ на Цейлоне. Но тем не менее, кроме него, конечно, бытует множество легенд, а самая известная из них рассказывает о скандале, который связан с наиболее уважаемой реликвией - зубом Будды (Далада), который Чжэн Хэ то ли предполагал выкрасть, то ли в самом деле выкрал с Цейлона.
А история эта такова...
В 1284 году хан Хубилай направлял на Цейлон своих эмиссаров, чтобы раздобыть одну из первостепенных священных реликвий буддистов совершенно законным путем. Но зуб монгольскому императору - знаменитому покровителю буддизма - все же не отдали, возместив отказ другими дорогими дарами.
Согласно сингальским мифам, Срединное государство втайне не отступилось от желанной цели. Эти мифы утверждают, что экспедиции адмирала Чжэн Хэ были предприняты чуть ли не с намерением похитить зуб, а все остальные походы - были для отвода глаз.
Сингалы же якобы перехитрили Чжэн Хэ - «подсунули» ему в плен царского двойника вместо истинного царя и ложную же реликвию, а настоящую, в то время как китайцы воевали, спрятали.
Соотечественники великого адмирала, разумеется, придерживаются обратного мнения: адмирал Чжэн Хэ все-таки получил бесценный «кусочек Будды», и тот даже на манер путеводной звезды помог ему безопасно вернуться обратно в Нанкин.
А вот что было на самом деле, неизвестно...
Адмирал Чжэн Хэ был человеком крайне широких взглядов. Мусульманин по происхождению, он уже в зрелом возрасте открыл для себя буддизм и отличался большими познаниями в хитросплетениях этого учения.
На Цейлоне он возвел святилище Будды, Аллаха и Вишну (одно на троих!), а в стеле, воздвигнутой перед последним плаванием в Фуцзяни, вознес благодарность даосской богине Тянь-фэй - «божественной супруге», которая почиталась как покровительница моряков.
В какой-то степени цейлонские похождения адмирала, скорее всего, стали вершиной его заморской карьеры. В ходе этой опасной военной кампании много воинов погибло, но Юнлэ, оценив масштаб подвига, щедро наградил уцелевших.
В середине декабря 1412 года Чжэн Хэ получил новый приказ императора везти дары ко дворам заморских правителей. Эта четвертая экспедиция Чжэн Хэ, проходившая в 1413-1415 годах, проходила по маршруту: Восточное побережье Индокитая (Чампа), Ява (порты северного побережья), Малаккский полуостров (султанаты Паханг, Келантан, Малакка), Суматра (Самудра-Пасай), Малабарское побережье Индии (Кочин, Каликут), Мальдивы, побережье Персидского залива (государство Ормуз). 1
К четвертой экспедиции был прикомандирован переводчик - мусульманин Ма Хуань, который знал арабский и персидский языки.
Позднее он опишет в своих воспоминаниях последние великие плавания китайского флота, а также всевозможные бытовые подробности.
В частности, Ма Хуань скрупулезно описал рацион моряков: они ели «лущеный и нелущеный рис, бобы, зерна, ячмень, пшеницу, кунжут и все виды овощей... Из фруктов у них были... персидские финики, сосновые орешки, миндаль, изюм, грецкие орехи, яблоки, гранаты, персики и абрикосы...», «многие люди делали смесь из молока, сливок, масла, сахара и меда и ели это».
С уверенностью можно заключить, что китайские путешественники не болели цингой.
Ключевым событием четвертой экспедиции Чжэн Хэ стал захват главаря повстанцев по имени Секандар, который выступил против признанного китайцами и связанного с ними договором о дружбе царя государства Семудера на севере Суматры - Заина аль-Абидина.
Секандар оскорбился, что посланец императора не привез ему подарков, а значит, не признал законным представителем знати, наскоро собрал сторонников и сам напал на флот адмирала Чжэн Хэ.
Но вскоре он сам, его жены и дети попали на борт китайских сокровищниц. В своих записках Ма Хуань пишет, что «разбойника» публично казнили еще на Суматре, не удостоив чести императорского суда в Нанкине...
Из этой экспедиции адмирал Чжэн Хэ привез рекордное число иностранных послов - из тридцати держав. Восемнадцать дипломатов из них Чжэн Хэ развез по домам в ходе пятой экспедиции, которая состоялась в 1416-1419 годах.
Все они имели при себе милостивые письма от императора, а также фарфор и шелка - вышитые, прозрачные, крашеные, тонкие и весьма дорогие, так что их государи, надо полагать, остались довольны.
На этот раз адмирал Чжэн Хэ выбрал следующий маршрут своей экспедиции - Восточное побережье Индокитая (Чампа), Ява (порты северного побережья), Малаккский полуостров (Паханг, Малакка), Суматра (Самудра-Пасай), Малабарское побережье Индии (Кочин, Каликут), Мальдивы, побережье Персидского залива (Ормуз), побережье Араввийского полуострова (Дофар, Аден), восточное побережье Африки (Барава, Малинди, Могадишо) 1 .

В состав флота этой экспедиции входило 63 судна и 27411 человек.
В описаниях пятой экспедиции адмирала Чжэн Хэ есть много неточностей и расхождений. До сих пор неизвестно, где находится загадочная укрепленная Ласа, которая оказала экспедиционному корпусу Чжэн Хэ вооруженное сопротивление и взятая китайцами с помощью осадных орудий, которые в одних источниках называются «мусульманскими катапультами», в других - «западными» и, в конце концов, в третьих - «огромными катапультами, стреляющими камнями»...
В одних источниках указано, что город этот был в Африке, близ Могадишо в современном Сомали, другие - в Аравии, где-то в Йемене. Путь до него от Каликута занимал в XV веке двадцать дней с попутным ветром, климат там был знойный, поля выжженные, традиции простые, а взять там было почти нечего.
Ладан, серая амбра и «верблюды на тысячу ли» (ли - китайская мера длины, равная приблизительно 500 метрам).
Флот адмирала Чжэн Хэ обогнул Африканский Рог и направился к Могадишо, где китайцы столкнулись с настоящим чудом: увидели, как из-за отсутствия древесины черный народ строит дома из камней - в четыре-пять этажей.
Богатые жители тех мест занимались морской торговлей, бедные забрасывали в океане сети.
Мелкий скот, лошадей и верблюдов кормили сушеной рыбой. Но основное - домой китайцы повезли совсем своеобразную «дань»: леопардов, зебр, львов и даже несколько жирафов, которыми, кстати, китайский император совершенно остался неудовлетворен...
Шестая экспедиция Чжэн Хэ состоялась в 1421-1422 годах и проходила по маршруту - Восточное побережье Индокитая (Чампа), Ява (порты северного побережья), Малаккский полуостров (Паханг, Малакка), Суматра (Самудра-Пасай), Малабарское побережье Индии (Кочин, Каликут), Мальдивы, побережье Персидского залива (Ормуз), побережье Араввийского полуострова 1 . Флот был усилен 41 кораблем.
Из этой экспедиции Чжэн Хэ опять вернулся без всяких ценностей, что совсем уж раздосадовало императора. Кроме того и в самой Поднебесной за это время усилилась критика его разорительных войн, а поэтому дальнейшие походы великой флотилии Чжэн Хэ оказались под большим вопросом...
В 1422-1424 годах в плаваниях Чжэн Хэ вышел существенный перерыв, к тому же в 1424 году умер император Юнлэ.
И лишь в 1430 году новый, молодой император Сюаньдэ, внук покойного Юнлэ, принял решение отправить еще одно «великое посольство».
Последняя, седьмая по счету экспедиция адмирала Чжэн Хэ, состоялась в 1430-1433 годах по маршруту - Восточное побережье Индокитая (Чампа), Ява (Сурабая и другие порты северного побережья), Малаккский полуостров (Малакка), Суматра (Самудра-Пасай, Палембанг), район дельты Ганга, Малабарское побережье Индии (Коллам, Каликут), Мальдивы, побережье Персидского залива (Ормуз), побережье Араввийского полуострова (Аден, Джидда), восточное побережье Африки (Могадишо). В этой экспедиции принимало участие 27 550 человек.
Адмирал Чжэн Хэ, который к моменту отплытия разменял седьмой десяток лет, перед отплытием в последнюю экспедицию приказал выбить две надписи в порту Люцзяган (возле города Тайцан в провинции Цзянсу) и в Чанлэ (восточная Фуцзянь) - своего рода эпитафии, в которых подводил итоги большого пути.
Во время этой экспедиции флот высадил отряд под командованием Хун Бао, который совершил мирную вылазку в Мекку. Вернулись моряки с жирафами, львами, «верблюжьей птицей» (страусом, гигантские пернатые в то время еще водились в Аравии) и прочими дивными дарами, которые везли послы от шерифа Священного города.
Через пять дней после завершения седьмой экспедиции император по традиции одарил команду церемониальными одеяниями и бумажными деньгами. По сообщению хроники, при этом Сюаньдэ сказал:
«У нас нет никакого желания получать вещи из отдаленных стран, но мы понимаем, что их прислали с самыми искренними чувствами. Раз уж они приехали издалека, их надлежит принять, но это - не повод для поздравлений».
Дипломатические связи Китая со странами Западного океана прервались и на этот раз - на века. Некоторые купцы продолжали торговать с Японией и Вьетнамом, но от «государственного присутствия» в Индийском океане китайские власти отказались и даже уничтожили большинство лоций Чжэн Хэ.
Списанные корабли сгнили в порту, а китайские корабелы забыли, как строить баочуани...
Доподлинно никому неизвестно, когда скончался прославленный адмирал Чжэн Хэ - то ли во время седьмой экспедиции, то ли вскорости после возвращения флота (22 июля 1433 года).
В современном Китае считается, что его как истинного моряка похоронили в океане, а кенотаф, который показывают туристам в Нанкине - лишь условная дань памяти.
Больше всего удивляет тот факт, что настолько серьезные по масштабам экспедиции Чжэн Хэ по их окончании были совершенно забыты как современниками, так и потомками. Лишь в начале XX века западные ученые открыли упоминания об этих плаваниях в хрониках императорской династии Мин и задались вопросом: зачем была создана эта огромная флотилия?
Выдвигались разные версии: то Чжэн Хэ оказывался «первопроходцем и исследователем» вроде Кука, то разыскивал для империи колонии подобно конкистадорам, то его флот представлял собой мощное военное прикрытие для развивающейся внешней торговли, как у португальцев в XV-XVI веках.
Известный российский китаевед Алексей Бокщанин в книге «Китай и страны Южных морей» приводит занимательное соображение о возможной цели этих экспедиций: к началу XV века очень обострились обострились отношения между Китаем Минской эпохи и державой Тамерлана, который даже планировал поход на Китай.
Таким образом на адмирала Чжэн Хэ могли возложить дипломатическую миссию по поиску за морями союзников против Тимура.
Ведь когда в 1404 году Тамерлан заболел, уже имея за плечами покоренные и уничтоженные города от России до Индии, в мире вряд ли нашлась бы сила, способная справиться с ним в одиночку...
Но ведь уже в январе 1405 года Тамерлан умер. Кажется, что адмирал не искал союзников против этого врага.
Может быть, разгадка кроется в некотором комплексе неполноценности Юнлэ, который был вознесен на трон дворцовым переворотом. Незаконному «Сыну неба», похоже, просто не хотелось сложа руки ждать, пока данники сами явятся к нему на поклон.
Император Юнлэ послал корабли за горизонт наперекор магистральной имперской политике, которая предписывала сыну Неба принимать послов из мира, а не рассылать их в мир.
Сравнивая экспедиции Васко да Гамы и экспедиции Чжэн Хэ, американский историк Роберт Финлэй пишет:
«Экспедиция да Гамы знаменовала собой неоспоримую поворотную точку в мировой истории, став событием, символизирующим наступление эпохи модерна.
Вслед за испанцами, голландцами и англичанами португальцы приступили к построению империи на Востоке…
В противовес этому, минские экспедиции не повлекли за собой никаких изменений: ни колоний, ни новых маршрутов, ни монополий, ни культурного расцвета и никакого глобального единения… История Китая и мировая история, вероятно, не претерпели бы каких-либо изменений, если бы экспедиции Чжэн Хэ вообще никогда не состоялись».
Как бы там ни было, но деятельный адмирал Чжэн Хэ так и остался для Китая единственным великим мореплавателем, символом неожиданной открытости Поднебесной миру...


Источники информации:
1. Википедия
2. Дубровская Д. «Сокровищницы адмирала Чжэн Хэ»

журнала LIFE, то на 14 месте, сразу за Гитлером, мы встретим имя Чжэн Хэ. Кто он такой, и чем заслужил такое призвание. Эпоху Великих открытий мы все знаем, Магеллан, Колумб, Португалия и Испания делят весь мир пополам и доят его по максимуму. А что делал Великий Китай за 100 лет до этого в эпоху династии Мин?


Флот Чжэн Хэ совершил 7 путешествий из Китая в Юго-восточную Азию, Цейлон и Южную Индию. В ходе некоторых путешествий флот доходил до Ормуза в Персии, а его отдельные эскадры - и до нескольких портов в Аравии и Восточной Африке.

Согласно Гэвину Мензису, автору последней книги про Чжэн Хэ под названием «1421», он прошел под парусами через весь Индийский океан, проплыв в Мекку, Персидский залив, Восточную Африку, Цейлон (Шри Ланка), Аравию и через весь Индийский океан за десятилетия до Христофора Колумба или Васко да Гама, а его корабли по размеру были больше в пять раз!

По мнению историков, среди причин организации этих экспедиций было как желание Чжу Ди получить международное признание Минской династии, пришедшей на смену монгольской династии Юань, как новой правящей династии «Срединного государства», так и утверждение законности его собственного пребывания на троне, узурпированном им у своего племянника Чжу Юньвэня. Последний фактор, возможно, усугублялся хождением слухов, что тот отнюдь не погиб при пожаре нанкинского императорского дворца, а смог бежать и скрывается где-то в Китае или за его пределами. Официальная «История Мин» (составленная почти 300 лет спустя) утверждает, что розыск пропавшего императора был одной из целей и для экспедиций Чжэн Хэ. Кроме того, если бы Чжу Юньвэнь оказался жив и искал поддержки за рубежом, экспедиция Чжэн Хэ смогла бы помешать его планам и показать, кто в Китае является подлинным властителем.

Стационарная полноразмерная модель "корабля-сокровищницы среднего размера" (63,25 м в длину), построенная ок. 2005 г. на месте бывшей судоверфи Лунцзян в Нанкине. Модель имеет железобетонные стены с деревянной обшивкой

Парусный флот, во главе которого стоял евнух Чжэн Хэ, был построен в начале XV века в китайской Империи Мин, и состоял из не менее чем 250 судов. Этот флот назывался еще золотым.

Среди историков существуют разные мнения о числе судов во флоте Чжэн Хэ. К примеру, автор популярной биографии Чжэн Хэ (Levathes 1994, С. 82), следуя многим другим авторам (к примеру, авторитетной истории Минской эры (Chan 1988, С. 233), вычисляет состав флота, участвовавшего в первой экспедиции Чжэн Хэ (1405-1407) как 317 судов, складывая 62 корабля-сокровищницы о которых говорится в «Истории Мин» с «250 кораблями» и «5 кораблями» для океанских плаваний о заказе которых говорится в других источниках периода. Однако Э. Дрейер, анализируя источники, полагает что складывать подобным образом цифры из разных источников некорректно, и в реальности упоминание о «250 кораблей» подразумевает все суда, заказанные для этой экспедиции.

Баочуань: длина - 134 метра, ширина - 55 метров, водоизмещение - около 30 000 тонн, команда - около 1000 человек
1. Каюта адмирала Чжэн Хэ
2. Корабельный алтарь. Жрецы постоянно жгли на нем благовония - так задабривали богов
3. Трюм. Корабли Чжэн Хэ были полны фарфора, драгоценностей и прочих подарков для иноземных правителей и демонстрации мощи императора
4. Руль корабля равнялся по высоте четырехэтажному дому. Для приведения его в действие использовали сложную систему блоков и рычагов
5. Наблюдательная палуба. Стоя на ней, мореплаватели следили за рисунком созвездий, сверяли курс и замеряли скорость судна
6. Ватерлиния. Водоизмещение баочуаня во много раз больше, чем у современных ему европейских кораблей
7. Сплетенные из бамбуковых матов паруса раскрывались подобно вееру и обеспечивали высокую парусность судна

«Санта-Мария» Колумба: длина - 25 метров, ширина - около 9 метров, водоизмещение - 100 тонн, команда - 40 человек

Краса и гордость эскадры, баочуани (дословно «драгоценные корабли» или «сокровищницы»), сооружались на так называемой «верфи драгоценных кораблей» (баочуаньчан) на реке Циньхуай в Нанкине. Именно этот последний факт, в частности, обусловливает то, что осадка джонок при их гигантском размере была не очень глубокой - иначе они просто не прошли бы в море через этот приток Янцзы. И вот, наконец, все было готово. 11 июля 1405 года в «Хронике императора Тай-цзуна» (одно из ритуальных имен Юнлэ) была сделана простая запись: «Дворцовый сановник Чжэн Хэ и другие были посланы в страны Западного (Индийского) океана с письмами императора и дарами для их царей - золотая парча, узорчатые шелка, цветной шелковый газ, - все по их статусу». Всего в армаду вошло до 255 кораблей с 27 800 человек на борту.

Джонка с рисунка сунской эпохи демонстрирует традиционную конструкцию китайского плоскодонного судна. За отсутствием киля, большой руль (на корме) и боковые шверцы помогают устойчивости судна.

Китайские кораблестроители понимали, что гигантский размер кораблей усложнит их маневренность, и поэтому они установили балансирный руль, который можно было поднимать и опускать для большей стабильности. Современные кораблестроители не знают как китайцы построили корпус корабля без использования железа, который смог бы нести судно в 400 футов, и некоторые вообще усомнились, что такие корабли в то время существовали вообще. Однако, в 1962 году в Нанкине в развалинах одной из судоверфей династии Мин был обнаружен рудерпост корабля сокровищ, который был тридцать шесть футов в длину. Используя пропорции типичной традиционной джонки (типичного китайского судна), произведя повторные просчеты, расчетный корпус для подобного руля составил пятьсот фут (152,5 метра).


Руль на современной модели корабля-сокровищницы (судоверфь Лунцзян)

Что странно, сравнивая экспедиции Васко да Гамы и экспедиции Чжэн Хэ, американский историк Роберт Финлэй (англ. Robert Finlay) пишет: «Экспедиция да Гамы знаменовала собой неоспоримую поворотную точку в мировой истории, став событием, символизирующим наступление Нового времени. Вслед за испанцами, голландцами и англичанами португальцы приступили к построению империи на Востоке… В противовес этому, минские экспедиции не повлекли за собой никаких изменений: ни колоний, ни новых маршрутов, ни монополий, ни культурного расцвета и никакого глобального единения… История Китая и мировая история, вероятно, не претерпели бы каких-либо изменений, если бы экспедиции Чжэн Хэ вообще никогда не состоялись».

Парусник Христофора Колумба в сравнении с кораблем Чжэн Хэ (в футах).

В связи с плаваниями Чжэн Хэ западные авторы часто задают вопрос: «Как получилось так, что европейская цивилизация за пару веков вовлекла в свою сферу влияния весь мир, а Китай, хотя начал крупномасштабное океанские плавания раньше и с гораздо большим флотом, чем имели Колумб и Магеллан, вскоре прекратил такие экспедиции и перешёл к политике изоляционизма?», «что было бы, если бы Васко да Гама встретил на своём пути китайский флот, подобный флоту Чжэн Хэ?»

В популярной литературе высказывалось даже мнение, что Чжэн Хэ был прототипом Синдбада-морехода. Доказательства тому ищут в сходстве звучания между именами Синдбад и Саньбао и в том, что оба совершили по семь морских путешествий.

Китайская империя, на всем протяжении своей многовековой истории, особо не проявляла интерес к дальним странам и путешествиям. Однако в XV веке китайский флот семь раз подряд отправлялся в дальние экспедиции и все семь раз его возглавлял великий китайский адмирал Чжэн Хэ...

В 2002 году вышла книга отставного британского офицера, бывшего командира подводной лодки Гэвина Мензиса «1421: год, когда Китай открыл мир». В ней Мензис заверял, что Чжэн Хэ опередил даже Колумба, открыв Америку раньше него, опередил он якобы и Магеллана, первым обогнув земной шар.
Профессиональные историки отрицают эти теории как несостоятельные. И тем не менее, одна из карт адмирала — так называемая «карта Кан"нидо» — подтверждает то, что Чжэн Хэ обладал надежной и достоверной информацией о Европе...
Есть также точка зрения, что карты Чжэн Хэ послужили базой европейских морских карт времен эпохи Великих географических открытий.
Чжэн Хэ родился в 1371 году в городе Куньян (ныне Цзиньин), в центре юго - западной китайской провинции Юньнань, вблизи от ее столицы Куньмина. От Куньяна до побережья было несколько недель езды - огромное по тем временам расстояние - поэтому Ма Хэ, как звали его в детстве, даже не предполагал, что станет великим флотоводцем и путешественником.
Род Хэ вел свою родословную от знаменитого Саида Аджаллы Шамсы аль-Дина (1211— 1279 гг.), которого называли также Умаром, — уроженца Бухары, который смог возвыситься во времена монгольских великих ханов Мункэ (внука Чингисхана) и Хубилая.
Собственно, завоеватель Китая великий хан Хубилай в 1274 году и поставил Умара губернатором Юньнани.
Доподлинно известно также, что отец и дедушка будущего адмирала Чжэн Хэ строго соблюдали уложения ислама и совершили хадж в Мекку. Кроме того, в мусульманском мире существует мнение, что и сам будущий адмирал посетил священный город, хотя справедливости ради надо заметить, что с неформальным паломничеством.
Детство Ма Хэ складывалось весьма драматично.
В 1381 году при завоевании Юньнани войсками китайской династии Мин, которая низвергла иностранную Юань, в возрасте 39 лет погиб его отец, а Ма Хэ восставшие взяли в плен, оскопили и отдали в услужение четвертому сыну своего предводителя Хун-у, будущему императору Юнлэ, который вскоре отправился наместником в Бэйпин (Пекин).

Евнухи в Китае всегда были одной из самых влиятельных политических сил. Некоторые подростки сами шли на жуткую операцию, рассчитывая попасть в свиту какого-нибудь влиятельного лица — князя или, если улыбнется фортуна, самого императора. Так что «цветноглазому» (так называли в Китае представителей нетитульной, неханьской народности) Чжэн Хэ по представлениям того времени просто нереально повезло...
Ма Хэ зарекомендовал себя на службе с положительной стороны и уже к концу 1380-х годов стал заметен в окружении князя, младше которого он был на одиннадцать лет.
Когда в 1399 году Пекин осадили войска тогдашнего императора Цзяньвэня, правившего с 1398 по 1402 год, молодой сановник мужественно защищал одно из городских водохранилищ, что позволило князю выстоять, с тем чтобы контратаковать конкурента и взойти на трон.
А уже через несколько лет Юнлэ собрал сильное ополчение, поднял восстание и в 1402 году, взяв штурмом столичный Нанкин, провозгласил себя императором.
В то же время он принял девиз нового правления: Юнлэ — «Вечное счастье».
Был щедро вознагражден и Ма Хэ: на китайский новый год - в феврале 1404 года - в признательность за верность и подвиги он был торжественно переименован в Чжэн Хэ — эта фамилия соответствует названию одного из древних царств, которые существовали на территории Китая в V—III веках до н. э.

Первая экспедиция Чжэн Хэ состоялась в 1405 году. Первоначально сам император Юнлэ, живший в Нанкине, где строили корабли и откуда стартовали первые путешествия, принял непосредственное участие в проекте. Позднее обустройство новой столицы в Пекине и монгольские кампании остудят пыл императора, а пока он лично дотошно вникает во все мелочи, пристально следит за каждым шагом и указанием своего адмирала.
Ко всему прочему император Юнлэ поставил доверенного евнуха во главе не только самой флотилии, но и Палаты дворцовых слуг. А это значит, что тому доводилось отвечать еще и за строительство и ремонт множества построек, а потом и строительство судов...
Но император торопил с постройкой судов и специальными распоряжениями в провинцию Фуцзянь и в верзовья Янцзы отправляются партии за древесиной для их постройки. Краса и гордость эскадры, баочуани, что в переводе дословно звучит как «драгоценные корабли» или «сокровищницы», строились на «верфи драгоценных кораблей» (баочуаньчан) на реке Циньхуай в Нанкине. Поэтому, несмотря на гигантские размеры, осадка джонок была не очень глубокой — в противном случае они не вышли бы в море через этот приток Янцзы.

Длина баочуаней составляла 134 метра, а ширина — 55.
Осадка до ватерлинии равнялась 6 с лишним метрам.
Мачт было 9, и они несли на себе 12 парусов из плетеных бамбуковых матов.2
11 июля 1405 года в «Хронике императора Тай-цзуна» (одно из ритуальных имен императора Юнлэ) была сделана следующая запись:
«Дворцовый сановник Чжэн Хэ и другие были посланы в страны Западного (Индийского) океана с письмами императора и дарами для их царей — золотая парча, узорчатые шелка, цветной шелковый газ, — все по их статусу».
В армаду первой экспедиции адмирала Чжэн Хэ вошло 255 кораблей с 27 800 человек на борту. Корабли шли по следующему маршруту: Восточное побережье Индокитая (государство Чампа), Ява (порты северного побережья), Малаккский полуостров (султанат Малакка), Суматра (султанаты Самудра-Пасай, Ламури, Хару, Палембанг), Цейлон, Малабарское побережье Индии (Каликут)1.
Во всех своих экспедициях Чжэн Хэ шел каждый раз одним и тем же путем: ловя повторяющиеся муссонные ветра, с декабря по март дующие на этих широтах с севера и северо-востока.
А когда влажные субэкваториальные потоки воздуха поднимались над Индийским океаном и как бы по кругу оборачивались обратно на север — с апреля по август, — флотилия поворачивала к дому. Это муссонное расписание местные моряки знали задолго до нашей эры, да и не только моряки: ведь оно определяло и порядок земледельческих сезонов.
С учетом муссонов, а также рисунка созвездий путешественники уверенно переправлялись с юга Аравии на малабарский берег Индии, или с Цейлона на Суматру и в Малакку, придерживаясь определенной широты.
Домой китайские экспедиции возвращались тем же маршрутом, и только происшествия, случившиеся в пути, дают возможность в хрониках различать плавания «туда» и «обратно».
В первой экспедиции на обратном пути китайцы пленили знаменитого пирата Чэнь Цзу"и, который захватил в то время Палембанг — столицу индусско-буддийского государства Шривиджая на Суматре.
«Чжэн Хэ вернулся и привез Чэнь Цзу"и в кандалах. Прибыв в Старый порт, он призвал Чэня подчиниться.
Тот прикинулся, что подчиняется, но втайне планировал бунт. Чжэн Хэ понял это...
Чэнь, собрав силы, выступил в битву, а Чжэн Хэ выслал войска и принял бой.
Чэнь был разбит наголову. Более пяти тысяч бандитов были убиты, десять кораблей сожжены и семь захвачены...
Чэнь и еще двое были взяты в плен и доставлены в императорскую столицу, где их приказали обезглавить».
Так Чжэн Хэ защитил мирных земляков-мигрантов в Палембанге и попутно впервые показал, что его корабли имели на борту оружие не только для красоты.
До сегодняшнего дня исследователи так и не сошлись в едином мнении, чем именно воевали подчиненные адмирала. То, что корабли Чэнь Цзу"и были сожжены, как будто свидетельствует о том, что в них стреляли из пушек. Они, как и примитивные ружья, уже применялись тогда в Китае, но прямых доказательств об использовании их на море нет.
В бою адмирал Чжэн Хэ полагался на живую силу, на личный состав, который высаживали с огромных джонок на берег или посылали на штурм укреплений. Эта своеобразная морская пехота и была главной силой флотилии.

Во время второй экспедиции, состоявшейся в 1407—1409 годах, географически аналогичной с первой (Восточное побережье Индокитая (Чампа, Сиам), Ява (порты северного побережья), Малаккский полуостров (Малакка), Суматра (Самудра-Пасай, Палембанг), Малабарское побережье Индии (Кочин, Каликут))1, произошло только одно событие, память о котором сохранилась в истории: властелин Каликута предоставил посланникам Поднебесной несколько баз, опираясь на которые китайцы могли в дальнейшем отправляться еще дальше на запад.
А вот во время третьей экспедиции, состоявшейся в 1409—1411 гг. (Восточное побережье Индокитая (Чампа, Сиам), Ява (порты северного побережья), Малаккский полуостров (Малакка), Сингапур, Суматра (Самудра-Пасай), Малабарское побережье Индии (Коллам, Кочин, Каликут))1, произошли более серьезные события.
Под датой 6 июля 1411 года в хронике записано:
«Чжэн Хэ... вернулся и привез захваченного царя Цейлона Алагакконару, его семью и нахлебников.
Во время первого путешествия Алагакконара был груб и неуважителен и вознамерился убить Чжэн Хэ. Чжэн Хэ понял это и уехал.
Мало того, Алагакконара не дружил с соседними странами и часто перехватывал и грабил их посольства по пути в Китай и обратно. Ввиду того что другие варвары страдали от этого, Чжэн Хэ, вернувшись, снова выказал презрение Цейлону.
Тогда Алагакконара заманил Чжэн Хэ вглубь страны и послал своего сына Наянару потребовать у него золото, серебро и прочие драгоценные товары. Если бы эти товары не выдали, более 50 тысяч варваров восстали бы из укрытий и захватили корабли Чжэн Хэ.
А еще они подпилили деревья и вознамерились перекрыть узкие дорожки и перерезать Чжэн Хэ пути к отступлению так, чтобы отдельные отряды китайцев не могли прийти друг другу на помощь.

Когда Чжэн Хэ понял, что их отрезали от флота, он быстро развернул войска и отправил их к кораблям...
И он приказал гонцам тайно обойти дороги, где сидела засада, вернуться к кораблям и передать приказ офицерам и солдатам биться до смерти.
А тем временем он лично повел двухтысячное войско обходными путями. Они штурмовали восточные стены столицы, взяв ее испугом, прорвались внутрь, захватили Алагакконару, его семью, нахлебников и сановников.
Чжэн Хэ провел несколько сражений и разбил армию варваров наголову.
Когда он вернулся, министры решили, что Алагакконару и прочих пленников надлежит казнить. Но император смилостивился над ними — над невежественными людьми, не знавшими, что такое Небесный мандат на правление, и отпустил их, дав еду и одежду, и приказал Палате ритуалов выбрать в семействе Алагакконары достойного человека, чтобы править страной»2.

Эта цитата — единственное документальное отображение деяний Чжэн Хэ на Цейлоне. Но тем не менее, кроме него, конечно, бытует множество легенд, а самая известная из них рассказывает о скандале, который связан с наиболее уважаемой реликвией — зубом Будды (Далада), который Чжэн Хэ то ли предполагал выкрасть, то ли в самом деле выкрал с Цейлона.
А история эта такова...
В 1284 году хан Хубилай направлял на Цейлон своих эмиссаров, чтобы раздобыть одну из первостепенных священных реликвий буддистов совершенно законным путем. Но зуб монгольскому императору — знаменитому покровителю буддизма — все же не отдали, возместив отказ другими дорогими дарами.
Согласно сингальским мифам, Срединное государство втайне не отступилось от желанной цели. Эти мифы утверждают, что экспедиции адмирала Чжэн Хэ были предприняты чуть ли не с намерением похитить зуб, а все остальные походы — были для отвода глаз.
Сингалы же якобы перехитрили Чжэн Хэ — «подсунули» ему в плен царского двойника вместо истинного царя и ложную же реликвию, а настоящую, в то время как китайцы воевали, спрятали.
Соотечественники великого адмирала, разумеется, придерживаются обратного мнения: адмирал Чжэн Хэ все-таки получил бесценный «кусочек Будды», и тот даже на манер путеводной звезды помог ему безопасно вернуться обратно в Нанкин.
А вот что было на самом деле, неизвестно...
Адмирал Чжэн Хэ был человеком крайне широких взглядов. Мусульманин по происхождению, он уже в зрелом возрасте открыл для себя буддизм и отличался большими познаниями в хитросплетениях этого учения.
На Цейлоне он возвел святилище Будды, Аллаха и Вишну (одно на троих!), а в стеле, воздвигнутой перед последним плаванием в Фуцзяни, вознес благодарность даосской богине Тянь-фэй — «божественной супруге», которая почиталась как покровительница моряков.
В какой-то степени цейлонские похождения адмирала, скорее всего, стали вершиной его заморской карьеры. В ходе этой опасной военной кампании много воинов погибло, но Юнлэ, оценив масштаб подвига, щедро наградил уцелевших.
В середине декабря 1412 года Чжэн Хэ получил новый приказ императора везти дары ко дворам заморских правителей. Эта четвертая экспедиция Чжэн Хэ, проходившая в 1413—1415 годах,

проходила по маршруту: Восточное побережье Индокитая (Чампа), Ява (порты северного побережья), Малаккский полуостров (султанаты Паханг, Келантан, Малакка), Суматра (Самудра-Пасай), Малабарское побережье Индии (Кочин, Каликут), Мальдивы, побережье Персидского залива (государство Ормуз).1
К четвертой экспедиции был прикомандирован переводчик — мусульманин Ма Хуань, который знал арабский и персидский языки.
Позднее он опишет в своих воспоминаниях последние великие плавания китайского флота, а также всевозможные бытовые подробности.
В частности, Ма Хуань скрупулезно описал рацион моряков: они ели «лущеный и нелущеный рис, бобы, зерна, ячмень, пшеницу, кунжут и все виды овощей... Из фруктов у них были... персидские финики, сосновые орешки, миндаль, изюм, грецкие орехи, яблоки, гранаты, персики и абрикосы...», «многие люди делали смесь из молока, сливок, масла, сахара и меда и ели это».
С уверенностью можно заключить, что китайские путешественники не болели цингой.
Ключевым событием четвертой экспедиции Чжэн Хэ стал захват главаря повстанцев по имени Секандар, который выступил против признанного китайцами и связанного с ними договором о дружбе царя государства Семудера на севере Суматры — Заина аль-Абидина.
Секандар оскорбился, что посланец императора не привез ему подарков, а значит, не признал законным представителем знати, наскоро собрал сторонников и сам напал на флот адмирала Чжэн Хэ.
Но вскоре он сам, его жены и дети попали на борт китайских сокровищниц. В своих записках Ма Хуань пишет, что «разбойника» публично казнили еще на Суматре, не удостоив чести императорского суда в Нанкине...
Из этой экспедиции адмирал Чжэн Хэ привез рекордное число иностранных послов — из тридцати держав. Восемнадцать дипломатов из них Чжэн Хэ развез по домам в ходе пятой экспедиции, которая состоялась в 1416—1419 годах.
Все они имели при себе милостивые письма от императора, а также фарфор и шелка — вышитые, прозрачные, крашеные, тонкие и весьма дорогие, так что их государи, надо полагать, остались довольны.
На этот раз адмирал Чжэн Хэ выбрал следующий маршрут своей экспедиции - Восточное побережье Индокитая (Чампа), Ява (порты северного побережья), Малаккский полуостров (Паханг, Малакка), Суматра (Самудра-Пасай), Малабарское побережье Индии (Кочин, Каликут), Мальдивы, побережье Персидского залива (Ормуз), побережье Араввийского полуострова (Дофар, Аден), восточное побережье Африки (Барава, Малинди, Могадишо)1.В состав флота этой экспедиции входило 63 судна и 27411 человек.
В описаниях пятой экспедиции адмирала Чжэн Хэ есть много неточностей и расхождений. До сих пор неизвестно, где находится загадочная укрепленная Ласа, которая оказала экспедиционному корпусу Чжэн Хэ вооруженное сопротивление и взятая китайцами с помощью осадных орудий, которые в одних источниках называются «мусульманскими катапультами», в других — «западными» и, в конце концов, в третьих — «огромными катапультами, стреляющими камнями»...
В одних источниках указано, что город этот был в Африке, близ Могадишо в современном Сомали,

другие — в Аравии, где-то в Йемене. Путь до него от Каликута занимал в XV веке двадцать дней с попутным ветром, климат там был знойный, поля выжженные, традиции простые, а взять там было почти нечего.
Ладан, серая амбра и «верблюды на тысячу ли» (ли — китайская мера длины, равная приблизительно 500 метрам).
Флот адмирала Чжэн Хэ обогнул Африканский Рог и направился к Могадишо, где китайцы столкнулись с настоящим чудом: увидели, как из-за отсутствия древесины черный народ строит дома из камней — в четыре-пять этажей.
Богатые жители тех мест занимались морской торговлей, бедные забрасывали в океане сети.
Мелкий скот, лошадей и верблюдов кормили сушеной рыбой. Но основное — домой китайцы повезли совсем своеобразную «дань»: леопардов, зебр, львов и даже несколько жирафов, которыми, кстати, китайский император совершенно остался неудовлетворен...
Шестая экспедиция Чжэн Хэ состоялась в 1421—1422 годах и проходила по маршруту - Восточное побережье Индокитая (Чампа), Ява (порты северного побережья), Малаккский полуостров (Паханг, Малакка), Суматра (Самудра-Пасай), Малабарское побережье Индии (Кочин, Каликут), Мальдивы, побережье Персидского залива (Ормуз), побережье Араввийского полуострова1. Флот был усилен 41 кораблем.
Из этой экспедиции Чжэн Хэ опять вернулся без всяких ценностей, что совсем уж раздосадовало императора. Кроме того и в самой Поднебесной за это время усилилась критика его разорительных войн, а поэтому дальнейшие походы великой флотилии Чжэн Хэ оказались под большим вопросом...
В 1422—1424 годах в плаваниях Чжэн Хэ вышел существенный перерыв, к тому же в 1424 году умер император Юнлэ.
И лишь в 1430 году новый, молодой император Сюаньдэ, внук покойного Юнлэ, принял решение отправить еще одно «великое посольство».

Последняя, седьмая по счету экспедиция адмирала Чжэн Хэ, состоялась в 1430—1433 годах по маршруту - Восточное побережье Индокитая (Чампа), Ява (Сурабая и другие порты северного побережья), Малаккский полуостров (Малакка), Суматра (Самудра-Пасай, Палембанг), район дельты Ганга, Малабарское побережье Индии (Коллам, Каликут), Мальдивы, побережье Персидского залива (Ормуз), побережье Араввийского полуострова (Аден, Джидда), восточное побережье Африки (Могадишо). В этой экспедиции принимало участие 27 550 человек.
Адмирал Чжэн Хэ, который к моменту отплытия разменял седьмой десяток лет, перед отплытием в последнюю экспедицию приказал выбить две надписи в порту Люцзяган (возле города Тайцан в провинции Цзянсу) и в Чанлэ (восточная Фуцзянь) — своего рода эпитафии, в которых подводил итоги большого пути.
Во время этой экспедиции флот высадил отряд под командованием Хун Бао, который совершил мирную вылазку в Мекку. Вернулись моряки с жирафами, львами, «верблюжьей птицей» (страусом, гигантские пернатые в то время еще водились в Аравии) и прочими дивными дарами, которые везли послы от шерифа Священного города.
Через пять дней после завершения седьмой экспедиции император по традиции одарил команду церемониальными одеяниями и бумажными деньгами. По сообщению хроники, при этом Сюаньдэ сказал:
«У нас нет никакого желания получать вещи из отдаленных стран, но мы понимаем, что их прислали с самыми искренними чувствами. Раз уж они приехали издалека, их надлежит принять, но это — не повод для поздравлений».
Дипломатические связи Китая со странами Западного океана прервались и на этот раз — на века. Некоторые купцы продолжали торговать с Японией и Вьетнамом, но от «государственного присутствия» в Индийском океане китайские власти отказались и даже уничтожили большинство лоций Чжэн Хэ.
Списанные корабли сгнили в порту, а китайские корабелы забыли, как строить баочуани...
Доподлинно никому неизвестно, когда скончался прославленный адмирал Чжэн Хэ — то ли во время седьмой экспедиции, то ли вскорости после возвращения флота (22 июля 1433 года).
В современном Китае считается, что его как истинного моряка похоронили в океане, а кенотаф, который показывают туристам в Нанкине — лишь условная дань памяти.
Больше всего удивляет тот факт, что настолько серьезные по масштабам экспедиции Чжэн Хэ по их окончании были совершенно забыты как современниками, так и потомками. Лишь в начале XX века западные ученые открыли упоминания об этих плаваниях в хрониках императорской династии Мин и задались вопросом: зачем была создана эта огромная флотилия?
Выдвигались разные версии: то Чжэн Хэ оказывался «первопроходцем и исследователем» вроде Кука, то разыскивал для империи колонии подобно конкистадорам, то его флот представлял собой мощное военное прикрытие для развивающейся внешней торговли, как у португальцев в XV—XVI веках.
Известный российский китаевед Алексей Бокщанин в книге «Китай и страны Южных морей»

приводит занимательное соображение о возможной цели этих экспедиций: к началу XV века очень обострились обострились отношения между Китаем Минской эпохи и державой Тамерлана, который даже планировал поход на Китай.
Таким образом на адмирала Чжэн Хэ могли возложить дипломатическую миссию по поиску за морями союзников против Тимура.
Ведь когда в 1404 году Тамерлан заболел, уже имея за плечами покоренные и уничтоженные города от России до Индии, в мире вряд ли нашлась бы сила, способная справиться с ним в одиночку...
Но ведь уже в январе 1405 года Тамерлан умер. Кажется, что адмирал не искал союзников против этого врага.
Может быть, разгадка кроется в некотором комплексе неполноценности Юнлэ, который был вознесен на трон дворцовым переворотом. Незаконному «Сыну неба», похоже, просто не хотелось сложа руки ждать, пока данники сами явятся к нему на поклон.
Император Юнлэ послал корабли за горизонт наперекор магистральной имперской политике, которая предписывала сыну Неба принимать послов из мира, а не рассылать их в мир.
Сравнивая экспедиции Васко да Гамы и экспедиции Чжэн Хэ, американский историк Роберт Финлэй пишет:
«Экспедиция да Гамы знаменовала собой неоспоримую поворотную точку в мировой истории, став событием, символизирующим наступление эпохи модерна.
Вслед за испанцами, голландцами и англичанами португальцы приступили к построению империи на Востоке…
В противовес этому, минские экспедиции не повлекли за собой никаких изменений: ни колоний, ни новых маршрутов, ни монополий, ни культурного расцвета и никакого глобального единения… История Китая и мировая история, вероятно, не претерпели бы каких-либо изменений, если бы экспедиции Чжэн Хэ вообще никогда не состоялись».
Как бы там ни было, но деятельный адмирал Чжэн Хэ так и остался для Китая единственным великим мореплавателем, символом неожиданной открытости Поднебесной

Китайский флотоводец и дипломат. С 1405 по 1433 год руководил 7 посольскими миссиями к берегам Индокитая, Явы, Суматры, Индостана, Восточной Африки и ряда островов Индийского океана.

В начале XV века правительство династии Мин решило использовать для внешнеполитического воздействия экспедиции китайского флота в Южные и Западные моря. С этими экспедициями в заморские страны отправлялись китайские послы с прежними полномочиями, но теперь они стояли во главе огромного по тем временам флота со значительной армией на борту. Небольшая свита, сопровождавшая послов раньше, лишь охраняла их безопасность во время поездки, но никак не могла гарантировать достижения поставленных целей. Морские экспедиции начала XV века должны были, в первую очередь обеспечить усиление китайского влияния в заморских странах.

Наиболее значительными из морских экспедиций этого времени были походы флота под начальством Чжэн Хэ, продолжавшиеся с некоторыми перерывами с 1405 по 1433 год.

Первый императорский указ о снаряжении экспедиций китайского флота под начальством дворцового евнуха Чжэн Хэ был издан в 3-м месяце 3-го года Юнлэ (между 1 и 29 апреля 1405 года). После этого началась их непосредственная подготовка: формировался флот, подбирались матросы, войска, корабли снабжались всем необходимым.

Сведения о личности самого Чжэн Хэ можно почерпнуть из открытой в 1894 году надписи на могильном камне его отца, составленной в 1405 году.

Чжэн Хэ родился в 1371 году в городе Куньян провинции Юньнань (примерно в 50 км к югу от города Куньмина). Отец Хэ был мусульманином и носил фамилию Ма. По предположениям, предки отца и деда Хэ были выходцами из Западного Края, как китайцы раньше называли Центральную Азию. В семье родились четыре дочери и два сына, из которых Хэ был младшим.

В 1382 году, когда в Юньнань вошли китайские войска династии Мин,11-летний Хэ попал в плен и был оскоплен. Его собирались отправить на службу в один из богатых и знатных домов.

В 1385 году войска, захватившие Хэ, были переброшены на север и увезли его с собой. Здесь он попал в услужение к одному из сыновей основателя Династии Мин - Чжу Ди, которому император доверил оборону северозападных рубежей своей страны от монголов. В 90-х годах XIV века Чжу Дистал брать с собой в походы и молодого евнуха, который также оказался способным воином. Как отмечается в надписи, Хэ «усердно служил и проявил способности, был скромен и осторожен, не бежал от трудных дел, за что приобрел среди чиновников хорошую репутацию».

После смерти императора в 1398 году разразилась междуусобная война, завершившаяся в 1402 году победой Чжу Ди. Сразу после провозглашения его императором Чжу Ди начал рассылать в заморские страны послов с манифестами, извещавшими о его вступлении на престол В 1403–1404 годах китайские посольства с известием о начале нового правления посетили все более или менее крупные страны Южных морей.

Во время новогодних торжеств в 1404 году особо отличившимся участникам этой войны были пожалованы награды и титулы. Среди них был и Хэ, который с этого времени получил фамилию Чжэн и был произведен в высшие дворцовые евнухи - тайцзяни. Дальнейшая его судьба связана с началом в 1405 году морских экспедиций.

Почему император доверил руководство посольством именно Чжэн Хэ? Дело в том, что в 1404 году он уже получал предписание возглавить посольство в Японию. Очевидно, Чжэн Хэ успешно справился с заданием и приобрел необходимый опыт флотоводца. Кроме того, он был мусульманином и почитателем буддизма - имел даже буддийское прозвище Три Драгоценности (Саньбао), что должно было ему помочь в установлении контактов с правителями и населением стран, где исповедовались названные религии.

Как указано в составленной придворными историографами «Мин ши» («Истории династии Мин»), в первое плавание Чжэн Хэ вывел 62 больших корабля. В последующих экспедициях участвовало от 40 до 60 больших кораблей.

Корабли Чжэн Хэ носили пышные названия, например «Чистая гармония», «Благоденствие и процветание» Кроме того, они имели порядковые номера.

Во время первого плавания под командованием Чжэн Хэ находилось около 27 800 человек. Послов сопровождало значительное количество войск. В экспедиции участвовали семь послов (чжэн ши) и десять их помощников (фу ши). Численность «чиновников» достигала 572 человек. Анализ показывает, что по служебному положению их можно разделить на четыре группы: представители первой подчинялись непосредственно императорскому двору (евнухи), второй - военным властям (столичные и местные командующие), третьей - правительственным учреждениям (чиновники из Ведомства налогов, церемониального и банкетного приказов) и четвертой - прочим учреждениям (астрономы, врачи). Общее руководство экспедициями осуществлял императорский двор. Так, в «Мин ши» отмечено, что главами посольств и экспедиций в зарубежные страны обычно назначались люди из числа наиболее приближенных к трону. С XV века при дворе большую роль стали играть высшие чины из дворцовых евнухов, что отразилось и на подборе командного состава экспедиций.

Чжэн Хэ был назначен «главным послом» и главнокомандующим; обязанности помощника главнокомандующего исполнял Ван Моу.

Флот Чжэн Хэ покинул берега Китая в январе 1406 года. Отплытие флота сопровождалось пышными церемониями.

От берегов Фуцзяни флот Чжэн Хэ направился к Тямпе, далее - к острову Ява, а оттуда к северо-западному побережью Суматры в страну Самуда. Выйдя в Индийский океан, китайский флот пересек Бенгальский залив и достиг острова Цейлон. Затем, обогнув южную оконечность Индостана, Чжэн Хэ посетил несколько богатых торговых центров на Малабарском берегу, в том числе крупнейший из них - Каликут.

Сразу же по возвращении из похода осенью 1407 года флот Чжэн Хэ был вновь отправлен «в далекое плавание». Он совершил еще шесть экспедиций. Во время четвертой (1413–1415) китайские корабли дошли до Ормузав Персидском заливе, а во время следующей (1417–1419) - посетили Лясу (пункт в районе современного города Мерса-Фатима в Красном море) и ряд городов на Сомалийском берегу Африки - Могадишо, Браву, Чжубу и Малинди.

В различных источниках перечислено разное количество стран, в которых побывали экспедиций Чжэн Хэ. Всего же в связи с походами китайского флота упоминается 56 стран, причем большинство из них (31) расположено в районе Южных морей.

В чем же состояли дипломатические задачи Чжэн Хэ? Его современники или участники морских экспедиции Ма Хуань, Фэй Синь, Гун Чжэн пишут, что дипломатические миссии укрепляли великие основы правящей династии, чтобы простерлась ее власть на десять тысяч поколений. Для этого они, как указано в Чанлэской надписи, «заручались почтительной преданностью и радушием со стороны отдаленных иноземцев». Руководители экспедиций, имевшие звания послов и помощников послов, торжественно зачитывали и вручали иноземным властителям императорские манифесты и указы. Например, в указе 1409 года, разосланный с кораблями Чжэн Хэ, говорится: «Императорский указ всем ванам и вождям племен всех заморских иноземцев. Я получил приказание Неба и являюсь государем Поднебесной. В полном согласии с волей Небесного Владыки Я действую милостиво и распространяю добродетель. Всем людям - старым и малым, где бы они ни находились в пределах между Небом и Землей, там, где светят Солнце и Луна и где выпадает иней и роса, - всем желаем, чтобы они продолжали заниматься своими делами. Ныне посылаю Чжэн Хэ с императорскими манифестами, распространяющими Мою волю, чтобы вы почтительно следовали Пути Неба, строго блюли Мои указания, в соответствии с разумом были безропотны, не позволяли себе нарушений и противоборства, не смели обижать тех, кто в меньшинстве, не смели притеснять слабых, дабы приблизиться к идеалу общего наслаждения счастьем совершенного мира. Если кто с выражением искренности прибудет ко двору, то для его поощрения приготовлены различные подарки. Поэтому и дан сей указ, чтобы всем стало о том известно! 7-й год Юнлэ, 3-й месяц… число».

В конце содержится приглашение прислать в Китай ответные миссии, подслащенное обещаниями щедрых даров. Иначе говоря, перед морскими экспедициями ставилась задача «привлечения» посольств из заморских стран в Китай.

Наряду с императорскими указами местным властителям вручались богатые подарки, что в немалой степени способствовало дипломатическому успеху экспедиций. В некоторых случаях Чжэн Хэ одаривал не только правителей заморских стран, но и их приближенных и даже население. Участник экспедиции в Южные моря Фэй Синь в «Син ча шэн лань» («Обозрение достопримечательностей»), например, пишет, что когда китайский Флот прибыл на Яву, то «властителю той страны были поднесены императорские указы и драгоценные дары… Первая супруга властителя, а также подчиненные ему деревенские старосты и простой народ - все получили от щедрот Неба». На кораблях Чжэн Хэ доставлялись в Китай ответные дары местных властителей.

Эскадры Чжэн Хэ и другие экспедиции китайского флота доставлялись в Китай и посольства из посещаемых ими стран. Другой участник плаваний Гун Чжэн писал в «Си ян фань го чжи» («Записки об иноземных странах Западного океана»): «По окончании наших дел иноземцы посылали послов с различными местными товарами, а также диковинными животными, редкими птицами и другими вещами. <Послы> на наших кораблях доставлялись в столицу и подносили дань двору». Причем, как указывается в Чанлэской надписи, Чжэн Хэ и его соратники часто брали с собой в качестве иноземных послов родственников местных властителей - их сыновей или младших братьев.

В отношениях со странами Южных морей последнее было бы невозможно без внушительной демонстрации военной силы, которой располагали экспедиции. Во время визитов китайских миссий на рейдах портовых и столичных городов заморских стран стоял флот со значительной армией на борту. Отличие дипломатической деятельности морских экспедиций начала XV века от практики более ранних посольств было и в том, что китайский флот обходил поочередно сразу несколько заморских стран, а не направлялся в какую-либо отдельную страну.

Но китайцам не всегда удавалось добиться своих целей дипломатическими средствами. Как отмечает Фэй Синь, «мелкие и ничтожные далекие иноземцы иногда противились благодетельному воздействию императора». В этих случаях китайцы прибегали к военному давлению. «Когда мы приходили в чужие страны, то тех властителей из иноземцев, которые упрямились и не оказывали почтения, захватывали живьем; разбойничьи войска, которые своевольничали и грабили, уничтожали, и поэтому морские пути стали свободными, и иноземцы благодаря этому занялись мирными делами», - гласит Чанлэская надпись Чжэн Хэ.

Первое крупное военное столкновение произошло в Палембанге (Восточная Суматра) осенью 1407 году. Затем пришлось применить силу на Цейлоне (1411) и в стране Самудра (Северо-Западная Суматра) (1415).

Военные действия проводились китайским флотом и против пиратов, являвшихся тогда серьезным препятствием к развитию сообщения по Южным морям. Это должно было обеспечить безопасность посольского обмена со странами Южных морей, а также в немалой степени способствовало успешному развитию внешней морской торговли в этом районе. По свидетельству Фэй Синя, после разгрома Чэнь Цзу-и в 1407 году «на морях воцарился порядок и смирение». В мемориальной надписи Чжэн Хэ на Цейлоне говорится об экспедиции 1407–1409 годов: «Когда наши послы были направлены огласить императорские манифесты всем иноземцам, морские пути оказались свободными».

Сильные военные эскорты, направлявшиеся с китайскими посольствами в начале XV века, в большинстве случаев гарантировали не только их эффективность, но и безопасность самих послов. Однако если все же с ними происходили в заморских краях инциденты, китайское правительство не оставляло это без последствий, в то же время стараясь не нарушить нормальный посольский обмен.

Такое сочетание дипломатических методов с демонстрацией военной силы обеспечивало успех деятельности китайских морских экспедиций в большинстве стран Южных морей. Почти все они предпочитали направлять свои посольства в Китай либо вместе с экспедициями, либо вслед за ними. Во многих странах китайским послам оказывался пышный прием. Например, в Тямпе властитель под звуки барабанов и флейт выехал на слоне встречать Чжэн Хэ и других послов. Его сопровождала вся местная знать верхом на лошадях и более 500 солдат в полном вооружении - с мечами, короткими пиками и кожаными щитами.

В Чанлэской надписи отмечается: «Все без исключения иноземцы соперничали, кто опередит других в преподношении чудесных вещей, хранящихся в горах или скрытых в море, и редкостных сокровищ, находящихся в водной шири, на суше и в песках».

В середине 1420-х годов в Китае возобладала политическая линия на резкое сокращение связей с морскими странами. Однако через несколько лет сторонники оживления посольского обмена вновь взяли верх.

Летом 1430 года императорским указом Чжэн Хэ было приказано отправиться в новую заморскую экспедицию. В «Мин ши» сказано, что экспедиция 1430–1433 годов была вызвана именно тем, что «послы с данью из большинства иноземных стран не прибывали». Ее целью было восстановление положения, сложившегося в отношениях Китая со странами Южных и Западных морей к началу 20-х годов XV века. Любопытно отметить, что Чжэн Хэ и его соратники везли в заморские страны манифест с известием о вступлении на престол нового императора с опозданием на пять лет.

Эта последняя по счету экспедиция Чжэн Хэ и последовавшая за ней экспедиция его ближайшего помощника Ван Цзин куна (1434–1435) оказались успешными. Посольские связи стран Южных морей с Китаем вновь оживились, а из Малакки (1433) и Самудры (1434) прибыли к императорскому двору сами правители этих стран. Однако, как отмечено в биографии Чжэн Хэ, хотя «далекие страны иногда присылали послов, но это нельзя сравнить с тем, что было во времена Юнлэ». В «Мин ши» зафиксировано, что посольства из некоторых стран Южных морей - из Палембанга, Бонн и других более мелких государств и княжеств - после 1425 года приходили все реже. А с островами Суду после 1424 года посольские связи вообще прекратились. В 1435 году, вскоре после возвращения из своего седьмого плавания, Чжэн Хэ умер в Нанкине. Дело, которому он посвятил свою жизнь, не пропало даром. Укрепилось влияние Китая в южных морях, росли китайские переселенческие колонии, окрепли дипломатические и культурные связи между странами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Большая Советская Энциклопедия (МА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЧЖ) автора БСЭ

Чжэн Хэ Чжэн Хэ (1371 - около 1434), китайский путешественник, флотоводец, дипломат. Совершил (в 1405-07, 1407-09, 1409-1411, 1413-15, 1417-19, 1421-22 и 1431-33) морской военно-торговой экспедиции в страны Индокитая, Индостана, Аравийского полуострова и Восточной Африки. Лит.: Бокщанин А. А.,

Из книги 100 великих войн автора Соколов Борис Вадимович

Из книги 100 великих скульпторов автора Мусский Сергей Анатольевич

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении автора Новиков В И

ГУСИТСКИЕ ВОЙНЫ (1419–1435 годы) Войны сторонников чешского церковного реформатора Яна Гуса против германского императора и католической церкви.Доктор Гус, отлученный от католической церкви за еретические взгляды, в 1414 году был вызван на церковный собор в Констанце.

Из книги 100 великих любовниц автора Муромов Игорь

Бернт Нотке (ок. 1435 - ок. 1509) «Любек дал немецкому искусству, - пишет М. Я. Либман, - одного из крупнейших и интереснейших мастеров - Бернта Нотке. Нотке врывается в тихую обитель любекского искусства с силой урагана. Его искусство самобытно, приёмы вызывающе

Из книги Зарубежная литература древних эпох, средневековья и Возрождения автора Новиков Владимир Иванович

Михаэль Пахер (ок. 1435–1498) Одним из величайших достижений немецкого искусства XIV–XV веков является резной деревянный створчатый алтарь, представляющий собой грандиозный комплекс - образец синтеза скульптуры, живописи, архитектуры и декоративного искусства.Чаще всего

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 10 автора

Андреа Верроккьо (1435–1488) Настоящее имя скульптора было Андреа ди Микеле ди Франческо Чони. Он родился в 1435 году. Его отец, Микеле ди Франческо, был довольно зажиточным человеком. В последние годы своей жизни работал на таможне. В 1452 году отец умер, и семнадцатилетний Андреа

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 11 автора Висковатов Александр Васильевич

Чжэн Тинъюй [? - ок. 1330] Знак «терпение» (Монах с мешком пишет знак «терпение»)Китайская классическая драма Эпоха Юань (ХIII–XIV вв.)Во время проповеди Будды один из святых архатов предался суетным мечтаниям. За это полагались адские муки, но Будда милосердно отправил

Из книги 100 великих приключений автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Чжэн Тинъюй? - ок. 1330 Знак «терпение» (Монах с мешком пишет знак «терпение») - Китайская классическая драма Эпоха Юань (ХIII-XIVвв.) Во время проповеди Будды один из святых архатов предался суетным мечтаниям. За это полагались адские муки, но Будда милосердно от­правил