Проблемные обучения географии. Тема: Использование проблемного обучения на уроках географии Использование элементов проблемного обучения на уроках географии

Проблемное обучение в географии на примере некоторых тем

Согласно философскому изречению «Не мыслям надо учить, а мыслить» сегодня все актуальнее становится вопрос активизации учебного процесса. Цель образовательного процесса сегодня - научить школьников самостоятельно приобретать новые знания, развивать умения ставить и самостоятельно решать новые проблемы.

Творческая деятельность становится одним из основных элементов содержания школьного образования. Опыт такой деятельности нельзя передать учащимся путём сообщения «готовых» знаний или организации тренировочных упражнений, выполняемых по образцу. Он вырабатывается у школьников в процессе решения проблемно – познавательных задач. Методические приемы создания проблемных ситуаций:
- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
- сталкивает противоречия практической деятельности;
- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
- побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты (побуждающий диалог);
- ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
- формулирует проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения на преодоление "психологической инерции" и др.).

География 7 класс. Тема: «Природа Антарктиды»

Проблемный вопрос учащимся «Почему Антарктиду называют страной морозов и жестокого солнца?»

1этап . Ученики вскрывают противоречия, заложенные в вопросе, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей.

Они знают, что морозы на материке существуют круглый год, что здесь находится полюс холода Земли (-89),знают почему. А почему же Солнце жестоко? Рассуждают:

причина

Следствие

Долгая полярная ночь

Сильное выхолаживание материка

Поднятие материка из-за льда на 2км

Чем выше, тем холоднее

Льды и снег,покрывающие материк

Отражение лучей от поверхности

Если Солнце высоко над горизонтом

Жарко

Над Антарктидой солнце низко

Солнце жестокое(в чем это проявляется? Случаи ожогов)

Так ученики выявляют противоречия между сложившимися противоречиями и новыми фактами. Это противоречие может быть решено с помощью гипотезы. Итак, первый этап решения проблемы- формирование гипотезы.

Звучит примерно так: низкое солнце над горизонтом в Антарктиде не должно обжигать кожу лица. Видимо, Антарктида получает много тепла.

2 этап -формулировка проблемы

3 этап- решение проблемы

Доказательство гипотезы. Учащиеся используют знания полученные ранее. Они знают, что полярный день длится долго, значит тепла материк должен получить много, воздух здесь чистый,прозрачный, высота материка 2км, а кое-где выше 4 км, значит,солнечные лучи проходят меньший слой воздуха, материк лежит как бы «ближе к Солнцу».Вывод из сказанного во время дискуссии.

4 этап Вывод: «Да, Солнце может обжигать кожу лица и других частей тела»

Исследовательский метод в развитии творческого мышления (наглядно-действенного, причинного и эвристического)чаще применяю в старших классах, где предлагается учащимся самостоятельно решить проблему. Через ролевую игру, работая в группах ученики ищут решение проблемы- «Где бы вы построили алюминиевый завод? Почему?» при изучении «Западно-Сибирского экономического района» . Геологи определяют и рассчитывают ресурсообеспеченность, на сколько лет хватит запасов месторождений. Экологи составляют прогноз на возможное загрязнение окружающей среды. Проектировщики выбирают место строительства завода с учетом факторов размещения. В процессе дискуссии

определили место строительства завода около Сургута:

Есть тепловая электростанция, работающая на газе;

Есть железная дорога, по которой можно завозить сырье из Восточной Сибири, летом можно использовать речной транспорт;

Экологическая обстановка относительно благоприятная, хорошо проветривается воздушная оболочка.

Аллюминий должен получится недорогим.

Изучая краеведение серьезное внимание уделяем решению экономических и экологических проблем через проектно–исследователь-скую деятельность(эвристическое, причинное-следственное)

9 класс. Социально экономическая география России. Промышленные центры Оренбургской области.

Задание: « Вы глава города Новотроицка. Развитию, какого вида транспорта отдали бы предпочтение и почему?»

Город Новотроицк экологически «грязный»город(химические предприятия, увеличение автотранспорта, уменьшение площадей лесов), нужно использовать экологически чистый вид транспорта транспорт-электронный,

а это троллейбусы и метро. Троллейбусы можно закупить у соседей в Саратовской области- г.Энгельс. Метро необходимо строить между районами города, чтобы не было автомобильных «пробок» в часы пик. Дети предложили ввести в городе экологический день- воскресенье, когда все жители пользуются только городским экологически «чистым» транспортом, личный транспорт только в будни.

В 11 классе было предложено открыть свое дело за рубежом. «Где и какое дело вы откроете?». Предложений поступило много. Вот одно из них:

Ученик хотел бы открыть свое дело в Австралии и вложить средства в разведение овец. На юго-западе закупить земли. Здесь саванна, есть корм для животных, проходит железная дорога, можно вывозить и завозить все необходимое. Район слабо заселен –меньше будет конкурентов. Шерсть- одна из статей экспорта государства, спрос будет всегда. Дело должно процветать.

Технология ТРИЗ.

Ребенок, который обучается по репродуктивно-информационному типу,

получает много информации, которую не в силах не только усвоить, но и применить. И перед самыми простыми задачками дети пасуют.

Поэтому моя цель- вооружить ученика знанием методов, подходов, алгоритмов для решения задач разного уровня сложности и находящихся на стыке разных наук. Используя подобный подход, обучение становится процессом, который приносит удовольствие, ориентирует ученика на успех.

Технология задач ТРИЗ такова: учитель читает текст задачи(задание),а

ученики задают вопросы, на которые учитель может ответить «да» или «нет»

Важно научить задавать вопросы, отсекающие большие куски информации для поиска ответа. При этом дети учатся приемам систематизации, обобщения, повторяют пройденное, видят,как можно использовать изученный материал для решения практических задач.

Не всегда эти задачи изобретательские, но могут быть исследовательскими,

а также на объяснение причин, явлений окружающего мира. Для их решения нужно иметь определенные знания, которые даю им на уроках, только тогда появляется шанс применить их в ситуации, имитирующей реальную.

При работе над задачами ТРИЗ готовые решения будут выходить не сразу.

Но уже сама возможность генерировать идеи, преодолеть инерцию мышления позволяет настроить учеников на творчество.

Уроки с использованием ТРИЗ. 6 класс. Тема «Ледники»

Известно, что айсберги- это огромные куски льда, которые

откалываются от ледяных полей и дрейфуют в океане.

Существует реальная опасность столкновения судов с ними.

Так, в 1912 году один из самых надежных судов того времени

«Титаник», потерпел крушение из-за столкновения с айсбергам

Ученые стали изучать миграцию гигантских льдин, чтобы

Обеспечить безопасность мореплавателей. Как это можно

сделать?

7 класс. Тема «Атлантический океан»

Во время плавания на Ра Тур Хейердал был поражен, как сильно

загрязнен Атлантический океан. В океан попадает ежегодно

несколько миллионов тонн нефти. Нефтяные пятна пытаются

сжигать, собирать огромными губками. Что предложите вы?

8 класс . Тема «Внутренние воды»

Почему в Якутии дома строят на сваях?

11 класс. Тема « Китай»

В Китае остро стоит проблема защиты земельных и водных

угодий от губительных пустынных бурь. С ноября по апрель

тучи песка,на 90% состоящие из мелкозернистых частиц

извести, обрушиваются

на южные районы страны, нанося огромный ущерб хозяйству.

Ураганы здесь случаются 80 раз в год.

Как защитить пашню от бурь?

Учащиеся учатся составлять конкретные вопросы, выявлять причины и

последствия, отбирают наиболее важные признаки, обобщают и делают вывод. Иногда приходится помогать и подсказывать детям. Принимаются все предложенные варианты, что приводит к фантазии, творческому подходу в решении проблем.

Использование технологии проблемного обучения на уроках географии Технология проблемного обучения отражается в логике построение учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно- познавательной деятельности учащихся и управление ею, в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельностью учащихся.


Цель активизации путем проблемного обучения состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию.


Основное различие между проблемным и традиционным обучением мы видим в двух моментах: они различаются по цели и принципам организации педагогического процесса. Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей.


Цель традиционного типа обучения - усвоение результатов научного познания, вооружение учащихся знаниями основ наук, привитие им соответствующих умений и навыков. При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение.


Проблемное обучение - это обучение, при котором учитель, систематически создавая проблемные ситуации, организует деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.


Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом, действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности.




Учебная проблема - отражение (форма проявления) логико- психологического противоречия процесса усвоения, определяющее направление умственного поиска, пробуждающее интерес к исследованию (объяснению) сущности неизвестного и ведущее к усвоению нового понятия или нового способа. Сущность проблемного обучения состоит в том, что учитель не дает знания в готовом виде, а учащиеся добывают их самостоятельно в процессе познавательной деятельности, организуемой на основе проблемной ситуации.


Этапы деятельности в условиях проблемной ситуации возникновение проблемной ситуации, осознание сущности затруднения и постановка проблемы, нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы, доказательство гипотезы, проверка правильности решения проблем.


Общие функции проблемного обучения: усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности; развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся; формирование диалектико- материалистического мышления школьников (как основы). Специальные функции: воспитание навыков творческого усвоения знаний; воспитание навыков творческого применения знаний и умение решать учебные проблемы; формирование и накопление опыта творческой деятельности


Типы проблемных ситуаций Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации. Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа. Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.






Показателем проблемности урока является наличие в его структуре этапов поисковой деятельности, которые представляют внутреннюю часть структуры проблемного урока: 1) возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы; 2) выдвижение предположений и обоснования гипотезы; 3) доказательство гипотезы; 4) проверка правильности решения проблемы.


Виды проблемных заданий Задания на установление многозначных причинно- следственных связей. Например «Какие изменения, наступают в природе в средней полосе России после рубки леса?» (Назовите не менее 5 следствий). Или: «Какие факторы способствуют тому, что США стали ведущей капиталистической державой мира?» (Назовите не менее 5 причин).


Задания, требующие понимания диалектических противоречий. Например: «Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое влияние оказывает большая территория на экономику страны – благоприятствует или затрудняет развития хозяйства» или: «Увеличивается или уменьшается в условиях НТП влияние природных ресурсов на развитие хозяйства?»


Задания, в основе которых лежит научная гипотеза. Например о происхождении Земли, атмосферы, об изменении климатов на Земле. Задания-парадоксы. Например: «Реки европейской части России и Сибири разливаются один раз в год. Реки же, пересекающие пустыни, - Амударья, Сырдарья, Заравшан – имеют два паводка в год – весной и летом. Как это можно объяснить?»




Проблемные вопросы Тема "ЛИТОСФЕРА" Чем объяснить разнообразие рельефа земли? Тема "ГИДРОСФЕРА" Какое путешествие могла совершить капелька воды, прежде чем попала к нам? Тема" АТМОСФЕРА ". От чего зависит погода? Почему погода бывает разная?

Проблемные вопросы по географии

Составитель:

учитель географии

МАОУ «СОШ № 000 с углублённым изучением

отдельных предметов» города Перми

Как изменить обучение школьников географии, чтобы оно не подавляло, а опиралось на естественное стремление познавать мир, в котором он живет? Как академическое знание сделать доступным, понятным, полезным каждому ученику? Хороший результат дает самих учеников в процесс построения знания.

Главным условием активизации деятельности учащихся на уроках является постановка перед ними познавательных задач. Эти задачи могут быть в виде проблемных вопросов и заданий, создающих на уроке проблемную ситуацию. Решение проблемных заданий приводит к развитию творческого мышления школьников.

Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, нужно поставить учащегося перед необходимостью выполнить такое задание, которое он не может выполнить при помощи имеющихся знаний или уже известными, прежними, знакомыми способами. Для этого он должен получить новые знания или использовать новый способ действия.

Выбор и создание проблемной ситуации на уроках географии зависит от конкретных целей урока, уровня знаний и умений учащихся. Но самое трудное создать проблемную ситуацию, что бы она действительно стала актуальной, проблемной для учащихся и у них возникла потребность в ее решении.

Проблемные вопросы и задания в своей работе использую на всех этапах урока: перед изучением новой темы, в процессе изучения нового материала, при обобщении знаний, при закреплении нового материала. Проблемных вопросов и заданий можно составить много по разным темам. Для их составления использую разнообразные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно – популярную литературу, статьи из текущей периодической печати.


На уроках географии использую несколько видов проблемных или творческих заданий.

Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса). Так, в начальном курсе физической географии учащиеся усваивают, что количество солнечного тепла зависит от широты: чем широта ниже, тем тепла больше, и наоборот. В следующем курсе при изучении Африки они узнают, что в тропическом поясе летние температуры выше, чем в экваториальном. Этот факт вступает в противоречие с ранее усвоенной зависимостью и составляет основу для формирования проблемного задания: «Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?» (вопрос № 19).

Задания на установление многозначных причинно-следственных связей. Особенности объектов и процессов, изучаемых географией обычно обусловлены комплексом причин и порождают комплекс следствий. Поэтому этот вид заданий наиболее широко распространен в обучении. Если при этом учащиеся должны самостоятельно отобрать и применить по-разному широкий круг знаний. В том числе и из других учебных предметов, задание приобретает проблемный характер, например «Какие изменения наступают в природе после рубки леса?» (вопрос № 14).

Задания, требующие понимания противоречий. Умение оперировать ими. В логике такие ситуации называются ситуациями противоположных суждений, например: «Всегда ли сохраняется широтное направление изотерм?» Особенность этих заданий состоит в том, что они требуют рассуждения по принципу «и то и другое одновременно», т. е. нужно рекомендовать школьникам не отбрасывать ни одно из утверждений, попытаться обосновать оба (вопрос № 16).

Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например, объяснить черты ясной и ненастной погоды по местным признакам. Учащимся необходимо высказать свои суждения, обосновать ее научно-практическое значение (вопрос № 13).

Задания-парадоксы, например: «Почему высочайшая вершина Африки вулкан Килиманджаро, не смотря на то, что находится на экваторе, покрыта ледником? Как это можно объяснить?» (вопрос № 18).

Таким образом, эффективность обучения в курсе географии может быть достигнута, если учебный процесс будет направлен на развитие мышления учащихся, на формирование их познавательной самостоятельности, в том числе и с помощью проблемного обучения.

Тема урока

Тип урока

Проблемный вопрос и задание

План местности

(время выполнения


«Уже прошло несколько часов, как ученики отправились в поход. Нужно сделать остановку. Но где? Юра остановился, достал какую-то бумажку и начал ее разглядывать:

– Да, за этим холмом течет река. Если пойдем прямо, то выйдем на заболоченный берег, а если возьмем немного левее, то попадем на луг. Там к реке спускается дубовый лес, да еще и источник бьет неподалеку. Пойдем. Через полчаса сделаем привал».

Чем пользовался Юра, определяя направление движения?

Как мальчик определил, что до места привала еще полчаса ходу?

План местности

(время выполнения

«Испанские моряки, впервые побывавшие на островах Океании 7 18 веке, встретив , попросили их рассказать об окружающем их мире. Те, недолго думая, нарисовали на песке разные по величине кружки, расположенные в ряд. Так они показали расположенные рядом с ними острова».

Можно ли составить план местности на глазок?

Градусная сетка

(время выполнения

Применение знаний, умений и навыков на практике

В повести Марка Твена «Том Сойер за границей» описан спор Тома и его друга Гека Финна во время полета на . Друзья пролетали над Африкой, и Том увидел на земле длинную ленту, которая тянется по песку, но не смог разобрать, что это такое.

– Ведь это наверняка одна из тех линий, которые нарисованы на карте. Те самые, которые называются меридианами. Стоит только нам опуститься вниз и посмотреть, какой у нее номер, и…

– Гек Финн, разумеется, они нарисованы на карте, но это ничего не значит – на земле их нет.

Объясните, почему параллели и меридианы не видно на поверхности Земли?

Сколько же таких линий на земном шаре?

Градусная сетка

(время выполнения


У Герберта Уэлса в его «Машине времени» герой путешествовал в прошлое и будущее. А в действительности, возможно ли вернуться во вчерашний день? Что вы скажете на это?

Географические координаты

(время выполнения

Урок усвоения новых знаний


Если корабль терпит бедствие, то по сигналу SОS его находят другие корабли и оказывают помощь.

Как это удается сделать – найти среди бескрайних просторов океана именно то место, где находится корабль, подавший сигнал бедствия?

Внутренние силы Земли

(время выполнения

Комбинированный

«…Я выбежал на улицу и увидел, что дом, в котором я жил, раскачивался из стороны в сторону, корчился и стонал. Бетонные блоки стен с визгом терлись друг о друга и вываливались наружу и внутрь квартир. Земля вспучивалась, высокие деревья падали, как подкошенные… Я начал перелезать через забор, но забор неожиданно провалился сквозь землю вместе со мной» (, 1989).

Как ты считаешь, о каком геологическом процессе говорится в тексте?

Питание и режим рек

(время выполнения

Урок комплексного применения знаний и умений

Хотя реки в Средней Азии – источник жизни, поселения около них возникают редко, только у переправы. Нуждаясь в воде, население, тем не менее, уходило от нее в пустыню, куда тянуло за собой воду по каналам. Как объяснить этот факт?

(время выполнения

Урок актуализации знаний и умений

Работая с картой, объясните, почему одна часть озера Балхаш обозначена розовым цветом, а другая – голубым?

Человек и гидросфера

(время выполнения

Урок комплексного применения знаний и умений


Используя краеведческий материал, объясните, к каким изменениям в природе может привести строительство .

Мировой океан

(время выполнения

Урок «открытия» нового знания

В каком море больше воды – в Черном или Балтийском?

Движение вод Мирового океана

(время выполнения

7-10 минут)

Урок актуализации знаний и умений

«В 1989 году один житель Ирландии нашел на берегу капсулу, оставленную экспедицией Уилла Стигера на Северном полюсе в мае 1986 года».

Как капсула могла проделать путь в 4,5 тысячи километров? Почему море редко бывает спокойным? В чем причина волнений?

(время выполнения

10-12 минут)

Урок систематизации и обобщения знаний и умений


«Расследовалось преступление, совершенное днем недалеко от моря. Один из подозреваемых настаивал на своем алиби, утверждая, что в момент преступления гулял по набережной моря и затратил много времени, пытаясь достать из воды унесенную ветром шляпу».

Почему детективы усомнились в алиби подозреваемого?

(время выполнения

Урок закрепления знаний

Объясните черты ясной и ненастной погоды по местным признакам:

На муравейнике бойкое движение. (Ясно) Птицы поют весело. (Ясно) Утром сухая трава. (Ненастная) Одуванчики закрываются. (Ненастная) Стрижи летают низко. (Ненастная)

Природные комплексы

(время выполнения

Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Какие изменения наступают в природе после рубки леса? (Назовите не менее 5 следствий).

Рельеф Земли

(время выполнения

Урок комплексного применения знаний и умений

Как изменилась бы площадь Австралии, если бы уровень Мирового океана понизился на 200 м?

Климат Земли

(время выполнения

Практикум контроля знаний и умений


Рассмотрите климатическую карту. Всегда ли сохраняется широтное направление изотерм?

Как изменится климат при увеличении площади мирового океана?

Природные зоны Земли

(время выполнения

Урок рефлексии


На каких материках и в связи с чем природные зоны сменяют друг друга не с севера на юг, а с запада на восток?

Рельеф Африки

(время выполнения

Урок «открытия» нового знания

Почему высочайшая вершина материка вулкан Килиманджаро, не смотря на то, что находится на экваторе, покрыта ледником?

Климат Африки

(время выполнения

Комбинированный

Работая с атласом, сопоставьте летние и зимние температуры в тропическом и экваториальном поясах Африки. Почему в тропическом поясе температура июля выше?

(время выполнения

Урок комплексного применения знаний и умений

Объясните, почему в Ю. Америке (самом материке) находится пустыня Атакама?

Назовите причины образования пустыни на побережье Тихого океана.

Список литературы:


Андреева обучение в географии // География в школе, 1999, № 7. Кудрявцев обучение. М., 1991 Паншечникова задания и упражнения по географии. – М.: Просвещение,1992 Понурова подход в обучении географии в . – М.: Просвещение, 1991 Примерные программы по учебным предметам. География. 6 - (Стандарты второго поколения). - М.: Просвещение, 2010 Финаров обучения географии в школе. – М.: АСТ: Астрель, 2007

Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях педагогов и психологов. На основе этих исследований были сделаны выводы о взаимосвязи процесса обучения и развития мышления, было показано, что развитие творческого мышления школьников возможно только с помощью проблемного обучения.

Цель данной работы – показать возможные пути реализации проблемного подхода в обучении географии. Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных заданий по теме, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Для их выполнения привлекаются различные источники географических знаний – учебник, атлас, статистический материал, научно-популярная литература, СМИ, ИНТЕРНЕТ.

Наряду с традиционными проблемными заданиями в работе приводятся примеры таких учебных проблем, которые построены на материале, близком учащимся, значимом для них. Их решение требует не только ознакомления практических действий, результаты которых могут быть использованы в классе, школе, научно-практической деятельности и др. Наряду с уроками, на которых решению проблемы отводится лишь часть учебного времени, показаны возможности осуществления проблемного подхода к изучению всей темы в целом. В этом случае формулируется основная проблема ко всей теме, затем она подразделяется на ряд частных проблем, которые решаются на отдельных уроках по изучению этой темы. Решение каждой частной проблемы представляет собой определённый шаг в решении основной проблемы.

Проблемное обучение в психолого-педагогической литературе

Проблемное обучение понимается как дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности человека.

Несмотря на разные точки зрения на проблемное обучение (М.Н.Скаткин, И.Я. Лернер, М.И.Махмутов, В.Оконь), общим для всех исследователей является следующее: основными элементами проблемного обучения дидакты, как и психологи, считают создание проблемных ситуаций и решение проблем. Психологами доказано, что мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на её разрешение. Проблемная ситуация означает, что в процессе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное, неизвестное. Проблемная ситуация в дидактике определяется почти, как ив психологии. По И.Я. Лернеру, “проблемная ситуация представляет собой явно или смутно осознанное субъектом затруднение, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий”.

Т.о., главный элемент проблемной ситуации – неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения нужного действия. Но не всякая проблемная ситуация неизбежно побуждает мышление. Мышление не возникает, если у субъекта нет потребности в разрешении проблемной ситуации, а также отсутствуют исходные знания, необходимые для начала поиска. Для возникновения этого начала надо проанализировать проблемную ситуацию.

В процессе анализа проблемной ситуации определяется тот элемент, который вызвал затруднение. Таким элементом считается проблема. (М.И. Махмутов).

В учебном процессе проблема может быть выражена в форме проблемного вопроса или задания. И проблемное задание, и проблемный вопрос имеют одно общее: в их содержании заложены потенциальные возможности для возникновения проблемных ситуаций в процессе их выполнения. Сущность проблемного обучения составляют два понятия: “проблемная ситуация” и “проблема”.

Основные понятия проблемного обучения.

Основой проблемного обучения являются создание на уроках различных проблемных ситуаций, организация учащихся на их анализ, обучение учащихся решению проблем, формирование у школьников умения видеть и формулировать проблему. Характерным признаком проблемного подхода является самостоятельная познавательная деятельность учащихся.

Проблемное обучение в методике географии

Согласно положениям дидактики проблемное обучение реализуется с помощью следующих методов: частично-поискового или эвристического, проблемного изложения и исследовательского.

Необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, формируя эти умения постепенно. В ряде работ дидактов (В.А. Щенёва) рассмотрены некоторые способы решения познавательных вопросов: нахождение причинно-следственных связей, группировка фактов, сравнение, обобщение – и показаны пути формирования этих приёмов. Однако “познавательный вопрос” много шире, чем понятие “проблемный вопрос”. Как правило, всякий проблемный вопрос является познавательным, но не всякий познавательный вопрос проблемный. Познавательный вопрос можно считать проблемным, если на его основе учителем на уроке будет создана проблемная ситуация, разрешение которой приведёт к получению новых знаний.

В решении проблемы учащимися можно выделить следующие этапы:

  • осознание проблемы, вскрытие противоречия;
  • формулирование гипотезы исходя из данных условий;
  • доказательство гипотезы;
  • общий вывод.

Для решения проблемы учащиеся пользуются такими приёмами учебной деятельности, как нахождение разрыва в связях, выдвижение гипотезы, переформулировка требований вопроса, применение общего положения гипотезы к отдельным приёмам, установление комплекса причинно-следственных связей. Постепенное овладение учащимися этими приёмами ведёт к формированию умения решать проблемы.

Таблица 1

Этапы решения проблемы

Название этапа Суть этапа Приём учебной работы
1. Осознание проблемы, вскрытие противоречия

2. Формулирование гипотезы

3. Доказательство гипотезы

4.Общий вывод

Обнаружение скрытого противоречия в проблемном вопросе

Обозначение с помощью гипотезы основного направления поиска ответа

Доказательство или опровержение высказанного в гипотезе предположения

Обогащение ранее сформированных причинно-следственных связей новым содержанием

Установление причинно-следственных связей, нахождение разрыва в связях

Выдвижение гипотезы

Установление причинно-следственных связей

Для облегчения усвоения учащимися логики решения проблемных вопросов им целесообразно предложить следующую памятку:

Памятка для учащихся, решающих проблемные вопросы (приложение 1)

Овладение опытом творческой деятельности происходит в процессе выполнения учащимися творческих заданий, построенных на содержании программного материала.

Для достижения реальных результатов обучения необходима система таких заданий. В методике обучения географии нашёл применение подход, разработанный И.Я. Лернером.

Наряду с разработкой отдельных проблемных заданий разрабатываются возможности осуществления проблемного подхода к изучению целых тем. При этом формулируется основная проблема темы, которая затем делится на несколько частных. Познавательная деятельность учащихся принимает общий творческо-поисковый характер, направленный на разрешение как основной, так и её частных проблем. В общую систему творческой деятельности школьников включаются знания, которые они получают в “готовом виде от учителя или из учебника”.

Реальная проблема имеет два признака: она личностно значима для учащихся и требует от школьников действия по сбору необходимой информации, поиску её решения и, что считается особенно важным, деятельности в соответствии с найденным решение.

Функции учителя состоят в том, чтобы координировать деятельность учащихся, помогать им, но не давать жёстких указаний. В случае затруднений учителю рекомендуется поставить наводящие вопросы, дать дополнительные задания.

Решение реальных проблем с свою очередь связано с осуществлением экологического подхода в обучении. В зарубежной литературе большое внимание уделяется разработке специальной методики обучения в области охраны окружающей среды.

Экологическое воспитание на уроках географии невозможно без развития у детей навыков самостоятельного освоения и критического анализа новых сведений и умения строить научные гипотезы. Поэтому необходимо уделять большое внимание проблемному подходу при обучении, сущность которого хорошо раскрывает слова педагога А.Дистерверга: “Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить”. Проблемный подход предполагает организацию активного познания учащихся, тогда как роль учителя сводится к управлению познавательной деятельности детей. Основа метода – создание проблемной ситуации, т.е. ситуации интеллектуального затруднения, при которой учащиеся не располагают нужными знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явления. В зависимости от содержания учебного материала, психолого-возрастных особенностей учащихся выделяют различные способы создания проблемной ситуации. Например:

  1. Выдвижение проблемного вопроса.
  2. Создание проблемной ситуации на основе высказывания учёного.
  3. Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по одному и тому же факту.
  4. Создание парадоксального факта.
  5. Демонстрация опыта или сообщения о нём как основа для создания проблемной ситуации.

Проблемный подход к обучению предполагает обязательное формирование у школьников интеллектуальных умений: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей, научного прогнозирования, т.е. включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразно правильного решения.

Схема № 1

“Толстые” вопросы

Для осуществления проблемного подхода учитель должен иметь систему проблемных вопросов и заданий. Вопросы можно считать проблемными лишь при соблюдении следующих условий:

  • если вопрос связан с ведущими идеями, понятиями и закономерностями самой науки, с мировоззренческими вопросами, самостоятельное усвоение которых обеспечивает в значительной степени умственное развитие учащихся;
  • если возможна группировка учебного материала, в том числе и фактического, вокруг вычлененных проблем;
  • если возможно раскрытие путей научного поиска решения проблемы, в том числе и возникающих в истории науки, с целью приобщения учащихся к методам научного познания;
  • если на основе поставленного вопроса возможно создание проблемной ситуации.

Первые три условия в большей степени относятся к содержанию вопросов и заданий, последнее определяет принципиальное отличие проблемного вопроса от познавательного. Таким образом, представленные вопросы можно будет считать проблемными лишь в том случае, если на их основе будет создана проблемная ситуация, разрешение которой приведёт к получению учащимися нового знания. При этом поисковая деятельность сочетается с репродуктивной деятельностью и усвоением ими знаний в “готовом” виде. Представленные вопросы и задания учитель также может использовать для проверки усвоения пройденного материала, а также в качестве опережающего задания. Выполнение опережающих заданий предполагает самостоятельную работу учащихся с доступной для них дополнительной литературой, составление на основе её анализа простейшего конспекта, содержащего ответ на поставленный вопрос, и выступление с этим сообщением перед учащимися класса.

Таких вопросов и заданий учитель может составить бесконечно много. В данной работе приведены задания, которые имеются в методических пособиях, учебниках, статьях журнала “География в школе”, дидактических материалах, и показаны возможности их применения для развития познавательной активности учащихся, для организации поисковой деятельности школьников на уроках.

Помимо создания проблемных ситуаций, я использую и другие методические приёмы управления познавательной деятельности учащихся. Одна группа приёмов активизирует деятельность учащихся на этапе восприятия и способствует пробуждению интереса к изучаемому материалу. К ним можно отнести приёмы: новизны, предполагающие включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных; и значимости, при которых создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его экологической ценностью. К другой группе относятся приёмы активизации деятельности учащихся на этапе осмысления изучаемого материала; одним из них является эвристический, сущность которого состоит в том, что учитель задаёт учащимся трудный вопрос и наводящими вопросами поводит к ответу на него. На уроках я использую сократический приём. Он строится на основе обсуждения спорных вопросов. Ход беседы направляется так, чтобы она приобрела характер дискуссии. Это позволяет развивать у детей умение доказывать и обосновывать свои суждения. Исследовательский приём позволяет учащимся на основе проведённых ими наблюдений, опытов или анализа литературных данных самостоятельно решить познавательную задачу и сформулировать вывод.

В условиях классно-урочной системы коллективную работу лучше всего организовывать в форме групповой деятельности школьников.

В настоящее время, на мой взгляд, актуальна разработка методики проведения уроков - диспутов.

Следует помнить что организация, подготовка и проведение урока-диспута требует от преподавателя резкого увеличения затрат времени на предварительную подготовку материалов и неизмеримо усиливает нагрузку в процессе самого урока. Учеников же такой урок побуждает к максимальному раскрытию своих способностей и большей требовательности к себе и своим товарищам. Об этом хорошо сказал итальянский педагог М. Монтессори: "Единственный, кто понимает ребенка, - это другой ребенок".

Учитель на уроке-диспуте ведет учеников по пути открытия, заставляет следить за дидактическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска. Это соответствует природе мышления как процесса, направленного на открытие новых для ребенка закономерностей, путей решения познавательных и практических проблем, а также развитию демократических отношений. Здесь уместными могут быть слова А. Петровского: "Обучение - это общение человека с человечеством".

При изучении нового материала целесообразно создавать ситуацию информационного дефицита, когда школьники почувствуют недостаточность своих знаний. Если новый материал по содержанию и способам изложения будет превосходить предполагаемый, то он произведет впечатление неожиданности, вызовет удивление, интерес и стремление узнать больше, самостоятельно разобраться в этом вопросе. Это подтверждает Ларошфуко: "Когда учителя престанут учить, ученики, наконец, смогут научиться".

Таким образом, психологическая атмосфера урока-диспута заметно влияет на эмоциональные переживания ребят. Переживания, в свою очередь, влияют на формирование мировоззрения, познавательные потребности школьников. А последние важны для самообразования, формирования потребности в учении. Также считает и А. Эйнштейн: "Где это только возможно, обучение должно стать переживанием"

Урок-диспут состоит из трех основных этапов:

  1. Постановка проблемы.
  2. Решение проблемы.
  3. Подведение итогов.

Тот вид диспута, который я предлагаю, предполагает коллективную форму работы, взаимное обогащение учащихся в группе, организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов.

Проблемные вопросы и задания по темам (приложение 2)

Уровни усвоения творческой деятельности и способы его передачи (приложение 3)

Основные понятия проблемного обучения (приложение 4)

Литература

  1. Лернер И.Я. Развитие мышления школьников в процессе обучения истории: Пособие для учителей – М. Просвещение, 1992.
  2. Панчешникова Л.М. Проблемные задания по географии. – География в школе. – № 1.
  3. Паншечникова Л.М. Контрольные задания и упражнения по географии. – М. Просвещение, 1982.
  4. Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. –М. Просвещение, 1991.
  5. Ким Р.А. Контрольные и проверочные работы по географии Казахастана. 8-9 кл. - Караганда, 2001 г.

Тема: «Проблемное обучение в преподавании географии»

Выполнил учитель географии МОУ СОШ № 41 г.Твери

Гончаров А.Ф.

Введение…………………………………………………………………….……...3

1.Что такое проблемное обучение……………………………………….….4- 5

2.Психолого–педагогические особенности проблемного обучения..….5- 6

3.Соподчинентность основных понятий проблемного обучения………6- 7

4.Значимость учебных проблем для учащихся…………………………..…. 8

5.Роль Учителя географии в проблемном обучении………………..…..……9

6.Ограничения и преимущества использования проблемного обучения………………………………………………………………………..9-10

7.Проблемное обучение в методике географии……………………….…10-11

8.Основные этапы в решении географических проблем………….……11-15

9.Примеры проблемных заданий по географии……………………………..16

Заключение……………………………………………………………………..17-18

Приложение (схемы-таблицы)…..................................................................18

Введение

В докладе Международной комиссии ЮНЕСКО по разработке вопросов образования для 21 века провозглашается главная цель этого образования-научить людей самостоятельно приобретать знания.

Современное общество переживает кардинальные изменения в отношении к образованию.

Люди, способные к развитию, к принятию нестандартных решений, поистине важнейший капитал современного общества.

В настоящее время во всем мире осуществляется переход от школы памяти, основанной на механическом запоминании получаемой информации, на отработке умения определенных действий, к школе освоения способов мышления.

Исходя из этого, главная цель педагогической деятельности – формирование и развитие личности ребенка, который должен не только иметь определенную сумму знаний, но и обладать способностью их самостоятельно добывать и пополнять, самостоятельно действовать и принимать конкретные решения, прогнозировать результат.

Внедрение развивающего обучения потребует не только адаптации ученика к новой школе, не только психологической готовности детей к новым способам, но и кардинального изменения педагогической парадигмы- отношений учителя и ученика в учебном процессе, стиля поведения педагога - таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует.

Эффективность образовательного процесса, как уже подчеркивалось, в значительной степени определяется адекватным выбором и профессиональной реализацией конкретных образовательных технологий, чаще традиционно называемых организационными формами и методами обучения.

Возникает необходимость внедрения новых образовательных технологий, в основе которых положены личностно-деятельный подход, критическое творческое мышление, умение разрабатывать проблемы, принимать решения, сотрудничать в коллективе.

Здесь учитель является организатором учебной деятельности учащегося организатором обстоятельств, в которых ученик, опираясь на все составленные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действий.

1.Что такое проблемное обучение

Образовательные технологии можно классифицировать на три группы:

Методологические образовательные технологии.

Стратегические образовательные технологии.

Тактические образовательные технологии.

Осмысление учебного процесса должно проводиться на четырех уровнях:

Методологическом.

Теоретическом.

Методическом.

Технологическом.

К методологическим образовательным технологиям относится проблемное обучение – как метод развивающего обучения.

Проблемное обучение – это “тип развивающего обучения, в котором сочетается систематическая поисковая деятельность обучаемых с усвоением или готовых выводов науки, а система методов обучения построена с учетом принципов целеполагания и проблемности”. Для этого вида обучения характерно, что знания и способы деятельности не даются в готовом виде, а являются в большей степени предметом поиска самими учащимися.

Учитель раскрывает возможные общие направления такого поиска, отмечает ложные пути, а учащиеся пытаются

Решить проблему с помощью эвристических подсказок учителя.

Процесс проблемного обучения восходит к методам системы Д.Дьюи – обучение через деление.

В 60-е годы ее вариант разработал Дж. Брунер.

В России этим занимались И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, М.И.Махмутов.

Но в настоящее время нет единой теории проблемного обучения. Несмотря на разные точки зрения на проблемное обучение, общим является следующее: основными элементами проблемного обучения дидакты, как и психологи, считают создание проблемных ситуаций и решение проблемы.

Психологами доказано. Что мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на ее разрешение.

Проблемная ситуация – это состояние интеллектуального затруднения. Явно или смутно осознанно субъектом, пути преодоления которого требуют поиска новых знаний, новых способов действий - деятельности.

Возникновение проблемной ситуации означает, что в процессе деятельности ученик натолкнулся на что-то непонятное, неизвестное.

Если в ходе анализа проблемной ситуации человек осознает тот ее элемент, который вызвал затруднение. И принимает его к решению на основе имеющихся у него знаний и умений, проблемная ситуация перерастает в проблему.

Таким образом, проблема представляет собой проблемную ситуацию, осознанную и принятую субъектом к решению.

Следует иметь в виду. Что не всякая проблемная ситуация становится проблемой (хотя каждая проблема содержит проблемную ситуацию)

2.Психолого-педогогические особенности проблемного обучения.

М.И.Махмутов проблемную ситуацию определяет как “ психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у человека тогда, когда он в ситуации решаемой им проблемы не может объяснить новый факт при помощи имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними, знакомыми способами и должен найти новый способ действий ”

Таким образом, главный элемент проблемной ситуации – неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения нужного действия.

Но не всякая проблемная ситуация неизбежно побуждает мышление. Мышление не возникает, если у субъекта нет потребности в разрешении проблемной ситуации, а также отсутствуют исходные знания, необходимые для начала поиска.

В процессе анализа проблемной ситуации определяется тот элемент, который вызвал затруднение. Таким элементом считается проблема” (М.И.Махмутов)

Проблему можно рассматривать и дидактическую категории.

Дидактическая категория”Проблема возникший и поставленный перед субъектом вопрос, ответ на который заранее неизвестен и подлежит творческому поиску, для осуществления которого у человека имеются исходные средства, пригодные для поиска ”(И.Я.Лернер)

Проблемная ситуация – ситуация, характеризующая определение психологического состояния субъекта, возникающего в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете.

Психологи и педагоги считают, что не трудность как таковая есть проблема, а то, что в этой трудности должен быть обнаружен источник проблемы. Таким источником является противоречие.

В учебном процессе проблема может быть выражена в форме проблемного вопроса или задания. Они имеют одно общее: в их содержании заложены потенциальные возможности для возникновения проблемных ситуаций в процессе их выполнения.

В проблемном обучении важную роль играют следующие психологические условия:

Во-первых – создание проблемных ситуаций обуславливает познавательную мотивацию по отношению к подлежащему условию материалу, что активизирует поисковую деятельность учащихся.

Во-вторых, - усвоение материала в ходе деятельности по решению проблемных задач происходит во многом как ” открытие ”, совершаемое обучаемым через самостоятельный поиск.

В-третьих, сама деятельность организуется с максимальным использованием имеющихся знаний.

3.Соподчинентность основных понятий проблемного обучения.

Проблемное обучение можно осуществлять разными методами:

Объяснительно – иллюстративным, в основе которого информирование, просвещение учащихся и организация их продуктивных действий с целью выработки у них общеучебных умений и навыков. Но в этом методе происходит доминирование обучения над учением. Происходит торможение творческих способностей школьников, блокируется активность и самостоятельность, возникает неверие в собственные силы.

Наиболее эффективным являются частично-поисковый и исследовательский методы общения. Учащиеся самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде от учителя.

В учебно-поисковом (частично-поисковом) методе идет постановка проблемы, поиск ее формулировки с различных точек зрения;

Поиск фактов для лучшего понимания проблемы, возможностей ее решения.

Поиск решения, при котором высказанные идеи подвергаются анализу, оценке.

Соподчиненность основных понятий проблемного обучения представлены в схеме. (см. схему 1)

Из схемы видно, что сущность проблемного обучения составляют два понятия ” проблемная ситуация ” и “ проблема”.

Характерным признаком проблемного подхода является самостоятельная познавательная деятельность учащихся.

Ориентиром для современного учебного процесса является не только формирований новых, но и перестройка имеющихся знаний.

Необходимо всеми средствами стимулировать познавательную деятельность учащихся, используя различные виды учебного диалога, опору на воображение, использование аналогий и метафор и т.д.

Более того, учителю приходится заведомо мириться с тем, что результат самостоятельных ” открытий ” учащихся могут оказаться явно неполными, концептуально “ недостроенными ”. Но преждевременное предъявление “ правильных представлений ” приводит к тому, что учащиеся оказываются не способны применять эти представления, работать с ними.

Современные психолого-педагогические исследования намечают некоторые ориентиры для того, каким образом работать с имеющимися и переходить к формированию новых представлений в ходе учебного процесса. Эти ориентиры можно представить в виде совокупности следующих психолого-дидактических требований.

Требования к содержанию.

    У учащихся должно возникнуть чувство неудовлетворенности имеющими представлениями.

    Новые представления (понятия) должны быть такими, чтобы учащиеся ясно представили их содержания.

    Новые представления должны быть правдоподобными в восприятии учащихся.

    Новые понятия и представления должны быть плодотворными.

Требования к процессу.

    Побуждать учащихся формулировать имеющиеся у них идеи и представления, высказывать их в явном виде.

    Сталкивать учащихся с явлениями, которые входят в противоречие с имеющимися представлениями.

    Побуждать к выдвижению предположений, догадок, альтернативных объяснений.

    Давать учащимся возможность исследовать свои предложения в свободной и ненапряженной обстановке.

    Предоставлять ученикам возможность применять новые представления к широкому кругу явлений и ситуаций, так, чтобы они могли оценить их прикладное значение.

Дж. Дьюи наметил опорные этапы проблемного мышления – от постановки проблемы и сбора данных до выражения гипотезы и ее проверки.

4. Значимость учебных проблем для учащихся.

    Проблема должна соответствовать потребностям и интересам группы учащихся.

    Учащиеся должны принимать участие в отборе учебных проблем и в разработке плана действий и способов их решения.

    Выбранная проблема должна допускать выбор способов решения, активизируя тем самым механизмы принятия решения.

    Выбранная проблема должна быть достаточно обычной и повторяющейся, чтобы оправдать усилие целого класса или большой группы учащихся.

    Учебные проблемы должны быть достаточно серьезными, чтобы гарантировать заинтересованность всего класса.

    Проблема должна отвечать возрастным особенностям учащихся.

    При выборе проблемы необходимо учитывать наличие необходимых материалов.

    Проблемы, которые учащиеся считают настоящими, обычно выходят за рамки одного предмета.

    При выборе проблемы необходимо учитывать предшествующую подготовку и опыт школьников. Учитель должен знать пробелы в знаниях своих учеников.

Проблемы должны естественно возникать из опыта и потребностей самих школьников. Учителю нужно лишь использовать любую возможность, любую подходящую ситуацию.

5.Учитель и реальное проблемное обучение

Выступая в роли организатора учебного процесса на проблемной основе, учитель призван действовать скорее как руководитель и партнёр, чем как источник готовых знаний и директив для учащихся.

В процессе подготовки учитель должен:

    Тонко чувствовать проблемность ситуаций, с которыми сталкиваются учащиеся, и уметь ставить перед классом реальные учебные задачи в понятной для детей форме.

    Выполнять функцию координатора и партнёра, помогать, избегая директивных приёмов.

    Стараться увлечь учащихся проблемой и процессом ее глубокого исследования.

    Проявлять терпимость к ошибкам учеников. Предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации.

    Организовать мероприятия для проведения полевых исследований или встреч с представителями общественности для сбора данных.

    Предоставлять возможность для регулярных ответов и обмена мнениями в ходе классных обсуждений.

    Заканчивать обсуждение в классе до появления признаков потери интереса к проблеме.

    При сокращении мотивации разрешать отдельным учащимся продолжать работать над проблемой.

6. Ограничения и преимущества использования проблемного обучения в учебном процессе

Как отмечает А. М. Матюшкин: «подбор проблемных ситуаций определяется случайными фактами, происходит только лишь эмпирическим путём и представлен, в основном, творческой интуиции учителя.

В связи с этим есть ограничения использования проблемного обучения:

-построить всю дисциплину на обучении весьма сложно, это связано с полным пересмотром целей и содержания обучения. -внедрение требует значительных затрат времени учителя на подготовку занятий, высокий уровень его профессионализма. -использование проблемного обучения возможно при наличии должного уровня знаний у учащихся.

Но следует отметить и преимущества проблемного обучения :

Учит мыслить научно, раскрывая этапы поиска, развивает мыслительные способности.

Эмоционально, в силу чего повышается познавательный интерес, пробуждается творческие силы.

7. Проблемное обучение в методике географии.

Согласно положениям дидактики проблемное обучение реализуется с помощью следующих методов: частично-поискового, или эвристического, проблемного изложения и исследовательского (о чем было сказано выше)

И. Я. Лернер считает, что в цепях постепенного приближения учащихся к самостоятельному решению проблем их необходимо предварительно учить выполнению отдельных шагов решения, отдельных этапов исследования, формируя эти умения постепенно.

Способами решения познавательных вопросов являются: (см. таблицу №3)

Нахождение причинно-следственных связей

Группировка фактов

Сравнение

Обобщение

Однако, понятие «познавательный вопрос» намного шире, чем понятие «проблемный вопрос».

Познавательный вопрос можно считать проблемным, если на его основе учителем на уроке будет создана проблемная ситуация, разрешение которой приведёт учащихся к получению новых знаний.

Для решения проблемы учащиеся используют следующие приёмы учебной деятельности:

Нахождение разрыва в связях

Выдвижение гипотезы

Пере формулировка требований вопроса

Применение общего положения гипотезы к отдельным примерам

Установление комплекса причинно-следственных связей

Постепенное овладение учащимися этими приёмами ведёт к формированию умения решать проблему (или проблемы).

8. Основные этапы в решении проблемы:

    Осознание проблемы, вскрытие противоречия;

    Формулирование гипотезы исходя из данных условий;

    Доказательство гипотезы;

    Общий вывод;

Пример: Учащимся предлагается рассмотреть карты и установить, - почему вода в бессточном озере чад пресная (вода его чуть солоноватая)

На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопрос, для чего находят разрыв в цепочке причинно-следственных связей. Они знают, что сточные озёра, как правило, пресные, отсутствие стока ведёт к засолению озера.

Схематично противоречие выглядит так:

Причина Следствие

Отсутствие поверхностного стока Наличие солёной воды в озёрах

Наличие поверхностного стока Наличие перстной воды в озёрах

Отсутствие поверхностного стока ? Наличие слабосолёной почти пресной воды

Так учащиеся выявляют противоречие между сложившимися представлениями и новыми фактами.

2й этап) Разрешение противоречия происходят с помощью гипотезы. Она формулируется следующим образом - означает ответ на вопрос: Как осуществляется сток в озеро Чад?

3й этап) Доказательство гипотезы: Учащиеся вспоминают, как может осуществляться сток в озёрах, каким он может быть. Учащиеся знают, что сток бывает постоянный и временный, поверхностный и подземный. Постоянный поверхностный сток в озере Чад отсутствует. Значит, может быть или временный или поверхностный, или то и другое вместе. Учащиеся сопоставляют общее положение гипотезы о том, что сток озере Чад всё же существует

1)Сток в озере чад осуществляется под землёй.

2) Сток осуществляется по временным водостокам в период дождей.

Доказательства учащихся дополняется учителем. (сообщается мнение ученых)

IV – Заканчивается решение проблемы общим выводом, в котором изучаемые причинно-следственные связи углубляются и раскрываются новые стороны познаваемого объекта или явления. (схема – таблица №2)

Суть каждого этапа решения проблемы (таблица)

Название этапа

Для облегчения усвоения учащимися логики решения проблемных вопросов им предлагается следующая памятка:

На I этапе – следующие действия

Найти условие и требование вопроса

Определить, что дано в условии и что требуется найти

Вспомнить, что вы уже знаете об этом объекте или явлении

Какие причинно-следственные связи его объясняют

Сопоставить ранее полученные знания и новую информацию

Выявить на основании такого сопоставления противоречие, скрытое в вопросе

На II этапе

Высказать предположение о причинах возникновения явления или объекта

Сформулировать гипотезу

На III этапе

Надо поставить новый вопрос

Исходя из предложений, высказанных в гипотезе, ответить на этот вопрос

По возможности проверить свой ответ

На IV этапе

Ответить на вопросы:

    Какие новые знания вы получили?

    Что вы узнали нового о причинно-следственных связях, объясняющих это явление или объект?

Содержание географических знаний по начальному курсу физической географии –(6 класс) отличается конкретностью изучаемых явлений и объектов. Поэтому при формировании знаний у шестиклассников необходимо широко опираться на изображение изучаемых явлений и объектов на картинах, слайдах, видеофильмах, фотографиях и т.д. Использовать житейские представления учащихся, краеведческий материал экскурсий.

Большинство знаний и умений формируется на первом и втором уровнях усвоения. Вместе с тем имеются условия для создания творческих, в том числе и проблемных, ситуаций.

Осознания учащимися вопроса как познавательной задачи или проблемы способствует целенаправленному восприятию ими нового материала, его самостоятельному анализу и выводам в ходе беседы с учителем, формированию умения применять ранее полученные знания для решения новых задач. При этом соотношения воспроизводящей и творческой познавательной деятельности зависит от степени новизны изучаемого материала, от сформированности у школьников умения работать с разными источниками знаний и.т.д.

Типы научных проблем, которые могут быть базой для составления проблемных заданий:

    Изучение сфер Земли (и их частей) как компонентов географической оболочки (г.о.) (связи внутри сферы и между сферами)

    Целостность ГО и ПТК

    Расчлененность ГО на ПТК; классификация. Причины разнообразия ПТК.

    Зональность ГО и азональность.

    Виды и формы проявления связей, взаимодействие компонентов ГО и ПТК. Динамика в сферах; процессы; обмен веществ и энергии.

    Рациональное использование компонентов и ПТК, преобразование, прогнозирование изменений.

    Охрана компонентов и ПТК.

    Совершенствование методов научных исследований. (таблица №4)

Проблемы географической науки (применительно к каждому курсу географии)

При построении проблемных заданий целесообразно использовать таблицу. (По каждому курсу географии)

Задание (проблемные – проблемы).

    Составьте рассказ «История песка, обнаруженного на берегу р.Волга» (VA ) и т.д. по материалам экскурсии, использование физ.карты России и Тверской области. Идет рассказ, рассуждение, применение ранее полученных знаний и т.д.

    Какие изменения возможны в той части литосферы, где происходят извержения вулканов?

Как извержение влияет на воздушную оболочку, на воды суши? (IH )

    Чем отличаются процессы, изменяющие рельеф дна океана, от внешних процессов, которые изменяют рельеф суши? (V Б)

    Используя карту полушарий, докажите, что воздушные массы с Индийского океана не могут дойти до нашей местности (Тверского края) и повлиять на погоду? (I В)

    В нашу местность пришла воздушная масса из Арктики. Какая погода при этом установилась? Как она изменилась через несколько дней? (V3 )

    Можно ли найти на земном шаре место, где нет природного комплекса? Объясните свой ответ. (IIH)

    Для того, чтобы изменить природу любой местности (например, посадить лес или вырубить его, осушить болото, создать водохранилище и т.п.) надо хорошо изучить все компоненты ее природы. Объясните, почему. (VIN )

Для осуществления проблемного подхода учитель должен иметь систему проблемных вопросов и заданий. (см. таблицу)

9.Проблемные вопросы и задания. (6 класс)

Тема

В таблице показано место задания или вопроса на уроке, раскрыты характер познавательной деятельности учащихся и логика решения проблемного вопроса или проблемы (проблемной ситуации).

Заключение

Задача современного обучение (и шире образование) состоит не просто в сообщении знаний, но в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира.

Обучение можно считать проблемным в том случае, если изучение научного знания о географических объектах и явлениях сопровождается показом способов, которыми оно получено, систематической постановкой вопроса – как получено новое задание.

Понимание проблемного обучение предполагает перестройку, как самого содержания предмета, так и методики формирования географических умений и навыков.

Эффективность проблемного обучения определяется его систематичностью.

Реализация проблемного подхода в обучении позволяет ставить ученикам в центр учебного процесса, что можно рассматривать как один из важнейших элементов нового педагогического подхода, нового взгляда на урок и весь учебный процесс в целом.

Проблемное обучение станет действительно эффективным средством развития мышления, если обучать учащихся логике решения проблем.

Схема 1

Основные понятия проблемного обучения

Проблемное обучение – это дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности субъекта.

Формы выражения проблемы

Схема-таблица 2.

Этапы решения проблемы

    Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М.,2001.

    Борисова Н.В. От традиционного через модульное к дистанционному образованию. – Москва-Домодедово 2000.

    Борисова Н.В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. – М 2000.

    Понурова Г.А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – Москва. «Просвещение»1991.

    Панчешникова Л.М. Методика обучения географии в средней школе. – Москва «Просвещение»1983.

    Конаржевская Ю.А. Анализ урока. М. -2000.

    Плахова Л.М. Как сделать хорошую школу?! (две части) Москва 2000.

    Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. Москва «Арена» 1994.

    Лебедев В.С., Лескова Л.Н. Дифференцированный подход к обучению в процессе преподавания географии (методические рекомендации). Великий Новгород 1998.

    Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе. Санкт-Петербург – Москва 2000.

11) Панчешникова Л.М. и др. Проблемные задания по географии – География в школе, 1979, №1