Результаты преобразовательной деятельности человека,все,им созданное,называется. Преобразовательная деятельность Что такое преобразовательная деятельность человека

Этот вид деятельности может преобразовывать различные объекты: природу, общество, человека. Преобразование природы может носить не только разрушительный характер, как акцентируют своё внимание некоторые философы, не только "переделку" природы под себя, но и "Жизнепоток природы - это движение для человека гармоник всего сущего, которые он может нарушить, а может и оптимизировать". При преобразовании общества, которое может выступать как в революционно-разрушительных формах, так и в созидательных, изменяются социальные объекты: отношения, институты, учреждения, изменяется и сам человек. Преобразовательная деятельность обеспечивает условия общей жизни людей, соответствующую качеству их жизни инфраструктуру. В плане преобразовательной деятельности человека хотелось бы остановиться на том случае, когда преобразовательная деятельность направляется индивидом на самого себя, на его "Я", с целью физического или духовного совершенствования. "Саморазвитие человека связано с раскрытием всё более глубоких возможностей для понимания себя и воздействия (взаимодействия) со всё большими объёмами реальности". Один и тот же человек выступает здесь и как объект, и как субъект.

Основными типами преобразовательной деятельности, обусловленные различием её субъектов, являются, во первых, деятельность, имеющая индивидуальный характер (труд отдельного человека, занятия спортом и др.), во-вторых, деятельность, непосредственно осуществляемая той или иной группой (военная, коллективная деятельность), в-третьих, деятельность общества, взятого в целом.

Преобразовательная деятельность может осуществляться на двух уровнях, в зависимости от реального или идеального изменения субъекта. В первом случае происходит действительное изменение наличного материального бытия (практика), во втором случае происходит изменение объекта лишь в воображении (словами К. Маркса, "практически-духовная").

Преобразовательная деятельность может выступать как в форме производства, так и в форме потребления. В обоих случаях субъект овладевает объектом, только соотношение разрушительной и созидательной стороны человеческой активности оказывается разным.

Ещё одна плоскость дифференциации раскрывает различие между деятельностью творческой и механической (продуктивной и репродуктивной). Творческая деятельность может существовать как в вещной сфере, так и в сознании человека, когда он активирует физические возможности своего тела, развивает духовные силы, свои возможности. Потребление тоже может быть творческим, оригинальным, открывающим новые способы использования продуктов производства, и механическими, пассивно воспроизводящим сложившиеся формы потребления.

Совершенствуя, преобразуя окружающий мир, люди строят новую реальность, прорывают горизонты налично-данного бытия. Однако, подчеркивая активно преобразующее начало практической деятельности человека, необходимо помнить, что она определенным образом вписывает человека в материальную действительность, объемлющую его и всегда выходящую за пределы актуальных возможностей ее практического освоения. Человек при всех перспективах и возможностях своей активной преобразовательной деятельности остается в пределах бытия и не может не сообразовывать свою деятельность с его объективными законами. Творческие конструктивные возможности преобразовательной деятельности в реальном мире всегда опираются на использование объективных закономерностей. Другими словами, подлинная эффективность человеческой деятельности не только связана с удовлетворением субъективных интересов или потребностей, но и предполагает решение задач, обусловленных внутренними закономерностями той реальной действительности, на которую эта деятельность направлена. Понимание диалектики человеческой активности по отношению к окружающему миру и зависимости человека от этого мира, его вписанности в этот мир, его обусловленности миром является необходимым условием для осознания вытекающей из этой диалектики ответственности человека в его практической деятельности перед окружающим миром и перед самим собой.

1. И деятельности человека, и поведению животных свойствен признак:

а\ присваивающий характер
деятельности;

Б\ целенаправленная преобразовательная
деятельность;

В\ создание орудий труда.

2. С социальной сущностью человека связана потребность в:

а\ познании законов природы; б\ получении пищи;

Культура в широком смысле слова?

1) все, что создано
человечеством в сфере
искусства
2) набор знаний, верований и
поведений человека
3) уровень воспитанности
определенного человека
4) вся преобразовательная
деятельность человека и ее
результаты

Прежде всего, общество в определённой мере разрушает сложившиеся естественно-природные комплексы, взаимосвязи в природе. Общество в ходе своей

жизнедеятельности не просто изменяет природно-естественные связи и комплексы. Деформируя, разрушая, оно вместе с тем и создаёт. Все эти изменения вписываются в ранее существовавшие природные комплексы и взаимосвязи, становясь их составной частью. Наконец, следует подчеркнуть, что общество воздействует на природу и отходами своей производственной и иной деятельности. Таким образом, воздействие общества на природу разнообразно не только по конкретному содержанию освоения богатств природы. Это воздействие разносторонне и по своей направленности на развитие природы: какие-то её возможности оно развивает и совершенствует, а какие-то разрушает. Одним словом, это воздействие представляет собой единство созидания и разрушения.

Сопротивление природы воздействию человека есть величина развивающаяся. Безграничны возможности природы, неостановим рост потребностей людей. Поэтому каждая новая вершина овладения природой

это по существу начало нового витка во взаимоотношениях общества и природы. И на этом новом витке

новое сопротивление природы. Видимо,
в этом нарастании сопротивления природы и кроется одна из причин прогрессирующего и ускоряющегося развития общества.

Одним словом, природа в своем противостоянии человеку ставит перед ним как бы два барьера: с одной стороны, это закрытость природы, сцементированность её связей, неразгаданность её законов; с другой, напротив, открытость природы, её пластичность и ранимость. Человечеству всегда необходимо соблюдать меру в преодолении этих барьеров. Если оно ослабит свой трудовой напор, познавательную мощь

оно много «недоберёт» у природы, сократит возможности своего развития. Если же оно «переберёт» в своем преобразовательном рвении, то, в конечном счете, также придёт к отрицательным для себя результатам, срубив сук, на котором сидит.

В ХХ веке, в период научно-технической революции, масштабы материальной деятельности настолько возросли, что отходы этой деятельности с огромной силой обрушились на природу.

(По материалам интернет-издания)

1)Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

2)Какие два проявления противоречивого воздействия общества на природу рассмотрены в тексте? 3)С какой целью общество изменяет природную среду? Как, по мнению автора, сопротивление природы воздействию человека связано с развитием общества? 4)Какие два барьера, по мнению автора, ставит перед человеком природа? Проиллюстрируйте примером авторский призыв к соблюдению меры
в преодолении этих барьеров. 5)Как автор оценивает результаты материальной деятельности человека в ХХ в.? С каким общественным процессом он связывает эти результаты? Используя факты общественной жизни, приведите аргумент, подтверждающий позицию автора. 6)Как автор оценивает результаты материальной деятельности человека в ХХ в.? С каким общественным процессом он связывает эти результаты? Используя факты общественной жизни, приведите аргумент, подтверждающий позицию автора. 7)Многие современные общественные деятели призывают общество изменить отношение к природе. (Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите три возможных направления этого изменения.)

ПОМОГИТЕ!!!

1. Гуманизм - это:

А) неподкупность мысли и бесстрашие перед лицом бесчеловечности;

Б) человеколюбие, уважение личного достоинства человека, вера в его будущее;

В) сентиментальность;

Г) особый вид деятельности.

2. Мировоззренческие идеалы, универсальные нравственные нормы, отражающие духовный опыт всего человечества, складывающиеся в процессе духовной и практической деятельности людей - это:

А) нравственность;

Б) культура;

В) общечеловеческие ценности;

Г) общественное сознание.

3. Система обобщенных взглядов на окружающую действительность - это:

А) философия;

Б) мировоззрение;

В) наука;

Г) социология.

4. В наиболее полном виде мораль - это:

А) выводы, которые человек делает на основании анализа своего поведения;

Б) наука о правилах хорошего тона;

В) совокупность принципов и норм поведения людей в обществе;

Г) сформулированные и законодательно закрепленные нормы поведения граждан.

5. Правила «Не делай другому того, чего не желаешь себе», «Не воруй», «Не лги», «Почитай старших» являются нормами:

А) искусства;

Б) науки;

В) морали;

Г) права.

6. К морали в отличие от права относятся:

А) любой закон;

Б) Конституция государства;

В) устав общественной организации;

Г) определенные принципы, нормы поведения.

7. Мораль в отличие от права:

А) опирается исключительно на поддержку общества;

Б) содержит нормы поведения людей;

В) возникает на основе исторического опыта людей;

Г) находится в развитии.

8. Вы стали свидетелем того, как один человек незаслуженно обидел другого. Какой вариант поведения не соответствует моральному выбору гуманного человека?

А) потребовать от обидчика извинений в адрес пострадавшего;

Б) сделать вид, что тебя это не касается;

В) выразить соболезнование тому, кого обидели;

Г) разобраться в причинах конфликта и добиться его устранения.

9. Вы случайно, не желая того, нанесли ущерб или причинили зло другому человеку. Какой выбор соответствует нравственной позиции гуманного человека?

А) сделать все возможное для устранения зла, ущерба;

Б) сделать вид, что ничего не произошло;

В) постараться, чтобы никто не заметил нанесенного тобой ущерба;

Г) свалить вину на того, кто пострадал (пусть не лезет, сам виноват).

10. Критерии духовности человека:

А) активная жизненная позиция;

Б) обладание высшим образованием;

В) приверженность в мыслях и поступках общечеловеческим ценностям.

11. Мировоззрение в жизни человека - это:

А) ориентир для его деятельности;

Б) укрепление его жизненного опыта;

В) связь с религией и наукой.

12. Уровень развития духовной культуры измеряется:

А) объемом создаваемых в обществе духовных ценностей;

Б) качеством духовной продукции;

В) тем, как достижениями духовной культуры пользуются люди;

Г) степенью достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.

13. Мировоззрение человека зависит от:

А) исторических условий;

Б) жизненного опыта;

В) от уровня образования;

Г) внутренней культуры.

14. Моральные качества человека:

А) заложены от рождения;

Б) вырабатываются самовоспитанием, самоусовершенствованием;

В) формируются обществом целенаправленно.

15. Культура в широком смысле - это:

А) все виды преобразовательной деятельности;

Б) все, что связано с искусством;

В) производство духовных ценностей;

Г) образованность человека.

16. К продуктам материальной культуры не относятся:

А) небоскреб;

Б) музыка;

В) автомобиль;

Г) телевизор.

17. К духовным ценностям относится:

А) микроскоп;

Б) компьютер;

В) научное открытие;

Г) видеокассеты.

18. Верно ли суждение?

А. Духовная и материальная культура существуют независимо друг от друга.

Б. Элементы духовной и материальной культуры неразрывно связаны между собой.

А) верно только А;

Б) верно только Б;

В) верно А и Б;

Г) оба неверны.

19. Накопление культурных ценностей по вертикали связано:

А) с появлением новых произведений искусства;

Б) углублением знаний о культуре;

В) передачей культурных ценностей от поколения к поколению;

Г) реставрацией памятников культуры.

Прочитаем информацию .
Деятельность человека - вид активности человека, направленной на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Человеческая деятельность носит характер :

  • сознательный - человек осознанно определяет цель и предвидит результат.
  • продуктивный - человек направляет активность на получение результата (продукта).
  • преобразующий - человек в процессе деятельности изменяет окружающий мир и самого себя.
  • общественный - в процессе деятельности происходит общение, и возникают разнообразные отношения с другими людьми.
В зависимости от многообразия потребностей человека и общества складывается и многообразие видов деятельности людей. Исходя из различных оснований, выделяют виды деятельности:
I. В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру (или по объектам и результатам):
1.Практическая (материальная) деятельность - деятельность, которая связана с созданием необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей.
  • материально-производственная - деятельность по преобразованию природы.
  • социально-преобразовательная - деятельность по преобразованию общества.
2.Духовная деятельность - деятельность, которая связана с созданием идей, образов, научных, художественных и нравственных ценностей.
А) познавательная - деятельность, связанная отражением действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях.
К познавательной деятельности относятся все виды человеческих знаний:
  • чувственное - познание через ощущение, восприятие, представление.
  • рациональное - познание, связанное с формами рационального познания (понятие, суждение, умозаключение).
  • научное познание - познание, которое руководствуется принципом объективности, обоснованности знаний, системности знаний и проверяемости знаний.
  • художественное - познание через искусство (связано с использованием художественных образов).
  • житейское (обыденное, практическое) - познание, которое приобретается в повседневной жизни и деятельности.
  • личностное - познание, которое зависит от способностей человека и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
  • мифологическое - познание, которое представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией.
  • религиозное - познание, которое обусловлено непосредственной эмоциональной формой отношения людей к господствующими над ними земными силами (природными и социальными).
  • паранаучное - познание, которое не соответствует общепринятым критериям построения и обоснования научных теорий, а также неспособность дать убедительное рациональное истолкование изучаемых феноменов.
Б) ценностно-ориентировочная - деятельность, связанная с положительным или отрицательным отношением людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения.
В) прогностическая - деятельность, связанная с планированием или предвидением возможных изменений действительности.
II . В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как
  • созидательная — деятельность, которая приносит положительные результаты.
  • разрушительная — деятельность, которая приносит негативные результаты
III . С точки зрения значимости и роли деятельности в социальном развитии:
  • репродуктивная — деятельность, при которой происходит получение или воспроизведение уже известного результата известными способами и средствами.
  • продуктивная (творческая) — деятельность, которая направлена на выработку новых целей и соответствующих им новых средств и способов или на достижение известных целей с помощью новых, ранее не применявшихся средств.
IV . В зависимости от общественных сфер, в которых осуществляется деятельность:
  • экономическая - деятельность, связанная с процессами производства, распределения, обмена и потребления материальных благ - производственная и потребительская деятельность.
2.Деятельность в сфере отношений между государствами на международной арене - государственная, военная, международная деятельность.
  • духовная - деятельность, связанная с созданием духовных ценностей, их сохранения, распространения и освоения - научная, образовательная, досуговая.
  • социальная - деятельность, связанная с преобразованием, целесообразным изменением общества и своей социальной сущности.
V . В зависимости от особенностей проявления человеческой активности
  • внешняя - деятельность, которая проявляется в виде движений, мышечных усилий, действий с реальными предметами.
  • внутренняя - деятельность, связанная с умственными (мыслительными) операциями.
Между этими двумя видами деятельности существует тесная связь и сложная зависимость. Внутренняя деятельность планирует внешнюю. Она возникает на основе внешней и через нее реализуется.

Рассмотрим примеры материально-производственной деятельности .

  • добыча полезных ископаемых и их транспортировка
  • производство чёрных и цветных металлов
  • добыча и обогащение руд чёрных металлов
  • производство химических и нефтехимических продуктов
  • производство железобетонных изделий
  • производство стальных и чугунных труб
  • ремонт газопромыслового и линейного оборудования
  • строительство новых объектов: железных дорог, жилого фонда, школ, больниц, учреждений культуры и бытового обслуживания населения
  • производство машин и оборудования
  • производство строительных материалов
  • производство продуктов лёгкой и пищевой промышленности
  • производство, передача и сбыт электроэнергии
  • заготовка и переработка древесины
  • производство целлюлозы, бумаги, картона
  • производство предметов массового потребления из различных видов сырья
  • производство пищевых продуктов
  • переработка мяса животных
  • добыча и переработка рыбы и других морепродуктов
  • переработка растительных, животных, искусственных и синтетических волокон в пряжу, нити, ткани
  • производство одежды и других швейных изделий
  • изготовление обуви
  • выпуск изделий тонкой керамики
  • выращивание зерновых, кормовых, технических растений
  • выращивание крупного и мелкого рогатого скота
Выполним онлайн-задания (тесты).

Используемая литература:
1. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. - М. : Эксмо, 2008. 2. Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. - М. : АСТ: Астрель, 2008. 3. Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. 4.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. - М.: Просвещение, 2007. 5.Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Л.Н.Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И.Городецкая и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
Используемые Интернет-ресурсы:
Википедия - свободная энциклопедия

Человек не может усидеть на одном месте. Нами постоянно осуществляется Это может показаться чем-то невозможным, но такова реальность.

Общая информация

Первоначально необходимо дать обозначение слову «деятельность». Так называют вид активности человека, что направлен на познание, а также дальнейшее творческое преобразование окружающего мира (в том числе и самого себя). Когда упоминается социально-преобразовательная деятельность, это значит, что люди создают условия, удобные для общества, подстраивают их под самого себя. Но для начала всё же давайте остановимся на общей информации. Итак, человеческая деятельность может принимать следующий характер:

  1. Сознательный. Во время этой деятельности человеком осознано определяется цель и предвидится возможный результат принятых решений.
  2. Продуктивный. Активность человека направлена на то, чтобы получить определённый результат.
  3. Преобразующий. Во время процесса деятельности человек меняет окружающий его мир и самого себя.
  4. значит, что процесс деятельности подразумевает наличие общения и установления различных отношений с иными людьми.

Иная классификация

Также существуют и другие виды представления человеческой деятельности. Так, её можно разделить на практическую и духовную. Для полноты сравнения нами будет рассмотрена не только социально-преобразовательная, но и Это позволит лучше разобраться в данной теме. Первая относится к практическому направлению, а вторая - к духовному.

Какой бывает социально-преобразовательная деятельность?

Это вопрос, на который нет универсального ответа. Так, она может быть созидательной или разрушительной - зависимо от конечного результата. Как показывает социальная практика, судить о влиянии определённой деятельности можно только спустя значительное количество времени. Ведь, как это ни парадоксально, даже определённые катаклизмы могут оказать благотворное влияние в будущем. В качестве примера приведем французскую революцию и взятие Бастилии. После этих событий по всей стране развернулся Якобинский террор, когда очень значительное количество людей сложили свою голову на плахе. Но одновременно были запущены и позитивные тенденции, благодаря которым сейчас Франция является развитой, продвинутой державой.

На деятельности влияет и то, творческая она или репродуктивная. В первом случае создаётся что-то качественно новое. Как правило, это происходит медленно. Но конечный эффект будет потрясающим. При репродуктивной деятельности происходит повторное создание чего-то по имеющимся уже схемам и представлениям. Этот процесс протекает, как правило, довольно быстро. Но пальма первенства и эффект первооткрывателя в том случае утеряны. Также отдельно выделяются выявления деятельности. Они в данном случае могут быть внешними или внутренними. Под первыми подразумевается деятельность, направленная на взаимодействие с кем-то или чем-то. Тогда как внутренние выявления - это мыслительные процессы.

О познавательной деятельности замолвим слово...

К ней относят всё, что связано с пониманием принципов функционирования окружающей среды и распознавания чего-то нового. Здесь можно выделить несколько направлений. Среди них: чувственная, рациональная, художественная, житейская, личностная, религиозная деятельность. Отдельно следует рассмотреть Благодаря этому человек может руководиться принципом объективности, получать обоснованные и системные знания, которые к тому же можно перепроверить. В данном случае познавательная деятельность - это ещё и способ развития общества. Она направлена на усовершенствование его уклада.

Практика

Социально-преобразовательная деятельность - это такой элемент взаимодействия в обществе, который не обходится без общения. Ведь оно является способом взаимосвязи между различными людьми. Если говорить о познавательной деятельности, то она собой представляет так называемый субъект-объектный процесс. То есть, человек совершает определённые действия, направленные на понимание какой-то вещи или процесса. В качестве примера можно привести преобразования, происходящие в обществе. Тогда как социально-преобразовательная деятельность - это такой процесс, что не может происходить без контакта между различными людьми.

Особенности общения

Очень часто этот процесс отожествляют с коммуникацией. Но эти понятия следует разделять. Так, под общением может пониматься деятельность, что носит духовный и материальный характер. А вот коммуникация является чисто информационным процессом. В качестве примера можно навести пример взаимодействия человека и животного (собаки, крысы и так далее). Согласитесь, общение с другими людьми ни в какое сравнение не пойдёт с коммуникацией с животными. В качестве аналогии можно сказать, что первый тип взаимодействия базируется на диалоге, тогда как второй - на монологе. Социальная практика может предоставить бесчисленное количество подтверждений, что всё происходит именно так. Из всего этого можно сделать один вывод. Социальные объекты - это исключительно люди.

Реализация

Итак, мы уже знаем, что собой представляет социально-преобразовательная деятельность. Примеры этого механизма изменения общества смогут закрепить полученную информацию. Для начала давайте начнём с минимально возможного уровня. Представим, что какой-то конкретный человек не удовлетворен образовательным уровнем в школе. Тогда он работает над созданием детских летних лагерей. В них будет осуществляться пропаганда науки. Там будут показывать захватывающие вещи из раздела физики/химии, объясняться большое значение знаний и так далее. Это будет пускай и не очень масштабная, но тем не менее социально-преобразовательная деятельность. И дети вместо того, чтобы идти в потенциально не хорошие компании, будут заниматься образованием.

Можно привести в пример и более крупный масштаб. Представим, что человек решил учредить общественную организацию, которая будет заниматься популяризацией научного подхода и принципа рационализма в рамках одной отдельной страны или даже целого мира. Здесь всё упирается исключительно в амбиции и цели. Социально-преобразовательная деятельность может вестись с различным уровнем успеха и в разных масштабах. Но при этом следует понимать, что она может быть осуществлена исключительно группой людей. В современном государстве изменить, скажем, размер материнского капитала одному человеку не под силу. Даже если рассматривать пример наиболее облечённых властью людей - министров правительства, то даже их решение зависит от текущего положения дел и огромного аппарата чиновников. Даже в таком случае нельзя сказать, что всё может быть реализовано просто и без проблем.

В историиотечественной философии человек рассматривается как единственный субъект культуры, создающий жизненную среду для себя и формирующийся под ее воздействием. Это значит, что становление мира культуры является результатом длительного процесса взаимовлияния биологической и социальной эволюции. Здесь можно выделить следующие принципиальные моменты:

1) способность общественного человека продуцировать культуру является итогом взаимодействия биологической и социальной эволюции, включающей в себя эволюцию орудия труда, вследствие чего человек не только творец культуры, но и сам формируется на основе труда и культуры;

2) переход от до человеческой стадии к человеческой происходил постепенно и прогрессирующим образом в течение длительного времени.

Сегодня мы являемся живыми свидетелями того, как современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, быт миллионов людей. при этом культура выступает как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник нововведений в обществе. Вот почему сегодня растет стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, найти возможности ее дальнейшей активизации.

Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.

Роль и место культуры в деятельности человека весьма четко можно понять на основе представлений о том, что деятельность людей носит, в конечном счете, воспроизводственный характер. Общественное воспроизводство включает воспроизводство личности, всей системы общественных отношений, в том числе технологических и организационных, а также культуру. Сущностью, главным содержанием и назначением сферы культуры является процесс общественного воспроизводства и развития самого человека как субъекта разносторонней социальной деятельности и общественных отношений. Культура, взятая как необходимый элемент общественного воспроизводства и одновременно как важнейшая характеристика субъекта деятельности, развивается в единстве с воспроизводственным процессом в целом во всей его исторической конкретности.

Предметная деятельность человека является основой, подлинной субстанцией реальной истории человеческого рода: вся совокупность предметной деятельности выступает движущей предпосылкой человеческой истории, всей истории культуры. И если деятельность представляет собой способ бытия общественного человека, то культура - способ деятельности человека, технология этой деятельности. Можно сказать, что культура является исторически и социально обусловленной формой человеческой деятельности, что она представляет собой исторически изменяющуюся и исторически конкретную совокупность тех приемов, процедур и норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности, всей деятельности, взятой во всех ее измерениях и отношениях. Иными словами, культура - способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни.

Преобразование мира . В предыдущих рассуждениях уже говорилось о том, что с появлением в мире человека появляется и особый фактор изменения и преобразования мира. Ведь этот процесс невозможен без появления материализованных результатов человеческой деятельности, скажем, изобретения колеса или книгопечатания. Хотя эти изобретения не выходят и не могут выйти за пределы законов природы, радикально изменить мир, эти изменения не могли произойти сами собой, на основе соответствующих законов природы. Точно так же, когда человек ставит перед собой цели, выходящие за пределы чисто материальных потребностей, в мир приходит нечто, что не могло появиться "само по себе". Одновременно создаются и предпосылки для более полного удовлетворения материальных потребностей. Заметим в связи с этим, что история человечества свидетельствует, что ни одна культура, ставившая перед собой в качестве главной цели материальное благосостояние, в итоге этого материального благосостояния так и не добивалась. Напротив, культуры, ставившие перед собой цели духовного совершенствования, цели, в сущности, "запредельные" для материального мира, добивались и прогресса личностных качеств человека, и материального благополучия.