Теория хебба. Дональд Олдинг Хебб: биография Основные публикации Хебба

Дональд О. Хебб

Дональд Олдинг Хебб, одни из наиболее известных психологов своего времени, в начале своей самостоятельной жизни намеревался стать писателем. Полагая, что на этом поприще ему не обойтись без знания психологии, он поступил учиться, а в дальнейшем в течение двух десятилетий занимался исследовательской работой. Кульминацией его научной карьеры стада публикация в 1949 г. книги «Организация поведения» (“The Organization of Behavior"), ознаменовавшей собой важную веку в развитии нейронауки.
Монография открывала новые перспективы: в ней впервые говорилось о нервных структурах, называемых «клеточные ансамбли», которые формировались посредством того, что ныне именуется синапсом Хебба. Теория клеточных ансамблей легла в основу экспериментов Хебба по изучению влияния среды, окружающей ребенка в раннем детстве, на его интеллект во взрослом состоянии. Они предвосхитили теорию нервных сетей, определившую одно из наиболее перспективных направлений в исследованиях по искусственному интеллекту.

Книга Хебба появилась в нужный момент: она бросила вызов бихевиоризму, который в то время начал утрачивать свою доминирующую позицию. Бихевмористы отказывались объяснять поведение по ассоциации представлений (называя это ментализмом) или исходя из действия нейронов (называя это психологизацией). Но многим психологам уже изрядно надоели и различные искусственные теории. Когда же появилась работа Хебба, они были покорены его идеями и захватывающим литературным стилем. Книга стала классикой, а имя «Хебб» - нарицательным (по крайней мере среди психологов).

Хебб никогда не считал, что его теория была прочно связана с физиологией. Его модель высвечивала нечто. о чем следовало подумать, и позже по мере изучения мозга появилась возможность перевести его идеи на более реалистический «нейронный» язык. Ни одно из последующих исследований не поставило пол сомнение основную гипотезу Хебба. В действительности ее влияние ощущается во многих областях современных исследований.

Дональд Хебб родился в Честере, небольшом городке рыбаков и корабелов в Новой Шотландии (провинция Канады). Его родители были врачами, два брата и сестра Дональда пошли по их стопам. Хебб рано стал демонстрировать свою независимость. Изучая английскую литературу и готовя себя к карьере писателя, он оканчивает в 1925 г. Университет Далхузи в Галифаксе. Чтобы заработать на жизнь в период написания первого романа, он преподает в школе своего родного городка. Спустя гол начинаются его странствия: чтобы увидеть жизнь, он едет на запад страны и работает на одной из ферм в прериях, потом после неудачной попытки поступить палубным матросом на грузовое судно, плавающее в Китай, возвращается на восток и становится рабочим в Квебеке.

В 1927 г. жаждущий славы романист уже был знаком не только с жизнью - его весьма увлекли работы Фрейда, ставшие для него введением в психологию. Он заинтересовался ею настолько, что подал документы на отделение психологии Университета Макгилла, куда и был принят на старшие курсы как студент-заочник. И вновь он зарабатывает на жизнь преподаванием, а то. что начиналось как временное увлечение, захватывает его, все больше и больше. Спустя год Хебб становится директором начальной школы в рабочем районе Монреаля. Он был полон решимости поставить обучение так, чтобы школьники занимались с удовольствием; уроки, по его мнению, не должны превращаться в наказание, и, видимо, следуя этому принципу, он отправлял озорников играть во двор. Хебб был поглощен своими педагогическими экспериментами и всерьез подумывал о том, чтобы навсегда выбрать профессию учителя. Но этому помешали два обстоятельства. У Хебба начался туберкулезный процесс о бедренной кости, на год приковавший его к постели и оставивший след на всю жизнь в виде легкой хромоты. В автомобильной катастрофе погибла его невеста, с которой он был помолвлен 1,5 года назад. Хебб решает уехать из Монреаля.

Будучи прикованным к постели, Хебб пишет диссертацию на степень магистра, в которой затрагивает проблему организм-среда. Он делает попытку объяснить спинальные рефлексы у плода с точки зрения павловской теории условною рефлекса. Впоследствии он похоронил всякие упоминания об этой работе, во-первых, потому что изменил свое мнение относительно се содержания, а во-вторых, потому что перестал признавать психологические исследования, лишенные экспериментального обоснования.

Одним из его экзаменаторов был Борис Бабкин, психолог, прежде работавший с Павловым в Санкт-Петербурге. Он рекомендовал Хеббу приобрести опыт лабораторных исследований и предоставил ему возможность поработать с другим русским эмигрантом - Леонидом Андреевым. Хебб занимался выработкой условных рефлексов у собак и стал более критически относиться к павловскому методу. После мучительных сомнений относительно того, продолжать ли занятия психологией, он решает в 1934 г. сжечь свои корабли, занимает денег и едет в Чикаго, чтобы работать над докторской диссертацией под руководством Карда С. Лешли.

Старшему по возрасту ученому было суждено оказать огромное влияние на взгляды Хебба. Лешли никогда не сомневался, что для понимания повеления нужно понимать мозг. Работая лаборантом в 1910 г., он отыскивал срезы Лягушачьего мозга в лабораторных отходах и пытался найти в нейронных связях ключ к поведению лягушки. Лешли проводил эксперименты по обнаружению эннграмм в мозге и разработал методы избирательного повреждения мозга с последующей оценкой локализации и степени повреждения. К 1930 г. он пришел к убеждению, что память сохраняется не в одном участке мозга, но «распространена» в нем повсеместно. В 1934 г., когда Хебб приехал в Чикаго, Лешли был поглощен изучением механизма зрения.

Через год Лешли предложили профессорскую должность в Гарвардском университете и ему удалось взять с собой Хебба. Хебб должен был начинать свои исследования с нуля, денег же у него оставалось лишь на год. Тогда он задумал эксперимент, который мог дать материал для диссертации независимо от конечною результата. Он решил увязать свей интерес к проблеме «организм-среда» с проектом Лешли по изучению зрения, исследуя воздействие раннего опыта на развитие зрения у крыс.

В противоположность эмпирическим выводам своей магистерской диссертации, Хебб обнаружил, что крысы, выращенные в полной темноте, могут различать размер и яркость узора точно так же, как и крысы, которые росли в нормальных условиях. Эти результаты свидетельствовали о том, что организация зрительной системы носит врожденный характер и не зависит от средовых стимулов, - вывод, совпадающий со взглядами приверженцев гештальтпсихологии, которым симпатизировал Лешли. Хебб опубликовал полученные результаты в своей статье, однако среди этих результатов он не смог разглядеть одной любопытной детали: выращенные в темноте крысы гораздо дольше по сравнению с нормальными учатся отличать вертикальные линии от горизонтальных. Лишь спустя много лет, в очередной раз пересмотрев свои представления об относительном значении врожденных и приобретенных механизмов, он оценил важность этого факта.

Хебб получил степень доктора философии в Гарварлском университете в самый разгар Великой депрессии, когда найти работу в области физиологической психологии было попросту невозможно. Поэтому в течение года он работал ассистентом-преподавателем, что позволило ему продолжать сотрудничество с Лешли. В 1937 г. Хеббу улыбнулась удача. Его сестра, готовившая докторскую диссертацию в Университете Макгилла, узнала, что Уайлдер Пенфилл, хирург, только что основавший в Монреале Неврологический институт, ищет сотрудника для изучения последствий мозговых операций на поведение больных. Она сообщила об этом брату, и его прошение о зачислении на 2 года в штат сотрудников этого института было удовлетворено. Хебб женился и вернулся в Монреаль. Так. молодой человек, решивший отказаться от призвания врача и стать писателем, в итоге оказался в составе группы медиков, ищущих пути лечения неврологических расстройств.

Пенфилд специализировался на лечении фокальной эпилепсии путем хирургического удаления пораженного рубцами участка коры головного мозга. Он прекрасно понимал, что оперирует на органе, определяющем человеческий разум, и что одно неверное движение может лишить его пациента речи, разумного повеления и даже сознания. Хотя Пенфилд не был психологом, в силу специфики своей работы он не мог не размышлять о связи между сознанием и нервной системой. Его наблюдения, несомненно, повлияли на решение включить психологов в состав своей группы и объясняют тот интерес, который он питал к результатам их исследований.

Главной целью Хебба было исследовать природу и степень любых интеллектуальных изменений у больных после кортикальных операций. Подобные исследования проводились не впервые: они начались после первой мировой войны с психометрической проверки солдат, перенесших проникающее ранение головы, и позднее продолжались на больных с опухолями мозга. Часто такие повреждения приводили к значительному снижению умственных способностей, однако их место и степень было трудно установить. В противоположность этому место хирургического вмешательства четко локализовано, а эпилептические рубцы не приносят столь большого ущерба, как пули и опухоли.

Хебб вскоре столкнулся с проблемой, имевшей для него особое значение. В то время психологи считали лобные доли вместилищем человеческого интеллекта на том основании, что у человека эта часть мозга намного крупнее, чем у животных. Однако Хебб не смог обнаружить потерн интеллекта у больных, лобные доли которые были повреждены в результате несчастного случая или хирургического вмешательства. Подобное кажущееся отсутствие связи поразило Хебба, вдохновив его на создание теории мозга и разумного поведения.

Хотя наблюдения Хебба и привели его к плодотворным научным исследованиям, результаты дальнейшей работы показали, что он слишком полагался на стандартные тесты интеллекта. Бренда Милнер, одна из студенток Хебба, продолжавшая работу, начатую им у Пенфилда, обнаружила, что при повреждении лобных полей пациентам нередко бывает трудно отказаться от поведения, которое нельзя считать нормальным, т. е. изменения личности, обусловленные повреждением лобных долей, хотя и не выявляемые стандартными тестами, могут сильно повлиять на дальнейшую жизнь пациента.

Когда срок пребывания Хебба в Неврологическом институте подходил к концу, ему удалось, наконец, найти постоянную работу в Университете Куинс в Кингстоне, Онтарио. Там, несмотря на тяжелую преподавательскую нагрузку, он продолжал работу над проблемой интеллекта. Вместе со своим студентом Кеннетом Уильямсом он придумал многоходовой лабиринт для крыс как аналог тестов интеллекта человека. Лабиринт Хебба - Уильямса использовался многими исследователями в течение следующей четверти века. Но наибольшее чувство удовлетворения Хебб испытывал от своей теоретической статьи, в которой он высказал мысль, что интеллект взрослого человека сильнейшим образом зависит от опыта, полученного в раннем детстве, подкрепив свои рассуждения результатами исследований в Неврологическом институте. Эта статья прошла в то время по существу незамеченной, хотя сейчас основная ее мысль звучит почти что азбучной истиной, воплотившейся в многочисленные iпрограммы по развитию детей дошкольного возраста, как Head Start. Но для своего времени эта концепция была чересчур смелой: в 1940-е голы большинство психологов считали интеллект врожденной способностью индивида.

Пытаясь согласовать результаты своих исследований «детского фактора» с кажущимся отсутствием последствий при повреждении лобных долей, Хебб высказал предположение, что основная функция этой зоны мозга состоит не в том, чтобы думать, но скорее, чтобы облегчать интенсивное накопление знаний в первые несколько лет жизни. Эксперименты по определению влияния ранних и поздних повреждений мозга не всегда подтверждали эту мысль, но зато послужили основой для дальнейших теорий Хебба.

В 1942 г. Лешли становится директором Йерксской лаборатории по биологии приматов во Флориде и приглашает Хебба присоединиться к исследовательской группе по изучению повеления шимпанзе. Хебб тотчас ухватился за возможность снова заняться наукой вместе с Лешли, хот я поначалу он не испытывал особого энтузиазма от перспективы работать с шимпанзе. Лешли намеревался разработать тесты на обучение и решение задач у животных, а Хеббу предстояло изучать их личностные и эмоциональные характеристики. Затем они должны были начать исследовательскую программу для определения влияния, которое оказывают мозговые нарушения на ряд реакций.

Тренировать шимпанзе оказалось намного труднее, чем полагал Лешли. На мозговые операции в период пребывания Хебба в Йерксском центре просто не хватало времени. Тем не менее, Хебб был поражен своими наблюдениями за шимпанзе. По его словам за 5 лет работы с ними он узнал о человеческой личности больше, чем в какой-либо период его жизни, начиная с 5-летнсго возраста. Человекообразные обезьяны проявляли отчетливые личностные характеристики, а также склонность к развлечениям, что иногда граничило с фарсом. Хеббу и другим членам коллектива доставляло особое удовольствие наблюдать за словесными ухищрениями визитеров-бихевиористов, пытавшихся описать клоунские выходки животных, не прибегая к языку «менталистов».

Наблюдая длительное время за многими шимпанзе в лаборатории приматов. Хебб убедился, что опыт не является единственным фактором в развитии личности, включая патологические ее проявления, такие, как фобии. Он показал, например, что молодые шимпанзе, родившиеся в лаборатории и никогда прежде не видевшие змей, пугаются при мерной встречи с ними. Обезьяны испытывают страх и при виде манекенов шимпанзе или манекенов человеческих голов и других отдельных частей тела, а также при виде знакомых им служителей, одетых в непривычные одежды. Болес того, Хебб был одним из первых, кто занялся изучением социального повеления дельфинов в неволе и предположил, что уровень интеллектуального развития этих животных сравним с таковым шимпанзе.

Интерес Лешли к процессу «перехода» ощущения в знание подстегнул стремление Хебба понять, как осуществляется формирование понятий и мыслительная деятельность. Эту проблему можно сформулировать так: каким образом мозг учится обобщать - объединять один треугольник, собаку, автомобиль с другим, даже если нет двух таких треугольников, собак или автомобилей, которые приводили бы к одному и тому же типу стимуляции сенсорных рецепторов?

Поворотный момент в исследованиях Хебба наступил тогда, когда он прочел о работе Рафаэля Лоренте де Но, нейрофизиолога из Рокфеллеровского института медицинских исследований, обнаружившего в мозге нейронные петли, или пути обратной связи. Прежде все психологические теории, будь они фазиологическими или нет, предполагали, что информация проходит через организм и одностороннем порядке, наподобие пищи в системе пищеварения. Хебб понял, что петли Лоренте - то, что ему нужно для развития более реалистической теории мышления.

Обратная связь не была новым понятием в теории обучения. Почти все модели допускали, что информация на выходе каким-то образом влияет на входную информацию, например, помогая животному получить подкрепляющий стимул. К сожалению, петля, действующая подобным образом, через единственный канал, работает медленно, а часто и ненадежно. Но при миллионах тесно связанных петель обратной связи можно установить такие внутренние модели окружающей среды, которые позволили бы прогнозировать последствия возможных реакций, не приводя в движение ни один мускул.

Поскольку особый интерес Хебб проявлял к зрительной системе, то свои ранние нейротеории он сконцентрировал именно на ней. Зная, что «точечная» проекция от сетчатки до коры не распространяется за пределы первичной зрительной коры, он предположил, что нервные переключатели осуществляют проекцию в окружающие области коры в случайных направлениях, распространяя тем самым ретинальный «паттерн». Подобная организация позволяет перекомбинировать сигналы, поступающие от различных частей изображения, т. е. они могут сойтись в одном и том же нейроне мишени, заставив его разряжаться. Возникающие импульсы могут затем возвратиться к начальным нейронам цепи, замыкая петлю обратной связи.

Повторная активация каждой отдельной петли может затем усиливать эту петлю следующим образом. Если аксон «входного» нейрона расположен достаточно близко для возбуждения нейрона-мишени и если он постоянно участвует в его «подзарядке». в одной или обеих клетках начинается ростовой процесс, увеличивающий эффект явность стимуляции входного нейрона. Синапсы, которые ведут себя согласно этому постулату, получили название синапсов Хебба, что было воспринято с некоторым удивлением самим Хеббом, поскольку постулат представлял собой один из аспектов теории, которую он не считал вполне оригинальной. Нечто подобное предлагали многие психологи, в том числе и Фрейд в молодые голы.

Тем не менее, постулат Хебба представляет собой четкое, формальное утверждение, хотя в 1949 г. оно носило чисто умозрительный характер. С тех пор, однако, исследования отдельных нейронов подтвердили, что у некоторых из них сила синапса действительно меняется в соответствии с этим постулатом. Хебб. возможно, был прав и в отношении механизма постоянных изменений. Его бывший студент Э. Руттенберг из Северо-Западного университета недавно доказал, что белок, связанный с ростом нейронов, выделяется тогда, когда нейроны стимулируются тем же способом, что и при усилении синапсов.

Хебб предположил, что большинство нейронов в кортикальной сети поначалу слишком слабы для спонтанного возбуждения, поэтому нуждаются в конвергированной стимуляции со стороны ряда активных нейронов. Некоторые нейроны в сети получают конвергированные входные стимулы и разряжаются тогда, когда определенный «паттерн» нейронов в сенсорной коре достигнет возбуждения посредством стимула. Некоторые из активированных нейронов имеют синаптические соединения друг с другом, которые также усиливаются в присутствии раздражителя. В конце концов соединения между одновременно разряжающимися нейронами в сети становятся достаточна сильными, чтобы продолжать возбуждать друг друга даже в отсутствие стимула, создавая внутреннее его воспроизведение, названное Хеббом «клеточным ансамблем».

Концепция клеточного ансамбля была крупнейшим вкладом Хебба в психологическую теорию, не говоря уже о философии. Эта концепция возродила попытки психологов XIX в. объяснить поведение, исходя из ассоциации идей; впоследствии бихевиористы нанесли по ним сокрушительный удар, доказывая, что «идеи» не более реальны, чем представления о человечках, сидящих внутри головы. Они утверждали, что идеям, а тем самым и ментализму нет места в научной психологии.

К сожалению, лишь немногие замечали. что бихевиористы подменяют представления об идеях столь же шаткими построениями с вводящими в заблуждение названиями, вроде «раздражители» или «реакции». Это были не реальные события или цепи событий, но некие символы, вступающие друг с другом в связь в воображаемом черном ящике, который ученым запрещалось именовать мозгом. Хебб положил конец этим ребусам, показав, по крайней мере, в принципе, что мысли могут иметь не менее твердые физические основы, чем мышечные движения. Они могут состоять из усвоенных «паттернов» нейронных разрядов мозга, первоначально вызванных сенсорными входными сигналами, но впоследствии приобретающих автономный статус.

В своей первоначальной фазе эта теория была, несомненно, слишком проста, чтобы работать. Основная причина состояла в том, что клеточные ансамбли обходились без торможения, поскольку тогдашняя наука не признавала его. Джон К. Экклз, весьма влиятельный физиолог из Австралийского национального университета в Канберре, продолжал энергично отрицать существования тормозящих синапсов. Более того, еще не были обнаружены многие важные соединения неокортекса, а относительно функционального значения разнообразия кортикальных нейронов высказывались лишь догадки.

Однако если бы тормозящих факторов не существовало, обучение усиливало бы синаптические связи до такой степени, пока все нейроны не начинали разряжаться одновременно, делая систему бесполезной. Подобный эффект наблюдался в компьютерных моделях клеточных ансамблей, именуемых копией горами и созданных в 1930-х голах Натаниелем Рочестером и его сотрудниками к исследовательской лаборатории IBM в Пафкипси, шт. Нью-Йорк. Сам Хебб, кажется, никогда не обращался та помощью к компьютеру, чтобы проверить свою гипотезу о том. что случайные нервные сети способны самоорганизоваться для хранения и извлечения информации. Но эти так называемые невральные сети позднее послужили образцом для создания многих компьютерных моделей, которые даже нашли промышленное применение.

Ко времени опубликования «Организация поведения» Хебб вернулся в Монреаль, в Университет Макгилла, где возглавил кафедру психологии. Спустя 10 лет, когда он покидал этот пост, его кафедра стала одной из сильнейших в Северной Америке. Ему было легче построить то, что он хотел, поскольку кафедры практически не существовало, когда он приступил к работе. Хебб быстро научился пользоваться своим растущим авторитетом, чтобы прилагать усилия в том направлении, тле это было действительно необходимо. Немаловажное значение имело, наверное, и то, что он был одним из лучших шахматистов университета.

Основная часть исследований Хебба в Университете Макгилла была связана с его теорией клеточных ансамблей. Уровень развития тогдашней науки не мог обеспечить постановки экспериментов, необходимых для получения прямых физиологических доказательств этой теории. Тогда он решил проверить, насколько точно теория прогнозирует поведение. Он попытался, к примеру, подтвердить свои прежние выводы о влиянии воспитания на интеллект взрослых. Результаты по большей части подтверждали его гипотезу о том. что животные, выращенные в «обтащенной», т. с. более сложной среде, будут в дальнейшем обгонять тех, кто рос и пустых клетках.

Здесь можно отметить одно исключение из этого правила. Помет чистопородных шотландских терьеров был разделен на две части, причем одна половина щенков выращивалась в домах членов научного коллектива, а другая - в лабораторных условиях. Хеббу не повезло с выбором его щенка Генри. Тот был от природы неспособен найти дорогу, все время терялся, если домашние упускали его из виду, и несколько раз попадал в собачий приемник, откуда его приходилось выручать. Естественно, что Генри оказался едва ли не худшим по результатам. когда вырос но взрослую собаку и прошел тестирование в лабиринте.

В сходной серии экспериментов Хебб изучал воздействие скудной сенсорной информации на поведение взрослых, в том числе студентов-добровольцев. Испытуемым щедро платили, подвергая их тяжелой сенсорной депривации столь долго, сколько они могли выдержать (ни один не протянул более недели). Им стало трудно мыслить, а у некоторых даже начались галлюцинации. Тогда был разгар войны в Корее, и многие ученые пытались использовать результаты этих экспериментов по изоляции для объяснения метола «промывания мозгов», используемого китайцами, и борьбы с ним.

Хебб развивал также свою старую идею о том, что мозговая травма в раннем возрасте приводит к более разрушительным последствиям, чем во взрослом. Но результаты носили несколько неопределенный характер по ряду причин, наиболее важной из которых была способность молодого мозга к реорганизации. Например, если у ребенка повреждена область левого полушария (управляющею речью у взрослых), то его функции берет на себя правое полушарие и речь серьезно не страдает. Но если повреждение той же зоны мозга произойдет у взрослых, результатом будет полная утрата речевых навыков.

Из-за подобных проблем в изучении процесса познания Хебб пришел к убеждению, что лучшим доказательством теории клеточных ансамблей будут эксперименты по ретинальному угасанию. Изображения простых фигур проецировались в одни глаз с помощью системы очень небольших линз, соединенных с контакт ной линзой, что обеспечивало попадание и изображения всегда на одно и то же место. По мере уставания клеточных рецепторов изображение угасало и исчезало, но не все сразу. Обычно внезапно исчезали целые линии - одна или две одновременно, а затем происходило исчезновение всей фигуры. Хебб объяснил это тем, что каждая линия была представлена нейронной активностью, циркулирующей в замкнутой петле. Благодаря обратной связи, активность, однажды начавшись, продолжается даже посте того, как входные стимулы, идущие от сетчатки, падают до низких значений. Но при каком-то критическом значении реакция внезапно прекращается и линия исчезает. Эти эксперименты не обеспечивают окончательных доказательств в пользу теории клеточных ансамблей, как полагал Хебб. 11 все же, лаже если теория Хебба окажется неверной, она не снижает ценности его идеи о том. что некая невральная активность продолжает символизировать предмет лаже после того, как сам он перестает воздействовать на органы чувств.

Если бы «Организация поведения» состояла только из глав, в которых Хебб характеризует современные научные подходы и разрабатывает собственную теорию клеточных ансамблей, ее, вероятно, прочли бы немногие. Особую притягательность книге придавала ее вторая половина, в которой Хебб рассуждает об эмоциях, мотивациях, душевных болезнях, интеллекте людей и животных в контексте своей теории. Эти очерки замечательны своей прямолинейностью. Так. Хебб. пишет о душевном здоровье: «Нам все еще нужен Аякс, который встанет и, бросив вызов молнии, спросит: А где доказательства?, когда иные авторитеты говорят людям о том, что детям вредно верить в Санта-Клауса, что смешные книжки приводят к психологической дегенерации, а астма есть следствие скрытой душевной болезни».

Хебб создавал свою кафедру и свое направление в науке, вовлекая в них лучших студентов, из числа только что поступивших в университет. Он сам читал вводный курс по психологии и сделал его неимоверно популярным: в какой-то момент его слушали 1500 студентов, почти половина ежегодного набора младшекурсников. Многие будущие профессора психологии обрели свое призвание, слушая

Эти лекции. Как и все, что делал Хебб, его курс был уникальным; в то время ни один учебник не мог даже приблизиться к изложения тех материалов и идей, которые давал Хебб, и тогда он написал свой учебник. Первое издание «Учебника психологии» вышло в свет в 1958 г. В отличие от большинства вводных курсов в этом содержалось больше идей, чем картинок.

Хебб вел также семинар для старшекурсников и аспирантов, который посещали все психологи, обучавшиеся в Университете Макгилла на протяжении 30 лет. Он славился не только интересными дискуссиями, но также неизменно присутствующим секундомером и клочками бумаги, на которых Хебб записывал примеры неверного произношения и другие ошибки оратора. Он с особым рвением следил, чтобы ни один из студентов не превысил отведенного для него времени, и в целом ему это удавалось. В 1970 г. Университет Макгилла в знак признания заслуг Хебба назвал его своим ректором; это был первый случай, когда сотрудник одного из факультетов удостаивался подобной чести.

В 1977 г. Хебб уходит на пенсию и возвращается туда, где родился, - в Новую Шотландию. Здесь он завершил свою последнюю книгу «Этюды о разуме». Он становится почетным профессором психологии в своей alma mater - Университете Далхузи - и регулярно посещает ряд коллоквиумов вплоть до своей кончины, в возрасте 81 года в 1985 г.

Дональд Олдинг Хебб - канадский физиолог и нейропсихолог. Известен работами, приведшими к пониманию значения нейронов для процесса обучения. Его также называют одним из создателей теории искусственных нейронных сетей , так как он предложил первый работающий алгоритм обучения искусственных нейронных сетей.

Биография

Дональд Хебб родился в городке Честер в Новой Шотландии и был старшим из четырёх детей Артура и Клары (Олдинг) Хебб. Когда Дональду исполнилось 16 лет, семья перебирается в город Дартмут в Новой Шотландии.

Оба родителя Дональда были врачами. Мать Дональда находилась под сильным влиянием идей Марии Монтессори и занималась его обучением дома до 8 лет. При поступлении в школу Дональд поступил в класс на три года старше своего возраста.

В юности Дональд не имел склонности к медицине и психологии и хотел стать писателем. Он поступил в Университет Далхауси для подготовки к писательской карьере. Он не был прилежным студентом, и лучшие оценки имел по математике и естественным наукам. В 1925 году он получил диплом бакалавра Искусств. После этого Дональд становится учителем и преподает в своей старой школе в Честере. Позднее он занимался фермерством в штате Альберта , затем скитался и был рабочим в штате Квебек . Во время своих путешествий он прочитал работы Зигмунда Фрейда (которые он называл «не слишком строгими»), Уильяма Джемса и Джона Уотсона , которые привели его к мысли заняться психологией.

В возрасте 23 лет, он решает профессионально заняться психологией и просит Уильяма Данлопа Тайта , главу факультета психологии в Университет Макгилла (впоследствии Хебб сам займёт эту должность) посоветовать ему, что делать, и получает список книг для чтения. В течение этого года он снова зарабатывает учительством.

В честь Дональда Хебба названа премия Канадской психологической ассоциации , ежегодно вручаемая за значительный вклад в психологию .

Работа

Организация поведения: нейропсихологическая теория ()

Книга «Организация поведения: нейропсихологическая теория» считается самой важной в творчестве Дональда Хебба.

Хебб одним из первых приступил к разработке теории взаимосвязи головного мозга и мыслительных процессов . Ученый исследовал отношение процессов обучения с процессами происходящими в структуре нейронных связей мозга. По мнению Хебба в результате частой стимуляции нервной системы формируются скоординированные нейронные структуры - ансамбли клеток (cell assemblies). Ансамбли клеток развиваются в результате стимуляции связей нейронов друг с другом. Эти процессы, происходящие в головном мозге, являются биологической основой процесса обучения. Мысленная репрезентация внешних событий отражается в иерархической структуре различных нейронных ансамблей.

Хебб как учитель

Практически всю свою жизнь Хебб занимался преподаванием, сначала как школьный учитель и директор школы в Монреале, а позднее в университете МакГилла. Он был успешным лектором и педагогом и оказал огромное влияние на умы своих учеников и студентов. Во времена профессорства в МакГилле он верил, что невозможно научить мотивации, но необходимо создавать соответствующие условия, необходимые для студентов, в которых они будут учиться и заниматься исследованиями. Студентов можно научить писать, помочь выбрать хорошую научную проблему и даже помочь не отвлекаться от проблемы, но мотивация и желание заниматься исследованиями и решать проблему должны исходить от самого человека. Хебб верил, что студентов надо оценивать по их способности думать и создавать что-то новое, чем по способности к запоминанию и воспроизведению старых идей.

Хебб верил в возможность объективного изучения разума, в смысле биологического исследования. Такое отношение к психологии и успешность Хебба как преподавателя, сделали Университет МакГилла одним из признанных центров психологических исследований.

Сенсорная депривация, военные исследования, пытки

Имя Хебба часто всплывает в дискуссиях об участии исследоватей-психологов в допросах, использующих техники сенсорной депривации из-за его исследований в этой области. В докладе на симпозиуме по сенсорной депривации в июне 1958 г. в Гарварде Хебб замечает:

Работа, которую мы провели в Университете МакГилла, на самом деле началась с проблемы промывания мозгов. Нам не разрешили сказать это в первой публикации… Главным импульсом, конечно, была обеспокоенность «признаниями» на российских коммунистических процессах. Термин «промывание мозгов» появился немного позже, в применении к китайским технологиям. Мы не знали, какими были русские технологии, но, кажется, они приводили к некоторым специфическим изменениям отношения. Как? Одним из возможных факторов была сенсорная депривация, и мы сконцентрировались на этом вопросе.

Оригинальный текст (англ.)

The work that we have done at McGill University began, actually, with the problem of brainwashing. We were not permitted to say so in the first publishing.... The chief impetus, of course, was the dismay at the kind of “confessions” being produced at the Russian Communist trials. “Brainwashing” was a term that came a little later, applied to Chinese procedures. We did not know what the Russian procedures were, but it seemed that they were producing some peculiar changes of attitude. How? One possible factor was perceptual isolation and we concentrated on that.

Недавние исторические исследования показали, что работы Хебба по сенсорной депривации финансировались ЦРУ (McCoy, 2007), частично были засекречены и первоначально использовались только госагентствами США. В некоторых его исследованиях люди подвергались многочасовой сенсорной депривации, что по сегодняшним стандартам могло бы рассматриваться как пытки, если бы опыты проводились не с добровольцами.

Библиография

  • The Organization of Behaviour . 1949. John Wiley & Sons. ISBN 978-0-471-36727-7
  • Essays on Mind . 1980. Lawrence Erlbaum. ISBN 978-0-89859-017-3 .
  • Textbook of Psychology, Textbook of Psychology Students" Handbook (with Don C. Donderi). 1995. Kendall Hunt Pub Co. ISBN 978-0-7872-1103-5 .

Напишите отзыв о статье "Хебб, Дональд"

Примечания

Ссылки

  • Hebb, Donald O. (1904-1985) // Gale Encyclopedia of Psychology. - 2001.
  • . Great Canadian Psychology Website . Проверено 9 марта 2006. .
  • Richard E. Brown & Peter M. Milner (December 2003). «». Nature 4 : 1013–1019.
  • . Harnad E-Print Archive and Psycoloquy and BBS Journal Archives . Проверено 18 марта 2006. .
  • Alfred W. McCoy (2007). «Science in Dachau"s Shadow: Hebb, Beecher, and the Development of CIA Psychological Torture and Modern Medical Ethics». Journal of the History of the Behavioral Sciences (Wiley Interscience) 43 (4): 401-417.

Отрывок, характеризующий Хебб, Дональд

– По местам! – крикнул молоденький офицер на собравшихся вокруг Пьера солдат. Молоденький офицер этот, видимо, исполнял свою должность в первый или во второй раз и потому с особенной отчетливостью и форменностью обращался и с солдатами и с начальником.
Перекатная пальба пушек и ружей усиливалась по всему полю, в особенности влево, там, где были флеши Багратиона, но из за дыма выстрелов с того места, где был Пьер, нельзя было почти ничего видеть. Притом, наблюдения за тем, как бы семейным (отделенным от всех других) кружком людей, находившихся на батарее, поглощали все внимание Пьера. Первое его бессознательно радостное возбуждение, произведенное видом и звуками поля сражения, заменилось теперь, в особенности после вида этого одиноко лежащего солдата на лугу, другим чувством. Сидя теперь на откосе канавы, он наблюдал окружавшие его лица.
К десяти часам уже человек двадцать унесли с батареи; два орудия были разбиты, чаще и чаще на батарею попадали снаряды и залетали, жужжа и свистя, дальние пули. Но люди, бывшие на батарее, как будто не замечали этого; со всех сторон слышался веселый говор и шутки.
– Чиненка! – кричал солдат на приближающуюся, летевшую со свистом гранату. – Не сюда! К пехотным! – с хохотом прибавлял другой, заметив, что граната перелетела и попала в ряды прикрытия.
– Что, знакомая? – смеялся другой солдат на присевшего мужика под пролетевшим ядром.
Несколько солдат собрались у вала, разглядывая то, что делалось впереди.
– И цепь сняли, видишь, назад прошли, – говорили они, указывая через вал.
– Свое дело гляди, – крикнул на них старый унтер офицер. – Назад прошли, значит, назади дело есть. – И унтер офицер, взяв за плечо одного из солдат, толкнул его коленкой. Послышался хохот.
– К пятому орудию накатывай! – кричали с одной стороны.
– Разом, дружнее, по бурлацки, – слышались веселые крики переменявших пушку.
– Ай, нашему барину чуть шляпку не сбила, – показывая зубы, смеялся на Пьера краснорожий шутник. – Эх, нескладная, – укоризненно прибавил он на ядро, попавшее в колесо и ногу человека.
– Ну вы, лисицы! – смеялся другой на изгибающихся ополченцев, входивших на батарею за раненым.
– Аль не вкусна каша? Ах, вороны, заколянились! – кричали на ополченцев, замявшихся перед солдатом с оторванной ногой.
– Тое кое, малый, – передразнивали мужиков. – Страсть не любят.
Пьер замечал, как после каждого попавшего ядра, после каждой потери все более и более разгоралось общее оживление.
Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня.
Пьер не смотрел вперед на поле сражения и не интересовался знать о том, что там делалось: он весь был поглощен в созерцание этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался и в его душе.
В десять часов пехотные солдаты, бывшие впереди батареи в кустах и по речке Каменке, отступили. С батареи видно было, как они пробегали назад мимо нее, неся на ружьях раненых. Какой то генерал со свитой вошел на курган и, поговорив с полковником, сердито посмотрев на Пьера, сошел опять вниз, приказав прикрытию пехоты, стоявшему позади батареи, лечь, чтобы менее подвергаться выстрелам. Вслед за этим в рядах пехоты, правее батареи, послышался барабан, командные крики, и с батареи видно было, как ряды пехоты двинулись вперед.
Пьер смотрел через вал. Одно лицо особенно бросилось ему в глаза. Это был офицер, который с бледным молодым лицом шел задом, неся опущенную шпагу, и беспокойно оглядывался.
Ряды пехотных солдат скрылись в дыму, послышался их протяжный крик и частая стрельба ружей. Через несколько минут толпы раненых и носилок прошли оттуда. На батарею еще чаще стали попадать снаряды. Несколько человек лежали неубранные. Около пушек хлопотливее и оживленнее двигались солдаты. Никто уже не обращал внимания на Пьера. Раза два на него сердито крикнули за то, что он был на дороге. Старший офицер, с нахмуренным лицом, большими, быстрыми шагами переходил от одного орудия к другому. Молоденький офицерик, еще больше разрумянившись, еще старательнее командовал солдатами. Солдаты подавали заряды, поворачивались, заряжали и делали свое дело с напряженным щегольством. Они на ходу подпрыгивали, как на пружинах.
Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер. Он стоял подле старшего офицера. Молоденький офицерик подбежал, с рукой к киверу, к старшему.
– Имею честь доложить, господин полковник, зарядов имеется только восемь, прикажете ли продолжать огонь? – спросил он.
– Картечь! – не отвечая, крикнул старший офицер, смотревший через вал.
Вдруг что то случилось; офицерик ахнул и, свернувшись, сел на землю, как на лету подстреленная птица. Все сделалось странно, неясно и пасмурно в глазах Пьера.
Одно за другим свистели ядра и бились в бруствер, в солдат, в пушки. Пьер, прежде не слыхавший этих звуков, теперь только слышал одни эти звуки. Сбоку батареи, справа, с криком «ура» бежали солдаты не вперед, а назад, как показалось Пьеру.
Ядро ударило в самый край вала, перед которым стоял Пьер, ссыпало землю, и в глазах его мелькнул черный мячик, и в то же мгновенье шлепнуло во что то. Ополченцы, вошедшие было на батарею, побежали назад.
– Все картечью! – кричал офицер.
Унтер офицер подбежал к старшему офицеру и испуганным шепотом (как за обедом докладывает дворецкий хозяину, что нет больше требуемого вина) сказал, что зарядов больше не было.
– Разбойники, что делают! – закричал офицер, оборачиваясь к Пьеру. Лицо старшего офицера было красно и потно, нахмуренные глаза блестели. – Беги к резервам, приводи ящики! – крикнул он, сердито обходя взглядом Пьера и обращаясь к своему солдату.
– Я пойду, – сказал Пьер. Офицер, не отвечая ему, большими шагами пошел в другую сторону.
– Не стрелять… Выжидай! – кричал он.
Солдат, которому приказано было идти за зарядами, столкнулся с Пьером.
– Эх, барин, не место тебе тут, – сказал он и побежал вниз. Пьер побежал за солдатом, обходя то место, на котором сидел молоденький офицерик.
Одно, другое, третье ядро пролетало над ним, ударялось впереди, с боков, сзади. Пьер сбежал вниз. «Куда я?» – вдруг вспомнил он, уже подбегая к зеленым ящикам. Он остановился в нерешительности, идти ему назад или вперед. Вдруг страшный толчок откинул его назад, на землю. В то же мгновенье блеск большого огня осветил его, и в то же мгновенье раздался оглушающий, зазвеневший в ушах гром, треск и свист.
Пьер, очнувшись, сидел на заду, опираясь руками о землю; ящика, около которого он был, не было; только валялись зеленые обожженные доски и тряпки на выжженной траве, и лошадь, трепля обломками оглобель, проскакала от него, а другая, так же как и сам Пьер, лежала на земле и пронзительно, протяжно визжала.

Пьер, не помня себя от страха, вскочил и побежал назад на батарею, как на единственное убежище от всех ужасов, окружавших его.
В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие то люди что то делали там. Пьер не успел понять того, какие это были люди. Он увидел старшего полковника, задом к нему лежащего на валу, как будто рассматривающего что то внизу, и видел одного, замеченного им, солдата, который, прорываясь вперед от людей, державших его за руку, кричал: «Братцы!» – и видел еще что то странное.
Но он не успел еще сообразить того, что полковник был убит, что кричавший «братцы!» был пленный, что в глазах его был заколон штыком в спину другой солдат. Едва он вбежал в окоп, как худощавый, желтый, с потным лицом человек в синем мундире, со шпагой в руке, набежал на него, крича что то. Пьер, инстинктивно обороняясь от толчка, так как они, не видав, разбежались друг против друга, выставил руки и схватил этого человека (это был французский офицер) одной рукой за плечо, другой за гордо. Офицер, выпустив шпагу, схватил Пьера за шиворот.

– выдающийся канадский физиолог и нейропсихолог. В области нейроинформатики он известен своими работами, приведшими к пониманию влияния нейронов на процесс обучения. Его по праву считают одним из создателей теории искусственных нейронных сетей . Хебб предложил один из первых работающих алгоритмов их обучения.

Хебб, Дональд Олдинг (Hebb, Donald Olding)
22.07.1904 — 20.08.1985

– выдающийся канадский физиолог и нейропсихолог. В области нейроинформатики он известен своими работами, приведшими к пониманию влияния нейронов на процесс обучения. Его по праву считают одним из создателей теории искусственных нейронных сетей. Хебб предложил один из первых работающих алгоритмов их обучения.

Дональд Хебб родился в городке Честер в Новой Шотландии и был старшим из четырёх детей Артура и Клары (Олдинг) Хебб. Когда Дональду исполнилось 16 лет, его семья переехала в город Дартмут в Новой Шотландии

Оба родителя Дональда были врачами. Его мать находилась под сильным влиянием идей Марии Монтессори и занималась обучением своего ребёнка дома до достижения им возраста 8 лет. Зато, пойдя в школу, Дональд сразу поступил в класс на три года старше своего возраста.

В юности Хебб не имел склонности к медицине и психологии и хотел стать писателем. Он поступил в Университет Далхауси для подготовки к писательской карьере. Дональд не был прилежным студентом, а лучшие оценки имел по математике и естественно-научным дисциплинам.

В 1925 году он получил диплом бакалавра Искусств. После этого Дональд стал учителем и преподавал в своей старой школе в Честере. Позднее он занимался фермерством в штате Альберта, а ещё позже путешествовал по штату Квебек, подрабатывая вольнонаёмным рабочим. Во время своих путешествий он познакомился с работами Зигмунда Фрейда, Уильяма Джемса и Джона Уотсона.

В возрасте 23 лет, он решил профессионально заняться психологией и по совету возглавлявшего факультет психологии в Университете Макгилла Уильяма Данлопа Тайта приступил к изучению специальной литературы в этой области. Одновременно Хебб снова работает учителем.

В 1928 году Дональд Хебб поступил в заочную аспирантуру в Университет Макгилла. Одновременно он стал директором одной из неблагополучных школ Монреаля. Там он работал с двумя своими коллегами из Университета Макгилла: Келлогом и Кларком. Вместе они ввели новые методы в образовательный процесс и воспитательную работу. Фактически Хебб проработал преподавателем большую часть своей жизни. Преподавание было его призванием и основной профессией в монреальской школе, Университете Макгилла, Королевском университете и Университете Далхауси. Он был успешным лектором и педагогом и оказал огромное влияние на умы своих учеников и студентов. Хебб верил, что невозможно научить мотивации, но необходимо создавать соответствующие условия, необходимые для студентов, в которых они будут учиться и заниматься исследованиями. Студентов можно научить писать, помочь выбрать хорошую научную проблему и даже помочь не отвлекаться от проблемы, но мотивация и желание заниматься исследованиями и решать проблему должны исходить от самого человека. Хебб верил, что студентов надо оценивать по их способности думать и создавать что-то новое, чем по способности к запоминанию и воспроизведению старых идей.

В начале 1934 года, будучи разочарован обязательной учебной программой, принятых для квебекских протестантских школ, он решает переключиться на научную работу и писать диссертацию.

Научные исследования Хебба, которые он проводил в Чикагском университете и в Гарварде, были посвящены влиянию процессов, протекающих в головном мозге, на пространственную ориентацию и обучение. По мнению учёного, в результате частой стимуляции нервной системы формируются скоординированные нейронные структуры – ансамбли клеток. Эти ансамбли развиваются в результате стимуляции связей нейронов друг с другом. Мысленная репрезентация внешних событий отражается в иерархической структуре различных нейронных ансамблей.

Также Хебб исследует влияние последствий хирургического вмешательства и черепно-мозговых травм на функции головного мозга у детей и взрослых. Им было установлено, что одни и те же повреждения у детей и взрослых могут иметь разные последствия. Если мозг ребёнка может значительной частью или полностью восстановить свои функции, то для взрослого они могут привести к катастрофе.

Дональд Хебб был трижды женат и пережил всех своих жён. 22 июля 1933 года, в 29-й день рождения Хебба в автомобильной аварии погибла его первая жена. Они прожили в браке всего лишь 18 месяцев. В 1937 году Хебб женился во второй раз и прожил со второй женой 25 лет. От этого союза у него было две дочери: Джейн и Мэри Эллен. В 1966 году он женился в третий раз на вдовствующей женщине и умер всего через два года после её смерти.

Хебб верил в возможность объективного изучения разума как объекта биологического исследования. Такое отношение его к психологии и успешность как преподавателя, сделали Университет Макгилла одним из признанных центров исследований в области психологии.

Дональд Хебб – обладатель множества наград и лауреат премий, занимал много руководящих должностей. Он был членом Королевского общества Канады и Королевского общества в Лондоне; занимал пост президента канадской и американской психологических ассоциаций. Его научный вклад и влияние неоспоримы и признаны единодушно мировым научным сообществом.

Основные публикации Хебба

– The Innate Organization of Visual Activity: I. Perception of Figures by Rats Reared in Total Darkness/ Journal of Genetic Psychology, 51 (1937). – p. 101–126;

– The Innate Organization of Visual Activity. II. Transfer of Response in the Discrimination of Brightness and Size by Rats Reared in Total Darkness/ Journal of Comparative Psychology, 24 (1937). – p. 277–299;

– The Innate Organization of Visual Activity. III. Discrimination of Brightness after Removal of the Striate Cortex in the Rat/ Journal of Comparative Psychology 25 (1938). – p. 427–437;

– Studies of the Organization of Behavior. I. Behavior of the Rat in a Field Orientation/ Journal of Comparative Psychology, 25 (1938). – p. 333–353;

– Studies of the Organization of Behavior. II. Changes in the Field Orientation of the Rat after Cortical Destruction/ Journal of Comparative Psychology, 26 (1938). – p. 427–441;

– On the Nature of Fear/ Psychological Review, 53 (1946). – p. 259–276;

– The Organization of Behavior: A Neuropsychological Theory. – New York: Wiley, 1949;

– A Textbook of Psychology. – Philadelphia: Saunders, 1958;

– A Neuropsychological Theory. In Psychology: A Study of a Science. Vol. 1. Edited by Sigmund Koch. – New York: McGraw-Hill, 1959;

– D. O. Hebb. In A History of Psychology in Autobiography. Vol. 7. Edited by Gardner Lindzey. – San Francisco: W.H. Freeman, 1980.

канадский физиолог и нейропсихолог. Известен работами, приведшими к пониманию значения нейронов для процесса обучения. Его также называют одним из создателей теории искусственных нейронных сетей, так как он предложил первый работающий алгоритм обучения искусственных нейронных сетей.

Биография

Дональд Хебб родился в городке Честер в Новой Шотландии и был старшим из четырёх детей Артура и Клары Хебб. Когда Дональду исполнилось 16 лет, семья перебирается в город Дартмут в Новой Шотландии.

Оба родителя Дональда были врачами. Мать Дональда находилась под сильным влиянием идей Марии Монтессори и занималась его обучением дома до 8 лет. При поступлении в школу Дональд поступил в класс на три года старше своего возраста. В юности Дональд не имел склонности к медицине и психологии и хотел стать писателем. Он поступил в Университет Далхауси для подготовки к писательской карьере. Он не был прилежным студентом и имел лучшие оценки по математике и естественным наукам. В 1925 г. он получил диплом бакалавра Искусств. После этого Дональд становится учителем и преподает в своей старой школе в Честере. Позднее он занимался фермерством в штате Альберта и, потом, скитался и работал рабочим в штате Квебек. Во время своих путешествий он прочитал работы Зигмунда Фрейда, Уильяма Джемса и Джона Уотсона, которые привели его к мысли заняться психологией.

В возрасте 23 лет, он решает профессионально заняться психологией и просит Уильяма Данлопа Тайта, главу факультета психологии в Университет Макгилла посоветовать ему, что делать, и получает список книг для чтения. В течение этого года он снова зарабатывает учительством.

Президент Американской психологической ассоциации в 1960 году.

(1985-08-20 ) (81 год) Место смерти: Страна:

Канада

Научная сфера: Место работы: Известен как:

Синапс Хебба, обучение Хебба

Дональд Олдинг Хебб - канадский физиолог и нейропсихолог. Известен работами, приведшими к пониманию значения нейронов для процесса обучения. Его также называют одним из создателей теории искусственных нейронных сетей , так как он предложил первый работающий алгоритм обучения искусственных нейронных сетей.

Биография

Дональд Хебб родился в городке Честер в Новой Шотландии и был старшим из четырёх детей Артура и Клары (Олдинг) Хебб. Когда Дональду исполнилось 16 лет, семья перебирается в город Дартмут в Новой Шотландии.

Оба родителя Дональда были врачами. Мать Дональда находилась под сильным влиянием идей Марии Монтессори и занималась его обучением дома до 8 лет. При поступлении в школу Дональд поступил в класс на три года старше своего возраста. В юности Дональд не имел склонности к медицине и психологии и хотел стать писателем. Он поступил в Университет Далхауси для подготовки к писательской карьере. Он не был прилежным студентом и имел лучшие оценки по математике и естественным наукам. В 1925 г. он получил диплом бакалавра Искусств. После этого Дональд становится учителем и преподает в своей старой школе в Честере. Позднее он занимался фермерством в штате Альберта и, потом, скитался и работал рабочим в штате Квебек . Во время своих путешествий он прочитал работы Зигмунда Фрейда (которые он называл «не слишком строгими»), Уильяма Джемса и Джона Уотсона , которые привели его к мысли заняться психологией.

В возрасте 23 лет, он решает профессионально заняться психологией и просит Уильяма Данлопа Тайта, главу факультета психологии в Университет Макгилла (a post Hebb would one day hold) посоветовать ему, что делать, и получает список книг для чтения. В течение этого года он снова зарабатывает учительством.

Работа

Организация поведения: нейропсихологическая теория ()

Книга «Организация поведения: нейропсихологическая теория» считается самой важной в творчестве Дональда Хебба.

Хебб одним из первых приступил к разработке теории взаимосвязи головного мозга и мыслительных процессов . Ученый исследовал отношение процессов обучения с процессами происходящими в структуре нейронных связей мозга. По мнению Хебба в результате частой стимуляции нервной системы формируются скоординированные нейронные структуры - ансамбли клеток (cell assemblies). Ансамбли клеток развиваются в результате стимуляции связей нейронов друг с другом Эти процессы, происходящие в головном мозге являются биологической основой процесса обучения. Мысленная репрезентация внешних событий отражается в иерархической структуре различных нейронных ансамблей.

Хебб как учитель

Практически всю свою жизнь Хебб занимался преподаванием, сначала как школьный учитель и директор школы в Монреале, а позднее в университете МакГилла. Он был успешным лектором и педагогом и оказал огромное влияние на умы своих учеников и студентов. Во времена профессорства в МакГилле он верил, что невозможно научить мотивации, но необходимо создавать соответствующие условия, необходимые для студентов, в которых они будут учиться и заниматься исследованиями. Студентов можно научить писать, помочь выбрать хорошую научную проблему и даже помочь не отвлекаться от проблемы, но мотивация и желание заниматься исследованиями и решать проблему должны исходить от самого человека. Хебб верил, что студентов надо оценивать по их способности думать и создавать что-то новое, чем по способности к запоминанию и воспроизведению старых идей.

Хебб верил в возможность объективного изучения разума, в смысле биологического исследования. Такое отношение к психологии и успешность Хебба как преподавателя, сделали Университет МакГилла одним из признанных центров психологических исследований.

Сенсорная депривация, военные исследования, пытки

Имя Хебба часто всплывает в дискуссиях об участии исследоватей-психологов в допросах, используюших техники сенсорной депривации из-за его исследований в этой области. В докладе на симпозиуме по сенсорной депривации в июне 1958 г. в Гарварде Хебб замечает:

Работа, которую мы провели в Университете МакГилла, на самом деле началась с проблемы промывания мозгов. Нам не разрешили сказать это в первой публикации… Главным импульсом, конечно, была обеспокоенность «признаниями» на российских коммунистических процессах. Термин «промывание мозгов» появился немного позже, в применении к китайским технологиям. Мы не знали, какими были русские технологии, но, кажется, они приводили к некоторым специфическим изменениям отношения. Как? Одним из возможных факторов была сенсорная депривация, и мы сконцентрировались на этом вопросе.

Оригинальный текст (англ.)

The work that we have done at McGill University began, actually, with the problem of brainwashing. We were not permitted to say so in the first publishing.... The chief impetus, of course, was the dismay at the kind of “confessions” being produced at the Russian Communist trials. “Brainwashing” was a term that came a little later, applied to Chinese procedures. We did not know what the Russian procedures were, but it seemed that they were producing some peculiar changes of attitude. How? One possible factor was perceptual isolation and we concentrated on that.

Недавние исторические исследования показали, что работы Хебба по сенсорной депривации финансировались ЦРУ (McCoy, 2007), частично были засекречены и первоначально использовались только госагентствами США. В некоторых его исследованиях люди подвергались многочасовой сенсорной депривации, что по сегодняшним стандартам могло бы рассматриваться как пытки, если бы опыты проводились не с добровольцами.

Примечания

Ссылки

  • Hebb, Donald O. (1904-1985) // Gale Encyclopedia of Psychology . - 2001.
  • Donald Hebb Biography . Great Canadian Psychology Website . Архивировано из первоисточника 27 марта 2012. Проверено 9 марта 2006.
  • Richard E. Brown & Peter M. Milner (December 2003). «The Legacy Of Donald O. Hebb: More Than The Hebb Synapse ». Nature 4 : 1013–1019.
  • Donald Hebb (1904 - 1985) . Harnad E-Print Archive and Psycoloquy and BBS Journal Archives . Архивировано из первоисточника 27 марта 2012. Проверено 18 марта 2006.
  • Alfred W. McCoy (2007). «Science in Dachau"s Shadow: Hebb, Beecher, and the Development of CIA Psychological Torture and Modern Medical Ethics». Journal of the History of the Behavioral Sciences (Wiley Interscience) 43 (4): 401-417.