Стадии адаптации первоклассников. Адаптация детей к школе. Трудности адаптации первоклассников. Адаптация к школе после летних каникул

Адаптация — это механизм социализации личности, включение ее в систему новых отношений и общественных связей. При поступлении первоклассника в школу он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе выявил следующие проблемы.

  • В отличие от детского садика, где дошкольники считались самыми старшими детками в коллективе, первоклассники являются младшими учениками.
  • В детском саду у ребенка был щадящий режим дня, тогда как в школе четкий распорядок и строгая дисциплина.
  • Первокласснику необходимо перейти от игровой к учебной познавательной деятельности.
  • Дети попадают в более строгую систему требований к ним.
  • Вокруг первоклассника появляется много новых людей, как среди взрослых, так и среди детей, с которыми необходимо устанавливать связи.

Адаптация первоклассника может длиться от двух недель до полугода. Продолжительность периода адаптации зависит от таких факторов:

Целью адаптационного процесса является адекватное включение первоклассника в новую социальную ситуацию.

Адаптации первоклассников по ФГОС

Традиционно адаптацией считается процесс привыкания ребенка к условиям школьной жизни. Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т.е. первоклассник должен «вжиться в роль ученика»:

  • установлен контакт с учителем;
  • ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;
  • налажены отношения с одноклассниками;
  • ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;
  • владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации. Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе. Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка.

Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников в условиях ФГОС должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие.

  • Физическая адаптация — оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней.
  • Психологическая адаптация первоклассников к школе — оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Согласно вышеперечисленным критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу. Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом.

  • Высокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем.
  • Средний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками.
  • Низкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.

При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе. В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности.

Условия адаптации

Для успешной адаптации первоклассников к школе необходимо обеспечить соблюдение таких условий:

  • организация учебно-познавательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями шестилеток;
  • создание комфортных условий для общения;
  • проведение оздоровительно-профилактической работы;
  • организация щадящего режима школьных занятий с постепенным переходом к обычному распорядку;
  • соблюдение санитарно-гигиенических требований;
  • организация активного досуга во внеурочное время;
  • формирование положительного отношения семьи к новому статусу ученика;
  • проведение постоянного мониторинга уровня адаптации.

Важную роль в эффективной реализации всех указанных условий играет профессиональный уровень педагогов.

Проблемы адаптации первоклассников

В случае удачного сочетания внешних и внутришкольных факторов ребенок без проблем «входит» в школьную жизнь и не испытывает эмоционального дискомфорта при нахождении в классе. Однако иногда могут возникнуть определенные трудности в адаптации первоклассников к школе. Речь идет о таких обстоятельствах:

  • хроническая неуспеваемость — возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений;
  • уход от деятельности — проявляется у детей обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя а «погружаются в себя»;
  • негативистская демонстративность — характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение;
  • вербализм — является особым типом развития ребенка, при котором у него очень развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления; в такой ситуации первоклассник создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;
  • проявление лени — может возникать по многим причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и др.) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни.

Чтобы решить перечисленные проблемы адаптации ребенка к школе необходимо выявить и устранить причину дезадаптации, сформировать у первоклассника положительную мотивацию к повседневной учебной деятельности, оказать ему моральную и эмоциональную поддержку.

Процесс адаптации первоклассников

Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых. Для обеспечения планомерности его протекания администрацией образовательного учреждения должна быть инициирована . Это комплексный документ, включающий различные мероприятия, среди которых главными являются:

  • диагностика;
  • адаптационные и корректирующие занятия с детьми;
  • работа с родителями.

Для проведения диагностики можно использовать различные методики по исследованию :

  • наблюдение;
  • методику изучения учебной мотивации;
  • метод Люшера;
  • методику «Домики»;
  • методику «Лесенка»;
  • методику изучения школьной тревожности;
  • рисуночную методику «Рисунок человека»;
  • анкету «Внутренняя позиция школьника»;
  • социометрию.

Основное задание такой глубокой диагностики — выявить трудности адаптации первоклассников к школе и наметить способы их преодоления. Коррекция проводится путем организации коллективных занятий или индивидуальных консультаций. Мероприятия для детей, делятся на две группы:

  • общеклассные — проводятся для , с правилами поведения в школе, построения дружеских отношений и т.д.;
  • групповые, индивидуальные — проводятся для отдельных первоклассников, имеющих определенные проблемы в адаптации.

Работа с родителями в адаптационный период должна быть направлена на повышение их педагогической образованности. С этой целью необходимо проводить тематические родительские собрания, разработать , организовать индивидуальные консультации.

Эффективная реализация основных направлений программы адаптации первоклассников приводит к смягчению и ускорению процесса овладения ребенком новым видом деятельности, новой социальной ролью.

Проблемы адаптации первоклассников к школе являются актуальными для всей системы образования. Каждый ребенок, попадая первый раз в школу, волнуется, переживает и ждет поддержки от взрослых — родителей и учителя. Главная задача, которая должна быть решена в этот период— сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка.

Еще недавно ваш ребенок был совсем крохой и постоянно нуждался в поддержке и защите взрослого. С вашей помощью он осваивал первые шаги, получал простейшие навыки самообслуживания и поведения в обществе. Он с радостью пошел в ясли и легко вписался в новый для себя коллектив. Но годы проходят быстро, и уже позади выпускной в детском саду.

Казалось, можно «выдохнуть» — малыш стал совсем самостоятельным и с уроками будет справляться так же легко, как и с лепкой снеговика из пластилина. Но нет адаптация первоклассников к школе — тяжелый этап, а для его успешного прохождения необходима слаженная работа родителей, классного руководителя и психолога.

Само понятие «адаптация» происходит от латинского «adaptare» и означает приспособление клеток организма к изменившимся условиям окружающей среды. Применимо же к нашему вопросу, это процесс социализации личности, подстраивание под новый режим.

  • Высокий уровень

Первоклассник довольно быстро привыкает к новым условиям (от 2 недель до 2 месяцев). На занятия ходит с радостью, в дополнительной мотивации не нуждается. Легко усваивает материал и справляется с заданиями повышенной сложности. Не боится и не стесняется задать вопрос учителю. Адекватно реагирует на замечания. Имеет много друзей. Здоров.

  • Средний уровень

Привыкание ученика к новым условиям более продолжительно и составляет от 2 до 3 месяцев. Отрицательных эмоций от посещения школы ребенок не испытывает, но может уставать и «уходить в себя». Может рисовать картинки на уроках, но, получив замечание, возвращается к обсуждению темы урока. К заданиям относится ответственно, но выполняет их под контролем педагога. Усидчив и внимателен, но иногда случаются перепады настроения. Дружелюбен.

  • Низкий уровень

Ученик негативно относится к посещению школы. Тяжело встает по утрам. Ищет предлоги для того, чтобы не пойти на занятия. Материал усваивает с трудом, своеобразными фрагментами. Не воспринимает авторитет учителя и нарушает дисциплину. Жалуется на плохое самочувствие. С одноклассниками почти не общается. Забывает имена одноклассников.

Физическая адаптация

Малышу приходится сидеть относительно неподвижно довольно продолжительное время, а это тяжелая статическая нагрузка. Если до этого момента дошкольник большую часть времени посвящал двигательной активности, то с наступлением занятий он вынужден ограничивать свои потребности. Нерастраченная энергия влечет за собой нервное напряжение, и школьник эмоционально и физически истощается. Организм дает сбой, и ребенок может подхватить инфекцию.

Эти особенности адаптации первоклассников к школе были отмечены специалистами. Ими было доказано, что из-за перенапряжения уже к октябрю многие дети худеют. Также у учеников были отмечены скачки артериального давления. Малыши жаловались на постоянную усталость и боли в голове и животе. Случалась утренняя рвота.

Что нужно делать

  1. Составить режим дня и обеспечить его выполнение.
  2. Как только первоклассник вернулся из школы, его необходимо покормить.
  3. Если малыш ослаблен, нужно выделить время на дневной сон (полутора часов будет достаточно).
  4. Чтобы восполнить дефицит двигательной активности, важно дать малышу погулять.
  5. Выполнение домашних заданий лучше запланировать с 16 до 18 часов. Доказано, что в это время наступает пик мозговой активности.
  6. Следите, чтобы школьник ложился спать не позже 21 часа. Общее время сна — не менее 11 часов.

Недопустимо

  1. Лишать первоклассника дневного сна, если у него есть такая потребность.
  2. Кормить его до или после учебы бутербродами и прочей сухой пищей.
  3. Выполнять домашнее задание сразу по возвращении из школы.
  4. Ждать родителей для выполнения заданных уроков.
  5. Проводить за телевизором или компьютером свыше 40-50 минут в день.
  6. Играть перед сном в шумные игры.
  7. Смотреть страшные фильмы и видеоролики.
  8. Будить ребенка незадолго перед выходом из дома.
  9. Наказывать школьника за плохие оценки лишением прогулок на свежем воздухе.

Важно! Из-за несоблюдения данных правил возникают проблемы адаптации детей в школьной среде!

Этапы физической адаптации

Адаптация детей к обучению, начиная с первого дня в школе и до возникновения положительной динамики, включает в себя 3 этапа:

Начинается обычно задолго до 1 сентября, с того момента, когда будущий ученик начинает ходить на подготовительные занятия в детские развивающие центры или курсы при школе. Продолжительность этапа -около 2-3 недель. Это наиболее тяжелый для будущего первоклассника период. Этот этап называют «физиологической бурей».

Наступает, когда проходит первое стрессовое состояние. Маленький организм начинает неустойчиво бороться за свои права в новой среде. Формируются новые школьные рефлексы и привычки. Школьник становится более спокойным. Средняя продолжительность этого периода — около 2 недель.

Это фаза более устойчивого приспособления организма, когда он уже четко понимает, что от него требуется, и напрягается гораздо меньше. Энергозатраты становятся пропорциональны полученному заданию.

Социальная (личностная) адаптация

С раннего детства у ребенка закладывается самооценка. Ее адекватность зависит прежде всего от родителей: любят ли они его, уделяют ли ему внимание, прощают ли его или заставляют испытывать регулярное чувство вины, сравнивают ли с другими детьми. От этих и других подобных факторов зависит самовосприятие малыша.

Когда малыш попадает в школу, у него формируется новое свойство личности — рефлексия. Школьник начинает проводить попытки анализа, осознает свое положение в группе одноклассников, оценивает себя с позиций «лучше» и «хуже».

Наличие у ученика адекватной самооценки — залог успеха социальной адаптации.

Психологическая адаптация

После выпускного из детского сада начинается масштабный процесс подготовки к школе. Школьнику покупается новый шикарный рюкзак с любимыми героями мультфильмов, школьная форма, белые банты или галстук. Организуются совместные походы в канцелярские магазины, где будущий первоклассник сам выбирает тетрадки с лучшими обложками. Девочкам к 1 сентября делают прически.

Все эти приготовления создают у будущего первоклассника иллюзию грядущего праздника. И вот наступает 1 сентября. Малыш радостно подскакивает под звон будильника, семья собирается и все красивые и нарядные приходят на линейку.

Получив первые положительные эмоции, с каждым последующим днем ребенок все больше начинает понимать, что праздника не будет, а основное в школе — это учебный процесс. Ожидания оказались далеки от реальности. Ученик становится капризным, случаются частые перепады настроения. Эти возрастные особенности в адаптации первоклассников к школе в психологии называются «кризис 7-летнего возраста».

Поддерживайте отношения с учителем и родителями тех одноклассников, с которыми общается ваш первоклашка. Не бойтесь сообщать учителю о тревожных моментах в поведении школьника. Ходите на родительские собрания. Подпишитесь на новости группы вашего класса.

Учите маленького человечка иметь собственное мнение и уметь его аргументированно доказывать. Кроме того, ребенок должен с уважением относиться к чужой позиции.

Старайтесь при необходимости помогать ученику с уроками, научить как нужно делать, но не выполняйте задание за него.

Важно уделять ребенку больше внимания: интересуйтесь делами, читайте сказки на ночь, хвалите за малейшие успехи, не «отмахивайтесь» от его вопросов, даже если вы устали.

Помните и соблюдайте «золотое» правило: дарите малышу свою любовь именно в то время, когда он меньше всего ее заслуживает.

Не правильно Правильно
«Хватит орать!» «Говори тише, пожалуйста!»
«Тебе не стыдно?!» «Подумай о том, что ты сделал»
«Не ври мне!» «Мне неприятно, что ты пытаешься меня обмануть. Я могу из-за этого перестать тебе доверять»
«Почему Петя может это сделать, а ты нет?!» «У тебя получается уже гораздо лучше, чем в прошлый раз. Просто надо тренироваться и тогда результат будет лучше»
«Быстро делать уроки!» «Ты уже отдохнул и можешь приступать к домашнему заданию»
«Ну почему ты никак не поймешь?!» «Что конкретно тебе не понятно?»
«Сколько можно повторять?!» «Я уже несколько раз об этом говорила»
«Почему у всех дети нормальные, а ты…» «Я тебя очень люблю, но то, как ты себя ведешь, меня иногда огорчает»
«Я не знаю. Отстань!» «Давай рассуждать логически»
«Я не куплю тебе ничего! У тебя полно игрушек!» «Сегодня мы запланировали другие покупки. Возможно, мы купим это позже»
«Ты не прав» «Это ты так считаешь»

Недопустимо:

  • повышать на школьника голос во время выполнения заданий;
  • демонстрировать злость при обсуждении школьных проблем;
  • требовать от первоклассника результатов, которые он не способен показать;
  • генерировать в малыше чувство вины;
  • вынуждать неоднократно переписывать работу из черновика на чистовую.

Причины социальной и психологической дезадаптации

Если ребенок активно выражает свое нежелание посещать школу, то на это могут быть следующие причины:

  • завышенные требования учителей или родителей;
  • малыша отказываются признавать одноклассники;
  • непонимание первоклассником учебного материала;
  • демонстрация недовольства результатами обучения со стороны взрослых;
  • систематические неудачи школьника;
  • внутренняя зажатость малыша;
  • большое количество внеурочной деятельности у первоклассника. Из-за посещения секций возникают проблемы адаптации первоклассника: ребенок к школе просто не успевает сделать уроки.

Адаптация по ФГОС

В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) для успешной адаптации первоклассника классный руководитель и педсовет должны обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику.

По ФГОС адаптация ребенка к школе включает в себя знакомство с основами ЗОЖ и гигиены. Необходимо найти «ключ» к каждому первокласснику, быть внимательным к его мыслям и эмоциям. Немаловажно помочь малышу найти свое место в коллективе.

Среди задач адаптации по ФГОС выделяют:

  • формирование у первоклассника адекватной самооценки;
  • развитие мотивации к получению знаний;
  • формирование у малыша четкого понимания своего места в учебном процессе;
  • обучение умению проводить самоанализ и с уважением относиться к чувствам окружающих;
  • развитие самоуверенности;
  • обучение коммуникативным навыкам.

Дополнительные занятия и кружки в период адаптации

Инициатива посещения внеурочной деятельности должна исходить от малыша. Либо, как вариант, прежде чем отдавать малыша в секцию, убедиться в том, что у него есть желание там заниматься.

Часто случается так, что малыш хочет пойти одновременно и в бассейн, и на фигурное катание, и на занятия по французскому языку, часто не понимая, какую нагрузку он на себя при этом возлагает. Но это еще пол беды… Бывает, что родители вынуждают его заниматься в определенных секциях, пытаясь удовлетворить свои нереализованные амбиции. В итоге, когда ребенок идет в первый класс, его день загружен полностью.

Важно давать школьнику отдыхать. Поговорите с ним. Возможно окажется, что школьник уже жалеет о своем выборе и больше не хочет ходить на какой-то кружок. Исключите все секции, которые он посещает без желания.

Если адаптационный период к школе проходит легко и первоклассник справляется на всех «фронтах», занятия спортом пойдут ему только на пользу. Если же ситуация обратная, кружки только усугубляют ее.

Программа адаптации первоклассников по ФГОС

Согласно требованиям ФГОС, в каждом образовательном учреждении начального уровня должна быть разработана и внедрена в действие программа адаптации детей. Она должна включать в себя систему действий педагога и администрации школы, направленную на обеспечение благоприятных условий для школьника в процессе УВР и учитывать его личностные особенности.

В рамках методики используются методы убеждения, стимулирования, саморегуляции, самовоспитания и игровой терапии.

  • ролевые и дидактические игры;
  • выполнение рисунков на заданную тематику;
  • обсуждение метафорических историй и притч;
  • работа в парах.

Для облегчения прохождения адаптации для первоклассников обязательны дополнительные каникулы в 3 четверти.

Реализацию программы нельзя проводить до момента ее утверждения на базе школы или вышестоящем уровне.

Как понять, что ребенок адаптировался

Выделяют признаки успешной адаптации первоклассника к школе:

  1. Дитя идет в школу с удовольствием. Является инициатором выступления у доски. На переменах много общается со сверстниками. Уверен в себе.
  2. После школы сам информирует родителей о прошедшем учебном дне. Помимо вопросов, связанных с учебой, рассказывает также о взаимоотношениях с одноклассниками.
  3. Обучение малышу дается легко. Он увлечен учебным процессом. Часто отвечает на уроках по собственной инициативе. Задает дополнительные вопросы в рамках изучаемой темы.
  4. В случае необходимости может обращаться за разъяснениями к взрослым, но только после попыток самостоятельного решения проблемы.

  • К поступлению в школу ребенок должен знать:
  • где он живет (название страны, города и улицы, номер дома и квартиры);
  • ФИО родителей/законных представителей, места их работы и номера телефонов;
  • названия сезонов, месяцев и дней недели, порядок их следования;
  • отличия домашних животных от диких;
  • чем отличаются животные от птиц;
  • правила поведения в обществе;
  • направления движения (лево/право);
  • числа от 0 до 9, порядок их следования;
  • названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).

Что должен уметь будущий первоклассник:

  • выговаривать звуки, выделять их голосом;
  • произносить слова по слогам;
  • делать последовательный пересказ;
  • различать литературные жанры;
  • составлять распространенные предложения;
  • считать от 0 до 10 и обратно;
  • сравнивать числа от 0 до 10 (больше/меньше/равно);
  • обобщать предметы по заданному признаку;
  • правильно использовать предлоги;
  • визуально определять где животное, а где птица;
  • найти путь от школы к дому.

Как помочь первокласснику быстрее адаптироваться. Памятка родителям

Снабдите ребенка необходимыми знаниями о школе

Задолго до 1 сентября расскажите дошкольнику о том, что такое процесс обучения, для чего он необходим. Поясните существующие в школе правила и обозначьте необходимость их соблюдения. Расскажите будущему школьнику о понятии оценок и критериях их выставления, а также что означают понятия «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Важно серьезно подойти к режиму школьника. Учитывайте необходимость чередования умственной деятельности с отдыхом и физической активностью. Во время перерывов в работе не забывайте проветривать помещение, в котором занимается первоклассник.

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. Единственный возможный объект для сравнения — это он сам в прошедший период времени.

Уделяйте малышу внимание. Не критикуйте его и не насмехайтесь над его проблемами (даже если они кажутся вам надуманными). Хвалите его за малейшие достижения.

Ребенку важно понимать, что у него получается. Тогда он будет стараться для получения лучших результатов и очередной вашей похвалы. В противном случае, он может «опустить руки».

Развивайте в школьнике коммуникативные качества речи. Умение общаться, задавать вопросы, четко и логично формулировать свои мысли — первое, что потребуется малышу, как только он переступит порог школы.

Не нужно совмещать старт учебной деятельности с резким увеличением кружков и секций. Не вводите для школьника новых обязанностей по дому и вне него только потому, что он теперь школьник, и может брать на себя больше работы. Он и так сейчас перегружен.

Трудности адаптации первоклассников к школе: группы риска

1) Гиперактивные дети

Те ученики, которым сложно сидеть на одном месте свыше 5 минут. Они регулярно отвлекаются на посторонние звуки, происходит нарушение дисциплины. Наказание результата не приносит. Здесь лучше действовать в рамках доверительной беседы: обозначить важность получения образования и попытаться заинтересовать его учебным процессом.

Если же речь идет не просто о «вертлявых» учениках, а о тех, кому поставлен официальный диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания/гиперактивность), то процесс адаптации не обойдется без консультации специалиста.

2) Дети с повышенной утомляемостью

Таким детям сложно концентрировать внимание на продолжительный период. Для выполнения задания им нужны перерывы. Актуальным решением будет постепенное наращивание затраченного на уроки времени при пропорциональном уменьшении фазы отдыха. Важно согласовать график с учителем, чтобы он был одинаковым в семье и школе.

3) Вундеркинды

Всю озвученную во время урока информацию они уже знают. Если же нет — понимают ее гораздо быстрее, чем сверстники. Заинтересовать учебой их невозможно, во время занятий они скучают. Идеальное решение в такой ситуации — либо перевод на индивидуальную программу, либо переход в специализированную гимназию для одаренных детей.

4) Дети с ЗПР

Сюда относятся дети со всеми подвидами ЗПР (задержкой психического развития) и требует однозначной помощи коррекционно-развивательного характера от квалифицированных специалистов. Подробнее о специфике и симптомах заболевания можно почитать в исследованиях Ковалева В.В. и других статьях нашего сайта.

5) Ленивые дети

Речь идет о тех, кто регулярно игнорирует выполнение заданной работы и отказывается прикладывать усилия. Для определения способа решения проблемы важно разобраться с причинами лени, актуальность этой проблемы нельзя недооценивать в эпоху компьютеров и интернета.

Возможные причины лени

Пониженная любознательность

Присуща детям, которые не получали ответы на свои вопросы в возрасте 3-5 лет, постепенно теряя тягу к знаниям. Также встречается у ребят, слишком много времени затрачивающих перед телевизором.

Это лень в изначальном значении. Свойственна умным детям, которым все дается легко и они не привыкли прилагать усилия, чтобы получить желаемый результат.

Страх неудачи

Свойственен детям, которые получали несоразмерное наказание за какие-либо промахи. Боясь в очередной раз ошибиться, они предпочитают вообще ничего не делать.

Неуверенность в себе

Схожа с предыдущей причиной, но является ее усугубленной формой. У малыша полностью отсутствует вера в себя. Выполнение задания он считает для себя не возможным в принципе, поэтому даже не пытается его решить. Если преодоление неуверенности не произошло в детстве, это может иметь негативные последствия в будущем.

Особенности темперамента

Если первоклассник по своей натуре медлителен, важно запастись терпением и при оценивании рассматривать только полученный результат вне зависимости от затраченного времени.

Отношения с учителем

Сразу с момента начала занятий родителям важно наладить контакт с классным руководителем первоклассника. В ближайшие годы этот человек будет вплотную сопровождать вашего ребенка: давать ему знания, выступать посредником при разрешении каких-либо проблем, выслушивать внутренние переживания школьника и давать ему рекомендации. Для некоторых детей авторитет первого учителя становится даже выше родительского.

Готовясь к встрече с преподавателем, подготовьте анкету ребенка, где обозначьте его сильные и слабые стороны. Также можете принести характеристику из детского сада. Согласуйте с педагогом требования к ученику. Они должны быть идентичны как в школе, так и в семье. Неслаженность действий может привести к появлению у первоклассника мыслей сравнительного характера.

«Мама не заставляет отсчитывать клетки при оформлении столбиков примеров, а учитель заставляет. Значит мама добрая, а Нина Юрьевна злая…»

Не допускайте обсуждение действий учителя в присутствии первоклассника, а тем более не критикуйте его. Даже если вы не согласны с какими-то нюансами его работы, обсудите это с классным руководителем наедине.

Тест «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Проводится для диагностики готовности детей к 1 классу.

Для справки:

Тестирование проходит в форме вопросов и ответов. Не сообщайте малышу, что тестируете его. Если ответ вызывает у будущего школьника значительные затруднения, важно не торопить его и не показывать свое нетерпение.

1. Кто тяжелее – овца или кошка?

Верно = 0 баллов (б);

неверно = -5 б.

2. Утром мы завтракаем, а вечером…

Верно = 0 б.;

неверно = -3 б.

3. Летом тепло, а зимой…

верно = 0 б.;

Неверно = -4 б.

4. Море синее, а трава …

Верно = 0 б.;

неверно = -4 б.

5. Апельсины, мандарины, бананы — это…

Верно = 1 б.;

неверно = -1 б.

6. Почему сначала опускается шлагбаум, а потом проезжает поезд?

Чтобы не случилась авария; чтобы не было жертв и т.д. = 0 б.;

неверно = -1 б.

7. Волгоград, Смоленск, Белгород — это…

Города = 1 б.; станции = 0 б.;

неверно = -1 б.

8. Сколько сейчас времени? (показать часы со стрелками)

Верно= 4 б.;

частично верно = 3 б.;

неверно = 0 б.

9. Детеныш коровы – это теленок, детеныш лошади – это…, детеныш овцы – это…?

2 верно = 4 б.;

1 верно = 0 б.;

неверно = -1 б.

10. Коза похожа на гуся или овцу? Чем? Что у них общего?

На овцу с указанием общих признаков = 0 б.;

на овцу без конкретики = -1 б.

не верно= -3 б.

11. Зачем в автомобилях тормозная система?

Названо две причины: тормозить на спуске, останавливаться, не попадать в аварийные ситуации и т.д. = 1 б.;

1 верно = 0 б.;

неверно = -1 б

12. Что общего между молотком и топором?

Два схожих признака = 3 б.;

одно обобщение = 2 б.;

неверно = 0 б.

13. Что общего между кошкой и белкой?

Ответ «это животные» или обозначение двух общих свойств = 3 б.;

1 признак = 2 б.;

неверно = 0 б.

14. Назови отличия гвоздя от винта?

У винта есть резьба (либо приведение синонимов) = 3 б.

винт ввинчивается, а гвоздь заколачивается или у винта есть гайка = 2 б.;

неверно = 0 б.

15. Хоккей, баскетбол, фигурное катание - это…

Виды спорта (физкультура) = 3 б.;

Игры (упражнения, соревнования, гимнастика) = 2 б.;

неверно = 0 б.

16. Назови виды транспортных средств

3 наземных вида + воздушное или водное = 4 б.;

только 3 наземных вида или все виды, но после объяснения, что такое транспортные средства = 2 б.;

неверно = 0 б.

17. В чем отличие пожилого человека от молодого?

3 признака (седина, облысение, наличие морщин, проблемы со здоровьем и т.д.= 4 б.;

1или 2 отличия = 2 б.;

неверно = 0 б.

18. Для чего люди занимаются спортом?

2 причины (чтобы улучшить свое здоровье, закалиться, быть стройными и т.д. = 4 б.;

1 причина = 2 б.;

неверно = 0 б.

19. Почему плохо, когда человек отклоняется от работы?

Потому что за него вынуждены работать другие люди (или другое схожее объяснение) = 4 б.;

он ленивый, мало зарабатывает… = 2 б.;

неверно = 0 б.

20. Для чего на конверт клеят марку?

Для оплаты за отправление почты = 5 б.;

Получатель должен был бы заплатить пошлину = 2 б.;

неверно = 0 б.

Подсчитываем баллы.

2 гр. — 14 — 23

3 гр. — 0 — 13

4 гр. (- 1) — (-10)

5 гр. — (-11) и ниже

Дети, набравшие от 0 до +24 считаются готовыми к школе

Поступление в школу – трудный и волнительный период для первоклассника и его родителей. Меняется социальная ситуация, круг общения малыша. Возрастают требования к нему, расширяется круг обязанностей. От того, насколько успешна адаптация ребёнка к школе, зависит многое: психологическое самочувствие, учебная успеваемость, и даже здоровье.

Проблема адаптации ребёнка к школе тесно связана с психологическими особенностями возраста.

Возрастные особенности первоклассника

Ведущей деятельностью дошкольника является игра. В детском саду режим дня был организован с учётом игр и отдыха. Даже занятия походили на игру и занимали по времени 15–20 минут. Рядом всегда был воспитатель, готовый прийти на помощь, привычное для ребёнка окружение, тёплая атмосфера.

Возраст 6–7 лет психологи называют кризисным. Возрастает потребность в самостоятельности, активности, инициативе. Ребёнок постепенно теряет детскую непосредственность, свойственную дошкольнику. Теперь он стремится дать эмоционально-смысловую характеристику своим и чужим поступкам. Благодаря этому у малыша формируется самооценка, без которой невозможно становление личности.

Адекватная самооценка помогает ребёнку реально воспринимать свои положительные и отрицательные черты. Положительная самооценка – во многом результат семейного воспитания, любви и безусловного принятия близкими людьми. В раннем детстве малыш видит себя глазами значимых взрослых: родителей, а позже - воспитателей, учителей.

В течение кризисного периода у 6–7-летнего человека формируется потребность в новой социальной роли: школьника, ученика. Отходит на второе место игра, на первое выступает учебная деятельность. Ребёнок хочет стать более независимым, перейти на новый уровень в общении со взрослыми.

В возрасте 7 лет также происходит активное развитие таких познавательных процессов, как память, внимание, словесно-логическое мышление.

Все это определяет психологическую готовность ребёнка к школе, которая должна сформироваться к поступлению в первый класс.

Адаптационный период

Адаптация ребёнка к школе это сложный путь физического и психологического приспособления к незнакомой обстановке, привыкания к школьной жизни, освоения учебной деятельности.

Ребёнок сталкивается с совершенно непривычными для себя условиями. Ему необходимо выполнять множество новых правил, познакомиться с одноклассниками, построить отношения с учителем. На уроках нужно спокойно и внимательно слушать учителя 40–45 минут, а это бывает для первоклассника просто физически тяжело. На переменах также нужно соблюдать дисциплину, нельзя бегать, кричать. А приходя из школы, ещё и делать домашние задания. Это требует от малыша ответственности, организованности, самостоятельности, которая под силу не каждому.

Практически все первоклассники в какой-то степени испытывают трудности в период привыкания к школьной действительности. Это проявляется в повышенной утомляемости, плохом аппетите, головных болях. Ребёнок может капризничать, часто плакать. Возможны частые перепады настроения, неверие в свои силы, подавленность. Некоторые дети могут проявлять по отношению к окружающим агрессию, злобу. Пропадает желание ходить в школу, может появиться отрицательное отношение к учёбе.

Этапы адаптации ребёнка к школе

  1. Ориентировочный. Для него характерна бурная реакция, силы и возможности организма работают в стрессовом режиме. Ребёнок изучает новую для себя обстановку, подстраивается под неё. Обычно период занимает 2–3 недели.
  2. Неустойчивое приспособление, когда школьник понемногу начинает находить оптимальные формы поведения. Реакции становятся более спокойными.
  3. Устойчивое приспособление, когда ребёнок находит нужные способы реагирования на различные ситуации, и это становится для него привычным. Энергетические затраты при этом снижаются, он уже не испытывает стресс.

Адаптация или дезадаптация

Проходят первые школьные месяцы, и дети постепенно вливаются в новую школьную жизнь. Присмотревшись внимательнее, среди первоклассников можно выделить ребят с различными уровнями адаптации:

  1. Положительная адаптация. У ребёнка складывается позитивное восприятие школы и учёбы в целом. Он правильно реагирует на требования, выполняет их. Успешно справляется с учебным материалом, может выполнять усложнённые задачи. Ответственен, исполнителен, самостоятелен, инициативен. Отношения с одноклассниками и учителем благоприятные, пользуется уважением в классе. Привыкание к школе происходит в течение сентября - октября.
  2. Умеренная адаптация. Ребёнок хорошо относится к школе. Имеет средний учебный уровень, хорошо справляется с материалом, когда учитель наглядно и подробно все объяснит. Может отвлекаться, когда отсутствует контроль. В классе складываются хорошие взаимоотношения со многими ребятами. Адаптация занимает первое учебное полугодие.
  3. Дезадаптация (нарушение адаптации). Складывается негативное или равнодушное отношение к школе. Ребёнок может воспринимать учебный материал только с помощью учителя. Задания на дом выполняет время от времени, постоянно отвлекается на занятиях. Часты нарушения дисциплины. Может проявлять высокую агрессивность или, наоборот, тревожность, неуверенность. Трудно сходится с одноклассниками, нет друзей в классном коллективе. В таких случаях полезно проконсультироваться с неврологом, психологом.

Проблема адаптации ребёнка к школе успешно разрешается внимательным и грамотным подходом учителя, школьного психолога. Но самое главное для маленького ученика – любовь, уважение, поддержка родителей.

Памятка родителям

Как помочь ребёнку физиологически адаптироваться к школе:

  • Выработайте вместе правильный режим дня, соответствующий обучению в школе. Формируйте его постепенно, заранее. Ложиться спать не позднее 22.00, рано вставать. Периоды занятий должны чередоваться с двигательной активностью.
  • Обязательны прогулки не менее 2-3 часов в день.
  • Оборудуйте первокласснику спокойное место для занятий. Во избежание проблем со здоровьем необходимы соответствующая мебель, освещение, школьные принадлежности.
  • Дайте ребёнку отдохнуть после уроков, сменить вид деятельности.
  • Следите за правильным рационом ребёнка. Посоветовавшись с врачом, подавайте витаминные препараты.
  • Исключите компьютер и телевизор перед сном. Это приводит к перевозбуждению, истощает нервную систему.
  • Заранее прививайте малышу навыки личной гигиены, аккуратности, самостоятельности. Он должен уметь обслуживать себя, убирать за собой.

Чтобы психологически адаптироваться к школе:

  • Помогите ребёнку формировать положительную самооценку. Не приводите в пример других детей. Возможны сравнения только с собственными достижениями ребёнка.
  • Создайте психологически благоприятную атмосферу в семье. Избегайте конфликтов, дополнительных стрессов.
  • Покажите, что вы любите малыша.
  • Принимайте во внимание индивидуальные особенности ребёнка: темперамент, характер. От этого зависит темп его деятельности, особенности усваивания новой информации.
  • По возможности проводите с ребёнком больше времени, уделяйте время разнообразному и полезному досугу.
  • Чаще хвалите ребёнка, причём за все его достижения. Учите ставить и достигать целей.
  • Предоставляйте малышу разумную самостоятельность. Контроль должен быть в рамках разумного, это приучит его к самоконтролю и ответственности.
  • Учите ребёнка налаживать взаимоотношения со сверстниками, подскажите, как можно решать конфликтные ситуации. Ищите ответы в психолого-педагогической литературе, приводите примеры из жизни.
  • Поддерживайте контакт с учителем, не позволяйте себе высказываться о нём неуважительно в присутствии ребёнка.
  • Учитель - непререкаемый авторитет.
  • Спокойно воспринимайте замечания учителя в адрес ребёнка, внимательно выслушайте, спросите совета.
  • Психологически поддерживайте ребёнка: будите его ласковым словом, желайте ему удачи в школе. Встречая после уроков, покажите, как вы рады ему, но не начинайте сразу с расспросов. Расслабится, отдохнёт – и сам все расскажет.

Спокойное, любящее, доброжелательное отношение родителей поможет ребёнку справиться с непростым периодом привыкания к школе. Если первоклассник хорошо себя чувствует, с интересом учится, имеет друзей в классе и хорошие отношения с учителем – значит, адаптация к школе пройдена успешно!

Про психологическую адаптацию к школе рассказывает детский коррекционный психолог:

Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь - работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.

  • Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке.
  • Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
  • Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
  • У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
  • Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
  • На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"

Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития, потому что в течение этого периода у ребенка формируется произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования. В это время формируется новый вид психической деятельности – «я – школьник».
Как уже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.
Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют "адаптационной болезнью", "школьным шоком", "школьным стрессом".

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы.
Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.
Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.
Третья группа - дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они "мешают" работать в классе.

С какими же трудностями сталкиваются родители и учителя в первые годы обучения детей, каковы их основные жалобы?
1. Хроническая неуспешность.
В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка.
Это, с одной стороны, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо. Это часто звучит в речи родителей: "Будь моя воля, я бы никогда не отдала бы его в школу» Опасения, что ребенок будет болеть, простужаться. С другой стороны, это ожидание от ребенка только очень хороших, высоких достижений и активное демонстрирование ему недовольства тем, что он не справляется, что чего-то не умеет. В период начального обучения происходит изменение в отношении взрослых к детям, к их успехам и неудачам. "Хорошим" считается ребенок, который успешно учится, много знает, легко решает задачи и справляется с учебными заданиями. К неизбежным в начале обучения трудностям не ожидавшие этого родители относятся отрицательно (вербально и невербально). Под влиянием таких оценок у ребенка понижается уверенность в себе, повышается тревожность, что приводит к ухудшению и дезорганизации деятельности. А это ведет к неуспеху, неуспех усиливает тревогу, которая опять же дезорганизует его деятельность. Ребенок хуже усваивает новый материал, навыки, и, как следствие, закрепляются неудачи, появляются плохие отметки, которые опять вызывают недовольство родителей, и так, чем дальше, тем больше, и разорвать этот порочный круг становится все труднее. Неуспешность становится хронической.

2. Уход от деятельности.
Это когда ребенок сидит на уроке и в то же время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания учителя. Это не связано с повышенной отвлекаемостью ребенка на посторонние предметы и занятия. Это уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии. Такое бывает часто с детьми, которые не получают достаточного внимания, любви и заботы со стороны родителей, взрослых (часто в неблагополучных семьях).

3. Негативистская демонстративность.
Характерна для детей с высокой потребностью во внимании со стороны окружающих, взрослых. Здесь будут жалобы не на плохую учебу, а на поведение ребенка. Он нарушает общие нормы дисциплины. Взрослые наказывают, но парадоксальным образом: те формы обращения, которые взрослые используют для наказания, оказываются для ребенка поощрением. Истинное наказание - лишение внимания.
Внимание в любой форме - безусловная ценность для ребенка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия.

4. Вербализм.
Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития речи и задержкой мышления. Вербализм формируется в дошкольном возрасте и связан прежде всего с особенностями развития познавательных процессов. Многие родители считают, что речь - важный показатель психического развития и прилагают большие усилия, чтобы ребенок научился бойко и гладко говорить (стихи, сказки и т. д.). Те же виды деятельности, которые вносят основной вклад в умственное развитие (развитие мышления абстрактного, логического, практического - это ролевые игры, рисование, конструирование) оказываются на заднем плане. Мышление, особенно образное, отстает. Бойкая речь, отчетливые ответы на вопросы привлекают внимание взрослых, которые высоко оценивают ребенка. Вербализм, как правило, сопряжен с высокой самооценкой ребенка и завышенной оценкой со стороны взрослых его способностей. С началом обучения в школе обнаруживается, что ребенок не способен решать задачи, а некоторая деятельность, которая требует образного мышления, вызывает трудности. Не понимая, в чем причина, родители склонны к двойным крайностям: 1) винить учителя; 2) винить ребенка (повышают требования, заставляют больше заниматься, проявляют недовольство ребенком, что, в свою очередь, вызывает у него неуверенность, тревожность, дезорганизуется деятельность, возрастает страх перед школой и перед родителями за свою неуспешность, неполноценность, а то путь к хронической неуспешности. Необходимо: больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика. Основная тактика: придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.

5. Ребенок ленится" - Это очень частые жалобы.
За этим может стоять все, что угодно.
1) сниженная потребность познавательных мотивов;
2) мотивация избегания неудач, неуспеха ("и не буду делать, у меня не получится, я не умею"), то есть ребенок отказывается что-либо делать, так как не уверен в успехе и знает, что за плохую оценку, работу его не похвалят, а лишний раз обвинят в некомпетентности.
3) общая замедленность темпа деятельности, связанная с особенностями темперамента. Ребенок трудится добросовестно, но медленно, и родителям кажется, что ему "ЛЕНЬ ШЕВЕЛИТЬСЯ", они начинают его подгонять, раздражаются, проявляют недовольство, а ребенок в это время чувствует, что он не нужен, что он плохой. Возникает тревога, которая дезорганизация деятельности.
4) Высокая тревога как глобальная проблема неуверенности в себе, тоже иногда расценивается родителями как лень. Ребенок не пишет фразу, пример, т.к. совершенно не уверен, как и что нужно писать. Он начинает увиливать от любого действия, если не убежден, что делает правильно, хорошо, ибо уже знает, что его будут любить родители, если он все сделает хорошо, а если нет, то он не получит той необходимой для него "порции" любви.
Реже бывает лень в собственном смысле, когда ребенок делает только то, что ему приятно. Это избалованность.

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе?
Самый важный результат такой помощи - это восстановить у ребенка положительное отношение к жизни, в том числе и к повседневной школьной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе (ребенок - родители -учителя). Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.
Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает. Но:
1) ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с эталоном, то есть с требованиями школьной программы, достижениями других, более успешных, учеников. Лучше вообще никогда не сравнивать ребенка с другими детьми (вспомните свое детство).
2) Сравнивать ребенка можно только с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем домашнем задании он сделал 3 ошибки, а в сегодняшнем - 2, это нужно отметить как реальный успех, который должен быть оценен искренне и без иронии родителями. Следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.
Родители должны терпеливо ждать успехов, т.к. на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания. Болезненность школьной сферы должна быть снижена любыми средствами: снизить ценность школьных отметок, то есть показать ребенку, что его любят не за хорошую учебу, а любят, ценят, принимают вообще как собственное дитя, безусловно, не за что - то, а вопреки всему. Чем больше мы пытаемся воспитывать, давить, тем больше растет сопротивление, которое проявляется иногда в резко отрицательном, ярко выраженном демонстративном поведении, как уже говорилось, демонстративность, истеричность, капризность порождается отсутствием любви, внимания, ласки, понимания в жизни ребенка. Каждый случай лучше рассматривать индивидуально. Можно лишь дать некоторые общие рекомендации. Все замечания свести к минимуму, когда ребенок "фокусничает", а главное к минимуму свести эмоциональность ваших реакций, ибо именно эмоциональности ребенок и добивается. Наказывать за истерики одним способом - лишением общения (спокойное, а не демонстративное). Главная награда - это доброе, любящее, открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, что-либо делает. (Хвалите его деятельность, работу, а не самого ребенка, он все равно не поверит). Мне нравится твой рисунок. Мне приятно видеть, как ты занимаешься со своим конструктором и т.д.).
1. Ребенку надо найти сферу, где он мог бы реализовать свою демонстративность (кружки, танцы, спорт, рисование, изостудии и т.д.).

Медицинские рекомендации:
Для учащихся, достигших 6,5 года к началу обучения, занятия проводятся только в первую смену, не ранее 8 часов утра, по пятидневной учебной неделе, с соблюдением ступенчатого режима (в первой четверти – три урока по 35 минут; во второй четверти – четыре урока по 35 минут). Для создания такого режима рекомендуется первые классы размещать в отдельной учебной секции. Планировка многих школ не позволяет этого сделать; в таком случае следует рекомендовать педагогам последние 10 минут урока посвящать спокойным играм, рисованию, просмотру веселых мультфильмов. Со второго полугодия допускается не более четырех уроков по 45 минут. После второго или третьего урока ежедневно следует организовывать динамическое занятие длительностью не менее 40 минут с организацией подвижных игр под наблюдением педагога на воздухе или, в случае неблагоприятных погодных условий, в рекреации.
Обучение должно производиться без балльного оценивания успеваемости весь год и без домашних заданий первые полгода. Следует в среду предусматривать в расписании занятий облегченный день (менее трудные для обучения предметы или с динамическим компонентом). Обязательны дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Большое значение для облегчения адаптации имеет соблюдение первоклассниками норм двигательной активности. Для этого для них должны быть организованы в школе: гимнастика до уроков, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, динамическая пауза – ежедневно, уроки физкультуры – не менее двух раз в неделю, а также внеклассные спортивные занятия. Родителям рекомендуется ежедневно гулять с ребенком после окончания занятий в школе и перед сном.
Безусловно, для облегчения адаптации первоклассников должен быть организован рациональный режим дня . Специалисты рекомендуют по возможности не отдавать сразу первоклассника в группу продленного дня на весь день; крайне желательно хотя бы в первой четверти устраивать для ребенка один-два дня, полностью или частично свободных от «продленки».
Учащиеся первых классов могут заниматься в секциях и кружках (следует рекомендовать преимущественно физкультурные и эстетические занятия): рекомендуется не более двух кружков при общей продолжительности занятий не более 6 часов в неделю. Выполнение домашних заданий рекомендуется начинать не ранее 16:00. В режиме дня детей следует предусмотреть время спокойного отдыха после обеда, возможна организация дневного сна для детей, не посещающих группу продленного дня. Продолжительность ночного сна первоклассников должна составлять не менее 9,5 часа, а игры на компьютере и просмотр телепередач не должны превышать 1 час в день.
Первый класс школы - один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. При поступлении в школу на ребенка влияет и классный коллектив, и личность педагога, и изменение режима, и непривычно длительное ограничение двигательной активности, и появление новых обязанностей.
Приспосабливаясь к школе, организм ребенка мобилизуется. Но следует иметь в виду, что степень и темпы адаптации у каждого индивидуальны, поэтому каждому ребёнку требуется помощь и большое терпение со стороны всех окружающих взрослых.

Поступление в первый класс – пожалуй, один из самых важных и ответственных периодов в жизни ребенка как в эмоциональном, так и в физиологическом плане. Судите сами, детей ждут новые обязанности, приятели, школьные дела и хлопоты. Беззаботные дошкольные развлечения сменяются ежедневными уроками, требующими от первоклашек напряженного умственного труда, сосредоточенного внимания и кропотливой работы.

Сегодня мы расскажем, каковы особенности адаптации первоклассников к школе, чем родители могут помочь своему чаду, вступившему в новый, безумно интересный этап социального развития.

Многие психологи, в том числе и Нина Иосифовна Гуткина, активно изучающая готовность выпускников детского сада к школе, указывают, что период привыкания может длиться от восьми недель до шести месяцев. На это влияет несколько факторов: личностные особенности ребенка, багаж знаний и умений, специфика программы и др. Вот почему в этот непростой период так важна помощь родителей, бабушек и дедушек, других взрослых.

Специалисты выделяют физиологический, социальный и психологический аспекты, влияющие на продолжительность адаптации. Давайте подробнее рассмотрим каждый из них.

  1. Длительность физиологического привыкания зависит от состояния детского здоровья. В период адаптации организм ребенка подвергается серьезным нагрузкам. Вот почему необходимо отслеживать реакцию первоклассников на школьный режим и учебные нагрузки.
  2. Психологическая готовность к обучению подразумевает личностную, интеллектуальную и мотивационную зрелость. Если же у первоклассника преобладают игровые мотивы, проблем, скорее всего, не избежать.
  3. Не менее важен и социальный момент. Адаптация первоклассников к школе часто затягивается, если они ранее не посещали ясли и садик. Именно в дошкольных учреждениях дети проходят первый этап социализации, приобретая коммуникативные навыки.

Степени адаптации ребенка к школе

Специалисты условно разделяют младших школьников на три большие группы по степени адаптированности.

Первая группа

Девочки и мальчики адаптируются к изменившимся условиям в течение двух (максимум трех) месяцев обучения. Они с легкостью приобретают приятелей, вливаются в детский коллектив. Эти первоклашки без особого напряжения выполняют требования педагога, который отмечает их спокойствие, доброжелательность и любознательность. И все же трудности в отношениях с педагогами и одноклассниками иногда встречаются, однако к концу октября ребенок, как правило, полностью осваивается в школе.

Читайте также: Если у Вас погодки... Ответы на наиболее частые вопросы

Вторая группа

Период адаптации детей этой группы несколько затягивается. Новоиспеченные школьники еще не могут войти в роль полноценного ученика. На уроках они часто развлекаются, ссорятся с товарищами, а на справедливые замечания педагога реагируют капризами и слезами. Чаще всего такие ребята испытывают сложности и с усвоением учебной программы. Только к концу первого полугодия дети начинают адекватно реагировать на требования педагога.

Третья группа

Социально-психологическая адаптация детей значительно затруднена. Они ведут себя конфликтно, порой отказываются выполнять задания, у них преобладают негативные эмоции: гнев, злость, агрессия. Трудности имеются и с усвоением школьной программы. Кстати, именно в эту группу часто попадают дети с СДВГ – попросту говоря, с гиперактивностью.

Какие трудности могут ждать ребенка и родителей?

Безусловно, с легкостью пройти адаптационный период удается не каждому первоклашке. С какими же неприятностями чаще всего сталкиваются дети, родители и учителя в первые школьные месяцы? На что они обычно жалуются?

  1. Хроническая неуспешность. Многие взрослые, поводив детей в центры развития и на подготовительные курсы, ждут от своих чад только высоких достижений и впечатляющих результатов. «Хорошим» они считают такого ребенка, который успешно учится, обладает многими знаниями. К неизбежным сложностям родители относятся негативно, выражая недовольство в виде критических замечаний: «Ты ничего не умеешь!». Неудивительно, что ребенок становится тревожным, неуверенным, что опять-таки отрицательно сказывается на успеваемости. То есть наблюдается хроническая неуспешность.
  2. Уход от деятельности. Как часто учительница говорит о том, что ваш ребенок отключается от происходящего на уроке? Он не слышит объяснения и вопросы классного руководителя, не выполняет его задания. Психологи связывают подобные детские поступки не с проблемой отвлекаемости, а с уходом в себя, в мир фантазий. Это часто происходит с детьми, на которых мало обращают внимание родители и другие взрослые.
  3. Негативизм. Он характерен для демонстративных детей, желающих выделяться в группе сверстников. Учительница жалуется не на успеваемость, а на плохое поведение ребенка, который регулярно нарушает дисциплину. Что удивительно, наказывая маленького хулигана, взрослые тем самым только поощряют его. Ведь в этом и есть его цель – привлечь внимание к своей персоне!
  4. Вербализм. Очень распространенная психологическая проблема современных детей, которую, к сожалению, мы часто не замечаем. Наоборот, родители и бабушки зачастую с умилением смотрят на бойкого малыша, гладко отвечающего на вопросы и рассказывающего стихи и сказки. Однако они упускают важность развития абстрактно-логического мышления, практических умений и навыков. Если вы столкнулись с подобной проблемой, воспользуйтесь несложными советами: не бойтесь останавливать речевой поток, отдавайте предпочтение продуктивной деятельности (лепке, конструированию, аппликации, рисованию).
  5. Детская лень. За этой краткой формулировкой может скрываться все, что угодно:
  • низкая познавательная активность;
  • мотивация избегания неуспеха («не буду ничего делать, все равно не получится»);
  • природная медлительность (например, у флегматиков и меланхоликов);
  • высокий уровень тревоги и, как следствие, нежелание включаться в работу;
  • обычная избалованность.

Читайте также: Что делать, если ребенок ворует: советы психолога


Как помочь ребенку адаптироваться к школе?

Итак, если вы являетесь счастливыми родителями первоклашки, предлагаем несколько простых советов, которые помогут пройти этот период без особых потерь.

  1. Организуйте разумный распорядок дня. Одна из главных рекомендаций специалистов – не отдавать первоклассника в первые месяцы на целый день в продленку. Следите за тем, как ребенок просыпается. Если он встает с неохотой, укладывайте спать на полчаса-час раньше.
  2. Старайтесь гулять после занятий, компенсируя длительную неподвижность и дыша свежим осенним воздухом. Домашние задания не стоит выполнять сразу же после возвращения домой, но и откладывать на поздний вечер также не стоит. Вначале необходимо помогать ребенку выполнять задания, постепенно приучая к самостоятельности.
  3. Ссоры между сверстниками неизбежны, поэтому важно прийти на помощь своему первоклашке и указать правильный выход из конфликтных ситуаций. Не следует стесняться обращений к педагогу или родителям одноклассников, если конфликты продолжаются. Помните, что доверие к вам, как к другу и наставнику, формируется именно в этот период. Рекомендую также почитать о буллинге в школе .
  4. Не сравнивайте результаты ребенка с требованиями школьной программы, достижениями более успешных приятелей. Если же сравнений не избежать, пусть это будут его собственные успехи. Например, вчера он сделал четыре ошибки, а сегодня всего лишь две. Почему бы не отметить этот результат?
  5. Пусть малыш уже подрос, стал школьником, однако ему не следует запрещать играть в машинки или куклы. Можно даже поиграть вместе с ним. Даже полчаса, проведенные вместе, могут творить настоящие чудеса в деле развития детской личности. Ребенку жизненно необходимо чувствовать, что его любят и дорожат совместным времяпрепровождением.
  6. Если дети демонстративно нарушают правила в школе и дома, устраивают истерики, старайтесь игнорировать проступки и поощряйте хорошее поведение. Главная награда – доверительная беседа с ребенком, когда он спокоен и уравновешен.