Когда проходит конкурс учитель года. Задания для педагогов и этапы учительского конкурса

Я начала рассказывать вам, дорогие читатели, как я решилась на этот конкурс и с какими «подводными камнями» столкнулась. Сегодня продолжу об этом свое повествование.

Прежде чем во всех районах нашего Красноярского края стартовал конкурс «Учитель года — 2017», в самом г. Красноярске был организован методический семинар с целью оказания информационно-методической помощи педагогам по подготовке к данному событию. Продолжительность семинара была запланирована на 2 дня.

В первый день были представлены на наше обозрение доклады по следующим ключевым вопросам как написание письменного эссе, групповое решение кейса, выполнение индивидуального компетентностного испытания, участие в коммуникативных боях, представление фрагмента занятия. Очень интересны и полезны были рекомендации по написанию эссе. В краткой форме можете ознакомиться с представленной ниже презентацией, нажав на ссылку.

Также все материалы семинара по ключевым темам находятся на региональном сайте учителя года . Однозначно эта поездка не была пустым времяпровождением, а повышением своего профессионализма. Было очень любопытно посмотреть на победителей предыдущих лет, на то как они оттачивали свое мастерство и открывали с каждым разом для себя что-то новое.

Второй день был посвящен тематике заключительным состязаниям в финале: методическое объединение, учебное занятие, мастер-класс и образовательный проект.

Этот день был, пожалуй, самым интересным. Каждый слушатель семинара получил сертификат участника. Конечно в этом семинаре в основном рассматривались этапы, касающиеся краевого уровня. Но тем не менее эта поездка была для меня как глоток свежего воздуха. После окончания университета, я больше в краевом центре ни разу и не была. А тут я встретилась с коллегами из других школ района и также с потенциальными соперниками из школ города. Разумеется мы все друг друга знали. А вечером у меня была запланирована встреча с подругой и, конечно же, шоппинг:) Ведь подготовиться к конкурсу надо было на все 100.

После этой поездки я ждала хоть каких-нибудь новостей от директора, о том когда же начнется конкурс, а именно, меня интересовала тема эссе и сроки его написания. И тут один момент который настораживает — это отсутствие заинтересованности самой администрации. Конечно, им с их многолетним опытом уже давно все понятно, как участвуют в подобных мероприятиях и, честно говоря, мне было сразу сказано: «Побед не надо!Лишь участие». Но для меня это не так. Для удовлетворения собственного самолюбия должна же я постараться лучше!

Так получилось, что заочный этап (написание эссе) прошел спокойно в период выходных праздников на 23 февраля. И все же эссе я писала долго. А далее нужно было заполнить электронную форму анкеты. Мне хотелось опять же, чтобы в ней было написано как можно лучше и больше, а не просто пустые графы.

Особенно следует выделить то, что все выходные я провела в поиске материала для урока. И в самом начале я совершила ошибку, думая дать урок-закрепление. И по совету коллег и тех, кто уже участвовал, выяснилось что все же урок «открытия» нового знания это традиция. Чему научил — то и спросил. Да, кстати, класс я решила взять пятый. Очень уж мне не хотелось возиться с началкой. А пятый класс самый оптимальный вариант, на мой взгляд. Я созвонилась с руководителем нашего МО и мы поговорили о том, что учителя-англичане в той школе, в которой мне предстояло дать урок, постараются подобрать детей для урока.

Пока что я была нацелена на тему о достопримечательностях Лондона, но как это ни странно, но урок никак не укладывался в моей голове. Я зациклилась на форме проведения. Мне хотелось урок-квест. А это нереально сложно и за короткое время невозможно организовать. И большое спасибо учителю английского языка Надежде Стоколяс , с которой я познакомилась в ВК, спасибо за ее ценные советы и рекомендации. Она меня вдохновляла своим опытом.

В конце концов в воскресный вечер я совершенно обессиленная просто ревела в подушку и была на грани срыва и мне просто хотелось отказаться. Я настроена была решительно. но чувство вины перед школой меня останавливало.

И вот наступил понедельник. Рано утром я отправила все документы на почту управления образования. И в обед этого же дня мне дали уже готовое расписание уроков и кто в какой день дает. Мне выпал первый день очного тура — четверг. Оставалось времени совсем чуть-чуть, а в голове полный хаос. Позвонила руководитель МО и сообщила, что дети будут в такой-то день и сказала, какую тему они уже прошли по учебнику. Открыв учебник, мне стало как-то все проясняться и я остановилась на теме «Парки Лондона». Урок изучения нового.

Вернувшись домой после работы, я начала активно составлять урок и выстраивать план в голове. Более менее мне стало все понятно. Но насобирав кучу материала, я начала задумываться о нехватке времени на уроке. Но что-то выкидывать мне не хотелось. На следующий день доработки, компоновка и потом распечатка материала, который дорогого стоил, разумеется, плюс покупка канцтоваров.

Настал день икс! Урок мне давать в 10:40ч. Сразу совет на будущее всем , кто когда-либо будет участвовать — приходите по-раньше, т.к. перед уроком возможно ваш кабинет будет занят, а ведь в нем необходимо организовать пространство (расставить парты, проверить технику и т.п.). После вот такого оргмомента я осталась на пять минут наедине с собой и смогла напоследок прочитать конспект и мысленно разложить по полочкам урок в голове.

Прозвенел звонок на перемену, ребята шумят за дверью. Я открываю и приглашаю войти. Дети интересные, как впрочем и любой 5-ый класс. Понадобилась вся перемена, чтобы усадить ребят по группам за предложенные столы. Комиссия села на свои места довольно быстро. Я ожидала большего количества народа, но была только комиссия из шести человек. Как ни странно, но на видео урок никто не снимал, и это в очередной раз доказывает какова значимость данного мероприятия на муниципальном уровне…

Один маленький совет от меня будущим конкурсантам. Если вы боитесь критики и близко все воспринимаете к сердцу, то старайтесь на уроке не обращать внимания на комиссию, просто не смотрите на них. Смотрите на ребят и сосредоточьтесь на уроке. Вдруг вы увидите неодобрительный взгляд или лицо с явным неприятием и это введет вас в ступор…Дабы этого избежать, просто не смотрите в их сторону. Главное смотреть на часы и держать время.

Урок прошел хорошо. Но удовлетворения от него я не испытала, т.к. были значительные промахи: нехватка времени, запланировано действительно много, не подведен итог (рефлексия). Но завуч из моей школы, которая сидела в комиссии, меня подбадривала, говорила, что со стороны смотрелось очень хорошо и выглядело все достойно. Комиссия ничего не могла сказать, объяснив это тем, что в английском они ничего не понимают. Зато руководитель нашего МО учителей иностранного осталась со мной тет-а-тет и тут она просто указала на все мои значительные промахи в плане урока с методической точки зрения и т.п.

Для меня это не стало удивлением, этого и стоило ожидать. Но обидного в этом ничего не было, т.к. это мой опыт и попросить совета при разработке урока у меня просто напросто было не у кого. Как говорят: «Хочешь обрести врагов в коллективе — победи в «Учителе года»:))) Что верно, то верно. Но и победа не нужна была, чтобы увидеть на лицо весь факт. Я думаю, что многие со мной согласятся, кто участвовал в подобных конкурсах.

Но один плюс от всего этого я для себя извлекла — это то, что я абсолютна была спокойна при виде чужих детей, не зная их уровень. Было ощущение, что я пришла на работу провести урок. И то, что эти дети мне совершенно незнакомы, меня это не испугало совсем.

Ну и в заключении своих слов руководитель МО сказала, что ключевым словом моего урока было слово ЭФФЕКТНО!!! Да, это красиво смотрелось, был интересно подобранный материал, но однако…

проектные работы детей

Однако осадок собственной неудовлетворенности остался неприятный и я думала, что в финал возможно и не пройду(на мастер-класс). Однако…Это не так. И на следующий день мне объявили, что в финал я прохожу. У меня оставалось всего 2 дня на подготовку. Мои две дочурки были развезены на выходные по бабушкам и мне необходимо было полностью сосредоточиться.

К последнему этапу я готовилась спокойно, я чувствовала себя уверенной и была настроена на успех.

аппетитная подготовка


И вот настал день заключительного испытания — мастер-класса. Как хотелось, чтобы это поскорее закончилось! В 11:30ч стала подтягиваться комиссия в школу. Кстати, заключительный этап проводился в школе, где я работаю, как говорится, в родных стенах.

Перед началом была проведена жеребьевка и я выступала последней по счету — 4-ым номером. В этом был плюс: оценить все мастер-классы, посмотреть и сделать для себя выводы. Возможно сейчас я буду слишком критична, как Белинский.

Однако, мастер-классы, поставленные дилетантами в режиссуре, были смешны. Первый меня ничем не впечатлил. Это было просто чтение по презентации и небольшая работа фокус-группы, но ничем не запомнился.

Второе выступление просто «убило» не только меня, но и весь зал. Это было просто ужасное чтение лекции по презентации, причем помимо того, что читает конкурсант, это же и воспроизводится на самой презентации, то есть для полных идиотов. Может я слишком резка? Но как по-другому это объяснить? В самом начале вышла фокус-группа и стала выполнять какое-то задание, о котором нам ничего не объяснили и только в конце привели небольшую ремарку и итогом стало то, что спикер группы все завершил и объяснил цель мастер-класса. А тема была всем давно известна и наработана ТРИЗ. И самым главным минусом этого выступления было то, что зал в итоге не слушал, а просто гудел и спикер группы говорила: «Сейчас-сейчас закончим!».

Третье выступление всех оживило. Это было близко к форме мастер-класса. Конкурсант работала сразу с залом, но и в принципе только с ним. Но опять же технологии никакой не было, а просто, как заявили потом многие, — психологический тренинг.

Ну и завершала конкурс я. Тут те, кто думал, что пришел за победой, за своим первым местом, немного призадумались… Я придерживалась всех требований проведения мастер-класса. Не буду кривить душой, но он оказался самый лучший! Это не только мои слова, это слова зрителей, кое-кого из членов жюри, учителей, которые видели все и понимают, что такое МАСТЕР-КЛАСС. Иными словами, за 20 минут, которые даются конкурсанту нужно увлекательно рассказать о чем-то, что тебе прекрасно удается использовать в своей учительской практике. При этом лучше это ещё и наглядно продемонстрировать на фокус-группе , чтобы все убедились, что находка учителя и вправду оригинальная. А плюс к этому добавляем немного шоу и получается великолепно!

Надо было видеть лица своих соперников:))) Определенно в эти минуты, они видели свои недочеты.

Опять же, никто на камеру не снимал и только, благодаря коллеге, которая засняла на телефон все это действие, у меня осталась память.

Мне было приятно видеть, что моя фокус-группа работает и это не отрепетировано. И слова восхищения после мастер-класса — это самая большая благодарность. «Вот это мозговой штурм сейчас был…!».

работа фокус-группы

Тема мастер-класса была связана с использованием аутентичного материала с выходом на речевое поведение на примере ситуации питания в ресторане.

Хочется сказать огромное спасибо коллегам из начальной школы, за их поддержку и помощь в самый последний день подготовки. Мне необходимо было для антуража иметь белый фартук и полотенце, как в ресторане. Так вот, благодаря коллегам, удалось найти человека, который мне это сшил.

Ну, а теперь о самом главном — подведение итогов. После того, как жюри ОЧЕНЬ долго совещалось (ВСЕ стали понемногу нервничать), наконец-то наступил момент объявления результатов. И вот тут-то хороший удар я получила по самолюбию. И не я одна, конечно. В общем, я достаточно самоуверенна, чтобы чувствовать себя может и не победителем, а по крайней мере на втором месте, но даже я не ожидала, что эту мою веру можно так легко поколебать, выделив мне так уж и быть ТРЕТЬЕ МЕСТО. То чувство не описать словами…А особенно меня поразило, что на второе место поставили человека, который со 100% уверенностью считал, что удостоен первого. Ну и разумеется все мы были в непередаваемом словами шоке, когда место победителя достается совершенно полному дилетанту в режиссуре своего дела.

От такого подведения итогов еще долго у меня было ощущение «несварения желудка». А вот и общее фото, на котором радости в моих глазах нет
.

В такой момент была, как нельзя кстати, поддержка администрации и коллег, которые всячески подбадривали меня и говорили, что для них и всех гостей я стала учителем года. Признание людей этого факта дорогого стоит. За это спасибо. Ну, а то, что у нас «справедливо» судит «профессиональное» жюри, никто такого права не отменял.

Особенно меня покорило то, что после подведения итогов ко мне подошли два директора из школ города и сказали, что мой мастер-класс был на высоте и я достойна первого места. Я честно сказать была польщена. Конечно, минус был в моем уроке, не было саморефлексии, но не до такой степени, чтобы опустить меня на 3 место. Это как говорится: «Поддержим молодых». После такой поддержи напрочь пропадает желание участвовать в дальнейшем.

Сейчас в душе вся буря поутихла и подводя итог хочется сказать — не стоит оно того. Сколько потрачено времени, сил, нервов, денег, семья заброшена… Лишний раз подтверждается тот факт, что всё заранее решено. Остальные нужны для массовки. И этим словам есть подтверждение. Моя приятельница работает на телевидении и сообщила, что смотрела видео с нашего финала (оказывается все-таки нас снимали), которое обрезали для новостей. Обрезали значительно и меня уж там 100% нет.

Ну и, наконец-то о том, ради чего..:)

. А теперь самое смешное:))) сертификат туда, где нет ничего:))) Это место канцелярских принадлежностей, но выбор которых желает лучшего…и даже оргтехники теперь в наличии нет, только под заказ, где на это таких сертификатов минимум как три нужно. Как-то так…

Вот такие впечатления! Буду ли я еще когда-нибудь участвовать в этом неблагодарном конкурсе?! Мой ответ — нет! Себя реализовать можно и через другие мероприятия.

Надеюсь, дорогие читатели, что я вас не сильно утомила своим длинным постом?! Я очень буду благодарна вашим комментариям, которые вы оставите и поучаствуете в дискуссии…

До новых встреч!

Facebook Comments

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»

«Я - учитель»

учителя истории

МКОУ СОШ №10

с. Зеленая Роща

Степновского района

Ставропольского края

БОЙКО НАТАЛЬИ

АЛЕКСЕЕВНЫ

У меня впереди сто дорог, сто дверей, за каждой из них новая жизнь,

которую я смогу прожить вместе с моими учениками.

А в руках у меня – мел, учебник и стопка тетрадей

Наступает для каждого время, когда начинаешь размышлять о своем жизненном пути, каждый ищет профессию, которая подошла бы ему… Все профессии важны, но для меня, самая важная из них – профессия учителя!

«В жизни нет ничего случайного, а все, что происходит с нами, происходит в нужное время и в правильном месте...». Не знаю, кто является автором этих строк, но события моей жизни и люди, с которыми свела меня судьба, все больше убеждают меня в их точности.

Почему я стала учителем? Отвечая самой себе на данный вопрос, вспоминаю свои школьные годы. Наверное, каждый из нас, выбирая свой дальнейший путь, свою профессию, ориентируется на тех людей, которые рядом, которые влияли на наше восприятие жизни. Для меня учителя были волшебниками, которые умели творить чудеса. Многие были влюблены в учителей с и большим уважением относились к ним. Удивительная эта должность – сельский учитель!

Уверена, что они помогли мне приобрести внутреннюю силу. Самостоятельность, а значит уверенность в себе, в своих возможностях. Так что ответ на вопрос: «Почему я стала учителем?» прост – меня окружали прекрасные педагоги, профессионалы, на которых мне хотелось быть похожей.

Первые годы своей преподавательской деятельности каждый из нас может сравнить с узкой тропинкой, по которой он идёт с завязанными глазами. И я всегда чувствую руку помощи, слышу слова поддержки, одобрения или критики, но вся ответственность за моих подопечных на мне. Первый урок, как первый снег, непредсказуемый и легкий, но долгожданный. Первый урок, как первый шаг, несмелый, но самостоятельный. Урок прошёл на одном дыхании, незаметно пролетели 40 минут. Первые оценки. Кажется, всё получилось, всё успели. Для настоящего учителя, работающего с душой, с вдохновением, по зову сердца, по призванию, если хотите, каждый урок – первый. Каждый урок не похож на предыдущий. Каждый урок – это маленькое открытие, прежде всего для детей.

Учитель должен быть терпеливым и сдержанным. Учить и воспитывать может только тот, кто сам учится и воспитывает, кто умеет прощать и щадить. Главное, чтобы рядом с ребенком был умный, знающий и любящий человек - учитель. Размышляя об этом, вспоминается «Притча об учителе».

Родители искали для сына хорошую школу и учителя и наконец, они выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.
- Какой смешной старик, - засмеялся один мальчик.
- Эй, маленький толстяк, - скорчил рожицу другой.
Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали.
Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.
- Я, что не пойду в школу? – спросил мальчик.
- Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. - Я сам найду тебе школу.
Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошёл искать лучшего учителя.
Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перемену.
В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других - дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошёл в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
- Дедушка, вам плохо, принести воды? - послышался голосок.
- У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, - предложил один мальчик.
- Хотите, я позову учителя? - спросил другой ребёнок.
Вскоре во двор вышел молодой учитель.
Дед поздоровался и сказал:
- Наконец я нашёл лучшую школу для моего внука.
- Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушёл.
Вечером мама мальчика спросили деда:
- Отец, вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?
- По ученикам узнают учителей, - ответил дед.

Я тоже очень хочу, чтобы мои ученики выросли добрыми и хорошими людьми, чтобы по моим ученикам судили и обо мне.

В моём понимании, хороший учитель всегда должен заставлять думать каждого ученика, учить критически относиться к собственным мыслям и мыслям других: стараться вносить разнообразие в учебный процесс, применять методы и приемы разных педагогических технологий. Требовательным, прежде всего, к самому себе: на занятие всегда нужно приходить подготовленным, следить за своим внешним видом и речью, ведь каждый день на тебя смотрит более сотни пар глаз, которые замечают абсолютно всё. С учащимися и родителями следует держаться доброжелательно, но уверенно, не забывая о том, что учитель всегда должен быть хозяином положения.

Современного педагога характеризуют такие качества, как мобильность и готовность к переменам, ведь образовательные стандарты с каждым годом меняются и усложняются всё больше.

Мы живем в современном мире. И учитель должен быть современным, "новым". ФГОС нового поколения требуют не только знания учителем основных закономерностей построения учебного процесса и создания учебных программ, но и ставит высокие требования к личности педагога. Поэтому я, как «новый учитель», должна быть высококлассным специалистом – теоретиком, практиком, психологом. Шагая в ногу со временем, я осваиваю инновационные технологии. Современные дети «воспитаны» на компьютерах, смартфонах, электронных книгах… Поэтому, мне надо совершенствоваться постоянно: изучать компьютерные программы, использовать всевозможные электронные и цифровые образовательные ресурсы на уроке и вне урока, управлять проектной и исследовательской деятельностью школьников. Спасибо им за то, что не дают мне останавливаться на достигнутом!

Главная награда для меня – видеть заинтересованные глаза детей, наблюдать за их успехами и достижениями, даже самыми маленькими. Лучшим комплиментом для меня, как для педагога стали слова моих учеников: «Как быстро пролетело время на уроке!» Фразу о том, что ребенок – «факел, который нужно зажечь», знают все.

А как зажечь? Для этого необходимо только одно условие: педагог сам

должен гореть! Я верю, что лучший мой урок - впереди и продолжать его будет сама жизнь!


Очень мало учителей выходит на конкурс «Учитель года» по своему собственному желанию. Обычно люди делают это по приказу директора (кнут), убаюканные песнями «мы тебе поможем» и «мы тебе заплатим» (пряник). Как человек, прошедший через 5 (пять*) таких конкурсов, могу сказать: «Учитель года» - это очень полезный опыт, соглашайтесь. Но помните:

1) Вы просто обязаны выбить из своего школьного начальства полное освобождение от уроков хотя бы на месяц. Стойте на своем до последнего. В конце концов, соглашайтесь на сокращение нагрузки до двух уроков в день, не больше. Если вы будете готовиться к конкурсу пресловутыми «ночами», то ничего интересного у вас не выйдет.

2) Не пытайтесь вместить в конкурсный урок максимум материала (например, весь материал одного параграфа). Это же не обычный урок, это конкурс. Ежегодные стенания конкурсантов «к сожалению, на уроке мы не успели то, мы не успели сё» честно говоря, уже утомляют. Конкурсный урок должен быть четким и ясным, как пуля.

3) Не пытайтесь исполнить все известные вам и вашим методистам модные в этом сезоне «элементы урока». Когда в одну кучу кидаются «давайте улыбнемся друг другу», «выбор темы урока детьми», поиск информации в интернете прямо на уроке, групповая работа, само- и взаимооценка, практическая работа, кейсы, синквейны, физкультминутки, лживые домашние задания и прочая чепуха - получается именно что куча чепухи, но не урок.

4) Конкурсный урок - это 20 минут чудес. Старые знакомые компьютерные программы откажутся работать, интернет пропадет, интерактивная доска не включится. Химическая реакция, и та остановится. - Но это все цветочки по сравнению с детьми. Таких тупых и заторможенных детей, как на конкурсном уроке, вы не встретите больше нигде!** Учитывайте это при планировании - заранее продумывайте разные варианты развития урока.

5) Все составные элементы конкурса надо заранее протестировать на коллегах. Урок надо обязательно прогнать на незнакомом классе, желательно два раза (и вы удивитесь, как многое поменяется в вашем уроке после этих двух раз). Пригласите посмотреть на ваш урок и на другие составные элементы конкурса (методический семинар, самопрезентацию, пресс-конференцию, что там они еще придумают) победителей «Учителя года» прошлых лет. Они не откажут - старичкам всегда приятно, когда о них вспоминают.

6) Настоящая цель любого жюри - выбрать такого победителя, который будет хорошо смотреться на следующем этапе конкурса. Поэтому не уделяйте слишком много внимания педагогическим терминам, методическим приемам и прочей хиромантии. Жюри все равно скажет так: «тот урок был правильный, но скучный, а этот - наглец, ошибался, но было интересно, а ошибки можно поправить». Веселитесь!!!

===================
* В 2003 я победил на городском конкурсе «Учитель года».
В 2004 жестоко проиграл на областном.
В 2007 победил на «Учителе, воспитателе» ЗАТО Росатома.
В 2008 (со второй попытки) победил на областном.
В 2008 вошел в пятнашку «Учителя года России».

** Обычно пишут «не волнуйтесь, вам дадут самых лучших детей, которые будут волноваться больше вас и вытянут вас из любого затруднения». Поверьте старому учгогу - это вранье. Дети действительно будут хорошие, но они будут запуганы конкурсом, вы с ними будете незнакомы, вы сами будете взвинчены… из затруднений вам придется выбираться (или не выбираться) самостоятельно.

Профессия учителя всегда считалась одной из самых уважаемых в нашей стране. Педагоги не только дают нашим детям необходимые знания в разных областях, но и прививают им положительные человеческие качества и готовят к взрослой жизни. При этом многие думают, что работа учителя однообразна и не претерпевает значительных изменений, но это вовсе не так. Сегодня в школах активно осваивают новые методики преподавания разных предметов, стараются идти в ногу со временем и давать не только качественные, но и современные знания.

В этом нелегком деле учителям помогают различные семинары, съезды, конференции, на которых они делятся опытом, а также конкурсы, позволяющие продемонстрировать свои результаты. Самым важным конкурсом считается «Учитель года», который помогает выявить самых талантливых и перспективных педагогов.

«Учитель года 2018 » пройдет уже в 29 раз и объединит участников из 83 регионов страны.

Особенности конкурса

«Учитель года» — это конкурс всероссийского масштаба, который проходит каждый год. Его цель – поднять престиж профессии педагога и отметить наиболее старательных и талантливых учителей. Для участников победа крайне важна, ведь она не только доказывает высокий профессионализм учителя, но и поднимает престиж его школы.

Проводят это мероприятие обычно в начале учебного года: все его этапы приходятся на сентябрь-октябрь. Точную дату конкурса обнародуют ближе к началу этого периода, ведь некоторые организационные моменты могут меняться.

Как проходит конкурс

Конкурс «Учитель года» проводят в несколько этапов, на каждом из которых отбирают лучших претендентов на почетное звание. Начинается «соревнование» учителей с уровня школы, а заканчивается в масштабах федерации. На всех этапах учителя получают возможность продемонстрировать свои навыки и умения, которые оценивает специальная комиссия.

В целом, конкурс «Учитель года» включает такие этапы:

  1. Школа – начальный уровень конкурса позволяет определить лучших учителей в каждой школе. Участвовать в нем может каждый педагог по своему желанию.
  2. Город – на следующем этапе между собой соревнуются учителя, которые лидировали в каждой из школ. Тому, кто одержит победу, присваивают звание лучшего учителя на муниципальном уровне.
  3. Район – в этом случае соревнование проходит между педагогами из населенных пунктов, которые входят в один район. Стоит отметить, что этот этап конкурса проводят не во всех субъектах РФ.
  4. Регион – прохождение данного уровня обязательно входит в условия конкурса. В его рамках комиссия определяет лучшего учителя в каждом субъекте страны, которые участвуют в «Учителе года».
  5. Федерация – финальный этап, на котором выявляют победителя и присваивают ему звание лучшего учителя в масштабах государства.

Что касается возможности участвовать в конкурсе, то ежегодно появляются слухи, что количество соревнующихся будет ограничено и продемонстрировать свои таланты смогут только учителя, отвечающие определенным требованиям. Но в Минобразования эти слухи опровергают, подчеркивая, что «Учитель года» остается доступным всем педагогам. Главное требование остается неизменным – работать на должности учителя не меньше 3 лет.

Если говорить об отборе участников на каждом из этапов, то на начальном уровне в школе за звание лучшего могут соревноваться не меньше трех кандидатов. На муниципальный уровень проходят по одному или по два учителя из школ, в которых проходил конкурс. На региональном этапе соревнуется уже больше педагогов: от каждого района или города по два или даже четыре участника.

Вместе с тем, количество соревнующихся может быть изменено по решению региональных организационных комитетов.

Если верить статистике, в конкурсе «Учитель года» чаще всего участвуют учителя в возрасте 28-45 лет. Это самая активная возрастная группа педагогов, и победителями соревнования обычно становятся ее представители.

Задания конкурса

В рамках конкурса «Учитель года» для педагогов готовят несколько заданий, которые помогают им раскрыть все свои умения. При этом задания делятся на заочные и очные: первые учитель готовит самостоятельно, а вторые представляет уже непосредственно перед комиссией.

К заочным заданиям причисляют написание эссе на тему, которую выбирает оргкомитет. В эссе учитель должен написать немного о себе и рассказать, почему он выбрал именно эту профессию, какие у него планы на будущее в школе, какие проблемы он видит в современной педагогике и какие пути их решения может предложить.

Еще одно задание – создать собственный интернет-ресурс и публиковать на нем свои материалы и наработки. В этом случае победителем становится учитель, чей ресурс максимально понятен, комфортен и насыщен полезной информацией.

Очных заданий намного больше. Так, учителя должны показать, насколько они грамотны в методическом плане, для чего комиссия проводит специальный семинар. Также педагоги проводят открытый урок по своей дисциплине в незнакомом классе. Это позволяет оценить умение учителя работать с детьми и интересно подавать материал.

Еще одно задание – мастер-класс. В его рамках участники конкурса представляют жюри свои методики работы. Кроме того, соревнующиеся участвуют в педагогическом совете, цель которого – определить, умение педагогов взаимодействовать с коллегами, решать текущие проблемы и дискутировать на заданные темы. Последним заданием является образовательный проект: учителя создают проект на тему, которую выбирает комиссия, и представляют результаты работы жюри.

Как награждают победителей

Главная награда конкурса – звание «Учитель года» и денежное вознаграждение от Минобразования. Но награды получают и те, кто не сумел одержать победу в финальном этапе соревнования.

Так, победителей начального этапа награждает грамотами и поощрительными призами школа и оргкомитет конкурса, лидеров муниципального уровня поздравляют региональные Департаменты образования. На региональном этапе победители, кроме права участвовать в федеральном соревновании, получают памятные призы.

Ежегодно в России проводится конкурс «Учитель года», организатором которого является Министерство образования и науки РФ, Общероссийский профсоюз образования, «Учительская газета». Цель конкурса – выявление, поддержка и поощрение передовых школьных учителей, распространение их педагогического опыта, а также повышение престижа труда данной профессии.

Конкурс проводится с 1992 года. До распада СССР проводился аналогичный конкурс, но всесоюзного масштаба. Такой же конкурс проводится в Казахстане, Белоруссии, Молдове, Украине, США и других странах мира.

Этапы проведения конкурса

«Учитель года» проводится в сентябре-октябре. Конкур проходит в 3 этапа. На первом этапе учителя-участники должны разместить на вебсайте либо в блоге учебных методических либо других авторских разработок, отражающих новаторский опыт работы, а также демонстрирующих способности к представлению образовательной информации в Интернете.

При методическом объединении участники устно представляют свой профессиональный опыт в качестве продукта взаимодействия с коллегами, родителями учеников, общественными организациями и работниками других сфер хозяйства и культуры.

Участникам конкурса необходимо провести учебное занятие, а также обсудить между собой актуальный для учащихся вопрос на протяжении 20 минут в режиме импровизации. Часть конкурса посвящена беседе с родителями: несколько минут обсуждается с родителями учеников педагогическая ситуация, требующая решения. При этом конечное решение формируется в конце обсуждения.

На втором этапе турнира проводится мастер-класс с открытой дискуссией по общественно значимой проблеме с участием общественности. На заключительном этапе «круглый стол» обсуждается актуальный вопрос с участием Министра образования и науки РФ.

После первого этапа определяют 15 лауреатов конкурса, после второго тура – 5 победителей и по сумме баллов, набранных во 2 и 3 туре – абсолютный победитель конкурса. Ему присваивается «звание» «учитель года» и предлагается на год должность общественного советника Министра образования и науки РФ.

Финалисты проведенных конкурсов

1992 - Заруба, Артур Викторович, учитель музыки, Детгородковская средняя школа Волоколамского района Московской области
1993 - Парамонов, Олег Геннадьевич, учитель русского языка и литературы, Гимназия № 1 (Брянск)
1994 - Нянковский, Михаил Александрович, учитель литературы, Провинциальный колледж (Ярославль)
1995 - Климентовская, Зинаида Викторовна, учитель начальных классов, Школа-лицей № 4 (Рязань)
1996 - Филиппова, Екатерина Алексеевна, учитель французского языка, Школа № 34 (Рязань)
1997 - Глозман, Александр Евгеньевич, учитель технологии, Школа № 293 (Москва)
1998 - Ильин, Владимир Леонидович, учитель математики, Гимназия № 30 (Санкт-Петербург)
1999 - Шилов, Виктор Васильевич, учитель музыки, Школа № 138 (Челябинск)
2000 - Морар, Владимир Алексеевич, учитель русского языка и литературы, Гимназия № 1 (Калининград)
2001 - Крылов, Алексей Валентинович, учитель технологии, Школа № 67 (Екатеринбург)
2002 - Смирнов, Игорь Борисович, учитель немецкого языка, Школа № 9 (Гатчина)
2003 - Карачевцев, Игорь Альбертович, учитель истории и обществознания, Гимназия № 166 (Санкт-Петербург)
2004 - Славгородский, Евгений Игоревич, учитель русского языка и литературы, Средняя школа (Крылово) Правдинского района Калининградской области
2005 - Иоголевич, Иван Александрович, учитель физики, Лицей № 31 (Челябинск)
2006 - Успенский, Андрей Геннадьевич, учитель русского языка и литературы, Школа № 37 (Череповец)
2007 -
Гущин, Дмитрий Дмитриевич, учитель математики, Петергофская гимназия имени императора Александра II
Мехед, Анна Григорьевна, учитель математики, Школа № 2030 (Москва)
2008 - Стародубцев, Михаил Леонидович, учитель музыки, Школа № 1060 (Москва)
2009 - Никифорова, Наталья Сергеевна, учитель математики, Школа № 5 (Магнитогорск)
2010 -
Гарифзянов, Андрей Рузильевич, учитель биологии и химии, Волхонщинская средняя школа Плавского района Тульской области
Случ, Михаил Ильич, учитель математики, Школа № 1060 (Москва)
2011 - Овчинников, Алексей Васильевич, учитель биологии, средняя школа села Баловнево Данковского муниципального района Липецкой области
2012 -
Демахин, Александр Александрович, учитель мировой художественной культуры, Сергиево-Посадская гимназия имени И. Б. Ольбинского Московской области
Кириченко, Вита Викторовна, учитель русского языка и литературы, Центр образования № 1479 (Москва)
2013 - Сиденко, Андрей Григорьевич, учитель информатики, Школа № 29 деревни Беляниново Московской области
2014 - Головенькина, Алла Николаевна, учитель биологии, школа № 1 (Нурлат, Татарстан)
2015 - Кочережко, Сергей Сергеевич, учитель истории и обществознания, гимназия № 1 (Самара)
2016 - Шагалов, Александр Михайлович, учитель русского языка и литературы, школа № 7 им. Г. К. Жукова (Армавир)

Задания для конкурсантов в 2019 году

Основные этапы конкурса – два тура. На заочном этапе создается интернет-ресурс с написанием эссе на тему «Я — учитель». Участник конкурса должен продемонстрировать свои способности в использовании информационных технологий в своей профессиональной деятельности.

Интернет-ресурс должен быть информативным, удобным и современным. Также жюри учитывает наличие и эффективность обратной связи. Что касается эссе, в нем раскрывается свое понимание профессии «учитель», где указывают актуальные проблемы в образовании и пути их решения.

Комиссия будет оценивать грамотность, актуальность и оригинальность изложенного материала. Из очных туров выделяют 3:

  1. Первый тур – проводится методический семинар и урок: для семинара участник готовит презентацию, в которой рассказывает о своем опыте в данной деятельности, своих подходах в обучении. Затем 20 минут жюри беседует и задает вопросы конкурсантам. На открытом уроке жюри также задает вопросы в течение 10 минут. Тема открытого урока становится известной за 2 дня до начала тура.
  2. Второй тур – «учитель мастер» включает не только мастер-класс, который длится 20 минут, но и общение с жюри. На педагогическом совете принимают участие по 5 конкурсантов, отобранных путем жеребьевки. У каждого совета есть своя тема. Сам совет длится 45 минут. Цель такого проекта – умение конкурсантов работать в команде. Для этого у конкурсантов есть время на подготовку – 6 часов.
  3. Третий этап – «учитель-лидер». Этот этап считается самым сложным. Его проводят в Совете Федерации либо Думе.

Участники конкурса считают, что он проводится в напряженном графике – 10 дней. К концу конкурса сложно учителям поддерживать заданный темп. В конце конкурса все уроки и мастер-классы размещают на официальном сайте.

Награждение победителя 2019

Победа в этом конкурсе значимое событие не только для участника, но и его школы и региона, где он проживает. В следующем году принимать конкурсантов будет именно город победителя. Все участники получают грамоту либо ценный подарок с учетом занятого места. Победителя первого этапа поощряются грамотой, а 2 и 3 – призами.

Награждение финалистов и вручение хрустальных пеликанов будет проводиться под руководством Садовничего Виктора Антоновичка, который является ректором МГУ. Лучший участник будет приглашен на работу в МГУ и в Кремль.