Честь и честное достоинство сильнее всего. Не сильные лучше, а честные наша трибуна. Л. Пантелеев «Честное слово»

Сочинение

«Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство — сильнее всего» Эти слова Ф. М. Достоевского подтверждают судьбы героев романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Петр Гринев и Алексей Швабрин — дворяне по происхождению, офицеры, присягавшие на верность государыне. Казалось бы, они были воспитаны на одних и тех же нравственных принципах и должны вести себя одинаково: благородно, достойно, храбро. Но жизненные обстоятельства заставляют каждого их них проявить свою истинную сущность.

Швабрин, ставящий на первое место свою выгоду, эгоистичные трусливые интересы, в трудную минуту не задумываясь переходит на сторону Пугачева. В страхе за свою жизнь он забывает обо всем, в чем клялся перед государыней и Библией.

В стане Пугачева этот человек становится одним из командующих. Но это не помогает ему, потому что трусливая и подлая натура Швабрина не вызывает уважения ни у Пугачева, ни у его соратников. Судьба героя заканчивается плачевно, ибо истинное уважение вызывает лишь честность и чувство собственного достоинства.

Это мы видим на примере образа Петра Гринева. Нельзя сказать, что этот герой не испытывал страха и не знал сомнений. Но благородство и сила характера не позволили Гриневу предать свои принципы. Даже перед свирепым Пугачевым Петр говорит правду: «Нет, — отвечал я с твердостию. — Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».

Такой ответ вызывает уважение у самозванца. Он отпускает Гринева в Оренбург, более того, позже он помогает молодому человеку воссоединиться с его возлюбленной.

Таким образом, русская литература учит нас, что только честь и чувство собственного достоинства могут помочь человеку выстоять и выйти победителем из любых жизненных ситуаций, какими бы трудными и опасными они ни были.






Честь это достойные уважения и гордости моральные качества личности, это доброе имя человека, его незапятнанная репутация и т. п. Если человек держит своё слово, не предаёт друзей, не изменяет своим моральным принципам, всегда приходит на помощь слабым, то о нём говорят «человек чести». Эти моральные качества присущи не только генералу, офицеру, но и гражданскому человеку.


Для разминки из-за парт Поднимаемся. На старт! Бег на месте. Веселей И быстрей, быстрей, быстрей! Делаем вперёд наклоны – Раз – два – три – четыре – пять. Мельницу руками крутим, Чтобы плечики размять. Начинаем приседать - Раз – два – три – четыре – пять. А потом прыжки на месте, Выше прыгаем все вместе. Руки к солнышку потянем. Руки в стороны растянем. А теперь пора учиться. Да прилежно, не лениться


Л.Н. Толстой «Косточка» Важнейшее из человеческих усилий – стремление к нравственности. От него зависят наша внутренняя устойчивость и само наше существование. Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни. А.Энштейн Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек» Старик с ребенком (Дедушка и внучек). Париж, Лувр Доменико Гирландайо.


Достоинство это осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе. Достоинство стало правом каждого человека на нравственное уважение. Это означает, что независимо от возраста, пола, национальности, богатства и всего прочего человек достоин уважения за то, что он морален: честно живёт, отличает добро от зла, не совершает безнравственных поступков, способен быть справедливым. В достоинстве выражено представление людей о равенстве. Задача каждого человека не унижать достоинство других и не терять собственного. Достоинство помогает человеку быть уверенным в себе, осознавать собственную ценность. О человеке, который ведёт себя сдержанно, вежливо, спокойно, говорят: «Это достойный человек». Достоинство позволяет избегать взаимных обид.




Блокадный Ленинград. Люди умирают от голода. Суточная норма по карточке 125 гр. Хлеба на половину с целлюлозой. Мальчик, получивший хлеб по своей карточке вдруг увидел, что одна женщина, уходя из магазина, уронила свою карточку. Оглянувшись вокруг, украдкой, поднял карточку. И, встав последним в очередь, получил еще порцию хлеба. Окрыленный шел домой, с радостью рассказал об этом случае маме. С нетерпеньем ждал похвалы, но услышал: «Лучше бы ты умер». Блокадный Ленинград. Отрывок из воспоминаний.



Домашнее задание Вопросы и задания учебника стр Как вы понимаете пословицу «Береги платье снову, а честь смолоду»? 2.Какие поступки известных вам героев книг, сказок, кинофильмов соответствуют понятиям чести и достоинства? 3.Назовите спортсменов, которые защищают честь нашей страны на международных соревнованиях?

Ответ 9, 4, 3, 8

Основные проблемы:

1) Проблема сохранения в современном мире по­нятия «честь». (Каково современное представле­ние о чести? Что означает слово «честь» для современного человека? Устарело ли это понятие?)

2) Проблема верности своему слову. (Как соотно­сятся верность своему слову и чувство чести?)

Чувство чести - это чувство собственного до­стоинства, которое не может устареть.

2) Для порядочного человека важно быть честным прежде всего перед самим собой, хранить вер­ность своему слову, в этом проявляется его чувс­тво чести.

Пример сочинения :

Автор текста поднимает одну из актуальных проблем: каково нынешнее толкование понятия чести в современном обществе? Существует ли оно вообще, или давно устарело, вышло из оборота, и было заменено на такие простые и понятные человеку XXI века термины, как, например, «принципиальность».

Точка зрения автора прослеживается без труда. Он не верит в то, что честь, воплощающая в себе все положительные нравственные черты человека – честность, благородство, достоинство, чистоту помыслов, доблесть и отвагу - может исчезнуть, ведь это качество дается человеку априори. И то, как он поступит с этим даром – сохранит его или распылит, обменяет на что-то другое, зависит только от него.

В качестве яркого примера приводится действительно показательный поступок А.П. Чехова, который, дабы не уронить своего достоинства и не пойти против собственного слова и собственного голоса, отданного в пользу талантливого писателя М. Горького, отказался от звания почетного академика.

Позиция автора мне понятна и близка. Действительно, представление о чести и достоинстве не может устареть, оно существует вне времени. Во все века существовали люди, которые отстаивали свою честь и действовали согласно голосу совести, и если давали слово, то обязательно его исполняли. Примером могут служить знаменитые герои А. Дюма – благородные мушкетеры, не на пустом месте возникло и такое понятие, как «слово дворянина».

С другой стороны, со времен Цицерона дошла до нас крылатая фраза «О времена, о нравы!» Вероятно, и в то далекое время проблема чести, достоинства, твердости данного слова и нравственных идеалов была актуальна, и в те мудрые века существовали люди, далекие от этих моральных ценностей.

Что касается популярного в настоящее время термина «принципиальность», то им нельзя заменить понятие чести, поскольку он может иметь и отрицательное значение. Приведем мрачный пример: у киллера есть свои принципы отбора жертв – он не трогает женщин и детей. И, тем не менее, он далек от искомого идеала - человека чести, человека слова. Честь – это те действия человека, которые позволяют ему находиться в согласии со своей совестью.



http://sergvelkovelli.com/category/testy/po-russkomu-yazyku/variant-13

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

Честь

ж. внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Человек с честью, незапятнанной чести. По чести, уверяю вас честью, заверенье, утвержденье. Поступок несовместный с честью. Чести к коже не пришьешь, коли нет. Знал бы ты честь, посовестился бы.

Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» Ф. М. Достоевский

Л. Пантелеев «Честное слово»

«Честное слово», Пантелеев: краткое содержание, начало Начинается рассказ с того, что автор говорит о том, что он даже не успел узнать у мальчика, с которым он случайно встретился, его имя. Автор запомнил, что это был ребёнок лет 7-8, с веснушками на носу. Повествование идёт от первого лица. Леонид Пантелеев рассказывает, что как-то он пошёл в парк на Васильевском острове и зачитался там интересной книгой. Потом он услышал вдали звон колокольчика и понял, что это сторож приглашает запоздавших посетителей на выход. Уже начало смеркаться. Быть может, те, кто не читали это произведение, сейчас подумали, почему назвал свой рассказ «Честное слово» Пантелеев? Краткое содержание скоро ответит на этот вопрос.



Когда писатель встал со скамьи и пошел к выходу, то услышал тихий детский плач. Он пошёл на звук и увидел маленького мальчика, тот стоял около небольшого здания и плакал. Пантелеев спросил, почему ребенок плачет и не идёт домой? Мальчик сказал, что он не может, так как стоит на часах. Ребёнок рассказал, что большие мальчики позвали его играть в войну и сказали, что он должен охранять склад. Главный герой пообещал им - он никуда не уйдёт и дал честное слово. Пантелеев, краткое содержание рассказа ответили на вопрос, который интересовал читателя с самого начала. Вот почему назвал так свой рассказ автор. Парень сказал, что теперь ему может разрешить покинуть свой пост только военный. Тогда писатель побежал в сторону ворот, чтобы найти такого человека.

За воротами парка он увидел майора, который собирался сесть в трамвай. Пантелеев быстро объяснил ему ситуацию, и два взрослых человека побежали в сад на помощь ребёнку. Малыш по-прежнему тихонько плакал, но так и не покинул свой пост, ведь он дал честное слово. Он хотел кушать, устал, но чувство долга было сильнее. Главная мысль рассказа – это несомненное чувство долга, верность своему слову, сила духа.

Майор сказал ребёнку, что приказывает тому покинуть свой пост. Мальчик посмотрел на него и, когда понял, что тот действительно является военным, то ответил радостно, что он сержант и понял приказ. Все трое успели покинуть сад перед тем, как сторож запер его. Мальчик сказал, он не боится и сам добежит до дома. В этом не приходится сомневаться. Такому человеку действительно ничего не страшно. Автор не сомневается - из такого ребёнка вырастет отличный человек. Интересный рассказ написал Леонид Пантелеев. «Честное слово» учит верности своему обещанию, мужеству, героизму.

С. Маршак. «Рассказ о неизвестном герое»

Многие парни
Плечисты и крепки,
Многие носят
Футболки и кепки.
Много в столице
Таких же
Значков.
К славному подвигу
Каждый
Готов!

21 сентября состоялась Московская премьера одного из самых ожидаемых фильмов года – киноленты «Дуэлянт». В этот же день в отеле «Ритц-Карлтон» была проведена пресс-конференция, в ходе которой прошло конструктивное обсуждение картины с создателями и исполнителями главных ролей.

В пресс-конференции приняли участие: режиссёр и автор сценария Алексей Мизгирёв, продюсеры Александр Роднянский, Сергей Мелькумов и Глеб Фетисов, исполнители главных ролей – Пётр Фёдоров, Владимир Машков, Юлия Хлынина, Мартин Вуттке и Франциска Петри.

Синопсис:

Отставной офицер Яковлев (Пётр Фёдоров) стреляется на дуэлях, по договоренности представляя одного из противников – российский дуэльный кодекс позволял замену дуэлянта. Яковлев стреляется за деньги, однако единственное, что для него по-настоящему важно – его собственная честь. Прошлое его драматично. Он был публично унижен. Ему грозила позорная смерть, но Яковлев смог выжить. После долгих лет ссылки и скитаний он возвращается в Санкт-Петербург, ведомой единственной целью – отомстить всем виновным в своих несчастьях и вернуть поруганную честь.

«Дуэлянт» - это приключенческий фильм с элементами триллера, мистики и мелодрамы, в ее основе – дуэль – ритуал защиты чести, с присущим ему жесткими правилами и порядками, третий фильм российского производства в формате IMAX, после «Сталинграда» и «Экипажа».

В отличие от европейской традиции, русская дуэль всегда была не просто поединком двух противников, но, скорее, спором с фортуной, а иногда и вызовом высшей силе, Провидению.

Яковлев – персонаж, бесстрашно бросающий вызов судьбе и во многом наследующий традиции романтического героя, созданного русской литературой.
Важной особенностью «Дуэлянта» станет необычный предметный и костюмный мир фильма. Санкт-Петербург середины 19-го века – это европейская столица, мультикультурное и многоязычное пространство, в котором люди с легкостью переходят с одного языка на другой. С дворцами и дворянским обществом имперской столицы будет соседствовать таинственный и экзотичный мир алеутов, населявших Крайний север России.

Режиссёр и автора сценария Алексей Мизгирев ярко зарекомендовал себя как режиссер в авторском кинематографе. Его первый фильм, «Кремень», получил в 2007 году сразу два приза: за «Лучший дебют» и за «Лучший сценарий» на фестивале «Кинотавр». Следующий фильм, «Бубен, барабан», был отмечен наградой за «Лучшую режиссуру» на международном фестивале в Локарно, а фильм «Конвой» участвовал в основном конкурсе кинофестиваля в Берлине.

В сценарий, написанный Мизгирёвым, поверил один из самых успешных продюсеров, активно развивающих российский кинематограф - Александр Роднянский.

Как рассказывает сам Роднянский:

«Дуэлянт» - абсолютно зрительский фильм. Это драматичная, увлекательная, эмоциональная история с неожиданным и сильным героем, способная тронуть современную аудиторию. Новейший технологический инструментарий, масштаб производства и точность проработки деталей эпохи – от мебели и костюмов до оружия и причесок – позволит фильму погрузить зрителя в атмосферу России середины 19-го века и пережить настоящее приключение. Эта картина пронизана национальным культурным кодом и именно поэтому она вышла на русском языке, хотя обсуждался вариант англоязычного производства, мы от него отказались. Права на мировой прокат ленты приобретены компанией Columbia Pictures, которая будет принимать решение о выходе на различные рынки. Интерес на ряде территорий очень велик»

«Дуэлянт» – это фильм про людей, которые защищают свою честь. Сегодня граждане привыкли пропускать унижения чести. Кто как может терпит и идет дальше. В 19 веке дворянин знал, что честь – это не какое-то формальное приложение ко всей остальной жизни. Честь сущностно необходима для жизни, это то, как ты относишься к себе, и как позволяешь относиться к себе окружающим. Ценность чести была куда больше, чем ценность жизни. Императоры запрещали дуэли, ведь дворяне жестоко уничтожали друг друга. Дуэли были уголовно наказуемы. Но, тем не менее, поединки не прекращались. Честь была важнее царя.

Вопрос чести - это важная, вневременная вещь, связанная с пониманием человеком самого себя. И если сейчас люди в большой степени думают об успехе, и в меньшей степени о том, как они его добиваются, это не всегда показывает, что потеряно ощущение чести. Эта картина не про XIX век, а про то, как должен чувствовать себя человек, у которого отобрали самое главное, что у него есть: свою собственную личность»

Исполнитель главной роли, Пётр Фёдоров:

" Самая интересная материя фильма, которая задаёт вопрос: Что бы мы сделали, если бы… Есть магнетическая сила, которой обладает персонаж Яковлева. Я абсолютно горд не только за нас, но и за всю страну, что у нас есть такая картина, как "Дуэлянт". Было очень приятно представлять ее в Торонто и не пытаться делать вид, что мы немного круче, чем есть на самом дел».

Владимир Машков, исполнитель роли графа Беклемишева:

"Самые настоящие злодеи - очень искренние люди. То есть должен так скрыть свое злодейство даже от себя, чтобы все были уверены в его правоте. И вот это, наверно, самое сложное - найти эту искренность. Любовь - такое неопознанное чувство, что она может спрятать честь, защитить, укрыть или наоборот, воодушевить человека бороться за свою честь! Это было для меня очень увлекательное путешествие в какой-то другой мир, придуманный этими в крайней степени талантливыми людьми. Когда рядом талантливые люди, ты видишь, куда тебе надо двигаться "

Немецкий актер и театральный режиссер Мартин Вуттке о своей роли и о картине:

«К роли барона меня готовил режиссер Алексей Мизгирев, который точно рассказывал, что это за образ, и был очень конкретным в своих ожиданиях. О времени, в котором разворачиваются события, я довольно много знал. Петербург – это город международный, немцы в XIX веке играли очень важную роль в Петербурге. Встреча в процессе съемок с другим Петербургом, не из путеводителя, было очень интересно"

Создателям «Дуэлянта» удалась невероятно сложная задача: тонко и чутко синхронизировать визуальную зрелищность жанрового блокбастера с многослойной драматургией, глубинной аллегорией и детальным воплощением природы человеческой личности, что преимущественно прерогатива авторского кинематографа. «Дуэлянт» разрушил барьерный стереотип между авторским и жанровым кино.

Разумеется, в первую очередь это заслуга Алексея Мизгирёва, сумевшего интегрировать и аккумулировать исторические факты, многогранных персонажей и захватывающую историю.

После просмотра картины испытываешь многоликую гамму чувств и невероятную гордость за Российское кино, которое вопреки всем преградам и прогнозам живёт и развивается в своём, уникальном стиле!

В хороших русских фильмах нет чёрно-белых «штампов» и однобоких «шаблонов» вроде «добрый - злой», зато есть Характеры и Личности! «Дуэлянт» - яркое тому подтверждение, не заимствованная «калька», а Русская История и Дворянская Честь!

Вспомнилась фраза из уже легендарного фильма о Гардемаринах: «Честь – это твоё Достоинство, как ты его понимаешь! И если ты видишь неуважение Достоинства своей Личности, то это надобно пресечь, потому что Жизнь наша принадлежит Родине, а Честь - никому!»

Вопросы Чести актуальны всегда, спасибо создателям «Дуэлянта», что так искусно их интегрировали в зрелищный кинематограф!

Как тонко заметил великий русский классик Фёдор Достоевский: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство - сильнее всего!»

И сейчас, в 21 веке нам иногда не помешало бы окунуться в прошлое – например, в век 19, вспомнить Законы Чести, Дуэльный Кодекс и Дворянский Устав. А вот хотели бы мы вернуть Дуэли в нашей эпохе? Едва ли… Но после просмотра этого фильма Каждый решит сам…