Поведение и его структура. Понятие «организационного поведения», его структура и теоретические предпосылки изучения. Виды трудового поведения

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

К числу ведущих категорий социологии труда относятся социальное поведение и его модификации — трудовое, экономическое, организационное, функциональное, коммуникационное, производственное, демографическое, нормативное и девиантное. В них отражены свойства основных субъектов социальной жизни: личности, группы, коллектива. Социальное поведение — производный компонент социальной среды, который преломляется в субъективных характеристиках и актах действующих лиц, а также результат субъективной детерминации человеческой активности.

В этом смысле социальное поведение можно понимать как процесс целенаправленной активности в соответствии со значимыми интересами и потребностями человека. Оно, с одной стороны, сложнейшая система адаптации личности к разнообразным условиям, способ функционирования в системе конкретного социума. С другой — активная форма преобразования и изменения социальной среды в соответствии с объективными возможностями, которые человек самостоятельно проектирует и открывает для себя, сообразуясь со своими собственными представлениями, ценностями и идеалами. Разновидностью социального поведения является трудовая деятельность и трудовое поведение.

Необходимо разграничить эти понятия. Трудовая деятельностъ это жестко фиксированный во времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций, совершаемых людьми, объединенными в производственной организации. Трудовое поведение это индивидуальные и групповые действия, показывающие направленность и интенсивность реализации человеческого фактора в производственной организации. Это сознательно регулируемый комплекс действий и поступков работника, связанных с совпадением профессиональных возможностей и интересов с деятельностью производственной организации, производственного процесса.

Структуру трудового поведения можно представить следующим образом:

— циклически повторяющиеся действия, однотипные по результату, воспроизводящие стандартные статусно-ролевые ситуации или состояния;

— маргинальные действия и поступки, которые формируются в фазах переходного состояния от одного статуса к другому;

— поведенческие схемы и стереотипы, часто встречающиеся образцы поведения;

— действия, в основе которых лежат рационализированные смысловые схемы, переведенные в план устойчивых убеждений;

— акции, совершаемые под диктатом тех или иных обстоятельств;

— спонтанные действия и поступки, спровоцированные эмоциональным состоянием;

— осознанное или неосознанное повторение стереотипов массового и группового поведения;

— действия и поступки как трансформация влияния других субъектов, применяющих различные формы принуждения и убеждения.

Трудовое поведение можно дифференцировать по следующим критериям:

1. по предметно-целевой направленности, т. е. по тому, на что оно направлено;

2. по глубине пространственно-временной перспективы достижения определенной цели;

3. по контексту трудового поведения, т. е. по комплексу относительно устойчивых факторов производственной среды, субъектов и систем коммуникации, во взаимодействии с которыми развертывается все многообразие поступков и действий;

4. по методам и средствам достижения конкретных результатов в зависимости от предметно-целевой направленности трудового поведения и его социокультурных образцов;

5. по глубине и типу рационализации, обоснования конкретной тактики и стратегии трудового поведения и т.д.

Итак, трудовое поведение:

1) отражает функциональный [алгоритм производственного процесса, представляет собой поведенческий аналог трудовой деятельности;

2) является формой приспособления работника к требованиям и условиям технологического процесса и социального окружения;

3) выступает динамическим проявлением социальных стандартов, стереотипов и профессиональных установок, которые интернализованы индивидом в процессе социализации и конкретного жизненного опыта;

4) отражает характерологические черты личности работника;

5) есть определенный способ и средство воздействия человека на окружающую его производственную и социальную среду.

Виды трудового поведения, механизм регулирования

В специализированной литературе можно встретить различные классификации видов трудового поведения. Это зависит от того, что берется за ее основание. Соответственно этому.можно предложить различные виды трудового поведения:

Основания классификации

Виды трудового поведения

1. Субъекты поведения

Индивидуальное, коллективное

2. Наличие (отсутствие) взаимодействия

Предполагающее взаимодействие, не предполагающее взаимодействие

3. Производственная функция

Исполнительское, управленческое

4. Степень детерминированности

Жестко детерминированное, инициативное

5. Степень соответствия принятым нормам

Нормативное, отклоняющееся от нормативов

6. Степень формализации

Установленное в официальных документах, неустановленное

7. Характер мотивации

Ценностное, ситуативное

8. Производственные результаты и последствия

Позитивное, негативное

9. Сфера осуществления поведения

Собственно трудовой процесс, построение отношений на производстве, создание трудовой атмосферы

10. Степень традиционности поведения

Сложившиеся виды поведения, зарождающиеся виды, в том числе в форме реакции на различные социально-экономические акции

11. Результаты и последствия с точки зрения человеческих судеб

Соответствующие желаемым образцам трудовой жизни, не соответствующие

12. Степень реализации трудового потенциала

Не требующие изменения достигнутой степени реализации трудового потенциала, вызывающие необходимость значительной мобилизации различных компонентов трудового потенциала (как совокупности качеств работника)

13. Характер воспроизводства трудового потенциала

Предполагающие простое воспроизводство трудового потенциала, требующие расширенного воспроизводства трудового потенциала

Виды трудового поведения практически трудно ограничить этим перечнем. Для выявления степени осуществления традиционных позитивных видов поведения в социологические опросы, как правило, включается блок вопросов, отражающих производственные требования к работнику и соответствующих сложившемуся представлению о «хорошем» или «плохом» работнике. Так в ходе социологического опроса рабочих обычно ставится задача обнаружить стремление и сам факт проявления социально одобренного поведения по следующим признакам:

— выполнение и перевыполнение норм выработки;

— повышение качества своей работы и продукции;

— рационализаторская и изобретательская деятельность;

— точное соблюдение требований технологии производства;

— экономия сырья, топлива, электроэнергии;

— забота о машинах и механизмах;

— повышение квалификации и деловых качеств и т.д. Все эти виды поведения можно отнести к исполнительскому. К управленческому поведению традиционно относят участие рабочих в управлении производством, в обмене опытом и т.д. Безусловно, при характеристике трудового поведения необходимо проявлять гибкость.

Трудовое поведение формируется под влиянием различных факторов: прежде всего социальных и профессиональных характеристик работников, условий работы в широком смысле слова (включая условия труда и быта на производстве, оплату труда и т.д.), системы норм и ценностей, трудовых мотиваций. Оно направляется личными и групповыми интересами людей и служит удовлетворению их потребностей.

Существует множество факторов, которые влияют на поведение человека в организации. При устройстве на работу как сам кандидат на определенную должность в организации, так и работодатель, оговаривают своего рода контракт относительно взаимных ожиданий. Работодатель ожидает выполнения стандартных функций, решения стандартных задач и, соответственно, поведения сотрудника, соответствующего этим стандартам. В свою очередь сотрудник ожидает получения заслуженного вознаграждения, получения посильных задач, обеспечения всеми необходимыми ресурсами, включая оборудование, обучение, эффективное руководство. Однако не всякий человек в состоянии соблюдать стандарты, тем более не всякий человек оказывается в состоянии найти творческое решение нестандартной задачи в условиях неопределенности. Для того чтобы понимать, что движет человеком при принятии решения и осуществлении действия, необходимо понимать, что влияет на его поведение. Прежде чем приступить к выяснению структуры индивидуального поведения, нам необходимо определить основные понятия , которые используются для описания человеческого поведения.

Индивид - конкретный человек со всеми его индивидуальными особенностями

Личность - совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий человека, сложившихся в процессе его развития и определяющих его поведение.

Субъект - источник целесообразной деятельности. Обладатель способностей ставить цели, определять средства достижения целей, планировать и осуществлять действия

Индивидуальность - совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого, его неповторимость, уникальность

На поведение человека оказывает влияние множество факторов. Среди основных можно выделить следующие факторы:

Наследственные факторы .

Социо-культурные факторы . Это факторы, которые влияют на человека со стороны окружающей среды. К ним можно отнести внешние факторы, влияющие на поведение человека, такие как :

o социальное происхождение;

o культурное окружение;

o профессиональный опыт;

o экономическая ситуация;

o опыт общения.

Нравственные факторы . Это разделяемые ценности и нормы поведения. В структуре личности они играют основополагающую, ключевую роль, поскольку являются для человека законом, объективными факторами его поведения. Появляются нормы и ценности через социализацию индивида, через освоение культурных образцов и ориентиров.

Формирование структуры поведения. Структура личности человека не является застывшей, законченной структурой. Скорее ее можно описать как динамическую систему, которая постоянно меняется под воздействием внутренних и внешних факторов. Очень часто психологи говорят о том, что основная особенность здоровой личности заключается в адаптивном поведении , в поведении, ориентированном на удовлетворение своих потребностей в существующих условиях. Помимо развития физиологических особенностей, у человека к зрелому возрасту развивается способность обучаться новому. Называется этот процесс научением .

Теория характерных черт объясняет поведение человека в зависимости от них: медлительный - подвижный, умный - глупый и т.п. Очень часто причины поведения человека определяются тем, какими факторами вызвано это поведение - внутренними (находятся под личным контролем человека) или внешними (находятся под влиянием внешних обстоятельств, являются элементами объективно сложившейся ситуации).

Внешние и внутренние регуляторы определяют следующие характеристики поведения человека:

- Характерность - если поведение повторяется в различных внешних обстоятельствах, то оно является чертой личности человека. Если поведение меняется в зависимости от внешней ситуации, то оно обусловлено внешними причинами

- Согласованность - если поведение в определенной ситуации является всеобщей стандартной реакцией, то следует говорить о согласованности поведения

- Непротиворечивость - последовательность поведения человека, стабильное или, наоборот, хаотическое отношение к собственному поступку говорит о непротиворечивости (или противоречивости) человека

Процесс формирования ролей в коллективе.

Отношения в коллективе порождают возникновение определенных производственных ролей. Роль предопределяет, как нужно вести себя по отношению к другим и что можно ожидать от них. С ролью всегда связываются определенные права, обязанности и ожидания, и индивид, не оправдывающий их, подвергается санкциям, а оправдывающий - поощрению. Разные люди часто имеют различные ценности, представления об одной и той же роли и неодинаково ведут в ней себя.

Роли в коллективе подразделяются на:

- производственные (функциональные и социальные)

- межличностные.

Производственных ролей специалисты выделяют восемь, получивших своеобразные названия: энтузиаст, искатель выгод, исполнитель и помощник.

«Координатор» обладает наибольшими организаторскими способностями и становится обычно в силу этого руководителем коллектива независимо от своих знаний и опыта. Его главная обязанность - уметь работать с теми, кто такими знаниями и опытом обладает, и направлять их активность на достижение поставленных целей.

«Генератор идей» , как правило, самый способный и талантливый член коллектива. Разрабатывает варианты решения любых стоящих перед ним проблем, но в силу своей пассивности, несобранности и т.п., не способен реализовать их на практике.

«Контролер» сам творчески мыслить не способен, но вследствие глубоких знаний, опыта, эрудиции может должным образом оценить любую идею, выявить ее сильные и слабые стороны, подтолкнуть других к работе по ее дальнейшему совершенствованию.

«Шлифовальщик» обладает широким взглядом на проблему и поэтому при необходимости умеет «увязать» ее решение с другими задачами коллектива.

«Энтузиаст» - самый активный член коллектива; он увлекает своим примером окружающих на действия по реализации поставленной цели.

«Искатель выгод» - посредник во внутренних и внешних отношениях, придающий определенное единство действиям членов коллектива.

«Исполнитель» добросовестно реализует чужие идеи, но нуждается при этом в постоянном руководстве и подбадривании.

«Помощник» - человек, который лично ни к чему не стремится, довольствуется вторыми ролями, но готов всегда оказать содействие другим в работе и в жизни.

Могут иметь место также вспомогательные роли (например, «шут» ).

Считается, что коллектив будет нормально функционировать при полном распределении и добросовестном исполнении перечисленных ролей. Если его членов окажется меньше восьми, то кому-то придется одновременно играть две и более роли, что неминуемо приведет к возникновению конфликтов. Это обстоятельство является одной из причин недостаточной устойчивости небольших коллективов. Поэтому предпочтительнее коллективы, насчитывающие в своих рядах 10-12 человек, в которых внутреннее равновесие достигается гораздо легче, но при дальнейшем росте числа членов они становится менее управляемым.

По ролям, связанным с межличностными отношениями, членов коллектива обычно делят на

- ведущих - предпочитаемые («звезды», авторитетные, честолюбивые, чем-то иным привлекательные для окружающих);

- ведомых - все остальные, включая не предпочитаемых, с которыми сотрудничают только вынужденно и делают их ответственными за все.

С точки зрения отношения к группе и ее нормам выделяются:

- конформисты (сознательные и нецелесообразные, т.е. соглашающиеся для виду);

- нонконформисты (согласные с позицией группы, но выступающие против по внешним причинам);

- негативисты (не признающие мнения группы, в том числе и с ущербом для себя, часто из-за духа противоречия).

Члены коллектива могут быть активными или пассивными , инертными, с низкими установками, нуждающимися в подчинении.

Степень признания, которой группа наделяет своих членов, получила название престиж. В соответствии с уровнями на этой шкале люди разделяются на ряд социальных позиций, каждой из которых присущи свои нормы поведения и ожидания. Престижная позиция динамична и не закрепляется за человеком навсегда, поэтому он может перемещаться по шкале престижа. Престиж может быть:

- личным , основанным на индивидуальных чертах;

- функциональным , связанным с полномочиями в организационной иерархии;

- позиционным - на основе синтетической оценки.

Социограмма коллектива.

В традиционной схеме формирования коллектива сначала создается организационная структура, затем она «заполняется» людьми, отношения между которыми складываются стихийно, что является далеко не оптимальным. Сформировавшиеся симпатии и антипатии трансформируются в предпочтения, отражающие желание и нежелание окружающих сотрудничать с данным лицом. Выделение личностей или групп, желающих сотрудничать, разрабатывается на основе одного из вариантов социо-графического метода.

  • Гончарова Ю.А. Возрастная анатомия, физиология и гигиена (Документ)
  • Картышева С.И. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена (Документ)
  • Шпоры-Тест-экз Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи (Шпаргалка)
  • Ермасова Н.Б. Деньги, кредит, банки. Ответы на экзаменационные вопросы (Документ)
  • Панина З.И. Возрастная анатомия и физиология (Документ)
  • Ответы на экзаменационные вопросы по истории искусств (Шпаргалка)
  • Ответы на вопросы по дисциплине Теоретические основы теплотехники (техническая термодинамика) (Шпаргалка)
  • Ответы на экзаменационные вопросы (Документ)
  • Горбунова М.Ю. Социология. Ответы на экзаменационные вопросы (Документ)
  • Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. Часть 2 (Документ)
  • Шпоры по дисциплине Гидропневмопривод (Шпаргалка)
  • n1.docx

    Выделение в онтогенезе

    Почки новорожденного имеют признаки морфологической и функ-циональной незрелости. Диаметр клубочков небольшой, извитые ка-нальцы невелики, а петли Генле недоразвиты. Количество же клубоч-ков на единицу поверхности у новорожденного в 5-7 раз больше, чем у взрослого. Это позволяет почкам ребенка поддерживать водно-со-левой гомеостаз, но только при условиях покоя организма и при сба-лансированном питании и водопотреблении. В экстремальных ситуа-циях, например при некоторых заболеваниях, детские почки менее надежны, чем взрослые, что может привести к сдвигам гомеостаза. В возрасте от 1 года до 3 лет выделительная функция развивается про-порционально увеличению размеров тела. Работа почек становится более эффективной, но система выделения по уровню развития еще отстает от системы выделения взрослого человека.


    1. Поведение, его компоненты, структура. Формы поведения. Роль генотипа и среды в организации поведения ребенка.

    2. Рефлекторная теория поведения. Характеристика безусловных и условных рефлексов. Торможение условных рефлексов, виды, становление в процессе онтогенеза.

    Высшая нервная деятельность выделяется среди других физиоло-

    гических функций тем, что она связана с явлениями психической

    жизни человека. В то время как низшая нервная деятельность осуще-

    ствляет рефлекторную регуляцию внутреннего состояния и функцио-

    нирования различных частей организма, высшая нервная деятельность

    обеспечивает целесообразность поведения в меняющихся условиях

    жизни: обучение и формирование сознания. Высшая нервная дея-

    тельность развивалась на основе физиологического механизма обра-

    зования временных связей.

    Рефлекторные реакции, которые могут обеспечить существование

    организма лишь при относительном постоянстве окружающей среды,

    получили название безусловных рефлексов. А так как условия сущест-

    вования организма очень сложны и изменчивы, то приспособление

    его к среде должно обеспечиваться при помощи другого вида реак-

    ций, которые позволили бы организму адекватно реагировать на все

    изменения окружающей среды. Такими реакциями являются услов-

    ные рефлексы. Условный рефлекс представляет собой индивидуально

    приобретенные системные реакции человека, возникающие на осно-

    ве образования в центральной нервной системе временной связи ме-

    жду условным раздражителем и безусловно-рефлекторным актом.
    13.1. Виды условных рефлексов
    Для образования условных рефлексов необходимо, чтобы: дейст-

    вие условного раздражителя совпадало во времени с действием раз-

    дражителя, вызывающего безусловный рефлекс; условный раздражи-

    тель был физиологически более слабым, чем безусловный; действие

    условного раздражителя предшествовало действию безусловного. Услов-

    ный рефлекс может осуществляться только при нормальном состоянии

    коры головного мозга и при отсутствии посторонних раздражителей.

    Условный рефлекс характеризуется следующими признаками: он

    имеет приспособительный характер и делает поведение особенно

    пластичным, приспособленным к конкретным условиям; образуется при участии коры головного мозга; носит приобретенный характер

    и является индивидуальным; имеет сигнальный характер, т.е. всегда

    предшествует возникновению безусловного рефлекса.

    Выделяют следующие группы условных рефлексов:

    По подкреплению: положительные (подкрепляемые) и отрицатель-

    ные (тормозные, неподкрепляемые, которые не только не вызывают

    соответствующей реакции, но и тормозят ее);

    По биологическому значению: витальные (пищевые, оборонитель-

    ные, регуляции сна), зоосоциальные (половой, родительский, терри-

    ториальный), рефлексы саморазвития (исследовательский, игровой,

    имитационный);

    По особенностям подкрепления: рефлекс первого порядка, рефлекс

    второго порядка и т.д.;

    По качеству условного сигнала: экстероцептивные дистантные (зри-

    тельные, слуховые), экстероцептивные контактные (тактильные, вкусо-

    вые), интероцептивные (механические, температурные, осмотические;

    образуются медленнее, чем экстероцептивные, а ответная реакция

    более диффузная);

    По характеру условного раздражения: естественные (образуются на

    естественные признаки безусловного раздражения - запах пищи)

    и искусственные (на любые другие условные сигналы; вырабатывают-

    ся медленнее и разрушаются легче, чем естественные);

    По структуре условного сигнала: условный рефлекс на простой раз-

    дражитель (звонок, свет), условный рефлекс на последовательный

    комплекс раздражителей, условный рефлекс на цепь раздражителей;

    По соотношению во времени условного и безусловного раздражителя.

    совпадающие, отставленные, запаздывающие.
    13.2. Механизм замыкания условного рефлекса
    Структура условного рефлекса представляет собой временную связь,

    замыкающуюся в пределах коры между центром условного раздражи-

    теля и клетками коркового представительства безусловного рефлекса.

    Считается, что замыкание временной связи осуществляется вста-

    вочными нейронами коры, но механизм его выяснен недостаточно.

    Морфологическое объяснение предполагает, что во время образова-

    ния условного рефлекса происходит рост отростков нервных клеток,

    устанавливающих новые межклеточные связи. Функциональное объ-

    яснение предполагает повышенную проводимость существующих

    Синапсов. Ведущим фактором в возникновении временной связи условного рефлекса считается изменение синтеза белка в клетке. Со-

    вместное возбуждение многих нейронов отражается на структуре РНК,

    в которой кодируется сигнальное раздражение. Подтверждением это-

    го является наличие «химической памяти». Предполагают также, что

    след памяти закрепляется на молекулах ДНК, которая сохраняет его

    дольше, чем быстро синтезируемая РНК.
    13.3. Условно-рефлекторная деятельность

    В онтогенезе
    У плода выработать условный рефлекс невозможно. Даже у недоно-

    шенных детей условный рефлекс отмечается лишь в возрасте 1,5-2 ме-

    сяцев. У новорожденного ребенка к концу 1-й недели жизни возника-

    ет первый условный рефлекс на время кормления. За 30 мин до корм-

    ления у ребенка обнаруживается лейкоцитоз и усиление газообмена,

    затем ребенок просыпается. К концу 2-й недели появляется условный

    сосательный рефлекс на «положение для кормления». Затем образу-

    ются условные рефлексы на обонятельные и вкусовые раздражители,

    позднее - на кожно-тактильные и зрительные раздражители. Услов-

    ные рефлексы у новорожденных неустойчивы, вырабатываются зна-

    чительно труднее, чем у детей старшего возраста. В первом полугодии

    жизни условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем в период

    новорожденное™, и становятся более прочными. Условно-рефлек-

    торная деятельность в возрасте от года до 3 лет характеризуется не

    только выработкой отдельных условных рефлексов, но и формирова-

    нием динамических стереотипов, причем часто в более короткое время,

    чем у взрослых. У ребенка 2 лет вырабатывается огромное количество

    условных рефлексов на соотношение величины, тяжести, удаленности,

    окраски предметов. Этот вид условных рефлексов является основой

    понятий,- Системы условных связей, выработанные в это время, отлича-

    ются особой прочностью. Большинство из них сохраняет значение в те-

    чение всей жизни человека. В возрасте 3-5 лет совершенствуется услов-

    но-рефлекторная деятельность, увеличивается число динамических

    стереотипов. Возрастная группа 7-11 лет характеризуется быстрым

    упрочением условных рефлексов, их устойчивостью к внешним воздей-

    ствиям. В это время при образовании рефлексов на комплекс после-

    довательно действующих раздражителей условная реакция вырабаты-

    вается сразу на весь комплекс. В 12-18 лет существенно изменяется

    условно-рефлекторная деятельность подростков. В 13-15 лет ско- рость образования условных рефлексов на непосредственные (зри-

    тельные, звуковые и тактильные) раздражители возрастает, в то время

    как процесс образования условных рефлексов на словесные сигналы

    затруднен. В 17-18 лет нормализуется высшая нервная деятельность,

    организм считается созревшим.


    1. Коммуникативное поведение. Невербальное и вербальное коммуникативное поведение. Нейрофизиологические основы речевой деятельности. Развитие речи у детей.

    2. Ощущение, восприятие: нейрофизиологические механизмы, возрастные особенности.

    3. Нейрофизиологические механизмы внимания. Возрастные особенности внимания детей и подростков.

    4. Мотивация, эмоции, их роль в формировании поведения ребенка. Внешнее проявление эмоций у детей разного возраста. Роль положительных и отрицательных эмоций в процессе воспитания и обучения ребенка.

    5. Память, виды, нейрофизиологические механизмы. Возрастные особенности развития памяти у детей.

    6. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Характеристика основных типов высшей нервной деятельности. Особенности высшей нервной деятельности детей и подростков.

    7. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность ребенка к школе.

    Почки новорожденного имеют признаки морфологической и функ-циональной незрелости. Диаметр клубочков небольшой, извитые ка-нальцы невелики, а петли Генле недоразвиты. Количество же клубоч-ков на единицу поверхности у новорожденного в 5-7 раз больше, чем у взрослого. Это позволяет почкам ребенка поддерживать водно-со-левой гомеостаз, но только при условиях покоя организма и при сба-лансированном питании и водопотреблении. В экстремальных ситуа-циях, например при некоторых заболеваниях, детские почки менее надежны, чем взрослые, что может привести к сдвигам гомеостаза. В возрасте от 1 года до 3 лет выделительная функция развивается про-порционально увеличению размеров тела. Работа почек становится более эффективной, но система выделения по уровню развития еще отстает от системы выделения взрослого человека.

    33. Поведение, его компоненты, структура. Формы поведения. Роль генотипа и среды в организации поведения ребенка.

    34. Рефлекторная теория поведения. Характеристика безусловных и условных рефлексов. Торможение условных рефлексов, виды, становление в процессе онтогенеза.

    Высшая нервная деятельность выделяется среди других физиоло-

    гических функций тем, что она связана с явлениями психической

    жизни человека. В то время как низшая нервная деятельность осуще-

    ствляет рефлекторную регуляцию внутреннего состояния и функцио-

    нирования различных частей организма, высшая нервная деятельность

    обеспечивает целесообразность поведения в меняющихся условиях

    жизни: обучение и формирование сознания. Высшая нервная дея-

    тельность развивалась на основе физиологического механизма обра-

    зования временных связей.

    Рефлекторные реакции, которые могут обеспечить существование

    организма лишь при относительном постоянстве окружающей среды,

    получили название безусловных рефлексов. А так как условия сущест-

    вования организма очень сложны и изменчивы, то приспособление

    его к среде должно обеспечиваться при помощи другого вида реак-

    ций, которые позволили бы организму адекватно реагировать на все

    изменения окружающей среды. Такими реакциями являются услов-

    ные рефлексы. Условный рефлекс представляет собой индивидуально

    приобретенные системные реакции человека, возникающие на осно-

    ве образования в центральной нервной системе временной связи ме-

    жду условным раздражителем и безусловно-рефлекторным актом.

    13.1. Виды условных рефлексов

    Для образования условных рефлексов необходимо, чтобы: дейст-

    вие условного раздражителя совпадало во времени с действием раз-

    дражителя, вызывающего безусловный рефлекс; условный раздражи-

    тель был физиологически более слабым, чем безусловный; действие

    условного раздражителя предшествовало действию безусловного. Услов-

    ный рефлекс может осуществляться только при нормальном состоянии

    коры головного мозга и при отсутствии посторонних раздражителей.

    Условный рефлекс характеризуется следующими признаками: он

    имеет приспособительный характер и делает поведение особенно

    пластичным, приспособленным к конкретным условиям; образуется при участии коры головного мозга; носит приобретенный характер

    и является индивидуальным; имеет сигнальный характер, т.е. всегда

    предшествует возникновению безусловного рефлекса.

    Выделяют следующие группы условных рефлексов:

    по подкреплению: положительные (подкрепляемые) и отрицатель-

    ные (тормозные, неподкрепляемые, которые не только не вызывают

    соответствующей реакции, но и тормозят ее);

    по биологическому значению: витальные (пищевые, оборонитель-

    ные, регуляции сна), зоосоциальные (половой, родительский, терри-

    ториальный), рефлексы саморазвития (исследовательский, игровой,

    имитационный);

    по особенностям подкрепления: рефлекс первого порядка, рефлекс

    второго порядка и т.д.;

    по качеству условного сигнала: экстероцептивные дистантные (зри-

    тельные, слуховые), экстероцептивные контактные (тактильные, вкусо-

    вые), интероцептивные (механические, температурные, осмотические;

    образуются медленнее, чем экстероцептивные, а ответная реакция

    более диффузная);

    по характеру условного раздражения: естественные (образуются на

    естественные признаки безусловного раздражения - запах пищи)

    и искусственные (на любые другие условные сигналы; вырабатывают-

    ся медленнее и разрушаются легче, чем естественные);

    по структуре условного сигнала: условный рефлекс на простой раз-

    дражитель (звонок, свет), условный рефлекс на последовательный

    комплекс раздражителей, условный рефлекс на цепь раздражителей;

    по соотношению во времени условного и безусловного раздражителя.

    совпадающие, отставленные, запаздывающие.

    13.2. Механизм замыкания условного рефлекса

    Структура условного рефлекса представляет собой временную связь,

    замыкающуюся в пределах коры между центром условного раздражи-

    теля и клетками коркового представительства безусловного рефлекса.



    Считается, что замыкание временной связи осуществляется вста-

    вочными нейронами коры, но механизм его выяснен недостаточно.

    Морфологическое объяснение предполагает, что во время образова-

    ния условного рефлекса происходит рост отростков нервных клеток,

    устанавливающих новые межклеточные связи. Функциональное объ-

    яснение предполагает повышенную проводимость существующих

    синапсов. Ведущим фактором в возникновении временной связи условного рефлекса считается изменение синтеза белка в клетке. Со-

    вместное возбуждение многих нейронов отражается на структуре РНК,

    в которой кодируется сигнальное раздражение. Подтверждением это-

    го является наличие «химической памяти». Предполагают также, что

    след памяти закрепляется на молекулах ДНК, которая сохраняет его

    дольше, чем быстро синтезируемая РНК.

    13.3. Условно-рефлекторная деятельность

    в онтогенезе

    У плода выработать условный рефлекс невозможно. Даже у недоно-

    шенных детей условный рефлекс отмечается лишь в возрасте 1,5-2 ме-

    сяцев. У новорожденного ребенка к концу 1-й недели жизни возника-

    ет первый условный рефлекс на время кормления. За 30 мин до корм-

    ления у ребенка обнаруживается лейкоцитоз и усиление газообмена,

    затем ребенок просыпается. К концу 2-й недели появляется условный

    сосательный рефлекс на «положение для кормления». Затем образу-

    ются условные рефлексы на обонятельные и вкусовые раздражители,

    позднее - на кожно-тактильные и зрительные раздражители. Услов-

    ные рефлексы у новорожденных неустойчивы, вырабатываются зна-

    чительно труднее, чем у детей старшего возраста. В первом полугодии

    жизни условные рефлексы вырабатываются быстрее, чем в период

    новорожденное™, и становятся более прочными. Условно-рефлек-

    торная деятельность в возрасте от года до 3 лет характеризуется не

    только выработкой отдельных условных рефлексов, но и формирова-

    нием динамических стереотипов, причем часто в более короткое время,

    чем у взрослых. У ребенка 2 лет вырабатывается огромное количество

    условных рефлексов на соотношение величины, тяжести, удаленности,

    окраски предметов. Этот вид условных рефлексов является основой

    понятий,- Системы условных связей, выработанные в это время, отлича-

    ются особой прочностью. Большинство из них сохраняет значение в те-

    чение всей жизни человека. В возрасте 3-5 лет совершенствуется услов-

    но-рефлекторная деятельность, увеличивается число динамических

    стереотипов. Возрастная группа 7-11 лет характеризуется быстрым

    упрочением условных рефлексов, их устойчивостью к внешним воздей-

    ствиям. В это время при образовании рефлексов на комплекс после-

    довательно действующих раздражителей условная реакция вырабаты-

    вается сразу на весь комплекс. В 12-18 лет существенно изменяется

    условно-рефлекторная деятельность подростков. В 13-15 лет ско- рость образования условных рефлексов на непосредственные (зри-

    тельные, звуковые и тактильные) раздражители возрастает, в то время

    как процесс образования условных рефлексов на словесные сигналы

    затруднен. В 17-18 лет нормализуется высшая нервная деятельность,

    организм считается созревшим.

    35. Коммуникативное поведение. Невербальное и вербальное коммуникативное поведение. Нейрофизиологические основы речевой деятельности. Развитие речи у детей.

    36. Ощущение, восприятие: нейрофизиологические механизмы, возрастные особенности.

    37. Нейрофизиологические механизмы внимания. Возрастные особенности внимания детей и подростков.

    38. Мотивация, эмоции, их роль в формировании поведения ребенка. Внешнее проявление эмоций у детей разного возраста. Роль положительных и отрицательных эмоций в процессе воспитания и обучения ребенка.

    39. Память, виды, нейрофизиологические механизмы. Возрастные особенности развития памяти у детей.

    40. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Характеристика основных типов высшей нервной деятельности. Особенности высшей нервной деятельности детей и подростков.

    41. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность ребенка к школе.

    Напоминаем, что поведение высших позвоночных животных, и в их числе собаки, складывается из трех различных по генезису составляющих: врожденного поведения, приобретенного поведения и элементар­ной рассудочной деятельности.

    Первый компонент - врожденное поведение - свойственен для вида в целом. В норме любая собака; данной породы и пола обладает одним и тем же ком­плексом врожденных реакций. Однако отнюдь не все­гда все изначально заложенные реакции смогут про­явиться в полном объеме. Кроме того, если рассмат­ривать врожденное поведение как некую программу действия, то окажется, что многие ее части включа­ются не одновременно, а лишь с наступлением опре­деленного возраста при наличии внешних и внутрен­них факторов. Ряд сложных наследственных поведен­ческих программ могут не включиться или не проявляться во всем объеме в отсутствие определенных благоприобретенных реакций.

    Второй компонент - приобретенное в ходе инди­видуального развития поведение (обучение). Понятно, что в этой области различия между животными даже одной породы будут максимально велики. Не следует воспринимать условный рефлекс только как класси­ческий, или павловский рефлекс, который образует­ся при сочетании во времени двух раздражителей, обычно индифферентного и безусловного.

    В ходе жизни чаще образуются сложные рефлек­торные цепи, включаемые не только безусловными, но и условными стимулами. Очень большое значение имеет подражание, когда одно животное обучается воспроизводить условный рефлекс другого. Так, при традиционном содержании пастушеских собак-волко­давов приемам простейшего управления стадом они обучаются не столько от пастухов, сколько от других собак.

    Следует отметить, что если скорость выработки ус­ловных рефлексов примерно одинакова у разных пород (строго говоря, практически константна для разных видов позвоночных), то вот быстрота разрушения этих временных связей различается очень сильно. Подроб­нее обучение рассмотрено в отдельной главе.

    Рассудочная деятельность (РД), как это уже гово­рилось, является особой формой поведения, отлич­ной от двух других.

    При повторах ситуации рассудочная деятельность уже не применяется, решение задачи происходит на условно-рефлекторном уровне. Понимать это отличие РД принципиально важно. Очень часто владельцы го­ворят о том, что собака подумала и сделала то-то или то-то. В подавляющем большинстве случаев ни о ка­ком проявлении рассудочной деятельности нет и речи. Собака просто выполнила некий привычный пове­денческий акт. Когда собака «задумывается» при пода­че знакомой команды, суть дела не в том, что она «думает», как лучше выполнить приказ, а в отвлече­нии, неповиновении, в недоведении вырабатываемо­го условного рефлекса до полного автоматизма (к это­му вопросу мы вернемся отдельно, говоря о дресси­ровке).

    Врожденный компонент, обучение и рассудочная деятельность имеют разные нормы реакции. Понятие о норме реакции - основное положение генетики, с позиций которой рассматриваются взаимоотношения индивидуально приобретенного и врожденного в фор­мировании фенотипа. Наследуются не определенные количественные признаки организма, а лишь опреде­ленные нормы его реакций.

    Генотип не меняется под влиянием внешней сре­ды в процессе онтогенеза. Фенотип формируется в ре­зультате взаимодействия генотипически обусловлен­ных норм реакций и тех внешних условий, в которых развивается животное.